Побуждение — психология

Евгений Рогов — Психология человека

Несмотря на то что деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мотива, ее не стоит смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных компонентов (умения, навыки, знания), которыми психология мотивации не занимается, рассматривая их как данность.

От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными путями мышления. Кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов.

В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.

Психолог Б.М.Теплов предложил различать «короткую» и «дальнюю» мотивации. Короткие мотивы связаны только с ближайшим будущим личности, дальние – с более или менее пролонгированной перспективой ее развития. Дальность мотивации существенно влияет на отношение человека к работе, которой он занимается, к людям, с которыми общается, к действительности, в которой живет.

Законы развития мотивационной сферы личности и динамики образующих ее мотивов требуют учета всех ее характеристик и прежде всего таких, как:

структура;

длительность сохранения различных мотивов;

действенность и эффективность;

уровень осознанности;

детерминанты, условия и факторы развития мотивационной сферы в целом.

Мотивация включает в себя не только внутренние факторы, но и внешние условия. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному, в зависимости от того, где и как ему их задают.

Даже в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, поведение личности бывает довольно разнообразным. В этой связи есть смысл оценивать ситуацию не физически, а психологически – так, как она представляется человеку в его восприятии, переживаниях, т. е.

как он понимает и оценивает ее.

Психолог К.Левин установил, что у каждого человека есть характерный для него способ восприятия и оценки той или иной ситуации, но порою у разных людей эти оценки совпадают.

Вместе с тем человек в зависимости от своего состояния может по-разному воспринимать одну и ту же ситуацию.

Особенно это характерно для интеллектуально развитых людей, которые имеют большой жизненный опыт и способны извлекать из любых обстоятельств много полезного для себя, видеть ситуацию под разными углами зрения, действовать в ней различными способами.

Различия в действиях разных людей в одинаковых условиях могут также быть связаны с тем, что, несмотря на одни и те же цели, люди различаются по степени энергичности и упорства или одни люди на разнообразные ситуации отвечают разнообразными действиями, в то время как другие в тех же ситуациях действуют более однообразно.

Мотивационная сфера человека содержит множество мотивов, которые отражают самые разнообразные потребности. Этим определяются сложнейшая картина динамической системы мотивов, их согласованность или противоречивость, сходство или различия, взаимопревращения и т. д. Но всегда ли человек осознает свои побуждения? Безусловно, не всегда.

Если бы это было не так, человек в совершенстве знал бы себя, располагал точной самооценкой. Между тем нередко окружающие люди лучше знают человека, вернее оценивают его, чем он сам. Разумеется, человек обычно осознает ту непосредственную цель, которой подчинено его поведение в текущий момент.

Парадокс заключается в том, что человек хорошо знает фактическую сторону своей жизни, но часто не осознает (осознает неполно) истинные причины своих поступков.

Так, при переходе улицы с односторонним движением человек сначала смотрит налево, навстречу движущемуся транспорту, а дойдя до середины дороги, испытывает потребность посмотреть направо, хотя и знает, что оттуда транспорта не должно быть. Он делает это неосознанно, но что-то заставляет его поступать именно так.

Поэтому не менее важной областью мотивации являются неосознаваемые побуждения, к которым относятся установки и влечения.

Среди неосознаваемых побуждений личности в психологической науке лучше всего изучены установки.

Под установкой в психологии понимается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Таким образом, установка – это готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом.

Наибольший вклад в исследования установки сделан грузинским психологом Д.Н.Узнадзе. Он и его сотрудники изучили процесс формирования установок, определяющих поведение личности. Причиной возникновения установок бывает предвзятость.

Предвзятость может проявляться в том, что мы с недоверием относимся к человеку, который нам чем-то не понравился; в нашем ожидании боли от предстоящей процедуры в кабинете врача и т. п. Предвзятость предполагает суждение в терминах «хорошо» или «плохо», которое мы выносим о чем-либо или о ком-либо, не зная по сути объект.

В зависимости от знака предвзятости («+» или «-«) мы можем, например, объяснить хорошую оценку у ученика или тем, что он старательно и упорно работал, или тем, что он списал у одноклассника.

Установка может образоваться и в результате поспешных и недостаточно обоснованных выводов из некоторых фактов личного опыта человека.

Так, если человека в детстве укусила собака, то уже и будучи взрослым он может относиться к этим животным с опаской.

Или если кого-то на рынке обманули, он потом долго будет считать, что все представители нации, к которой принадлежал обидчик, хитрецы и обманщики.

