Взрослость ответственного и взрослость мученика — психология

Клуб Здорового Сознания

Если у тебя есть дела, которые кроме тебя некому сделать, то значит ты уже взрослый.

Странный тезис. И с ним ничего не поделаешь. Пока есть на кого переложить, есть на кого положиться и, наконец, есть, кому прикрыть в случае чего, то вне зависимости от возраста реального, в человеке играет детство. Знаете, эдакая детская бесшабашность.

Часто взрослым вменяют излишнюю озабоченность и недостаток раскованности и смелости. Да, у взрослых чаще серьезное лицо. Но ведь когда ты идешь через пропасть по узкому мостку, то лучше воздержаться от плясок?

А теперь взглянем чуток с другой стороны. Иметь дела, которые кроме тебя некому сделать и изображать, что у тебя есть такие дела – это два разных состояния. Но оба этих состояния определенно похожи на взрослость. Если уж на чистоту, то найдется не так много дел, в которых конкретного человека нельзя было заменить.

Это если взглянуть честно. И в этом случае вовсе необязательно натягивать на себя «маску взрослого». Но зато как почетно «быть взрослым»! Ведь можно легко и без усилий избавиться от массы мешающих вещей. Для этого достаточно сослаться на то, что ты «занят».

Занятому взрослому прощается такое, что бесшабашному ребенку никогда в Жизни не простят.

Взрослость в таком аспекте напоминает болезнь, причем болезнь тяжелую. Ведь как только человек заболел, как резко меняется к нему отношение.

Интересная картинка получается. По-настоящему взрослых людей не так уж и много. Большая часть «гонит картинку». Да что там – и по-настоящему детей не легион. Ведь «косить под ребенка» какое-то время вполне даже неплохо.

Быть и казаться. Снова возврат к теме. Быть – легко, но не презентабельно как-то. Казаться – сложнее, зато как эффектно! Настоящий взрослый – обычный человек, который не спешит переложить на плечи другого человека то, что может (как он считает сам, на то он и взрослый) сделать сам.

Предельно просто. Не дожидаясь просьбы или помощников – берет и делает. «Ненастоящий» взрослый обставит любое дело так, чтобы все поняли, что без него это дело не сделать.

Вызвать чувство вины, дать почувствовать значимость, сослаться на дикую занятость и усталость – вот некоторые элементы арсенала такого «взрослого». А что хотели? Казаться – это не простая работа.

Помните, как ребенок изображает, что он болен? И как на самом деле болеет ребенок? В первом случае – страдание, бесконечные капризы и просьбы. Во втором попытки поиграть, улизнуть во двор и так далее.

Переложите эту модель на взрослость, и она проиграется один в один.

Источник: https://psy-space.ru/?page=vzroslost-otvetstvennogo-i-vzroslost-muchenika&lang=ru

Взрослость как психологический период

Взрослость как психологический период — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости: — ранняя взрослость (молодость), — средняя взрослость,

— поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости.

Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости: — новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием; — способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности; — преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других; — некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);

— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе.

Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота — добродетели зрелых людей.

Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня).

На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить, прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой: — необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты; — в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности; — прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка) ; — быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность; не бояться не понравиться другим людям;

— необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания.

Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Ионы, который представляет собой «боязнь собственного величия», «уклонение от своего предназначения», «бегство от своих талантов»: «Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого слова, лучше, чем вы можете себе представить».

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно.

Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт: 1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я; 2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим; 3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль); 4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях; 5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора; 6) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни.

Б. Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста — сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания.

С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально — психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения.

Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости — с точки зрения ее продолжительности и потенциала.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.

В. И. Слободчиков и Г. А.

Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17—42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».

Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.

Источник: https://psyera.ru/4750/vzroslost-kak-psihologicheskiy-period

Этапы психологического взросления

Существует несколько этапов психологического взросления личности.

1 Эмбрион

У него нет своей психологической территории. Он полностью включен в материнское тело и состояние, зависим от материнского организма. Поэтому на данном этапе вся ответственность и инициатива лежит на матери.

2 Грудной период, младенчество (до 1 года)

Тело ребенка отделилось от материнского, но все еще сохраняется его абсолютная зависимость от физического и психологического развития матери. Ответственность также полностью лежит на ней.

3 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

У ребенка появляются собственные желания, стремление к познанию и чрезмерная потребность в освоения различных навыков. Он уже может не только активно выражать свои желания, но и требовать их удовлетворения. Ответственность за развитие и жизнь ребенка в этот период все еще лежит на матери.

Важно знать!

Подавленные инициативы и самостоятельность ребенка, чрезмерная опека и контроль в этом возрасте могут привести к неврозам.

4 Детство (от 3 до 6 лет)

У ребенка появляется собственное «Я», понятие «МОЕ», личные вещи.

