Ресурс — психология

Психологический ресурс как интегральная характеристика личности — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1Иваницкий А.В. 11 Ставропольский государственный педагогический институтВ статье рассматривается понятие «психологический ресурс», который с позиции ресурсного подхода в современной психологии представлен в качестве необходимой составляющей, обеспечивающей личности возможность преодолевать трудные жизненные ситуации.

В содержании исследования представлен анализ и других подходов в понимании изучаемого феномена, выделены виды ресурсов личности, их роль в адаптации человека к новым ситуациям жизнедеятельности. При этом показано, что потеря ресурсов может стать первичным механизмом, запускающим стрессовые реакции.

Вместе с феноменом «психологический ресурс» рассмотрены такие категории как «личностный потенциал» и «жизнестойкость», которые определяется не как личностное качество, а как система установок и убеждений, как способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств своего развития.

В работе показано, что актуализируются и проявляются психологические ресурсы, личностные потенциалы во взаимодействии человека с жизненной средой.1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире.// Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2005. – Т. 51. – №7.

– С. 83 – 84.2. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. №1 (3). URL: hhtp//psystudy.ru (дата обращения 18.07.2010 г.).3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27.

– № 2. – С. 113 – 122.4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.5. Куликов Л.В. Психогигиена личности. – СПб., 2004. – 464 с.6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. М.

: Смысл, 2002. С. 56-65.7. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений. // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – №6. – С.87– 101.8. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. — №1. – С. 16-24.9. Малыхина Я.В.

Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома». Автореферат канд. дис. – СПб.: РПГУ, 2004.10. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ.// Журнал социологии и социальной антропологии. – Том 1. – 1998. – №2. – С. 100 – 109.11. Практикум по психологии здоровья. / Под ред. Г.С.Никифорова.

– СПб: Питер, 2005. – 351 с.12. Практическая психология образования: учеб. пособие. /Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.13. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 175 с.

Понятие «ресурс» используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности.

В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которого важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.

Цель исследования

Целью настоящего исследования является анализ и представление о феномене психологического ресурса как интегральной характеристике, обеспечивающей личности возможность эффективно преодолевать трудности, разрешать возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы и противоречия. 

Материал и методы исследования

Основой исследования является теоретический анализ различных подходов в понимании феномена психологического ресурса. Обращение к работам представителей психоаналитического направления позволяет выделить подходы Э. Фромма, который  описал три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

— надежда — то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;

— рациональная вера — осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

— душевная сила (мужество) — способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да» [14].

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывалось в в исследованиях Бодрова В.А., Водопьяновой Н.Е., Муздыбаева К. и др.

В частности, В.А. Бодров рассматривает ресурс в рамках развития теории психологического стресса. При этом исследователь определяет ресурсы следующим образом: «они являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способы (стратегии) поведения для предотвращения или купирования стресса» [3, с. 115-116].

К. Муздыбаев утверждает, что психологические ресурсы следует представлять как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями [11].

В исследованиях Н.Е.

Водопьяновой дано следующее определение понятию «психологический ресурс»: это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям, это средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией [5, с. 290].

Аналогичный подход представлен в ресурсной концепции стресса С. Хобфолла. С его точки зрения, психологические ресурсы представляются тем, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовые, так и личностны. С.

Хобфолл, проводя анализ этого понятия, к ресурсам относит: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях, либо служат средствами достижения лично значимых целей.

Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями.

Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. К этому следует добавить и то, что в концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции.

В том случае, когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы начинают выполнять функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации на психику.

Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности [12].

У некоторых исследователей при анализе содержания понятий «ресурс», «психологические ресурсы» появляются близкие, не всегда тождественные термины, которые значительно расширяют наше представление об изучаемом феномене. Так в работах Маклакова А.Г.

появляется понятие «личностный адаптационный потенциал», которое содержательно раскрывается в рамках концепции адаптации.

Автор считает способность к адаптации как индивидным, так и личностным свойством человека, поэтому рассматривает его как процесс и как свойство саморегулирующейся системы, состоящее в способности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям.

По мнению исследователя, психологические характеристики человека, наиболее значимые для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации, составляют его личностный адаптационный потенциал, который включает: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся основой саморегуляции и влияющую на степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, определяющее чувство собственной значимости; уровень конфликтности личности; опыт социального общения [9].