Установка может сформироваться и на основе некритического усвоения стереотипов мышления, т. е. стандартных суждений. Именно поэтому мы порою считаем, что люди с высоким лбом или люди в очках обладают большим интеллектом и что если человек краснеет, то он в чем-то нас обманывает.

В структуре установки можно выделить три направления измерения, или подструктуры. Когнитивная (от лат. «познание») подструктура состоит из мнений и убеждений, которых мы придерживаемся, и определяет то, что готов познать и воспринять человек.

Аффективная, или эмоционально-оценочная, подструктура состоит из положительных и отрицательных эмоций, симпатий и антипатий к объекту установки, которые придают последнему эмоциональную окраску.

Поведенческая подструктура представляет собой совокупность поведенческих реакций, готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Так, если школьнику кажется, что преподаватель сам не разбирается в предмете (когнитивный компонент установки), и не нравится, как тот общается с учениками (эмоциональный компонент), то он будет стремиться прогуливать уроки этого учителя (поведенческий компонент).

Однако не всегда элементы установки согласованы между собой. Например, в известном эксперименте Ла-Пьера, проходившем в период расовых войн, изучалась установка на отношение американцев к китайцам.

Ученый разослал в 251 отель письма с вопросом «Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?» Пришел только один положительный ответ.

Но к тому времени Ла-Пьер и юная пара китайцев-молодоженов уже в течение шести месяцев колесила по стране, останавливаясь во всех отелях и везде получая радушный прием. Таким образом, столкнувшись с реальными людьми, владельцы отелей отбрасывали в сторону свое предвзятое отношение и вели себя любезно.

Установка, как готовность определенным образом неизбежно воспринять что-то, включается в систему отношений между людьми. Если у мамы сложилась установка на ее ребенка как на болезненного, нуждающегося в постоянной защите, то даже если малыш будет вполне здоров, ее отношение к нему как к тепличному растению не изменится.

Близким к установке является предрассудок как заведомое осуждение человека или группы. Человеку, который находится под влиянием предрассудка, не нравятся те, кто непохожи на него самого; он убежден, что они невежественны и опасны. Например, немцы считают, что итальянцы более эмоциональны и менее искусны в работе, чем они сами.

Источник: https://profilib.net/chtenie/130769/evgeniy-rogov-psikhologiya-cheloveka-15.php

Психология внушения

На всех этапах человеческой жизни происходили попытки одного человека или группы лиц влиять на других людей. Примером являются всевозможные религиозные, политические, экономические, военные и прочие организации, которые пытаются манипулировать человеческой психикой.

Внушение является способом воздействия одного человека на другого с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям; при этом следует отличать его от понятия убеждения.

Убеждение характеризуется логичностью доводов и суждений, наличием достоверных фактов, ему нужна ясность сознания. Внушение же проникает в сознание человека беспрепятственно, не подвергаясь критике и обсуждению.

 

Эффект внушения часто возникает в результате деятельности СМИ (реклама, пропаганда), а его эффективность напрямую зависит от авторитета субъекта, оказывающего влияние, будь это телерадиокомпания, интернет-ресурс, типографическое издание или еще один пример — психотерапевт, использующий внушение в своей психологической практике.

В этой связи стоит отметить, что чем больше толпа, подверженная внушению, тем тяжелее отдельно взятому индивиду противостоять потоку лже-фактов, которые обитают в ней.

Доктор философии и единомышленница Карла Юнга – Мария-Луиза фон Франц (1915-1998), ставшая после смерти своего учителя основным выразителем его идей, в книге «Человек и его символы» (1961), написанной совместно с Юнгом и другими его последователями, пишет: «Попытки влиять на общественное мнение через газеты, радио, телевидение и рекламу строятся на двух факторах.

С одной стороны, они опираются на механизмы отбора, выявляющие тенденции бытующих мнений или желаний, то есть коллективных настроений. С другой стороны, они отражают предрассудки, проекции и подсознательные комплексы (главным образом, комплекс силы) тех, кто манипулирует общественным мнением».

Внушение можно разделить на два вида – это внушение:

а) в бодрствующем состоянии,

б) в гипнозе.

Внушение в бодрствующем состоянии, в зависимости от «инструмента» внушения, можно подразделить на реальное и вербальное. Под реальным понимают внушение, производимое действием или другим неречевым способом, соответственно, внушение, производимое речью, называют вербальным. Согласно другого подхода к классификации, внушение в бодрствующем состоянии можно подразделить на прямое и косвенное.

Прямое внушение заключается в воздействии на человека прямой речью, несущей в себе определенное словесное значение или приказ. При косвенном (или опосредованном, скрытом) внушении на внушаемого оказывают влияние не прямо, а путем использования определенной ситуации, процедуры, предмета и т.д.

