Правила — психология

Путь к высшей ясности — Семь правил практической психологии

Правила - психология

• Статьи » Работа психолога » Семь правил практической психологии

Я написал эту статью годы назад. Обнаружил ее сегодня, случайно, в дебрях винчестера. Сейчас я написал бы это все иначе, но пусть будет, как есть (пару ремарок все же внес). В конце концов, лежат же здесь другие мои старые статьи…

Психолог – это такой человек, который, когда красивая девушка заходит в комнату, смотрит на всех остальных. 

В советские времена, как известно, не было секса. Менее известно, что не было и психологии. Причина проста — рабу незачем разбираться в душе, ни в своей, ни в чужой. Психолога постоянно путали с психиатром. «К психологу? Мне? Я  что, сумасшедший?»

С этим рабским стереотипом многие из нас вошли в двадцать первый век.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: ПСИХОЛОГ — НЕ ПСИХИАТР

Пациент впервые приходит на прием к психологу. На вопрос «Что вас беспокоит?» начинает сумбурно, прерывисто, маловнятно говорить, вздыхает, хватается за голову и. т. д. Так продолжается минут 10.

Психолог:

«Стоп, стоп, стоп… Я ничего не понял… Вы не могли бы начать все с самого начала..? «

Пациент, вздохнув, отвечает:

«Сначала я создал небо и землю.. » 

Психолог от психиатра отличается примерно так же, как хореограф  от протезиста. Ну, или как спортивный тренер от хирурга.

Психиатр и психотерапевт, в отличие от психолога — медицинские специальности, психолог же по идее должен работать со здоровыми людьми.

Психотерапевт работает с проблемным контингентом, а психиатр вступает тогда, когда остальное уже не помогает. Кстати, сами психиатры говорят, что по улицам ходит очень много их пациентов.

Функции психолога не всем понятны. Зачем он нужен здоровому человеку, если тот и так здоров?

Представьте себе общество, где не принято чистить зубы. Вообще. Нет ни зубных щеток, ни пасты…

Изо рта у всех дурно пахнет, зубы гниют, люди на кухнях обсуждают друг с другом, какая у кого зубная боль и какими домашними средствами они с ней борются…

Но это же у всех так, это же нормально, правда? Пойти к стоматологу — мера вынужденная и несколько даже неприличная. Известно, что дантист может только выдрать зуб, хотя далеко не многие имели личный опыт общения с этим специалистом.

Представили? Это очень похоже на общество без психологов.  Психология в сознании обывателя — нечто мифическое, из одного ряда с экстрасенсами и целителями.

Люди нервничают, ругаются, обсуждают на кухне свои конфликты, неприятные переживания и домашние средства, которыми они с ними борются… Но это же у всех так, это же нормально, правда? Пойти к психологу — мера вынужденная и несколько даже неприличная.

Известно, что он может только выслушать и прописать таблетку, от которой крыша съедет, хотя мало кто ходил на примем к психологу…

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: НЕРВНИЧАТЬ И РАССТРАИВАТЬСЯ ВОВСЕ НЕ НОРМАЛЬНО

Лекция профессора психологии:

— Коллеги, запомните два золотых правила психотерапии! Правило первое:  мелкие тревоги не стоят беспокойства. Правило второе: все тревоги — мелкие. 

Нравится ли вам испытывать  негативные эмоции? Хотите ли вы этого? Делаете ли вы это по своему выбору? Вы имеете право выбрать иное…

Есть цивилизованные общества, в которых неприлично злиться, нервничать… Конфликтовать с коллегами и грузить друзей своими проблемами считается столь же неприличным, как иметь нечищеные больные зубы. Для этого есть психолог и дантист. Но у нас почему-то потратить столько же денег на психолога, что и на стоматолога, считается непозволительной и излишней роскошью.

Достаточно, однако, иронии, и попробуем понять, что же может предложить психолог нормальному человеку с нормальными человеческими потребностями.

В первую очередь он вас выслушает. Это не так мало.

Я  не могу припомнить имени психолога прошлого или позапрошлого века, который считал, что возможность выговориться  сама по себе освобождает от многих душевных неприятностей. Он даже предложил всем желающим писать ему письма с изложением своих проблем. Он честно предупреждал, что вряд ли ответит всем, но тем не менее.

Другой психолог, его идейный противник, был очень раздосадован необоснованной популярностью своего коллеги и написал ему очень резкое письмо, разносящее в пух и прах его теорию. Однако, отправив письмо, он обнаружил, что успокоился. Будучи честным человеком, он лично отправился к адресату, чтобы извиниться за резкость и признать его правоту.

Тот, однако, рассмеялся — не стоит извинений, всю почту я сваливаю на заднем дворе…

Психолог, в отличие от описанного случая, выслушает вас внимательно. Даже более внимательно, чем приятель(ница), которому (которой) самому (самой) не терпится поделиться СВОИМИ горестями. «А я ей… А она мне…»  — «Это ладно, а вот у меня как было!..»

Психолог будет слушать вас внимательно, потому что может настать момент для вмешательства. Это будет, однако, не стереотипический «совет психолога», как говорит распространенное заблуждение.

Если вам позволяют доходы, то полезно независимо от наличия явных вопросов посещать психолога раз в неделю-две. Это позволит вам решить не только крупные, но и мелкие проблемы, и не допустить возникновения новых.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: ПСИХОЛОГ СОВЕТОВ НЕ ДАЕТ

Едут в поезде психолог и новый русский. Скучно новому русскому, он и говорит психологу:

-Cлышь, мужик, давай ты будешь угадывать мои мысли, за каждый правильный ответ  дам по 100 баксов.

Психолог испуганно:

-Да я же не экстрасенс, не умею мысли читать.

-Ну и что?

-Ну ладно, слушай. Ты, наверное, отдыхал где-нибудь, домой едешь?

-Правильно, мужик, держи 100 баксов!

-У тебя, наверно там женщина была, возвращаться к жене не хочешь?

-Молодец, мужик, держи еще сто баксов.

