Мой ребенок должен быть самостоятельным. как этого добиться? — психология

Клуб Здорового Сознания

Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом.

Две главные стороны самостоятельности — это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.

В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки.

Первое и самое простое в воспитании самостоятельности — это . Да, к сожалению, многие родители, и чаще мамы, делают это весьма настойчиво. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения.

«Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить» — ну и что ждать после такого?

Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа.

Рассказ участницы летних тренингов в Синтоне. Рядом с нами в палатке живет мальчик Данила, ему 6 лет, всегда живой, энергичный и самостоятельный.

Я его спрашиваю: «- Слушай, Данила, а ты можешь дров нарубить? — Конечно, могу. — А сестру Настю накормить? — Я и так ее кормлю. — А палатку поставить? — И палатку поставить могу, мне папа уже доверял.

— Данила, почему же ты все можешь? — Ну, я же мужчина!

Данила уверен в себе и самодостаточен. Спрашиваю маму, как она этого добилась? Она говорит: «Я отношусь уже не к проблемным родителям, но еще и не к продвинутым. Данилу воспитывает в первую очередь мой муж, за что ему большое уважение с моей стороны. Моя задача – не саботировать, просто идти за ним, не мешать».

А что такого делает с ребенком муж? «Он делает две вещи, которые трудно делать мне: он не боится давать ребенку большую свободу и одновремено учит его беспрекословному послушанию. Я боюсь разрешать Даниле играть большим острым ножом или рубить дрова для костра, а Костя ему разрешает.

С другой стороны, Данила меня слушает не всегда, а команды Кости он выполняет сразу, и это меня успокаивает».

Важный момент самостоятельности — привычка и способность принимать самостоятельные решения. Да, но вместе с этим родителям нужно, чтобы ребенок принимал нужные решения. Как это совместить?

Я росла самостоятельной. Сейчас понимаю, что самостоятельность, конечно, была подконтрольной. И тем не менее, меня с детства приучали все делать самой. А еще всегда давали выбор, создавая иллюзию того, что я сама принимаю решение.

Да, выбор часто был безальтернативным и я, освоив это на уровне подсознания, сейчас пользуюсь таким выбором со своими детьми: «Катя, ты будешь рисовую кашу или гречневую?», «Катя, мы идем гулять в парк или в лес?», «Катя, ты пойдешь кататься на коньках или на лыжах?».

«Учить плавать, бросая ребенка в воду» — тактика ошибочная. Этапы становление навыка самостоятельности: 1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших. 2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями. 3. Ребенок делает дело, родители ему помогают. 4. Ребенок делает все самостоятельно!

Важнейший вопрос — разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких — ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы?

Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.

Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:

  • Приучить детей к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вы вырастите своего ребенка самостоятельным, если вначале приучите его вас слушаться. См.
  • Увлекать самостоятельностью. Если перед глазами ребенка будут , успешных детей, ребенок захочет быть на них похожим.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам. Отдайте ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые непривычные для него действия. Как будем эти области намечать, например, для ребенка пяти лет? Записываете, что ваш ребенок должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет. Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее… Тем самым вы создаете ему возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать умение до состояния, когда эту область новых для него действий ребенок сможет контролировать полностью сам.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы. В Африке дети пасут скот с 3 лет, как только научаются хорошо ходить. В деревне дети имеют взрослые обязанности лет с 5-7. «Какой тебе годик? — Седьмой миновал…» (Некрасов, Мужичок с ноготок).

Основные меры коррекции — лишение психологического инфантила привычных для него уютных удобств, помещение его в ситуацию реальных трудностей, выставление к нему все нарастающих требований.

Прекратить (или последовательно уменьшать) денежное содержание, потребовать (обязать) учиться и работать, обслуживать себя (сходить в магазин, приготовить себе еду, прибирать за собой вещи). Заботиться о близких и родных.

— Все это вещи предельно простые, житейские, но именно из этого и состоит взрослая жизнь и именно выполнение этих дел начинает превращать во взрослого человека.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? См.

Свободное воспитание и воспитание самостоятельности

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности

Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. См.

Освоение дома: план дел самостоятельному мужчине

Письмо молодому человеку, решившему начать учиться самостоятельной жизни: «Я шлю тебе план того, что тебе, по моему мнению, нужно выполнять каждый день. Ты можешь скорректировать его с учетом других своих обстоятельств. После этого твоя задача – каждый день выполнять все пункты. И каждый день в письменном виде подводить итоги: что сделал, что не сделал…» См.

Источник: https://psy-space.ru/?page=moy-rebenok-dolzhen-byt-samostoyatelnym.-kak-etogo-dobitsya-vop-zn-&lang=ru

Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться? — DRIVE2

Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом. В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки.

Первое и самое простое в воспитании самостоятельности — это не воспитывать несамостоятельность. Да, к сожалению, многие родители, и чаще мамы, делают это весьма настойчиво. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения.

«Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить» — ну и что ждать после такого?

Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа.

Рядом с нами живет мальчик Данила, ему 6 лет, всегда живой, энергичный и самостоятельный. Я его спрашиваю: «- Слушай, Данила, а ты можешь дров нарубить? — Конечно, могу. — А сестру Настю накормить? — Я и так ее кормлю. — А палатку поставить? — И палатку поставить могу, мне папа уже доверял. — Данила, почему же ты все можешь? — Ну, я же мужчина!

Данила уверен в себе и самодостаточен. Спрашиваю маму, как она этого добилась? Она говорит: «Я отношусь уже не к проблемным родителям, но еще и не к продвинутым. Данилу воспитывает в первую очередь мой муж, за что ему большое уважение с моей стороны. Моя задача – не саботировать, просто идти за ним, не мешать».

