Портрет эффективного тренера — психология

Психологические особенности личности тренера (часть 1)

Спортсмен любого уровня – от новичка до мастера высокого класса – совершенствует свои навыки и тренированность в условиях перегрузки нервной и физиологических систем. Высокий уровень физической подготовленности можно достичь только при условии полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.

Некоторые авторы и исследователи предприняли попытку дать ориентировочные ответы на следующие вопросы: Существует ли идеальный тип личности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер как педагог?

Изучение личности тренера началось в середине 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса.

В конце 60-х годов в Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера.

Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М.Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов.

Разработкой данного вопроса активно занимались также и отечественные ученые. С 50-х годов 20 века. Советские специалисты внесли немалый вклад в изучение личности тренера. Следует отметить работу таких психологов как Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, Г.М.Андреева, И.П.Волков, Ю.А.Коломейцев, И.Н.Решетень

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений.

В этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов.

Современный спорт требует незаурядных способностей от тренера. Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки спортсмена.

Успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера — его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению.

По своей сути тренер — это, прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, как и к любому воспитателю.

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учениками, определяют быстроту и степень овладения: им различными умениями. К профессионально важным качествам тренера относятся нравственные, коммуникабельные, волевые, интеллектуальные и психомоторные.

Тренер должен обладать полым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и др.

, так как нравственное воспитание учеников должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего на личном примере. Личный пример — лучшая проповедь.

Тренер обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования.

Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на занятия, приходить на него несобранным, отменять запланированные мероприятия.

Тренер должен обладать и такими нравственными качествами, как принципиальность, правдивость, самокритичность, трудолюбие и справедливость.

Коммуникативные качества, к которым относится общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают тренеру устанавливать контакт с учениками в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера.

Развитие волевых качеств является предпосылкой успеха в профессиональной деятельности тренера. Важнейшими волевыми качествами тренера считаются: целеустремленность, инициативность, смелость, решительность, выдержка и самообладание. Все эти качества находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии.

Невыдержанный тренер не может успешно вести воспитательную работу с учениками, так как в их глазах он не обладает авторитетом.

Нетерпеливые тренеры, желая быстрее достичь результата, своих учеников, форсируют нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности и ставя под угрозу здоровье учеников.

Тренер без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях. Не обладая настойчивостью, тренер не сможет неукоснительно проводить в воспитании учеников свою линию.

Спокойствие и выдержка тренера не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Тренер не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.

Интеллектуальные качества помогают тренеру находить правильные решения в воспитательной работе, обуславливают эффективность творчества тренера, поиска им новых путей в обучении и воспитании.

К этим качествам относят: ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие, оперативность мышления, характеризующие способность тренера быстро находить оптимальные решения возникающих задач.

Требования, предъявленные к деятельности тренера, обуславливают наличие у него качеств перцептивной сферы (определяющих точность восприятия, движений спортсмена, быстроту восприятия и оценки ситуации), психомоторной сферы (влияющих на точность выполнения технических приемов при их показе). Многие упражнения, которые должен демонстрировать тренер, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. Поэтому тренеру необходимо поддерживать эти качества на должном уровне. А это связано с соблюдением режима питания, со слежением за своим здоровьем.

Мастерство тренера обнаруживается в специфической интуиции — способности по невидимым для других признакам оценивать выполнение элементов, программ, предвидеть тенденции и прогнозировать развитие спортсмена и спортивного коллектива.

В спортивной психологии были предприняты попытки выявить модель идеального тренера.

Так, англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров.

Сравнение результатов опроса тех и других дало сходные результаты: тренер должен быть открытым, общительным, эмоционально-устойчивым, способным управлять спортсменом, особенно в соревновательной ситуации.

У него должен быть достаточно высокий интеллект, развиты уверенность в себе, практичность. Он должен быть новатором, предприимчивым, решительным и самостоятельным.

Однако изучение психологических особенностей тренеров показало, что их представление об «идеальном» тренере значительно расходится с тем, что они представляют из себя в действительности. Совпадение было только по двум характеристикам — склонности к доминированию (управлению другими) и готовности принять новое. Очевидно, желаемое разошлось с действительностью.

Изучение психологических особенностей «успешных и неуспешных» тренеров тоже не дало существенных различий. Правда, Огилви отмечает, что тренеры имеют твердый характер, устойчивость к психическому напряжению, независимость, твердость и реалистичность взглядов, высокую авторитарность, т.е. стремление управлять спортсменами, основываясь на своем личном мнении.

