Понятие о психотерапии как процессе — психология

Общее представление о психотерапии

Традиционно психотерапию трактуют как лечение больного, осуществляемое в процессе его контактов с врачом. Так, в учебном пособии по медицинской психологии психотерапия определяется как «целенаправленное использование психических воздействий для лечения болезней» [183, с. 135].

Однако в последнее время сосуществует и иное толкование, приложимое к ситуациям, когда нуждающийся в психологической помощи человек рассматривается не как пациент, а как клиент, потребляющий данный вид психологических услуг.

Клиент предстает не столько человеком, получившим ту или иную психологическую травму, требующей лечения и выработки специальных мер психологической защиты, сколько человеком, стремящимся к душевному равновесию, психологическому комфорту и совершенствованию.

Главные показания для психотерапевтического вмешательства – нарушения социальных связей (производственных, дружеских, семейных) и трудности в общении и социальной адаптации, которые могут вылиться в неврозы.

Такой подход снимает негатив, провоцируемый осознанием человеком своей ущербности как больного, повышает его самоуважение и благотворнее сказывается на психотерапевтическом эффекте. Этот вариант характерен для гуманистического направления в психологии.

Таким образом, понятие психотерапия, изначально связанное с лечением психических и психосоматических заболеваний психологическими средствами, в последние годы распространяется вообще на любые случаи психического неблагополучия (внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушение общения), в том числе в пределах медицинской нормы [96, с. 135].

Условно психотерапия делится на клиническую и личностную. Первая направлена в основном на ликвидацию или смягчение симптомов болезни. Это преимущественно область медицины и медицинской психологии. Личностная психотерапия ориентирована на содействие пациенту (клиенту) в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности.

Здесь заключены интересы и общей, и социальной психологии. Основной прием – анализ переживаний человека, позволяющий вскрыть причины конфликтных ситуаций, дискомфортных состояний, неуспешности деятельности, дефектов общения и т. п. Мюнение клиентом этих причин позволяет снять внутреннее напряжение, а часто и наметить пути выхода из психологических кризисов.

В медицинской практике различают общую и частную (специальную) психотерапию. Под общей понимается весь комплекс психических факторов воздействия на больного с любым заболеванием, который направлен на повышение его сил в борьбе с болезнью.

В этом случае психотерапия является вспомогательным средством, создающим благоприятную атмосферу, на фоне которой проводятся все другие виды лечения (хирургические, физиотерапевтические, медикаментозные и т. д.).

Частная или специальная психотерапия – это совокупность приемов психического воздействия, имеющих характер основных методов лечения.

Психотерапевтическое воздействие может осуществляться в трех формах: индивидуальной, групповой и коллективной. Такое размежевание способов психического воздействия на клиента (пациента), на наш взгляд, следует рассматривать именно как различные формы психотерапии, а не как ее отдельные методы.

Дело в том, что практически любой конкретный психотерапевтический метод может применяться и в виде индивидуального, и в виде группового воздействия. Разведение методов по критерию числа испытуемых – это принцип общего характера, прилагаемый к любой совокупное-ти методов, о чем уже говорилось в разделе «Классификации методов».

В данном случае речь идет о разведении конкретно-научных (специальных) методов. Кстати, проблематичность рассмотрения групповой психотерапии как отдельного метода ясно выражена В. Халсом (W. Hulse), цитируемым в [100, с.

49]: «Групповая психотерапия является не очень четко определяемым лечебным методом, включающим в себя многочисленные и разнообразные процедуры, имеющие между собой мало общего».

Индивидуальная психотерапия – это метод особых воздействий (внушение, гипноз, беседа, тренировка, игра) специалиста на пациента (клиента) с целью достижения им физического и психологического благополучия в условиях изоляции от других людей.

Групповая психотерапия – это воздействие специалиста на группу пациентов. Основная связь идет «по вертикали», т. е. по линии специалист (врач, психолог) – пациент.

Отношения между членами группы (связи «по горизонтали») более или менее элементарны: подражание, индуцирование, повышение внимания в группе.