Он демонстрирует стремление к познанию, развитию, изучение своих возможностей, отличается специфическими особенностями оригинального мышления, пока еще не ограниченными социальными нормами.

У ребенка развивается стремление, с одной стороны, отстоять свои границы, а с другой – расширить психологическую территорию. Однако все еще велика его зависимость от родителей.

Важно знать!

Если в этот период развития родители не считаются с психологическими границами ребенка или, наоборот, полностью лишают его своей психологической опеки, то в дальнейшем ребенок.

А) Не умеет определять и защищать собственные границы, а также считаться с чужими, постоянно вторгается на чужую территорию и получает болезненный отпор, не умеет постоять за себя и страдает от регулярного насилия над собственной личностью, от навязывания чуждой, нежелательной деятельности и целей, имеет проблемы с самоидентификацией, с трудом представляет себе, кто он есть, определяет свои желания, цели и смысл своей деятельности, стремится создавать созависимые отношения;

Б) Стремится к самоизоляции, испытывает страх неудачи, конкуренции и успеха, за счет чего нарушаются социальные связи, отсутствует способность к построению близких отношений, сотрудничества, возникает чувство одиночества.

5 Старший детский возраст (от 6 до 11 лет)

Психологическая территория ребенка расширяется, ее границы приобретают четкие очертания. У него появляются свои «тайны», растет стремление к приобретению новых знаний, умений, качеств. Проявляются склонности и дарования, желание взаимодействовать со сверстниками, подражание.

Растет стремление к самостоятельности, но при этом адекватная забота родителей и опека воспринимается им вполне благосклонно.

Ощущение опоры на родителей комфортно, поэтому ребенок допускает их вторжение на собственную психологическую территорию, границы которой расширяет пока осторожно.

Читайте также:  Переживательная и деятельная личность - психология

Важно знать!

Негибкость родителей, их агрессивность и жестокость по отношению к ребенку в этот период, особенно если они всегда «выигрывают битву», приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, теряет к ним доверие, отстраняется, и, в конце концов, все, что с ним происходит, действительно становится тайной для родителей.

6 Ранний подростковый возраст (от 11 до 13)

Очень важный период начала самоидентификации личности подростка, его самоопределения. Социальное окружение постепенно вытесняет авторитет родителей.

Подросток внутренне отсоединяется от родительских ценностей, пытаясь примерить на себя другие.

Если в этот период родители продолжают претендовать на всю психологическую территорию ребенка, а зачастую так и происходит, то начинается нелегкая борьба «за свободу»

Важно знать!

Самая основная трудность для подростка в этот период – противоречие между желанием полной свободы от родителей и практически полной зависимостью от них в материальном плане и в плане возможностей для решения серьезных проблем. Основная слабость – восприятие свободы отдельно от ответственности: свобода – подростку, ответственность – родителям.

7 Подростковый период (о 13 до 16 лет)

Все тенденции предыдущего этапа усиливаются. Характерны размышления подростка над своей дальнейшей жизнью, профессиональное самоопределение.

Родители вынуждены постепенно, не без боя, отступать, освобождая психологическую территорию подростка, который борется отчаянно, иногда даже жестоко.

Тем не менее, сохраняется и материальная зависимость от родителей и зависимость от модели поведения и системы ценностей семьи, появляется сознательное использование подростком, родительских возможностей.

Важно знать!

Возможно и активное противостояние подростка семейным ценностям, желание отстаивать полярные ценности только потому, что они отличны от родительских. Это тоже проявление зависимости от семьи.

8 Юность (от 17 до 19 лет)

Если к этому периоду не определены разумные границы психологической территории личности повзрослевшего ребенка, то борьба за нее с родителями достигает своего апогея, причем, в конце концов, родители проигрывают битву, даже если продолжают материально поддерживать тинейджера.

Между тем именно сейчас ему вместе со свободой передается и большая часть ответственности за собственные решения и поступки.

Часто родители сознательно или бессознательно стремятся продлить зависимость от себя ребенка и напрасно сохраняют за собой часть обязанностей по организации быта и решению различных проблем, требуя за это послушания.

Важно знать!

Тинейджер не чувствует особой благодарности к родителям за решение своих проблем, для него это само собой разумеется. Даже, несмотря на то, что большинство решений он принимает самостоятельно, не считаясь с желаниями родителей, ответственность за негативные последствия своей жизнедеятельности он все равно перекладывает на них.

Теперь уже родители вынуждены отстаивать свою психологическую территорию от тинейджера, который по прежнему желает их непременной заботы о себе.

