Смысловой барьер — психология

Барьеры общения: как их распознавать и преодолевать

Игорь Николаевич Kyзнeцoв, имидж-консультант, автор учебных программ по деловому общению и корпоративной культуре.

Анализируя процесс общения, мы на каждом шагу убеждаемся, что общение — это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами, под этой стороной общения понимается, как правило, процесс обмена информацией. На самом деле информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Эта вторая сторона общения имеет свои особенности, а именно:

  • содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайно разнообразным: от разговора трехлетних малышей до беседы специалистов на научном симпозиуме;
  • эффективность общения связывается, прежде всего, с этой функцией;
  • коммуникация в общении всегда значима для его участников, потому что обмен информацией происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей;
  • коммуникация в общении — это прежде всего влияние: в случае успеха коммуникации происходит изменение в представлениях о мире того, кому она адресована.

В процессе общения нередко возникают затруднения, непонимание. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.

Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека.

Механизм противовнушения воздвигает потоку информации многочисленные коммуникативные барьеры. Таким образом, коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению. Какие же это барьеры и как их преодолевать?

В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций:

  1. «авторитет»;
  2. «избегание»;
  3. «непонимание».

Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.

1. Барьер общения «авторитет»

Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:

  • социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе. Психолог П. Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса, в то время как рост психолога не менялся. Интересно, что разрыв в росте незнакомца от первого до последнего класса составлял 14-15 см;
  • привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);
  • доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);
  • компетентности;
  • искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.

2. Барьер общения «избегание»

Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником.

Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).

Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).

Как же преодолевать этот барьер? Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:

  1. привлечь внимание;
  2. удержать внимание.

На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция.

Привлечь внимание можно при использовании трех основных приемов. К ним относятся:

  • прием «нейтральной фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих (откуда родом, последний просмотренный фильм, телевизионная передача, прочитанная книга, увлечения и др.);
  • прием «завлечения». Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует;
  • прием зрительного контакта. Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.

Не менее важна и проблема поддержания внимания Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие:

  • прием «изоляции»: когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери и окна в лекционных аудиториях, делают замечания говорящим. Вот почему говорящий больше мешает лектору, чем спящий;
  • прием «навязывания ритма»: постоянное изменение характеристик голоса и речи, т.е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания. Этим приемом ликвидируется монотонность звучания;
  • прием «акцентировки»: употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «Прошу обратить внимание», «Важно отметить, что…», «Необходимо подчеркнуть, что…» и др.

3. Барьер общения «непонимание»

Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить?

Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема — звук), семантический (семантика — смысловое значение слов), стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания), логический.

3.1. Фонетический барьер непонимания

Возникает в следующих случаях:

  • когда говорят на иностранном языке;
  • используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
  • когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

Чтобы преодолеть фонетический барьер, нужны:

  • внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки;
  • учет аудитории и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе — медленнее, на юге — быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.);
  • наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.

3.2. Семантический барьер непонимания

Возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:

  • любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
  • «смысловые» поля у разных людей разные;
  • зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).

Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».

Для преодоления семантического барьера необходимо:

  • говорить максимально просто;
  • заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.

3.3. Стилистический барьер непонимания

Возникает, когда человек обязан понять и отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. Главное при преодолении стилистического барьера — правильно структурировать передаваемую информацию.

Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.

Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом (этот закон часто называют еще «фактором ряда»). Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.

Рамку в общении создают начало и конец разговора.

Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора — подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей.

Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении — конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились.

Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, «перечислено».

Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Барьеры эффективного общения и способы их преодоления

Возможны следующие варианты перечисления:

  • простое перечисление — «во-первых, во-вторых, в-третьих…»;
  • ранжирование — «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное…»;
  • логическая цепь — «если это — то, тогда можно предположить, что…, а следовательно…». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.

3.4. Барьер логического непонимания

Возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики. Тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, т.е. наша.

Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий:

  • учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;
  • правильная аргументация.

Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво.

Система барьеров — как автоматизированная охрана: при срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку; иначе мозг и психика человека могли бы быть травмированы содержанием или объемом информации.

Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан. Разрешить это противоречие позволяет знание социально-психологических особенностей перечисленных барьеров и способов их преодоления.

Научитесь лучше общаться и влиять на людей изучив курсы «Психология мотивации и влияния» и «Развитие уверенности в себе»:

Психология мотивации и влияния: практический интерактивный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/barery-obshhenija-psihologija-vozdejstvie-soobshhenie-priem-vnimanie-rech-beseda/

Барьеры в общении: основные виды и способы преодоления

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Как вы уже знаете из статьи о коммуникационных навыках, человек – существо социальное, и общение играет существенную роль в его развитии, успехах, достижениях и вообще, жизни.

Но иногда что-то происходит, и становится сложно налаживать контакт с окружающими, достигать взаимопонимания и вообще строить отношения. Готовность есть, а возможности нет.

И сегодня предлагаю вам рассмотреть варианты этих сложностей, так называемые барьеры в общении поподробнее, а также пути их преодоления.

