Игра «групповой портрет» — психология

Упражнение «Групповой портрет»

Поиск Лекций

Занятие с элементами тренинга

«Кто мы? Какие мы?»

Задачи:

— формирование установки на саморазвитие и самопознание;

— преодоление психологических барьеров и установок;

— создание атмосферы искренности и доверия.

Ведущий:Наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда он с удивлением говорит сам себе – «Ничего себе, я и не думал,… не ожидал…» парадоксально, но большую часть времени человек тратит на приобретение знаний об окружающем мире, чем о себе самом.

Сегодняшняя встреча поможет вам лучше узнать друг друга, а главное – себя. Обнаружить свои сильные и слабые стороны, поработать над собой.

Часто люди думают – если я буду бороться со своими слабостями, или, плохими чертами характера, этого уже достаточно, чтоб быть сильным и хорошим человеком. Но мало, недостаточно обнаружить своего противника – слабые стороны своей личности, важно увидеть и свою сильную сторону – вашего друга, помощника и сподвижника.

Следует обратить внимание на то, что «сильные стороны» — это не то же самое, что «положительные черты характера», или «достоинства».

Бывает и так, что какое то качество или умение оказывается очень сильной стороной личности, но используется для достижения целей не одобряемых «моральными нормами» общества, /например – многих преступников не назовёшь слабохарактерными или необразованными и невоспитанными/.

Моральные нормы – это свод условных правил поведения, принятых в данном обществе, или группе людей. Это то, что «принято или «не принято» в данном коллективе.

Но «нормы» у каждой нации, страны или даже местности, группы и т.п. У папуасов новой Гвинеи норма — полудикий образ жизни /их одежда, пища/. В Японии свои нормы – высокие технологии, трудоголизм/.

Давайте помечтаем и представим…

В каком обществе Вам хотелось бы жить? Чтобы в нём было «принято», а что «не принято»?

Идёт обсуждение, дети, поднимая руку, говорят, «рисуют» модель идеального общества, ведущий фиксирует на ватмане все «+» и «-».

Вывод. Давайте попробуем опробовать эту идеальную модель на нашем отряде, /т.е. жить по вами же предложенным нормам…/

А теперь, давайте поговорим о своих сильных и слабых сторонах.

Упражнение «Без маски».

Всем участникам задаётся один вопрос, в произвольном порядке, по кругу передаётся символическая маска, тот, у кого она в руках искренне отвечает, затем передаёт маску дальше /кому сам пожелает/. Через 5-7 ответов вопрос меняется.

Вопросы:

— Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…

— Иногда люди не понимают меня, потому что я…

— Что мне иногда по-настоящему хочется, так это…

— Мне бывает стыдно, когда я…

— Особенно меня раздражает, что я…

— Не люблю, когда мне говорят, что я…

— Верю, что я…

Вывод: хорошо, что вы постарались быть искренними, и постарались открыться чуть глубже. А сейчас, проверим, насколько хорошо мы смогли узнать себя, друг друга, а заодно, как нас представляют, видят окружающие.

Игра «Ассоциации»

Попросить выйти несколько ребят /3-4 добровольца/. Остальные загадывают в кругу кого-то из присутствующих. Добровольцы по одному заходят и задают по кругу наводящие вопросы. Пример:

— Если бы этот человек был …./зверем, птицей, машиной и т.п./ то какой?

Задача добровольцев угадать загаданного.

Вывод: как наше представление о себе порой расходится с мнением о нас окружающих…

Упражнение «Поделись со мной»

/приготовить ручки и бланки – приложение №1/

Теперь, попробуем привести мнение окружающих о себе, и своё личное в соответствие /заполняют бланк/.

КачестваЗаймуПоделюсь
Нежность
Умение сочувствовать
Умение создавать хорошее настроение
Эмоциональность
Доброжелательность
Интеллект
Организаторские способности
Твёрдость характера
Решительность
Креативность /творческое мышление/
Ораторские качества
Милосердие
Благородство
Стремление к цели
Лидерство

Список качеств можно продолжить или видоизменять. При необходимости – пояснить значения качеств.

Каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большой степени, чем у него и подходить к этому человеку с фразой – «Пожалуйста, поделись со мной … /качество/.

Тот участник, к кому обратились с просьбой, делает пометку у себя в карточке.

Обойдя как можно больше участников, в карточке каждого будут отметки о том, какие качества у него были востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.

Обсуждение в кругу:

— Какие качества наиболее востребованы?

— Совпало ли ваше представление о себе с мнением окружающих?

Упражнение «Групповой портрет»

/подготовить лист ватмана, фломастеры, карандаши/

Нарисуем портрет нашего отряда, каждый рисует себя, но экономьте место для других /портрет подписать/.

Обратить внимание на расположение портретов:

— Вверху – лидерская позиция;

— В центре – организаторская позиция «душа кампании»;

— В стороне, с краю – «выпадающие из коллектива»;

— Внизу – низкая самооценка, возможно, унижение со стороны других, (низкий ранг в коллективе).

Источник: https://poisk-ru.ru/s31076t1.html

Групповой портрет

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 13Следующая ⇒

Цели:

предложить членам группы дать и получить об­ратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;

— развить лидерские качества, умение анализиро­вать информацию о процессах, происходящих в группе;

— проверить уровень открытости участников тре­нинга и степень их личной соотнесенности с группой.

Размер группы: желательно не очень большой. Группа 8-15 человек для этого упражнения доста­точна.

Ресурсы: не требуются, но в идеале — видеокамера или фотоаппарат, которые позволят запечатлеть на пленку групповой портрет.

Время: для группы оптимальных размеров потре­буется от 40 минут до полутора часов. Многое зави­сит от готовности участников провести серьезную и детальную индивидуальную и групповую аналитиче­скую работу.

