К теории творчества — психология

5. На пути к теории творчества

Автор ряда книг по теории творчества П.К. Энгельмейер был твердо убежден в необходимости создания универсальной науки о творчестве. Эта наука, по его словам, «имеет целью исследовать возникновение всего нового, от первого проблеска в душе до осуществления на деле… Эврилогия весьма близко соприкасается с теорией познания в науке.

Время для создания такой науки, если она вообще возможна, еще не наступило. Ведь различные области творческой деятельности (художественной, научной, технической, практической) отличаются друг от друга не количественными характеристиками, которые могут быть охвачены формулами, а, так сказать, качеством смысла.

И если до сих пор нет возможности обобщить природные явления, исследуемые одной областью науки — физикой, и создать единую теорию поля, то какого рода трудности лежат перед предполагаемой наукой — эврилогией, можно, лишь догадываться, поскольку речь идет об охвате теорией областей творческой деятельности, отличающихся спецификой восприятия явлений природы самими творцами.

Исследователь Г. С. Альтшуллер замечает, что созданию общей теории творчества должно предшествовать исследование конкретных видов творчества. Только опираясь на теорию изобретательского творчества, теорию научного творчества, теорию литературного творчества, можно создать общую теорию творчества, которая, в свою очередь, даст новый толчок развитию частных теорий.

Нам пока неизвестны теории решения творческих задач в математике, изобразительном искусстве и литературе. Сегодня будущих «специалистов» в этих областях учат лишь тому, как укладывать «кирпичи» в создаваемое ими «здание».

Но когда речь заходит о том, как выбирать форму и назначение самого здания, чтобы оно становилось гениальным творением, теоретические концепции еще не срабатывают.

В этой связи представляет несомненный интерес более подробное рассмотрение чисто логического (алгоритмического) подхода к решению изобретательских задач, тем более что он дает представление и об уровнях сложности творческих задач хотя бы в такой чисто предметной области, как техника.

Разрабатываемая теория творческих задач исходит из той общеизвестной истины, что задачи бывают разные и их нельзя решать вообще.

Путь к созданию, научной теории творчества долог и труден. Между тем жизнь, практика, производство требовали новых методов решения изобретательских задач, хотя бы в какой-то мере более эффективных, чем простой перебор вариантов. И такие методы появились. Это были чисто психологические методы, но создали их не психологи.

Чем труднее изобретательская задача, тем больше вариантов приходится перебрать, чтобы найти решение. А раз так, то, прежде всего надо повысить количество вариантов, выдвигаемых в единицу времени. Понятно также, что для обнаружения сильного решения нужно иметь среди рассматриваемых идей побольше оригинальных, смелых, неожиданных.

Первые изобретения не созданы человеком, а обнаружены им в готовом виде. Но почти сразу возникли и изобретательские задачи. Решать их приходилось методом проб и ошибок, перебирая всевозможные варианты.

Метод проб и ошибок и основанная на нем организация творческого труда пришли в противоречие с требованиями современной научно-технической революции.

Нужны новые методы управления творческим процессом, способные резко уменьшить число «пустых» проб.

Цель методов активации поиска и состоит в том, чтобы 1) сделать процесс генерирования идей интенсивнее и 2) повысить «концентрацию» оригинальных идей в общем их потоке.

Методы активации творческого поиска

Мозговой штурм

Основатель: Алекс Осборн (США) 40 гг. ХХ столетия.
Метод основан на следующем психологическом эффекте: в небольшой группе людей (5—8 человек) можно создать условия, при которых количество идей высказанных коллективно, значительно превышает сумму идей, высказанных, при других условиях, каждым индивидуально. Эффект цепной реакции идей, приводящей к интеллектуальному взрыву (озарению).

Метод фокальных объектов состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию.

Так, если случайным объектом взят «тигр», а совершенствуемым (фокальным) «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «хищный карандаш», «клыкастый карандаш».

Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти « оригинальным идеям.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

При морфологическом анализе, предложенном швейцарским астрофизиком Цвикки, сначала выделяют оси — главные характеристики объекта, а затем по каждой оси записывают элементы — всевозможные варианты. Допустим, мы приступаем к разработке основных функциональных узлов лунохода.

Можно взять в качестве осей: А — двигатель, Б — движитель, В — кабина; а элементами для оси «А — двигатель» могут быть А1— электрический; А2 — химический; А3 — реактивный; А4 — ядерный и т.д. Имея запись элементов по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить очень большое число всевозможных вариантов.

В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы на ум «просто так».

По методу контрольных вопросов, как показывает само название, поиск направляется списками наводящих вопросов. Такие списки предлагались разными авторами. Типичные вопросы: а если сделать наоборот? А если заменить эту задачу другой? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал?

Синектика

Наиболее сильный метод активации поиска творческих решений синектика появился в середине 50-х годов в США. Автор — Уильям Гордон. Синектика — в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов».

