Конкретика в формулировке цели — психология

Конкретика в формулировке цели — Психологос

Конкретика в формулировке цели — достаточное количество мелких, конкретных деталей, описывающих процесс достижения и необходимый конечный результат.

В том числе — возможность четко определить, цель достигнута или нет. Вам помогут вопросы: «Как я пойму, что результат достигнут?». «Что я увижу, услышу, почувствую, когда это произойдет?». Например, «Мое дыхание будет ровным и спокойным, я буду говорить громко и уверенно, я увижу, что коллеги станут чаще разговаривать со мной».

Результат должен быть проверяем, выражен в чем-то реально ощутимом. Например, в реальном сенсорном (видимом, ощущаемом) опыте. Чтобы знать, что ты результата добился (или пока нет), ты должен иметь четкие критерии его достижения.

Например, результат будет тогда, когда ты услышишь то-то, увидишь то и почувствуешь это. Ты хочешь иметь царственную осанку? Встань так, как ты будешь с такой царственной осанкой, покажи ее себе и другим — и запомни это свое состояние. Есть! Это твое тестовое состояние.

Когда, выполняя упражнение, ты поймёшь, что достиг тестового состояния, значит упражнение выполнено.

Типовые ошибки в формулировке цели: общие слова без конкретики.

«Моя цель — помогать людям». Чем помогать? Каким людям? На каких условиях? Какими средствами? Когда начнешь?

«Хочу освободить себе побольше времени»… Что такое «побольше»? Полчаса в день? Или 8 часов свободных ежедневно?

«Получить права». Хорошая задача. Только: вам нужны права купленные или заработанные? С навыком вождения или это неважно? И — к какому сроку? Смотри СМАРТ

«Собираюсь заняться своей физической формой». Тревога ваша понятна, но определенности здесь пока нет, пока это пустая абстракция.

А вот формулировка куда как конкретнее: «В течение месяца, по утрам, независимо от погоды и своего душевного состояния бегать с бодрым оптимистичным настроением каждый будний день. После бега — контрастный душ.

И три раза в неделю подтягивания лесенкой: в сумме 72 раза, укладываясь за 10 минут». Так, конечно, лучше. Успехов!

Буду делать зарядку. Замечательно, но поставьте четкие ориентиры, что это такое: «делать». Например, определите минимум, средний уровень и максимум. Минимум — 10 минут в день. Средне — 30 мин. Максимум — 1 час утром (пробежка плюс собственно зарядка) плюс 2 вечера в неделю фитнес.

Важнейший момент конкретики — это сроки: когда начнете или когда все должно быть завершено.

Учтите: если вы что-то запланировали, но после красивой картинки в голове ничего не сделали в течение полутора суток — считайте вашу картинку пустой мечтой. Чтобы ваши мечты воплощались в жизнь, приучите себя быстро делать нужный первый шаг. Например, вашу идею записать в ежедневник, чтобы уже завтра набросать первоначальный план или сделать первые звонки.

Контрольный вопрос

Итак, ваш контрольный вопрос: «Мои цели сформулированы достаточно определенно, конкретно, из моих формулировок вполне понятно, когда цель будет достигнута?»

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/konkretika-v-formulirovke-celi

Как правильно сформулировать цель

Настолько, что вы готовы потрудиться ради достижения своего желания? На сколько процентов из 100 вы действительно хотите реализовать ваше желание?

4. Теперь переходим непосредственно к формулировке цели вашей дальнейшей деятельности.

Выразите свое желание в позитивных словах (БЕЗ «не» либо иного способа отрицания). Жить БЕЗ измен , НЕ изменять – ошибочные формулировки,

Быть верным (верной) – одна из правильных формулировок.

5. Запишите его в настоящем времени

  • Я веду здоровый образ жизни.
  • Я успешно прохожу собеседование на должность ХХХ 
  • Я отдыхаю на Алтае. Я путешествую по Швеции

Во время каждого шага переформулировки вашего желания в достижимую вами цель, проверяйте свои ощущения: вам по-прежнему хочется, чтобы желание исполнилось? Вы хотите начать его реализовывать?

6.

Конкретизируйте вашу цель. Представьте, как ее реализация будет выглядеть в деталях, какие события вы хотите видеть (в чем хотите участвовать, что ощущать и слышать) в процессе достижения цели.

…Я слышу звук будильника и легко просыпаюсь. Выключаю будильник, потягиваюсь, и встаю. Подхожу к окну, смотрю в него и наслаждаюсь ранним утром, пространством и тишиной. Говорю себе «кто рано встает, тому Бог удачу дает» и иду в душ… … Я приезжаю на работу раньше своих сотрудников. Захожу в кабинет, снимаю и убираю пальто, сажусь за рабочий стол, уточняю план, который составил с вечера. Беру самое трудное задание, и сосредотачиваюсь на работе… …Когда приходят мои коллеги, я с удовольствием переключаюсь на общение с ними, награждая себя за отличную работу небольшим перерывом…

Еще раз повторю: конкретика, конкретика и еще раз конкретика.

Представьте, как выглядит пространство вокруг вас, чем пахнет, какие звуки раздаются, что вы ощущаете, и, возможно, каков вкус процесса исполнения вашей мечты.

Очень даже может быть, что на данном этапе вы столкнетесь с тем, что замечательная идея у вас, конечно же, есть.

Хочу ХХХ, — вы сказали искренне, а вот как оно выглядит и ощущается, проживается в реальности у вас либо смутные впечатления, либо практически никаких, либо почерпнутые из художественных фильмов, передач и книг.

 

 

Самое время сделать небольшую паузу и заняться исследованием конкретных деталей вашего желания, мечты. Чем проще цель, тем меньше времени и усилий вы потратите на ее реализацию.

Хочу не мыть посуду, и чтобы она была чистой!!!! – звучащее на первом шаге, к шестому уже трансформировалось в – Я покупаю и устанавливаю посудомоечную машину…

И привело к вопросам: какого размера, марки, стоимости, куда ставить, как организовать подключение и т.д.

