Ценностные ориентации параноика — психология

ценностные ориентации — это… Что такое ценностные ориентации?

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого… …   Новейший философский словарь
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ —         важнейшие элементы внутр. структуры лияности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отгранияивающие значимое, существенное для данного человека от незнаяимого, несущественного. Совокупность… …   Философская энциклопедия
  • Ценностные ориентации — а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Ценностные ориентации — это объекты, явления духовной или материальной культуры, которые приобрели для личности устойчиво высокий смысл и значение. Они воспринимаются человеком как средство удовлетворения своих потребностей и достижения цели. Ценностные ориентиры… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — (от франц. orientation установка) 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости.… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке
  • Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие Ц. о. было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценостей,… …   Психологический лексикон
  • Ценностные ориентации — 1) социальные, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, гносеологические, онтологические и др. мировоззренческие или идеологические основания оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее… …   Социологический справочник
  • Ценностные ориентации — предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее. Они могут выступать в качестве побуждающих стимулов к достижению определенных целей, вследствие чего приобретать функцию регуляторов социального поведения.… …   Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого… …   Социология: Энциклопедия
  • ценностные ориентации — особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека, социальной группы ценностей общества на конкретном этапе исторического развития. Ц. о. позволяют личности, группе ранжировать объ екты социальной …   Этнопсихологический словарь

Источник: https://psychology.academic.ru/3992/%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

Ценностные ориентации

а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п.

основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа «выстраивает» воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости.

Понятно, что ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия.

Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения.

В социальной психологии групп ценностные ориентации напрямую связаны с проблематикой групповой сплоченности, выражающейся, прежде всего, в степени проявления такого социально-психологического феномена межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство.

В целом ряде экспериментальных исследований, выполненных в основном в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений (А. В.

Петровский) однозначно показано, что в группах разного уровня социально-психологического развития частота совпадения позиций, мнений, точек зрения членов сообщества по поводу значимых обстоятельств жизнедеятельности группы не просто различно, но и нередко имеет прямо противоположные основания.

Если в группах высокого уровня социально-психологического развития подобное совпадение не связано с нивелировкой мнений и не мешает полноценному личностному самоопределению индивида в группе, то в корпоративных группировках ситуация, как правило, обратная.

Что касается диффузных сообществ, то здесь чаще всего можно наблюдать самый широкий разброс позиций, порой и прямо противоположных. Для экспериментального исследования уровня ценностно-ориентационного единства в конкретных контактных группах создана и широко применяется в отечественной социальной психологии специальная методика определения степени ценностно-ориентационного единства.

Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей. По замечанию Г. М. Андреевой, «хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы. Важнейшим из них является признание различной значимости разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например, о добре, зле, счастье и т. п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений»1.

Хотя было бы явно неверным сводить ценности даже малой группы к механической «сумме ценностей» ее членов, тем не менее система индивидуальных ценностей каждого из них в известной (а если речь идет о высокозначимых, с точки зрения идеальной представленности в сознании других членов сообщества, то и в достаточно существенной) степени проявляется как на уровне собственно ценностных ориентаций, так и динамических процессов в группе.

Как показано в исследованиях отечественных психологов, личностные ценности и ценностные ориентации индивида тесно связаны с его целями и видением собственных жизненных перспектив. Так, в частности, Е. И.

Читайте также:  Психосинтез - психология

Головаха отмечает: «Планируя свое будущее, намечая конкретные события — планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями.

Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам.

Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. Их предмет — определенная сфера жизнедеятельности, линия поведения, рассчитанная на период времени, который заранее трудно установить для непосредственной реализации ожиданий, соответствующих сложившейся иерархии ценностей».

В данной связи стоит особо отметить, что индивидуальные ценностные ориентации играют роль механизма, повышающего «фрустрационную толерантность» личности, поскольку, «если жизненные цели и планы не реализуются, наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент “кризиса нереализованности”». С другой стороны, «если …

намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. Это механизм — по мнению Е. И.