В основу синектики положен мозговой штурм. Но участниками мозгового штурма являются специально подготовленные люди — синекторы «профессиональные генераторы новых идей». Их подготовка происходит по специальным методикам — при этом главное внимание уделяется развитию умения искать аналогии.

Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких то свойствах или отношениях. (Например, в физике строение атома представлено по аналогии со строением солнечной системы).

Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/10522

Основные теории творчества

Понимание феномена и внутренней природы творчества требует предельного распахивания смысловых контекстов,  радикального расширения методологических рамок его изучения, нахождения надежных объяснительных принципов, базирующихся на универсальных структурах и законах существования мира. Эмпирические исследования творческой активности должны  сопровождаться раскрытием фундаментальных оснований и сверхопытных начал реальности, которые определяют необходимые условия, истоки и саму возможность существования творчества и творческих потенций личности.

В наиболее широком смысле творчество определяется как способ существования некоторой абсолютной, изначальной и безусловной первосущности, которая конституируется и проявляется с помощью изначальных универсалий: свободы, возможности, целого и взаимодействия.
Данные универсалии пустотны, невидимы и неизмеримы.

Они вычерчивают координирующие смысловые рамки и представляют собой универсальные, качественно своеобразные «места», некоторые независимые, существующие по законам самопробуждающегося вакуума, «втягивающие» пространства.

В то же время их архитектоника может быть проявлена и увидена путем построения их обобщенной топологической модели или «Карты сущностей».

Продуктивность и эвристическая сила универсальной «карты сущностей» состоит в высвечивании пустых мест и предсказании возможных, еще недостаточно заявивших о себе, но тем не менее, равноценных сущностей и стоящих за ними целых областей живой реальности и, следовательно, в высвечивании возможных тенденций и траекторий развития.

При существовании многочисленных и разноразмерных топологических моделей, максимальная полнота и простота обобщения феноменов реальности достигается с помощью метода системного описания В.А.

Ганзена (1984), в котором в качестве исходной, организующей матрицы выбирается некоторый организующий Пентабазис, состоящий из четырех рядоположенных и одного объединяющего понятия.

Так, при раскрытии высшей, универсальной «матрицы сущностей» творчества целесообразно представить его фундаментальные измерения в виде Пентабазиса, состоящего из двух взаимосвязанных пар первосущностей:
«Взаимодействие – Целое» (Бытие) и «Возможность – Свобода» (Ничто), которые объединяются, взаимосогласовываются  и балансируются предельной сущностью Абсолютом.При этом каждый феномен и переменная проявленной творческой реальности должны с необходимостью проходить процедуру локализации, хронологизации и соотнесения с центральной первосущностью и с ее фундаментальными измерениями.

В предельно широком, метафизическо-топологическом плане творчество понимается как способ существования и проявления Абсолюта, развертывающегося путем манифестации своих универсальных измерений — свободы, возможности, целого и взаимодействия.

Этот высший трансцендентный поток на персонологическом уровне проявляется как  Творческое Видение, переживается как внутренняя, глубоко интимная реальность и объективизируется  в феноменальных мирах в виде материальных и духовных ценностей.

Таблица 1. Сущностные измерения и универсальные манифестации творчества

ЦЕЛОЕТворчество как созданиеи реализация целогоТворческое мышлениеВОЗМОЖНОСТЬТворчество как созданиеи реализация возможностейТворческое воображение
 БЫТИЕАБСОЛЮТРазвертывание Абсолютаи творчество природыТворческое восприятие НИЧТО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕТворчество каквзаимодействиеТворческаяпамятьСВОБОДАТворчество какреализация свободыТворческая интуиция

В таблице использованы картины : Salvador Dalí, Tomek Sętowski, Jamile Baldridge, Greg Spalenka

Онтологический  и универсально-творческий
характер психики

Психика или  психическая организация человека носит онтологический характер (А. Валлон, С.Л. Рубинштейн) и в то же время она подчинена космическому творческому принципу и тождественна источнику творения (С. Гроф).

Психическая реальность, как изначальная целостность, не определяется биологическими, социологическими, личностными и даже культурными детерминантами, а включает их в себя в качестве высших, уже проявленных и освоенных уровней.

Психика, как реальность и одновременно отражение реальности, голографически встроена в Универсум, и как непрерывный, саморазвивающийся «образ мира» (А.Н. Леонтьев)  вплетена в процесс эволюции.

При этом она представляет собой живой микрокосм и подчиняется наиболее общим и универсальным принципам и законам функционирования  и развития мира как целого.

Универсальная структура психики естественно  включает в себя весь спектр проявлений сознания и содержит бессознательные и трансперсональные состояния, а также ее досубъектную и метасубъектную стадии развития.

