Бихевиоральное направление: миссия, видение, методы, терапия, эффективность — психология

Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия

Бихевиоризм — это школа психологии, которая рассматривает поведение человека через призму результатов предшествующих воздействий окружающей его среды.

Поведенческая терапия занимается открытыми и доступными для наблюдения действиями пациента и его внешнего окружения, которое, с точки зрения бихевиоризма, формирует психику человека.

Основоположником данной психотерапевтической методики является Б.Ф. Скиннер, известный своей теорией оперантного научения.

Что собой представляет метод бихевиоральной психотерапии?

Бихевиоральная терапия — это психотерапевтическая методика, направленная на изменение специфических форм поведения человека. В её основе лежат систематические манипуляции с внешними воздействиями, позволяющие подкреплять или подавлять определенные поведенческие формы.

При этом личность рассматривается как сумма поведенческих реакций, каждая из которых основывается на генетических особенностях и предшествующем опыте. Таким образом, в основе метода бихевиоральной психотерапии лежит оперантное обусловливание (процесс формирования и поддержания характера поведения посредством его последствий).

Особенности метода поведенческой психотерапии

При лечении бихевиоральным методом на первом месте стоят не причины и мотивы человеческих поступков, а само поведение пациента. Клиент не оценивается, как хороший или плохой, просто преодолевается его несоответствующее или проблематичное поведение.

При этом натура человека рассматривается, как чистая доска для письма (“tabula rasa”), что позволяет модифицировать его действия.

Однако прежде конкретно обозначается проблема, изучаются данные об истории развития и социальном окружении пациента, после чего определяются желаемые результаты и устанавливаются методы, которыми будут достигнуты поведенческие изменения.

Цель и задачи метода бихевиоральной психотерапии, используемые техники

Действия бихевиорального психотерапевта могут быть направлены на приуменьшение дисфункционального или преувеличение желаемого поведения, а также данное психотерапевтическое направление занимается выработкой стратегий, комбинирующих эти процессы.

  1. Для того чтобы пациент смог последовательно пережить психотравмирующие его ситуации, производится систематическая десензитизация (реальное погружение в фобическую ситуацию). При этом используется техника релаксации, преодолевающая его страх.
  2. Наводнение тревожными стимулами — это метод терапевтического воздействия, при котором человек по истечении времени без применения релаксационных техник убеждается в беспочвенности своих страхов.
  3. Репетиция поведения — это методика, при которой пациент должен имитировать поведение психотерапевта (или другого человека) в смоделированной ситуации, вызывающей у него тревогу. Таким образом, он убеждается в безопасности этого образа действий.
  4. Техника, использующая негативное и позитивное подкрепление, основывающаяся на том, что за хорошее (эффективное) поведение предоставляются привилегии или применяется похвала, а следствием нежелательного поведения становится “наказание” (так называемая жетонная система, распространённая в прошлом веке в западных психиатрических клиниках).

Кому помогает поведенческая психотерапия, в каких случаях и для коррекции каких проблем используется?

Бихевиоральная психотерапия весьма эффективна при:

  • лечении разного рода фобий
  • преодолении неуверенности в себе
  • устранении панических атак
  • лечении тревожных и обсессивно-компульсивных расстройств
  • алкоголизме и патологических влечениях
  • мигрени
  • снятии гипертензии и мышечного напряжения.

Источник: http://medafarm.ru/psychology/bikhevioralnaya-povedencheskaya-psikhoterapiya

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия – это форма структурированной, кратковременной, директивной, ориентированной на симптоматику стратегии стимулирования трансформаций познавательной структуры личностного «Я» со свидетельством о трансформациях на поведенческом ярусе. Это направление в целом относится к одной из концепций современного когнитивно-поведенческого ученья в психотерапевтической практике.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия изучает механизмы восприятия индивидом обстоятельств и мышление личности, способствует выработке более реалистичного воззрения на совершающееся.

Вследствие формирования адекватного отношения к случающимся событиям зарождается более сообразное поведение. В свой черед когнитивная психотерапия целенаправленна на помощь индивидуумам в нахождении решений проблемных ситуаций.

Она работает в обстоятельствах, когда существует надобность в розыске новейших форм поведения, выстраивания будущего, закрепления результата.

Техники когнитивной психотерапии постоянно употребляются на определенных фазах психотерапевтического процесса в комплексе с иными методиками.

