Характерные черты помогающего поведения — психология

Характерные черты помогающего поведения

Я давно твердо убежден – некоторые могут назвать это навязчивой идеей, – что отношения с клиентом во время психотерапии представляют из себячастный случай межличностных отношений как таковых, и что во всех таких отношениях имеют место одинаковые закономерности. Это была тема, которую я выбрал для выступления перед собранием персонала Американской ассоциации кадров и направляющей помощи в Сент-Луисе в 1958 году.

В этой работе я провожу разделение на субъективное и объективное, что составляет важную часть моего опыта в последние годы. Мне очень трудно создать работу, которая или полностью объективна, или полностью субъективна. Даже если я не могу примирить оба эти мира, я хочу их подробно сопоставить.

* * *

Мой интерес к психотерапии пробудил у меня интерес ко всем видам помогающих отношений. Под этим термином я понимаю отношения, в которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой в личном росте, развитии, налаживании жизнедеятельности, обретении зрелости, в умении ладить с другими.

Под «другими» подразумевается человек или группа.

Иначе говоря, помогающие отношения можно было бы определить как такие, в которых одна из сторон предполагает, что скоро у одного или обоих участников этих отношений должна появиться более высокая самооценка, умение выражать и использовать свои не проявленные ранее внутренние потенциальные возможности.

Сейчас очевидно, что такое определение охватывает широкий спектр отношений, способствующих развитию. Оно, конечно, включает отношения между матерью и ребенком и между отцом и ребенком. К нему относятся отношения между врачом и пациентом.

Под это определение подойдут отношения между учителем и учеником, хотя многие учителя не согласятся с тем, что их целью было способствовать развитию ученика.

Это определение включает почти все отношения «консультант-клиент» в психотерапии независимо от того, говорим ли мы о консультировании в образовании, профконсультировании или консультировании по вопросам личных проблем.

В последнее входит широкий спектр отношений между психотерапевтом и госпитализированным психопатом, терапевтом и невротической личностью или личностью с проблемами, а также отношения между терапевтом и все увеличивающимся числом так называемых «нормальных» индивидов, которые обращаются к терапии, чтобы улучшить свою жизнедеятельность или ускорить свое личное развитие.

Это отношения большей частью «один-один». Но следует также подумать о многочисленных отношениях «один-группа», которые также предполагают наличие помогающих отношений.

Некоторые управляющие полагают, что их отношения со служащими должны стимулировать их развитие, хотя другие не ставят такой цели.

К ним же относятся отношения между руководителем психотерапевтической группы и самой группой, а также отношения между консультантом общины и группой из этой общины.

Все чаще помогающие отношения имеются в виду, когда говорят об отношениях между консультантом на производстве и группой управляющих. Возможно, это перечисление указывает на тот факт, что очень многие отношения, в которые вовлечены мы и другие, попадают под категорию отношений, направленных на ускорение развития и более зрелое и правильное функционирование человека.

  • — Характерные черты помогающего поведения

    Я давно твердо убежден – некоторые могут назвать это навязчивой идеей, – что отношения с клиентом во время психотерапии представляют собой частный случай межличностных отношений как таковых, и что во всех таких отношениях имеют место одинаковые закономерности. Это была… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/235881_harakternye_cherty_pomogayuschego_povedeniya

    Основные признаки характера человека

    Характер

    При восприятии поведения человека, мы опираемся на ряд особых признаков, которые говорят нам о наличии у него определенного характера.

    3 апреля 2015

    21 679 0

    При восприятии поведения и анализе поступков другого человека, мы опираемся на ряд особых признаков, которые говорят нам о наличии у него определенного характера. Эти признаки позволяют не только охарактеризовать другого человека, но и предугадать его дальнейшие действия и поступки, что помогает каждому человеку комфортно жить в определенном обществе.

    Признаки характера: особенности и основные группы

    Каждый человек обладает особыми «отметинами» не только на своем лице, теле, походке и манере держаться, но и на своем характере, а определить все эти особенности характера можно благодаря проявлению нескольких групп признаков:

    • ситуативно-поведенческих;
    • физиогномических;
    • графологические.