Примером такого вида внушения может быть ситуации, когда человеку дают таблетку из нейтрального вещества (мел, мука и т.д.) и сообщают, что это лекарство. Эффект в большинстве случаев гарантирован.

Кроме того, важно различать понятия: суггестия – воздействие одного лица на другое и аутосуггестия – самовнушение, которое согласно исследованиям, может быть произвольным и непроизвольным.

Читайте также:  Бизнес-развитие - психология

 

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в своей психологической практике использовал гипноз, однако позже отказался от прямого гипнотического внушения, т.к. видел в нем посягательство на свободу человека и препятствие к познанию природы болезненных симптомов.

Непрямое и непреднамеренное внушение он назвал «доверительным ожиданием» и считал, что «имеется некий фактор, зависящий от психического состояния пациента». В своей работе «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921) он отметил, что внушение – это изначальный и неустранимый факт психической жизни человека.

 

Внушаемость – это индивидуальная некритическая податливость воздействиям окружающих людей. В зависимости от степени внушаемости, выделяют внушаемых, моловнушаемых и невнушаемых людей.

Внушаемые люди легко поддаются указаниям и советам других лиц, даже если данные советы противоречат их собственным интересам и убеждениям.

Такой тип людей легко перенимает настроение и привычки окружающих, вплоть до возникновения у них склонности к подражанию.

Повышенная внушаемость характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для людей со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолический темперамент) и акцентуированных личностей: тревожных, эмотивных. Имеет место тот факт, когда совершенно обычные люди при утомлениях, травматических и посттравматических стрессах, а также после перенесенных заболеваниях, особенно связанных с работой нервной системы, бывают повышено внушаемы.

Условия неопределенности (революционные периоды, войны, стихийные бедствия) также способствуют внушаемости. Большое значение имеет вера в определенную идею — имея веру во что-то, люди не противодействуют влиянию извне.

Таким образом, степень внушаемости меняется в зависимости от числа факторов, располагающих человека стать объектом внушения и имеет ситуативно-переменный характер.

опубликовано econet.ru 

Источник: https://econet.ru/articles/109244-psihologiya-vnusheniya

Мотивация личности

Мотивация личности — это побуждение, которое толкает нас к действию. Под мотивацией также понимают способность индивида эффективно и деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация личности в психологии — это динамический процесс, включающий в себя психофизиологические механизмы, которые управляют поведением человека и определяют его устойчивость, направленность, организованность, активность.

Мотивация и личность Маслоу

В своих работах Абрахам Маслоу о взаимосвязи мотивации ссылается на то, что человек вечно желающее существо. У него редко возникает ощущение полного удовлетворения, а если же и возникает, то ненадолго.

Удовлетворив одно желание, сразу возникает другое, третье и так бесконечно. Непрекращающиеся желания выступают характерной особенностью человека, а также выступают, в качестве мотивации на протяжении всей жизни.

Внешнее проявление одного частного мотива зачастую зависит от общей удовлетворенности, а также неудовлетворенности потребностей организма.

Например, если человек голоден или изнывает от жажды, если ему каждодневно угрожают землетрясения или наводнения, если он все время ощущает ненависть окружающих, то у него не возникнет желание написать картину, красиво одеться, украсить свой дом.

А. Маслоу утверждает, что множественная мотивация поведения руководит человеком. В подтверждение этому выступают физиологические исследования пищевого или полового поведения. Психологи знают, что зачастую один и тот же поведенческий акт выражает самые разные импульсы.

Например, человек ест, чтобы исчезло чувство голода, но существуют и другие причины. Иногда человек ест для удовлетворения и других потребностей. Занимаясь интимом, человек удовлетворяет не только половое влечение.

Одни самоутверждаются; другие чувствуют власть, ощущают себя сильными; третьи ищут сочувствия и тепла.

Мотивация поведения личности

Обусловленная актуализированной потребностью в возбуждении определенных нервных структур мотивация поведения личности провоцируется направленной активностью организма.

Так способны возникнуть познавательная, пищевая, половая, защитная, а также другие виды мотивации.

От мотивации в поведении личности зависит пуск в коре головного мозга чувственных возбуждений, а также ослабление или усиление их.

Эффективность внешнего стимула происходит, как от объективных качеств, так и от мотивации. Сытый организм не будет реагировать на привлекательную пищу.

Внешние раздражители превращаются в стимулы после необходимой мотивации организма. Далее мозг моделирует параметры объектов, которые нужны для удовлетворения потребности, и разрабатывает схемы деятельности.

