Собственный рост и развитие — психология

Развитие и рост личности — в психологии, процесс, теории, методики

Собственный рост и развитие - психология

Так называемый личностный рост – это совокупность всех процессов самосовершенствования любого индивида, которые направлены на воплощение в нем того человека и идеала, к которому стремится его собственно «Я».

Говоря иными словами, развитие и рост личности – это стремление к своему идеальному образу. Все сопутствующие этому движению факторы, комфортные для развития условия, которые делают приближение к цели максимально активным, также называются личностным ростом.

Совершенствование представляет собой наиболее значимый смысл жизни и деятельности любого человека. Как процесс, развитие делает возможными какие-то определенные изменения в своем характере, опыте, навыках и умениях. Совершенно понятно, что личностный рост у каждого субъекта является уникальным и неповторимым, так как представление об идеальном «Я» у каждого индивидуума свое.

Личностный рост в психологии

Саморазвитие в качестве инструмента личностного роста заключается в постоянном и непрерывном повышении субъектом собственного потенциала. Потенциалом при этом принято считать определенную систему личностных характеристик и ценностей индивидуума.

То есть, речь идет о конкретном наборе индивидуальных способностей человека сохранять определенные внутренние ценностей, содержать свою мотивацию и целеустремленность в соответствии друг с дружкой.

Потенциал – это тот показатель, который дает возможность принимать определенные решения и не только регулировать свою деятельность самостоятельно, но исходить при этом из личных критериев возможностей ее применения.

В первую очередь рост личности подразумевает победу над определенными качествами своей индивидуальности, которые рассматриваются как «слабости». Это может быть определенный страх, фобия, комплекс, нерешительность… Все то, что представляет собой преграду на пути к достижению и формированию «Я» идеального.

Личностный рост в психологии рассматривается как самостоятельное развитие индивидуума, целью которого является потребность стать лучше, чем в настоящее время. При этом стоит отметить, что данный процесс является своеобразным эмоциональным трудом, задающим постоянный темп работы индивидуума над самим собой.

Конечно, эффективность развития и роста личности во многом зависит от собственных усилий индивидуума.

Однако, одних только этих усилий недостаточно, так как требуется еще доброжелательная атмосфера вокруг индивидуума, который задается определенной целью.

Внешние факторы, а также настроение и оценка окружающих, могут подавить мотивацию и целеустремленность субъекта к формированию идеального «Я», буду настроенными критично в отношении его идеалов.

Человек, который ставит перед собой целью увеличение своего потенциала, стремится не только к обычному общению и контакту с окружающими его людьми, а всячески добивается совместного взаимодействия.

В общении с окружающими такой субъект становится достаточно открытым, выражает непринужденность и раскованность.

При этом он также не утрачивает взгляда на реальность, демонстрирует активные позиции и гибкость в разрешении возникающих проблем или конфликтов.

перейти наверх

Теории личностного роста

В настоящее время существуют различные теории личностного роста. Все они рассматривают не только процесс развития и формирования «Я» идеального, но также влияющие на него факторы и различные предпосылки.

К примеру, существует теория, в основе которой лежит «бихевиоризм». Она рассматривает концепцию того, что изначально у всех людей наблюдается одинаковый потенциал с момента рождения. Это сводит на «нет» определение врожденных талантов и уникальности, а все наблюдаемые индивидуальные черты зависят от того, в каких условиях развивался субъект.

Также отмечают экзистенциональную теорию, заключающуюся в том, что любой рост личностных характеристик субъекта основывается на процессе самопознания. Как результат – индивидуум достигает определенной внутренней гармонии, посредством которой меняются его взгляды на мир и свое поведение.

Тем не менее, наиболее популярной в настоящее время является теория «неизбежного позитива». Она базируется на постулате о том, что каждый субъект изначально наполнен бесконечным потенциалом. Из-за такого количества потенциал буквально рвется наружу, однако его реализация возможна только при наличии определенных факторов и условий.

При этом нет разницы, являются ли эти события положительными или отрицательными. Название теории подразумевает тот факт, что с ее точки зрения позитивные изменения в личности происходят при любых условиях и событиях.

перейти наверх

Процесс саморазвития

Саморазвитие представляет собой самостоятельный процесс, который всегда осуществляется в каждом человеке.

Оно делает возможным формирование адекватной самооценки субъекта, которая позволяет принимать верные решения в случае столкновения с определенной жизненной преградой.

Процесс саморазвития – это анализ самого себя, создание новых стратегий для достижения индивидуальных целей и выполнение всех требований, нужных для их воплощения в жизнь.

Саморазвитие и личностный рост неразрывно связаны между собою, представляя главный смысл жизни каждого индивидуума. Только благодаря этим двум процессам, человек совершает некоторое развитие, переходит на новый виток. Если они не осуществляются по каким-либо причинам, происходит обратный процесс, именуемый деградацией.

По сути, самопознание и саморазвитие осуществляется индивидуумом на протяжении всей его жизни с момента формирования понятия личного «Я». По мере протекания этих двух процессов.

С личностью происходят некоторые изменения, которые заключаются в расширении его кругозора, мышления, навыков.

Постепенно формируется понимание, что саморазвитие представляет собой бесконечный уникальный процесс, который не только позволяет видеть мир и происходящее в нем целиком, а не в частности. Он делает жизнь интересней и насыщенней.

перейти наверх

Методики личностного роста

Конечно же, первым делом на путь к саморазвитию толкает осознание и принятие того факта, что текущее положение дел и состояние субъекта не устраивает его самого. Отмечается колоссальное отличие «Я» реального от «Я» идеального и появляется желание изменить себя. Так какие методики личностного роста позволят добиться приближения к своему идеальному образу?

Среди всех доступных методов зачастую отмечают ознакомление со специализированной литературой или видеоматериалами. Несмотря на некоторую «банальность» способа, он является достаточно эффективным.