Головахи — действует при устойчивой структуре ценностного сознания человека, когда у него сформирована достаточно четкая иерархия ценностных ориентаций, и он может с уверенностью сказать, что главное для него, например, творческая работа, затем — семейное счастье, полноценный досуг, здоровье и т. д. Тогда создаются предпосылки для согласования жизненных целей в соответствии с приоритетами, определяемыми иерархией ценностных ориентаций»2.

Вполне понятно, что индивид (во всяком случае, психически нормальный и действующий не по принуждению) практически в каждой из своих групп членства стремится обеспечить реализацию тех или иных своих жизненных целей, обусловленных ценностными ориентациями.

Не менее очевидно, что адекватно оценивающий собственные потребности и условия среды индивид будет соотносить специфику конкретной группы членства с конкретными потребностями и в зависимости от этого строить свое взаимодействие с партнерами как в предметно-деятельностной, так и в ценностной сферах. Однако, как считают некоторые зарубежные социальные психологи, существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.

На основе анализа поведенческих стратегий, избираемых испытуемыми, участвовавшими в многочисленных экспериментах, построенных на играх с ненулевой суммой, таких как «Дилемма заключенного» и «Дальнобойщики», Мак-Клинток и Либранд пришли к выводу о том, что «индивиды, как правило, демонстрируют одну из трех ценностных ориентаций, или стратегий во взаимодействии с другими людьми.

Сотрудничающие индивиды заинтересованы в максимизации совместных вознаграждений, получаемых обоими, собой и партнером.

Соперничающие индивиды ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей в сравнении с выигрышами партнера. Они стремятся превзойти своего партнера.

Индивидуалисты ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей, не заботясь о выигрышах или проигрышах партнера»1.

Понятно, что если гипотеза о трех типах ценностных ориентаций, связанных с социальным взаимодействием, и верна, то как собственно личностные ценностные ориентации, так и связанные с ними поведенческие стратегии подвержены влиянию группы.

При этом в группах низкого уровня развития будут наиболее часто и отчетливо проявляться доминантные поведенческие стратегии, обусловленные индивидуальными ценностными ориентациями членов, в то время как в группах высокого уровня развития на первый план в этом отношении выходят именно групповые ценности и нормы.

С точки зрения социально-психологической практики, ценностные ориентации каждой конкретной группы представляют бесспорный интерес в собственно содержательном плане, прежде всего, для определения просоциальной либо асоциальной направленности данного сообщества. И все же наиболее значима проблема групповых ценностных ориентаций именно при определении уровня развития группы и, в частности, такого его показателя, как уровень групповой сплоченности.

Впервые мысль о возможности использования показателя сходства ценностных ориентаций членов сообщества для оценки уровня групповой сплоченности сформулировал Т. Ньюком. Он выдвинул новую идею, «…а именно идею необходимости возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям». При этом, как отмечает Г. М.

Андреева, «несомненная продуктивность этой идеи, к сожалению, оказалась девальвированной, поскольку дальнейшее ее развитие попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориентаций, т. е.

достижение согласия, мыслилось как снятие напряжения в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов»2.

Следующий принципиальный шаг в изучении ценностно-ориентационного единства как показателя уровня групповой сплоченности и социально-психологической зрелости группы связан с концепцией деятельностного опосредования А. В. Петровского. По мнению Г. М.

Андреевой, «существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как, скажем, это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельности.

Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, но и как воплощение этого сходства в практических действиях членов группы. При такой интерпретации сплоченности обязателен третий шаг в анализе, т. е.

переход от установления единства ценностных ориентаций к еще более высокому уровню единства — единства целей групповой деятельности как выражения сплоченности»1.