9 Молодость

В здоровых, гармоничных отношениях между родителями и взрослым ребенком устанавливается партнерство и взаимодействие суверенных психологических территорий, свободных в своем развитии, но готовых оказывать друг другу помощь и поддержку, не препятствуя осуществлению потребностей каждого. Между тем сохраняется область взаимодействия, на который устанавливаются общие взаимовыгодные правила, в остальном же происходит свободное и ответственное самоопределение.

Важно знать!

Если на предыдущих этапах развитие личности ребенка подавлялось, то этот уровень развития не науступает.

Похожее

Источник: http://rehab-centers.ru/jetapy-psihologicheskogo-vzroslenija/

Психология ранней взрослости, зрелость. Карьера и ее становление

Зрелость – это уровень психическигармоничной развитости личности, обеспечивающий ее эффективную включенность в социальные отношения.

Зрелость – основной период онтогенеза от завершения юности до начала периода старения.

Основными чертами зрелой социализированной личности являются: чувство социальной ответственности, стремление к социальной самореализации, наиболее эффективному использованию своих возможностей в основных видах деятельности социальной общении, утверждение своего «Я» в многообразных социальных связях; расцвет духовных и физических сил человека. Различают анатомо-физиологическую, психическую и социальную зрелость индивида.

Социальная зрелость – итоговый уровень социализации индивида, интернализация (присвоение) им базовых социальных ценностей и образцов социально значимого поведения, его способность к исполнению социальных ролей и активному участию в жизнедеятельности социума. Наиболее ответственный период в жизни человека. Ответственность за его развитие лежит прежде всего на самой личности, его жизненной позиции, жизненной направленности, устремлениях.

Период взрослости является самым большим из всех периодов развития личности человека. Он начинается в 20-25 лет и заканчивается в 60-65 лет, а это более сорока лет жизни.

Этапы периода взрослости:

-ранняя взрослость;

— средняя взрослость.

Некоторые специалисты выделяют три или четыре периода. Их начало (возраст) варьируется у каждого автора.

Зрелостью называю период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств В это время человек может раскрыть свои способности, реализовать возможности. Это расцвет его индивидуальности.

Происходит его становление в индивидуальном плане, он переходит на новый уровень общения с людьми, реализует себя в новых социальных ролях (семейных, профессиональных).

Первый период взрослости обладает психологическими, физиологическими и познавательными особенностями. Человек продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность достигает пика развития. Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к переключению.

Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная). Мышление отличается гибкостью и подвижностью. Процессов. В зависимости от определенного возраста конкретные виды мышления развиты чуть больше.

В эмоциональной сфере также присутствуют особенности. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Он старается завоевать и удержать общественные позиции.

Сталкиваясь с комплексом родительских отношений, человек может осознано подходить к оценке своих способностей и возможностей.

Чаще всего в этот период он встает перед выбором своей будущей профессии, а это значит, что он самоопределяется.

Второй период взрослости также имеет свои отличительные черты. Для этого возраста характерно снижение уровня психических функций.
Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются. Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться. Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.

Профессиональная деятельность продолжает занимать большое место в жизни человека. Проявляются особенности Я-концепции. Человек реально оценивает себя как личность. Самооценка становится обобщенной.

Как и любой биографический этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения.

В профессиональной деятельности в период зрелого возраста, человек, как правило, состоялся.

Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились.

Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В свое работе он находит источник получения морального удовлетворения, раскрытия своих способностей.

В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами является обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей ВО многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную, негативную.

В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.

Кризис 40 – это своего рода повтор кризиса 30 лет, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Дети становятся самостоятельными и меньше нуждаются в родителях. Семьи, которые держались на взаимоотношениях с детьми, как правило, распадаются. Люди постепенно начинают терять близких, друзей, родственников. Происходит становление новой Я-концепции.

Семья и профессиональное становление (новообразования молодости) претерпевают изменения. Они становятся более осмысленными. Происходит интегрирование предыдущего опыта, что получило название продуктивности. Психическим новообразование зрелого возраста является переосмысление.

Человек как бы выбирает новое для себя направление или корректирует прежнее.

По мнению, Клапаред, человек в зрелом возрасте достигает определенного профессионального уровня, выше которого ему трудно подняться. Он оттачивает свое мастерство. Но постепенно желания и возможности человека затухают. Это объясняется отсутствием желания у человека расти дальше, спадом его познавательных способностей и возможностей, состоянием его здоровья и пр.

Человек начинает стареть. Важно чтобы в это время он нашел для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности (хобби, увлечение, творческую работу). Это поможет ему почувствовать прилив сил. Новая деятельность – это новые цели. Задачи, следовательно, и поиск путей их достижения.

Источник: http://hr-portal.ru/article/psihologiya-ranney-vzroslosti-zrelost-karera-i-ee-stanovlenie

Взрослость — Психология

Приходит время, и нам пора взрослеть! «Когда же ты повзрослеешь?» — слышим мы часто такую фразу. А что же такое взрослость?