В настоящее время специалистами создано большое множество обучающих материалов, которые могут представлять собой постоянное целенаправленное воздействие на мотивацию личности.

А ведь это лежит в основе успешной работы над самим собой.

Если самостоятельного обучения недостаточно, рекомендуется посещать специализированные тренинги и курсы, проводимые в вашем городе.

Такой метод может быть достаточно эффективным, однако, не стоит забывать о его главной отрицательной черте: коллективные занятия лишены специфической индивидуальности подхода, которая очень важна в данном случае.

Исходя из этого, можно отметить, что наиболее оптимальным вариантом представляются индивидуальные занятия со специалистом – психологом или психотерапевтом.

Не стоит забывать, что любой этап жизненного роста базируется на конкретной цели. Говоря иными словами, правильно поставленная и четко видимая цель является одним из решающих факторов для движения вперед.

Существующие методики и даже индивидуальные занятия представляют вам стандартные модели развития личности.

Необходимо понимать, что они эффективны лишь на первых этапах, а дальнейшее саморазвитие возможно лишь в условиях сочетания их с вашими личными идеями и стремлениями.

Источник: http://PsyTheater.com/razvitie-i-rost-lichnosti.html

Соотношение понятий «рост» «развитие» «созревание». Основные характеристики психического развития человека

Соотношение понятий «рост» «развитие» «созревание». Основные характеристики психического развития человека

Ключевое понятие ВП – понятие «развитие». Развитие — это процесс необратимых направленных по восходящей закономерных изменений, приводящих к возникновению количественной, качественной и структурных преобразований психики и поведения человека. Созревание-это процесс, течение которого зависит от унаследованных способностей индивидуума.

Рост— процесс количественных изменений в ходе совершенствования психической функции или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или системы в целом. Развитие — это сочетание и роста и созревания, для реализации общей направленности (единая линия развития).

Это многоплановое движение по восходящей линии, оно детерминировано (обусловлено) общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием соцсреды.

Развитие осуществляется по типу колебаний и имеет две фазы : катаболизм (процесс распада соединений) и анаболизм (процесс образования соединений в новые вещества). В целом, развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий к более высоким способам действий.

Основные свойства развития, отличающие его от других изменений, является: — необратимость – способность к накапливанию, надстраиванию изменений; — направленность – способность к наличию единой линии развития; — закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Развитие обусловлено (детерминировано) общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием социальной среды.

Развитие осуществляется по типу колебаний.

В целом развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий, через временное предвосхищение более высоких способов действия и возвращения на более низший уровень.

Источником развития является общество, именно оно ставит задачи развития, определяет набор деятельности человека и определяет возможности развития человека. При этом природные свойства человека являются органическими предпосылками данного процесса.

Психологическими предпосылками развития являются условия восприятия и конкретной реакции на взаимодействия с внешним миром.

Движущими силами развития являются противоречия: — между возрастными физиологическими и психическими возможностями человека и сложившимся взаимодействием с окружающим миром; — между внешней социальной ситуацией развития и внутренней позицией человека: — между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни. Факторы развития: наследственность; среда; время; активность; познание; общение; труд.

 Возраст и критерии его выделения. Необходимость различия хронологического (паспортного), биологического (органической зрелости), социального и психологического возраста.

Возраст – это конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического и психологического развития, имеющая свою структуру и динамику. Психологический возраст

Источник: http://agespsyh.ru/vozrastnaya-psikhologiya-psikhologiya-razvitiya/25-sootnoshenie-ponjatij-rost-razvitie-sozrevanie.html

Рост и развитие личности

Рост и развитие личностиГлавная > Общество > Рост и развитие личности

В современном мире, впрочем, как и в древние времена, достигнуть тех или иных высот с нуля могут далеко не многие люди. Не то, чтобы успех не приходит к остальным, но имеется в виду именно реальный успех, т.е.

когда человек достигает своей цели, пройдя через различные испытания, невзгоды, несмотря ни на что. Конечно, вы можете, к примеру, просто выиграть в карты в дурака, играя со своими друзьями одним из вечеров. И это будет тоже успех. Но речь не о таком небольшом успехе, а о действительно великих делах.

Таких делах, которые заслуживают всяческого уважения, а зачастую и зависть окружающих. Да, впрочем, и мелкие успехи тоже входят в этот список.

Почему сейчас так модны и востребованы различные тренинги личностного роста? Потому что, очевидно, есть в них потребность у некоторых людей. У того, кто хочет чего-то в жизни добиться, но у него не получается. У того, кто не плывет по течению, а хочет чего-то большего, чем простая жизнь работяги.

Чаще всего это желание развития зависит от материальных факторов, т.е. люди хотят не сколько развития личностного, сколько материального. Красивую жизнь, яхты, курорты, молодых красавиц рядом с собой и т.д. Люди хотят жить красиво. На этом и спекулируют различные коучи на тренингах.

Уверяя, что прослушая их лекции, вы непременно станете богатыми и успешными альфа-самцами. Женщины будут так и липнуть к вам, мужчины уважать, а деньги водиться. От своей природной жадности, лени и желания получить всё и сразу люди клюют на такие уловки и записываются на тренинги.

Позволяя, при этом, неплохо зарабатывать их авторам.

Но авторы этих тренингов пользуются несложными способами коллективного гипноза, при котором человек, под воздействием окружающих, начинает делать то, что говорит коуч.

Коучи внушают им, что они самые лучшие и они все могут, но при попытке воплотить эти навыки на деле человек фрустрирует оттого, что ведь он реально считает себя успешным, уверенным в себе, но дела так и не идут в гору, девушки не липнут, и мужчины всё так же не уважают.

