Восприятие, подробно — психология

Восприятие

Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.

Рис. 6.2. Виды восприятия по форме существования материи

Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся. Основные особенности восприятия пространства человеком отображены в табл. 6.1.

Согласно первой классификации существует три вида восприятия (рис. 6.2).

Таблица 6.1.

Восприятие пространства

Разновидность восприятия пространстваЗа счет каких механизмов осуществляется
Восприятие расстояния до предметовВ основном осуществляется посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. По степени напряжения соответствующих мышц глаза и изменению изображения на сетчатке мозг оценивает расстояние до предметов. При одинаковом удалении предметов большее изображение на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее — от меньшего предмета.Другой механизм, помогающий человеку правильно оценивать расстояние до удаленных предметов, — линейная перспектива (по мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается). Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги.Еще один механизм — воздушная перспектива.Он заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, искажаются под влиянием слоев воздуха. Поэтому сильно удаленные предметы кажутся нами более светлыми и размытыми, чем расположенные ближе
Восприятие формы, объемности и величины предметовСложный синтетический процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Чаще всего осуществляется с помощью зрительного анализатора, но к этому процессу может подключаться и тактильный анализатор, который помогает человеку преодолеть некоторые зрительные иллюзии
Восприятие объемности пространстваВ темноте этот вид восприятия может использовать также слух: так человек может примерно определить размеры помещения по эху, а глубину колодца — по звуку брошенного в него камня

В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства — иллюзии. Более подробно зрительные иллюзии разбираются в разделе 6.4 данной книги. Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной — рис. 6.3).

Рис. 6.3. Вертикально-горизонтальная иллюзия Вундта

Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (табл. 6.2).

Таблица 6.2.

Восприятие движения

Характеристика восприятия движенияКритерии оценки
Форма движенияПрямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное, зигзагообразное и т. д.
Характер движенияСгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание, скручивание и т. д.
Направление движенияНаправо, налево, вверх, вниз, вперед, назад и т. д.
Скорость движенияБыстрая или медленная и т. д.
Ускорение движенияРавномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое и т. д.
Амплитуда движенияПолная, неполная, широкая. ограниченная и т. д.
Продолжительность движенияКраткое, длительное и т. д.

При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду. В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека.

С помощью последнего человек определяет величину ускорения и интенсивность вращения или поворотов.

Для этого в височной кости имеется система трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и двух мешочков (круглый и овальный), которые реагируют на любое движение головы.

Восприятие времени — наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен.

Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой».

Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» — фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени.

В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма.

Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве (рис. 6.4).

В соответствии с этой классификацией в нейролингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии) всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов — слуховой, а у кинестетиков — тактильный, вкусовой и температурный.

По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные (рис. 6.5).

Рис. 6.4. Виды восприятия по ведущей модальности

Рис. 6.5. Виды восприятия по степени волевого контроля

Источник: https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1012-vospriyatie.html/3

Элементы практической психологии

Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь.

Сент-Экзюпери

В предыдущем разделе мы рассматривали некоторые общие этапы развития высших психических процессов. Теперь перейдем к обсуждению особенностей каждого из них. Начнем с восприятия. Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Именно оно наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.

В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус.

Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.

Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. При многократном восприятии объекта в процессе обучения с одной (внешней) стороны происходит интериоризация — видоизменение структуры действий с объектом.

Можно наблюдать, что способы обследования объекта упрощаются и ускоряются за счет уменьшения числа и сплавления в комплексы двигательных компонентов. С другой (внутренней) стороны, происходит формирование образа объекта, с которым человек взаимодействует. Полученная посредством двигательного обследования в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т.

 д.) преобразуется в последовательные ряды характеристик, из которых в дальнейшем вновь реконструируются целостные отображения объектов — образы.

Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов, но постепенно она начинает регулироваться и образами. Можно сказать, что образ представляет собой субъективную форму объекта, он — порождение внутреннего мира данного человека.

Уже в процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности, определяя его уникальность и особенности эмоциональной окраски.

Поскольку в образе одновременно представлены такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, то можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта, результат синтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать целесообразное поведение.

