Рондо. упражнение — психология

Исследование переживаний. Упражнение Рондо — VALUE

Рондо. Упражнение - психология

Исследование переживаний. Упражнение Рондо<\p>

Цель этого упражнения: исследование именно переживаний человека, а не социальных ролей.

Упражнение полезно для ослабления привязанности опыта к концептуализации, для того, чтобы дать опыту, который хочет иметь место – получить его, а понятиям, которые стремятся сдерживать его – ясно проявиться.

Рондо — так назвал это упражнение Джон Энрайт.

Инструкции для рондо:

Человек, выполняющий упражнение, сидит лицом к партнеру, помогающему ему. Оба сидят в открытых позах, довольно близко друг к другу, поддерживая контакт взглядом. Выполняющий упражнение выбирает ключевое слово или фразу, которая содержит для него какой-то эмоциональный заряд.

Это могут быть названия эмоций – страх, гнев и т.п., или более сложные состояния – унижение, отверженность; имена людей, фразы, которые человек много раз слышал в детстве.

Цель упражнения в том, чтобы снять некоторую часть заряженности через катарсис, и в том, чтобы раскрыть нечто из содержания и значения, окружающего слово или фразу, но пока неясного.

Процедура

Процедура состоит в том, чтобы повторять слово или фразу снова и снова без остановки, но не быстро и не автоматически. Как только возникают мысль, воспоминание, телесное ощущение или образ, имеющие отношение к теме, выполняющий упражнение рассказывает или описывает их, занимая этим столько времени, сколько это занимает.

Затем он немедленно возвращается к повторению слова или фразы. Отсюда и название – рондо – музыкальная форма, которая постоянно возвращается к одной и той же теме. Инструкция требует все время занимать рот говорением, не останавливаясь и не давая концептуальной организации и стиранию возникать.

Слезы и интенсивные переживания обычны и «окей», если только они не останавливают и не замедляют процесс. Дайте им пройти и продолжайте.

Главная задача помощника – быть здесь и принимать то, что возникает, напоминая выполняющему, чтобы он не останавливался, щелчком пальцев или повторением ключевого слова или обращая его к сознанию, если он начинает произносить фразу механически.

Работа с различением концептуализации и опыта может быть названа хлебом продолжительной консультативной работы терапевта.

Представления о себе, о прошлом, о самом времени, о других, о событиях со сравнениями, суждениями и чувствами, естественно вытекающими из представлений, – основные препятствия к простой, принимающей жизни опыта, жизни как она есть.

Гештальттерапию часто связывают с фокусировкой на чувствах, но я все больше вижу, что чувства – только естественный результат концептуализации, которой человек придерживается – именно с ней надо работать. Если человек говорит о страхе как проблеме, то нужно смотреть на представления, которые он использует для возбуждения страха.

Источник:

Джон Энрайт «Гештальт, ведущий к просветлению или пробужение от кошмара»

Источник: http://value-psychology.com/issledovanie-perezhivanij-uprazhnenie-rondo/

Концептуализация и опыт. Упражнение «Рондо»

Концептуализация и опыт. Упражнение «Рондо»

«Память говорит мне, что я сделал это. Гордость утверждает, что я не мог этого сделать. Гордость скоро победит». Ницше.

Представление или концептуализация играют особую роль в потоке опыта. Практикование различения «наблюдаю-воображаю» в течение не­которого времени привела меня к несколько пугающим представлени­ям об опыте.

От момента к моменту наше восприятие в значительной степени определяется не новыми, приходящими ощущениями, а уже существующими структурами интерпретации, в которые попадают новые сенсорные данные.

Иногда ( и такие случаи запоминаются) новые данные сдвигают или даже отбрасывают существующую струк­туру, но гораздо чаще новое теряется или трансформируется в пред-существующих старых формах.

Глядя через стол напротив во время завтрака, я редко вижу вновь рожденную, только что созданную жен­щину, — я вижу мою давно знакомую жену. Я не слышу, что она в действительности говорит, я знаю, что она в действительности имеет в виду.

Если через пять минут меня спросить, что она говорила, я дам пересказ моих представлений, а совсем не того, что она действительно сказала. Вопрос здесь в том, сколь много в опыте каждого момента определяется тем, что актуально, находится здесь и сейчас, что ново, — а сколь много принадлежит понятиям. Цель концептуальных струк­тур, я полагаю, в том, чтобы создавать больше устойчивости в воспри­ятии, но любой хорошей вещи может быть слишком много.

