Направленность и стиль жизни при самоактуализации — психология

Самоактуализация как механизм формирования стиля жизни личности

В настоящее время происходит интеграция психологического знания о человеке. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение явлений социально-психологического порядка в контексте гуманистического подхода в психологии.

Данная задача решалась нами на материале анализа механизма взаимосвязи процессов самоактуализации и формирования стиля жизни.

Оба понятия представляют собой точки зрения на саморегуляцию социального поведения соответственно в гуманистической психотерапии и в социальной психологии.

Понятие самоактуализации, предложенное нейропсихологом К.Гольдштейном, разрабатывалось в гуманистической психологии А.Маслоу, К.Роджерсом, Э.Шостромом. Обобщив взгляды этих авторов, мы сформулировали определение этого понятия.

Самоактуализация – это процесс актуализации человеком собственных потенциалов и использование их как средств реализации смысла жизни. Актуализация потенциалов рассматривается как осознание и принятие собственных возможностей и психических содержаний. В процессе самоактуализации личности происходит ряд изменений в системе ее саморегуляции, влияющих на формирование стиля жизни личности: формируется специфическая система ценностных ориентаций; растет целостность психологической временной перспективы; растет конструктивность взаимодействия личности с социальным окружением (ограничиваемая, однако, ценностными противоречиями).

Следуя направлению, рассматривающему стиль жизни через призму личностных диспозиций [А.Адлер, 1927; Г.Олпорт, 1937, Ройс Дж.Р., Поуэлл А.Д., 1983], а также учитывая некоторые последние обобщающие разработки [Леонтьев Д.А., 1998; Либин А.В.

, 1998], мы определяем данное понятие как индивидуально избранную, устойчивую, целостную, иерархически организованную систему средств построения личностью взаимодействия со своим социальным окружением с целью реализации собственного смысла жизни.

Интегральными характеристиками стиля жизни выступают ценностные ориентации и направленность интересов личности, которые и выполняют смыслообразующую функцию.

Процесс самоактуализации, выступая механизмом формирования согласованной системы ценностных ориентаций, развития компетентности личности во времени и социальном взаимодействии, способствует становлению интегрированного и конструктивного стиля жизни.

С целью исследования самоактуализации, как механизма формирования стиля жизни личности, нами была построена модель этого процесса по аналогии с процессуальным подходом к объяснению теории инструментальной мотивации Вроома-Хекхаузена. Модель включила мотивационный, инструментальный и поведенческий аспекты феномена самоактуализации. На основании модели был сконструирован опросник (7 шкал, 166 вопросов), примененный на выборке учащихся (16-19 лет, 65 чел.) и взрослых (30-40 лет, 25 чел.) вместе с методикой РОI Э.Шострома и шкалой Марлоу-Крауна. Корреляционный анализ выявил значимые (р

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1187

Направленность и стиль жизни при самоактуализации — Сайт помощи психологам и студентам

В отличие от Карла Роджерса, убежденного, что человеку по его природе всегда присуще стремление к развитию, Маслоу писал, что в людях борются две разнонаправленные тенденции — как стремление к росту и развитию, так и стремление убежать от жизни и ее трудностей.

Направленность и стиль жизни при самоактуализации

Направленность и стиль жизни при самоактуализации.

Какова направленность и стиль жизни человека, выбравшего путь самоактуализации?.

В отличие от Карла Роджерса, убежденного, что человеку по его природе всегда присуще стремление к развитию, Маслоу писал, что в людях борются две разнонаправленные тенденции — как стремление к росту и развитию, так и стремление убежать от жизни и ее трудностей.

Но нельзя забывать, что человеку свойственны и иные, регрессивные, тенденции, такие, например, как склонность к страху, самоуничижению. Упиваясь рассуждениями о «личностном росте», мы рискуем внушить слушателям опасную иллюзию, особенно когда имеем дело с неоперившимися юнцами.

