Поддержка — психология

Психологическая поддержка:

Поддержка - психология

В суете современного мира каждый человек подвергается влиянию множества негативных психологических и физических факторов. При этом страдает не только физическое, но так же и психологическое здоровье.

Ежедневные стрессы накладывают свой неизгладимый след, и стечение негативных обстоятельств в один момент могут загнать любого человека в «глухой угол».

В таком случае, даже вполне здоровый, сильный и уверенный в себе человек нуждается в психологической поддержке опытного психолога.

Что такое психологическая поддержка?

Психологическая поддержка — это область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации в целом.

Это психологическая помощь в Москве и непосредственная работа с человеком, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях и глубинных личностных проблем.

Если вам нужна психологическая поддержка и вы не можете найти выход из сложившейся ситуации, звоните, и я окажу вам серьезную психологическую поддержку и помощь по телефону либо в личном психологическом кабинете на Цветном бульваре в Москве.

Психологическая поддержка – это так же увлекательная форма общения между психоаналитиком и клиентом, в процессе которого опытный психотерапевт всегда поможет человеку разобраться в самом себе, обязательно поможет и научит человека самостоятельно  принимать, понимать и анализировать свои чувства, поведение, мысли и принимать адекватные решения, опираясь на сильные стороны и внутренние ресурсы своего личного «Я».

Основные направления психологической поддержки:

Психологическая поддержка осуществляется в целях психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации. Основными направлениями которой являются:

  • Психологическая профилактика — содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов в целом, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;
  • Психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации. На сегодняшний день психологическое консультирование является одним из самых эффективных методов психологической поддержки;
  • Психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений возрастной категории от мала до велика.

Этические принципы помощи психологической поддержки:

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога практика, при оказании им психологической поддержки, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной.

Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике.

Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи и психологической поддержки было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым для всех слоев населения.

Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности — как следует вести себя психологу консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на частную практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи в России традиционно выделяют следующие:

  1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Данный принцип подразумевает «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно».

    Опытный психолог, психотерапевт и психоаналитик уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также при этом одновременно оказывать психологическую поддержку и помощь.

  2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которые могут позволить клиенту быть искренним и открытым.

    Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможность выразить психологическую поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе психологического консультирования, как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

  3. Запрет давать советы.

    Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как опытный психолог, психотерапевт и психоаналитик обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи и поддержки. Кроме того дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним в его жизни событиях.

  4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.

    Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве РФ и страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

  5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип, требование к психологу консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи и поддержки.

    Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической поддержки и помощи. Существуют различные исследования этих влияний.

    В конце XX века в европейских странах происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать.

    Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.

На сегодняшний день в современном мире так же как и в России у людей попавших в сложную жизненную ситуацию набирает все большую популярность обращение за психологической поддержкой к профессиональному психологу, психотерапевту и психоаналитику. Я настоятельно рекомендую вам при малейших невзгодах и психологическом дискомфорте смело звонить и использовать современный метод психологической поддержки и помощи психологическую консультацию.

Источник: http://unsait.ru/uslugi-psihologa/psihologicheskaya-podderzhka/

Статья на тему: Психологическая поддержка как основа влияния на личность

Статья на тему: Психологическая поддержка как основа влияния на личность

Изучая вопросы взаимодействия людей, можно особо выделить взаимоотношения взрослого и ребенка, так как основа построения их берет начало в детстве.

Исследователи делают важный вывод о том, что развитие личности ребенка складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми, вполне адекватно и непосредственно отражая те чувства любви, заботы, безусловного принятия личности, которые исходят от окружающих и адресованы ребенку.

Как следствие у ребенка формируется эмоционально-положительное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих (Т.В. Гуськова, М.И. Лисина и др.) Исследователи, Л.Н.Абрамова, А.Г.

Рузская отмечают максимальную потребность ребенка в психологической поддержке взрослого, которая проявляется в формах обращений, просьб и жалоб с целью получения конкретно-эмоционального, практически действенного и познавательно-этического контакта в общении со взрослыми.

В педагогической и психологической науке проблема психологической поддержки  ранее рассматривалась в контексте реформ отечественного образования и идей гуманизма, а также в рамках индивидуального подхода к ребенку у психологов А.Б. Добрович, М.С. Каган.

Современная гуманистическая парадигма предлагает обратиться к субъектности человека, что позволяет характеризовать психологическую поддержку как содействие ребенку в развитии его личности и вычленить механизмы поддержки в общении взрослого и ребенка: понимание, приятие, признание, репрезентация себя другим, продолжения себя в других (В.А. Петровский).