Читайте также:  Уверенная речь - психология

Сам по себе барьер в общении часто называют «невидимой стеной», которая возникает между партнёрами и мешает им понимать друг друга, «видеть» другого таким, какой он есть, а порой и себя. Барьеры бывают коммуникативные, то есть, связанные с обменом информацией, перцептивные, отвечающие за восприятие и понимание, и личностные.

1.Коммуникативные

Любой разговор имеет такие составляющие: тот, кто передаёт информацию, кто получает и непосредственно, сам канал связи, с помощью которого этот процесс становится возможным.

Знаете игру «испорченный телефон»? В этой игре участники по очереди пересказывают друг другу какую-то, к примеру, историю. В процессе передачи информации эта история может исказиться до неузнаваемости, когда теряется весь смысл сказанного первым участником.

Обычно последний в цепи игрок выдаёт совсем нелогичный и запутанный вариант.

Поиграться весело, но если вдуматься, сколько ценного мы теряем? Когда самое главное искажается, то становится грустно и даже страшно. Итак, сложности, которые возникают во время коммуникации:

Логический барьер

Это неумение формулировать свои мысли, выражать их более ясно и понятно. Порой, человек просто не способен подобрать слов, путает понятия.

В его речи просто отсутствует причинно-логическая связь, когда собеседнику становится совсем непонятно, что и для чего он говорит. Монолог может быть длинным и сложным, к которому теряется интерес.

В таком случае энергия идёт на спад и в дальнейшем приводит к тому, что он не предпринимает попытки внимательно слушать и переосмысливать сказанное.

Семантический

Когда каждый вкладывает свой смысл в понятия, порой совсем противоположный мнению партнёра. Так случается в силу жизненного опыта, внутренних качеств, уровня развития и образа жизни каждого человека. И если изначально не прояснять, что именно значит такое то понятие для другого, то вполне могут возникнуть сложности в процессе взаимодействия.

К примеру, самое банальное, что такое любовь? Для одной женщины её проявлением станет постоянные признания, нежности и романтические подарки, в то время как для другой женщины это, как ни странно, ревность с проявлением насилия.

И тогда, общаясь на тему любви, возникнут неточности в диалоге, вплоть до конфликта, если обе стороны не попробуют прояснить различия во внутренней картине мира и смысл, вкладываемый в обычные и вроде всем ясные понятия.

Особенно сложно из-за микрокультур, которые используют в речи жаргоны и сленг, ясные только для их носителей.

Фонетический

Возникает из-за нарушений в технике речи, когда она слишком быстрая, скороговоркой, либо с особенностями, вследствие чего становится сложным её распознавание. Иногда мешает большое количество звуков-паразитов.

Эмоциональный

Когда, получив какую-либо информацию, человек больше придаёт значение своим чувствам. Из-за этого упускает реальные факты и вообще смысл сказанного, из-за чего процесс взаимодействия усложняется.

2.Перцептивные

Они связаны с восприятием друг друга и формированием оценки к другому или ситуации, вследствие чего и устанавливается взаимопонимание.

  • Эстетический – если не нравится, как выглядит собеседник, просто его внешность или неряшливость, то это будет очень сильно влиять на наше понимание его и того, что он говорит.
  • Существует эффект оценки, когда на наше мнение о собеседнике влияет ранее полученная негативная информация, которая перечёркивает сложившееся мнение о нём, даже если она неправдива. Очень сложно потом разглядеть истину, и реальный характер человека. Всё сказанное им порой обесценивается и считается ложью.
  • Отрицательные эмоции. Случалось ведь, что «плохое настроение» мы считывали как отношение к нам, хотя на самом деле причины могли быть совсем не связанны с нашей личностью и поведением? К примеру, нового начальника коллектив воспринял как агрессивного или «сухого». Хотя на самом деле у него возникли сложности в семье, из-за чего в первые рабочие дни он был в подавленном состоянии. Или подруга резко стала не такой близкой и внимательной к вам, по причине возникновения внутреннего кризиса. Но вы расценили как непонимание и нежелание продолжать отношения. Потому что отрицательные эмоции многие воспринимают на свой счёт. Даже грубость незнакомого продавца порой глубоко ранит, если соотнести непосредственно как восприятие вашей личности, игнорируя тот факт, что вас он не знает, и просто не в духе из-за предыдущего клиента, который нахамил.
  • Социальный. Существенным препятствием для верного восприятия также является социальный статус собеседников. Когда кто-то предвзято относится к мнению низшего по званию, или наоборот, не поддаёт оценке и сомнению слова руководителя, считая по определению его мнение более верным из-за страха ослушаться, низкой самооценки и прочее.

3.Психологические

Это особенности личности, которые влияют на процесс коммуникации. Чаще всего они незаметны, но негативно воспринимаются окружающими. А если человек замечает своё отличие и сложности в поддержании разговора, то это часто приводит к развитию комплексов.

Мы получаем информацию извне с помощью пяти органов чувств, и у каждого человека преобладает один вид. Существуют аудиалы, они лучше воспринимают на слух, кинестеты – с помощью ощущений, а визуалам проще запомнить увиденное. Поэтому при разговоре представителей разных модальностей могут возникнуть сложности.

Боязнь контакта

Сама мысль о том, что придётся завязать разговор с незнакомым человеком, вызывает много тревоги, которая впоследствии помешает формулировать свои мысли, а впоследствии только усилит комплексы.

