Изменение личности в психотерапии — психология

О динамике изменений в процессе психотерапии

Любой человек, желающий получить психологическую помощь, обязательно задумается об ее эффективности, а также о том, насколько быстро его совместная работа с психологом приведет к решению проблемы. Иногда клиенты прямо спрашивают: «Сколько понадобится консультаций для получения результата?» На этот вопрос точно ответить нельзя, и вот почему.

Во-первых, сам результат может оказаться не таким, каким его представляет себе человек, собирающийся пойти к психологу на первую сессию. Иногда в процессе психотерапевтической работы клиенту открываются неожиданные пласты реальности, меняется восприятие жизни, предстоящие задачи видятся ему в новом свете.

Когда человеку становятся видны корни своей проблемы, он может изменить свой психотерапевтический запрос и выбрать более глубокую работу, а может предпочесть поверхностное устранение симптомов. Во-вторых, многое зависит от активности самого человека, обратившегося за психологической помощью.

Если клиент, перед каждой психологической консультацией формулирует для себя запрос, то есть продумывает, какую именно помощь он хочет получить у психолога и если на самой консультации он старается быть в контакте со своими переживаниями и развивать рефлексию, а после совместной работы с психологом добросовестно выполняет домашние задания, то и изменения произойдут быстрее.

В-третьих, существует такой феномен, как сопротивление психотерапии, когда сам клиент неосознанно препятствует изменению и развитию. Это может быть связано с боязнью столкнуться с собственной беспомощностью или защитой от боли при возвращении к старым, но не пережитым душевным ранам. Со времен зарождения психоанализа сопротивление считается неотъемлемой частью психотерапевтического процесса.

Как не бывает качественной психотерапии без изменения состояния сознания клиента, так не бывает ее и без сопротивления. Однако заранее предсказать, как это сопротивление будет проявляться, невозможно.

В итоге получается, что с одними клиентами психотерапевтическая работа идет большими шагами, и каждая новая консультация проходит на совершенно новом уровне, а бывает и так, что над небольшими, казалось бы, изменениями приходится долго трудиться. В любом случае, у психотерапевта и клиента всегда есть возможность подвести промежуточные итоги и обсудить, какие ступеньки были пройдены, какая работа уже сделана, как это связано с его запросом.

Динамика психотерапевтического процесса имеет свои законы. В частности, на 3-5 встрече непременно происходит кризис в отношениях психотерапевта и клиента.

Когда человек приходит на первую психологическую консультацию, он, как правило, ждет чуда от психотерапевта, невольно наделяет специалиста исключительно положительными качествами и сверхъестественными способностями.

Через пару встреч вдруг оказывается, что психолог не всесилен, становятся видны его недостатки, в том числе и недостатки характера, возникают явные, или, что хуже, скрытые конфликты. Тогда клиента настигает разочарование, обесцениваются как психотерапевтические отношения, так и вся проделанная работа.

В такие моменты высок риск разрыва этих отношений. Человек может решить либо пойти искать более «правильного» психолога, либо вовсе отказаться от психологической помощи и махнуть рукой на решение своей проблемы.

Но если клиенту и психологу удается преодолеть этот кризис, то с этого момента и начинается настоящая глубокая психотерапевтическая работа. Клиент приходит к пониманию, что психолог – не Бог, волшебных таблеток он не раздает, горы за минуту сворачивать не будет, но кое-что умеет, и определенные, хоть и неожиданные, результаты уже видны.

Другой закон динамики изменений в психотерапии заключается в волнообразности этого процесса. Неважно, будет ли заметен клиентом результат уже после первой сессии, или это произойдет несколько позже, но неминуемо потом случится некоторый спад, следом за которым будет подъем уже на новом уровне. То есть, невозможно оценить эффективность психологической помощи мгновенно.

Сначала человек чувствует, что ситуация улучшается и проблема начинает решаться. Потом он вдруг опять наступает на те же грабли, потом снова прорыв, на этот раз уже более серьезный, и дальше неизбежно откат назад, но меньший, чем в прошлый раз.

Так неуклонно эта волна результативности стремится вверх, и каждый последующий “провал” сопоставим с подъемами по достижению результата в начале пути.