Разновидностью этой формы можно считать массовую психотерапию, особенностью которой является неоформленность и слабая структурированность группы, а есть только механическое скопление людей (например, аудитория на лекции врача, скопление людей при проведении культурно-массовых мероприятий и т. п.)

Коллективная психотерапия – метод, сочетающий воздействие специалиста с взаимным воздействием членов группы друг на друга.

Второй вид связи («по горизонтали») преобладает, но направляется ведущим психотерапевтический сеанс.

Широкое распространение получили такие виды коллективной терапии, как семейная терапия, терапия в трудовых, игровых и спортивных коллективах, в реабилитационных центрах и клубах и т. д.

Основные психотерапевтические методы: гипнотерапия, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия, игровая психотерапия, психоэстетотерапия, наркопсихотерапия, социальная психотерапия.

Гипнотерапия

Гипнотерапия – это воздействие на сознание человека с помощью гипноза в терапевтических целях. Гипноз – это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, осуществляемого гипнотизером. Связано с изменением функций самосознания, индивидуального самоконтроля.

Различают три стадии гипноза: легкая (сонливость), средняя (гипотаксия) и глубокая (сомнамбулизм). Для практики гипнотерапии интересна третья стадия, когда, по мнению Г. В.

Гершуни, можно по желанию экспериментатора изменять функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы, не нанося при этом никаких повреждений [379].

«В настоящее время трудно представить себе что-нибудь иное, кроме сомнабуличес-кой стадии гипноза, что могло бы позволить, упростив человеческую мысль, разложить ее на составные элементы в форме управляемого и подчиняемого научно-исследовательским задачам сложнейшего явления природы» [333, с. 165]. Особенно велика роль гипноза как исследовательского метода в изучении бессознательного, сферы психической жизни, не контролируемой нашим сознанием.

Различают два вида гипнотизации императивный, основанный на жестких директивных инструкциях гипнотизера и сильных невербальных стимулах, и кооперативный, предполагающий мягкие формы внушения с использованием слабых, «повторяющихся» стимулов и «уговаривающих» словесных выражений.

Существует много различных методик гипнотизации. Но любая из них использует какой-либо из трех основных процедурных принципов (или их комбинаций): фасцинации, фиксации или словесного погружения.

Способ фасцинации (англ. fascination – 'очарование') – пристальный взгляд в глаза гипнотизируемого. В основе способа лежит «секрет»: гипнотизер сам не глядит в глаза пациенту, а смотрит на его переносицу, создавая для себя тем самым более комфортные условия. В настоящее время способ употребляется не часто.

Фиксационный способ – усыпление с помощью воздействия на какой-либо анализатор (зрительный, слуховой, кожный). Так, гипнотизируемому можно предложить фиксировать свой взор на каком-либо блестящем предмете (методика Брэда), цветной электрической лампочке (В. Бехтерев) и т. п.

При воздействии на слуховой анализатор используют различные монотонные звуки (стук метронома, тиканье часов). Часто применяют термические воздействия: пассы руками или несильными нагревательными приборами вдоль тела и лица испытуемого. Особенно эффективны ручные пассы на расстоянии 2-4 см над руками и лицом пациента.

Как правило, в сеансе используют все виды воздействия в различных комбинациях.

Методика словесного погружения– внушение через словесные формулы. Обычно это описание ощущений, испытываемых засыпающим человеком. Говорить нужно не громко, размеренно и спокойно, но твердо и уверенно.

Отдельные слова (типа «Спать!») выделяются интонацией и громкостью, им придается оттенок приказа (императива). Сеанс обычно продолжается 15– 20 мин.

, а их количество и частота в цикле помощи (или курса лечения) определяются строго индивидуально (от 1 до 20) с частотой обычно не больше 2–3 раз в неделю.

Введя человека в гипнотическое состояние, исследователь может приступить к получению необходимых сведений через словесные ответы загипнотизированного и его различные психические и физиологические реакции. Если этап диагностики уже пройден, то гипнотизер может осуществлять терапевтическое воздействие.

