Кризис института семьи — психология

Кризис института семьи

Кризис института семьи как зеркало демографической катастрофы.

О разворачивающейся на наших глазах на протяжении вот уже двух десятилетий демографической катастрофе русского народа горазды рассуждать все: не только завзятые оппозиционеры, но и представители официоза, нехотя признающие пока лишь наличие проблемы как таковой.

Правда, на этом единодушие, как правило, заканчивается, поскольку открыто называть происходящее именно катастрофой (а не кризисом, спадом рождаемости, “демографической ямой” или чем-то подобным) желают далеко не все.

Например, даже сообщество националистов (коему, по идее, как раз и должно бить в колокола громче всех), за редким исключением, тоже обходит эту тему стороной, предпочитая концентрировать внимание общественности на иных вещах: нашествии среднеазиатских мигрантов, конфликтах с кавказцами, репрессиях со стороны властей и т.д.

Данные проблемы, безусловно, значимы, кто бы спорил. Но, тем не менее, рискну утверждать, что по сравнению с русской демографической катастрофой они – второстепенны.

Ведь если бы не случилось её, то и нынешняя русская нация не предстала бы перед лицом своих многочисленных врагов (как внешних, так и внутренних) в столь плачевном и беспомощном виде.

Согласитесь, сложно представить себе инородческое нашествие на земли, заселённые энергичным, активно плодящимся, полным жизненных сил народом.

Как известно, уровень рождаемости среди того или иного этноса не имеет прямой связи с уровнем его благосостояния, зато имеет очевидную прямую связь и с уровнем значимости семейных ценностей в обществе, и крепостью самого института семьи как такового.

Мы знаем множество примеров, когда народы, не имеющие в материальном плане и десятой доли того, что в настоящий момент имеют жители благополучной Европы превосходят их по показателям рождаемости на несколько порядков. Но не это главное.

Главное в другом: народы, обладающие так называемой “агрессивной демографией” (в Европе это выходцы из африканских и азиатских стран, в России – среднеазиаты и кавказцы) превосходят деградирующее и численно сокращающееся белое население и качеством своих семей, и крепостью семейных институтов.

Именно этот вопрос – вопрос качества – в данном случае следует считать ключевым.

Согласитесь, сложно ожидать появления многочисленного потомства в неполных семьях, семьях алкоголиков или наркоманов, в парах, создаваемых современными гедонистами-эгоцентриками, зацикленными на личном преуспевании, карьере и деньгах, кои стали столь массовым явлением как в европейских, так и в крупных русских городах.

Согласно существующей статистике в России отмечается самый высокий процент разводов в мире, а в 2010 году и вовсе был зафиксирован поистине ужасающий показатель – 153 406 разводов на 185 969 браков.

Думаю, не стоит лишний раз напоминать, что любой развод – это не только тяжёлая душевная травма для разошедшихся супругов, это ещё и нерождённые дети.

А тем, что успели родиться, но затем вкусили всех “прелестей” жизни в неполной семье, впоследствии будет весьма непросто избавиться от подсознательного проецирования ненормальных отношений между родителями (а нормальные, согласитесь, не приводят к разводам) на собственную семейную жизнь.

Никто ещё не опроверг давний тезис о том, что семья является ячейкой общества. Неспроста же Фридрих Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” начал в своих рассуждениях “танцевать” именно от семьи, проследив историю зарождении и эволюции её института от древнейших времён до буржуазной эпохи XIX века.

Огромную роль семьи в становлении и развитии человечества отрицать бессмысленно и глупо. Появление семей как таковых действительно стало мощнейшим толчком к формированию самого человеческого общества в современном его понимании.

Поэтому совершенно логичным будет и обратный вывод: зримое ослабление семейных связей и массовый распад первичных ячеек общества приводят не только к острому кризису депопуляции, охватившему практически весь белый мир.

Они предвещают и скорый коллапс всего общества в целом.

Одним из предвестников гибели Древнего Рима стал ужасающий духовный кризис, по сути, духовная катастрофа, разразившаяся в римском обществе и выразившаяся в том, что чудовищные извращения и разврат стали восприниматься в качестве нормы.

Зачем же повторять чужие ошибки? Здоровое общество без здоровых семейных отношений между мужчинами и женщинами, родителями и детьми немыслимо так же, как и здоровый человеческий организм без здоровых и нетронутых болезнями внутренних органов.

Впрочем, разводы – это далеко не единственный бич современных русских и европейских семей.

За последние десятилетия получил большое распространение так называемый “гражданский брак” – то есть, по сути, банальное сожительство мужчины и женщины, не только не желающих официально оформлять супружеские отношения, но и не стремящихся выполнять социальные роли мужа и жены в полном объёме.

Подобный суррогатный брак является ещё одной весомой причиной кризиса депопуляции и (что даже более опасно!) быстрой утраты истинно семейных, супружеских ценностей в обществе. Без которых оно ни здоровым, ни жизнеспособным, ни многодетным быть никак не может.

Источник: http://www.nicemama.com/?p=7853

Кризис современной семьи

Мы начинаем публиковать отрывки из книги «Семья и душевное здоровье человека» греческого психиатра Константина Кóллиаса*, перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для журнала Матроны.РУ.

В своей книге «Семья и душевное здоровье человека» автор в простой и доступной манере информирует о психических расстройствах, ведь во многих случаях помогает именно распознавание симптомов болезни на ранних стадиях и борьба с ней.

Данная в книге информация основана на последних данных психиатрической науки. Особенное внимание уделяется влиянию семьи на душевное здоровье человека, а также подробно рассказывается о такой болезни, как депрессия, и методах борьбы с ней.

  

Современная эпоха отличается кризисом всех традиционных институтов общества, в частности, семьи.

