Предварительная формулировка общего закона межличностных отношений — психология

Психология межличностных отношений

Оглавление: [скрыть]

  • Общие понятия межличностных отношений
  • Основы психологии отношений
  • Основные виды и этапы отношений
  • Психология общения

Существует много литературных источников, которые по-своему передают информацию о том, что такое психология межличностных отношений (ПМО). Тем не менее представленная тема имеет общепринятые черты, которые следует отметить. Сама по себе психология общения и межличностных отношений предстает весьма важным вопросом в современной жизни каждого человека.

Чтобы корректно понять ПМО, не нужно смешивать ее с общественно-публичными взаимоотношениями. Роль и суть подобного рода взаимоотношений в корне отличается от общественно-публичных, поскольку их характерной чертой является экспансивная основа.

Следовательно, их можно анализировать как фактор психологической «обстановки» конкретной группы. Экспансивная составляющая подобных отношений свидетельствует о том, что они формируются на базе чувственных элементов, которые возникают между двумя людьми.

В учебниках психологии постсоветских стран выделяются 3 типа эмоциональных проблесков индивидуума:

Экспансивная основа представленных взаимоотношений охватывает все существующие типы эмоциональных проблесков. Связь или контакт между людьми создается далеко не только на базе заурядных экспансивных проявлений. Кроме того, активность трактует и иную серию взаимоотношений, которая опосредована ею.

Весьма сложно проводить анализ межличностных отношений в социальной психологии, потому как нужно одновременно проанализировать 2 степени отношений в группе: как межличностные, так и опосредованные коллективной работой. Проще говоря, вдобавок еще нужно рассмотреть общественные отношения тех же личностей, которые имеют прямые взаимоотношения.

По этой причине вопрос о методических средствах подобного рода анализа становится очень острым и актуальным.

Стоит упомянуть, что изначально социальная психология чаще изучала только межличностную структуру, поэтому по данному направлению написано большое количество работ, которые ныне помогают многим людям.

Одним из результатов этих работ предстает метод социометрии, описанный североамериканским психиатром Джекобом Леви Мореном.

Способ, созданный в рамках представленной теоретической схемы, оказался очень популярным.

Исходя из этого, можно смело утверждать, что межличностный контакт рассматривается как действующий компонент психологической обстановки группы. Однако для полноценной проверки межличностных и внутригрупповых отношений, чтобы улучшить и усовершенствовать их в дальнейшем, используется вышеупомянутая система социометрии.

Источник: http://1PoPsihologii.ru/otnosheniya/psixologiya-mezhlichnostnyx-otnoshenij.html

Что изучает психология межличностных отношений?

В своей жизни мы постоянно взаимодействуем с окружающими людьми, будь-то семья, работа, отдых и т.д., происходит постоянное выстраивание отношений. Мы общаемся, дружим, подчиняемся. О том, как строятся взаимоотношения между людьми, читайте в статье о психологии межличностных отношений.

Что такое межличностные отношения?

Человеку свойственно испытывать чувства, рассуждать, обращаться к другим за какой-либо помощью. Связи, которые при этом складываются называются межличностными отношениями. 

Межличностные отношения это:

  •  понимание и восприятие людьми друг друга;
  •  притяжение и симпатия между людьми (межличностная привлекательность);
  •  ролевое поведение и взаимодействие.

Межличностные отношения – это несколько компонентов:

  1. Когнитивный компонент, познавательные психические процессы – память, мышление, воображение, ощущения и восприятие. Именно благодаря ему партнеры изучают индивидуально-психологические особенности друг друга. Взаимопонимание характеризует адекватность и идентификация. Под адекватностью понимается точность психического отражения воспринимаемой личности. А идентификация – это отождествление индивидом своей личности с личностью другого.
  2. Эмоциональный компонент – это положительные и отрицательные переживания, которые возникают у человека при межличностном общении с другим человеком. Это симпатии, антипатии, чувство удовлетворения самим собой, партнером, работой и т.д. Особое место здесь занимает эмпатия – эмоциональный отклик на проблемы или переживания другого человека.
  3. Поведенческий аспект – это мимика, жестикуляция, пантомимика, речь и действия, которые выражают отношение к другому  человеку или определенной группе. В системе регулирования отношений этот компонент занимает особо важное место.