    Ситуативно-поведенческие признаки включают в себя поступки и действия человека, которые обладают определенными стереотипными особенностями (поэтому и можно предугадать поведение человека). Здесь особое значение имеют также позы (динамика их смены), походка, движения. Не стоит забывать и об особенностях общения между людьми, где признаки характера отражаются:

    • в экспрессивном поведении (или мимико-моторных проявлениях);
    • в особенностях дистанций в общении (проксемика),
    • в физиогномике (или физиогномические признаки, а точнее строение лица, его мимика и микромимика);
    • в графологическом своеобразии (понимание характера человека по особенностям его почерка, а именно скорости написания, наклонно, размера букв и способ их прописи);
    • в нейропсихологических особенностях (взаимосвязь черт характера с деятельность моторного, слухового и зрительного анализаторов);
    • в преобладании вербальных или невербальных форм общения;
    • в лингвистических и паралингвистических особенностях.

    На последнем пункте стоит остановиться более подробно. Так, если человек во время общения наблюдает у собеседника существенные колебания в скорости его речи, то, скорее всего, его оппонент склонен к эмоциональной возбудимости и вероятно неуверен в себе.

    Если же человек четко произносит отдельные слова и окончания, то он отличается дисциплинированностью и целеустремленности, а если, наоборот, не четкое и расплывчатое произношение слов – уступчивый и сдержанный.

    Наличие в речи человека манерности и явных акцентов на первых слогах, то он довольно решительный с сильным характером.

    Также стоит обращать внимание на высоту голоса: если к окончанию предложения она падает, то это может говорить о депрессивном состоянии собеседника, а также о его мягкосердечии и слабости; если высота имеет широкий предел – ваш собеседник открытый и чувственный человек. Многое скажет о характере собеседника и прямота его ответов, так, например, если человек уклоняется от прямых ответов, то скорее всего он замкнутый человек и может скрывать правду.

    Признаки характера человека находят свое выражение в синтетических свойствах характера, а именно: моральная воспитанность, сила, полнота, цельность, оригинальность, уравновешенность и динамичность. Эти свойства описаны в таблице.

    Синтетические свойства характера

    СвойстваПроявление признаков
    Моральная воспитанностьПризнаки указывают на особенности отношения к другим людям, дело и находят свое проявления в формах поведения.
    СилаПризнаками характера здесь будут настойчивость, целеустремленность, стойкость как показатели сильного характера и неуверенность, нерешительность, малодушие – слабого. Сила – показатель энергичности личности.
    ПолнотаПризнаки указывают на богатство человеческой личности и проявляются в разносторонности, наличию интереса и ответственности.
    ЦельностьПризнаки указывают на внутреннюю гармонию и единство личности, дают информации о ее установках и направленности деятельности, об отношениях и особенностях поведения.
    ОригинальностьПризнаки характера будут указывать на то, что выделяет эту личность от других, то есть это свойство позволяет говорить о проявлении индивидуального своеобразия личности и ее характера.
    УравновешенностьПризнаки указывают на особенности деятельности и поведения человека, то есть на такие черты его характера как терпеливость, разумность, уравновешенность или вспыльчивость, импульсивность, неразумность.
    ДинамичностьПризнаки указывают на уровень лабильности личности и наличие способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям

    Следует отметить, что в характере абсолютно любого человека всегда есть одно наиболее значимое свойство, которое будет задавать тон всему поведению и деятельности человека. Именно это свойство в первую очередь будет бросаться в глаза окружающим людям, и играть роль ведущего признака характера человека.

    Отличительные признаки характера

    Характер, как совокупность устойчивых особенностей личности, обладает определенными отличительными признаками, которые позволяют отделить данную категорию в психологии от других. Эти отличительные признаки характера заключаются в следующем:

    • черты характера человека всегда связаны с его мотивами деятельности и поступков;
    • характер всегда определяет содержание, а не саму форму деятельности человека;
    • характер выражает определенные мотивы (они могут быть рассмотрены как в отношении к ситуациям, так и в отношении ко времени);
    • развитие характера на протяжении всего жизненного пути человеческого индивида;
    • черты характера человека всегда отличаются социально-нравственным содержанием;
    • черты характера обладают действенностью (то есть они всегда побуждают человека к определенным действия, поступкам или же определяют свойственную только ему манеру поведения, в которой проявляется его привычки и стереотипы).

    Следует отметить, что все люди, живущие на нашей планете, совершенно различны, поэтому и способы поведения и особенности проявления одинаковых черт характера у них разные. Очень часто мы можем наблюдать, как в довольно схожей ситуации разные люди ведут себя совершенно иначе.