К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность.

Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются.

Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения, но предметы нам кажутся неизменной величины вне зависимости от этого расстояния (разумеется, в известных пределах). Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности.

В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения. Значение константности очень велико.

Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона.

При этом вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна — предмет — воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а вторая — фон — как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле.

Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру — образ предмета, и фон — образ окружающего предмет пространства.

Впервые попытку систематического исследования соотношения фигуры и фона предпринял Рубин [385].

Он обнаружил, что при прочих равных условиях поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью, стремится приобрести статус фигуры, и тогда все, окружающее ее, воспринимается как фон; здесь возможность разделения на фигуру и фон определяется ограниченностью в пространстве.

Большое значение имеет степень контрастности: если она мала, то фигура сливается с фоном и остается невоспринятой. Границу между фоном и фигурой обычно относят к фигуре, а не к фону, который в общем случае может не быть обозримым.

Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов.

При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое были впервые сформулированы Вертхеймером [399].

Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей.

В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т. е. обладающие симметрией или периодичностью. Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимается целостно — как единый движущийся объект.

Это правило применимо и тогда, когда объекты неподвижны, но движется наблюдатель. Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании целостной структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования.

Первая выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Вторая проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура образа остается неизменной.

Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей.

Так, для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура [76].

Еще одной важной характеристикой образа является его обобщенность. Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом отражается влияние не только языка, но и опыта данного человека.

По мере расширения опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, т. е. классифицируется. Именно классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса.

Значение обобщенности узнавания проявляется, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.

Коль скоро объект по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определенной вероятностью можно ожидать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса.

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и обобщенность придают образу важную черту — независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений.

В этом смысле константность — это независимость от физических условий восприятия, предметность — от того фона, на котором объект воспринимается, целостность — независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое, и, наконец, обобщенность — это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за границы класса.

Иными словами, обобщенность — это внутриклассовая константность, целостность — структурная, а предметность — семантическая константность. Понятно, что если бы восприятие не обладало этими качествами, наша способность адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям существования была бы значительно слабее.

Такая организация восприятия позволяет нам гибко и адекватно взаимодействовать со средой, а также в определенных пределах предсказывать непосредственно не воспринимаемые свойства объектов и явлений.

Психология bookap

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Приведем несколько примеров. Так, у 2-3-летнего ребенка константность восприятия еще очень несовершенна: воспринимаемая величина предметов уменьшается с их удаленностью, но к 10-летнему возрасту она устанавливается на уровне взрослого [17].

Читайте также:  Правила для ребенка от 2 до 3 лет - психология

Интересна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что константность восприятия величины и расстояния развивается и достигает высокого уровня уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему пространству, в котором ребенок непосредственно действует.

Дальнее пространство в младенческом и детском возрасте воспринимается неконстантно вследствие недостатка собственного опыта в этой среде [214].

Свойство обобщенности также изменяется в процессе идивидуального развития. Это хорошо иллюстрируется на примере слепых от рождения людей, обретающих зрение в зрелом возрасте. У них отсутствует собственный опыт обобщения зрительных объектов.

По данным Грегори, человеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства по Брайлю, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом.

За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова [91].

Источник: http://bookap.info/praktik/granovskaya_elementy_prakticheskoy_psihologii/gl6.shtm

Психология — Психология восприятия

Понятие восприятия.

  Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

  Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (оп-ределенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).Основными характеристиками восприятия являются константность, предметность, целостность и обобщенность.

Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, нес-мотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.

  Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Обобщенность означает отнесенность к некоторому классу объектов, имеющему название. Основные законы восприятия: Основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. Другой важный закон состоит в относительной устойчивости ужу сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

Возникновение и развитие сознания.

Глав-ным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.  Это такая деятельность, которая требу-ет кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом.

Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Точно так же, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и актив-ое общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения), вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).  Особо важное значение для развития человеческого со-знания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание чело-веком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него.  Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное. Второе направление связано с развитием мышления и по-степенным соединением мысли со словом.  Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, пре-вращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении со-знания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

Сознательное и бессознательное.

Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но не осознаются.Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью.

Это та память, кото-рая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бес-сознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.

В основе второй группы бес-сознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга).

Второй тип бес-сознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти.Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных.

Защитные психические механизмы.

Что такое «защитные механизмы«?

  В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры «Сверх-Я» и может травмироать личность.

  Прежде всего — это вытеснение. Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и тревоги.

  Этот механизм отличается от сознательного подавления какого-то вида осознанного желания («находясь в обществе, я осознаю желание почесаться, но умышленно и осознанно его подавляю»). Механизм вытеснения имеет дело с неосознанными импульсами. Например, человеку необходимо принять какое-то трудное, мучительное для него решение. Он долго собирается, готовится к этому решению, тщательно все обдумывает, не может решиться на конкретное действие. Все это наполняет его напряжением, беспокойством, тревогой. И вот «вдруг» он «забывает» об этом деле. Имеет место временное «третье» решение, причем речь идет не о сознательном уклонении от принятия решения. Это — не лицемерие. За счет механизма вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на время исчезает, освобождая его психику.

  Следующий защитный механизм — это образование противоположной реакции. Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой для сознания тенденции на противоположную. Примеров можно привести более чем достаточно.

Скажем, подросток чувствует влечение к девочке, что в его среде, мнение которой для него в этот возрастной период слишком значимо, вызывает насмешки и воспринимается крайне отрицательно. Тогда происходит как бы перемена знака «плюс» на «минус». Подросток становится агрессивным именно по отношению к объекту привязанности.

Становится «преследователем, гонителем, мучителем» именно этой девочки. Какраз чрезмерная подчеркнутость чувства или поведения (не просто игнорирует, а преследует) служит подтверждением механизма образования противоположной реакции.

Возможно, этот механизм лежит в основе появления неприязненных чувств по отношению к тому, кто сделал много доброго и важного, но был свидетелем не самых приятных свойств человека и не лучших периодов его жизни.

Нарушение мотивационного компонента восприятия.

  Подход к восприятию, как деятельности обязывает выявить изменения ее различных характеристик, которые могут оказаться «ответственными» за его нарушение.Еще в 1946 г. С. Л. Рубинштейн писал, что в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности, поэтому следовало ожидать, что при изменении личностного отношения изменяется и персептивная деятельность.

Роль измененного личностного компонента в восприятии можно выявить разными путями:

а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия;б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия.  Особое развитие получил тезис о «личностном подходе» к восприятию у ряда зарубежных психологов. Можно выделить следующие основные направления, характерные для этого подхода.

  Первое: восприятие рассматривается как селективный процесс, определяющийся взаимодействием объективных качеств, стимуляции и внутренних мотивационных факторов (школа New Look).  Так, Дж. Р. Брунер и Л. Постмэн различают автохтонные и директивные факторы восприятия.

Первые определяются непосредственно свойствами сенсорики человека, благодаря которым формируется представление об относительно простых качествах объекта. Директивные факторы восприятия отражают прошлый опыт человека, его эмоциональные состояния, установки и потребности.

  В предложенной авторами когнитивной теории восприятия роль внутреннего, директивного фактора играет «гипотеза», в концепциях других авторов — «установки», «ожидания», «схемы» и т.д. Действие этих факторов обусловливает избирательность, сенсибилизацию или искажение восприятия.  Другое направление, представленное Г.

Виткиным и его сотрудниками, поставило вопрос о соотношении способа восприятия человека и его личностной организации. По мнению представителей этого направления, испытуемые при выполнении различных перцептивных задач проявляют некоторые характерные способы восприятия.

Так, при выполнении задания, в котором необходимо было правильное восприятие какого-то элемента перцептивного поля, одни испытуемые принимали за точку «отсчета» проприоцептивные ощущения собственного тела, другие — ориентировались преимущественно на впечатления от «внешнего» зрительного поля. Эту особенность восприятия Г.

Виткин называл зависимостью (независимостью) от «поля», которая, по мнению автора, связана с определенной личностной структурой. При этом подчеркивалось, что в восприятии психически больных описанная зависимость или независимость от «поля» особенно выражена.