На мой взгляд, необходимой профилактикой против излишне легкого, поверхностного отношения к «личностному росту» должно стать тщательное исследование психопатологии и глубинной Психологии человека.

Приходится признать, что многие люди предпочитают хорошему плохое, что личностный рост, часто будучи болезненным процессом, пугает человека, что мы не обязательно любим то лучшее, что даровала нам природа, нередко мы просто боимся его; приходится признать, что большинство из нас испытывает двойственное чувство к таким ценностям как правда, красота, добродетель, восхищаясь ими, и, в то же самое время, остерегаясь их проявлений (295). (А. Маслоу. Мотивация и личность)

Главные ценности — личная свобода, стремление к развитию, к реализации внутреннего потенциала и собственного «Я хочу!».

Самоактуализация как личностностная направленность, проект и специализация

Самоактуализация как способ жизни — одна из Личностных специализаций, наряду с межличностной гармонией и деловой успешностью. Самоактуализацию как способ и стиль жизни выбирают люди с направленностью на собственный рост и развитие.

Самоактуализирующаяся личность: характерные черты и убеждения, измеряемые тестами

Общее представление о самоактуализирующейся личности в тестах, измеряющих самоактулизацию, конкретизируется в определенные характерные черты личности и определенные характерные убеждения.

По итогам, оценивая со стороны, это счастливый, свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка.

В семье существовать может, но изначально к ней приспособлен мало, характер трудноват, С точки зрения руководителей, человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом. Смотри Самоактуализирующаяся личность: характерные черты и убеждения, измеряемые тестами

Количественные и качественные параметры уровня самоактуализации — тестирование

Смотри Количественные и качественные параметры уровня самоактуализации — тестирование

Самоактуализация и безупречность

Безупречная работа: или делай хорошо, или не делай никак!

Одно из условий самоктуализации, девиз многих творческих людей. Взялся за какую-то работу — веди ее грамотно, толково! Не умеешь так — учись, ищи способы, средства, ресурсы — но дело должно быть сделано качественно. Подробнее про это — см. Качественная работа

То есть самоактуализация это сочетание безупречной работы и высших ценностей.

Я веду свой бизнес — здорово, я буду вести его качественно, толково, развивая дело, ища новые возможности для улучшения своего дела, честно вкладываюсь, от души и по полной программе.

Возвращаюсь домой — дома живу не абы как — а от души, красиво и качественно.

Стремление к лучшему, к развитию

Научился делать хорошо: здорово — учись делать лучше.

Позитивное отношение к трудностям

Трудности — это интересно! Трудности — это простор для развития!

Другими словами — самоактуализация — это не процесс и не результат — это привычка жить качественно, без халтуры, так как правда можешь.

Самоактуализация и позиция Творца

Самоактуализация и жизнь Творца — это разные вещи. Для Творца важно развитие в той мере, в которой онн нужно окружающему миру: его фокус внимания смещен с себя на окружающих. Во многом Творец похож на самоактуализирующуюся личность: он тоже безупречно работает, развивает себя. Единственное — для него то не самоцель, а средство достижения более высокой цели.

Читайте также:  Стойка - психология

Источник: http://psinovo.ru/stati/napravlennost_i_stil_zhizni_pri_samoaktualizatsii.html

Самоактуализация

Самоактуализация (самовыражение) — реализация собственных склонностей и способностей. Центральное понятие гуманистической психологии. Главные ценности — личная свобода, стремление к развитию, к реализации внутреннего потенциала и собственного «Я хочу!» .

Потребность в самоактуализации

Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе.

Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать.

Ученые гуманисты по-разному трактовали потребность в самоактуализации.

Маслоу считал, что потребноссть самоактуализации вступает в силу только после удовлетворения других, более низких потебностей (голод, жажда и др — Пирамида потребностей Маслоу)

Курт Гольдштейн — в отличие от Маслоу считал. что самоактуализация — это самая большая потребность, которая в здоровом организме может затмить на какое-то время и голод, и жажду и другие потребности.