Напомню, что речь идет именно о психотерапевтической работе, связанной с глубинной трансформацией личности. Если интересует быстрый эффект, то он может быть получен на первой или второй консультации. Только в этом случае будет устранен симптом, а не причина психологической проблемы.

Клиенту важно всегда помнить о том, что если его что-то не устраивает в работе с психологом – будь то динамика, отдельные фразы, тип упражнений, регламент сессий – лучше всего сразу обсудить с ним свое недовольство.

Одна из задач психолога-психотерапевта заключается в нахождении индивидуального подхода к каждому человеку, обратившемуся за психологической помощью, и чем искреннее будут отношения клиента и психолога, тем продуктивнее окажется их совместная работа.

Источник: http://psy-goal.ru/nauchno-populyarnye-stati/o-dinamike-izmenenij-v-protsesse-psihoterapii/

психотерапия личности | PSYCHOLOGY-BEST.RU — ВСЁ О ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ

Психотерапия личности отображена в фильме режиссера Дэвида Кроненберга, который одновременно является психологически проницательным и исторически достоверным. Psychology-best.ru утверждает:  это   и произведение искусства, и внутренний взгляд на рождение психоанализа, из которого происходят почти все формы современной психотерапии.

Фильм начинается с удивительно короткой, но впечатляющей сцены, изображающей приезд молодой русской женщины (Сабина Шпильрейн, которую играет Кира Найтли) в знаменитую психиатрическую клинику в Цюрихе. Она, очевидно, была переведена туда из другой больницы в связи с ее неуправляемым поведением.

Почти сразу же мы видим доктора Юнга (Майкл Фассбендер) во время встречи с госпожой Шпильрейн, его первой пациенткой.

И узнаем, что он намерен использовать в психотерапии личности «Лечение разговором», метод доктора Зигмунда Фрейда.

Знание этого метода Юнгом основывается исключительно на чтении книг Фрейда, в том числе его «Толковании сновидений», так как Юнг и Фрейд в это время никогда не встречались и не имели контактов вообще.

В соответствии с записями Юнга от 17 августа 1904 года, Шпильрейн клинически характеризуется как человек, который смеется и плачет странно смешанным, навязчивым образом, для которого характерны нервные тики, вращение головы, дергание ногами.

Хотя Кира Найтли была раскритикована некоторыми рецензентами за то, что они считали изображение ею «истерических» симптомов поверхностным, она проделала замечательную работу. Несмотря на то, что она на десять лет старше, чем была госпожа Шпильрейн в то время.

Дело в том, что психотическое поведение практически невозможно имитировать.

Юнг касается ее внутренних чувств, воспоминаний и образов детских лет, связанных с физическим насилием.

Ее состояние улучшается достаточно быстро, как только становится очевидной теплая поддержка и понимание, которое предложил ей наивный и неопытный еще, заботливый доктор Юнг.

Их отношения становятся ближе по мере того, как пациент  Шпильрейн становится более ясной и рациональной в самовыражении. Юнг даже привлекает ее к осуществлению технической помощи в необычном исследовательском проекте.

Еще до встречи с Фрейдом в Вене, Юнг самостоятельно проводил свои научные эксперименты над бессознательным. Как показано в фильме, Юнг предоставлял список заданных слов пациенту и записывал первый ответ, который приходил на ум пациенту.

Он анализировал время разрыва между стимулом и реакцией, измерял кожно-гальваническую реакцию пациента (эффект потоотделения ладоней на электропроводность). Юнг опубликовал свои экспериментальные данные в 1906 году.

Большинство людей не знают, что эксперименты Юнга и лабораторное оборудование является предшественником современного полиграфа или «детектора лжи».

Опасность «лечения разговором»

Но успешное терапевтическое лечение Юнгом пациента, успешная психотерапия личности, принимает неожиданный поворот, когда он принимает сексуальное предложение госпожи Шпильрейн. Здесь мы видим, как неопытность Юнга, нарциссизм и его собственная подавленная сексуальность берет вверх над ним, позволяя пациентке соблазнить его.

Юнг женился на одной из самых богатых женщин в Швейцарии, жил в сказочном доме прямо на берегу озера, не имел финансовых проблем вообще. Мы видим его жизнь в роскоши и комфорте, вместе с женой и детьми.