  К третьему направлению следует отнести работы зарубежных авторов, стремящихся доказать, что восприятие обеспечивает адаптацию личности к внешнему миру и отражает уровень ее адаптации.

  Такое понимание функции восприятия вытекает из принятой в американской психологии концепции личности: «личность» трактуется как, некая интегративная система, которая обеспечивает целостность и постоянство поведения индивида и которая постоянно подвергается опасности разрушения либо со стороны запретных инстинктивных направлений, либо со стороны налагаемых внешним миром требований.

  Наличие такого постоянно действующего конфликта создает определенный уровень тревожности. При его возрастании пускаются в ход механизмы «психологической защиты», целью которых является устранение источника беспокойства и возвращение личности к состоянию комфорта. Не касаясь проблемы психологической защиты (впервые описанной 3. Фрейдом и А.

Фрейд), требующей специального рассмотрения, остановимся лишь на той ее форме, которая привлекают внимание современных исследователей восприятия за рубежом и названа «перцептивной защитой».  Приведение в действие механизма «перцептивной защиты» связано, как подчеркивают многие авторы, со степенью структурированности перцептивного материала.

Неопределенная, конфликтная или незнакомая ситуация, требующая перестройки поведенческих схем, приспособления к новым ситуационным взаимоотношениям, может привести к возрастанию уровня тревожности. «Непереносимость неопределенности» вызывает перцептивную защиту.

  Основным недостатком приведенных вкратце исследований является эклектичность методологических позиций авторов, пытающихся синтезировать понятия гештальтпсихологии и психоанализа. Личностный компонент восприятия заключается для этих авторов в агрессивных тенденциях, чувстве тревожности, дискомфорте.

Из сферы психологического анализа выпадает значение деятельности субъекта как основной формы проявления личностной активности; выпадает роль сформировавшихся в процессе этой деятельности социальных мотивов, их иерархия, содержание и смыслообразующая функция.

  Между тем из положений советской психологии вытекает, что смыслообразующая функция мотивации играет роль и в процессе восприятия. Работами А. Н. Леонтьева и Е.П. Кринчик показано, что введение подкрепления, имеющего различный смысл для испытуемого, по-разному влияет на время реакции. Ими выявлен характер переработки информации человеком, что нашло свое выражение в схватывании статистических характеристик объекта, в оптимизации деятельности испытуемого при построении вероятностной модели. Деятельность восприятия включает в себя основную характеристику человеческой психики — «пристрастность» (А. Н. Леонтьев). Поэтому можно было предполагать, что процесс восприятия не только строится различно в зависимости от того, какие мотивы будут побуждать и направлять деятельность испытуемых, но можно было ожидать разную структуру перцептивной деятельности у здоровых и больных людей, у которых клиника диагностирует те или иные изменения личности.

Читайте также:  Эмоциональная выразительность - психология

Источник: http://70-unit.ucoz.ru/index/psikhologija_vosprijatija/0-45

Ощущения, восприятие, внимание

ІІІ. Психические познавательные процессы личности

1. Ощущения, восприятие, внимание

Рассмотрев в прошлой теме общую структуру мира психических явлений личности, мы на первый план поставили психические процессы. Почему?

1.  Они являются источником функционирования психики, обеспечивая отражение объективной действительности.

2.  Именно на основе психических процессов проявляются психические состояния.

3.  Взаимодействуя с психическими свойствами, они формируют психические образования личности.

4.  В результате протекания психических процессов проявляется первичное регулирование поведения личности.

Из многообразия психических процессов прежде всего рассматриваются познавательные процессы, т. к. они обеспечивают

а) познание и постижение окружающего мира;

б) овладение знаниями, умениями и навыками;

в) не просто оценку окружающего, но и способность ориентироваться в нем.

Психические познавательные процессы включают: ощущения, восприятие, внимание, представления, воображение, память, мышление.

Процесс познания начинается непосредственным контактом органов чувств с окружающим, т. е. с ощущений.

Ощущение – это психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. [35, с.25].