Самоактуализация как личностностная направленность, проект и специализация

Самоактуализация как способ жизни — одна из личностных специализаций, наряду с межличностной гармонией и деловой успешностью. Самоактуализацию как способ и стиль жизни выбирают люди с направленностью на Рост и развитие.

Типовые черты, навыки и особенности самоактуализирующейся личности:

1. Умеет заниматься делом, но дело должно быть любимое. 2. Внешнему влиянию не подвержен: советов не ищет, в указаниях не нуждается, предпочитая все решать по-своему, руководствуясь только собственными целями и ценностями. 3.

Легко меняет свой стиль и тактику, способен быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. 4. Любит читать, учиться и разносторонне повышать свою квалификацию. 5. Не любит рутины, и, как творческая личность, между при-вычным проверенным и новым возможно перспективным как правило выбирает новое. 6.

Ведет себя в целом позитивно, доброжелательно относится к окружению. 7. Эмоционально открыт и расположен к установлению близких, доверительных, глубоких отношений с другими сотрудниками. 8. Не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, не просчитывая заранее их последствия.

9. Спокойно, с самопринятием относится к тому, что когда-то он в том числе и на работе может быть раздражительным, злым и агрессивным. 10. Для него важны его эмоции, чувства и потребности — он всегда к ним прислушивается, ощущая, что ему подходит, а что нет. 11.

Хорошо видит и высоко ценит свои положительные качества. 12. Живет сегодняшним днем и моментом, не тяготясь прошлым и не готовя себя к будущему.

13. Принимает себя без самоедства таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а иногда вопреки последним.

Характерные убеждения самоактуализирующейся личности:

«Люди в массе своей скорее добры. Большинству людей можно доверять. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих».

«Хорошо, когда мужчины и женщины сочетают в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера».

«Эмоциональное и рациональное в человеке чаще всего не противоречат друг другу».

«Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка».

«Неспособных к творчеству — нет. Способность к творчеству — природное свойство человека».

«Люди должны быть образованными. К примеру, каждый человек должен иметь представление об основных законах физики».

«Создание в жизни нового — важнее, чем приносить людям пользу».

«Понять, что я хочу сам — как правило важнее, чем понимать, что от тебя ожидают окружающие».

«Любимая работа — как правило, важнее, чем счастливая семейная жизнь».

«Выбирая для себя какое-либо занятие, надо делать то, что интересно, а не считаться с тем, насколько это необходимо».

«В работе важнее всего удовлетворение от процесса работы, а не полученный результат».

«Меня мало волнует проблема самоусовершенствования».

Оценка со стороны

Описывая коротко, это счастливый, свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка.

В семье существовать может, но изначально к ней приспособлен мало, характер трудноват.

С точки зрения руководителей, человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом.

С позиции Синтона, самоактуализация — одна из позиций восприятия, а именно первая (личная) позиция, и у человека этичного обязательно должна дополняться и другими, следующими за нею позициями.

Самоактуализация и позиция Творца

Самоактуализация и жизнь Творца — это разные вещи. Для Творца важно развитие в той мере, в которой онн нужно окружающему миру: его фокус внимания смещен с себя на окружающих. Во многом Творец похож на самоактуалзирубщуюся личность: он тоже безупречно работает, развивает себя. Единственное — для него то не самоцель, а средство достижения более высокой цели.

Самоактуализация и безупречность

Безупречная работа: или делай хорошо, или не делай никак! Одно из условий самоктуализации, девиз многих творческих людей.

Взялся за какую-то работу — веди ее грамотно, толково! Не умеешь так — учись, ищи способы, средства, ресурсы — но дело должно быть сделано качественно. То есть самоактуализация это сочетание безупречной работы и высших ценностей.

Я веду свой бизнес — здорово, я буду вести его качественно, толково, развивая дело, ища новые возможности для улучшения своего дела, честно вкладываюсь, от души и по полной программе.

Возвращаюсь домой — дома живу не абы как — а от души, красиво и качественно.