Однако, очевидно, что эти особенности присущи не всем выдающимся тренерам.

По мнению американского психолога Б.Дж. Кретти, успех в тренерской работе в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает тренер, от того, как он строит свои отношения со спортсменами.

Дальнейшие исследования показали, что тренерам, быстро воспринимающим все новое, характерно стремление к творчеству, и их действия не замыкаются узкой программой. Они активно общаются, с коллегами, в курсе всех событий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международной арене.

Более того, успешно работающие тренеры обладают определенными педагогическими качествами, так как существует прямая зависимость между способностями преподавателя и приобретением знаний и навыков спортсменами.

Исследования эмоциональных реакций во время соревнований показывают, что физиологические сдвигу тренеров, наблюдающих за ходом соревновательной борьбы, по своей интенсивности сходны с показателями участников соревнований.

Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля у тренера, может быть нежелательным.

При этом не только ухудшаются результаты выступления его воспитанников, но и снижается его собственная способность принимать правильные решения в сложных ситуациях.

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

Все профессионально важные качества тренера можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), — двигательные (психомоторные).

Мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.

Отражением общественного мировоззрения тренера являются такие качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученика как активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом. Воспитывая патриотизм, тренер должен сам быть патриотом.

Патриотизм тренера должен проявляться в гордости как за достижения отечественных спортсменов на международной арене, так и за достижения страны в развитии науки, литературы, искусства, массовой физической культуры.

В то же время он должен быть интернационалистом, выступать в дружбу между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран.

Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах Нравственность, или мораль, — это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

Источник: https://www.dokaball.com/56-papa-trener/314-psikhologicheskie-osobennosti-lichnosti-trenera-chast-1

Психологические особенности личности тренера

Опубликовала: Наталья для http://www.fizkult-ura.ru

Тренер обязан обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской в частности для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Общие педагогические требования: 1) высокий уровень нравственного самосознания; 2) педагогическое образование; 3) широкий идейно-политический кругозор; 4) устойчивые морально-волевые качества;

5) интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;

6) высокий общий культурный уровень; 7) умение управлять собой в любых условиях; 8) хорошие организаторские способности;

9) умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.

Специальные требования к тренерской деятельности: 1) знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля; 2) умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта; 3) умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц; 4) способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности; 5) умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;

6) способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

Тренер — это глубоко творческая личность. Исследователи проблем творчества придают большое значение выявлению особенностей творческой личности. Так, в работах Я.А.

https://www.youtube.com/watch?v=rJ6zbq8EkdI

Пономарева выделяются следующие особенности: перцептивные (необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость); интеллектуальные (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний); характерологические (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность).

Многие авторы относят к особенностям творческой личности такие качества, как готовность к риску, готовность бороться с сомнениями, независимая интровертивная позиция, побуждающая стоять на своем.

Высокотворческие личности часто проявляют заметный интерес к сложным и новым проблемам. Их привлекают те ситуации, которые требуют оригинального решения.

Анализ деятельности тренеров показывает, что для тренера-творца характерны прежде всего: идейность в видении учебно-воспитательного процесса (стремление превратить знания учеников в их убеждения), желание экспериментировать и накапливать новый опыт, свобода от самоограничений, гибкость и независимость мышления и действий, высокая творческая энергия, способность концентрировать свои творческие усилия, стремление решать все более трудные педагогические задачи.

Следует выделить особенности личности тренера-творца: он способен гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм, какими бы авторитетными они ни были, видеть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенствованию.

Тренер — это творец, исследователь: из лучших образцов передового опыта он извлекает идею и трансформирует ее, приближая к конкретным условиям.

Читайте также:  Примеры архетипов по Юнгу и как найти свой?

Его отличает умение самостоятельно перерабатывать учебный материал, умение управлять деятельностью воспитанников, особенно познавательной и общественной, развивать их творческое мышление. Он в постоянном поиске новых путей, способов и приемов изложения и показа учебного материала.

Ему присуще стремление использовать все закономерности познавательного процесса обучаемых для глубокого усвоения и осмысления ими системы знаний и выработки прочных навыков и умений. У него сильно развито умение видеть перспективы развития и находить верные пути для решения возникающих проблем.