Кризис, в котором сейчас находится институт семьи, не только приводит к разрушению всё общество в целом и его устои, но и оказывает сильнейшее влияние на развитие различных психических отклонений в отдельных, являющихся  частью этого общества людях.

Значение семьи для душевного и духовного развития человека, его становления как полноценной личности не подлежит сомнению. Особое значение института семьи всегда поддерживалось и Церковью: многие святые особенно подчёркивали роль семьи в развитии нравственной и психически здоровой личности.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «совершенно невозможно стать плохим тому, кто с самого начала воспитывался со всяким усердием и заботой. Так как грехи не находятся внутри самой человеческой природы, у них не получается победить такое большое попечение о человеке».

В этой главе мы поговорим о том, какое служение несёт семья в обществе, о её типах, о современном кризисе семейных отношений, о стрессогенных факторах в нашей жизни и о защитной роли семьи при появлении психического расстройства у одного из её членов. Мы также расскажем о профилактике психических расстройств, которую целесообразно проводить в семье, о защите членов семьи от появления и рецидивов психических заболеваний, о значении института семьи в проведении психосоциальной реабилитации.

Служение семьи

У семьи есть ряд задач, которые она исполняет. Это воспроизведение, вклад в социализацию индивидуума, становление его индивидуальности, а также поддержка членов семьи в их жизни.

Что касается задачи воспроизведения, то речь идёт не только о его биологическом аспекте (т.е. о том факте, что именно в рамках семьи обычно происходит рождение детей). Имеется в виду и психологический аспект, ведь в семье из поколения в поколение передаются образцы и модели поведения, а также отношение к жизни, которые были свойственны людям старшего поколения.

Эти образцы не только воспроизводятся, но и обогащаются и изменяются под влиянием нового опыта, который получают представители молодого поколения в социальном окружении семьи. Существует ещё и третий аспект — культурный, или цивилизационный.

Члены любой семьи являются носителями местных культурных традиций, обычаев, нравов, которые сохраняются и передаются в этой семье.

Вклад семьи в социализацию её членов заключается в особенных социальных ролях, которые играют члены этой семьи во внутрисемейных отношениях.

Семья — это самая маленькая структура в общественном организме, общество в миниатюре.

Обычно роли отца, матери, брата, сестры, ребёнка подготавливают членов семьи к принятию других социальных ролей — таких как друзья, партнёры (в самом широком смысле этого слова), начальники, подчинённые…

Становление личности, индивидуальности члена семьи достигается через развитие его «частного эго», а также «социального эго». Каждый человек в семье — особенный и имеет свою индивидуальность. «Петя» или «Маша», «Максим Иванович» или «Анастасия Васильевна» — мы осознаём, что под этими именами кроется вполне узнаваемая личность.

Этот человек не «невидимка», которого даже не замечают, как это случается в повседневной жизни людей в «нейтральном» окружении (на работе, в общественных кругах, на государственном уровне, где часто человек и его личность «теряются»).

Разумеется, и в семейном окружении бывает, что кого-то «не замечают», но это обычно происходит только в том случае, если данная семья не выполняет своих функций. Кроме того, у каждого члена семьи есть своя роль, при помощи которой формируется его «социальное эго».

Например, Коля, — помимо того, что обладает своим «частным эго», — может исполнять также роли отца, брата, сына или внука, и с этими ролями связаны ожидания других членов семьи. Эти семейные социальные роли налагают на него ответственность и дают ему определённые преимущества как члену социума.

Наконец, семья служит для своих членов поддерживающей системой. Это может проявляться на самых разных уровнях и различными способами.

Во-первых, семья — это крепость и защита от врага. Не зря англичане говорят: «Мой дом — моя крепость». Члены семьи чувствуют себя там в безопасности, в семье они отдыхают от повседневной «борьбы за существование».

Во-вторых, семья принимает и фильтрует информацию, поступающую из её социального окружения. Новости, полученный опыт постоянно обсуждаются и анализируются в семье. Помимо этого, идеология, жизненные ценности и принципы, мнения и воззрения своим источником очень часто имеют именно семью.

В-третьих, члены семьи поддерживают друг друга при помощи различных поощрений, не только и не столько материальных, таких как деньги или вещи, подарки, но и, прежде всего, эмоциональных и нравственных, и это, например, ласка, одобрение какого-либо поступка, задушевная беседа. Подобное поощрение выстраивает, в какой-то мере, модель поведения человека. Кроме того, беседуя и получая оценку своим действиям, члены семьи находят решение разных проблем.

В-четвёртых, семья даёт человеку возможность более открыто выражать свои эмоции, в том числе и плохие. Например, мы нечасто способны показать «на людях» огорчение, обиду, разочарование, гнев.

В то же время, в семейном кругу у нас получается поплакать, открыться другим людям, пожаловаться, и это помогает нам выдержать эмоциональный стресс. Конечно, при этом необходимо соблюдать меру и осторожность.

Ведь так часто бывает, что мы «срываемся» на домашних, а этого нельзя себе позволять!

В-пятых, семья помогает выдержать отрицательные ответы жизни на наши пожелания, особенно, когда речь идёт о срыве наших планов. Именно в семье учат и учатся этому, если можно так выразиться, виду смирения.

Благоразумные родители никогда не будут покупать своему ребёнку любую игрушку, которую тот просит, даже если у них есть возможность скупить ему весь магазин игрушек, не станут они и исполнять все его прихоти.

Ведь если ребёнок не приучится в семье к тому, что иногда ему говорят «нет» на его «хочу», впоследствии ему будет очень тяжело привыкнуть к реальности жизни, в которой довольно редко всё получается именно так, как мы того хотим.

Типы семьи

Традиционно различаются два типа семьи. Первый тип — расширенная семья — встречается чаще в районах, где развито сельское хозяйство, и он был более развит в прежние времена. Второй развивался в новейшее время в городах и называется нуклеарная семья (иногда этот тип семьи называют также супружеским, или партнёрским).