Ход игры

Эта методика, носящая название «социальный атом», позволяет визуально отразить степень контак­тов между членами того или иного формального или неформального объединения. Для этого тот, кто го­тов быть ведущим, расставляет участников в некую групповую фотографию, где дистанция между людьми — это метафорическое отражение взаимопритяже­ния/отталкивания между ними.

Однако дело не заканчивается отражением «внут­реннего строения» команды. Ведущему будет необхо­димо придать игрокам те позы и выражения лиц, которые, по его мнению, характерны для них в пе­риод группового взаимодействия.

Задача эта совсем не проста. Она требует и спо­собностей к анализу, и большого творческого потен­циала, и определенной личной смелости — не всем товарищам по группе может быть по душе отведен­ное для них место или предложенная ведущим по­за, выражение лица.

Когда группа выстроена в желаемую композицию, ведущий присоединяется к ней, занимая свое место, принимая соответствующую его представлению позу и выражение лица.

Хорошо, если есть возможность сделать групповую фотографию, не забыв отметить, кто работал над групповым портретом. Такой документ пригодится и тренеру, и группе, если он сохранится в архиве.

Завершение: обсуждение игры.

Выясняем у членов группы их отношение к тому, как они и вся группа выглядят в глазах товарищей. Насколько объективно это мнение? Кому удалось, по их мнению, максимально передать процессы, проис­ходящие в группе?

Я леплю из пластилина…

Цели:

— поощрить членов группы дать и получить обрат­ную связь, необходимую для эффективного и до­верительного сотрудничества;

— развить лидерские качества, способность анали­зировать информацию о человеке, особенностях его поведения и характера;

— проверить уровень открытости участников тре­нинга и степень их личной соотнесенности с группой.

Размер группы: желательно небольшой. Группа 8-15 человек идеальна.

Ресурсы

Желательно, чтобы в комнате, где проходит тре­нинг, было большое — во всю стену — зеркало. В иде­але, кроме того, наличие у тренера видеокамеры или фотоаппарата, которые позволят запечатлеть на пленку разворачивающееся действо и его результат.

Время: для группы оптимальных размеров от 40 минут до полутора часов. Многое зависит от го­товности участников провести серьезную и деталь­ную индивидуальную и групповую аналитическую работу.

Ход игры

Участники группы садятся в шеренгу. Участник, вызвавшийся быть скульптором, должен придать то­варищам позу и выражение лица, которые, на его взгляд, являются характерными для них.

Хорошо, если при этом есть возможность посадить участни­ков перед зеркалом, чтобы в результате работы скульптора каждый мог увидеть свое отражение и понять, как он выглядит со стороны в восприятии одного из товарищей.

После того как этот этап пройден, скульптор по­лучает возможность использовать шанс, данный ка­чеством материала — пластилином — изменить по­зы и лица игроков, какими ему хотелось бы их ви­деть.

Кому-то, предположим, он добавит в лицо ве­селости, у кого-то разожмет надменно сомкнутые губы, расправит плечи у постоянно стесняющегося и зажатого товарища, добавит дружелюбия тому, с кем у него не так уж просто складываются отно­шения…

Фаст Дж. Язык тела. М.: Вече, 1995.

«В деловом мире, где нет места зна­кам отличия и другим регалиям, на­чальство легко умеет на языке тела пе­редать свое превосходство над подчинен­ными. Каким образом? К каким при­емам прибегает начальник, чтобы подчи­нить людей?

Два исследователя предприняли по­пытку изучить эти приемы с помощью немого фильма. Актеры сыграли началь­ника и подчиненного в различных сцен­ках. Они изобразили, как посетитель входит в кабинет, в котором за столом сидит человек.

Зрителям, которые посмотрели эти сценки, было предложено дать оценку поведения начальника и посетителя. Их оценки и пояснения позволили заметить ряд закономерностей.

По мнению зрите­лей, статус посетителя был самый низкий, когда он останавливался в дверях и отту­да начинал обращаться к человеку, сидев­шему за столом. Его положение было по­выше, когда он преодолевал половину пу­ти до письменного стола.

Он занимал са­мое высокое положение, когда он подхо­дил прямо к столу и оттуда начинал вес­ти разговор с начальником.

Другим признаком, по которому опре­деляли положение посетителя, было вре­мя, которое проходило между его стуком в дверь и вхождением в кабинет.

Статус же начальника определяли по времени, которое проходило от того момента, когда он услыхал стук в дверь и отозвался. Чем медленнее посетитель входил к начальни­ку, тем ниже был его статус.

Напротив, чем медленнее начальник отзывался на стук в дверь, тем выше было его положе­ние…

Какими приемами и какими словами на языке тела лидер утверждает право на свое руководящее положение?

Незадолго до начала Второй мировой войны Чарли Чаплин создал киноленту «Великий диктатор». По ходу фильма Гитлера, которого играет Чаплин, и Мус­солини, которого играет Джек Оуки, бре­ют в соседних креслах.

Сцена строится на том, что каждый из персонажей стремит­ся поставить себя в господствующее поло­жение в отношении другого.

Так как оба героя, покрытые мылом и запеленутые, оказались в креслах, то они могли выра­зить свое превосходство, лишь регулируя

высоту своих кресел с помощью специаль­ной ручки, до которой они могли дотя­нуться. Сцена строилась на попытках Гит­лера и Муссолини поднять свои кресла как можно выше.

Превосходство, достигаемое физически более высоким положением, известно еще животному миру.

Исследования, проведен­ные недавно среди волков, показали, что вожак стаи утверждает свое превосходст­во, сбивая по очереди своих сородичей на землю и возвышаясь над ними.