Затрагиваться могут сферы восприятия (позитивные и негативные иллюзии, субъективное время), памяти (забывание или припоминание фактов и событий, активизация запоминания), внимания (повышение концентрации и распределения), мышления (нарушения логики), воображения (повышение творческого потенциала), аффективной сферы (изменение настроений) и личности (изменение мотивации, привычек, отдельных личностных характеристик, образов других людей). Влияние гипнотизера тем сильнее, чем теснее его связь с гипнотизируемым. Связь с высокой степенью восприимчивости к внушениям гипнотизера и нечувствительностью к воздействиям других источников называется раппортом.

Читайте также:  Конкретные поведенческие навыки - психология

Особое внимание следует уделять этапу выведения пациента из гипноза, чтобы исключить негативные последствия сеанса.

Разновидностью гипнотизации является аутогипноз, когда субъект входит в состояние гипноза в результате самовнушения.

Аутогенная тренировка

На эффекте самовнушения базируется аутогенная тренировка, предложенная в законченном виде как психотерапевтический метод немецким врачом Г. Шульцем в 1932 г. [479].

Методика предполагает две ступени: низшую и высшую. В терапевтической практике обычно ограничиваются первой ступенью. Здесь вначале путем самовнушения достигается расслабление тонуса скелетной мускулатуры, именуемое релаксацией.

Затем проводятся самовнушения, направленные на регуляцию различных функций организма: вызываются ощущения тяжести – легкости, тепла – холода различных частей тела, что свидетельствует об управляемости вегетативных реакций; производится овладение регуляцией ритма дыхания и сердцебиения.

В итоге расслабляется не только скелетная, но и мускулатура внутренних органов (как поперечно-полосатая, так и гладкая), значительно уменьшается эмоциональная напряженность.

На высшей ступени, именуемой аутогенной медитацией (самосозерцанием), достигают яркой визуализации представлений, предельной концентрации внимания, контроля непроизвольной умственной деятельности. В конечном итоге субъект может добиться погружения в состояние «нирваны», близкое к высшей стадии гипноза (сомнамбулизма).

Аутогенная тренировка применяется не только в лечебных целях, но и в целях психогигиены и психопрофилактики здоровых людей. Основные эффекты, получаемые с помощью этого психотерапевтического метода:

1) снижение эмоциональной напряженности, состояний тревожности и волнения;

2) регуляция функций сна;

3) кратковременный отдых;

4) активизация организма;

5) мобилизация психологических ресурсов (перцептивных,интеллектуальных, мнемических, внимания, воли);

6) коррекция и развитие психических функций.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в работе Ю. И. Филимоненко [380].

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/22995.html

Психотерапия. Сущность психотерапевтического процесса

Сущность психотерапевтического процесса

Из всего разнообразия существующих определений психотерапии, независимо от традиции, к которой принадлежат психотерапевты-практики, и от теоретических конструкций, положенных в основание той или иной модели, метода или техники психотерапии, очевидно, существует некоторая интуиция, общая для всех практикующих психотерапевтов, задающая собой единство психотерапии как особого рода практики. Прояснение этой интуиции приведет к лучшему пониманию того, что на самом деле есть психотерапия.

Очевидно, следует выявить черты, неотъемлемо присущие психотерапевтической деятельности как таковой. Обычно внимание в этом случае концентрируется на изменениях, происходящих в результате психотерапевтического воздействия.

Безусловно, такой подход оправдан практической ориентацией психотерапевта, поскольку позволяет увидеть результаты его деятельности и может служить параметром сравнительной оценки эффективности того или иного технического приема, метода, и даже традиции в целом.

Однако «изменение вообще» является слишком общей категорией, которая не специфична для психотерапии. Поэтому ответ на вопрос о том, что на самом деле происходит во время психотерапевтического воздействия, следует искать не в результатах, а в самом процессе психотерапии.