Ожидание непонимания

Человек, исходя из предыдущего травматичного опыта, начинает предвосхищать события, то есть становится заранее убеждённым, что его не поймут. Такое прогнозирование впоследствии мешает адекватно оценить обстановку. Это потому что зацикленность на своём убеждении не даёт увидеть реальную обстановку.

Обращали внимание, как порой люди активно спорят и настолько увлечены своей идеей, что не замечают, что говорят об одном и том же?

Неготовность слушать и слышать

То есть, когда человек полагается только на свои суждения, отстаивает их и не может приспосабливаться к переменам. Это очень серьёзное препятствие на пути межличностного общения. Потому что неспособность прислушиваться к другим людям, нежелание узнавать и познавать их со временем приведёт к ухудшению даже самых близких отношений, и нежеланию контактировать.

Проэкция или перенос

Это виды барьеров и психологической защиты. Когда человек приписывает другому качества или эмоции, которые испытывает и имеет сам.

Порой происходит наоборот, что-то в себе он не принимает, к примеру, агрессивность, и тогда часто замечает её в других, но отрицает наличие у себя.

А вот добрый и отзывчивый человек не способен замечать реалии мира, что окружающие могут предать, обмануть и быть жестокими к нему, живя, как говорится, в «розовых очках».

Иногда кто-то может напомнить внешне или типом поведения какого-то знакомого или родственника. Тогда на него будут переноситься чувства, совсем не связанные с ним настоящим.

К примеру, начальник внешне напоминает сотруднице деспотичного отца, хотя на самом деле очень лояльный и поддерживающий.

Но она каждый раз будет испытывать страх в его присутствии и ожидать, что сейчас он будет ругаться и критиковать её работу.

Возрастной

Встречается очень часто в обыденной жизни между людьми разных поколений. Я писал в статье о теории поколений. Он является причиной непонимания и конфликтов в системе детско-родительских отношений, предвзятого восприятия молодых сотрудников, которые могут быть более развитыми, но обесцениваются из-за недостаточности опыта.

Эффект первичности

Вы ведь слышали о том, что первое мнение самое верное? И порой из-за этого убеждения человек будет готов опровергать происходящее далее, придерживаясь суждений о первом впечатлении. Это очень мешает налаживать контакт, ведь собеседнику постоянно придётся наталкиваться на уже созданный образ, где не будет места ему настоящему и на его преодоление придётся затратить максимум усилий.

Стремление сделать преждевременное заключение о личности другого

Происходит по разным причинам, чаще всего из-за страха разочароваться или «порадовать свою нарциссическую часть». То есть когда человек считает, что много чего знает и хорошо разбирается в людях.

Например, женщина, которая очень хочет семью и встречает понравившегося мужчину, то при первой же встрече понимает, что именно с ним согласна прожить жизнь.

Всего лишь потому, что по каким-то параметрам он ей напомнил человека, который способен любить и заботиться о семье.

Не зная о нём толком ничего, и потом впоследствии будет испытывать разочарование, или всё-таки игнорировать ситуации, в которых он не соответствует преждевременно созданному образу.

Каким образом определить?

Во время вербального общения, помимо внутреннего ощущения, что происходит что-то не то, и вы или вас не понимают, существуют ещё невербальные признаки, по которым также можно заметить наличие сложностей. Чтобы лучше в них разбираться, рекомендую прочитать эту статью.

  • Мимика. Если лицо партнёра напряжено или он выражает противоречивые эмоции. То есть, улыбка напоминает оскал, ведь при искренности в уголках глаз появляются маленькие морщинки, так называемые «гусиные лапки».
  • Поза. Закрытая поза, когда скрещённые ноги или руки, человек вовсе отворачивается от вас или демонстрирует чрезмерную расслабленность – маячки того, что следует задуматься о том, что происходит.
  • Жесты. Когда резкие, слишком быстрые движения, или руки сжаты в кулаки, спрятаны под столом – задумайтесь, вдруг стоит взять перерыв или сменить тактику.
  • Взгляд. Он может быть пустым, то есть отсутствующим, на вас смотрят как-бы сквозь. Слишком длительным, или наоборот, «бегающим».

Как преодолеть?

Основные способы, с помощью которых возможно наладить коммуникацию, я подробно описал в статье о развитии коммуникативных навыков. Здесь немного дополню непосредственно о том, как преодолеть возникшие препятствия.