Все описанные выше определения показывают очевидность того, что различные ресурсы могут выполнять ту или иную роль в адаптации человека к сложным ситуациям, в периоды преодоления трудных жизненных событий и т.д. Но важно иметь целостное представление об этих ресурсов, чтобы иметь возможность их активации. Так Л.В. Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит:

— активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста;

— силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»;

— активную жизненную установку;

— позитивность и рациональность мышления;

— эмоционально-волевые качества;

— физические ресурсы — состояние здоровья и отношение к нему как к ценности;

— материальные ресурсы — высокий уровень материального дохода и материальных условий, безопасность жизни, стабильность оплаты труда, гигиенические факторы жизнедеятельности;

— информационные и инструментальные ресурсов  [6].

Последнее, по мнению  Л.В. Куликова, включает в себя: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации [6].

Большая часть перечисленных качеств характеризует психологически здоровую  личность. И, чтобы сделать портрет психологически здоровой личности более полным, к уже названным И.В.

Дубровина добавляет следующие качества: самодостаточность, интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности [13].

Все они в своей совокупности представляют тот запас, резерв, ресурс, который позволяет личности активно выполнять все функции, быть субъектом собственной жизни, т.е. являются личностным потенциалом.

Именно это понятие становится объектом исследований Д.А. Леонтьева, который вводит его для обозначения базовой индивидуальной характеристики, стержня личности.   Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др. [7]. Наиболее точно, по мнению Д.А.

Леонтьева, содержанию понятия «личностный потенциал» соответствует введенное С.

Мадди (1998) понятие «жизнестойкость» (hardiness), которое определяется не как личностное качество, а как система установок и убеждений,  как базовая характеристика личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, от соматических проблем и заболеваний до социальных условий.

Жизнестойкость по С. Мади определяется как интегративная характеристика личности, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Жизнестойкость («hardiness») предполагает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, являясь показателем психического здоровья человека [8].

В интерпретации исследователя жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

— вовлеченность в процесс жизни — убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе, в своих способностях, позволяющих ему успешно действовать в той или иной ситуации  (самоэффективность);

— уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать — как убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет, в первую очередь, стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);

— принятие вызова жизни — убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) — это отношение человека к принципиальной возможности изменяться [8].

Именно жизнестойкость рассматривается некоторыми отечественными исследователями в качестве одного из ресурсов. 

Изучая категорию «жизнестойкость», Л.А. Александрова предлагает рассматривать ее не отдельно, а в контексте проблемы совладания с жизненными трудностями. Проблема совладания, совладающего поведения не раз становилась объектом пристального внимания психологов.

И некоторые исследователи считают, что в основе совладающего поведения находится жизнестойкость как способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств для своего развития [1; 2]. При этом в качестве одного из компонентов жизнестойкости Л.А.

Александрова определяет личностные ресурсы, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания. В качестве другого компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л.А.

Александрова рассматривает гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач [там же].

Еще один подход в понимании ресурса представлен в исследованиях Я.В. Малыхиной. Она указывает на целесообразность выделения личного (принадлежащего индивиду в феноменальном и ноуменальном смысле) превентивного ресурса, а не личностного (принадлежащего индивиду только в феноменальном, социальном смысле).

Читайте также:  Отказ от следования моделям мужское и женское - психология

По ее мнению, личный (индивидуальный) превентивный ресурс следует рассматривать как комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов. И, как утверждает Малыхина Я.В.

, отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека, что в соответствии с направленностью личности создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации [10].

Несмотря на многообразие существующих в психологической науке подходов к пониманию ресурсов, результаты исследований по вопросам психологических ресурсов, само понятие как психологическая категория представляется недостаточно разработанным.

Содержательные характеристики психологических ресурсов необходимо рассматривать как систему.

Системный подход открывает возможности исследования психической реальности в системе взаимодействия «человек — жизненная среда» с учетом комплекса детерминант, источником которых является действительность конкретного человека, представленная в содержании реальной деятельности, в самой личности, в переживаемой здесь и сейчас реальности.

Взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является своеобразным пусковым механизмом для актуализации определенных личностных ресурсов.

Психологические ресурсы актуализируются и проявляются во взаимодействии человека с жизненной средой, это происходит как непрерывный процесс пространственно-временного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях, обеспечивающего соответствие образа жизни меняющемуся в процессе жизнедеятельности образу мира посредством трансформации ценностно-смысловой подсистемы личности.

Выводы

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что психологические ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации. Иначе говоря, психологические ресурсы выступают как системная, интегральная характеристика личности, которая обеспечивает личности возможность преодолевать трудные жизненные ситуации. Обозначенная характеристика актуализируется и проявляется в процессах самодетерминации личности. Поэтому весьма актуальным направлением в исследовании психологических ресурсов является изучение их структуры, механизмов функционирования, динамических характеристик, а также разработка исследовательских методик, адекватных содержанию исследуемой психической реальности.