Читайте также:  Жизнь как проект - психология

В течение многих лет продолжалась его скрытная любовь с пациенткой, по описанию Юнга «восточной и сладострастной мисс Шпильрейн». Когда он в конце концов нашел в себе мужество, чтобы прекратить эту связь, Шпильрейн приходит в ярость.

Порывисто схватив нож, она наносит Юнгу глубокий порез щеки.

Это относительно небольшая травма по сравнению с тем, как она сама позже скажет, что она могла бы сделать в этот страшный момент.

Хотя она сдержалась от нанесения более серьезных повреждений, эта опасная импульсивность позволяет нам увидеть некоторые ее нерешенные эмоциональные проблемы в психотерапии личности, которые сегодня, вероятно, будут восприниматься как пограничные структуры личности.

Этот случай произошел во время формирования психоанализа.  Старший Фрейд некоторое время воспринимал Юнга в качестве своего «наследника» в психоанализе. Психотерапия личности была в зачаточном состоянии и  большей частью являлась экспериментальной.

Возможность любви в профессиональных отношениях психотерапевта и пациента является постоянной угрозой. Такие чувства являются достаточно естественными, когда два человека регулярно встречаются, обсуждают самые интимные вопросы, постоянно получают поддержку, ободрение, сочувствие и понимание от другого.

Так как все мы инстинктивно ищем и нуждаемся в любви. Психотерапевты нередко становятся объектами страстного восхищения пациента, а в некоторых случаях поддаются этим заманчивым сигналам, как правило, с катастрофическими последствиями для обеих сторон.

Это, очевидно, и произошло с тогдашним незрелым и восприимчивым доктором Юнгом, и достоверно передано в психологии кино.

Психодинамическая терапия, или «Лечение разговором», может быть опасным методом. Но это не умаляет его проверенной целительной силы. Он занимает свое законное место в понимании и лечении психических расстройств. Психотерапия личности часто использует этот опасный метод – лечение разговором. Как однажды сказал Юнг, лечение может быть эффективным без учета рисков.

Источник: http://psychology-best.ru/psixologiya-kino/psixoterapiya_lichnosti.html

Изменение личности в психотерапии

Данная статья представляет ряд наиболее важных аспектов крупномасштабного исследования, проведенного в Консультационном центре Чикагского университета в 1950-1954 годах. Оно стало возможным благодаря щедрой поддержке Фонда Рокфеллера и его Отделения медицинских наук.

В 1954 году я был приглашен выступить с докладом на 5-м Международном конгрессе по психическому здоровью в Торонто, в котором решил описать отдельные части программы исследования. Через месяц после этого доклада «University of Chicago Press» опубликовало нашу книгу, в которой была описана вся программа.

Хотя большую часть работы по книге выполнили Розалинда Даймонд и я, как ответственные редакторы и авторы отдельных частей, остальные авторы, сборника также заслуживают благодарности за свой вклад. Это Джон М. Батлер, Десмонд Катрайт, Томас Гордон, Дональд Л.Граммон, Джеральд В.Хейг, Ив С.Джон, Эссилин К.

Рудикофф, Джулиус Симен, Ролланд Р.Тагес и Мануэль Дж.Вагес.

Особая причина, по которой данная работа включена в эту книгу, заключается в том, что она дает частичное представление о том волнующем прогрессе, который был нами достигнут в измерении этого изменяющегося, неясного, исключительно значимого и определяющего аспекта личности, который человек называет «собою».

* * *

Цель настоящей работы – представить некоторые особенности опыта моего и моих коллег, когда с помощью объективных научных методов мы сумели оценить результаты одного из видов индивидуальной психотерапии. Чтобы вы поняли эти особенности, я кратко опишу условия, при которых проводилось настоящее исследование.

В течение многих лет я вместе с моими коллегами-психологами работал в области психотерапии.

В нашем опыте проведения психотерапии мы старались найти более эффективные методы достижения конструктивных изменений в личности и поведении обратившегося к нам за помощью человека, плохо приспособленного к жизни или с нарушенной психикой.

Постепенно был сформулирован подход к психотерапии, основанный на этом опыте. Он назывался по-разному – недирективный или центрированный на клиенте. Этот подход и его теоретическое обоснование были описаны во многих моих книгах ([1], [2], [5], [6], [8]) и многочисленных статьях.