-Ты, наверное ее убить хочешь?

-Слушай, чувак, на тебе 1000 баксов!    

-А что так много?

-А потому что это уже не мысль, это уже идея! 

Психолог — не гуру всезнающий и не претендует на эту роль. Зато психолог не связан вашими стереотипами и привычками, и если ему покажется, что вы прошли мимо варианта решения вашей проблемы, он сможет указать вам на это.

Он не знает всего, что знаете вы о себе, зато он знает, как находить решения, и предоставляет это знание вам в пользование. Даже зная решение, он не станет вам его навязывать.

Он лишь постарается подсказать вам выход, либо попробует вместе с вами найти еще какие-нибудь варианты, но важно чтобы это было именно ваше решение.

Не стоит недооценивать умения психолога. Он несколько лет изучал то, что вам требуется для достижения душевного комфорта и еще какое-то время практиковался в применении этих знаний. Вы знаете, как это происходит, психолог же знает, как оно устроено.

Не стоит ждать от психолога и соответствия другим стереотипам — он вовсе не обязательно преувеличенно спокойный и доброжелательный собеседник. Есть масса техник, работающих через эмоции.

Психолог может задавать очень необычные и даже болезненные вопросы. «Что бы вы делали, если бы…», «Что бы вы чувствовали, если бы узнали, что…

» При этом ему может быть важен не ответ, а то, что вы услышали, поняли вопрос и найдете на него ответ, пусть даже когда-нибудь потом.

Вот вариант диалога психолога с клиентом:

— И что же вас беспокоит?

— Я постоянно ругаюсь с тещей, она пока не поскандалит, проснуться не может.

— А чего бы вы хотели вместо этого?

— Не ругаться.

— Ничего нельзя удалить просто так, можно только заменить. На какие отношения вы хотели бы заменить нынешние?

— Например на нейтрально-доброжелательные.

— И что вы можете сделать для этого?

— По крайней мере не наращивать скандалы самому.

— И с чего вы можете начать?

— Ну, хотя бы перестать огрызаться с первой реплики.

— Вам может помешать что-нибудь?

— Я, понимаете, завожусь…

— И как можно эту сложность преодолеть?

— Я буду вспоминать наш разговор.

— Хорошо, что еще вы можете сделать?

Обратите вынимание, что в репликах психолога нет никаких ссылок на обсуждаемый предмет. Попробуйте прочесть его реплики отдельно, вы увидите, что они могут относиться почти к любому вопросу. Это как раз одна из тех многих стандартных методик, о которых я говорил.

Не могу не вспомнить, как однажды я пригласил на один из своих тренингов Владимира Львовича Леви. Я был очень польщен этим визитом, и позже, когда он был у меня в гостях, спорсил, как ему мое занятие. Владимир Львович подумал и сказал: «Я задам вам пять вопросов…

» Он задал свои вопросы, я гордо ответил (как же, такое светило выражает интерес к моей работе), а получасом позже, выйдя покурить, осознал, что этими вопросами Леви раскритиковал меня в пух и прах.

Но сделал это так деликатно, что у меня был выбор, понять это или остаться в счастливом неведении…

Если совсем честно, то я могу и нарушить это правило, и все-таки дать совет. Но для этого я должен быть уверен, что от перескока через стадию поиска решения и формулирования аргументированной тактики, базирующейся на собственном опыте, клиент ничего не потеряет. Это нечастый случай.

А вот я даже целую статью написал об этом: «Почему психолог не дает советов?»

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: ПСИХОЛОГА УДИВИТЬ НЕЛЬЗЯ

Маньяк напал на женщину-психолога, изнасиловал, избил, ограбил и убежал. Реакция женщины: «Надо же… Такой молодой и уже столько проблем!» 

Каждому человеку его проблемы и переживания кажутся исключительно личными, неповторимыми и особенными. Это естественно, поскольку сравнить ему почти не с чем.

Для психолога же любая проблема представляет собой задачу, которая определенно имеет решение, и известно, как решать задачи такого типа. Поэтому удивить его вы не сможете, что бы вы ему ни рассказали. Я помню только один раз, когда меня удивили.

Но там было настолько замысловато закручено, что потребовалось полгода, чтобы вместе раскопать причины и понять способы решения.

Если даже к психологу приходит некто с сообщением, что его тяготит навязчивое желание по ночам убивать топором старушек, то первая возникающая в голове психолога мысль не о том, как это ужасно, а о том, на чем это желание может базироваться, и как с ним можно работать.

Вот даже сейчас, приведя этот пример, я задумался именно об этом.

ПРАВИЛО ПЯТОЕ: ПСИХОЛОГ НИ С КЕМ НЕ ДЕЛИТСЯ УСЛЫШАННЫМ

В XIX веке в одном доме, в соседних подъездах жили два психолога, принадлежавших к разным школам. Каждое утро они выходили из дому, встречались, один из них плевал в лицо другому, тот утирался, и они шли дальше.

Привратник дома, наблюдавший эту ежедневную картину, однажды не выдержал и спросил первого из них: «Простите, но я не могу сдержать любопытства: чем ваш коллега заслужил ваш ежедневный плевок?» — «Не знаю, — последовал ответ.

— Это ЕГО проблемы». 

Не потому, что психолог столь уж порядочен, хотя эта причина тоже может иметь место, а в первую очередь потому, что это невыгодно. К трепливому психологу никто не пойдет. Как максимум допустимо привести какой-то пример без имен и узнаваемых деталей.

На манер тайны исповеди. Я  помню даже спор, возникший однажды среди моих коллег, возможно ли разглашение сведений, полученных от клиента, на суде, если психолог вызван туда в качестве свидетеля. Большинство согласилось с тем, что репутация дороже.

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: ХОРОШИЙ ПСИХОЛОГ ЭТО ТОТ, КОТОРОМУ ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ

— Давай как психолог психологу, посоветуй, что мне делать: муж не любит  мою собаку!

— У тебя есть выход — отравить…

— Кого?