Но ключ к любому успеху уже давно выведен в простейшей формуле и широко используется людьми. Чтобы добиться успеха в том или ином деле — нужно катастрофически много трудиться над этим. Нужна сильная воля, которая не будет позволять спасовать при первых же трудностях, а заставлять продолжать начатое, во что бы то ни стало. Ну, и знаменитая формула: «Терпение — залог успеха!»

Терпеливо ждать, усердно трудиться и не останавливаться перед сложностями — это и есть всё, что нужно знать для достижения успеха. Другое дело, что иной раз это даётся все очень трудно. Но ведь чем сложнее путь — тем слаще победа!

Но в чем же суть личности в формировании успеха? Почему тренинги называются тренинги личностного роста? Потому что авторы их знают, насколько важна для достижения тех или иных целей именно личность человека. Ведь именно личность и есть показатель успешности.

Понятно, что термин «личность» можно употреблять и к совсем слабым, беспомощным людям. В криминалистике ещё любят «устанавливать личность». Поэтому для обозначение важности и высокой степени этот термин можно употреблять с заглавной буквы, тем самым показывая, что это не просто человек из серой массы, а действительно Личность.

Читайте также:  Как приучать к формату - психология

При этом я нисколько не хочу оскорбить тех, кого можно отнести к серой массе людей. Все люди разные, и каждому своё. Но речь идёт именно о тех, кто действительно желает быть сильным и добиваться своих смелых целей.

Существует термин «Культ личности», который в свое время широко использовался для описания политического строя при И. Сталине. Сторонники же сталинизма на критику отвечали следующее: «Ну был культ личности, согласен, но ведь и Личность же была!»

Если не было бы Личности у того или иного правителя, его успехи в управлении тем или иным государством были бы ничтожны. Я не буду здесь давать каких-либо характеристик тем или иным правителям, но хочу указать на сам нюанс наличия Личности. Далеко не всегда эти личности были гуманны или вели себя даже кровожадно, но речь о самой значимости Личности того или иного человека.

Получается, чтобы добиться успеха в действительно сложном деле, нужно сначала себя превратить в Личность, т.е. самому стать личностью. Значит, величина успешности имеет прямую зависимость от величины личностного роста. Чем более твоя личность развита и сильна, тем большего успеха ты можешь добиться. Т.е., другими словами, Личность — это показатель успешности.

Что представляет из себя Личность сильного человека? Самое главное отличие от простых смертных в том, что развитая Личность имеет вектор развития. Т.е.

она готова развиваться постоянно, не останавливаясь ни перед чем, тогда как у простого дворового гопника личность не развивается совсем.

Тело его претерпевает физиологические изменения, стареет, но его разум стоит на месте, остановившись в каком-то возрасте. Значит, такая не развивающаяся личность не имеет векторной направленности.

Если взглянуть на уже успешных людей: известных артистов, спортсменов, бизнесменов, ученых и т.д. — то сразу видно невооруженным глазом, что каждый из них является специалистом в своём деле. Известный кардиохирург отлично выполняет операции на сердце.

Бизнесмен владеет крупной компанией, и его бизнес процветает. Спортсмен — победитель различных соревнований и т.д.

Каждый из них посвятил свою жизнь какому-то делу и делает его настолько качественно, что именно это заставляет других людей его уважать и завидовать ему.

Естественно, такие люди имеют хорошую материальную обеспеченность. Но если бы они зацикливались на том, что они хотят много денег, то им бы не удалось достичь успеха в этом своём деле по одной простой причине.

Всегда, когда пытаешься добиться успеха, то натыкаешься на трудности, которые мешают тебе сделать это. При этом может падать мотивация и одолевать уныние.

И если каждый раз, при каждой трудности пасовать, то тогда нельзя достичь вообще никакого успеха. Ни в чём.

Тогда невозможно стать хоть кем-то. Тогда человек способен пополнять ряды серой массы.

Поэтому при развитии личности важно иметь или найти какое-то дело, которое настолько сильно вас поглотит, что вы достигнете в нем небывалых высот.

Будь то спорт, бизнес, наука, искусство, какое-либо рукоделие или что-нибудь иное. Не важно. Главное — иметь нечто, в чем вы сможете быть первоклассным специалистом.

После этого вы будете иметь и материальное обеспечение, и любовь женщин, и уважение мужчин. И это всё так просто, однако, многие люди не понимают этого или просто не хотят ничего делать. Есть и такие.

Одно дело, когда ты хочешь, но не можешь и не знаешь, как, а другое, когда ты и не знаешь, и даже не хочешь ничего знать.

Тебя устраивает твоя скучная жизнь в виде пустого времяпровождения с каким-то жизнезаменителем: телевизор, компьютерные игры, алкоголь и прочее (много их).

Как же можно развивать свою личность, если тренинги по сути просто вымогают деньги и время? Развиваться самостоятельно. Как мы уже выяснили, для того, чтобы стать человеком, чтобы стать действительно Личностью, нужно для начала разобраться с тем, а чем, собственно, я должен заниматься.

Но именно этот вопрос для многих очень сложный. Много людей, находящихся в поисках себя, которые не могут найти себе место, не могут найти цели. Берутся за одно — неинтересно, пробуют другое — тоже неинтересно. Спрашивают себя: а что же тогда мне интересно? — и не получают ответа. Ничего! Ничего не интересно.

И таких людей много.

А в чем проблема такого безрезультатного поиска? А проблема в мотивации! Проблема психологического характера. Человек, пока рос, не получил должного воспитания от своих родителей по тем или иным причинам. И во взрослом возрасте не имеет особой тяги к свершению каких-либо дел. Вот мы и выяснили причину.

Ведь человеческая личность начинает формироваться не в 20 лет, а гораздо раньше — в самом раннем возрасте, когда он проводит все время со своими родителями, а потом воспитателями детсадов и учителями. Но при наших реалиях родители очень часто не уделяют ребёнку должного внимания.

Имеются в виду не просто «сюси-пуси-кушай кашку», а попытки научить его чему-то.