Одна из наших постоянных целей состояла в том, чтобы подвергнуть процесс развития психотерапии и ее результаты строгому научному исследованию.

Мы убеждены, что психотерапия представляет собой глубоко субъективный непосредственно опыт, переживаемый как терапевтом, так и клиентом. Этот опыт наполнен сложностями, тонкостями и нюансами личных отношений.

Однако мы убеждены, что если этот опыт настолько значим, если глубинное знакомство с ним вызывает изменения личности, то эти изменения должны поддаваться научному исследованию.

За последние 14 лет мы провели много исследований, посвященных и процессу, и результатам этой формы психотерапии60. Чтобы пролить свет на результаты этого вида психотерапии, в течение последних пяти лет мы расширили наши исследования, проводя ряд связанных друг с другом работ. Я хочу представить некоторые существенные особенности именно этой проводимой сейчас программы исследования.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3982145-izmenenie-lichnosti-v-psikhoterapii/

Клуб Здорового Сознания

Данная статья представляет ряд наиболее важных аспектов крупномасштабного исследования, проведенного в Консультационном центре Чикагского университета в 1950-1954 годах. Оно стало возможным благодаря щедрой поддержке Фонда Рокфеллера и его Отделения медицинских наук.

В 1954 году я был приглашен выступить с докладом на 5-м Международном конгрессе по психическому здоровью в Торонто, в котором решил описать отдельные части программы исследования. Через месяц после этого доклада «University of Chicago Press» опубликовало нашу книгу, в которой была описана вся программа.

Хотя большую часть работы по книге выполнили Розалинда Даймонд и я, как ответственные редакторы и авторы отдельных частей, остальные авторы, сборника также заслуживают благодарности за свой вклад. Это Джон М. Батлер, Десмонд Катрайт, Томас Гордон, Дональд Л.Граммон, Джеральд В.Хейг, Ив С.Джон, Эссилин К.

Рудикофф, Джулиус Симен, Ролланд Р.Тагес и Мануэль Дж.Вагес.

Особая причина, по которой данная работа включена в эту книгу, заключается в том, что она дает частичное представление о том волнующем прогрессе, который был нами достигнут в измерении этого изменяющегося, неясного, исключительно значимого и определяющего аспекта личности, который человек называет «собою».

* * *

Цель настоящей работы – представить некоторые особенности опыта моего и моих коллег, когда с помощью объективных научных методов мы сумели оценить результаты одного из видов индивидуальной психотерапии. Чтобы вы поняли эти особенности, я кратко опишу условия, при которых проводилось настоящее исследование.

В течение многих лет я вместе с моими коллегами-психологами работал в области психотерапии.

В нашем опыте проведения психотерапии мы старались найти более эффективные методы достижения конструктивных изменений в личности и поведении обратившегося к нам за помощью человека, плохо приспособленного к жизни или с нарушенной психикой.

Постепенно был сформулирован подход к психотерапии, основанный на этом опыте. Он назывался по-разному – недирективный или центрированный на клиенте. Этот подход и его теоретическое обоснование были описаны во многих моих книгах ([], [], [], [], ]) и многочисленных статьях.

Одна из наших постоянных целей состояла в том, чтобы подвергнуть процесс развития психотерапии и ее результаты строгому научному исследованию.

Мы убеждены, что психотерапия представляет собой глубоко субъективный непосредственно опыт, переживаемый как терапевтом, так и клиентом. Этот опыт наполнен сложностями, тонкостями и нюансами личных отношений.

Однако мы убеждены, что если этот опыт настолько значим, если глубинное знакомство с ним вызывает изменения личности, то эти изменения должны поддаваться научному исследованию.

За последние 14 лет мы провели много исследований, посвященных и процессу, и результатам этой формы психотерапии. Чтобы пролить свет на результаты этого вида психотерапии, в течение последних пяти лет мы расширили наши исследования, проводя ряд связанных друг с другом работ. Я хочу представить некоторые существенные особенности именно этой проводимой сейчас программы исследования.