Рецензенты:

Плугина М.И., д.псх.н., профессор, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», г.Ставрополь;

Соловьева О.В., д.псх.н., профессор, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», г.Ставрополь

Библиографическая ссылка

Иваницкий А.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23894 (дата обращения: 17.05.2018).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23894

Психолог как активатор психологических ресурсов клиента

Психологические ресурсы личности, как правило скрыты от сознания человека — носителя этих самых ресурсов. Под психологическим ресурсом обычно понимают внутренние резервы человека, которые хранятся за семью печатями в подсознания, ожидая когда он их задействует. Психолог выступает для клиента как активатор его ресурсов.

Психологические ресурсы человека

Психологический ресурс — внутренний ресурс человека как умение противостоять жизненным невзгодам, это набор качеств и умений, это внутренняя сила человека, это его потенциальные и реальные возможности.

Насколько Вы психологически ресурсная личность?

Психологический ресурс человека считается активным, когда:

Насколько Вы осознаете себя психологически готовым к трудностям жизни, настолько Вы ресурсная и активная личность.

Какие психологические ресурсы своей личности вам известны? Напишите ответ в комментариях.

Всё возможно, если человек активировал свои ресурсы

4 типа психологических ресурсов личности

Существует четыре мира человека, которые задействуют различные психологические ресурсы его личности:

    Таким образом, если вернуться к ситуации с выживанием на необитаемом острове, то Ваша способность кардинально поменять рацион задействует витальные психологические ресурсы.

    А навык ловли рыбы относятся к деятельностным. Если Вы изобретете ловушку для добычи крабов и устриц, то Вы активируете сознательные ресурсы.

    И если займете активную позицию в ответ на трудности ситуации и будете верить в спасение — волевые.

     Загрузка ..

    Психолог как активатор психологических ресурсов человека

    Роль психолога активировать во время психологической работы эмоциональные и волевые, витальные и мыслительные ресурсы человека — его Клиента.

    Задача психолога быть ресурсом для своих Клиентов

    На самом деле роль психолога вывести психологический ресурс из подсознания Клиента, помочь ему осознать собственную силу и побудить к активации и закреплению данного ресурса в жизни.

    Психолог как психологический ресурс верит в возможности человека самостоятельно справиться с вызовами жизни, он помогает человеку поверить в его ресурсность и способности.

    Психологический ресурс как присвоенный навык

    Позвольте показать развитый деятельностный ресурс очень известного лучника, который довел навык стрельбы из лука до совершенства.

    Из данного видеоролика, который не нуждается в переводе, становится понятно, что данный навык был бы невозможен без задействования и активации волевых, эмоциональных и других психологических ресурсов.

    Книга о развитии ресурса выживания в городских джунглях по методике спецслужб

    Я веду речь о книге «Защити себя по методике спецслужб  Бывший спец. агент раскрывает методы, которые могут спасти жизнь  вам и вашей семье / Джейсон Хансон.

    Освой и используй ресурсные методики безопасности на улицах города!

    Профессиональные приемы сотрудников спецслужб, которые вы освоите, прочитав его книгу, помогут вам защитить себя и свою семью в любой ситуации.

    Несколько советов из книги «Защити себя по методикам спецслужб»

    Приведу один из множества приемов описанных в этом справочнике, он пригодится вам, в случае, если Вам кажется что за вами следят.

    Если Вы живете в крупном городе — советы из книги от бывшего спец.агента ЦРУ — автора книги будут для Вас незаменимы.

    Поделитесь статьей в социальных сетях и оцените этот материал!

    Напишите в комментариях, какие психологические ресурсы уже активированы и используются вами? Как Вы считаете есть ли ресурсы внутри Вашей психики, которые заблокированы или не осознаваемы? Как Вы собираетесь их активизировать и сделать практическими навыком?

    Источник: http://PsymanBlog.ru/formula-schastya/psixologicheskie-resursy-psixolog-kak-psixologicheskij-resurs-klienta/

    Где взять силы, откуда ждать помощи? Ресурсы человека и личностный потенциал

    Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни.  Луиза Хей.

    Все гениально просто, но хотелось бы конкретнее, что это за сила, которая  есть в каждом из нас и как найти к ней подход? Как ее можно приложить к конкретной цели, мечте? Какая сила может помочь достичь успеха или разлюбить бывшего, жить счастливо?