    Кто-то, во время знакомства с человеком будет весел, открыт и общителен, а кто-то, наоборот, сдержан, застенчив и молчалив.

    Все это составляет те отличительные признаки характера, которые позволяют нам обозначать своеобразие поведения каждого человека, а знание их особенностей и закономерности проявления, поможет спрогнозировать дальнейшие поступки окружающих нас людей.

    Выразительные признаки характера находят свое проявления во всех сферах жизнедеятельности человека, так например, люди по-разному ходят, говорят, едят, жестикулируют, танцуют и т.д. Наиболее ярко отличительные признаки характера можно наблюдать:

    • в ситуациях, в которых происходит проявление конкретных свойств и черт характера (особенно, если они не являются привычными для человека);
    • в социально-типичных отношениях и взаимодействиях (тех, которые являются определяющими и значимыми);
    • в проявлении типических свойств личности.
    Читайте также:  Медиация - психология

    Как узнать характера по внешним признакам

    Психологами уже давно доказано, что между внешностью и характером существует определенная взаимосвязь, которая позволяет, только посмотрев на другого человека, описать его характер (вернее ведущие его черты).

    Но определять характер по внешним признакам – это довольно сложная задача, которая включат в себя не только знания о взаимосвязи между определенными внешними признаками и чертами характер, но также опыт и наблюдательность.

    Характер человека оставляет своеобразный отпечаток на его внешнем облике, чем облегчает задачу по прогнозированию возможных поступков и поведения данной личности. Психологами была изучена и описана зависимость физиологи человека и его эмоциональные состояния и реакции. Всего выделяют три группы мышц, которые могут нам рассказать о характере человека:

    • локальная группа (это мелкие мышечные группы – ступни, кисти);
    • региональная группа (включающая в себя одну или же несколько групп мышц – ноги, руки);
    • глобальна группа (включающая в себя большую часть других групп – около 80-90%, например бег человека). Это группа предоставляет нам информации об осанке человека, манеру жестикуляции и походки.

    Отдельно выделяют мимическую (или лицевую) группу мышц. Мышцы этой группы отражают наиболее отличительные признаки характера, так как мимика и микромимика рассказывает о человеке иногда даже то, что он может скрывать и от самого себя. Эти особенности находят выражение в глазах, улыбке, положении бровей и пр.

    Среди внешних признаков, которые могут нам говорить об особенностях характера человека, следует выделить проявление эмоциональных состояний, а именно:

    • счастье (проявляется в смехе, любопытстве, удовольствии);
    • страх (в сомнении и недоверии);
    • горе (в отчаянии, плаче и сопереживании);
    • равнодушие.

    Отличительные признаки тяжелого характера и сильного

    Каждый характер человека (сильный, тяжелый, веселый и т.д.) обладает совокупностью определенных отличительных признаков, которые помогают нам их отделять друг от друга. Так, например, когда говорят о том, что у человека тяжелый характер, то подразумевают у него наличии определенных черт, которые будут указывать именно на данный тип характера и на все особенности его проявления.

    Наиболее сложными в межличностных контактах и построении отношения являются люди с так называемым «тяжелым характером». С ними сложно и на работе, и в дружеской компании и в личных отношениях. Признаки тяжелого характера следующие:

    • такие люди отличаются эгоизмом и требуют постоянного внимания к своей персоне;
    • они достаточно придирчивы и требовательны к другим людям (хотя подобное отношение полностью отсутствует к собственной личности, поэтому недостатков у себя они не наблюдают);
    • человек с тяжелым характером любит донимать других различной информации, даже если им это не интересно (но он не допускает подобное отношение к себе);
    • люди с данным типом характера проявляют равнодушие и бесчувственность к другим (иногда это может перерастать в жестокость и агрессию).
    • подобные личности не нуждаются в помощи близких людей и сами не проявляют отзывчивость;
    • они достаточно упрямы и часто действуют наперекор;
    • отличаются высоким мнением о своей персоне, ворчливостью, безответственностью, грубостью, заносчивостью, вспыльчивостью, злобностью, часто недовольны, а также они зачастую не замечают собственных ошибок.