Физиологический механизм ощущений функционирует в такой последовательности:

1)  с помощью рецепторов (нервных окончаний) воспринимаются внешние раздражения и преобразуются в нервные возбуждения;

2)  по центростремительным нервным путям возбуждение передается в головной мозг;

3)  мозг, воспринимая возбуждение, формирует ощущение как исходную точку последующих психических явлений;

4)  мозг вырабатывает и передает необходимые команды клеткам-исполнителям.

Физиологический аппарат, воспринимающий, анализирующий и формирующий внешние воздействия, называется анализатором.

Все анализаторы аналогичны по структуре и функциям, но по расположению и видам ощущений они делятся на 3 группы.

Первая группа ощущений – внешние (экстероцептивные), рецепторы находятся на поверхности тела.

Зрительные ощущения – рецепторы в глазах. Ведущий источник информации (от 80 до 90%).

Слуховые ощущения – рецепторы в среднем ухе. Второе по объему информации. Но для ряда профессий (радист, музыкант и др.) – занимает ведущее положение; столь же ведущую роль оно играет в процессе обучения.

Обонятельные ощущения – рецепторы на внутренних поверхностях носовой полости; позволяют войти каждому из нас в мир запахов.

Вкусовые ощущения – рецепторы у основания языка. Естественно, особенно важны для поваров и дегустаторов, но безусловно необходимы для всех.

Осязательные ощущения – рецепторы есть практически по всему телу, но особенно чувствительные – на кончиках пальцев, тыльной стороне ладони, опорной поверхности стопы, на языке.

Температурные ощущения – рецепторы также по всей поверхности тела, но наиболее чувствительные по теплу – в коже лба; по холоду – на кончике носа и задней поверхности шеи.

Вторая группа ощущений – внутренние (интероцептивные). Рецепторы этой группы расположены внутри тела и формируют ощущения изнутри.

Ощущение голода – рецепторы в желудке и поджелудочной железе.

Ощущение жажды — рецепторы на внутренней поверхности гортани.

Ощущение усталости – рецепторы в мышцах.

Третья группа ощущений – движения (проприоцептивные). Это ощущения не только движения, но и контроля за положением тела в пространстве. Рецепторы – в мышцах и сухожилиях, а контроль – вестибулярный аппарат.

Основные качества, по которым оцениваются ощущения.

1.  Чувствительность – способность к ощущениям:

а) верхний и нижний пороги (например, по слуху от 16 до 20 тыс. колебаний в минуту);

б) порог различимости: по весу – 1/30 часть, по слуху – 1/10, по зрению – 1/100;

в) порог контраста – степень усвоения отличия предметов один от другого.

2.  Адаптация (приспособление к изменению условий): к высоте, ветру, холоду, свету от темноты – 3-4 мин.; темноте от яркого света – от 30 до 60 минут.

3.  Сенсибилизация – повышение чувствительности нервных центров под влиянием соответствующих, длительное время действующих раздражителей.

Все это объясняет очень большую роль ощущений в жизни человека. «Иначе как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем» — В. И. Ленин. [18, 18, с.320].

Возникает естественный вопрос: обладают ли ощущениями животные или это привилегия только человека?

Ощущения присущи и животным, причем иногда они выше по качествам, чем у человека. Например, орлы видят лучше человека, собаки обладают более тонким слухом и обонянием, глаза муравьев различают ультрафиолетовые лучи, недоступные человеку, летучие мыши и дельфины слышат ультразвуки (а человек не слышит), гремучая змея ощущает колебания температуры в 0,001 градуса [16, с.107].

В чем же разница? Ощущения человека в отличие от животных обогащаются его мышлением. Именно поэтому психология уже сегодня имеет немало средств для развития ощущений.

Во-первых, психологические средства – формирование положительных мотиваций, использование предшествующих знаний и опыта.

Во-вторых, физиологические средства – закаливание, гимнастика.

В-третьих, лекарственные и пищевые средства – кофеин, чай, сахар, кофе.

В-четвертых, тренировочные средства – тренировки по специальным комплексам для тех или иных необходимых результатов.

В-пятых, организационные меры по психологическому отбору работников, организации рабочих мест, оптимальный режим труда и отдыха (45-50 мин. умственного труда – 10-15 мин. отдыха; 1,5-2 часа физического труда – 30 мин. отдыха).