— Ну, у тебя есть выбор…

Любой психолог, разумеется, постарается наладить контакт, но не всегда это получается. Если что-то у вас не сложилось, не надо пытаться насильно подружиться, лучше сразу поискать другие варианты. Дело в том, что психолог с клиентом работают совместно, в паре, для чего требуется взаимное доверие и понимание.

Если такой контакт установить не удается, то грамотный психолог, чтобы не отпускать разочарованного клиента в пустоту с нерешенными задачами, отправляет его к коллеге, который, на его взгляд, более подойдет для данного случая. И это не должно быть поставлено в вину психологу.

Читайте также:  Добродетель - психология

Ко мне, случалось, приходили удачные клиенты от весьма более опытных моих коллег.

Психолог в своей работе учитывает и то, насколько ваши решения окажутся приемлемыми для тех, с кем вас сталкивает жизнь. Для этого есть даже специальный термин «экологичность». Тем не менее, приоритет остается именно за вашими потребностями.

Если, скажем, в приведенном выше примере с тещей окажется, что в результате работы с психологом теща осталась без привычной «утренней зарядки», то это будут ее проблемы, с которыми, кстати, она сможет в свою очередь обратиться к психологу.

Как выбрать психолога. Никто не обладает достаточными знаниями для того, чтобы по первому впечатлению определить, хороший перед вами специалист или нет. Но есть простой способ, который очень редко дает сбои: у вас с психологом должна быть взаимная симпатия.

Несколько более сложные критерии я вывел в статье «Как опознать психолога».

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: ПСИХОЛОГ НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ В ВАШУ ЖИЗНЬ 

Едут два психолога на велосипедах, один падает. Другой подходит к нему:

— Ты упал? Тебе больно? Ты хочешь поговорить об этом?

Если вы попросите психолога помочь вам в чем-то лично, подстраховать, переговорить с кем-то от вашего имени, то психолог поступит непрофессионально, выполнив вашу просьбу.

От психолога не надо ждать чего-то сверхъестественного. Он занимается исключительно вашей психологией. Он не может изменить вашу жизнь; он может только помочь вам понять, как это сделать, принять решение и поддержать вас в его выполнении.

Теперь немного о ценах. По Москве обычная такса — от 20 от 80 долларов в час (на момент написания статьи). Первый сеанс обычно два часа, и далее несколько по часу с интервалом в неделю.

Могут быть варианты и с оплатой, и с продолжительностью как встреч, так и всего сотрудничества.

Некоторые вопросы могут быть решены при помощи одной-единственной встречи, но даже и в этом случае психолог назначает еще одну встречу, чтобы убедиться, что не вылезло никаких побочных явлений.

Если личный психолог по каким-то причинам для вас недоступен, то имеет смысл обратить внимание на другую форму работы психолога – психологические тренинги. Их сейчас очень много, особенно в Москве.

Часто предлагается бесплатное посещение первого занятия (или его половины), чтобы оценить, насколько это то, что вам нужно.

Самый известный из тренинговых образовательный центров – клуб практической психологии «Синтон» под руководством Николая Ивановича Козлова, имеющий филиалы во многих городах хСНГ.

Я понимаю, что у всех разный доход и разные возможности, которые могут не совпадать с потребностями, поэтому по личным мотивам создал альтернативную стратегию ценообразования, которая должна устроить клиента с любым достатком. Мой прайс-лист.

Приложение:

Далеко не полный перечень вопросов, с которыми можно прийти к психологу или психотерапевту:

  • Самопознание и желание разобраться в себе
  • Трудности в общении и неуверенность в себе
  • Одиночество, заниженная самооценка
  • Депрессия, стрессы
  • Тревога, панические приступы, навязчивые страхи
  • Конфликтность и агрессия
  • Кризис среднего возраста и другие возрастные кризисы
  • Затруднения при принятии важных решении
  • Поиск работы и профориентация
  • Сложности на работе или в собственном бизнесе
  • Обостренное чувство вины или чувство долга
  • Снижение веса
  • Неразделенная любовь
  • Потеря близкого человека
  • Психологические травмы
  • Семейные и сексуальные проблемы
  • Добрачное консультирование и анализ совместимости
  • Конфликты и отсутствие взаимопонимания в семье
  • Измена, ревность
  • Развод, расставание
  • Незарегистрированный брак
  • Повторный брак
  • Дисгармония в интимной жизни
  • Проблемы сексуальной ориентации
  • Конфликты с детьми

Источник: http://r.eedd.cc/articles/7rulesofpsychology

7 правил психологии, которые стоит знать

Это 7 правил психологии, которые стоит знать. Потратьте немного времени на чтение и постарайтесь использовать в своей жизни.

1. Правило Зеркала

Окружающие меня люди — мои зеркала. Они отражают особенности моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, я так хочу, я это позволяю. Если кто-то снова и снова обманывает меня, значит, у меня есть склонность к тому, чтобы поверить любому. Так что обижаться не на кого.

2. Правило Выбора

Я осознаю, что все происходящее в моей жизни есть результат моего собственного выбора.

И если сегодня я общаюсь со скучным человеком, значит ли, что и я такой же скучный и занудливый человек? Нет плохих и злых людей – есть несчастные. Если я разгребаю их проблемы, значит, мне это нравится.

Так что, не к кому предъявить претензии. Я сам причина всего, что происходит со мной. Авторы и творцы своей судьбы — мы сами.

3. Правило Погрешности

Я соглашусь с тем, что могу ошибаться. Не всегда мое мнение или мои поступки другие люди должны считать правильными. Реальный мир не только черное и белое, есть еще светло-серое и темно-белое. Я не ИДЕАЛ, я просто хороший человек и имею право на ошибку. Главное – суметь признать её и вовремя исправить.

4. Правило Соответствия

Я имею ровно то и ровно столько, чему я соответствую, чего заслуживаю, не больше, не меньше, касается ли это отношений с людьми, работы или денег. Если я не могу любить человека на полную катушку, смешно требовать, чтобы этот человек ТАК любил меня. Так что все мои претензии бессмысленны. И вместе с тем, когда я решаю измениться — меняются и окружающие меня люди (в лучшую сторону).

