Гипертим и профессиональная сфера — психология

​Акцентуация и выбор профессии

В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. К. Леонгард

Все профессии можно условно разделить на две большие группы. Первая — те, в которых важность технологии выходит на первый план. Вторая группа — профессии, в которых человеческий фактор несравнимо важнее технологического.

События последних лет показывают, что именно этот фактор является «слабым звеном», определяющим прочность (или непрочность?) всей цепи. Чтобы укрепить слабое место, его необходимо найти.

Столетний опыт профдиагностики показывает, что найти «слабое место» в человеке намного сложнее, чем в любой конструкции.

До сих пор психологи, занимающиеся профдиагностикой, руководствуются моделью, предложенной в 1908 году американским ученым Ф. Парсонсом. Он был убежден, что достаточно «просчитать» человека с помощью хитроумных тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с «подходящей» профессией.

Ученые и практики десятилетиями работали над разработкой профессиограмм — подробных описаний профессиональной деятельности. Чтобы получить идеальную модель профессионала, психологи тестировали успешных представителей различных профессии по методикам, выявляющим профессионально важные качества, а профессиональная пригодность определялась путем «наложения» имеющегося «эталона».

Считалось, что вероятность успешной профессиональной деятельности тем выше, чем меньше разница между «эталоном» и полученными данными. На практике добросовестные исследователи отмечали, что большое число работников, чьи результаты не вписывались в параметры «эталонов», были успешны в профессиональной деятельности.

В то же время немалое число работников, чьи результаты были близки к «эталонным», не оправдывали возлагаемых на них надежд.

В школьной профориентации модель Парсонса представлена в виде трех кругов «хочу», «могу», «надо». Ее логика безупречна: будущая профессия должны нравиться («хочу»), соответствовать возможностям человека «могу») и быть востребованной в обществе («надо»).

Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле хочется не того, что «можется», а надо вообще что-то иное.

И самая совершенная диагностики здесь не силах помочь, потому что, во-первых, она не затрагивает мировоззрение человека, его мотивы и ценности, тот самый загадочный «человеческий фактор», не сводимый к набору профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, но имеющий решающее значение для профессиональной успешности.

Во-вторых, диагностика — это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз? Диагностика, в которой не заложен потенциал для личностного развития, бессмысленна, если не безнравственна.

Наивно ждать эффекта от тестирования, в основе которого лежит плоская, упрощенная модель изучения личности, основанная в лучшем случае на изучении интересов, темперамента и мышления, без учета характерологических особенностей и мировоззрения человека.

Великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей.

Рассматривая характерологические особенности, ограничивающие профессиональную успешность, психолог Т.В. Орлова вводит понятие «проблемное место» — личностная особенность, которая может осложнять профессиональную деятельность.

[1] «Проблемное место» плохо осознается человеком и с трудом поддается коррекции извне.

Для психолога важно не только самому видеть проблемные места, но и дать возможность клиенту осознать свои личностные особенности, которые могут осложнить любую профессиональную деятельность, в том числе:

  • невротический склад личности, проявляющийся в необоснованной тревожности, при которой любые препятствия на пути к цели воспринимаются как непреодолимые;
  • эгоистический склад личности с отчетливой доминантой на себе, при которой другие люди воспринимаются лишь как средство достижения своих целей;
  • импульсивность, которая проявляется в том, что подросток идет на поводу своих желаний, плохо переносит отсроченность их исполнения, практически не способен ставить перед собой серьезные цели и достигать их;
  • ригидность установок, закрывающая доступ к новым идеям и подходам, сужающая диапазон возможностей;
  • эмоциональная холодность, препятствующая полноценному межличностному взаимодействию;
  • нереалистичные самооценка и уровень притязаний, основанные на искаженном самовосприятии и ориентации на внешние оценки.

По мнению Т.В. Орловой, «акцентуация личности может быть проблемным местом для профессии, но проблемное место не обязательно является акцентуацией». Особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии до конца не изучены. Некоторые исследователи (Дергач А.А.

, Зазыкина В.Г.) считают, что характерологические особенности, относимые к акцентуациям характера, не препятствуют профессиональной успешности.

По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности. [2]

Само понятие «акцентуация» и классификацию акцентуаций предложил выдающийся немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Его концепция акцентуации личности была использована и доработана А.Е. Личко и его сотрудниками для изучения характера подростков.