Три аспекта нашего исследования

По моему мнению, для наших читателей большое значение имели бы следующие три аспекта нашего исследования:

  • Критерий, использованный нами при изучении психотерапии, не совпадающий с традиционным мнением о критериях в этой области.
  • Структура исследования, при разработке которой были преодолены некоторые трудности, стоявшие до этого на пути получения точных результатов.
  • Достигнутый нами прогресс в объективном измерении неуловимых субъективных явлений.
Читайте также:  Побуждение - психология

Эти три элемента нашей программы могли бы быть использованы при любой попытке измерить личностное изменение. Поэтому они приложимы к любому виду психотерапии или к исследованию любого метода, используемого для изменения личности или поведения.

Давайте сейчас вернемся к этим трем элементам, о которых я упомянул, и рассмотрим их один за другим поподробнее.

Критерий исследования

Итак, что служит критерием в исследованиях психотерапии? Этот вопрос вызывает много затруднений, с которыми мы столкнулись прежде всего при планировании работы.

Широко распространено мнение о том, что цель исследования в этой области состоит в том, чтобы измерить «степень успешности» психотерапии, или «степень достигнутого излечения».

Хотя мы не избежали влияния этого мнения, после тщательного рассмотрения мы отказались от этих понятий, так как они неопределяемы, представляют собой по существу оценочные суждения и поэтому не могут быть частью науки в этой области.

Нет общего согласия по поводу того, что значит «успешность» – выражается ли она в снятии симптомов, разрешении конфликтов, улучшении социального поведения или других изменениях. Понятие «излечение» полностью неприемлемо, поскольку при большинстве этих расстройств мы имеем дело не с болезнью, а с поведением, выработанным в результате научения.

Вследствие этих размышлений мы не спрашивали в нашем исследовании: «Была ли психотерапия успешной? Был ли клиент излечен?» Вместо этого нами был задан вопрос, который научно более оправдан, а именно: «Каковы обстоятельства, сопутствующие психотерапии? «

Чтобы получить основания для ответа на этот вопрос, мы обратились к развиваемой нами теории психотерапии и взяли оттуда теоретическое описание тех изменений, которые, вероятно, происходили при психотерапии.

Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы определить, можно ли измерить предполагаемые нами изменения. Таким образом, исходя из теории психотерапии, центрированной на клиенте, мы выдвинули следующие гипотезы.

Во время психотерапии чувства, которые прежде не допускались в сознание, переживаются и включаются в представления о себе, в «Я-концепцию». Во время психотерапии представления о себе приближаются к представлениям об «идеальном себе».

Во время и после психотерапии наблюдаемое поведение клиента становится более социализированным и зрелым. Во время и после процесса психотерапии клиент начинает в большей мере принимать себя, свое «Я», и это соотносится с увеличением принятия других.

Вот те несколько гипотез, которые мы смогли исследовать.

Вероятно, ясно, что в наших исследованиях мы полностью отказались от мысли об одном главном критерии, а вместо него использовали множество четко определенных переменных, каждая из которых была точно сформулирована для исследуемой гипотезы.

Это значит, мы надеялись, что в исследовании сможем выразить наши выводы примерно так: психотерапия, центрированная на клиенте, ведет к измеряемым изменениям, например переменных a, b, d и f, но не вызывает изменений в переменных с и е.

Когда такие утверждения получены, и специалист, и неспециалист будут в состоянии дать оценочное суждение по поводу того, считают ли они успешным процесс, который вызвал эти изменения, или нет. Такие оценочные суждения, однако, не изменят веских фактов в нашем медленно увеличивающемся научном знании о действенных движущих силах изменения личности.

Таким образом, в нашем исследовании вместо обычного глобального показателя «успешности» в качестве критериев используется много специальных переменных, причем каждая из них операционально определена и выведена из нашей теории психотерапии.

Такое решение проблемы критериев оценки очень помогло разумно выбрать средства исследования для проведения ряда тестов. Мы не искали ответа на вопрос, на который невозможно ответить: какими средствами можно измерить успешность или излечение. Вместо этого мы задали специфические вопросы, имеющие отношение к каждой гипотезе.

Какие средства можно использовать для измерения «Я-концепции» индивида? Какими средствами можно удовлетворительно измерить зрелость поведения? Какими средствами можно измерить степень принятия себя и других? Несмотря на трудность этих вопросов, на них возможно найти операциональные ответы.

Таким образом, наше решение в отношении критерия оценки очень помогло нам в решении всей проблемы средств исследования.

Замысел исследования

Многие мыслящие психологи отмечали тот факт, что не существует объективных доказательств того, что психотерапия вызывает конструктивное изменение личности.