Это такие ответственные тёти и дяди с серьёзными лицами. Может выдать нам наш ум. Некоторые выпивающие, тем самым стараясь расслабиться, почувствовать единство со всеми и хоть ненадолго выйти из рамок взрослости и повеселиться вновь, как дети. Или есть такие сценарии, где взрослые алкоголики, забывшие про заботу о своих детях.

Или взрослый, который размышляет о жизни, о потерях, о том, как тяжело быть взрослым и всё время приходится чем-то жертвовать. Какое-то жертвоприношение себя, только не понятно, кому? Невидимому, многовековому духу правильности жизни.

Или взрослые, которые всё время выясняют отношения, внося туда дух соревнования и сравнения, порождая при этом скандалы или боль разлуки.

Или всё время болеющие взрослые, или работающие с утра до ночи, света белого не видя, или взрослые зануды. Потому что когда-то им передали такой опыт взрослости их родители, а их родителям их родители, а их родителям их родители, и т.д. 

И вот ты живёшь, и в тот момент, когда тебе пора взрослеть, и ты созрел, тебя подсознательно либо сами взрослые не пускают, потому что это же так тяжело и опасно: «Я-то лучше знаю, я опытный взрослый, знаю, где соломку подстелить».

Или ты сам подсознательно не идёшь во взрослость, и возникает страх: иллюзорно ум воспринимает взрослость как потерю. Бессознательно нам либо кажется, что, став взрослыми, мы потеряем родных, ведь мы как бы отделяемся от них, уходя из гнезда. Либо потерю чего-то важного для нас, родного — беззаботно радоваться жизни просто так, при этом не платив за это какую-то цену.

Для нашего подсознания взрослость соизмеримо со смертью. Это как заново родиться в другом измерении жизни. Приближаясь к своей истинной взрослости, мы начинаем выбираться из иллюзий и заблуждений, мы начинаем видеть чужие навязанные сценарии и осознавать, что всё есть игра.

Нам становится немного не по себе, мы видим игру и не понимаем, где же мы в этой игре и где во всём этом смысл. На какое-то время нам хочется уйти из игры, чувствуя нотку разочарования и обмана.

Осознавая свои тени, возвращая себе свои части, осознавая природный процесс возникновения жизни в самом себе, мы можем быть ответственными за свою жизнь, приходя к источнику и чувствуя свой ритм жизни: «Я ведаю, что творю!».

Мы приходим к целостности себя, возвращая истинный смысл жизни, наполняя его собой и находя свою бесценную, не похожую на других истинную взрослость присутствия. Здесь нечего терять.

Как же мы можем узнать природу жизни, не познав себя, не познакомившись с тонкостью своей души, с прелестью своего ума.

Не познакомившись с нашими внутренними ролями, которые проявляются через нас в весеннем цветке, в буре, во мгле, в солнце, в луне… Не осознав комедию и драму, которая рождается через нас. И все этапы очень важны и нужны, потому что это и есть танец жизни.

Танцевать этот танец красиво, разворачивая свою жизнь и принимать даже самый запутанный сценарий и самую не понятную роль, осознавая с удивлением, но, вспоминая, что ты и есть создатель, что ты и есть режиссёр своей жизни.

Все ответы на вопросы ты можешь найти, обратившись к себе самому. Встреча с собой необходима каждому человеку, чтобы осознать, насколько он прекрасен в своём проявлении, и полюбить себя, влюбляясь в жизнь.

Источник: http://zamanaonline.com/psihologiya-muzhchin/vzroslost/

Глава 23. ВЗРОСЛОСТЬ (ЗРЕЛОСТЬ)

Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Акмеология. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Кризис взрослости. Характеристики взрослой личности. Самоактуализация в сфере выбранной профессиональной деятельности. Расширение сферы социальной активности и ответственности в зрелости.

Виной тому, что взрослость как бы выпадает из сферы внимания психологии развития, – объективная логика онтогенетических исследований.

Читайте также:  Политика и наука параноика - психология

Дело в том, что для определения нижнего порога зрелости необходимы знания о генезисе тех структур, которые обеспечивают оптимальные режимы их функционирования, и знания о возрастных синдромах отрочества и юности.

А для определения верхнего порога зрелости необходимы знания о старении и старости. Развитие и получает свои характеристики из этих двух источников – процессов эволюции и инволюции психических функций.

Современная психология развития, будучи по преимуществу возрастной психологией ребенка и подростка, сосредоточила внимание на процессах физиологического созревания и развития психических функций, усвоения индивидом общественно-исторического опыта, становления личности, которые определяют наиболее общие модели психического развития человека. С этих позиций взрослость оказывается лишь неким итогом бурных процессов развития и реализации ранее сформированных механизмов, свойств и структур поведения, заложенных в детстве и отрочестве, за которым последуют жизненный спад и угасание психических функций. Взрослость рассматривается как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентации и картины мира.