А что такого делает с ребенком муж? «Он делает две вещи, которые трудно делать мне: он не боится давать ребенку большую свободу и одновременно учит его беспрекословному послушанию. Я боюсь разрешать Даниле играть большим острым ножом или рубить дрова для костра, а Костя ему разрешает.

С другой стороны, Данила меня слушает не всегда, а команды Кости он выполняет сразу, и это меня успокаивает».

«Учить плавать, бросая ребенка в воду» — тактика ошибочная. Этапы становление навыка самостоятельности:1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших.2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями.3. Ребенок делает дело, родители ему помогают.

4. Ребенок делает все самостоятельно!

Важнейший вопрос — разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких — ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы?

Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях:1. Собственное желание ребенка.2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть.

3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.

Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:

Приучить детей к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вы вырастите своего ребенка самостоятельным, если вначале приучите его вас слушаться.Увлекать самостоятельностью. Если перед глазами ребенка будут красивые и яркие примеры самостоятельных, успешных детей, ребенок захочет быть на них похожим.

Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам. Отдайте ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые непривычные для него действия. Как будем эти области намечать, например, для ребенка пяти лет? Записываете, что ваш ребенок должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет.

Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее… Тем самым вы создаете ему возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать умение до состояния, когда эту область новых для него действий ребенок сможет контролировать полностью сам.

Создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы.

В Африке дети пасут скот с 3 лет, как только научаются хорошо ходить. В деревне дети имеют взрослые обязанности лет с 5-7. «Какой тебе годик? — Седьмой миновал…» (Некрасов, Мужичок с ноготок).

Основные меры коррекции — лишение психологического инфантила привычных для него уютных удобств, помещение его в ситуацию реальных трудностей, выставление к нему все нарастающих требований.

Прекратить (или последовательно уменьшать) денежное содержание, потребовать (обязать) учиться и работать, обслуживать себя (сходить в магазин, приготовить себе еду, прибирать за собой вещи). Заботиться о близких и родных.

— Все это вещи предельно простые, житейские, но именно из этого и состоит взрослая жизнь и именно выполнение этих дел начинает превращать инфантила во взрослого человека.

Как помочь ребенку стать самостоятельнымЧто нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

Разумные родители хотят, чтобы ребенок был одновременно и послушным, и самостоятельным.

Послушный ребенок — ребенок не только удобный и управляемый, это еще ребенок обучаемый и воспитуемый. Что бывает очень важно.

А самостоятельный ребенок — также радость для родителей, если общее направление его самостоятельности ими одобряется и при необходимости контролируется.

Такой самостоятельный ребенок — тоже удобный ребенок, поскольку не боится без помощи взрослых выполнять действия, адекватные для его уровня развития. Кроме того, он продолжает вести себя разумно даже в тех случаях, когда отчетливых команд со стороны взрослых нет.

Как правило, и то, и другое качество для родителей ценно, поскольку позволяет избежать многих проблем. Послушность дает основания надеяться, что ребенок выполнит именно то и именно так, как было велено.

Самостоятельность гарантирует, что ребенок не только обойдется без посторонней помощи, но в случае непредвиденных обстоятельств поведет себя именно так, как бы посоветовал сделать любой взрослый человек.

Послушный ребенок самостоятельным не бывает?

Распространенный тезис «Послушный ребенок самостоятельным не бывает» не вполне верен.

Умная самостоятельность – это продолжение послушания, привитого мудрыми родителями.

И послушание, и самостоятельность имеют общий базис — умение выполнять то, что сказано: сказано себе самим собою или сказано родителям.

Умение это не простое, в него включается умение не отвлекаться, держать направление и быть в этом направлении эффективным, что в свою очередь подразумевает определенный опыт.

Если ребенок не умеет завязывать шнурки, как он может послушно начать их завязывать? Но именно послушание дает возможность, следуя указаниям родителей, приобретать необходимый опыт. Если ребенок начнет завязывать шнурки не как попало, не как ему вздумается, а как показали и объяснили родители, он быстрее выучит этот навык и скоро сможет делать это совсем самостоятельно.

Самостоятельность начинается не в момент снятия контроля и предоставления полной свободы действий — это уже завершающий этап. Самостоятельность начинается с качественной подготовки к этой свободе, а именно с прохождения периода послушания, способствующему накоплению продуктивного опыта, с развития способности намечать цели, подбирать способы их достижения!

Читайте также:  Правила подстройки - психология

Хотите, чтобы ваши дети были самостоятельными? Создавайте условия для накопления опыта у ваших детей, создавайте условия для совместного принятия решений и потихоньку отдавайте контроль, делегируя им новые полномочия в освоенной области!

Но это — только первый этап. Из послушания вырастает только возможность самостоятельность. Превратится ли послушный ребенок в самостоятельного, зависит во многом от родителей, от их установок.

Если родителям нужен ребенок только удобный, они, приучив его к послушанию, его самостоятельность будут притушивать.

Если родители хотят видеть своего ребенка свободной, мыслящей и творческой личностью, то, приучив его к послушанию, они именно через послушание будут направлять его к смелым, свободным и ответственным решениям.

Неправда, что все дети всегда хотят свободы и самостоятельности. Многие дети трусоваты, и без направления родителей к проявлению самостоятельности не очень склонны. Детям бывает выгодно быть туповатыми, детям бывают выгодно быть копушами, выгодно болеть… — но если рядом с ребенком мудрые родители, то будут расти в нужную сторону. Потому что ребенок послушный, а родители мудрые.

Свободное воспитание и воспитание самостоятельности

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Более уверенные в себе родители, готовые вкладываться в своих детей, ставят цели более серьезные. Их задача — воспитать ребенка, который будет их опережать.

Опережать в первую очередь по уровню культуры: ваш ребенок будет человеком более образованным, чем вы, у него будет шире эрудиция и глубже познания в направлениях, важных для его будущего.

