Психологическое заключение — психология

Психологическое заключение и психологический диагноз

Психологическое заключение - психология

По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое.

Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место положительные сдвиги.

Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:

  • клиническая практика – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;
  • экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент;
  • школьная практика – определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.

Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго.

  • А. Общая часть заключения
    1. Основные паспортные данные ребенка.
    2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
    3. Наиболее важные анамнестические данные.
    4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
    5. Сформированность регуляторных функций.
    6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).
    7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
    8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
  • Б. Специальная часть
    1. Психологический диагноз.
    2. Вероятностный прогноз развития.
    3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком.

В этой части раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала и т.д.

Желательно по мере возможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.

Только при условии, что все специалисты полностью осведомлены об особенностях развития ребенка и используют эти знания в своей работе, можно построить действительно эффективную коррекционно-развивающую работу, основанную на целостном интегративном подходе. Однако «открытость» информации о ребенке должна быть подчинена деонтологическому принципу ее неразглашения, учитывая интересы ребенка и его близких.

Психологическое заключение и комплексный клинико-психологический диагноз состояния являются «дефинициями внутреннего пользования».

Варианты комплексного (коллегиального) заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются в соответствии с принятыми рекомендациями.

Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи. В связи с ее особой важностью рассмотрим эту часть подробнее.

Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака.

В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С.

Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.

Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции.

В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики.

Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е.

вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.

Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. При этом ему следует творчески истолковывать симптомы. Начало научного знания — в точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении а не в накоплении только лабораторных данных, подчеркивает позднее К. Роджерс.

Единственно научный путь построения психологического диагноза – квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей.

Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой – установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.

Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза.

Клинический (нозологический) диагноз требует констатации, описания и сведения к той или иной диагностической формуле выявляемых у ребенка симптомов, которые структурируются в определенном синдроме.

Клинический диагноз основной практической целью ставит оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментозно-терапевтических схем.

Задача комплексной психолого-педагогической коррекции выявляемых у ребенка дефицитов и искажений развития определяет роль клинического диагноза как первичного, ориентировочного, приблизительного знания, если, конечно, он не рассматривается лишь как средство селекции (И.А. Коробейников).

Оказание необходимой ребенку с отклонениями или нарушениями развития помощи во многом выходит за границы чисто врачебной компетенции, поэтому в клинической психологии и психиатрии вводится понятие функционального диагноза. Согласно В.В.

Ковалеву, это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакции личности на болезнь, преморбидного (доболезненного) состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни.

Специалистами практически единодушно подчеркивается неразрывная связь функционального и клинического диагнозов, отражающая единство биологического и социального в диагностике.

Если диагноз понимается как прежде всего основа оказания реальной помощи ребенку, то говорят о динамическом соотношении нозологического и функционального диагноза, определяемого, с одной стороны, спецификой и выраженностью психических расстройств (клиническая составляющая), с другой – характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологическая составляющая). В случаях, квалифицируемых как резидуальные состояния, например психическое недоразвитие, функциональный диагноз является ведущим, так как только на его основе возможна своевременная и полноценная коррекция нарушений развития ребенка.

Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно.

Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».

В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз – это формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности.

Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:

  • оценки их актуального состояния,
  • прогноза дальнейшего развития,
  • разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.
Читайте также:  Психометрия - психология

Таким образом, предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза – необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния (А.Ф. Ануфриев).

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

  1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

  2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

  3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента.

    Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях.

    Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.

Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.

В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.

Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам.

То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости).

Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка.

Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

Источник: https://infourok.ru/psihologicheskoe-zaklyuchenie-i-psihologicheskiy-diagnoz-427081.html

Заключение по результатам индивидуального обследования

Заключение по результатам индивидуального обследования

Готовый бланк заключения с различными вариантами в скобках. Выбирайте подходящее, убирайте лишнее, может где-то симпровизируете — и заключение готово

Заключение по результатам психологического обследования

ф.и. ребенка_____________________________ возраст ________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.)  с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой  сферы, др).  Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер. 

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие). 

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции). 

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий). 

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный). 

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость). 

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность). 

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении). 

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) из-за низкой концентрации внимания, несформированной речевой регуляции, недостаточной зрительно – моторной координации. 

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый). 

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает). 

Ориентировочная деятельность носит активный и целенаправленный характер (выраженная активность и целенаправленность, сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). 

Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи) вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить план действий (боязни допустить ошибку – нужна стимулирующая помощь, пресыщения деятельностью – нужна организующая помощь, поверхностного или нестойкого интереса).    

Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер: целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания (неудач или замечаний, пресыщения деятельностью). 

Динамика деятельности неравномерная (равномерная), темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность). 

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая). 

По характеру организуемой помощи при выполнении заданий, ребенок  в основном нуждается в организующей, обучаемой (стимулирующей, разъясняющей, наглядно – действенной, контролирующей) помощи. 

Ошибки при выполнении задания отсутствуют (исправляются самостоятельно, не замечаются без помощи взрослого). 

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие. Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры. Зрительное восприятие формы низкое. Уровень пространственного восприятия низкий. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти ниже среднего.

Не испытывает трудности при составлении рассказов. Фонематическое восприятие нарушено. Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов.

Уровень операции, абстрагирования низкий. Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении ниже среднего. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения низкий.

Внимание поверхностное, неустойчивое, организующая помощь эффективна. Манипулятивния функция рук несколько ограничена.

Читайте также:  Внутренняя мотивация - психология

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушении следующая:

  • Незрелость всех форм мышления;
  • Низкая концентрация внимания;
  • Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
  • Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

Рекомендации:

  • формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
  • развитие фонематического восприятия.
  • развитие концентрации, переключаемости внимания.
  • развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины, 
  • развитие вербального воображения.
  • Развитие эмоциональной, сферы, коммуникативных навыков
  • Коррекция импульсивности

Дата __________________                           ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на)________________________
                                                                                                                       подпись родителя

Источник: http://psiholog-ds.ucoz.ru/load/zakljuchenie_po_rezultatam_individualnogo_obsledovanija/8-1-0-58

Психологическое заключение по результатам обследования

Психологическое заключение по результатам обследования

18.05.2015 г.Минск

Психологическое заключение по результатам обследования

15 мая 2015 года на прием к психологу (Волович Т.В.) обратилась Дударенко Надежда Ивановна (далее – испытуемая-мать), проживающая по адресу Гомельская область, Светлогорский р-н, д.Кастрычник, ул.

Солнечная, 7, за получением заключения о психоэмоциональном отношении между Дударенко Н.И.

и ее детьми (далее – испытуемые-дети): Дударенко Андрей Петрович (10 лет) и Дударенко Альберт Петрович (9 лет).

Со слов Дударенко Н.И.

выяснилось, что отдел образования спорта и туризма Светлогорского районного исполнительного комитета (органы опеки) подал в суд иск об отмене усыновления Дударенко Андрея Петровича и Дударенко Альберта Петровича в связи с тем, что, по мнению органов опеки, Дударенко Н.И.

ненадлежащим образом исполняет свои родительские обязанности, недостаточно заботится об усыновленных ею детях, негативно на них влияет.

Для изучения отношения испытуемой-матери к испытуемым-детям, определения стиля родительского воспитания была проведена психологическая диагностика Дударенко Надежды Ивановны (испытуемой-матери) с помощью методик: Тест родительского отношения (ОРО) и Методика изучения родительских установок (прежде всего, матери) (Методика PARI).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.

Результаты опросника анализируются по 23 аспектам-признакам, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье.

Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений.

Также для получения объективной картины отношений детей к матери в диагностике приняли участие Дударенко Альберт и Дударенко Андрей (тест Кинетический рисунок семьи; опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская).

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР), автор И. М. Марковская, предназначен для анализа детско-родительских взаимодействий. Понятие «взаимодействие» трактуется автором достаточно широко и включает в себя эмоциональное отношение родителя к ребенку, особенности воспитательской позиции родителя, согласованность и удовлетворенность участников взаимодействия.

Кроме этого, для оценки психоэмоционального состояния испытуемых-детей, в тестировании были использованы: тест Люшера и Шкала самооценки тревоги Спилбергера-Ханина.

Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием.

Шкала самооценки тревоги Спилбергера-Ханина является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (ситуативная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Необходимо отметить, что для исключения влияния испытуемой-матери на результаты тестирования диагностика Дударенко Андрея и Дударенко Альберта (испытуемые-дети) проводилась наедине с психологом, что позволяет утверждать о надежности и достоверности полученных результатов исследования.

Также использование психологом проективных тестов («Кинетический рисунок семьи») и опросников, содержащих шкалу искренности (опросник ВРР), позволяют сделать вывод о том, что ответы испытуемых-детей были искренними, спонтанными, исключали фактор заученности или подготовленности к тестированию.