Подлинный критерий истинности ощущений – практика, действительность. Таким образом, истинные ощущения есть отражение реально существующих свойств предметов и явлений.

Восприятие – психический познавательный процесс, состоящий в целостном отражении предметов, процессов, событий при непосредственном воздействии на органы чувств. [34, с.30].

Восприятие нельзя отрывать от ощущений, но это не простое сложение, не арифметическая сумма, а совокупность, взаимодействие ощущений через межанализаторные связи, вторичные корковые поля и прошлый опыт.

Особенности восприятий

1.  Целостность – создание полного образа, даже если непосредственно воздействуют на органы чувств человека лишь основные стороны (качества) предмета или явления.

2.  Предметность – восприятие конкретного объекта (предмета, явления природы или результата человеческой деятельности).

3.  Осмысленность – восприятие не механическое, а с определенным смыслом: нужно – не нужно, полезно – вредно, хорошо – плохо.

4.  Избирательность – выделение одного (реже – нескольких) объектов из всего многообразия.

5.  Точность – степень соответствия воспринимаемого реальному. Точность восприятия зависит от апперцепции (прошлого опыта) и иллюзорности (неправильных, искаженных установок на восприятие по зрению, слуху, времени, пространству).

Целенаправленное, планомерное восприятие называется наблюдением, а стремление и умение наблюдать – наблюдательностью.

Наибольшие особенности заключает в себе межличностное восприятие (восприятие человека человеком):

а) большая преднамеренность, пристрастность;

б) значительная зависимость от мотивационно-целевой установки;

в) заметное влияние и длительное сохранение первого впечатления;

г) нередкость восприятия через других людей и по их инициативе.

Развитие восприятия осуществляется через четкую и целенаправленную постановку задач, конкретную нацеленность на восприятие, тренировку в наблюдательности.

Внимание – психический познавательный процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания человека на определенных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от других. [см. 35, с.32; 16, с.87].

Основу механизма внимания составляет принцип доминанты русского советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского, суть которого в том, что в мозгу всегда есть господствующий (доминирующий) очаг возбуждения, который фокусирует все остальные.

Виды внимания:

а) непроизвольное – возникает непреднамеренно под влиянием внешних раздражителей и длится на протяжении их воздействия;

б) произвольное (преднамеренное) — возникает и развивается на основе волевого усилия и напряжения психики;

в) послепроизвольное – формируется на основе произвольного, а затем из-за важности и необходимости становится фактически непроизвольным. [см. 6, с.108].

Основные качества (свойства) внимания:

—  концентрация – степень сосредоточения на одном объекте (максимум);

—  объем – количество объектов, одновременно охваченных вниманием: для школьников – от 2 до 5, для взрослых – от 4 до 6 [16, с.97];

—  распределение нескольких объектов в равной степени;

—  переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (может быть легким или затрудненным);

—  устойчивость – длительность удержания внимания на одном объекте (наукой доказано, что через каждые 6-10 сек. мозг на доли секунды отключается от приема информации, затем автоматически возобновляет прием) [35, с.33];

—  рассеянность – следствие либо слабости произвольного внимания, либо чрезмерной сосредоточенности (концентрации) на чем-то одном.

Отсюда триада преподавателя и воспитателя: завоевать, удерживать и вовремя переключать внимание учеников, воспитанников.

Путями решения этой проблемы являются:

1)  раскрытие общественной значимости учебы и ответственности за ее качество;

2)  развитие интереса и условий для разумной самостоятельности;

3)  создание атмосферы подлинной состязательности;

4)  четкость, яркость и доходчивость объяснения педагога;

5)  знание обучаемых и поддержание постоянного контакта с ними.

Таким образом, внимание – не только важный познавательный процесс, но и необходимое условие любой, и прежде всего учебной, деятельности.

Следовательно, развитие ощущений, восприятия и внимания – необходимые составляющие обучения, развития и совершенствования личности.

