Двигательные реакции — психология

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Моторные реакции — мелкие двигательные операции, завершающие поведение, подчиняющиеся правилам третьего уровня, несформированность которых приводит к неэффективности всего поведения даже при усвоении правил первого и второго уровней.  [1]

Моторные реакции, как самодовлеющие цели, мы рассматриваем в настоящей главе.

Произношение, почерк, рисование, пение, живопись, лепка и ручной труд всякого рода предполагают наличность известной связи между известными стимулами и известными движениями мускулов; научиться этим движениям — значит установить эти связи. Поэтому основные принципы обучения этим движениям вытекают из психологии моторных переживаний.  [2]

Моторные реакции человека относительно медленны и маломощны. Полоса пропускания моторного выхода человека составляет около 10 гц, частота собственных колебаний около 0 5 — 1 0 гц. В связи с последней особенностью недопустимо включение человека в цепи, где установившиеся колебания имеют частоту 0 5 — 1 0 гц.  [3]

С ростом частоты предъявляемого сигнала восприятие становится более стохастичным, чтоаналогично моторной реакции оператора при слежении за гармоническим сигналом.  [4]

Структура социального учения через наблюдение включает внимание, сохранение, понимание, запоминание, моторные реакции, мотивацию.  [5]

В хорошо известной статье по проблеме упорядоченной последовательности он утверждал, что быстрые интегрированные во временимоторные реакции — например, те, что составляют речь, печатание на машинке или игру на пианино, — основаны не на ряде дискретных условных S-R связей, но являются ( как минимум частично) следствием работы ранее сложившихся механизмов мозга.  [6]

Страх, радость или горе, волнение — это эмоции, включающие физический и психологический компоненты. Моторные реакции, воспоминания, идеи и мысли постоянно взаимодействуют. Волнение исполнителя больше не считается отдельным симптомом, а скорее синдромом, в который входят отношение, свойства и внутренние конфликты, которые активизируются в определенных обстоятельствах.  [7]

Как передатчик информации, челове может ретранслировать до 40 элементарных импульсов в секунду, средняя скорость выполнения простых операций без предварительной тренировки около двух движений в секунду.

Все выходы человека носят характермоторных реакций, они относительно медленны и имеют малую мощность. Моторный выход человека имеет полосу пропускания около 10 гц с собственной частотой колебаний около 0 5 — 1 гц.

 [8]

В таких условиях вследствие ослабления мускулов нельзя получитьмоторные реакции, однако их нейрофизиологические корреляты показывают, имеет ли место вообще процесс обучения.  [9]

Какие нужны когнитивные и моторные структуры, чтобы умелый скрипач смог исполнить сложный и трудный музыкальный пассаж. Можно было бы предположить, что в этом процессе суммируются простые S-R связи, так что каждая нота служит стимулом длясоответствующей моторной реакции.

С практикой и приобретением мастерства S-R петля может быстро замыкаться, давая в результате исключительно мастерское и прекрасное исполнение. Но Лэшли предполагает, что для выполнения таких движений требуется иная активность, чем та, которая основана на про-приоцептивной обратной связи, т.е. что нервная система работает слишком медленно, чтобы можно было замкнуть эту цепь.

Новые реакции должны инициироваться до того как сможет быть обработан сигнал обратной связи, идущий от прежней реакции.  [10]

Характерна динамика корреляции показателей эффективности и ПФП при изменении условий деятельности.

Если деятельность протекает в условиях сенсорного комфорта ( L 300 лк, Н 45 дБ), наблюдается высокая коррелирован-ность скорости обработки сигналов с частотой пульса: скорость обработки, особенно при большом числе одновременно отображенных сигналов ( п 6), в основном определяется интенсивностьюмоторных реакций, темпом двигательной работы.  [11]

УОТСОН Джон Бродес ( 1878 — 1958), амер. Противопоставил интроспективной психологии программу перестройки психологии на базе эксперим. Отождествляя поведение с системойвидимых и скрытых моторных реакций, замыкал его иссл.  [12]

Более косвенными в отношении механизмов, но зато более прямыми по отношению к поведению являются это-логические исследования. Отологический подход к изучению памяти основан на следующей классификации форм обучения: привыкание, классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс, латентное обучение, инсайт и импринтинг.

