Психософия — психология

Психософия — описание типов личности / Психософия

Психотип — явление врожденное, а не приобретаемое. Об этом догадывались еще древние, и один из учеников Пифагора приписал учителю следующие слова: «Мы предрасположены к добродетелям и к порокам так же, как к здоровью и к болезням, и это зависит в большей степени от наших родителей и от составных частей нашего тела, чем от нас самих».

Воля Логика Физика Эмоция

ЛЭФВ — АвгустинЭЛВФ — АндерсенФЛВЭ — Аристипп
ВЭЛФ — АхматоваЛФЭВ — БертьеФЭЛВ — Борджа
ЭФЛВ — БухаринЭВЛФ — ГазалиФВЛЭ — Гете
ФЭВЛ — ДюмаВЛФЭ — ЛенинЛВФЭ — Лао
ВФЛЭ — НаполеонЛЭВФ — ПаскальЭВФЛ — Пастернак
ЛФВЭ — ПлатонЭФВЛ — ПушкинЭЛФВ — Руссо
ВЛЭФ — СократВЭФЛ — Толстой
ВФЭЛ — Твардовский
ФВЭЛ — ЧеховЛВЭФ — Эйнштейн
ФЛЭВ — Эпикур

Человек рождается с определенным психотипом и с ним же умирает. Достаточно рано, годам к трем, т.е. еще до того, как всерьез можно говорить о воздействии воспитания, практически весь порядок функций ребенка обнаруживает себя вполне отчетливо.

В свете опытов с однояйцовыми близнецами уже не покажется слишком удивительным, что в наших генах зашифрован и более капитальный психологический фонд — психический тип — со всеми вытекающими из него мировоззренческими, экономическими, эстетическими и другими установками. Что касается воздействия семьи и общества, то они могут либо еще более дисгармонизировать изначала дисгармоничную психику человека, либо наоборот — гармонизировать ее; но принципиально изменить что-либо в психотипе человека невозможно.

К сожалению, нынешние системы воспитания и педагогические концепции, вопреки личному и мировому опыту, указывающему на врожденность психических реакций человека, врожденность характера и т.д., с маниакальным упорством продолжают навязывать представление о ребенке, как о глине, из которой можно лепить все, что угодно.

Не в состоянии помочь делу и воспитательные системы, опирающиеся на религиозные, национальные, классовые, половые корни ребенка. Попытки воспитать «подлинных христиан», «истинных арийцев», «сознательных пролетариев» или «настоящих мужчин» — так же несостоятельны, как любые попытки психологической унификации людей по любому другому признаку.

Из сказанного не следует, что национальная или классовая психология — чистые фикции. Они существуют. Довольно определенно можно говорить о психотипе «англичанина», «цыгана», «русского» или «японца».

Но так как природа, бездумно играя генами, творит, совершенно не заботясь о национальной чистоте, то в семье англичан могут рождаться «русские», в цыганских семьях – «японцы» и т.д.

Поэтому, несмотря на наличие у некоторых наций одного доминирующего психотипа, добиться психологического единообразия народа в принципе невозможно.

Особого разговора заслуживает так называемая «половая психология», а точнее, определенные психологические претензии к полу.

Согласно им, «настоящий» мужчина должен как минимум обладать высокостоящей Волей и низкостоящей Эмоцией, а «настоящая» женщина, наоборот, высокостоящей Эмоцией и низкостоящей Волей.

До сих пор у волевых хладнокровных мужчин и у покорных чувствительных женщин больше шансов вступить в брак, нежели у людей с иным порядком функций.

Суть психологического транссексуализма — в противоречии между полом и характером, «женственности» мужской психики и «мужественности» женской.

Иногда поиск себя доводит до однополой любви, иногда дело обходится более мягким вариантом, когда психотранссексуал предпочитает общество близких себе не по полу, а по характеру людей.

Вероятно, нет другого способа избавиться от психотранссексуализма, как изъять из употребления понятия «настоящий мужчина», «настоящая женщина» и убедить человечество принимать человека таким, каков он есть. Но как это сделать — ведает один Бог…

* * *

Когда задумываешься над значением порядка функций в жизни человека, на память постоянно приходит образ из одного романа Эба Коба. Герой романа — человек, которому одеждой и домом служит картонная коробка из-под холодильника. На уровне глаз в коробке прорезана узкая смотровая щель, через которую герой романа и сносится как-то с внешним миром.

Этот образ очень подходит для передачи того состояния, в котором находится до настоящего времени любой человек.

Разница в том, что в ящике, где он обитает, не одна, а четыре расположенные по вертикали, разные по размеру и форме прорези (четыре функции). А так — все тоже.

Живя в ящике и взирая на мир через дырки, у каждого на свой лад искажающие реальность, мы наивно полагаем, что видим мир таким, каков он есть. И очень удивляемся, когда наступаем на стоящие перед носом грабли.

Дзен-буддисты говорят: «Субъект и объект – одно», т.е. мир таков, каковы мы сами.

Действительно, каждый из нас — свой гринвичский меридиан — проведенная через себя, условная, но принимаемая за абсолютную линия отсчета.

А поскольку таких линий, даже если представить их себе в виде самой грубой схемы — минимум двадцать четыре, то хронический хаос, наблюдаемый в нашем обществе, был и останется нормой существования, а не отклонением.

Всякий наш взгляд на других не верен, хотя и мнится истинным. Бесполезно спрашивать, какой портрет Сократа точен: Платона или Ксенофонта? Какой образ Христа достоверен: Матфея или Иоанна? Все они — химеры, как все увиденное снаружи.

Но все наши искривления специфичны, будучи отражением нашей собственной кривизны. Подправляя несколько знаменитый афоризм Протагора «Человек есть мера всех вещей» — хочется сказать: МЕРОЙ ВСЕХ ВЕЩЕЙ СЛУЖИТ ПОРЯДОК ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА.

Единственный способ сблизить как галактики разлетающихся индивидуумов, объективизировав их точки зрения, — это добиться, чтобы каждый из них достиг гармонии.

То есть добиться положения, когда у индивидуума заделана язва по Третьей функции, есть добротный результат по Первой, идут процессы по Второй и Третьей функциям.

В этом положении функции работают в отпущенную им природой силу, и вертикаль порядка функций делается горизонталью, где все функции Вторые, что составляет существо гармонии и дает человеку новую, совершенную природу — природу 25-ого, безымянного, типа.