    Один из законов Дао гласит, что все меняется кроме закона изменений. Спокойно воспринимать изменения, которые неизбежны, поможет опора на себя, внутренняя сила. Чем полнее вы осознаете свои сильные стороны, тем легче вам будет противостоять трудностям и достигать целей.  

    В психологии то, что может помочь человеку в различных ситуациях, принято называть  личностными и социальными ресурсами,  личностным потенциалом. Что сюда входит?

    Притча — метафора «Живительный источник». Как нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, так и нельзя повторить свой жизненный путь.
    Путь начинается с самого рождения Человека, с первого вздоха, с первого крика, который возвещает всех о начале жизненного пути.

    Что таит эта дорога для путника, идущего по ней? Как долог этот путь, по каким просторам он проходит, какие препятствия будут встречаться на пути? На все эти вопросы ответ приходит в течении жизни.
    Человек начинает свой путь неуверенно, маленькими шажочками, но по мере взросления и приобретения жизненного опыта эти шаги становятся все более твердыми и уверенными.

    Дорога, по которой идет путник, непростая. Она, то сужается и становится непроходимой, то неожиданно расширяется и пересекается с другими дорогами, пролегающими вдоль маленьких речушек и морского побережья. Эта дорога никогда не бывает прямой и гладкой. Она может проходить сквозь чащу неизвестности или пролегать через горные хребты.

    Эта извилистая дорога  может привести в пустыню или завести в болото,  однако всегда найдется та самая волшебная тропинка, которая убережет человека и обязательно выведет к новому источнику жизни. Источник, который исцеляет, может зарождаться высоко в горах или глубоко под землей. Он может быть в виде капли росы или глотка свежего воздуха.

    И где бы не находился человек, он всегда найдет свой неповторимый живительный источник, который восполнит утраченные силы и даст энергию для дальнейшего пути. А сам путь будет непременно освещен источником тепла и света.

    1.       Здоровье физическое и психическое;
    2.       Интеллект, т.е. ваши способности (не важно, способность мыслить аналитически или вести беседу);
    3.       Волевые качества – например, терпение, самоконтроль;
    4.       Накопленные знания и освоенные умения;
    5.       Самоуважение, самодостаточность, жизненные ценности;
    6.

           Интерес человека к жизни, желания, цели;
    7.       Позитивный жизненный опыт, активная жизненная установка – понимание того, что целенаправленные действия рано или поздно приведут к результатам;
    8.       Готовность к личностному росту, к самосовершенствованию;
    9.

           Принятие вызова жизни, жизнестойкость – способность использовать трудности жизни, проблемные ситуации  для саморазвития;
    10.   Сформулированная цель в том случае, если она выбрана самостоятельно – она неиссякаемый источник энергии;
    11.   Время и то, как вы его тратите;
    12.   Материальные возможности (доход, сбережения и т.д.);
    13.

       Материально-технические средства (дом, транспорт и т.д.);
    14.   Социальная поддержка — люди, способные помочь в достижении цели;
    15.   Информация и источники информации.

    Притча о жизнестойкости. Однажды расстроенный  ученик сказал Мастеру:
    — Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать?
    Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой.

    В одну емкость бросил морковь, в другую — положил яйцо, а в третью — насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.
    — Что изменилось? — спросил он ученика.
    — Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде, — ответил ученик.

    — Нет, — сказал Учитель — Это лишь поверхностный взгляд на вещи.
    — Посмотри — твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств — кипятка.

    Так и люди — сильные внешне могут расклеиться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и крепнут.
    — А кофе? — спросил ученик.
    О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее — превратило кипяток в великолепный ароматный напиток.

    Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

    Эрих Фромм считал, что каждый человек обладает тремя самыми важными ресурсами, способными помочь ему решить любую проблему. Это:

    • надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;
    • вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;
    • душевная сила (мужество) – способность защитить надежду и веру, способность сказать “нет” тогда, когда весь мир хочет услышать “да”.

    Итак, ресурс – это что-то внутреннее, что может нам помочь в достижении цели. Формула, использующая ресурсы для достижения успеха будет выглядеть так:

    А.С. + Р. = Ж.С.

    А.С. – Актуальное Состояние – это то, что есть сейчас.

    Ж.С. – Желаемое Состояние – это то, что стремимся достичь.

    Р. – Ресурсы – что нам для этого может понадобиться.

    А теперь небольшой проективный тест Морские сокровища, который прояснит ваши цели и подскажет, какие ресурсы вам необходимы в первую очередь.

