Речевые вставки — психология

Урок 3. Ораторские приемы

Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи.

Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них.

Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства.

Еще Аристотель замечал, что оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, а также мотивирует людей. Это доказывает, что само содержание речи и ее смысл не будут раскрыты полностью без учета особенностей зрительского восприятия. Чтобы лучше донести информацию до слушателей, сделать ее более понятной и хорошо организованной, используйте следующие приемы и правила риторики.

Пример, подобность и сравнение

Сравнение, наверное, является основным, самым базовым приемом ораторского искусства. Важнейшее правило риторики гласит, что все абстрактное необходимо представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, образов или даже коротких рассказов-иллюстраций, включаемых в речь. Такой прием звучит особенно выигрышно в тех случаях, когда вы хотите донести до слушателя числовую информацию.

Например, всем известный Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. тонн нефти, сравнил это количество топлива с объемом, который может поместиться в «железнодорожный состав, трижды огибающий землю по экватору».

Обычному человеку сложно себе представить, сколько это 347 миллионов тонн нефти. Зато мы все знаем, как выглядит поезд, и примерно представляем себе длину окружности Земли, а значит, знаем, что это — очень много нефти.

Такое сравнение, использованное оратором, помогает слушателям вообразить числовые данные и мысленно соотнести их со знакомыми им величинами, сделать абстрактные цифры осязаемыми.

Кроме обычного сравнения существуют также его отдельные формы, такие как образ и метафора. В отличие от привычного сопоставления двух вещей в речи, эти ораторские приемы имеют творческий оттенок. Как правило, образы не создаются нами искусственно.

Они приходят, когда мы наблюдаем за окружающим миром и строим ассоциации.

Если же вы хотите украсить свою речь образами, но испытываете определенные трудности в продуцировании нужной образности, рекомендуем вам ознакомиться со специальным уроком на нашем сайте, направленным на развитие ассоциативного мышления, а также потренироваться разгадывать друдлы.

В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если вам, конечно, позволяет время выступления. Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать меткий и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями.

Схожим приемом сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому, является синекдоха (переименование). Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно — понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет.

Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу.

Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного.

Повтор

В одном из уроков по развитию памяти на нашем сайте, есть целый раздел, посвященный повторению, потому что повторение – это важнейший принцип запоминания информации.

В ораторском мастерстве используется повтор, который глубже закрепляет в сознании аудитории основную мысль выступления, повышает убедительность речи оратора, вызывает у слушателей воспоминание, помогает правильно организовать речь, представить новую информацию как уже знакомую.

Так что если вы хотите, чтобы ваши слушатели хорошо запомнили необходимую информацию, повторяйте ее и получите нужный эффект.

Однако следует учитывать, что обыкновенное дословное повторение материала эффективно только в определенных обстоятельствах, в большинстве случаев повторы становятся действенным приемом оратора исключительно при умелом их оформлении в речи. Можно выделить следующие виды повторов:

  • Дословный повтор. Этот вид используется достаточно редко: только при дословном цитировании, или для намеренного акцента на конкретной фразе, особенно на восклицании. Например, Мартин Лютер Кинг практически в каждом предложении своей знаменитой речи восклицал: “I have а dream!”. Кроме того, как в прозаической, так и в поэтической речи часто используется прием, близкий к дословному повтору, анафора. Суть анафоры заключается в повторении сходных звуков, слов или групп слов в начале отдельных фраз. Анафора также играет большую роль в формировании четкого устоявшегося образа высказанной идеи в сознании слушателей.
  • Варьируемый повтор. Чаще для повторения важных мыслей в ораторской речи используется варьируемый повтор, то есть возвращение к уже сказанному ранее в ином словесном оформлении, выражение одной и той же мысли другими словами. Смысловое содержание повтора в этом случае будет преподноситься слушателям с разными оттенками, что сделает идею более яркой и выразительной.
  • Расширенный повтор (разъяснение или рекурсия) – повтор уже произнесенной мысли с включением в нее новых слов для развития основных идей и образов вашего выступления. Если выражение мысли, выбранное вами первоначально, не кажется вам достаточно убедительным, к нему стоит вернуться по ходу выступления и дополнить его, пояснить. Однако лучше не злоупотреблять этим приемом, так как излишне часто повторяемые ваши слова и идеи могут показаться слушателям навязчивыми, утомительными (вспомните знаменитое шутливое стихотворение «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака или песню Александра Пушного «Ночной дозор» с бесконечным количеством расширенных повторов). Постарайтесь использовать больше емких и кратких образов вместо частых повторений с подробными разъяснениями.
  • Частичный повтор и рафинирование (обобщение) используется для краткой ориентации слушателя в ранее изложенном материале, например, перед переходом к новой части выступления. Это обобщающий повтор, в виде нескольких точных кратких высказываний. Данный прием особенно подходит для обучающих выступлений (лекций), когда лектору необходимо периодически подытоживать полученные ранее выводы.

Другие приемы

Иносказание (аллегория) – это воплощение явления (идеи, мыслей) в наглядном образе. Например, в речи «I have a dream» Мартин Лютер Кинг приводит такую аллегорию:

«Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками».

Образ детей разных рас и разного пола, взявшихся за руки является отражением идеи толерантности и равноправия.

Иносказания можно очень эффективно использовать для иллюстрации абстрактных понятий, таких как дружба, равноправие, любовь, верность, чтобы усилить восприятие ключевых идей речи.

Аллегория – это достаточно сложный прием в риторике и требует если не особого мастерства оратора, то уж наверняка хорошей подготовки.

Призыв также является распространенным ораторским приемом и заключается в обращении к слушателям напрямую с воззванием к какому-либо действию. Использования призыва в выступлении оправданно, если вы хотите, чтобы слушатели смогли у себя в голове создать яркий образ вашей идеи с их непосредственным участием в ее реализации.

Этим ораторским приемом стоит пользоваться осторожно и не слишком часто. Прием обязательно сработает в аудитории, где публика достаточно благосклонна и внимательна к оратору. Мы, например, призываем вас, наших читателей, которые тратят по несколько часов в день на работу за компьютером, попробовать, хотя бы 20 минут ежедневно уделять саморазвитию, изучая материалы на сайте 4brain.

ru, и тогда уже через месяц вы сможете почувствовать прогресс.