У него будут лучшие манеры, чем у вас, ваша дочь будет еще более женственна, чем мама, а ваш сын — мужественней, чем папа. Ваши дети в сравнении с вами будут еще более собранными и целеустремленными людьми, и одновременно еще более душевно стойкими и счастливыми. Да?

А самые лучшие родители могут поставить перед собой задачу-максимум. Это больше, чем воспитать из ребенка воспитанного взрослого человека, больше, чем подарить ребенку счастье, здоровье и жизненные перспективы.

Задача максимум в воспитании — воспитать детей такими, чтобы они сами воспитали детей, которые будут такими же. И не просто такими же, а которые воспитают детей таких, которые воспитают детей таких… — и так далее.

Подчеркну, что одна из самых больших и главных задач, это:

Воспитать ребенка так, чтобы он поставил себе задачу воспитать своего ребенка человеком здоровым, заботливым, творческим, счастливым — и чтобы ребенок его ребенка поставил себе задачу такую же!

Источник: https://www.drive2.ru/b/1411577/

Как самостоятельность в детстве влияет на будущее и характер ребенка

Когда мы задумываемся о самостоятельности детей или чувствуем настоятельную необходимость сделать их «самостоятельными», надо определить для себя, что это за явление, и зачем детям самостоятельность.

Качества характера, в том числе и самостоятельность, не существуют сами по себе, их нельзя иметь просто для того, чтобы они «были», для украшения.

Каждое качество, должно служить определенным целям, задачам, которые стоят перед ребенком.

Зачем нужна самостоятельность 

Первое, что приходит на ум, самостоятельность нужна, чтобы сделать ребенка способным позаботиться о себе самому («самому стоять» на ногах).

Но нужно ли современному ребенку заботиться о себе самому, и может ли он по — настоящему это сделать? Сегодня родители берут на себя заботу о ребенке до очень зрелых лет (часто до окончания института), чтобы он мог спокойно учиться, не думая о пропитании.

Ребенок редко предоставлен самому себе, он в окружении взрослых, и по сути дела не должен обеспечивать себе автономное существование.

В противовес этому в культурах примитивных народов, где дети независимы и самостоятельны с ранних лет, ребенок очень рано попадает в ситуацию необходимости заботиться о себе самому.

И сама обстановка вокруг него является гарантией того, что необходимые качества разовьются.

Уровень самостоятельности детей,  это фактически результат того жизненного уклада, в котором существует ребенок.

Современный городской ребенок  не имеет почти никаких предпосылок, чтобы быть хотя бы таким же самостоятельным, какими были его родители в детском возрасте. Изменилось отношение к ребенку, изменился образ жизни, у современных родителей другие возможности.

И если говорить о современной жизни в ее естественном варианте, то она скорее притормаживает самостоятельность детей, чем развивает ее. И тогда мероприятия, которые должны сделать ребенка самостоятельнее могут выглядеть несколько искусственно, идти вразрез с естественным течением жизни.

Самостоятельность сегодняшнему ребенку можно привить не благодаря жизненным реалиям, а скорее вопреки этим реалиям.

Часто родители говорят – мне проще сделать самому, чем ждать, что это сделает ребенок, заставлять его, получать несовершенный продукт его труда.

Действительно, с точки зрения экономии энергии (а человеческий организм, как правило, движется по пути наименьшего сопротивления) в современном мире дела проще сделать самому, чем обучать этому ребенка.

Исторически вопрос – делать ли мне нечто самому или поручить ребенку  — никогда не стоял, маленьких детей приобщали к труду просто потому, что иначе семья не могла выжить.

Мать поручала старшей дочери занимать младших детей не потому, что она хотела привить ей какие — то качества (заботливость или самостоятельность), а по насущной необходимости. Родители были заняты тяжелой работой и естественным образом привлекали к труду ребенка. Детей приобщали к работе просто потому, что это было необходимо семье. Ни о каком намеренном развитии «правильных» качеств речь не шла, тем не менее, дети быстро становились самостоятельными и ответственными.

Тот контекст, обстановка, «необходимости» в которых живет ребенок и являются как бы волшебным ключиком для раскрытия его потенциала. Если жизнь требует от ребенка опоры на самого себя, самостоятельность развивается.

Если же такой необходимости нет, то все слова родителей о том, что «нужно быть самостоятельнее»  — пустое сотрясание воздуха.

Чтобы у ребенка развилось определенное свойство характера, например самостоятельность, его нужно поставить в условия, где оно необходимо.

Даже при большом денежном достатке в семье и возможности полностью оградить ребенка от работы, например, по дому, есть смысл специально организовать такую работу, чтобы дать ребенку представление о труде.

В семье с весьма солидным достатком, где оба родителя были заняты карьерой, всю работу по дому поручили наемному персоналу. 10 летняя дочка помимо школы посещала несколько дополнительных занятий, считалось, что основное ее дело – учеба.

Родители были обеспокоены поведением девочки: она могла, не глядя бросить свои вещи на пол, рассчитывая, что их  уберут, не понимала, почему она должна убирать со стола тарелку, если есть кому это сделать за нее.

Когда речь заходила о чем то, что надо сделать лично ей она узнавала, нет ли возможности заплатить, чтобы это сделал кто-то другой. Даже уход за собой, например подпиливание ногтей, девочка старалась переложить на кого — то, не желая напрягаться.

Заметив, что девочка приобретает неприятные черты характера, родители задумались, как создать противовес этой тенденции. Сами родители происходили из семей со средним достатком, и их возмущал подход дочери к жизни. Однако, увещевания родителей и их личный пример не приводили к результату.

Тогда в семье было решено полностью передать девочке уход за своими вещами. Ей поручили содержать в порядке свой шкаф и следить за чистотой одежды, кроме того, она гладила большинство своих вещей.