  1. Не бойтесь быть почемучкой. Если что-то не совсем понятно или для вас нелогично, задавайте вопрос. Помните, понятия самых простых вещей у всех разные? Также отслеживайте, насколько вы просты для понимания. Если вы формулируете слишком сложные предложения, просто задумайтесь, зачем вам нужно быть запутанным и сложным для восприятия окружающих? Что вам это даёт? Уточняйте, поняли ли вас в данный момент? При вопросах добавляйте, что хотите его верно услышать, поэтому переспрашиваете.
  2. При разной семантике и сленге, используйте такие же слова и выражения, этот приём поможет наладить контакт и расположить к себе.
  3. Если вы заметили препятствия со стороны собеседника, используйте технику активного слушания, о ней я писал в этой статье.
  4. Тренируйте свою эмпатию и учитесь принимать инаковость. Многим важно просто почувствовать поддержку и принятие, а не совет или рекомендации к действиям. Умение сопереживать и ставить себя на место другого значительно упрощает процесс взаимодействия. Уважайте мнение другого человека, оно имеет право быть, ведь в одной и той же ситуации истина у каждого своя.
  5. Не ожидайте от партнёров многого, и также позволяйте себе быть собой. Ведь страх несоответствия ожиданиям провоцирует злость и тревогу, впоследствии вызывает разочарование, а эти все чувства совсем не способствуют живым и близким отношениям.
  6. Получая информацию, следует иногда делать разграничения, то есть отделять эмоции от фактов, оставляя эмоции и оценку в стороне, тогда возможно добиться объективности и верной интерпретации сказанного.
  7. По поводу модальности, обращайтесь к партнёру в зависимости от его типа, к примеру: «послушай», «посмотри», «ощущаешь?». Понять его принадлежность несложно, просто внимательно слушайте, какие слова он чаще всего использует в речи и на что больше обращает внимание.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Как видите, пути преодоления препятствий порой сложны, но уж точно стоят того, чтобы вложить в них энергию и силы, ведь комфортный, приятный разговор, понимание, и отношения без конфликтов — залог успешности и качественной жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=wTBJvV6ig1s

Подписывайтесь на мой блог, чтобы не упустить новые статьи о саморазвитии. Успехов вам и вдохновения!

Источник: http://qvilon.ru/psihologiya/barery-v-obshhenii.html

Барьеры коммуникации

В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры.

При этом микробарьеры связанные с внешней средой, в которой осуществляется коммуникативный процесс, оказываются в:

  • информационной перегрузке (барьером становится слишком большое количество информации);
  • разнообразии носителей (газеты, телевидение, конференции, отчеты консультантов и т.п.);
  • перегрузке информацией , что приводит к обесцениванию ее содержания;
  • умении пользоваться информацией (эксклюзивные данные позволяют использовать их для воздействия на других;
  • доступ к источникам ограниченной информации, т.е. той, которая предназначена для внутреннего пользования, расширяет властные полномочия индивидов).
Читайте также:  Заучивание - психология

Микробарьеры — это специфические коммуникативные барьеры.

Называются разные причины их возникновения:

  • особенности интеллекта тех, кто общается;
  • неодинаковое знание предмета разговора;
  • различный лексикон и тезаурус (совокупность понятий из определенной области знаний);
  • отсутствие единого понимания ситуации общения;
  • психологические особенности партнеров (например чрезвычайная откровенность или чрезвычайная интеллигентность одного из них , интуитивное восприятие мира или напористость другого);
  • социальные, политические, профессиональные, религиозные различия и т.д.

Коммуникативные барьеры возникают на межличностном уровне: в сообщении отправителя, в обмене мнениями между отправителем и получателем, в выборе носителя (электронная почта, компьютер, официальная речь т.п.). Они зависят от индивидуальных особенностей участников коммуникации, от умения собеседников перекодировать мысли в слова, слушать и концентрировать внимание.

В связи с этим выделяют такие барьеры, как: граница воображения, словарный запас отправителя информации, словарный запас получателя, его способность понимать значение слов, объем запоминания.

Барьеры, связанные с коммуникативными особенностями участников взаимодействия, имеют социальный или психологический характер.

Они могут возникать через особые социально-психологические отношения, которые сложились между партнерами (антипатия, недоверие и т.п.), а также через своеобразный «фильтр» доверия или недоверия.

Причем фильтр действует таким образом, что абсолютно истинная информация может стать неприемлемой, а ошибочная, наоборот, приемлемой.

С точки зрения психологии очень важно выяснить, при каких условиях тот или иной канал информации может быть заблокирован этим фильтром. Важно также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией (от англ. Fascination — очарование).

Они организуются для сопровождения информации с целью уменьшения ее потерь во время восприятия реципиентом, повышение доверия к ней. Средства фасцинации играют роль дополнительного фона, усилителя информации, что отчасти способствует преодолению фильтра недоверия. Как образец фасцинации может служить музыкальное сопровождение сообщения.

Б. Поршнев выделяет три формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности: избегание, авторитет, непонимание.

Речь идет о том, что по своей психологической природе коммуникативный барьер является механизмом защиты от нежелательной информации.

Психологическая преграда, которую реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации, может быть разной степени прозрачности.

Практически непрозрачным барьером является избегание. Убежать от нежелательной информации и ее влияния возможно как физически (избегать не предусматривает контакт с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или «углубление в себя» во время слушания).

Второй барьер — авторитет — действует следующим образом: информация поступает в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой.

Третий барьер — непонимание, тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.

Поскольку причины коммуникативных барьеров могут утаиваться в содержательных и формальных характеристиках самого сообщения (фонетических, стилистических, семантических), а также в логике его построения, то есть необходимость рассмотреть такие барьеры подробнее.

Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера.

Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть всегда индивидуально-личностным: он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека.

Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи.