Хебб утверждал, что «нет фактов, показывающих, что психотерапия полезна» [, с. 271].

После обзора нескольких имеющихся в его распоряжении работ Айзенк указывал, что данные «не доказывают, что психотерапия Фрейда или какая-то еще ускоряет выздоровление пациентов-невротиков» [, с. 322].

Имея в виду эту ситуацию, нам очень хотелось построить наше исследование достаточно строго, чтобы при подтверждении или отклонении нашей гипотезы были установлены два момента: 1) произошло ли значимое изменение; 2) если оно произошло, было ли обусловлено психотерапией, а не каким-то другим фактором. В такой сложной области исследования, как психотерапия, не так просто создать схему исследования, которая приведет к достижению этих целей, но мы верим, что достигли подлинного успеха в этом направлении.

Выбрав гипотезу для проверки и средства, наиболее подходящие для операциональных измерений, мы были готовы к следующему шагу.

Выбранный ряд объективных исследовательских средств использовался для измерения различных характеристик группы клиентов перед психотерапией, непосредственно после ее завершения, и спустя 6-12 месяцев (см. рис. 1).

Была создана группа среднего размера из специально отобранных двадцати пяти человек, подобных тем, кто приходит в Консультационный центр Чикагского университета. Изучение группы среднего размера позволяло сделать более детальный анализ. При большем числе испытуемых анализ был бы более поверхностным.

Рис.1

Схема исследования

Часть группы, в которой затем проводилась психотерапия, была выбрана в качестве контрольной группы. Эта группа подвергалась исследовательскому тестированию. Затем был сделан двухмесячный перерыв, который служил контрольным периодом. После этого клиенты вновь тестировались перед психотерапией.

Разумное объяснение этого действия заключается в том, что, если изменения происходят в индивидах только потому, что они мотивируются психотерапией, или потому, что они обладают определенным типом личностной структуры, тогда такое изменение должно произойти в течение этого контрольного периода ожидания.

Другая часть группы, не проходящая психотерапию, служила в качестве эквивалентной контрольной группы. По возрастным показателям, социоэкономическому статусу, соотношению мужчин и женщин, студентов и не студентов обе группы были эквивалентны.

В соответствующие временные интервалы эта группа подвергалась такому же тестированию, как и контрольная группа, участвующая в психотерапии. Часть второй группы тестировалась четыре раза, чтобы быть строго сопоставимой с контрольной группой, участвующей в психотерапии.

Разумное объяснение необходимости создания этой эквивалентной контрольной группы состоит в том, что если изменения в индивидах происходят из-за воздействия промежутка времени, под влиянием случа

Источник: https://psy-space.ru/?page=glava-11.-izmenenie-lichnosti-v-psihoterapii

О методах развития аутентичной, психологически зрелой личности

Введя поисковый запрос «психотерапия», вы, скорее всего, в первую очередь получите классическое определение. Оно верно, потому приведем его в сжатом виде: «система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.

Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.)».

Немедицинская психотерапия еще иначе называется индивидуальным психологическим консультированием, в отличие от медицинской психотерапии, при которой назначаются лекарства.

Зачем лечить нормальных и психически здоровых?

Люди часто опасаются термина «терапия» в смысле «лечение». Да и что лечить? Я же здоров, просто настроение плохое. Полгода. Таким образом, если у человека нет галлюцинаций, панических атак, он не совершает общественно опасных действий – он не понимает, чем ему может помочь когнитивная  психотерапия. Давайте определимся.

Психотерапия занимается нормальными  людьми, имеющими ряд психологических проблем. Вот они: внутриличностные и межличностные конфликты, поиск внутреннего смысла жизни, травматичное прошлое, превращение неконгруентной (незрелой) личности в аутентичную, то есть зрелую.

Читайте также:  Поглаживание - психология

Здесь, в проекте The Solution, мы придерживаемся мнения, что психотерапия сродни математике. Это анализ моделей мышления, цепочек ошибок логики мышления, алгоритмов эмоционального реагирования, последовательности эмоциональных решений, поведенческих моделей в ситуации стресса и состоянии спокойствия.

Важно понимать, что психотерапия – не только эмоциональная поддержка и голое объяснение ваших проблем. Избавления от проблем с помощью пресловутой «таблетки от страха» тоже никто не обещает.