Эти схемы деятельности способны быть инстинктивными, врожденными или основанными на опыте.

Мотивация поведения личности всегда эмоционально насыщена, а то, к чему человек стремится, его эмоционально волнует. Все мотивации человека выступают модификацией потребностных состояний.

Под мотивационными состояниями человека понимаются желания, интересы, стремления, влечения, намерения, страсти, установки.

Интересы выражаются в насыщенной направленности непосредственно на объекты, которые связанны со стабильными потребностями индивида. Интересы проявляются в чрезмерном внимании к объектам, которые имеют устойчивую значимость. Интересы выступают мотивационно-регуляционными механизмами поведения человека, которые определяются иерархией сформированных потребностей.

Важно понимать, что связь потребностей с интересами не прямолинейна, зачастую она не осознается. Сами интересы бывают опосредованные и прямые, и появляются они со средствами достижения целей. Интересы значительно влияют на психические процессы, активизируя их.

В зависимости от потребностей интересы делятся по содержанию (на духовные и материальные), по устойчивости широте (на разносторонние и ограниченные), по устойчивости (на кратковременные и устойчивые). Интересы способствуют стимуляции человека к деятельности, а также сами формируются в деятельности.

Удовлетворение интересов способствует формированию еще более разветвленной системы интересов. Выступая, как ориентационная основа поведения личности, интересы превращаются в основные психологические механизмы поведения.

Широта и глубина интересов личности выражают полноценность его жизни. Для асоциальной личности характерна эгоистическая направленность, узость, меркантилизм, утилитарность. Личностная характеристика включает в себя круг интересов данного человека. Страсти, желания и влечения тесно связаны с интересами человека.

Желания – это определенный этап созревания потребностей, которые соотносятся с целью, а также планом действий. Желания это мотивационное состояние личности, при этом потребности соотносятся с предметом их удовлетворения. Желания связаны с эмоциональными стремлениями тяготения к объекту желания. Человеческие желания делятся на три группы:

-необходимые и естественные (желание пить, утолить голод, спать, отдыхать);

— естественные, которые однако не выступают необходимыми (интимные желания);

— неестественные и ни необходимые (жажда славы, превосходства над людьми, лидерства, власти, первенства).

Страсть выражается в аффективном стойком стремлении к определенному объекту, при этом страсть-потребность доминирует и управляет жизнедеятельностью человека.

Страсть интегрирует эмоциональные и волевые побуждения. Страсть бывает отрицательной или положительной и это зависит от стремлений человека.

Большинство отрицательных страстей приводят к деградации личности и зачастую провоцируют преступное поведение.

Положительные страсти направляют силы человека к значимым целям (страсти к науке, искусству, некоторым видам деятельности).

Полное отсутствие страстей могло бы привести к полному отупению. Страсть – это небесный огонь, который оживляет нравственный мир. Искусство и наука обязаны страсти открытиями, а душа – благородством.

Навязчивое тяготение относят к влечениям, которые способны быть естественными, а также быть сформированными в социальных условиях. Зачастую не осознаются естественные влечения.

Установлена следующая последовательность в ряде инстинктивных влечений: пищевое влечение, ориентировочное поведение, влечение материнства, жажда, половое влечение, ориентировочное поведение.

Влечения человека обусловливаются социальной жизнью. Социализация человека дисциплинирует его влечения. Ослабление психических процессов провоцирует усиление инстинктивных побуждений. Например, необузданные половые влечения занимают в структуре преступности определенное место.

Мотивация личности бывает сознательной или подсознательной. Сознательная мотивация поведения личности связана напрямую с намерениями. Намерение – умысел или сознательно принимаемое решение в достижении определенной цели с четким представлением средств, а также способов действия.

Намерения объединяются в побуждения, которые толкают к действиям или сознательному планированию. Намерения также как и потребности имеют динамические свойства – силу, напряженность.

Намерения руководят поведением человека, а также обеспечивают произвольность действий, выступают сознательным актом поведения. Обоснованием намерения выступает мотив.

Мотивация деятельности личности

Мотив — это осознанное побуждение, направленное на достижение конкретной цели и принимаемое индивидом за личную необходимость.

Мотивация деятельности личности зачастую побуждается несколькими мотивами. Определенные мотивы имеют ведущее значение и придают смысл деятельности личности. Мотивы способны конфликтовать с возможностями их реализации. В этих случаях у личности идет подавление мотива или его изменение.

Все мотивы необходимо отличать от мотивировки. Под мотивировкой понимаются  оправдательные высказывания относительно совершенного действия. Малоосознанные импульсивные действия происходят на основании бессознательных мотивов.