Акцентуация характера, по Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

[3] Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и с возрастом сглаживаются. Однако подростковый возраст настолько важен для дальнейшего самоопределения человека, что оказывает влияние не только на стадии формирования профессиональных интересов и намерений, но и на дальнейшую профессиональную адаптацию.

Читайте также:  Dead-line - психология

Тип акцентуации указывает на проблемные места, позволяя прогнозировать и предотвращать травмирующие ситуации, в том числе связанные с несоответствием типологических особенностей человека и выбранной профессиональной среды.

Связь между психологическим типом человека и профессиональной средой обосновал американский психолог Дж. Холланд.

Согласно его подходу, существует шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенциональный.

Удовлетворенность своей работой, и, следовательно, ее эффективность, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности.

Исследования взаимовлияния процессов профессионального становления и развития личностных качеств подтверждают связь между акцентуацией характера, выбором профессии и профессиональной адаптацией (Э.Ф.

Зеер, С.Ф. Вакарина, И.В. Крыжановская, Н.Р. Лавренко, М.Е. Литвак, С.Н. Морозюк и др.).

Корреляции устанавливались с помощью клинических методов диагностики, наблюдения, интервью, анализа объективных данных.

Признавая необходимость изучения характерологических особенностей как важнейшего фактора профессионального самоопределения, следует отметить, что использование данных методов в целях профессионального самоопределения подростков затруднительно.

Источник: http://intalent.pro/article/akcentuaciya-i-vybor-professii.html

автореферат и диссертация по психологии 19.00.13 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие профессиональных акцентуаций личности в сфере государственной службы

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. Теоретико-методологические основы условий и факторов развития профессиональных акцентуаций. 14

1.1. Психологическая сущность гипертимных (гипоманиакальных) и дистимных (депрессивных) акцентуированных черт личности. 14

1.2. Влияние акцентуаций личности на успешность профессиональной деятельности: методолого-теоретический и концептуальный анализ. 34

1.3. Психолого-акмеологические подходы к анализу профессиональной деятельности сотрудников таможенной службы. 42

Глава 2. Анализ возникновения и развития профессиональных акцентуаций по результатам экспериментальнопсихологического исследования. 50

2.1. Психодиагностический анализ дистимных (депрессивных) и гипертимных (гипоманиакальных) акцентуаций у сотрудников таможенной службы. 50

2.2. Дифференциально-психологический анализ развития профессиональных акцентуаций в сфере таможенной службы 87

2.3. Лонгитюдные исследования развития профессиональных акцентуаций в сфере таможенной службы. 103

Глава 3. Возможности профилактики и психокоррекции профессиональных акцентуаций у сотрудников таможенной службы. 109

3.1. Организационно-методические принципы построения системы персональной аттестации сотрудников и профессионального тренинга в сфере таможенной службы. 109

3.2. Изменение профессионально значимых характеристик таможенного служащего в ходе формирующего эксперимента. 124

Введение диссертации по психологии, на тему «Развитие профессиональных акцентуаций личности в сфере государственной службы»

Актуальность проблемы исследования. Одной из важнейших проблем современной психологической науки является проблема развития акцентуаций личности.

Исследование личностей с чертами акцентуации дает возможность получить ценные данные для прогнозирования их успешности в профессиональной деятельности, позволяет выделить группы повышенного риска, с нежелательным уровнем акцентуаций, характеризующиеся высокой вероятностью возникновения адаптационных нарушений в профессиональной сфере, которые способствуют развитию или усилению интрапсихического конфликта, фрустрационной и эмоциональной напряженности, психического стресса.

Есть основание говорить о неоднозначности влияния акцентуированных черт на достижение личностью вершин профессионализма. Тема проявления акцентуаций, связанных с особым характером профессиональной деятельности, носящей стрессогенный характер, теоретически недостаточно проработана и имеет большое практическое значение.

Таможенные служащие осуществляют таможенный контроль в условиях повышенного риска, их служба носит стрессогенный характер.

Стрессогенный характер таможенной деятельности обусловлен требованиями профессиональной среды работы в особых условиях, отличающихся высокой динамичностью, реальной или предполагаемой угрозой, необходимостью осуществлять выбор решения и определять оптимальную стратегию поведения при дефиците времени, при неполной или противоречивой информации, ролевой неопределенности. Такие условия предъявляют особые требования к адаптационным ресурсам индивидуума, необходимости выполнять качественно и в полном объеме служебные обязанности. Работа сотрудников таможенной службы осуществляется в условиях повышенного правового, социального контроля и требовательности со стороны общества, социо-профессиональной изоляции, недостаточной разработанности общих механизмов и основ практической реализации правовой, социальной, профессионально-психологической защищенности сотрудника. В связи с важностью успешного решения задач указанного вида деятельности возникает вопрос о высоком личностно-профессиональном потенциале личности сотрудника таможни, его компетентности, росте его профессионализма.