    Инструкция. На этом рисунке вы видите небольшой кусочек морского пейзажа, точнее, морского дна. Вам надо, во-первых, до­полнить эту картину деталями, завершить ее, а во-вторых, особое внимание обратить на сундук. Как вы уже замети­ли, он раскрыт, но пуст. Заполните его тем содержимым, которое сочтете наиболее подходящим и верно отражаю­щим ваши мысли.

    Ключ к тесту вы найдете в статье “Проективные методики. Тесты в картинках: Ваши цели и ресурсы”

    Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

    • Назад: Как работает наш мозг и как улучшить его работу.
    • Вперед: Причины неудач. Или что нужно, чтобы достичь поставленной цели? Психокибернетика.
    Читайте также:  Душевное здоровье - психология

    Источник: http://psycabi.net/psikhologiya-samorazvitiya/kak-dobitsya-uspekha/383-gde-vzyat-sily-otkuda-zhdat-pomoshchi-resursy-cheloveka-i-lichnostnyj-potentsial

    Что такое психологический ресурс

    Oчeнь чacтo мoи  клиeнты пpихoдят co cлoвaми, — нeт  pecypca, я иcтoщeн, гдe мнe взять cил для ocyщecтвлeния зaдyмaннoгo, я oдин нe cпpaвлюcь и этoт cпиcoк мoжнo пpoдoлжaть.

    Ho в хoдe paбoты  oкaзывaeтcя, чтo и cилы ecть, и cпpaвитcя чeлoвeк oгo — гo кaк мoжeт, пpocтo нe знaeт,  кaк, пpocтo нe видит cвoй pecypc, нe знaeт, кaк eгo aктивиpoвaть и гдe вooбщe этoгo «нeвидaннoгo звepя» взять.

      Пoэтoмy пoвoдy я  peшилa нeмнoгo oбoзнaчить, чтo жe тaкoe pecypc, зaчeм oн нaм нyжeн,  и в кaкoм нaпpaвлeнии eгo мoжнo oтыcкaть

    Pecypc – этo cocтoяниe, вoзмoжнocть, кoтopoй мoжнo вocпoльзoвaтьcя в cлyчae нeoбхoдимocти, зaпac иcтoчник чeгo-либo (cилы, энepгии, любви и тд.), cpeдcтвo, к кoтopoмy oбpaщaютcя в cлyчae нeoбхoдимocти;

    Этo вce тo, чтo пoзвoляeт нaм чyвcтвoвaть ceбя здopoвыми, нaпoлнeнными жизнeнными cилaми, энepгичными, aктивными, yвepeнными. Oпиpaяcь нa cвoй pecypc, мы мoжeм peшитьcя нa дeйcтвиe, нaчaть дeлaть, двигaтьcя в нaпpaвлeнии жeлaeмoгo.

    Pecypc этo тo,  к чeмy мы мoжeм oбpaтитьcя кoгдa:

    — мы пpибывaeм в нepeшитeльнocти

    — нeт cил, ocyщecтвить жeлaeмoe;

     — хoтим измeнeний в жизни; — нeт  интepeca  к жизни, и мaлo чтo paдyeт;

    — хoчeтcя cбpocить гpyз ycтaлocти;

    — нe хвaтaeт жизнeнных cил;

    — pyки oпycкaютcя; — нe хвaтaeт yвepeннocти; — oщyщaeтcя тpeвoгa и бecпoкoйcтвo; — нeт oщyщeния гapмoнии;

    — oщyщeниe бeccилия и oтcyтcтвия oпopы в жизни;

     И я дyмaю, вы мoжeтe дoпoлнить этoт  cпиcoк cocтoяний, c кoтopыми кaждый из нac хoть paз cтaлкивaлcя в cвoeй жизни.

    Кoгдa мы гoвopим o pecypce, мы пoдpaзyмeвaeм нeкyю cилy, кoтopaя вoлшeбным oбpaзoм вoзникaeт в нac и тaким жe вoлшeбным oбpaзoм иcчeзaeт.

    Ho y вceгo ecть cвoи пpичины и ecли вы нaхoдитecь в иcтoщённoм cocтoянии,  тo вoзмoжнo вы:

    — нe знaeтe o cвoих pecypcaх, o тoм, гдe их взять;

    —  пpивыкли тpaтить cвoи pecypcы нeoбдyмaннo;

    —  нe вocпoлняeтe cвoй pecypc;

    —  пoдaвляeтe cвoи pecypcы,  бoяcь oцeнoк и ocyждeния co cтopoны oкpyжaющих;

    — opиeнтиpyeтecь  в пepвyю oчepeдь нa пoтpeбнocти дpyгих;

    — нeдooцeнивaeтe,  cyщecтвyющиe y вac  pecypcы;

    Pecypcы бывaют внeшниe и внyтpeнниe:
    Bнeшниe pecypcы: oбъeкты и cyбъeкты:

    пaмятныe вeщи,  дpyзья и пoмoщники, ceмья,  дoм, дepeвo и .тп.