Перекрещивание (хиазм) – это прием, помогающий емко и красиво выразить вашу мысль крестообразным изменением последовательности элементов в двух параллельных рядах слов.

Наверное, самый знаменитый хиазм был сказан Джоном Ф. Кеннеди на инаугурации: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны».

Также известен хиазм в стихотворении Лермонтова «Одиночество»:

Делить веселье — все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Перекрещивание повышает убедительность и выразительность вашей речи. Именно хиазмы часто используют в качестве цитат высказываний знаменитых ораторов.

Цитирование. Если вы считаете, что ваши аргументы недостаточно убедительны, или вы еще не заполучили доверие публики, то уместным будет подкрепить свое выступление цитатами признанных лидеров.

К примеру, во времена Советского Союза, ораторы часто использовали цитаты Владимира Ленина, чей авторитет был беспрекословен. Однако важно цитировать правильно, желательно дословно, чтобы не исказить мысль первоисточника.

Если же цитата большая или сложная для восприятия, ее можно сделать короче и проще, рассказав своими словами (это называется парафраза). О том, как лучше запоминать цитаты, читайте в одном из следующих уроков.

Цепь – часто применяемое средство удержания внимания слушателей. В речевой цепи полный смысл первого звена идеи становится ясным и законченным только в связи с другими звеньями, вплоть до последнего звена в цепи.

Приведем в пример один очень интересный тост, который построен на данном приеме: «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет… Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной».

Такой прием цепи позволяет оратору не только в течение всего выступления оставаться источником неподдельного внимания аудитории, но и при помощи эффекта неожиданности, заключенного в конечных звеньях последовательности, оставить у слушателей неизгладимое впечатление от сказанного.

Антитеза (противопоставление) – это стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Иногда, чтобы усилить восприятие свойства какого-то предмета или явления, достаточно привести какой-то контрастный, полярный пример, такой как «Для одних людей саморазвитие ничто, а для других – все».

Намек. Использование этого риторического приема оправдано, если у вас достаточно искушенные слушатели, которые, несомненно, смогут понять, на что вы намекаете.

Также намек удобно применять, если вы по тем или иным причинам не можете или не хотите напрямую выразить свою мысль. Вот один из примеров намека: Барак Обама, обладатель одной очень крупной премии, никак не может остановить военное вмешательство США в дела других государств.

В данном случае намек заключается в том, что Нобелевская премия МИРА, которая, как известно, была присуждена американскому президенту, не соответствует действительному положению вещей: военные действия не были прекращены, а значит, мир не был достигнут.

Чтобы избежать прямого обвинения Барака Обамы в невыполнении обещанных миротворческих мер напрямую, в данной фразе был использован намек на «одну очень крупную премию».

Преувеличение (гипербола). Данный прием ораторского мастерства резонно использовать только в том случае, если вы уверены, что сказанное не будет восприниматься слушателями как выдумка, а также не будет звучать слишком эмоционально, чересчур пафосно.

Гипербола направлена на то, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли.

Например, фраза «нужно быть полным дураком, чтобы так считать», имею целью отбить у слушателей всякое желание соглашаться с приведенной оратором сомнительной точкой зрения, то есть автоматически заставить аудиторию поддержать мнение говорящего.

Вставка. Вставкой называется специальное замечание, которое делается, на первый взгляд, мимоходом. Тем не менее, такие замечания могут придавать сильный оттенок сказанному и изменять восприятие слушателей в нужную сторону.

Например, для того, чтобы приобщить публику к важной проблеме, о которой ведется речь, можно всего лишь вставить в вашу речь простую и понятную всем фразу: «но не мне вам это говорить…».

Так высказывание «сегодня в нашей стране мы часто сталкиваемся с коррупцией, но не мне вам об этом говорить…» не оставит в вашей аудитории людей, равнодушных к поднятой вами проблеме, привлечет к ней самое пристальное внимание слушателей.

Риторические вопросы. Задавать вопросы, не требующие ответа, в своей речи следует аккуратно.

Важно, чтобы слушатели разделяли вашу позицию по этому вопросу, иначе ответ на этот вопрос может быть не так уж и очевиден, как вам кажется.

Например, вопрос «неужели так трудно тратить 20 минут в день на саморазвитие?», не всегда будет однозначно иметь отрицательный ответ, однако это немаловероятно.

Предуведомление помогает настроить аудиторию на внимательное прослушивание подготовленной вами речи. Важно заставить публику с нетерпением ожидать вашего выступления, с самого начала посеяв интерес к тому, о чем вы собираетесь говорить.

Это как трейлер в кино с интересными моментами, после которого зритель остается в предвкушении просмотра фильма целиком. В данном случае в начале вашей речи выигрышно будет звучать, к примеру, фраза «возможно, вы будете удивлены, тому, о чем я вам сейчас расскажу…».

Такое начало заставит аудиторию с любопытством прислушиваться к каждому вашему слову.

Читайте также:  Больные точки в душе - психология

Промедление можно использовать для разогрева интереса слушателей после поступившего им предуведомления.

Так мы еще больше усиливаем любопытство слушателей тем, что не сразу выкладываем все карты на стол.

Промедлением оратор обрекает слушателя на томление и тем самым нагнетает напряжение внимания по ходу выступления, чтобы подать публике кульминацию своей речи в наиболее подходящий момент.

Повышение напряжения (усиление внимания слушателей). Это умелое оперирование целым набором сложных приемов, который свидетельствует о высоком уровне ораторского мастерства выступающего.

Эффект повышения напряжения обычно достигается с помощью использования в комплексе предуведомления и промедления, а также при помощи аллегорий, намеков и других риторических техник.

Повышению напряжения также способствуют повторения.

Неожиданность. Для того чтобы в нужный момент усилить внимание слушателей, оратор может использовать слова и действия, которых от него никто не ожидает.

К примеру, знаменитый Бисмарк застал слушателей врасплох, высказавшись наполовину: «Я тоже за отмену смертной казни», и сделав заметную паузу, продолжил: «Но я за то, чтобы начало положил убийца!».

Подобные приемы хороши, когда их используют дозировано и уместно, иначе эффект неожиданности может сгладиться.