Источник: http://po-teme.com.ua/psikhologiya/knigi-po-psikhologii/kniga-osnovy-psikhologii-i-pedagogiki-uzunova-n-s-tulyakov-yu-t/1252-oshhushheniya-vospriyatie-vnimanie.html

Восприятие в психологии и его виды

09-07-2014 Теги: мозг,самосознание

Восприятие в психологии — это необычайно важное и значимое понятие, изучению которого посвящено огромное количество разнообразных трудов. Прежде всего, следует понимать, что же это такое. В качестве восприятия в психологии понимают то, как отражены явления, ситуации или же предметы окружающего мира.

«Восприятие является результатом воздействия разнообразных внешних раздражителей на все человеческие органы чувств».

При этом в определённом аспекте человеческое восприятие изучается как некоторая ступень, которая является следующей в эволюции человеческой психики после этапа простого ощущения.

Какие же выделяют виды восприятия

В психологии выделяют две основные классификации типов восприятия. Первая система классификации исходит из постулата, что восприятие как результат отражения любых предметов или же явлений в человеческом сознании является результатом совместной деятельности нескольких анализаторов.

Впрочем, обычно подразумевается, что один определённый анализатор имеет приоритетное значение и, соответственно, получает и перерабатывает гораздо больший объём информации, чем другие.

Результатом такого приоритетного значения отдельных анализаторов в восприятии могут быть разные виды:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • вкусовое;
  • обонятельное;
  • осязательное (кинестетическое).

Зрительное восприятие как психический процесс являет собой создание видимого образа определенных предметов, действий, событий с помощью глаз и зрительной системы человека. Было определено, что во время изучения и рассмотрения определённых предметов человеческие глаза совершают обычно скачкообразные движения.

При этом в мозгу происходит обработка информации касательно наблюдаемых предметов и объектов. Человек наблюдает и изучает целостную картину, которая отражается в его сознании и анализируется.

Вся картинка не равнозначна, а разделяется на основные и фоновые объекты. Основной объект (называемый фигурой) располагается впереди фона и воспринимается как замкнутое целое.

Фон же воспринимается в качестве непрерывного пространства, находящегося позади фигуры. Данный закон разрабатывался в направлении гештальтпсихологии.

Слуховое восприятие является формой восприятия, ориентирующегося на прием и анализ разнообразных звуковых сигналов. Отличительной чертой слухового восприятия является то, что оно характеризуется продолжительностью и последовательностью во времени, что связано с определённой длительностью по времени любого звукового сигнала.

Полученный звуковой образ обычно комплексный, он состоит из самого воспринятого звука и образа объекта, который является источником звука.

Отличительной чертой для естественных и искусственных звуковых сигналов в этом случае является совпадение (естественные звуки) и различие (искусственные) объекта и источника звука.

Также отличием звукового восприятия является то, что оно может происходить в трёх плоскостях: горизонтальное, вертикальное, по глубине (ближе-дальше). Также для незнакомых звуков человек как правило ищет знакомые аналоги (опредмечивает их).

Осязание обычно изучается в качестве сложной формы чувствительности, основанной на множественной информации, источниками которой являются большое количество разнообразных анализаторов, где тактильные идут в первую очередь. Несмотря на то, что способности к осязанию у человека есть по всей коже, отдельные её части имеют гораздо более высокую чувствительность. Такими частями являются тыльная часть ладони, кончики пальцев, язык.

Осязательный образ, воспринимаемый человеком, формируется через кожный анализатор, состоящий из двигательного и тактильного. Специалистами выделяются разнообразные типы осязательного восприятия.

Это пассивное, активное, бимануальное и мономануальное, непосредственное и инструментальное.

Соединение и создание окончательного тактильного образа происходит за счёт разных движений руки человека, которая захватывает и ощупывает предмет.

Комбинированное восприятие

Следует понимать, что наиболее часто виды восприятия встречаются в комбинированном виде, за счёт чего достигается более сложное отражение действительности в человеческом сознании.

Другая классификация типов человеческого восприятия основана на различных формах существования материи. Таким образом выделяют восприятие и анализ времени, движение и пространство. Другим крайне важным типом восприятия является изучение социальной перцепции, или же восприятие одним индивидом другого.

