Директор — психология

Психология руководителя. Характеристики руководителя

Руководство – особая разновидность физической и умственной деятельности, направленная на управление коллективом.

Руководитель – управленческая должность, предполагающая контролирование действий подчиненных, направление их усилий в решении возложенных на него задач. Однако характеристики руководителя не сводимы лишь к должности.

Это еще определенный образ жизни, поведения, психологии. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты психологии руководителя а так-же необходимые характеристики для управленца.

Чем отличается руководитель от других людей? Психологов заинтересовал этот вопрос. В одном из исследований они анализировали личность и поведение множества топ-менеджеров. В результате они у них выявили следующие особенности и характеристики руководителей.

Особенности поведения руководителей

  1. Эти люди обладают богатым опытом, который нередко их выручает. Они умеют использовать имеющиеся знания из одной области, применяя их для разрешения сложившейся проблемы в другой области.
  2. Способность к решению нескольких проблем сразу.

    При этом от исполнителя требуется умение гибко мыслить, и легко переключаются с одного на другое.

  3. Устойчивость в ситуации неоднозначности. Даже при недостатке информации руководитель сохраняет самообладание и предпочитает действовать, нежели занимать пассивную позицию.
  4.  Понимание.

    Они могут молниеносно оценить происходящее, выделить главное, вскрыть корень проблемы, а не размениваться на второстепенные компоненты.

  5. Стремление к лидерству. В коллективе, даже новом для них, они стараются занять главенствующее положение.
  6. Настойчивость.

    Такие люди готовы придерживаться своего мнения, намеченной линии поведения, даже если она не находит одобрения у окружающих. Следовательно, они не подстраиваются под людей, а, напротив, стараются их подчинить себе.

  7. Сотрудничество.

    Они налаживают эффективное взаимодействие членов своей группы, стараются подавить возникающую агрессию, конфликты. Их задача состоит в том, чтобы коллектив действовал как единый организм.

  8. Инициативность. Эти индивидуальности очень активны и деятельностны.
  9. Харизма. Они интересны, к ним тянутся, многие хотят им подражать.

    Общаясь с таким человеком, люди словно, энергетически подпитываются. Подобная личность умеет заряжать собственными идеями, мотивировать на реализацию различных задач и так далее.

  10. Умение и готовность передавать свой опыт. Хороший руководитель не пытается утаить от своей команды секретов успешной работы.

    Он с радостью делится со своими подчиненными техниками и стратегиями эффективного разрешения проблем и выполнения поставленных задач. Он старается, чтобы они росли в профессиональном плане, раскрывали свой потенциал, повышая тем самым общий уровень компании.

  11.  Руководители воспринимают себя в качестве части компании.

    Они искренне переживают за благосостояние компании, расстраиваются, если ее постигают неудачи. Такие личности, пытаются привнести что-то свое в ход развития организации, надеясь, что это поможет ее совершенствованию.

  12. Стрессоустойчивость. Они не теряются в сложных, неоднозначных, динамически развивающихся ситуациях. Сохраняют самообладание, спокойствие и трезвость при принятии решений.

Характеристики руководителя

Итак, хороший руководитель должен быть:

  • управленцем, умело пользующимся имеющимися полномочиями;
  • лидером, способным увлекать за собой;
  • дипломатом, грамотно выстраивающим взаимоотношения с партнерами, коллегами и подчиненными;
  • инноватором, способным, правильно использовать современные веяния и течения;
  • наставником, помогающим справиться со сложными, запутанными ситуациями;
  • мудрой личностью с неординарными способностями, сильной волей, решительностью, рассудительностью и так далее.

От избранного руководителем стиля работы с подчиненными, безусловно, будет зависеть успешность работы всей команды. Скажем, благоприятная обстановка повышает качество и результативность группы.

Как правило, те начальники, что сумели выстроить прочные, здоровые отношения в своем коллективе добиваются большего успеха.

Какие правила помогут руководителю наладить эффективный рабочий процесс и хорошие отношения со своей командой? Перечислим некоторые.

Правила необходимые для продуктивной работы команды

  1. Обеспечить хорошую, позитивную атмосферу в коллективе позволяет психологическая совместимость всех участников. Между членами группы должны сложиться товарищеские отношения. Важно, чтобы они были готовы выручать и поддерживать друг друга.

