Место личности в новом мире наук о поведении — психология

Книга О становлении личностью. Содержание — Глава 21 МЕСТО ЛИЧНОСТИ В НОВОМ МИРЕ НАУК О ПОВЕДЕНИИ

Вопросы

Создав науку огромной потенциальной важности, мы получили орудие, в сравнении с социальной силой которого атомная энергия кажется слабой. И нет сомнения, что вопросы, возникающие при ее развитии, будут вопросами жизненной важности для нашего и будущих поколений. Давайте посмотрим на некоторые из этих вопросов.

Как мы будем использовать мощь этой новой науки?

Что произойдет в этом дивном новом мире с личностью человека?

Кто будет обладать властью, чтобы использовать эти новые знания?

С каким результатом, или с какой целью, или для осуществления каких ценностей будут использованы эти новые знания?

Я постараюсь начать рассмотрение этих вопросов в следующей лекции.

В предыдущей лекции я попытался показать, хотя и очень кратко, достижения наук о поведении, а также их возможности прогнозировать поведение и управлять им.

Я постарался нарисовать тот новый мир, к которому мы безудержно стремимся со все возрастающей скоростью.

Теперь я хочу рассмотреть вопрос о том, как мы – отдельные люди, группы и культура в целом – будем жить, реагировать, приспосабливаться к этому дивному новому миру. Какое место будет отведено нам перед лицом грядущих изменений?

Я собираюсь остановиться на двух вариантах ответа на этот вопрос, а затем хочу поделиться некоторыми соображениями, которые могут привести и к третьему варианту ответа.

* * *

Одним из вариантов нашего отношения может быть отрицание такого научного развития. Мы просто примем, точку зрения, что человеческое поведение нельзя изучать по-настоящему научно.

Мы можем придерживаться того мнения, что человеческое существо не способно объективно относиться к самому себе, следовательно, настоящая наука о поведении невозможна.

Мы можем сказать, что человек обладает свободой воли и всегда свободен в своих действиях, что делает невозможным научное изучение его поведения.

Недавно на конференции по общественным наукам, как это ни странно, я слышал, как хорошо известный экономист высказывал такое мнение. А один из самых знаменитых богословов страны пишет: «В любом случае научное исследование прошлого поведения не может стать основой для предсказания будущего поведения» (3, с. 47).

Отношение обычных людей примерно такое же. Человек с улицы не обязательно отрицает, что наука о поведении возможна, он просто игнорирует происходящие в ней достижения. Конечно, он немного волнуется, когда слышит, что коммунисты пытались изменить сознание захваченных в плен солдат посредством «промывания мозгов».

У него могут вызвать небольшое раздражение откровения, опубликованные, например, в книге Уайта (13), который показал, как, опираясь на науки о поведении, современные промышленные корпорации интенсивно используют методы манипуляции людьми.

В общем, он не видит в этом никаких поводов для беспокойства, – точно так, как в случае первых теоретических заявлений о том, что атом можно расщепить.

Мы можем, если нам хочется, вместе с ним не замечать эту проблему. Мы можем пойти еще дальше, как те интеллектуалы прошлого, которых я цитировал, и, обращаясь к наукам о поведении, заявить, что «нетути такого зверя». Но поскольку ни одна из этих реакций не кажется особенно умной, я оставляю их и перехожу к описанию гораздо более разумной и гораздо более распространенной точки зрения.

Среди ученых, изучающих поведение, считается само собой разумеющимся, что открытия этой науки будут использованы для прогнозирования поведения человека и управления им. Вместе с тем многие психологи и другие ученые не придают этому обстоятельству достаточного значения.

Исключением является доктор Б.Ф.Скиннер из Гарварда, который очень ясно призывает психологов использовать эту способность управлять человеком для создания более совершенного мира.

Пытаясь изложить свою точку зрения, Скиннер несколько лет назад написал книгу «Уолден-2» (12), в которой дает художественное описание того, к чему он относится как к утопическому сообществу, в котором во всех сферах жизни полностью применяются все знания наук о поведении: при вступлении в брак, рождении детей, в этическом поведении, на работе, в играх и в художественном творчестве. Позднее я приведу несколько цитат из этого произведения.