    Следует отметить, что люди, обладающие тяжелым характером, в жизни могут достигать достаточно высоких позиций, но другим людям с ними некомфортно и плохо. Поэтому у таких людей довольно часто наблюдаются проблемы в личной жизни

    Что же касается сильного характера, то в этом случае человек может довольно быстро добиться успеха и в профессиональной сфере и в личностном плане. Основные признаки сильного характера следующие:

    • это настойчивый и целенаправленный человек;
    • отличается упорством и стремлением к достижению поставленной цели;
    • люди с сильным характером всегда знают, чего они хотят от жизни и поэтому четко намечают перспективные цели;
    • если на их пути встают преграды и возникают трудности, то они не  свернут с намеченного пути и предпримут все усилия, что бы преодолеть все.

    Сила характера всегда проявляется в волевых чертах, поэтому человек с характером – это прежде всего волевая личность.

    Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/osnovnye-priznaki-haraktera-cheloveka.html

    Поведенческая психология

    Психология – это наука, предметом изучения которой является поведение человека. Анализ поступков помогает выделять нужные стимулы, предсказывать определенные ситуации, а следовательно, принимать правильные решения. Специалисты уверены, что поведенческая психология носит объективный характер и ограничивается наблюдением внешних ситуаций.

    Человеку свойственна определенная модель поведения. В его жизни есть обусловленные стимулы, которые рождают мотивацию.

    Они могут быть положительными (похвала или материальное вознаграждение) и отрицательными (страх перед наказанием, неудачи, критика).

    Поведенческая психология изучает навыки, приобретенные инстинкты, социальные эмоции, возможности адаптации каждого отдельного индивида к новым условиям жизни.

    С точки зрения поведенческой психологии, человек – это система приспособленческих инстинктов, организованная и очень устойчивая. Поведение человека – это ответная реакция на предложенные обстоятельства, не запрограммированная, а приобретенная посредством анализа существующего опыта.

    Социальная адаптация не всегда проходит успешно. Иногда многие просто не могут направить свое поведение в правильное русло, нарушая принятые нормы и законы.

    Их поступки нуждаются в коррекции, в адекватном профессиональном лечении, способном научить человека находить нужные связи, точки соприкосновения, помогающие преодолеть образовавшееся отчуждение.

    В процессе лечения устраняются многие фобии и комплексы, у человека снижается внутреннее напряжение, он легче приспосабливается к предложенным обстоятельствам.

    Поведенческая психология: особенности терапии

    Существуют определенные положения, которые помогают эффективно устранять негативные особенности психологии поведения. Преодолеть отчуждение, тревогу, страхи и фобии помогают:

    • Дыхательные техники, способные позволить человеку расслабиться и снять напряжение.
    • Работа с мыслями, вызывающими страхи.
    • Отработка социальных навыков.
    • Повышение самооценки, развитие самодостаточности и уверенности в себе.

    Учение о психологической сущности мотивации и поступков способно подсказать пути восстановления адекватного восприятия мира, оно позволяет узнать, как владеть своими эмоциями, управлять ими и создавать новые.

    Как влияет окружающая среда на особенности поведенческой психологии

    Специалисты уверены, что окружающая среда способна сформировать или нейтрализовать поведение каждого человека в случае неадекватного мотивированного подкрепления.

    Поведенческая психология может предоставить образцы положительной мотивации поведения и научить каждого правильно реагировать на открытые контакты.

    Образовательные программы, положительный опыт, компетентность, системы социальных поддержек – это конкретная помощь, сориентированная на коррекцию немотивированных поступков.

    Имея возможность видеть ошибки, можно с легкостью их исправлять, применяя научный подход в решении поставленной проблемы, поэтому поведенческая психология еще долго будет в центре внимания тех, кто выбрал ее предметом своего изучения.

    Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/povedencheskaya-psihologiya.html

    Что такое поведение: понятие, виды. Правила поведения. Нормы поведения человека в обществе. Психология поведения :

    Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже, что такое поведение?

    Поведение, как моральная категория

    Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке.

    Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений.

    Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

    Понятие линии поведения

    Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение – это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

    Понятие правил поведения, этикет

    Этикет – это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

    • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
    • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
    • правильные формы повседневного общения с окружающими;
    • нормы и правила ведения диалога;
    • нахождение за обеденным столом;
    • обхождение с гостями;
    • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

    Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом правила поведения совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

    • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
      • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
      • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.
    Читайте также:  Эмоции как форма детской защиты - психология

    Психология как наука о поведении

    Психология – наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков.

    Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях.