Когнитивный подход к дефектам эмоциональной сферы трансформирует точку зрения индивидуумов на собственную личность и проблемы.

Данный вид терапии удобен тем, что слаженно сочетается с любым подходом психотерапевтической направленности, способен дополнить другие методики и существенно обогатить их эффективность.

Когнитивная психотерапия Бека

Современная когнитивно-бихевиоральная психотерапия считается общим названием для психотерапий, базис которых заключается в утверждении, что фактором, провоцирующим все психологические отклонения, являются дисфункциональные воззрения и установки. Создателем направления когнитивной психотерапии считается Аарон Бек.

Он дал старт развитию когнитивного направления в психиатрии и психологии. Суть ее лежит в том, что абсолютно все человеческие проблемы формируются негативным мышлением.

Личность интерпретирует внешние события по следующей схеме: стимулы воздействуют на когнитивную систему, которая, в свой черед, интерпретирует посыл, то есть рождаются мысли, порождающие чувства или провоцирующие определенное поведение.

Аарон Бек полагал, что мысли людей обуславливают их эмоции, которые определяют соответствующие поведенческие реакции, а те, в свой черед, формируют их место в социуме. Он утверждал, что не мир изначально плохой, а люди видят его таким. Когда интерпретации индивида сильно расходятся с внешними событиями, появляется психическая патология.

Бек наблюдал пациентов, страдающих невротической депрессией. В ходе наблюдений он заметил, что в переживаниях больных постоянно раздавались темы пораженческого настроя, безысходности и неадекватности. Вследствие этого вывел следующий тезис, что депрессивное состояние развивается у субъектов, которые постигают мир через три негативные категории:

— отрицательный взор на настоящее, то есть в независимости от происходящего депрессивная личность концентрируется на негативных аспектах притом, что повседневная жизнь дает им определенный опыт, который большинству индивидуумов приносит удовольствие;

— безысходность, ощущаемая в отношении будущего, то есть депрессивный индивид, представляя будущее, находит в нем исключительно мрачные события;

— пониженное чувство собственного достоинства, то есть депрессивный субъект думает, что он несостоятельный, ничего нестоящая и беспомощная личность.

Аарон Бек в когнитивной психотерапии разработал терапевтическую программу поведенческой направленности, в которой используются такие механизмы, как самоконтроль, моделирование, домашние задания, ролевые игры и др. В основном он работал с пациентами, страдающими различными расстройствами личности.

Его концепция описана в труде под названием: «Бек, Фримен когнитивная психотерапия расстройств личности». Фримен и Бек были убеждены, что каждое расстройство личности характеризуется преобладанием определенных воззрений и стратегий, формирующих определенный профиль, свойственный конкретному расстройству.

Бек выдвинул утверждение, что стратегии могут либо компенсировать определенный опыт, либо проистекать из него. Глубинные схемы коррекции личностных расстройств можно вывести в результате быстрого анализа машинальных мыслей индивида.

Применение воображения и вторичного переживания травмирующего опыта может спровоцировать активизацию глубинных схем.

Также в труде Бек, Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» авторы акцентировали внимание на важности психотерапевтических отношений в работе с индивидами, мучающимися расстройствами личности. Поскольку довольно часто в практике встречается такой специфический аспект взаимоотношений, выстраивающихся между терапевтом и больным, известный как «сопротивление».

Когнитивная психотерапия расстройств личности является систематическим конструированным, разрешающим проблемные ситуации направлением современной психотерапевтической практики.

Зачастую она ограничена временными рамками и практически никогда не превышает тридцати сеансов. Бек полагал, что психотерапевт должен быть благожелательным, сопереживающим и искренним.

Сам терапевт должен являться эталоном того, чему он стремится научить.

Конечной целью когнитивной психотерапевтической помощи является обнаружение дисфункциональных суждений, которые провоцируют возникновение депрессивных настроев и поведения, а затем их трансформация. Следует отметить, что А.

Бека интересовало не то, о чем пациент размышляет, а как он думает.

Он считал, что проблема не заключается в том, любит ли себя данный пациент, а состоит в том, какими категориями он мыслит в зависимости от условий («Я хороший или плохой»).

Методы когнитивной психотерапии

К методам направления когнитивной психотерапии относят борьбу с мыслями негативной направленности, альтернативные стратегии восприятия проблемы, вторичное переживание ситуаций из детства, воображение. Данные методы направлены на создание возможности для забывания или нового научения. Практическим путем было выявлено, что когнитивная трансформация имеет зависимость от степени эмоционального опыта.