Мотивация деятельности личности определяется установками. Установка это готовность к определенному поведению. Установка выступает наиболее константной, устойчивой основой поведения человека. Выделяют два вида установки – дифференцированную и общую. Установки находятся в основе стереотипов поведения, освобождающих от принятия решений.

Сложный механизм поведения включает такие компоненты: мотив, цели, программирование, решения, выбор средств реализации.

Итак, мотивация деятельности личности включает комплекс взаимосвязанных факторов. А сама мотивация личности выступает, как проявление потребностей. Для осознания мотива личности необходима внутренняя работа. Термин мотивация впервые был упомянут Шопенгауэром.

В настоящее время имеется множество трактовок мотивации личности. Мотив зачастую путают с целью и потребностью. Под потребностью понимают неосознаваемое желание убрать дискомфорт, а под целью понимают результат сознательного желания.

Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а персики, к которым человек тянется — это цель.

Мотивация личности как основа формирования организационного поведения

В наше время современные требования, предъявляемые к руководителям, включают умение работать результативно с людьми. Очень важно, чтобы руководитель мог понимать механизм формирования всех поступков, а также мотивов поведения.

Разобравшись с мотивами, станут понятны и причины, провоцирующие поступки. Поэтому важно находить эффективные пути воздействия на сотрудников для достижения высоких организационных результатов.

Основные факторы, формирующие поведение личности — это среда, интересы, потребности, мотивы поведения, решение действовать,  установка, поступок, действие.

Среда включает объективные условия — производство, природа; общественную часть — уровень развития общества, а также взаимоотношения в соц. группах, сознание человека, общественное мнение.

Среда напрямую влияет на возникновение потребностей у человека. Потребности формируются с рождения ребенка. Малыш обладает врожденными физиологическими и физическими потребностями.

Читайте также:  Лайф-менеджмент - психология

Осознание индивидом потребностей определяет ее цели, интересы, желания.

Основой формирования организационного поведения выступают внутренний климат, культура организации, личностные черты. От руководителя зависит выполнение целей организации, а для этого важно учитывать способности сотрудников и создать рабочую среду, способствующую поддержанию таких черт. Важно понимать, что любая организация существует, а также функционирует только благодаря людям.

Источник: http://psihomed.com/motivatsiya-lichnosti/

Что такое побуждение

Побуждение к действию – некое стремление человека к осуществлению какой-либо потребности или совершению поступка. Некий внутренний позыв.

Невидимая сила, подталкивающая нас делать что-то, но ни в коем случае не принуждающая к этому действию. В том случае, если конкретное действие производится без возможности выбора среди нескольких вариантов, это уже принуждение.

Виды

Человеческие побуждения могут быть внутренними и внешними. Мотивация – так называется внутреннее побуждение к какому-либо действию через обращение к чувствам человека. Напротив, если побуждение не основывается на чувствах, а использует разумный и рациональный подход к решению задачи, это уже убеждение.

Соответственно, так же классифицируется и побуждение внешнее. Природный зов – способность вызвать внешнюю мотивационную силу путем обращения к чувствам. А вот если происходит обращение к разуму – призыв.

Мотивация у человека возникает вместе с позитивным желанием что-либо осуществить. Если же действие вызвано болью, страхом или любой другой отрицательной эмоцией, это уже называется негативной мотивацией.

Мотивировать человека к действию могут несколько причин одновременно. Очевидно, что несмотря ни на что, для вас наиболее важным является конечный результат. Но как его достичь?

Рекомендуем: Как развить силу воли?

Чтобы побудить человека к действию, необходимо задействовать основные составляющие – моторику, сознание и подсознание человека. Очевидным является то, что при разовом воздействии на эти три фактора вы вряд ли добьетесь желаемого результата, поэтому такие действия должны носить определенно систематический характер.

Человек может побуждать другого к действию не только какими-либо поступками, но и словом, взглядом. Очевидно, что для этого необходимо натренировать у себя определенные навыки. Магическую силу слова издревле отмечают у разных народов мира.

Но не одни лишь люди – животные тоже могут мотивировать человека к определенному действию. Так, известны случаи, когда некоторые виды змей своим взглядом заставляют человека приближаться к себе.

Мотивация определяется потребностью, страстью и желаниями человека. Побуждение к деятельности может напрямую зависеть от генетической предрасположенности – так сказать, генов побуждений. Их влияние представлено несколькими основными факторами, передающимися от поколения к поколению, а именно:

  • Гены стремятся к первоначальному восстановлению изначального состояния, на это направлены все силы побуждения.
  • Мотивация разделена на два совершенно противоположных направления, вектора: первый – более гуманный, а второй – полная его противоположность.