Есть также несколько писателей, которые поняли важность грядущего влияния наук о поведении.

Олдос Хаксли в своей книге «О дивный новый мир»[83] (1) рисует ужасающую картину сахаринового счастья в научно управляемом мире, против которого в конце концов восстает человек.

Джордж Оруэлл[84] в романе «1984» (5) изображает мир, созданный властью диктатуры, в котором поведенческие науки используются как инструмент абсолютного управления людьми, причем они управляют не только поведением, но и мыслями людей.

Авторы-фантасты также сыграли свою роль, позволив нам увидеть возможный путь развития в мире, где поведение человека и его личность оказываются всего лишь предметами научного исследования, таким же, как химические элементы или электрические разряды.

Я хотел бы, используя все свои способности, попытаться сделать упрощенный набросок культуры в том обществе, в котором мы формировали бы человека с позиций наук о поведении.

Прежде всего для этого нужно понимание, почти допущение, что научное знание – это сила, дающая власть над людьми. Скиннер говорит:

«Мы должны признать тот факт, что какой-то определенный контроль за делами человека неизбежен. Мы не сможем здраво разбираться в делах людей, если не будем принимать во внимание структуру и строение внешних условий, влияющих на их поведение.

Изменение окружающей среды всегда было условием развития культуры, и вряд ли мы сможем использовать какие-либо более эффективные научные методы без того, чтобы не вызвать более серьезных изменений… Наука и раньше приводила к опасным процессам и создавала опасные материалы.

Использование в полной мере фактов и методов наук о человеке, не допуская чудовищных ошибок, будет очень трудным и, конечно, рискованным. Сейчас не время для самообмана, потворства своим эмоциям или принятия отношения, которое теперь уже бесполезно» (10, с. 5 6-5 7).

Следующее допущение состоит в том, что эта власть управлять должна быть использована. Скиннер считает, что она будет применяться с благотворными целями, хотя и признает опасность ее использования во вред людям.

Хаксли считает, что, хотя она используется с благими намерениями, на практике это приводит к кошмару.

Оруэлл описывает, к каким результатам приводит такое злонамеренное управление диктаторским правительством всеми сторонами жизни людей.

Давайте рассмотрим некоторые элементы, входящие в понятие управления человеческим поведением с помощью наук о поведении. Каковы будут ступени процесса, посредством которого общество может самоорганизоваться так, чтобы, пользуясь терминами науки о человеке, определять, какой быть человеческой жизни?

Первым стоит вопрос о выборе цели. В последней работе доктор Скиннер в качестве одной возможной цели поведенческой технологии предлагает следующую:

«Пусть человек будет счастливым, информированным, умелым, производительным и послушным» (10, с. 47).

В своей книге «Уолден-2», где он мог использовать художественную форму для выражения своих взглядов, Скиннер останавливается на этом подробнее. Его герой говорит:

«Ну хорошо, а что вы скажете о конструировании личности? Это бы вас заинтересовало? Управление темпераментом? Дайте мне необходимые параметры, и я дам вам такого человека! Что вы скажете об управлении мотивацией, формировании интересов, которые сделают людей в высшей мере производительными и преуспевающими? Это кажется вам фантастикой? Тем не менее, уже существуют некоторые методы такого рода, а остальные можно разработать экспериментально. Только подумайте о возможностях!.. Давайте управлять жизнью наших детей и посмотрим, что нам удастся из них сделать» (12, с. 243).

95

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/psihologiya/book/o-stanovlenii-lichnostyu/content/2685101-glava-21-mesto-lichnosti-v-novom-mire-nauk-o-povedenii/

Психология как наука. История развития психологии | Лекция | НОУ ИНТУИТ

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.

Рис. 1.8. Место психологии в системе наук

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

На рис. 1.9 показана диаграмма Ганта, отражающая основные этапы становления и развития психологической науки.

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе.

Демокрит (460 – 370 до н.э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам.

Платон (428 – 348 до н.э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) является автором первой известной работы по психологии «О душе», в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит.

В работах средневековых ученых Авиценны (980 – 1037), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его психики.