5. Правило Зависимости

Мне никто ничего не должен. Я же смогу бескорыстно помочь всем, кому могу. И мне это в радость. Чтобы стать добрым, надо стать сильным. Чтобы стать сильным, надо поверить в то, что я всё могу. А я верю! Но надо и уметь говорить «НЕТ!»

6. Правило Присутствия

Я живу здесь и сейчас. Прошлого нет, потому что каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я НАСТОЯЩИЙ. Есть повод порадоваться.

7. Правило оптимизма

Пока мы ругаем жизнь, она проходит мимо. Глаза видят, ноги ходят, уши слышат, сердце работает, Душа радуется. Мой фитнес — солнечное лето, луг и речка. Пока я двигаюсь, пока ветер овевает кожу — я живу. Когда я смотрю телевизор, лежа на диване, или общаюсь с френдами в инете — я не в этом, а в потустороннем мире.

Источник: emosurf

Источник: https://ainteres.ru/7-pravil-psihologii/

Правила психологии

Есть основные правила психологии, нарушив которые, мы рискуем быть не понятыми и  превратить все в искусственное препятствие на пути к правильному пониманию своей позиции. Некоторые из этих правил общения очень просты, знакомы каждому с детства.

7 Правил психологии

Первое правило психологии — Зеркало.

Окружающие меня люди — мои зеркала. Они отражают особенности моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, я так хочу, я это позволяю. Если кто-то снова и снова обманывает меня, значит, я склонна к тому, чтобы поверить любому. Так что обижаться не на кого.

Второе правило психологии — Выбор.

Я осознаю, что все происходящее в моей жизни — есть результат моего собственного выбора. И если сегодня я общаюсь со скучным человеком, значит, я сама скучная и занудливая.

Нет плохих и злых людей – есть несчастные. Если я разгребаю их проблемы, значит, мне это нравится. Так что не к кому предъявить претензии. Я сама причина всего, что происходит со мной.

Автор и творец своей судьбы — я сама.

Третье правило психологии — Погрешность.

Я согласна с тем, что могу ошибаться. Не всегда мое мнение или мои поступки другие люди должны считать правильными. Реальный мир не только черное и белое, есть еще светло-серое и темно-белое. Я не ИДЕАЛ, я просто хороший человек и имею право на ошибку. Главное – суметь признать её и вовремя исправить.

Четвертое правило психологии — Соответствие.

Я имею ровно то, и ровно столько, чему я соответствую, чего заслуживаю, не больше, не меньше, касается ли это отношений с людьми, работы или денег. Если я не могу любить человека на полную катушку, смешно требовать, чтобы этот человек ТАК любил меня. Так что все мои претензии бессмысленны. И вместе с тем, когда я сама решаю измениться — меняются и окружающие меня люди (в лучшую сторону)

Пятое правило психологии — Зависимость.

Мне никто ничего не должен. Я же способна и могу бескорыстно помочь всем, кому могу. И мне это в радость. Чтобы стать доброй, надо стать сильной. Чтобы стать сильной, надо поверить в то, что я всё могу. А я верю!

Шестое правило психологии — Присутствие.

Я живу здесь и сейчас. Прошлого нет, потому что каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к легкой депрессии, преодолеть, которую достаточно сложно, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я НАСТОЯЩАЯ. Есть повод порадоваться.

Седьмое правило психологии — Оптимизм.

Пока мы ругаем жизнь, она проходит мимо. Глаза видят, ноги ходят, уши слышат, сердце работает, Душа радуется. Мой фитнес — солнечное лето, луг и речка. Пока я двигаюсь, пока ветер овевает кожу — я живу. Когда я смотрю телевизор, лежа на диване, или общаюсь с френдами в ЖЖ — я не в этом, а в потустороннем мире.

Так же интересно будет прочитать Интересные факты о психологии человека, чтобы лучше понять себя и других.

Если вам понравилось статья «Правила психологии», пожалуйста, оставьте свои комментарии или отзывы.

Источник: http://hzbolshe.ru/psixologiya/pravila-psixologii.html

Главные правила психологии

Главные правила психологии

1. Правило Зеркала

Окружающие меня люди — мои зеркала. Они отражают особенности моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, я так хочу, я это позволяю. Если кто-то снова и снова обманывает меня, значит, я склонна к тому, чтобы поверить любому. Так что обижаться не на кого.

2. Правило Выбора

Я осознаю, что все происходящее в моей жизни — есть результат моего собственного выбора. И если сегодня я общаюсь со скучным человеком, значит, я сама скучная и занудливая.

Нет плохих и злых людей – есть несчастные. Если я разгребаю их проблемы, значит, мне это нравится. Так что не к кому предъявить претензии. Я сама причина всего, что происходит со мной.

Автор и творец своей судьбы — я сама.

3. Правило Погрешности

Я согласна с тем, что могу ошибаться. Не всегда мое мнение или мои поступки другие люди должны считать правильными. Реальный мир не только черное и белое, есть еще светло-серое и темно-белое. Я не ИДЕАЛ, я просто хороший человек и имею право на ошибку. Главное – суметь признать её и вовремя исправить.

4. Правило Соответствия

Я имею ровно то, и ровно столько, чему я соответствую, чего заслуживаю, не больше, не меньше, касается ли это отношений с людьми, работы или денег.

Если я не могу любить человека на полную катушку, смешно требовать, чтобы этот человек ТАК любил меня. Так что все мои претензии бессмысленны.

И вместе с тем, когда я сама решаю измениться — меняются и окружающие меня люди (в лучшую сторону)

5. Правило Зависимости

Мне никто ничего не должен. Я же способна и могу бескорыстно помочь всем, кому могу. И мне это в радость. Чтобы стать доброй, надо стать сильной. Чтобы стать сильной, надо поверить в то, что я всё могу. А я верю! Но надо и уметь говорить «НЕТ!»