Он добивается того, чтобы в ходе учебного процесса были с наибольшей эффективностью учтены и реализованы все важнейшие принципы педагогики и психологии, и, наконец, ему свойствен постоянный творческий рост, он инициативен в самосовершенствовании.

Список использованной литературы:

  1. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с. Подробнее.

Источник: http://www.fizkult-ura.ru/sci/psychology/25

Применение тренером психологических техник

Постановка и обоснование проблемы. Человеческие возможности имеют предел, но спорт каждый раз опровергает эту истину. Новые мировые рекорды устанавливаются вновь и вновь. Улучшение результатов достигается за счет совершенствования разных видов подготовки – включая психологическую.

То, что психологическая подготовка нужна, так или иначе, ощущает каждый спортивный тренер. Но подход к каждому спортсмену он нащупывает интуитивно. Таким образом, в большинстве случаев многие практические вопросы (относящиеся к сфере психологии) тренер решает сам.

Проведенное исследование позволяет понять, какими психологическими навыками и умениями осознанно или интуитивно владеет тренер. Проработка темы позволит в будущем понять, что еще может развить в своем мастерстве (в психологическом аспекте) спортивный тренер.

И это весьма актуально, поскольку психологическое мастерство спортивных наставников содержит дополнительный ресурс для достижения новых рекордных результатов.

Методика. Целью исследования было выявление психологических навыков и умений в работе тренера и анализ специфики их применения.

Причем акцент был сделан на работе тренеров командных видов спорта, где область ответственности тренера охватывает как работу с отдельными спортсменами, так и с командой в целом.

Обнаруженные техники соотносились с этапом работы тренера и с используемым им стилем руководства.

Для этого было проведено структурированное интервью, включавшее несколько блоков вопросов, касающихся как формальных данных испытуемых; так и посвященных личности и деятельности тренера – его профессионально важным качествам, его функциям, восприятию его собственного стиля руководства; а также посвященных взаимоотношениям тренера и спортсменов; и. наконец, посвященных психологическим техникам, используемым тренером для работы с командой. Также применялась методика Е.П. Ильина «Склонность к определенному стилю руководства» [2003], позволяющая выявить три классических стиля руководства: демократический, авторитарный и либеральный.

Результаты и обсуждение.

Ответы  тренеров отличались степенью обобщения (кто-то из них приводил конкретный случай или пример, кто-то говорил в общем), степенью осознанности (некоторые способы и приемы работы выделяли точно, а с другими приходилось работать наводящими вопросами, поскольку им было трудно выделить их). Такое различие затрудняло возможность анализа и сопоставления разных мнений. Поэтому в расчет принималось лишь количество упоминаний техник вне зависимости от уровня их обобщения и осознанности. Принцип группировки выявленных техник был основан на существующем в литературе делении всех методов практической социальной психологии на три: диагностика, консультирование и тренинг. Таким образом, выделено три группы техник. Техники и приемы в работе тренера, когда он:

— решает задачу оценки спортсменов и команды (эксперт, диагност);

— консультирует, содействует в решении некоторых проблем и трудностей, встающих перед его воспитанниками (консультант);

— решает задачу обучения (тренер (на психологическом тренинге), психолог-учитель).

Вышло следующее количественное соотношение используемых ими техник: из всех упоминаний 57% относятся к техникам обучения, 25% – к техникам консультирования и 18% – к техникам оценки.

Содержательный анализ техник описан подробно в работе.

Ценным открытием стало то, что в работе тренера обнаружены не только приемы, уже известные в сфере психологии, но и не нашедшие аналогов («право на ошибку» и «re-make»).

А кроме того, при анализе техник выявилась интересная закономерность: этапы работы тренера и методы практической социальной психологии соотносятся между собой.

На этапе тренировок и отработки навыков и умений спортивный тренер применяет техники психолога-учителя (проводящего психологические тренинги). Он же использует техники консультанта, когда решает задачу по настройке и мобилизации спортсмена перед стартом и во время игры.

И, наконец, тренер применят техники диагноста в ситуации после игры – когда перед ним стоит задача оценки прошедших игр (или сезона игр).

Следующий этап работы был посвящен определению стиля руководства спортивных тренеров. С помощью методики Е.П. Ильина (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: «Питер», 2003. – 512 с.

ISBN 5-272-00028-5) было выделено три группы тренеров: первая – с демократическим стилем руководства, вторая – со смешанным, третья – с авторитарным.