Когнитивная психотерапия расстройств личности предполагает использование в комплексе и когнитивных методов, и поведенческих методик, которые дополняют друг друга. Основным механизмом для положительного результата является развитие новых схем и трансформация старых.

Когнитивная психотерапия, применяемая в общепринятой форме, противодействует стремлению личности к негативной трактовке совершающихся событий и самих себя, что является особенно эффективным при депрессивных настроях.

Так как депрессивные пациенты, зачастую, характеризуются наличием мыслей определенного типа негативной направленности. Выявление подобных дум и победа над ними обладает принципиальным значением.

Так, например, депрессивный больной, вспоминая события прошлой недели, говорит, что тогда он еще умел смеяться, но сегодня это стало невозможным.

Психотерапевт, практикующий когнитивный подход, вместо принятия таких мыслей беспрекословно, поощряет изучение и оспаривание хода подобных дум, предлагая больному вспомнить ситуации, когда он побеждал депрессивный настрой и отлично чувствовал себя.

Когнитивная психотерапия направлена на работу с тем, что больной сообщает самому себе.

Основным психотерапевтическим шагом является распознавание пациентом определенных мыслей, вследствие чего возникает возможность остановиться и видоизменить такие мысли, пока их результаты не за­вели индивида очень далеко. Появляется возможность изменения негативных дум на другие, которые способны заведомо оказать положительное действие.

В дополнение к противодействию негативным мыслям альтернативные стратегии восприятия проблемы также обладают потенциальной возможностью трансформировать качество переживаний.

К примеру, общее ощущение ситуации трансформируется, если субъект станет воспринимать ее в качестве вызова.

Также, вместо того, чтобы отчаянно стремиться преуспеть, производя действия, которые индивид не способен совершать достаточно хорошо, следует поставить себе ближайшей целью практику, вследствие чего можно достичь гораздо большего успеха.

Психотерапевты, практикующие когнитивный подход, используют понятия вызов и практика, для противостояния определенным неосознанным предпосылкам. Признание факта, что субъект является обычным человеком, которому свойственны недостатки, может минимизировать сложности, порождаемые установкой на абсолютную устремленность к совер­шенству.

К конкретным методам обнаружения автоматических мыслей относят: записывание подобных мыслей, эмпирическую проверку, методику переоценки, децентрацию, самовыражение, декатастрофизацию, целенаправленное повторение использование воображения.

Когнитивная психотерапия упражнения сочетают в себе действия по исследованию автоматических мыслей, их анализ (какие именно условия провоцируют тревогу или негатив) и выполнение заданий в местах или условиях, провоцирующих тревогу. Подобные упражнения способствуют закреплению новых навыков и постепенно модифицируют поведение.

Техники когнитивной психотерапии

Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера.

Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А.

Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:

— обнаружение собственных негативных автоматических дум;

— нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;

— нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;

— нахождение более реалистичных трактовок для них;

— обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств.

Читайте также:  Вюрцбургская школа - психология

Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию.

В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку.

При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак.

Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок.

Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками.

Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил.

Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.

Источник: http://psihomed.com/kognitivnaya-psihoterapiya/

Что такое поведенческая терапия и когда она применяется?

Поведенческая терапия представляет собой психотерапевтическое направление, целью которого является устранение неадекватного поведения, а также развитие навыков социальной адаптации.

Такое научное понятие, как поведенческая психотерапия, возникло в 20-е годы 20-го века и с тех пор получило достаточно широкое распространение.

Рассмотрим основы и принципы представленного направления более детально.

Направленность поведенческой психотерапии

Поведенческая психотерапия является одним из ведущих направлений психотерапии в современном обществе.

Ее особенность заключается в повышенной концентрации на внешнем поведении субъекта, притом что традиционная психотерапия базируется на выявлении внутренних конфликтов, личностных мотиваций, субъективных восприятий.

Существует теория, согласно которой расстройства психического и эмоционального характера возникают и развиваются на фоне нарушений процессов адаптации человека в социуме и окружающей среде, что связано с неправильными поведенческими стереотипами.

Именно решением данной проблемы и занимается поведенческая психотерапия. Направленность течения заключается не в изменении мышления или миропонимания, а в отработке определенных навыков, что достигается при помощи специализированных упражнений и тренингов.