Подчинен­ный выражает свою покорность, пропол­зая под вожаком и оставляя незащищен­ными горло и живот. Лидерство оказыва­ется у того, кто возвышается над други­ми.

То же самое происходит и среди людей. Мы знаем о традиции преклонения перед царями, идолами, алтарями. Вообще по­клоны и приседания — это варианты вы­ражения своего приниженного положения. Все эти действия показывают на языке те­ла: «Вы выше меня, вы — господин» (с. 56-62).

Две группы

Цели:

— поощрить членов группы дать и получить обрат­ную связь, необходимую для эффективного и до­верительного сотрудничества;

— развить лидерские качества, умение анализиро­вать информацию о процессах, происходящих в группе.

Размер группы: желательно небольшой. Группа 8-15 человек идеальна. Ресурсы: не требуются. Время: 15-20 минут.

Читайте также:  Эмоции как форма детской защиты - психология

Ход игры

Это задание помогает участникам тренинга развить внимательность и логическое мышление. Один из иг­роков — доброволец — выходит из комнаты.

В это вре­мя группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Ска­жем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в дру­гом — нет.

Или в одной группе — те, у кого на ру­ке есть часы, в другой — участники без часов…

После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проана­лизировать «картинку» и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников.

На продвинутом этапе тренинга можно попробо­вать проводить разделение, основываясь на качест­вах характера, общности интересов.

Личный багаж

Цели:

— развить способности составления психологичес­кого портрета человека;

— освоить активный стиль общения и развить в группе отношения открытости и партнерства;

— помочь членам группы разобраться в себе, пре­одолеть внутренние барьеры, неуверенность, ско­ванность.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: бумага и ручки для всех игроков.

Время: в зависимости от количества участников.

Ход упражнения

Группа уже немало времени провела вместе. Вы познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попро­буем определить, насколько хорошо вы стали пони­мать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый го­товит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж.

Мы будем собирать рюкзак вместе. При этом до­говоримся класть в него не вещи, а личные качест­ва товарища. Поровну: те, которые мы в нем полю­били, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать. Что положит в рюкзак товарища группа?

Есть у этой игры еще несколько правил.

Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во вре­мя совместной работы.

Источник: http://mykonspekts.ru/1-165963.html

II. Применение рисуночных техник

Рисование ценно тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невербально — ведь вербальная система коммуникации развита у них еще недостаточно.

Кроме того, рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное — это в какой-то мере сбывшееся. Как считает А. И.

Захаров, рисование — это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях.

Агрессивные дети обычно и в рисунках агрессивны: их постоянным содержанием являются войны, оружие, столкновения и т. п. Уже сам характер рисунка может говорить о повышенной возбудимости: особенно симптоматичны размазанность и разбросанность

компонентов рисунка, нечеткая композиция, черно-белое, некрасочное выполнение и т. п.

Интересен цветовой анализ рисунка: при сильном напряжении и тревоге цветность снижается вплоть до полного отсутствия. При страхе и чувстве одиночества ребенок рисует себя черным цветом.

Изображение кого-либо из членов семьи или знакомых красной краской говорит о том, что данный человек вызывает у ребенка состояние возбуждения.

Оно может быть различным в зависимости от отношения ребенка к этой личности: при хорошем отношении —это чувство радости, при плохом — показатель агрессивных стремлений, тревоги.

О симпатиях ребенка к кому-либо из изображенных на рисунке говорит одинаковая раскраска фигур ребенка и этого человека (если остальные фигуры окрашены другим цветом). Изображение кого-либо окрашенным в синий цвет может расцениваться как символ любви и привязанности к нему.

Перед началом работы ребенка обязательно нужно предупредить, что важен сам факт рисования, а качество рисунка значения не имеет.

III. Игровая терапия

Игровая терапияоснована на естественной потребности детей, которая дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает его психические процессы, воображение, самостоятельность, навыки общения и пр.

Игра имеет большое значение и для эмоционального развития детей: она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, жестокость родителей, долгое пребывание в больнице и т. п.). Л. С.

Выготский считал игру ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.

Игры направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения:

В ходе исследования особенностей агрессивных детей американским психологом Вагнером было высказано интересное предположение: «Главной детерминантой агрессивного поведения является не наличие сильно развитых агрессивных установок, а отсутствие или слабая выраженность установок на социальную кооперацию и доброжелательное межличностное общение».

В связи с этим представляется весьма актуальным включение в коррекционную работу игр, направленных на коммуникационную кооперацию. В игре (в безопасной для ребенка обстановке) закрепляются навыки позитивного межличностного общения и формируются

конструктивные поведенческие реакции, которые в дальнейшем переносятся в реальную действительность.

Игра «Групповой портрет»

Цель: Эта игра дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах.

Задача — нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок, — усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре развивается способность к кооперации, а также навыки творческого самовыражения.

Каждой группе понадобится большой лист бумаги (ватман формата A3), восковые мелки или фломастеры.

Инструкция: Разбейтесь на четверки (тройки). Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды.

Свой собственный портрет рисовать нельзя, договоритесь в группе, кто чей портрет рисует.

Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины, какова роль каждого в этом общем сюжете (можно придумать небольшую историю).

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести представление картин. Детям нужно дать время подумать, как они будут представлять свою работу.

В конце представления картин обсудите с детьми:

• что ты чувствовал, когда рисовали тебя;

• что ты чувствовал, когда рисовал другого ребенка;

• как вы пришли к решению, кого где рисовать;

• довольны ли вы своими портретами, которые рисовали другие;

• насколько вам понравилось работать вместе;

• портрет какой команды понравился больше всех, почему.

Игра «Головомяч»

Цель:С помощью этого упражнения можно развивать сотрудничество в парах или тройках (мини-группах). Данное упражнение требует согласованных движений и точного восприятия движений партнера. Каждый ребенок должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера. Для игры понадобится мяч среднего размера для каждой пары детей.