Источник: http://www.aleafan.org/psychotypes/index.html

Психософия

Это статья о неакадемическом направлении исследований. В ней могут содержаться сведения и гипотезы, не признаваемые современной наукой.Подробности — в статье и на странице обсуждения.

Психософия — теория описания личности, основаная А. Ю.

Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005). Изначально была названа психе-йогой. Типологией в научном смысле слова не является, в частности, по причине того, что автор не определил область действия своей теории, считая, по-видимому, что она описывает человеческую личность полностью, что заведомо не так.

Введение

Согласно учению А. Ю. Афанасьева личность человека можно условно разделить на четыре составляющих — модуля психики — Физика, Логика, Эмоция и Воля.

В основе этих понятий лежат представления, накопленные человечеством о «теле», «уме», «душе» и «духе» соответственно, с той разницей, что речь идет не о собственно наполнении этих представлений, а о неотделимой части психики человека, рождающей эти представления.

Совокупность типов Психософии образуется путем перестановки всех модулей, а в качестве названий взяты имена исторических личностей — ярких представителей данных типов.

Таблица типов

Название1234
ТолстойВоляЭмоцияФизикаЛогика
СократВоляЛогикаЭмоцияФизика
АхматоваВоляЭмоцияЛогикаФизика
ТвардовскийВоляФизикаЭмоцияЛогика
НаполеонВоляФизикаЛогикаЭмоция
ЛенинВоляЛогикаФизикаЭмоция
АристиппФизикаЛогикаВоляЭмоция
ЧеховФизикаВоляЭмоцияЛогика
ДюмаФизикаЭмоцияВоляЛогика
ЭпикурФизикаЛогикаЭмоцияВоля
БорджиаФизикаЭмоцияЛогикаВоля
ГётеФизикаВоляЛогикаЭмоция
БухаринЭмоцияФизикаЛогикаВоля
АндерсенЭмоцияЛогикаВоляФизика
ГазалиЭмоцияВоляЛогикаФизика
ПастернакЭмоцияВоляФизикаЛогика
РуссоЭмоцияЛогикаФизикаВоля
ПушкинЭмоцияФизикаВоляЛогика
БертьеЛогикаФизикаЭмоцияВоля
ПаскальЛогикаЭмоцияВоляФизика
ПлатонЛогикаФизикаВоляЭмоция
ЭйнштейнЛогикаВоляЭмоцияФизика
АвгустинЛогикаЭмоцияФизикаВоля
Лао-цзыЛогикаВоляФизикаЭмоция

Обозначения

Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:

  • ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
  • ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
  • ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
  • ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ,

в этих обозначениях

  • первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция,
  • последняя буква — наименее субъективно важная для человека функция,
  • 2-ая функция (и буква) — важнее чем 3, но менее важна чем 1,
  • 3-я функция — субъективно важнее чем 4, но менее важна чем 2.

(визуально это можно представлять себе так: 1-я функция — самая большая по размеру и/или весу из четырёх функций, 2-ая меньше, 3-я ещё меньше, и 4-я — самая маленькая из всех четырёх функций, рассматриваемых в психософии).

Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п.

Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар «позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.

Основное явление, изучаемое в современной психософии

  • 1 и 2 функции — верхние, сильные, 3 и 4 — нижние, слабые;

Человек более ориентирован на верхние функции, чем на нижние. Есть склонность противопоставлять верхние нижним с «победой» верхних, преувеличивая значимость верха и преуменьшая значимость низа. Так же верхние функции в противовес низу характеризуются уверенностью в себе.

  • 1 и 4 функции — монологовые, результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс,

2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат. Процессионные как ориентированные на процесс, то есть на изменения так же отличаются большей тонкостью восприятия, результативные же оказываются более грубыми и менее чувствительными.

  • 1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.

Подстраивающиеся функции характеризуются бесстрашием, доминирующие же объединяет аккуратность в их использовании. Доминирующие функции в большей степени «для себя», подстраивающиеся «для других».

Существуют также различные локальные расширяющие трактовки этих 3х признаков.

Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения‎, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.

О психологической совместимости

Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:

  • Филия — тип-1 тождественен тип-2;
  • Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
  • Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ;
  • Полное Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, а также первых и четвертых, например ВЛЭФ и ФЭЛВ.

Ссылки

Литература

  • Афанасьев А. Синтаксис любви. — М.: Остожье. 2000.

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/7aa497a10fdf3b06.html

Психософия

Собрали: Istanaro и Элвис Крумхолцс

1. ВЛЭФ (Сократ)

Политики и общественные деятели: Робеспьер, Тэтчер, Хомейни, Кондолиза Райс, Сальвадор Альенде, Дж. Буш (старший), В. Ющенко.

Искусство, театр, кино, эстрада, телевидение: С. Губайдулина, Д. Маликов, певица Maxim, М. Мэнсон.

Писатели: Бродский, Чаадаев.

Литературные герои: Шерлок Холмс, Палпатин («Звездные войны»), Ф’лар («Всадники Перна»), герой ТВ сериала – Глухарев.

Читайте также:  Не хочешь жить, как овощ - ставь цели - психология

Наука, религия, философия: св. Лука (Войно-Ясенецкий), Беркли, Ньютон, Вольтер.

Бизнес-звезды: Билл Гейтс.

2. ВЛФЭ (Ленин)

Политики и общественные деятели: Карл Маркс, Горбачев, Джон Рокфеллер, Хуан Веласко Альварадо, Ким Чен Ын.

Писатели: Р. Хайнлайн.

Литературные герои: Воланд, кардинал Сильвестр («Хроники Этерны»), Боромир, барон Харконнен.

Наука, религия, философия: Л. Д. Фаддеев, Д. Д. Иваненко,  С. П. Королев.

Театр, кино, эстрада, телевидение: О. Басилашвили, И.Крутой.

Спорт: Ботвинник, Алехин, Лобановский, Майкл Джордан.

3. ВФЛЭ (Наполеон)

Политики и общественные деятели: Г. К. Жуков, Лютер, Бисмарк, Валенса, Нерон, Брежнев, Троцкий, Август II.

Писатели: В. Шукшин, Р, Киплинг.

Литературные герои: Матильда («Хроники Этерны»), унтер Пришибеев, Азазелло.

Наука, религия, философия: И. П. Павлов.

Театр, кино, эстрада, телевидение: Кашпировский.

4. ВФЭЛ (Твардовский)

Политики и общественные деятели: Нельсон, В.Черномырдин, Б.Ельцин, Карл XII.

Писатели: В. Песков.