6. Правило Присутствия

Я живу здесь и сейчас.Прошлого нет, потому что каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я НАСТОЯЩАЯ. Есть повод порадоваться.

Читайте также:  Культура боевых искусств - психология

7. Правило оптимизма

Пока мы ругаем жизнь, она проходит мимо. Глаза видят, ноги ходят, уши слышат, сердце работает, Душа радуется. Мой фитнес — солнечное лето, луг и речка. Пока я двигаюсь, пока ветер овевает кожу — я живу. Когда я смотрю телевизор, лежа на диване, или общаюсь с френдами в ЖЖ — я не в этом, а в потустороннем мире.

Посетите и поделитесь Вашими мыслями на форуме


Подпишитесь на обновление через
и Вы будете получать самые актуальные статьи
в момент их публикации.
 

(3 в среднем: 4,67 из 5)
 Loading …

Источник: http://pokolenie-x.com/?p=17905

Психология отношений: основные правила общения

Психология отношений: основные правила общения       admin      Главная страница » Отношения       

Общение – самая большая ценность на свете. В нем мы проявляем себя как личность и узнаем других, черпаем много нового и интересного, выражаем свои чувства и эмоции. Другими словами, общаясь, мы живем.

Речь и поведение

В коммуникативной деятельности человека можно выделить две условных составляющих. Это речь и поведение. То, что мы произносим, и то, каким образом мы это делаем, во многом определяет результат общения.

Речевой процесс подразумевает не только выражение своих мыслей, но и понимание того, что говорит собеседник. Основные свойства речи:

  • понятность,
  • выразительность,
  • содержательность,
  • грамотность.

Поведение – проявление психической и двигательной деятельности в процессе взаимодействия между людьми. Оно включает: мимику, жесты, позы, интонацию, движения и поступки. Последние являются единицей оценивания поведения в социуме.
Учитывая вышесказанное, можно выделить основные правила общения, которые позволят иметь хорошие отношения с окружающими.

Речевые правила общения

Понятность

Людям нужно друг друга понимать. Для этого их речь должна быть доступной и доходчивой. Самое главное – собеседникам надо разговаривать на одном языке, например на русском или на английском.

Далее — то, что они излагают не должно содержать много незнакомых слов, таких, как термины, диалектизмы, жаргонизмы и пр. В процессе говорения не стоит спешить и проглатывать слова или не договаривать их.

Выражение «понимать с полуслова» — всего лишь метафора или исключение из правил. Замедленная речь с большими паузами также сделает общение малоприятным.

Выразительность

Со школы всем известно, что все предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. В процессе речевого общения не стоит забывать о цели высказывания. Что касается эмоциональной окраски, предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Логические акценты в речи нужно делать в тех местах, где они действительно нужны. Конечно, человек проявляет эмоции в разговоре с собеседником. Эмоциональный диалог или монолог живой и интересный. Однако эмоций должно быть в меру.

Например, говорить слишком громко, даже если это порыв чувств, — некрасиво.

Под выразительностью понимается и свободное использование красивых высказываний, пословиц и поговорок. Уместность их определяется ситуацией и кругом общения.

Содержательность

«Красно поле пшеном, а слово умом», — гласит пословица. Это значит, что в произносимых человеком словах должен быть смысл. Содержательность как свойство речи зависит от уровня интеллекта. Чем больше развита умственная деятельность, тем логичнее и содержательная воспроизводимая информация.

Грамотность

Грамотной делает речь знание русского языка. Омонимы и синонимы, окончания слов, изменение слов по падежам, числам и родам – это не просто темы урока. Применение этих правил на практике позволяет говорить грамотно. Иногда допущенные человеком речевые ошибки звучат настолько неприятно, что даже могут повлиять на отношение к нему других.

Поведенческие правила общения

Интонация

Придавать высказыванию правильный тон – один из факторов приятного общения. Одну и ту же фразу можно произнести по-разному. Чтобы быть правильно понятым и никого не обидеть, нужно контролировать свой тон.

Мимика

В разговоре мимика занимает не самое последнее место. Окраску слову придает не только интонация, но и выражение лица. Общаться всегда хочется с улыбчивыми людьми, а не хмурыми. Мимика многое говорит о человеке, она даже оставляет следы на лице в виде складок и морщинок. Стоит задуматься!

Тактичность

Какое поведение можно назвать нетактичным? Это применение грубости в словах, жестах и движениях. Грубое поведение недопустимо, результат у него только один – разрыв отношений. Как, впрочем, и лесть – пагубное средство.

Тактичность подразумевает также использование определенного стиля общения в соответствии с обстановкой. Так, в офисе люди общаются по-деловому, с друзьями – в свободном стиле.

Тактичность – это способность не доставлять неприятности окружающим.

К правильной тактике общения можно отнести и способность «не совать нос в чужие дела»: не пытаться расспрашивать о том, что находиться за гранью установленных рамок в тех или иных отношениях. Если товарищ захочет, он сам расскажет о чем-то личном. Не стоит давать советы, если об этом не просят. Выслушав, можно посочувствовать, порадоваться, но не рекомендовать дальнейшие действия.

Вежливость

С раннего детства родители прививают своим чадам хорошие манеры поведения. Они должны сохраняться на всю жизнь. Вспомним родительские поучения:

  • уважать старших: уступать, обращаться на «вы» и т.п.;
  • не допускать оскорблений,
  • не забывать говорить «золотые» слова: «спасибо», «пожалуйста» и др.;
  • быть доброжелательным.

Даже повзрослев, любой человек должен быть вежливым. Не стоит относиться к людям с неприязнью, нужно попытаться понять их в любой ситуации. Вежливость делает нас красивыми во всех смыслах этого слова.

Внимательное отношение

В процессе общения нужно проявлять заинтересованность мыслями и чувствами другого человека. Только заинтересованность нельзя путать с любопытством. Во время беседы нельзя говорить только о себе или ждать, пока человек доскажет, чтобы скорее приступить к своей части диалога.