Расширенная семья — сложносоставная, она состоит из нескольких поколений (чаще всего из трёх): дети, родители и дедушки с бабушками.

В расширенной семье на жизнь каждого её члена имеют влияние также более дальние родственники — тётя, дядя, зять, невестка, шурин, деверь, двоюродные и троюродные братья и сёстры.

Благодаря этому у членов такой семьи создаётся ощущение, что каждого из них поддерживает в жизни большое количество родных. Этот тип семьи уже практически исчез в большинстве развитых и развивающихся стран.

Читайте также:  Переживания спортивных побед и поражений - психология

Создание нуклеарной семьи типично для городских жителей. Она состоит из родителей и детей, а иногда и только из супругов. На первый план при этом выдвигаются отношения между супругами (т. е.

представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). Вырастая, дети быстро уходят из дома и создают (в лучшем случае) свои собственные нуклеарные семьи.

Пожилые люди в этом случае живут отдельно, часто в одиночестве, а иногда — в домах престарелых. Родственники «второго плана» уже считаются «чужими» и не вмешиваются в дела семей.

В последние годы и этот тип семьи постепенно приходит в упадок, формируются новые устои и новые типы семейных отношений. Это семьи с одним родителем (чаще всего с матерью), которые получаются в результате развода.

А бывает, что женщины рожают детей, не выходя замуж и не связывая себя брачными узами. Ещё один новый тип семьи получается в том случае, если пара живёт в так называемом гражданском браке.

И, наконец, существуют гомосексуальные пары, пожелавшие официально оформить свои отношения (во многих европейских странах это разрешается) и усыновить ребёнка.

Как бы мы ни относились к таким разным способам сожительства людей и к нравственному аспекту подобного сосуществования, все эти новые типы семьи показывают, что институт семьи в настоящее время находится в глубоком кризисе.

Семья в «кризисе»

Как уже было сказано, расширенная семья трёх поколений и, в частности, патриархальная семья, практически исчезла. Приведём лишь некоторые последствия этого процесса.

Во-первых, происходит постоянное отделение и отчуждение лиц пожилого и старческого возраста, которые раньше не только защищались и поддерживались в расширенной семье, но и имели в ней определённый авторитет и власть.

Во-вторых, все члены семьи постепенно отделяются друг от друга, предпочитают индивидуальные развлечения и занятия — телевизор, компьютер, электронные игры. Из-за этого происходит отчуждение между членами семьи и существенное ослабление семейных уз.

В ХХ и XХI вв. существенно сдала свои позиции и нуклеарная, партнёрская семья. Множество факторов повлияло на возникновение этого так называемого кризиса, который своей целью имеет, прежде всего, деградацию института семьи со всеми вытекающими культурными и социальными последствиями.

Первым фактором является изменение экономических отношений в семье. Женщина сейчас работает, зарабатывая столько же, сколько и её муж, а иной раз и больше его.

Мужчина чувствует себя уязвлённым, он понимает, что теряет власть, которая во многом базировалась именно на том, что он был главным работником и добытчиком в семье, а значит, только он имел право распоряжаться семейными финансами.

Второй фактор действует часто одновременно и заодно с первым в деле разрушения института семьи. Он касается культурных столкновений и изменений.

  К ним относятся феминистские движения, которые борются за эмансипацию женщин, идеологические течения, ставящие под сомнение традиционные социальные институты, молодёжные движения, которые через посредничество музыки, искусства, идеологии, при помощи разных способов одеваться и вести себя не только ставят под сомнение традиционные устои общества, но и устраивают целую революцию в этой области. Все эти движения, которые, вполне возможно, начинались с благих намерений, в итоге оказывают плохое влияние на существование традиционной нуклеарной семьи.

Например, мужчины и женщины должны иметь равные права, но никто не может утверждать, что два пола совершенно равны между собой. Они не являются одинаковыми, у них различные биологические и психологические, эмоциональные проявления и нужды. Супруги должны воспринимать друг друга как равные личности, но необходимо уважать и различия, которые есть между ними.

Женщина способна зачать и родить новую жизнь, и она должна иметь возможность для этого и быть защищённой, что в традиционном обществе берёт на себя именно институт семьи.

И с этим идёт вразрез требование современного общества, чтобы женщина непременно ходила на работу наравне с мужчинами.

Тем самым женщины подчас сами себя загоняют в тупик — они борются за равноправие на работе, делают карьеру наравне с мужчинами, но пренебрегают своей женской природой и часто теряют радость, которую им может принести материнство.

Третьим фактором, ослабляющим институт семьи в современном обществе, является отрицание общественной и воспитательной роли семьи и передача этой роли государственным и общественным институтам — детским садам, школам, средствам массовой информации.

В частности, последние транслируют культурные образцы, которые совершенно идут вразрез с классическими представлениями о семье и её идеалах, и мы постоянно слышим о публичных лицах, деятелях шоу-бизнеса и пр.

, которые постоянно меняют сексуальных партнёров, разводятся и, к тому же, хвалятся этими событиями своей жизни перед всей страной.

Особую роль в разрушении института семьи играет так называемое планирование семьи, суть которого заключается в том, что рождение детей происходит только тогда, когда этого захочет пара, и этот контроль осуществляется при помощи ряда средств предохранения от нежелательной беременности.

В настоящее время, помимо того, что система планирования семьи способствует сокращению рождаемости, она ещё и приводит к тому, что пары не стремятся стать официально мужем и женой и сформировать свою семью, т. к. нет опасности рождения «нежеланного» ребёнка.

  Пары зачастую остаются бездетными или только с одним ребёнком, что приводит к тенденции уменьшения ответственности перед своей семьёй и  более частого расторжения отношений.

*Константин Кóллиас занимается психиатрией с 1998 года. Он получил диплом по специальности «социальная и профилактическая психология».

