Культура боевых искусств — психология

Психология боевых искусств

Продолжаем прошлую статью о плюсах и минусах различных видов БИ.

 Сегодня мы поговорим о психологии боевых искусств и единоборств, которая может изменить ваше отношение к дракам на улице, тренировкам, и даже, возможно, повлечёт за собой изменение всей вашей жизни.

Ведь не все боевые искусства являются просто спортивным маханием руками и ногами и предполагают, что вы просто 3 раза в неделю будете посещать полуторачасовые тренировки.

Существует очень много различных боевых искусств и направлений, связанных со сменой мировоззрения занимающихся, за счет которой они и становятся узнаваемыми представителями того или иного направления. В принципе, это и есть 4-тая и 5-тая категория боевых искусств, которые мы кратко рассмотрели в прошлой статье.

Смена мировоззрения и характера от тренировок

Обычно такое изменения мышления, мировоззрения и характера бывает более мирским и связанным больше с эффективной или какой-то специфичной психологией поведения и жизни, но также это может быть хитрость или стратегичность мышления — тогда это 4-тый уровень.

Если же изменения больше связаны с религией, то пятый, например, это может быть буддизм или просто восточная мудрость.

Обычно человек, достаточно долго занимающийся подобными боевыми искусствами, становится странным в глазах обычного человека, а сам процесс тренировок часто напоминает участие в какой-то секте.

Это могут быть различные песни и танцы на тренировках, странные духовные и философские беседы или даже молитвы, и т.п.

Тяжело сказать, к чему могут привести занятия подобными альтернативными или «духовными» боевыми искусствами, так как это очень сильно зависит от вашей личности и вида боевого искусства, на которое вы попали.

Но скорее всего, общаться с обычными людьми и говорить на обычные бытовые темы таким тренирующимся довольно быстро становится скучно. А, возможно, к старости вы вообще бросите всю эту городскую суету и будете где-то в Индии выгуливать тигров, как на фотографии, которая сопровождает нашу статью.

Побочный эффект занятий боевыми искусствами

Для кого-то это хорошо, для кого-то — плохо, тут тяжело сказать однозначно. Лично я думаю, что, если это объективно делает человека более мудрым и поднимает его жизненный уровень и приспособленность, то, скорее всего, лично для него это хорошая новость.

Но вот для его окружения, которое, естественно, остается тем же, что и прежде, это скорее плохо, так как очень быстро интересы могут разойтись, и говорить об одном и том же или на равных вы уже не сможете.

Например, человеку, как побочный эффект от занятий философскими БИ, может захотеться часто говорить на умные темы, постоянно философствовать, читать горы книг и статей и заодно всех учить уму разуму. Это свойственно среднему уровню почти всех существующих восточных боевых искусств.

Но это еще ничего, потому что такой человек может научиться, например, на капоэйре, настолько хорошо играть разные роли в жизни, что вы никогда по нему не поймёте, грустный он или веселый, и что ему вообще от вас надо на самом деле. Тогда вам станет очень тяжело с ним взаимодействовать, ведь выиграть у него в эту игру практически невозможно! Ведь вы даже не поймёте, когда она начинается, а когда заканчивается.

Опасность занятий боевыми искусствами

Но бывают, конечно, и деструктивные «полусекты», где вас могут обмануть, если вы пойдете туда заниматься боевыми искусствами. Особенно это характерно для секций, где сразу начинают молится непонятно кому, возможно даже с другой планеты, и заодно просят оказывать им всяческие одолжения и услуги.

Естественно, нельзя утверждать, что все подобные направления приносят явный вред, так как лично я знаком, естественно, не со всеми. Но все-таки тут стоит задуматься и проявить осторожность перед тем, как молиться людям с Сатурна или какой-нибудь другой планеты.

Хотя, возможно, всё будет наоборот: человека на тренировках научат крайней осознанности, стратегии, практической психологии и умению хорошо манипулировать окружающими в своих целях. Тогда он сможет легко и незаметно манипулировать людьми и подстраивать якобы случайные и весьма выгодные ему ситуации так, что никто никогда не догадается о том, что они были подстроены.

Причем при особом упорстве он может даже годами притворятся на работе, что он — идеальный кандидат на директорскую должность, или быть безупречным семьянином, в то время как никто не догадывается, что у него 3 жены в разных странах.

С одной стороны, такой человек сможет добиться любых необходимых материальных благ, стать политиком или бизнесменом, а с другой стороны, он быстро станет расчетливее и умнее вас, и тогда вы его никак не сможете уже контролировать, даже если он ваш ребенок. Хотя если вы сами станете таким человеком, то это уже не так плохо, как кажется. Это, возможно, случится при правильном преподавании ниндзюцу.

Как боевые искусства могут изменить жизнь человека

Хотя бывают и противоположные эффекты изменения жизни человека, занимающегося боевыми искусствами. Возможно, он станет искренним, простым и безусловно счастливым, даже если в его жизни пока объективно еще нечему радоваться.

Хоть это и неплохо для его внутреннего мира, но остальных, скорее всего, это будет довольно сильно раздражать.

Плюс ко всему, он может стать вегетарианцем или приобрести еще какие-то странные предпочтения в еде, возможно, начнет через день купаться в проруби, ходить в баню или спать на полу, выбросив новую дорогую кровать в ближайший мусорный контейнер, и делать прочие не очень понятные «нормальным» людям вещи.

Ну, и самый необычный эффект от боевых искусств, который наступает редко даже у занимающихся боевыми искусствами пятого уровня — это состояния, подобные просветлению, о котором пишут в книгах.

Духовные и религиозные боевые искусства

Например, духовные и религиозные боевые искусства могут со временем дать странное состояние сознания, когда уже не хочется ни с кем воевать, обсуждать политиков или смотреть новости, а наоборот — захочется нести добро, счастье, мудрость и знания по земле. На удар отвечать улыбкой, всех любить, благословлять своих врагов, верить в Бога и прочие «странности».

