Возникновение, поддержание и снятие душевной боли — психология

Возникновение, поддержание и снятие душевной боли — Психологос

Душевная боль возникает тогда, когда у человека в какой-то ситуации возникло физическое напряжение и задержка дыхания (связанная, например, с переживанием страха или задержанного гнева).

Если эту ситуацию человек оформляет в сказку душевной боли (понимает, осмысляет не как чистую физиологию, а как событие его душевной жизни, а еще точнее — как неприятность или кошмар-ужас), то теперь он не просто ощущает мышечные напряжения и зажимы, а уже переживает душевную боль.

Возникнув, душевная боль живет стойкими мышечными напряжениями и зажимами.

Душевная боль снимается переосмыслением происшедшей ситуации либо снятием мышечной напряженности и зажимов. Смотри Работа с душевной болью

Провокации душевной боли

У людей, склонных к больным переживаниям, есть привычка «сыпать соль на рану»:

  • поднимать больные темы,
  • видеться с человеком, к которому привязан, но отношения с которым бесперспективны,
  • в ситуации острого переживания («незатянувшейся душевной раны») вспоминать о том, что было дорого, но уже не вернуть.

Душевно неподготовленным людям подобные вещи делать категорически запрещено.

Предупреждение душевной боли

Возникновение душевной боли можно предупреждать, развивая свою эмоциональную стабильность, крепя душевную неуязвимость при встрече хотя бы с жизненными мелочами, тренируя свою душевную стойкость. Смотрите все эти статьи, а пока оперативные подсказки на дорогу в порядке профилактики:

  1. Позитивное мировосприятие. Любая боль основывается на видении негатива (недостатка или потери) и игнорировании позитивных сторон происшедшего. Смотри упражнение «Хорошо!»
  2. Деятельная, а не переживательная позиция. Еще лучше — лидерская позиция. Переживает тот, кто не в деле, переживание — дитя досуга. Энергичная деятельность отвлекает от переживаний, переключает с переживаний на дело.
  3. Заботливое отношение, позиция Ангела. Переживает тот, кто центрируется на себе. Тот, кто занят другими, заботой о других, занят заботой, а не страданиями.

Снятие душевной боли

Тут приходится говорить про очень разные вещи. Одно дело — снятие острой душевной боли, другое — кропотливая работа по устранению больных точек в душе↑.

В любом случае, все реально, по крайней мере, некоторые душевные болячки бывает снять не очень сложно. За душевной болью стоит обычно или обида, или чувство вины.

Соответственно, нужно понять (почувствовать), что именно, и поработать именно с этим чувством. Смотри Работа с обидой и Работа с чувством вины

Душевная боль Душевная боль, боль душевного тела — популярная психологическая метафора, ставшая в силу популярност…Как снимать душевные болячки Информация в нашем мозге запоминается с помощью образования ассоциативных цепочек нейронов. Например…Работа с обидой Работа с обидой — приемы и процедуры, снимающие обиду (чувство обиды) либо переводящие ее проявления…Работа с душевной болью Работа с душевной болью — распознавание причины душевной боли, оперативное ее снятие и предупреждени…Бесплатные материалы
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vozniknoveniezpt-podderzhanie-i-snyatie-dushevnoy-boli

Боль душевная

Наша жизнь не всегда бывает приятной. Чаще она оказывается однообразной, привычной и скучной. Еще чаще – трудной и пугающей, несущей угрозу неудачи, насилия или поражения.

Нередкая гостья в нашей жизни – боль душевная. Эта суровая дама приходит, чтобы мучить нас, заставляет страдать и испытывать смятение. Она может проявляться чувством вины, стыда, тревоги, одиночества, страха перед старостью или смертью.

Психологи уверяют, что душевная боль – спасительный сигнал Природы. Она предупреждает об опасности и мобилизует нас. Однако, вместе с тем, высасывает по капле наши силы, обрушивает на нас неизбывный поток страданий.

Иногда боль душевная становится просто непереносимой драмой. Человек, живущий в состоянии непрекращающейся муки, может прийти к мысли о самоубийстве . Поэтому некоторые психиатры, в частности Эдвин Шнейдман, считают боль душевную ключевой составляющей суицида. Саморазрушение в этом случае является бегством от психических мук.

Основным источником сердечных терзаний являются нереализованные психологические потребности:

• стремление к достижению успеха, власти;

• желание принадлежать к определенной социальной группе;

• жажда взаимопонимания и поддержки.

Всю свою жизнь мы посвящаем погоне за удовлетворением этих потребностей. Они чрезвычайно важны для нас. Так, проблема – как вернуть мужа после развода – может стать для женщины не менее значимой, чем желание есть, пить, спать.

Психические потребности мотивируют всю нашу жизнь. Все, что мы делаем дома или на работе, днем или ночью, наши фантазии и сны – это проявление наших потребностей.

Вот почему душевная боль настигает нас, когда мы становимся неудачниками или отверженными, не способными пережить расставание с любимым человеком, оправиться от потери родственника или друга, смириться с фиаско в профессии, отказаться от власти. В таком состоянии, стоя на грани саморазрушения, мы остро нуждаемся в его предотвращении.

Нам всем знакома боль от ссадины, ушиба, пореза, шишки на голове. Порой мы испытываем и более жестокие муки, связанные с повреждением тела или нарушением работы какого-то органа.

В памяти надолго сохраняются воспоминания об острой боли десны, зуба, уха, живота; о страданиях при растяжении, ране, переломе; о болях при артрите, подагре или раке. Эти ощущения вызывают слезы, охи, стоны, вскрики.

И все же в ряду причин, приводящих к самоубийству, страдания тела уступают место душевным драмам. Объясняется это очень просто: физическая боль легко подавляется с помощью соответствующих доз лекарств.

Погруженные же в бездну душевных мук, люди часто не могут найти спасительного средства унять злую боль. Она бьется в груди черной птицей, душит в объятиях, разбивает сердце и разбрасывает его осколки.

Порой водоворот чудовищной боли, словно ножницами, разрезает человеческую жизнь на две части. Чувство защищенности, спокойствия, уверенности в себе – все это остается в прошлом. Страдающий человек напоминает генерала, проигравшего битву и оставшегося в полном одиночестве в окружении врагов: самоуничижения, ненависти, страха.

Окружающие люди кажутся видением, тенями. Реально воспринимается лишь собственная беда. А ее порождение – боль души – поглощает все мысли и чувства. Человек становится как бы запертым внутри себя.

С физической болью мы редко остаемся один на один. Под кабинетами хирургов, травматологов, стоматологов обычно полно народу. А вот обратиться к психологу, выставить напоказ свою душевную боль не каждый спешит.

Удерживают ложный стыд, гордыня, самонадеянность и зачастую непонимание опасности положения. В результате, как тонко подметил мастер ужасов Стивен Кинг, мы привыкаем ни с кем не делиться «отравленным плодами, выросшими на дереве нашей боли».