Такое решение поначалу встретило сопротивление, но поскольку родители активно включились в процесс освоения девочкой новых навыков, все закончилось благополучно. Родители предложили ребенку новый формат не в качестве наказания за нерадивость, а как вариант необходимого для каждого человека вклада в обеспечение жизни. Кроме того, своей включенностью в дела дочери родители дали ей дополнительное внимание, которое оказалось важным бонусом, позволило девочке с меньшим сопротивлением включиться в новую работу.

Оторванность от простых дел, которые служат поддержанию жизни, не лучшим образом влияет на характер ребенка.  Дети, которых постоянно обслуживают, у которых нет насущной необходимости проявлять самостоятельную активность, рискуют стать требовательными,  неуверенными в себе, склонными к депрессивным переживаниям  и нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.

Некоторые из перечисленных качеств вполне понятны. Конечно, если ребенок привыкает, что ему все приносят на блюдечке, он становится требовательным.

Но как неуверенность в себе и склонность к депрессивным переживаниям связаны с самостоятельностью? Некоторые родители наоборот считают, что, не нагружая детей, они вырастят их светлыми оптимистами, ведь их детство было столь безоблачным! По замыслу родителей дети, получающие все по первому требованию, без собственных усилий должны вырасти как раз уверенными в себе, ведь им все так легко доставалось!

На практике оказывается, что это совсем не так и психологическая теория это подтверждает. Уверенность в себе и оптимизм связаны у человека с опытом реального воздействия на этот мир. И сравнительно мало связаны со словами, которые ребенку говорятся.

Так, если твердить ребенку, что он «самый лучший» и «молодец», но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на «правильные» слова.

И наоборот, если не нахваливать на каждом шагу, но предоставлять ребенку реальный опыт действий, позволить видеть результат своих усилий, то ребенок будет становиться увереннее и оптимистичнее. Отличная книга на эту тему: «Ребенок оптимист» М. Селигман.

Прежде, чем ребенок сможет видеть свои успехи в академическом обучении, осознавать их, пройдет много лет. А первый его опыт  — освоение предметного мира вокруг себя, освоение той жизни, что окружает ребенка. И если в этой жизни он только почетный гость, которого обслуживают, но не дают самому действовать, не побуждают к этому, то он будет расти неуверенным в своих силах.

Во многих семьях можно видеть, что бытовые навыки ребенка, его самостоятельность и ответственность почти не развиваются с возрастом, или развиваются столь медленно, что это резко контрастирует с уровнем возможностей ребенка.

Как в три года ребенок вставал из-за стола и шел играть, а за ним убирали, так он действует и в 8 лет. В 4 года мама следила за чистотой одежды ребенка, и в 11 она ведет себя аналогично.

При этом уровень недовольства ребенком может расти, родители хотят большей включенности ребенка в дела, но это ничего не меняет.

Как приучить к самостоятельности

Одна из причин трудностей в приучении к самостоятельности – революционные скачки требований к ребенку. До поры до времени, ребенку не предъявляют каких — либо требований, он считается маленьким. Кроме того, действует принцип – проще сделать самому.

Потом, обнаружив, что ребенок уже «большой» ему говорят, давай — ка, делай дела! Но, ни по уровню ответственности, ни по своим практическим навыкам он не готов к таким ультиматумам. Детям действительно трудно замечать, что их одежда мятая, что на столе оставлен беспорядок, в портфеле кавардак и школьная форма (после катания с горки) валяется мокрым комом в углу комнаты.

Не то, чтобы дети этого не видели, они просто не приучены фокусировать на этом внимание, у них свои дела, это не входит в их повестку дня.

Взрослый и ребенок, входящие в одну и ту же комнату,  видят два совершенно разные пространства. «Горячие точки», которые они замечают у них абсолютно разные. Ребенок видит недостроенный вчера замок из Лего, а взрослый мусор, насыпавшийся с ботинок. Ребенок заметит лопнувший шарик, а взрослый неубранную постель.

Для того, чтобы ребенок был больше включен в реальные дела семьи, а не только в игровое пространство своего воображения или виртуальный мир ТВ и компьютерных реалий, нужно с самого раннего возраста приобщать его к тому, что делают взрослые, давать ему небольшую часть работы.

Невозможно сегодня полностью обслуживать ребенка, даже не привлекая внимания к тому, что вы делаете, а завтра вдруг объявить ему: а теперь, мой милый, сам давай! Кроме сопротивления вы ничего не получите. Так что ключевое понятие для развития самостоятельности – эволюция.

Завтра на один шаг больше чем сегодня.

Детская самостоятельность в современном мире почти не играет практической роли. Родители прекрасно справляются со своей работой и без детей. Исключения,  конечно, бывают. Это, например, многодетные семьи или семьи, живущие за счет натурального хозяйства.

В таких семьях вклад каждого человека в общее дело необходим и очень важен. Но, такие семьи никогда не озабочены воспитанием самостоятельности у детей, она формируется сама собой, под влиянием обстоятельств. Контраст между образом жизни в разных семьях может быть весьма сильным.

Следующая история именно об этом.

Мария Ивановна была активной пенсионеркой, жила на даче, была председателем дачного кооператива. Несмотря на инвалидность (у женщины были серьезные проблемы со зрением)  Мария Ивановна жила активно: огород, куры, общественные обязанности. На лето в гости приехал 11 летний внук. Бабушка рассчитывала на помощь внука и надеялась на то, что их отношения сложатся замечательно.

Читайте также:  Корпоративный бизнес-тренер - психология

Мальчик был самым обыкновенным городским ребенком: любил посмотреть телевизор, отлично разбирался в компьютерных играх, по дому ничего особенно делать не привык, свободное время воспринимал как принадлежащее целиком ему. Мальчик не понимал, почему бабушка возмущается его образом жизни.

Конечно, он делал то, о чем его просили — помогал в огороде, поливал, мыл посуду. Но сам инициативы никогда не проявлял, работал вяло, всем видом показывал, что ему тяжело, при первой же возможности садился к компьютеру.