Инструкция: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг против друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова была напротив головы партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Можно держать друг друга руками, если понадобится.

Когда дети научатся легко справляться с этой задачей, можно ее усложнить, объединив детей в тройки. Потом предложите детям выяснить, с каким максимальным числом игроков можно поднять мяч головой.

В конце игры обсудите с детьми:

• что наиболее сложно в этой игре;

• с кем тебе поднимать мяч легче всего и почему;

• что самое важное для того, чтобы мяч не упал.

Источник: https://cyberpedia.su/12x2b6b.html

Книга Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем. Содержание — 57. ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ

57. ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ

Цели:

а) предложить членам группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;

б) развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе;

в) проверить уровень открытости участников тренинга и степень их личной соотнесенности с группой.

Размер группы: оптимальный – 8-15 человек.

Ресурсы: не требуются. Но в идеале – видеокамера или фотоаппарат, которые позволят запечатлеть на пленку групповой портрет.

Время: для группы оптимальных размеров это упражнение потребует от 40 минут до полутора часов. Многое зависит от готовности участников провести серьезную и детальную индивидуальную и групповую аналитическую работу.

Ход игры

Эта методика, носящая название «Социальный атом», позволяет визуально отразить степень контактов и близости между членами того или иного формального или неформального объединения. Участник, который готов быть ведущим, расставляет всех участников группы в некую групповую фотографию, где дистанция между людьми – это метафорическое отражение взаимопритяжения – отталкивания между ними.

Однако дело не заканчивается отражением «внутреннего строения» команды. Ведущему будет необходимо придать игрокам те позы и выражения лиц, которые, по его мнению, характерны для них в период группового взаимодействия.

Задача эта совсем не проста. Она требует и способностей к анализу, и большого творческого потенциала, и определенной личной смелости – не всем товарищам по группе может быть по душе отведенное для них место или предложенная ведущим поза, выражение лица…

Когда вся группа выстроена в желаемую композицию, ведущий также присоединяется к ней, занимая свое место, принимая соответствующую его представлению позу и выражение лица.

Будет здорово, если есть возможность заснять групповую фотографию, не забыв отметить, кто работал над групповым портретом. Такой документ пригодится и тренеру, и группе, если он сохранится в архиве.

Обсуждение

Обсуждаем каждый из групповых портретов. Выясняем у членов группы их отношение к тому, как они и вся группа выглядят в глазах товарищей. Насколько объективно это мнение? Кому удалось, по их мнению, максимально точно отобразить процессы, происходящие в группе?

58. Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА

Цели:

а) поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;

б) развить лидерские качества, способность анализировать информацию о человеке, особенностях его поведения и характера;

в) проверить уровень открытости участников тренинга и степень их личной соотнесенности с группой.

Размер группы: оптимальный – 8-15 человек.

Ресурсы: желательно, чтобы в комнате, где проходит тренинг, было большое – во всю стену – зеркало. В идеале, кроме того, наличие у тренера видеокамеры или фотоаппарата, которые позволят запечатлеть на пленку разворачивающееся действо и его результат.

Время: для группы оптимальных размеров это упражнение потребует от 40 минут до полутора часов. Многое зависит от готовности участников провести серьезную и детальную индивидуальную и групповую аналитическую работу.

Ход игры

Участники группы рассаживаются в шеренгу. Один из участников, вызвавшийся быть скульптором, должен придать товарищам позу и выражение лица, которые, на его взгляд, являются характерными для них.

Хорошо, если при этом есть возможность рассадить участников напротив зеркала, чтобы в результате работы скульптора каждый мог увидеть свое отражение и понять, как он выглядит со стороны в восприятии одного из товарищей.

После того как этот этап пройден, скульптор получает возможность использовать шанс, данный качеством материала – пластилином, – изменить позы и лица участников, какими ему хотелось бы их видеть.

Кому-то, предположим, он «добавит» веселости, у кого-то разожмет надменно сжатые губы, расправит плечи у постоянно стесняющегося и зажатого товарища, добавит дружелюбия тому, с кем у него не так уж просто складываются отношения.

Кстати! Материалы для тренера

Фаст Джулиус. Язык тела. М.:Вече, 1995.

В деловом мире, где нет места знакам отличия и другим регалиям, начальство легко умеет на языке тела передать свое превосходство над подчиненными. Каким образом? К каким приемам прибегает начальник, чтобы подчинить людей?

Два исследователя предприняли попытку изучить эти приемы с помощью немого фильма. Актеры сыграли начальника и подчиненного в различных сценках. Они изобразили, как посетитель входит в кабинет, в котором за столом сидит человек.

Зрителям, которые посмотрели эти сценки, было предложено дать оценку поведения начальника и посетителя. Их оценки и пояснения позволили заметить ряд закономерностей.

По мнению зрителей, статус посетителя был самый низкий, когда он останавливался в дверях и оттуда начинал обращаться к человеку, сидевшему за столом. Его положение было повыше, когда он преодолевал половину пути до письменного стола.

Читайте также:  Инициатива - психология

Он занимал самое высокое положение, когда подходил прямо к столу и оттуда начинал вести разговор с начальником.

Другим признаком, по которому определяли положение посетителя, было время, которое проходило между его стуком в дверь и вхождением в кабинет.

Статус же начальника определяли по времени, которое проходило с момента, когда он услышал стук в дверь и отозвался. Чем медленнее посетитель входил к начальнику, тем ниже был его статус.

Напротив, чем медленнее начальник отзывался на стук в дверь, тем выше было его положение…

Какими приемами и какими словами на языке тела лидер утверждает право на свое руководящее положение?