От боли душевной нужно не бежать, не подавлять ее, не оставаться с ней тет-а-тет, а активно бороться. Надо укротить круговерть разрушительных эмоций, избавиться от чувства пустоты, беспомощности, чтобы не дать драме страстей развиться в трагедию.

Важно в таких ситуациях высказаться. Беседа со специалистом позволит многое прояснить в себе, отыскать истоки своей боли. Покинутому мужчине она даст возможность понять, что терзает его душу – привязанность или любовь? А женщина, от которой ушел муж, сделает правильные выводы о том, что является основой крепкой семьи.

Опытный профессионал подскажет, как остановить внутренний диалог , а заодно справиться с боязнью одиночества, умерить жажду власти и успеха. Важно понимать, что острая душевная боль, не разжигаемая самим человеком, со временем проходит. Поэтому так важно преодолеть соблазн возвращаться вновь и вновь к разрушающим мыслям и образам.

Отвлекаться от них можно творчеством, спортом, общением с приятными людьми, чтением полезных книг. Снять напряжение поможет полноценный сон и курс дыхательных упражнений.

Профилактику душевной боли нужно вести с раннего возраста. Родители должны объяснять ребенку, что нельзя застраховать себя от встреч с людьми, готовыми причинить боль. Поэтому нужно контролировать свои потребности, тренировать наблюдательность и бдительность. Тогда у формирующейся личности с младых ногтей будет трезвый взгляд на жизнь.

Наша жизнь не всегда бывает приятной. Чаще она оказывается однообразной, привычной и скучной. Еще чаще – трудной и пугающей, несущей угрозу неудачи, насилия или

http://rostduha.ru/dushevnaya-bol/

Душевная боль

Вольф Мессинг остро переживал душевную боль за всех, кому война принесла страдания.

Взрослые люди нередко создают душевную боль сами себе. Если ты знаешь, что твоя графиня не вернется, то зачем ты поставил ее фотографию перед собой? Чтобы травить душу?

Душевная боль как сказка нашей культуры — богатое переживание, говорящее о глубине и близости отношений. Душевная боль как житейское обстоятельство, как реальность — неприятное ощущение психосоматического характера, ответственность за возникновение которого перекладывается на внешние обстоятельства и окружающих.

Душевная боль возникает тогда, когда у человека в какой-то ситуации возникло физическое напряжение и задержка дыхания — связанная, например, с переживанием страха или задержанного гнева.

Если эту ситуацию человек оформляет в сказку душевной боли, осмысляет ее не как чистую физиологию, а как событие его душевной жизни, а еще точнее — как неприятность или кошмар-ужас, то теперь он не просто ощущает мышечные напряжения и зажимы, а уже переживает душевную боль.

Иногда душевная боль возникает как реакция, как ассоциативная связь какого-либо неприятного события с памятью о прошлых больных переживаниях, иногда взрослые люди создают душевную боль сами себе.

Если ты знаешь, что твоя любимая женщина не вернется, то зачем ты поставил ее фотографию перед собой? Чтобы травить душу?

Нередко за душевной болью стоит та или иная внутренняя выгода: желание привлечь к себе внимание, страх неудачи, месть или борьба за власть. Нужно учесть и то, что современная культура душевную боль культивирует. Она воспитывает людей с душевной болью, считая ее добродетелью и приучая к тому, что переживание душевной боли естественно, неизбежно и есть достоинство воспитанного человека.

«У него ДУША БОЛИТ за дело!» / «Ну вы обо мне хотя бы немножко скучали?» / «Конечно, я расстроился! Мне же это не безразлично!»

Если душу не бередить, душевная боль проходит сама примерно с той же скоростью, с какой расслабляются мышечные зажимы: у детей за несколько часов, у взрослых за несколько дней, у людей пожилых за несколько недель.

К сожалению, у людей, склонных к больным переживаниям, есть привычка «сыпать соль на рану»: поднимать больные темы, видеться с человеком, к которому привязан, но отношения с которым бесперспективны, в ситуации острого переживания («незатянувшейся душевной раны») вспоминать о том, что было дорого, но уже не вернуть. Как возможность занять пустоту в душе или развлечь себя любимым делом попереживания, это понять можно, однако всерьез так мучить себя глупо и недостойно.

Учтем, что душевную боль могут осознанно или нет создавать окружающие вас люди (способы те же — поднимать больные для вас темы, напрягать привязанность, ударять по больным точкам в душе). В таком случае, возможно, вам стоит пересмотреть отношения с этими людьми, либо хотя бы временно уменьшить с ними контакты.

Возникновение душевной боли можно предупреждать, развивая свою эмоциональную стабильность, тренируя свою душевную стойкость, крепя душевную неуязвимость при встрече хотя бы с жизненными мелочами.

Самое смешное, тем не менее эффективно работающее средство — это, как ни странно, жвачка.

Неоднократно проверено: если только страдалец начинает энергично и прочувственно обрабатывать сладкую резину челюстями, спустя минут десять исчезает и сладость жвачки, и горечь страдания.

Дело в том, что душевные страдания предполагают достаточно тонкую работу лицевых мышц, а тупые и жесткие движения челюстей при жевании жвачки их уничтожают.

Ну не жуют при страдании! А если все-таки жуют, значит, приходится страдания отменять. Попробуйте представить:

Впрочем, и любые другие тонкие душевные движения жвачкой уничтожаются так же надежно. Хотите ни любить, ни страдать — жуйте жвачку.

Снятие душевной боли в работе психолога — отдельная тема, тут приходится говорить про очень разные вещи. Одно дело — снятие острой душевной боли, другое — кропотливая работа по устранению больных точек в душе. В любом случае все реально, было бы желание. Именно это — самое главное.

Психологос энциклопедия практической психологии

http://www.psychologos.ru/articles/view/dushevnaya_bol

Как избавиться от боли?

Боль – это естественное явление в нашей жизни. Она просто есть и это надо принять. Ведь если она есть, то не просто так, у неё есть своя цель. Хорошая или плохая – это уже другой вопрос.

Но очень важно понять – что значит «хорошо» или «плохо»? Кто даёт оценку происходящему в мире? Сам человек. Для одного хорошо, для другого – плохо. Единого мнения быть не может. Так и с болью.

Нельзя сказать однозначно.

Зачем же нам нужна боль?

Боль бывает разная. И первая, наиболее распространённая и известная людям, боль физическая. Все мы с нею сталкивались на протяжении своей жизни. С самого рождения ребёнок испытывает её. Не только матери при родах больно, её дитя тоже переживает мучения.

Любые изменения в жизни обычно сопровождаются болью. Так и момент рождения нового человека – болезненные ощущения испытывают мать и дитя. Но эта боль проходящая, быстро забывается.

Потому как следующая за нею радость встречи близких людей затмевает любые пережитые неприятные приступы.

Читайте также:  Эффективное обращение - психология

Если человек поранится, ему больно. Эта боль нужна нам для защиты от неблагоприятных обстоятельств жизни. Только представьте на минутку, если бы вы ничего не испытывали при порезе пальца, например.