Театр, кино, эстрада, телевидение: Р.Паулс, Н.Басков, В.Шимкус (пианист), Ф.Киркоров, Валерий Меладзе.

Искусство: Ф. Феллини, Ф. Шуберт, М. И. Глинка, П. Масканьи, Э. Элгар, Э. Денисов.

Литературные герои: Рокэ Алва, Собакевич, Тарас Бульба.

5. ВЭЛФ (Ахматова)

Политики и общественные деятели: Индира Ганди, Вильгельм II, А.Лукашенко, Мао Цзедун, Клеопатра, ген. Слащев.

Писатели: Грибоедов, Лермонтов, Бунин, Вергилий, Данте, Маккеффри, Солженицын, Сервантес, Пруст.

Литературные герои: Феанор, Лесса, Настасья Филипповна.

Наука, религия, философия: Фрейд, Шопенгауэр, Даниил Сысоев, протопоп Аввакум.

Театр, кино, эстрада, телевидение: Юрий Шевчук, Джон Леннон, Эннио Морриконе, Александр Буйнов, Нонна Мордюкова, К. С. Станиславский, Н. С. Михалков.

Искусство: Николай Рерих, Коко Шанель.

Прочие: Нострадамус, Блаватская, Гурджиев.

6. ВЭФЛ (Толстой)

Политики и общественные деятели: Кромвель, Махатма Ганди, Наина Ельцина, Ангела Меркель, Луис Алвес Силва-и-Лима (герцог де Кашиас).

Писатели: Владимир Набоков, Бальзак.

Литературные герои: Тингол, Саруман, Альдо Ракан, Маргарита (булгаковская): Остап Бендер.

Наука, религия, философия: апостол Павел.

Искусство, театр, кино, эстрада, телевидение: И. С. Бах, Л. Зыкина, Л. Гурченко, А. Пугачева, Л.Мондрус, С.Егерс (контртенор), Л.Долина, О.Табаков, Галина Вишневская, Евгений Светланов, Лариса Долина, И. Кобзон, М. Магомаев.

Спорт: Т. Тарасова.

7. ФВЭЛ (Чехов)

Политики и общественные деятели: Валдис Затлерс, Гунтис Улманис (оба экс-президенты Латвии), Джордж Вашингтон, Генрих Наваррский.

Писатели: М. А. Булгаков, Дж.Лондон.

Литературные герои: Стилгар («Дюна»), кот Бегемот, Саймон («Орден Манускрипта»), Шрек, Берен.

Наука, религия, философия: Ж. Магейжо (автор концепции переменной скорости света), брат Иосиф (Хосе Муньос, хранитель Иверской Монреальской иконы Богоматери).

Искусство, театр, кино, эстрада, телевидение: Джо Дассен, А. Шнитке.

8. ФВЛЭ (Гёте)

Политики и общественные деятели: Диоклетиан, император России Александр II, Рональд Рейган, Гельмут Коль.

Писатели: Конан Дойль, Г.К. Честертон.

Литературные герои: Эстарриол («Волшебник Земноморья»), Гимли, Савл («Маг в рифму»), Пьер Безухов

Наука, религия, философия: И. В. Курчатов.

Театр, кино, эстрада, телевидение: С. Сурганова, А. Макаревич.

9. ФЭВЛ (Дюма) (лучше Крылов)

Литературные герои: Карлсон, Бильбо, Паниковский, Коровьев, Оскар Феншо («Хроники Этерны»), Медведь (из водевиля Чехова), кот Гарфилд.

Писатели: И. А. Крылов.

Театр, кино, эстрада, телевидение: Л. Паваротти, Сезария Эвора, Ю. Антонов, Владимир Ворошилов, Мари Лафорет.

Искусство: И. Репин.

10. ФЭЛВ (Борджа) (лучше Луи де Фюнес)

Политики и общественные деятели: Уоррен Гардинг.

Литературные герои: Фердинанд Оллар («Хроники Этерны»), Лавр Наркисс («Властелин колец», кабатчик), Швейк, Винни-Пух.

Писатели: Я. Гашек

Театр, кино, эстрада, телевидение: А. Панкратов-Черный, Н. Гундарева, Татьяна Кравченко, Андрей Даниилко (Верка Сердючка), Элайджа Вуд, Луи де Фюнес, Брюс Уиллис, Мерседес Соса, Кэри Грант.

Прочие: Юрий Гагарин.

11. ФЛВЭ (Аристипп)

Политики и общественные деятели:, Сталин, Фидель Кастро, Шарль де Голль, Калигула, Элагабал.

Наука, религия, философия: Томас Гоббс.

Литературные герои: Сильвер, Горлум, Корейко, Плюшкин, Рогожин.

Писатели: Василий Аксенов, А. Камю, В. Сорокин.

12. ФЛЭВ (Эпикур)

Политики и общественные деятели: Г. М. Маленков, Е. Гайдар.

Наука, религия, философия: Карл Поппер.

Литературные герои: Камарис са-Винитта («Орден манускрипта»)

Театр, кино, эстрада, телевидение: Леонид Якубович («Поле Чудес»), Олег Янковский.

Писатели: И. А. Ефремов.

Спорт: А. Карпов.

13. ЛВЭФ (Эйнштейн)

Наука, религия, философия: св. Иоанн Златоуст, П. Дирак, Б. Спиноза, Н. А. Бердяев, Т. Мор, Н. Тесла, Р. Фейнман, Э. Ферми, Д. Гросс.

Литературные герои: Пол Атридес («Дюна»), Орк Акеран («Бегство Земли»), Финголфин, Эомер, Валентин Придд («Хроники Этерны»), мастер Йода.

Театр, кино, эстрада, телевидение: Мистер Бин.

Писатели: Франсис Карсак, Фрэнк Херберт.

Искусство: Брамс, Антонин Дворжак.

14. ЛВФЭ (Лао-Цзы)

Политики и общественные деятели: А. Д. Сахаров, Марк Аврелий, Уильям Гладстон, Генри Форд.

Наука, религия, философия: Нильс Бор, св. Франциск Ассизский, Пьер Тейяр де Шарден, И. Кант, Л. Д. Ландау, В. Вернадский, Пьер Кюри.

Литературные герои: Арагорн, Фандорин, Ф.Ф.Преображенский, Дункан Айдахо, принцесса Жасмин («Аладдин»).

Писатели: Артур Хейли.

Искусство: Рахманинов.

Спорт: М. Эйве, В. Стейниц, В. Крамник.

Прочие: Гарри Гудини.