Одно из упражнений в наблюдении, которое я часто предлагаю, таково: прямо перед обедом обратить внимание на опыт «голодности» и просмотреть, сколь много в этом того, что основано на здесь и теперь присутствующих ощущениях, таких как урчание в желудке или слю­на во рту, а сколь много — на концептуализации: как много времени прошло после завтрака, который час и т.п.. Концептуализация обыч­но доминирует в создании голода и часто после этого упражнения люди некоторое время не испытывают голода.

Долгое время, когда я работал целыми днями, я страдал от послепо­луденных спадов — периодов слабости, приходивших около четырех часов дня и длившихся до пяти. Я принимал это как факт жизни, ожидаяих, и был внимателен в назначениях чего-то на этот час, зная, что это случится.

Затем, практикуя регулярно осознание, я начал замечать с подозрением, что в некоторые дни не было спада, и по рассмотрении оказалось, что это были дни, когда происходило что-то интересное.

Внимательно рассматривая, что происходит во мне, я обнаружил, что случайный зевок вызывает за собой мысль «А, вот оно», может быть воспоминание, что я поздно лег вчера вечером, — и скоро я оказывался в кульминации спада. Я понял, что концептуали­зация и ожидание формировали реальность и делали это с самоподтверждающей силой.

Если же я лишь замечал зевок и не придавал ему значения, то иногда я чувствовал себя усталым, а иногда — нет! При­чем это больше зависело от того, что мне предстояло, чем от того, что было в прошлом, от того, куда я шел, а не от того, где я был.

Однажды в эти времена пациентка сказала мне: «Я знаю, терапия -долгий и сложный процесс…» — и я понял, что для нее это так и будет. Даже если она скоро почувствует себя лучше, она найдет какие-ни­будь представления, с помощью которых она снизит ценность видимо­го улучшения и оправдает свою концептуализацию — утверждая ее правоту и делая ее еще более правой для следующего раза!

Концептуализация может стать препятствием для протекания опыта.

Понятия и представления, какова бы ни была их цель или предпо­лагаемая ценность , действуют на опыт замораживающе, замедляют поток, подавляют то, что свежо и ново в ситуации, вносят некоторую, так сказать, затхлость.

Сюда относится и то, что раньше говорилось об оправдании, указывая на нечто в структуре и проявлениях концепту­ального мира.

Когда у человека возникает чувство какого-либо рода: любовь, страх или гнев, то часто первой реакцией бывает проверить это чувство на правильность, посмотреть, соответствует ли оно правилам личного мира человека. Если возникшее чувство не подходит, оно почти наверняка будет уничтожено или искажено до степени компромисса, который более соответствует и может быть объ­яснен, защищен и оправдан.

Упражнение, которое я называю «рондо», полезно для ослабления привязанности опыта к концептуализации, для того, чтобы дать опы­ту, который хочет иметь место — получить его, а понятиям, которые стремятся сдерживать его — ясно проявиться.

Инструкции для рондо: человек, выполняющий упражнение, сидит лицом к партнеру, помогающему ему. Оба сидят в открытых позах, довольно близко друг к другу, поддерживая контакт взглядом. Выпол­няющий упражнение выбирает ключевое слово или фразу, которая содержит для него какой-то эмоциональный заряд.

Это могут быть названия эмоций — страх, гнев и т.п., или более сложные состояния -унижение, отверженность; имена людей, фразы, которые человек много раз слышал в детстве.

Цель упражнения в том, чтобы снять некоторую часть заряженности через катарсис, и в том, чтобы рас­крыть нечто из содержания и значения, окружающего слово или фра­зу, но пока неясного.

Процедура состоит в том, чтобы повторять слово или фразу снова и снова без остановки, но не быстро и не автоматически. Как только возникают мысль, воспоминание, телесное ощущение или образ, име­ющие отношение к теме, выполняющий упражнение рассказывает или описывает их, занимая этим столько времени, сколько это зани­мает.

Затем он немедленно возвращается к повторению слова или фразы. Отсюда и название — рондо — музыкальная форма, которая постоянно возвращается к одной и той же теме. Инструкция требует все время занимать рот говорением, не останавливаясь и не давая концептуальной организации и стиранию возникать.

Слезы и интен­сивные переживания обычны и «о'ксй», если только они не останавли­вают и не замедляют процесс. Дайте им пройти и продолжайте.

Глав­ная задача помощника — быть здесь и принимать то, что возникает, напоминая выполняющему, чтобы он не останавливался, щелчком пальцев или повторением ключевого слова или обращая его к созна­нию, если он начинает произносить фразу механически.