Далее – анализировалась взаимосвязь стиля руководства тренеров с психологическими техниками, которые они используют в своей работе.

Первым делом было определено количество упоминаний используемых техник – для каждой из групп. Оказалось, что доля высказываний на одного человека примерно одинакова для всех групп тренеров.

Таким образом, оказалось, что тренеры с демократическим стилем руководства используют (озвучивают, осознают, выделяют) психологические техники в работе со спортсменами в той же степени, что и тренеры с иными стилем руководства.

Для каждой из групп тренеров с разным стилем руководства было проанализировано соотношение техник оценки, консультирования и обучения. Оказалось, что во всех трех группах преобладают техники обучения. Что, в общем-то, естественно – задачи обучения, тренировки – по определению – являются главными для любого тренера. 

При сравнении диаграмм прослеживается закономерность: группа тренеров с демократическим стилем руководства в меньшей степени использует психологические техники оценки, а в большей степени – приемы и способы консультативной работы.

Для группы со смешанным стилем руководства так же техники консультирования преобладают над техниками оценки и, но здесь прослеживается увеличение техник оценки и уменьшение техник консультанта. По сравнению с первой группой, где это тройное преобладание (29% к 10%), в этой группе преобладание двойное (28% к 13%).

В группе же с авторитарным стилем руководства – картина обращается в противоположную: количество используемых техник оценки в полтора раза преобладает над техниками консультирования (28% к 19%).

Обнаружена связь стиля руководства тренера с предпочтением в применении психологических техник. Демократический стиль руководства по форме (по техникам, приемам и способам работы) схож с консультативной деятельностью. Авторитарный стиль – с деятельностью эксперта.  

Выводы. Выявлена  связь выбора в применении той  или иной техники с этапом работы спортивного тренера.

Факт взаимосвязи техник спортивного тренера со стилем его руководства имеет гносеологическую и прикладную ценность, поскольку открывается новая область изучения в психологии.

На этом пути возможно обнаружение новых, столь необходимых в настоящее время детерминант эффективности работы тренера.

Небезынтересны, например, были бы работы в таком направлении: как осознанность спортивного тренера в применении психологических техник влияет на мастерство управления «ресурсами» спортсмена, а значит и на эффективность его деятельности.

Золотова А.В.

Источник: http://www.self-master-lab.ru/recommendation/recompsiho/204.html

Интервью с профессиональным психологом и тренером Марией Минаковой

(Журнал «Рекрутинг News». Беседовал: Кирилл Кириллов)

Тема интервью: «Профессия тренера: неповторимые черты»

Об особенностях профессии тренера-психолога мы попросили рассказать ведущую психологических тренингов, Действительного члена Профессиональной Психотерапевтической Лиги Марию Минакову.
 

— Одни тренеры стараются угодить клиентам, сделать, чтоб им было хорошо и комфортно, и не напрягают лишней информацией. Другие относятся неуважительно, чуть не  по-хамски, даже кричат. Третьи стараются вовлечь в работу. Какой вариант Вам как профессиональному тренеру и психологу ближе и кажется более правильным?

— Конечно, третий.

Во-первых, тренинг — это в первую очередь работа над собой. Почему-то многие компании рекламируют свои тренинги как вид отдыха, возможность «расслабиться после трудового дня», создавая излишний комфорт членам группы.

На самом деле задача любого тренинга — дать его участнику знания и умения, связанные с определенной темой. Возьмем, например, тренинг работы со страхом публичных выступлений.

Если участник будет отдыхать, научится он работать со своим страхом самостоятельно за пределами тренинга? Разумеется, нет.

С другой стороны, неуважение и хамское отношение – Вы не преувеличиваете? Я часто и сама бываю на тренингах, но настолько ярких примеров не встречала. Думаю, что и клиенты надолго не задерживаются на подобных программах.

Так или иначе, показывать участнику его несостоятельность или «нерадивость», конечно, не стоит. Или перегружать его чрезмерно информацией, заставлять работать по шесть часов в течение всего тренинга без перерывов и перекусов.

Это будет только демотивировать большинство людей, а на негативном эмоциональном фоне хорошего тренинга не построить.