Следует учитывать, что возможности обучения ограничиваются имеющимися сенсорными функциями и репертуароммоторных реакций. Существуют специфические связи между определенными стимулами и реакциями.

Так, оборонительный рефлекс между определенным видом пищи и вызванным этой пищей заболеванием вырабатывается сразу, хотя подкрепление отставлено от стимула на несколько часов. Генетическая несовместимость стимула и подкрепления затрудняет выработку рефлекса. Так, заставить кошку лизать объект, чтобы избежать подачи электрического удара, чрезвычайно трудно.

Следует учитывать далее, что разные животные имеют разную генетическую готовность в отношении определенных задач. Оказывается, что возможности сенсорного различия, достигнутого в од-пом виде научения, не используются в другом.

Предрасположением к определенным стимулам в отношении специфического типа поведения особенно отчетливо обнаруживается при изучении пения птиц. Так, у зяблика имеется врожденная способность продуцировать примитивную мелодию. Если птица не слышит своего пения, то дальше этой примитивной мелодии развитие не идет.  [13]

Чтобы оценить сложность сенсорного, перцептивного и моторного аппаратов, обслуживающих простое восприятие и ответные реакции, представьте себе, сколько всего требуется, чтобы отбить ракеткой на лету теннисный мяч.

За долю секунды мы способны оценить его форму, размер, скорость, цвет, траекторию, вращение и предсказать его положение.

Наш мозг должен перевести всю эту информацию ( записанную только в двумерном виде на сетчатке) вмоторную реакцию, которая в случае успеха позволит нам отразить мяч.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: http://www.ngpedia.ru/id387002p1.html

Моторный этап развития психики

Созревание моторики, ее совершенствование и дифференциация происходят на протяжении всей жизни индивидуума. Моторный же этап развития весьма непродолжителен (от рождения и до года).

Реакции ребенка в первые дни и месяцы жизни — рудименты последующих психических реакций — это в первую очередь двигательные реакции (крик, плач, двигательное беспокойство).

Они возникают в ответ на голод, холод И изменения положения тела.

Сенсомоторный период развития психики.

С полугода и до 6—7 лет значение формирующихся моторных реакций продолжает оставаться ведущим. Однако они утрачивают «чисто» двигательный характер и становятся более сложными — «сенеомоторными» — актами.

Моторные реакции, приобретая в ходе усложнения сенсомоторный характер, становятся основой для формирования «психомоторных», т. е. таких двигательных актов, которые носят уже осознанный характер.

Сенсомоторная дифференциация является базой формирования всех психических функций: перцепции (восприятия), внимания, целенаправленной деятельности (воли), аффектных реакций, мышления и сознания.

Важной особенностью сенсомоторного периода развития ребенка является формирующаяся у него способность к

сопоставлению и противопоставлению воспринимаемых объектов и образов представления их.

Сложная сенсомоторная дифференциация является основой для формирования уже в дошкольном возрасте первых понятий, умозаключений, категорий абстрактного и причинного мышления.

Наиболее отчетливо этап сенсомо-торного периоды, развития завершается формированием у ребенка представления «схемы тела» (к 6—7 годам); это выступает вначале в виде ориентировки ребенка в сторонах тела, уверенно на себе, а нередко уже и на собеседнике.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О.

Декроли), известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.

) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.

Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов.

Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Аффекпшный этап развития психики.

Данный этап развития психики продолжается с 3 до 12 лет. Чувства, аффективные реакции значительно более общи, чем другие явления психики.

По мере развития идеаторной сферы ребенка аффективные реакции его все более усложняются. Образы непосредственно воспринятого пересочетаются то с радужными, то с неприятными образами представлений. Возникает первичное осмысленно э предвидение приятного или неприятного, доброго или злого.

621 Биологические основы развития

Читайте также:  Поддержка - психология

Идеаторпый этап развития психики.