Прежде всего, психотерапия является особого рода взаимодействием психотерапевта и клиента.

Особенность этого взаимодействия заключается в том, что, во-первых, психотерапевт всегда и по существу имеет дело не с пассивным объектом воздействия, как это происходит, например, в психиатрии, то есть не с пациентом, а с субъектом, активно реализующим свою субъектность, хотя бы и в патологических формах, то есть всегда с клиентом.

Это утверждение верно не только в отношении «невротического» клиента, что в современной психотерапии уже является общим местом благодаря усилиям психологов «третьей волны», но и в отношении «психотического» клиента.

Это утверждение также верно вне зависимости от того, занимает ли терапевт директивную или недирективную позицию в отношении клиента.

Даже директивный психотерапевт исходит из представления о том, что его клиент в состоянии понимать и выполнять инструкции, то есть свободно принять свою часть обязательств в терапевтическом альянсе.

Из предположения такой субъект-субъектной природы взаимодействия «психотерапевт-клиент» следует, что это взаимодействие всегда представляет собой коммуникацию, то есть взаимодействие «личностных смыслов». Практически, терапевт и клиент обмениваются некоторыми перспективами, способами видения проблемы.

Во-вторых, обязательной особенностью взаимодействия между психотерапевтом и клиентом является профессионализированный характер этого взаимодействия.

Под профессионализацией взаимодействия мы понимаем не столько стандартные требования к полученной психотерапевтом подготовке, сколько саму подготовленность психотерапевта к коммуникации с клиентом.

Эта подготовленность психотерапевта представляет собой, по существу, формирование специфических личностных особенностей в результате полученного им широкого базового образования, которое не исчерпывается приобретением навыков диагностики и воздействия на клиента, но основывается, прежде всего, на сознательном присвоении философской и деонтологической позиций и на достаточно свободной ориентации в проблемах, поставленных различными теориями личности — от психобиологических до культурантропологических.

Следовательно, философская, психологическая и деонтологическая зрелость личности психотерапевта является основой его профессиональной позиции во взаимодействии «психотерапевт-клиент» и в конечном итоге отличает психотерапевтическую практику от сколь угодно успешной дружеской беседы, исповеди или магического ритуала. В ситуации взаимодействия «психотерапевт-клиент» клиент встречается не просто с сочувствующим и доброжелательным собеседником, но с собеседником, который, в силу полученной им профессиональной подготовки, действительно в состоянии его понять.

В-третьих, непременной чертой психотерапевтического взаимодействия является его направленность на инсайт.

Возникающая в результате совместных усилий психотерапевта и клиента новая, невыводимая из имевшегося до психотерапевтического взаимодействия опыта интерпретация ситуации, позволяющая осуществить осмысленное решение проблемы, присутствует в любой психотерапевтической практике.

Даже в том случае, когда бихевиористски ориентированный психотерапевт обучает клиента более адаптивным формам поведения, обе стороны психотерапевтического процесса переживают некоторую «ага-реакцию», сопровождающую отыскание и усвоение этих поведенческих навыков.

Таким образом, сущность всякого психотерапевтического процесса заключается в том, что он представляет собой профессионализированную коммуникацию, ориентированную на инсайт.

Прагматическая ценность этого определения заключается в том, что всякое психотерапевтическое взаимодействие, независимо от своих оригинальных теоретических и методических оснований, предстает не изолированным феноменом, но аспектом целостного контекста психотерапевтической деятельности.

Это позволяет психотерапевту не только более сознательно и более гибко подходить к выбору лечебного метода, но и дает возможность рационального использования модифицированных психотерапевтических методов для решения психогигиенических, психопрофилактических, психокоррекционных, педагогических и иных задач.

Источник: http://www.therapy.by/articles/suschnost_psihoterapevticheskogo_protcessa/

Основы психотерапии: модели, основные виды, техники психотерапии

Основы психотерапии являются обязательным объектом изучения для будущих психотерапевтов и психологов, а также профессий социальной и педагогической направленности. Базовые знания этой отрасли не будут лишними для любого человека, так как они помогут лучше понимать других людей и находить с ними общий язык, в том числе решать конфликты.