Кроме этого  психика носит изначальный, универсально-творческий характер, ее продуктивное функционирование представляет собой построение динамичного  образа мира, а ее сущностные механизмы изоморфны механизмам творчества (В.Т. Кудрявцев).

Таким образом, изначальная «Карта сущностей», основными  измерениями которой являются диалектические связки«взаимодействие–целое», «свобода-возможность» и интегрирующий  их абсолют, создают организующие и  объяснительные пространства как для философских теорий творчества так и для тех, которые построены на исследовании и объяснении  таких базовых психических процессов, как: «память — мышление», «интуиция -воображение» и лежащего в их основе восприятия.

Персонологическое измерение творчества

Особой задачей является введение субъекта в карту сущностей, выявление отношений между человеком и каждой из сущностей.

Человек наделяет их смыслом, ценностным содержанием, соотносит со всем спектром потребностей сферы. Сущности могут существовать только посредством человека.

Без человека нет сущностей, как без человеческого уха не существует в мире не только музыки, но и самих звуков, создающихся из «сырых» волн и колебаний.

Органическое включение человека в карту универсальных сущностей происходит через творчество, которое, как способ существования Абсолюта, является первоначальной сущностью, а также высшей формы проявления человеческой жизни.

Творчество проявляется как самостоятельная действенная безусловная первосущность, которая определяет сама себя, с которой соотносится действительность и которая сама дает оправдание феноменальному миру.  «Фактическое содержание действительности, — писал Л.М.

Лопатин, — должно объясняться из его соответствия с тем верховным идеалом, который осуществляет в своих созиданиях абсолютная творческая деятельность».Само творчество не нуждается в отнесении к первоначалу, к какой либо более фундаментальной сущности или универсальной ценности. Оно само в начале и в центре мира и является causa finalis, источник всего сущего и высшая точка соотнесения.

Творчество поддерживает Вселенную, является осью, вокруг  которой вращаются невидимые универсалии, а также феноменальные и возможные миры. Первоосновность  и изначальность творчества всегда подчеркивал Н. Бердяев: «Творческий опыт не есть что-то вторичное и потому требующее оправдания – творческий опыт есть нечто первичное и потому оправдывающее».

При такой постановке проблемы вопрос о фундаментальных условиях творчества теряет свой смысл, так как творчество приобретает метафизическую безусловность, онтологическую первичность и экзистенциальную самодостаточность. Условия творчества разворачиваются изнутри, а внешнее и внутреннее многократно включают в себя друг друга, подчиняясь особой рекурсивной причинности.

Данный вид причинности создается в потоке активности уникальной творческой личности. «Причинность, понимаемая изнутри, — писал Л.М. Лопатин, — есть творчески акт живого существа. Причина созидает, творит следствие.

Причина есть творческая энергия и предлагает существо, обладающее этой энергией. Причинность невозможна без творящего, созидающего». Творчество как первосущность, предстает в виде платоновской идеи, о которой писал А.

Уайтхед «Она обладает творческой силой создавать условия для своего же осуществления».

Психологические теории творчества

Мel Rhodes (1961) в статье “Анализ творчества» (1961), проанализировав 40 определений творчества и 16 определений воображения,  разработал и обосновал целостную модель творчества — 4 Ps, представив его  в виде взаимодействия 4-х факторов: процесса, продукта, личности, и среды (process, product, person, press).

  В свою очередь Ross Mooney (1962) в работе «Концептуальная модель интеграции четырех подходов к определению творческого таланта», также предложил рассматривать творчество через призму модели  4 Ps (process, product, person, environment).
Stuart E.

Golann (1963) заменил понятие среды, близким по смыслу понятием “место” и его теория 4Рs (process, product, person, place) стала структурной основой для организации исследования творчества. При этом “место” (place) понималось как проблемная или социально-организованная cреда. Позже, Д. Саймонтон (Dean K.

Simonton) (1988), отождествляя понятия лидерства и творческой активности, расширил список организующих категорий и ввёл пятое понятие Р — persuasion (убедительность).

В свою очередь Клаус Урбан (2003) к трем классическим измерениям — процесс (process), продукт (product) и личность (person) добавляет новую — проблема (problem), оставляя категорию среды (environment). При этом он выводит новую формулу творчества: 4Ps-Е.

Данные теории были  построены на основании обобщения эмпирического опыта, в строгом соответствии с научными критериями и принципами очевидности и рациональности.

В то же время существует другой рефлексивный способ исследования творчества, заключающийся в изначальном построении его концептуальных конструктов и топологических моделей, которые задают более широкие контексты и планы понимания и высвечивают факты и феномены, недоступные непосредственному наблюдению и эмпирическому исследованию. Данные исходные объяснительные конструкты выбираются произвольно, интуитивно, путем схватывания глубинных архетипов и универсальных структур реальности.В качестве такого исходного смыслового  контекста можно выбрать жизненный мир личности, а вернее совокупность феноменологических миров в которых происходит свободное самоосуществление человека и его творческий диалог с миром.