Необходимое для эффективной деятельности таможенной службы движение кадров от профессиональной адаптации через личностное развитие к мастерству — это сложный и напряженный процесс, который может приводить к расстройству здоровья, профессиональной деформации личности.

В связи с этим обстоятельством чрезвычайно важным представляется изучение устойчивых индивидуально-типологических характеристик личности, имеющих прогностическое значение в отношении профессиональной деятельности и представляющих собой те опорные данные, с учетом которых возможно предсказание дальнейшего развития состояния личности и пути его коррекции.

Одной из таких характеристик личности является ее акцентуация, которая означает усиление, яркую выраженность определенной черты.

Знание условий и факторов развития профессиональных акцентуаций, их влияния на достижение вершин профессионализма крайне важно для определения профессиональных противопоказаний и, напротив, показаний в отношении ряда личностных характеристик для оптимальных кадровых решений.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Проблема акцентуаций личности начинала развиваться в аспекте изучения дисгармоничности развития личности, гипертрофированности отдельных ее черт, обладающих тенденцией к переходу в патологическое состояние (К. Леонгард, П.Б.Ганнушкин, А.Е. Личко).

В работах специалистов значительное место отведено исследованию типов акцентуаций, обусловленности их связи с видами профессиональной деятельности (Л.Н. Собчик, Ф.Б. Березин, А.А.Реан).

В современной психологии разрабатывается новый подход, рассматривающий психологические акцентуации как субъективно-личностные факторы формирования и развития профессионализма, представляя уровень развития некоторых психологических акцентуаций как проявление профессионально важных качеств. Этот подход обращается к изучению многомерности аспектов личностных особенностей государственных служащих и некоторых других категорий, их взаимовлияния на профессиональную деятельность (С.Н. Епифанцев, В.И. Виноградов, А.А. Волович, Л.И. Ермаченко, В.А. Пызин, Г.Н. Филиппова).

Читайте также:  Предварительная формулировка общего закона межличностных отношений - психология

Анализ постановки и решения проблем выраженности характерологических черт личности в философии и структуре научного знания был проведен еще Платоном, а затем Кантом, Н. Лосским, А.Ф. Лазурским, А. Кардинером, Д. Хонигманом, Н.Д. Левитовым, Э. Фроммом, Э.Кречмером, К. Юнгом и др.

Психоаналитические теории (3. Фрейд, А. Лоуэн) уделяли внимание исследованию личности, находящейся на государственной службе, детерминированности развития акцентуаций различными социальными причинами.

У психоаналитиков подробно изучаются акцентуации, дошедшие до уровня неврозов, психозов.

В рамках нашего исследования особую значимость представляют исследования формирования оптимальной модели профессионально важных качеств госсслужащего (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, Л.И. Катаева, Н.И. Конюхов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.

), психологического сопровождения кадров государственной службы (С.А. Анисимов, А.А Деркач, В.Г. Зазыкин, С.В. Кирнарская, Е.А. Яблокова и др.), профессионализма в различных областях деятельности (В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.Г. Лаптев, В.Г.

Михайловский, А.Ю. Панасюк, С.И. Съедин и др.).

Особое внимание привлекает направление изучения профессионализма военных в особых и экстремальных условиях (В .А. Бодров, Л.Г. Дикая, М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, П.А.

Корчемный и др); изучение проблем таможенной деятельности, профессионализма таможенных служащих, различных аспектов эффективности решения профессиональных задач в таможенной сфере (С.И. Съедин, И.Н. Колобова, В.В.

Немирич, В.В. Лешин, Е.Н. Остапенко и др.).

Из зарубежных источников мы выделяем работы, изучающие развитие выраженных личностных черт сотрудников правоохранительных органов, которые возникают под воздействием особенностей профессиональной среды (источники стрессогенности которой сходны с таможенными) и иногда могут приводить к профессиональной деформации личности (Lefkowitz I., Adorno Т., Norvell N., Bells D. и др.).

Представляется достаточно очевидным, что, несмотря на значимость и актуальность исследования проблемы акцентуаций, их влияния на профессионализм личности, успешность профессиональной деятельности, многие аспекты развития профессиональных акцентуаций остаются недостаточно изученными.