Если вы не обладаете достаточно полной информацией, вы с меньшей вероятностью примете оптимальное для вас решение.

Конечно же, если вы ставите себе серьезную жизненную цель, во многом определяющую в каком направлении пройдут годы и годы вашей жизни, и поразмыслить, и исследовать вопрос придется посерьезнее.

Удивительно, но к выбору бытовой техники или автомобиля многие люди относятся более ответственно, чем к выбору работы, жилья и спутника жизни.

Основной аргумент их звучит как – «нельзя же всего учесть!».

Верно. Но почему из этого наблюдения делается наистрайнейший вывод: «тогда вообще буду действовать бездумно, глупо, авось повезет» — тайна всех времен и народов.

Итак, вы конкретизируете свою цель, представляете в деталях сюжет ее достижения и реализации. Видите, ощущаете, слышите, чувствуете запахи и наслаждаетесь вкусом…

Если понимаете, что представлений реалистичных о том, чего же вы хотели, у вас нет, либо их маловато, сосредотачиваетесь на поиске и получении информации, и уточнении деталей своей цели.

7. Применяете правило «Анти – ОНО САМО!».

Ваша цель должна быть сформулирована, как достижимая, благодаря вашим действиям, вашим усилиям.

  • я приглашаю ее на свидание
  • я прохожу отбор и выполняю Этот Проект
  • Я… делаю, действую, договариваюсь с другими людьми и получаю их помощь, участие в обмен на что-то нужное интересное им.

Ошибочные варианты:

  • Пусть он позвонит мне!
  • Хочу выиграть в лотерею много денег!

8. Определяете рамки, границы вашей цели. Где, когда, с кем – вы хотите реализовать свою цель. Где, когда, с кем – вы НЕ хотите реализовать свою цель. Я покупаю просторную светлую трехкомнатную квартиру в центре города.

Ошибка – в отсутствии уточнения – какого именно города.

9. Что вы потеряете из того, что у вас есть сейчас, когда достигнете своей цели? Действительно ли ваше желание того стоит? Например, рождение даже самого-самого долгожданного и желанного ребенка будет означать: значительно меньше свободного времени для его мамы и папы на много лет, дополнительные регулярные траты в бюджете семьи, изменение статуса семьи (была пара взрослых людей, каждый из которых мог и сам о себе позаботиться, а тут их становится трое (или чуть больше, если родятся близнята), и один из них –маленький, нуждающийся во внимании и ресурсах семьи) изменение отношений с родственниками, решение вопросов с профессиональной реализацией матери…

10. Что вы приобретете в результате исполнения вашего желания и что будете делать с результатами ваших действий?

Возможно, добившись отношений с Леной К., окажется, что вы хотели поднять свою самооценку, а сама Лена К. вам вовсе даже не нужна.

И теперь у вас на повестке дня стоит вопрос: как расстаться с влюбленной в вас, благодаря вашим же стараниям, женщиной? Получив некую должность, сложный проект, вы можете с удивлением обнаружить, что плюсы вашего положения – вас вовсе даже и не радуют, минусы и трудности забирают гораздо больше времени и сил, чем вы можете себе позволить, а просто так экологично выйти из ситуации вы уже не можете. Выход из последствий исполнения вашего желания, оказавшихся вам лишними, нежеланными, непосильными также требует существенных затрат, не только внешних, но и внутренних.

11. Теперь сворачиваете объемную картинку вашей мечты-цели в короткую емкую фразу, описывающую и вашу цель, и ваши действия (процесс ее достижения) и проверяете ваше отношение к созданной вами команде- программе достижения цели.

3 часа каждый день я общаюсь с разными девушками, женщинами и нахожу свою любимую

12. Несколько заметок:

  • *Актуальные потребности 
  •  желание
  •  намерение
  • планирование осознанное
  • действие успешное

достижение цели (=исполнение желания=удовлетворение актуальных потребностей) — ) удовольствие, (удовлетворение, уважение к себе, гордость, радость, счастье) + опыт успешной самореализации, успешной, счастливой уникальной (своей собственной) жизни Так выглядит общая схема достижения любой вашей мечты.

Сосредотачивайтесь на нескольких целях, двух-трех как максимум. Достигайте их, затем переходите к следующим.

Если в какой-то момент возникли сомнения «а оно мне надо …»? Обратите внимание, что является причиной ваших сомнений? В чем трудность, которая оттянула на себя вашу энергию? После того, как вы ее, эту наглую трудность или сложность обнаруживаете, найдите способ разобраться с ней либо обойти ее.

Превратите в отдельную задачу и решите. Затем продолжайте воплощать свою цель в жизнь. Либо, вы выясняете, что хотели вы вовсе не того, чего пожелали! А что-то, что было только частью желаемого – является вашей мечтой. Тогда, проясняйте, уточняйте – чего же вы хотите, и достигайте своих целей. опубликовано  econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/160415-algoritm-pravilno-sformulirovannoy-tseli

Критерии SMART

Фото с сайта wikispaces.psu.edu

  Постановка цели – это  искусство, т.к. от того, правильно ли поставлена цель,  зависит сможете ли вы стать успешным в ее достижении.

  Безусловно, на  возможность стать успешным влияет множество факторов. Однако,  умение правильно ставить цель – один из ключевых навыков каждого успешного человека.

Как стать успешным в постановке  целей?

  В статье «Секреты» мотивации-2» мы говорили о существовании определенных критериев, соответствие которым говорит о том, что цель определена правильно и учтены важнейшие факторы, необходимые для ее достижения, а именно, о критериях SMART.

  Согласно Википедии первое известное использование  этой аббревиатуры  упоминается в работе Пола Мэйра (Paul J Meyer) в 1965 и позже, в ноябре 1981 в работе  «Управленческий обзор» ( Management Review)  Джорджа Т. Дорана (by George T. Doran).

  Критерии  SMART  в переводе с английского означают Specific (конкретные, определенные), Measurable (измеримые), Achievable (достижимые),Relevant (соответствующие),иногда еще R толкуют как  Realistic (реалистичные); Time-bound (связанные сроками).