Поэтому очень важно учесть два основных фактора:

1)      оптимальный объем работы на тренинге для участника (не перегружать, но и не расслаблять)

2)      его эмоциональный настрой (создать позитивную и доверительную атмосферу)

— Нужно ли как-то сплачивать группу, чтоб она работала как единый организм, или нужно искать к каждому индивидуальный подход?

— Можно сделать и то, и другое одновременно. Нужно уделять время и внимание как сплочению группы в целом, так и индивидуальной работе с каждым участником. Не вижу здесь противоречий.

— А как быть в случае, если группа неоднородна? Если кто-то заинтересован, а кто-то «Ваньку валяет»?  

— На психологический тренинг, как правило, приходят только те, кто действительно заинтересован в работе над своими проблемами или хочет помочь близким. На корпоративных тренингах зачастую участники приходят не по своей воле, а по воле начальника, который их отправил на тренинг. В данном случае существует два варианта действий тренера:

1)      работать только с теми, кто в этом заинтересован (если у тренера нет определенных обязательств перед заказчиком)

2)      заинтересовать тех, кто «Ваньку валяет». Грамотный тренер может определить, как это сделать, проанализировав личностные особенности и мотивацию конкретного участника и предложив ему тот формат и то направление работы, которое будет интересно ему. Или встроив в тренинг дополнительное задание для всех, имеющее своей целью расшевелить пассивных участников.

В целом же, очень многое зависит от стиля подачи материала тренинга.

Читайте также:  Разрыв шаблона - психология

Мало кто, даже из самых незамотивированных членов группы, устоит перед интересными игрой, притчей или анекдотом, перед наглядной презентацией с привлекательными картинками, приправленной определенной долей хорошего юмора. Сам стиль преподнесения любого материала способен создать мотивацию у участника, главное, чтобы было интересно.

— Сколько в арсенале хорошего тренера есть приемов завладения вниманием аудитории и направлением ее в нужное русло? Часто ли приходится импровизировать?

— У каждого свое. Да и не выработано единого понятия «хорошего тренера», существуют разные типы тренеров, каждый из которых по-своему хорош. Предположим, что речь идет об эффективном тренере. Тогда чем больше таких приемов – тем лучше, чтобы можно было выбрать подходящий, исходя из особенностей аудитории.

Думаю, каждый уважающий себя тренер непрерывно повышает уровень своей квалификации, находя и придумывая новые техники и приемы практической работы с группой.

Зачастую новая техника рождается прямо в процессе тренинга на основе неожиданно возникнувшей потребности у группы, поэтому, да, импровизировать приходится часто

— А важно ли для тренера образование, например, психологическое, или достаточно знать предмет и научиться чувствовать человека и группу?

— На мой взгляд, психологическое образование дает значительное преимущество любому тренеру. И если тренинг посвящен психологической теме (работе с психологической проблемой — страхом, депрессией, обидой, чувством вины и т.д.), то образование необходимо.

Причем не только и не столько базовое университетское (которое в Москве, например, сугубо академическое, а не практическое), сколько курсы повышения квалификации в сфере практической психологии, в частности, психологического консультирования и психотерапии.

Не зная различных тонкостей душевной организации, не обладая навыками глубинной работы с психологическими проблемами, тренер может навредить человеку и – что особенно печально – даже не заметить этого.

Поэтому если Вы ведете психологические тренинги, то Вам необходимо непрерывно повышать свою квалификацию в сфере практической психологии.

Однако среди непсихологов я встречала достойных профессионалов в области бизнес-тренингов. Это совершенно иной тип тренинга, здесь не происходит терапевтической работы с участниками, поэтому тренер-самоучка может не уступать профессиональному психологу по эффективности своей работы. Сами цели бизнес-тренинга иные.

— Какие еще качества важны для тренера, что он должен знать и уметь?

— Наверное, любому тренеру необходимы такие качества и навыки, как:

  • непрерывное желание развиваться (для постоянного повышения квалификации)
  • толерантность (для эффективной работы с любыми людьми, даже сложными)
  • навыки активного и пассивного слушания (для нормальной коммуникации с участниками тренинга)
  • креативность (для создания новых тренингов и новых методик при необходимости)
  • гибкость (для успешного выхода из сложных ситуаций, возникающих в процессе тренинга)
  • целеустремленность (для того, чтобы любой тренинг доводить до конца – как в его создании, так и в проведении)
  • навыки управления своим эмоциональным состоянием (для того, чтобы в любой момент быть в форме для проведения тренинга)
  • навыки работы со стрессом (поскольку работа тренера очень сложна и требует значительных энергетических и психологических затрат)
  • навыки сплочения группы (необходимо в любом тренинге)
  • умение определять и изменять настроение группы (для контроля эффективности обучения)
  • все основные педагогические знания и навыки (например, умение подать материал интересно, структурировано, чередовать виды представления материала и т.д.)