    Bнyтpeнниe pecypcы бывaют:   — тeлecныe чyвcтвoвaниe тeлa, зaнятия cпopтoм, тaнeц, coн, мaccaж, oтдых, гoлoc и пeниe, ceкc 

    — эмoциoнaльныe: чyвcтвитeльнocть, пpoявлeниe эмoций, вocпpиимчивocть, ceнтимeнтaльнocть, твopчecтвo.

    — кoгнитивныe:  плaны, пoнимaниe, вooбpaжeниe, любoзнaтeльнocть, идeи, цeннocти, пpaвa, вocпoминaния, caмoидeнтификaция, мeдитaция, твopчecтвo, ocoзнaвaниe

    Кoгдa мы хoтим oбнapyжить и aктивиpoвaть cвoи pecypcы мы oбpaщaeмcя к внeшним oбъeктaм, cyбъeктaм и к cвoим внyтpeнним pecypcaм кoтopыe хpaнит нaшe тeлo, нaши эмoции, нaшa пaмять, нaш paзyм.

    Pecypc ecть y кaждoгo, eгo мoжнo ocoзнaвaть или нe ocoзнaвaть, нo oн ecть, и вaжнo нayчитьcя eгo иcпoльзoвaть, ecли вы хoтитe,  пoльзoвaтьcя eгo cилoй.

    Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/chto-takoe-psihologicheskij-resurs.

    Психологические ресурсы

    О том, что такое «ресурсы» в психологии, зачем они нужны и как с ними быть, рассказывает психолог и коуч Татьяна Клименко..

    Ресурсы — что это такое и как с ними быть?..

    В период новогодних каникул, когда подводятся итоги ушедшего года и планируются шаги в будущее, важно поговорить о ресурсах.

    Что это за понятие, и как нам в жизни могут помочь знания о них.

    Начнём с определения — ресурсами называют все то, что помогает человеку преодолевать жизненные препятствия, справляться со стрессом, способствует устойчивости в трудных ситуациях. А ещё ресурсы помогают нам выйти на новый уровень, смотреть шире, мечтать о чем-то бОльшем.

    Когда мы говорим о ресурсах, первое, что приходит на ум, это материальные ресурсы — деньги, имущество, недвижимость, бизнес, и тому подобное. И это правда, материальные ресурсы могут очень помочь в жизненных сложностях. Их можно запасать. Это понятно и привычно.

    «Деньги решают все!», «Эх, были бы сейчас деньги!», «Как хорошо иметь свой дом!» — как часто мы это слышим.

    Какими ещё могут быть ресурсы? — Осязаемыми и символическими, материальными и моральными.

    Ресурсами может быть все, что угодно: информация, знания, статус, отношения. Услуги, объекты обмена между людьми. Связь с природой, искусство, красота, новые впечатления, возможность выражать своё мнение и чувства, узнавать новое.

    Путешествия, общение, поддержка других людей, признание достоинств и заслуг, благодарность, вера. Хорошее здоровье, знать правду, приятие, принадлежность. Возможность быть собой, иметь любимое дело, адекватное вознаграждение. Порядок. Понимать себя, другого человека. Добиваться своего. Побеждать. Смотреть в ночное небо. Гулять по песку, купаться в море. Сказать нет, отстоять свои границы.

    Иметь власть. Дружить. Влюбиться. Любить. Взаимность. Сон. Это могут быть связи, отношения, договоренности, собственные механизмы регуляции состояний, связь и осознавание чувств, укрепление здоровья, расширение кругозора, развитие спонтанности, создание круга доверия.

    Можно перечислять ещё очень долго. Я хотела лишь сказать, что ресурсным для человека может быть действительно многое.

    Человек испытывает стресс, когда теряет ресурсы, когда ресурсов не хватает для решения стоящих перед ним задач, а также, когда он тратит ресурсов больше, чем получает вознаграждение из окружающей среды.

    Часто, в своей работе, в расстановках, в психодраматических постановках личных историй, в личном консультировании, я наблюдаю, что ресурсы у человека есть, но в какой-то момент он теряет с ними связь. Ресурсы перестают быть «в доступе».

    Человеку может просто не приходить в голову позвонить другу, пойти на консультацию к юристу, психотерапевту, или осознать, что подобные задачи он уже решал.