Хотя есть еще один недостаток у духовных боевых искусств: очень часто те, кто ими занимается, на первом этапе обучения не могут быстро научиться дратся, постоять за себя физически, особенно на улице в трудной ситуации.

Естественно, с опытом и годами тренировок у них это рано или поздно получается, но на это иногда уходит в разы, а иногда даже в десятки раз больше времени, чем у представителей предыдущей группы более агрессивных БИ. Так, например, может получиться, если вы занимаетесь традиционным айкидо, как, наверное, самым ярким представителем БИ пятой категории.

Поэтому иногда складывается впечатление, что представители религиозных боевых искусств больше занимаются духовным развитием, чем физическим.

С другой стороны, их умение драться растет многие года, и к старости они достигают очень высокого уровня.

В то время как другие спортсмены могут драться хорошо только в молодом возрасте, а к 40-50 годам уже с трудом ходят с палочкой, а то и передвигаются на инвалидной коляске.

Плохо ли изменять свой характер?

Только для родителей еще раз замечу, что все эти возможные эффекты от занятия боевыми искусствами не всегда являются плохими.

Да, иногда это может сделать вашего ребенка хоть и непохожим на остальных, но в разы более приспособленным к жизни.

Пусть даже лучшим, чем вы сами, но ведь не этого ли должны хотеть хорошие родители, чтобы их дети достигли более высокого уровня, чем они сами?

Но решать в первую очередь вам самим, мое дело — только дать вам немного больше осознанности в очень запутанном мире психологии боевых искусств.

Вот, собственно, и вся информация, которую я приготовил для вас на сегодня. Можете подумать над этим и решить, что для вас более важно: завоевать кучу золотых медалей, научиться хорошо драться, научиться уничтожать людей или наоборот — любить их.

Как я уже говорил, у каждого свой путь в боевых искусствах, поэтому единственного правильного и неправильного пути не существует. У вас всегда есть свобода выбора и ваше личное желание достичь того или иного результата от тренировок.

В зависимости от этого я и предлагаю выбирать то, что вам ближе по духу, ведь сидеть дома и не делать ничего — гораздо хуже, чем один раз попробовать и ошибиться.

Ну, а в следующих статьях я еще отдельно расскажу вам о том, какими боевыми искусствами и единоборствами лучше заниматься девушкам, а также длинную, но очень полезную историю для саморазвития о том, какими БИ я советую заняться и для чего, а также целую книгу о том, стоит ли вообще заниматься боевыми искусствами, если вашей целью является только самозащита.

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/psixologia-boevix-iskustv/

Как боевые искусства влияют на психику

Боевые искусства древности дошли до нашего времени благодаря своей высокой эффективности в развитии физических и психических возможностей человека.

И хотя в современном мире войны ведутся оружием массового уничтожения, где, казалось бы, личность одного бойца ничего не значит, но психологические и физические наработки древних систем подготовки воинов используются и по сей день.

Ведь как бы ни было совершенно оружие, но человеческий фактор все равно играет решающую роль

Воин — это человек, который обладает большими физическими и внутренними ресурсами, подготовкой, позволяющей ему выжить в борьбе с противником. Многие боевые искусства сейчас носят исключительно спортивный характер, но изначально все они были придуманы для ведения боя.

Классификация боевых искусств

  • Современные исследователи боевых искусств разделяют все единоборства на спортивные и боевые. В первых самозащита будет скорее условной, цель – это подтвердить перед судьями и зрителями свое превосходство над противником в условиях соревнований, вторые имеют целью причинение реальной боли или выведение противника из строя, самозащита здесь настоящая, в условиях реального нападения.
  • Наверное, многие слышали истории о том, как победителя соревнований по восточным единоборствам побили на улице в драке хулиганы, подобные вещи происходят как раз из-за разницы в психологической подготовке для спортивных и боевых условий. Во втором случае нет цели произвести хорошее впечатление и восхитить красотой движений, а есть цель выжить любой ценой, при этом нанести противнику физические повреждения, к чему спортсмен не стремится и порой на это даже не способен, так как есть психологический барьер на такие действия.

Обширную классификацию единоборств представил А. Е. Тарас. Исследователь выделяет такие существенные признаки:

  • Особенности приемов. Существуют ударные (бокс, кикбоксинг), борцовские (самбо, дзюдо) и комбинированные (каратэ, рукопашный бой и т.д.) стили.
  • Технико-тактические принципы. На основе этого признака различают жесткие и мягкие стили. В первом случае используются удары, броски (каратэ, рукопашный бой). Во втором – преобладает воздействие на болевые точки и обращение силы оппонента против него самого (айкидо).
  • Направленность. Выделяют внутренние и внешние школы. Во внешних стилях основой является тренировка тела, его возможностей. Во внутренних стилях преобладает работа с энергией, сознанием, дыханием.
  • Предназначение. Игровые боевые искусства включают: имитационные стили, лишь обозначающие прохождение поединка (спортивное ушу, айкидо), и соревновательные, которые предполагают наличие жесткого контакта (бокс, каратэ). Прикладные боевые искусства ориентированы на практичность и эффективность, в эту категорию входят ограниченно-боевые системы (система тренировки работников полиции) и системы тотального боя, направленные на уничтожение противника.
  • Время существования. Традиционные единоборства существуют с древности, а современные – появились за последние 50-100 лет. (4)
Читайте также:  Метод: поведение по сигналу - психология

В японской системе единоборств различают «боевые пути» (будо) и искусства боя (будзюцу).

<\p>

Искусство боя в восточном понимании – не только система приемов, но образ жизни, изучению которому необходимо полностью посвятить себя.

Исторически это определилось тем, что восточные единоборства зародились в монастырях. Монахи посвящали своему физическому и духовному развитию всю жизнь, оттачивая саму систему.

Западные же боевые приемы имели сугубо практическую цель – победить как можно больше противников.

Боевые искусства и резервы психики

Резервы человеческой психики — это важнейший ресурс, позволяющий экономить время на спортивную или боевую подготовку. Именно поэтому проблема психологической специфики боевых искусств подробно изучалась отечественной спортивной и военной психологией.