Онначинается еще в глубине сенсомоторного этапа развития и находит свое выражение в сложных формах пересочетания представления, в появлении и развитии речи, формировании простых и усложняющихся понятий, суждений, умозаключений. Однако истинное начало его должно быть датировано возрастом 11—12 лет.

В это время при продолжающемся усложнении и обогащении сознания ребенка понятиями, суждениями возникает возможность строить самостоятельные сложные умозаключения.

Ребенок все больше обретает возможность наряду с практическим оперированием непосредственно наличествующими объектами и представлениями о них строить предварительный план действий, поступков в уме.

Период этот знаменателен и другим: на основе присущего индивидууму темперамента и сложившегося в детстве характера завершается формирование личности.

Без социальной среды и, в частности, без осознания индивидуумом своей общественной, социальной принадлежности зрелая личность не существует.

Она всегда является следствием взаимопроникновения видового (темперамента), индивидуального (характер) и общественного, социального опыта.

Кризис новорожденности

Первый критический период развития ребенка — период новорожденности.

Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни.

Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым.

Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при

жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, рефлекс Робинсона и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть для того, чтобы сформировался акт хватания или ходьба.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка.

Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая социальная ситуация его развития. С самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым.

Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, — человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности комплекс оживления.Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками.

До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения.

Комплекс оживления — это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.

Комплекс оживления — основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития — младенчества.

Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Физиологический критерий конца новорожденности — появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Стадия младенчества

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества.

Источник: http://pdnr.ru/a11535.html

Двигательные (психомоторные) расстройства — ступор и возбуждение

Психомоторика – это комплекс двигательных актов человека, тесно связанных с психической деятельностью и отражающих особенности конституции. Термин «психомоторика» употребляется для разграничения сложных движений, связанных с психической деятельностью от элементарных двигательных реакций, связанных с более простой рефлекторной деятельностью центральной нервной системы.

Что такое психомоторные расстройства

Психомоторные расстройства – это нарушение сложного двигательного поведения, которое может возникнуть при различных нервных и психических заболеваниях.

При грубых очаговых поражениях мозга (например, при церебральном атеросклерозе) расстройства двигательной функции возникают в виде параличей или парезов, при генерализованных органических процессах (например, при атрофии мозга – уменьшении его в объеме) такие расстройства могут ограничиваться общей медлительностью, бедностью произвольных движений, вялостью мимики и жестов, монотонностью речи, общей скованностью и изменением походки (мелкие шаги).

Возникают нарушения психомоторики и при некоторых психических расстройствах. Так, например, при маниакально-депрессивном психозе в период депрессивных фаз наступает общее угнетение психики, при маниакальных состояниях — общая двигательная возбужденность.

При ряде психогенных расстройств изменение психомоторики носит резко болезненный характер, например, при истерических реакциях сравнительно часто наблюдается полная или частичная потеря движений в конечностях (истерический паралич), понижение силы движений, разнообразные расстройства координации. Во время истерического припадка наблюдаются разнообразные мимические движения выразительного и защитного характера.

Особое значение имеют расстройства психомоторики, возникающие при катотоническом синдроме.

К ним относятся двигательные нарушения от незначительных изменений моторики в виде вялости мимики, манерности, вычурности позы, движений и походки до выраженных проявлений кататонического ступора (кататония – это нервно-психическое расстройство, выражающееся в мышечных спазмах и нарушении произвольных движений) и явлениями каталепсии (оцепенения или застывания с потерей способности к произвольным движениям, встречается, например, при истерии).

Психомоторные расстройства делятся на расстройства, сопровождающиеся уменьшением объема движений (гипокинезии), увеличение объема движений (гиперкинезии) и непроизвольные движения, являющиеся частью обычно плавных и контролируемых движений лица и конечностей (дискинезии)

Гипокинезии

К гипокинезиям относятся различные формы ступора – расстройства психики в виде угнетения всей психической деятельности, в том числе движений, мышления и речи. Встречается следующие виды ступора:

  • депрессивный ступор или меланхолическое оцепенение — тоска, неподвижность, но при этом сохраняется способность к некоторым образом реагировать на обращения;
  • галлюцинаторный ступор — возникает при галлюцинациях при этом обездвиженность сочетается с мимическими реакциями на содержание галлюцинаций – мимика выражает страх, удивление, радость; такое состояние может возникать при некоторых отравлениях, органических психозах, при шизофрении;
  • астенический ступор – вялость и равнодушие ко всему, больные понимают, что у них спрашивают, но не имеют сил и желания отвечать;
  • истерический ступор возникает обычно у личностей с истерическими чертами характера (эмоциональность, желание быть в центре внимания, демонстративность) – больной может днями лежать неподвижно и не реагировать на обращения; если заставить его подняться, он окажет сопротивление;
  • психогенный ступор – реакция организма на психическую травму; при этом неподвижность сочетается с различными нарушениями со стороны вегетативной нервной системы (она иннервирует внутренние органы и кровеносные сосуды) – учащенным сердцебиением, потливостью, повышением или снижением артериального давления;
  • каталептический ступор или восковая гибкость – это состояние, при котором на фоне повышенного мышечного тонуса у больных возникает способность сохранять на длительное время приданную им позу.

Кроме того, к гипокинезиям относится такое состояние, как мутизм — полное молчание, когда больной не отвечает на вопросы и не вступает ни с кем в контакт.

Гиперкинезии

Гиперкинезии возникают на фоне усиления психической и двигательной активности и представляют собой насильственные автоматические движения, возникающие из-за неконтролируемого сокращения мышц. К гиперкинезиям относятся:

  • маниакальное возбуждение — вызывается патологически повышенным настроением; при легких формах заболевания движения координированы, правильны, поведение сохраняет целенаправленность, сопровождается громкой ускоренной речью; при тяжелых формах движения теряют логику и не сочетаются с тем, что больной говорит;
  • истерическое возбуждение – обычно появляется как реакция на окружающее, отличается демонстративностью и усиливается, если на больного обращают внимание;
  • гебефреническое возбуждение – веселое нелепое и бессмысленное поведение с вычурной мимикой; встречается при шизофрении;
  • галлюцинаторное возбуждение – больной живо реагирует на содержание своих галлюцинаций.
Читайте также:  Квалифицированность - психология

В неврологии и психиатрии исследование психомоторики играет важную роль. Двигательный облик больного, его манера, поза, жесты и их соответствие характеру высказываний являются важными признаками, позволяющими поставить правильный диагноз.

Галина Романенко

Метки статьи:

Источник: http://www.womenhealthnet.ru/psychiatry/2591.html

ПсихолоГ_и_Я

Эмоциональные реакции
Эмоции вызывают в организме многочисленные характерные реакции (сердцебиение, мышечное напряжение, сухость в горле, спазмы желудка, холодный пот, дрожь). Эти реакции группируют в три категории: вегетативные реакции; мышечные реакции; импрессивного и экспрессивные реакции (П. Фресс, 1975).

Вегетативные реакции

Эмоции характеризуются прежде нарушениями вегетативных функций. Последние являются, бесспорно, составной частью эмоций.

Вегетативные проявления эмоций весьма разнообразны: изменение сопротивления кожи (КГР), частоты сердечных сокращений, кровяного давления, сужение и расширение сосудов, изменение скорости, амплитуды и ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметра зрачка, секреции слюны; наблюдаются расстройства пищеварительной системы , сокращение и расслабление сфинктеров, меняются электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, мочи, слюны, основной обмен.Благодаря достижениям физиологии и биохимии, что позволяет с большей легкостью и точностью фиксировать проявления вегетативных реакций, список вегетативных проявлений эмоций увеличивается. Однако нелишне подчеркнуть, что лишь некоторые изменения вегетативных функций могут рассматриваться как характерные проявления эмоций. Любая активация меняет сопротивление кожи, частоту сердечных сокращений, кровяное давление, частоту дыхания, характеристики ЭЭГ (электроэнцефалограммы) и т. п. Например, под влиянием страха или быстрой ходьбы ускоряется деятельность сердца, а при боязни или счете в уме нарушается нормальный ритм дыхания. Основываясь только на показателях активации невозможно вычленить собственно эмоцию, поскольку она определяется только отношением к ситуации (например, у студентов непосредственно перед экзаменом частота сердечных сокращений возрастает в среднем на 25 сокращений в минуту, а кровяное давление увеличивается на 15 мм ртутного столба) . По А. Кондаш, во время экзамена появляются признаки потери аппетита, веса, изменения частоты пульса, состава крови. Испарения влаги (потливость) повышается на 5%, потребление кислорода — на 6%, выделение тепла — на 0,5%. Вместе фиксируются частые исключения — достаточно низкие изменения физиологических показателей. Следовательно, нельзя однозначно утверждать, что повышенная психическая деятельность в ситуации экзамена всегда приводит к повышению метаболических, обменных процессов.