Сейчас автор является Председателем Союза европейских психиатров-экспертов и лектором Психиатрического факультета Афинского Университета, в котором преподаёт с 2001 года.

Константин Кóллиас публикуется в греческих и иностранных специализированных журналах, издал две книги, а также он соавтор двадцати четырёх изданий на греческом языке.

Источник: http://www.matrony.ru/krizis-sovremennoj-semi/

Семейная психология о кризисах семейной жизни и антикризисная программа

У каждой семейной пары в отношениях наступает чёрная полоса. Совместная жизнь кажется ненужной, неприятной, токсичной. У партнёров возникают резонные вопросы о наступившем семейном кризисе. Это ещё одна ступень, которую нужно преодолеть для укрепления брака? Или веская причина расстаться?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 703-18-46 (Москва)

+7 (812) 309-91-23 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Особые приметы

Семейные кризисы неизбежны. Закономерности их появления и развития давно изучены психологами и социологами. Любой кризис имеет причины.

Значит, его можно диагностировать и преодолеть.

Признаки наступившего упадка не заметить невозможно. Вот несколько типичных примет:

  • Резкие перемены в манере общения: сильно возросшее число ссор и скандалов или полное игнорирование, равнодушие друг к другу. Общие интересы в семье сходят на нет.
  • Практически полностью прекращаются интимные отношения. Безапелляционно отказываться от секса могут как один, так и оба партнера.
  • Выясняется, что по многим важным вопросам супруги имеют противоположные мнения. Жизненные ценности, общение с родственниками, режим питания, воспитание детей – буквально всё становится полем битвы двух непримиримых врагов.
  • В партнере начинает раздражать любая мелочь – как сидит, как жуёт, как молчит.
  • Супруги «закрываются», не рассказывают о происходящем в их жизни, не делятся переживаниями, ни хорошими, ни плохими. В общении наступает полный вакуум.
  • Одному или обоим партнёрам начинает казаться, что в отношения они вкладывали и вкладывают гораздо больше. А отдачи почти не получают. Возникает чувство обмана и несправедливости.
  • Супруги стараются проводить меньше времени вместе. Когда один надолго уходит, второй чувствует облегчение и радость.

По расписанию и без

Полосатая семейная жизнь, когда вслед за белой полосой приходит чёрная – явление нормальное. Есть периоды в браке, которые неизбежно вызовут напряжение. Вот их список:

  1. Начало совместной жизни. Когда два разных человека начинают обитать под одной крышей, происходит притирка характеров, обязательно «летят искры». Пара учится понимать друг друга, подстраиваться, ищет свой уклад семейной жизни. Многие не выдерживают этот период — союз рушится в течение первых двух лет.
  2. Второй удар по семейной крепости наносит рождение первого ребёнка. Физическая и психологическая нагрузка на супругов возрастает многократно. Приходится осваивать новые роли матери и отца. Меняется прежняя беззаботная жизнь. Для многих браков второй кризис становится последним для развития семьи.
  3. Третья черная полоса наступает после 7 лет совместной жизни. Партнеры начинают оглядываться на прожитые годы, оценивать достижения, потери. Задавать вопросы: «А с тем ли человеком я связал свою судьбу? Куда меня ведёт брак?». У многих появляется желание круто поменять жизнь, вырваться из «семейного болота».
  4. Следующий кризис брачных отношений совпадает с так называемым кризисом среднего возраста. Происходит он лет через 15 после начала совместной жизни. К этому времени многое достигнуто, дети подросли, отношения с мужем и женой «устаканились». Появляется ощущение, что молодость почти прошла. Впереди лишь скучная жизнь с привычном режиме до старости и смерти. Поэтому надо срочно что-то менять: место проживания, работу, сексуального партнёра.
  5. Последний из предсказуемых тяжелых моментов брака – четверть века совместной жизни. Дети выросли, стали взрослыми, уже устраивают свою жизнь. Общие цели достигнуты, стремиться больше особо не к чему. Возникает так называемый синдром «опустевшего гнезда».

Сроки прихода очередного кризиса приблизительны и могут варьироваться с погрешностью в 3-5 лет в ту или другую сторону.

Все эти переломные моменты в семейной жизни – нормативные, вполне ожидаемые и даже неизбежные процессы.

Но бывает, черная полоса приходит вне расписания. Случается это под воздействием форс-мажорных обстоятельств. Вынужденный переезд в другую страну, неожиданный несчастный случай (например, пожар) или серьёзная болезнь кого-то из членов семьи – всё это не укладывается в нормы, вызывает ненормативный семейный кризис.

Дожить до брака

Попасть в ловушку кризиса можно еще до брака, в период развития отношений. Наверняка у каждого есть парочка историй о романтических связях, которые закончились разрывом, а не свадьбой.

Когда люди начинают встречаться, они стремятся показать себя лишь с положительной стороны. Все эти старания быть хорошим длятся не слишком долго, от силы несколько месяцев. А затем человек устаёт играть роль душки. Постепенно начинают высвечиваться недостатки, которые раньше не были заметны.

Это вызывает у другой стороны недоумение, желание вернуть прошлую идиллию. Начинаются взаимные придирки, недовольства, упрёки. Если влюбленные не могут смириться с новыми гранями личности партнёра, отношения заканчиваются, едва начавшись.

Развод – не конец, а начало

По статистике почти половина брачных союзов терпит крах. Любой из семейных кризисов может привести к разводу. Кажется логичным и разумным расстаться с мужем или женой, поставить жирную точку в раздражающих отношениях.

Всё – кризис кончился, пришли свобода и счастье. Но развод не является выходом из черной полосы. Наоборот, он — начало нового кризиса, который может затянуться на годы.

Потому что расторжение брака – это разрушение на многих уровнях жизни человека.