Поэтому прежде чем произнести мнение, человек сначала «упаковывает» его во внутреннюю речь, а затем выражает словами, вербализирует. Тот, кто слушает, расшифровывает значения слов, постигая таким образом смысл вербального сообщения.

Трудности возникают в связи с неадекватным пониманием информации. Основная проблема, которая заложена в непонимании, связанна с особенностями мышления реципиента, ведь партнер по общению понимает все по-своему, а не так, как сказал отправитель информации.

Зачастую логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Например, у одного – абстрактно — логическое, а у другого — наглядно-образное. Логический барьер может возникать на уровне операционной мыслительной деятельности людей. Известно, что такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, используются людьми с разной степенью глубины.

То есть пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовый ответ.

В зависимости от того, какие формы мышления превалируют в интеллекте каждого из партнеров, они общаются на уровне понимания или непонимания, т.е. и здесь имеет место логический барьер.

Конечно, логический барьер может возникнуть каждый раз, когда партнеры различаются особенностями мыслительной деятельности и не считают нужным учитывать специфику друг друга.

Преодолеть логический барьер, как считают специалисты, можно только одним путем: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия.

Фонетический барьер, то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.

Этот барьер могут породить также невыразительное вещание, злоупотребление большим количеством звуков-паразитов, язык – скороговорка или очень громкий разговор.

Например, специалисты в области психологии доказали, что когда человеку что то сообщать на повышенных тонах, то понимание того, кто слушает, будет заблокировано.

И чем более сенситивна (чувственная) личность, тем чаще и быстрее это проявляется.

Психологически причина непонимания кроется в том, что все внимание индивида, на которого направлен поток оскорбительных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а в отношении того, кто говорит, к партнеру. И как результат возникает защитная реакция, т.е.

происходит смещение внимания, который блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, который слушает, им не осознаются.

Вполне понятно, чтобы такого барьера не было, необходимо говорить четко, не очень громко, избегая говорить со скоростью.

Также психологи советуют использовать приемы личной психологической защиты.

В частности, можно мысленно проанализировать особенности партнера в момент зажигательного оглашения информации: «какие у него стали большие глаза» или «как вены вздулись».

Хотя эффективнее будет использовать вербальные средства и сказать, например: «Если вы будете говорить медленнее, тише и спокойнее, то я вас лучше пойму». Такая фраза дает возможность партнеру перестроиться.

Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации — тезауруса, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Другими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.

Семантический барьер — это, во-первых, проблема в жаргоне и сленге; во-вторых, он вызывается ограниченным лексиконом у одного из собеседников; в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения.

Т. Дридзе использует название «эффект смысловых ножниц» для обозначения семантического барьера и рассматривает коммуникативные ситуации, при которых этот эффект возникает:

  • явное несоответствие между языковыми средствами, которые использует коммуникатор, и языковыми ресурсами реципиента;
  • расхождение возникает еще раньше — на этапе перевода мысли в слова;
  • взаимопониманию мешают определенные индивидуальные особенности реципиента, прежде способность оперировать языком как средством мышления.

Вместе с тем, из того, что каждый человек имеет неповторимый опыт, образование, свой круг общения, а следовательно, и неповторимый тезаурус, совсем не обязательно делать вывод, что взаимопонимание невозможно.

Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику.

При этом слова, которые имеют разное значение, следует объяснять: в каком смысле вы принимаете то или иное слово.

Необходимо также помнить о том, что языковые нормы, специфика вашего языка должны изменяться в зависимости от того, к кому направлено сообщение.

Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.

Например, партнер может не воспринять критическое замечание собеседника, потому что оно было сказано в дружественной манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям партнера.

Если коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «можно» и др.

Психологи советуют придерживаться двух основных приемов структурирования информации (речь идет прежде всего о деловой сфере): правила рамки и правила цепи.

Сущность правила рамки заключается в том, что начало и конец (цели, намерения, перспективы, результаты и выводы) любого разговора следует четко очертать, ведь они в информационном ряду запоминаются лучше.

Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование коммуникативного процесса. Речь идет о том, что необходимая для анализа проблемы информация должна образовывать цепь, в которой сообщения объединены по определенным признакам. Очень важным является и последовательность изложения всей информации в целом.

Итак стилистический барьер между партнерами в таких условиях порождает неправильная организация сообщения.

Считается, что сообщение воспринимается лучше, если оно построено таким образом:

  1. от внимания к интересу;
  2. от интереса к основным положениям;
  3. от основных положений до возражений и вопросов;
  4. ответы, выводы, резюмирование.

Стилистический барьер может возникнуть и при условии, что форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу.

К примеру, пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, вызывающий у собеседника не только недовольство, но и непонимание самой информации, так как негативные эмоции, которые не позволяют эффективно слушать, мешают сосредоточиться и воспринимать услышанное.

Стилистический барьер возникает и тогда, когда информация передается научно-канцелярским стилем, понятных во время чтения и затруднения в слуховом восприятии.

Источник: http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=14

Психологический барьер

Психологический барьер – это особое состояние психики, при котором индивид не может реализовать определенные действия.

Такие состояния происходят из-за неадекватно острых отрицательных психологических переживаний относительно актуальных проблем или конкретных ситуаций.