Фрейминг

Очень важным в ораторском искусстве является умение по-разному преподносить слушателям один и тот же материал в зависимости от собственных целей и объективных обстоятельств. Одна из наиболее эффективных методик обрамления содержания речи на сегодняшний день – это фрейминг, который, между прочим, известен как важный составляющий элемент нейролингвистического программирования.

Фрейм (англ. – рамка) – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи.Одной из самых популярных концепций фрейминга, является концепция Роберта Дилтса – «фокусы языка».

Автор считает, что любую фразу и мысль можно рассматривать по-разному. Дилтс нашел 14 различных способов изменить фокус восприятия.

Подробнее об использовании фрейминга и фокусов языка читайте в одном из уроков по развитию творческого мышления на сайте 4brain.ru.

Софизмы

Софизмы (от греч. «хитрая выдумка, уловка») — это ложные высказывания, которые, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажутся правильными («мнимые доказательства» по Аристотелю).

Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики оратором для введения в заблуждение слушателей. Софизмы бывают логические, терминологические, психологические и другие.

Подробнее софизмы как один из приемов ораторского искусства описаны отдельно в специальной статье в разделе «статьи», однако мы не рекомендуем использовать софизмы в своей речи, поскольку прибегать к ним следует только в крайнем случае, когда остальные приемы не действуют. Если вы будете уличены в использовании софизмов, впоследствии вам будет крайне сложно убедить аудиторию в вашей объективности и правоте.

Все перечисленные выше ораторские приемы часто взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого. Тем не менее, не стоит применять их слишком кучно, иначе они могут начать работать не на вас, а против вас.

Приемы различаются функционально: некоторые из них влияют на содержательную сторону выступления и способны удерживать внимание слушателей, убеждать их в своей точке зрения, тогда как другие направлены на подготовку аудитории и оформление материала.

Многие из рассмотренных риторических правил ораторы могут использовать интуитивно, но при подготовке к выступлению мы рекомендуем вам сознательно ознакомиться со всеми приемами, чтобы наверняка не упустить из виду их возможное влияние и эффект на восприятие вашей речи слушателями.

Кейс Проверьте свои навыки с кейсом про Стива Джобса

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Евгений Буянов← 2 План выступления4 Произнесение речи →

1Сторителлинг

Источник: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/oratorskie-priemy.php

Лингвистически-психологический анализ речи как альтернативный метод оценки персонала

«Кадровик. Рекрутинг для кадровика», 2010, N 1

Лингвистически-психологический анализ речи как альтернативный метод оценки персонала

Сегодня кандидаты, как правило, тщательно готовятся к собеседованию — самостоятельно или с помощью консультантов. И наработанные годами классические методики оценки персонала становятся все менее эффективными, что значительно затрудняет получение достоверной информации и, как следствие, принятие правильного решения. В этих условиях на первый план выходят альтернативные методы оценки.

Одна из главных особенностей современного рынка труда Российской Федерации (а особенно московского рынка труда) — хорошая осведомленность и высокий уровень подготовки кандидатов.

Соискатели стараются тщательно продумывать структуру поведения на собеседовании, готовить ответы на стандартные вопросы, придумывать достоверно звучащие истории из своей «профессиональной биографии», чью правдивость сложно проверить.

В условиях кризиса активизировались кадровые агентства, которые занимаются подготовкой кандидатов к собеседованиям с прямыми работодателями. Все это осложняет работу специалистов по подбору: кандидаты приходят хорошо подготовленными и к автобиографическому собеседованию, и к собеседованию по компетенциям.

Наработанные годами классические методики оценки персонала становятся все менее эффективными, что значительно затрудняет получение достоверной информации и, как следствие, принятие правильного решения.

Назрела необходимость внедрять новые методы оценки, способные дополнить и усовершенствовать уже применяемые инструменты, тем самым повысив общую эффективность работы рекрутера.

Одним из таких методов является лингвистически-психологический анализ речи.

При разработке данного метода оценки персонала за основу была взята уже хорошо известная опытным специалистам-рекрутерам техника, пришедшая к нам из западных научных работ по нейролингвистическому программированию — лингвистический анализ речи [2]. Для этой техники важно не столько то, что соискатель говорит, сколько то, как он это делает.

Словарь рекрутинга. Нейролингвистическое программирование (НЛП) — направление практической психологии, возникшее в 70-е гг. XX в. в США в результате междисциплинарных исследований в области лингвистики, нейрологии, физиологии, антропологии, психологии, психотерапии, философии.

НЛП можно также определить как объективный способ и язык описания субъективной реальности, практический инструментарий, помогающий преобразовывать опыт человека.

В названии НЛП «нейро» указывает, что любой способ поведения есть результат нейрологического процесса, составляющими которого являются образы, звуки, чувства, запахи и вкусовые ощущения, из которых формируется субъективная модель мира.

Индикаторы оценки

Как известно, каждое слово содержит в себе называющую и оценочную части. Обычно кандидат в процессе собеседования гораздо больше контролирует называющую часть и заметно меньше — оценочную. В процессе делового общения, особенно если оно длится не менее часа, невозможно постоянно контролировать и называющую, и оценочную части. Оценка (индикатор) может быть положительной или отрицательной.

К Положительным индикаторам относятся следующие: «дает больше возможностей», «мне удалось», «у меня получилось», «я добился», «я смог», «у меня появилась возможность», «я стал делать карьеру», «добился результатов» и т. д.

К Отрицательным можно отнести такие: «я должен был», «приходилось довольствоваться», «к сожалению», «не устраивает», «всего» и т. д.

Необходимо отметить, что положительные и отрицательные индикаторы нужно рассматривать, исходя из контекста конкретного делового разговора. Бывает, что индикаторы, которые обычно считаются отрицательными, играют положительную роль, и наоборот. Являясь в целом эффективным и полезным, этот инструмент оценки персонала не всегда в полной мере отвечает потребностям рекрутеров [3].

В общей психологии существует такое понятие, как психологический анализ речи — отслеживание в вербальной коммуникации собеседника представленности (с точки зрения количества и качества) элементов различных типов. У каждого из нас свой когнитивный стиль (устойчивые характеристики восприятия информации и, что самое главное, предпочтительный способ решения проблем), что проявляется в особенностях нашей речи.