15. ЛФВЭ (Платон)

Политики и общественные деятели: А. Н. Яковлев, Ю.Тимошенко, У. Черчилль, Петр I.

Наука, религия, философия: царь Соломон, Г. Альтшуллер (автор ТРИЗа), В. Л. Гинзбург, М. Кюри.

Литературные герои: Пуаро, Август Штанцлер («Хроники Этерны»), Веллингтон Юэ («Дюна»), Воробьянинов, Лебедев («Идиот»).

Писатели: Э. Хемингуэй, В. Камша.

Театр, кино, эстрада, телевидение: С. Никоненко.

16. ЛФЭВ (Бертье)

Политики и общественные деятели: В. М. Молотов.

Наука, религия, философия: Г. Мендель.

Литературные герои: Акакий Акакиевич Башмачкин, штабс-капитан Снегирев, Фердыщенко.

Писатели: Томас Вульф, Станислав Лем.

Театр, кино, эстрада, телевидение: В. Ливанов.

Искусство: Шостакович, Григ.

17. ЛЭВФ (Паскаль)

Политики и общественные деятели: Г. А. Явлинский.

Религия, философия, мистика: Мессинг.

Литературные герои: Финрод, Эовин, Раскольников.

Писатели: Л. Кэрролл, Лавкрафт, Эдгар По, Н. В. Гоголь.

Театр, кино, эстрада, телевидение: О. Даль.

Спорт: Х. Р. Капабланка.

18. ЛЭФВ (Августин)

Политики и общественные деятели: Д. Медведев.

Наука, религия, философия, мистика: Ч. Дарвин, К. Г. Юнг.

Литературные герои: Мастер (из «Мастера и Маргариты»).

Спорт: Е. Плющенко.

Театр, кино, эстрада, телевидение: Тимур Шаов, М. Державин, Кристина Орбакайте, Василий Лановой, Олег Куваев (аниматор, автор «Масяни», «Магазинчика Бо»), Энди Серкис (исполнитель роли Горлума).

Искусство: Рафаэль (художник), Шопен.

19. ЭВФЛ (Пастернак)

Политики и общественные деятели: принцесса Диана.

Религия, философия, мистика: апостол Иоанн, царь Давид, св. Мать Тереза.

Литературные герои: Галадриэль, Эарендил, мастер Робинтон («Всадники Перна»), Алисанда («Маг в рифму»), Катарина («Хроники Этерны»), князь Мышкин, Золушка.

Театр, кино, эстрада, телевидение: Рафаэль (певец), Святослав Рихтер, Михаил Боярский, Лев Лещенко, певица Валерия, Нана Мускури (Nana Mouskouri), Одри Хепберн, Соледад Пасторутти, Вильсон Пайм, Жак Брель.

Писатели: поэт Евгений Евтушенко.

20. ЭВЛФ (Газали)

Наука, религия, философия, мистика: Иисус Христос – ипостась, Анри Пуанкаре, Бертран Рассел, Будда, Кришнамурти, св. Эдит Штейн (философ и богослов), св. Иоанн от Креста (Juan de la Cruz), Джузеппе из Купертино.

Писатели: В. Крапивин, А. Блок, Дж. Родари.

Литературные герои: Дон Кихот, Гэндальф, многие главные герои Крапивина (Сережа Каховский из «Мальчика со шпагой», Венька из «Островов и капитанов» и другие).

Театр, кино, эстрада, телевидение: Звягинцев (режиссер).

21. ЭЛВФ (Андерсен)

Наука, философия, религия, мистика: К. Э. Циолковский, К. Фламмарион, Дж. Бруно, В. Г. Белинский.

Писатели: Дж. Р. Р. Толкиен, Х. Л. Борхес, Александр Грин, Маяковский, Е. Шварц, Дж. Сэлинджер, П. Коэльо, М. Цветаева, Л. Фейхтвангер, С. Цвейг, Саша Черный, А. Сент-Экзюпери, Ф. М. Достоевский, Джоан Кетлин Роулинг, Э. Т. А. Гофман, А. Азимов, К. Льюис, Майкл Муркок, Р. Шекли, Р. Брэдбери.

Литературные герои: Мэтью Мэнтрел («Маг в рифму»), Робер Эпинэ («Хроники Этерны»), Фродо, Алеша Карамазов, герои Майкла Муркока – Элрик, Хокмун, Корум.

Спорт: Уэйн Гретцки.

22. ЭЛФВ (Руссо)

Политики и общественные деятели: Р.Горбачева, Летиция — принцесса Астурийская.

Наука, философия, религия, мистика: Сартр.

Писатели: Урсула Ле Гуин.

Литературные герои: Мэллит («Хроники Этерны»), Чани («Дюна»), Фриссон («Маг в рифму»).

Театр, кино, эстрада, телевидение: Г. Вицин, Г. Хазанов, А. Варум, Н. Гулькина.

23. ЭФВЛ (Пушкин)

Политики и общественные деятели: Хрущев, Кеннеди, Екатерина II, Мюрат, Сигизмунд II, Александр I, Каракалла, Анна Иоанновна, Людовик XIV, Людовик XV, Карл II Стюарт, Зиновьев, Иван Грозный, Тиберий, Иаков I Стюарт, Талейран, Кейт Мидлтон (принцесса Уэльская), Екатерина I.

Наука, философия, религия, мистика: Ницше, Розанов.

Писатели: Есенин,  Овидий, Рабле, Марк Твен, Гюго, Чосер, Е. В. Хаецкая.

Литературные герои: Ричард Окделл («Хроники Этерны»), Степа Лиходеев («Мастер и Маргарита»), Аладдин.

Искусство: Моцарт, Бетховен, Репин, Рембрандт, Майя Плисецкая, Н. Королева, П. И. Чайковский.

Театр, кино, эстрада, телевидение: Чаплин, Михаил Леонтьев, Мила Йовович, Борис Моисеев, Мадонна, Lady Gaga, Вероника Кастро, Ксения Собчак, Лайма Вайкуле, С. Лорен,  Мадонна, Лолита Милявская, Маша Распутина, Эдит Пиаф,  Марлен Дитрих.

Прочие: Калиостро.

24. ЭФЛВ (Бухарин)

Политики и общественные деятели: Николай II, Дизраэли, Барак Обама, Берия, Ворошилов, Коммод, Инесса Арманд.

Писатели: Верлен, А. Н, Толстой, Мопассан,  Байрон, Гейне, Жорж Санд, Р. Бернс.