    Задача руководителя будет состоять в том, чтобы межличностные отношения сохранялись на позитивной ноте.

  2. Если удалось создать крепкую, дружную команду, то каждый ее новый член должен четко соответствовать предлагаемой должности, быть способным выполнять тот функционал, который на него возлагается.

  3. В процессе работы руководителю нельзя демонстрировать личное отношение к сотрудникам, проявлять к кому-либо свою благосклонность и антипатию. Он должен ориентироваться в первую очередь на профессиональные качества и способности подчиненного.

  4.  Он должен понимать, что отвечает за деятельность вверенной ему группы, но в силу объективных причин не всегда может выполнять свою работу. Скажем, на случай болезни или отпуска нужно заблаговременно подготовить себе замену.
  5. Члены группы также должны быть взаимозаменяемы.

    Желательно, чтобы они могли подстраховать друг друга и занять место своего коллеги в случае необходимости. Кроме того, это позволит разнообразить их рабочие будни.

  6. Управленец должен уметь точно рассчитывать свои возможности, силы, прежде чем дать то или иное обещание.

    Поскольку нарушение ранее данного слова влечет за собой ослабление его авторитета.

  7. Нагрузку стоит распределять равномерно. У сотрудников должны быть определены временные рамки выполнения поставленной задачи. После ее реализации перед ними ставится следующее задание, мотивирующее их на достижение общей цели.

  8. Не бойтесь указывать на ошибки и наказывать за проступки. Если ваша реакция будет адекватной происходящему, то это лишь укрепит ваш авторитет. Кроме того, это позволит не допустить дисциплинарного разложения коллектива. В то же время нужно отмечать успехи и самоотверженность в работе.

    Ведь слова благодарности в повседневности нам приходится слышать крайне редко.

Итак, руководящих должностей обычно добиваются те, кто наделен определенными личностными качествами, навыками и компетенциями.  Истинный руководитель, сплотив свой коллектив, стремится привести его к успеху. Это непростая задача, требующая больших сил, отдачи, массы умений и знаний. Однако наградой за самоотверженный труд становится достижение высоких, амбициозных целей.

Источник: https://delovoi-etiket.ru/psihologiya/psihologiya-rukovoditelya.html

Психология руководителя женщины, особенности управления

Все мы разные люди и наши отличия заключаются главным образом в психологии. Внешнее у человека проявляется как экстраполяция его внутреннего мира. Почему одни женщины избирают уютный мир семьи и унылую службу в конторе за мизерную зарплату, а другие открывают свое дело и покоряют вершину успеха? В чем разница между ними? Ответить на эти вопросы может психология руководителя женщины.

Это образованная женщина в возрасте 31-37 лет. Работа для нее не цель, а средство доказать окружающим свою исключительность в сравнении с женщинами исполняющими традиционные женские роли: кухня и дети. Она просто умный руководитель компании.

К сожалению, в личной жизни, в большинстве случаев, она не счастлива. За плечами один или два развода и несколько разорванных неофициальных связей. Причина расставаний – несоответствие выбранного спутника жизни ее запросам. Психологию такой женщины очень сложно понять.

Женщина руководитель не изнеженная дамочка, которая не знает чего хочет, просто ей нужен рядом мужчина, по крайней мере, не слабее ее. Иногда разочаровавшись в обустройстве личной жизни, психология руководителя подсказывает таким дамам выход. Они заводят себе любовника, обычно моложе себя, четко очертив границы своих отношений.

Способность руководителя проявляется в женщинах через высокий уровень личностной мотивации при построении своей карьеры, эффективность действий и растущее по мере достижений чувство самоуважения. При движении к цели, они уверенны в своей состоятельности добиться нужного результата.

Психология руководителя подразумевает умение преодолевать стрессы, организовать правильно свое рабочее время и не подаваться депрессивным состояниям. Все эти качества в разной мере присущи деловым женщинам.

По сочетанию трех основных характеристик — уровня притязаний, самооценки и стратегий, использованных при достижении целей можно выделить несколько типов инструментов по созданию карьеры, которую может сделать женщина находящаяся на руководящей должности.