Многие спортивно-боевые единоборства имеют свою специфику, например, подготовка может проводиться в максимально сложных условиях: неблагоприятная погода, плохая видимость, значительно превосходящая численность противников и т.д. Важную роль для успеха играют и врожденные задатки, и генетическая предрасположенность, но мастерство определяется сформированными навыками, то есть устойчивыми психофизиологическими связями.

До сих пор не существует общей психологической классификации спортивно-боевых единоборств, однако выделяют следующие признаки, определяющие их специфику:

  • контакт с противником или партнером: условный, опосредованный или непосредственный. От вида контакта зависит, реализуется ли естественная координация движений человека или осваиваются сложные движения, приемы и контрприемы.
  • цели: преодоление опасности, риск, надежность, социальная поддержка, эмоциональная насыщенность, экспрессия и т. д.;
  • условия: среда, опыт, традиции и правила, задатки и одаренность, статус и престиж, контроль.

Использование различных приемов в боевых искусствах

Приемы, используемые в боевых искусствах, представляют собой особые защитные механизмы, позволяющие выжить как собственно в бою, так и после него.  В основном, они направлены на контроль эмоционально-волевой сферы, а именно, на борьбу со стрессом, болью и страхом.

В спортивно-боевых единоборствах есть свое особое понимание стресса: то, что для других видов деятельности невыполнимо и сложно, здесь является нормой, а понятие сложного и опасного, стрессогенного фактора смещается в сторону смертельной опасности.

Основной источник стресса — это прямой контакт с противником, то есть бой.

В результате тренировок уровень приемлемого для человека стресса повышается, а способности его становятся больше, чем у человека, не занимающегося боевым искусством.

Для борьбы со стрессом используются различные техники и в целом тренируется эмоционально-волевая устойчивость. Вырабатываются такие качества, как настойчивость, выдержка, решительность, ответственность, дисциплинированность, самоорганизованность. Важное место в этой подготовке отводится борьбе со страхом:

  • создается абсолютная вера в себя, уверенность в своей победе, создание доминанты — для бойца попросту не может существовать негативного исхода боя;
  • абсолютная концентрация на процессе боя без мыслей о результате, что позволяет вести себя максимально эффективным образом;
  • контроль усилием воли, который позволяет отдавать самому себе приказы (т. н. «самоприказ»);
  • невозмутимость духа, достигаемая за счет отстранения от собственных переживаний (больше свойственна для восточных единоборств);
  • десенситизация — избавление от чувства страха, боли, достижение большей мышечной силы, обострение реакции (путем нейтрализации нежелательных условных рефлексов);
  • уверенность профессионала: вера в свои силы, основанная на большом опыте и знании пределов своих возможностей.

В древнем Китае существовал такой особый метод подготовки воинов, как военные танцы — это самая древняя из форм обучения по методу динамического стереотипа. Схожие практики существовали у всех первобытных народов. Второй вид подготовки к бою — охота, где не только отрабатывались физические качества и тактика, но и развивались черты характера, нужные для воина — сила воли, выдержка и т. д.

Перед важными делами, и в том числе перед боем, китайцы прибегали к гаданиям — для этого существовала всем известная книга перемен или И-Цзин.

Как ни странно, но гадание способствовало созданию нужного психологического настроя: если оно было благоприятным, то поднимало боевой дух, а если нет, то заставляло воина мобилизовать все ресурсы, чтобы приготовиться к худшему. Так или иначе, гадание снимало стресс, вызванный ожиданием и неизвестностью.

Существовали также методы поднятия боевого духа и снятия страха перед смертью у воинов, как, например, ритуальная клятва и написание прощального письма, чтобы «порвать с мыслями о жизни». После этого у воина оставалась только цель — победить врага, не думая о том, удастся ли выжить.

В системе каратэ есть так называемые ката — упражнения или удары, выполняемые в одиночку. Изучение одних лишь ката не дает мастерства в поединке, где используются совсем другие движения и механизмы.

Однако, ката очень важны именно для психофизиологической тренировки, обеспечивающей ускорение координации движений, что и соответствует тому самому закону сукцессивности, описанному выше.

Также ката имеет отношение к идеомоторной тренировке — отработке боя в воображении, что способствует более успешным действиям в реальном поединке.

Большое внимание в восточных единоборствах уделялось также медитации на какой-либо образ, дыханию, активирующему или расслабляющему различные системы организма, произнесению особых звуковых рядов (мантр и т. д.). Также применялся массаж, в основном, точечный, то есть стимуляция биологически активных точек, расположенных на энергетических меридианах, что влияло на определенные органы и системы.

И в заключение, можно подвести итог, что же дают боевые искусства человеку. Главное и основное — это управление своими эмоциями, способность совладать с собой в экстремальных ситуациях, чтобы выжить, несмотря ни на что. Готовность выдерживать усиленные физические нагрузки, справляться со страхом, стрессом и болью, в том числе преодолевая и страх смерти.

Способность поднимать боевой дух и настраивать себя на победу, а также активировать скрытые резервы психики в нужный момент, как и повышать уровень своих физических и психических возможностей в целом. Знание себя и своих пределов, компенсация слабых мест и опора на сильные. Все это в совокупности делает человека гармонично физически и психически развитым.

Список использованной литературы:

  • 1. Воронов Игорь Анатольевич, «Психотехника восточных единоборств», 2006 г.
  • 2. Абдурахманов Р.А., Анцупов А.Я. «Военная психология», 1996 г.
  • 3. Ши Мин, Сяо Вэйцзя «Сознание одолевает материю – высшее искусство боя». Тайцзицюань Центр Ба Лин.
  • 4. Справочник / Под общ. ред. А.Е. Тараса. – Минск: Харвест, 2002  http://splanet.ru/paper/r1-256030.php

Источник: https://PsychoSearch.ru/method/physcult/martial-arts/462-how-martial-arts-affect-the-psyche

Психологические факторы в боевых искусствах

Техника и тактика боевой системы базируется на целях и задачах системы, которые, в свою очередь, отражают идеологию и мировоззрение создателя.