Такое отношение к взрослости сформировалось исторически. Например, Э. Кла-паред характеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда процесс развития «прекращается». Ярким проявлением такого отношения к взрослости можно считать и высказывание В.

Джеймса, который писал о том, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи: бескорыстная любознательность проходит, умственные «связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана». Определяя основные стадии развития, многие психологи XIX-XX вв.

ограничивали развитие юношеским возрастом, отказывая последующим периодам в возможности появления качественных новообразований личности и деятельности.

Вполне понятно, что такие установки не позволяли подойти к взрослости, как к периоду развития и появления возрастных новообразований.

Но целостная картина развития не может быть построена без учета периода зрелости; именно поэтому в его изучении исследователи в последнее время все больше обращаются к педагогической, производственной психологии, психологии творчества, социальной психологии и психологии индивидуальных различий.

Благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрасте и старости обнаружено важное онтогенетическое обстоятельство: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека.

Главным следствием этих онтогенетических изменений является расширение возрастного диапазонапериода взрослости, его потенциалов трудоспособности, познавательного и личностного развития.

Именно поэтому одним из фундаментальных разделов психологии развития должно стать изучение развития человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Впервые эта задача была поставлена в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, предложившим называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч.

«акме», что означает – апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) – наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека.

Возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных и биологических причин в зависимости от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека.

Накопленные данные позволили в какой-то мере отграничить период взрослости от отрочества, юности и молодости, с одной стороны, и старости – с другой, а также в самой взрослости выделить отдельные макропериоды –раннюю взрослость, средний возраст, пожилой возраст.

Но четкие хронологические рамки взрослости задать довольно трудно: в характеристиках и временных границах взрослости много неопределенности.

Так, к примеру, раннюю взрослость многие авторы соотносят с периодом юности (ее хронологические рамки – от 15–16 до 22-25 лет); средний возраст – с периодом молодости (от 20-35 лет, по Д. Векслеру) или «зрелости» (25–40 лет – Д. Б. Бромлей, 25–50 лет (Д.

Биррен), до 36–60 лет по международной классификации возрастов); пожилой возраст – со старостью (от 55 лет и старше).

Верхнюю границу взрослости в социальном плане соотносят с окончанием школы и началом самостоятельной жизни (17–18 лет), а нижнюю – с выходом на пенсию (55–60 лет).

Психофизиологические исследования, проведенные в школе Б. Г.

Ананьева (изучались общий, вербальный и невербальный интеллект, логические и мнемические функции, индивидные свойства и физиологические процессы типа теплообразования и метаболизма), показали, что наибольшая концентрация конструктивных сдвигов развития характерна для раннего (18–22 года) и среднего (23–32 года) возрастов, а отрицательных сдвигов – для двух периодов (23-27 лет и 33-35 лет); стабилизация в наибольшей мере характерна для 33–35 лет, после чего более типичными становятся инволюционные процессы.

Экспериментальных оснований большинство из предложенных схем не имеют.

К тому же остаются открытыми вопросы о том, существуют ли критические моменты и переходные состояния, разделяющие раннюю и среднюю взрослость, каков вообще характер психофизиологического развития в эти периоды: полностью ли стабилизирован функциональный уровень всех психофизиологических структур, каковы самые ранние проявления инволюции, каковы оптимумы психических функций в этом возрасте и т.д.

Поскольку мы рассмотрели юношеский возраст и молодость отдельно, то сейчас займемся анализом того, что происходит в развитии на этапе от 30 до 55–65 лет.

Какого человека можно считать взрослым? Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма.

Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться – достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем.

Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26–30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически – с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость – категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, переживания себя относящимся к определенной возрастной когорте.

Для последнего очень важны наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45-60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет).

Понятие взрослой (зрелой) личности – сравнительно новое приобретение психологии развития, во многом обязанное своему употреблению философскому анализу таких явлений, как массовый человек (X. Ортега-и-Гассет), бегство от свободы, социальный и индивидуальный характер (Э.

Фромм), экзистенциальный вакуум, смысл жизни (В. Франкл) и др.

Психологическое определение понятия взрослости обнаруживает свою нетождественность понятиям социальной или юридической зрелости, а также сталкивается с трудностями в определении нормы развития в связи с действием культурных факторов и общей инфантилизацией современного населения.

Понятие взрослости (зрелости) в первую очередь связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывания себя в универсум, космос.

Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим.

Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) как главные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в индивидуальном творчестве. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего «Я», своего индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса.

По Э. Эриксону, зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным; зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны молодых, о которых необходимо заботиться. При этом, естественно, речь идет не только о собственных детях. Сам по себе факт наличия детей или даже желания иметь их еще «не тянет» на генеративность.