Однако и сама по себе чрезмерная активация, нарушает гомеостатические регуляцию, способна вызывать расстройства некоторых функций. Крайними проявлениями такой активации является расслабление сфинктеров, потеря сознания, рвота. Однако есть нарушения, которые не могут быть объяснены простым активацией: сухость во рту, потные руки, покраснение или побледнение, не говоря уже о недоступных непосредственному наблюдению биохимические реакции.

Важную роль в этих вегетативных реакциях играют симпатическая и парасимпатическая системы. Обе эти системы осуществляют непосредственное регуляцию всех вегетативных функций.Первая, обеспечивая энергетические потребности организма, выполняет главным активирующее или катаболическое функцию, а вторая (анаболическое) регулирует преимущественно образования резервов организма.

Эти системы часто оказывают противоположное воздействие.

Возбуждение симпатической системы ускоряет деятельность сердца, вызывает расширение зрачков, сосудов кожи и сужения сосудов внутренних органов, секрецию потовых и надпочечников, торможение слюноотделения, оргазм и т. п.

Нарушение парасимпатической системы замедляет деятельность сердца, вызывает сужение сосудов кожи и расширение сосудов внутренних органов , слюноотделение, секрецию инсулина, эрекцию половых органов и т. п.

Наша равновесие, «мудрость нашего тела», по выражению В. Кэннона, зависит от равновесия этих двух систем. Очевидно, при эмоциях это равновесие нарушается. Труды В. Кэннона начиная с 1911 г. определили дальнейшие исследования и дискуссии по этой проблеме.

По его мнению, вегетативные нарушения при эмоциях вызываются нарушением симпатической системы, следствием которого является увеличение содержания адреналина в крови, что, в свою очередь, усиливает возбуждение симпатической системы.

Действие симпатической системы еще более усиливается, если парасимпатическая система не тормозит секрецию адреналина.

Повышение содержания адреналина в крови оказывает возбуждающее влияние на ганглии симпатической системы, ускоряя деятельность сердца и выработки гликогена печенью.

Необходимо, однако, подчеркнуть, что стимуляция адреналином симпатической системы является сравнительно медленной. Наличие адреналина в крови может быть установлена через 16 сек, а гипергликемия — только через 5 мин.

— Доказав экспериментальную роль адреналина в возникновении эмоций, Кэннон, однако, не считал адреналин необходимым условием эмоциональной реакции. Механизмы эмоциональных реакций до сих пор еще мало изучены.

Так, отмечается, что эмоциональные реакции зачастую объясняются возбуждающей действием симпатической системы, хотя в некоторых случаях они вызываются также и тормозной действием парасимпатической системы, например, при сухости во рту.

Мышечные реакцииИсследования середины XX в.

показали, что внешняя стимуляция (ощущение) трансформируется в тоническую, висцеральную и мышечную активность всего организма, представляющей аффективное жизни индивида.

'Эмоция начинается с гипертонуса, внешним проявлением которого является преобразование не использованной по назначению энергии в спазматические движения: смех, слезы, беспорядочные действия.

'Умеренная тоническая реакция ставит естественную и необходимую предпосылку любого действия, в этом случае тоническая реакция локализован. В эмоциях же, напротив, эта тоническая реакция диффузная, генерализованная и может лишь затруднить выполнение предполагаемого движения. Наконец она ведет к тремора и хаотических беспорядочных движений.