Есть основание говорить о неоднозначности влияния акцентуированных черт на достижение личностью вершин профессионализма.

Необходимо масштабное исследование временного воздействия, интенсивности воздействия значимых факторов определенных профессий на развитие характера и уровня акцентуаций, изучение аспектов детерминации воздействия профессиональной деятельности на тенденции развития акцентуаций личности.

Тема проявления акцентуаций, связанных с особым характером профессиональной деятельности, носящей стрессогенный характер, теоретически недостаточно проработана и имеет большое практическое значение.

Теоретическая и практическая значимость выбранной темы исследования, степень ее разработанности определили цель, объект, предмет, задачи исследования.

Цель исследования: выявить типичные профессиональные акцентуации личности таможенника, показать их роль в достижении вершин профессионализма, определить границы их допустимости и профессиональных противопоказаний, разработать пути оптимизации условий службы и систему психокоррекции сотрудников.

Объект исследования: личность сотрудников таможенных органов.

Предмет исследования: развитие акцентуаций личности сотрудников таможенных органов, связанное с особым характером их профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования:

Предполагается, что продолжительная работа в таможенных органах привносит в психику личности сотрудника некоторые изменения, которые непосредственно связаны с характером профессиональной деятельности, модифицирует индивидуально-типологические характеристики, в частности, развивает некоторые профессиональные акцентуации.

Такими акцентуациями могут быть: гипертимные (гипоманиакальные) и дистимные (депрессивные) акцентуированные черты личности. Предполагается, что могут возникать комплексные акцентуации, состоящие из нескольких составляющих.

В особых условиях деятельности период развития профессиональных акцентуаций значительно короче, чем в обычных условиях.

Поскольку речь идет о развитии профессиональных акцентуаций, можно ожидать, что определенный уровень некоторых профессиональных акцентуаций может положительно влиять на достижение личностью таможенника вершин профессионализма. Вместе с тем есть акцентуации, которые при чрезмерной выраженности оказывают негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности и состояния личности.

Можно предположить, что акцентуации неоднозначно влияют на личность в зависимости от таких характеристик, как пол, возраст, стаж работы, характер служебных функций.

Задачи исследования, определенные рамками цели и выдвинутых гипотез, заключаются в следующем:

1. Изучить состояние проблемы исследования. Диагностически обосновать проблему развития профессиональных акцентуаций, их влияния на достижение вершин профессионализма.

2. Проанализировать условия и факторы развития профессиональных акцентуаций в сфере таможенной деятельности, выявить тенденции, определить сроки развития акцентуированных черт личности.

3. Исследовать степень развития в процессе особой профессиональной деятельности, носящей стрессогенный характер, гипертимных (гипоманиакальных) и дистимных (депрессивных) акцентуированных черт личности. Выявить наиболее распространенные типы сочетания акцентуированных черт, встречающихся в среде таможенников.

4. Провести экспериментально-психологическое исследование сотрудников таможенной службы, диагностически выяснить и описать акмеолого-психологические характеристики развития профессиональных акцентуаций личности в процессе таможенной деятельности.

5. Предложить пути оптимизации служебной деятельности таможенников, разработать систему профилактики и психокоррекции личности с нежелательным уровнем профессиональных акцентуаций.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В работе мы опирались на принципы развития, детерминизма (А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн и др.), на принцип единства сознания и деятельности, содержательной и динамической сторон психики, системного изучения личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, C.JI. Рубинштейн), единства деятельности и личности (Б.Г. Ананьев, А.

А. Бодалев, Б.Ф. Ломов), развития личности (Л.И. Анцыферова, А.В.Брушлинский, Л.И. Божович, А.В. Иващенко и др.), положения комплексного акмеологического анализа профессиональной деятельности (С.А. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.И. Конюхов, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, А.К. Маркова, В.Г. Михайловский, И.Н. Семенов, Ю.В.

Синягин, С.И. Съедин, Е.А. Яблокова и др.)

Читайте также:  Реакция - психология

Методы исследования.

Источник: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-razvitie-professionalnyh-aktsentuatsiy-lichnosti-v-sfere-gosudarstvennoy-sluzhby

Гипертимические личности

Краткая характеристика. Активный, энергичный, оптимистический, с высоким жизненным тонусом. Добр, отзывчив, беззаботен. Из-за неустойчивости внимания и недостаточноrо упорства интересы поверхностны. Не терпит стеснения свободы. Плохо переносит критику в свой адрес.