Работа с различением концептуализации и опыта может быть на­звана хлебом продолжительной консультативной работы терапевта.

Представления о себе, о прошлом, о самом времени, о других, о собы­тиях со сравнениями, суждениями и чувствами, естественно вытекаю­щими из представлений, — основные препятствия к простой, принима­ющей жизни опыта, жизни как она есть.

Гештальт-терапию часто связывают с фокусировкой на чувствах, но я все больше вижу, что чувства — только естественный результат концептуализации, которой человек придерживается — именно с ней надо работать. Если человек говорит о страхе как проблеме, то нужно смотреть на представления, которые он использует для возбуждения страха.

Источник: https://megalektsii.ru/s164711t5.html

Лореано Руис: «Методику игры для «Барселоны» разработал я, а Крайфф и Гвардиола ее скопировали»

Лореано Руис: «Методику игры для «Барселоны» разработал я, а Крайфф и Гвардиола ее скопировали»

     Это интервью у Лореано Руиса, испанского специалиста, легендарной личности мирового футбола, много лет назад воспитывавшего игроков «Ла Масии», взял известный аргентинский журналист Хорхе «Топо» Лопес, погибший в автокатастрофе в Бразилии во время чемпионата мира. Он так и не успел при жизни его опубликовать.

     Лореано Руис — настоящий маэстро своего дела, легенда, человек, который разработал методику игры, совершив, таким образом, революцию в детско-юношеском футболе «Барсы».

Он был настолько принципиальным и смелым, что в корне изменил саму сущность «Ла Масии».

На 77-м году жизни специалист из Кантабрии (северная Испания) согласился раскрыть секрет преимущества и любопытные детали своей методики в беседе с журналистом Olé. Мы предлагаем вашему вниманию это интервью.

     — Лореано, в последнее время все много говорили на этот счет, но все же: в чем заключаются основные принципы вашей методики?

     — Она построена на обучении индивидуальной технике, игре в касание, прессингу, ударам, позиционной игре, сохранения мяча для команды, игре в воздухе, тактическим передвижениям, а затем повторении и доведении до автоматизма всего этого на тренировках вкупе с некоторыми корректировками: выполняем, исправляем, повторяем; выполняем, исправляем, повторяем… Корректировка при этом играет принципиальную роль.

     — Почему вашу методику часто называют «языком»?

     — Потому что она предполагает безошибочное исполнение всего упомянутого. Как и в изучении языка — это трудоемкий и сложный процесс. Ребята должны усвоить смысл и стиль игры, который всегда направлен на обман соперника.

Футбольная техника очень сложна, как и техника плавания, художественной гимнастики и бега на коньках, а потому вникать в нее надо быстро, если хочешь стать профессионалом.

Приведу пример: дети за несколько месяцев приобретают способность правильно произносить слова другого языка, хотя не имеют понятия о грамматике этого языка.

     — С детьми понятно. Но что происходит со взрослым человеком в процессе изучения этого языка?

     — Взрослый в состоянии изучить грамматику языка, но достичь совершенства в произношении ему вряд ли удастся.

     — В прессе писали, что вы посадили семя, Крайфф взрастил его, а Гвардиола усовершенствовал. Именно так все и происходило?

     — Не совсем верное сравнение. Я разработал методику, а Крайфф и Гвардиола ее скопировали. И я вижу те недостатки, которые почти всегда присутствуют в копиях.

     — Какие же недочеты вы у них увидели?

     — Их четыре. Во-первых — постоянное господство «Барсы» на поле, которое приводит к созданию соперником мощных оборонительных редутов, состоящих из 10 футболистов. Иногда ведь лучше, чтобы соперник получил мяч и отошел от собственных ворот, чтобы затем поймать его на контратаке.

Читайте также:  Реакция - психология

     — Во-вторых — высокий риск пропустить контратаку, пока команда находится в поисках бреши в обороне соперника, поскольку за спиной защитников образуется зона свободного пространства внушительных размеров. А это означает лишь одно — если защитники не обладают высочайшей скоростью и не превосходят оппонентов в игре один на один, соперник будет создавать опасные моменты с завидной регулярностью.

     — В-третьих — «Барса» всегда ищет возможность пройти к воротам через центр. Когда речь идет о соперниках, играющих в открытый футбол, такой подход мне кажется оправданным. Но если 10 игроков противоборствующей команды расположены в собственной штрафной, необходимо активнее использовать фланги.

     — В-четвертых — при плотной обороне «Барса» фактически не прибегает к ударам издали и предпочитает разыгрывать мяч до верного, чтобы буквально занести его в ворота… Дальние же удары могут быть очень полезными. Можно забить гол, либо, на худой конец, заставить оборону выдвинуться вперед, что даст больше свободного пространства для форвардов.