Именно из-за двойственной структуры стремления и потребности человека проявляется некое напряжение в побуждениях. Уровень контраста между ними напрямую зависит от различий между генами побуждений.

Рекомендуем: Оптимизм — это

От этих факторов зависит также и динамика реализации действий, вызванных определенными побуждениями. Отсюда вытекает также понимание человеком того, что от побуждений зависит и его судьба, его будущее, предопределенное им самим, а не навязанное извне.

Мотивация к действию

В том случае, если внешняя мотивация перестает действовать на человека должным образом, необходимо прибегнуть к самостоятельной мотивации. Побуждающую энергию в этом случае человек черпает не из внешних источников, а из внутренних ресурсов.

Внутреннее побуждение – практически неисчерпаемый источник энергии мотивации для человека. К примеру, у всех бывали случаи, когда ничего не получается, рушится, дела идут совсем худо, и остается одно лишь желание – бросить все. Но человек собирает все силы в единый порыв, так сказать в кулак, и находит энергию действовать дальше.

Рекомендуем: Что такое ответственность?

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/pobuzhdenie.html

Психология мотивации

Психология мотивации – многоаспектная категория, изучением которой занимаются на протяжении многих десятилетий.

Прежде чем говорить о теоретическом аспекте, надо раскрыть понятие «мотивация», которое предполагает определенную совокупность внутренних и внешних возбудителей, подталкивающих человека к определенному действию.

Кроме того, сам процесс создает предпосылки для достижения поставленных целей личного и общественного характера.

Отличительные особенности

Понятие «мотивация» имеет более широкое значение, чем «мотив». Говоря о мотиве, следует подразумевать внутренний побудитель к действию, который принадлежит самому субъекту.

Мотивация имеет два смысла, где в роли первого выступает определенный набор факторов, который может повлиять на человека и его деятельность, а в роли второго выступает процессная характеристика, позволяющая поддерживать активность на одном и том же уровне.

Определение перспективных целей и рациональных путей решения задач будет крайне неэффективно, если в реализации не будет заинтересован сам человек. Такое простое топливо как стимул, будет играть большую роль в жизни. Особенным плюсом мотивации может считаться компенсация недостающих функций.

Если понятие «планирование» вызывает у сотрудника некоторый дискомфорт, то без соответствующей мотивации будет сложно. Успех в жизни, карьере или бизнесе строится не только на основании профессионализма, но и на достижении поставленных целей. Надо понять, что разумное стремление приведет к достижению высоких результатов.

Как показывает практика, то большое количество мотивов приводит к активизации трудового процесса. Говоря простым языком, человек готов прикладывать больше усилий в единицу времени, тем самым удается существенно повысить эффективность.

Высокомотивированные субъекты будут работать больше, следовательно, достижение высоких результатов станет закономерным следствием. Каждый руководитель должен понимать, что мотивация – это не просто развивающая отрасль знаний, но и одна важнейших составляющих успешной деятельности. Довольно часто она ставится в один ряд с:

  • профессиональными навыками;
  • опытом;
  • знаниями и т.д.

Психологические теории мотивации должны рассматриваться комплексно, поскольку они связаны с различными видами потребностей. Было бы неправильно говорить о мотивационной сфере человека, ориентируясь на индивидуальные потребности. Дело в том, что личные потребности сформированы из общественного контекста, который накладывает определенный отпечаток.

Рассматривая вышеописанное понятие, надо понять, что оно отражает совокупные потребности, состоящие из личных и общественных формаций. Степень их проявления будет зависеть от места, которое занимает человек в обществе, то есть социальный статус накладывает определенный отпечаток.

Естественный и искусственный вид

Виды мотивации должен знать каждый сотрудник, который стремится к личному совершенствованию. Начать надо с того, что потребности личности отличаются от потребностей социума, несмотря на неразрывность этих составляющих.

На сегодняшний день выделяется естественная и искусственная мотивация. Представленные виды имеют определенные различия, которые связаны с природой происхождения. Искусственное стимулирование создавалось людьми для достижения целей, а естественное является отражением человеческой природы.

Естественные стимулы, как можно понять из названия, порождены человеческими потребностями. Например, субъект, который сильно устал, хочет быстрее отдохнуть, голодный – насытиться. Рассматривая искусственные виды, надо обращаться внимание на манипуляции, воздействующие на личность.

Многие не могут отличить понятие «позитивной» и «негативной» стимуляции, которая связана с принятием или отрицанием. Говоря простым языком, задачи, которые требуют решения, должны оперативно решаться независимо от силы воздействия на человека. Мотивация может быть направлена как к чему-то, так и от чего-то.