Доверие можно заслужить, только благодаря искреннему отношению, сопереживанию и пониманию. Как их можно выразить? Во время разговора надо улыбаться, смотреть в глаза собеседнику и чаще обращаться к нему по имени.

Ничто так не располагает к доверительному отношению, как звуки собственного имени.

Когда речь идет о настоящей дружбе, то к внимательному отношению относятся следующие действия:

  • поздравления с важными праздниками,
  • отсутствие насмешек,
  • проявление заботы,
  • отсутствие сплетен.

Правдивость

В общении нет места для лжи. Все тайное рано ил поздно станет явным, и отношения испортятся или прекратятся вовсе. Говорить всегда правду, быть самим собой – залог теплых отношений.

Хорошие поступки

Людей судят по поступкам. Говорить можно одно, а делать – другое, но определяющими все равно являются конкретные действия в конкретной ситуации. К хорошим поступкам близкого человека можно отнести следующие моменты:

  • не предает ни при каких обстоятельствах,
  • выручает, когда трудно,
  • заботится, когда плохо,
  • искренне радуется за вас,
  • не обманывает,
  • не забывает,
  • не завидует,
  • не жадничает.

Настоящая дружба бывает. Нужно просто следить за собой, стремиться стать лучше и соблюдать правила общения.

Разные страны – разные нормы

У различных народностей правила общения тоже разные. Например, европейцы сдержанны в отношениях. Во время разговора они соблюдают дистанцию и не допускают лишних эмоций. Немцы никогда не спрашивают друг друга о семье. В гости во многих европейских странах ходят только по приглашению.

А в Турции коммуникативные нормы связаны с традициями в одежде. Женщины не могут там надевать вещи, где открыты руки и ноги.

На Востоке особую значимость придают рукам – левой и правой. Так, левой рукой не принято отдавать деньги.

Какими бы ни были различия в общении жителей разных странах, у них есть единое правило – быть вежливым.

Источник: http://mistikasecret.com/psihologiya-otnoshenij-osnovnye-pravila-obshheniya/

Некоторые правила практической психологии общения

Некоторые правила практической психологии общения

В процессе общения, в каждом движении рук, глаз, жестов, мимике, сказанности или несказанности слов, действует какое-то из правил психологии общения.

Можете быть уверенны, что несмотря на всю нынешнюю развитость науки, открыты ещё не все факторы и параметры, вашей речи, влияющие на собеседника.

Но объективно, несмотря на то хотите вы этого или нет, эти факторы существуют, и вам будет полезнее узнать о них, чтобы иметь возможность осознанно контролировать процесс беседы. Так, у вас будет намного больше шансов достичь своей цели общения с тем или иным собеседником.

Рассмотрим процесс беседы один на один. Основной закон НЛП (нейро — лингвистическое программирование) гласит, что для того, чтобы добиться от своего собеседника желаемого результата, надо с ним «подружиться», стать «своим». Для этого нужно использовать, так называемые подстройки.

Подстраиваясь под собеседника по всем параметрам: жесты, поза, скорость речи, манера беседы (темпо-ритм, вялость, монотонность или же, наоборот, эмоциональность и присутствие юмора). Это даст человеку сигнал на подсознательном уровне, что вы, как он, а себе-то уж он верит.

Ну, а как следствие, ваши слова будут восприниматься, как свои.

Главное, не копируйте его с точностью макаки, ибо если это выплывает наружу, вы окажетесь в очень затруднительном положении.

Второе главное правило практической психологи — не говорить слово «нет». Оно воспринимается собеседником, словно пощёчина. С психологической точки зрения, начиная со слова «нет», мы наплевательски перечёркиваем всю предыдущую речь собеседника, при чём, делаем это максимально цинично.

Это всё равно, что в ответ на его утверждение или предложение заявить: Ты что, с дуба рухнул? А это уже превращает вашего собеседника в оппонента и вызывает только одно: желание поспорить. А вы понимаете, что вряд ли это будет культурная, научная дискуссия.

Потому, участвуя в каком-то важном для вас разговоре, переговорах, презентации, заключении сделки, осознанно контролируйте употребление слова «нет».

Но случаются и другие ситуации. Например, когда нам нужно закончить общение с неинтересным, навязчивым собеседником. При чём, закончить его не поссорившись с ним, но отбив ему охоту приставать к вам ещё когда-либо, на прочь. Вот тут, слово «нет» сослужит вам хорошую службу.

Вы можете даже не облачать его в какие-то сложные, витиеватые речевые конструкции, с минимальными приукрашиваниями, оно будет ещё тяжеловеснее.

Для примера, важность этого слова в некоторых ситуациях, очень хорошо описана в книге Харви Маккея «Как уцелеть среди акул?» (бизнеса) где он предлагает читателю ответить на вопрос, насколько часто говорили нет руководители обанкротившихся банков своим настойчивым клиентам, обсуждая процесс открытия на них очередного кредита.

Как вы понимаете, говорили это магическое слово они очень редко. Оценивайте ситуации, в которых вы ведёте переговоры, чтобы понимать какую тактику вам следует избрать в каждом конкретном случае. И будьте максимально убедительны!

Источник: http://mindbrain.ru/2015/07/20/3899.html

Правила общения с людьми

Правила общения с людьми

Вокруг нас практически всегда кто-то есть – супруги, родители, дети, друзья, коллеги и даже абсолютно незнакомые люди. Это подразумевает постоянное общение, как желаемое, так и непредвиденное.

Для большего взаимопонимания и с целью не нарушать свободы и взгляды других были придуманы некоторые правила общения с людьми. Замечено, что при использовании хотя бы основных правил общения, люди зачастую добиваются расположения других и имеют репутацию приятного собеседника.

Такая способность правильного общения положительно влияет и на карьерный рост.

Нам приходиться общаться с разными людьми, следовательно, в каждой среде мы стараемся использовать подходящие правила, ибо к каждому нужен индивидуальный подход. Общение на работе разительно отличается от общения с семьёй или с друзьями на рыбалке.