С точки зрения подбора персонала, правильное определение когнитивного стиля кандидата позволяет рекрутеру дать более точный прогноз, касающийся его способа решения проблем, что в конечном итоге повышает объективность и правильность оценки.

Каналы восприятия

Адаптировав психологический анализ речи к специфике подбора персонала и объединив ее с лингвистическим анализом речи, был получен высокоэффективный инструмент оценки персонала — лингвистически-психологический анализ речи.

Например, в процессе собеседования очень часто бывает необходимо определить склонность человека к абстрактному или конкретному мышлению.

Если кандидат больше склонен к абстрактному мышлению, он будет наиболее успешен в работе, требующей творческого подхода — например, в качестве торгового представителя, маркетолога (при условии, если нет необходимости проводить исследования рынка), дизайнера, специалиста по связям с общественностью и т. д. И наоборот, кандидату, склонному к конкретному, логическому мышлению, больше подойдет работа, связанная с аналитикой, — бухгалтером, экономистом, финансовым аналитиком и т. д.

С помощью лингвистически-психологического анализа речи можно определить тип склонности кандидата и установить основной, ведущий канал восприятия [2]. Для этого необходимо проанализировать употребляемую кандидатом лексику.

В зависимости от особенностей восприятия информации людей условно можно разделить на четыре категории — аудиалы, визуалы, кинестетики и дискреты.

Аудиалы воспринимают большую часть информации через слух, Визуалы — с помощью зрения. Кинестетики — те, кто в основном получает информацию через другие ощущения, с помощью обоняния или движений.

Людей, у которых восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков и логических доводов, называют Дискретами. Аудиалы и дискреты в большей степени склонны к конкретному мышлению, визуалы и кинестетики — к абстрактному.

Определение ведущего канала восприятия информации позволяет сделать выводы, касающиеся профессиональных предпочтений кандидатов.

Например, кинестетику и аудиалу сложно сконцентрироваться при большом скоплении людей, они негативно относятся к работе в общем кабинете и наиболее эффективны, когда у них есть возможность сосредоточиться в уединении и тишине. Визуалу же шум практически не мешает, для него важно, чтобы никакое движение его не отвлекало (для этого достаточно поставить перегородку в общем кабинете).

Анализ речи

Каждой категории свойственно употребление «своих» слов.

Визуалы предпочитают следующие слова: видеть, рассматривать, наблюдать, глядеть, казаться, точка зрения, вид, форма, ярко, тускло, смутно и т. д.

Аудиалы: говорить, слушать, молчать, звать, разговор, голос, молчание, звук, громкий, тихий, шумный, громко, вслух, молча и т. д.

Кинестетики: вкус, вес, жара, сила, вздохнуть, чувствовать, ощущать, давить, гладкий, твердый, мягкий, скользкий, холодный и т. д.

Дискреты: думать, догадываться, напоминать, знать, забывать, мнение, убеждение, память, думающий, умный и т. д.

Вот пример из практики. Собеседование проводилось с кандидатом на позицию торгового представителя. Знаком «плюс» будут отмечены положительные индикаторы, знаком «минус» — отрицательные (лингвистический анализ речи); буквой «а» — склонность к абстрактному мышлению, буквой «к» — склонность к конкретному мышлению (психологический анализ речи).

Пример. «Я окончил технический вуз, но, к сожалению (-), мне не удалось (-) устроиться по специальности, так как инженеры сейчас, кажется (а), никому не нужны. По крайней мере без опыта работы.

Поэтому мне пришлось (-) пойти в сферу продаж, так как это единственное направление, где не предъявляют каких-то особенных требований к кандидатам, но можно заработать (+) нормальные деньги.

Я попробовал (+) в одной маленькой компании-дистрибьюторе начать карьеру (+) торгового представителя, и у меня получилось (+). Понемногу я начал втягиваться, и мне понравилось (+).

Я начал добиваться (+) определенных результатов, меня начал хвалить (+) мой руководитель, да и на зарплате это отражалось. В этой работе главное — не только правильно общаться (а) с клиентом, но и внимательно выслушивать (а) его пожелания. Думаю (к), сейчас я вполне доволен (+), что все так получилось».

С точки зрения лингвистического анализа речи можно сказать, что опыт поиска работы по специальности у данного кандидата был негативным, что заставляет его до сих пор вспоминать об этом с горечью.

Кроме того, изначально у кандидата не было мотивации развиваться в сфере продаж, он пошел туда от безысходности. Однако со временем смог закрепиться в новой для себя роли и стал добиваться успеха. Сейчас он относится к работе в продажах с энтузиазмом.

Кроме того, возможно, признание руководителя является для кандидата основным мотивирующим фактором.

Из данного примера видно, что лингвистический анализ речи (и особенно анализ оценочной составляющей слов) позволяет специалисту по подбору персонала понять отношение соискателя к различным сферам деятельности, увидеть его приоритеты, выделить значимые для него мотивирующие факторы. Этот подход также помогает узнать, как на самом деле кандидат оценивает свой опыт, предпочтения по стилям руководства и требования к будущей работе.

С точки зрения психологического анализа речи кандидат скорее склонен к абстрактному мышлению, следовательно, с высокой долей вероятности можно предположить, что он будет наиболее успешен в должности, требующей творческого подхода к работе (например, в качестве торгового представителя, активно работающего с клиентами).

Данный кандидат, скорее всего, является визуалом — значит, ему будет сложно сконцентрироваться, работая в общем кабинете с большим количеством сотрудников.

Конечно, невозможно принять решение, основываясь исключительно на результатах лингвистически-психологического анализа речи, однако в комплексе с остальными методами оценки кандидатов этот подход позволяет значительно повысить объективность оценки.

Конечно, эффективность использования лингвистически-психологического анализа речи во многом зависит от квалификации рекрутера. Применение этого метода требует длительной тренировки, внимания и умения одновременно воспринимать несколько пластов информации.

Читайте также:  Истоки безответственности - психология

Специалисту по подбору персонала придется в реальном времени выделять, анализировать и записывать не только называющую, но и оценочную часть речи кандидата, при этом постоянно поддерживая визуальный контакт с собеседником и наблюдая за его невербальными проявлениями — а это совсем не просто.