Субъективно, психологические барьеры переживаются человеком, как непреодолимые трудности в установлении взаимоотношений и коммуникативных связей и сопровождаются самонеудовлетворенностью, самонеприятием, заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний.

Наличие подобных характеристик приводит к внутриличностным психологическим конфликтам, страху, чувству вины, тревоге, различным комплексам, в частности комплекса неполноценности.

Виды психологических барьеров: барьеры общения, индивидуальные психологические и социально психологические барьеры личности.

В общении выделяют психологические барьеры коммуникации и смысловые барьеры личности. Психологические барьеры коммуникации непосредственно связаны с трудностями, возникающими у человека при организации его коммуникативного взаимодействия.

Смысловой психологический барьер происходит из-за взаимонепонимания людей, которые наполняют одно событие различным смыслом.

В каждой сфере взаимодействия людей существует возможность возникновения психологических смысловых барьеров.

Можно выделить те взаимоотношения, в которых они чаще всего возникают – это смысловой психологический барьер в отношениях детей и родителей, жены и мужа, руководителя и подчиненного.

Индивидуальные психологические барьеры человека проявляются в его неуверенности в себе, чрезмерной застенчивости, зажатости, страхах, тревожности.

Преодоление психологических барьеров происходит с помощью психолога, прохождения специальных тренингов или саморазвития.

Социально психологические барьеры личности являются особенным состоянием, которое зависит от психологических особенностей самой личности, но в большей мере от конкретной ситуации ее жизни.

Так, плохое настроение человека, вызвано негативным стечением обстоятельств, может стать психологическим барьером, которое деформирует внимание человека и его понимание в определенной ситуации общения с партнером.

Психологические барьеры общения

Психологический барьер – это состояние пассивности субъекта, которое препятствует выполнению им необходимых действий. Такое состояние усиливает отрицательные переживания и установки (чувство вины, страха, переживание тревоги, низкая самооценка, чувство стыда).

Барьер общения обозначается, как столкновение противоположных ориентированных тенденций в сознании одного индивида, в межличностных взаимоотношениях индивидов или целых групп, связанные с негативными эмоциональными переживаниями.

Психологический барьер в отношениях обуславливает неэффективное взаимодействие людей и сопутствующее ему конфликты. Психологические факторы возникновения подобных конфликтов кроются в индивидуальных характеристиках человека, таких, как темперамент, манера общения, различие эмоциональных состояний собеседников.

Барьер темперамента появляется при встрече двух личностей с совершенно противоположными типами нервной системы, разными способами реагирования на окружающую среду. Коммуникация людей с разными темпераментами может сформировать психологический барьер в отношениях или привести к конфликту.

Еще одна причина формирования психологических барьеров в отношениях – акцентуации личности. Акцентуации содержат в себе позитивные и отрицательные качества и определяют стиль поведения человека. Поскольку акцентуации – это крайние выражения черт характера человека, то каждый тип способен порождать конфликты.

Читайте также:  Больные точки в душе - психология

Способ поведения и манера общения, сформированные на основе темперамента, характера и акцентуации могут создавать психологические барьеры общения между людьми с различными манерами общения. Поэтому, каждый человек должен знать о различных типах субъектов общения, и уметь себя правильно с ними вести.

Субъект доминантного типа всегда обращается к человеку, не задумываясь о целесообразности общения.

Для него главным является то, что он стал инициатором общения, оказывает влияние на других и подавляет активность партнеров коммуникативного процесса.

Это наблюдается в повышении голоса, перебивании, многократном повторении одной информации. В общении с таким человеком необходимо спокойно придерживаться независимой точки зрения.

Недоминантный тип субъекта общения в противоположность доминантному типу боится брать на себя инициативу разговора или даже высказать свое мнение, поделиться знаниями.

Недоминантный тип чересчур уступчив, он никогда не перебьет партнера и будет чувствовать себя виноватым, если это произойдет.

В общении с таким типом нужно быть внимательным, стимулировать его к открытости, предоставлять ему возможность самовыражаться.

Мобильный тип субъекта общения живо вступает в контакт, легко переключает внимание, его речь тороплива, он лично задает темп общения, перебывает собеседника.

В ходе разговора такой человек активно выражает свое мнение насчет того, что говорит собеседник, вставляет свои реплики и высказывания.

Общаясь с мобильным типом нужно помнить, что с ним очень тяжело обсуждать длительное время серьезные темы с анализом сути затрагиваемых вопросов.

Ригидный тип субъекта общения характеризуется тем, что он не сразу включается в общение. Сначала он изучает партнера, пытается понять его намерения. Он всегда очень внимателен, подробно излагает мысли, его речь неспешна, он тщательно подбирает выражения.

Он не терпит, когда его перебивают или спешат. Нетерпеливым личностям очень трудно общаться с ригидным типом. В общении с ним необходимо избегать торопливости и невнимательности.

Желательно придерживаться норм этикета, если общение с этим человеком действительно имеет значение.

Экстравертированный тип субъекта расположен к взаимодействию. Независимо от настроения, он всегда направлен на общение.

Экстравертированный тип очень любознательный, он всегда заинтересован своим собеседником, проявляет к нему внимание и симпатию, и в свою очередь, ждет ответного отношения.