     — Вы сказали как-то: «40 лет назад Чави, Иньеста и Месси не играли бы в первой команде «Барсы». Вы уверены в своих словах?

     — Все просто — тренеры считали невысоких футболистов неспособными занимать место в основе первой команды.

Когда я привел юношу из Хувениля1 низкого роста, мне сказали: «Лореано, команды Хувениля действительно существуют для подготовки футболистов для главной команды, но эти игроки туда никогда не попадут».

Я задал им вопрос: «Почему же?» Они ответили: «Потому что в Примере все футболисты должны быть высокими и физически сильными». По этой причине нынешние грандиозные футболисты «Барсы» не попали бы тогда в ее основу.

     — Вам было сложно вступаться за талантливых низкорослых ребят?

     — Когда я переехал работать в «Барселону», то сразу заглянул в офис тренеров. Там на входе висела табличка, которую я затем велел убрать. Она гласила: «Если ты пришел предложить мне игрока ростом менее 1,80 м, можешь не заходить».

     — А какая роль принадлежит Крайффу в школе «Барсе»?

     — Когда я тренировал Крайффа в 1976 году, то, к своему удивлению, выяснил, что он любит английский футбол.

Тогда я ему сказал, что футбол Туманного Альбиона построен на сплошной борьбе, и что это полная противоположность его стилю, который представляет собой сочетание техники, интеллекта, таланта…

Спустя десять лет Йохан вернулся в «Барсу», и он уже выискивал талантливых, классных футболистов, совершенно не волнуясь об их росте или весе. К тому времени и остальные клубы стали придерживаться того же принципа.

     — Кто есть Месси, на ваш взгляд? Что он получил от Аргентины и чему его научили в «Барселоне»? Если, конечно, его можно чему-то научить…

     — Месси — исключение из общих правил. Это уровень Пеле, ди Стефано, Пушкаша, Крайффа, Марадоны… И ведь он еще молод, а потому может превзойти всех вышеназванных легенд футбола.

Лионелю многое досталось от рождения, но кое-чему он научился и в «Барселоне». Я помню, в 16-летнем возрасте Лео давал интервью Mundo Deportivo, где сказал: «Здесь просто так не бегают — вся работа происходит исключительно с мячом».

А если быть точнее, то бегают только с мячом.

     — Есть такой миф: футболистами рождаются. Тем не менее в «Барселоне» продолжают утверждать, что футболистами становятся.

     — Футболистами становятся. Между прочим, эта утверждение принадлежит мне, и против него в свое время многие ополчились.

     — Почему?

     — В клубе, как и многие вокруг, считали, что футболистами рождаются. И сейчас многие специалисты и любители игры придерживаются такого же мнения.

Как-то я решил задать игрокам разных возрастов вопрос: «Сколько часов ежедневно в детстве ты посвящал футболу?» Ветераны отвечали, что тратили от 6 до 8 часов, нынешнее поколение на это отводило менее 4 часов, а Марадона с Месси дали одинаковый ответ — все время! Думать, что игрок рождается наделенным всем необходимым для большого футбола — большая ошибка. Даже самые великие не могут претендовать на такую роскошь — получить все от природы!

     — Приведите пример.

     — Йохан Крайфф! Поразительная легкость, с какой он упрощал ситуацию на поле, вводила в заблуждение почитателей голландца. Многим казалось, что виной тому — врожденный талант. Однако все обстояло совершенно иначе.

Ему повезло появиться на свет неподалеку от стадиона, на котором выступал амстердамский «Аякс». Вдобавок к этому, его мать была сотрудницей клуба и он много времени проводил на поле с мячом.

Родись Крайфф в музыкальной семье, наверняка стал бы великим музыкантом, благодаря окружению, своему выдающемуся врожденному интеллекту и трудолюбию.

     — Детско-юношеские школы начали существовать с 1950 года. А что было до того? Где учились футболу в Европе?

     — Мы учились играть на улице.

     — В Аргентине это упражнение называется 'loco', а в Испании — ‘rondo’2. Почему оно настолько важно для современного футбола?

     — Рондо придумал ваш покорный слуга в 1957 году. Главная цель этого упражнения — научить игроков избавляться от опеки — приемом, которым сегодня владеет далеко не каждый.

Это касается даже некоторых футболистов национальных сборных. С 'рондо' тесно пересекаются и все остальные элементы футбола, за исключением, разве что, голевого удара.