Удовлетворенность или неудовлетворенность группы или ее членов определяет эффективность межличностных отношений.

Каких видов бывают межличностные отношения?

Межличностные отношения делятся на несколько видов:

  •   Отношения на производстве. Они складываются между работниками в организации во время решения каких-либо задач: производственных, учебных, бытовых, хозяйственных. Их разделяют на отношения по вертикали, горизонтали  и диагонали. Отношения по вертикали – руководитель – подчиненный. По горизонтали развиваются отношения между одно статусными сотрудниками в организации. Межличностные отношения по диагонали – это взаимодействие руководителя с рядовыми сотрудниками другого отдела.
  •   Отношения в быту складываются не на работе, а в каждодневной жизни и на отдыхе.
  •   Официальные или формальные отношения – это взаимоотношения, предусмотренные определенными нормами, которые закреплены в официальных документах.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/chto-izuchaet-psihologiya-mezhlichnostnyh-otnosheniy

Предварительная формулировка общего закона межличностных отношений

  • ⇐ Назад
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 464748
  • 49
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • Далее ⇒

Прошлым летом я размышлял над теоретической проблемой, которая давно меня мучила: возможно ли сформулировать в одной гипотезе все элементы отношений, которые способствуют или, наоборот, не способствуют развитию? Я разработал для себя ряд положений и имел возможность проверить их на занятиях в семинарской группе и с несколькими руководителями предприятий. Это оказалось интересным для всех, но наибольший интерес возник у руководителей промышленных предприятий, которые обсуждали все «за» и «против», имея в виду такие проблемы, как: отношения между инспекторами и теми, кого инспектируют, рабочими и руководством; подготовка руководящих работников; межличностные отношения в сфере высшего руководства.

Я рассматриваю эти положения как имеющие весьма предварительный характер, и совсем не уверен в их правильности. Я включаю их сюда, потому что многие из тех, кто знакомился с ними, сочли их действенными, а также потому, что их публикация может вдохновить на научные исследования, которые позволят начать проверку их достоверности.

* * *

Я много раз спрашивал себя, как наши знания в области психотерапии могут быть применены к человеческим отношениям в целом. В последние годы я много думал над этим вопросом и попробовал разработать теорию межличностных отношений как часть более обширной теории психотерапии, центрированной на клиенте [1, ч. 4].

В предлагаемой работе один из аспектов этой теории анализируется с несколько иных позиций.

В ней предпринята попытка рассмотреть глубинные закономерности, которые определяют, будут ли межличностные отношения способствовать росту, продуктивности, открытости, совершенствованию включенных в них индивидов или же они приведут к подавлению психического развития, вызовут защитную реакцию и блокировку у обоих партнеров.

Понятие конгруэнтности

Основополагающим для многих положений, которые я хочу изложить, служит термин «конгруэнтность» (согласованность, соответствие). Это понятие было разработано для описания группы явлений, которые важны в психотерапии и во всех межличностных взаимодействиях. Я хотел бы попробовать дать его определение.

Читайте также:  Этапы развития личности по эрику эриксону - психология

Конгруэнтность – термин, который мы используем для обозначения согласованности нашего переживания и его сознавания. Термин может употребляться и в расширенном смысле, обозначая согласованность переживания, сознавания и сообщения о нем другим (поведенческих проявлений). Возможно, самой простой иллюстрацией конгруэнтности служит младенец.

Если он ощущает голод на физиологическом и висцеральном уровне, то, вероятно, его сознавание согласуется с этим ощущением и сообщаемое им также согласуется с его внутренним переживанием. Он испытывает голод и дискомфорт, и это наблюдается на всех уровнях. В этот момент он как бы объединен с ощущением голода и составляет с ним одно целое.