Практический социальный психолог при решении вопроса об уровне социально-психологического развития конкретной группы или организации должен помнить, что степень межличностной сплоченности является одним из определяющих показателей того, с каким типом общности он имеет дело.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/cennostnye-orientacii.html

Ценностные ориентации параноика — Сайт помощи психологам и студентам

Кай Марций Кориолан, римский полководец, считавший Рим, как и все римляне, центром вселенной, вдруг изгнан из Вечного города. И вот он произносит знаменитую фразу: «Есть жизнь вне этих стен» (Шекспир). А потом и пошел на Рим во главе враждебных племен.

Обучение Учится паранойяльный неровно, рывками, с переменным успехом. Оценки: смесь из троек, четверок, пятерок и… . двоек. Нередко учится по индивидуальному учебному плану, перескакивает через курс — в соответствии со способностями, конечно.

Читайте также:  Психологические ресурсы - психология

Может учиться сразу в двух вузах, на двух факультетах.

Ценностные ориентации параноика

Ценностные ориентации параноика.

Автор — А. П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»

Паранойяльные, как правило, не изменяют своим взглядам. Это личности цельные. У них в основном непротиворечивая ценностная иерархия, по крайней мере, на длительное время.

Они редко пересматривают свои взгляды и в каждый данный момент ведут себя последовательно. Это гипертим может впасть в раж из-за несправедливости, с которой столкнулся сию секунду, а через минуту, поглаживая живот, может выпивать с тем, кто совершил несправедливость.

Но у паранойяльных Личностей могут быть и резкие перепады в ценностных ориентациях. Сталин был Семинаристом — и стал настолько воинствующим атеистом, что уничтожил храм Христа Спасителя.

Я часто видел атеистов, которые становились ревностными проповедниками той или иной религии.

Это связано, наверное, со слишком сильно выраженной психозащитной позицией, с неуспехом на предыдущем поприще: какое-то движение отвергло его как лидера.

Кай Марций Кориолан, римский полководец, считавший Рим, как и все римляне, центром вселенной, вдруг изгнан из Вечного города. И вот он произносит знаменитую фразу: «Есть жизнь вне этих стен» (Шекспир). А потом и пошел на Рим во главе враждебных племен.

Обучение

Учится паранойяльный неровно, рывками, с переменным успехом. Оценки: смесь из троек, четверок, пятерок и… двоек. Нередко учится по индивидуальному учебному плану, перескакивает через курс — в соответствии со способностями, конечно. Может учиться сразу в двух вузах, на двух факультетах.

Творчество его начинается со студенческой или даже со школьной скамьи. Уже тогда он ставит перед собой цель и пытается ее достигнуть.

И вот какими-то предметами он может пренебречь, хотя все же сдает их или (если двойка) пересдает, чтобы не выгнали из вуза, хотя бы на троечку, здесь он не гордый.

Зато другие предметы или разделы учебника ему кажутся важными, в них он копается глубже, достает дополнительную литературу, покупает книги у букинистов, сидит в библиотеках. Он добывает истину в спорах с приятелями в курилках тех же библиотек, студенческих общежитиях за банкой пива и т. п.

Источник: http://psinovo.ru/stati/tsennostnie_orientatsii_paranoika.html

Ценностные ориентации | Мир Психологии

Ценностные ориентации (англ. value orientations) — важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.). Син. система ценностей.

Следует предостеречь от буквального понимания распространенного выражения об усвоении (интериоризации, интернализации) т.н. социальных ценностей. В социологических концепциях Ц. о.

нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С др. стороны, именно формирование Ц. о.

нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие Ценностные ориентации было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует.

Хотя Ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и Ц. о.

различались либо по параметру «общее-индивидуальное», либо по параметру «реально действующее — рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании.

Сейчас более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а Ценностные ориентации — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/cennostnye-orientacii

Ценностные ориентации как основа психологической и этической культуры личности

Этическая составляющая психологической организации чело­века как субъекта определяется С.Л.