Это чтение игры, контроль мяча, финты, передачи и т. д.

     — Если ваша методика учит защищаться с помощью атаки и прессинга, то лучшим наставником на сегодняшний день можно назвать Диего Симеоне?

     — Симеоне использует прессинг и, конечно, делает это очень хорошо. Но если я предпочитаю прессинговать на половине соперника, то он это делает вблизи собственной штрафной.

     — Позвольте не согласиться с этим.

     — Ваше право, но это мое мнение: его команда прессингует больше на своей половине.

     — Начиная с какого возраста и как начинается работа над тактикой?

     — Дети должны начинать заниматься в восемь-девять лет, но в этом возрасте надо уделять основное внимание технической подготовке. Обучение же тактике следует вводить постепенно лет с одиннадцати. Ученики начальных классов не в состоянии переварить тот же материал, что и студенты университета.

     — Нужны ли передачи назад, когда контролируешь мяч?

     — Если в результате таких передач образуется глубина атаки, то нужны. Но в основе своей, горизонтальные пасы и передачи назад кажутся мне раковыми опухолями футбола.

     — Вы впервые использовали в «Барселоне» схему 3-4-3. Вам было сложно донести ее до игроков? Ведь для того времени эта система была инновационной, а некоторым казалась даже странной…

     — Мне нравится называть ее «3-4-3 фантазия». Чтобы у вас сложилось хоть какое-то представления о том, как мне было сложно, расскажу об одном случае.

Когда я только начал работать в клубе, проводил одно из первых теоретических занятий с тремя командами Хувениля, и капитаны попросили меня сначала донести до них мои идеи по тактике.

После разъяснений схемы 3-4-3 они отреагировали так: «С нами работали великие тренеры, такие как Кубала, Сегарра, Флотаст, но нам никогда не предлагали ничего подобного. Мы вообще ничего не понимаем».

  1. Хувениль — одна из детско-юношеских категорий испанского футбола. 
  2. Рондо — упражнение, в ходе которого несколько игроков становятся в круг и пасуют друг другу мяч, в то время как один футболист находится в центре и пытается перехватить его. Игрок, передача которого была перехвачена, отправляется в центр круга.

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/barcaru/660872.html

Психологические упражнения

Психологические упражнения

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений, которые можно найти в открытом доступе.

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время: 25–35 минут

Размер группы: 8–16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.

После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание.

Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше.

После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя».

Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь.

Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Цель: Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать.

Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться.

Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера.

Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести.

В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Читайте также:  Работа с обидой - психология

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество.

Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться.

Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным».

После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться.

Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно.

Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С).

Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Цель: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время: 15–20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие маркирует (дает сигнал), если они есть.

Подведение итогов упражнения:

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Цель: Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время: 15–30 минут

Размер группы: 12–20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

Цель: Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Шаг 1.  Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу.

В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте.

Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные и лучшие упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале Trenerskaya.ru

Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

TRENERSKAYA.RU — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе «Упражнения для тренингов».

Мы рекомендуем вам, прежде всего, такие психологические упражнения:

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива.

И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще.

С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям, технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Очень действенное и «глубокое» упражнение, способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе.

Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием.

Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки, испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом, так и основным тематическим упражнением.

Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов. Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп.

Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности.

Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/psihologicheskie-uprazhneniya

Джон Энрайт «Заметки о гештальт-терапии»

Джон Энрайт «Заметки о гештальт-терапии»

(обложка)

Джон Энрайт

«Заметки о гештальт-терапии»

(Избранные материалы)

Методические материалы к семинарам.Санкт-Петербург 2000 От составителя В этом сборнике представлены фрагменты известных книг Джона Энрайта «Гештальт, ведущий к просветлению» и «Позиция слушателя-терапевта». Тексты даны с небольшими сокращениями.

Мы надеемся, что эти фрагменты окажутся полезными как тем, кто практически изучает гештальт-терапию, так и тем, кто просто заинтересовался Гештальт-подходом как одним из направлений современной психотерапии и психологии.Содержание Часть 1.

«Гештальт, ведущий к просветлению» (Фрагменты)

^

Введение

Гештальт за мять минут

Памятные моменты (впечатления и зарисовки о работе Фрица Перлза)

Эксперименты на осознание тела ( заметки с семинара «Практикум осознавания»)

^

Об осознавании.

Универсальные процессы и осознавание :сравнение, намерение, оценка.

^

Несколько экспериментов Гештальта.