Максимально возможная полнота описания имеющегося и возможного эмпирического опыта  достигается введением его в конфигурацию контекстов феноменологических миров, путем построения некоторого топологическокого конструкта – пентабазиса, объединяющего предметный и символический, внутренний и социальный миры, а также культуру, как центр их интеграции. Данный пентабазис обладает мощным объяснительным и эвристическим потенциалом и удивительным образом включает в себя основные измерения или домены творчества (процесс, продукт, личность и среду), полученные эмпирическим путем.

При этом в предельно широком понимании творчество представляется как целостный, непрерывный, структурированный универсными законами и структурами поток творческого видения, проецирующийся в базовые, феноменальные  миры и проявляющий себя с помощью элементов, структур и основных закономерностей этих миров.

Творческое видение представляет собой самодостаточную форму активности, гармонично включающую и интегрирующую все остальные формы творчества.

Так в предметном мире оно проявляется как продуктивная творческая деятельность, в символическом как творческое решение проблем, в социальном, как творческий диалог, во внутреннем как творческая самореализация.

Высшая форма творчества определяющаяся закономерностями мира культуры, проявляется как творческое видение, сотворчество с миром, творческая смысловая адаптация, гармонизация со смыслами Универсума, а также как смыслотворчество, как процесс вычерпывания и наделения действительности развивающими, креатологическими смыслами.

Смысловые структуры являются высшими, ядерными, интегротивно-трансцендентными образованиями личности, а сам смысл равнозначен существованию личности в мире и  cамой жизни. «Некоторые его называли четвертым, — писал В.П. Зинченко,  некоторые — пятым измерением бытия.

Хотя его должно назвать первым».

Смыслотворчество и осмысление реальности являются центральными динамичными компонентами высшей формы творчества – творческого видения, включающего творческую деятельность (product), решение проблем (process), самореализацию (person) и творческий диалог (place).

В связи с этим, для раскрытия глубинной сущности творчества целесообразно ввести пятый элемент, некоторое центральное измерение – смысл (sense), а классическую модель представить в виде 4Ps/S  — процесс (process), продукт (product), личность (person), среда (place), смысл(sense)*.

*Марков С.Л. Формування творчого бачення особистості як універсальний метод активізації творчості.   Актуальні проблеми психології-Том 1: Організаційна психологія. Економічна психологія. Соціальна психологія: зб.наук.праць /за ред.. С.Д. Максименка, Л.М. Карамушки. – К: Вид-во «А.С.К.», 2011. — Вип.32.- С.374-380.

Творчество укоренено в культуре, человеческой практике, социальном мире, текстовой реальности и  в неповторимом экзистенциальном опыте.

  Творчество – это не только и не столько процесс, способность, продукт или особо организованная среда, сколько универсальное начало, многомерное динамическое пространство, самодостаточная порождающая первосущность, проявляющаяся в феноменальных мирах в форме эффективного решения проблем, свободной самореализации, продуктивной деятельности и творческого диалога.

Таблица 2. Формы проявления творчества
в феноменальных мирах

Символический мирТворческое решение проблемПроцесс (Process)Социальный мирСреда (Place)
КультураТворческое видение и смыслотворчествоСмысл (Sense)
Предметный мирТворческая деятельностьПродукт (Product)Внутренний мирТворческая самореализацияЛичность Person)
В таблице использованы работы М. Эшера, И.Репина, О.Родена

Источник: https://geniusrevive.com/osnovnye-teorii-tvorchestva/

Классификация теорий творчества по С.О. Грузенбергу

С.О. Грузенберг разделял современные ему теории творчества на рационалистические и мистические.

«Следы этой классификации двух типов творчества можно подметить ещё у Платона, посколько он противопоставляет «поэзию благоразумного», как интеллектуалистический тип творчества, «поэзии безумствующего», как иррациональному или мистическому типу творчества, уподобляя процесс творчества наитию божества, вселившегося в душу поэта в моменты творческого экстаза и пользующегося им, как орудием, для выявления своих творческих замыслов.

Ещё резче проводит демаркационную черту между обоими указаннными типами творчества Эдуард Гартман, различая в своей характеристике творчества художников двоякого типа: иптеллектуалистического или рационалистического типа (творчество, как рассудочная стихия духа, почерпающая материал в данных опыта) и иррационалистического или мистического типа (интуитивное творчество как непроизвольная и бессознательная стихия духа.

Художник первого (интеллектуалистического) типа — учит Гартман — творит «с помощью рассудочного выбора», руководствуясь в своей работе комбинированием данных опыта и «эстетическим суждением» (das asthatische Urtheil); напротив, художник второго (мистического или иррационального типа) творит совершенно непроизвольно и бессознательно, как бы по «наитию» свыше, повинуясь внушению интуиции, как стихийного вторжения в его душу непроизвольных образов творческой фантазии, осеняющих ого совершенно неожиданно — без всяких усилий с его стороны.