Это психологические и эмоциональные переживания, изменение статуса в обществе, ухудшение материального положения, смена места жительства. Если в семье уже есть дети, возникает масса вопросов, связанных с их содержанием, проживанием, общением с родителями. Всё это становится новым полем битвы для бывших супругов.

Смена ценностей

Кроме внутренних проблем, которые переживает современная семья, существует проблема более глобальная – кризис самого института брака, его значения. Во всех развитых странах семья, как идея, стремительно теряет ценность, рушатся традиционные роли супругов, меняется смысл совместной жизни. Перемены вызваны всё большей экономической свободой, которую получают женщины.

Ещё каких-то 100 лет назад женщине необходимо было выйти замуж, чтобы элементарно не умереть с голоду. Сегодня многие представительницы прекрасного пола вполне способны заработать себе на достойную жизнь самостоятельно. И в одиночку вырастить пару-тройку детей.

Традиционное распределение ролей в семье изменилось. Мужчина уже не единственный добытчик и кормилец. Значит, не полновластный хозяин в доме. А лишь равный партнёр в отношениях. Резкая смена ролей не по душе большинству представителей сильного пола. Что вызывает серьёзные разногласия.

Перед женщиной встаёт вопрос: зачем ей нужен брак? Речь о выживании уже не идёт. Ответ один – для счастья. Но счастья, при нежелании мужчины сменить роль главнокомандующего на положение равнозначного сотрудника, быть не может. Союз обречён на провал.

Кризисы в семейной жизни неизбежны. Есть способы преодолеть их. Разрушать брак нет смысла. В следующих отношениях весь цикл кризисов повторится. Возможно, в худшей форме.

Читайте также:  Авторитет родителей - психология

Как наладить отношения:

  1. Понять, с чем связан наступивший кризис;
  2. Начать разговаривать. Рассказать партнёру о чувствах, желаниях, страхах.
  3. Внимательно слушать супруга. Пытаться понять, не осуждая;
  4. Искать решения, подходящие обоим;
  5. Вспомнить, что объединяло в прошлом. Воскресить старые увлечения, заняться этим снова
  6. Найти новое хобби, которое увлечёт обоих.
  7. Обратиться к семейному психологу.

Антикризисная программа

Справиться с затянувшимся кризисом самостоятельно не получается? Спасти брак поможет психолог. Он разработает антикризисную семейную программу. Пойти к специалисту нужно вдвоём. Работа с одним из супругов помогает мало.

Сегодня общаться с психологом можно, не выходя из дома. Большую популярность набирают консультации по Скайпу.

Цены на услуги специалистов по семейным кризисам сильно разнятся. От 1500 до 8000 за час на первом приёме. Следующие сессии стоят меньше.

Есть психологи, готовые работать за сумму, которую может предложить клиент.

Время, необходимое для выхода из семейного кризиса разное. Зависит от готовности пары меняться. В среднем нужно от 1 до 3-х месяцев работы со специалистом. Или 10 сеансов.

Частота встреч с психологом – величина индивидуальная. 3 раза в неделю или меньше.

По статистике: 60% пар уверенны — визит к психологу помог сохранить брак. Пары, сохранившие семью, подчёркивают: важно найти хорошего специалиста, ориентируясь на свои ощущения и наличие положительной динамики.

Своими наработками в области преодоления семейных кризисов делится Олег Торсунов.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 703-18-46 (Москва)

+7 (812) 309-91-23 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Источник: http://razvod-gid.ru/razvod/psihologiya/krizisy-i-puti-ix-preodoleniya.html

Кризис Института Семьи

Кризис Института Семьи

Истинно говорю вам: нельзя новое вино вливать в старые мехи.

Во всех цивилизованных странах, за исключением исламского мира, — острое неблагополучие в семейных отношениях. Главная причина та, что в новом историческом жизнеустройстве семья старого типа уже нежизнеспособна, а новые формы ее еще не прижились.

Традиционная семья была малогуманна, но очень прочна. «Да убоится жена мужа своего…» — девочкам внушалось с детства. Сызмальства девочек воспитывали в духе послушания мужу, готовили к домохозяйству и воспитанию детей.

«Домострой» не имел законодательной силы, но, отражая и формируя общественное мнение, предписывал: «Если жена не слушается мужа, то он поучает ее плеткой, но лучше, если нет свидетелей, а наедине.

И бьет не в лицо, а по уху и осторожно, чтобы кулаком не попасть в сердце, и лучше бьет не палкой и железным прутом… Лучше всего плеткой, это и больно, и действенно, и напугает, и полезно для здоровья».

• 

Раньше было однозначно: замужем женщина уважаема, живет как женщина, рожает и воспитывает детей. Муж — ее защитник, муж — добытчик и кормилец, — а без мужа как? Да и общественное мнение на разведенную женщину реагировало практически одинаково — соседки на порог не пустят.

• 

Для мужчин же смысл «супружеских уз» (а мужчины семью понимают чаще всего именно как «узы»!) еще менее ясен. Действительно, зачем мужчине жениться, какая ему в этом нужда?

Прекрасно помню разговор с одним парнем, Володей, членом нашего клуба.

Я его как-то спросил: «Володь, ты парень здоровый, крепкий, тебе двадцать три года и зарабатываешь нормально — что не женишься?» Спросил его вроде в шутку, а он отвечает всерьез: «Николай Иванович, а зачем мне жениться?» Я был не готов к такому вопросу, даже немного опешил: «Как зачем? Ведь человеку нужна семья, дети…» «А что дети? — отвечает Володя, — я свой вклад вношу…»

Народ собирается вокруг нас, а он продолжает свою мысль, уже в наступление перешел:

— А действительно, Николай Иванович, давайте разберемся, зачем мне жениться. Во-первых, семья мне экономически выгодна? Девушки, (обращается он к рядом стоящим девушкам), вы как рассчитываете, что вы мужа будете содержать или он вас должен содержать? (Девушки засмеялись, ответ ясен.