Рубинштейном как способ сосуществования людей, через который осуществляется призна­ние другого как ценности, как субъекта развития и саморазвития, а не как объекта воздействия. Проблематика этического начала в личности, заложенная СЛ.

Рубинштейном, находит свое отраже­ние в работах современных исследователей, таких как К. А. Абуль-ханова, Б. С. Братусь, М. И. Воловикова, Л. А. Журавлев, В. В. Зна­ков, В. Д. Шадриков.

Под ценностными ориентациями понимается направленность интересов и потребностей личности на определенную иерархию жизненных ценностей, склонность предпочитать одни ценности другим в разных жизненных ситуациях, способ дифференциации личностью объектов и явлений по их личностной значимости. Ценностные ориентации определяют содержательную сторону на­правленности личности, избирательность поведения и деятель­ности человека, детерминируют его мотивацию, влияют на стиль его мышления и жизни1.

В социальной психологии личности ценности рассматривают­ся как основа мировоззрения и связаны с социализацией (Г.М.Андреева, Д.А.Леонтьев, О.А.Тихомандрицкая).

В процес­се социализации человек активно усваивает социальный опыт, преобразуя его в собственные ценности, установки, ориентиры. Д.А.Леонтьев указывает, что ценности являются интегративной основой как отдельного человека, так и социальной группы. В.

Ядов определяет ценностные ориентации как иерархически вы­строенную систему предпочтений, которые характерны для от-

1 См.: Миненко О. А. Особенности духовно-нравственного становления бу­дущих психологов в условиях современного общества // Психология человека в современном мире. Т. 6. Духовно-нравственное становление человека в совре­менном российском обществе.

Проблема индивидуальности в трудах отечествен­ных психологов: материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15—16 октября 2009 г. / отв. ред. А.Л.Журавлев, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко. — М.

Читайте также:  Счастливые переживания - психология

: Институт психологии РАН, 2009. — С. 191 —197.

дельной социальной группы, отличной от других по своему воз­растному цензу и статусным характеристикам.

Исторически понятие «ценностные ориентации личности» раз­вивалось как понятие, раскрывающее связь индивидуального и общественного в сознании человека, как единство когнитивных и аффективных процессов. Система ценностных ориентации об­разует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Ценностные ориентации лежат, как отмечает И.Я.Лернер, в основе становления мировоззрения. Формированию мировоззре­ния предшествует длительный процесс воспитания ценностного отношения к различным объектам действительности. А. Маслоу рассматривает ценностные ориентации с позиции теории само­актуализации, используя понятие «ценности» в качестве синони­ма понятия «потребности».

Оригинальная трактовка ценности принадлежит В. Франклу, который понимает ценности как смысловые универсалии, кри­сталлизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу пришлось сталкиваться. Акцентируя внима­ние на том, что важнейшей ценностью является «смысл жизни», он выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценно­сти переживания, ценности отношения.

Культура и социально-экономические условия жизни лично­сти являются фундаментом ее ценностных ориентации. Ценности людей в свою очередь отражают настроения и тенденции совре­менного общества. Согласно М. С.

Яницкому ценностные ориен­тации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархи­ческую систему.

Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая погра­ничное положение между ее мотивационно-потребностной сфе­рой и системой личностных смыслов и выполняя, соответствен­но, двойственную функцию.

Она выступает, с одной стороны, в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудите­лей активности человека, определяя приемлемые формы их реа­лизации, а с другой — в качестве внутреннего источника жизнен­ных целей человека, выражая то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом.

Одним из ведущих факторов, воздействующих на систему цен­ностных ориентации личности, является социокультурная среда. Культура задает систему ценностных представлений, регулирую­щих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и решения познавательных и практических и личностных задач.

Базовые человеческие ценности измеряют в исследованиях Г.Олпорта, П.Вернона, Г.Линдсея. При этом исследования ценностей личности и ценностей культуры всегда были тесно связа­ны.