С другой стороны, если он сыт и доволен, это также цельное чувство: то, что происходит на висцеральном уровне, согласуется с происходящим на уровне сознания и на уровне сообщения. Он остается цельным, одним и тем же существом независимо от того, рассматриваем ли мы его переживание на висцеральном уровне, уровне сознания или уровне сообщения.

Возможно, одна из причин того, что большинство людей столь отзывчивы к малым детям, состоит в том, что последние абсолютно искренни, цельны или конгруэнтны. Если младенец проявляет любовь, гнев, презрение или страх, нам не приходит в голову сомневаться, испытывает ли он именно эти чувства на всех уровнях.

Он явно проявляет страх, или любовь, или что-либо еще.

Для иллюстрации неконгруэнтности нам нужно обратиться к кому-нибудь, кто уже миновал стадию детства. Возьмем в качестве примера человека, который испытывает гнев, участвуя в групповой дискуссии.

Его лицо раскраснелось, в его тоне слышен гнев, он грозит оппоненту пальцем.

Тем не менее, когда его приятель говорит: «Ладно, не стоит из-за этого так сердиться», он отвечает с искренним удивлением: «А я и не сержусь! Да меня это вообще не колышет! Я просто логично рассуждал». Услышав это, остальные члены группы начинают смеяться.

Что здесь происходит? Кажется, ясно, что на физиологическом уровне он испытывает гнев. Но это не согласуется с его сознаванием. На уровне сознания он не находит гнева и не сообщает о нем (поскольку он его не сознает). Налицо несогласованность между переживанием и сознаванием и между переживанием и сообщением.

Следует также отметить, что в действительности сообщаемая им информация двойственна и нечетка. По его словам, она состоит в изложении логики и фактов.

Но судя по его тону и сопровождающим жестам она имеет совсем другой смысл: «Я на вас сержусь».

Я думаю, что такая двойственность или противоречивость сообщения имеет место всегда, когда человек, который в данный момент неконгруэнтен, пытается вступить в общение.

Приведенный пример иллюстрирует еще один аспект концепции неконгруэнтности. Сам индивид не может правильно судить о степени своей конгруэнтности. Поэтому смех группы четко и единодушно свидетельствует о том, что человек испытывает гнев, независимо от того, что он думает на сей счет. Но в его собственном сознании это не соответствует истине.

Другими словами, оказывается, что степень конгруэнтности в данный момент не может быть оценена самим индивидом. Мы можем научиться успешно измерять ее, принимая во внимание точку зрения других людей. Мы также многое сможем узнать о конгруэнтности, когда человек признает свою неконгруэнтность в прошлом.

Так, если бы человек, о котором шла речь в нашем примере, проходил курсы психотерапии, он смог бы расценить этот случай, находясь в принимающих безопасных отношениях во время психотерапевтического сеанса, следующим образом: «Теперь я понимаю, что ужасно сердился на него, хотя тогда я думал, что не сержусь».

Мы скажем, что он пришел к признанию того, что его защитная реакция в тот момент мешала ему осознать свой гнев.

Еще один пример раскроет другой аспект неконгруэнтности. Миссис Браун, которая едва сдерживала зевоту и все время поглядывала на часы, прощаясь, говорит хозяйке: «Я прекрасно провела время. Это был чудесный вечер». Здесь между переживанием и сознаванием несогласованности нет. Миссис Браун хорошо сознает, что она скучала.

Несогласованность имеет место между сознаванием и сообщением. Таким образом, можно отметить, что, когда существует несогласованность между переживанием и сознаванием, обычно говорят о защитной реакции, об отказе что-то сознавать.

Когда же несогласованность имеет место между сознаванием и сообщением, это расценивается как фальшь или лживость.

Понятие неконгруэнтности имеет одно важное следствие, которое не вполне очевидно. Оно может быть сформулировано следующим образом. Если индивид в данный момент полностью конгруэнтен, – то есть его физиологические ощущения точно сознаются, а сообщение о них абсолютно соответствует их осознанию, – его сообщение не может содержать высказываний о внешних фактах.