Первая мысль – великолепно! Не болит, ну и ладно, можно продолжать что-то делать. А рана.. да что с ней сделается? Может и ничего, если она незначительная. Человек склонен часто не обращать внимание на такие неприятности.

Но если рана серьёзная? И если вовремя не оказать помощь, то можно умереть. А боль заставит любого всё же заняться своей безопасностью.

Вот и считайте, плохая боль в этом случае, или хорошая?

Так же и с душевной болью. Не зря она приходит. Порой она бывает сильнее боли физической. И поэтому многие люди стараются убежать от неё. Как? А очень просто – алкоголь, наркотики, переедание, распутство.

Все эти приёмы направлены именно на подавление душевной боли. На какое-то время приём, конечно же, срабатывает, человек убегает от неприятных мыслей, чувств и эмоций. Но позже боль снова настигает убегающего.

Ведь она никуда не ушла, это вы убегали от неё. А она тут как тут, и уходить не собиралась.

Когда мы бежим от разъярённого зверя, ищем убежище. Таким убежищем от душевных ран и есть то, о чём я написала выше. Но зверь никуда не делся, и просто затаился, поджидая, когда вы выйдете из укрытия. Задумайтесь – почему зверь нападает? Чего он хочет от вас? Сделать вам больно. Зачем? Чтобы самоутвердиться, или утолить голод. Понимаю, последнее не столь приятно осознавать, но..

Неужели боль тоже хочет самоутвердиться или поглотить вас? Зачем ей это? У неё другие цели. Ещё ни один человек не умер от душевной боли. Он может не выстоять, сломаться и свести счёты с жизнью, это да. Но это лишь его решение, и считается проявлением слабости. Нам же сейчас не это нужно.

Мы хотим разобраться, что хочет боль от нас, когда настигает и поглощает. Убегать от неё бесполезно – это мы уже выяснили. Но что происходит, когда мы встречаемся с нею лицом к лицу. Когда смелый человек смотрит в глаза зверю, последний чувствует силу и отступает.

Отступит ли боль, если посмотреть ей в лицо? И как это сделать?

Вот сейчас мы подошли к самому интересному в этом вопросе – что делать с душевной болью. Не знаю, удивлю я вас сейчас или нет, когда скажу, что с болью надо пожить. С нею надо провести некоторое время, не убегая. Принять её существование.

Скажите себе – мне плохо, я болею, но я обязательно выздоровею! Ведь испытывать душевную боль – это практически то же, что и болезнь на физическом уровне, когда организм справляется с чужеродной инфекцией или отклонениями в теле. Так и здесь – необходимо дать время себе на проживание болезненных симптомов.

Зная точно, что после этого однозначно придёт облегчение. Всё, что мы проживаем, уходит, выполнив свою миссию.

Нельзя постоянно быть сильным. Ничего не случиться страшного, если мы позволим себе быть слабыми какое-то время. «Пересидев» в убежище, проболев все болезненные обстоятельства, вы однозначно вернётесь с обновлёнными силами. Конечно, глубокие душевные раны оставляют след в душе, как и физические.

Но рубец всегда лучше, чем кровоточащая рана. Проживая сложные ситуации в жизни и соприкасаясь с болью, человек получает ценнейший опыт.

И только от его выбора зависит, какой опыт он получит – то ли замкнётся в себе и затаит злобу и ненависть на весь мир, то ли простит всех обидчиков и повторит попытку, учитывая урок неудачи.

Психика человека сложна и очень чувствительна. И если бы было всё просто в жизни, то люди сплошь и рядом были бы счастливы. Но счастливых среди нас единицы. Они заметны в толпе и привлекают внимание. Думаете, они не испытывали душевной боли? Испытывали. Но наверняка не убегали от неё.

Если встретите такого человека, поинтересуйтесь, в чём секрет его жизнестойкости. Ответы могут быть разными, но общее свойство, объединяющее таких людей – лёгкость внутри.

Все тяготы судьбы они не таскают за собой «ценным» грузом, а вовремя с ними разбираются – что-то приняли как есть, что-то прожили с болью, что-то просто отпустили, или дажеНЕ впустили в свою жизнь.

Каждый человек – «рулевой» своей жизни. Каждый миг он принимает решение, порой совершенно неосознанно. Из этих фрагментов составляется жизненный путь. Каков он будет – вам решать.

Боль – это естественное явление в нашей жизни. Она просто есть и это надо принять. Но как от неё избавиться?

http://magic-muse.ru/kak-izbavitsya-ot-boli/

Источник: http://psiholog4you.ru/bol-dushevnaya/

Душевная боль

Душевная боль — боль душевного тела. Душевная боль — популярная психологическая метафора, ставшая в силу популярности жизненной реальностью.

Душевная боль как сказка нашей культуры — богатое переживание, говорящее о глубине и близости отношений.

В этой сказке чем больнее душе при потере, тем значит больше тебе потерянное было дорого, и более любящий не тот, кто больше заботится, а кто больше страдает. Душевная боль считается драгоценностью, которую нужно беречь.

Душевная боль как житейское обстоятельство, как реальность — неприятное ощущение психосоматического характера, ответственность за возникновение которого перекладывается на внешние обстоятельства и окружающих.

По всей видимости, как таковой, собственно душевной боли — нет. Природа боли всегда физиологическая, боль всегда идет от тела. От ощущения напряжения в теле.

Ощущение душевной тяжести, душевного напряжения и душевной боли вызывается стойким мышечным напряжением и мышечными зажимами, обычно в районе груди и диафрагмы. Соответственно, расслабляющие и дыхательные техники, снимающие грудные зажимы, обычно ведут к уменьшению или снятию душевной боли.

Возникновение, поддержание и снятие душевной боли

Душевная боль возникает тогда, когда у человека в какой-то ситуации возникло физическое напряжение и задержка дыхания (связанная, например, с переживанием страха или задержанного гнева).

Если эту ситуацию человек оформляет в сказку душевной боли (понимает, осмысляет не как чистую физиологию, а как событие его душевной жизни, а еще точнее — как неприятность или кошмар-ужас), то теперь он не просто ощущает мышечные напряжения и зажимы, а уже переживает душевную боль.

Возникнув, душевная боль живет стойкими мышечными напряжениями и зажимами.

Провокации душевной боли

У людей, склонных к больным переживаниям, есть привычка «сыпать соль на рану»:

  • поднимать больные темы,
  • видеться с человеком, к которому привязан, но отношения с которым бесперспективны,
  • в ситуации острого переживания («незатянувшейся душевной раны») вспоминать о том, что было дорого, но уже не вернуть.

Душевно неподготовленным людям подобные вещи делать категорически запрещено.

Предупреждение душевной боли

Возникновение душевной боли можно предупреждать, развивая свою эмоциональную стабильность, крепя душевную неуязвимость при встрече хотя бы с жизненными мелочами, тренируя свою душевную стойкость. Смотрите все эти статьи, а пока оперативные подсказки на дорогу в порядке профилактики:

  1. Позитивное мировосприятие. Любая боль основывается на видении негатива (недостатка или потери) и игнорировании позитивных сторон происшедшего. Смотри упражнение «Хорошо!»
  2. Деятельная, а не переживательная позиция. Еще лучше — лидерская позиция. Переживает тот, кто не в деле, переживание — дитя досуга. Энергичная деятельность отвлекает от переживаний, переключает с переживаний на дело.
  3. Заботливое отношение, позиция Ангела. Переживает тот, кто центрируется на себе. Тот, кто занят другими, заботой о других, занят заботой, а не страданиями.