Ведь что такое воспитание? Многие люди под воспитанием понимают материнскую заботу. Накормить, одеть, обуть, доставить в детсад/школу и прочее. Т.е. сугубо бытовые мелочи. Однако воспитание не стоит путать с заботой. Воспитание — это передача своего опыта младшему поколению. Т.е.

когда родитель обучает чему-то своего ребенка. Поэтому так называемых воспитателей детсадов зря так называют, ибо они толком-то ничему там не учат. Это не воспитатели, а надзиратели. Они, по сути, просто следят за ребенком, за его бытовыми нуждами, чтобы он не лазил куда не следует, вовремя ел, спал, т.е.

просто присматривают за детьми, когда родители не могут.

Поэтому многие нерадивые родители искренне считают, что, утолив его бытовые нужды, включив мультик на телевизоре, накормив, обув, одев, они выполняют свой родительский долг. И ребенок вырастает бездарью.

Воспитание же предполагает передачу своего опыта. А так получилось у нас, у млекопитающих, что процесс обучения у детей происходит путем копирования поведения более старшей особи, которая пользуется каким-либо авторитетом у ребенка.

Проще говоря, ребенок копирует поведение своих родителей.

Помните, что узников концлагерей тоже кормили и одевали, при этом их личности никому не были важны, их содержали «на убой». Поэтому мало только кормить и одевать детей — их нужно еще воспитывать.

У всех животных родители занимаются воспитанием своих детёнышей, учат летать, охотиться, учат жить и выживать в мире самостоятельно, и только наши, человеческие бестолковые родители, считают, что достаточно запихать в них какой-либо еды и дать в руки планшет с играми! Ведь даже щенков хозяин и то воспитывает, дрессирует!

Если его отец сильный, уверенный в себе мужчина, то и сын вырастает сильным, волевым человеком. Если мать любит закатывать истерики, вечно всем недовольна и вообще — стерва, то и дочь вырастает стервозной мегерой.

Мы копируем поведение своих родителей, и если наши дети вырастают «плохими», то в большей мере это наша с вами вина, а не их (детей). Мы виноваты в этом.

Значит мы вели себя, как животные, хотя и животные ведут себя лучше!

Поэтому вернемся к развитию личности и поиску себя. Отсутствие мотивации обуславливается той пустотой внутри нас, которую не смогли восполнить наши родители во время нашего роста. Ведь посмотрите на детей богатых людей. Нет, не наших горе-олигархов, сколотивших свое состояние на преступной приватизации 90-х годов, а на действительно богатых людей.

Которые проходят обучение в престижных заведениях. К примеру, дети известных компьютерных гигантов, вроде Билла Гейтса, вообще даже почти не пользуются компьютерами. Вы вряд ли их встретите сидящими за компьютерными играми. Да, конечно, дети есть дети и шалости ни кто не отменял.

Но что имеют их родители на выходе? Какими людьми вырастают их дети? Они знают по нескольку иностранных языков, умеют играть на музыкальном инструменте, разбираются в точных и гуманитарных науках. Проще говоря, из них готовят лидеров, готовят образованных интеллигентов, из них куют Личности, а не серую массу.

Изначально эти дети были рождены для этих больших целей, а не просто по пьяни были зачаты на какой-то вечернике.

Они развиваются умственно, физически, культурно и нравственно. В наш-то информационный век столько доступной информации — бери её практически бесплатно! Но родители все равно плюют на своих детей. Им некогда. Они зарабатывают деньги.

Они, бедные и несчастные, вынуждены вкалывать на двух работах, чтобы прокормить семью. У них столько дел, и туда надо успеть, и сюда.

Или, точнее, якобы прокормить семью, а на самом дели они просто пытаются от них таким образом избавиться и уделяют время себе, чтобы обеспечить свои «хотелки»:

  • купить дорогой (или не обязательно) автомобиль, или сменить на новый, более дорогой, «ведь не всю жизнь же на нём ездить! Нужно ведь к чему-то стремиться!»;
  • сделать дорогой ремонт в квартире, а то «у соседей вон как красиво!»;
  • купить ещё одну квартиру в ипотеку, при этом потом 15-20 лет горбатиться на банк;
  • съездить на курорт, ведь долгожданный отпуск наступил, и «как там без меня в Турции-то?!»;
  • отдохнуть с друзьями,по тусоваться в клубе/баре/в гостях, как все взрослые люди, мы же устали после работы! Имеем право!;
  • тупо сидеть возле телевизора или монитора.

А что дети? А дети пусть учат свои уроки, а нам некогда, мы заняты! Учить вместе с ними — нет сил, у меня был очень сложный день, я устал. И реально, такой образ жизни выматывает сильно. Можно, например, переехать в деревню и заняться фермерством.

Поэтому и получается, что у человека внутри пустота. Он вроде бы и хочет чего-то, но не знает, чего. Не от чего оттолкнуться, не к чему придраться.

Просто пустота, которую он восполняет различными заменителями жизни: валяется перед экраном, пьёт пиво с друзьями, играет в компьютерные игры, пропадает на работе, занимается различной бессмысленной деятельностью, чтобы хоть как-то скрасить свою внутреннюю пустоту.

Ну, а что делать сейчас? Вот и бегут такие люди на различные тренинги, думают, что их личность сразу вырастет — и они добьются успеха, станут наравне с владельцами крупных корпораций. Но ничего не получается. Не становятся они такими, а голова всё больше наполняется иллюзиями.

В таком случае надо идти к психологу и прорабатывать в себе все эти недочеты. Можно и самому, но так дольше.

По индивидуальным советам и рекомендациям психолога работать над мотивацией, анализировать своё прошлое, свои прошлые недочеты, ошибки, искать их корни и прорабатывать их.