Людей специально отбирают (так называемая профессиональная пригодность) под определенный вид деятельности, а иногда и под выполнение конкретной задачи.

И здесь без конкретных требований к психофизическому состоянию, способу мышления и мировоззрению человека не обойтись.

Сразу оговоримся, что боевые системы и боевые искусства — это не одно и то же. Под боевыми искусствами мы понимаем не только системы ведения боя, но и принципы, которые вырабатывались в процессе обучения этим системам и на которых строилась вся жизнь.

Далее, мы утверждаем, что западных боевых искусств нет. Комплексы приемов владения различными видами оружия, а также приемов рукопашного боя, созданные на Западе, согласно нашему определению не являются боевыми искусствами.

Западная культура и менталитет, основанный на ней, не способствовали возникновению боевых искусств, аналогичных восточным.

Что касается Востока, то там почва для их создания была самой что ни на есть благоприятной.

Буддизм — особенно дзен (чань) буддизм — как религиозно-философская система, морально-этические представления, эстетические принципы — все как нельзя лучше сочеталось с принципами боевых систем, так что они сделались неотъемлемой частью восточной культуры.

Недаром считалось, что занятия боевыми искусствами создают гармонично развитую личность, что настоящее мастерство подразумевает в первую очередь духовное совершенство. Таким образом, восточные боевые системы — это не просто комплексы приемов и выработка навыков владения ими, это — образ жизни.

Критерии оценки мастерства в них таковы, что для достижения совершенства требуется вся жизнь, подчиненная идее самосовершенствования. Исходя из этого, мы считаем, что только восточные боевые искусства являются искусствами как таковыми. Ничего подобного на Западе не существовало и не могло быть создано.

В чем состоит ценность боевых искусств для нас, людей, живущих в современном мире, где владение боевыми приемами не является для подавляющего большинства жизненной необходимостью? В том, что только в них человек находит в комплексе уникальную боевую систему, гармоничное развитие тела и психики, увлекательное хобби и, что очень важно, способ поддержания хорошего здоровья и самочувствия.

В секции боевых искусств приходят разные люди, и важно быстро выявить не только физические возможности, но и психические наклонности ученика, понять его мировоззрение и определить истинную цель его занятий. В этой связи интересно разобраться, что заставляет людей разных возрастных и социальных групп тратить свое время на занятия боевыми искусствами.

Мы не будем рассматривать занимающихся служебными видами спецподготовки по «долгу службы» т.е. сотрудников «силовых» и других ведомств и организаций, служебную спецподготовку по рукопашному бою мы не считаем видом боевого искусства, как следует из сказанного выше.

Это — всего лишь комплекс приемов в совокупности с системой психофизической подготовки, который обеспечивает выполнение служебных обязанностей сотрудником.

Если же такой сотрудник приходит в школу восточного боевого искусства, то он становится обычным учеником этой школы и все сказанное здесь распространяется и на него в той же мере.

Итак, что хотят люди получить от занятий боевыми искусствами, и как боевые искусства влияют на них в процессе занятий?

Из анализа опроса занимающихся можно сделать вывод, что простыми мотивациями являются нижеперечисленные, лежащие на поверхности причины:

  • умение защищаться
  • умение нападать
  • повышение квалификации (для сотрудника спецслужб и органов)
  • популярность и признание через достижение спортивных успехов
  • одна из форм самосовершенствования
  • «для себя» — и это одна из самых важных и наиболее распространенных мотиваций и одно из основных преимуществ восточных боевых искусств перед всеми видами спорта и служебной спецподготовки, в частности многих привлекают занятия Ката, а не спарринг

В биографиях многих известных мастеров восточных боевых искусств в начале их жизненного пути мы видим разной степени выраженности психофизическую или социальную неустроенность (криминагенность района проживания, последний ребенок в семье, отсутствие родительского воспитания или родителей, физические недостатки и т.п.).

Выскажем «крамольную» мысль: благополучному, здоровому, полностью довольному жизнью человеку боевые искусства, а тем более боевые системы, попросту не нужны.

Он скорее займется каким-нибудь менее трудным, более обычным и не требующим столько усилий делом, близким к развлечению, например, игрой в гольф, теннис, «дворовый» футбол или «пляжный» волейбол.

Это, правда, касается в основном тех, кто начинает заниматься в сознательном возрасте и по собственному почину.

Поскольку боевые искусства, особенно восточные, требуют от ученика напряжения всех его духовных и физических сил, огромного трудолюбия, терпения и целеустремленности, вдумчивости, неудивительно, что любители развлечений долго не задерживаются в группах по изучению восточных боевых искусств, зато очень любят поговорить о том, как они в них занимались и, естественно, были лучшими. Как правило эти «мастера» отличаются большой начитанностью популярной литературы и поверхностными философскими суждениями при в высшей степени снисходительности отношении к инструктору.

Читайте также:  Умолчание - психология

Квалифицированный инструктор всегда может определить в своей группе одного или нескольких учеников, как бы выпадающих из общего ряда. Это так называемые психотические и акцентуированные личности.

Предупредим сразу, что здесь не имеются в виду ярко выраженные психические отклонения, или клинические случаи. Речь идет скорее о тенденциях появления отклонений в ту или иную сторону, что в общем-то свойственно большинству психически здоровых людей в определенных ситуациях.

Под психотией понимается отклонение, не выходящее из границ нормы. Описание несколько утрировано для придания большей наглядности.

Так, у большинства психотических личностей выявляются некоторые отклонения в сфере мыслительной деятельности в виде недостатков прогнозирования, отсутствия опоры на собственный опыт, парциальной некритичности.

При этом в одних случаях эти изменения носят свойства ригидной негибкости умозаключений, в других — поспешности и легковесности суждений, легкости и не-продуманности в принятии решений.

В ряде случаев отмечается склонность к преобладанию волевых изменений с неустойчивостью интересов и привязанностей, сменой увлечений, в других — с односторонностью и необыкновенностью пристрастий.