Второй этап развития психологического знания – психология как наука о сознании, относится к «эпохе Нового времени» (XVII – XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Джон Локк (1632 – 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д.

Начало третьего этапа – становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века.

Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. В.

Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию.

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) – основатель структурной психологии, считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека.

Читайте также:  Действие в научной психологии - психология

Уильям Джеймс (1842 – 1910), основатель функциональной психологии, в противоположность приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде.

К концу XIX – началу XX вв. в психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 – 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 – 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 – 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать.

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и получила дальнейшее развитие в работах Альфреда Адлера (1870 – 1937), Эриха Фромма (1900 – 1980), Эрика Эриксона (1902 – 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания.

Представители данного направления – Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 – 1980), Ноам Хомский (род. в 1928 г.

) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений.

Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Гордон Олпорт (1897 – 1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал, творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют «третьей силой», в отличие от двух более традиционных подходов психологии – психоанализа и бихевиоризма.

В психологии понятия «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» относятся к базовым категориям. Рассмотрим сущность и содержание указанных базовых категорий психологии ( рис. 1.10).

увеличить изображение
Рис. 1.10. Базовые категории психологии

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [1, C. 232]);
  • «социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения» [10, С. 122];
  • «качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду» (А.В. Петровский, [8, C. 282]);
  • «отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением» [4, С. 416];
  • «формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом» (Ю.В. Щербатых, [`3 С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

Методы психологических исследований: наблюдение, интроспекция, метод эксперимента, психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование, генетический метод и другие.

Основные направления современной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Базовые категории психологии – понятия «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».

  1. Проведите сравнительный анализ и обобщите приведенные в лекции определения психологии как науки.
  2. Сформулируйте цель, объект и предмет психологии как науки. Изучите, каким образом в исторической перспективе развивались взгляды ученых на предмет психологии.
  3. Дайте определения понятиям «психика» и «психические явления», опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  4. Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  5. Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  6. Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  7. Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16750?page=3

2.3. Бихевиоризм как наука о поведении

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в иссле­довании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде.

Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставит­ся решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием.

Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психо­логию были введены совершенно новые факты — факты поведения, которые от­личаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека.

И в этом отношении поведение противопоставляется со­знанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспектив­ной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие — путем самонаблюдения.

Справедливости ради надо отметить то, что помимо практической направлен­ности, обусловленной бурным экономическим ростом, стремительное развитие бихевиоризма определяли и другие причины, первой из которых можно назвать здравый смысл.

Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что в ко­нечном счете наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т. е.

наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражает­ся в наших поступках и поведении.

Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, от­рицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психиче­ское и его внешнее проявление — поведение.

Вторая причина кроется в том, что, по мнению Уотсона, психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод.

Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисципли­ной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интро­спективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

Как вы уже поняли, основная идея бихевиоризма основывалась на утвержде­нии значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необ­ходимости его изучения. Уотсон писал: «Бихевиорист …

ни в чем не находит дока­зательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джем­сом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющего потока поведения». С точки зрения Уотсона, поведение — это система реакций. Реакция — это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развити­ем бихевиоризма.

Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественно­научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Уотсона поведение или поступок человека объясняются

наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного дей­ствия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S—R» (стимул—реакция). Для бихевиористов соотношение S—R стало единицей поведения.

Поэтому с точки зрения бихевио­ризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описа­ние типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т. е. образование сложных реакций.

В качестве общих и окончатель­ных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направ­лениях: теоретическом и экспериментальном.

Создавая теоретическую базу бихе­виоризма, Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врож­денные и приобретенные реакции.

К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорожденных детей, а имен­но: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, го­ловы и т. д.

Следует отметить, что если с описанием врожденных реакций у Уотсона серь­езных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением но­ворожденных детей, то с описанием законов, по которым приобретаются врож­денные реакции, дела обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходи­мо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И.

П. Павлова и В. М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных, или, как говорили в то время, «сочетаи-ных», рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученных, Уотсон при­нимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы сво­ей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

Для того чтобы понять механизм обусловливания, рассмотрим следующий пример. Мать гладит ребенка, и на его лице появляется улыбка. Через некоторое время появление матери перед ребенком вызывает у него улыбку, даже если мать его не поглаживает.