В психологическом словаре, психологическая поддержка определяется как, область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

К анализу понятия «педагогическая поддержка» и к характеристике его содержания специалисты подходят по-разному.

Так, психолог А.Д. Андреева рассматривает психологическую поддержку как процесс. Она поясняет, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Под психологической  поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

О.С. Газман, теоретически обосновывая идею психологической поддержки, отмечает, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

Г.М. Коджаспирова дает такое определение, психологическая поддержка

— это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.

Цель психологической поддержки  — душевное, или психологическое здоровье людей.

Здоровье понимается как такое динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой, при котором человек способен полноценно выполнять свои социальные функции.

Психическое здоровье  рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие. Поэтому  психически здоровый человек должен быть в целом адаптирован к успешному функционированию в социуме.

Психическое здоровье органически включено в личность и составляет одну из ее важнейших характеристик.

Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, включающее гармоничные взаимоотношения между человеком и средой, а также между различными аспектами человеческого «Я» — рациональным и эмоциональным, разумом и интуицией и т. п.

Исходя из этих рассуждений, психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих: гармонию между различными аспектами внутреннего мира человека, а также между человеком и обществом; возможность, как полноценного функционирования человека, так и его развития в процессе жизнедеятельности.

Основываясь на взглядах психологов гуманистического направления, можно заключить, что обобщенная психологическая модель здоровья должна включать аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он отражает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию, как с живыми, так и с неживыми объектами, единство с миром во всей своей полноте. Из этого следует наличие позитивного образа «Я», т. е.

абсолютное принятие человеком, как самого себя, так и других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей; глубокого убеждения ценности человеческой жизни как своей, так и чужой. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог.

Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.

Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т. е. в самоизменении, личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором своей биографии».

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Поэтому необходима деятельность педагогов по  оказанию этой помощи подросткам в решении их проблем, связанных с успешностью в учебной деятельности, с общением, с самоопределением.

Психологическая поддержка представляет собой процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Данное направление в психологии и педагогике названо автором этой концепции О.С. Газманом, как психология свободы, цель которой разработать средства для формирования свободоспособной личности.

В рамках этой концепции формирование личности выступает как индивидуальное саморазвитие,  а педагогический процесс — как субъект — субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

Достойная личности цель, которая достигается, благодаря психологической поддержки – это развитие ребенка как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.

Таким образом, психологическая поддержка является основой  свободного развития личности ребенка, благодаря своим потенциальным возможностям взаимодействия со взрослыми.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/05/24/psikhologicheskaya-podderzhka-kak-osnova-vliyaniya-na

Психологическое консультирование: значение эмоциональной и психологической поддержки

Психологическое консультирование: значение эмоциональной и психологической поддержки

22.03.2012

Что такое психологическое консультирование?

Наша страна сегодня — огромное учебное заведение. Мы учимся всему, а главное – новой жизни, новым правилам в этой жизни. Процесс этого научения идет достаточно быстро и довольно болезненно. И в первую очередь в нашей душевной и духовной жизни.

Может быть, во многом благодаря этому в последние годы консультирование и  психотерапия по-настоящему входят в нашу повседневную жизнь.  Их востребованность растет с каждым месяцем.  И уже не хватает профессиональных психотерапевтов.

Уже начинает высоко цениться качество психотерапевтической помощи и психологической поддержки.

Психологическое консультирование — это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей. Для диалога недостаточно обычного языка общения, недостаточно слов. Необходимо соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров.

Клиент выбирает консультанта интуитивно, часто ориентируясь на его формальные характеристики, воспринимая как специалиста или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Задачи консультанта более широки, более сложны.

Он в большей степени ответственен — состоится или не состоится диалог. Именно он ищет и путь к индивидуальности, выбирает тот профессиональный инструмент, который позволит сделать общение действительно глубоким, а консультирование — эффективным.

Незаменимым помощником в этом трудном процессе выступает психологическая и эмоциональная поддержка.

Понятие психологическая и эмоциональная поддержка больше тяготеет к гуманистическому подходу к клиенту, поскольку подразумевает как бы изначально его активность и стремление к позитивным изменениям. Думается именно этот смысл вкладывается в понятие консультантами и психотерапевтами данного психологического направления.

Фактически все консультанты соглашаются с тем, что хорошие отношения помощи необходимы для эффективной работы с клиентами. Некоторые специалисты полагают, что наличие этих факторов не только необходимо, но и достаточно для того, чтобы с клиентами произошли конструктивные изменения [6,7].