В следующей рассылке — работа с душевной болью: как ее снимать и предупреждать возникновение вновь.

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/16427.html

Психотерапия травмы. Работа с душевной болью

Это состояние, записанное в памяти нашего тела, а иногда и в памяти ДНК (если это родовое, семейное).

Это некая система конденсированного опыта — как эмоционально заряженный пузырек (порой их множество) в нашем теле, заставляющая нас быть зажатыми, меняющая паттерны нашего дыхания, делающая нас угловатыми, порой неуклюжими. Иногда — заставляя нас заедать, запивать и прочими подобными способами обезболивать невыносимое состояние.

Это состояние заряженное огромным количеством боли, невыносимой боли. Боль — это наша энергия, которая под влиянием какого-то события приняла отрицательный заряд, который ранил и кусал нашу душу.

Мы привыкли думать, что травма — это нечто, что нужно как можно быстрее «заклеить пластырем» повседневности, т.е. вернуться в обычную жизнь и оно типа «само заживет».

Но корни травмы глубже — у нее есть скрытое послание для нас: активизация недорешенных задач, недоигранных сценариев — часто родовых, семейных — в них тоже полно зажатой энергии, которая хочет вернуться домой: к нам, рассказать нам свою историю и получить принятие и поддержку.

Эта боль фонит в нас обидами, ощущением безвыходности, беспомощности, состоянием проживаемой неcправедливости — это все наша сила, которая хочет вернуться к нам, освободившись от отрицательного заряда негативной памяти.

Любая пси-травма приоткрывает дверку боли, из-за которой на нас потоком выливается тоже боль.

И мы растеряны. Не знаем, что с этим делать. Культура приучила нас к адекватности, а ведь в этот момент проживания боли — хочется орать, кусаться, требовать поддержки и вообще-то материться.

Но мы — адекватные люди, а потому: «все хорошо, не беспокойтесь. I'm fine»

И пластырем ее, пластырем — не смей вылезать, зараза:-)

Чего мы боимся? Обесценивание как механизм пси-защиты от боли

В этот момент мы на самом деле просто боимся захлебнуться в боли, не справиться с ее потоком. Ведь нам так привычно ОБЕСЦЕНИВАНИЕ.

Я буду в статье называть этот процесс ИНТРОЕКТИРОВАНИЕМ.

Механизм Интроектирования.

1) Обесценивание и подкоп под Идентичность.

Для того, чтобы уронить человека из взрослой (самостной, самостоятельной) позиции, с помощью слов и поведения вызывается детское состояние — то, при котором человек ощущает свою зависимость от значимых других (от пуповины) в плане получения ресурсов.
По-простому это провокацией зовется: типа, докажи, что ты не верблюд.

Все мы были детьми, были зависимы от родителей, учителей, от их решений, отношения к нам, отношений их друг с другом. Так что это состояние детсткости у нас заякорено.

Достаточно просто — с помощью подходящих якорей (слов, интонации, поступков) — его простимулировать, активизировать детские травмы, травмы из перинатального периода и через них — недоигранные сценарии, прошлые игры: родовые, семейные, в которых очень много боли.

Задача очень понятная: свалить Самость в состояние, когда возникает ощущение тотального поражения.

А дальше…

2) Из этого состояния человека заставляют решать взрослые задачи. 

И человек из-за этого может испытывать стыд, вину, унижение, отвержение за свою несостоятельность, неспособность справиться с ситуацией.

Происходит импринтирование (впечатывание) состояния — «ты неудачник, лузер».

Человек сам начинает верить в это — он же видит, что и впрямь не справляется с ситуацией.

Это состояние-ощущение чаще всего впечатывается в теле от солнечного сплетения до горла, блокируя способность к самовыражению, активным действиям, проявлению своей подлинности.

Ларингиты, трахеиты, захлебывание кашлем, позывы к тошноте, сдавливание в районе грудной клетки — все это попытки тела освободиться от этого встроенного предписания «ты-неудачник».

И освободившись от него — разблокировать в своем теле энергию травмы, освободить ее от отрицательного заряда, чтобы вернуть себе запертую в травме часть себя.

3) Освобождение возможно: через крик, слезы, истерику, мат, через высказывание своей боли, рыдание, смех.  Но…. 

Как только в современном мире человек пробует рассказать об этом: выговорить, выплеснуть, выкричать это из себя, выплюнуть этот интроект — он очень часто сталкивается со специфической реакцией окружения. Ему указывают тут же на его неадекватность.

Вся современная культура пронизана пропагандой удобности и адекватности: а именно — запрета на определенные эмоции, разговоры, слова. Мат, в частности.

И я не имею в виду случаи, когда мат затыкает дырки в словах — хотя это тоже симптом нашего болеющего вида, застрявшего в травме.

Когда же человеку затыкают рот, обвиняют его в неадекватности, в том, что он пытается освободиться от интроектов — снова происходит сваливание его идентичности в детское состояние, см. п. 1.

Круг замкнулся.

Самое трудное на этом этапе — разотождествиться, не верить своему ощущению ничтожности и поражения.

Это священное право человека послать все авторитеты на…. далеко, в общем.

Ведь обесценивание — это механизм, с помощью которого обесценивающий защищается от своих травм, своей боли, которая актуализируется, под влиянием человека, проживающего боль.

Терапия травмы

Она простая и одновременно — очень-очень непростая.

Для этого психологу или психотерапевту нужно уметь принимать в себе боль, уметь БЫТЬ в состоянии УЯЗВИМОСТИ, не стесняться своей ранимости, не испытывать вины за собственное несовершенство, чувствовать ресурс в своей подлинности: как в силе, так и в слабости — а не прикрывать уязвимость очередными масками эго.

Читайте также:  Тренинги личностного роста - психология

Это про то, что для распаковки травмы нужно уметь держать-поддерживать: проживать и не застревать, Поле любой силы.

[Поле — полевой разум: это эмоционально и информационно заряженное пространство, возникающее между тобой и клиентом.]

И в нем — невыносимая боль травмы, нуждающаяся в некотором моменте позитивного покровительства. Чтобы психолог мог одновременно чувствовать-держать Поле с болью и при этом оставаться активным наблюдателем, способным найти ресурс — не сваливаться в обесценивание и оценивание переживаний клиента, не спасаться бегством или саботажем от этой сильной энергии.

Это про то, что у данного психолога должен быть преодолен страх смерти, когда смерть воспринимается частью жизни. А потому — не надо защищаться от боли: она уже никого не убьет. Все останутся живы.