Почему? Данное явление, по мнению Уотсона, обусловлено следующим: поглаживание — это безусловный стимул, а улыбка на лице ребен­ка — это безусловная врожденная реакция.

Но перед каждым подобным контак­том появлялось лицо матери, которое являлось нейтральным условным стимулом.

Сочетание в течение определенного времени безусловного и нейтрального стиму­лов привело к тому, что со временем воздействие безусловного стимула оказалось не нужным. Для того чтобы ребенок заулыбался, ему было достаточно одного нейтрального стимула, в данном случае лица матери.

Читайте также:  Поддержка - психология

В этом примере мы сталкиваемся с простой безусловной реакцией ребенка. А как же образуется сложная реакция? Путем образования комплекса безуслов­ных реакций — отвечает на этот вопрос Уотсон.

Например, один безусловный сти­мул вызывает определенную безусловную реакцию, другой — вторую безуслов­ную реакцию, и еще один — третью безусловную реакцию.

И когда все три без­условных стимула будут заменены на один условный стимул, то впоследствии при воздействии условного стимула будет вызван сложный комплекс реакций.

Уотсон Джон Бродус (1878-1958) — американский пси­холог, основатель бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологическую науку как науку о непосредственно пе­реживаемых субъективных явлениях, предложил новые под­ходы к изучению психических явлений. Свою точку зрения он изложил в программной статье, которая была написана в 1913 г.

В противовес интроспективной психологии предло­жил опираться исключительно на объективные методы, тре­бования к которым разработаны в естественных науках, а в качестве предмета психологии рассматривал поведение че­ловека от рождения до смерти.

Соответственно основной задачей психологического исследования, по мнению Уотсо­на, является предсказание поведения и контроль за ним.

Взгляды Уотсона нашли свое развитие в стимул-реактив­ной психологии. В рамках этого направления, не оформив­шегося, однако, в единую концепцию, некоторые из тео­рий приобрели широкую известность. Среди них: теория оперантного подкрепления Б. Ф. Скин-нера, принципы социального научения А. Бандуры и др.

Таким образом, все человеческие действия, по мнению Уотсона, представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакций. Следует подчеркнуть, что на пер­вый взгляд умозаключения Уотсона кажутся верными и не вызывающими сомне­ния.

Определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную от­ветную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врож­денных) реакций, но это только на первый взгляд. В жизни мы сталкиваемся с явлениями, которые не могут быть объяснены с этой точки зрения.

Например, как объяснить катание медведя на велосипеде в цирке? Ни один безусловный или условный стимул не может вызвать подобную реакцию или комплекс реакций, по­скольку катание на велосипеде не может быть отнесено к разряду безусловных (врожденных) реакций.

Безусловной реакций на свет может быть мигание, на звук — вздрагивание, на пищевой раздражитель — слюноотделение. Но никакое сочета­ние подобных безусловных реакций не приведет к тому, что медведь будет катать­ся на велосипеде.

Не менее значимым для бихевиористов было проведение экспериментов, с по­мощью которых они стремились доказать правоту своих теоретических выводов. В этой связи стали широко известны эксперименты Уотсона по исследованию причин возникновения страха. Он пытался выяснить, какие стимулы вызывают у ребенка реакцию страха.

Например, Уотсон наблюдал за реакцией ребенка при его контакте с мышью и кроликом. Мышь не вызвала реакции страха, а по отноше­нию к кролику у ребенка проявлялось любопытство, он стремился с ним играть, брать на руки.

В конце концов было установлено, что если очень близко от ребен­ка ударить молотком по железному брусу, то он резко всхлипывает, а затем разра­жается криком. Итак, установлено, что резкий удар молотком вызывает у ребенка реакцию страха. Затем эксперимент продолжается.

Теперь экспериментатор уда­ряет по железному брусу в тот момент, когда ребенок берет кролика на руки. Че­рез некоторое время ребенок приходит в состояние беспокойства лишь при одном

появлении кролика. По мнению Уотсона, появилась условная реакция страха. В заключение Дж. Уотсон показывает, как можно излечить ребенка от этого страха. Он сажает за стол голодного ребенка, который уже очень боится кролика, и дает ему есть.