Незадолго до начала Второй мировой войны Чарли Чаплин создал киноленту «Великий диктатор». По ходу фильма Гитлера, которого играет Чаплин, и Муссолини, которого играет Джек Оуки, бреют в соседних креслах. Сцена строится на том, что каждый из персонажей стремится поставить себя в господствующее положение по отношению к другому.

Так как оба героя, покрытые мылом и запеленатые, оказались в креслах, то они могли выразить свое превосходство, лишь регулируя высоту своих кресел с помощью специальной ручки, до которой они могли дотянуться. Сцена строилась на попытках Гитлера и Муссолини поднять свои кресла как можно выше.

Превосходство, достигаемое физически более высоким положением, известно еще животному миру. Исследования, проведенные недавно среди волков, показали, что вожак стаи утверждает свое превосходство, сбивая по очереди своих сородичей на землю и возвышаясь над ними.

Подчиненный выражает свою покорность, проползая под вожаком, оставляя незащищенными горло и живот. Лидерство оказывается у того, кто возвышается над другими.

То же самое происходит и среди людей. Мы знаем о традиции преклонения перед царями, идолами, алтарями. Вообще поклоны и приседания – это варианты выражения своего приниженного положения. Все эти действия показывают на языке тела; «Вы выше меня, вы – господин» (с. 56-62).

******************************************************

…Мальчик, который является прирожденным лидером и ведет группу в том направлении, куда она хочет, чтобы ее вели, достаточно зрел для того, чтобы направить свои телодвижения в правильном направлении. Одним из таких направлений является выслушивание других.

Боб – хороший слушатель. Он копирует позу того мальчика, который говорит. Он будет помогать развитию разговора подходящими выражениями лица и движениями головы. Он не будет трясти ногой или подавать другие характерные для детей сигналы, которые гласят; «Мне это неинтересно.

Мне это надоело».

Благодаря его умению выслушивать других члены группы делятся с Бобом своими проблемами и доверяют ему, когда он что-то им предлагает. Хотя Боб молчалив, он прекрасно умеет себя выражать в словах.

Все то, что он говорил, было сказано им четко и содержательно. Вполне возможно, что искусное владение языком тела способствовало и его хорошему умению выражаться словесно.

Так в юном возрасте Боб освоил главные качества прирожденного лидера… (с. 199-200).

33

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/psihologiya/book/treniruem-umenie-vesti-za-soboy-byit-liderom-motorom-i-vdohnovitelem/content/2590296-57-gruppovoy-portret/

Групповой портрет

Вам не надоело видеть в семейных альбомах стандартные групповые портреты? Тогда поговорим о том, как сделать несколько интересных фотографий группы детей. Не будем игнорировать классическую компоновку группы детей, но поработаем над эмоциями. Как легко рассмешить детей? Нет ничего проще.

Скажите им что-то забавное, например: «Кто будет грустить, тот зелёная сосиска (редиска, памперс и т.д.)

Задействуем ладошки. Помните, не только мимика, но и жесты несут массу информацию о характере и эмоциональности человека и в том числе ребёнка.

Я обожаю, когда в процессе фотосессии ребёнок много жестикулирует и побуждаю его к этому, создавая различные игровые моменты. Например, можно поиграть с ребёнком или группой детей в прятки не вставая со стула. Достаточно закрыть лица ладошками, чтобы спрятаться.

По сигналу «КУ-КУ» все одновременно(для фотографа это ценно) открывают ладошки, показывая счастливые личики. Чтобы своими руками дети не перекрывали лица соседей, достаточно один раз показать им как будем выглядывать (открывать ладошки, не отводя их от головы).

Используем бурные эмоции:) Понятно, что нам нужны сильные позитивные эмоциональные проявления. Чтобы их создать можно, например, дружно покричать «Ура». Показываем как правильно это делать, резко вскидывая руки вверх. Не важно, будут ли дети филонить, или покажут ожидаемую вами картину, всегда можно улучшить результат.

Просто скажите: «И это всё на что вы способны?» Потом можно спародировать их вялые потуги. Пока пока все будут смеяться над вашей демонстрацией, сделайте несколько снимков. Возможно, эти фотографии станут самыми удачными в этой фотосессии.

Далее можно показать как правильно кричать ура и объяснить, что сейчас мы сделаем это правильно, но насчет «раз, два, три».

Не сидим на месте! Один из стереотипов групповой фотографии — все должны сохранять неподвижность. Это было оправдано на заре фотографии, когда фотокамеры были медлительными и заторможенными, а потому требовали того же от моделей. Сегодня, даже любительским фотоаппаратом, можно сделать динамичный групповой фотоснимок.

Для этого прекрасно подходит любимая всеми детьми игра «Поезд». Все становятся паровозиком, который может не только ехать, но и гудеть (об этом важно помнить). Чтобы хорошенько погудеть все «вагончики» поднимают руку вверх и тянут за воображаемую ручку гудка.

Понятно, что лучше один раз показать как это делается, не забыв оговорить команду, по которой всё это будет происходить. Дальше, всё просто. Паровозик может ехать, гудеть, смеяться и т.д. Используйте съёмку с проводкой. Для этого запускаете «паровозик» двигаться вокруг вас.

Плавно поворачивайте фотоаппарат так, чтобы весь «поезд» или несколько вагончиков оставались в центре кадра. В этом случае объёкт съёмки (детишки), относительно матрицы или плёнки почти неподвижны, а задний план ещё больше смажется, добавив снимку динамики.

Ещё быстрее! Почему бы нет? Можно устроить соревнование на самого быстрого бегуна. На короткой дистанции дети врядли смогут далеко оторваться друг от друга, а потому композиционно такая групповая фотография будет смотреться вполне прилично. Ещё выше.