Основы психотерапии — обязательный объект изучения для будущих психологов и психотерапевтов

Основные положения

Для ознакомления с необходимым минимумом информации стоит взять за основу учебное пособие А.Н. Романина «Основы психотерапии». В ней в доступной форме и с конкретными примерами описываются основные понятия и принципы современной психотерапии. Весь объем информации разделен на тематические главы, в конце каждой представлены практические рекомендации.

Несмотря на обилие научных терминов, информация подается в доступной форме, присутствует достаточно разъяснений, что облегчает понимание и усвоение знаний. В книге описываются значение и основные приемы психоанализа. В том числе отдельно выделены главные объекты изучения психотерапевтов – неврозы и фрустрации. Рассмотрим более подробно содержание глав учебника Романина.

Концепции известных психоаналитиков

В книге рассматриваются модели психотерапии, представленные «титанами» психоанализа. Описываются базовые положения следующих учений:

  • Зигмунд Фрейд. Психоанализ по Фрейду основан на наличии у личности трех ступеней сознательности: ид, эго и супер-эго. Рассматриваются такие понятия, как агрессия, регрессия, репрессия, эскапизм, рационализация, сублимация, проекция, аутизм, трансфер. Отдельное внимание уделяется методу свободных ассоциаций и толкованию сновидений.
  • Карл Юнг. Аналитическая психология подразумевает наличие «коллективного бессознательного» и отдельных его архетипов: персона, тень, анима, анимус, эго и самость. Выделяется понятия амбаверт, как сочетание качеств интроверта и экстраверта.
  • Альфред Адлер. Индивидуальная психология. Основанная на принципе целостности и общественном чувстве. Описал комплекс неполноценности и происхождение девиантов, принципы воспитательной деятельности.
  • Роберто Ассаджиоли. Центральное положение психосинтеза – сложная структура личности, дополненная субличностями. Описывается конструирование энергетических ресурсов и моделирование идеального «Я».
  • Карен Хорни. Самоанализ течения неофрейдизма.
  • Абрахам Маслоу. Основа учения – личностный рост и развитие, теория самоактуализации. Наиболее известная теория Маслоу – концепция иерархии личностных потребностей.
Читайте также:  Воспитание мальчика - психология

Абрахам Маслоу — один из выдающихся психоаналитиков

Техники и модели психотерапии

Также в книге разъясняются основные модели психотерапии. Большинство из них применяются в современной практике, а их теоретические положения тесно перекликаются между собой.

Рассмотрим описанные основные виды техники и современные принципы психотерапии:

  • Бихевиористская. Рассматриваются поведенческие способы борьбы с неврозами за счет составления оптимальной модели реакции и действий на типовые ситуации. Основная формула: стимул – реакция. Особенно популярны группы тренинга умений, например, ориентированные на развитие родительских навыков, избавления от тревожных состояний, планирования карьеры, улучшение коммуникативных умений, борьбу с нерешительностью.
  • Телесная. Воздействие на психику через соматику посредством использования физических тренингов, дыхательных упражнений и т.д. Иными словами, необходимо укрепить физическое здоровье, чтобы восстановить психическое благополучие.
  • Гештальттерапия. Психические процессы и личностные особенности рассматриваются в комплексе, основанном на тесной взаимосвязи. Поиск баланса между прямо противоположными чувствами (любовь и ненависть, униженность и благодарность и т.д.).
  • Трансакционный анализ. Анализ взаимодействия между людьми, соотношение внутренних ролей ребенка, взрослого и родителя.
  • Гуманистическая. Ориентирована на раскрытие индивидуальных внутренних резервов человека, направленных на его самосовершенствование. Обобщает в себе некоторые другие методики психотерапии.
  • Центрирование на клиенте. Основателем центрированной на клиенте психотерапии считается Карл Роджерс. Ее основой является Я-концепция.
  • Экзистенциальная терапия. Изучение личности, как субъекта в комплексе с его субъективными переживаниями. Определение смысла существования человека. Логотерапия Франкла для борьбы с неврозами, основанная на принципах парадоксальной интенции и дерефлексии.
  • Нейролингвистическое программирование. Своеобразное искусство внушения, сочетание словесного воздействия с физическими жестами-закрепителями, например, посредством движения глазами. Удается выяснить причины неврозов и страхов человека и произвести переформирование личности.
  • Медитативная терапия. В книге описывается польза медитации, как способа концентрации на личностных качествах, отвлечения от суеты и поиска выхода из сложных ситуаций. Также расписана методика медитации, состоящая из четырех этапов, а также альтернативная четырехступенчатая мандала-медитация, рассчитанная на 1 час. Такая практика позволяет пробудить внутренний потенциал и обрести гармонию с внешним миром и собственными переживаниями.
  • Позитивная. Терапия центрирования на конфликте. Основным ее принципом является следующая модель решения проблемной ситуации: позитивное отношение к проблеме, содержательная оценка собственного внутреннего конфликта, пятиступенчатая организация самопомощи. Внедряется саногенное мышление, ориентированное на превращение недостатков своего состояния в преимущества, а также философотерапия.