    Таким образом, наука психология помогает нам понять, что такое поведение, так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

    Поведение, как отражение поступков человека

    В зависимости от характера действий человека, можно определить различные виды поведения.

    • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
    • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
    • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
    • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

    Есть и другие, более сложные виды поведения.

    • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
    • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

    Характеристика поведения

    Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

    • Врожденное поведение – как правило, это инстинкты.
    • Приобретенное поведение – это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
    • Преднамеренное поведение – действия, осуществляемые человеком сознательно.
    • Непреднамеренное поведение – это действия, совершаемые спонтанно.
    • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

    Нормы поведения

    Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма — это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой — специфическая форма сознания и мышления индивида.

    Норма поведения – это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие.

    Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение.

    При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

    Воспитание подрастающего поколения

    Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются беседы о поведении в школе. Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе.

    Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, что такое поведение, что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов.

    Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

    • как вести себя в школе;
    • как себя вести на улице;
    • как себя вести в компании;
    • как вести себя в городском транспорте;
    • как нужно вести себя в гостях.

    Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как поведение девушки в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

    Общественное мнение как реакция на поведение человека

    Общественное мнение – это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества — это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей.

    Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни.

    С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии.

    Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

    Оценка поведения человека

    Рассматривая вопрос, что такое поведение, нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом.

    Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций.

    В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

    Золотое правило поведения

    Кроме того, что все мы знаем общепринятые правила поведения, существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе.

    Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности.

    Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения – способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние.

    В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

    Источник: https://www.syl.ru/article/330751/chto-takoe-povedenie-ponyatie-vidyi-pravila-povedeniya-normyi-povedeniya-cheloveka-v-obschestve-psihologiya-povedeniya

    Характерные черты помогающего поведения

    Я давно твердо убежден – некоторые могут назвать это навязчивой идеей, – что отношения с клиентом во время психотерапии представляют собой частный случай межличностных отношений как таковых, и что во всех таких отношениях имеют место одинаковые закономерности. Это была тема, которую я выбрал для выступления перед собранием персонала Американской ассоциации кадров и направляющей помощи в Сент-Луисе в 1958 году.

    В этой работе я провожу разделение на субъективное и объективное, что составляет важную часть моего опыта в последние годы. Мне очень трудно создать работу, которая или полностью объективна, или полностью субъективна. Даже если я не могу примирить оба эти мира, я хочу их подробно сопоставить.

    * * *

    Мой интерес к психотерапии пробудил у меня интерес ко всем видам помогающих отношений. Под этим термином я понимаю отношения, в которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой в личном росте, развитии, налаживании жизнедеятельности, обретении зрелости, в умении ладить с другими.

    Под «другими» подразумевается человек или группа.

    Иначе говоря, помогающие отношения можно было бы определить как такие, в которых одна из сторон предполагает, что скоро у одного или обоих участников этих отношений должна появиться более высокая самооценка, умение выражать и использовать свои не проявленные ранее внутренние потенциальные возможности.

    Сейчас очевидно, что такое определение охватывает широкий спектр отношений, способствующих развитию. Оно, конечно, включает отношения между матерью и ребенком и между отцом и ребенком. К нему относятся отношения между врачом и пациентом.

    Под это определение подойдут отношения между учителем и учеником, хотя многие учителя не согласятся с тем, что их целью было способствовать развитию ученика.

    Это определение включает почти все отношения «консультант-клиент» в психотерапии независимо от того, говорим ли мы о консультировании в образовании, профконсультировании или консультировании по вопросам личных проблем.

    В последнее входит широкий спектр отношений между психотерапевтом и госпитализированным психопатом, терапевтом и невротической личностью или личностью с проблемами, а также отношения между терапевтом и все увеличивающимся числом так называемых «нормальных» индивидов, которые обращаются к терапии, чтобы улучшить свою жизнедеятельность или ускорить свое личное развитие.

    Читайте также:  Экстраверт и поверхностность - психология

    Это отношения большей частью «один-один». Но следует также подумать о многочисленных отношениях «один-группа», которые также предполагают наличие помогающих отношений.

    Некоторые управляющие полагают, что их отношения со служащими должны стимулировать их развитие, хотя другие не ставят такой цели.

    К ним же относятся отношения между руководителем психотерапевтической группы и самой группой, а также отношения между консультантом общины и группой из этой общины.