Уязвимость психолога — это необходимый ресурс в работе с травмой клиента. Она — уязвимость — провокатор отказа от пси-защит, она вскрывает выхолощенную маску с кучей пластырей, под которой — боль как энергия: огромное количество энергии. Ведь часто клиент долгие годы в одиночку борется с травмой, накапливая огромное количество подавленной боли.

Что такое уязвимость? Уязвимость как противоядие от треугольника «преследователь-жертва-спасатель»

Уязвимость — это способность человека открыться, несмотря на угрозы расклевывания его ценностей… Способность быть несовершенным и чувствовать себя в порядке, самоценным и самодостаточным.

История от меня….

Уж сколько раз я вынужденно поработала спасателем — не пересчитать. Часто просто потому, что больше было бы некому разгрести ситуацию…. и настал бы полный ппц в тех конкретных моментах прошлого, о которых пишу.

Сколько раз я стояла в системных расстановках за бойцов, прошедших всякие боевые действия — уже не перечесть. И почему-то всегда в роли спасателя, того, который вытаскивает товарища из пекла. И внутри: «ппц, щаз сдохну.

Но если сдамся — будет еще хуже». Такой вот любопытный паттерн.

Источник: http://psy-ecole.ru/blog-avtora/2015-08-14/psikhoterapiya-travmy-rabota-s-dushevnoy-bolyu

Тема 5 Психология оказания медицинской помощи

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Тема 5. Психология оказания медицинской помощи. Содержание.

Психология выполнения медицинских манипуляций. Работа с болью и страхом. Понятие «комфорт пациента». Особенности ухода за пациентами с психическими расстройствами. Работа с родственниками. Психологические аспекты паллиативного ухода. Психология умирания. «Трудные» пациенты: тактика работы.

Психология выполнения медицинских манипуляций.

Психологические реакции на медицинские манипуляции:

  1.  Боль.  Может быть связана со спецификой процедуры, особенностями заболевания или особенностью индивидуальной чувствительности пациента.

Тактика работы:

  1.  Предупреждение пациента о болезненности процедуры.
  2.  Медленное и аккуратное проведение манипуляции.
  3.  Недопустимость гнева, раздражительности, осуждения и насмешек над пациентом в случае чрезмерной реакции на боль.
  4.  Выражение сочувствия.
  5.  Обязательно задать вопрос о самочувствии после манипуляции («Как Вы сейчас себя чувствуете?») и напомнить о необходимости обратиться за помощью в случае продолжения, боли, головокружения и т.п.

Виды страха:

  1.  Страх боли.
  2.  Страх нарушения интимного пространства.
  3.  Фобические реакции (фобии).

Фобия – сильный иррациональный страх, как правило, без видимой логически причины или обоснования.

Виды фобий:

  1.  Фобии медицинских манипуляций  — могут быть связанны с детскими травматическими переживаниями, связанными с болезнью, врачами и больницами.
  2.  Фобии болезней – страх заболеть неизлечимой болезнью – канцерофобия,  спидофобия и т.п.

Тактика работы:

  1.  Предупреждение пациента об особенностях процедуры.
  2.  Медленное и аккуратное проведение манипуляции.
  3.  Недопустимость гнева, раздражительности, осуждения и насмешек над пациентом при проявлениях страха.
  4.  Выражение сочувствия.
  5.  Обязательно задать вопрос о самочувствии после манипуляции («Как Вы сейчас себя чувствуете?»).
  6.  Предложить обратиться за психологической помощью.
  1.  Стыд. Стыд при медицинском осмотре, обнажении и т.п.

Может быть связан:

  1.  Недостаточно комфортными условиями лечебного учреждения и недостаточной тактичностью медицинского персонала.
  2.  Особенностями культуры, религии и воспитания.
  3.  Предыдущим травматическим опытом – изнасилование.
  4.  Переживаниями, связанными с отношением больного к своему телу (характерно для подростков, застенчивых клиентов) – внешним дефектам, рубцам, полноте, состоянию кожных покровов и т.д.

Тактика работы:

  1.  Деликатность и тактичность.
  2.  При проявлении стеснения предложить отвернуться.
  3.  Предложить специалиста того же пола, что и пациент, если это возможно.
  4.  Предложить консультацию психолога.

Ятропатия — отрицательные последствия для больного неправильных действий или назначений врача или необоснованного использования инструментально-лабораторных исследований в ущерб здоровью больного.

Ятрогения – это заболевание или осложнение заболевания, вызванное тяжелыми переживаниями больного вследствие слов и действий врача или медицинской сестры, оказавших на больного отрицательное влияние.

Понятие «комфорт пациента».

Важен для создания способствующей успешному лечению пациента.

Методы обеспечения психологического комфорта:

  1.  Соблюдение этики.
  2.  Выражение эмпатии и поддержки пациентам.
  3.  Поддержание лечебно – охранительного режима.

Лечебно-охранительный режим — создание оптимальных условий пребывания больных в стационаре, способствующих эффективности лечения и положительно влияющих на психику больных.

К элементам лечебно-охранительного режима относятся:

  1.  устранение всех неблагоприятных факторов обстановки;
  2.  борьба с болью и страхом боли;
  3.  отвлечение больного от ухода в болезнь;
  4.  обеспечение максимальных условий для физиологического сна и отдыха, четкое соблюдение правил внутреннего распорядка.

Особенности ухода за пациентами с психическими расстройствами:

  1.  При вновь появившемся или обострившимся расстройстве требуется немедленно сообщить о своих наблюдениях врачу.
  2.   Необходимо проявлять спокойствие, доброжелательность и терпение.
  3.  Недопустимо проявление страха, гнева, нерешительности, т.к. эти чувства вызывают повышенную тревожность пациента и могут ухудшить его состояние.
  4.  В  случае нарушений интеллекта информация пациенту должна подаваться на доступном ему уровне, без избытка медицинских терминов.

Принципы работы с родственниками больных:

  1.  Необходимо получить у родственников необходимую для лечения информацию о больном и его семье.
  2.  Необходимо предоставить родственникам нужную им информацию об уходе за больным, особенностях его режима и диеты, времен посещений и т.п.
  3.  Требуется проявление внимания и сочувствия.
  4.  Недопустимы выражения гнева, раздражительности, осуждения родственников пациента во избегании ухудшения эмоционального состояния пациента и конфликтных ситуаций.
  5.  Недопустимо нарушение служебных полномочий и предоставление информации, которая находится во врачебной компетенции, сообщении прогноза лечения, результатов обследования и т.п.

Психологические аспекты паллиативного ухода

Паллиативный уход – уход за неизлечимым больным, имеющий целью улучшение его самочувствия и облегчение состояния.

Психическое состояние человека, заболевшего смертельным недугом, не остается постоянным, а проходит через несколько стадий (модель американского психиатра Элизабет Кюблер-Росс).

Эти стадии человек может проходить несколько раз, в зависимости от течения болезни и типа личности.