Простой пример, отражающий позитивное направление: «Я получу сладости, если съем тарелку супа» или «Я пойду гулять, если уберу в своей комнате». Негативный подтекст можно увидеть в следующих примерах: «Если я не буду баловаться, то меня не будут ругать», «Если я сделаю домашнюю работу, то меня не накажут».

Мотивация еще и ситуационное понятие, которое может быть связано с жесткими формами воздействия:

  • принуждение;
  • физическое влияние и т.д.

Каждый вид должен использоваться в общем контексте ситуации. Нет универсальных шаблонов, которые подходили для решения любой проблемы.

Внешняя и внутренняя сторона

Необходимо отметить, что внешнее стимулирование предполагает использование внешних факторов, а внутреннее – привлечение внутренних резервов. Для наглядного примера можно рассмотреть такую ситуацию: начали надвигаться грозовые тучи, которые побуждают скорее возвращаться домой или не выходить из него вовсе. В данном случае человек получает стимул, который ускоряет темпы его деятельности.

Внешняя мотивация построена на материальных благах, а внутренняя побуждает интерес к текущему действию. Исходя из этого, можно понять, что внешние побудители могут навязываться кем-то, приводя к изменению эмоционального состояния. Результатом простого воздействия может стать повышение эффективности, но только на короткий отрезок времени.

Реактивная мотивация построена на будущих планах, в которых довольно часто отражается негативная картина. Каждый руководитель занимается подбором оптимального набора мотивов, которые влияют на производительность. Если для одного человека будет просто необходим денежный подарок, то другому хватит общественного признания в виде похвалы.

В некоторых ситуациях практически невозможно соотнести определенный вид деятельности с видом мотивации.

Как мотивировать персонал?

Говоря о стимулировании персонала, надо подразумевать конкретные рычаги воздействия. Специфика будет несколько отличаться в сравнении с общепринятыми видами. Влияние руководителя направлено на повышение продуктивности. В результате этого процесса выделяется две стороны: та, которая влияет, и та, на которую оказывается влияние.

Прежде всего, шеф должен быть заинтересован в том, что работники трудились на благо общей цели. Понимание в данном вопросе позволит определить текущую ситуацию, а на основании полученной информации сделать соответствующие выводы. Каждый человек должен чувствовать себя комфортно, а потому необходимо «закрывать» не только естественные, но и искусственные потребности.

Руководитель может повышать производительность труда при помощи таких рычагов воздействия:

  • материальные средства;
  • карьерный рост.

Под материальными средствами подразумевается плата за выполненную работу. От качества исполнения обязательств руководителя и своевременности будет зависеть возможность удовлетворения потребностей. Чем позднее работник будет получать заработную плату, тем быстрее будет падать продуктивность. Премия – приятный бонус, к которому стремится каждый сотрудник.

Читайте также:  Азбука генетики - психология

Карьерный рост связан с появлением особых привилегий и условий. Получение знаний и профессиональное развитие повышает конкурентоспособность сотрудника, а это скажется на его окладе. Каждый руководитель должен хорошо ориентироваться в мотивационных аспектах труда. Он всегда сможет применить инструмент, который подойдет для каждого сотрудника, ориентируясь на его потребности.

Источник: https://legkopolezno.ru/rabota/effektivnost/psihologiya-motivatsii/

Основные понятия психологии мотивации

Характеристика мотивационной сферы человека.В поведении человека можно выделить две функционально взаимосвязанные стороны: побудительную и регулятивную.

Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Побудительная – обеспечивает активность и направленность поведения. Описание этой стороны поведения связано с понятием мотивации.

Побудитель – стимул, раздражитель, сигнал.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины»[1]. Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е.

определяющих поведение, в другом случае – как совокупность мотивов, в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Побуждение – желание, намерение действовать, энергетическая заряженность.

Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д.

Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними – знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Личность – целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Принятие решения – выбор из многих вариантов способа удовлетворения потребности или отказ от ее удовлетворения.

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. И в том, и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление.

Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В.А.

Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т.е. мотив дан человеку как бы готовым.

Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ)[2].

Однако при таком подходе, пишет Е.П. Ильин, остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность – ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. В этой связи некоторое разъяснение можно найти у В.Г.

Леонтьева, который выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива.

При этом мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей.

Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи – постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Детерминация – причинная обусловленность событий и явлений внешними и внутренними факторами (стимулами, раздражителями). Внешняя мотивация (экстринсивная) – формирование мотива под влиянием внешних факторов.