Расширение осознавания

«Круг осознания»

«Цензура» и осознавание ( об оценках и негативных суждениях)

^

Доступ к внутреннему знанию: «виртуальное пространство»

Заметки о практике Гештальта

Существует ли сопротивление в гештальт-терапии?(Гештальт и психоанализ)

«О КЕЙ» или «НЕ О КЕЙ» (концепция совершенства и Гештальт)

Тактика «переименование симптома». Просветление.

Дополнение

От Осознавания к Просветлению. Заключение.Часть 2. «Позиция слушателя-терапевта»

Введение

Позиция «0» Нулевая позиция

^

Позиция «3»:отражающее слушание.

Позиция 4: сознательное слушание.

Позиция «5»: позиция ответственности.

^

Позиция «7»: экзистенциальная позиция.

Позиция «8»: позиция совершенствования.

Вспомогательные позиции слушания.

Обсуждение.

Послесловие. Четыре рода свободы в терапевтических беседах.

Часть 1. «Гештальт, ведущий к просветлению»

^

Я представляю себе Фрица Перлза как ребенка, бродящего по пло­щадке для игр, полной разнообразных принадлежностей. Некоторые он детально исследует, другими играет некоторое время, на иные лишь бросает взгляд, размышляя вслух и двигаясь. Иногда он возвра­щается к старым игрушкам и рассматривает их под углом зрения ново­го накопленного опыта, обнаруживая что-то, чего он не заметил в первый раз. Неудивительно, что та игрушка, с которой он играл в данный момент, была самой важной, и заполняла его мысли и разгово­ры, пока он с ней играл. Через некоторое время другие дети замечают, как ему интересно, и присоединяются к нему. Он охотно делится игрой с другими — более охотно, чем некоторые из тех, кто к нему присоединился, — хотя он и не слишком склонен к кооперации и иногда заинтересован в сохране­нии собственности. Некоторые из присоединившихся к нему не обла­дают слишком развитым воображением. То, с чем Фриц играл в тот момент, когда они к нему присоединялись, составило для них всю гештальт-терапию, и они начинали протестовать, когда он переходил к другим вещам. Иной раз, встречая гештальт-терапевта, я могу дога­даться, в какой момент он присоединился к Перлзу, по игрушкам, которые продолжают его занимать. Хотя эта площадка для игр привлекает меня так же, как Фрица, почти с самого начала для меня вырисовываются иные игрушки. Я с уважением изучил все, что нравилось Фрицу, но начал посвящать все больше времени тому, чему он уделял времени гораздо меньше.
«При успешном лечении невротик пробуждается от своего тран­са или миража. В дзен-буддизме подобный момент называется Про­буждением или Сатори. В течение гештальт-терапии пациент пе­реживает множество малых пробуждений. Приходя в чувства, он

Читайте также:  Гетеросексуальность - психология

чаще видит мир ярко и ясно.»

Фриц Перлз.

«Человек, принуждаемый насильственно к изменению, отрицает реальность и борется с ней. Цель гештальт-терапии принять ре­альность и играть с ней. В этой игре Вы обнаруживаете, что спра­вились с ней так или иначеп

Джон Энрайт.

В годы, когда я работал с Фрицем Перлзом, несколько тем, которые не совсем соответствовали тому, что я обычно получал от него, зани­мали мое внимание. Одна из них состояла в часто употребляемойимфразе — мини-сатори.

Он часто употреблял это выражение в ранние Исаленские дни, но я не вполне понимал тогда, что эти слова значат. Другой темой была фраза, которую я часто слышал от него, когда он работал с людьми, и раза два в лекциях: «Дайте ситуации самой управлять».

Хотя обычно это имело определенный смысл в опреде­ленном контексте, я думал: «Какого черта он имеет в виду, и как это соотносится с принятием ответственности?» Другой фразой, также волновавшей меня, была фраза из статьи «Групповая и индивидуаль­ная терапия» «…начинайте танец отречения и само­свершения».

Я помню, как я подумал: «Что это за чепуха про отрече­ние? Я только начинаю получать нечто, а вы хотите, чтобы я отказался от этого?»