Руководитель делает свою карьеру, полностью отдаваясь любимому делу. Она постепенно проходит все ступеньки служебной лестницы и борется за свое право под солнцем наравне с другими.

Такие женщины с презрением относятся к коллегам, которые занимают посты, пользуясь свои внешними данными, и оказывают интимные услуги боссу. Способность руководителя у них сочетается с непререкаемым авторитетом среди сотрудников.

Имитатор

Такой руководитель уверен в своих силах, стремится добиться вершины в карьерной иерархии, но продвигается вверх не напрямую, а используя благоприятные ситуации. Она любит «пустить пыль в глаза» и выдать желаемое за действительное. Способность руководителя проявляется в женщине через внешние признаки успешности.

«Имитатор» удачно подбирает имидж, для общения выбирает круг людей, которые в дальнейшем помогут ей в карьерном росте. Вместе с тем, как управляющий компании или отдела, она отлично может организовать работу в своем коллективе и преподнести даже скромные успехи в виде эпохального свершения.

Мастер

Руководитель такого типа не интересуется продвижением по карьерной лестнице. Для таких женщин главное двигаться вперед. Они любят менять специальности и решать задачи, перед которыми пасуют другие. Когда им кажется, что они достигли того чего хотели, меняют без сожаления работу и род деятельности.

Способность руководителя оценить нестандартные ходы сотрудников очень нравиться подчиненным. Излюбленное место работы таких женщин организации, где есть возможность для творчества.

Рабочий муравей

В «муравьев» проблема с самооценкой, они очень самокритичны. Для женщины важно четко сформировать четкое задание, которое она будет выполнять с трудолюбием и настырностью насекомого.

Исполнитель такого типа очень ценится в коллективе, но испытывает потребность в постоянной поддержке. Руководитель же четко реализует свои планы, не отвлекаясь на мелочи.

Для нее важно признание достижений авторитетными коллегами.

Организатор

Женщина такого типа карьеры в жизни надеется только на собственные силы. Ей присущи склонности к самоанализу и ответственности за сделанное. Ее способность руководителя в полной мере проявляется в стабильной обстановке, решения принимаемые ей всегда правильные и взвешенные.

Организатор оправданно считает, что ее дело принимать решения, а реализовывать планы должны подчиненные. Но в сложных ситуациях руководитель такого типа действует спонтанно и не всегда верно.

Женская психология, как и логика, понятия не поддающиеся полностью рациональному анализу. На сегодня милые дамы прекрасно руководят большими организациями, умело сочетая дом и работу. Каждая из них прошла свой путь к вершине успеха и возможно в описании типов женщин управленцев вы не увидите себя. Что ж мы с радостью опубликуем вашу историю успеха, по-доброму завидуя состоявшейся Женщине.

Источник: http://womens-love.ru/psixologiya-rukovoditelya/

Психологическая характеристика деятельности руководителя

Руководство — это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Руководитель — это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определяемым личными качествами. Однако руководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.

Современный руководитель (менеджер) является одновременно: 1) управляющим, наделенным властью; 2) лидером, способным вести за собой подчиненных (используя свой авторитет, положительные эмоции, высокий профессионализм); 3) дипломатом, устанавливающим контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающим внутренние и внешние конфликты; 4) воспитателем, обладающим высокими нравственными качествами, способным создать коллектив и направляющим его развитие в нужное русло; 5) инноватором, понимающим роль науки в современном мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производство «ноу-хау», изобретения, рациональные предложения;

6) просто человеком, обладающим глубокими знаниями, неординарными способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера, сильной волей, но в то же время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.

Деятельность руководителя характеризуется некоторыми психологическими особенностями. Первой из них является то, что руководитель в соответствии со своими функциями должен выполнять работу, разнообразную по содержанию профессиональной активности, в то время как возможности овладения различными видами деятельности у одного человека ограничены и осложнены противоречиями.