Исторически, с начала возникновения и долгое время потом, сложилось так, что большинство школ боевых искусств представляли собой «закрытые» учреждения со своей иерархией, системой ритуалов, шкалой ценностей.

Некоторые атрибуты этого сохранились и даже развились в наше время, например, такие, как иерархия и система рангов (поясов). Таким образом, эти школы служат прекрасной психологической нишей для людей со специфической психикой и акцентуированных личностей.

Некоторых людей именно эта «закрытость» привлекает больше всего.

Возвращаясь к происхождению психотий, мы видим, насколько велика роль внешних, средовых факторов, таких, как неправильное воспитание, алкоголизм, заболевания родителей, идеология насилия и жестокости, насаждаемая средствами массовой информации.

К средовым факторам можно смело отнести криминальную обстановку в районе проживания ученика. Остановимся подробнее на учениках с отклонениями психики от нормального уровня, т.к. именно с ними и вокруг них иногда возникают проблемы в процессе обучения.

Но такие люди тоже хотят заниматься восточными боевыми искусствами и поэтому инструктор должен знать особенности их поведения.

Говоря о психотиях, в любой группе, можно выделить учеников с преобладанием изменений в сфере мышления. К ним можно отнести шизоидов, психастеников, параноидных. О психотиях с преобладанием аффективных (эмоциональных) нарушений — эпилептоидов, возбудимых, циклоидов, истероидов. О психотиях с преобладанием волевых нарушений — неустойчивые, безвольные с расстройствами влечений и т.п.

При этом проблема осложняется тем, что чистых психотических групп не существует. Тем не менее попытаемся разобраться с основными типами психотических личностей.

Возбудимый тип — ведущими чертами этих лиц являются повышенная раздражительность, возбудимость в сочетании со взрывчатостью, злопамятностью, мнительностью, вязкостью эмоциональных реакций. На фоне этих основных свойств личности могут проявляться некоторые дополнительные черты: льстивость, педантичность, аккуратность, ханжество.

Личности этой группы наиболее часто рекрутируются в школы боевых искусств, т.к. сравнительно высокая энергетичность позволяет им выдерживать высокие физические и психические нагрузки тренировок, строгость ритуала в школе отвечает основным чертам личности, компенсируя ее слабые стороны, давая ощущение защищенности.

Однако, исходя из тех же основных черт личности, эти ученики требуют со стороны учителей и инструкторов особого контроля — жестокость, злопамятность, взрывчатость могут привести к тяжелым последствиям (в лучшем случае уход из школы).

Надо ли уточнять, что личности этой группы предпочитают силовые, жесткие, контактные стили и направления боевых искусств и видов спорта, методы тренировок и правила проведения боев, в которых поощряют проявление всех отрицательных качеств их психики.

Параноидный тип — ведущими чертами личности являются особая склонность к сверхценным образованиям, сочетающимся с малой гибкостью психики, подозрительностью и, как правило с повышенной самооценкой, которая ,как правило, культивировалась и поощряется родителями.

Они сами себя и их родители называют их неординарными, очень способными и т.п. С детства им свойственны разносторонние, но поверхностные увлечения, переоценка своих способностей, т.к. они быстро «схватывают» новый несложный материал, гиперстеничность, что проявляется в тенденциях к лидерству.

Такие лица очень чувствительны к игнорированию их мнения, склонны преувеличивать значение разногласий, крайне обидчивы. Присущие им эгоизм, желание в любой ситуации поступить по-своему, безапелляционная категоричность суждений, как правило, мешают поддерживать ровные отношения в любом коллективе.

Обычно люди этой группы приходят заниматься с вполне конкретными установками (достигнуть каких-либо сверхвозможностей, о которых они читали в популярной литературе, изучить искусство касания отсроченной смерти и т.п.

Отсюда понятно их стремление попасть в школу с экзотическим названием, например, школа «Отравленного меча», «Кровавой стрелы» или «Черного ниндзя»).

Они «кочуют» из школы в школу, задерживаясь на 2 — 3 месяца, вызывая тихое раздражение инструкторов своими многочисленными и, конечно, заумными вопросами и разговорами, желая показать свое «мастерство» и получить «секретную» информацию, требуя к себе особого внимания, претендуя на лидерство в группе в основном на основании самомнения и тех поверхностных знаний, которые они получили ранее.

Истероидный тип — главной особенностью этих лиц является стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, поэтому поведение таких лиц характеризуется демонстративностью, театральностью, оно лишено простоты и естественности. Им необходимо быть в центре внимания, чтобы ими восхищались.

Свойственные истероидным личностям психическая незрелость, инфантилизм часто не дают им возможности добиться осуществления своих притязаний путем развития действительно имеющихся у них способностей.

Основным мотивом посещения тренировок у таких лиц может быть стремление показать окружающим свою необычность, оригинальность или — некоторые из них говорят — неординарность.

При умелой тактике инструктор, ставя перед такими учениками задачи, не требующие длительных усилий, обязательно высказывая похвалу, может добиться значительного успеха. В то же время равнодушие инструктора, невнимание к реальным успехам неминуемо приведет такого ученика к психологическому срыву.

Тормозимый тип психотии объединяет группу личностей, в структуре которых ведущее место занимают астенические, психастенические и шизоидные проявления. Основанием для такого объединения является тормозимый, пассивный характер реакций на различные психотравмирующие события.

Постоянным свойством этих людей является эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, плохая переносимость как физических, так и психических нагрузок, спады настроения, усталость, разбитость. Они проявляют склонность к самоанализу и рефлексии.

Нередко такие люди обнаруживают достаточно высокий образовательный уровень и обладают способностью к обуче-нию при слабой моторной умелости.

Как правило, детей тормозимого типа приводят в школу боевых искусств родители. Они же настаивают на продолжении занятий, несмотря на явное нежелание детей тренироваться.

Родители в данном случае принимают решение за ребенка, руководствуясь принципом «так для него будет лучше (наблюдения авторов). Некоторые из тормозимых способны освоить несложные двигательные программы. Они продолжают тренироваться годами, не достигая при этом особых успехов.