Стремление к лучшему, к развитию
Научился делать хорошо: здорово — учись делать лучше.

Позитивное отношение к трудностям
Трудности — это интересно! Трудности — это простор для развития!

Другими словами — самоактуализация- это не процесс и не результат — это привычка жить качественно, без халтуры, так как правда можешь.’

Условия самоактуализации

Согласно А. Маслоу, стремление к самоактуализации более характерно для людей, уже удовлетворивших более простые мотивы в пирамиде потребностей Маслоу. У женщин после рождения ребенка стремление к самоактуализации обычно уменьшается, их начинает устраивает просто более простая и стабильная работа.

Самоактуализация — цель или средство?

Если верить А. Маслоу, то самоактуализация — это самоцель, то есть высшая цель человека. Насколько это справедливо? Это еще вопрос. Как собственно цель самоактуализация хороша тогда, когда в основе поступков человека лежит нечто светлое и доброе и в его душе нет места лени: тогда да -тогда я вополощая то, что во мне заложено, совершаю большие дела и всем от этого хорошо.

Если же принять во внимание, что очень часто люди ленятся и упираются, хотят вовсе не большого и светлого, а попить пива на диване возле телевизора, чтобы при этом было много денег и мало работы и в этом состоит их самоактуализация — насколько тогда логично считать самоактуализацию самой главной целью человека?

Читайте также:  Излучатель положитетельной энергии - психология

Самоактуализация — это всегда «хочу!», а иногда и часто в жизни есть место «Надо!».

Источник: http://syntone.ru/psy_lib/samoaktualizatsiya/

Творчество как необходимое условие самоактуализации личности

Международная публикация

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Городецкая Э. С., Бекоева Т. А. Творчество как необходимое условие самоактуализации личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 6 (июнь). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13117.htm.

Аннотация.

В статье рассматривается самоактуализация личности подростка, которая является средством его творческого самовыражения.

Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью.

Также в статье приводятся результаты проведённого экспериментального исследования, которое проходило на базе Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.

Текст статьи

Бекоева Татьяна Александровна,доктор педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказt.a.bekoeva@yandex.ruГородецкая Эльжбета Сергеевна, магистрант IIкурса факультета психологии и социологииФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказeljbetka@yandex.

ruТворчество как необходимое условие самоактуализации личности Аннотация.В статье рассматривается самоактуализация личности подростка, которая является средством его творческого самовыражения. Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью.

Также в статье приводятся результаты проведённого экспериментального исследования, которое проходило на базе Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.Ключевые слова:творческое самовыражение, самоактуализация, творческий потенциал, направленность личности, креативность.

Самоактуализация и творческий процесс во многом совпадают. Творческий человек и человек самоактуализирующийся, по мнению А. Маслоу, тождественны. Маслоу изучал природу эмоционального здоровья как продукт творческого самовыражения.Говоря о социальном значении искусства, Л.С.

Выготскийподчеркивал его воспитательное действие: «Искусство есть организация нашего поведения, установка вперед, требования, которое может быть никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» [1, с.63].

Говоря о творчестве, Выготский подчеркивал, что «высшие выражения творчества доступны немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, в чем заключается хоть нота нового, обязано своим созданием творческому процессу человека» [2, с.57].

«Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Основнойисточник творчества проявляет себя так же, как и тенденция человека актуализировать себя, стать тем, кто заложен в его потенциале» [3, с. 20–22]. А.В.

Петровский указывает, что «воплощение в личности прирожденных особенностей индивида обусловлено тем местом, которое выбирает себе она в системе социальных связей, ее активностью».

В основе побуждений человека к активности,в деятельности лежит стремление к самоактуализации личности –человек как бы выплескивает из себя все, что в нем накопилось, что для него актуально, важно, значимо; создавая произведения искусства и выражая себя в них, конструируя технические новинки или активно включаясь в социальную жизнь[4, с.40].

Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью.Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов.

Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не можетбыть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все эти факторыпринимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок.