С другой стороны, данный метод был опробован в рамках отдельно взятой компании и уже доказал свою полезность, положительно повлияв на повышение эффективности процесса подбора персонала. Поэтому усилия, затраченные на внедрение лингвистически-психологического анализа речи как альтернативного метода оценки кандидатов, оправдаются в полной мере.

Библиография

1. О'Коннор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. М.: Фаир-Пресс, 2008.

2. Утлик Э. П. Психология личности. М.: Академия, 2008.

3. Yeung R. Successful Interviewing and Recruitment. London: Sunday Times, 2008.

В. Куцевол

Старший преподаватель

Кафедры экономики труда

И управления персоналом

Академии труда и социальных отношений,

Старший специалист

По подбору персонала

ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Подписано в печать

11.02.2010

Источник: http://hr-portal.ru/article/lingvisticheski-psihologicheskiy-analiz-rechi-kak-alternativnyy-metod-ocenki-personala

Способы речевого воздействия на собеседника

Общая схема речевого воздействия строится на донесении информации, формировании на ее основе интересов, побуждений. Существует много речевых приемов, позволяющих, например. подчеркнуть общность интересов даже в вопросе, вызывающем бурную реакцию собеседника.

Задача общения – посылать речевые сигналы, которые имеют для вашего собеседника эмоциональное значение. О чем бы ни шла беседа, важно добиваться профессионального языка и логичности развития темы разговора. Беседа не может быть и пространной. Пространное изложение лишней информации снижает коммуникационную эффективность. Когда много говорят о малом, то мало думают о значительном.

Эффективным обычно бывает разговор в русле выраженного личного интереса. Это повышает вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.

Здесь полезными могу быть фразы: «Сможете ли вы…», «Согласились бы вы…», «Как вы полагаете…», «Не считаете ли вы…», «Есть ли у вас возможность…» и др. Важно следовать правилу — начинать с позитивного.

Многое зависит от вашей осведомленности о природе интонации, мимики, жестов и правильного их прочтения.

В зависимости от целей, собеседник выбирает разные коммуникативно-речевые тактики. Ими необходимо не только пользоваться самому, но и понимать, какие тактики выбирает ваш собеседник (без этого невозможно подстроиться).

Так, например, А. ван Дейк описывает ходы, используемые в диалогах:

  • Ход «обобщение». («И так всегда», «Это без конца повторяется». Говорящий показывает, что неблагоприятная информация не случайна и не исключительна.)
  • Ход «приведение примера». («Возьмите нашего соседа. Он…». Общее мнение обосновывается конкретным примером.)
  • Ход «усиление» («Это ужасно, что…», «Это возмутительно, что…» Этот речевой ход направлен на контроль за вниманием собеседника).
  • Ход «сдвиг». («Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются». Этот ход относится к стратегии положительной самопрезентации.)
  • Ход «контраст». («Нам приходится долгие годы трудиться, а они ничего не делают». Противопоставление «Они — мы — группы». Используется в ситуации, где наблюдается конфликт интересов).

Также могут быть весьма полезны речевые тактики, используемые в сфере делового общения:

  • «Неожиданность». Использование в речи неожиданной или неизвестной информации.
  • «Провокация». На короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информации. Слушатель за этот период готовится к конструктивным выводам для более четкого определения собственной позиции.
  • «Апелляция к авторитету». Ссылка на авторитет дается для подтверждения правильности излагаемой информации.
  • «Внесение элемента неформальности». Коммуникатор рассказывает собеседнику о своих заблуждениях, ошибках, чтобы избежать предвзятости и изменить мнение собеседника в свою пользу.
  • «Юмор». Приводятся смешные, парадоксальные примеры, используются шутки, забавные истории. Эта тактика может удачно использоваться в речевой коммуникации разных уровней.
  • «Да-да-да». Собеседнику задается несколько вопросов, на которые он обязательно должен ответить «да». После этого, вероятнее всего, на следующий ключевой вопрос он с большей вероятностью ответит «да».

К эффективным приемам воздействия на собеседника относят следующие:

  • Программируемое мышление — не давать возможности адресату вспомнить противоречивые аргументы и факты.
  • Создание ситуации мнимого выбора — внушается только одно, определенное отношение к предмету.
  • Введение заведомо ложного абсурдного убеждения — создавать впечатление нелепости аргументов противника.
  • Использование имплицитной информации для приватизации знаний. Важная информация передается как нечто само собой разумеющееся, не обсуждаемое и не оспариваемое, общеизвестное, подаются только те сведения, которые легче аргументировать. Например: «Вегетарианство полезно для здоровья? Кто вам сказал такую чушь?».
  • Апелляция к высшим ценностям.

Средством создания коммуникативного контакта может быть авторизация — способ проявления «Я» говорящего «при помощи разнообразных средств, которые придают сообщению субъективный характер и способствуют установлению коммуникативного контакта между ораторами и слушателями». В качестве таких средств выступают:

  • личные местоимения — первый источник субъективности в языке («я», «ты», «мы»);
  • глагольные формы наряду с личными местоимениями передают значение лица, отношение говорящего к адресату — «думаем», «проясним», «попробуем вместе»;
  • конструкции с вводными элементами («на мой взгляд», «мне кажется») выражают некоторое сомнение. Это средства оценки, усиливающие контактность речи;
  • конструкции с использованием изъяснительных придаточных: «ясно, что…», «понятно, что…», «известно, что…».

Насколько это возможно, нужно быть готовым к перефразированию вопроса, объяснению термина. Не следует задавать слишком много вопросов одновременно. Собеседник может не запомнить всеи будет отвечать либо на приятные, либо на те, что запомнил, и уклоняться от тех, на которые не хочет отвечать. Желательно разграничивать основные и дополнительные вопросы.

Заставлять логикой вопросов отвечать так, чтобы выяснить причинно-следственные связи между побуждаемыми предметами. Чтобы ослабить напряжение — задавать косвенные вопросы или наводящие и подсказывающие: «Вам, очевидно, известно… «Вы, наверное, испытываете такое чувство, как будто…».

Большинство спешит выразить согласие: вопросы-подсказки внушают желаемый ответ.