Если он конгруэнтен, он никогда не скажет: «Этот камень твердый», «Он глуп», «Ты плохой» или «Она умна». Причина этого в том, что мы никогда не ощущаем такие «факты». Точное осознание ощущений всегда выражается как чувство, восприятие, значение с точки зрения кого-то. Я никогда не знаю, что он глуп, а вы плохи. Я могу только воспринимать вас такими.

Точно так же, строго говоря, я не знаю, что камень твердый, хотя я могу быть абсолютно уверен, что я ощущаю его твердым, когда падаю на него. (И даже в этом случае я могу допустить, что физик воспринимает его как проницаемую массу атомов и молекул, движущихся с огромной скоростью.

) Если человек в высокой степени конгруэнтен, ясно, что все его сообщения обязательно будут включены в контекст его личного восприятия. Это имеет важные последствия.

Отметим, однако, что если человек всегда высказывается, исходя из контекста личного восприятия, это не обязательно свидетельствует о его конгруэнтности. Любая манера высказываться может быть использована в качестве защитной реакции.

Таким образом, можно сказать, что будучи конгруэнтным человек в общении обязательно выражает свои чувства и ощущения как таковые, а не как факты, приписываемые другому человеку или внешнему миру. Обратное, однако, не обязательно верно.

Вероятно, я сказал достаточно, чтобы показать, что конгруэнтность – довольно сложное понятие и имеет ряд особенностей, из которых вытекают определенные следствия.

Читайте также:  Аникс - психология

Ему не так легко дать операциональное определение, хотя некоторые исследования уже завершены, а другие продолжаются.

Выдвигаются приближенные операциональные показатели того, что переживается, в отличие от того, что сознается. Мы верим, что возможны дальнейшие уточнения.

Завершая определение этого понятия на уровне здравого смысла, я хочу отметить, что все мы узнаем конгруэнтность или неконгруэнтность в людях, с которыми имеем дело.

Общаясь с некоторыми людьми, мы понимаем, что в основном данный человек не только сознательно подразумевает именно то, что говорит, но что его глубинные чувства также соответствуют тому, о чем он говорит, будь то гнев, чувство соперничества, симпатия или стремление к сотрудничеству. Мы чувствуем, что «его позиция нам полностью ясна».

С другими людьми мы понимаем, что их слова – это только маска, фасад. Мы пытаемся сообразить, что они чувствуют на самом деле. Мы пытаемся сообразить, знают ли они сами, что они чувствуют. С такими людьми мы стараемся быть осмотрительными и осторожными.

Теперь очевидно, что разные люди различаются по степени конгруэнтности и что один и тот же человек может обладать разной степенью конгруэнтности в разное время в зависимости от того, что он испытывает, и от того, в состоянии ли он сознавать то, что испытывает, или должен защищать себя от него.

  • ⇐ Назад
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 464748
  • 49
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • Далее ⇒

Источник: http://4-i-5.ru/text-3/page-3-ref-34592.php

Межличностные отношения — определение, формирование, виды

Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев.

Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова.

Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление.

Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми.

И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой.

Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности.

В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах.

К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию.

Читайте также:  Методология: требования к понятию «личностный рост» - психология

То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости.

И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Источник: http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7638-mezhlichnostnye-otnoshenija.php

Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена

Человек является субъектом много­численных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отноше­ний: общественные и пси­хологические отношения личности (Мясищев В.Н.).

Взаимоотношения – в психологии: субъективные связи, возникающие в результате взаимо­действия двух или нескольких субъектов. Это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д.

Детерминацию социальных и психологических качеств человека и его отношений к миру в этой связи можно представить следующей схемой:

Человек, вступая в контакты с непосредственным окружением, формирует своеобразие социальной группы, к которой он принадлежит, а деятельность и отношения участников этих групп в конечном счете формируют общественные отношения. И наоборот, общественные отношения «преломляют» свое влияние на человека через те социальные группы, участником которой он является.

Существует целая система различных видов общественных отношений: эконо­мических, социальных, политических, идеологических и других видов отношений. Специфика их заключается в том, что в них люди отно­сятся друг к другу как представители определен­ных общественных групп и социальных категорий.

Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обуслов­лены объективно. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социаль­ных ролей.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, ко­торое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Она является неким шаблоном поведения для представителей определенных социальных позиций (категорий).

В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно инженером, отцом или сыном, игроком команды, членом клуба или профсоюза и т.п.

Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Поведение конкретного человека – носителя роли зависит от того, на­сколько он усвоит эту роль.

Успешность, полнота ее усвоения (интернализации) определяется индивидуальными психологичес­кими особенностями человека и условиями воспитания.

Каж­дая социальная роль не означает абсолютной заданности шабло­нов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон воз­можностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли» (Андреева Г.М.).

Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных об­щественных отношений второго ряда отношений — межличност­ных или психологических отношений.

Межличностные отношения – социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Соотношение данных типов отношений – общественных и межличностных – в обобщенном виде представлено на схеме (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика общественных и межличностных отношений

Общественные отношения

Межличностные отношения

Выступают социальным контекстом для межличностных отношений

Являются формой реализации социаль­ных отношений

Являются источником продуцирования в человеке социальных качеств и про­дуктом их проявления

Являются одновременно средой формирования и продуктом проявления психологических качеств человека

Неперсонифицированы в своей потен­циальной объектной направленности и проявлении

Всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях

Проявляются, как правило, вне рамок непосредственного межличностного кон­такта людей

Формируются и проявляются, как пра­вило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта

Являются более устойчивым образо­ванием как следствие закрепления в обще­стве существующей формально-статусной иерархии социальных ролей

Подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реаги­рования человека на результат общения с конкретным человеком

Строятся на основе положения людей, занимаемых ими в обществе

Строятся на основе симпатий и антипа­тий конкретных людей

Эмоционально индифферентны

Имеют эмоциональную окраску

Для большинства людей именно межличностная форма взаимоотношений является единственной реальностью каких бы то ни было отношений. Люди в повседневном общении редко задаются вопросом: какие социальные роли они реализуют? Субъектом какого вида общественных отношений выступают? Чаще всего они оценивают собеседника как умного или глупого, доброго или злого и т.п.

Отдельные моменты общественных отношений представляют­ся их участникам лишь как элемент их межличностных взаимоотношений: кто-то воспринимается как «злой преподаватель», как «хитрый торговец» и т.д.

В этом плане общественные отношения и социальные роли получают персонифицированное выражение в личности собеседника, отношении к нему а, в конечном итоге, – в формировании обобщенного образа той или иной социальной роли.

Особенностью межличностных отношений является их эмоциональная основа. Поэтому их можно рассматривать как важнейший фактор психологического «климата» группы.

Эмоциональная основа межличностных отно­шений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Они проявляются в форме переживания психологической совместимости или несовместимости, взаимопонимания или же его отсутствия. Все эти чувства можно свести в следующие группы:

1) конъюнктивные чувства, сближающие людей, объединяющие их. В каждом случае такого отно­шения другая сторона выступает как желаемый объект, по отно­шению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные – чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, или как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

3) амбивалентные чувства (т.е. противоречивые);

4) индифферентные чувства (безразличие).

Среди форм взаимоотношений различают: истинное, демонст­рируемое и приписываемое отношение. Истинное отношение (чувство) к партнеру непосредственно переживается челове­ком, но не обязательно проявляется вовне. Демонстрируемое от­ношение (поведение, действие) — это внешнее проявление отно­шения.

Оно может соответствовать истинному (при полной иск­ренности и спонтанности в общении), а может быть и ложным. Приписываемое отношение (мысленное) — это предположение, представление человека о том, каково истинное отношение к нему со стороны партнера.

Перечисленные формы взаимоотношений могут существовать на двух уровнях: реальном и желаемом.

Источник: http://ulfek.ru/sotsialnaya-psikhologiya-obshcheniya/1909-obshchaya-kharakteristika-mezhlichnostnykh-otnoshenij-kak-sotsialno-psikhologicheskogo-fenomena.html

Ссылка на основную публикацию