Воображение зависит от опыта, а опыт складывается и растет постепенно. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Но опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее, беднее; отношения ребенка со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а это важнейшие факторы, которые определяют работу воображения.

В процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии [5, с.19–22].Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившиекрылатое обозначение –муки творчества.

Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания. Это явление открывает нам последнюю и самую важную черту воображения –стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

«Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность» [6, с. 40].Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области, предполагает наличие у субъекта мотивов, знаний и умений.

Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей. В творчестве особое место занимает воображение творческое, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи.

В 2011 годуэкспериментальное исследование проходило на базе Владикавказского филиалаФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.

В вышеуказанных образовательных учреждениях было проведено тестирование на определение самооценки, творческого потенциала и развитие процесса самоактуализации личности обучаемых.Тест «Какова ваша самооценка?» позволял выявить особенности самооценки юношей и девушек.

Каждый человек от природы наделен личными способностями и талантами, каждый обладает определенным творческим потенциалом, но далеко не каждый человек использует свои творческие возможности. Тест «Каков ваш творческий потенциал?» помогал выявить творческий потенциал юношества.

Тест Кэттеллапозволял определить степень развития процесса самоактуализации личности и выявить ее связь с процессом творческого самовыражения. Тест давал возможность получить диагностическую информацию по факторам, присущим самоактуализирующейся личности.В группе 11Э Владикавказского филиалаФинансового университета в тестировании приняли участие 50 человек.

Читайте также:  Предвлюбленность - психология

По тесту «Какова ваша самооценка?» 20 учащихся показали завышенные результаты, 22 учащихся показали заниженные результаты и 8 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 40%, 44% и 16%.

По тесту «Каков ваш творческий потенциал?»37 учащихся недооценили себя и свои способности, 13 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 74% и 26%.

По тесту Кэттеллабыли получены средние результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 3 балла.Вгруппе 14Э Владикавказского филиала Финансового университета в тестировании приняли участие 56 учащихся.

По тесту «Какова ваша самооценка?»38 человек показали завышенные результаты, 13–показали заниженные результаты и 5 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 68%, 23% и 9%.

По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 44 человека переоценили себя и свои способности, 12 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 80% и 20%.

По тесту Кэттеллабыли получены следующие результаты: интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия сильно завышены.В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в тестировании приняли участие 20 человек.

По тесту «Какова ваша самооценка?» 8 учащихся показали завышенные результаты и 12–заниженные результаты, что в процентном соотношении составляет 40% и 60%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 100% юношей и девушек недооценили себя и свой творческий потенциал.

По тесту Кэттеллабыли получены очень низкие результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 2 балла.На основе результатов тестирования были созданы контрольные группы (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ).

В КГ вошли учащиеся группы 11Э Владикавказского филиала Финансового университетав количестве 26 человек. В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в КГ вошли 8 человек. В контрольных группах с учащимися занятия по методике «Развитие творческих способностей» не проводились.

В ЭГ вошли 24 учащихся группы 14Э Владикавказского филиала Финансового университетаи 12 человек Центра социальной реабилитации несовершеннолетних. В экспериментальных группах с 2011 по 2013 годосуществлялись систематические занятия по методике «Развитие творческих способностей».

Перед каждым занятием во всех экспериментальных группах проводился опрос по методике «САН», который показывал самочувствие, активность и настроение каждого учащегося в группе и, соответственно, группы в целом.

В ходе проведения эксперимента было установлено, что учащиеся экспериментальных групп стали заинтересованы в проведении занятий, у учащихся улучшилось самочувствие, настроение, повысилась активность; наблюдается тенденция к исполнительности, добросовестности.

Юноши и девушки стали более уравновешенными и спокойными в отношениях, более решительными в своих действиях, перестали стесняться своих творческих успехов. Рисунки из мелких, неярких, не оформленных детально, стали крупными, расположенными на весь лист, яркими, четкими, появились элементы стилизации, появилось внимание к деталям и интерес к рисованию вообще.