) И смотрю я на своих знакомых: вот они дружат-встречаются, у него зарплата небольшая, но ему хватает, у нее немного, но как-то тоже хватает, поженились — обоим не хватает… Развелись — снова все нормально… Парадокс, никто его не объяснил, но факт остается фактом — семья «съедает» деньги вообще и у мужчин в особенности.

Мужчине семья экономически невыгодна.

Дальше, — продолжает Володя, — с социально-бытовой точки зрения. Конечно, приятно, я женился, жена и носки заштопает, и борщ сварит. Но у меня и мама пока жива, обо мне заботится, и сам я не без рук плюс подруги рядом — помогут, пока понравиться хотят…

Ну, а что касается сексуальной стороны жизни… Ну было бы мне восемнадцать лет, проблемы были бы. А сейчас мне двадцать три. Николай Иванович, как вы думаете, проблемы есть?» «Нет, наверное». «Правильно, нет, плюс есть еще разнообразие, чего в семейной жизни буду лишен…»

• 

Но самое интересное то, что проходит полгода или год, и приходит тот же Володя в клуб и не один, а с девушкой, довольный-довольный, говорит: «Н.И., вот это Лена, поздравьте нас, мы скоро поженимся…» Я ему припоминаю: «Володь, ты вроде не так давно какие-то интересные идеи на тему семьи развивал…» Он отвечает: «Да, но ведь мы так любим друг друга!..»

Источник: https://psibook.com/library/1406/94.html

Кризис семьи в современном обществе

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Характеризуя современную семью, можно выделить основные ее особенности:

Ø преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;

Ø свобода заключения и расторжения браков;

Ø равноправие женщин и мужчин в браке;

Ø увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;

Ø в основном семьи одно — двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.

Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения «мужского» и « женского» труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов)сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах.

В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой — сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах.

Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители.

Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей.

Это означает, что роль семьи как института социализации снижается.

Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого — реалии сегодняшнего дня:

Ø резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;

Ø появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

Ø резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;

Ø рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;

Ø приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;

Ø рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;

Ø резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.

Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей.

По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные — 30.

Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль — выяснению того, какие оценки получены.

Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер.

Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее.

Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

Источник: https://nsportal.ru/blog/shkola/sotsialnaya-pedagogika/all/2013/07/22/krizis-semi-v-sovremennom-obshchestve

Психология семейных кризисов Олифирович (стр. 2 из 89)

Приложение 5. Критерии манипулятора…………………………………359

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время у специалистов отмечается высокий интерес к проблеме оказания психологической помощи семье, находящейся в кризисном состоя­нии.

Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций.

Не­уклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масш­табы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение.

В связи с этим все более актуальной становится потребность семьи в профессиональной психо­логической помощи. Свидетельством данных негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологичес­кие консультации, психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом.

Работе с семьей присуща своя специфика, что обусловлено особенностями объекта психотерапевтического воздействия и, прежде всего, тем, что семья является относительно закрытой системой. Кроме того, необходимо учитывать, что семьи обладают своими социокультурными особенностями.

В частности, в нашей стране семьям свойственна патриархальность, совместное проживание нескольких поколений, эмоциональная и материальная взаимозависимость членов семьи. Многие семьи являются функционально неполными, что час­тично связано с особенностями их культурно-исторического развития.

Кроме того, их отличает невысокий уровень психологической культуры, проявляю­щийся в низкой мотивации на получение психологической помощи.

Как показывает наш опыт работы, к психологу чаще всего обращается один из членов семьи, и даже когда очевидна необходимость присутствия осталь­ных домочадцев, мотивировать их на совместный приход достаточно трудно.

Все это создает дополнительные сложности в работе психолога с семьей. В част­ности, учет данных фактов делает невозможным прямое перенесение зарубеж­ных моделей психологической помощи семье на восточнославянскую почву.

Психологическая помощь семье выступает как относительно новая сфера деятельности практического психолога.

На сегодняшний день ощущается не­достаток работ отечественных специалистов, в которых были бы систематизи­рованы знания и опыт, накопленные в области работы с семьей в ситуации кризиса.

Написание данной книги было вызвано необходимостью восполнить информационный вакуум в области психологии семейных кризисов и спосо­бов их преодоления, а также систематизировать ряд вопросов, возникающих в практике семейного консультирования и терапии.

7

В качестве единицы анализа в данном пособии выступает нуклеарная семья, состоящая из трех человек (муж, жена, ребенок), и особенности проживания ею нормативных (связанных с переходом семьи от одного этапа жизненного цикла семьи к другому) и ненормативных семейных кризисов. Методологи­ческими основаниями для написания работы явились:

Читайте также:  Виктимность - психология

□ структурная теория семьи С. Минухина, в рамках которой рассматрива­ются такие параметры семейного взаимодействия, как сплоченность, коалиции, иерархия, границы, описывающие функционирование семьи как системы;

□ теория семьи как системы М. Боуэна, рассматривающая эмоциональ­ные процессы в семье и гибкость семейной системы, включая ее способ­ность переходить с одного этапа жизненного цикла на другой;

□ теория отношений В. Н. Мясищева, в основе которой лежит представле­ние о личности как системе отношений с миром, людьми и самим собой, позволившая проанализировать жизнедеятельность членов семьи во вза­имосвязи их общения и взаимоотношений;

□ культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, выделяющая в развитии личности критические периоды, — она была использована нами при анализе жизненного цикла семьи.

Данное методическое пособие — результат работы авторского коллектива. Основой для его написания послужил наш практический опыт консультатив­ной и терапевтической работы с семьями и их отдельными членами. Представ­ленные здесь материалы использовались при проведении обучающих программ, тренингов и семинаров для специалистов и членов семей, обратившихся за психологической помощью.