Литературные герои: Сэм («Властелин колец»), Платон Каратаев, Наташа Ростова, Теодоро («Собака на сене»), Жиль Понси («Хроники Этерны»), дон Сезар де Базан, Белоснежка.

Театр, кино, эстрада, телевидение: Рита Митрофанова, Елена Воробей, Ольга Шелест, Тутта Ларсен, Максим Галкин, Земфира, Е. Евстигнеев, Айседора Дункан, М. Монро, Э.Пресли, Маккартни, С. Бернар, Ф.И. Шаляпин, Ф. Меркьюри, Х. Иглесиас, М. Каллас, Има Сумак, Анжелика Варум, Далида, Высоцкий.

Наука, религия, философия: Ошо Раджниш.

Искусство: С. Дали.

Прочие: Казанова, Сен-Жермен, Софья Толстая.

Источник: http://www.24types.ru/index.php?option=com_content

Психософия (старое описание)

Центр PSY-Sofia

info@psysofia.ru

+7(926)457-27-46

Не будет преувеличением сказать, что ВСЕХ нас интересуют вопросы о том, как мы устроены, чем отличаемся от окружающих и какие отношения возможны между нами и другими людьми.

Эти вопросы интересуют психологов, специалистов по работе с клиентами, руководителей – и, конечно, родителей, друзей и влюбленных.

В общем, всех, кто так или иначе взаимодействует с людьми и хочет знать, чего от них ждать и на что они способны.

Как известно, на поведение человека влияют различные механизмы. Узнавая их устройство, мы постепенно проливаем свет на то, как устроены люди, – и можем ОСОЗНАННО строить свою жизнь и создавать отношения с окружающими.

Чем особенно привлекательна модель психотипа:

  • В результате типирования получается достаточно точная «карта» человека, которая позволит предсказывать о нем довольно глубокие вещи.
  • Становятся понятны отношения между людьми, истоки их притяжения и конфликтов.
  • Знание собственного психотипа позволяет узнать свои слабые стороны, и научиться относиться к ним более адекватно.

Согласно типологии Афанасьева, в жизни человека можно условно выделить четыре области, которые в сумме составляют весь его мир. Такие области, или психические модули, называются функциями и носят названия Эмоция, Логика, Физика, Воля:

 Эмоция Мир эмоций и художественных интересов
 Логика Мыслительная деятельность
 Физика Вся материальная часть бытия, окрас мироощущения
 Воля Стержень личности, ощущение своего «я» и своих желаний
Читайте также:  Познание - психология

Природа никогда не дает нам эти четыре функции в равноправии, она всегда выстраивает их в определенной последовательности (для удобства их изображают вертикально — сверху вниз) – в результате чего каждая функция занимает в структуре психотипа 1, 2, 3 или 4-е место (и называется Первая, Вторая, Третья и Четвертая функция).

Таким образом получаются 24 неповторяющихся комбинации функций — 24 психотипа.

Вкратце свойства функций можно описать следующим образом:

1-явысокаяувереннаярезультативнаямонологовая избыточность  авторитарность  негибкость эгоизм
2-явысокаяувереннаяпроцессионнаядиалоговая норма  забота  сотрудничество игра
Водораздел
3-янизкаянеувереннаяпроцессионнаядиалоговая самоутверждение  ранимость  склонность к манипулированию «фиговый листок» (защита): 3 Эмоция – ирония,  3 Логика – скепсис,  3 Физика – ханжество, 3 Воля – лицемерие.
4-янизкаянеувереннаярезультативнаямонологовая пустячок инструмент

Психотип у каждого ОДИН на всю жизнь. Функции внутри психотипа не могут меняться местами, хотя развитие ВНУТРИ каждой функции возможно.

Умея определять психотипы, мы узнаём о себе и окружающих так много, что после этого может возникнуть вопрос: а есть ли в нас что-нибудь еще? Большинство межличностных конфликтов, недопониманий, недовольства собой и окружающими случается из-за того, что каждый из нас обладает определенными способностями и по-своему расставляет приоритеты. Причем делаем мы это неосознанно – просто потому, что нам «так удобно».

Изучив психософию, мы понимаем, что все люди действительно разные, и начинаем видеть, в чем именно. Понимание этой разницы позволяет нам стать в полной мере самими собой и не приклеивать к себе чужие шаблоны.

Кто мы

ОБУЧЕНИЕ

ТИПИРОВАНИЕ

Источник: http://www.psysofia.ru/psychosofia/psychosofia.html

Психософия Афанасьева — Физика | Психе-Йога Афанасьева

В прошлой статье (См. «Воля — стержень жизни») я рассказал об основах психософии и одной из четырех функций – Эмоции. В этой статье хотелось бы освятить одну из основ нашей жизни – наше физическое восприятие мира, нашу Физику. Можно сказать, что это:

  • наша телесность;
  • сенсорное восприятие мира;
  • мир нашей чувственности, наших ощущений, желаний;
  • то, как мы слышим этот мир, как осваиваем пространство материального мира;
  • наша жизнеспособность, жизнелюбие, инстинкты самосохранения и выживания;

Хочу подчеркнуть, что Физика – это не столько физическое состояние человека, сколько именно психологическое отношение к своему телу и окружающему пространству. То есть, 4-я физика может быть внешне не просто подтянутой, но и накаченной и иметь отличное здоровье. Это для нее очень хорошо.

При этом психология тела останется свойственной для 4-й физики. Так же 1-я Физика внешне может выглядеть худой, но она никогда не будет производить впечатления хрупкой и слабой. И на работе все будут видеть в ней харизму и силу. Как говорила моя знакомая: «Мастерство не пропьешь».

Ведь 1-я функция – это визитная карточка человека.

1-я Физика. Внешне такой человек часто крупный, ширококостный, склонный к полноте, высокого роста с крупными чертами лица.

Если в двух словах, то создается впечатление, что такого человека «много».

Кстати, именно по этой причине, ему надо над собой работать – заниматься спортом, держать себя в форме, потому что есть тенденция к «расползанию» тела, ожирению, особенно во второй половине жизни.

Это жизнелюбы в самом прямом смысле этого слова! У них все должно быть по максимуму: работать – так как вол, отдыхать – так с размахом, содержать семью – так покупать им лучшие вещи, тратиться на себя любимого – так до последней копейки в кармане…все равно 1-я физика точно знает, что тут может заработать и у нее будут деньги. Такие люди собственники и они не боятся реального мира.

В обществе имеют вес, у них хорошее отношение с деньгами – могут их много зарабатывать, получать кредиты и т.д. За такими людьми как за каменной стеной.