    Подышать лесом, поднять глаза вверх и понаблюдать за облаками или побродить по тропинкам парка.

    Часто это происходит от того, что в обычной жизни человек не задумывается о том, что улучшает его состояния, не исследует, что является для него ресурсом, не придаёт этому вопросу значения.

    Часто простое осознание, что у нас есть ресурсы, напоминание себе об этом, поддержание контакта со своими ресурсами, расширение «базы ресурсов», и не только материальных, позволяет нам легче справляться с критическими ситуациями. Быть более успешными и счастливыми. Более здоровыми.

    Взаимодействие с ресурсами тренируется, так же как и тренируется тело. «Ресурсная форма» поддерживается также как и физическая. Это значит, что мы стараемся контактировать с ресурсами не только, когда нам трудно. Мы просто периодически это делаем.

    Исследуя тему, столкнулась с интересным понятием — запасание ресурсов. Это про то, что можно стремиться получать, сохранять и приумножать то, что ценно. Если связь с тем, что помогает перейти в более благополучное состояние, по какой то причине теряется, можно стараться её восстановить или приобрести новые ресурсы.

    Важно: узость круга ресурсов — опасный сигнал. Если человек берет ресурс только из ограниченного набора, например преимущественно из еды, алкоголя, половых связей, и т п, то это может приводить к зависимому поведению, зацикливать на одном и том же и отчуждать от всех остальных ресурсов. Это обесточивает и ослабляет.

    И чтобы прочитанное принесло практическую пользу, возьмите листок бумаги и напишите, что для вас является ресурсом, что улучшает ваши состояния, умиротворяет, даёт заряд энергии.

    Список можно повесить на видное место или носить с собой. Его можно и нужно дополнять. И самое главное, при любой возможности делать то, что есть в этом списке, тренировать связь с ресурсом.

    Татьяна Клименко

    Следующее: Звезда реалити-шоу в Инстаграме опубликовала снимки, на которых виден её округлившийся живот.
    Предыдущее: Певица Светлана Лобода заинтриговала публику совместными фотографиями с грузинским модельером Бичолой Тетрадзе.

    Источник: http://girl21.ru/news/1746-psikhologicheskie-resursy.html

    О смысле психологического ресурса

    О смысле психологического ресурсаalexjourbaJuly 11th, 2012Ресурс — это (викисловарь)1. запас, источник чего-либо, используемый при необходимости; 2. средство, возможность для осуществления чего-либо;

    3. возможная продолжительность эксплуатации машины, указываемая в её техническом паспорте

    Исходя из первого значения (которое мне кажется наиболее распространенным), можно предположить, что «психологический ресурс» — это «запас топлива для производства психологической энергии». Тогда источники «психологического ресурса» — это месторождения «топлива», используя которое, человек существует, а доступ к «источниками психологического ресурса» человек получает в «ресурсных состояниях».
    anukhidiyРесурсным называют состояние, в котором человек может разрешить стоящую перед ним проблему наилучшим образом. В этом состоянии человек имеет выбор вариантов своих действий.

    Источником ресурсных состояний является реальный или виртуальный опыт.

    Как свой, так и присвоенный чужой (реальных или вымышленных личностей). Поэтому данный источник неисчерпаем.В нересурсном состоянии человек всегда действует одинаково неудачно. У него нет иной стратегии поведения, нет свободы выбора. Он принужден действовать стереотипно.

    «Психологический ресурс — это некоторый (имеющийся у человека) «запас пережитого успешного опыта».

    Соответственно, могут быть люди с небольшим ресурсом и они могут этот ресурс пополнять, в том случае, если смогут пережить и присвоить некоторый успешный для себя опыт решения разного рода задач.

    alexjourba

    Механистическая аналогия, но я продолжу.Есть машина, предположим она учится решать задачи и для решения каждой новой задачи в эту машину добавляется отдельный блок. Естественно у нее есть и какие-то схемы для самосохранения — блоки самодиагностики, устранения повреждений и т.д.

    Ее развитие — это добавление разных блоков, модернизация связей между блоками, дополнения метаблоками — вообщем развитие содержания, конструктива.Тогда развитие интеллекта=пополнение запаса.Но, кроме конструктива, у этой машины есть бензобак — или аккумулятор — если она на электричестве.

    Если бензин кончился или аккумулятор сдох — сколь бы машина не была развита — она не сможет (например) соревноваться в решении задач с машиной у которой не столь высоко развитая структура, но зато полный бензобак.