Для начала нужно вычистить всю грязь, которая накопилась в человеке за все эти годы, а только потом думать над успехом. Для того, «чтобы в ведро налить чистой воды, для начала нужно вылить грязную, и почистить его».

До- и постперестроечные времена, лихие девяностые и нулевые — всё одно — Период перемен. Как гласит древняя китайская пословица, «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Когда нет стабильности, то человечество мечется из угла в угол. Старые институты рушатся, а новые еще не созрели. Так и на простом люде отражается всё это.

Однако, как бы оно ни было, при любых условиях всегда можно находить время на своих детей. И пусть даже голод и недоедание, как нередко бывало в истории, но и в эти времена люди становились людьми и Личностями. Отсюда следует, что на формирование личности ребенка от родителей требуется совсем простая и бесплатная вещь — внимание.

Но не просто внимание глупых матерей и отцов, по принципу «сюси-пуси», а реальные попытки обучения на своем опыте.

Олег Приходько

Источник: http://VolnomuVolya.com/rost-i-razvitie-lichnosti.html

Базовые определения развития

Базовые определения развития

Поиск Лекций

Развитие это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность .

Читайте также:  Развитие эмоциональной выразительности - психология

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии .

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание » и «рост ». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания.

Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития.

И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1977).

Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной теории созревания А.

Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось, что возникающие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А.

Гезелл подчеркивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадлежит решающая роль. В чем же состоит отличие этих понятий от понятия «развитие»?

Созревание и рост

Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире – биологический) аспект психического развития. Созревание – это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума», – писал К. Коффка (1934, с. 29).

Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частности, Г.

Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции» (2000, с. 18).

Рост – это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений – это рост», – уточняет Д. Б. Эльконин (1989).

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост – изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений. На это указывал еще С. Л.

Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития (курсив наш. – В. А.

): он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 74).

Развитие– это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Необратимость– способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность– способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Закономерность– способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Генетическая психология– изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.

Сравнительная психология– изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных.

Психогенетика– изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

Психология развития– изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

Акмеология– изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

Созревание– процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.

Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.

Рост– процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Глава 2

Источник: https://poisk-ru.ru/s42086t1.html

1.2. Понятие «развитие» — Возрастная психология — Конспект лекций

1.2. Понятие «развитие» - Возрастная психология - Конспект лекций

1.2. Понятие «развитие»

Данное понятие включает некое изменение, возникновение но­вых способностей, усовершенствование. Любое ли изменение явля­ется развитием? Соотнесем три понятия: рост, развитие и созрева­ние. Это разные процессы, хотя они и взаимосвязаны и переплете­ны между собой.

Рост — количественные изменения, увеличение размеров, фун­кциональных возможностей отдельных органов, их системы, орга­низма в целом.

Развитие — процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие —это всегда развитие систе­мы, новое качество возникает только как преобразование системы. Соответственно, объект развития — система, а не изолированный элемент.

Созревание — запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созрева­ние включает количественные и качественные изменения.

В реальной жизнедеятельности и психическом развитии чело­века эти три процесса тесно переплетены. Однако в исследователь­ских целях они должны быть абстрагированы и разведены. Разви­тие осуществляется в условиях созревания, с необходимостью пред-

12 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

полагая в онтогенезе генетически запрограммированные измене­ния. Созревание создает необходимые предпосылки и лимитирует развитие. Созревание — объективный процесс, ограничивающий и одновременно создающий возможности развития. Развитие основа­но на количественных изменениях, которые являются основой ка­чественных преобразований.

Обратимся к пониманию развития в философии, чтобы выде­лить основные характеристики этого понятия.

1.         Качественные изменения развития. Понимаются как пере­ ход от одного качественного состояния в другое. Например, мышле-­ ние развивается от наглядно действенного к наглядно образному и словесно-логическому.

2.    Необратимость развития на основе преемственности из­ менений. Необратимость развития означает, что вернуться в про-­ шлое — детство, отрочество — мы не можем. Так, в период кризиса 40-45 лет необходимо принять символическую смерть молодости.

В развитии есть движение вперед, но нет возврата назад. Однако мы можем мысленно вернуться в свое прошлое, реконструировать и переработать его — на этом построен психоанализ и психотера­- пия.

Преемственность означает, что в развитии качественное, нео-­ братимое преобразование сочетается с сохранением и стабильнос-­ тью. Например, понятие «эго-идентичность» означает сохранение тождественности и преемственности Я, несмотря на все происходя-­ щие изменения.

Структура эго-идентичности составляет стабиль-­ ную основу личности. Развитие всегда предполагает некую стабиль-­ ность. Виды стабильности представлены в таблице 1 [119].

Графическое представление видов стабильности

Таблица 1

Виды стабильностиГрафическое представление
СтабильностьНестабильность
Абсолютное постоянство (инвариантность)ПостоянствоИзменения
Стабильность регулярности явленийРегулярность * * * * * * * * * * * *Нерегулярность•А-  ***  ** *  ***  **

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии «13

Продолжение табл. 1

Виды стабильностиГрафическое представление
СтабильностьНестабильность
Регулярность формы. Пример: график отра­жает изменение объе­ма памяти с возрастом. В простой форме есть закономерность, в сложной ее нетПростая формаСложная форма
Сохранение индивидуальных различий (дифференциальная стабильность). Пример: мы измеряем коэффициент интел­лектуального разви­тия у разных испыту­емых, график свиде­тельствует о том, что у испытуемого «А» са­мый низкий интеллект и с возрастом по отно­шению к другим ис­пытуемым это отно­шение не меняетсяСтабильность различийНестабильность различий
Стабильность, как соответствие «норме» развития Идеальная кривая «нормы» (сплошная линия) Экспериментальная, реальный ход развития (штриховая линия)СоответствиеНесоответствие

3. Специфичность объекта развития. Что именно развивается? Психика, память, внимание, ребенок, индивид, индивид в системе социальных связей? Существует два подхода в понимании объекта развития:

14 ■ Возрастнаяпсихология. Конспектлекций

■       в традиционной классической психологии объектом развития выступает индивид (его психика или сознание);

■        в культурно-историческом подходе объектом развития являет-­ ся человек в системе его социальных отношений, развивается не изолированный индивид, а субъект (ребенок) в системе соци­- альных связей и отношений. Этот подход представлен в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запо-­ рожца и зарубежных исследователей У. Бронфенбреннера, М. Ко- ула.