Психологическая поддержка в консультировании

Carkhuff и его соавторы (цит. по Рики-Джордж [12]) провели широкое научное исследование так называемых «сущностных условий» эффективного консультирования.

Это исследование обнаружило, что успешно функционирующие консультанты демонстрируют высокий уровень проявления качеств, вне зависимости от их теоретической ориентации.

Исследователи отмечают, что понятие психологическая поддержка встречается в теории и практике психологического консультирования и психотерапии гораздо реже, чем такие понятия как помощь, эмпатия, искренность, позитивное отношение и конкретность и часто употребляется для обозначения конкретного способа психологической поддержки. Именно этими понятиями мы и будем руководствоваться в своем дальнейшем исследовании, подразумевая при этом одно – психологическую поддержку.

Бурнард Филипп [3] считает, что весь процесс консультирования представляет собой акт психологической поддержки. Консультант большую часть времени является адвокатом клиента. Его целью становится оказание помощи клиенту. То есть все вмешательства, совершаемые в процессе консультирования, должны быть наполнены чувством заботы и поддержки.

Никогда целью консультирования не ставится чтение нотаций или «исправление жизни» другого человека. На самом деле задача консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных самим клиентом жизненных проблем.

В этой ситуации консультант выступает в качестве «сопровождающего», а не в качестве человека, лучше оснащенного для жизни, по сравнению с клиентом.

Zeig  (цит.

по Рики-Джордж[12]) описывает психологическую поддержку в психотерапии как «ситуацию, где терапевт помогает пациенту позволить себе совершить что-то из того, на что он надеялся, но не мог сделать из-за неверия в то, что это возможно». Хотя в этом определении психологическая поддержка озвучивается как мотивирование, автор позднее поясняет, что психологическая поддержка в психотерапии — это «помощь людям в раскрепощении себя».

С. Глэддинг [4], он отмечает, что существует почти единодушное мнение, разделяемое и практиками и теоретиками, что проявление психологической поддержки является одним из самых важных элементов консультирования, который одинаково необходим на всех стадиях консультирования.

Способность оказать психологическую поддержку клиенту, полагает Г.А. Берулава [2], это во многом не алгоритмизированное умение,  а искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами интуиции, заложенными в подсознание человека.

Целью психологической поддержки, подчеркивает автор [2], является не манипулирование  клиентом в русле выстроенной психологом модели его личности и поведения, а создание условий для эффективного саморазвития личности путем формирования у нее механизмов самообучения и самовоспитания. В этом случае каждый  человек сам становится для себя психологом, хозяином своей судьбы, поскольку возможности самопознания и саморегуляции деятельности, производящие в итоге запуск механизмов самообучения и самовоспитания, намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий психолога. Человек, способный понимать и оценивать свои мысли и чувства, в дальнейшем становится способным управлять ими, он становится в итоге более свободным и независимым, гораздо в меньшей степени подверженным влиянию чужой воли, чужих мнений.

Консультант через отношения предоставляет клиентам систему поддержки, которая часто обеспечивает необходимую стабильность для того, чтобы клиент мог пойти на риск и изменить поведение.

К. Роджерс [7] считает, что клиенты способны конструктивно измениться, если они обеспечены правильными воспитывающими условиями.

Это отношение эквивалентно любви, выраженной в соответствии с христианской концепцией «любви к ближнему», без каких-либо романтичных или собственнических оттенков.

Роджерс проводит аналогию с чувством любви, которое родители испытывают по отношению к своим детям, ценя их как людей независимо от их специфического поведения в любой момент.

Свое согласие с  К. Роджерсом выражают Carkhuff и Berenson [12], они  считают, что психологическая поддержка понимается как ненавязчивая теплота и забота терапевта.

На близких позициях с К. Роджерсом, Carkhuff и Berenson находятся А.И. Айви  и М.Б. Айви [1], они считают, что клиент не может творчески развиваться, если психотерапевт или консультант не создает атмосферу душевного тепла и поддержки.

Теплота к другому человеку передается также невербально через контакт глаз, тон голоса, выражение лица, позу и прикосновения. Консультанты должны осознавать невербальные сообщения, которые они посылают клиентам; они должны учиться передавать свою теплоту и отношение невербально.

D. W. Johnson [11], определил невербальные сигналы, которые выражают теплоту и холодность. Данные сигналы представлены ниже (см. Таблицу 1). Консультанты могут научиться действовать таким образом, чтобы клиенты воспринимали их «теплыми», но эти чувства должны быть реальными и подлинными.