В соответствии с функциями управления руководитель одновременно должен являться: а) организатором, умеющим работать с людьми (при этом он должен заслужить их уважение); б) генератором идей, направленных на развитие организации во всех отношениях (как правило, слабое место руководителя — болезненное отношение к критике); в) энтузиастом, полным энергии и воодушевляющим коллектив (однако часто руководители бывают властолюбивы, лоэтому их раздражают те, кто не идет за ними; г) контролером, аналитиком, способным оценить сделанное, гарантом качества, исполнительным и надежным (но часто груз проблем, информационные перегрузки делают его угрюмым, стремящимся к минимуму контактов с людьми); д) бизнесменом, интересующимся внешней стороной дела, представляющим организацию, связанным с общественностью (это вызывает необходимость овладения дополнительными знаниями в области экономики, предпринимательства, маркетинга, создания собственного имиджа, презентабельности); е) исполнителем, хорошим администратором, способным воплотить идею в жизнь (но часто мелочи, рутина «топят» руководителя, отвлекая от главных задач); ж) обладателем огромной трудоспособности (иногда требуется напряженно работать по 12—16 ч в сутки). Достаточно трудной задачей является постоянное поддержание своей «формы» (физической, интеллектуальной, внешней и т. п.) в хорошем состоянии.

Второй особенностью деятельности руководителя, с точки зрения психологии, является повышенная ответственность за состояние ресурсов (техники, зданий, сооружений; обеспечение производства сырьем и материалами; работа с персоналом и т. д.), а также за результаты деятельности (изношенное оборудование, проблемы со сбытом, неплатежи поставщиков и другие подобные проблемы увеличивают психологическую нагрузку на руководителей).

Третья особенность состоит в том, что работа руководителя всегда является творческой, итогом ее становятся управленческие решения, влияющие на результаты. Но принятие эффективных решений часто осложняется дефицитом средств, недостатком информации по главным проблемам, нехваткой квалифицированных исполнителей.

Четвертой особенностью деятельности руководителя, с психологической точки зрения, является исполнение коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность связана с общением, постоянной работой с людьми. Знания в области психологии общения необходимы руководителю для эффективного исполнения этих функций.

Пятую особенность деятельности руководителя составляет его высокая общая нервно-психическая напряженность.

Психологические особенности деятельности руководителя позволяют представить некую соответствующую ему психологическую структуру, включающую комплекс характеристик: организаторские способности; коммуникативные качества; нравственно-этические характеристики отношения к другим людям; мотивационные факторы; волевую сферу; «практический» интеллект; личный характер; эмоциональную сферу; психодинамические характеристики; половозрастные особенности.

Основу психологической структуры личности руководителя составляют его организаторские способности. Специалисты школы профессора Л.И. Уманского, занимающиеся проблемами управленческой психологии, выделяют три подструктуры организаторских способностей: 1.

Организационная проницательность или «чутье» менеджера, включающее: а) психологическую избирательность (способность поставить себя на место другого, внимание к тонкостям взаимоотношений); б) практическую направленность интеллекта (использование психологического состояния коллектива в решении практических задач); в) психологический такт (т. е. способность соблюдать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности); 2. Эмоционально-волевая действенность или гипнотизм «внушительности», способность воздействовать на других волей и эмоциями. Эта способность складывается из таких факторов, как: а) энергичность, способность заряжать подчинённых своим энтузиазмом; б) требовательность, способность добиваться своего от подчиненных, используя психологически грамотные приемы, адекватные требованиям к подчиненным; в) критичность, способность обнаружить и оценить отклонения от намеченной цели в деятельности исполнителей.

3. Склонность к организаторской деятельности или готовность к организаторской деятельности, начиная от мотивации и кончая профессиональной подготовленностью, а также самочувствие в процессе организационной деятельности, т. е. «тонус», удовлетворенность и работоспособность.

Источник: https://psyera.ru/4551/psihologicheskaya-harakteristika-deyatelnosti-rukovoditelya

Психология начальника

Ранее мы рассматривали психологический портрет руководителя, сейчас хотелось бы рассмотреть психологию начальника.

(на картинке скрин из фильма «Духless», если кому интересно…)

Начальник – это вовсе не занимаемая должность. Начальник –это образ жизни и мышления. В чем же заключается психология начальника? Руководителя  от исполнителя в первую очередь отличает ответственность.

Руководитель – это анализ прошлого, но постоянное стремление в будущее. Начальник – это всегда руководяще лицо по отношению к окружающим, будь то  сотрудники или коллеги по работе.

Начальник не объясняет, а  подводит итоги и даёт инструкции.