Для нее характерно:

  1.  Эмоциональный шок:
  2.  ощущение оглушенности, потерянности,
  3.  диссоциация: переживание отдаленности от тела, человек «видит все со стороны»,
  4.  ощущение нереальности происходящего (все это происходит «не со мной», «этого не может быть»),
  5.  исчезновение эмоциональной реакции («чувства куда-то делись», человек совершает действия, но не чувствует),

2. Отрицание реальности ситуации.

Отрицание  — защитный психологический механизм. Человек, узнавший о своем неизлечимом заболевании настойчиво отвергает неизбежность фатального конца, посещает разных врачей, часто скрывает факт диагноза или болезни от семьи или других людей. Больной не может сразу воспринимать объективную информацию о своем диагнозе как реальность, поскольку это слишком тяжело для него.  

Тактика медработника: использовать активное слушание, понимая, что собеседник не осознает случившегося. Не стоит активно вмешиваться и переубеждать пациента.

  1.  Стадия гнева. Человек более или менее вошел в контакт с реальностью, у него могут появиться или реакция агрессии (при поисках внешних причин), или реакция вины (когда причину ищут в себе самом). Агрессия может быть направлена как на конкретных людей («довели родственники», «не так и не тем лечили врачи»…), так и на Бога — он несправедлив.

Тактика медработника: принять агрессивные реакции без осуждения или агрессии в адрес пациента. 

3. Стадия компромисса. Больной начинает «выторговывать» поблажки у окружающих и у судьбы: «Если меня вылечат, я никогда не буду обманывать…», «Если я брошу курить, я выживу…», «Если я буду соблюдать режим, я выздоровею…». Также на этой стадии, люди часто могут обратиться к религии, экстраснссам, народной медицине.    

 Эти попытки «сделок» являются вполне естественными реакциями, помогая человеку смириться с реальностью болезни и окончанием жизни.

Тактика медработника: поддерживать пациента в полезных для его здоровья начинаниях и отговаривать от вредных.

4. Стадия депрессии. Человек чувствует себя незащищенным, теряет интерес к жизни, становится малообщительным.

Умирающий человек на этом этапе нередко хочет поговорить о своей болезни и приближении смерти, но только с теми, кто выслушивает его без поверхностных  попыток утешить.

Тактика медработника: эмоциональная поддержка, избегать утешения и необоснованных обещаний, фразы профессионала должны быть простыми, понятными и краткими, но обязательно заботливыми и понимающими.

5. Стадия адаптации. На этом этапе человек, горюя, начинает думать о грядущих фатальных последствиях с тихим ожиданием, близким к смирению: «Я прожил хорошую, наполненную жизнь…», «Теперь я могу  умирать спокойно…» и т. п.

Нередко у умирающих появляются мысли о самоубийстве, которыми они делятся с окружающими. Они чаще  появляются:

  1.  у людей, чертами характера которых является интенсивная потребность в контроле;
  2.  при внезапном сообщении о неизлечимом заболевании;
  3.  у больных, переживающих одиночество;
  4.  у физически страдающих больных.

Принципы взаимодействия с умирающи пациентом:

  1.  К умирающему нельзя относится, как уже умершему, с ним надо общаться.
  2.  Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности.
  3.  В общении с умирающим следует избегать излишнего оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие (не говорить «все будет хорошо».ю не давать советы).
  4.  Умирающие люди предпочитают обычно говорить, а не выслушивать других.
  5.  Нередко окружающие самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако это уменьшает диапазон самостоятельности человека. В место этого позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.
  6.  Людям, работающим с умирающими, и его близким необходима существенная психологическая помощь.       

Общение с человека в состоянии горя, вызванного потерей близкого человека или отношений

Горе – универсальный психологический механизм переживания потери.

Психофизиологический смысл процесса горя заключается в постепенном когнитивном и эмоциональном принятии потери значимой ценности.

Процесс горевания может сопровождать:

  1.  смерть близкого или знакомого человека,
  2.  расставание с близким человеком (развод, переезд, длительные командировки, учеба детей в другом городе, служба в армии и т.п.),
  3.  потерю работы,
  4.  изменение в статусе (понижение в должности, уход на пенсию, женитьба ребенка),
  5.  потерю значимых ценностей (денег, недвижимости и т.п.).

Процесс горевания может быт запущен:

  1.  Свершившейся потерей (смерть, развод, увольнение и т.п.).
  2.  Ожиданием потери (предвосхищенное горе).

Переживание горя происходит по стадиям, описанным Э. Кюблер – Росс (см. выше).

Продолжительность реакции горя:

— строго индивидуальна,

— считается, что нормальная реакция горя может продолжаться до 1 -1,5 года.

Острое горе — это синдром с психологической и соматической симптоматикой.

Может возникать сразу после кризиса или может быть отсрочен; он может проявляться ярко, в чрезмерно подчеркнутом виде или совсем не проявляться.

Общие признаки острого горя:

  1.  периодические приступы страдания (от 20 мин. до часа);
  2.  спазмы в горле;
  3.  припадки удушья с учащенным дыханием;
  4.  постоянные вздохи;
  5.  чувство пустоты в животе;
  6.  потеря мышечной силы, истощение;
  7.  отсутствие аппетита;
  8.  душевная боль, наблюдается некоторое изменение сознания:
  9.  легкое чувство нереальности;
  10.  ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей человека от других людей (иногда другие люди кажутся маленькими или похожими на призраки);
  11.  сильная поглощенность образом умершего;
  12.  псевдогаллюцинации (человеку кажется, он почти уверен, что видит или слышит умершего совершенно реально), это очень тревожит, многим кажется, что они сходят с ума.

Источник: http://samzan.ru/207794

Психотерапия травмы. работы с душевной болью (опыт)

ПСИХОТЕРАПИЯ ТРАВМЫ. РАБОТЫ С ДУШЕВНОЙ БОЛЬЮ (ОПЫТ)

Ох, долго я подбирала слова для этой статьи и… ждала момента внутренней готовности — написать статью о работе с болью. Моя коллега-расстановщица вчера выразилась: «Ппц — как ресурс». Цитата ее — и ссылка по праву принадлежит ей:-)

Что такое пси-травма?

Психотерапия травмы. Работа с душевной болью Это состояние, записанное в памяти нашего тела, а иногда и в памяти ДНК (если это родовое, семейное).

Это некая система конденсированного опыта — как эмоционально заряженный пузырек (порой их множество) в нашем теле, заставляющая нас быть зажатыми, меняющая паттерны нашего дыхания, делающая нас угловатыми, порой неуклюжими. Иногда — заставляя нас заедать, запивать и прочими подобными способами обезболивать невыносимое состояние.

Это состояние заряженное огромным количеством боли, невыносимой боли.

Боль — это наша энергия, которая под влиянием какого-то события приняла отрицательный заряд, который ранил и кусал нашу душу.

Мы привыкли думать, что травма — это нечто, что нужно как можно быстрее «заклеить пластырем» повседневности, т.е. вернуться в обычную жизнь и оно типа «само заживет».

Но корни травмы глубже — у нее есть скрытое послание для нас: активизация недорешенных задач, недоигранных сценариев — часто родовых, семейных — в них тоже полно зажатой энергии, которая хочет вернуться домой: к нам, рассказать нам свою историю и получить принятие и поддержку.