Согласно тесту «Тест родительского отношения», испытуемая-мать заинтересована в делах и планах испытуемых-детей, старается во всем им помочь и сочувствует испытуемым-детям. Она высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности испытуемых-детей и гордится ими. Тест показал, что Дударенко Н.И.

поощряет инициативу и самостоятельность испытуемых-детей, старается быть с ними на равных.

Полученные результаты подтверждаются тестированием испытуемых-детей с помощью теста «Опросник Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР). Так, тест ВРР выявил, что Дударенко Н.И.

является авторитетом для Дударенко Андрея и Дударенко Альберта, что обозначает выраженное положительное отношение испытуемых-детей к испытуемой-матери в целом. Согласно тесту, испытуемые-дети высоко оценивают свою близость к Дударенко Н. И.

, хотят делиться с ней самым сокровенным и важным. Тест также выявил высокую степень удовлетворенности испытуемых-детей их отношениями с испытуемой-матерью.

На рисунке семьи у Дударенко Андрея и Дударенко Альберта нарисованы все члены семьи, включая и самих авторов рисунка, все дети объединены общей деятельностью, что является признаком благоприятной атмосферы в семье.

Дударенко Н.И.

испытуемые-дети называют «Мамой», «Мамочкой», а проведенная после рисования беседа показала, что испытуемые-дети действительно положительно относятся к испытуемой-матери, готовы попросить у нее помощи и поддержки.

Согласно результатам методики изучения родительских установок, у испытуемой-матери оптимальный эмоциональный контакт с испытуемыми-детьми. Она всегда выслушивает испытуемых-детей, побуждая их к описанию своих переживаний, чувств, эмоций и мыслей.

У Дударенко Надежды Ивановны с испытуемыми-детьми партнерские отношения, построенные на уважении и принятии детей такими, каким они есть. Испытуемая-мать предоставляет детям возможность для социального развития и самостоятельности.

В воспитании Дударенко Андрея и Дударенко Альберта у испытуемой-матери отсутствуют такие негативные явления как излишняя эмоциональная дистанция с ребенком и излишняя концентрация на ребенке.

Таким образом, результаты проведенных тестов показали, что отсутствуют объективные психоэмоциональные основания для решения вопроса о прекращении (разрыве) детско-родительских отношений и отмене усыновления между Дударенко Надеждой Ивановной и Дударенко Андреем и Дударенко Альбертом. Используемые Дударенко Надеждой Ивановной методы воспитания испытуемых-детей являются педагогически и психологически правильными. А испытуемые-дети, в свою очередь, чувствуют по отношению к себе любовь испытуемой-матери и позитивно относятся к ней.

Также необходимо отметить, что существующая ситуация в семье, связанная с судебным разбирательством по поводу отмены усыновления является для Дударенко Альберта и Дударенко Андрея психотравмирующей и негативно влияет на их психоэмоциональное состояние.

Так, согласно тесту Люшера, психофизическое состояние Дударенко Альберта относится к группе риска, и он испытывает стресс, вызванный разочарованием и настороженной самозащитой от дальнейших неудач.

Тест показал, что Дударенко Альберт нуждается в мирной и спокойной обстановке, в которой он мог бы расслабиться и набраться сил.

Тест Люшера выявил, что Дударенко Андрей восприимчив к внешним раздражителям и ему необходимо достичь устойчивого и спокойного состояния, в котором он мог бы освободиться от тревоги, что ему могут помешать достичь всего, чего он хочет.

Подтверждением результатов теста Люшера являются результаты теста «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина»: у Дударенко Андрея умеренный уровень ситуативной тревожности (36 баллов, при норме до 30 баллов).

Согласно инструкции по обработке теста, тревожность ситуативная (СТ) возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т.д.

Читайте также:  Девиантность, девиантное поведение - психология

).

Также тест выявил умеренную личностную тревожность у Дударенко Андрея (35 баллов) и Дударенко Альберта (33 балла).

Согласно интерпретации теста, среднеразвитая тревожность свидетельствует о том, что у испытуемых-детей отсутствует предрасположенность к тревоге как личностному качеству, тем не менее, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для его самооценки и самоуважения.

Таким образом, полученные при тестировании результаты подтверждают наличие у испытуемых-детей психофизического стресса, связанного с беспокойством и неопределенностью ситуации с отменой усыновления со стороны испытуемой-матери.