К классификации Эдуарда Гартмана примыкает, по видимому, проф. И. И. Лапшин, различая в своей характеристике проблемы перевоплощаемости две точки зрения на этот вопрос: иителлектуалистическую и мистическую.

«Едва-ли найдется такой философ или художник», — говорит он в своей статье  «О перевоплощаемости в художественном творчестве» —  «который стал бы утверждать, что в этом творческом процессе вовсе не играет роли опыт,  т. е.  наблюдение над живыми людьми.

Но в вопросе о том, один ли опыт играет тут решающую роль, и что ещё привходит в процесс перевоплощаемости, мнения резко разойдутся, и тут можно указать на две точки зрения — одну мы называем интеллектуалистической, другую — мистической.

Согласно первой, художественное воссоздание живого типа есть чисто интеллектуальная обработка данных опыта. Художник наблюдает по телесным проявлениям чужую жизнь, восполняя пробелы догадкою, и систематически конструирует её, так сказать, научным методом.

Подобный взгляд развивает Золя в своей теории «экспериментального романа». Творчество, его философия, сводится здесь к головной работе, приблизительно такого характера, какой усматривает в созидании поэтического сюжета Эдгар Поэ […]

К отрицанию «экстатической интуиции» в процессе художественного творчества приходит также Эдгар Поэ, приписывая творческие замыслы писателя исключительно лишь действию рассудочной стихии, достигающей «своей законченности с точностью и строгой последовательностью математической проблемы»: «по большей части» — говорит он в «Философии творчества»«писатели, в особенности поэты предпочитают, чтобы думали, что они сочиняют в известного рода утонченном безумии, в состоянии экстатической интуиции, — и они положительно затрепетали бы при мысли о разрешении публике заглянуть за сцену, взглянуть на вырабатываемые и колеблющиеся несовершенства мысли, — истинные задачи, ухваченные лишь в последний момент, на бесчисленные проблески в мысли, ещё не достигшие до зрелости полной перспективы, на совершенно созревшие фантазии, отброшенные в отчаянии, как невыполнимые, на осторожные выбирания и отбрашивания, на мучительные вычерки и вставки, словом, на все эти колеса и шестерни, на подъёмную машину, чьи блоки создают перемену сцены, на лестницы и на дьявольские трапы, на петушьи перья, красную размалёвку и белые наклейки, которые в девяносто девяти случаях из ста составляют отличительные свойства литературного гистриона». («Философия творчества» — соч. в пер. Бальмонта, т. II, стр. 168-169).

По призванию Эдгара Поэ ни один из его художественных замыслов и образов не был порождением случая или интуиции: все его произведения создавались на подобие математических построений, — последовательно, шаг за шагом, «достигая своей законченности с точностью и строгой последовательностью математической проблемы» (ibid, стр. 170)».

Грузенберг С.О., Гений и творчество: основы теории и психологии творчества,  М., «Красанд», 2010 г., с. 145-146 и 148. 

Писатель «Мельников-Печерский отрицает необходимость таланта и поэтического вдохновения для художественного творчества, приписывая успех творческой деятельности писателя исключительно лишь упорному труду: «Ты думаешь всё зависит от таланта да от вдохновения» — пишет он своей жене — «Выкинь, пожалуйста, это из головы.

—  Будучи женою писателя, ты могла видеть, что никакого поэтического вдохновения нет и не бывает. Талант заключается только в том, что человек умеет взяться за работу и имеет такт. Главное — же — труд, труд и труд.

Не только обыкновенные смертные, к числу коих принадлежу и я, берут главнейшим образом трудом, но даже и гений есть не что иное, как труд», (см. соч. Печерского в изд. Вольфа, 1897, т. I, стр. 273).  

Грузенберг С.О., Гений и творчество: основы теории и психологии творчества,  М., «Красанд», 2010 г., с. 149. 

Источник: http://vikent.ru/enc/1044/

Что такое психология творчества?

Все мы хотя бы раз занимались творчеством. А пытались ли вы вникнуть в суть таких занятий? Поможет в этом психология творчества.

Что это?

Что такое психология творчества? Это раздел психологии, который изучает создание человеком чего-то нового, ранее неизвестного, причём в самых разных сферах жизни: в науке, искусстве, технике, а также в обыденной повседневной жизни.

К сожалению, пока данное направление только развивается и чёткой теоретической базы не имеет. То есть наука существует лишь в рамках исследований, экспериментов, наблюдений. Да, имеются некоторые рекомендации, но чёткого ответа на вопросы о том, как развивать творческие способности и как внедрять творчество в обычную жизнь, нет.