Часто они становятся «ходячими макиварами», даже для тех учеников, которые пришли в группу позже них.

Все вышеизложенное должно заставить инструкторов внимательнее отнестись к особенностям личности учеников, что позволит предотвратить нежелательные эксцессы в группе (эмоциональные срывы, конфликты, снизить травматизм), избирая правильную тактику общения с учениками, оздоровить обстановку в группе.

Рассмотрим еще одну часто встречающуюся проблему — неспособность ученика повторить движение инструктора. Это происходит по следующим причинам:

  • физическая неподготовленность ученика (недостаточная подвижность суставов, эластичность сухожилий, недостаточная сила мышц)
  • отсутствие активной концентрации сознания
  • неспособность правильно и качественно оценивать сигналы рецепторов собственного опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий)
  • отсутствие контроля скорости, траектории и формы выполнения движения
  • навыки и объяснения, полученные в секциях спортивной борьбы и других видов единоборств с отличающейся координацией и принципами

Первая причина устраняется посредством специальных гимнастических упражнений, если ограничения подвижности суставов не вызваны анатомическими причинами.

Остальные причины устранимы полностью посредством методических приемов, например таких, как детализация техники, создание физических помех для неправильного выполнения техники, задание и контролирование ритма выполнения упражнения, увеличение количества повторений конкретного упражнения.

Мы можем рекомендовать инструкторам при составлении планов занятий соотносить требования учебной программы с психотипами отдельных учеников, что позволит прогнозировать результаты достижений каждого и добиваться максимальной эффективности.

Примеров влияния психотипа ученика и мотивации его прихода в секцию на учебный процесс можно привести много. Так, например, если ученик по своей натуре не агрессивен, бесполезно заставлять его атаковать первым — ему ближе контратака.

Если ученик физически не силен и далеко не атлетического сложения, но пластичен, трудолюбив, обладает наблюдательностью и быстро соображает — его больше надо учить «чистой» технике и изощренной, а не «проломной» тактике.

Если он пришел, чтобы только научиться драться — он не будет заниматься долго (обычно такие исчезают после второго занятия, иногда их терпения хватает на пару недель) и отрабатывать кихон, ката и кихон-кумите и, поэтому при отработке этих упражнений будет мешать проведению занятия.

Психотип ученика влияет на его отношение к обучению и сказывается на результатах. При правильном учитывании психотипа можно наблюдать изменение отношения ученика к предмету обучения. Особенно ярко это проявляется при обучении детей.

В секцию приходят разные дети, в основном они здоровые и жизнерадостные. В процессе занятий у них проявляются особенности их психики и воспитания. Это становится особенно заметно при изучении незнакомых движений.

Но надо отметить, что систематические занятия благоприятно влияет и на психику и воспитание детей.

Если занимающийся собирается достичь серьезных успехов, он должен понимать, что основными причинами его возможных неудач будут препятствия не внешние, а внутренние, такие как неуравновешенность, невнимательность, спады настроения, привычка мыслить стереотипами, завышенная самооценка, недостаточная настойчивость и т.п.

Без внутренней дисциплины в боевых искусствах невозможно дойти до действительно высокого уровня. Когда ученик убедится в этом на собственном опыте, стремление к успеху в занятиях может стать серьезной мотивацией для исправления недостатков своего характера. Главное — не победа над противником, не уход от поражения, а совершенствование характера. Иными словами, победа над самим собой.

А.Зайцев, врач-психотерапевт, инструктор по рукопашному бою;
А.Плескачев, главный инструктор Московского отделения F.S.K.A., 5 дан

Источник: http://www.ycq.ru/article/department/psychology/factor.htm

Цели боевых искусств

В узкоспециализированном смысле вы абсолютно правы. Однако все остальные аспекты — в том числе и те, на «любителей» которых я часто наезжаю — обязательно должны присутствовать. Нельзя лишь допускать «выпячивания» какого-либо раздела за счет остальных.

Теоретик, жонглирующий датами и именами, свободно читающий «Хэйкэ моногатари» в подлиннике, но не умеющий правильно нанести удар «своей» системы, выглядит как пижон. Согласен. Но и дубоголовый фанат, который спит с макиварой и двух слов связать не может, в свою очередь выглядит, как буйнопомешанный.

Читайте также:  Подготовка к семье - психология

Кроме того, сейчас нельзя не учитывать и третьей стороны боевых искусств, в наше время постепенно занимающей господствующее положение — а именно связанного с ними бизнеса. Вот я, к примеру, выпал «из обоймы» на несколько лет — и теперь приходится раскручивать все практически заново.

Конечно, если вы не преподаете, то эта сторона вас затрагивает очень мало. Но даже вышибала или киллер, работавшие с помощью БИ, после нескольких лет отлучки во многом вынуждены будут завоевывать свой авторитет заново.

Эта сторона боевых искусств может не интересовать вас лишь при том условии, что вы не профессионал — то есть, не живете за счет своих боевых искусств. Однако в этом случае вы не будете обладать достаточным количеством времени для продолжения обучения. Вам, как и большинству людей, рано или поздно придется остановиться, и только «поддерживать форму».

Есть правда еще один вариант — что вы какой-нибудь шаолиньский монах, которого прихожане и туристы кормят вне зависимости от качества его кун-фу. Но монахи, кстати, вовсе не настолько дорого ценят это кун-фу, как вы думаете. Ровно настолько же, насколько бедуины ценят песок или эскимосы — снег.

Им в голову не приходит сгребать его в кучу, обносить неприступным забором или же продавать на экспорт. Кун-фу для таких людей — просто одна из разновидностей повседневной практики, не хуже и не лучше прочих. Тем более, что реально драться им сегодня не приходится — не монашеское, знаете ли, это дело. Их куда более интересует гимнастика. Полезная, знаете ли, вещь, — особенно после долгой медитации…

Для меня боевые искусства — все-таки способ самосовершенствования, как бы странно это ни звучало для тех, кто не знаком со мной лично или же хочет видеть во мне невежественного забияку. За боевую эффективность их техники я ратую прежде всего потому, что НЕ ВИЖУ ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ В ТОМ, ЧТО САМО ПО СЕБЕ НЕ РАБОТАЕТ.