Поскольку они хорошо чувствуют тело человека, то из них получаются отличные стоматологи, мануальные терапевты, ортопеды, массажисты. У них огромная жизненная сила, витальность и инстинкт самосохранения.

Единственное, чего не стоит ожидать от 1-й физики – это тонкости восприятия. Запахи, краски, вкусы они воспринимают достаточно грубо. Могут повышать голос, не замечая этого. В еде предпочитает мясные блюда, жирную, соленую и высококалорийную пищу. Им вообще нравится питаться по-простому – зачастую макароны «по-флотски» для них приятнее ресторанных изысков.

2-я Физика . Внешне кругленькие, плотненькие, редко бывают высокими (средний рост и чуть ниже). Приятные в своей динамике, в движениях. Они все делают красиво – работают, убираются, готовят, едят.

Работу с предметами материального мира осваивают на уровне глаз и повторений, не любят читать инструкции. Любят что-то собирать, разбирать, работать руками и тонко чувствуют предметы.

Из таких людей получаются отличные массажисты, специалисты по точечному массажу, так как они хорошо видят у человека больную зону и могут точечными воздействиями поднять энергетику и помочь человеку поправиться.

2-й физике нравится делать несколько дел одновременно и у них почти всегда все получается.

Пищу предпочитают натуральную, простую, экологически чистую – чтобы было вкусно, сытно и спокойно. Могут быстро приготовить пищу. Скорее всего, это будет очень вкусно и из простых продуктов.

В работе они быстро включаются, быстро обучаются, у них большая выносливость. Кстати, отдых 2-я физика получает в переключении между делами. Она может после работы прийти домой, принять душ, полчаса полежать и снова полна сил и энергии.

Это идеальный работник и для социальной сферы – врачи, преподаватели физической культуры, например.

3-я Физика – Внешне может быть разным, но его движения пластичны и динамичны. Телосложение пропорциональное, рост, как правило, высокий, часто имеется лицевая асимметрия, нос может быть или слишком широким или слишком длинным. Не переносит щекотки.

Очень мнителен в отношении своего здоровья и физического самочувствия. Тут как раз проявляется его сверхчувствительность в отношении восприятия физического мира – оно очень тонкое.

Это позволяет таким людям быть отличными гурманами, поварами, стилистами, художниками, врачами.

В еде они привередливы и среди них могут быть вегетарианцы, почитатели изысканной кухни. Иногда им достаточно взгляда на блюдо, чтобы ощутить его вкус. Еда для них – это вообще интимный процесс. У них нет ощущения еды ради сытости.

Тратиться 3-я Физика любит на полную катушку. И предпочитает отдавать, иногда полностью забывая о себе любимой. Ей тяжело говорить о своих ощущениях и если вы хотите сделать ей хороший подарок (духи, например), то вам нужно постараться угадать ее вкусы.

Она ненавидит и очень плохо переживает, когда у нее нет денег. А учитывая ее склонность к высоким тратам на своих близких, у нее часто могут возникать такие ощущения.

Для хорошей продуктивности работы человека с 3-й физикой ему лучше всего обеспечить комфортные условия (помещение, питание) и следит за тем, чтобы он приходил на работу выспавшимся и отдохнувшим.

4-я Физика . Такой человек внешне хорош собой – тонкие черты лица, красивая фигура, привлекательность. Достаточно спокойно относится к физическим потребностям своего тела. По жизни такие люди выносливы, но иногда сил на реализацию каких-то проектов у них просто не хватает.

Например, интересно 4-я физика ведет себе во время уборки или разборки дома. Засоренности пространства она не замечает и только когда накапливается куча всего вокруг нее и уже видно, что в таком бардаке жить невозможно, она приступает к уборке.

Причем это глобальная уборка. Начав разбирать полки, она находит интересную книгу и начинает ее перелистывать, читать и зачитывается. А время идет. И пропадает желание доводить уборку до конца. Энергии все закончить не хватает.

Поэтому если что-то делать в работе, по дому, то лучше частями.

Чувством голода человек с 4-й физикой может пренебрегать. Просто в процессе общения, например, не заметить, что он голоден и через день почувствовать себя плохо. Он плохо чувствует сигналы своего тела. А на работе может не щадить ни себя, ни других, давая крайне тяжелые задания.

Такому человеку нужно проявлять большую заботу о себе, быть более внимательным к своим сенсорным ощущениям. В стрессе 4-я физика может «отрубаться», а чувствительность собственного тела в этом случае теряется. Отдых для 4-й Физики тоже важен, потому в противном случае от сильной усталости и слабости она может несколько дней лежать в постели и не вылезать из дома.

Источник: http://centercep.ru/stati/55-psihosofiya-afanaseva-psihe-yoga/336-psihosofiya-afanaseva-fizika-psihe-yoga.html

Что такое психософия

Психософия, или психейога —  эта типология, разработанная А. Ю. Афанасьевым, который интерпретировал другую распространенную классификацию, соционику. Принципиальное отличие состоит в том, что психософия исследует структуру приоритетов человека, представление личности о собственном внутреннем мире и возможностях.

Человек может принимать или не принимать чужое мнение, больше доверять своим взглядам или уметь со вниманием относиться к чужой точке зрения. В разных ситуациях человек ведет себя по-разному, но в определенных областях жизни преобладает тот или иной вариант реакции. Можно разделить их на четыре типа:

  • первый, самый сильный (я доверяю только своему мнению, ваше мне безразлично),
  • второй (имею свое мнение и учитываю ваше),
  • третий (свое мнение считаю неверным, как и ваше),
  • четвертый (выбираю ваше мнение).

Есть также четыре аспекта, на которые с точки зрения психософии делится жизнь:

  • физика (материальные объекты, их характеристики и свойства, манипуляции ими),
  • логика (идеи, знания и процесс оперирования абстрактными понятиями),
  • эмоция (чувства, эмоции, предчувствия и переживания человека),
  • воля (сила духа и желание, способное привести в действие другие аспекты).

В зависимости от силы развитости того или иного аспекта можно отнести любого человека к одной из этих групп. Хотя каждый аспект присутствует в характерах людей, но все же выражены эти аспекты в разной степени, и приоритет определись достаточно легко.

Физика

Первая: люди этой группы делят мир на «свое» и «чужое», прекрасно умеют обращаться со своими предметами, а их привычки развиты так сильно, что другим приходится под них подстраиваться.