Внутренняя мотивация (интринсивная) – процесс формирования мотивации при опоре на внутренние факторы (потребности, влечения, желания).

Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и криминалистами. Среди них тоже нет единого понимания мотивации.

В одном случае она понимается как метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т.е.

через мотивы, в другом случае – как процесс формирования мотива поведения, в третьем – как совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система.

Коротко остановимся на основных элементах мотивационной сферы личности. Мотивационная сфера личности – сложная система разнохарактерных мотивов (установок, потребностей, интересов и т.п.), отражающих различные стороны деятельности человека и его социальные роли. Одним из наиболее важных мотивационных понятий является понятие «потребности».

Мотивация – это система побуждений, вызывающих активность индивида, определяющих направленность и характер его поведения и деятельности. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления (рис. 1). Мотивационные черты – психические свойства индивида, определяющие выбор направленности деятельности и поведения.

Элементы мотивационной сферы

потребности

мотивы

цели

влечения

желания

установки

идеалы

интерес

ценности

мечта

убеждения

Рис. 1. Элементы мотивационной сферы личности

Потребность это состояние нужды организма, индивида в чем-либо, необходимом для их нормального существования. Основными характеристиками потребностей являются: а) сила; б) периодичность возникновения; в) способы удовлетворения; д) предметное содержание потребностей (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам (рис. 2):

· биологические (витальные);

· информационные (лежащие в основе социальных потребностей);

· материальные;

· духовные.

Виды потребностей

витальные

материальные

информационные

духовные

Рис. 2. Виды потребностей человека

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями.

Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте.

Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.

Материальные – в жилье, в одежде, предметах обихода и т.п.

Духовные – в общении, в занятиях наукой, искусством и т.п.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (A.H. Леонтьев).

При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать различные предметы.

Если потребность создает своего рода энергетическое напряжение, служащее детерминирующим фактором активности, то направленность этой активности обеспечивается мотивом. Мотивы, в отличие от потребностей, потенциально осознаваемы.

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы (смыслообразующие) и внешние мотивы (мотивы-стимулы). В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды).

Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, – отношения иерархии мотивов.

Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Цель– осознаваемый и ожидаемый результат, на который направлено поведение или деятельность человека. Результат – конечный итог процесса удовлетворения потребности, исполнения желания, намерения, достижения цели.

Цели, реализуемые человеком, являются производными от мотивов, побуждающих, направляющих и регулирующих его активность. В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива – смыслообразующая. Один и тот же мотив может служить основанием для постановки различных целей.

Таким образом, между понятиями «потребность», «мотив» и «цель» существует тесная взаимосвязь. Потребности означают состояние определенного дефицита, а мотив – направленность поведения на какой-либо объект в целях устранения данного дефицита. Потребность и мотив выступают как внутренний, а цель — как внешний аспект мотивации.

Кроме перечисленных элементов, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются интересы, желания и намерения, задачи.

Интерес– это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью. С.Л. Рубинштейн определяет интерес как сосредоточенность помыслов субъекта на определенном предмете. Интересу соответствует особый вид ориентировочно-исследовательской деятельности.

Желания и намерения– это ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий. Задача данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

Мотивацию следует различать от мотивировки и мотивирования. Мотивировка – это рациональное объяснение человеком причин того или иного действия посредством указания, как правило, на социально приемлемые для него и окружающих обстоятельства, побудившие к выбору данного действия.

При дефиците мотивации, т.е.

в тех случаях, когда существующие у человека потребности и мотивы не могут поддерживать его целенаправленную активность на необходимом (или нормативно заданном) уровне, возникает необходимость мотивирования.

Мотивирование– это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. О его необходимости могут свидетельствовать следующие типы ситуаций в организации:

* у людей (например, сотрудников организации) наблюдается большой дефицит мотивации, направленной на личностное и профессиональное совершенствование;

* существует значительное количество регуляторов (антимотиваторов), блокирующих активность человека (мотиватор – фактор, влияющий на принятие решения и формирование намерения);

* существующие мотивы не в полной мере отвечают задачам совершенствования персонала, рассматриваемым с позиций и интересов администрации и самих работающих.

В каждом из перечисленных случаев стратегия мотивирования будет различной. Это, прежде всего: побуждение процессов смыслообразования и целеполагания; формирование новых источников активности; изменение побудительной функции существующих мотивов.

Источник: http://ulfek.ru/nauchno-teoreticheskie-osnovy-motivatsii-ucheniya/2572-osnovnye-ponyatiya-psikhologii-motivatsii.html

Ссылка на основную публикацию