Это не про то, как притерпеться, смириться и жить «с проблемами», а про то  как изменить свои привычные модели реагирования на более адаптивные  и наладить разные сферы жизни.

Психотерапия всегда работает на уровне убеждений – иначе работа превращается в банальные разговоры о сочувствии к  проблемам клиента,  ничего по сути не меняющие.

Лишь 5% от настоящей психотерапии составляет эмоциональная поддержка, но ее главная задача – показать как менять самоограничивающие убеждения, установки и негативные модели реагирования, скопированные от родителей, лежащие в основе неудач в разных сферах жизни.

Предмет изучения и точка приложения усилий психотерапии – личность человека

Личности бывают сильными, стрессоустойчивыми и слабыми, зрелыми и незрелыми. И в позитивном изменении, коррекции личности с помощью точечного  дополнения психологических навыков и знаний, недостающих конкретному человеку   находится смысл и суть психотерапии.

Неконгруэнтная  личность находится  в группе риска по расстройствам адаптации

Существуют монографии профессора Айны Григорьевны Амбрумовой на тему суицидального и прасуицидального поведения с анализом модели личности. Известный ученый выделила параметры пластичности и интегративности личности – по ним определяется, как разные типы людей реагируют на одни и те же ситуации.

Кто-то может выдержать многое, изменяется, подстраивается под обстоятельства, а кто-то обладает меньшей пластичностью…
Эти два параметра отвечают за конечную стрессоустойчивость. Когда личность зрелая (аутентичная) и обладает набором разнообразных жизненных стратегий – она справляется с тяжелыми ситуациями.

Вообще сильные стрессы не проходят бесследно. В случае врожденной слабости какого-то внутреннего органа организм реагирует на стресс психосоматическими заболеваниями (артериальная гипертензия 1 степени, синдром раздраженного кишечника и мн.др.).

В случае повышенной способности к быстрому формированию стойких условных рефлексов – организм реагирует неврозом, а при чрезмерных стрессах — расстройством адаптации.

Обычно при стрессовых воздействиях у нормальных людей может сформироваться признаки первых четырех уровней пирамиды психопатологических симтомов и и синдромов.

  Так, у людей, переживающих длительный стресс, можно наблюдать и признаки астеновегетативного синдрома, и расстройства настроения, и неврозы (страх поездки в метро) и психопатоподобные изменения (крик на ребенка) в характере.

При очень сильном стрессе и биологической предрасположенности возможны повреждения даже 5 уровня (6-летние дети на войне после наблюдения гибели родителей сходили с ума).

Важно различать различные расстройства: невроз и неврозоподобные состояния, субдепрессии и депрессии, психопатии и психопатоподобные состояния.

Если у человека обнаружены  симптомы и синдромы пятого уровня пирамиды, и как маска видны симптомы первого — четвертого  уровней, то этими проблемами занимается только врач-психиатр.

Если у человека не обнаружены признаки пятого уровня в системе психопатологических симптомов и синдромов, то этими проблемами занимается врач-психотерапевт вместе с  психологом.

Каждая несчастная душа несчастлива по-своему

Конечно, диагностика биологических, средовых и внутриличностных факторов – лишь начало работы. Главная задача психотерапевта – помощь клиенту в добавлении новых стратегий реагирования на стресс. Когда у вас много вариантов действий, это повышает степень стрессоустойчивости индивида.

Вы учитесь реагировать по-новому на старые проблемы, а старые условные рефлексы, наоборот, получаете шанс не использовать. Обучение новым стратегиям делает личность более конгруентной, т.е.

аутентичной То есть внешние проявления соответствуют внутреннему содержанию, человек учится быть самим собой и успешно решать непростые житейские проблемы.

Психотерапия как медицинская наука действует на различных слоях психики

Это от того, что и проблемы существуют на разных слоях психики. Иногда умело маскируясь под другие слои. Мышление, эмоции, убеждения, ценности – на каждом слое есть множество компонентов.

Психотерапия никогда не работает на слое личностных и общечеловеческих ценностей! Психотерапевт работает только до слоя убеждений —  со слоями мышления, эмоционального реагирования, эмоциональных решений, поведенческих реакций.