Правила общения с друзьями

Казалось бы, что при общении с друзьями не нужны никакие правила, ведь это близкие нам люди, которые воспринимают нас такими, какие мы есть. Это заблуждение, которое может привести к потере контакта.

Например, в общении с другом при посторонних, мы, как правило, не переходим на «Вы», и частенько обращаемся к собеседнику не по имени, а по «кличке».

Нам в голову не приходит, что человеку это может быть неприятным.

Сначала мы позволяем себе «колкие шуточки» и насмешки в адрес друзей, слегка пренебрежительный тон, а затем искренне удивляемся, почему в нашей жизни так мало хороших друзей или почему они больше не хотят проводить вместе с нами время.

Хочется отметить, что как бы ни менялся мир и наши взгляды, всегда будет актуальным основное правило общения между людьми – это уважение. Родственник, начальник, попутчик в поезде – не имеет значения, каждый человек достоин уважительного отношения. Постигнув эту истину, каждый получит шанс стать самой интересной личностью для других.

Читайте также:  Организация времени - психология

На тему правил общения и коммуникации написана масса книг, в которых можно найти рекомендации и советы на все случаи жизни. Очень популярны такие авторы как Дейл Карнеги и Аллан Пиз. Из всей литературы можно выделить несколько самых важных правил, которые остаются важными и уместными уже многие годы, так сказать золотые правила общения. К ним смело можно отнести следующее:

  1. Всегда улыбайтесь. Улыбка вызывает позитивные эмоции и положительный настой, располагая к себе собеседника (или даже группу людей).
  2. Чётко изъясняйтесь. Особенно, если дело касается деловой встречи или просто серьёзного разговора. Кстати, если ваш собеседник мужчина, делайте упор на это правило вдвойне.
  3. Будьте вежливы. И не имеет значения, разговариваете ли вы с начальником или подчинённым, обслуживающим персоналом или ребёнком – хамство и фамильярность ещё никому не сослужили хорошую службу.

Правила общения с детьми

Ребёнок – это всего лишь маленький взрослый и общение с ним также требует определённых навыков. Помните, дети делают не то, что вы говорите, а повторяют то, что вы делаете. К чужим детям в школе, магазине, на улице следует обращаться на «Вы», это поднимает их самооценку и возвышает вас в их глазах.

Не стоит давать понять ребёнку, что вы сильнее даже чисто физически, иначе со временем сами «напоритесь» на такой же аргумент. Выслушивайте детей до конца, не перебивайте его со словами: «я так сказала, мне виднее», иначе в вашей семье вырастет очень замкнутый ребёнок. Дети имеют право на защиту своей точки зрения.

И самое главное правило в общении с детьми – это всегда старайтесь находить с ними общий язык. Из любой ситуации есть выход, который устроит обе стороны, просто нужно потрудиться и найти его.

10 правил общения с людьми

Близкие люди часто прощают нам наши ошибки (будь то обидные слова или глупые поступки), а вот все остальные выбирают «просто больше не иметь с ним дела». Поэтому, при первой встрече или редких встречах с малознакомыми людьми в общении следует придерживаться 10-ти простых правил:

  1. Слушать больше, чем говорить.
  2. Не лгать самому и не заставлять лгать собеседника.
  3. Думать, прежде чем сказать.
  4. Не высмеивать собеседника.
  5. Не перебивать, давая возможность высказаться.
  6. Избегать высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику.
  7. Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.
  8. Уважать точку зрения собеседника.
  9. Называть собеседника по имени.
  10. При встрече с любым человеком иметь хорошее, позитивное настроение.

Начните применять эти эффективные правила в своей жизни и увидите, как быстро начнёт меняться и расти ваше окружение. И, возможно, вы приобретёте не только уважение сослуживцев а и много новых и интересных друзей.

Знаете ли вы, что в каждом языке есть свои определенные формулы речевого этикета, знание которых помогает людям избежать неловких ситуаций в общении? «Что же это за секретные формулы?» – спросите вы. А в том-то и дело, что никого секрета здесь нет и, наверняка, все эти фразы вас ещё в детстве заставили заучить родители.

Правила речевого поведения ребёнок впитывает буквально с материнским молоком, ведь с самого детства он учиться контактировать с окружающим миром с помощью своей речи. Но несмотря на всё это, далеко не каждый обладает умением показать свою культуру воспитание с помощью языка общения.

Всем нам известно, что грамотная, взвешенная и чёткая речь – один из главных атрибутов успешного человека. Но что именно подразумевается под понятием «культура речи»? Именно об этом, а также об аспектах, которые позволяют узнать культурный ли человек перед нами вы узнаете в этом материале.Понятие «коммуникативная культура» довольно обширно, и вдаваться во все тонкости этики общение в этом материале мы не станем. Тем не менее, даже основы основ культуры речи многие из нас (по не знанию или по привычке) просто игнорируют, хотя первое впечатление, произведённое по одной только фразе, изменить очень тяжело.

Источник: http://kak-bog.ru/pravila-obshcheniya-s-lyudmi

Правила психологии человека

Правила психологии человека

Часто мы ощущаем вокруг себя то, что на не нравится. То, что не дает нам хорошо себя чувствовать и двигаться вперед. То, что создает негативные мысли. Простые правила психологии человека способного легко ко всему относиться. Простые правила психологии человека, которые позволят взглянуть на окружающее под качественно другим углом.

Прошлое и настоящее

Склонность привязываться человека к прошлому тормозит его. Такая привязанность не позволяет двигаться вперед, приводит к состоянию постоянного беспокойства.

Установка, которая позволяет избежать такой привязанности — в каждый следующий момент наступает настоящее, поэтому прошлого нет. Живи настоящим, ищи в этом повод для позитивного настроя.

Я имею то, что заслуживаю

Я имею только то и ровно в той мере, что я заслуживаю. Не больше и не меньше. Если я мало работаю, то глупо ожидать, что буду много зарабатывать. Если я не уважаю окружающих, то не стоит ожидать уважения с их стороны.

Но верно и обратное — если я решаю меняться, то меняется и то, что я заслуживаю.