Мария Ивановна была женщиной деревенской закалки, и поведение внука просто не укладывалось у нее в голове.

Та деятельность, активность и образ мышления, которые бабушка требовала от внука, просто не были  востребованы жизнью в городских условиях. Резко изменившиеся внешние требования  не могли привести к изменению внутренних установок и поведения мальчика.

Бабушка считала ребенка безнадежно загубленным неразумным воспитанием родителей, почти пропащим. Она видела его инертным, ничем не увлеченным, лишенным энергии и необходимой отзывчивости ребенком.

Мальчик же взирал на бабушку как на враждебное и непонятное существо с другой планеты, которое непонятно зачем растит помидоры, которые можно купить в магазине.

В данном примере мальчик не обладал тем стилем мышления, который мог бы обеспечить реализацию ожиданий бабушки. Однако, если бы мальчик остался в условиях деревенского быта под влиянием  бабушки на значительное время, то его установки и поведение могли бы измениться.

Несмотря на то, что самостоятельность детей не представляет собой насущной необходимости в современном обществе, ее стоит воспитывать для формирования жизнеспособного характера ребенка.

Я уже говорила о связи самостоятельности в детстве с уверенностью в себе и оптимизмом человека.

Кроме этого развитие самостоятельности важно для способности человека в дальнейшем  делать не вполне приятные, но необходимые вещи.

Когда мы побуждаем ребенка делать нечто самому, он неизбежно сталкивается с трудностями, которые придется преодолевать. Застегнуть непослушные пуговки, завязать шнурки, справиться с веником, навести порядок в шкафу, самому заказать еду в ресторане, посчитать сдачу, собрать портфель.

Все это не так просто для ребенка, это требует навыков и сосредоточенности, волевого усилия. Множество таких мелких волевых актов в течение детства формирует определенный навык человека – делать нечто, когда проще не делать.

Когда мы жалеем ребенка, ограждаем его от таких усилий, даем ему «побыть ребенком» мы оказываем ему медвежью услугу.

Как неподготовленный человек не может внезапно начать побеждать на спортивных соревнованиях, так и ребенок, не поставленный перед необходимостью тренировать свой волевой аппарат, не сможет в нужный момент им воспользоваться.

Привычка делать, то, что необходимо, вместо того, что хочется, облегчает трудность каждого конкретного усилия. Если человеку, привыкшему себе во всем потакать, огромным усилием представляется даже небольшое движение, вроде утреннего подъема, то человек с тренированной силой воли, например спортсмен, даже не воспринимает это как усилие. Привычка преодолевать инертность делает каждое преодоление проще.

Побуждая ребенка к самостоятельности, усилиям вы не сделаете из него унылое вьючное животное (как опасаются некоторые родители), а, наоборот, разовьете силу воли и уверенный взгляд на мир.

Для того, чтобы развить полезные и необходимые качества у ребенка, родителям не нужно делать ничего, что бы противоречило его природе. Действительно, у ребенка уже есть семена, зачатки всех качеств характера, вопрос только в том, сможем ли мы вырастить эти семена.  При разумном подходе любой ребенок может проявлять доброту, чуткость, целеустремленность или самостоятельность.

Однако, непродуктивно верить в то, что эти качества вырастут у ребенка сами собой, или, что они вырастут в неблагоприятных условиях. Для того, чтобы семена проросли, требуется определенная среда, уход и солнечный свет.

Прежде, чем приступить к развитию самостоятельности ребенка, желательно верить, что то, что вы собираетесь развивать, свойственно ребенку по самой его природе, не противоречит его натуре. В этом заключена часть успеха.

Если вы предполагаете, что по природе ваш ребенок ленивый и вялый, а задача воспитания вытравить эти качества и поставить на их место полезные (инициативу и трудолюбие), то ваша задача сильно усложняется.

С другой стороны, необходимо ясно представлять себе, что ваша родительская обязанность создать благоприятные условия для развития задатков ребенка, без этих условий (то есть ваших правильных действий) семена рискуют так и остаться в земле, под гнетом сорняков.

© Елизавета Филоненко

Как развить самостоятельность в книге «Детки без клетки: 5 ступеней к развитию самостоятельности детей» 

Источник: http://mama-papa-help.ru/blog/vospitanie-rebenka/379-kak-samostoyatelnost-v-detstve-vliyaet-na-budushchee-i-kharakter-rebenka.html

12 советов по воспитанию уверенного в себе ребенка

Один из важных этапов воспитания ребенка — формирование у него уверенности в себе. Психологи объясняют, что такая черта характера помогает детям браться за выполнение сложных задач, пробовать что-то новое.

Если ребенок будет не уверен в собственных силах, он будет бояться прослыть неудачником, разочаровать близких и вызвать неодобрение окружающих.

В будущем такой человек не сможет добиться успехов в карьере, ведь особенно ценятся сотрудники, которые берут на себя ответственность и предлагают нестандартные, рискованные решения различных задач. Соблюдайте наши рекомендации — и вырастите уверенного в себе ребенка, обеспечив ему успешное будущее.

Хвалите ребенка не только за успехи, но и за старания (вне зависимости от того, удалось ребенку добиться успеха или нет)

Достижение цели важно для взрослых, а ребенок ведь только учится — сначала самостоятельно держать ложку и ходить на горшок, потом — читать, писать, играть в игры с мячом. Поэтому и требования к детям должны быть другими.

На этапе взросления важен сам процесс обучения, поэтому родители должны поощрять старания ребенка, причем независимо от того, добивается он успехов или нет. Если ваш сын, играя в футбол, промахнулся по воротам, все равно громко аплодируйте и выражайте свой восторг. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал себя неловко, если у него что-то не получилось.

Пусть малыш поймет, что никто не будет насмехаться над ним, осуждать, ругать за промахи. В таком случае он не станет бояться пробовать новое и учиться дальше.