Поведенческая терапия преследует такие цели:

  1. Устранение избыточной тревоги.
  2. Борьба с повышенной и беспричинной раздражительностью.
  3. Устранение чрезмерной чувствительности.
  4. Ликвидация признаков неадекватного поведения в социуме.
  5. Умение разрешения конфликтов.
  6. Обучение навыкам социального взаимодействия.
  7. Преодоление страхов выступления перед обширной аудиторией.
  8. Устранение признаков агрессивного поведения.

Таким образом, поведенческая психотерапия направлена на достижение максимально благоприятных результатов взаимодействия человека с социумом и обретение навыков комфортного общения между людьми.

Методы поведенческой терапии

В первую очередь необходимо разобраться в том, что же является предметом изучения поведенческой психотерапии. Как утверждают специалисты, поведенческая психотерапия подвергает глубокому анализу такие особенности человеческой личности:

  1. Социальные эмоции.
  2. Полученные навыки.
  3. Врожденные и приобретенные инстинкты.
  4. Способность адаптации индивидуума в новых условиях.

Поскольку поведенческая психология направлена на достижение позитивных результатов путем изменения особенностей социального поведения субъектов, то для данного направления психотерапии характерны следующие методики:

  1. Обучение принципиально новым, эффективным формам поведения.
  2. Устранение неблагоприятных форм поведения.
  3. Модификация устаревших, патологических поведенческих привычек.
  4. Обучение эмпирическим знаниям.
  5. Психокоррекция.
  6. Формирование уверенности в собственных действиях.
  7. Развитие решительности.
  8. Формирование чувства ответственности за собственные действия и совершенные поступки.

Успешная поведенческая терапия приводит к изменению пациентом отношения к жизни и окружающим людям, позволяет ему самостоятельно выявлять и корректировать определенные стереотипы поведения, приводящие к неблагоприятным последствиям.

Для достижения поставленных целей могут быть использованы такие практики:

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Методы релаксации.
  3. Медитативные практики.
  4. Аутотренинг.
  5. Работа с отрицательными мыслями, вызывающими страхи, тревоги, раздражительность и неадекватные реакции.
  6. Психологические практики, направленные на повышение самооценки.
  7. Формирование позитивных социальных навыков.

Целесообразность проведения

В каких случаях необходима поведенческая психотерапия? Специалисты в области психотерапии утверждают, что в профессиональной помощи нуждаются пациенты, страдающие следующими расстройствами:

  1. Сложности с социальной адаптацией.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Отсутствие уверенности в себе.
  4. Повышенная агрессивность.
  5. Отсутствие умения находить выход из конфликтных ситуаций.

Поведенческая психология особенно важна для нормального, полноценного развития детей, имеющих следующие проблемы:

  1. Коммуникативные сложности в общении со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Агрессивность (явная или скрытая форма).
  3. Скрытность.
  4. Замкнутость.
  5. Плохая успеваемость и отставание в развитии.

Поведенческая психотерапия особенно необходима детям, страдающим аутизмом. Для таких малышей занятия с квалифицированными специалистами — это единственная возможность найти свое место в обществе и научиться нормально контактировать со сверстниками, родителями, педагогами и воспитателями.

Однако поведенческая психология целесообразна не только для людей, страдающих определенными нарушениями в психической сфере и специфическими неадекватными проявлениями. К помощи специалистов часто обращаются люди, имеющие следующие сложности:

  1. Неудовлетворенность отношениями с родителями, родственниками и ближним окружением.
  2. Проблемы с адаптацией в трудовом коллективе.
  3. Сложности в отношениях с противоположным полом и неудовлетворенность личной жизнью.
  4. Проблемы в отношениях сексуального характера.
  5. Невозможность найти общий язык со своими детьми.
  6. Сложности в воспитании ребенка.

Квалифицированный специалист, используя методы поведенческой психотерапии, может доступно объяснить своему клиенту, что это такое, обучить его принципиально новому подходу к взаимодействию с окружающими людьми и решить таким образом существующие проблемы, в значительной степени повысив качество его жизни.

Методы когнитивной психотерапии

Поведенческая когнитивная терапия была разработана в 1960 году ученым по имени Аарон Бек. Направленность представленной методики заключается в устранении негативного мышления, приводящего к дисфункциональным действиям и соответствующим проявлениям индивидуума в социуме. Для достижения этих целей специалисты применяют следующие методики:

  1. Выявление деструктивных, неадекватных и негативных мыслей.
  2. Вытеснение нежелательных мыслей мыслеформами позитивной направленности.
  3. Разработка новых позитивных поведенческих шаблонов.
  4. Формирование принципиально новой, конструктивной линии в поведении, поступках, действиях.
  5. Создание позитивных шаблонов поведения при помощи методов визуализации.
  6. Интенсивное задействование на практике новых линий взаимодействия с социумом в целях формирования позитивных поведенческих привычек.