Регуляция тонуса является очень сложной. Поддержание тонуса зависит от автономной нервной системы; в частности, увеличение содержания адреналина в крови влияет на нарушение мышечных волокон, однако механизмы регуляции тонуса автономной системой еще мало изучены.

Общая регуляция эмоций осуществляется:а) ретикулярной формацией и центрами, продолговатого мозга и таламуса, в которых сочетаются, в частности, проприоцептивные импульсы от головы и вестибулярного аппарата; щ центры оказывают преимущественно возбуждающее влияние, б) экстрапирамидной системы, образованной базальными ганглиями, премоторных зоной лобных долей коры и сенсомоторного зонами теменной доле; эта система производит преимущественно тормозное влияние. На собственном опыте мы знаем, что головные боли связаны с негативными эмоциями. В регуляции мышечного тонуса принимают участие все уровни нервной системы, однако особенно необходимо подчеркнуть значение обратной связи, так как частично связаны с мышечным тонусом проприоцептивные импульсы воздействуют, в свою очередь, на ретикулярную формацию. К сожалению, гораздо легче клинически определить наличие мышечного напряжения, чем измерить его. Это напряжение может быть локализованным или генерализованным (большую роль играет напряжение шейных мышц; расслаблению этих мышц изменяет эмоциональное состояние человека).Тонус кисти руки измеряется по силе сжатия или нажима на инструмент. Тонус группы мышц плеча или предплечья можно приблизительно определить по объему мышц. Теперь зачастую используется метод регистрации электрических потенциалов мышц (электромиография, или ЭМГ). Косвенным показателем состояния напряжения может служить интенсивность рефлекторного ответа. Этот метод очень часто используется в медицинской практике. Опыты Р. Якобсона (1927) показали, что когда испытуемых просили вызвать состояние произвольного напряжения, то содрогание вследствие действия внезапного раздражителя было тем сильнее, чем больше было напряжение испытуемого. Необычайная сила реакций в состоянии гнева имеет такую же природу. Мышечный тонус зависит от уровня активации, он минимален во время сна и увеличивается при пробуждении и переходе к активности.Зафиксировано увеличение мышечного тонуса (электроды устанавливались во главе) при прослушивании детективной рассказы течение 10 мин. Одно только представление о движении вызывает увеличение электрической активности соответствующих групп мышц. За чрезмерной активации наблюдается тем более мышечное напряжение, чем сильнее стремление субъекта подавить вызванные стимуляцией движения; это напряжение еще больше усиливается под влиянием социальных и моральных запретов (напряжение юноши, не решается обнять девушку которая нравится ему; напряжение ребенка, не желает подчиниться определенной требованию). Замечено, что люди, болеют на психические отклонения, характеризуются, как правило, большим напряжением мышц, скованностью движений, чем другие. Элементы снятия мышечного напряжения введено в психотерапевтическую практику (постепенная релаксация Якобсона, аутогенная тренировка Шульца т.п.). Заслуживает внимания и методика отечественного нейропсихолога А. Р. Лурия, которая позволяет выявить неуверенность движений в конфликтных ситуацияхМожно заметить, что у испытуемых Б и В наблюдаются не только нарушение соответствующих двигательных реакций, но и признаки тремора и двигательного возбуждения в период между стимулами. Еще убедительнее являются представленные на рис. 8 двигательные эффекты последействия, возникающие при прочтении в списке слов-раздражителей слова, что касается аффективной ситуации.Эмоциональный шок вызывает реакции как автономной системы, так и гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, однако скорость возникновения этих реакций неодинакова. Считается, что вегетативные условные реакции возникают гораздо быстрее и являются более устойчивыми, чем адаптированные двигательные условные реакции. Так, ускорение сердечного ритма в случае воздействия вредного раздражителя наблюдается гораздо раньше, чем условная реакция избегания. Впрочем, переход реакций с одной системы в другую является обычным. Замечено, что при щекотание маленького ребенка увеличение напряжения перерастает в спазмы, выражается в смехе, который переходит в плач. В одной и той же ситуации меньшей интенсивности раздражителя соответствует смех, а большей — страх или слезы. Например, комический эпизод фильма у маленьких детей вызывает реакции страха, тревоги, в то время как старшие дети весело смеются.