Книга Романина А. Н. «Основы психотерапии»

Групповая психотерапия

Отдельно в «Основах психотерапии» рассматривается групповая методика. В современной практике групповые занятия приобретают все большую популярность.

Их особенностью является создание коллектива, который под руководством специалиста принимает на себя ответственность за исход терапии и становится отдельной системой, внутри которой подробно рассматриваются ситуации из реальной жизни и производится их тщательный анализ.

В группе разыгрываются типичные жизненные ситуации, участники моделирования выражают свои истинные эмоции. Применяются такие подходы, как ролевая игра, инсайт, двусторонняя эмаптия (теле), катарсис, спонтанность реагирования и т. д. Теория дополнена множеством примеров для практических занятий с подробным описанием упражнений и ролей участников постановок.

Также в учебнике описаны базовые правила управления группой, методики работы с людьми, основные понятия групповых занятий. Уделяется внимание принципам формирования групп, их видам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что это учебное пособие является отличным вариантом для ознакомления с базовыми принципами психотерапии благодаря наполненности полезной информацией и практикумами!

Стоит увидеть:  Семейная психотерапия

Источник: http://psycholekar.ru/psihoterapiya/literatura/osnovyi-psihoterapii.html

Понятие психотерапии. предмет и факторы психотерапии

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

В настоящее время не существует единого определения психотерапии. В литературе их насчитывается около 400.

Одни из них относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на психологических аспектах. По отечественной традиции, психотерапия определяется как метод лечения, т.е. область компетенции медицины.

Зарубежные определения психотерапии подчеркивают ее психологические аспекты.

В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии можно привести ее определения, которые обязательно включают такие понятия, как «лечебное воздействие», «больной», «здоровье» или «болезнь».

Психотерапия — это:

• «система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека»;

• «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»;

• «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».

Согласно определениям, фиксирующим психологические подходы и включающим такие понятия, как межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение, психотерапия — это:

• «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами в решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»;

• «средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными»;

• «длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался по коррекции человеческих взаимоотношений»;

• «персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями».

Определение Станислава Кратохвила: «Психотерапия – целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».

В определениях, которые условно можно назвать медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику — на организм), т.е. подчеркивается объект воздействия. Психологический подход акцентирует внимание не столько на объекте или предмете, сколько на средствах воздействия.

Психотерапия (от греч. Psych — душа и therapeia — уход, лечение) — система лечебного воздействия психическими (психологическими) средствами на организм больного.

Направлена как непосредственно на устранение симптомов и вызвавших или поддерживающих их психотравмирующих обстоятельств, так и на восстановление нарушенной системы отношений личности и тем самым на устранение связанной с ними симптоматики заболевания.