Поощряйте практику

Заметили, что ребенок с интересом смотрит баскетбол по телевизору, ему понравилось рисовать или петь? Постарайтесь подстегнуть ему к тому, чтобы он занимался этим чаще. Главное — действовать ненавязчиво и без принуждения.

Если вы разглядели у своего чада музыкальный талант, не заставляйте его играть на фортепиано до боли в кистях. Так ведь можно и напрочь отбить интерес не только к конкретному инструменту, но к музыке в принципе.

Все занятия должны быть дозированными, а режим занятий пусть подскажет учитель.

Позволяйте ребенку самостоятельно решать некоторые свои проблемы

Жизнь всем подбрасывает трудности. Научиться справляться с ними человек должен еще в детстве, ведь по мере взросления все проблемы будут становиться только более серьезными.

Поэтому дайте возможность своему ребенку самостоятельно находить выход из непростых ситуаций, развивать навыки общения с разными людьми. Постарайтесь не вмешиваться постоянно в жизнь вашего ребенка, стараясь максимально облегчить ее.

Подсказывайте ему советами, выслушивайте и подбадривайте, но не бегите сразу наказывать его обидчиков, даже не разобравшись в ситуации.

Если вы будете постоянно вмешиваться в жизнь ребенка, стараясь уберечь его от всех невзгод, он вырастет несамостоятельным и неуверенным в себе. Тогда даже в 40 лет ваше чадо будет ждать, что в любой момент придет мама и решит его проблему.

Бросайте ребенку вызов

Научите ребенка всегда двигаться вперед. Дайте ему понять, что достижение небольшой цели — это только начало, теперь он может сделать что-то более значимое. Например, если ребенок начал учиться кататься на двухколесном велосипеде, предложите ему убрать дополнительные колеса. Убедите его, что он готов ехать и так, а вы его подстрахуете, если понадобится.

Ошибки — неотъемлемая часть обучения

Все мы учимся на своих ошибках, а дети — не исключение. Поэтому не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным, все схватывал с первого раза. Ничего, если ребенок совершил досадный промах. Зато он осознает свою ошибку, извлечет из нее урок, а в следующий раз лучше справится с поставленной задачей.

Поощряйте детское любопытство

Дети — маленькие почемучки. Конечно, их бесконечные вопросы утомляют и даже начинают нервировать взрослых.

Только родителям важно понять, что, спрашивая о чем-то и узнавая новое, ребенок развивается, пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор.

Получая ответы за свои «почему», малыш понимает, что в мире есть очень много интересных вещей, о которых ему нужно узнать подробнее. Любопытство ребенка разгорается, оно мотивирует его учиться и расти над собой.

По статистике, мальчики и девочки, которые в первые годы жизни задают много вопросов родителям и получают на них ответы, в начальной школе обгоняют своих одноклассников. Таким детям интересно узнавать новую информацию, они лучше учатся и быстрее впитывают знания.

Открывайте новые возможности

Старайтесь чаще брать ребенка на прогулки и в разные поездки, рассказывать ему что-то новое, читать интересные и познавательные книги. Все это способствует расширению кругозора и формированию уверенности в себе.

Делитесь своим опытом и знаниями

Весь мир малыша в первые годы его жизни — это родители. В его глазах мама и папа — супергерои, которые могут все. Станьте достойными примерами для подражания. Передавайте крохе свои знания, учите его всему, что умеете сами.

Никогда не критикуйте

Дети очень ранимые. Даже если ребенок потерпел неудачу, ни в коем случае не критикуйте его, не говорите, что он делал все плохо и неправильно.

Тем более нельзя применять сравнения с детьми, которые оказались лучше, быстрее, смышленее. Иначе вы рискуете полностью отбить у ребенка желание чем-либо заниматься.

Он попросту начнет бояться снова разочаровать родителей и не рискнет пробовать что-то новое.

Поддерживайте ребенка, когда он испытывает сложности и неудачи

Каким бы талантливым ни был ваш ребенок, он все равно познает на себе всю несправедливость этой жизни. Он будет сталкиваться с трудностями, терпеть обидные неудачи. В такие моменты ребенку нужно, чтобы родители его просто поддержали. Напомните своему чаду, что для достижения цели нужно упорно трудиться и верить в свои силы, а все сложности — это только ступеньки на пути к успеху.

Поощряйте стремление пробовать что-то новое

Начинать что-то новое — всегда волнительно. Поэтому обязательно поддержите ребенка, если он хочет записаться в спортивную секцию или научиться кататься на роликах. Похвалите его за то, что он хочет заняться чем-то полезным. Скажите своему чаду, что гордитесь тем, как смело он начинает новый этап своей жизни.

Демонстрируйте радость обучения

Каждый ребенок копирует эмоции и реакции своих родителей, их отношение к разным вещам. Возьмите ребенка с собой в бассейн, чтобы он увидел, какое удовольствие вам доставляет плавание. Покажите, как интересно читать на иностранном языке, понимая смысл написанного. Ребенок увидит ваши реакции и тоже придет в восторг от всех этих вещей.

Читаем также:

Смотрим видео как вырастить успешного и уверенного в себе ребенка:

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/12-sovetov-po-vospitaniyu-uverennogo-v-sebe-rebenka.html

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Каждый из нас рождается беспомощным. Нам помогают взрослеть и становиться самостоятельными. Как помочь ребенку стать  самостоятельным? Этот вопрос возникает в семьях, и он требует разностороннего подхода.

Почему ребенок не самостоятельный?

Психологи советуют. Задумываясь о самостоятельности малыша, следует обратить внимание на следующие моменты.

Альтернатива

В возрасте до 5 лет дети должны научиться принимать самостоятельно какие-либо решения. При этом родители могут контролировать этот процесс, оставляя выбор в определенных рамках.