Вторая: умеют помогать окружающим во взаимодействии с внешним миром предметов и получать от этого удовольствие. Часто дают советы по материальной стороне жизни, умеют делать комфортно себе и окружающим.

Третья: такие люди достаточно мнительны в вопросах здоровья и материального благосостояния, с трудом определяют область «своих» ресурсов и требуют поддержки окружающих в этой сфере, желая знать, все ли удобно обустроено и правильно сделано.

Четвертая: обходясь минимумом, им желательно, чтобы кто-то заранее определил уровень обеспеченности и комфорта в доме, а с их стороны будет точное выполнение этих указаний и поддержка. Типичный представитель этой группы принимает мнение авторитетных для него людей, если они не противоречат его другим представлениям о жизни.

Логика

Первая: мнение таких людей пошатнуть невозможно: обычно оно строится после тщательного отбора и переработки информации. Не спорят ради доказательства своей правоты, выражаются лаконично и предпочитают говорить о своей сфере знаний.

Вторая: если они и спорят, то ради спора. Они умеют доказать все что угодно, поэтому догма их смешит. Порой они способны подтвердить и чуждую им точку зрения, подсказывая собеседнику аргументы.

Третья: если мнение не обосновывается логично и стройного, они могут его не принять, каким бы верным оно ни казалось. Им важны именно доказательства. Сами они умеют разбить логическими доводами противника, но им требуется авторитетное подтверждение их мыслей, с подробным разбором и доказательствами.

Читайте также:  Вчувствование - психология

Четвертая: обычно склонны верить тем, кто для них является авторитетом, соглашаться с ними и только после этого проверять сказанное на практике, находя подтверждение чужой модели или опровержение, что может способствовать и смене авторитета.

Эмоция

Первая: эмоции и чувства проявляются очень ярко. Считают, что любая реакция естественна, поэтому порой не оценивают их адекватность. Если чем-то загорелись, то не отойдут, пока не доведут чувства до пика развития.

Вторая: умеют не просто проявлять эмоции: они нацелены на окружающих. Способны незаметно корректировать настроение других и всегда знают, как проявлять свои чувства и в какой ситуации.

Третья: желают контролировать и свои, и чужие эмоции, но делать этого не умеют. Если оказались под эмоциональной атакой, могут впасть в истерику или замкнуться. В любом случае эмоциональная реакция не совсем адекватна. Поэтому нуждаются в поддержке со стороны: в людях, которые ненавязчиво подскажут, как проявить эмоции.

Четвертая: не уверены вообще, что эмоции существуют. Умеют подстроиться под общее настроение и в течение жизни нарабатывают определенные шаблоны проявления эмоций. Не любят, когда в эмоциональном плане человек рядом подстраивается.

Воля

Первая: четко различают, где у него реальные желания, а где — мелочь. Желания других рассматривают исключительно как нечто дополнительное. Уверены, что любое желание достижимо и имеет право существовать.

Вторая: умеют реализовывать собственные желания и четко их понимают, при этом могут учесть и желания другого человека. В разумных пределах уступают и готовы к компромиссу. Свои желания не навязывают.

Третья: собственные стремления осознают плохо, поэтому часто не предпринимают действий для их исполнения. Окружающие могут путем попыток согласовать с ними свои желания.

Четвертая: собственные желания могут оказаться не принципиальными. Людям этой группы удобнее, когда кто-то из ближних озвучивает свои желания, чтобы присоединится в их исполнении, если это не противоречит им во взглядах.

Таким образом, по аспектам психософии можно составить портрет человека.

Предположим, у человека сильнее всего развита Физика, чуть слабее — Воля, не очень сильна Логика а самым неразвитым аспектом оказалась Эмоция. Получается: ФВЛЭ. Это и есть портрет личности.

Если же расставить буквы в обратном порядке, то получится портрет человека с наиболее комфортным сочетанием качеств для общения и любви.

Вы и сами можете использовать психософию. Попробуйте протипировать себя или своего партнера, оцените совместимость, поищите те точки соприкосновения, которые между вами будут работать лучше всего. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

19.04.2016 00:10

Источник: https://gurutest.ru/publication/chto-takoe-psihosofiya/

Психософия | Соционика

Р. К. Коваленко

Как уже сообщалось ранее в наших статьях, соционика – это психологическая теория об информационном метаболизме. Соционика позволяет нам понять, как человек воспринимает и обрабатывает ту или иную информацию.

Проще говоря, соционика пытается дать ответ на вопрос: «как крутятся шестеренки в голове у человека, как он мыслит?» Создатель соционики Аушра Аугустинавичуте при рассмотрении аспектов, функций и типов ИМ оперировала словом «способности».

Например, если функция сильная, то у человека есть определенные способности в обработке информации определенного аспекта. Если функция слабая, то способности не ярко выражены и человек оперирует в основном своим опытом, шаблонами и знаниями. Т.е.

соционика определяет то, как человек мыслит и, прежде всего, оценивает качество обработки информации человеком.

Сталкиваясь с ситуацией, когда два человека с одинаковым ТИМом действуют по-разному, некоторые люди задаются вопросом: «Почему это так? Соционика не работает?».

Но этому есть простое объяснение – далеко не всегда то, как человек воспринимает информацию, отражается на его поведении. Ведь на поведение человека, помимо ТИМа, оказывает влияние опыт человека, его воспитание и т.д.

Рассматривая данный вопрос, мы вплотную приблизились к области определения данной теории, т.е. к тому, что такое психософия и чем она занимается.

Психософия (психейога, пй, типология Афанасьева) – это психологическая теория, созданная А.Ю.Афанасьевым на базе соционики, которую он по-своему интерпретировал.

В отличие от соционики, исследующей структуру человеческой психики, психософия изучает сферу приоритетов человека, его собственные представления о своем внутреннем мире и своих возможностях.

Говоря более простым языком, психософия рассматривает метод и способ выдачи человеком информации в мир, отношение к той или иной информации и приоритетность тех или иных аспектов, т.е. количественные характеристики информации.

Далее в статьях мы будем обозначать психософский тип – пй-тип.

Если схематично изобразить области определения соционики и психософии, то получается следующая картина:

Получаемая информация из внешней среды сначала проходит через сферу приоритетов человека (пй-тип), затем происходит восприятие и обработка полученной информации (ТИМ) и, наконец, происходит выбор метода выдачи обработанной информации во внешнюю среду в зависимости от степени ее приоритетности (пй-тип). Из этого можно сделать вывод о том, что психософский тип (пй-тип) является своего рода фильтром для информации на входе и выходе из человека. Теперь рассмотрим различные комбинации соционических и психософских функций одного аспекта.