    Все чаще помогающие отношения имеются в виду, когда говорят об отношениях между консультантом на производстве и группой управляющих. Возможно, это перечисление указывает на тот факт, что очень многие отношения, в которые вовлечены мы и другие, попадают под категорию отношений, направленных на ускорение развития и более зрелое и правильное функционирование человека.

    Вопрос

    Но каковы свойства тех отношений, которые действительно помогают, действительно способствуют личностному росту? А с другой стороны, возможно ли выявить те качества, которые делают отношения не-помогающими, даже если человек серьезно хотел способствовать личностному росту и развитию другого? Чтобы ответить на эти вопросы, особенно на первый, я бы хотел вместе с вами пройти по пути, который я уже исследовал, и рассказать, где я нахожусь сейчас в понимании этой проблемы.

    Ответы, данные исследователями

    Естественно прежде всего спросить, имеются ли какие-нибудь экспериментальные исследования, которые дали бы нам объективные ответы на эти вопросы. В этой области проводилось не много исследований, но то, что есть, возбуждает интерес и вызывает на размышления.

    Я не могу говорить о них всех, но хотел бы сделать обширную выборку из выполненных работ и очень кратко перечислить полученные результаты. Делая это, я прибегну к сильному упрощению; я прекрасно знаю, что не отдам должное упоминаемым исследованиям, но вы можете почувствовать, что сделан действительный шаг вперед.

    Это возбудит ваше любопытство и заставит просмотреть работы, если вы уже этого не сделали.

    Изучение отношений

    Большинство работ освещают отношения со стороны помогающего человека в том плане, способствуют ли они развитию или замедляют его.

    Интересные доказательства содержит тщательное изучение отношений между родителем и ребенком, проведенное несколько лет тому назад Болдуином и др. [1] в Институте Фелса. Из всех сочетаний различных отношений к детям наиболее способствует развитию отношение «принятие-демократичность».

    Дети, имеющие теплые и равноправные отношения с родителями, показали ускорение интеллектуального развития (увеличение 10), развитие творчества, эмоциональной защищенности и контроля; они менее возбудимы, чем дети, не имеющие с родителями таких отношений, Хотя вначале их социальное развитие шло медленно, к школьному возрасту они стали популярными, доброжелательными, неагрессивными лидерами.

    В тех случаях, где отношение родителей было определено как «активно отвергающее», у детей наблюдалось небольшое отставание в умственном развитии, относительно плохое использование своих способностей и некоторое отставание в творчестве. Они были эмоционально неустойчивы, непослушны, агрессивны и склонны ссориться. Дети родителей с другими видами отношений по своим качествам относятся к группе, промежуточной между этими двумя.

    Нас не удивляют эти результаты, полученные по отношению к развитию детей.

    Я бы хотел предположить, что они, вероятно, могут быть приложимы и к другим видам отношений и что консультант, врач или управляющий, если они тепло общаются с другими, выражая свои чувства и доброе отношение, лишенные собственнического элемента, если они уважают индивидуальность другого и свою собственную, то они, очевидно, ускоряют процесс осуществления их возможностей так же, как родители с таким типом отношения.

    Давайте обратимся к другому тщательному исследованию в совершенно другой области. Уайтхорн и Бец [2, 18] изучали степень успеха, достигнутого молодыми врачами в работе с больными шизофренией в психиатрическом отделении больницы.

    Для специального изучения они выбрали семерых врачей, работающих с большим успехом, и семерых, пациенты которых поправлялись в наименьшей мере. Каждая группа врачей лечила около пятидесяти пациентов. Исследователи изучили все свидетельства того, чем группа А (успешная группа) отличалась от группы Б. Было найдено несколько серьезных отличий.

    Врачи в группе А пытались скорее понять больного, проникая в смысл его поведения, чем работать с ним по его истории болезни или описанию диагноза. Они также пытались достигнуть целей, связанных скорее с личностью больного, чем таких, как «смягчение» симптомов болезни или излечение.

    Было обнаружено, что помогающие врачи в повседневном взаимодействии использовали главным образом активное личное участие – отношение «человек-человек». Методы, которые могут быть определены как «необязательные рекомендации», использовались ими меньше.

    Еще они не прибегали к таким методам, как интерпретация, инструкция или совет, и не придавали особого значения процессу лечения пациента. И наконец, они с гораздо большей вероятностью, чем группа Б, культивировали такое отношение к пациенту, благодаря которому он мог доверять врачу и чувствовать его доверие к себе.