Как только ребенок прикасается к еде, ему показывают кролика, но толь­ко издалека, через открытую дверь из другой комнаты, — ребенок продолжает есть. В следующий раз показывают кролика, также во время еды, немного ближе.

Через несколько дней ребенок уже ест с кроликом на коленях.

Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы «S—R» для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихе­виоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку.

Он предложил по­местить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» — V, в ре­зультате схема приобрела вид: «S-V-R». Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула.

К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «по­знавательные карты» (образы ситуаций).

И хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, выводились они как «кон­структы», о которых следует судить исключительно по особенностям поведения, и тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось.

Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных, или оперант-ных.

Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоите том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и вос­производится с большей легкостью. Например, если какое-либо определенное дей­ствие постоянно подкреплять, т. е.

поощрять или вознаграждать кусочком сахара, колбасы, мяса и т. п., то очень скоро животное будет выполнять это действие при одном лишь виде поощрительного стимула.

Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и оперантное обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический, не требующий проявления активности человека.

Достаточно ис­пользовать одно лишь подкрепление для того, чтобы «закрепить» в нервной сис­теме успешные реакции независимо от воли или желаний самого человека.

Отсю­да бихевиористы делали выводы о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоя­тельств и собственного прошлого опыта.

Как мы видим, и в данном случае игнорируется существование сознания, т. е. игнорируется существование внутреннего психического мира человека, что само по себе, с нашей точки зрения, лишено здравого смысла.

С течением времени это стало понятно и представителям бихевиористского направления, и с конца 60-х гг.

даже на родине бихевиоризма, в Америке, наблюдается постепенное возвращение к изучению сознания — высшей формы психического отражения объективной дей­ствительности.

Тем не менее заслуги бихевиоризма в развитии психологии весьма значимы. Во-первых, он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественнонаучных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений,

фактов, процессов, благодаря чему в психологии получили широкое распростра­нение инструментальные приемы исследования психических процессов. В-треть­их, была расширена область психологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев и животных.

Кроме того, в работах бихсвиористов были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности про­блемы научения, образования навыков.

И наконец, распространение бихевиорист­ских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественнонауч­ных позиций.

Источник: http://www.ahmerov.com/book_1132_chapter_12_2.3._bikheviorizm_kak_nauka_o_povedenii.html

Основные теории личности в зарубежной психологии

ВВЕДЕНИЕ

Представление о личности в психологии:

1.Основные теории личности в зарубежной психологии……………….3

2.Основные теории личности в отечественной психологии…………….10

Список литературы…………………………………………………………20

Представление о личности в психологии.

Основные теории личности в зарубежной психологии.

Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются большой пестротой. Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей известной монографии выделяют по меньшей мере девять направлений в теории личности: 1. Психодинамическое (З. Фрейд) и пересмотренный А. Адлером и К. Юнгом вариант этого направления; 2.

Диспозиционное (Г. Олпорт, Р. Кеттел); 3. бихевиористическое (Б. Скиннер); 4. социально-когнитивное (А. Бандура); 5. когнитивное (Дж. Келли); 6. гуманистическое (А. Маслоу); 7. феномено­логическое (К. Роджерс) и 8. эго-психология, представленная именами Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.

Психоанализ.Направление в психологии, разработанное З. Фрейдом.

Согласно его убежде­ниям, развитие и структура личности определяются иррациональ­ными — бессознательными влечениями. Фрейд считал, что психическая жизнь личности определяется тремя структурами, или, как еще называют, психическими инстан­циями.