В начале пособия содержатся теоретические и методологические положения семейной психологии и психотерапии как основы для понимания процессов, происходящих в семье.

Далее представлен обзор семейных кризисов, описа­ние каждого из которых содержит феноменологию, диагностику и рекоменда­ции по оказанию психологической помощи.

В отдельных главах приведены техники и приемы работы с семьей, а также специально подобранный диагно­стический инструментарий, которые, на наш взгляд, могут оказаться полез­ными в работе психолога-консультанта.

Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специаль­ности «Психология», семейных психологов и психотерапевтов, психологов-консультантов, психологов, работающих в учреждениях образования, соци­альных работников и педагогов, а также может быть интересно тем, кто нуждается в более глубоком понимании истоков собственных семейных про­блем и способов их разрешения.

8

Психология СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ

Глава 1

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Брачный союз — первая сту­пень человеческого общества.

Цицерон

Семейная психология и психотерапия — сравнительно молодая область на­уки и практики. Изучением семьи до середины XX века занималась за редкими исключениями только социология.

Развитие семейной психологии и возрос­ший к ней интерес со стороны специалистов различных областей — психиат­ров, психотерапевтов, педагогов, врачей, социальных работников — был вы­зван кризисом, переживаемым современной семьей.

Наблюдаемые в последнее время тенденции, связанные с ростом и укреплением экономической само­стоятельности и социального равноправия женщин, либерализацией взглядов на развод, увеличением ценности партнерских отношений в браке, освобож­дением от классовых, религиозных и национальных предрассудков и стерео­типов, ростом продолжительности жизни, снизили эффективность факторов, ранее стабилизирующих семейные отношения. Традиционная патриархальная семья перестала быть для женщин единственной доступной средой для само­реализации. Феминистическое движение, начавшееся в середине 1960-х годов, отражало нарушение равновесного положения такой социальной системы, как институт семьи, и маркировало переходный, кризисный момент в ее существо­вании. Начавшийся в это время кризис продолжается и в наши дни. Он связан с поиском новых моделей брачных отношений, адекватных для реализации современной семьей ее функций и способных наиболее полно удовлетворить индивидуальные потребности супругов с учетом их динамической природы.

Кризис современной семьи понимается демографами как кризис институ­циональный, то есть кризис семьи как социального института, проявляющий­ся в первую очередь в том, что семья перестала быть так называемой «ячейкой

9

общества», одной из важнейших и основных функций которой является реп­родуктивная. Семья представляет в настоящий момент более динамичное образование и, в отличие от предыдущей эпохи, в меньшей степени стабили­зируется социальными факторами.

Существенно возросло значение личност­ных мотивов и коммуникативных способностей супругов, и уже практически невозможно обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием со­циальных норм и долженствований.

Факт снижения количества официально регистрируемых браков и рост числа свободных союзов может объясняться ослаблением регламентирующего влияния социальных норм и правил.

Кроме того, это может отражать формирование в сознании людей отношения к семье как к институту, жизнедеятельность которого зависит в большей степени от их личной ответственности.

Таким образом, специфика современной жизни обусловила трансформаци­онные процессы в современной семье, требующие анализа особенностей ее функционирования, прохождения стадий жизненного цикла и особенностей переживания нормативных и ненормативных кризисов. Прежде чем перейти к анализу семьи в ситуации кризиса, целесообразно остановиться на основных понятиях психологии и психотерапии семьи.

В данном учебном пособии семья будет рассматриваться как система, обла­дающая определенной структурой и свойствами. Как и всякую систему, ее ха­рактеризует следующий ряд признаков:

взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы;

холизм: отдельные элементы системы, объединяясь в целое, приобрета­ют новые свойства, отличные от изначальных индивидуальных характе­ристик;

О структурная организация, основными параметрами которой являются: иерархичность, или соподчиненность элементов структуры; наличие гра­ниц, описывающих внутрисемейные отношения и отношения семьи и окружающей среды; сплоченность; ролевая структура семьи;

специфичность внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевид­ные; прерывистые, непрерывные);

О динамичность, или способность развиваться;

D способность к самоорганизации: наличие внутрисемейных сил, позволя­ющих семье оставаться целостной, сбалансированной системой и не раз­рушаться;

О диалектика гомеостаза и развития.

Сложность анализа семьи как системы заключается в необходимости учи­тывать тот факт, что любая система является частью других, более крупных систем и находится с ними в непосредственном взаимодействии и взаимовли­янии.

Несмотря на то, что в данном пособии в фокусе анализа находится нук-леарная семья, с целью формирования максимально полных представлений о ее жизнедеятельности, необходимых для определения наиболее адекватной стратегии психологической помощи, на наш взгляд, следует учитывать различ­ные уровни функционирования семейной системы. Нами были выделены че­тыре уровня семейного функционирования — индивидуальный, микросистемный,

Источник: http://MirZnanii.com/a/202478-2/psikhologiya-semeynykh-krizisov-olifirovich-2

Тенденция развития кризиса института семьи в современной россии

скачать пример научной статьи

Аннотация.  Начиная с перестройки и вплоть до недавнего времени, Россия переживала не простое время, которое ознаменовалось периодом кардинальных изменений буквально во всех областях жизни российского общества.

Трансформации  в социальной, культурной, экономической и политической сферах не могли не затронуть такой общественный институт, как семья, в связи с этим проблемы российской семьи в современной России приобрели острый и двойственный характер.

Ключевые слова: семья, общество, государство, демография. Социальная политика.

Description. Since the restructuring, and until recently, Russia was not an easy time, which was marked by a period of radical changes in almost all areas of Russian society.

Transformations in the social, cultural, economic and political spheres could not touch a public institution, as a family, in connection with the problems of the Russian family in modern Russia acquired acute and dual character.