    Хотя авторы осторожно подчеркивают, что эти результаты относятся только к лечению больных шизофренией, я склонен с этим не согласиться. Думаю, подобные факты были бы найдены при изучении любого вида помогающих отношений.

    Другое интересное исследование посвящено тому, как человек, которому помогают, воспринимает это отношение. Хайне [11] изучал индивидов, пришедших за психотерапевтической помощью к психоаналитику, на психотерапию Адлера и на психотерапию, центрированную на клиенте.

    Независимо от типа психотерапии эти клиенты сообщали о сходных изменениях в себе. Когда их спрашивали, чем вызваны происшедшие в них изменения, они приводили объяснения, различающиеся в зависимости от ориентации терапевта. Однако более важным было их единодушное мнение о том, какие отношения с врачом помогли им.

    Они указали, что изменению в них способствовали следующие качества отношений: доверие, которое они чувствовали к терапевту, понимание их врачом, чувство самостоятельности в выборе и решениях.

    Наиболее эффективным был метод общения терапевта с пациентом, когда первый прояснял и открыто говорил о тех чувствах пациента, к пониманию которых пациент приближался неуверенно и без полной ясности.

    Независимо от ориентации терапевтов у пациентов была высокая степень согласия относительно того, какие качества не приносили им пользы. Это были такие непомогающие качества, как отсутствие интереса, наличие дистанции между терапевтом и пациентом, слишком большая симпатия к клиенту.

    Что касается применяемых терапевтом методов, то наименее помогающими были: прямой конкретный совет, касающийся принятия решения, или акцент на предыдущей жизни пациента, а не на его проблемах в настоящем.

    Ненавязчивые предложения, указывающие пациенту путь решения проблем, воспринимались находящимися где-то посередине – их помощь четко не ощущалась, но они не были и бесполезны.

    Фидлер в многократно цитируемой работе [7] выявил, что опытные терапевты различной ориентации имели сходные отношения со своими клиентами.

    Менее известны те свойства этих отношений, которые отличают их от отношений, устанавливаемых менее опытными терапевтами.

    К числу этих свойств относятся способность понимать смысл поведения клиента и его чувства, чувствительность к отношению клиента, теплый интерес к нему без какой-либо эмоциональной сверхвовлеченности.

    Работа Квинна [14] проливает свет на то, что значит понимать смысл поведения и чувства клиента. Его исследование удивительно тем, что показывает, что «понимание» смысла высказываний пациента и его чувств по сути представляет собой желание понять.

    Квинн предъявил экспертам лишь записанные на магнитофонную пленку утверждения терапевта, взятые из его беседы с клиентом. Эксперты не знали, на какое высказывание отвечает терапевт или как клиент реагировал на его ответ. Однако было обнаружено, что степень понимания клиента могла быть определена так же четко, как при прослушивании ответов терапевта с контекстом.

    Нам кажется, что это довольно-таки убедительное доказательство того, что именно желание понять передается в общении.

    Что касается эмоциональной стороны отношений, Симен [16] выявил, что успех в психотерапии тесно связан с сильной и увеличивающейся взаимной симпатией и уважением между клиентом и терапевтом.

    Интересное исследование Диттеса [4] показывает, насколько чувствительно это отношение. Для того чтобы измерить у клиента реакции беспокойства, настороженности или угрожаемого поведения, он использовал физиологическое изменение кожно-гальванической реакции (КГР).

    Диттес связывал отклонения при измерении с оценкой судьей теплого принятия клиента и дозволенности со стороны терапевта. Было выявлено, что всякий раз, когда принимающее отношение терапевта изменялось даже в очень малой степени, число резких отклонений в КГР значительно увеличивалось.

    Очевидно, когда отношение воспринимается как менее принимающее, организм мобилизуется для противостояния угрозе даже на физиологическом уровне.

    Не рассматривая полностью результаты этих исследований, мы можем, однако, заключить, что на общем фоне выделяется несколько результатов. Отношение и чувства терапевта более важны, чем его теоретическая ориентация.

    Его методы и средства менее важны, чем его отношение к клиенту. Также стоит заметить, что не менее важно, как клиент воспринимает отношение и методы терапевта. Именно это восприятие оказывается решающим.

    Источник: https://studlib.info/psikhologiya/698828-kharakternye-cherty-pomogayushhego-povedeniya/

    Ссылка на основную публикацию