  Рассмотрим  эти критерии подробнее, чтобы понимать как стать успешным в постановке целей. Это даст возможность поддерживать в дальнейшем высокий уровень мотивации на пути к ее достижению, своевременно корректировать в зависимости от изменяющихся условий, и достигнуть ее.

 Эти критерии применяются в управленческой деятельности, однако, их применение не менее эффективно, если их применять в постановке любых своих личных целей – это тоже управленческая деятельность и объектом управления является ваша жизнь. Хотите понять,как изменить свою жизнь, – научитесь ею управлять.

Читайте также:  Готовность обзавестись семьей - психология

Конкретность

  Конкретность подразумевает, что цель должна быть четко сформулирована.

Если она носит материальный характер, то она должна быть описана в конкретных словах, определяющих ее; в зависимости от цели должна быть привязка к конкретному месту (например, купить квартиру в таком-то городе или районе), компании( получение должности  руководителя отдела в такой-то компании)  и пр. Чем конкретнее ваша цель, тем лучше понимание, чего вы сами хотите.

  Если цель – нематериальная, конкретность может состоять в понимании того, какие эмоции  вы будете испытывать, как изменятся ваши отношения, возможно, уклад и образ жизни.   Вы можете описать своего потенциального мужа или жену – человека, с которым хотите создать семью, его характер, черты внешности, уровень образования, интересы.

   Кроме чисто управленческого аспекта, здесь есть еще и психологический, и даже, эзотерический нюанс: конкретизируя свою цель, создавая ее модель в мельчайших деталях, вы настраиваете свои психологические и творческие ресурсы на ее достижение, а проработка деталей дает программу для вашего подсознания.  В совокупности все эти факторы позволят вам понять, как  стать успешным в достижении своих целей.

Измеримость

  Измеримость предполагает, что ваша цель может быть  измерена в конкретных цифрах, килограммах, количестве клиентов и прочих метрических единицах.

   Критерий достижимости позволит определить ресурсы, действия,  за счет которых вы сможете стать успешным, чтобы этой цели достичь;  реальность этих ресурсов, их доступность для вас, а также ваш потенциал и способности распоряжаться этими ресурсами, влиять на достижение результата с их помощью.

   Если вы планируете в течение года получить миллион долларов с помощь выигрыша в лотерею, то вспомнив о данном критерии, вы сможете более реально и трезво взглянуть на свою цель: как стать успешным, рассчитывая на случай, на который вы никак не влияете? Это – ненадежный ресурс.

Достижимость, реалистичность

    Этот критерий достаточно подробно рассмотрен в статье «Секреты мотивации-2».

 Отметим, что понятие реалистичности  в какой–то мере условное, однако, его основой является соотношение  ваших ресурсов и возможностей (психологических, личностных, материальных, временных и пр.

) на момент, когда вы ставите себе цель, сроков ее достижения, измеримых результатов, способов достижения и других факторов, в зависимости от цели.

   Если вы задумываетесь как стать успешным в том, чтобы разбогатеть и ставите себе задачу – заработать миллион, а сами зарабатываете 500 долларов, то, например, если  вы планируете его заработать через 10-15 лет, то можно говорить о реалистичности при наличии других условий. Если вы нацелены на то, чтобы ее заработать через год, живя в маленьком городе, с помощью таких средств, как сетевой маркетинг, выигрыш в лотерею и пр., то следует хорошо подумать, как вы в действительности можете стать успешным в такой цели и реалистична ли она?

Соответствие задаче

  Если результат, который вы стремитесь получить, достигнув цели, например, обретение финансовой свободы, то цель – заработать определенную сумму денег, которая эту свободу вам обеспечит, будет соответствовать вашему истинному намерению.  Однако, часто деньги – это способ быть уверенным в себе, получить признание каких-то людей и пр.  Другими словами, думая о деньгах, вы думаете о том, как стать успешным, а не о том, что эти деньги вы используете для какой-то покупки.

  Возможно, заработав запланированную сумму,  вы  обретете уверенность в себе, однако, не исключено, что для чувства уверенности и успешности вам необходимо нечто другое.

Тогда достижение цели  — сумма денег, заработанная вами, — даст временный  эффект, или, в процессе ее достижения, потенциальные трудности снизят вашу мотивацию.

Тогда вы рискуете и цель не достигнуть, и денег не заработать, и  уверенность в себе останется вашей несбыточной мечтой. Вопрос «как стать успешным» останется неразрешенным.

  Поэтому, ставя цель, следует определить, для чего вы ее ставите, чего вы хотите достичь с ее помощью.

Ограниченность во времени

  Ограниченность во времени предполагает, что для достижения  вы ставите четкие сроки. Безусловно, они могут меняться, переносится и так далее. Чем более долгосрочная цель, тем больше  шансов, что сроки ее достижения могут быть изменены. Однако, постановка срока  даст вам понимание о ее достижимости, необходимых ресурсах, мобилизацию  ваших личных сил.

  Таким образом, проверка своей цели на соответствие критериям SMART, поможет вам обрести понимание истинности ее для вас  и соответствие имеющимся у вас ресурсам.

Вы можете ставить цель – заработать миллион долларов через 10 лет, а не через год. Речь не идет о том, что надо отказываться от больших целей.

Они должны вас вдохновлять, быть больше обычных, бытовых целей и желаний, но они должны вас мотивировать для действий, а не привести вас к ощущению, что вы – неудачник.

  Поддержание высокого уровня мотивации у себя подразумевает, в том числе, что желание стать успешным  в своих целях и узнать, как это можно сделать,  не будет покидать вас в случае появления трудностей и препятствий.

  Поэтому, если вы  хотите иметь надежного помощника в том, как стать успешным в жизни и в  решении конкретных задач,  используйте критерии smart и проверяйте свои цели на соответствии этим критериям.

Источник: http://mirna360.com/lichnostnyj-rost/kriterii-smart-dlya-postanovki-celi.html

SMART-цели или условия постановки цели

Синонимы: SMART-подход / методЭтим термином обозначают один из способов формулировки ближайших целей.