4.  Структура или механизмы развития (схема 1). Составляет конечную цель исследования закономерностей психического раз­ вития. Структура развития включает:

объект, развития в исходном и конечном состояниях;

условия развития, обеспечивающие закономерный переход объек­та из исходного в конечное состояние (совокупность факторов и условий, влияющих на процесс развития).

5.  Направленность развития. Различают два вида направлен-­ ности развития: прогрессивную и регрессивную. Прогрессивное развитие предполагает переход от структуры низшего порядка к структуре высшего порядка, а регрессивное развитие — наоборот. В норме преобладает прогрессивное развитие. Причины и ход рег­- рессивного развития личности изучает клиническая психология.

Условие1
Условие2
Условие3
Объект развития в исходном состоянии
*■
Объект развития в промежуточном состоянии
__ ^.—> >L____________
Объект развития в конечном результате

Схема 1. Структура развития

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии 15

Регресс в старости не обязателен. В традиционной психологии психическое развитие в старости понималось как исключительно регрессивное.

В современной психологии развитие на любой возра­стной стадии рассматривается как процесс, сочетающий моменты прогресса и регресса, но в разном соотношении — всевозрастной подход П. Балтеса [7]. К старости удельный вес «потерь» увеличи­вается.

Сегодня существует понятие эффективного или успешного старения, в рамках которого процессы прогрессивных изменений преобладают над регрессом. Э. Эриксон рассматривал период ста­рости как возраст обретения мудрости.

6.   Источник развития. Представляет собой внутреннее проти-­ воречие; развитие понимается как самодвижение. В отечественной психологии источником развития выступает противоречие между социальной ситуацией развития ребенка и психологическими но­ вообразованиями в личностной и умственной сферах (Л. С. Выготс­- кий).

7.   Формы развития. Различают две формы:

■        эволюционную — медленные, количественные изменения;

■        скачкообразную (революционную), фундаментальные преобра-­ зования в относительно короткие периоды времени, т. е. разви-­ тие через кризисы.

Кризисы в психологии являются особой проблемой, суть кото­рой — природа (причины возникновения) кризисов и их норма­тивность. До работ Л. С. Выготского считали, что кризис в онтоге­нетическом развитии — нарушение развития, «болезнь» развития.

Согласно этой позиции, кризисы рассматривались как нечто ино­родное по отношению к процессу развития, определенные наруше­ния которых можно избежать при разумном воспитании.

Сегод­ня признано, что кризисы — необходимое звено в развитии, транс­формации и совершенствовании личности. Если раньше изучались преимущественно кризисы детства и отрочества, то сегодня норма­тивность кризисов признается и в отношении зрелых возрастов. Например, Д.

Левинсон изучал кризис крушения «розовой мечты» (27-30 лет) и кризис 45 лет — самый сложный и яркий кризис зре­лости.

8.  Стадиальность развития. Означает, что каждая стадия раз­ вития включает прошлое, т. е. сохраняет стабильность, и генериру-­ ет новое, является основой для возникновения нового качества. Ста-­ диальность понимается как единство прерывности и непрерывнос-­ ти психического развития человека.

16 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Источник: http://bookwu.net/book_vozrastnaya-psihologiya_1232/5_1.2.-ponyatie-razvitie

Личностное развитие (personal growth)

   «Личностный рост» — выражение из разряда психологии и на сегодняшние время довольно широко используется в разных психофизиологических направлениях. Понятие о личностном росте основывается на позитивном восприятии человеческой природы и возможности развития внутри-личностного потенциала(личной эффективности).

Личностное развитие человека

 Личностное развитие человека(или тот же личностный рост) — это прежде всего стремление верить в себя и в свои силы, а также постоянное, сильное и упёртое движение навстречу к своему желанию.

Вообще, как на меня, постоянное движение вперед и преодоление всех преград возникающих на пути к цели — это, по своему принципу, и есть личностный рост в самом чистом виде, но тем не менее, для полного и равномерного развитие разносторонней и эффективной личности есть и более функциональные формулы. Одну из них мы сейчас и рассмотрим.

Эту формулу написал и использовал Наполеон Хилл. Он же и постоянно ее перечитывал, чтобы внушить и развить в себе все нужные качества успешных людей.

Формула личностного развития от Наполеона Хилла

  1) Я знаю, что способен достигнуть своей жизненной цели, поэтому я разрешаю себе спокойную уверенность и позитивный настрой, которые обязательно приведут меня к желаемому результату. А также требую от себя настойчивых, непрерывных усилий на пути реализации своих желаний.

Здесь и сейчас я обещаю сделать все, что в моих силах и даже больше, для осуществления моей мечты   2) Я отдаю себе отчет в том, что мысли, преобладающие в моем сознании, всегда будут воспроизводиться во внешних действиях и постепенно воплотятся в действительность.

Читайте также:  Методы мышления, или как думать, чтобы придумать? - психология

Поэтому по тридцать минут ежедневно я сосредоточиваюсь на создании в себе такого человека, каким я хотел бы стать, рисуя в воображении четкий мысленный образ.

3) Я знаю, что любое желание, которое я настойчиво культивирую в своем сознании, в конечном счете, находит выражение в практических средствах его осуществления. Поэтому десять минут ежедневно я посвящаю укреплению уверенности в себе и в своих силах.