Keywords: family, society, state, demography. Social politics.

Институт семьи, возникший как необходимость удовлетворения социальных потребностей, является одной из важных составляющих общества. Именно семья является основным хранителем традиций и культуры, а также главным компонентом для социализации личности.

Однако с конца прошлого столетия престиж семьи неуклонно падал, чему способствовала сложная экономическая ситуация, кризис вкупе с сексуальной революцией. Уровень рождаемости по отношению к смертности был невероятно низок.

И в настоящее время развитие семьи в качестве социального института свидетельствует о кризисе современной российской семьи, бороться с которым возможно при государственной всесторонней поддержке, направленной на укрепление и поднятие статуса института семьи.

Кризис института семьи – это проблема, которая возникла не сегодня. Еще в начале XX века П.А.

Сорокин, выдающийся социолог своего времени, высказал мысль об углубляющемся кризисе института семьи не только в России, но и на Западе.

Главной причиной этого ученый видел в развитии урбанистически-индустриальной цивилизации, которая в целом негативным образом  влияет на институт семьи и ведет к уничтожению ее социокультурных функций.

Сегодня данная проблема является центром внимания не только социологов, психологов и демографов, но и активно обсуждается в среде философов, общественных деятелей и в религиозных кругах. В научных работах специалисты рассматривают проблемы и причины кризиса института семьи [4],[5],[8].

Немало трудов посвящено историческим и культурологическим исследованиям в сфере семейно-брачных отношений [6] и проблемам разработки и совершенствованию государственной семейной политики в Российской Федерации [7].

Мнения современных ученых о том, что сегодня происходит с институтом семьи, разделилось. Одни считают кризис института семьи негативным явлением, с которым, тем не менее, можно бороться. Другие же трактуют данную проблему как эволюцию семейных отношений, которая, впрочем, имеет и положительные моменты.

В подтверждение теории об эволюции института семьи говорит и то, что само это понятие включает в себя не только саму семью, но и образ жизни людей, проживающих в конкретном социуме.

В настоящее время российское общество переживает активное преобразование социальных отношений, в ходе которого  меняются брачно-семейные отношения и образцы гендерных взаимоотношений в целом, статусы и роли мужчин и женщин  в обществе и в семье, система ценностей.

В наше время многие молодые люди на первое место ставят построение карьеры и обретение материальных благ. И создание семьи, а уж тем более рождение детей в их планы никак не входит. В связи с этим сегодня среди молодежи, да и у людей  старшего возраста, особой популярностью пользуется движение чайлдфри (полный отказ от детей).

Другая проблема заключается в том, что в современной России единственной формой брака является юридический, в то время как сейчас все чаще встречаются семьи, в которых между супругами не заключен официальный брак. И такая практика распространена во всем мире, а не только в России. При этом подобные семьи также ведут совместное хозяйство и воспитывают детей, но с юридической стороны они никак не защищены.

Если рассматривать вопрос с религиозной точки зрения, то главной причиной кризиса института семьи церковь видит в нравственном падении общества. Решение данной проблему Русская Православная Церковь  видит в укреплении семьи, возрождении семейных ценностей и активной помощи семьям с детьми, особенно многодетным.

Солидарно с церковью в этом вопросе и правительство. В тоже время, по словам президента В.В. Путина, главной причиной кризиса института семьи является демографический кризис. И для решения именно этой проблемы со стороны государства предпринимаются важные шаги.

Так с января 2007 года, с целью побуждения к появлению второго (третьего и т.д.) ребенка, семьям выдается «материнский сертификат», стоимость которого каждый год индексируется.

Средства могут быть потрачены на улучшение жилищных условий, на образование или на пенсию для матери.

Ведется активная работа по улучшению демографической ситуации в отдельных регионах, где данная проблема стоит особенно остро. Однако в большинстве случаев такая помощь носит материальный характер, в то время как другие не менее важные потребности семьи остаются не удовлетворенными.

В целом, проводимая государством политика по решению проблем кризиса института семьи и в частности выхода из демографического кризиса.

 Так, по заявлению министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, согласно статистике в этом году естественная убыль сменилась естественным приростом (6,9 тысяч человек).

Не менее приятной новостью является и то, что за последние десять лет количество многодетных семей имеет устойчивую тенденцию роста.

Но, не смотря на увеличение количества многодетных семей, негативное отношение к ним в обществе сохраняется. Причем многие считают, что побуждающим фактором для рождения такого количества детей является именно финансовая сторона вопроса. Отсюда следует, что сегодня важно не только материально поддерживать семьи с детьми, но активно поднимать престиж семьи на государственно уровне.

Список использованных источников

  1. С.С. Фролов Социология. Учебник./ Электронный ресурс/ Библиотека. Полка Букиниста.
  2. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – М.: Наука, 1997
  3. Канкин В.Г. Диссертация на тему «Неблагополучная семья в социальном контексте современной России» Краснодар, 2005
  4. Антонов А.И. Медков В.М. Социология семьи.- М.: Изд-во МГУ, 1996.
  5. Антонов А.И. Семья какая она и куда движется // Семья в России.-1999. – № 1-2.
  6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- СПб.: Петрополис, 1998.
  7. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы социальной практики // Семья в России. -1997. № 1.
  8. Харчев А. Г. Исследование семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования.- 1986.-№3.
  9. Кучмаева О.В., Кучмаев М.Г., Петрякова О.Л. Трансформация института семьи и семейные ценности./ Научная работа/Электронный ресурс/
  10. Епископ Пантелеимон: О кризисе института семьи и социальном служении Церкви. 2012 /электронный ресурс/

Источник: https://NauchnieStati.ru/primery/tentenciya-razvitiya-krizisa-instituta-semji/

Ссылка на основную публикацию