Рисунки перерастали в картинки с композиционным завершением.Яркость рисунков (картинок) говорит об изменении отношения к окружающему чернобелому миру, мир приобретает яркие оттенки, а значит, появляется уверенность в себе, своих способностях, понимание проблем и желание их решить.Наблюдается тенденция увеличения творческой направленности личности.

Учащиеся стали самостоятельно использовать другие средства для рисования: фломастеры, цветные ручки, краски, стали смешивать стили и самостоятельно использовать разные материалы. Многие юноши и девушки стали рисовать самостоятельно, вне занятий.Общий рост развития творческих способностей в экспериментальных группах изображен на рис. 1. Рис. 1. Динамика роста творческого потенциала В заключительной части экспериментального исследования в 2012–2013 годахбыло проведено повторное тестирование учащихся как контрольных, так и экспериментальных групп.По результатам вторичного тестирования было выявлено следующее.1.По тесту «Какова ваша самооценка?» в ЭГ (гр. 14Э) Владикавказского филиала Финансового университетареальную картину самооценки показали 60% учащихся; в Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних реальную картину самооценки показали 80% человек.2.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» в ЭГ (гр. 14Э) Владикавказского филиала Финансового университетаналичие творческого потенциала и желание его развивать показали 50% учащихся; в Республиканскомцентре социальной реабилитации несовершеннолетних отличные результаты показали 80% человек.3.По тесту Кэттелларезультаты ЭГ изображены на рис. 2, 3.Рис. 2. Группа 14Э Владикавказского филиала Финансового университетаРис. 3. Республиканский центр социальнойреабилитации несовершеннолетних4.В контрольных группах результаты повторного тестирования существенно от первичных результатов не отличаются.В результате полученных исследований мы можем сделать следующие выводы:у учащихся наблюдается тенденция к увеличению креативности, самоконтроля, стремление к самораскрытию, саморазвитию;у юношей и девушек наблюдается снижение агрессивности, тревожности, повышенной чувствительности, эмоциональной зажатости, недоверия к взрослым;отмечается более гибкое поведение, адекватная самооценка, реальная оценка своих способностей и возможностей;у учащихся, прошедших занятия по методике «Развитие творческих способностей личности» наблюдается понимание природы вещей и самого себя, принятие самого себя, повышение эмпатии, активности и уверенности, толерантности и внимательности. Ссылки на источники1.Выготский Л. С. Психология искусства. –М.: Искусство, 1996. –474с.2.Там же.3.Берулава М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. –1998. –№1. –С. 20–25.4.Зейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. –М.: Просвещение, 1982. –128с.5.Солдатова В. С. Искусство как метод и средство психологической коррекции эмоциональных нарушений // Культурная жизнь Юга России. –2003. –№2. –С. 19–22.6.Выготский Л. С. Указ. соч.Bekoeva Tatyana,the Doctor of Philosophy, the associate professor of Pedagogics of North Ossetian State University of K.L.Khetagurov, Vladikavkazt.a.bekoeva@yandex.ruGorodetskaya Eljbet, the Master of 2 course of faculty Psychology and sociology North Ossetian State University of K.L.Khetagurov, Vladikavkazeljbetka@yandex.ruCreativityas necessary condition of selfupdating of the personalityAbstract. In the article selfupdating of the identity of the teenager which is means of its creative selfexpression is considered. Creativity is defined as the activity generating something qualitatively new and different originality, originality and socially unique uniqueness. Also results of the conducted pilot research which passed on the basis of the Financial University under the Government of the Russian Federation Vladikavkaz branch and the Republican Center of Social Rehabilitation of minors are given in the article. Keywords: creative selfexpression, selfupdating, creative potential, orientation of the personality, creativity.

Рекомендовано к публикации:Зиновкиной М. М., докторомпедагогических наук, профессором, действительным членом Академии профессионального образования Российской Федерации

Источник: https://e-koncept.ru/2013/13117.htm

Ссылка на основную публикацию