Если я сейчас попробую перечислить все, то на это уйдет не один десяток страниц.

— Существуют ли критерии, по которым тренер может сам оценивать результаты своей работы (можно на личном примере), или другие могут оценить эффективность тренинга?

— Да, существуют вполне четкие критерии, дающие возможность тренеру или другим людям понять, насколько хорошо он провел тот или иной тренинг. Среди самых распространенных:

  • Анкеты обратной связи, раздающиеся участникам тренинга в конце мероприятия
  • Устные отзывы участников тренинга по его окончании
  • Анализ эмоционального состояния участников по основным невербальным признакам
  • Проявление или непроявление интереса со стороны членов данной группы к другим программам специалиста
  • Общая активность или пассивность участников тренинга (включаются ли члены группы в активную работу или старательно отсиживаются на своих местах?)
  • Наличие или отсутствие большого количества каверзных вопросов (как правило, плохая работа тренера создает желание у недовольных участников задавать каверзные вопросы с соответствующей интонацией; при хорошей работе таких вопросов за весь тренинг вообще может не поступить – ни одного)

Есть и другие критерии, но эти основные.

— Может ли сам тренер пострадать в ходе проведения тренингов, психологически, конечно. Чего именно стоит опасаться? На какие тревожные симптомы обратить внимание?

— Любой специалист «помогающей» профессии (в том числе, тренер) подвержен синдрому эмоционального выгорания, то есть с самого начала находится в группе риска. Суть этого синдрома заключается в нарастающем со временем эмоциональном истощении тренера. Очень важно на ранних этапах провести профилактику выгорания. Основными его признаками являются:

  • ощущение неудовлетворенности своей работой
  • нарастающее безразличие к своим обязанностям
  • хронический стресс
  • появление неадекватных эмоциональных реакций
  • тревога и депрессия
  • психосоматические нарушения (повторяющиеся телесные симптомы, связанные с психологическими причинами)
  • и др.

Суть профилактики эмоционального выгорания для тренера может быть связана с одним из следующих направлений изменений в своей работе:

  • осмысление необходимости выполнять работу и именно так, как это делалось раньше (может, и правда тренеру имеет смысл что-то изменить в своей работе так, чтобы она приносила ему больше удовлетворения?)
  • поиск и устранение причины выгорания:
    1. работы слишком много (большое количество тренингов),
    2. она слишком однообразная (один и тот же тренинг проводится каждый раз и без изменений),
    3. слишком сложная на данном этапе (тренеру сложно работать одному, тема для него сложна) и др.
  • введение приемов и техник эмоциональной разгрузки (релаксационных техник)
  • перераспределение основных обязанностей с учетом пожеланий самого тренера

В целом, если простыми словами и нескучно, чем больше работа соответствует пожеланиям к ней тренера, тем меньше вероятность выгорания. То есть всегда достаточно найти, что именно тренеру перестало нравиться в своей работе, и изменить это в лучшую сторону.

Что же касается возможности пострадать в ходе самого тренинга, то для профессионала такой проблемы не существует.

Он умеет выстраивать необходимую для эффективной работы дистанцию между собой и участниками тренинга, которая, с одной стороны, не слишком велика, что позволяет сформировать благоприятную атмосферу для занятий, а с другой — способна создать необходимый уровень психологической защиты для тренера.

Источник: http://mytrenings.ru/intervu-s-professionalnym-psihologom-i-trenerom-mariei-minakovoi

Личность и роль тренера в спорте

Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера.

Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность — вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог.

Авторитет тренера неотделим от всей его деятельности, знаний теории и практики спорта, высокой требовательности и т.п. Полноценные взаимоотношения между тренером и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе. При решении всех вопросов, касающихся команды и ее членов, между тренером и спортсменами необходим тесный контакт.

Однако при окончательном решении той или иной проблемы основная роль принадлежит тренеру. Хороший тренер всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе.

Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять их в работе.

Выбор тренера — один из очень важных вопросов в создании дружного, сплоченного спортивного коллектива.