Читайте также:  За чужой счет - психология

Возможность такого замещения реакций свидетельствует о наличии определенного равновесия между вегетативно-мышечными реакциями.

По гнева, подавляется, висцеральные реакции значительно сильнее, чем за аффективного взрыва; реакция убегания уменьшает вегетативные проявления страха.

Доказано также, что любая деятельность, какой бы она была сложной, уменьшает нейровегетативные напряжения. Например, потливость ладоней уменьшается с началом выполнения работы по сравнению с ее ожиданиям.

Импрессивного и экспрессивные реакции

Источник: http://stanislav.my1.ru/publ/ehmocii/ehmocii_i_ikh_reakcii/22-1-0-253

Коллектив авторов — Психология физической культуры. Учебник

Темы рефератов

1. Психологический контроль в спорте: понятие, назначение.

2. Виды психологического контроля: цель, задачи.

3. Объекты психологического контроля.

4. Методы и методики психологического контроля.

Психомоторика – сложное слово (от греч. психо – душа и от лат. моторика – двигающий, двигательный, приводящий в движение).

Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И. М. Сеченовым. Оно подчеркивает зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции.

Так, осуществление произвольных движений (физических упражнений) происходит под контролем сознания, а проявление двигательных качеств требует участия волевого усилия.

Поэтому психомоторная сфера человека – это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.

Психомоторика – основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Психомоторные акты человека – это сложно организованные познавательно-регуляторные системы, в которых в единстве представлены как мотивационные, функциональные, так и операционные компоненты.

Очевидно, что точность, интенсивность и эффективность управления движениями зависят и существенно определяются уровнем функционирования таких психических процессов, как ощущение и восприятие.

В сфере психомоторики человека в качестве важнейшей ее подструктуры выделяются сложнокоординированные и многопланометрические движения, в структуре которых представлены их пространственные, временные и силовые компоненты, а также многообразные виды сенсомоторных реакций человека.

В свою очередь, в класс сенсомоторных реакций входят их многочисленные разновидности: простая сенсомоторная реакция; сложная сенсомоторная реакция; сенсомоторная координация.

В каждой из трех названных реакций необходимо различать три типичных психических момента: 1) сенсорный момент реакции – процессы обнаружения и восприятия стимула; 2) центральный момент реакции – процессы, связанные с переработкой воспринятого сигнала, иногда с различением, узнаванием, оценкой и выбором тех или иных стимулов; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало движения.

В психологии уделяется много внимания проблеме исследования сенсомоторных процессов, объединяемых под названием «психомоторика». Психомоторика выделяет такие процессы, как сенсомоторные реакции, сенсомоторная координация, различные виды реакций и т. д.

К психомоторике относятся также идеомоторные действия, вызванные мысленными представлениями. В спортивной деятельности исследуются, как правило, скорость реакции, время реакции, латентный период реакции.

Обычно для выявления начальных параметров психологической характеристики спортсмена у него проверяется скорость простой и сложной реакции с особенностями вариативности. В спортивных играх, например, серия реакций на движущийся объект определяется числом точных реакций и запаздываний, а также преждевременных реакций.

Среди средств психологической подготовки спортсменов приобретает все большую популярность идеомоторная подготовка, нашедшая практическое применение во многих видах спорта. Идеомоторные акты – это непроизвольные движения, автоматически возникающие вслед за представлением о них.

В широком понимании идеомоторика как проблема связи представляемого образа и выполняемого движения имеет большое значение в учебно-тренировочном процессе при освоении, закреплении, воспроизведении техники спортивных упражнений, а также в период непосредственной подготовки к выступлению.

Проблема идеомоторики занимает значительное место в педагогических, психологических исследованиях спортивной деятельности. Установлено, что под действием двигательных представлений происходит изменение функционального состояния многих систем организма. Многолетние экспериментальные исследования А. А.

Белкина с использованием психологических, физиологических и педагогических методик выявили высокую эффективность идеомоторной подготовки в процессе тренировок и соревнований спортсменов разной квалификации.