С детьми постарше или подростками, я модернизирую предыдущий приём создания группового взаимодействия следующим образом: группа подростков бежит навстречу фотографа и в нужное время и задуманном месте все дружно прыгают. Организовать это просто.

Достаточно, показать трещину на асфальте и попросить её перепрыгнуть. Главные принципы Наверное, вы их уже раскусили. Для интересного группового снимка необходимы синхронность и групповая эмоциональная сопричастность. Все реагируют одновременно и одинаково.

Ваша фантазия и набор приёмов поможет сделать это ненавязчиво и в прямом смысле слова играючи.

И самый главный принцип — это, конечно, безопасность. Продемонстрирую его на примере создания ещё одного группового снимка. Всё, что нужно сделать, для создания такого солнышка — «превратить» детей в «лучики», а потом сфотографировать их сверху.

Внимательно проверьте, надёжно ли закреплены внешняя фотовспышка и объектив на фотоаппарате, если вы снимаете зеркальной камерой. Не может ли что-нибудь упасть на детей, в том числе и вы сами? Если всё в порядке, осталось захватить и удерживать внимание «лучиков».

Дети, особенно маленькие, очень не любят неподвижность, особенно в положении: лёжа на спине, поэтому фотографировать надо очень быстро. Лучше, если фотоаппарат и источники дополнительного освещения будут настроены заранее.

Проще всего осветить такой групповой портрет в помещении можно направив внешнюю вспышку в потолок (головка вспышки повернута вверх-назад).

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Источник: https://igorgubarev.ru/index.php?rub=5

как фотографировать групповой портрет? Научимся снимать групповые портреты – ФотоКто

Пожалуй данную статью стоит начать с вопросов, какая нужна техника и как фотографировать групповой портрет? Может показаться, что для съемки такого портрета необходимо какое-то особенное оборудование. Это совсем не так – особенное оборудование вам потребуется гораздо позже, когда вы набьете руку и захотите снять что-то этакое! 

Чтобы хорошо сфотографировать группу людей подойдет самая обычная зеркальная камера со стандартным китовым объективом. Однако же, чем лучше ваша техника, тем лучше ваши фотографии!  А вот настройки и нюансы во время съемки несколько отличаются. 

Свет и групповое фото, как фотографировать?

Свет – это самая важная составляющая любой фотографии, групповой портрет не является исключением. Фотографируя на улице вам просто необходимо подгадать время съемки.

Полуденное солнце с его жестким светом и обостренными чертами людей категорически не подходит. Лучшее время съемки на улице, это вечер или утро, то есть мягкий свет.

Если ситуация безвыходная постарайтесь найти симпатичную тень. 
 

Как фотографировать групповой портрет?

Вы должны понимать, здесь и вообще, что правило перестает работать тогда, когда вам это необходимо для конкретно поставленной задачи.

Создавая групповой портрет в помещении вы можете использовать вспышку, штатив или отражатель. 

Вспышка должна быть внешней, а не встроенной. Луч должен бить в потолок или же в одну из стен. Свет прямо в лицо даст тот же эффект что и встроенная вспышка, то есть плоское изображение. 

Как фотографировать групповой портрет со вспышкой?

Используя штатив для фотоаппарата, так же будьте аккуратны. Само по себе использование этого аксессуара предполагает длинные выдержки, близкие к 130, а иногда и еще длиннее. Зафиксировав фотоаппарат, очень сложно «остановить» людей, особенно группу. В итоге некоторые модели на снимке могут быть размытыми, что очень плохо смотрится и порти всю картинку. 

Отражатель вам удастся использовать только с помощником. Лучше что бы это был толковый человек, хоть немного разбирающийся в фотографии. Снимая групповое фото в помещении с использованием отражателя, стоит остерегаться жестких теней либо же неравномерного подсвечивания.

Учитывая то, что людей несколько, а иногда и много, света из окна или от отражателя просто может не хватить на всех и получится с одной стороны засвет, а с другой – люди уйдут во мрак.

Поэтому перед тем как фотографировать групповое фото следует немного подумать и составить план действий – это увеличит вашу результативность на порядок!

Как фотографировать групповой портрет с естественным светом отражателем?

Лучше всего использовать так называемые портретные объективы, то есть линзы имеющие фокусное расстояние 35-70 мм. Благодаря этому объективу все люди на групповом снимке, по всей его площади, сохранят свои пропорции. То есть, лица будут ровными и красивыми, как в центре фотографии, так и возле ее краев.

Не забывайте, что свойства фокусного расстояния объектива в фотографии могут изменяться и за счет размера матрицы. Для примера, «линза» с фокусным расстоянием 28 мм нормально сработает на камере с кроп матрицей и превратится в широкоугольный объектив, растягивающий лица на фотоаппарате с матрицей полного размера. 

Как фотографировать групповой портрет стандартным объективом?

Стоит сказать, что именно такие эффекты иногда добавляют групповой фотографии интереса и шарма, особенно если это молодежное или детское фото! Во время съемки на улице, используя большие расстояния, очень красиво и эффективно можно снимать групповые портреты с длиннофокусными телеобъективами, то есть объективами с фокусным расстоянием более 100 мм. 

Как фотографировать групповой портрет широкоугольным объективом?

Как фотографировать групповой портрет телеобъективом?