К примеру, не спрашивать хочет ребенок чего-либо или нет, а дать вариант между одним и другим. Ты пойдешь гулять? (неправильная форма вопроса). Ты пойдешь гулять в песочницу или на качели? (Выбор между двумя местами, но в определенных рамках).

С возрастом количество вариантов можно увеличивать.

Родительская занятость

Лишая детей возможности учиться, взрослые часто совершают действия вместо своих чад. Руководит взрослыми спешка современного социума. Когда ситуация перерастает в постоянную помощь, у ребенка отключается механизм привыкания к самостоятельности, а потом удивляемся, «почему ребенок не самостоятельный?»

Действия и последствия

Детские поступки несут за собой последствия. Если они связаны с угрозой для жизни, то должны строго пресекаться. Но, к счастью, большинство детских действий всего лишь шалости.

Основной задачей родителей в этом вопросе дать почувствовать малышу результаты поведения. Хочется есть суп руками, дайте ему это попробовать, не ругайте. Грязные руки, одежда и неудобства во время еды будут тем самым последствием.

К нему придет понимание, что это следствие его действий. Он сам принял такое решение.

Главная игрушка — общение

В вопросе воспитания общения не бывает много. Каждая ситуация с ребенком должна рассматриваться не односторонне. Объясняйте малышу смысл и цель того, что он должен сделать, обязанности должны быть сформулированы ясно и корректно. Обсуждая все за и против, формируется сильная личность ребенка.

Терпение

Родители раздражаются когда у малыша что то не получается с первого раза и со второго и с третьего, начинают его подгонять и упрекать, а потом все делают сами за него. В таких условиях у ребенка пропадает всякое желание что то делать самому.

Читайте также:  Двигательные реакции - психология

Дошкольники очень плохо переносят насмешки над собой, когда что то не получается, это отбивает у них желание творить.

Как помочь ребенку стать самостоятельным?

  • Услышав просьбу о помощи, не стоит сразу все выполнять. Здесь главное слово «Когда просит», потому что родители любят помогать во всем и всегда. Оцените, что не выходит. Подсказать, показать и попросить также повторить. Не получилось — пробовать еще раз, получилось — похвалить. Не выходит конечное действие — пусть начнет сам, а потом вместе закончите. И так каждый раз, пока все не получится.
  • Предлагайте малышу делать выбор, например в какую игру поиграть, в «Прятки» или «Догонялки». Сначала предлагать две позиции, но чем старше становится ребенок, тем больше позиций для выбора.
  • Спрашивать совета у малыша в тех вопросах которые его касаются напрямую. Например: «Что мне сегодня приготовить на обед»
  • Приглашать к обсуждению семейных дел, конечно учитывая возраст.
  • Позволяйте совершать ошибки, не спешите на помощь если у ребенка что то на получается, не перехватывайте инициативу в том чем он занимается.
  • Переубеждая малыша в чем либо приводите такие доводы, чтобы он с ними согласился.
  • Вовлекайте в домашние дела, давая небольшие поручения, при необходимости снабжая их инструкциями.
  • Начиная с 5 лет у ребенка должны быть небольшие обязанности по дому.
  • Формируйте навыки выполнения действий необходимых действий для самообслуживания, выполнения поручений и обязанностей по дому.
  • Невозможность в достижении результата в чем либо, не должно становиться отказом от задуманного. Актуальность воспитания настойчивости и упорства, один из главных вопросов по теме; «Почему ребенок не самостоятельный». Объясняйте малышу, что все дела надо доводить до конца и нельзя бросать начатое.
  • Не забывайте похвалить ребенка, когда он сделает что то сам, это будет служить дополнительной мотивацией при приучении к самостоятельности.

Трудности

В первое время, сталкиваясь с трудностями, ребенок решает их совместно со взрослыми. Чем старше чадо, тем меньше нуждается в совместных действиях. Научить ребенка кушать можно в 2 года, а можно и в 6 лет. Но, чем раньше это произойдет, тем проще и легче. В раннем возрасте малыши часто копируют действия родителей, воспользуйтесь этим.

Одним из первых самостоятельных проявлений наступает в 3 года, этот же возраст называют кризисом «Я сам». В это время дитя осознает себя как отдельное целое. Обращая ситуацию на пользу, родители часто задумываются, как помочь ребенку стать самостоятельным. 

Все можно

Действуя таким методом, взрослые обучают деток отвечать за свои действия. Поломал карандаши —  рисуй поломанными. Вымазал рубашку — ходи грязным. Возможно, со стороны немного жестоко, но главное — осознание поступков.

Ничего нельзя

Другой крайностью является полный запрет всех попыток и действий. Родители радуются, что их малыш очень послушный, но это чревато, выросший в условиях постоянных запретов, без права собственного мнения и голоса, становится безинициативным и инфантильным, никогда не станет самостоятельным и обычно долго живет с родителями во взрослой жизни.

Золотая середина

Это всегда правильно. Чувствовать, когда можно разрешить побегать в резиновых сапогах по лужам, а когда в красивой обуви строго идти по дорожке на праздник.

Источник: https://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/kak-priuchit-rebenka-byt-samostoyatelnym/

Консультация по теме: Как помочь ребенку стать самостоятельным

Как помочь ребенку стать самостоятельным?

(для родителей)

     Многих родителей, которые задумываются о том, как воспитать самостоятельность у своих детей, в первую очередь волнует так называемая «бытовая» самостоятельность — это умение есть и одеваться, убирать свои игрушки и застилать кровать, выполнять посильную работу по дому и заданные уроки. Однако, самым основным и сложным является умение самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои действия.

Что нужно делать родителям, для того, чтобы помочь своему ребенку в этом нелегком деле и научить его быть самостоятельным?      Для начала, старайтесь как можно чаще акцентировать внимание ребенка на те ситуации, которые дают ему право самому выбрать, как поступить.