«ид» («оно») — источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, це­ликом неосознаваемо и функционирует в бессознательном, тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, руко­водствуется принципом наслаждения и стремлением к немедленно­му удовлетворению желания;

«эго» («Я») — действует на уровне сознания, отвечает за приня­тие решении, помогает обеспечивать безопасность и самосохране­ние организма, подчиняется принципу реальности и ищет возмож­ность удовлетворить желания «ид» с учетом внешних факторов — условий среды.«Эго» дает воз­можность индивидууму постепенно давать выход грубой энергии «ид», тормозить ее, направлять по разным каналам;

«суперэго» («сверх-Я») —действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него до­пустимость или недопустимость того или иного поведения с мо­ральной точки зрения: с позиций добра или зла, правильного или неправильного, хорошего или плохого. «Суперэго» формируется на примере морали родителей. Семейные моральные сценарии насле­дуются и передаются из поколения в поколение. По Фрейду, «суперэго» можно считать полностью сформирован­ным, когда контроль родителей заменяется самоконтролем.

Согласно теории развития личности, разработанной Фрейдом, личность взрослого сформирована опытом раннего детства, т.е. структура его характера, сформированная в раннем возрасте, остает­ся неизменной и в зрелые годы. Поэтому, узнавая что-либо о своем детстве, о своем прошлом опыте, люди могут научиться наиболее адекватно понимать истоки своих проблем в настоящем и справ­ляться с ними.

Когда появляется внешняя угроза психическому состоянию че­ловека, вызывающая у него тревогу или беспокойство, «эго» («Я») старается смягчить опасность этой угрозы, используя два способа: а) с помощью реального, сознательного решения проблемы; б) с помощью неосознаваемого искажения ситуацию, реальных событий для того, чтобы защи­тить свое сознание и себя как личность.

Способы искажения называются механизмами психической защи­тыФрейд описал несколько механизмов психической защиты, сре­ди которых наиболее известными являются вытеснение, перенос, ра­ционализация, замещение, сублимация.

Когда человек начинает испытывать запретные чувства, напри­мер, страх, гнев, отвращение, стыд, эти чувства часто противоречат его же представлениям о добре и зле и порождают в свою очередь неприятные ощущения, мешающие нормальной жизни.

Поэтому за­претные чувства могут:

• вытеснятьсяиз сознания в область бессознательного и «про­рываться» в форме оговорок или сновидений;

• переноситься на других людей. Так, человек, испытывающий гнев по отношению к близкому человеку, может перенести его на кого-либо другого

Читайте также:  Неуверенность - психология

• рационализироваться в этом случае истинные причины, кото­рые порождают ту или иную мысль или поступок, бывают столь неприятными для осознания, что человек неявно, сам не отдавая себе в этом отчета, заменяет их на более приемле­мые.

• замещаться,т. е. истинный объект враждебных чувств заме­щается гораздо менее угрожающим для человека.

• сублимироваться,т.е. трансформация человеком своих влечений в более приемлемые для других или в такие формы, которые их можно было выразить посредством социально разрешенных или приемлемых мыслей или действий

Теория психоанализа 3. Фрейда получила дальнейшее развитие в работах А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма и других ученых.

Основное положение теории индивидуальной психологии А.Ад­лера — понять и объяснить поведение человека можно только через понимание общественных отношений, поскольку оно ограничено рамками общественной жизни. Другое важное положение теории Адлера заключается в том, что люди живут в мире, какой они сами себе создали.

Их главными мо­тивами, стимулами, движущими силами являются те цели, которые они перед собой ставят, выбирают, создают. Ученый называл их фиктивными.Фиктивные цели — это личные мнения людей о собы­тиях настоящего и будущего. Они регулируют, подчиняют себе жизнь людей.

Примерами подобных целей могут служить такие де­визы (или кредо), как «каждый за себя», «моя хата с краю», «чест­ность — лучшая политика», «все люди равны» и т.д. Он утверждал, что люди склонны вести себя в соответствии со своими личными убеждениями независимо от того, являются ли они объективно (т.е. независимо от воли людей) реальными или нет.

Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они помогают людям разре­шать их жизненные проблемы.

К. Юнг переработал теорию психоанализа З.Фрейда и предло­жил новые подходы к пониманию человека.

Согласно теории Юнга, в человеке одновременно существуют две ориентации или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия, одна из которых становится преобладающей.

Экстраверт ориентирован на внешний мир, его интересуют предметы, другие люди, он быстро устанавливает связи, разговорчив, мобилен, легко привязывается.