Глубина резкости при любой групповой съемке имеет огромнейшей значение, чуть ли не самое важное! Есть несколько рекомендаций:

  1. Старайтесь снимать с прикрытой диафрагмой, то есть ее значение должно быть больше f4. Снимая с открытой диафрагмой (f/1,4-2,8), часто кто-то не попадает в зону резкости и это может испортить не только фотографию, но и настроение «размытому» человеку.
  2. Если из-за условий съемки вы не можете сильно закрывать диафрагму и, точно знаете, что в глубину резкости попадут не все, то наводите фокус на людей в первых рядах. Эта рекомендация, является правилом, так как размытый передний план в групповом снимке портит всю картинку и фотография полностью теряет свой смысл.
  3. Старайтесь не очень сильно закрывать диафрагму, не стоит использовать значения намного больше f/11. Слишком закрытая диафрагма на преобладающем большинстве объективов дает снижение качества и четкости группового портрета. 
Читайте также:  Законы рф о семье - психология

Как фотографировать групповой портрет с узким ГРИП?

Таким образом, получается, что идеальными значениями диафрагмы для фотографирования группового портрета являются f/4-11. Но, в определенных условиях выбирая между большим значением диафрагмы или потерей портретируемых в нерезкости, рекомендуется остановить свой выбор на закрытии диафрагмы. 

Хорошая глубина резкости. Как фотографировать групповой портрет?

Все выше перечисленные рекомендации, так же дают ответ на вопрос, как фотографировать группу людей в студии? Поймите, если вы умеете снимать на улице при дневном свете, то студия для вас покажется райскими кущами, так как там вы сами всем управляете. 

Стиль группового портрета

Стилей групповой съемки есть не так уж и много, разнообразие, которое не имеет конца, начинается во время творчества каждого отдельного фотографа. Подробнее остановимся на самых распространенных вариантах интересных групповых фотографий, а так же разберемся, как их фотографировать.

Семейный портрет

На семейный групповой портрет фотографируются не очень большим количеством. Очень маловероятно, что к вам придет семейство хотя бы из девяти человек. Поэтому людей можно расположить в два ряда. 

Как фотографировать групповой семейный портрет?

Фотографируя свадьбы, где людей может быть на порядок больше, вам придется расставлять своих моделей в три ряда. 

В обоих случаях действует классическое правило: самый дальний ряд людей стоит, второй ряд – сидит на стульях, а третий – лежит, либо сидит на полу. Такая постановка обусловлена несколькими моментами: формальность съемки, желание всех попасть в кадр, а так же спокойствие таких людей. 

Стоит помнить, что вы можете играть с композицией внутри вашей группы моделей, к примеру, людей во втором сидячем ряду было бы отлично усадить на стулья разной высоты и разного типа. А людям в третьем ряду можно занять разные позы, так же и модели в первом ряду.

Очень важно уделить внимание всем, что даст хорошую игру на камеру. Но, не стоит затягивать с расстановкой, иначе модели могут заскучать и тогда процесс еще больше затянется. Выставив моделей, сделайте 10-20 кадров, немного меняя ракурс и точку съемки, а возможно и самих людей.

Используйте серийную съемку.

Как фотографировать групповой портрет с большим количеством моделей?

Снимая детские групповые портреты, постарайтесь позволить детям быть раскованными и свободными, конечно, насколько это возможно. А позволив им быть свободными, только успевайте нажимать на спуск! Если вам удастся создать красивую динамическую групповую фотографию детей, то вы принесете родителям малышей настоящий восторг и благодарность.

Как фотографировать детский групповой портрет?

Этот стиль группового портрета прекрасно подойдет для фотографирования веселых компаний, друзей, возможно корпоративных съемок. Однако же он требует большого опыта, сноровки, а главное желания сделать что-то красивое! Под подражанием имеется в виду копирование знаменитых картин или фотографий классиков. К примеру, снимок построен подобно шедевру Анри Картье-Брессона.

Такой вид группового фото еще можно назвать жанровым, так как здесь каждый человек играет свою роль, а что бы снимок получился красивым и качественным роль необходимо играть реалистично. Скорее всего, роли придется назначать именно вам.

Вы же будете следить за качеством исполнения. Если вдруг люди будут вести себя зажато, то в ваши интересы входит развеселить их и расслабить. Для этого можно использовать различные мини игры или упражнения.

Каждый фотограф немного и психолог, понимая это, вы многого достигнете!

Как фотографировать групповой портрет подобный шедевру Анри Картье-Брессона?

Как фотографировать групповой портрет пародируя тайную вечерю?

Этот стиль стал очень популярен в последнее время, а именно после выхода одноименного фильма Квентина Тарантино. Подобные постановки начали использовать и в других фильмах, совсем не удивительно, что фотографы скопировали эту идею, а она прижилась в массах.  

Данный вид фотографии отлично подойдет как для улицы, так и для студии. Однако же лучше всего он подойдет для фотографирования группы людей в студии. Так же он не требует особых усилий со стороны моделей. Парням необходимо прилично выглядеть и качественно выполнять свою оригинальную роль. Ракурс для такой фотографии лучше взять нижний, то есть присесть на пол, а возможно и лечь. 

Как фотографировать групповой портрет в стиле бешеные псы?

Дорогие друзья, вы должны понимать, что ничтожно малый материал, изложенный в данной статье, не может дать абсолютного и полного описания столь сложного и разнообразного жанра фотографии как групповой портрет.

Однако же, надеюсь, что азы и некоторые полезные моменты мне все же удалось вам передать. Возьмите из этой статьи самое лучшее и развивайтесь. Как известно самый лучший учитель – это практика.

Удачных вам снимков!

Источник: http://fotokto.ru/blogs/kak-fotografirovat-gruppovoi-portret-25129.html

Упражнение «Мой портрет глазами группы»

Цель: развитие умений давать и принимать обратную связь в необычной форме.

Правила проведения:

Вариант I. Ведущий обращается к участникам группы с вопросом:

— Есть ли среди вас желающие получить свой психологический портрет? И не просто словесный портрет с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?