Разработанный и прошедший экспериментальную проверку комплекс приемов идеомоторной подготовки показал положительное влияние на процесс формирования и совершенствования точных восприятий пространственных, временных и силовых параметров сложных движений и действий.

Опыт работы свидетельствует о том, что идеомоторная подготовка способствует активизации сознательной деятельности спортсменов в процессе освоения техники упражнений, повышает эффективность тренировок, позволяет увеличить общую плотность занятий с 66 до 79 %. Проведение идеомоторной настройки непосредственно перед выступлением в соревновании значительно повышает спортивные достижения.

При этом результативность спортивного действия находится в зависимости от содержания мышечно-двигательных представлений и от варианта их идеомоторного воспроизведения. Широкое применение получили также методики, основанные на специфическом реагировании с учетом реальных условий спортивной деятельности (в спортивных играх и единоборствах – например, принятие решения, выбор ответного действия и т. д.).

Психомоторные способности обеспечивают формирование и совершенствование двигательных навыков, способность в работе «соединять голову с руками». Знания, опыт, рассуждения здесь необходимы. Именно поэтому мы говорим о психомоторных способностях, а не просто о моторных.

Базовыми элементами в психомоторной саморегуляции человека являются проприорецепторы, воспринимающие раздражения из двигательного аппарата о степени сокращения скелетных мышц, натяжения сухожилий, изменении суставных углов, что необходимо для регуляции двигательных актов и поз. Основными функциями моторной подсистемы являются осуществление двигательных актов и поддержание необходимой позы.

Таким образом, психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления сложной двигательной деятельностью, что согласуется с архитектоникой функциональной системы, разработанной академиком П. К. Анохиным.

Структура и содержание психомоторных способностей. Спортивная деятельность многообразна по своему внешнему (моторному) и внутреннему (психическому) содержанию, и любой ее вид осуществляется при помощи комплекса сложных способностей.

Для успешного развития способностей к той или иной деятельности необходимо знать их структуру и состав психофизиологических задатков.

В активном отборе и ориентации спортсменов необходимо использовать не двигательные умения и показатели физического развития, а бинарный критерий – высокий исходный уровень прогностически значимых психофизических характеристик и темп роста физических качеств и психомоторных способностей.

Структура психомоторных способностей включает статическую координацию, динамическую координацию, моторную активность (скорость реакции и движений), соразмерность движений, помогающую ориентироваться в пространстве, ритм, темп и направление движения; одновременные движения конечностями и туловищем, головой; мышечный тонус, силу, энергию движений.

Один из крупнейших специалистов в этой области Н. А. Бернштейн понимал под моторикой всю область двигательных отправлений. Из этого видно, что психомоторика человека как многомерная сущность во всей сложности диалектических противоречий ее проявлений – проблема необъятная.

Анализ структуры психомоторики должен идти по пути вычленения отдельных психомоторных способностей и установления взаимоотношений между ними, т. е. нахождения функциональной системы психомоторных способностей.

Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений.

Психомоторные способности наиболее отчетливо проявляются в таких элементах, как тонкая различительная (дифференцировочная) чувствительность к основным параметрам и модальностям движения, устойчивое сохранение в памяти образов движений, оперативность и точность сенсорного и перцептивного самоконтроля, а также надежность его функционирования в усложняющихся условиях двигательной деятельности.

Психомоторные способности эффективно формируются у школьников, студентов и спортсменов с помощью специально разработанных методических приемов (произвольность управления, поэтапность, игровой и соревновательный метод) и комплекса психомоторных упражнений (осознание величины основных параметров движений, подвижные игры, игры-задания, упражнения-тесты). Они способствуют большему росту технической эффективности в овладении сложными двигательными навыками по сравнению с традиционными методами физического воспитания. Принципиальное сходство этих приемов на разных возрастных этапах подчеркивает единство процесса непрерывного развития психомоторных способностей.

Источник: https://profilib.net/chtenie/31039/kollektiv-avtorov-psikhologiya-fizicheskoy-kultury-uchebnik-174.php

Ссылка на основную публикацию