Обязательно расскажите о последствиях, которые последуют за его действием: «Ты хочешь разломать машинку и посмотреть, что у нее внутри? Конечно, ты можешь это сделать. Только помни, что собрать машинку уже не получится, и ты останешься без машинки. Решай сам!»

      Важно следить и поддерживать режим дня малыша.

Именно привычка к режиму определяет дальнейшую структуру жизни ребенка, что позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать свое время.                                  

     Вместе с ребенком определите ту область жизни, в которой решения будут приниматься исключительно им самим и ответственность за последствия он тоже будет нести сам. Младший школьник уже может решить, когда ему сесть за уроки, или заняться уборкой — вы должны лишь скорректировать время, то есть оговорить не позже которого часа он должен это сделать. Пусть ребенок сам определится, в какой одежде ему ходить дома или куда пойти гулять.       Конечно, поначалу выбор ребенка не всегда окажется лучшим. Будьте готовы и к тому, что временами он будет совершать ошибки. Не ругайте его, ребенка нельзя лишать права на ошибку, иначе он не научится принимать осмысленные решения. В таких ситуациях необходимо объяснить ребенку, что стало причиной нежелаемого результата, и как стоит поступить в будущем, чтобы не допустить подобного.

Особая роль при обучении самостоятельности отводится играм. Игра служит хорошим пространством для свободы действий, где можно реализовать модели различных ситуаций. Прежде всего, это касается сюжетно-ролевых игр, и игр, в которых надо придерживаться определенных правил — это могут быть настольные игры (с фишками,-1-

 лото, шашки и др.) или подвижные. Чем больше ребенок играет в подобные игры, тем богаче становится его опыт самостоятельных действий, что поможет ему и в реальной жизни.Как же быть, если вы видите, что ребенок не склонен к самостоятельной деятельности? Прежде всего — найти причину. Причин может быть много — от обычного нежелания, до боязни сделать что-то не так. В такой ситуации следует помнить — в любом деле важен положительный настрой и правильное выбранное время. Согласитесь, что утро, когда вы спешите на работу, далеко не лучшее время для приучения к самостоятельности. Обычно попытки научить ребенка чему-то «на ходу» заканчиваются криком и руганью, что совершенно не допустимо.

Еще одно золотое правило: никогда не высмеивайте и не унижайте своего ребенка, особенно если вы заметили его несамостоятельность в незнакомой обстановке перед чужими людьми. Каждый ребенок индивидуален: некоторым детям может

потребоваться достаточно много времени, чтобы достичь желаемого результата. Будьте уверены — рано или поздно ребенок всему научится! Вам только нужно запастись терпением и соблюдать определенную тактику поведения.

Ваш ребенок становится самостоятельным

Когда малыша постоянно оставляют одного надолго в течение дня (даже если кормят и меняют подгузник), он становится инертным и пассивным. Ребенок не может развиваться без любви и физического контакта. В заботе нуждаются дети как в три года, так и в семь, и в двенадцать лет.

Конечно, это уже не такая забота, как в грудничковом возрасте: ребенка надо кормить, но не с ложечки; следить за его вещами, но не одевать его; присматривать за ним, но не следить за каждым его шагом; любить его и демонстрировать свою любовь, но не зацеловывать с ног до головы, даже если очень этого хочется.
     Помочь ребенку стать независимым нелегко.

Вряд ли кто-либо из родителей хочет вырастить из ребенка человека, который в 40 лет будет не в состоянии самостоятельно постирать свои вещи или приготовить обед. И даже очень заботливые родители не хотят, чтобы их ребенок, повзрослев, продолжал зависеть от них эмоционально. Дети должны расти, развиваться и становиться самостоятельными под нашей защитой.

Ребенок, чью независимость ограничивают родители, словно цветок, находящийся в тени других растений и пытающийся уловить хоть лучик света.

Действуйте постепенно

Рано или поздно, но детей придется отпустить от себя. Делайте это постепенно. Если это произойдет слишком рано и быстро, ребенок -2-

 может испугаться. Это сделает его замкнутым или он непременно захочет вернуться под ваше «крыло».

Научите ребенка высказывать свое мнение

     Покажите ребенку, что у вас есть свое мнение: комментируйте новости, услышанные по телевизору; пусть ребенок прислушивается ко взрослым разговорам.

     Разговаривайте с ребенком. Старайтесь каждый день находить время, чтобы сесть и поговорить с ним, обсудить, как прошел день. Интересуйтесь его мнением, задавайте вопросы и слушайте ответы.

     Отвечайте на все его «почему». Объясняйте сложные вещи простыми словами.

     По возможности садитесь за стол всей семьей. Будьте всегда готовы дать ребенку возможность поучаствовать в беседе. Никогда не критикуйте его мнение, лучше скажите так: «Это хорошая идея, но…»

Учите ребенка обходиться без вас

     Годовалого ребенка можно оставить на некоторое время поиграть одного при условии, что его безопасности ничто не угрожает. Узнайте больше о том, как сделать дом безопасным для ребенка.

     К двум годам малыш может порисовать за столом на кухне, пока вы будете готовить обед, или поиграть возле вас, когда вы разговариваете по телефону.

     В три года берите ребенка с собой на пешую прогулку. Сходите с ним на почту или в ближайший магазин. Ходить пешком полезно для здоровья. Кроме того, во время прогулки у вас будет прекрасная возможность объяснить ребенку правила дорожного движения. Если малыш будет видеть, что вы смотрите налево и направо, когда переходите дорогу, он будет делать так же.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить.

     Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения.

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т. е.

умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий. -3-

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?.

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить.

При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинкуЛадно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам».

У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий.

Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять.

Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем.

Иначе — если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку — он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком.

Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра — это своеобразное пространство свободных действий, где можно -4-

 опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня.

Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время.

Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие. -5-

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/01/31/materialy-dlya-roditeley-2

Ссылка на основную публикацию