Таблица 1

Невербальные сигналы теплоты и холодности

Невербальный сигналТеплотаХолодность
1. Тон голосаМягкийЖесткий
2. Выражение лицаУлыбающееся, заинтересованноеБесстрастное, хмурое, незаинтересованное
3. ПозаСклоняется к партнеру, расслабленнаяОтклоняется от партнера, напряженная
4. Контакт глазСмотрит в глаза партнераИзбегает смотреть в глаза
5. ПрикосновенияМягко прикасается к партнеруИзбегает прикасаться к партнеру
6. ЖестыОткрытые, приветливыеЗакрытые, оборонительные
7. Пространственное расположение Близко к партнеруДалеко от партнера

С. Глэддинг [4] обращает внимание на то, что результативность консультации можно увеличить, если консультант будет в нужный момент проявлять эмпатию, одобрение, заботу, внимательность, восприимчивость, искренность и психологическую поддержку.

Эмоциональная поддержка в психологическом консультировании

Одной из главных особенностей психологической поддержки в личностно-центрированном подходе К. Роджерса [7] является концентрация на эмоциональной, а не интеллектуальной стороне отношений.

Чистое знание не может помочь клиенту; действие знаний может быть блокировано эмоциями, которые сопутствуют поведенческим актам.

Клиент может обладать интеллектуальным знанием ситуации, но, поскольку реагирует он на нее эмоционально, это знание не способно изменить его поведение.

Хотя обычно клиент говорит о конкретных ситуациях и том содержании, которое в них присутствует, личностно-центрированный консультант пытается помочь клиенту сосредоточиться на тех чувствах, которые клиент испытывает по отношению к себе, другим людям и событиям, присутствующим в его мире. В это время очень уместно использовать еще и эмоциональную поддержку.

D. Blocher [10] считает, что психологическая эмоциональная поддержка оказывает существенное влияние на:

  • Облегчение изменения поведения;
  • Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения;
  • Увеличение продуктивности клиента и его способностик преодолению трудностей;
  • Помощь в процессе принятия решений.

Р. Кочюнас [5] отмечает, что нужно обязательно обращать внимание на чувства, когда они вызывают проблемы в консультировании или могут поддержать клиента, помочь ему.

Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства. В этом случае полезно оказать клиенту эмоциональную поддержку.

Например, если клиент, которому трудно уйти с работы раньше времени, приходит на консультативную встречу вовремя, следует это отметить: «Как хорошо, что Вы смогли прийти вовремя!».

Или когда клиентка с затянувшейся депрессией говорит, что смогла подняться с кровати, убрать в комнате и приготовить себе обед, мы, понимая значимость события, должны порадоваться вместе с ней удачному «продвижению» в преодолении депрессии.

К. Юнг [8] отмечает: «Контакт двух личностей похож на соединение двух химических веществ; оба изменяются, если происходит реакция.

Если психотерапия идет эффективно, предполагается, что терапевт оказал влияние на пациента; но возникновение такого влияния возможно только в том случае, когда врач тоже испытывает его на себе».

Необходимо личное участие человека, чтобы понять смысл красоты, любви или других понятий, известных как ценности жизни. Несерьезно считать, что можно познать человека с помощью научного анализа и формул. Понимание как участие — вот истинный путь познания.

Таким образом, главная задача консультанта состоит не только в том, чтобы показать клиенту, где, когда и что клиент неправильно сделал, чтобы реализовать свой потенциал, но также и пытаться оказывать клиенту психологическую поддержку, чтобы он смог проживать существование настолько полно, насколько это возможно.

Через  отношения клиенты учатся познавать свои мысли, чувства, установки, ценности и поведение, и в результате этого процесса они становятся способными расти и изменяться.

Такой процесс самоисследования становится возможным благодаря особому терапевтическому климату, сложившемуся в процессе консультирования с использованием психологической и эмоциональной поддержки.

Литература:

1. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия М., 1999, с. 38, 592. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога М., 2003 с.35, 583. Бурнард Филипп Тренинг навыков консультирования, ПИТЕР 2002, с. 18-19, 22-28, 32-33, 41-424. Глэддинг С.

Психологическое консультирование, СПб 2002, с. 172, 197-1985. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия М., 2004 с. 47-536. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования СПб, 2000, с.73-77 7. Роджерс К. Эмпатия – психология эмоций М., 1984, с. 56-638. Юнг К.Г.

Практика психотерапии М., 2003, с.79-879. Berenson В. G., Carkhuff R. R. (Eds.) Sources of Gain in Counseling and Psychotherapy. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1987. 10. Blocher D. Н. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966.11. Johnson D. W.

Reaching Out: Interpersonal Effectiveness and Selfactualization, 1990

12. Carkhuff R. R., Berenson B. G. Beyond Counseling and Therapy, 2nd Ed. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1977.