Хороший руководитель отдаёт себе отчёт не только в действиях и поступках, но и в эмоциях. У него нет «пустых» или непроизвольных эмоций. Он должен не просто  эмоционально реагировать, а с помощью эмоций оказывать влияние на окружающих.

Руководство предполагает не только контроль, но и вдохновение на будущие свершения. Но ведь не всё и не всегда идёт в жизни хорошо. Значит,  начальник должен так указать на недостатки, чтобы сотрудники, сделав правильные выводы,  не потеряли интереса к дальнейшей работе. Хороший начальник видит не только недостатки в работе, но и отмечает успех сотрудников.

Анализируя негативные моменты в прошлом, хороший руководитель предложит решение проблемы в будущем. Ведь мало видеть недостатки, важно уметь их преодолевать. Для хорошего руководителя важна чёткость и конкретность.

Не стоит уходить от ясности формулировок, оставлять что-то недосказанным.  Хороший начальник умеет слушать и слышать подчинённых, анализировать их видение проблемы и принимать к сведению. У талантливого руководителя  всегда позитивный настрой.

За временными трудностями он  видит желаемый результат и концентрируется на нём,  а не переживает неудачи. 

Хороший руководитель  концентрирует своё внимание на том, что есть на сегодняшний день, стараясь не зацикливаться на том, чего пока не хватает.

Он больше внимания обращает на ресурсы, помогающие достичь успеха,  а не на возможные опасности и непреодолимые трудности.

Хороший руководитель  в первую очередь видит достоинства своих сотрудников, стараясь ненавязчиво исправлять недостатки. Он концентрируется на опыте достижения  успеха, оставляя позади неудачи и поражения.

Важной личностной характеристикой руководителя является  позитивное отношение   к жизни.  Более того, хороший руководитель должен уметь передать своё настроение коллективу,  как в целом, так и отдельным сотрудникам в частности, по необходимости вступая с ними в личный контакт.

Похожие материалы по теме:

Источник: http://xn--d1aac6a1e.xn--p1ai/blog/career_ladder/453.html

Женщина-руководитель: психология общения

Согласно статистике, доля женщин-руководителей во всех сферах экономической деятельности постоянно растет. Это уже не единичные случаи и вполне вероятно, что и вашим начальником является женщина. Есть ли какие-то нюансы, которые нужно учитывать, работая под начальством женщины и стоит ли бояться этого мы расскажем в статье.

Чем отличается женщина-начальник от руководителя мужчины

Россия относится к числу лидеров среди развитых стран по количеству представительниц прекрасного пола среди топ-менеджеров. По данным отчета, подготовленного международной сетью независимых аудиторско-консалтинговых фирм Grant Thornton International, женщины руководители в России занимают в бизнесе 40% высших управленческих должностей.

Отчасти это объясняется системой образования, существовавшей при Советском Союзе, основанной на гендерном равенстве. Многие девушки поступали в технические вузы и становились математиками, программистами, инженерами. Благодаря широте профессиональной деятельности, у них была возможность реализации во многих сферах экономики.

Больше всего женщины-начальники заняты в таких отраслях, как образование, гостиничный бизнес и здравоохранение.

По данным статистических исследований, около 40% топовых позиций в стране заняты представительницами прекрасного пола. Поэтому можно с большой долей уверенности сделать определенные выводы.

Например, особой разницы между руководителем женщиной и начальником мужчиной нет.

Как правило, свое «место под солнцем» представители обоих полов сегодня завоевывают с помощью одинакового набора инструментов: личных качеств, связей, финансовых возможностей.

Основными определяющими качествами руководителя, как мужчины, так и женщины, являются:

  • лидерство;
  • активная жизненная позиция;
  • честолюбие;
  • целеустремленность.

Обладая ими, любой человек может добиться своей цели и занять руководящие позиции. Основным показателем карьерных успехов является профессионализм, который не зависит от того, какова половая принадлежность человека. Но при этом женщина босс даже имеет преимущества, благодаря тем психологическим особенностям, которыми обладают женщины.

Женщина-начальник: психология поведения как преимущество

Основным отличием женщин являются психологические особенности, которые могут являться как плюсами, так и минусами. Если начальник женщина добилась успехов в карьере, это свидетельствует о том, что она вполне научилась использовать эти плюсы и уметь справляться с теми особенностями, которые относятся к минусам.