И на деле некоторые молодые родители страдают от задержки способности развивать эту стадию.

Причины отставания часто обнаруживаются во впечатлениях раннего детства – в чрезмерном себялюбии, основанном на слишком напряженном самосозидании преуспевающей личности; в недостатке веры, «доверия к роду человеческому», побуждающего ребенка ощущать себя так, будто он желанная надежда и забота общества.

Генеративность как одна из важных характеристик взрослости – это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения.

И довольно часто в случае жизненных неудач или особой одаренности в других областях ряд людей направляет этот драйв не только (и даже вообще не) на свое потомство, поэтому понятие генеративности включает также продуктивность и креативность, что делает эту стадию жизни еще более важной.

Если ситуация развития неблагоприятная, имеет место регрессия к обсессивной потребности в псевдоблизости: появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению.

В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости, когда, казалось бы, объективно человек полон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профессию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь – наполненной смыслами. В этом случае, как пишет Э.

Эриксон, человек рассматривает себя как свое собственное и единственное дитя (а если есть физическое или психологическое неблагополучие, то они этому способствуют).

Если условия благоприятствуют такой тенденции, то происходит физическая и психологическая инвалидизация личности, подготовленная всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывались в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить (создавать) вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогают преодолевать возможную самопоглощенность и личностное оскудение.

О периоде взрослости хорошо сказал Е. Евтушенко:

Сорокалетье – странная пора,

когда еще ты молод и не молод

и старики тебя понять не могут,

и юность, чтоб понять, – не так мудра.

Сорокалетье – страшная пора,

когда измотан с жизнью в поединке

и на ладони две-три золотинки,

а вырытой пустой земли – гора.

Сорокалетье – дивная пора,

когда иную открывая прелесть,

умна, почти как старость, наша зрелость,

но эта зрелость вовсе не стара.

Нет ни одной фазы жизни, которая была бы для человека более важной, чем другие. В каждом возрасте человек может быть и является именно тем, чем он должен быть.

Не исключение здесь и взрослость, с которой принято связывать такиеновые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др.

Большинство взрослых людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уверенность в себе.

Но одновременно в этот, казалось бы, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого и необходимости отказаться от явно недостижимых целей.

Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой жепротиворечивый период, как и другие. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни.

Читайте также:  К теории творчества - психология

Источник: https://megalektsii.ru/s59808t7.html

Взрослость Взрослый человек

20.02.2018 by petr8512

Взрослость не есть некий возраст: это

состояние, когда человек познал себя.

Автор афоризма: Фаулз Джон

Взрослость — это не возраст, не следы бритвы на щеках, не разговоры басом.

Взрослость — это ответственность. Ответственность за свои поступки, слова, мысли,

в конечном итоге, за других людей, которые от тебя зависят.

Автор афоризма: Ткачёв Андрей

Ответственность — это взрослость.

Автор афоризма: Синявский В.

Человек становится взрослым, когда обретает способность говорить

и слушать о жизни и смерти. Вот это считается взрослый человек.

Автор афоризма: Рузов Вячеслав

   Взрослость  (Взрослый человек) как качество личности – способность, не утратив связь с детскостью, быть при этом ответственной, зрелой личностью.  

    Девушка пошла искупаться в бассейне. Пока она купалась, с неё слетели плавки от купальника. Она хватает первую попавшуюся табличку, прикрывает все свои прелести и бежит в отель. Вдруг все окружающие начинают смеяться. — Ничего смешного! — говорит девушка. Добегает до раздевалки и там, в зеркале  читает надпись на табличке: «Только для взрослых. Глубина от 2 до 5 метро».

    Взрослый — это  когда идёшь в мороз по улице без шапки и понимаешь, что ты дебил.

  — Мне грустно, и я не знаю почему. — Ты же взрослый человек. — Ах да, точно.

     Воспитывать, менять взрослого человека нерезультативно, а в большинстве случаев вообще бесполезно.

У родителей, воспитателей есть время для воспитания – до 14 лет, то есть до тех пор, пока не включится собственная карма человека.

До 5 лет за ребёнка кармически отвечает мать, а до 14 лет – отец, затем всю последующую жизнь он отвечает за свои поступки сам. Относительно кармы он стал взрослым, что означает, прежде всего, стал ответственным.

    Можно быть великовозрастным и в то же время невзрослым. Возраст и взрослость – далеко не синонимы. С позиций гражданского и уголовного права человек считается взрослым в зависимости от возраста, но с  позиций человековедения, психологии взрослость всегда связана с ответственностью, чувством долга, зрелостью личности.

     К примеру, можно ли назвать взрослой  девушку с её дурью, тараканами в голове и чудовищными рифмами, которая поёт: — Забирай меня скорей, увози за сто морей и целуй меня везде — 18 мне уже.  Далее: — Ты сегодня взрослее стала и  учёбу ты прогуляла.