Основы

Вообще, термин «творчество» охватывает не только деятельность личности, но и создаваемые ею ценности, которые из жизни и судьбы конкретного человека переходят в общество, культуру, науку и прочие сферы. И творчеством считается процесс, который может привести к созданию определённого продукта. Но этот процесс многогранен, сложен и зачастую неподвластен никому, кроме самого создателя.

Основами психологии творчества являются отношения между процессом творчества, продуктом, а также самим «творцом». Процесс должен принадлежать личности, а вот продукт впоследствии принадлежит культуре.

Основными предметами изучения психологии творчества являются творческое и креативное мышление человека, его внутренний мир, так называемых духовный потенциал, эмоциональная окраска процессов, вдохновение, индивидуально-психологические особенности личности, интуиция, воображение.

Кроме того, направление также охватывает и воздействие, которое на личность могут оказывать творческий коллектив (если он существует), общество в целом, ситуация в мире, тенденции, а также факторы, стимулирующие творческую активность (к ним относятся мозговые атаки, некоторые препараты, дискуссии и так далее).

Разные учёные выдвигали разные теории. Например, Фрейд считал, что творчество представляет собой бессознательные компоненты и мотивацию. А мотивация связана с так называемым эросом, то есть влечением к жизни, которое основывается на сексуальном влечении. То есть самой творческой частью человеческого разума является бессознательное.

Юнг отчасти соглашался с Фрейдом и во главу созидательной деятельности ставил бессознательное. Но также он добавлял, что в человеке есть два начала: личностное и творческое. И от взаимодействия этих начал будут зависеть способности, свойства, черты, умения.

Келли видел творчество как альтернативу банальности. Человека он считал учёным и исследователем, который взаимодействует с миром и интерпретирует его, по-своему перерабатывая информацию. То есть вся жизнь – это ничто иное как творческий процесс.

Олпорт и Фромм рассматривали творчество как образ жизни человека. Роджерс в основу ставил «поле опыта», которое включает в себя ощущения, события, воздействия, восприятия, которые человек отбирает, сам не понимая того. А Маслоу назвал творчество функцией человека, включающей все формы самовыражения.

Какую деятельность можно считать творческой?

Творческой может называться любая деятельность, в результате которой создаётся что-то качественно новое. Но чётких границ между творчеством и обычной деятельностью просто нет, и это признают многие психологи. Вернее, они могут определяться, но лишь субъективно.

В процессе создания чего-либо человек может опираться как на собственный опыт, так и на опыт других людей, а также на какие-то ожидания, общепризнанные тенденции.

Чужие идеи могут использоваться для вдохновения, которое является неотъемлемой частью процесса. И это вовсе не говорит о том, что создатель просто «украл» чужие мысли.

Он их преобразовал, изменил, добавив что-то своё. И это тоже творчество.

Разновидности творчества

Выделяют следующие виды творчества:

  • Научное творчество – это открытие и интерпретация закономерностей развития, а также явлений реального мира. Особенностями такой разновидности являются логика, опора на абстрактное. Конечный продукт – это знание.
  • Техническое творчество охватывает практическое или технологическое преобразование действительности. Опирается оно на действенное и образное мышление. Продуктом являются механизмы и конструкции.
  • Художественное творчество – это эстетическое освоение окружающего мира и действительности, а также удовлетворение эстетических потребностей личности, то есть стремления к прекрасному. Основной является наглядное и образное мышление. Продукт – это художественный образ, который заключён в какой-то материальный объект, например, в поэму, скульптуру, картину.
  • Сотворчество – это восприятие произведений искусства, их интерпретирование.
  • Отдельно выделяется детское творчество, которое заслуживает особого внимания и является очень интересной разновидностью. По сути, творчеством занимаются все дети, ведь даже такое обычное и повседневное занятие как игра уже может расцениваться как творческий процесс, ведь в процессе ребёнок подключает воображение, фантазирует, придумывает что-то новое.
  • Педагогическое творчество – это поиск чего-то нового в педагогической сфере с целью дать больше ученикам, научить их чему-то особому.

А вы – творческая личность? Если да, то статья точно будет полезной для вас.

Источник: https://brjunetka.ru/osnovyi-psihologii-tvorchestva/

Психологические теории творчества

Содержание

Введение_________________________________________________3

Глава 1.Психологические  теории творчества.

      1. Понятие и природа творчества.______________4-5

1.2.Творчество как познавательно-

психологический процесс._______________________________5-8

1.3.Развитие  личности под влиянием творчества.______8-10

 Глава 2. Творческая деятельность учащихся в

психолого-педагогической и методической литературе.________11-12

2.1 Проблема  творческой деятельности в 

психолого-педагогической литературе.__________________12-14

2.2 Совместная  творческая деятельность 

как средство формирования коммуникативной 

компетентности  учащихся.____________________________14-21

2.3 Метод  проектов как образовательная 

технология, ориентированная на формирование

 опыта  творческой деятельности учащихся.______________21-23

2.4 Учебные  проекты по географии________________23-24

Вывод____________________________________________25-26

Заключение__________________________________________ 28-27

Список  литературы___________________________________29

Введение

      Проблема творчества стала в  наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой  века». Этой проблемой уже несколько  десятков лет занимаются как  западные, так и российские психологи.