К несомненным достоинствам женщины руководителя относятся:

  • развитые коммуникативные способности;
  • повышенная ответственность;
  • гибкость в принятии решений;
  • внимательность и скрупулезность;
  • развитая интуиция;
  • выносливость и готовность много работать для достижения цели;
  • качественный подход к работе.

Плюсы

Благодаря своим коммуникативным способностям и более развитой, по сравнению с мужчинами, способностью к сопереживанию, женщина директор может быстрее найти подход как к подчиненным, так и к деловым партнерам.

Ей бывает легче наладить контакты, провести переговоры и добиться выполнения поручений. Она ведет себя более дипломатично и способна заранее просчитать реакцию собеседника, избежав, тем самым, конфликтной ситуации.

Женщина босс легче подстраивается под ситуацию, может проявить большую гибкость и вариативность в принятии решений.

В отличие от мужчин, временное отступление она рассматривает не как неудачу, а как одну из ступенек к цели, на которой можно постоять и, набравшись сил, продолжить путь вверх.

Кроме того, для женщины руководителя не всегда прямой путь является самым коротким и для достижения одной цели она может использовать несколько подходов.

Знаменитая женская интуиция, во многом основанная на повышенной внимательности и умении подмечать самые незначительные детали, также немаловажное качество женщины-начальника. Именно она помогает избежать многих ошибок, которые мужчина руководитель точно совершит.

Источник: https://www.sekretariat.ru/article/211223-jenshchina-rukovoditel-psihologiya-obshcheniya-18-m2

Мир науки

В процессе экономического, промышленного развития обществ сформировались различные типы руководителя которые различались между собой принципами, культурой управленческой деятельности. Среди них исследователи отмечают следующие типы руководителя: руководитель-диктатор, руководитель-патерналист и руководитель-маклер.

Но объектом интенсивного исследования психологов фигура руководителя стала в 70-е годы XX в. — Период революции в управлении, которая расширила его сферу за пределы экономики и промышленных предприятий; способствовала совершенствованию, обновлению управленческих методов и технологий. Все это выдвигало новые требования к руководителям и их управленческой деятельности.

В отраслях психологии (социальной психологии, организационной психологии, психологии труда и др..) Еще в начале XX в. отношении руководства (лидерства) было разработано немало концепций (подходов, теорий). Рассмотрим некоторые из них [38].

Теория черт (харизматическая теория). Основные положения теории черт сводятся к обоснованию особых личностных качеств, необходимых руководителю для успешной его деятельности.

В недрах теории черт зародилась харизматическая концепция, согласно которой человек рождается с задатками руководителя (лидера), руководство (лидерство) посланное отдельным личностям, как благодать, «харизма» (греч. charisma — дар, милость Божья).

Управление — это не только наука, но своеобразное искусство, утверждают сторонники этой теории. Управленец — это своего рода артист, деятельность которого основывается на его врожденном таланте.

«Никто не может научиться управлять, и мы не верим, чтобы это можно было научить, — утверждал американский психолог Д. Бойд.

— Искусство руководства не является чем-то, чему можно научится извне, оно идет от вашего сердца и собственной силы «.

Конкурентный подход. Предполагает наличие у руководителей особых личностных свойств, которые отличают их от других людей. Поиск этих свойств осуществляется путем сравнения групп руководителей и лиц, к ним не относятся, а также успешных и неуспешных руководителей различных должностных уровней.

Конкурентный подход, как и теория черт, руководствуются тем, что внешняя среда является неизменным, а возможности развития личности руководителя в деятельности ограничены.

В рамках этих подходов разрабатывают идеальные, эталонные модели руководителя, однако по своей сути они статичны, негибкие, содержащие абсолютизированным, а иногда и недостаточно аргументированные формулировки.

Кроме того, в практике осуществления руководства было немало случаев, когда лица, не обладающие «важнейшими чертами», успешно справлялись со всеми функциями лидера. Напротив, наличие этих черт не всегда превращало человека в эффективного лидера.