Про аспекты в психософии и их соотношение с соционическими, а также про функции в психософии вы можете прочитать в статьях нашего клуба.

Источник: http://sibsocionic.ru/py/

Связь соционики и психософии

Обилие путаницы в типологиях и распространенность среди их приверженцев различного рода заблуждений вовсе не является чем-то особенно непривычным или удивительным, однако, огорчать от этого не перестаёт.

Попробую, по возможности, прояснить некоторые моменты, которые, может быть, дадут ключ к более четкой кристаллизации типологических представлений, снимут часть неоднозначности и лучше сориентируют Вас относительно того, что есть что.

Начнем с разницы между соционикой и психе-йогой.

Соционика условно подразделяет всю существующую информацию любого рода на восемь аспектов и описывает некоторую компоненту психики человека, как модель, определяющую, согласно какой именно схеме информация по одним аспектам индуцирует у данного конкретного человека возникновение информации по другим. То есть, соционический тип — это модель, описывающая динамическую структуру, информационный метаболизм.

Закономерности, определяющие, какой конкретно резонанс и в какой форме вызывает информация по одним из аспектов в других, считаются заданными фиксированно, и называются расположением функций в модели А. Возможных моделей типов, с учетом декларируемых соционикой постулатов, получается 16.

Вопросы же о том, в какой степени подобная структура описывает человеческую психику, насколько вообще соответствует действительности, и, если соответствует, то чем определяются эти законы, являются ли они врожденными или приобретенными и поддаются ли коррекции — как раз и составляют предмет многолетних споров и исследований.

Психе-йога делит всю сферу интересов, потребностей и жизнедеятельности человека на четыре подмножества: его мнения (Логика), его желания (Воля), его переживания (Эмоция) и его материально-физические потребности (Физика).

Декларируется, что функции у каждого отдельно взятого человека имеют линейный порядок приоритетности и изучаются особенности его проявлений, исходя из представления в таком качестве.

Таким образом, в данной концепции получается 24 возможных сочетания, определяющих линейный порядок приоритетов у человека.

Исходя из возможности смены порядка приоритетов в течение жизни, существует также идея так называемого «25-го типа», в концепцию линейности не укладывающаяся, а являющая собой нечто, в чем-то сравнимое, если угодно, с «нирваной» в буддизме, когда все функции, по проявлениям, можно назвать «вторыми».

Этим Афанасьев охарактеризовал состояние, когда человек по всем функциям готов и способен к уверенному взаимодействию, но, при этом, над ним ничего не довлеет, нет ни одной сферы жизни, в отношении которой он испытывал бы жесткую «кровную заинтересованность», в которой его интересы всегда и однозначно превалировали бы для него над интересами окружающих.

То есть, психе-йога описывает статичную структуру, при том — исследует совершенно другие свойства человеческой психики и проявлений, нежели соционика.

Проблема в том, что людям, знакомым с соционической моделью, и, особенно, хорошо усвоившим оную и сделавшим ее частью своего мышления, изучая психе-йогу, уже крайне трудно воспринять ее принципиально иную структуру, подход и зону применимости.

Как правило, психё-йога трактуется, в таких случаях, как «еще одна соционика» и предпринимаются попытки адаптации ее к собственному, если можно так выразиться, «соционическому мышлению».

Отсюда и проистекает стремление придать модели Афанасьева динамизм, внутренний и внешний, употребление терминологии, вроде «информация по Воле», «воздействие на Физику», и, конечно, усиленный поиск ее влияния на межличностные взаимодействия, в частности, «интертипных отношений».

Кроме того, часто возникают разного рода заблуждения, которые, в дальнейшем, выстраиваются в целые цепочки путаницы.

Возьмем, например, вполне распространенный вопрос о выборе ПЙ-типа. А именно — вопрос о том, «каким ПЙ-типом Вы хотели бы быть?». Дело в том, что он некорректен по самой своей постановке.

Поскольку афанасьевский тип, сам по себе, и описывает наш выбор, как таковой, иерархию нашей собственной системы ценностей, и ничто иное. А значит, Вы именно таковы, каким хотели бы быть.

Поэтому давайте мечты в стиле — «я водку люблю больше, чем поэзию, но хотел бы больше любить поэзию, чем водку» — оставим анонимным алкоголикам.

Разговор же о возможности смены типов в типологиях вообще сводится, по большому счету, к извечной разнице в установках на то, бытие ли определяет сознание, или сознание — бытие. Каковые, собственно, в моем, например, представлении, противоречащими друг другу вовсе не являются.

В частности, если нельзя сказать, в какой степени тип, соционический или по психе-йоге, обусловлен физиологией, зато, в любом случае, можно с уверенностью заявить, что даже официальная медицина вполне признает взаимное влияние психологии и физиологии в обе стороны, а не только в одну.

Другой нередко встречающийся, и вызванный, надо полагать, теми же причинами, вопрос — это тема о том, насколько человек «контролирует» каждую из четырех афанасьевских функций, сообразно их у себя расстановке.

Порочность данного подхода в том, что само понятие «контроля» выведено за пределы афанасьевской модели, как некая высшая сущность. Но ведь абстрактного «контроля» не существует. Контроль всегда осуществляется с каких-либо позиций.

А именно — с позиции тех самых Логики, Эмоции, Физики или Воли.

То есть само расположение функций и является ранжированием того, какие аспекты «жизнедеятельности» оказываются более либо менее приоритетными в контроле над другими. Не человек контролирует свою первую, вторую, третью, четвертую функцию, а что первая его функция контролирует вторую, третью и четвертую, вторая — третью и четвертую и т.д.

Никакие другие «высшие силы» в психе-йогу они не заложены, кроме собственных человеческих желаний, мышления, переживаний и потребностей. Бывает, что желания контролируются разумом — и тогда говорят, что Логика стоит выше Воли. Если, напротив, мысли подчинены желаниям — тогда расположение обратное.

А если во главу угла ставятся собственные переживания — тогда выше Эмоция.

Дальнейший же вопрос же о том, «кто контролирует первую функцию», выходит за рамки психе-йоги в сферу области экзистенциальных страхов бессмысленности и свободы. Для тех, кто решает его религией, ответом будет — Бог, и так далее, в зависимости от философских воззрений. Этому посвящено количество литературы, на много порядков превышающее объем публикаций, уделивших внимание психе-йоге.

Источник: http://ivaness.ru/page/socionika-i-psihejoga

Ссылка на основную публикацию