Так называемые умные цели (от англ. smart — умный) — это цели, которые удовлетворяют нижеперечисленным требованиям.

Существует несколько вариантов расшифровки аббревиатуры SMART. Предлагаем вашему вниманию наиболее распространенные трактовки данной аббревиатуры:

S — specific, significant, stretching — конкретная, значительная.Это означает, что цель должна быть максимально конкретной и ясной. Степень ее «прозрачности» определяется однозначностью восприятия всеми.

Поставленные вами цели должны быть понятными и точно выраженными. В процессе постановки целей нет места глобальным и неопределенным подходам. Когда цели конкретны, то они говорят вам и вашему сотруднику о многом:

  • что именно от него ждут;
  • когда;
  • сколько.

Конкретика поможет вам легко определить отдельные успехи на пути к выполнению конечных целей. Хотя за каждой конечной целью, стоит следующая цель – сверхзадача! В случае ее отсутствия, ближайшая цель недостижима. Она является дополнительным мотивом (М).

M — measurable, meaningful, motivational — измеримая, значимая, мотивирующая.Цель должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному.

Что хорошего в цели, которую нельзя измерить или оценить? Если цель неизмерима, вы никогда не сможете узнать, достигли вы ее или нет! А персонал? Они потеряют всякий интерес к работе, если не будут видеть вехи, определяющие их успех. В случае отсутствия соответствующих «измерений» вам будет очень тяжело сохранить должную мотивацию персонала.

A — attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented — достижимая, согласованная, ориентированная на конкретные действия.Необходимо адекватно оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима с точки зрения внешних и внутренних ресурсов, которыми располагает организация/подразделение.

Цели должны быть реалистичными и достижимыми для любого обычного сотрудника и компании целиком. Конечно, наилучшие цели требуют от людей некоторых усилий для их достижения, но они никогда не запредельны.

Вот именно: недостижимым целям, как и тем, что находятся ниже обычного профессионального уровня сотрудников, не место в вашей организации.

Чересчур высокие или низкие цели обычно теряют свое значение, и Вы и работники начинают их попросту игнорировать.

R — realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented — реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты.

Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации, должна вписываться в нее и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами.Обоснованные (relevant) цели должны быть важным инструментом в общей схеме достижения видения и миссии вашей компании.

Все знакомы с правилом Паретто, когда 80% полученных результатов происходят от 20% усилий или 20% товара дают 80% выручки.

Можно только догадываться, что происходит внутри соотношения 20/80! Необходимо знать, где и что такое 20% товара вашей компании.

T — time-based, timely, tangible, trackable — на определенный период, своевременная, отслеживаемая.Срок или точный период выполнения — одна из главных составляющих цели. Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период.

Цели как поезд, должны иметь время отправления, время прибытия и четко установленную продолжительность движения, равно как и выполнения. Такое временное ограничение помогает сосредоточиться на достижении цели в установленный срок или даже раньше.

Цели, не имеющие крайних сроков или временного графика, часто уязвимы для повседневных кризисов, возможных в любой компании.Несколько прояснив картину с аббревиатурой SMART, необходимо отметить, что в 1996 году Эдвин Локк (E.

Loche) из Мэрилендского университета опубликовал результаты многолетнего исследования, посвященного взаимосвязи между постановкой цели с непосредственным выполнением задач. В этом исследовании приняли участие более 40 000 человек из 8 стран — от детей до ученых.

«Вот некоторые результаты данного исследования:

  • Чем труднее поставленная цель, тем значительнее чувство достигнутого.
  • Чем конкретнее цель, тем точнее регулируется деятельность.
  • Цели, которые одновременно и конкретны, и трудны, обусловливают наилучшую деятельность, направленную на их достижение.
  • Согласие с целями наиболее значимо, когда человек убежден, что:
      цель достижима (или, по крайней мере, к ней можно приблизиться).
  • Постановка цели приносит наибольшую пользу, когда присутствует обратная связь, указывающая на продвижение к цели.
  • Постановка цели опосредует воздействие опыта предыдущих действий на последующие.
  • Цели стимулируют планирование.
  • Люди испытывают больше трудностей при достижении целей, если:
      у них нет опыта или тренировки;
      они находятся под чрезмерным давлением, принуждающим действовать;
      на них сильно давление времени.
  • Цели оказывают влияние на личность.
  • Цели служат стандартами для чувства удовлетворенности собой».

Следует заметить, что есть ряд авторов, критикующих SMART-подход. Они указывают, на то, что в области стратегического планирования важнее, чтобы сотрудники фирмы разделяли общие ценности. Тут можно только посочувствовать и порадоваться одновременно. Разделение общих целей компании – есть одна из задач, вписываемых в SMART-цели предприятия. Печально, что не все это могут это осознать.

Как правильно поставить цель (задачу) в отношении собственного Я или бизнеса?

Для начала нужно научиться мечтать.

Если с этим все более или менее в порядке, то дальше нужно вашу мечту — препарировать (извините, но другого слова подобрать не удалось), хотя с точки зрения маркетинга есть слово сегментация.

И так к мечте нужно двигаться! Данное движение нужно представить в виде:

Specific — конкретный – определиться в направлении первоначального движения.

Measurable — измеримый – задать единицы его измерения.
Achievable — достижимый – сопоставить с реалиями дня и окружения.
Realistik — реалистичный/прагматичный – иметь последующее применение данного достижения.
Timed — определенный по времени – определить дату/период достижения.В общем проще пареной репы.Все бы так, да вот не у всех получается…Дальше начинается этап препарирования – раскладывания общей цели на множество составных частей и сегментов, переплетение которых является взаимосвязями.Для того чтобы видеть движение к собственной мечте, чтобы анализировать верно ли, составлены задачи на определенный период, необходимо научиться, правильно формулировать цели, и их однозначности прочтения. Так, например, фраза «хочу в космос» может быть понята как поход в кинотеатр с аналогичным названием или же многолетним трудом, связанный с обучением, тренировками и потом может быть попаданием в отряд космонавтов.Это конечно сильно преувеличенный пример, но зато более понятый. К используемым вами терминам нужно относиться с уважением.Цель начинается с мечты. Следующий этап – понимание разницы между целью и задачей. Цель – это результат деятельности, то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Имея перед собой цель, легче представить себе способы ее достижения, можно разбить ее на несколько более мелких целей и, поочередно достигая их, шаг за шагом приближаться к главной.Задача – это вызов. Вызов, имеющий решение. Решение это всегда последовательность действий. Следовательно, задача – это последовательность действий, направленных на решение возникающих локальных затруднений.