    Моя изначальная идея о смысле ресурса ближе к аналогии с бензобаком или аккумулятором.

    nastyas

    В моем понимании ресурс — это ощущение «я могу». Могу справиться с трудностями и сделать то, что будет нужно, и так, как я захочу

    alexjourba

    Насчет ощущения «я могу» — согласен.Но — видимо оно очень разное у разных людей состояние «я могу».Один человек ощущает «я могу» на основе накопленных динамических стереотипов — «запаса пережитого успешного опыта».Другой человек ощущает «я могу» на основе развитого межличностного и внутриличностного (да и любого другого) интеллекта.

    Третий человек ощущает «я могу» на основе веры в то, что все будет хорошо и успешно.Четвертый человек ощущает «я могу» на основе того, что у него есть деньги в банке, оставленные ему в наследство и он, если не справится сам, может нанять того, кто справится за него.Пятый ощущает «я могу» на основании того, что Бог на его стороне и он прав.

    m_d_n

    Тоже встречала слова «это ресурс», правда, испытывала недоумение. В тесте Роршаха есть показатель соотношения сил и нагрузок, это пропорция. Сами по себе ресурсы ни о чём не говорят, нужно смотреть, под какими нагрузками — постоянными и ситуативными — психика решает задачи.

    alexjourba

    Согласен, что «соотношение сил и нагрузок» более важный параметр.Из обсуждения я, в частности, вынес мысль о том, что «количество психологического ресурса личности» можно представить как уровень межличностного-внутриличностного интеллекта.Но это по-моему не вяжется с интуитивными представлениями о «ресурсе», «затратах ресурса», «источнике ресурса».

    Когда говорят о «ресурсе» мне представляется, что, например, астеничный человек на консультации психолога получает доступ к ресурсу (или «подключается к источнику ресурса») в результате чего начинает работать в два-три раза эффективнее.

    По-моему речевой оборот о «психологическом ресурсе» — это «волшебная фляжка» по аналогии с «волшебным пинком».

    Только если «пинок» это садистическое, то «фляжка» это маниакальное.

    m_d_n

    Если подумать, материнская грудь с тёплым сладким молоком у каждого в опыте была. Вот голодный — рраз, подключился к ресурсу и сытый, бодрый, энергичный 🙂 В этом плане «выработал ресурс»=»допил бутылочку с молоком», «думаешь о том, как получить доступ к ресурсам»=»надеешься на маму» 🙂

    Читайте также:  Ремень и порка как реальность жизни - психология

    alexjourba

    Ага, я об этом и подумал)Может быть ресурсное состояние — это и такое состояние, когда у человека «за спиной» есть кто-то или что-то, рассматриваемое как источник — сил, средств, информации…Соответственно есть две ситуации — у человека действительно «есть ресурс» и человек ведет себя так, как-будто ресурс у него есть (а на самом деле он одинок и денег у него нет).

    m_d_n

    Для верующих состояние «за спиной есть кто-то» это «Бог не оставит меня», в сущности

    Из неподзамочных диалогов в ru_psiholog

    в DW — https://alexjourba.dreamwidth.org/137566.html

    Источник: https://alexjourba.livejournal.com/175687.html

    Ресурсы личности

    Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности: 1) выживание 2) физический комфорт, 3) безопасность 4) вовлеченность в социум 5) уважение со стороны социума 6) самореализацию в социуме.

    Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри.

    Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть.

    Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться. В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор.

    В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки.

    Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.

    Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности.

    Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.

    Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна. Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии.

    Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы.

    На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан.

    Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

    Внутренние ресурсы – это запас автономии. Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя.

    Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей.

    Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм».

    Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила.

    Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться. Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции.

    В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.

    Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления.

    Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был. Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое.

    Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли». Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами.

    Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают.

    Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго (если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался), нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным: расслабляться, пассивно отдаваться чему-то, вовлекаться в то, что не есть он, бежать от себя в экстатические переживания, в надежде на трансценденцию или просто кайф. Любая позитивная трансценденция требует возвращения центра (точки сборки) внутрь себя с какой-то добычей, самообогащение, а не потерю себя. Трансценденция без возвращения в себя (и любовь нередко такой становится) подобна вложению всех денег в какое-то дело, которое не принесет доход. Это растворение себя, жертва.

    Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений, который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится.

    Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально).

    Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет.

    Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.

    Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным.

    Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.

    Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ.

    Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила). Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной.

    С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже, тот самый стержень, который некоторым дает вера в Бога, а некоторым даже вера не дает, а некоторые и без веры в Бога его приобретают).<\p>

    Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей. Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя. Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит. Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет. Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.

    Источник: https://evo-lutio.livejournal.com/41294.html

    Ссылка на основную публикацию