Кроме этого, необходимо отметить, что изъятие испытуемых-детей из привычной семейной среды и возврат их в детский дом приведет к повторной и более тяжелой психологической травматизации.

Поскольку 8 лет назад испытуемые-дети уже лишились родителей и были помещены в социальное учреждение, где, несмотря на созданные условия для воспитания и получения образования, воспитанники лишены самого главного – материнской любви и заботы.

При принятии решения, связанного с отменой усыновления, необходимо принять во внимание и тот факт, что согласно возрастной периодизации испытуемые–дети находятся в младшем подростковом возрасте (10-12 лет), который сам по себе уже является кризисным, приводящим при неблагоприятных стечениях обстоятельств к негативным последствиям для психологического здоровья и психоэмоционального развития детей. Поэтому последствиями принудительной отмены усыновления у испытуемых-детей могут быть психосоматические заболевания, нарушения социальной адаптации, выражающиеся в девиантном поведении (бродяжничество, алкоголизация и наркотизация, агрессивное поведение), эмоциональные нарушения (неврозы, депрессии).

Кроме этого, необходимо учесть, что в социальном учреждении детский коллектив представляет собой уже сложившуюся социальную систему, со своими нормами, правилами и межличностными отношениями.

А испытуемые-дети, 8 лет прожившие в семье с испытуемой-матерью, могут просто не адаптироваться к новым межличностным взаимоотношениям, стать изолированными (изгоями) в детском коллективе, что может привести испытуемых-детей к девиантному поведению.

И наоборот, оставаясь в семье с испытуемой-матерью, где согласно проведенному тестированию благоприятный микроклимат, испытуемые-дети будут иметь возможность социализироваться, приобретать навыки для продуктивной взрослой жизни.

Приложения: материалы тестирования на __ л.

Обследование провела психолог Т.В. Волович

Источник: https://nadezhdaby.livejournal.com/319567.html

Психологическая экспертиза, заключение — «Альянс»

Психологическая экспертиза, заключение — «Альянс»

В гражданском и уголовном праве многое зависит от психологических особенностей тех, кто принимает решения, ставит подписи, дает показания, совершает действия. За любым актом стоит мысль, а значит, психика. Оценить ее работу может специалист во время психологической экспертизы — заключения психолога, который прошел специальную подготовку.

Важно

Заключение психолога — экспертное мнение профессионала, который на основе фактов делает вывод о психологических особенностях человека. Стойкие психологические черты влияют на поведение каждого человека в прошлом, настоящем и будущем — при решении юридических вопросов их важно учитывать.

По-другому психологическая экспертиза может называться:

  • психологическое заключение по результатам диагностики;
  • заключение по данным экспериментально-психологического исследования;
  • заключение психолога по результатам психологического обследования.

Суть исследования не меняется: психолог описывает состояние человека и его психологические черты по определенному алгоритму. Чтобы сделать экспертизу более объективной, некоторые сферы (память, внимание, мышление) психолог оценивает по специальным шкалам, с помощью общепризнанных тестов и упражнений.

Заключение психолога для взрослых

Заключение психолога по результатам психологического обследования взрослого используется при:

  • конфликтах внутри семьи — психологические особенности влияют на отношения супругов и родственников, совместное хозяйство, воспитание детей;
  • решении вопросов о ценном имуществе (кредиты, дарение, наследство);
  • во время следствия или суда.

Психологическое заключение по результатам диагностики взрослого выявляет личностные особенности:

  1. Как человек ведет себя в экстремальных условиях — при стрессе, во время нападения, чрезвычайного происшествия.
  2. Психолог дает заключение, подходит ли человек для определенной профессии, где требуется дисциплина, внимание, собранность.
  3. Специалист определяет, что влияет на поведение человека — какие у него ценности, убеждения, установки.
  4. Психологические тесты показывают, насколько человек импульсивен или склонен поверить чужому мнению (внушаем).

Психологическое заключение по результатам диагностики семьи необходимо в разногласиях, которые касаются детей, опекунства, совместного проживания и воспитания. Заключение психолога по результатам диагностики семейных отношений — официальный документ, который требуется, например, в суде.

Заключение психолога по результатам психологического обследования ребенка

В семейных делах, которые связаны с несовершеннолетними, требуется психологическое заключение на ребенка для суда:

  • психолог оценивает, понимает ли ребенок свои поступки, их последствия, может ли самостоятельно руководить собой, планировать;
  • специалист тестирует ребенка и делает заключение, насколько развитие ребенка (его навыков, интеллекта, памяти) соответствует возрасту;
  • психолог выясняет, понимает ли ребенок происходящее вокруг (например, что он стал жертвой насилия), как сильно он переживает.