Общение с экстравертированным типом организовывается очень легко, поскольку он сам задает положительной настрой коммуникации.

Интровертированный тип субъекта отношений характеризуется отсутствием инициативности внешнего диалога, он сосредоточен на аутообщении. Такой человек застенчив, он не любит говорить в больших компаниях. С ним лучше разговаривать тет-а-тет, тогда появляется возможность его немного разговорить, но для интенсивного общения лучше постепенно вводить такого человека в разговор.

Ориентируясь в характеристиках различных типов субъектов отношения и зная подход к каждому из них, человек обеспечивает себе тыл от возникновения возможных психологических барьеров в отношениях.

Эмоциональное состояние личности также имеет большое влияние на эффективность процесса общения, поскольку эмоции являются регулятором психической деятельности человека и его поведения. Эмоции могут быть, как положительными, так и отрицательными. Могут возникать различные виды психологических барьеров, вызванные отрицательными эмоциями.

Барьер страдания – вызывается трагическими событиями, болью, заниженной самооценкой или неудовлетворенностью самим собой. Из-за переживания страданий у человека снижается уровень общительности.

Барьер гнева возникает из-за переживания человеком эмоций гнева. Такой человек способен вести себя неадекватно, говорить оскорбительные слова или проявлять агрессивные действия. Естественно, агрессивного человека боятся или стараются избегать общения с ним, поскольку не знают чего от него можно ожидать.

Барьер отвращения появляется в результате нарушения человеком базовых норм этичного поведения или от не восприятия человеком внешности собеседника.

Отвращение и брезгливость могут спровоцировать: грязная одежда, обувь, небрежные действия и жестикуляция партнера, отталкивающие акты (пальцы во рту, носу, ушах, сморкание), нарушение личностного пространства, запах алкоголя, неприятные запахи от тела собеседника и тому подобное.

Если у человека есть определенные физические дефекты, изменить или скрыть которые он не может, то люди со временем к нему привыкают, но принять нарушение правил гигиены тела, люди так быстро не могут, поэтому они часто даже не вступают в общение с таким человеком.

Барьер презрения возникает в том случае, если собеседник своим поведением вызывает отрицательные эмоции. Такое поведение – это аморальные поступки, предрассудки, трусость, предательство, скупость и другие.

Барьер страха появляется в результате общения с человеком, вселяющим чувство страха. Такого человека избегают, особенно стараются не очутиться с ним наедине или не попасться ему на глаза.

Барьер стыда или вины образуется в результате понимания неуместности происходящего и, как реакция на неумеренную похвалу, критику, лесть, как страх показаться неловким от осознания своей вины. В таких случаях у человека краснеет лицо, меняется голос, он уходит от взгляда и от общения собеседника.

Барьер плохого настроения возникает в результате отсутствия настроя одного из собеседников. Отрицательный настрой человека влияет на его собеседника и отбивает охоту общаться с ним.

Барьер речи образуется вследствие допущения человеком речевых ошибок в разговоре. Постоянное искажение слов, допущение речевых ошибок в построении сообщения, неправильный подбор слов, слабая аргументация сказанного – эти факторы способны заглушить смысл слов говорящего, потому что собеседник будет ориентироваться только на «помехи».

Социально психологические барьеры личности – это состояния человека, при которых блокируются духовно-психические ресурсы и реализация их в процессе жизнедеятельности.

В качестве личностного свойства социально-психологический барьер является постоянным признаком, сформировавшимся в результате особенностей характера человека.

Повышенная настороженность, подозрительность, недоверие к другим являются социально-психологическим барьером в процессе общения.

Социально психологические барьеры личности исполняют функцию защиты от разрушительного воздействия. Впервые понятие защитных механизмов было введено Зигмундом Фрейдом, позже он описал их, как средства ослабления внутреннего психологического конфликта, порожденного столкновением инстинктивных импульсов и требований социальной среды.

Еще до описания Зигмундом Фрейдом механизмов, его дочь, Анна Фрейд попыталась создать целостную теоретическую систему защитных механизмов.

В ее толковании эти механизмы направлены на ослабление психологических конфликтов личности, повышение ее адаптации к окружающей среде и саморегуляции, обеспечение психологической защиты личности от влияния стресогенных факторов, способных расстроить внутреннюю уравновешенность. Они также являются психологическими барьерами в адекватном восприятии и понимании личностью сущности травмирующих факторов.

Вытесняя или подавляя сигналы об угрозе, поддерживая тем самым внутреннюю стабильность, эти механизмы являются психологическими барьерами, поскольку они мешают формированию у человека адекватной оценки этих угрожающих сигналов и сопутствующей ситуации, которая требует перестройки поведения и психического состояния личности. Эти барьеры также являются средством контроля степени соответствия или несоответствия намерений индивида относительно социальных норм.

Система защиты психики понимается, как механизм поддержания психологической цельности и стабильности модели мира, которым блокируется информация, не соответствующая представлениям личности о мире. Иногда этот механизм мешает формированию новых решений, если они будут противоречить существующим представлениям.

Социально-психологические барьеры больше нужны тому индивиду, у которого слабая нервная система, повышенная впечатлительность и чувствительность.