Осипов Денис Владимирович, кандидат психологических наук, сертифицированный мастер-тренер по позитивной психотерапии (Германия), коуч, спортивный психолог.

Источник: Журнал практического психолога. 2005. №3.

Источник: http://ippt.ru/biblioteka/stati_po_psihologii/psihologicheskoe_konsul_tirovanie/psihologicheskoe_konsul_tirovanie_znachenie_emocional_noj_i_psihologicheskoj_podderzhki/

Понятие психологической помощи и поддержки

Понятие психологической помощи и поддержки

В специальной психолого-педагогической литературе, начиная с французского просветителя Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), отрочество описывается как период тревог и конфликтов, время эмоциональных бурь.

Действительно, помимо объективных трудностей взросления, из-за отсутствия жизненного опыта подростки нередко оказываются в трудных ситуациях и обстоятельствах, приводящих к стрессу со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В такого рода ситуациях очень важным является правильное поведение людей, находящихся в микросоциальном окружении подростка.

Учителя, имеющие частые контакты со школьниками, могут помочь подростку войти в нормальный ритм повседневной учебной деятельности, помочь родителям в определении симптомов и содержания стрессовой ситуации и оказании своевременной помощи.

Хорошо, если педагог сам сможет оказать первичную психологическую поддержку, не отсылая сразу учащегося к специалисту, поскольку, во-первых, чем скорее получена помощь после травмирующего события, тем она более эффективна в снятии симптомов стрессового расстройства, во-вторых, встреча с «другим» специалистом при любом уровне взаимодействия с ним часто вызывает определенное напряжение подростка.

К основным задачам первичной поддержки относится следующее:

  • помочь подавленному сложившейся ситуацией ребенку/подростку сконцентрироваться на решении своей проблемы;
  • поддерживать контакт подростка с реальностью; не обещать того, что не может быть выполнено;
  • психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить уровень критицизма в отношении себя, психическое перенапряжение, стыд по поводу сложившейся ситуации;
  • оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы физической болезни, в пессимизм и т. д.;
  • при необходимости демонстрировать подростку определенные образцы поведения в качестве примера устойчивости человека к стрессовой ситуации, самоконтроля, видения перспектив, логического анализа жизненных ситуаций. Это усиливает силу «Я» подростка, который может эти образцы усвоить и со временем использовать в своем поведении;
  • предоставлять подростку необходимую информацию, что повышает его мотивацию на решение проблемы, поскольку вселяет надежду, разделяет факты на те, что «внутри» личности, и те, что «снаружи», и предотвращает необоснованные ожидания, что «все утрясется само собой»;
  • предоставлять советы и поддерживать собственные усилия подростка по сохранению контроля над ситуацией, уменьшать его сомнения и страх перед неизвестным, внушать надежду и способствовать активизации возможностей подростка к самоанализу и готовности к тому, чтобы справиться с ситуацией;
  • осуществлять защиту прав и интересов подростка, посредничество в переговорах с родителями, специалистами, организациями, оказывать помощь в получении доступа к необходимым социальным ресурсам и др.

Таким образом, педагог-консультант показывает подростку способы решения проблемы, снижает его тревожность и повышает уверенность в себе.

Для того чтобы оказать квалифицированную психологическую поддержку и помощь, традиционно обозначаемую как «психологическое консультирование», требуются знания о психологических особенностях возрастных периодов и основных различиях реакций детей и взрослых.

Эти различия не всегда заметны, но имеют принципиальное значение и проявляют себя в том, какие именно проблемы оказываются значимыми для детей и как они реагируют на стрессовые ситуации.

Главная цель психологического консультирования состоит в том, чтобы способствовать личностному росту клиента в плане возникновения у него чувства перспективы, наделения/развития его способности анализировать и видеть жизненные ситуации в различных ракурсах, уметь разрабатывать различные стратегии поведения и осознанно им следовать.

Базовые принципы консультативной помощи — ориентация на нормы и ценности клиента, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, конфиденциальность или анонимность, разграничение личных и профессиональных отношений.

Чрезвычайно важным является «принцип участия» — не навязывание клиенту готовых решений, а повышение его активности в процессе совместного с консультантом нахождения решения проблемы и в плане работы над собой.