Вот починим, наладим, запустим — тогда можно будет говорить о нравственной их стороне и всякого рода энергетике и магии, как свойствах и возможностях, вытекающих из РАБОТЫ системы, а не самого факта ее СУЩЕСТВОВАНИЯ. Почему именно в этом порядке? Очень просто.

Как можно быть нравственным, если вы лжете ученикам с первого момента, показывая заведомо бесполезные вещи? Как можно говорить о честности, если вы берете деньги за то, что работать не будет? Как можно говорить о развитии сознания, если любая попытка самостоятельной мысли и творчества тут же погребается под обвалом догм, авторитетов и просто ругательств? Как можно говорить об авторитете мастера, если любой богатый человек сегодня в состоянии купить пояс практически любого уровня? Как можно говорить о чести, если практически на всех соревнованиях господствует подсуживание и местничество? Если САМИ СПОРТСМЕНЫ исподтишка применяют запрещенные приемы или «бросаются» на кулак противника, чтобы подвести его под дисквалификацию?

Ну и что там еще осталось от нравственных постулатов боевых искусств?

Этих вопросов я касался не раз. Однако здесь, по-моему, мне удалось выразить эти проблемы наиболее кратко.

Об энергетике, конечно нужно говорить отдельно, хотя многие и считают ее напрямую зависящей от нравственности и морального уровня человека. Тем не менее, мне доводилось встречать мастеров цигун, чья нравственность была весьма невысока — а некоторые из них были откровенными бандитами.

То есть, энергетику все-таки можно рассматривать, как комплекс специализированных упражнений или свойств, возникающих в результате постоянной их практики. Большинство существующих сегодня методик силового цигун представляют собой набор упражнений, аналогичных известным нам отжиманиям, набивке, а также некоторым асанам йоги.

Единственное серьезное отличие — это строго соблюдаемый порядок упражнений, сопровождение их дыхательными техниками и медитацией.

Мягкий цигун, предназначенный для развития координации движений или упорядочения энергетики больных или пожилых людей, обходится без большого приложения физической силы, но взамен требует гораздо большего времени и постоянства занятий, а также большей «медитативности» при исполнении техник, причем самовнушение также играет в этой практике очень важную роль.

Однако ни в одной школе боевых искусств отдельному развитию энергетики не может отводиться столько времени. Это вовсе не значит, что энергетика там не изучается — здесь всего лишь происходит замена одних упражнений на другие.

Вместо силовых или координационных упражнений цигун в боевых искусствах выступают боевые технические элементы, их комбинации или даже целые формальные комплексы.

Это ни для кого не новость — большинство комплексов цигун так или иначе происходят из боевых искусств и во многом сохранили многие их качества — вплоть до возможности боевого применения не только приобретенных «энергетических» возможностей, но и просто двигательных элементов в качестве приемов боя.

Многие мастера цигун прежде всего были прекрасными бойцами, и славились именно своим боевым искусством. Возможность этого совмещения, повторяю заключалась в том, что цигун и бой, по сути выполнялись одними и теми же движениями. При этом мастера, особенно в школах «внутреннего» направления, требовали постоянного энергетического осознания и наполнения любых движений, а особенно боевых, рассматривая даже бой как своеобразную практику цигун.

Однако в сложившейся сегодня практике преподавания боевых искусств большинство современных школ и стилей преподают боевые движения как в спорте, без какого-либо внутреннего наполнения.

Это вполне понятно — кто станет отрабатывать прямой удар несколько лет, когда в соседней секции тэквондо или кик-боксинга его можно выставить за месяц? И, несмотря на то, что, к примеру, сам основатель тэквондо выполняет комплексы-тули в «энергетической» манере, весьма напоминающей китайское син-и, никто из его инструкторов, даже имеющих уровень пятого дана и выше, этого уже не придерживается, исполняя только внешнюю форму. Это подчас красиво, мощно, быстро, — но ничем не отличается от того же кик-боксинга. Человек, конечно, может научиться драться и так, — но об энергетике в его искусстве можно говорить ровно так же, как и об энергетике скачущей лошади или плывущего тюленя. Энергетика, конечно, здесь присутствует — только можно ли в этих случаях говорить о сознательном умении управлять энергией, концентрировать ее или хотя бы чувствовать? Однако «традиция» имиджа боевых искусств требует включать наличие энергетических упражнений в свою рекламу и говорить о глубоких философских основах. Именно поэтому мы в любом рекламном фильме по тэквондо, каратэ, или даже кик-боксингу можем увидеть ряды «медитирующих» спортсменов. Однако вы можете убедиться сами, походив по секциям или задав вопросы инструкторам этих направлений, что зачастую вся «энергетика» в их школе ограничивается таким вот сидением с закрытыми глазами в конце или начале тренировки. Многие из инструкторов вообще не понимают, что такое медитация, хотя среди каратистов у вас гораздо больше шансов найти сведущего в этом вопросе человека, чем в среде тэквондо.

Еще Маркс писал, что в вещи нас интересует прежде всего ее ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ, а вовсе не количество затраченного производителем труда. Так что, принеся на рынок трехлитровую банку (полную!) маринованных левых тараканьих усов, вы вряд ли найдете покупателя на товар, стоивший вам поистине титанических затрат труда и времени.

Также и телевизор, не включенный в сеть — просто ящик. Подставка для цветов. Если он не включен в сеть, не имеет антенны, то невозможно судить ни о качестве его изображения, ни о ассортименте программ, ни о других его возможностях, отличающихся от возможностей обычной деревянной подставки.

Автомобиль, не заправленный бензином, не поедет — и значит, будет стоять во дворе, просто занимая место. Или же в него придется запрягать все ту же многострадальную кобылу. В таком случае он будет гораздо хуже телеги, поскольку излишне тяжел и не имеет оглобель.

ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ телевизора и автомобиля в таких условиях будет весьма низка — так же низка, как у холодильника на Северном полюсе.

Умение, которое не действует, — не существует. Оно не имеет связи с реальным миром, и поэтому вряд ли найдет последователей.

Можно будет сетовать об упадке интереса к БИ сколько угодно долго, но пока рядовой человек не почувствует конкретную пользу и конкретный смысл, приток новых людей в залы будет уменьшаться.

Подпитку будет получать только спорт, в котором, благодаря рекламе и тотализатору крутятся реальные деньги — то есть, на всю страну будет три десятка человек, умеющих махать ногами, и три тысячи фанатов, мечтающих когда-нибудь занять их место.

При этом основная масса народа будет глядеть на бои «звезд» по телевизору, а эти звезды будут обслуживаться целыми толпами врачей и тренеров, чтобы показать «высший класс». И, выйдя в бар при гостинице, будут получать по морде от обычного пьяного хулигана…

И ни о какой энергетике не будет и речи! Много ли ее в современном олимпийском дзю-до? А ведь оно тоже когда-то было боевым искусством! Много ли энергетики в тэквондо? И не надо умиляться над кадрами из рекламных фильмов, где мы видим «медитирующих» спортсменов — это чистый понт.

Так же точно можно было усадить перед камерой теннисистов, пловцов или боксеров — реальной связи с техникой, ее отработкой и применением медитация не имеет ни в теннисе, ни в плавании, ни в боксе. И ни в дзю-до! И ни в тэквондо! Они изначально задумывались, как армейская рукопашка или спорт, и не было там В ПРИНЦИПЕ никакой энергетики или психотехник.

Не нужны они ни в армии, ни в спорте. В армии потому, что солдату думать противопоказано (послушайте корейцев из ИТФ, с их речами о «любимом и единственном руководителе…»), а в спорте — потому, что это просто лишняя трата времени. Всю необходимую психологическую накачку сделают штатные тренера и психологи, противник всегда один, условия всегда оптимальные.

Да и думать спортсмену нужно не больше, чем солдату — иначе может выйти «в расход» не менее быстро.

Что же касается энергетики, то невозможно говорить о ее правильном понимании без длительной проработки в ходе спарринговой практики и правильного, без секретов и ограничений, объяснения смысла изучаемых техник.

Медленно водить руками со значительным лицом вовсе недостаточно, чтобы понять суть энергетики — даже если вы до мозга костей проникнетесь «важностью происходящего».

В этом случае ваша практика становится чем-то вроде символического религиозного ритуала, призванного напомнить о когда-то имевших место событиях или действиях, но по сути своей их не повторяющего.

Энергии — реальные феномены практики боевых искусств, но так, как их предлагают изучать сегодня, их постичь невозможно. Необходима реальная связь этого «этажа» системы с базой — то есть, лестница с «первого этажа» на «второй».

Сидеть же рядом с «домом» (не на «первом этаже» — ведь сегодня обычно боевые практики с энергетикой в отработке не связывают) и водить руками по воздуху, надеясь, что рано или поздно некая волшебная сила перенесет тебя выше, просто глупо. Надо встать и найти лестницу. Медитация в этом плане может помочь лишь в том плане, что вы в ее процессе вспомните, где эта лестница лежит. Однако, если лестницы никогда не было, то и вспоминать будет нечего.

Роль лестницы в моей системе выполняют круговые упражнения, некоторые из которых вы уже могли видеть в «Да-цзе-шу». Эти упражнения мне показывал мастер тэккен, но в куксуль, вонхвадо, тайцзи, багуа или даже в айкидо я видел много сходных элементов — и даже целых блоков этих элементов, что подтверждает мои предположения.

Правильная практика двигательных техник, со всем многообразием их боевого и развивающего смысла ведет к постижению энергетической их сущности и общему оздоровлению. Правильное понимание энергетики ведет к усовершенствованию техник и появлению способностей, близких к сверхъестественным.

Правильная практика цигун в движении ведет к овладению «внешним» цигун, где физическое воздействие не обязательно.

Только обладая верной и работающей методикой, имея возможность обучать людей, мы будем вправе требовать от них соблюдения каких-то обязательств — иначе окажемся обманщиками, дискредитируем БИ, оттолкнем от них людей и таким образом, принесем только вред.

БИ — реальный путь к спасению людей от собственного их невежества, от подверженности сиюминутным страстям, от множества болезней, осложнений и психических расстройств. Это способность мгновенно принять решение и исполнить его. Это — реальная способность разделиться на тех кто хочет быть человеком, и тех, кто хочет жить «по-человечески», не связывая себя никакими обязательствами.

Я не боюсь слова «разделение» — равенство давно уже только лишь пропагандистский лозунг. Люди никогда не могут быть равны друг другу — даже в стаде не найти двух одинаковых овец. Однако сегодня равенство выражается в том, что стадо тянет за ноги вниз любого, кто пытается хоть немного стать лучше других.

Не надо стесняться быть лучше! БИ дают возможность не только бить и бросать, но и соразмерять свои силы, оценивать ситуацию, находить правильное ее решение — не обязательно кулаками; то есть, учат жить, выживать среди людей. Не случайно же эта традиция так развилась и окрепла именно в Китае и Японии, где скученность людей на протяжении веков была крайне высока.

Умение жить, не толкаясь — это великое искусство — не меньшее, чем искусство бить наверняка.

Исходя из всего этого, я считаю, что целью БИ является воспитание совершенного человека. Совершенного во всех областях.

Умеющего убить, если потребуется — но быстро и без лишних мучений, и спасти — так же быстро и уверенно.

Умеющего выживать в джунглях или пустыне — и умеющего выжить в большом городе, не став при этом преступником или лицемером. Супермена, если хотите. Умеющего убивать — но и умеющего не идти к своей цели по трупам.

Источник: http://www.conten.ru/stati/psihologija/celi-boevyh-iskustv.html

Ссылка на основную публикацию