Читайте также:  Импозантность - психология

Пока писал материал, наткнулся на одну статью, в которой есть рассуждения по поводу цель и задача. Мне статья понравилась http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12835/ .

Теперь перейдем непосредственно к самим правилам постановки целей. Умение ставить четкие, практические цели и задачи – это одна из основных составляющих успеха.

Мы сделали попытку разобрать каждый критерий, и посмотреть на SMART-цели в практической плоскости.

Конкретность (S). Ставя цель, прежде всего, нужно задать себе вопрос:

  • Что вы хотите получить в результате ее выполнения?
  • Почему важен этот критерий и эта цель?
  • Когда вы планируете что-либо сделать, у вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи, и тут важно ее максимально конкретизировать.

Пример – найти рекламные площадки:В уме автоматически выстраивается некий перечень. Его нужно для начала записать, разделить (сегментировать).Печатные СМИТелевизионные каналыРадиоканалыНаружная рекламаПрочее.Под каждым из этих разделов появляется перечень тех или иных носителей рекламы, адреса, телефоны, имена, цены и т.д.


Измеримость (M)
. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели вы можете использовать:

  • проценты, различные соотношения (например, увеличить объем продаж на 10-30%);
  • внешние стандарты (для повышения уровня обслуживания – позитивный отзыв клиента);
  • частота происходящего (допустим, эффективность продаж будет являться успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится за услугой);
  • средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например, три (пять, десять) звонков-писем, клиентов в день, месяц);
  • время (каждый час, день, неделю);
  • в измеримость также входит и стоимость (для личных и корпоративных целей). Цель – покупка телевизора, необходимо отмечать ценой (… рублей).

Пример:При поиске рекламных носителей в итоге, должно быть определено их количество, стоимость размещения и объемы скидок, частота выхода рекламных материалов и срок проведения данной акции.


Достижимость (A).
При постановке задач вам необходимо учитывать свои профессиональные возможности и личностные качества, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата.

В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели соответствующие своему опыту и индивидуальным особенностям.

При этом не должна занижаться планка и в тоже время необходимо сохранять достаточно интенсивный ритм работы.

Варианты:Если вы не знаете, сколько способны сделать, или постановкой целей раньше не занимались, то вы можете поэтапно повышать результаты своей работы. Сначала незначительно повышаете планку, чтобы понять, насколько, вы подготовлены к выполнению более высоких требований, а затем, судя по результату, повышаете планку еще и еще.

Постепенно ставя себе более высокие цели, вы дадите всем возможность убедиться в том, что и вы и сотрудник все делаете правильно (или неправильно).Второй вариант – постановка цели, при которой нужно вдвое увеличить результативность деятельности. Если вы уже достигали ранее, каких-либо целей, и сейчас планируете восстановить темп работы, удвоить показатели.

При третьем варианте установки планки целей, ставится задача значительно повысить показатели работы и приблизиться к предельным показателям. Если уже есть опыт в достижении цели, вы горите инициативой, уже в силу желания добиться большего, готовы к тому, чтобы работать более напряженно и достигать высоких результатов.

Пример:Для рекламных носителей и их размещение нужно определить бюджет, выбрать носители, отвечающие необходимому сегменту целевой аудитории, составить график размещения и зарезервировать место под материалы, размещаемые на выбранном носителе.


Значимость (R)
.

Размышляя над тем, обладает ли задача значимостью, вы должны ответить на вопрос, зачем необходимо выполнить эту задачу, то есть, почему она важна с точки зрения целей более высокого уровня (вплоть до стратегических).

Знать, какую и зачем выполнять ту или иную работу необходимо для того, чтобы правильно расставить акценты. Например, вы планируете разобрать все бумаги, которыми завалено ваше рабочее место. Чаще всего, сам факт чистоты не всегда может иметь значимость (кто-то любит работать в творческом хаосе).

Для кого-то, например куда важнее будет тот факт, что после уборки и распределения всех бумаг «по полочкам», вы сможете без труда и в считанные минуты находить необходимые бумаги (телефоны, заметки).

Пример с рекламными носителями:Аргументированность в выборе того или иного носителя определяется его соответствием целевой аудитории, его стоимостью, охватом целевой аудитории и стоимостью одного контакта, а также сложностью в подготовке соответствующих рекламных материалов.

Соотношение с конкретным сроком(T).

Каждая цель должна иметь дату начала и дату окончания. Покупка телевизора (2 недели). Или допустим увеличение продаж – срок 2 месяца. То есть в течение именно этого срока цель должна быть выполнена.

Все тот же пример.Рекламные площадки нужны для достижения определенной цели. Цель имеет сроки реализации. Соответственно сроки аренды рекламного пространства, сроки формирования отчета по итогам мероприятия и констатация достижения или не достижения целей (как цели поиска рекламных носителей, так общей цели, для которых они подбирались).

Контроль за соблюдением плановых показателей и фактических как во временном, так и в финансовом показателе.Итоговая цель имеет следующий вид: S – формирование базы данных по рекламным носителям.M – определить единицы измерения стоимости контакта, охвата и бюджета мероприятия.

A – заключение необходимых договоров с рекламными носителями информации.R – подготовка материалов для размещения и график (медиаплан).T – определить срок действия акции.Итак, мы попытались показать основные правила постановки целей. Попробуйте применить их, составляя (корректируя) свои цели именно сегодня.