Ситуационная теория. Эта теория не отрицает теории черт полностью, однако утверждает, что руководство (лидерство) является продуктом ситуации. Разные ситуации групповой жизни выделяют в группе конкретных лиц, имеют преимущества перед другими хотя бы в одном качестве.

А поскольку это качество необходимо в конкретной ситуации, то наделена им человек становится руководителем (лидером).

Отбросив идею о врожденности качеств, представители этой теории признают возможность руководителя-лидера лучше других актуализироваться в определенной ситуации.

Черты рассматриваются лишь как одна из «ситуативных» переменных. Другие относятся: размер и структура организации, вид выполняемой деятельности, индивидуальные особенности членов организации (в частности, их ожидания), при принятии решений, психологический климат организации и др.. В одних условиях от лидера требуется одна линия поведения, в других — совсем другое.

Системный подход.

Сущность системного подхода к психологии управленческого развития личности руководителя заключается в изучении исследуемого феномена как целостной системы, как совокупности отдельных компонентов, взаимодействие которых позволяет выявить новые качества и новые состояния, а их учета и использования обеспечивает эффективное функционирование всей системы. Так, на характер осуществления лидерской роли влияет взаимосвязь трех переменных: качества лидера, качества последователей или ведомых и характер ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Системный подход к психологии управленческого развития личности руководителя требует анализа развития познавательной активности личности, путей реализации ее психофизиологического, нравственного, социального, профессионального потенциала, механизмов перехода внешних воздействий во внутренние регуляторы поведения и т.д..

Качества и черты руководителя

Обоснование профессионально и интеллектуально важных, психологически и социально необходимых качеств личности руководителя является одной из актуальных проблем психологии управления.

Качества личности руководителя — стойкие характеристики, имеющие решающее влияние на управленческую деятельность.

В психологическом аспекте они зависят от характера, структуры, направленности, опыта, способностей личности, условий труда. Это сложные, многогранные феномены, конкретные проявления которых зависят от структуры личности и от воздействия различных факторов.

Чаще выделяют следующие обязательные для управленца качества [38]:

компетентность;

высокая ответственность, личное достоинство;

ощущение нового и умение идти на разумный риск, творчески решать проблемы, смелость в принятии решений;

гибкость, понимание ситуации, острое восприятие новых потребностей, чувство времени, событий;

высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все якнайдосконалише;

коммуникабельность;

внимание к подчиненным.

Среди деловых, профессиональных качеств руководителя ученые выделяют главные и важные [38].

Главными качествами являются компетентность и коммуникабельность.

Компетентность. Она касается личностных черт, умений и навыков, укоренившихся в рациональную (интеллектуальную) сферу личности.

Компетентность руководителя — наличие у руководителя специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение им своей научно-профессиональной подготовки.

Компетентность предполагает системность мышления (практический ум, скорость вхождения в проблему, способность предвидеть различные варианты выхода из ситуации, изобретательность) и наличие организаторских качеств (умение подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль).

Организаторские качества является следствием проявления определенных психологических свойств личности, к важнейшим из которых относятся:

— Психологическая избирательность (способность адекватно воспроизводить психологию группы, правильно реагировать и т.п.);

— Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их;

— Критичность и самокритичность (умение видеть недостатки в своих действиях и поступках подчиненных);

— Психологический такт (способность оптимально влиять на других людей, контактировать с ними на основе индивидуальных особенностей);

— Требовательность (способность ставить адекватные требования в зависимости от ситуации);

— Склонность к организаторской деятельности.

Коммуникабельность. Имея определенную связь с врожденными задатками личности, она является тем феноменом, который формируется, развивается в процессе ее жизнедеятельности.

Коммуникабельность руководителя (лат. communico — соединяю, сообщаю) — черта личности, которая проявляется в способности к установлению контактов, общения, товарищества.

К важным личностно деловых, профессиональных качеств руководителя относят:

c тийкисть стрессу — способность противостоять сильным отрицательным эмоциогенным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность;

нравственных качеств — честность, порядочность, принципиальность и т.п.;

предпринимательские качества — умение предвидеть и быстро оценивать ситуацию, активность, способность к взвешенному риску и т.д..

Загрузка…

Источник: http://worldofscience.ru/psihologija/9168-psikhologiya-lichnosti-rukovoditelya.html

Ссылка на основную публикацию