Заключение психолога на ребенка дошкольного возраста может потребоваться в детских дошкольных учреждениях (ясли, детские сады).

Заключение психолога подростка иногда требуется для военкоматов, поступления в специализированные средне-специальные и высшие учебные заведения, комиссий по делам несовершеннолетних.

Психологическое заключение для суда: стоимость

Цена на заключение психолога в центре «Альянс» указана в таблице ниже. Обратите внимание — для точного заключения могут потребоваться дополнительные анализы и исследования, они не входят в стоимость и оплачиваются отдельно.

Психологическое заключение не только, когда человек находится в неадекватном для себя состоянии, переживает сильный стресс или аффект (психологическое состояние). Заключение требуется и для внешне благополучных людей, у которых непрофессионал не сможет заметить определенные черты.

Психологическое заключение по результатам диагностики эмоциональной сферы — объективное исследование, которое помогает сделать правильный выбор в разных ситуациях, также как и заключение психолога для суда.

Цены на подготовку заключения психолога

Дополнительные исследования оплачиваются отдельно
Заключение психологаПодготовка заключения2 500 руб.

Источник: https://cmzmedical.ru/uslugi/zaklyuchenie-psikhologa-psikhiatra/

заключение психолога для суда, заключение психолога для ГИБДД, справдля для ГИБДД от психиатра

  • Главная
  • Услуги
  • Для взрослых
  • Психолог-эксперт

Часто, устраиваясь на работу, особенно, если это работа в детских учреждениях, требуется заключение психолога о том, что человек психически здоров и может осуществлять эту работу.

Заключение психолога в настоящее время необходимо в судах, а также в органах опеки. Устраивая ребенка в специальные учебные или дошкольные учреждения, от родителей требуются документы, описывающие психо-эмоциональное состояние ребенка.

Важность документа состоит в том, что заключение психолога для суда содержит в себе эмоциально-личностные характеристики человека, особенности его высших психических функций (память, внимание, мышление), его возможности и способности, а также особенности взаимоотношений с окружающими.

Наш Центр «Психологические Консультации» предоставляет заключения и справки психолога для подачи их в органы опеки, суды, школы и другие официальные инстанции:

  1. заключение о психологическом состоянии ребенка;
  2. заключение психолога для суда – в данном случае проводится исследование психической деятельности подэкспертного в юридически значимых моментах. Справка психолога в этой ситуации содержит в себе психологический портрет обвиняемого, потерпевшего, подозреваемого или свидетеля. Справку психолога в подобных ситуациях рассматривают в первую очередь, и она является одним из весомых документов, которые приобщаются к делу.
  3. также предоставляем заключение психолога для определения места проживания ребенка и участия в его воспитании родителей при бракоразводных процессах:

— принимая во внимание психологические факторы, благодаря заключению, определяется, как должно осуществляться воспитание ребенка (детей);

— в зависимости от эмоциональных отношений ребенка с матерью или отцом, психо-эмоционального состояния родителей, условий проживания одного из них, а также интересов ребенка, при помощи заключения психолога возможно подобрать оптимальный график общения с ребенком, не травмируя при этом его психику.

Справка психолога – документ, составляемый специалистом на основе проведенных обследований, который дает дополнительную информацию о состоянии психического здоровья обследуемого.

 Психолог оценивает особенности работы высших психических функций: памяти, внимания, мышления; дает характеристику эмоционально- личностных особенностей Исходя из этих аспектов, например, перед школой, или же после каких-либо заболеваний или нервных потрясений, перенесенных ребенком, родителями предоставляется справка психолога для школы.

Готов ли ребенок психологически к учебе, а главное, к общению со сверстниками и преподавателями. Заключение психолога для суда – официальный документ, учитывающийся в процессе принятия решения педсоветом.

При необходимости наш психолог выезжает в суд и присутствует на судебном заседании.

Заключение дается со всеми сопроводительными документами, необходимыми для того, чтобы документ был принят к рассмотрению и при необходимости, приобщен к делу.

Правовые основания проведения психолого педагогической экспертизы

Телефоны для записи: (499) 148-00-48; (499) 148-40-48 пн-пт с 9.00-18.00

Источник: http://psyco.ru/napravlenie-rabotyi/dlya_vzroslyix1/psiholog-expert.html

Ссылка на основную публикацию