Вовлекая собеседника в диалог, нужно заинтересовать его, побуждая двигаться от простого к сложному, но не принуждая к ответам, которые могут вызвать смущение (если это не запрограммировано заранее и это не цель…). Плавное течение опроса зависит от естественной последовательности вопросов и ощущения собеседника, что он принимает участие в полезном процессе.

Существуют различные способы, помогающие исправить положение, когда отсутствует или следует неуместный, неточный ответ. Но нельзя быть маниакально навязчивым. Вопрос: «Я правильно вас понял?» можно задать один раз.

Но если перманентно задавать один и тот же вопрос, то у собеседника может сложиться впечатление, что перед ним ничего не понимающий или ехидный человек, намекающий на неспособность партнера ясно излагать мысли.

Это непременно вызовет раздражение.

Уловки — хитрость или прямой обман, приемы резкого убеждения. Выделяют три группы уловок.

  1. В сфере очевидного — двусмысленность, возникающая при многозначности и омонимии слова, нарочитая недоговоренность.
  2. В сфере логического — уловки возникают как элемент умышленного нарушения правил построения умозаключений:
    • умозаключение, в котором временная последовательность отождествляется с причинно-следственной;
    • умозаключение, опирающееся на «довод» от «неизвестности», от «незнания»;
    • умозаключение, основанное на умозаключении аргумента и вывода. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»;
    • довод, не имеющий никакого отношения к предмету спора и выводу.
  3. Уловки, связанные со сферой чувств, с этосом и пафосом:
    • игра на настроениях толпы, на неосознанных антипатиях и симпатиях, используемых в личных интересах;
    • игра на жалости, прощения, используемых в личных целях;
    • шантаж, угроза применения силы, используемые якобы в интересах убеждаемого;
    • игра на недоверии к тем чертам, которые не имеют никакого отношения к рассматриваемым доводам;
    • игра на доверии к авторитету.

Акцентировка. Можно акцентировать фразы, слова, целые отрезки текста; изменять темп, ритм, делать логические и эмфатические ударения, паузы.

В качестве логических средств акцентировки выбирают специальные слова: «Прошу обратить внимание на то, что…», «вот что особенно важно…», «нужно подчеркнуть то, что…» и т. п. Важно помнить, что монотонность речи усыпляет.

Неожиданное краткое отвлечение от темы разнообразит речь, избавит собеседника от усталости.

При правильном разумном использовании юмора можно добиться комфортной обстановки, юмористические вставки активизируют внимание. Однако следует помнить об ограничения в использовании иронии:

  • Если человек находится в удрученном состоянии.
  • Если человек нам не знаком.
  • В специальных ситуациях (на похоронах, свадьбе или при любом ритуале, связанном с большой эмоциональностью).
  • Если рядом находится третье лицо, от которого тот, над кем вы подшучиваете, как-то зависит (с социальной, психологической, эмоциональной стороны).
  • Нельзя насмехаться над физическими недостатками человека.
  • Не рекомендуется иронизировать по поводу того, что для человека важно и дорого: семья, работа, система убеждений, религия, национально-культурные традиции.

Важны формулировка вопроса и контроль сведений, поступающих во время беседы (сопоставление фактов). Существуют внешние и внутренние способы контроля.

Внешние способы контроля — это работа после беседы по сопоставлению полученной информации с имеющимися документами и свидетельствами. Анализ последовательности фактов также не помешает.

Внутренние способы контроля — анализ последовательности сообщения, связанный с изменением ситуации, переоценка или недооценка фактов (хотя в продолжение беседы одна и та же оценка часто сохраняется).

Замещения — комбинация пропусков и ошибок, которые не имеют отношения к происходившему, выдумки (анализ поведения собеседника, анализ реакции на негативные воздействия, на отдельные темы и вопросы (на какие вопросы отвечает охотно, а от ответов на какие уклоняется). В процессе самой беседы надо стараться не формулировать вопросы, которые могут вызвать гнев или раздражение, досаду, смущение собеседника, негативную реакцию. Не всегда удается найти точное слово. Можно потерять терпение. Но важно избежать недоразумений.

Гaлинa Сергеевна Meльник, доктор политических наук, профессор кафедры современной периодическ

Источник: http://www.personal-trening.com/node/3471

Функции и виды речи в психологии

Речь — это одна из основных форм общения, которая доступна только человеку. Какую роль она играет в психологии? Какие виды речи в психологии существуют?

Речь — это возможность передавать большое количество информации, которая имеет огромную смысловую нагрузку. Таким образом передают то, что нельзя ощутить при помощи органов чувств. Благодаря общению людей друг с другом, у них есть возможность познавать новое, делиться личным опытом, получать опыт других.

Психологическая речь полностью отстраняется от языкознания и расшифровывается как система звуковых сигналов, которые использует человек в устном и письменном виде. Все передаваемые сигналы должны обладать для человека определенным смыслом.

Содержание

  • 1 Функции речи
  • 2 Внешняя речь
  • 3 Внутренняя речь

Функции речи

Психология выделяет речевую деятельность как одну из наивысших психических функций человеческого организма. У нее есть определенная структура, которая идентична другим видам деятельности:

  • мотивация;
  • планирование;
  • реализация;
  • контроль.

В качестве инструмента, который выполняет всю функцию, выступает язык.

Виды и функции речи в психологии являются полиморфной деятельностью, она может использоваться в различных формах и видах. К основным относятся:

Внешний вид речи в психологии — это набор звуковых сигналов и письменных символов, которые необходимы для передачи информации от одного человека к другому, своеобразный процесс материализации мыслей. Внешний вид может содержать жаргон и интонацию.

Внешняя речь

Внешние речевые виды делятся на:

  • разговорную или диалогическую;

Это форма общения между людьми, когда собеседники активно поддерживают разговор друг с другом. В процесс общения включается не менее 2 человек, общение их заключается в использовании несложных фраз и речевых оборотов.

Психология этот вид считает самым простым, так как беседа в большинстве случаев непринужденная, собеседники хорошо понимают друг друга.

В таком общении используются легкие и небольшие фразы, полностью отсутствует многословие.

К разговорной речи относится реплика. Ее особенностью является краткость, наличие вопросительного или побудительного предложения, а синтаксическая конструкция обязательно простая. Реплика в большинстве случаев является поддержательным средством, во время которого собеседник одобряет или возражает по поводу беседы, которая происходит.