Психологический барьер защищает мир человека от перепадов его внутреннего состояния и внешних условий жизни, от разрушительных стрессовых ситуаций и воздействия опасных соблазнов.

Действие психологического барьера имеет две стороны. С одной он защищает мир человека от внутренних конфликтов и негативных внешних влияний, но с другой тормозит, сдерживает эмоциональную реактивность, умедляет скорость интеллектуальных процессов и общую подвижность личности, что в свою очередь приводит к ограничению взаимодействия с социальным окружением.

Как преодолеть психологический барьер

Ориентируясь в теоретической основе характеристики психологического барьера, человеку становится легче придумывать и разрабатывать различные варианты выхождения из ситуации, создаваемой барьером. Существует также общая стратегия преодоления психологических барьеров и вызванных ими конфликтов.

Преодоление психологических барьеров имеет схему, в которой есть несколько шагов. Первым делом необходимо оценить сложившуюся ситуацию, определить ее направленность и всевозможные последствия.

Далее нужно выявить ориентиры причин возникновения, рассматривать и изучать предполагаемые пути выхода из ситуации относительно ее причин.

И напоследок определить необходимые аффективные действия для решения выхода из проблемной ситуации, вызванной психологическим барьером.

Действия, направленные на устранение психологических барьеров, налаживают процесс общения и приводят к аффективной совместной деятельности. Большую роль в преодолении психологических барьеров имеет мотивационная направленность человека.

Преодоление психологических барьеров в отношениях, в первую очередь нуждается в оценке ситуации, выяснении причин возникновения психологического барьера, а потом в действиях согласно намеченной стратегии.

При этом должен использоваться главный принцип: сотрудничества и взаимопонимания, учитывая индивидуально-психологические особенности собеседников.

Поскольку психологические барьеры способны порождать эмоциональное состояние, при котором тяжело мыслить, делать выводы, творчески решать проблемы, необходимо разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Преодоление психологических барьеров не будет эффективным, если не придерживаться следующих правил. Необходимо помнить, что во время конфликта человек руководствуется не разумом, а эмоциями, что часто приводить к аффекту, а в состоянии аффекта сознание отключается, и человек становится не способным отвечать за свои действия.

Чтобы не возникали психологические барьеры общения, нужно придерживаться многоальтернативного подхода, настаивать на своем предложении, но не отвергать идею партнера, представить ему выгодные позиции своей идеи и понять его предложение.

Чтобы предотвратить психологический коммуникативный барьер нужно осознать насколько значимым является разрешение конфликта, и подумать, что может быть в случае, если решение так и не найдется. Таким образом, основной аспект перенесется с отношений между партнерами на возникший между ними проблемный вопрос.

Если собеседник раздражен или агрессивный, нужно снизить внутреннее напряжение. Если теряется контроль над ситуацией, нужно сделать то, что возможно в любой ситуации и не требует лишних затрат – замолчать. В скором времени партнер перестроится, успокоится, и можно будет далее вести спокойный разговор.

В процессе общения нужно ориентироваться на положительные черты человека, на лучшее, что в нем есть.

Если человек видит к себе внимательное отношение с признаками симпатии, тогда ему в ответ хочется также быть вежливым, и он настраивается на позитивную волну.

Создавая благоприятную положительную атмосферу, личность тем самым минимизирует возможность возникновения психологического коммуникативного барьера.

Чтобы понимать намерения человека, необходимо пробовать ставить себя на его место.

Не нужно обвинять другого субъекта в сложившейся проблемной ситуации, которая касается обеих личностей, необходимо признавать свою долю ответственности.

Нежелательно преувеличивать свои заслуги или демонстрировать превосходство над собеседником, это лишь настроит его более агрессивно, тогда о результативной беседе можно забыть.

Если психологический барьер в общении невозможно преодолеть, тогда нужно, хотя бы постараться сберечь сносные отношения с собеседником.

В преодолении социально-личностных психологических барьеров лучше всего может помочь психолог. Он проведет индивидуальную консультацию и независимо от вида психологического барьера подберет грамотный подход.

Если в нужный момент нет возможности пообщаться с психологом, тогда необходимо заняться самоанализом. Нужно проанализировать свой режим дня, подумать, если ли в нем действия, направленные на решение давних проблем, воспоминания которые вызывают негативные ассоциации. Если действительно существуют подобные проблемы, тогда следует заняться отвлекающей деятельностью.

Очень хорошо помогают занятия йогой. Они приводят разум в спокойствие, очищают мышление. Научившись расслабляться и владеть собой, человек обеспечивает себя психологической защитой от стрессов.

В распорядок дня нужно включить действия, направленные на решение конфликтов, которые мешают жить дальше, расстаться с ними раз и навсегда, а не нести эту ношу с собой на протяжении всей жизни.

Возможно, причина кроется в том, что человек боится встретиться с этими проблемами, особенно, если ранее у него был неприятный опыт, относительно этой ситуации. В таком случае необходимо вообразить себе насколько положительными могут быть результаты от решения этой проблемы.

Следует научиться видеть ситуацию с разных сторон, не давать отрицательным эмоциям и помыслам овладеть своим сознанием.

Источник: http://vseopsycho.ru/psihologicheskij-barer/

Ссылка на основную публикацию