Эффективность психологической помощи во многом зависит от таких личностных характеристик педагога-консультанта, как способность к эмоциональному проникновению в мир другого, к эмпатии (сопереживанию), к оказанию эмоциональной помощи и поддержки; высокая степень личной и социальной ответственности, сопряженной со стремлением брать ответственность на себя, высокий социальный интеллект, открытость, коммуникативность, стрессоустойчивость. Кроме того, одной из наиболее значимых характеристик — как общечеловеческих, так и профессиональных — считается толерантность (терпимость), то есть признание права на существование и приятие культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, ценностных ориентациях и т. д. других людей. Но первым нравственным основанием в фундаменте общей культуры педагога-консультанта должна быть идея о том, что никакие внешние обстоятельства и личные предубеждения не могут быть причиной отказа в помощи тому, кто в ней нуждается. Консультирование детей имеет ряд уникальных черт. Прежде всего, ребенок остается зависим от родителей, к которым он к тому же обычно сильно эмоционально привязан. Сложные отношения ребенка и родителей окрашивают его отношения со взрослыми и могут представлять серьезную проблему при оказании помощи. Особенно велика возможность негативной ассоциации консультанта с родителями у детей с нарушениями развития и неблагоприятной семейной ситуацией. Многие подростки, особенно неблагополучные, ориентированы на сверстников и порою сопротивляются контактам со взрослыми. Поэтому если консультант воспринимается как суррогат родителя, это может стать серьезным препятствием к эффективному взаимодействию. Общие правила сохранения конфиденциальности в консультировании не могут применяться в неизменном виде к консультированию детей. В этом вопросе педагог-консультант неизбежно будет сталкиваться с проблемой: как определить границы информации, которая может быть сообщена родителям. Поскольку часть содержания бесед так или иначе подлежит разглашению, консультант должен сразу очертить подростку границы конфиденциальности. Однако в любом случае индивидуальная беседа должна проходить наедине и в отдельном помещении. Еще одна характерная особенность консультирования детей состоит в том, что они часто сами не являются инициаторами обращения за помощью. Во-первых, они не обладают для этого достаточной независимостью, а во-вторых, поведение, послужившее причиной запроса, нередко является проблемой скорее для окружения, чем для самого ребенка. В отличие от взрослых, которым свойственно жаловаться на проблемы и искать пути к переменам, дети склонны принимать личные обстоятельства как должное и даже обвинять себя в происходящем.

Некоторые аспекты детства представляют благоприятные возможности для оказания помощи. Дети недостаточно хорошо умеют контролировать свое поведение и поэтому в их реакциях сохраняется большая доля спонтанности и отсутствие тенденции к рационализации своего поведения.

Это позволяет консультанту довольно быстро получить адекватное представление о происходящем. С другой стороны, следует иметь в виду, что дети, будучи по природе более правдивыми, чем взрослые, не всегда верно представляют картину своей ситуации и своих чувств.

Они могут неосознанно манипулировать взрослым, чтобы побудить его занять их сторону.

При консультировании детей нужно также учитывать следующие их особенности:

  1. Ребенок может недостаточно хорошо уметь устанавливать отношения внутри социальной группы сверстников, находить и сохранять друзей. Дети склонны скорее говорить о поведении других, чем о своем.
  2. Дети зависят от заботы и покровительства родителей. Роли, выполняемые ими в семье, свидетельствуют о том, в какой степени ребенок является (или ему позволяется быть) зависимым либо самостоятельным. Консультант должен быть терпимым к позиции родителей, готовить ребенка к внутрисемейному сотрудничеству и учитывать при этом культурные особенности семьи.
  3. Особенности коммуникации: а) родители, имеющие проблемы, не дают детям разрешения на выражение негативных эмоций или любопытства, блокируя формирование способности к выражению своей позиции и принятию чужой; б) дети не всегда могут передать сложные чувства, обсуждать общие, абстрактные вопросы или говорить на определенные темы (табуированные или психотравмирующие), поэтому педагог-консультант может предлагать для их описания альтернативные варианты с выбором и должен осторожно подбирать слова, чтобы они соответствовали словарному запасу подростка.
  4. Самолюбие и самооценка: в контактах с другими, детям необходимо чувствовать позитивное отношение к себе и своим способностям. Защитной реакцией может быть отрицание собственной слабости, обвинение других или обстоятельств. Консультанту не следует ставить ребенка в позицию, из которой не будет безопасного для его самолюбия пути к отступлению. С другой стороны, консультант должен подводить подростка к принятию ответственности за свои действия.
  5. Ребенок не всегда понимает, каким образом его поведение влияет на жизнь окружающих, а также его самого в долгосрочной перспективе. Необходимо стремиться поддерживать связь ребенка с социальной реальностью и показать, что не существует простых решений для сложных проблем. Границы между реальностью и фантазиями у детей нередко размыты, чувство времени недостаточно развито, а сам рассказ часто непоследователен и неструктурирован. Проводя беседу с ребенком, можно применить традиционный подход «воронка», то есть начать беседу с общих открытых вопросов с последующим сужением фокуса или же начать со специальных вопросов, оставляя при этом место выбору. Ребенку проще отвечать на короткие конкретные вопросы о произошедших событиях. Следует избегать тонкостей, непрямых и противоречивых высказываний.