Уметь говорить нет

Помогать окружающим — это то, к чему нужно уметь правильно относиться. Помощь окружающим не должна быть зависимостью. Ты помогаешь только потому, что ты хочешь помогать и способность к бескорыстным поступками черта сильных. Но есть черта, за которую ты не перейдешь — нужно уметь говорить нет.

Проекция

Поведение окружающих людей — это проекция нашего внутреннего мира. Все люди вокруг меня лишь отражают мои эмоции, мои взгляды на мир и так далее. Если нам интересен собеседник, то это спровоцирует интерес к нам.

Быть оптимистом

У нас есть выбор и самый верный — быть оптимистом. В противном случае мы ограничиваем себя. Чтобы соответствовать образу оптимиста стоит вести себя как оптимист. И самое подходящее — быть в движении. Заминаться спортом, иметь привычку совершать прогулки, выбираться на природу. Все это позволяет нам двигаться и смотреть на мир совершенно по другому.

Я могу ошибаться

Есть простая и очевидная истина — все мы можем ошибаться. И это вполне нормально. Но есть черта, которая присуща многим и совсем не красит — неспособность признавать свои ошибки. Порой даже ясно понимая, что ты не прав, мы тратим много сил на отстаивания своей ошибочной точки зрения. Признание своих ошибок требует решительности. Но такая черта полезна.

Многое зависит от меня

Я постоянно делаю выбор и многое зависит от меня. Я решаю делать то, что является моим выбором. Я выбираю свою точку зрения. Если я делаю то, что мне не нравится, это лишь результат моего выбора.

Поделиться в соц сетях

Источник: http://sciencestory.ru/pravila-psihologii/

Этические правила психолога-консультанта

Границы профессиональной компетентности

Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

Права и обязанности психолога-консультанта основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Уважение личности и суверенитета клиента

Психолог-консультант уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака, характеризующего личность и мировоззрение клиента.

Психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям относительно клиентов, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и их дискриминирующие.

Правило конфиденциальности

Психолог-консультант обязан обеспечить неприкосновенность информации, сообщаемой клиентом, и не имеет права разглашать ее без согласия самого клиента, за исключением случаев, когда разглашение информации способно предотвратить серьезную угрозу жизни и здоровью самого клиента или другого человека.

Психолог-консультант информирует клиента на самых ранних этапах консультирования о правиле конфиденциальности, его ограничениях и об условиях допустимого использования информации, полученной во время работы. Если в работе предполагается участие супервизора, то этот факт оговаривается с клиентом.

Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.

Психолог-консультант охраняет от неправильного использования клиентом аудио и видео записи, полученные во время сессии.

Во время научного или профессионального обсуждения (супервизии) психологи-консультанты должны устранить или изменить информацию, которая могла бы привести к идентификации клиента со стороны третьих лиц.

Обсуждение информации, полученной от клиентов, допустимо в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми лицами, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

Использование материалов работы с клиентом в публикациях или научных выступлениях допустимо только с согласия клиента и устранения из текста любых признаков, по которым личность клиента могла бы быть идентифицирована другими людьми.

Правило «Не навреди»

В своей профессиональной деятельности психолог-консультант исходит из интересов клиента.

Психолог-консультант должен осознавать степень своего влияния и учитывать возможность развития зависимости со стороны клиента. Психолог-консультант должен уметь вовремя распознавать возникающие в ходе терапии отношения зависимости и не эксплуатировать их.

Психолог-консультант должен осознавать степень влияния своих личных проблем на эффективность работы с клиентом. В случае если личная проблема психолога-консультанта совпадает с проблемой клиента и является препятствием в работе, психолог-консультант обращается к коллеге за супервизией.

Если личная проблема психолога-консультанта становится непреодолимым препятствием и ограничивает его трудоспособность, психолог-консультант решает вопрос о прекращении работы с данным клиентом и передаче его другому психологу-консультанту.

Запрет на «двойные отношения»

Психологи-консультанты предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту.

В ситуациях, когда психолог-консультант не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентом, он должен учитывать силу своего влияния и минимизировать вред, причиняемый внепрофессиональными отношениями.

Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения со своими клиентами, студентами или супервизируемыми.

Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились или находятся в сексуальных, родственных или иных близких отношениях.

При работе с парой или группой недопустимо, чтобы один и тот же психолог-консультант совмещал индивидуальную и групповую формы работы с участниками одной и той же группы (пары).

В данном случае вопрос решается либо в пользу работы с группой (парой), либо в пользу индивидуальной работы с одним из участников (группы) пары, при этом другие участники в случае необходимости направляются к другим психологам-консультантам.

Этические аспекты начала психотерапии

Психолог-консультант начинает работу с клиентом только при условии его информирования. Если клиент не может дать осознанного согласия, психологи-консультанты получают согласие от тех людей, которые, в соответствии с законом, несут за него ответственность.

В случае, если клиент не имеет совсем или имеет искаженное представление о специфике предстоящей работы, психолог-консультант в доступной для клиента форме проясняет необходимые вопросы, а так же информирует клиента о возможных последствиях предстоящей работы.

При выяснении запроса клиента и определения целей работы психолог-консультант не поддерживает нереалистических целей клиента и не дает ему гарантий результата, достижение которого невозможно.

Вне зависимости от того, кто оплачивает психотерапию, терапия проводится только в интересах клиента.

Этические аспекты оплаты услуг психолога-консультанта

Стоимость консультации психолог-консультант устанавливает самостоятельно и информирует о ней во время первого контакта с клиентом.

Психологи-консультанты воздерживаются от получения подарков и других услуг от клиентов.

Этические аспекты прекращения психотерапии

Психолог-консультант прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата.

Психолог-консультант обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы.

Если продолжение работы психолога-консультанта невозможно вследствие непреодолимых обстоятельств (переезд, состояние здоровья, потеря работоспособности и т.д.), он предпринимает необходимые действия для перехода клиента к другому специалисту.

Источник: http://biofile.ru/psy/11576.html

Ссылка на основную публикацию