Техники поведенческой терапии

Рассмотрим наиболее распространенные и эффективные из них более детально:

  1. «Жетонная» терапия представляет собой психологическую методику, согласно которой пациент при совершении положительных действий, направленных на формирование новых поведенческих шаблонов, получает определенное вознаграждение. Этот метод часто применяется в процессе воспитания детей, которые за хорошие поступки получают от родителей конфеты или другие подарки. Взрослый человек может премировать себя самостоятельно, позволив себе покупку желанной вещи, поход в театр и т. д. При этом у человека формируются определенных рефлексы, способствующие изменению линии поведения и формированию новых привычек.
  2. Поведенческая терапия предполагает и активное использование так называемой техники наводнения. Представленная методика заключается в максимальном погружении человека в травмирующую ситуацию путем воздействия на его воображение. При длительной практике чувствительность человека снижается, страхи уходят и формируются новые, благоприятные поведенческие шаблоны, которые автоматически реализуются при стрессовых ситуациях.

Поведенческая психотерапия — крайне важное направление психотерапии, способствующее социальной адаптации людей и их предельно эффективному, комфортному и конструктивному взаимодействию.

Источник: http://nevroz.club/povedencheskaya-terapiya.html

Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия (стр. 1 из 3)

Контрольная работа

Тема: Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия

План

Введение

1 Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии

2 Взгляды Б.Ф. Скиннера – основоположника бихевиоризма

Выводы

Список литературы

Введение

Психологи и психотерапевты, а также психоаналитики всегда интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения и их расстройств — нуждающихся в психологической помощи (психологическом консультировании и психотерапии) — при неврозе, депрессии, фобии, или в ситуации стресса. Но равным образом значимым является и тот факт, что опыт отвечает за многое в нашем поведении. Бихевиоральное направление занимается открытыми, т.е. доступными непосредственному наблюдению, действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме» или в «бессознательном». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует психику человека.

В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвал Б.Ф. Скиннера самым выдающимся психологом XX столетия.

Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения.

Цель контрольной работы – рассмотреть особенности бихевиоральной психотерапии.

1 Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии

Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Бихевиоральное (от англ. behaviour – поведение) направление занимается доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производными от его жизненного опыта.

Теоретики бихевиорального направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми внутри человека, они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формируют трудовое поведение работника.

Поведение работника в процессе его трудовой деятельности в высшей степени детерминировано и предсказуемо.

Основой бихевиоральной теории является изучение оперантного (от лат. оperatio – действие) поведения, вызываемого оперантным научением. Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией.

То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятны для организма, то есть они подкрепляются, то поведение, порождающее такие последствия, усиливается.

В свою очередь негативные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливает поведение, устраняющее эти последствия.

Давно известно, что на поведение влияют его последствия. Мы награждаем или наказываем людей, например, чтобы они вели себя по-другому. При оперантном обусловливании на поведение также влияют его последствия, но этот процесс не является научением по методу проб и ошибок. Его лучше всего объяснить на примере.

Голодную крысу помещают в частично изолированную от звуков камеру. На протяжении нескольких дней при помощи специальной автоматической кормушки ей периодически подаются в лоток шарики пищи. Вскоре крыса бежит к лотку, как только услышит звук работающей кормушки.

Из стены камеры выступает небольшой горизонтальный рычаг, который при нажатии фиксируется в крайнем нижнем положении, но сейчас он слегка приподнят для того, чтобы при прикосновении к нему крысы он мог двигаться вниз. При этом замыкается электрическая цепь устройства, управляющего подачей пищи. Сразу после того как крыса съедает полученную т.

обр. пищу, она начинает быстро нажимать на рычаг. В этом примере поведение усилилось, или подкрепилось, посредством лишь одного последствия. Крыса не «пытается» что-нибудь делать в тот момент, когда она впервые касается рычага, и не учится на каких-либо «ошибках».

Для голодной крысы естественным подкреплением служит пища, но подкреплением в приведенном примере является звук автоматической кормушки, который был обусловлен в качестве подкрепления тем, что он постоянно сопровождал подачу пищи еще до того, как крыса нажала на рычаг.