Эта боль фонит в нас обидами, ощущением безвыходности, беспомощности, состоянием проживаемой неcправедливости — это все наша сила, которая хочет вернуться к нам, освободившись от отрицательного заряда негативной памяти.

Читайте также:  Невербальное общение - психология

Любая пси-травма приоткрывает дверку боли, из-за которой на нас потоком выливается тоже боль.

И мы растеряны. Не знаем, что с этим делать. Культура приучила нас к адекватности, а ведь в этот момент проживания боли — хочется орать, кусаться, требовать поддержки и вообще-то материться.

Но мы — адекватные люди, а потому: «все хорошо, не беспокойтесь.

I'm fine» И пластырем ее, пластырем — не смей вылезать, зараза:-)

Чего мы боимся? Обесценивание как механизм пси-защиты от боли.

В этот момент мы на самом деле просто боимся захлебнуться в боли, не справиться с ее потоком. Ведь нам так привычно ОБЕСЦЕНИВАНИЕ.

Я буду в статье называть этот процесс ИНТРОЕКТИРОВАНИЕМ.

Механизм Интроектирования.

1) Обесценивание и подкоп под Идентичность.

Для того, чтобы уронить человека из взрослой (самостной, самостоятельной) позиции, с помощью слов и поведения вызывается детское состояние — то, при котором человек ощущает свою зависимость от значимых других (от пуповины) в плане получения ресурсов.

По-простому это провокацией зовется: типа, докажи, что ты не верблюд. Все мы были детьми, были зависимы от родителей, учителей, от их решений, отношения к нам, отношений их друг с другом. Так что это состояние детсткости у нас заякорено.

Достаточно просто — с помощью подходящих якорей (слов, интонации, поступков) — его простимулировать, активизировать детские травмы, травмы из перинатального периода и через них — недоигранные сценарии, прошлые игры: родовые, семейные, в которых очень много боли.

Задача очень понятная: свалить Самость в состояние, когда возникает ощущение тотального поражения. А дальше…

2) Из этого состояния человека заставляют решать взрослые задачи.

И человек из-за этого может испытывать стыд, вину, унижение, отвержение за свою несостоятельность, неспособность справиться с ситуацией. Происходит импринтирование (впечатывание) состояния — «ты неудачник, лузер». Человек сам начинает верить в это — он же видит, что и впрямь не справляется с ситуацией.

Это состояние-ощущение чаще всего впечатывается в теле от солнечного сплетения до горла, блокируя способность к самовыражению, активным действиям, проявлению своей подлинности.

Ларингиты, трахеиты, захлебывание кашлем, позывы к тошноте, сдавливание в районе грудной клетки — все это попытки тела освободиться от этого встроенного предписания «ты-неудачник».

И освободившись от него — разблокировать в своем теле энергию травмы, освободить ее от отрицательного заряда, чтобы вернуть себе запертую в травме часть себя.

3) Освобождение возможно: через крик, слезы, истерику, мат, через высказывание своей боли, рыдание, смех. Но….

Как только в современном мире человек пробует рассказать об этом: выговорить, выплеснуть, выкричать это из себя, выплюнуть этот интроект — он очень часто сталкивается со специфической реакцией окружения. Ему указывают тут же на его неадекватность.

Вся современная культура пронизана пропагандой удобности и адекватности: а именно — запрета на определенные эмоции, разговоры, слова. Мат, в частности. И я не имею в виду случаи, когда мат затыкает дырки в словах — хотя это тоже симптом нашего болеющего вида, застрявшего в травме.

Когда же человеку затыкают рот, обвиняют его в неадекватности, в том, что он пытается освободиться от интроектов — снова происходит сваливание его идентичности в детское состояние, см. п. 1. Круг замкнулся. Самое трудное на этом этапе — разотождествиться, не верить своему ощущению ничтожности и поражения. Это священное право человека послать все авторитеты на….

далеко, в общем. Ведь обесценивание — это механизм, с помощью которого обесценивающий защищается от своих травм, своей боли, которая актуализируется, под влиянием человека, проживающего боль.

Терапия травмы.

Она простая и одновременно — очень-очень непростая.

Для этого психологу или психотерапевту нужно уметь принимать в себе боль, уметь БЫТЬ в состоянии УЯЗВИМОСТИ, не стесняться своей ранимости, не испытывать вины за собственное несовершенство, чувствовать ресурс в своей подлинности: как в силе, так и в слабости — а не прикрывать уязвимость очередными масками эго.

Это про то, что для распаковки травмы нужно уметь держать-поддерживать: проживать и не застревать, Поле любой силы. [Поле — полевой разум: это эмоционально и информационно заряженное пространство, возникающее между тобой и клиентом.

] И в нем — невыносимая боль травмы, нуждающаяся в некотором моменте позитивного покровительства.

Чтобы психолог мог одновременно чувствовать-держать Поле с болью и при этом оставаться активным наблюдателем, способным найти ресурс — не сваливаться в обесценивание и оценивание переживаний клиента, не спасаться бегством или саботажем от этой сильной энергии.

Это про то, что у данного психолога должен быть преодолен страх смерти, когда смерть воспринимается частью жизни. А потому — не надо защищаться от боли: она уже никого не убьет. Все останутся живы. Уязвимость психолога — это необходимый ресурс в работе с травмой клиента. Она — уязвимость — провокатор отказа от пси-защит, она вскрывает выхолощенную маску с кучей пластырей, под которой — боль как энергия: огромное количество энергии. Ведь часто клиент долгие годы в одиночку борется с травмой, накапливая огромное количество подавленной боли.

Что такое уязвимость? Уязвимость как противоядие от треугольника «преследователь-жертва-спасатель»

Уязвимость — это способность человека открыться, несмотря на угрозы расклевывания его ценностей… Способность быть несовершенным и чувствовать себя в порядке, самоценным и самодостаточным.

История от меня….

Источник: http://light-of-angels.ucoz.ru/publ/put_k_sebe/psikhologija/psikhoterapija_travmy_raboty_s_dushevnoj_bolju_opyt/4-1-0-333

Психотерапия боли

Опираясь на опыт работы нашей «горячей линии» для онкологических больных, можем предположить, что для многих пациентов интересна тема психотерапии боли.

К сожалению, онкологическое заболевание на поздних стадиях достаточно часто предполагает болевые ощущения, как хронический болевой синдром, так и кратковременные приступы боли различной интенсивности. Если вы испытываете боль и хотите попробовать применить какие-то психологические методы для облегчения своего состояния, мы готовы предложить вам несколько методов.

Прежде чем вы попробуете применить эти методы, следует сказать несколько важных вступительных слов.

Во-первых, боль — это предупреждающий сигнал организма о нарушениях его работы. Поэтому если Вы почувствовали боль впервые и не знаете о ее причинах, если она вдруг началась в нетипичном месте, то это и прочие необычные явления требуют немедленного вмешательства врача.