Со слоем системы личных и общечеловеческих ценностей работают религиозные деятели. Психотерапия не вмешивается в работу религии и не противоречит конструктивным религиозным конфессиям.

В случае деструктивных влияний (например, деструктивных религиозных культов) на систему ценностей человека, методы психотерапии могут помочь восстановить повреждения личности посредством формирования навыка критического мышления и проч.

Со слоем сексуальных влечений работает врач-психиатр-сексопатолог.

Во время терапевтических бесед психотерапевт объясняет новые модели мышления и эмоционального реагирования, помогает скорректировать мешающие добиваться целей самоограничительные убеждения, помогает увидеть бессознательные схемы неудачливости.

Неожиданно клиент осознает, что постоянно вступает в отношения с «неправильными» людьми, постоянно «вставляет себе палки в колеса», в решающий момент отказывается от успеха. Все эти принятые в детстве негативные решения – стратегии, которые тогда были необходимы, но сегодня мешают и могут быть изменены («перепрограммированы»).

Вы – хозяева своей судьбы

Важный момент заключается в том, что все изменения добровольны. Человек принимает решение что-то поменять, психотерапевт лишь подсказывает пути изменения.

Да, от ваших старых стратегий вы не отказываетесь, и не становитесь «другим» — вы просто получаете набор других способов реагирования – и уже из богатого арсенала осознанно выбираете инструмент.

Испугаться как обычно или попробовать? Теперь выбор шире.

Модели и схемы поведения существуют на разных уровнях, и с ними работают разные методы психотерапии.

Со схемами мышления работает когнитивная психотерапия, с моделями поведения  — бихевиоральная психотерапия, со слоем эмоций — гештальт-терапия, и с убеждениями – транзактный анализ.

И это только слой сознания! Есть еще слой сверхсознания – с ним работает экзистенциальная психотерапия. И с «великим и ужасным»  слоем подсознания – психоанализ, психосинтез Ассаджиоли и другие методы психодинамического направления.

И в завершение заметим: психотерапия исповедует принцип свободы воли и не допускает никаких манипуляций над сознанием.

Основная задача психотерапии – дать набор навыков и знаний, необходимых для того, чтобы стать аутентичной личностью

Синонимы — конгруэнтной, зрелой, самоактуализирующейся личностью. А из позиции аутентичной личности уже можно неограниченно заниматься саморазвитием, расширять диапазон стратегий, моделей с помощью коучинга .. Новые навыки будут попадать на прочный фундамент.

Почему многие люди уходят с тренингов разочарованными? Потому что у них, с нерешенными внутренними проблемами, с незрелой личностью просто нет такого фундамента, и полезные по сути знания остаются любопытной историей, но не применяются на практике в реальной жизни.

Не так важно, откуда растут корни неконгруэнтности личности – были то ошибки воспитания родителей, пережитые психологические травмы, стрессы или заброшенность ребенка. Все поправимо в кабинете психотерапевта, если нет биологических нарушений.  А если дело исключительно в органике – вопросом занимается уже психиатр.

Аутентичная личность характеризуется психологической автономией, спонтанностью и искренностью реакций, способностью к эмоциональной близости с другими людьми. Происходит это долго, сложно и трудно.

С большой работой и отвагой со стороны клиента. Поэтому как никогда уместна аналогия со спортзалом.

Там вы формируете красивое здоровое тело, а на сеансах психотерапии – сильную, стрессоустойчивую, нравственно красивую  аутентичную личность.

Подробнее об аутентичной личности читайте в нашей следующей статье

Внимание читателям theSolution.ru!  На нашем сайте имеются  материалы, книги и статьи по психиатрии, носящие  ознакомительный и просветительский характер.

Если у вас и ваших родственников, близких и знакомых возникли похожие проблемы, то обратитесь к врачу-психиатру в психоневрологический диспансер по месту регистрации, приемный покой психиатрической больницы, в регистратуру института психиатрии или на сайт psychiatry.ru.

Мы не занимаемся ни диагностикой, ни лечением психиатрических заболеваний! Мы оказываем услуги индивидуального психологического консультирования. Услуги по медицинской психотерапии оказываются очно в медицинском центре Квадро

Источник: http://thesolution.ru/psihoterapiya-nauka-o-metodah-razvitiya-autentichnoy-lichnosti/

Ссылка на основную публикацию