  Но феномен творчества долгое  время ускользал от точного  психологического эксперимента, так  как реальная жизненная ситуация  не укладывалась в его рамки,  всегда ограниченные заданной  деятельностью, заданной целью.

       Творчество далеко не новый  предмет исследования. Оно всегда  интересовало мыслителей всех  эпох и вызывало стремление  создать «теорию творчества».

На рубеже XIX – XX столетий, как специальная  область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества»  или «психология творчества».

         Ситуация научно–технической революции  второй половины ХХ века создала  условия, открывающие новый этап  развития исследований творчества: индивиду приходится самому искать  ответы на новые вопросы, к  которым не применимы старые  подходы; НТР порождает новые  виды искусства, делает произведения  искусства доступнее для людей.

          Все вышеприведенные факторы  обусловливают актуальность и  значимость тематики работы на  современном этапе.

В данной работе я рассмотрю психологические  особенности творческой личности.

Объектом  изучения в данной курсовой работе послужила психология творческой личности.

Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.

Для достижения поставленной цели, я попытаюсь решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и природу  творчества,

творчество как познавательно-психологический  процесс

Изучить психологию творчества,

Рассмотреть какие теории существуют в отечественной  и зарубежных странах ,а также  приведу пример использования этих теорий на  практике.

            Структура работы включает в  себя введение, первую главу (понятие,  природа творчества, творчество как познавательно-психологический процесс

 изучение психологии творчества), вторую главу (применение этих теорий на практике) заключение и список использованной литературы.

3

Глава 1.Психологические теории творчества.

1.1. Понятие и природа творчества.

Творчество  определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и  духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается  что-то новое, до этого еще не существующее.

Философы  определяют творчество, как необходимое  условие развития материи, образование  ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы  творчества.

Творчество  − это процесс создания субъективно  нового, основанный на способности  порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество − это «способность  создавать любую принципиально  новую возможность» (Г.С. Батищев).

В том числе  отличительным признаком интеллектуального  творчества является усовершенствование способов решения уже известных  проблем. В исследовании А. Г.

Виноградова  было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной  деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации  индивидуального понятийного знания, которое может выступать в  качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления  в пригодные для человеческого  общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).

Понятие природы творчества связано с  вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества − это то, что создано; процесс творчества − как создано; процесс подготовки к творчеству − как развивать  творчество.

Продукты  творчества − это не только материальные продукты − здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые  могут и не найти сразу же материального  воплощения. Другими словами, творчество − это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать  разнообразные 

4

факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество  имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение  рентабельности), социальные (обеспечение  условий труда), психолого-педагогические − развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов  и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно  требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных  черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется как  высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

1.2.Творчество как познавательно-психологический  процесс.

Категории единичности, особенности и всеобщности  отражают последовательные ступени  в процессе совершения научных открытий и решении технических задач. Такая трактовка названных трех категорий называется генетической.

Эти же самые  три категории выражают собой  три сосуществующие в единстве между  собой стороны научно-технического творчества. Раскрытие и учет их во взаимодействии составляют сущность такого подхода к изучению творчества ученых и изобретателей, который  называют структурным.

Сейчас  важно подчеркнуть диалектическое единство обоих подходов − генетического  и структурного, их полную общность и нераздельность. На этой основе возникает  трехаспектная концепция, объясняющая  генезис движения научной мысли, то есть ее исторический и логический ход, и структуру взаимодействующих  исторических, социальных и психологических  факторов, обусловливающих этот ее ход.

Роль  и значение категорий единичности, особенности и всеобщности впервые  раскрыл Ф. Энгельс. В ней показано, что всеобщее выступает в 

5

научно-техническом  творчестве как логический момент, особенное − как социально-исторический момент, а единичное − как психологический  и биографический.

Это соответствует  тому, что всеобщее (общечеловеческое) в развитии науки изучает логика (диалектическая), особенное − история  и социология, а единичное −  психология и та часть истории  науки и техники, которая занимается биографиями ученых и изобретателей.

Отсюда следует, что только в теснейшем  взаимодействии всех трех названных  моментов и должно изучаться научно-техническое  творчество в целом. Ибо в нем  представлены в нераздельном единстве все три его структурные стороны, выраженные категориями всеобщего, особенного и единичного.