Советую почитать:  Вольнодумство Вольнодумец

     Взрослость – это когда к голосу разума прислушиваются больше, чем к голосам ненасытных желаний и чувств.

     Взрослость благостна, если она не теряет связь с детскостью. Детскость как качество личности –  способность проявлять сходство с ребёнком в искренности, открытости, естественности, непосредственности, доверчивости и наивности.  Взрослый человек, не утративший связи с детскостью, и в  годы зрелости может вести себя как в детстве.

    — А как узнать, что малыш уже стал взрослым мужчиной — интересуется мамаша у врача. — Очень просто, — отвечает врач. — Если при виде лужи он обходит её стороной, а не прыгает в неё обеими ногами, значит, он стал уже взрослым.

      В отличие от инфантильности —  склонности во взрослом состоянии проявлять незрелость развития, сохранять миропонимание, мировосприятие, характер, манеры, поведение и т.п., свойственные ребенку, взрослый человек, дружащий с детскостью, способен в зрелые годы проявить лучшие качества личности, присущие ребёнку.

     Что больше всего притягивает в людях? Искренность. Ребёнок искренен, и это обстоятельство притягивает к нему самое суровое сердце.  Далеко не всякий взрослый способен на искренность, непосредственность, доверчивость, а, тем более, наивность. Для этого нужно иметь чистое сознание и доброе сердце. Максим Горький писал: «Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее».

     Анекдоты в тему.

     Лето, жара, электричка. В вагоне тишина. Студенты, дачники, бабульки-пенсионерки. Семья. Мама, папа, сын. Сын хочет в туалет, о чём громко сообщает маме. Мама переадресует проблему папе.

Папа отрывается от газеты и ведет сына в тамбур. Пассажиры опять засыпают. Через пару минут из тамбура появляется радостный сынок. Следом папаша.

Сын, топая по проходу, громко сообщает: — Мама, мама! Я пописал… Пауза… — И папа тоже! Пассажиры в ауте от смеха.

Советую почитать:  Вязкость

    Маленький сын вбегает в комнату к маме и горько плачет.

Мама: — Сына, почему ты плачешь??? Сын, сквозь слезы: — Мы с папой были на рыбалке, папа поймал большую рыбу, а когда вытягивал удочку, леска оборвалась, и рыба уплыла.

Мама, улыбаясь: — Ну, так, а что тут плакать, сына?! Ты уже взрослый мальчик и должен понимать, что в таких ситуациях надо не плакать, а смеяться! — Так я и засмеялся!!!

      Всякая чрезмерность пагубна. В зрелой, гармоничной личности всегда присутствует и взрослость и детскость. Чрезмерная взрослость выглядит непривлекательно.

     В этом контексте прав был Антуан де Сент-Экзюпери: «На этом свете меня огорчает только одно — то, что нужно становиться взрослым. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

      Потеряв связь с детскостью, человек становится сухим, чрезмерно серьёзным, чёрствым и очень жёстким.

   Нельзя считать взрослым того, кто не может говорить и слушать о жизни и смерти.

   Философ Вячеслав Рузов в одной из лекций обращается к аудитории: «Если нам не кажется это скучным, и нам не кажется это опасным – значит мы взрослые люди. Все могут здесь говорить и слушать о жизни и смерти? Никто не боится? Значит мы взрослые? Не боитесь – хорошо. Да. Не бойтесь.

Если мы уходим от этой темы, значит, наше сознание остановилось на уровне 5-летнего ребенка, буквально так определяется. Если мы не можем говорить об этой теме.

Поэтому, человек может быть развит как угодно, у него может быть несколько высших образований, может быть, Бог знает, какими знаниями обладает, но если он не может спокойно говорить на эту тему – сознание считается детским».

Источник: https://podskazki.info/vzroslost-vzroslyj-chelovek/

Как человеку повзрослеть психологически

Многие современные люди задумываются о том, достигли ли они психологической зрелости.

Как же определить, являешься ли ты взрослым человеком или же так и остаешься на уровне подростка? Ведь от этого очень много зависит и, в первую очередь, зависит, как оценивают тебя и твое поведение окружающие люди, какие перспективы роста существуют и т.д. Постараемся дать ответы на эти непростые вопросы.

Какие существуют критерии психологической зрелости?

Рассмотрим сначала критерии психологической зрелости, представленные в работах ведущих отечественных и западных психологов. Согласно исследованиям психологов, такими критериями являются:

  • Ответственность за происходящее, когда человек не перекладывает на окружающих вину за свои ошибки.
  • Умение конструктивно взаимодействовать с окружающим миром.
  • Способность понимать людей, любить их.
  • Способность справляться с психоэмоциональным стрессом.
  • Способность принимать рациональные взвешенные решения.
  • Способность реализовать себя в мире профессиональной деятельности.