 Во-вторых,техники снятия боли не являются «панацеей» и ни в коем случае не заменяют фармакологические методы снятия боли, они могут использоваться во взаимодействии с ними.

Также методы психотерапии боли требуют наличия хорошо развитого воображения, умения владеть собой и расслабляться.

Как правило, объективно присутствующая боль может усиливаться в связи с несколькими факторами, которые зависят от ее восприятия и психического фона, в котором пребывает человек в момент боли. Проще говоря, есть такие факторы, которые зависят только от нас, и мы можем влиять на них самостоятельно.

К факторам, влияющим на уровень боли относятся:

-Когнитивные оценки боли, то есть, как Вы ее воспринимаете, как относитесь к происходящему.

Если вы воспринимаете боль как ужасное, непредвиденное, безнадежное чувство, при котором Вы находитесь в состоянии одиночества, беспомощности и изоляции, то боль может субъективно ощущаться как более сильная.

С другой стороны, если человек воспринимает ее как один из симптомов болезни, знает ее причины, способы совладания с болью, верит в то, что наступит облегчение и что он найдет поддержку у родных и близких, то боль будет восприниматься, как менее сильная.

-Уровень тревожности личности. Если он высокий, то есть, если Вы часто тревожитесь, паникуете, нервничаете сверх меры, чувствуете беспомощность — это может вызывать страх, что с болью невозможно справиться, излишнее напряжение мышц, ряд физиологических реакций, которые могут провоцировать субъективное усиление боли.

Психотерапия боли прежде всего включает дыхательные техники, упражнения на снятие тревоги, релаксацию (устранение мышечного напряжения), методы визуализации, медитативные техники. Все эти техники можно использовать для самопомощи не только при работе с болью, но и для снятия тревоги и нормализации своего эмоционального состояния.

Предлагаем вашему вниманию несколько из них.

Абдоминальное дыхание

Очень простой и эффективный метод. Сядьте удобно и сложите руки на коленях. Сделайте 10 дыхательных циклов (а лучше 2 подхода по 10 циклов с перерывом) следующим образом:

Медленно вдыхайте через нос до тех пор, пока живот не «раздуется» максимально.

Задержите дыхание на несколько секунд.

Медленно выдыхайте через рот или нос, пока не выдохните из легких весь воздух.

Повторите цикл несколько раз.

Визуализация

Можно применить технику визуализации. Она заключается в том, что Вы подробно представляете себе место, в котором хотели бы находиться (например, на пляже или в лесу), и на некоторое время мысленно переноситесь туда.

Попробуйте дать свободу своему воображению, постараться расслабиться и сосредоточиться на своих ощущениях, возникающих образах. Большое значение имеют также звуки, запахи, тактильные ощущения. Если Вы на пляже, надо почувствовать под собой землю или песок.

Какой он? Сухой или мокрый, золотистый или белый, теплый или горячий? Почувствуйте теплый или прохладный бриз, его силу, запах морской соли, водорослей, цветов, шум моря и т.д… Ваше дыхание подстраивается под него.

Обратите внимание, во что вы одеты, какое время суток сейчас, что вы видите, какого цвета вода и пена от волн, какова температура воды и воздуха, какого цвета и формы окружающая растительность, какова он на ощупь и т.д.

Во время этого упражнения нужно лечь или сесть поудобнее, можно включить музыку или запись звуков природы (шум волн, дождь, пение птиц, ночь в джунглях), а также воспользоваться ароматической лампой с маслом или понюхать любимый аромат. Эти мероприятия должны содействовать расслаблению мышц и отвлечению от болевых ощущений. Можно вспомнить что-то приятное, что происходило с Вами раньше и предельно четко вспомнить детали и ощущение этого момента.

Визуализация боли

Этот способ заключается в визуализации переживания боли, болезни.

  • Обратите свой внутренний взгляд на место, в котором сосредоточены неприятные ощущения, или на ваши негативные эмоциональные реакции.
  • Теперь представьте себе: если бы это выглядело как образ, то каков этот образ?
  • Когда вы видите образ боли, просто оставайтесь с ним и с ощущением некоторое время. Не нужно ничего делать специально. Просто смотрите. Просто осознавайте. Возможно, вы сможете это назвать для себя. Например: «Сейчас я чувствую боль, и моя боль выглядит как яркое огненное пламя».
  • Позвольте проявиться этим ощущениям или переживаниям явно. Наблюдайте. Вам ничего не нужно делать специально, не нужно производить особых действий. Смысл в том, чтобы расслабиться и наблюдать.
  • Теперь задайтесь вопросом: какое средство поможет мне с этим справиться? И представьте себе этот образ. Например, если симптом выглядит как огонь, вы используете образ воды. И потушите огонь.
  • Делайте это не торопясь и наблюдая за тем, как меняется ваша внутренняя картинка.
  • Постепенно возвращайтесь к себе, обратите внимание на то, что изменилось в вас. Дайте себе еще некоторое время для релаксации и размышления.

 

Метод визуализации Саймонтонов (Карл и Стефани Саймонтон, «Психотерапия рака»):

Создайте образ целительных сил организма (так же четко и подробно как в первом упражнении на визуализацию).

Представьте себе, что ваши лейкоциты (или какой-то иной символ целительных сил вашего организма) отправляются на разведку, чтобы выяснить, в чем причина испытываемой боли. Постарайтесь увидеть этих «разведчиков» как можно отчетливее. Пошлите их к тому месту, где вы ощущаете боль.

Если лейкоциты (или какой-то другой выбранный вами образ) обнаруживают раковые клетки, представьте себе, как лейкоциты нападают на них и уничтожают, оставляя после себя чистую и здоровую ткань, совершенно свободную от боли.

Если эти лейкоциты (или ваш собственный мысленный образ) находят не рак, а напряженные болезненные мышцы или связки, то представьте себе, что эти мышцы или связки расслабляются. Постарайтесь почувствовать расслабление в этой области, мысленно вообразите как они расслабляются, подобно натянутой и отпущенной резинке.

Обратите внимание, что по мере того как Вы удерживаете в воображении образ расслабляющихся мышц и связок, боль постепенно уменьшается и может даже полностью отступить.

Отвлечение внимания

Иногда, когда вы испытываете боль, следует попробовать сосредотачивать внимание на чем-то другом, кроме боли и вызванных ею отрицательных эмоций. Можно использовать аутотренинг, произносить фразы наподобие: «Я могу справиться с этой болью».

Можно отвлекаться и на внешние факторы – слушать музыку, смотреть телевизор, разговаривать, слушать, как кто-то читает, смотреть на что-то увлекательное.

Также Вы можете пытаться отслеживать свои отрицательные мысли и стараться заменять их положительными мыслями и образами.

Возможно, что все вышеперечисленное получиться не сразу, но нужно тренироваться и, надеюсь, это принесет Вам облегчение.

Источник: Проект “СО-действие”

Источник: http://www.pro-palliativ.ru/pacientam/rodstvennikam-pacientov/psihologicheskaya-pomoshch/psihoterapiya-boli

Ссылка на основную публикацию