В зависимости от степени участия психического фактора в генезе и течении болезни П. применяется как основной способ лечения, метод реабилитации, психопрофилактики или дополняет другие методы.

Психотерапия — это лечение заболеваний с помощью психологических методов.

«Психотерапия — это использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма». В этом определении два момента нуждаются в пояснении: что понимается под нарушениями деятельности организма и какие средства относятся к психологическим.

Нарушения деятельности могут касаться как психических процессов и личности, так и соматических функций. Иными словами, речь идет о состояниях, обусловленных психогенезом или соматогенезом.

К психологическим средствам относится речь и молчание, затем эмоции и эмоциональные отношения, мимика, разные виды научения, манипуляции в окружающей среде.

Из книги И.С. Павлова В.Е.

Рожнов определил психотерапию, как «комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе и своему состоянию и окружающей среде», которое носит и педагогический оттенок, потому что сразу указывает психотерапевту, что делать в своей работе. Б.Д. Карвасарский дает определение более лаконичное и академическое: «…психотерапия как система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного». Оба определения носят лечебный, медицинский уклон. В.В. Макаров определяет: «Психотерапия — это процесс психологического упорядочивания прошлого, настоящего и будущего, достижение гармонизации с собой и миром в настоящем», что делает упор на гармонизацию развития.

Психотерапия в узком понимании этого термина является видом активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.

Психотерапия подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия (Менделевич В. Д., 1998). Р. Бастин (R. Bastine) определяет психотерапию как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера.

Читайте также:  Сорок второй - ухмыльнулся старик - психология

ЭТО ПО ВЕЛИЕВОЙ Психотерапия в узком понимании — это система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (С.Ю. Головин). В широком понимании — это процесс психологического упорядочивания прошлого, настоящего и будущего для гармонизации с собой и миром в настоящем.

Психотерапия в широком смысле слова включает социотерапию, лечение средой, трудотерапию; психотерапия в узком смысле ограничивается воздействием психотерапевта (или психотерапевтической группы) на пациента.

ЭТО ПО ВЕЛИЕВОЙПсихотерапия — система лечебного воздействия на психику, а через психику — на весь организм и поведениебольного(Д.И. Донской).

Принято различать понятие психотерапия в узко медицинском смысле как метод лечения (подобно физиотерапии, лечебной физкультуре) и в более широком, включающем в себя организацию труда и быта, профилактику психотравмирующих факторов и т.п. В этом случае психотерапия тесно связана с понятиями психогигиена и психопрофилактика.

Психотерапия является специфическим методом лечения, т.к. лечебный эффект здесь достигается не физическими или фармакологическими свойствами лечебного фактора, а той информацией и эмоциональным зарядом, которые она в себе несет (Свядощ, 1969).

Речь идет о специфическом, психическом воздействии на человека, ибо лечебный эффект могут оказывать и нейролептики, и инсулин, и тепло или магнитное поле.

Предмет психотерапии – межличностное взаимодействие, в ходе которого пациенту оказывается квалифицированная профессиональная помощь средствами психологии для разрешения проблем психического характера.

Предмет психотерапии – психологические проблемы психически здоровых, психически не здоровых людей, препятствующие их личностному, социальному и духовному развитию и благополучию.

В качестве общих факторов психотерапии указывают:

1) обращение к сфере эмоциональных отношений;

2) самопонимание, принимаемое пациентом и психотерапевтом;

3) предоставление и получение информации;

4) укрепление веры больного в выздоровление;

5) накопление положительного опыта;

6) облегчение выхода эмоций.

Перечисленные факторы совпадают с механизмами лечебного действия психотерапии и отражают когнитивные (2, 3), эмоциональные (1, 4, 5, 6) и поведенческие (5) процессы, способствующие успешности психотерапии и представленные во всех психотерапевтических системах.