Можно прийти к следующему выводу: ученый или изобретатель (единичное) должен уметь улавливать, схватывать и связывать между собой то, что несут с собой всеобщее и особенное, «витающие в воздухе» и не зафиксированные на бумаге в виде плановых заданий. Их улавливание может осуществиться только интуитивно.

Ученый или изобретатель, обладающий способностью интуитивно мыслить, должен уметь делать соответствующие выводы для себя из своей творческой деятельности, из всего прочитанного им (научно-технической литературы), виденного (устройства и конструкции, явления природы и т. д.

) и слышанного (во время бесед и дискуссий, симпозиумов и конгрессов).

Рассмотрю методы исследования научно-технического творчества.

Вопрос о  том, каким путем совершается  открытие и как затем строится информация о нем, имеет большое  значение для разработки общей теории научно-технического творчества. Следует  при этом подчеркнуть, что факты  имеют научно-познавательную ценность только в тех случаях, когда они  систематизированы, когда между  ними вскрыты неслучайные зависимости, определены причины следствия.

Таким  образом, задача выявления истины требует  не только сбора фактов, но и правильной их теоретической обработки.

Первоначальная систематизация фактов и их анализ проводится уже в процессе наблюдений, бесед, экспериментов, ибо эти методы включают в себя не только акты чувственного восприятия предметов и явлений, но и их отбор, классификацию, осмысливание воспринятого материала, его фиксирование.

Методы  эти таковы: Наблюдение, Сравнение, Счёт, Эксперимент, Обобщение, Абстрагирование, Анализ, Синтез.

В исторической практике построения информации об изобретениях сложилась следующая общедоступная  схема: сначала – непосредственные

6

данные анализа  изобретения, затем – выявление  эмпирической закономерности и, наконец, – ее теоретическое объяснение.

Именно  логика показывает (в отличие от психологии) то, как работала мысль  ученого или изобретателя в поисках  истины, двигаясь логически наиболее коротким путем.

Это мы видим, в частности, в том случае, когда работу интуиции (после ее свершения), то есть получение  непосредственного умозаключения, мы начинаем логически обрабатывать, выявляя в ней скрытые звенья последовательного хода рассуждений, которые творческая мысль смогла «проскочить» с помощью интуиции.

Таким образом, и здесь своеобразное соотношение между логикой и психологией при рассмотрении истории научных открытий и технических изобретений.

 Во всяком случае, вся эта  проблема имеет исключительно  важное значение для разработки  общей теории научно-технического  творчества. Тут никак нельзя  упускать из виду ни логической, ни психологической стороны вопроса,  надо брать их в единстве  и взаимодействии.

Принцип дополнительности в его познавательно-психологической  трактовке имеет место в названной  области психологической науки, причем здесь он выступает двояко: во-первых, как требование преодоления  барьера, разобщающего различные стороны  единого научного исследования, которые  должны быть связаны между собой; во-вторых, как требование обеспечения  преемственной связи между различными поколениями ученых. Возникшая еще  в XV веке дифференциация наук разобщила  естествоиспытателей, специалистов в  различных областях естествознания, в частности, химиков и физиков. К 80-м годам XIX века дело дошло до того, что они часто вообще не понимали друг друга.

В итоге  два ученых, работающих рука об руку, воссоздавали бы цельность, восполняя  ее до необходимой полноты. Этим преодолевался  бы барьер, возводивший непереходимую  преграду между физикой и химией. В этом и заключается принцип  дополнительности в науке.

Второй  тип проявления принципа дополнительности предполагает взаимодействие между  учителем и учеником, зачинателем  научного направления и его продолжателем, а шире − между двумя поколениями  ученых − старшим и младшим.

Научные дискуссии как способ преодоления  ППБ (Познавательно Психологический  Барьер) и преодолевающего его трамплина.

Хорошо известно, что научные  дискуссии и споры способствуют

7

нахождению  истины, иначе говоря, способствуют преодолению барьеров, существовавших на пути к ней.

Объясняется это  тем, что сторонник определенных взглядов, в том числе и таких, которые вносят нечто новое в  науку, не всегда сам замечает слабые и даже явно ошибочные стороны  своих взглядов, а потому и не может вовремя уточнить и развить  то, что он отстаивает, освободив  это от слабостей и недостатков.

Наоборот, противник его взглядов, отвергая их, ищет, прежде всего, слабые места в критикуемых им воззрениях и находит их гораздо быстрее  и убедительнее, чем защитник этих взглядов. И это обстоятельство становится своеобразной подсказкой-трамплином для  работы мысли защитника критикуемых  воззрений.

Увидя, что его взгляды  содержат явно слабые, ошибочные пункты, на которые нападает его противник, он начинает искать способы их преодоления. Тем самым он продвигается вперед к истине и преодолевает до конца  прежний, стоявший на пути к ней барьер.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_18/psihologicheskie-teorii-tvorchestva/84054.1515806.page1.html

Ссылка на основную публикацию