Желающие обычно находятся. Определившись с натурщиком, которому предлагается занять «горячий стул», ведущий продолжает:

— Все остальные участники группы станут художниками. У каждого из вас лист бумаги и пачка фломастеров. Каждый – хотя бы в детстве – пробовал изображать людей. У кого-то это получалось удачно, у кого-то – не очень.

В этот момент, как правило, кто-нибудь обязательно высказывается по поводу своего абсолютного неумения рисовать и нежелания обижать натурщика его уродливым портретом.

— Что же! Мы не станем даже пытаться создать портрет нашего натурщика в духе реалистической традиции. Не стоит стремиться к внешнему сходству. Совсем наоборот: откажемся от попыток правильно нарисовать глаза, нос, рот, верно передать цвет одежды и нюансы прически.

Зачем? Ведь для выполнения этой задачи гораздо проще использовать фотоаппарат. Мы же поставим перед собой более сложную и интересную задачу: каждый из нас должен создать именно психологический портрет человека, сидящего перед нами.

Для этого можно применять изобразительные средства, предоставленные в наше распоряжение художниками-модернистами, и исходить из единственного принципа: «Я вижу так!». Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и тонкий подтекст.

Может быть, понимаемый вами внутренний мир человека, чей портрет вы изображаете, породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст конкретный образ, отражающий нечто важное в нем.

Может быть, вы воспринимаете его психологический облик в виде какого-то реального предмета, а может, это какой-то узор, абстрактный орнамент или набор цветовых пятен. Ограничений для вас нет никаких, будьте свободны в выборе способов изображения его внутреннего облика. Помните лишь, что до конца упражнения разговаривать воспрещается.

Сделав небольшую паузу, ведущий продолжает своп монолог спокойным, чуть замедленным голосом, создавая необходимый настрой, медитативное творческое состояние участников.

Можно в этот момент включить и медитативную музыку, но есть опасность, что она не будет вполне соответствовать внутреннему состоянию кого-либо из «художников» и восприятию им натурщика и собьет с верного звучания его «внутренний резонатор».

А теперь посмотрите внимательно на человека, сидящего перед вами, проникните сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция – человеческая душа.

Какова она у этого человека? В чем ее отличие от других душ? Каковы ее особенности, делающие этого человека уникальным созданием во Вселенной? Разглядите внутренним взором образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души.

Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души. Поймите сущность этой души… И перенесите свое понимание на бумагу. Творите!

Рисование продолжается в течение десяти-пятнадцати минут. Ведущий предупреждает о необходимости завершать работу за минуту до конца отведенного времени. После этого рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Натурщик, разумеется, тоже получает возможность увидеть изображения своего внутреннего облика.

В принципе этим можно и завершить основную часть упражнения и перейти к групповой рефлексии и обсуждению чувств, вызванных процессом создания «портретов».

Организовать обсуждение можно разными способами, например, так: натурщик берет в руки каждый из рисунков и говорит о чувствах, которые тот в нем вызывает, интерпретирует изображение и выражает свое согласие или несогласие с «портретом».

«Художник» – автор поясняет, верно ли понято изображение и что именно он хотел передать в рисунке. Можно поступить и иначе: «художники», держа «портреты» в руках, по кругу рефлексуют по поводу своего творчества и дают комментарии к рисункам только по желанию.

Натурщик лишь слушает и изредка задает вопросы. После рефлексии каждый «художник» преподносит «портрет» в дар лицу, на нем изображенному. Возможна ситуация, когда обсуждение ограничивается лишь рефлексией чувств, и никаких комментариев к рисункам не делается.

В длительных тренинговых группах можно периодически возвращаться к этому упражнению, заменяя натурщиков. Делать портреты больше двух-трех человек подряд не рекомендуется: наступает утомление «художников» и теряется глубина погружения во внутренний мир человека, чей портрет создается.

Вариант II. Упражнение можно усилить и добавить в него элементы, нацеленные на укрепление сплоченности группы и развитие навыков эффективной коммуникации участников, если не заканчивать его в момент создания «портретов», а продолжить дальше.

Для этого ведущий предлагает натурщику, осмотрев все рисунки, сгруппировать их по каким-то признакам. Количество групп и суть критерия не имеют значения. Натурщик может прокомментировать способ классификации, а может воздержаться (второй случай интереснее). Важно лишь то, что он выделил в рисунках нечто общее. Возле каждой пачки рисунков собираются их авторы.

Каждой сформированной таким образом группе ведущий вручает по большому листу бумаги и поясняет:

— Человек, которого вы изобразили на портретах, полагает, что в ваших рисунках есть нечто общее, может быть, то главное, что вы сумели выделить в его внутреннем мире.

Вам дается следующее задание: обсудить, что же объединяет ваши рисунки, и совместными усилиями создать обобщенный портрет того же человека на большом листе бумаги, который вы получили.

Может быть, имеет смысл более четко и ярко высветить на этом коллективном портрете объединяющую вас идею, может быть, в процессе совместного творчества вам удастся отыскать и еще яснее отобразить сущность внутреннего мира натурщика. Тогда его психологический портрет будет в еще большей мере сходен с реальной картиной его души.

На эту работу выделяется пятнадцать-двадцать минут. По ее завершении представители творческих групп представляют и комментируют плоды коллективного труда. Можно предложить натурщику высказать мнение: какой из портретов в большей степени совпадает с его самовосприятием.

Вариант III. Работа разворачивается аналогично тому, как описано во втором варианте, только группировку портретов осуществляет не натурщик, а сами «художники». Они получают задание выбрать те рисунки, которые.

по их мнению, содержат нечто общее с их собственными. Таким образом, участники объединяются в творческие группы по собственному желанию на основе сходства восприятия внутреннего мира натурщика.

Дальнейшие инструкции ведущего такие же, как во втором варианте.

Источник: https://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-moj-portret-glazami-gruppy/

Ссылка на основную публикацию