Общие факторы психотерапии могут рассматриваться с точки зрения ее этапов. Общий поэтапный характер или последовательность процесса психотерапии отчетливо просматривается в рамках психотерапевтических направлений, ориентированных на личностные изменения, и может быть представлен следующим образом:

1) установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации к психотерапии;

2) прояснение (понимание психотерапевтом и, в определенной степени, пациентом) причин и механизмов формирования симптомов, возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений;

3) определение «психотерапевтических мишеней»;

4) применение конкретных методов и техник, направленных на достижение изменений (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) и приводящих к редукции симптоматики;

5) закрепление достигнутых результатов;

6) окончание курса психотерапии (в частности, решение проблем, связанных с возможной зависимостью от психотерапевта).

Существуют попытки выделения общих факторов психотерапии, связанные с учетом как изменений, происходящих с пациентами, общих характеристик стиля и стратегий поведения психотерапевтов, так и общности этапов психотерапевтического процесса, вне зависимости от теоретических ориентаций и применяемых методов.

К общим факторам психотерапии относят:

1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом, что рассматривается как исходная предпосылка, на которой строится психотерапия;

2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на готовности пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;

3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;

4) оперативная модификация поведения больного за счет одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;

5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;

6) явное или скрытое убеждение и внушение;

7) усвоение или тренировка более адаптивных способов поведения при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.

Источник: https://lektsia.com/1×2064.html

Определение психотерапии

Единого определения психотерапии в настоящее время не существует. Это связано со стремлением представителей разнообразных направлений и школ, основанных на различных теоретических подходах, дать собственное определение психотерапии, соответствующее взглядам авторов.

Трудности в выработке определения вызваны также и различными подходами к пониманию самого термина «психотерапия». Психотерапия традиционно понимается дословно как лечение души (от греч. psyche — душа, therapeia — лечение), иными словами, при таком подходе фиксируется объект воздействия — психика.

Однако душевные болезни (психические расстройства) и их лечение — это область психиатрии. В этом случае психотерапия становится частью психиатрии, причем довольно ограниченной, поскольку лечение психических заболеваний, лечебное воздействие на психику может осуществляться и по-иному, в частности, фармакологически или хирургически.

Другой подход к пониманию термина «психотерапия» акцентирует внимание не столько на объекте или предмете, сколько на средствах воздействия. Следует отметить, что в русском языке сходные по образованию термины — например, физиотерапия, фармакотерапия, иглотерапия и пр.

— также указывают не на объект, а на средства воздействия: физиотерапия — воздействие, лечение физическими средствами; фармакотерапия — лечение медикаментозными средствами и т. д. В этом случае психотерапия может пониматься как лечебное воздействие психологическими средствами.

В отечественной литературе в большей степени представлен первый подход. Психотерапия определяется, прежде всего, как система лечебных воздействий, входящих в компетенцию медицины. Эти определения включают понятия; лечебные воздействия, больной, здоровье, болезнь, организм и подчеркивают объект воздействия. В качестве примера можно привести следующие определения. Психотерапия — это:

— «система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека»;

— «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»;

— «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».

В зарубежной литературе определения психотерапии в большей степени связаны с ее психологическими аспектами, включают понятия: межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение, средства воздействия. В качестве примера можно привести следующие определения. Психотерапия — это:

— «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»;

— «средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными»;

— «длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался по коррекции человеческих взаимоотношений»;

— «персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями».

Попытка объединить оба этих подхода находит отражение в определении психотерапии, предложенном Кратохвилом: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».

Ответить четко на вопрос, что же такое «психотерапия» — воздействие на психику и через психику на организм или же воздействие психологическими средствами, достаточно трудно. Процесс развития психотерапии как самостоятельной научной дисциплины внесет большую определенность и в сам этот термин.

Тем не менее, понимание психотерапии как процесса, специфика которого заключается в использовании психологических средств воздействия, кажется более обоснованным.

При этом понятие «лечебное, психотерапевтическое воздействие» (вмешательство, интервенция) необходимым образом входит практически во все, самые различные определения психотерапии.

Источник: https://psibook.com/books/17/40.html

Ссылка на основную публикацию