4) Я четко сформулировал главную цель моей жизни и не оставлю стараний, пока не добьюсь уверенности в себе, необходимой для ее достижения.

5) Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть долговечными, если они не основаны на правде и справедливости. Поэтому я не обременю свою совесть сделками, которые не принесут выгод всем ее участникам.

Я добьюсь своего, привлекая на помощь силы, которые хотел бы использовать, и сотрудничая с другими людьми. Я постараюсь убедить их помочь, продемонстрировав свою готовность помочь им.

Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм, совершенствуя свою любовь ко всем людям, поскольку знаю, что негативное отношение к окружающим никогда не принесет успеха. Я заставлю людей поверить в меня, потому что сам верю в себя и в людей.

Я подпишусь под этой формулой, заучу ее наизусть и стану повторять один раз в день с абсолютной убежденностью в том, что она повлияет на мои мысли и поступки, и я стану самостоятельным, успешным и уверенным в себе человеком.

   И так, используя эту формулу мы сможем увеличить и укрепить большую веру в себя. А теперь нам нужно выяснить что такое «преуспевающая личность»? Что же это за сочетание черт характера, которые почти неизменно приводят человека к успеху?

Что такое преуспевающая личность

   В свое время в одном из институтов изучили глубинные истоки успеха. Для этого пришлось проанализировать позиции и черты характера 1500 известных людей, наугад выбранных из справочника «Кто есть кто в Америке». Исследование позволило выделить ряд общих черт, встретившихся у самых преуспевающих участников опроса.

Приводим ряд самых важных:

   Это наиболее распространенное качество у опрошенных. 61% утверждают, что здравый смысл — очень важный фактор их успеха. Для большинства это означает способность выносить оптимальные и конкретные суждения по поводу повседневных дел. А для этого нужно отбросить все посторонние мысли и смотреть в корень того или иного события.

Возникает вопрос, каково происхождение здравого смысла. Рождается ли человек с этим качеством или надо что-то делать для его проявления? По мнению одного из опрошенных, его, безусловно, можно в себе развить. Один из способов — учиться на опыте других людей, а также на собственных ошибках.

   Это вторая после здравого смысла общая черта опрошенных.

Вице-президент промышленной компании сказал: «Ничто так не помогает успеху, как глубокое знание того, чем занимаешься. Это снижает степень риска и действует как страховой полис твоих способностей. Профессиональные знания нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Процесс обучения продолжается даже после достижения самых больших высот.

Чтобы добиться успеха, надо этого захотеть, — объясняет вице-президент. — А, добившись, стараться удержаться на завоеванных позициях.

   Ну что же это такое??? Ну никуда без этой уверенности нельзя!  Это что то типа паспорта, который обязательно нам иметь для того что бы быть жителями страны под названием  «Успех».

=))
   Люди, достигшие наибольшего успеха, рассчитывают главным образом на собственные резервы и способности. Эта уверенность означает в данном случае скорее не осознание того, насколько вы хороши, а наличие решимости к смелым действиям. Она подразумевает еще силу воли и способность ставить перед собой четкие цели.

   Дипломированный бухгалтер, создавший одну из крупнейших бухгалтерских фирм на северо-западе США, сказал: «Формула успеха в моей сфере занятий — не только гордость за то, что я делаю, но и мужество, выносливость, чтобы отсидеть все часы, необходимые для достижения целей».

   Это необходимое условие выдающихся достижений.

Важна в этой связи способность быстро постигать сложные концепции и подвергать их быстрому и четкому анализу.    В результате исследования установлено, что на общем уровне развития участников опроса сказываются по крайней мере три элемента: богатый словарный запас, хорошие способности к чтению и письму.

За год, предшествовавший опросу, каждый прочитал в среднем 19 книг, в том числе 10 — не относящихся к художественной литературе.    Примерно 3/4 преуспевающих считают себя «очень деятельными» при выполнении поставленных задач. Все они согласны с тем, что стать таковыми им помогли три важных качества: организаторский талант, хорошие рабочие навыки и усердие.

   Профессор физики складывает свою формулу успеха из следующего: «Напряженный упорный труд + способность установить для себя ритм этого труда». Он признается, что работает по 100 часов в неделю.

Помимо пяти перечисленных, существуют еще и другие факторы успеха:

способность руководить, творческий потенциал, взаимоотношения с коллегами, и, конечно, удача.

   Но здравый смысл, знание дела, уверенность в своих силах, высокий уровень развития и способность доводить дело до конца играют самую важную роль. Если вы будете развивать в себе эти черты, у вас появится возможность достижения успеха!

Как перестать откладывать все на потом

Способы правильной мотивации
Что мешает успеху и подавляет вашу личность
Как изменить образ жизни
Как побороть внутреннего саботажника

Источник: http://vkus-uspexa.ru/2012/12/lichnostnoe-razvitie.html

Развитие Личностного Роста – 5 Ценных Советов

Личностный рост и развитие — это процесс, в котором совершенствуются улучшения в вашем физическом, эмоциональном, интеллектуальном, духовном, социальном и финансовом состоянии.

Эти процессы часто инициируются важным жизненным событием, которое вдохновляет вас на улучшение и расширение возможностей, открывая ваш полный потенциал. Результатом является более удовлетворительная и значимая жизнь, которая проявляется в ваших отношениях, месте работы, самооценке и уверенности в себе, а также в вашем мировоззрении.

Личностный рост необходим для здоровья, счастья, амбиций и достижений. Как человек, вы имеете удивительный потенциал, чтобы постоянно принимать и побеждать новые вызовы, которые предоставляет вам жизнь.

На дороге есть развилка, и правильный путь неясен — что вы сделаете? Для многих людей это затруднительное положение кажется сложной и невыполнимой задачей, но если вы точно знаете, чего именно вы хотите от жизни, то ответ очевиден.