Восприятие в психологии времени трактуется как отражение в сознании человека продолжительности и последовательности разных явлений или событий.

Такое восприятие индивидуально для каждого человека и зависит от многих факторов. Под восприятием пространства понимают распознавание формы, величины и расположения объектов в трёхмерном пространстве.

При этом задействованы зрительный, осязательный и кинестетический аппараты человеческого восприятия.

Видео: Восприятие

Источник http://fb.xuniverse.ru

Источник: http://bitnet.ru/vospriyatie-v-psihologii-i-ego-vidyi/

Восприятие и его психология — виды и свойства восприятия

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения.

Читайте также:  Пренапедия - психология

Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.

), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный.

— чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Свойства восприятия

Предметность, целостность, константность и категориалъностъ (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.

Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ, внесли представители гешталыппсихологии — направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер.

Выделенные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

При восприятии человеком сложных, осмысленных изображений срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз, проведенный А.Л. Ярбусом, показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию.

При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом.

Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.

Виды восприятия

Остановимся кратко на механизмах восприятия пространства, времени и движения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека.

Восприятие пространства

Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.

В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов:

1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину.

Такие клетки называются клетками-детекторами.

Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты,изломы на контурных изображениях.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами и описанные выше.

3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве. Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза.

Если человек не в состоянии правильно оценить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения,воспринимаются человеком как маленькие, хотя на самом деле могут быть достаточно большими.

Те объекты, изображения которых на сетчатке глаза увеличиваются, также субъективно воспринимаются как возрастающие, хотя в действительности увеличения их размера может не происходить.

Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности, в соответствии с которым видимая величина объекта мало меняется при не очень больших изменениях расстояния до него или не меняется совсем.

То же самое происходит в том случае, если человеку известно, что сам объект мало меняется, а, варьируется только величина его изображения на сетчатке.

В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела.

Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет.

Следовательно, восприятие величины коррелирует со степенью сокращения следящих за ним мышц. В этом, в частности, проявляется роль деятельности в восприятии.

Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них, зрительно правильной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз.

Аккомодация — это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей (фокусировка изображения на сетчатке).

Конвергенция — это сближение или расхождение осей глаз, которое происходит при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол.

Он и несет в себе информацию о расстоянии до объектов.

Однако с помощью аккомодации и конвергенции невозможно полностью объяснить восприятие и оценку расстояния до объектов, так как эти процессы «работают» в ограниченных пределах расстояний: 5—6 м для аккомодации и до 450 м для конвергенции.

В то же самое время человек способен различать удаленность объектов от себя на гораздо большие расстояния, до 2,5 км.

При оценке больших расстояний им, вероятнее всего, используется информация о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.

Восприятие и оценка движения также основаны на последовательном использовании информации, исходяшей из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость.

Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса).

Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.

То обстоятельство, что восприятие движения и его направления физиологически связано, в частности, с перемещением изображения на сетчатке, доказывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами времени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интервал времени между зажиганием первого и второго объектов становится меньше 0,1 с, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, с первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего «движения». Это явление получило название «фи-феномен».

Еще одним аргументом в пользу того же самого вывода о психофизиологическом механизме восприятия движения может служить так называемый автокинетический эффект. Это явление представляет собой кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки.

На нем, в частности, был основан эксперимент с группой людей, который рассматривался в третьей главе учебника. Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом, т.е.

если ее положение невозможно идентифицировать в пространстве, сравнить и оценить относительно какого-либо другого видимого объекта.

Скорость движения, по-видимому, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Восприятие времени

Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» — определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.

В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться.

Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями.

В одном эксперименте человек провел в изоляции четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это время чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было).

Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа.

Затем его «внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу четвертого дня пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с реальным временем примерно на сорок минут.

Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

Источник: Немов Р.С. Психология (книга 1)

Другие статьи по теме:

Восприятие устной речиВосприятие как психический познавательный процессВосприятие: общие вопросыПамять и восприятиеВосприятие. Предмет, методы, проблемыВосприятие человека человекомПодпороговое восприятие

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=317

Ссылка на основную публикацию