Помните пословицу «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Если вы станете следовать этим простым и замечательным словам, вы не успеете заметить, как ваша эффективность возрастет на 50-80%! Ставьте цели грамотно, критикуйте себя конструктивно. Ставьте сильные цели, которые будут мотивировать Вас совершать великие дела.

Ставьте цели, которые будут зажигать в Вас огонь.

Ставьте цели, которые сделают Вас и окружающих Вас людей счастливее.

Если что-то не будет получаться – звоните, пишите, приходите.

Умных целей вам!

Источник: http://marketproject.ru/articles/5

Развитие навыков целеполагания средствами тренинга конкретизации целей — Психолого-педагогические исследования — 2011. № 3

Проблема. Формулирование целей представляет собой одну из важнейших составляющих психической активности человека. Согласно Т.

Рибо, «точное отыскание цели и изыскание средств, пригодных для ее достижения, – необходимые и достаточные условия для всякого созидания» [7, с. 105].  Не является в этом смысле исключением и активность субъекта в различных видах профессиональной деятельности.

Именно цели, по мысли Д.Дернера, являются своеобразными маяками, которые указывают направление для действий профессионалу-практику [2].

В рамках педагогической деятельности  формулирование учебно-воспитательных целей разных уровней традиционно рассматривается как важный аспект профессиональной подготовки будущих и работающих педагогов.

Значимость этапа постановки целей в структуре педагогической деятельности отмечается отечественными и зарубежными специалистами в области психологии, педагогики, а также частных методик обучения [1; 4; 8;   10]. В частности, И.П.

Подласый указывает: «Любое воспитание – от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ – всегда целенаправленно; бесцельного ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы – к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться – можно назвать ключевыми» [6, с. 128].

Вместе с тем в общепсихологических исследованиях отмечается, что акт формулирования целей – это не только слабо изученное явление, но и весьма сложный когнитивный навык, предъявляющий высокие требования к субъекту, разрешающему проблемные ситуации [3; 5]. Убедительно этот факт продемонстрирован в исследованиях Д.

Дернера на материале решения комплексных задач, моделирующих фрагменты сложной реальности, с которой взаимодействует человек. В них было показано, что одной из наиболее существенных ошибок целеполагания является стремление испытуемых создавать слишком глобальные цели.

В отличие от специфических целей глобальные цели определены по небольшому числу параметров и поэтому служат плохим ориентиром к действию.

Д.

Дернер указывает на ряд негативных последствий, к которым могут привести попытки испытуемого руководствоваться подобными целями: 1) поведение «аварийной службы», когда испытуемые решали первые попавшиеся под руку проблемы без какого-либо разумного их ранжирования на более и менее существенные; 2) решение «ложных» проблем, которое заключается в том, что испытуемые стремились решать вовсе не актуальные проблемы, а те, в решении которых они чувствовали себя компетентными; 3) «сдвиг цели», который происходит в том случае, если человек перестает удерживать первоначально сформулированную цель и вовлекается в достижение других целей (например, тех, которые были сформулированы как промежуточные, а фактически стали основными в глазах испытуемого). Автор настойчиво призывает профессионалов-практиков к тому, чтобы они стремились декомпозировать глобальные цели или преобразовывать их в более конкретные представления о будущих результатах своих действий [2].

Казалось бы, внимание ученых и методистов к этому аспекту работы специалиста должно стать тем условием, благодаря которому происходит полноценное освоение будущими профессионалами умения ставить цель. Однако на деле картина получается иная.

Так, студенты-педагоги еще в аудитории учатся планировать учебно-воспитательные мероприятия, когда изучают курс методики преподавания своего предмета. Затем та же работа проделывается уже вживую на педагогической практике в школах.

При написании плана-конспекта урока студент должен обязательно включить в него и цели, которые он хочет достичь. Чаще всего от студента требуется сформулировать цели обучения и воспитания.

Увы, оказывается, многие будущие преподаватели подходят к этому этапу разработки планов очень формально и поэтому просто не способны внятно объяснить, каковы же их действительные цели на будущем уроке.

Например, студенты часто пишут в своих планах, что стремятся «развивать познавательную активность школьников на уроке». Что ж, это нужное дело! Но только цель сформулирована неконкретно.

Ведь познавательная активность школьника включает в себя массу разных сторон: его восприятие, память, мышление, воображение, познавательные мотивы и интересы, его способы учебной работы, творческие процессы и  т.д. Ясно, что всю познавательную активность за один урок развить при всем желании не удастся.

Автору статьи неоднократно приходилось задавать студентам на практике уточняющие вопросы по этому поводу. Но, увы, картина почти не менялась. Некоторые пытались уточнять цель примерно так: «Я бы хотел развивать их мышление». Но ведь и развитие только одного мышления – это огромный пласт работы для учителя.

Развитию чего хочет содействовать будущий учитель? Если мыслительных операций, то каких конкретно? Если стилей мышления, то каких именно? Может быть, он предполагает развивать логические приемы мышления? Почти всегда эти вопросы остаются без ответа со стороны будущего педагога.

Неудивительно в связи со сказанным выше, что в нашем констатирующем исследовании на материале анализа учебно-воспитательных целей, формулируемых студентами-педагогами в планах-конспектах уроков, были получены данные, аналогичные результатам Д.Дернера [9].

Читайте также:  Направления практической психологии - психология

В качестве объекта анализа были взяты планы-конспекты уроков, которые традиционно выполняют студенты-пятикурсники на непрерывной педагогической практике в КГПУ им. К.Э.Циолковского.

Основным методом исследования стал контент-анализ, при помощи которого было изучено около 200 отчетов студентов различных факультетов.

Прежде всего, нас интересовали возможные ошибки студентов по категории «глобальность целей». Например: «формировать на уроке мышление у учащихся»; «развитие памяти, внимания»; «формирование научной картины мира»; «развитие воображения» и т.д. Выяснилось, что наибольший процент ошибок обнаружился именно по этой категории. Глобальные цели были зафиксированы в 65% случаев.