Одной из первых стала теория, которая опиралась на поло­жение о том, что все человеческие общества сталкиваются с ли­митированным количеством универсальных проблем и что осно­ванные на ценностях данного общества способы решения проб­лем также ограничены в своем числе и общеизвестны, однако в разных культурах предпочтение отдается разным решениям.

Идеи Клахон и Стродбека позднее нашли свое отражение и развитие в работах — Ш.Шварца, К.Руссо, М.Хиллса, М.Роки-ча, исследовавших ценности в разных культурах. Руссо показал практическую значимость взаимодействия культур с различными ценностными ориентациями для развития межкультурной ком­петентности.

В теории Рокича под ценностями понимается вид убеждений как руководящих принципов жизни. Они определяют то, как нуж­но себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться. Рокич предложил различать два основных клас­са ценностей:

терминальные, представляющие собой некоторые конечные состояния, конечные цели деятельности индивида («дружба», «гар­мония отношений с людьми» и т.д.);

инструментальные ценности, представляющие собой прин­ципы действия индивида, модели и способы его поведения («са­мостоятельная постановка цели», «готовность прощать» и т.д.). Рокич стимулировал оживленный интерес к терминальным цен­ностям среди психологов тем, что предложил четкое определение понятия «ценность» и создал легкий в исследовании инструмент.

Все ценности, по мнению С. Шварца и У. Билски, направлены на удовлетворение трех основных универсальных человеческих потребностей:

— биологических потребностей человеческого организма;

потребностей координированного социального взаимодей­ствия;

потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.

Б. Г. Ананьев рассматривал ценности и ценностные образова­ния как базальные, «первичные» свойства личности, определяю­щие мотивы поведения, формирующие склонности и характер.

Ценностные ориентации — сложный социально-психологи­ческий феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным по­зициям, поступкам, поведению. Диагностику собственных цен­ностных ориентации можно сделать с помощью теста, предложен­ного в Приложении 2.

Ценностные ориентации личности лежат в основе психологи­ческой и этической культуры.

Этическая культура психолога — совокупность мировоззренческих представлений, знаний о долж­ном и нравственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, а также соответствующих навыков и позитивных сте­реотипов, позволяющих психологу корректно оценивать любую ситуацию внутри трудового коллектива и во взаимодействии с кли­ентом и делать на этой основе правильный моральный выбор.

Этическая культура является необходимым условием для осу­ществления психологом эффективных коммуникаций с другими работниками и с обслуживаемым контингентом. Высокий уровень психологической культуры определяется наличием следующих ка­честв: эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость (С. Кибанова).

Как представляется, этическая культура — это совокупность мировоззренческих представлений, знаний о должном и нрав­ственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведе­ния, а также соответствующих навыков и позитивных стереоти­пов, позволяющих работнику корректно оценивать любую ситуа­цию внутри трудового коллектива и во взаимодействии с клиен­том и делать на этой основе правильный моральный выбор.

Под психологической культурой мы понимаем совокупность психологических знаний, навыков, позитивных стереотипов, по­зволяющих работнику сохранять позитивное эмоциональное со­стояние в процессе профессиональной деятельности и психоло­гически точно гармонизировать на этой основе возникающие си­туации внутри трудового коллектива и во взаимодействии с кли­ентом. Универсальная психологическая культура относится к нор­мам поведения, которые являются обязательными для всех людей, независимо от их социальной принадлежности, национальности, профессии и т.д. Индивидуальную этику человека отражают без­условное выполнение взятых на себя обязательств, отказ от нео­правданного риска и применения методов силового давления на других, профессионализм в избранной области деятельности, стремление к полезности своего труда не только для себя, но и для общества, признание необходимости не только конкуренции, но и сотрудничества.

Психологическая и этическая культура является необходимым условием для осуществления психологом эффективного общения с другими людьми.

Источник: https://megalektsii.ru/s65843t1.html

Ссылка на основную публикацию