Большое значение имеет то, как консультант ведет разговор. Не нужно пытаться подстраиваться под детскую речь — говорить слишком громко или слащавым голосом.

Не следует избегать или сглаживать разговор на те темы, которые, по его мнению, могут принести ребенку боль, так как в этом случае он лишает ребенка возможности иметь дело с проблемами, значимыми для него.

При консультировании детей необходимо учитывать и то, что детям сложно сохранять фиксированное внимание и контроль за поведением длительное время, особенно при наличии эмоциональных расстройств. Поэтому необходима частая смена видов деятельности, терпение со стороны консультанта.

Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, должна параллельно со школой осуществляться в семье Характер такой поддержки часто должен быть подсказан педагогом. Родители должны:

  • объяснять ребенку то, что произошло, в доступной для него форме;
  • помочь высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок;
  • дать понять ребенку, что переживание, слезы и т. д. по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям;
  • дать время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко определить свое отношение и высказать свои чувства. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности могут помочь в преодолении стрессового состояния;
  • если ребенок испытывает страх, показать ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе;
  • если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от привычного поведения, позволить ребенку, например, спать с включенным светом;
  • объяснить ребенку, в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки, заблуждения и пр., которых следует избегать в дальнейшем;
  • не критиковать проявления регрессии, то есть поведения, характерного для более ранних «детских» ступеней развития;
  • позволять ребенку выражать любые свои эмоции и не ждать от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным;
  • дать возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью — в частности, предоставить ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т. д. Нужно отметить, что для того, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, родители должны быть достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу происшедшего, какими бы отрицательными они ни были.

16.05.2018.

Источник: http://Soc-Work.ru/article/447

Психологическая поддержка

Психологическая поддержка

Как приятно смотреть на людей, которые буквально светятся изнутри, загадочно улыбаются и радуются каждому моменту в жизни. Возникает ощущение, что этот человек очень счастлив и беззаботен. И как же хочется оказаться на его месте, чтобы прочувствовать все его ощущения на себе.

На самом деле это доступно каждому человеку, проживающему в нашем городе, стране и даже мире. Но что ему мешает? Причины могут быть разными, они либо лежат на поверхности, и их можно быстро решить, либо они где-то глубоко и далеко спрятаны от нас.

Ты не можешь понять, проблема начала зарождаться в тебе, какого размера она достигла, и чем она тебе угрожает. Психологическая поддержка, помощь со стороны или пытаться справиться самостоятельно? Просить помощи у других кажется невозможным, так как ты боишься огласки.

И не хочешь, чтобы твой секрет ушел по закоулкам сплетен и интриг твоих знакомых и даже друзей.

В этот момент многие люди заходят в тупик и думают, что решений больше нет. Надоело в одиночку подбирать ключи к двери, которая, кажется, уже никогда не откроется.

Но есть на свете такая услуга, как психологическая поддержка, или другими словами психологическое консультирование, которое призвано помогать людям, которые в ней нуждаются.

Это не означает, что у вас психологическое отклонение, как многие думают, путая психологию с психиатрией. Это две разные науки, как ложка и вилка, они относятся к одному столовому прибору, но предназначены для разных блюд.

Важность психологической поддержки

Кроме самого человека, никто не позаботиться о его настроении, самочувствии, ощущении себя. Люди ежедневно получают в свою копилку сотни отрицательных или положительных эмоций. В свою очередь, они помогают радоваться какому-либо событию, подпитывать утраченную энергию приятными воспоминаниями, а другие тянут вниз, заставляют страдать человека.

Даже в самом большом помещении наступает момент, когда в нем заканчивается место. Но продолжают поступать те вещи, которые требуется поставить в эту комнату.

Психологическая поддержка специалиста призвана помочь вам найти место в этой самой комнате, разобрав все старые вещи, которые залежались в ней и больше не нужны.

Каково же удивление человека, когда он видит, как много хлама в недрах его сознания! Что нужно вовремя проводить в нем уборку помещения, выбрасывать ненужные предметы, не дожидаясь момента, когда они начнут издавать дурной запах.