Наряду с этим в 15% случаев обнаруживались ошибки «сдвига цели», которые проявлялись в том, что студенты подменяли собственные педагогические цели теми целями, которые должны достигать учащиеся.

Например, вместо того, чтобы описывать в плане собственные учебно-воспитательные цели, студент писал: «изучить силу трения»; «повторить пройденный материал»; «изучить природу нашего края»; «изучить свойства аренов» и т.д. 

Таким образом, самой серьезной сложностью в целеполагании у студентов-педагогов является расчленение общих, глобальных целей на более конкретные. Хотя в нашем исследовании в центре внимания были именно ошибки в постановке целей, мы все же обратились и к анализу того, насколько вообще студенты способны ставить цели конкретно.

К нашему удивлению оказалось, что только 3–4 случая (из нескольких сотен!) постановки целей в планах студентов можно отнести к достаточно конкретизированным. Добавим, что эти данные устойчиво воспроизводятся и на других выборках. Сходные ошибки обнаружены у студентов-психологов, будущих социальных педагогов и социальных работников.

Средний процент глобальных целей по всем группам достигает семидесяти.

Налицо объективное противоречие между той ролью, которая отводится этапу целеполагания в структуре педагогической деятельности, данными о сложности овладения навыками постановки целей и эмпирическими данными о том, насколько действительно успешно формулируют учебно-воспитательные цели будущие учителя, а также студенты непедагогических факультетов.

Гипотеза. Наш анализ ошибок целеполагания показывает, что навыки постановки целей развиты у студентов недостаточно. Особенно распространенной и, следовательно, нуждающейся в самом пристальном внимании является ошибка формулирования слишком глобальных учебно-воспитательных целей.

Студенты, чья специализация предполагает овладение навыками подготовки и проведения учебно-воспитательных мероприятий (педагоги, психологи, социальные педагоги), нуждаются в систематическом обучении целеполаганию.

Причем усилия в подготовке студентов следует сосредоточить в направлении развития у них умений конкретизировать общие цели обучения и воспитания.

Главной, на наш взгляд, причиной распространенности этой ошибки – недостаточной декомпозиции целей – является то, что постановка целей не выступает для студента, планирующего учебно-воспитательное мероприятие, как специальная, причем сложная,  мыслительная задача! Другими словами, этап целеполагания субъективно не выделяется будущим специалистом как некая проблемная ситуация, требующая мышления. Скорее, формулирование целей в плане предстает как дань формальностям, как необходимый, но вовсе не существенный элемент планирования. В этой связи возникает вопрос о специальных психотехнических средствах развития навыков формулирования учебно-воспитательных целей.

Предлагаемый нами тренинг в значительной степени направлен на то, чтобы трансформировать непродуктивную позицию будущего специалиста, продемонстрировать ему важность постановки качественных целей в планировании и принятии решений, а также оснастить его некоторыми эвристическими средствами, облегчающими и улучшающими целеполагание. В качестве основной гипотезы исследования выступило предположение о том, что предложенные тренинговые процедуры окажутся эффективным средством развития умения студентов-испытуемых конкретизировать учебно-воспитательные цели.

Исследование. В эксперименте участвовали 44 человека. В качестве испытуемых выступали студенты Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского, обучающиеся на III  курсе факультета психологии.

Актуальность подобного тренинга для студентов непедагогического факультета обосновывается тем, что им предстояла работа в рамках производственной практики в учебных заведениях г.

Калуги, где они должны были планировать и проводить занятия по психологии.

 Вначале студентам выдавались бланки, на которых они должны были составить краткий план-конспект занятия по психологии.

Инструкция к предварительному тестированию. «На выданном вам бланке составьте, пожалуйста, краткий план-конспект занятия по психологии.

В структуре этого плана-конспекта надо обозначить тему, учебно-воспитательные цели и кратко изложить содержание занятия. Вы можете выбрать любую тему. При этом лучше выбирать тему, которая вам более знакома.

Вы также можете пользоваться лекциями, книгами и любой доступной литературой. На выполнение задания время не ограничено».

На следующем этапе исследования студенты обучались различным приемам конкретизации целей в рамках разработанного нами тренинга.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Занятие лекционное 1: Цели в мышлении.

Отметим, что в этом занятии принимали участие испытуемые обеих групп. В этой части вводится понятие о цели как об образе будущего результата (А.Н.Леонтьев). Показывается роль целей в регуляции мышления профессионала-практика.

Описываются ошибки, которые могут совершать педагоги в формулировании обучающих, воспитательных и развивающих целей и раскрываются возможные негативные последствия неправильной постановки целей.

Все эти закономерности иллюстрируются преимущественно на материале формулирования целей в процессе планирования учебных занятий.

Практические занятия. Эта часть тренинга включает в себя систему упражнений, в которых отрабатываются различные компоненты умения расчленять общие цели на более частные, а также оценивать результаты подобных преобразований.

Упражнение 1. Преобразование отрицательной цели в положительную.

Цель упражнения: освоение умения формулировать цели в виде положительных суждений.

Материалы: бумага и ручки (для участников); 5–10 «отрицательных» учебно-воспитательных целей (для ведущего).

Процедура. Вначале ведущий-экспериментатор предлагает участникам цель, сформулированную в виде отрицательного суждения.

Например: «снизить нарушения дисциплины в классе»; «исправить ошибки, допущенные при выполнении тестового среза знаний» и т.п.

Затем участникам дается некоторое время на обдумывание своих вариантов переформулирования «отрицательных» целей в «положительные». После этого каждый из членов группы поочередно предлагает свой вариант цели, который обсуждается всей группой.

Упражнение 2. Конкретизация цели в различных системах кодирования.

Цель упражнения: освоение умения конкретизировать общую цель, переведя ее в более частные цели, с учетом индивидуально предпочитаемых способов кодирования информации: визуального, аудиального и кинестетического.

Источник: http://PsyJournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47080_full.shtml

Эффективная методика постановки и достижения цели

Как добиться цели в жизни – актуальная тема для каждого человека независимо от возраста, социального статуса и профессии. Сама распространенная ошибка – подмена понятий. Часто путают понятие «достижение цели» и «результат достижения цели». Грамотно сформулированное стремление имеет конкретность, временные рамки, измеримость. В противном случае речь идет о мечтах.