При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности дружного, сплоченного спортивного коллектива. При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности тренера.

Человек, не обладающий ими, даже если он большой знаток своего дела, не сможет стать тренером.

Особенно важно, чтобы тренер наряду со своими специальными знаниями и способностями был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладал бы не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умел вникать в психологию руководимых им спортсменов, всего спортивного коллектива. Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.

Успешность коллективной деятельности спортивной команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства.

Необходимым условием эффективности спортивной деятельности, высокой сплочённости команды является демократический тип управления и организации со стороны тренера.

Авторитарное управление командой, когда вопросы выбора стратегии и тактики командных действий, организационные и методические опросы решаются без учета мнения команды, не только не обеспечивает сплоченности спортивного коллектива, но и приводит к худшей спортивной результативности.

Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных, состояний и переживании астенического характера. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влиянием, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды,участников состязаний и др.

Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.

Авторитарность – демократичность тренера

Наблюдаемые авторитарные тенденции у тренеров были подтверждены данными довольно поверхностных и несистематических исследований. Но данные имеющихся исследований подтверждают авторитарность тренеров по сравнению с представителями других профессий. Существует несколько причин, дающих объяснение тому, что большинство тренеров авторитарны в своей деятельности.

  1. Особенность восприятия тренером своей роли основана на авторитете и поведении, отражающем авторитарность.
  2. Высокая потребность управлять действиями других была причиной тому, что они выбрали спортивную деятельность для удовлетворения этой потребности.
  3. Лидерство и руководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности, требуют, по-видимому, достаточно жесткого контроля за поведением спортсменов как в командных, так и в индивидуальных видах спорта.
  4. Некоторые спортсмены, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера доминирующего поведения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов.

Можно отметить следующие преимущества доминирующего поведения тренера:

  1. Неуверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях.
  2. Агрессивность, вызванная авторитарностью, направлена не на тренера, а на борьбу с соперниками или способствует более активным действиям спортсмена (например, быстрее бежит, дальше метает).
  3. Авторитарное поведение тренера может действительно соответствовать потребностям спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.
Читайте также:  Причинно-следственная связь - психология

Однако среди тренеров, добившихся успеха, встречаются и демократичные по стилю поведения. Они добиваются успеха по следующим причинам.

  1. Менее авторитарный тренер более доступен спортсменам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с ним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в команде.
  2. Спортсмены имеют возможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определенной независимости в стрессовых ситуациях.
  3. Если тренеру удается передать часть ответственности за принимаемые решения спортсменам, и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоционально зрелого поведения.
  4. Спортсмены, действия которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более гибкие тактичные решения.
  5. Более гибкий тренер, в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со стороны других.
  6. Авторитарного тренера отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов принять других людей такими, какие они на самом деле, оценить их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.

Психологи, занимающиеся проблемами управления в области промышленности и преподавания, предложили несколько методов сочетания авторитарного и демократического поведения со стороны руководителя.

Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях, требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению М. Мосстона, должен начинать с авторитарного подхода – «делай, как тебе говорят».

Когда ученики освоят и примут эту модель, ответственность за приятие некоторых решений может быть возложена на них.

Мосстон рекомендует предоставить право ученикам решать вопросы, связанные с заданием, – когда начать тренировку, сколько времени тренироваться, на каких снарядах и т.д. Он считает, что в этом случае школьники более активны на уроках физической культуры, чем когда эти указания даются учителем.

Если воспитанники успешно справляются с этим, то Мосстон рекомендует для оценки выполненного упражнения привлекать самих учащихся. Для этого он предлагает разбить учеников на пары, а затем распределить по группам с тем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполнения упражнений.

Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлять индивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученику можно предложить составить программу для развития силы и выносливости.

И, наконец, Мосстон рекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемым самопознанием», – метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросы открывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованию мастерства. В качестве примера подобного самопознания Мосстон приводит описание групповой дискуссии баскетболистов, в которой они «открыли» для себя тактику быстрого прорыва.

Сравнительные исследования авторитарного и демократического подхода в физическом воспитании показывают, что хотя в первом случае навыки будут осваиваться быстрее, однако при более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будет понимать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут более гибкими.

Личность идеального тренера

В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера, работающего с пловцами. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами.

Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам личности, как общительность, эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность, напряженность, воображение и др.

Таким образом, оценки личности идеального тренера у спортсменов и у тренеров совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию.

Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения.

Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.

Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных профилей высококвалифицированных тренеров по плаванию с идеальными профилями, построенными по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадения между реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным, что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались достаточно существенно.

Только по двум факторам – доминирование и готовность принять новое – не было обнаружено достоверных различий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по их собственному представлению, должны играть, и действительными личностными особенностями были выявлены существенные различия.

В другом исследовании Хендри обнаружил, что такая же тенденция была присуща и пловцам. Следовательно, можно предложить, что в данном случае желаемое расходится с действительностью. Хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональным и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие предъявляют к ним высокие требования.

Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров – «успешных» и «неуспешных».

Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось.

Однако, поскольку тестирование проводилось во время чемпионата, то Хендри признает, что определение этих двух категорий – «успешных» и «неуспешных» – не было достаточно обоснованным.

Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви указывает на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой.

Для тренеров, работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независимость, а также твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеют владеть собой.

Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры как представители определенной группы имеют высокие показатели по шкале авторитарности.

Анализируя сказанное, нужно подчеркнуть, что представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у тренеров.

Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания.

По мнению Хендри, способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки.

Источник: http://www.superaikido96.ru/publ/psikhologija/psikhologija_sporta/lichnost_i_rol_trenera_v_sporte/23-1-0-81

Глава 2. Портрет тренера, эффективно осуществляющего свою профессиональную деятельность

Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена (на примере футбола)

Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры…

Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена (на примере футбола)

2. Ролевые позиции тренера

Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера по футболу, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности. Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил…

Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена (на примере футбола)

3. Зависимость эффекта воздействия от авторитета тренера

Тренер по футболу может завоевать авторитет только тогда, когда его поведение естественно и вытекает из его мировоззрения и убеждений, когда слово и дело у него не расходятся…

Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена (на примере футбола)

4. Педагогические особенности личности тренера по футболу

Высокое педагогическое мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности — т.е. на совокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной педагогической деятельности…

Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена (на примере футбола)

5. Готовность к деятельности и психическое состояние тренера

Психическая готовность тренера — это существенная предпосылка эффективности его деятельности. Состояние готовности помогает тренеру успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт…

Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена (на примере футбола)

7. Воздействие личности тренера на результативность футболиста

Футболу как социальной деятельности изначально присущи две доминирующие тенденции: достижение максимального спортивного результата и формирование гармоничной личности футболиста…

Деятельность как многомерная единица

2.2 Внутренняя деятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компонент Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 83. /Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: Педагогическое общество России, 1999….

Общение: обаяние и застенчивость

3.3.2.Как победить свою неуверенность

Теперь понятно, что причиной застенчивости является неуверенность. И что с эти делать? Поставить диагноз — это еще пол дела, надо еще выписать лечение. Следующее упражнение используется многими авторами. Но я возьму его в том варианте…

1.6 Закономерности запоминания и сохранения информации или как улучшить свою память

«Память состоит из запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации» 4. Для того, чтобы люди могли улучшить свою память, её надо тренировать…

Психологические особенности эффективного тренера

3.1 Личностные качества эффективного тренера

3.2 Особенности межличностных отношений 3.3 Особенности стиля поведения 3…

Психологические особенности эффективного тренера

1.2 Личностные качества эффективного тренера

Сравнительная характеристика профессионально-важных качеств девушек и юношей – курсантов военного университета связи при поступлении и в начальный период военно-профессиональной адаптации

1.1 Психофизиологические проявления полового диморфизма и его влияние на профессиональную деятельность

В контексте исследования половых особенностей личности наиболее важной для целей профессионального психологического отбора в ВВУЗы является проблема социальной дифференциации ролей…

Стиль руководства как одно из направлений психологии малых групп и организаций

2 Характеристика личности группового тренера

Cуществуют точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию…

Типы темперамента и возможности их измерения

3.3 Влияния типов темперамента личности на его профессиональную деятельность и на стиль руководства

Исследование влияния темперамента на профессиональную деятельность по методике выявления КОС-2 Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие — М., 2013 — С…

4.Влияние видов характера на профессиональную деятельность

Различают от 10 до 14 типов характера. Они бывают гармоничными и дисгармоничными. Гармоничные типы характера характеризуются достаточным развитием основных черт характера без выделения, обособления…

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/4311

Ссылка на основную публикацию