В этом виде участвует только один человек, который дает большой объем информации, а все присутствующие слушатели выступают в пассивной роли. Монологический тип используется в докладах, лекциях, публичных выступлениях. Психология доказала, что монологический вид речевой деятельности один из самых сложных.

Докладчик должен уметь построить свой разговор таким образом, чтобы доходчиво и понятно изложить все аргументы, при этом полностью соответствовать языковым нормам. Выступая перед аудиторией, докладчик должен подбирать фразы таким образом, чтобы они были доступны и понятны слушателю. Такая речевая деятельность должна быть грамотно построена, чтобы начаться и закончиться лаконично.

Без планирования и подготовки монолог никогда не получится содержательным и грамотным.

В психологии существует несколько видов речи, которые различаются по отношению к говорящему и слушающему. Общепринятыми являются пассивный и активный виды речи.

Для активного вида должны срабатывать специальные механизмы в левом полушарии головного мозга и лобной части. Эти два участка полностью отвечают за речевую активность, и любые, даже минимальные повреждения могут повлечь проблемы.

Логопеды, как специалисты в речевых проблемах, работают на развитие этих участков, а нарушения в них называют моторной афазией.

Активные и пассивные виды речи считаются нераздельными, так как не могут существовать друг без друга. Всегда в разговоре один человек будет активным, а другой — пассивным.

Психология, как наука, утверждает, что сначала человек учится пассивной речи (то есть слушать внимательно и запоминать), а потом — активной (воспроизводить, формировать свои словосочетания, фразы, предложения). Психологи до сих пор изучают эти виды речи и сходятся во мнении, что и пассивная, и активная разновидности одинаково сложны.

Не все люди во взрослой жизни умеют внимательно слушать и запоминать то, что говорят. Не все могут красиво и правильно говорить, логически формировать мысли вслух.

Читайте также:  Просветление - психология

Учитывая, что классификация видов речи в психологии включает устную и письменную, к последней относится письмо. Главное отличие этого вида заключается в носителе информации. Письменная речь полностью находится в распоряжении читателя.

У него есть возможность перечитывать заново определенные части текста, можно взять выборочное чтение или ознакомиться с развязкой сразу, не читая предысторию. Письмо более удобно для того, кто излагает свои мысли.

Можно его перечитывать, исправлять, вносить изменения или дополнения.

В психологии принято говорить о жестах как об одной из разновидностей речи. Эта разновидность появилась гораздо раньше, чем устная и письменная, и до сих пор не утратила своей актуальности. Мы можем и сегодня понимать собеседника по жестам. Ораторы очень часто сопровождают свою беседу кинетической речью, тем самым настраивая аудиторию на определенный эмоциональный лад.

Кинетической речью активно пользуются люди, у которых есть проблемы со слухом или речевым аппаратом. Они все общаются между собой на языке жестов. Такое общение более развито и удобно, чем было у древнего человека.

Внутренняя речь

Психология особое внимание уделяет внутренней речи. Это процесс, который протекает внутри человека, без использования звуков или любых языковых движений. При таком типе нельзя общаться с другим человеком, происходит процесс мышления в головном мозге конкретной личности.

Этот вид имеет свои особенности речевого оформления:

  • все мысли свернутые;
  • нет второстепенных членов предложения;
  • возможна предикативность (полное отсутствие в речи подлежащего, и все слова будут принадлежать только сказуемому, описывать и характеризовать действие).

Внутреннее общение очень специфическое. В психологии говорят о полном и кардинальном отличии общения внутреннего и внешнего вида. Внутренний может быть непредсказуемым, возникать спонтанно, утверждать или доказывать то, что само собой понятно.

Несмотря на то, что внутренняя речь не может быть средством для общения, она все же будет социальной. Она не возникает сама собой, а является следствием беседы двух людей. Она может предшествовать устной или письменной, когда человек обдумывает, размышляет и только потом выдает информацию.

В некоторых случаях внутреннее общение — это своеобразный внутренний собеседник. Люди могут общаться с воображаемым собеседником, высказывать ему свои мысли, рассказывать о чувствах. Многие обращают внимание на то, что воображаемому собеседнику могут рассказать больше и незаметно для себя найти ответы на волнующие вопросы.

Все виды речи в психологии имеют свои особенности. Каждая из них стала незаменимой уже на протяжении столетий. Психологи очень активно работают над изучением и наблюдением за разными видами речи, так как утверждают, что без них человеческая жизнь просто невозможна.

Источник: http://poznala.ru/iskusstvo-obshheniya/vidy-rechi-v-psixologii.html

Лекции по психологии — Речь

Речь

Сущность и определение речи.  Ведущая роль речи – это обеспечение эффективного общения между людьми.

Речь тесным образом связан с мышлением в своем возникновении и развитии как в фило-, так и в онтогенезе.  Вне речи мысль никогда не может оформиться, не может стать мыслью.

В речи аккумулируются проявления всех сторон психической жизни человека. Соотношение речи и других психических процессов выявляется в соотношении речи с сознанием в целом.

Речь – это способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка.

Сущность речи состоит в выражении отраженной в сознании человека реальности (объективной или субъективной).

Речь и язык. Речь как средство общения должна строиться по общим для субъектов общения правилам. Эти правила заключены в языке.

Язык есть средство унификации речи, средство, позволяющее сопрягать индивидуальное многообразие сознания и речи отдельных субъектов общения.

Язык является результатом исторически сложившегося «согласия» определенной группы людей обозначить предметы и явления некоторыми знаками. Язык – это система знаков.

Различают языки естественные (сюда входит разговорные и письменные языки), и искусственные (неречевые передачи информации).

Единицей языка является слово.

Слова обладают значением и смыслом. Значение слова – это его общественное содержание, то есть отношение слова к обозначенному им объекту независимо от того, как этот объект представлен в индивидуальном порядке. Смысл слова – это содержание слова в зависимости от контекста, а также по отношению к словарному запасу субъекта.