Чтобы мечта стала реальностью – самая популярная методика

На самом деле этот метод общеизвестный – планирование. Прежде всего, необходимо качественное, хорошее стремление, которое соответствует критериям SMART.

  • Specific (конкретность). Прежде всего, важна конкретика. Необходимо четко понимать – почему для вас важна именно эта мечта. Когда будут выявлены истинные причины желаний, можно переходить к планированию.
  • Measurable (измеримость). Конечный результат усилий должен иметь конкретный критерий, по которому можно определить, что желаемое достигнуто.
  • Agreed (согласованность). Необходимо понимать, что для достижения указанной цели потребуется привлечь других людей. Для упрощения задачи необходимо усовершенствовать стратегию таким образом, чтобы исключить или минимизировать участие посторонних лиц.
  • Realistic (реалистичность). Несомненно, амбиции должны быть большими, но в тоже время их важно сбалансировать и соотнести с собственными возможностями.
  • Timed (ограничение во времени). Установите четкий срок, необходимый для осуществления задуманного. Это мобилизует усилия и позволит максимально рационально использовать ресурсы и энергию.

Что рекомендуют психологи

  1. Не стоит путать два понятия «цель» и «средства достижения цели». Например, испечь пирог для супруга – это средство, а порадовать любимого человека – конечный результат.
  2. Подумайте – что вам необходимо на самом деле? Покупка машины – это средство достижения цели.

    Если вы стремитесь обеспечить для себя комфортное передвижение, возможно, имеет смысл обойтись услугами такси.

  3. Задумайтесь – насколько искренни вы в своем стремлении. От того, насколько вы честны перед собой, зависит упорство в достижении цели.

    Например, если по работе вам необходимо получить дополнительное образование, ответьте сами себе – вы действительно этого хотите или следуете распоряжению руководства?

Следующий этап – план

Совершенно необязательно, чтобы мечта соответствовала всем перечисленным критериям. Можно обойтись краткой формулировкой и в последствие детализировать план, если стратегия достижения цели требует корректировки. О том, как определиться с жизненными целями читайте здесь.

Когда вы определились в своих стремлениях и уверены, что не будете испытывать душевного дискомфорта, приступайте к составлению плана.

Для достижения поставленной цели необходимо решить – какие задачи следует решить и сколько потребуется времени на каждую из них. Существует множество методик и техник, но самая популярная и эффективная – составить дерево задач. Можно просто записать каждую задачу и постараться определить ее трудоемкость.

Составляя план, необходимо учитывать ряд факторов.

  • Правильность определения каждой задачи. Необходимо понимать, что задача – это подцель, следовательно, она обязана соответствовать SMART.
  • Ответьте – достаточно ли поставленных задач для достижения указанной цели. Эффективный план не обязательно должен содержать сотни пунктов. Оценить его действенность помогут друзья или другие компетентные люди.
  • Оправдывает ли мечта средства? Если для достижения поставленной цели потребуются ресурсы, которыми вы не располагаете, смысла в потраченных усилиях нет.
  • Правильность определения сроков. Оценивайте реально свои возможности и временные рамки. Масштабность задачи должна соответствовать поставленному сроку. Помните, что стратегия достижения цели может быть продумана до мелочей, но всегда есть вероятность внештатных ситуаций.

Часто бывает так, что человек полностью погружается в новую идею и стремится перейти к конкретным действиям. Психологи рекомендуют не поддаваться на провокацию и проявить последовательность и упорство в достижении цели. Если вы не составите хороший план, все усилия будут потрачены зря, возможно, вы сможете добиться желаемого, но потратите на это гораздо больше усилий, ресурсов и времени.

Реализация плана

Теоретическую часть вопроса – как достичь цели в жизни – мы изучили. На этапе практической реализации важно регулярно отслеживать динамику и оценивать выполнение плана. Это позволит своевременно корректировать задачи.

Упорство в достижении цели проявляется, прежде всего, в системном подходе и самодисциплине. Иными словами, если вы чего-то искренне хотите, необходимо последовательно следовать за собственной мечтой и прилагать все возможные усилия.

Для достижения указанной цели необходимо определить периодичность мониторинга. Необходимо установить такие временные рамки, которые позволят совершить конкретные действия. Периодичность отслеживания выполнения плана зависит от конкретного стремления.

  • Если для достижения указанной цели требуется несколько месяцев, мониторинг проводят один раз в неделю.
  • Если на весь план запланировано несколько недель, имеет смысл отслеживать динамику ежедневно.

Мониторинг – инструмент достижения желаемого, который предполагает выполнение определенных действий:

  • оцените – какие пункты плана выполнены, и каких результатов при этом удалось достичь;
  • сравните фактические достижения с запланированными результатами;
  • проанализируйте ситуацию и скорректируйте задачи (при необходимости).

Существует три варианта оценки выполнения поставленных задач:

  1. все идет по плану – менять ничего не нужно;
  2. часть пунктов идут не по плану – в этом случае нужно пересмотреть приоритеты, скорректировать сроки;
  3. все идет не по плану – нужно начать все сначала – сформулировать новую мечту и составить план для достижения указанной цели.

Выводы и опыт

Чтобы методика оказалась максимально действенной, необходимо использовать принцип обратной связи. На практике это выглядит следующим образом:

  • по достижении определенного результата оцените – как методика способствовала или мешала достижению результата;
  • сделайте соответствующие выводы;
  • в следующий раз вы сможете составить план с учетом имеющегося опыта.

Теперь вы знаете, как достичь цели в жизни, следующий этап – попробовать методику на практике и убедиться в ее эффективности. Вы же хотите жить так, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?

Смотрите на видео – как добиться желаемого по методу Тони Роббинса.

Источник: http://myself-development.ru/effektivnaya-metodika-postanovki-i-dostizheniya-tseli/

Ссылка на основную публикацию