Интроверт склонен к уходу от внешнего мира, от предметов, объектов, он стремится к уединению, сосредоточен на себе самом, своих мыслях, чувствах, опыте. Он сдержан в общении, его главный интерес — это он сам.

Душа человека состоит из трех взаимодействующих структур — эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго —это центр нашего сознания, благодаря эго, мы восприни­маем себя чувствующими, мыслящими, обладающими памятью и способностью к самоанализу людьми.

Личное бессознательное содержит в себе мысли, чувства, воспо­минания, конфликты, которые когда-то осознавались, но затем были вытеснены из памяти, подавлены, забыты — все то, что Юнг называет комплексами.Источниками комплексов является личный прошлый опыт человека, а также родовой, наследственный опыт.

Коллективное бессознательное— хранилище мыслей и чувств, являющихся общими и одинаковыми для всего человечества.

В кол­лективном бессознательном «содержится все духовное наследие че­ловеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» Согласно Юнгу, оно состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов, которые являются врожденными идеями или воспоминаниями, побуждающими людей определенным образом реагировать на события, воспринимать и пе­реживать их.

Это не конкретные образы, идеи или воспоминания, а скорее врожденный тип реагирования на неожиданные, имеющие большое значение в жизни человека события, например, столкнове­ние с родителями или любимым человеком, с какой-либо опасно­стью или несправедливостью. Юнг полагал, что архетипические образыи идеи находят отраже­ние в сновидениях, в виде символов используются в литературе, жи­вописи, религии, причем символы, характерные для разных культур, нередко имеют большое сходство между собой.

Э.Фроммутверждал, что на поведение человека решающее влияние оказывает та культура, в рамках которой он живет в на­стоящее время, — ее нормы, предписания, процессы, а также врож­денные потребности человека. По мнению Фромма, одиночество, изоляция и отчужденность — черты, которые отличают жизнь чело­века современного общества.

С одной стороны, люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над жизнью, иметь право выбора, быть свободными от политических, экономических, социальных и рели­гиозных ограничений, с другой стороны, им необходимо чувство­вать себя связанными с другими людьми, не чувствовать отчужде­ния от общества и природы.

Фромм описал несколько стратегий, которые люди используют, чтобы «убежать от свободы»

1) авторитаризм— люди присоединяются к чему-то внешнему, например они, вступая в отношения с другими людьми, проявляют чрезмерную беспомощность, зависимость, подчиненность либо, на­оборот, эксплуатируют и контролируют других людей, доминируют над ними,

2) деструктивность— человек преодолевает ощущение собст­венной незначимости, уничтожая или покоряя других,

3) подчинениечеловек избавляется от одиночества и отчуж­денности путем абсолютного подчинения социальным нормам, ре­гулирующим поведение, и вследствие этого теряет свою индивиду­альность, становясь таким, как все, и приобретая, по выражению Фромма, «конформность автомата».

Фромм, объясняя поведение людей, выделял пять уникальных жизненных, экзистенциальных (от лат. exsistentia — существование) потребностей человека

1) потребность в установлении связей,чтобы преодолеть ощуще­ние изоляции и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, нести за кого-то ответственность, принимать в ком-то участие;

2) потребность в преодолении:имеется в виду потребность в пре­одолении людьми своей пассивной природы для того, чтобы стать созидателями своей жизни;

3) потребность в корнях:потребность в стабильности, прочно­сти, что сходно с ощущением безопасности, которое в детстве дава­ли связи с родителями, с матерью; потребность в ощущении себя частью мира;

4) потребность в идентичности:потребность тождества человека с самим собой: «я — это я»; люди, обладающие ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности, непохожести на других, вос­принимают себя как хозяев собственной жизни;

5) потребность в системе взглядов и преданности:людям нужна система взглядов и убеждений для того, чтобы объяснять сложность мира и понимать его, также им нужен объект преданности, то, в чем бы для них заключался смысл жизни, — они нуждаются в том, что­бы посвятить себя кому-то или чему-то (высшей цели, Богу).

Бихевиоризм (теория научения).Бихевиоризм (от англ, behaviour — поведение) — очень влиятельное направление в психоло­гии, наиболее видными представителями которого являются русский физиолог И. П. Павлов и американские психологи Дж.Б.Уотсон, Б. Ф. Скиннер.