Речь и язык неразрывно связаны между собой. Однако различия между ними весьма существенны. Речь – явление сугубо субъективное и индивидуальное. Язык – явление объективное и общественное. Речь – это процесс. Язык – это форма реализации речи. Если речь составляет динамическую сторону общения, то язык – статическую. Соотношение речи и языка – это нерасторжимое единство содержания и формы.

Функции речи. Ученые выделяют три функции речи: сигнификативную (обозначающую), коммуникативную, регулятивную функцию.

1. Сигнификативная (обозначающая) функция включает в себя:

А) обозначение предметов и явлений (связь с образами – ощущениями, восприятиями, памятью, воображением);

Б) выражение понятий (связь с мышлением).

2. Коммуникативная функция:

А) информационная (передача знаний);

Б) выразительная (передача чувств);

В) воздействующая (волеизъявление).

3. Регулятивная функция:

А) саморегуляция;

Б) регуляция поведения других людей (и животных).

Физиологические основы речи. Раскрыть физиологические основы речи — значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать периферические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматические механизмы ее образования, а также механизмы ее восприятия и организации речевого ответа.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

• энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука;

• легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;

• генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (ые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

• резонаторная система, т. е. носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно И.П.

Павлову у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов.

Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана:

• с левым полушарием головного мозга;

• со слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

• с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов.

Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга.

Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время — сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнатьная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме.

Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

https://www.youtube.com/watch?v=VcnRuQ-5mqI

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались.

Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Развитие речи (онтогенезе). Основные этапы развития речи:

1. Фонетический:

А) дословарный (доречевой):

— гуление, издавание нечленораздельных звуков (2 – 5 мес.);

— детский лепет (5 – 11 мес.);

Б) дограмматический (11 – 19 мес.).

2. Грамматический (19 – 3 года).

3. Семантический (смысловой) (после 3 лет).

На фонетическом этапе происходит формирование фонематического слуха и навыков произнесения фонем родного языка.

На грамматическом этапе человек овладевает начальным  словарным запасом и правилами построения фраз (синтаксисом).

Семантическом этапе происходит усвоение понятийной отнесенности слов.

В совокупности всех этих процессов происходит становление и развитие связанной речи, то есть речи, адекватно отражающей мысли говорящего (пишущего) с точки зрения ее понятности для слушающего (читающего).

Классификация речи.

I. По направленности:

1) Внешняя речь – это экстериоризованная речь, то есть речь, обращенная вне субъекта к партнерам по общению. Главная функция – коммуникативная. Может выступать и в устном форме, и в письменной, и в виде монолога, и в виде диалога.

2) Внутренняя речь – интериоризованная речь, то есть речь, обращенная внутрь субъекта, обычно беззвучная речь. Главная функция – регуляция. регуляция осуществляется через: размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседа с воображаемым партнером (партнерами).

II. По модальности:

1)Устная (звуковая) речь – это речь, произносимая вслух и воспринимаемая на слух, обращенная преимущественно к партнеру (партнерам) по общению.

2)Письменная речь – речь, реализуемая графическими средствами и воспринимаемая зрительно, обращенная к партнеру (партнерам) по общению.

III. По числу субъектов и характеру речевой деятельности:

1) Монологическая речь – речь одного человека, не прерываемая репликами других субъектов общения. Это относительно длительное связанное изложение системы и знаний.

Характеризуется значительной развернутостью, так как мало используется неречевая информация, вытекающая из ситуации общения.

2) Диалогическая речь – это разговорная речь между двумя (или несколькими) партнерами по общению. Протекает в форме разговора, обмена репликами, беседы (тематически направленного разговора). Диалог первичен по отношению к монологу как в фило-, так и в онтогенезе.

Диалог характеризуется ситуативностью, то есть высокой связью с обстановкой разговора, и контекстностью, то есть обусловленностью каждого последующего высказывания предыдущим.

Теории речи. Вплоть до ХХ в. исследования речи носили глобальный характер, ставились вопросы общего свойства: происхождение языка, его природы, связи с рациональной и эмоциональной сторонами психики.

В начале ХХ в. появились исследования конкретно-эмпирического характера, главным методом при этом было наблюдение. Видное место в этот период занимает идея И.П. Павлова о второй сигнальной системе.

В последующих исследованиях отечественный и зарубежных ученых был выявлен условно-рефлекторный характер связей между словами, что эта связь вырабатывается в жизненном опыте и является достаточно стабильной.

В бихевиоризме детально разрабатывалась идея о том, что речь представляет собой одну из форм поведения. Происходит выработка обусловленной вербальной реакции. Она подкрепляется взаимным пониманием людей и их адекватными действиями, а повторное возникновение данной ситуации автоматически вызывает ту же вербальную реакцию в скрытой или явной форме.

Следующий период ознаменовался появлением психолингвистики (лат. lingua – язык, наука о языке (языкознание) 1953 г. Ч. Осугд, Н. Хомский, Н.И. Жинкин). Одной из главных задач ее является изучение природы речевой способности.

Широко известна концепция внутренней речи, предложенная Л.С. Выготским. По мысли автора, внутренняя речь происходит из эгоцентрической речи ребенка.

В рамках деятельностного подхода разработана теория речевой деятельности. Порождение речи, согласно этой теории, происходит несколько внутреннее программирование высказывания, грамматико-семантическая реализация внутренней программы.

В настоящее время разрабатываются многочисленные проблемы психолингвистики: функционирование ментального лексикона; проблема языка и сознания; психологические аспекты текста; природные корни речевой способности детей (младенцев) и др.

Речевые свойства личности. Общительность – оптимальное проявление потребности в контакте с людьми.

Замкнутость – отсутствие потребности в общении.

Болтливость – несдержанность речевой активности.

Красноречие – способность связано, убедительно и в красивой форме излагать свои мысли.

Краснобайство – склонность к бессодержательным, декларативным выступлениям в привлекательной языковой форме.

Лаконичность – краткость и четкость выражения мысли.

Афористичность – склонность к употреблению афоризмов.

Стили речи:

— обиходно-бытовой;

— художественный;

— деловой;

— научный;

— сленг (жаргон).

Использованная литература. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии.

Никандров В.В. Психология.

Общая психология. Под общей редакцией М.В. Гамезо

Источник: http://psychology.ucoz.de/index/rech/0-6

Ссылка на основную публикацию