Находчив, умеет приспосабливаться к трудностям, бурно переживает неудачи, но они не выбивают ero из колеи. К правилам и законам относится легкомысленно. Тяготится одиночеством, в группе стремится быть лидером. Неразборчив в выборе знакомств.

Приподнятое, радостное настроение лишь изредка нарушается вспышками раздражительности, связанными с противодействием окружающих.

Гипертимический темперамент, резкая степень проявления которого носит название гипоманиакального состояния, хорошо известен в психиатрии.

Как и при маниях, правда, в несколько смягченной форме, приподнятое настроение сочетается при этом с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей.

Гипертимическая акцентуация личности не всегда чревата отрицательными последствиями, она может благотворно влиять на весь уклад жизни человека.

Гипертимические натуры всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им нетрудно живется на свете.

Благодаря усиленной жажде деятельности, они достигают производственных и творческих успехов, Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает их на поиск нового.

Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению. В обществе гипертимические личности являются блестящими собеседниками, постоянно находятся в центре внимания, всех развлекают.

Они способны говорить и рассказывать без конца, только бы их слушали. Такие люди не могут наскучить, с ними интересно, они пересыпают свою речь прибаутками, остротами и никогда долго не задерживаются на одной теме.

Однако если данный темперамент выражен слишком ярко, положительный прогноз снимается. Безоблачная веселость, чрезмерная живость таят в себе опасность, ибо такие люди шутя проходят мимо событий, к которым следовало бы отнестись серьезно.

У них постоянно наблюдаются нарушения этических норм, поскольку они в определенные моменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию. Ярко выраженный гипоманиак легкомысленно ставит на карту свой авторитет, нередко рискует потерять имущество, пускаясь в сомнительные предприятия.

Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многое берется и ничего не доводит до конца. Богатство идей в подобных случаях превращается в пустое прожектерство.

Чрезмерная веселость может переходить в раздражительность. Если такие переходы резко выражены и наблюдаются часто, это наводит на мысль о паранойяльном компоненте, о чем речь будет ниже.

Доля психической вовлеченности гипертимического темперамента в область мыслей, чувств и волевых проявлений не всегда одинакова. Иногда в человеке прежде всего бросается в глаза беспечная веселость, иногда она отступает перед безудержной разговорчивостью, в некоторых случаях мышление, ни на чем не задерживаясь, перескакивает с одной идеи на другую.

Однако всегда в большей или меньшей степени наблюдаются все три признака одновременно, представляя единство, подобно тому как это бывает при мании. Иногда удается прямо доказать, что гипертимический темперамент представляет собой не что иное, как некое «разбавление» мании.

Иногда выраженная мания может обнаружиться либо у самого обследуемого, либо у одного из его родственников.

В целом гипертимический темперамент отнюдь не обязательно связан с манией. При сравнительно легких проявлениях он представляет собой нормальный вариант акцентуации человеческой личности.

Все типы акцентуаций

  • Желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачу, активность, поверхностность, находчивость.

  • Состояние восторга по незначительным поводам, при разочаровании — впадение в отчаяние. Возведение эмоций в культ.

  • Мягкосердечие, боязливость, сострадание, полярная изменчивость настроения. Влечения и интересы неустойчивы. Стремление к эмоциональным контактам, развитая интуиция.

  • Заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и предчувствие неприятностей, ориентированность на неудачи, сниженность настроения, тоска.

  • Взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны. Периоды ровного настроения сменяются периодами подъема или спада — от веселья до грусти.

  • Боязливость, робость, покорность, ощущение неблагополучия и повышенное внимание к негативным сигналам. Колебания при принятии решений.

  • Подозрительность, недоверчивость, обидчивость. Настойчивость, упрямство, тщеславие, стремление к лидерству. Переход от подъема к отчаянию, длительность одних и тех же эмоций.

  • Максимальная приверженность к определенному порядку. Совестливость, ипохондрия, нерешительность, боязнь несоответствия Я идеалам. Большое значение внешней стороне дела и мелочам.

  • Вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты, агрессивность, упрямство, напряженность, раздражительность, властность.

  • Эгоцентричность, самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон. Жажда признания, стремление быть в центре внимания.

Онлайн опросник Леонгарда «Личностно-характерологические акцентуации»

Источник: http://brainmod.ru/tests/manual/accentuation/gipertimnost/

Ссылка на основную публикацию