Центральная идея учения И.П.Павлова — мысль о том, что психическая деятельность имеет биологическую основу, а именно физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Организм, взаимодействуя со средой, рефлекторно осуществляет саморегуляцию при помощи безусловных (прирож­денных) и условных (приобретенных) рефлексов. В классической схеме И.П.

Павлова реакция R возникает толь­ко в ответ на воздействие (стимул S) безусловного или условного раздражителя, поэтому ее можно представить следующим образом: S-R.

Дж.Уотсон положил начало направлению бихевиоризма.

Бихевиоризм, по существу, снял проблему личности в психологической науке, поскольку человек был низведен до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно, применяя методологию обусловливания по схеме «стимул-реакция» (S-R) и соответствующее подкрепление. Поэтому личность для бихевиористов стала представлять лишь «репертуар реакций или поведений».

В опытах Б.Ф.Скиннера, которые, как и опыты Павлова, про­водились на животных, использовалась иная схема образования ус­ловного рефлекса: сперва животное производило реакцию (R), на­пример нажим на рычаг, а затем эта реакция подкреплялась экспе­риментатором, в частности стимулировалась (S) пищей. Поэтому схема Скиннера выглядит следующим образом: R-S.

Исходя из идеи идентичности механизмов поведения животных и человека разработал концепцию «оперантного» (от «операции») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции посредством их самоподкрепления и только этого внешний стимул может вызвать реакцию. Например, игра на гитаре — это образец оперантной реакции.

Для игры на ги­таре не существует внутренней причины, которая ее вызвала, — это оперантное действие, и оно контролируется только теми результата­ми, которые за ним следуют.

Таким образом, было сформулировано общая закономерность: если последствия оперантного поведения благоприятны для ор­ганизма, то вероятность повторения этого поведения в будущем бу­дет усиливаться, а если не благоприятны, то уменьшаться.

В обществе постоянно имеют место ситуации оперантного на­учения.Личность в целом — это «набор» определенных форм пове­дения, которые приобретаются посредством оперантного научения.

Типичный пример — плач, с помощью которого ребенок управляет поведением своих родителей. Плач будет продолжаться до тех пор, пока родители его подкрепят — возьмут ребенка на руки, останутся в комнате, пока он не заснет, дают бутылочку с молоком.

Плач по­степенно прекратится, если родители перестанут его подкреплять: брать ребенка на руки и т. п.

Поведение человека в основном контролируется следующими стимулами: а) неприятными — наказание, негативное подкрепление, отсут­ствие подкрепления; б) позитивными — поощрение желательного поведения. В обычной жизни люди, как правило, ведут себя так, чтобы уси­лить позитивное подкрепление и уменьшить негативное.

Гуманистическая психология.Одним из основателей и наиболее ярким представителем этой школы является известный американ­ский психолог К. Роджерс. Гуманистическая психология оформи­лась в 50-х гг XX в и противопоставив себя как психоанализу, так и бихевиоризму, ориентирована на исследования человеческого потенциала и личностного роста.

Основной мо­тив поведения человека, в соответствии с теорией Роджерса, этостремление к актуализации. Актуализация понимается как прису­щее организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделать человека сильным, способным приум­ножить свои способности и удовлетворить потребности.

Стремле­ние к актуализации является врожденным: например организм стремится сохранить себя, требуя еду и питье; физически развива­ясь, организм усиливает себя, становится более независимым. Дру­гие мотивы человека — это разновидности мотива актуализации. Она свойственна не только человеку, но и животным и растениям, т.е.

всему живому.

Фундаментальным ком­понентом структуры личности Роджерс считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего соци­альной) средой и являющуюся ин­тегральным механизмом саморегу­ляции его поведения.

Рассогласо­вание между Я-концепцией и пред­ставлением об идеальном «Я», а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частно­сти, фрустрация свойственной лич­ности потребности в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганиза­ции путем ввода в действие меха­низмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцеп­тивного искажения (или селектив­ности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приво­дит к ее серьезной психологической дезадаптации.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/4300.html

Ссылка на основную публикацию