Мало существует вещей, если таковые вообще имеются, которых вы не могли бы достичь, если вы действительно хотите их достичь. Ключ в том, чтобы хотеть достичь их достаточно для того, чтобы побудить себя к принятию мер.

Многие люди препятствуют своему личностному росту, отказываясь принимать меры. Они придумывают множество оправданий. Если вы не хотите быть похожими на них, вы должны развивать индивидуальный подход к своему личностному росту. Личностный рост позволяет не только решать новые задачи, вы учитесь активно искать эти решения.

Поиск правильного пути

Когда вы принимаете это решение начать свой собственный путь личностного роста и развития, вы делаете первый шаг к лучшему и светлому будущему. Хотя ваше путешествие – только ваше, есть инструменты, которые помогут вам максимально использовать свою жизнь.

Вдохновляющий «7-дневный тренинг усовершенствования личности», полезные видео, список фильмом и книг, содержащиеся в нем, могут помочь в улучшении ваших отношений, места работы, интеллекта и многом другом. Каждый день в тренинге состоит из теоретической и практической части. Цена тренинга всего 200 руб.

, а курс на 1-й день вы можете получить бесплатно, заполнив форму ниже.

Хотя некоторые «эксперты» могут сказать вам, что развитие личностного роста требует интенсивной умственной подготовки, на практике так не происходит. Все, что вам действительно нужно, — это открытый ум, желание попробовать новые вещи и осознание того, что вы можете улучшить свою работу с помощью обязательств и усилий.

Зачем человеку нужен личностный рост?

Люди хотят расти и развиваться, потому что они недовольны своей жизнью и направлением, в котором она движется. Чтобы изменить свой курс и создать удовлетворительную жизнь, необходимо пройти процесс личностного роста и развития.

Когда вы начнете вести процесс личностного роста, результаты будут бесконечны. Вы найдете смысл и цель в себе, чего раньше не было. Цели жизни станут возможными.

Вы будете использовать весь свой потенциал, чтобы принести пользу себе и другим. Новые навыки и таланты будут обнаружены. Старые отношения будут укреплены, а новые начнут легко формироваться.

Все это даст вам толчок к повышению своей самооценки и уверенности в себе.

Каждый путь к личностному росту и развитию — это индивидуальное путешествие. Человек должен понять, какой путь принадлежит ему и куда он ведет. Однако есть множество вопросов, которые могут помочь вам в выборе направления вашего собственного пути:

  • Каково ваше нынешнее состояние?
  • Оцените свои сильные и слабые стороны, а также хорошие и плохие привычки.
  • Каково ваше желаемое состояние?
  • Поймите, что именно вы хотите улучшить в себе и почему для вас важно улучшить эти характеристики.
  • Что нужно вам для этого?
  • Определите, какие знания и опыт вам необходимы, чтобы вы приблизились к своему желаемому «я». Найдите ресурсы, которые полезны для достижения этого желаемого состояния. Хорошим примером является «7-дневный тренинг усовершенствования личности», который способствует росту и развитию социальных, эмоциональных, интеллектуальных и духовных качеств.

5 советов по развитию личностного роста

    Это первый и, возможно, самый сложный шаг. В чем вы хороши? В чем ваша слабость? Каковы те области вашей жизни, которые действительно удерживают вас от жизни вашей мечты?

    Понимание себя и того, чего вы хотите в жизни, это первый и, возможно, самый тяжелый шаг к улучшению и развитию личностного роста. Но он также и самый ценный.

    Установление цели и ежедневная работа над ней могут дать вам новую уверенность и интерес к жизни. Что вы действительно хотите в жизни? Вы хотите похудеть и иметь больше энергии? Вы хотите быть более успешными в своей карьере? Хотите ли вы улучшить личные отношения?

    Личностный рост — это пожизненное путешествие, и, как и в любом путешествии, необходимо создать план, который поможет вам добраться до места назначения.

    Основываясь на поставленных вами целях, поймите, как вы можете превратиться в того человека, который достигнет их? Возможно, вам нужно будет узнать больше о диете и упражнениях, если вы хотите стать здоровее, или, может быть, вам нужно будет разработать определенный навык, чтобы помочь себе в дальнейшей карьере.

    Независимо от ваших целей, создайте план, который поможет вам в развитии личностного роста и укреплении аспектов вашей жизни, которые сделают достижение вашей цели естественным.

    Сила привычки довольно сумасшедшая. Ваши привычки творят вашу жизнь. Чистите зубы два раза в день, и вы сделаете посещение стоматолога более редким.

    Экономьте деньги каждый месяц, и со временем вы сможете создать красивое маленькое начало вашего собственного бизнеса.

    Ежедневно развивайте свой личностный рост, и каждый месяц и год, вы сможете оглядываться, зная, что становитесь лучшей версией своего предыдущего я.

    И если вы сделаете это с конкретным планом, чтобы улучшить свои сильные стороны и укрепить свои слабости, вы сможете достичь огромных успехов в тех сферах жизни, на которых вы сосредоточены.

    Ищите и общайтесь с людьми, с которыми вы, возможно, раньше не проводили время. Подходите к этим беседам с открытым умом, и вы будете изучать новые вещи и ставить свои собственные взгляды. Это поможет освежить вашу жизнь и стимулировать ваше творчество и чувство приключений.

Личностный рост может быть одной из самых важных вещей, которые вы когда-либо делали. Принятие решения усовершенствоваться означает внедрение в свою жизнь ежедневной привычки к улучшению, которая может быть сложной.

Но именно с личностным ростом вы становитесь счастливее, здоровее, и у вас появляется интерес к жизни. Вы становитесь эмоционально зрелыми.

Неудачи редко вас беспокоят, потому что вы знаете, что новые возможности лежат не за горами.

Источник: http://uspeh-woman.com/razvitie-lichnostnogo-rosta-5-sovetov/

Ссылка на основную публикацию