При том, что я был озадачен, эти фразы связывали меня с иным уровнем опыта. Время от времени в моей работе с Фрицем возникали особенно глубоко удовлетворяющие чувства разрешения в конце. Хо­тя я и не пользовался в те времена этим выражением, теперь бы я сказал, что ощущение было такое, что проблемы не разрешились, а растворились, они рассеялись и перестали быть реальными и важны­ми: факт или ситуация остались, но перестали быть проблемой. В 1978 году все эти разрозненные моменты соединились в ясном понимании. Я показывал классу фильм, где Фриц работает с Глорией., Хотя я видел его в третий или четвертый раз» одна фраза, которую я на сей раз услышал, как будто ускользала от меня раньше. Эверет Шост-ром задает вопрос, какова цель гештальт-терапии, и ответ Фрица: «Цель гештальт-терапии — пробудить людей от кошмара». Теперь все встало на свои места: этот старый, прокуренный нечестивец говорил о ПРОСВЕТЛЕНИИ! Есть три фундаментально различных представления об улучшении в человеческой жизни. Одно — патологическая модель. С этой точки зрения, если что-то не в порядке, вы рассматриваетесь как больной, находящийся ниже нормы. С помощью лечения возможно вернуться в состояние здоровья, состояние «о-кей». Обычно считается необходи­мой внешняя помощь, хотя возможность самолечения допускается теоретически. Во второй модели, модели роста, вы рассматриваетесь как человек в норме, человек «о-кей», но с большими возможностями. Вы можете начать с нормального состояния и придти к чему -то лучшему. Впро­чем, оттенок чувств, связанных с первой моделью, проявляется и здесь: быть в норме не так «о-кей», как быть выше нормы. Внешняя помощь считается полезной для роста, но не столь необходимой, как в патологической модели. Не всегда необходимым, но часто встречаю­щимся представлением является предположение, что рост требует усилия, как при наличии, так и при отсутствии помощи. С третьей точки зрения, модели Просветления, нет необходимости что-либо делать. Нет нормы и нет места, куда надо идти. Вы уже совершенны, всегда были и всегда будете совершенны. Форма совер­шенства может изменяться, но то, что вы «о-'кей», не зависит от фор­мы. Бутон — это совершенный бутон, а не несовершенная роза. Все, что необходимо — сдвиг восприятия, видения. Разумеется, в течение жизни вы будете болеть и выздоравливать, вы заметите рост и 6yqere постоянно меняться. Но все это не имеет никакого отношения к воз­можности переживания правильности и правоты того, каковы вы и где вы находитесь, включая состояние болезни, отсутствие роста, как будто это возможно. С этой точки зрения нет улучшения, роста, из­менения, разрешения проблем — есть только пробуждение и видение, что проблемы и «не о-кейность» — это иллюзии. Фриц высказал это очень ясно в работе «Гештальт-терапия и человеческие потенции» : «При успешном лечении невротик пробуждает­ся от своего транса или миража. В дзен-буддизме этот момент называ­ется большим Пробуждением или Сатори. В гештальт-терапии паци­ент переживает много маленьких пробуждений. Приходя в чувство, он часто видит мир ярко и ясно». Печать Перлзовского гения в том, что он прошел все эти модели в течение своей жизни. Профессионально обученный в рамках патоло­гической модели в медицинской школе и в психоанализе, он начал его преобразования, фактически закладывая зерна подхода к просветле­нию. Еще более важно, что он был открыт к прорастанию этих зерен и был способен поддержать этот сдвиг. Хотя он часто возвращался к языку патологии или роста, он был тем, что он смог совершить, и был способен выразить это. Основная мысль этой книги в том, что гештальт-терапия — это работа Просветления, пробуждение от самим же созданной сети иллюзий. Хотя она, может быть, приспособлена для разрешения проблем и для усилий, направленных на изменение, и часто так и происходит, по существу это — запасной выход к Просвет­лению. Таким образом, одна из целей этой книги — предложить такое пони­мание Гештальта, не как единственное, но как центральное, хотя часто не замечаемое. Структура книги соответствует этой задаче. Первые три главы представляют Гештальт таким образом, что тема Просветления затрагивается, но не подчеркивается. Содержание этих глав будет, наверное, приемлемым для большинства гештальтистов. Второй раздел содержит материал, лежащий как бы на грани гештальт-терапии, который может быть не столь прием­лем для гештальтистов. Здесь многое ведет уже к точке зрения Про­светления, а также намечаются и другие линии, выводящие за пред­елы Гештальта. Третий раздел содержит прямое формулирование Геш­тальта с точки зрения Просветления и является сердцевиной этой книги. Для меня написание этой части создало завершение и проясне­ние моих представлений о Гештальте. Многие фрагменты нашли свое место, чего ранее мне не хватало. Я могу надеяться, что этот раздел поможет в том же и читателю. Перечитывая выше написанное, я ощутил нечто весьма серьезное, гораздо более серьезное, чем то, что мне хотелось бы выразить. У книги есть и другая цель: в ней содержится множество увлекательных, интересных и бросающих вызов идей, формулировок и упражнений, которые могут быть полезными, откуда бы они не исходили, просто в контексте самой жизни. Читайте, используйте и получайте удоволь­ствие, если вам хочется, и не обращайте внимания на проблемы Геш­тальта или не Гештальта, и прочие, в которые я время от времени погружаюсь столь глубоко.