Воспользовавшись психологической поддержкой, вы обретёте ощущение легкости, хорошего настроения и бодрости духа, появится та загадочная улыбка и сотни восторженных глаз, желающих прочувствовать на себе все то, что сейчас испытываешь ты.

Источник: http://maria-psy.ru/?q=psihologicheskaja-podderzhka

Эмоциональная поддержка | PSYCHOLOGY-BEST.RU — ВСЁ О ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ

Эмоциональная поддержка необходима каждому человеку, мы испытываем в ней насущную потребность. Да по-другому и быть, наверное, не может. Без такой поддержки люди, скорее всего, напоминали бы роботов.

 Когда близкий нам человек находится в состоянии гнева, последнее, что приходит в голову  большинству – это подлить масла в огонь, говоря ему, что он и должен чувствовать гнев и разочарование.

Тем не менее, если все сделать правильно, обеспечение эмоциональной поддержки может иметь неожиданные результаты, которые только укрепят отношения.

Борьба с гневом другого человека

Мы все бываем в ситуациях, когда любимый человек невероятно расстроен. Очень часто трудно предугадать, какой способ реагирования является лучшим в подобных случаях. Наш инстинкт подсказывает нам, что необходимо успокоить его, но это нелегко сделать, а может быть, даже опасно.

Идея раздувания пламени при помощи слов, что он имеет полное право быть разгневанным или находиться в ярости, кажется нелогичной. Но когда мы делаем это с точки зрения сопереживания и сочувствия, происходит что-то волшебное. Вместо того, чтобы разжечь ярость другого человека еще больше, наша эмоциональная поддержка фактически гасит пламя.

Противоядие от гнева и разочарования

Когда мы расстроены, испытываем гнев, разочарование и боль, мы стремимся обсудить наши чувства с другими. Если человек, которому мы выражаем свои чувства, просто смотрит на нас, пожимает плечами или говорит нам, что мы сделали неправильно, мы не будем чувствовать себя лучше. Мы, вероятно, почувствуем себя еще хуже после такого разговора.

[message type=»simple»]Что мы ищем, когда передаем свои чувства другому человеку? Мы хотим понять, что произошло с нами и почему мы чувствуем так, а не иначе.[/message]  Мы хотим проверить свои чувства, передавая это понимание.

Когда мы очень злы и расстроены, мы говорим кому-то, почему так. И они поддерживают нас, эффективно проверяя наши чувства. В результате мы испытываем огромное облегчение. Только тогда, получив эмоциональную поддержку,  мы можем, на самом деле, отпустить некоторые из чувств, что мы создали.

Истинную эмоциональную поддержку трудно получить

Как правило, мы находим нужным озвучивать наши рассказы о горе, негодовании или печали многим людям. Потому что мы редко получаем ответ, которого жаждем – истинную эмоциональную поддержку. Когда кто-то, наконец, предлагает нам реальную эмоциональную поддержку, мы склонны чувствовать себя очень благодарными им за это.

Мы можем думать о семье и близких людях, тех, кто знает нас лучше других, что они будут лучшим источником эмоциональной поддержки, но, к сожалению, это не всегда так.

Те, кто заботятся о нас больше всех, наиболее вероятно, будут лично огорчены нашими собственными страданиями. В результате они с лучшими из благих намерений стараются свести к минимуму наши эмоциональные переживания.

(«Не думай об этом», «Забудь», «Отпусти эти чувства», «Не хандри» и т. д.) вместо понимания и принятия нашей боли.

Опять же, хотя их намерения могут быть хорошими, такие реакции иногда воспринимаются как эмоционально пренебрежительные.

Так как же предложить подлинную эмоциональную поддержку?

Рецепт для подлинной эмоциональной поддержки

Вот шаги для предоставления  эмоциональной поддержки. Но обратите внимание: вы должны сделать все пять шагов и делать их правильно для достижения желаемого результата.

  1. Пусть человек завершит свое повествование, чтобы у вас были все факты.
  2. Сообщите, что вы понимаете, что с ним случилось с его точки зрения (согласны вы с этой точкой зрения или нет).
  3. Сообщите ему, что вы понимаете, как он чувствовали себя в результате того, что произошло ( с его точки зрения).
  4. Скажите, что его чувства вполне разумны (с его точки зрения).
  5.  Выразите ему сочувствие и симпатию (не жалость!) за его эмоциональные реакции.

Правила несложные, но Psychology-best.ru уверяет – правильная эмоциональная поддержка поможет вашему близкому человеку отпустить некоторые из негативных чувств, которые он создал в своем внутреннем мире.

Источник: http://psychology-best.ru/prakticheskaya-psixologiya/emocionalnaya-podderzhka.html

Ссылка на основную публикацию