Если человек отвечает всем эти критериям, то он психологически является взрослым, если же он проявляет инфантильность, то в душе он все еще остается ребенком. Как преодолеть в себе этого ребенка и обрети нового взрослого? Предлагаем несколько психологических советов, которые помогут ответить на этот вопрос.

Ставьте перед собой большие цели

Одним из способов психологически повзрослеть становится необходимость ставить для выполнения цели взрослого человека: совершенствоваться в мире профессионального мастерства, стараться достичь более высокого уровня, создать семью и приложить все усилия для ее материального обеспечения. Но, а самое главное – понимать, что за все в своей жизни человек несет личную самостоятельную ответственность. Принятие такой ответственности – это уже половина успеха. Взрослый человек – всегда отвечает за свои поступки. Только ребенок боится принять на себя это чувство.

Совет второй: заботьтесь о ближних

Только взрослый психологически человек может по-настоящему заботиться об окружающих его людях. Помогайте младшим и старшим, берете на себя обязанности, за которые потом вам придется отвечать. Чувство заботы очень близко чувству ответственности и чувству любви. В гармонии между собой все это рождает ощущение психологической зрелости, позволяющее подняться на новую ступень развития.

Примеритесь со своими ребенком в душе и оставьте его в покое

Согласно психологической теории Э. Берна, в каждом человеке живет взрослый, ребенок и родитель. Часто люди, перенесшие в своем детстве какую-либо травму, надолго остаются в душе своей детьми, бессознательно считая, что так им легче жить.

Постепенно маска ребенка просто сливается с образом самого человека.

В таком случае все признаки инфантильности налицо: человек боится принимать самостоятельные решения, боится сурового к себе отношения, не может правильно оценивать свои поступки и избегает ответственности.

В таком случае человек, испытывающий подобные проблемы, должен обрести гармонию между всеми своими «я» и стараться большее внимания уделять взрослому человеку, живущему в его душе.

Четвертый: проанализируйте свою семейную историю

Часто ребячество и детское поведение связано с семейной историей человека. Возможно, родители его были излишне авторитарны и не давали ему принимать самостоятельных решений. В таком случае уже став взрослым по паспорту, человек не может стать им по-настоящему. Он живет с оглядкой и всегда чего-то боится. Поняв это, легче обрести чувство уверенности в себе и психологически повзрослеть.

Совет пятый: решайте проблемы, перед которым вас ставит жизнь

Избегание проблем – это характерный способ поведения ребенка, решение проблем – это способ поведения взрослого человека. Поэтому если вы хотите психологически повзрослеть, вы должны научиться тем или иным образом решать те жизненные проблемы, с которыми сталкиваетесь. При этом такие решение должны быть не по-детски эмоциональны, а по-взрослому продуманы и рациональны.

Принимайте решение самостоятельно

Признак взрослого человека – это умение принимать самостоятельные решения. Опять-таки эти решения принимаются не под давлением эмоций, а под давлением железных и актуальных для вас аргументов. Психологически взрослый человек по тому и не обвиняет окружающих в своих бедах, потому что знает, что все, что он делает – он делает по своей доброй воле.

Совет седьмой: не проявляйте юношеского максимализма, будьте гибкими в принятии взаимных решений

Максималистичность и упрямство – это как раз черты ребенка, который не понимает еще того, что мир многообразен, поэтому в нем надо проявлять терпимость и гибкость в поведении и в отношении с окружающими людьми. Поэтому и вы, если хотите психологически повзрослеть, будьте терпимы к окружающим и ищите в них не только недостатки, но учитесь видеть их достоинства.

Изучайте вашу мотивацию

Как правило, признаком психологически взрослого человека является сильная мотивация. Ведущими мотивами поведения взрослой созревшей личности являются не избежание наказания (как у ребенка), а созидание чего-то нового, стремление к успеху, создание семьи и обеспечение ее и т.д.

Поэтому внимательно изучите те мотивы, которые вами движут. Если эти мотивы еще детские, то вам нужно серьезно пересмотреть их. Иначе психологически повзрослеть у вас не получится.

Как мы видим, для того, чтобы психологически повзрослеть, человек должен приложить максимум усилий. Но самое главное, он должен из ребенка превратиться во взрослого человека.

Ведь сохраняя свою инфантильность, пестуя ее, он лишает себя нового ощущения – ощущения того, что мир изменяется, и он изменяется вместе с ним. Тем более что не нужно убивать в себе ребенка.

Ощущение ребячества можно хранить в своей душе, однако нужно не позволять ему властвовать над собой.

Источник: http://psychology-s.ru/kak-cheloveku-povzroslet-psihologicheski/

Ссылка на основную публикацию