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-349288.html

Мобу сош 36 — барьеры общения

Занятие с элементами тренинга для подростков

по теме: «Барьеры общения»

Цели:                                                                           

1.      Дать учащимся представление о вербальных барьерах общения.

2.      Продолжать изучение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций посредством активного стиля общения.

3.      Способствовать расширению социального опыта общения, самовыражению в большой группе людей, снятию барьера стеснительности, психологической зажатости.

4.      Способствовать дальнейшему сплочению группы.

ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ОДИНОКИ,

 ЕСЛИ ВМЕСТО МОСТОВ, ОНИ СТРОЯТ СТЕНЫ.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Снежный ком».

Цель упражнения: сплочение группы, создание доброжелательной атмосферы в группе.

Участники группы стоят в кругу. Выбирается водящий, который называет свое имя. Сосед справа называет имя водящего и свое. Таким образом, каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него, и свое имя. По завершению круга игру можно повторить в обратном направлении.

Участники сидят по кругу. Ведущий передает мяч сидящему слева со словами:

— Я уверен, у тебя все получится!

Сидящий слева должен поблагодарить и сказать ту же фразу следующему игроку, глядя ему в глаза. Игра продолжается пока мяч не побывает у всех участников.

2. Разминка.

 Упражнение «Раздели мою радость со мной!»

— Мы начинаем нашу работу с упражнения «Раздели мою радость со мной».

Вам необходимо поприветствовать всех, начиная диалог словами: «Здравствуй, раздели мою радость со мной…» Вам нужно рассказать о своей радости.

Постарайтесь вспомнить что-то из последних событий, которые были вам приятны и радостны. Например, «Здравствуй, Макс, я хочу тебе сказать, что мне удалось помириться со своим очень хорошим другом».

Рефлексия

— Как вы себя чувствуете?

(Упражнение поможет раскрепоститься, настроиться на внимательное отношение друг к другу).

3. Основная часть.

— Напомню правила работы группы:

o   доверительный стиль общения;

o   общение по принципу «здесь и теперь» (во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит в группе);

o   искренность в общении (открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других и к самому себе);

o   конфиденциальность (все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы);

o   «Правило одного».

Игра «Разожми кулак».

— Разбейтесь на пары. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями.

Рефлексия

— Какие методы применялись? (уговоры, просьбы, хитрость).

Упражнение «Пересадки».

Участники садятся по кругу, руководитель стоит в центре круга.

— Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Правило игры: ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет.

Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами.

При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру.

Рефлексия

Как вы себя чувствуете?

— Как ваше настроение сейчас?

Работа по теме.

— Прочитайте эпиграф к нашему занятию, как вы его понимаете?

Обсуждая ответы участников, психолог подводит их к пониманию барьеров («стен») в общении.

Психолог напоминает участникам значение контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми.

Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.

 — Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вербальных барьеров), препятствующих позитивному общению. Давайте попробуем разыграть ситуацию «В классе». Выбираются два участника.

-Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения:

— с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»

—   с угрозы;

—   с указаний и поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать),

—   с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту),

—   с обобщения (ты такой же бестолковый, как все новенькие);

—   не обращать внимания (он не достоин моего внимания).

Возможные способы решения конфликтной ситуации:

o        Выслушать спокойно все претензии партнера

o        Не реагировать на агрессивность: сдерживать свои эмоции и постараться переключить разговор на другую тему (сказать что-то доброе, неожиданное, веселое)

o        Постараться заставить говорить партнера конкретно и без отрицательных эмоций

o        Извиниться, если в чем-то действительно не прав

Обсуждаются все варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации

Рефлексия

— Можно ли было не доводить дело до конфликта?

— Какие правила были использованы?

— Какова цель решения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих.) Если такое решение не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ. Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ. Если оба идут на уступки, то это КОМПРОМИСС. Самый лучший выход — СОТРУДНИЧЕСТВО. Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров.

— Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении?

Домашнее задание

— Попытайтесь до следующего занятия зафиксировать хотя бы одну ситуацию, когда вам удалось предотвратить конфликт. Старайтесь в таких ситуациях использовать известные вам приемы.

Источник: http://tag36sch.ucoz.ru/index/barery_obshhenija/0-235

Ссылка на основную публикацию