Читайте также:  Предложение - психология

В действительности звук работающей кормушки вызвал бы наблюдаемый эффект даже при отсутствии подаваемой пищи. Если дальнейшее нажатие рычага больше не будет сопровождаться подачей пищи, крыса перестанет на него нажимать. О таком поведении говорят, что оно было угашено.

Оперант может возникать под управляющим воздействием какого-либо стимула. Если нажатия на рычаг подкреплять при включенном свете и не подкреплять при выключенном, реакции будут осуществляться при свете и чрезвычайно редко, если вообще будут, происходить в темноте. Крыса сформировала различение, или дискриминацию, света и темноты.

Когда включается свет, это вызывает ее реакцию, однако такая реакция не является рефлекторной. Рычаг можно нажимать с различной степенью усилий, и если подкреплять только сильные реакции, крыса станет нажимать на него все сильнее и сильнее. Если подкреплять только слабые реакции, это приведет в конечном итоге к тому, что она станет реагировать лишь очень слабыми нажатиями.

Такой процесс называется дифференциацией. До того как реакция начинает подкрепляться и становится оперантом, она может возникать в первый раз по другим причинам.

Если необходимо выработать путем подкрепления какую-либо очень сложную реакцию, которая никогда не возникнет самостоятельно, ее можно сформировать путем выделения ее составных частей и подкрепления их по отдельности, с тем чтобы в конечном итоге объединить их в сложный оперант.

Подкрепление операнта не только формирует топографию поведения, оно сохраняет это поведение и после того, как был сформирован оперант. В сохранении поведения важную роль играют режимы подкрепления.

Если реакция подкрепляется в течение определенного времени, например, через каждые 5 минут, крыса не станет реагировать сразу после подкрепления, но будет все быстрее и быстрее реагировать по мере приближения следующего подкрепления (режим подкрепления с фиксированным интервалом).

Если реакцию подкреплять в среднем каждые 5 минут, но непредсказуемым образом, крыса будет реагировать с определенной степенью постоянства (подкрепление с изменяющимся интервалом). Если такой средний интервал оказывается коротким, темп реагирования будет высоким; если он оказывается длинным, темп реагирования будет низким. Если реакция подкрепляется после возникновения определенного числа реакций, крыса будет все быстрее и быстрее реагировать по мере приближения к требуемому числу реакций (режим подкрепления с фиксированной пропорцией). Это число может достигать чрезвычайно высоких значений: крыса будет продолжать реагировать, даже несмотря на то, что ее реакции подкрепляются крайне редко.

Когда подкрепление осуществляется после некоторого среднего числа реакций, но непредсказуемым образом, такой режим подкрепления называется режимом с изменяющейся пропорцией.

Он знаком нам по игровым автоматам и системам, которые созданы по принципу появляющихся время от времени, но непредсказуемых вознаграждений.

Необходимое число реакций можно легко увеличивать, и в индустрии азартных игр усредненная пропорция устанавливается таким образом, что противоположная сторона — игрок — в конечном итоге всегда проигрывает.

Подкрепления могут быть положительными или отрицательными. Когда подается положительное подкрепление, оно усиливает («подкрепляет») реакцию; отрицательное подкрепление «подкрепляет» реакцию, когда оно отменяется.

Отрицательное подкрепление не является наказанием. Все виды подкрепления всегда усиливают поведение, что передается значением самого слова «подкрепление». Наказание используется для подавления нежелательного поведения.

Оно состоит в отмене положительного подкрепления или подаче отрицательного.

Источник: http://MirZnanii.com/a/197061/bikhevioralnaya-povedencheskaya-psikhoterapiya

Методы бихевиоральной терапии

Добрый день, дорогие коллеги!

Интересно: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. США нередко называют «Страной победившего бихевиоризма», в России сказать «Ну это бихевиоральный подход» — все равно что осудить. Есть предложение: прежде всяких оценок — изучать и знакомиться. Учиться — полезное дело! Итак,

Методы бихевиоральной терапии и их эффективность

При бихевиориальной терапии психолог не ставит задачи объяснить клиенту, в чем причина его проблем, он просто воздействует на нежелательное поведение, чтобы оно изменилось в нужную сторону.

В США бихевиориальная терапия встречается достаточно часто, используется в специфических ситуациях: для лечения фобий, дурных привычек (алкоголизм, курение, переедание), для борьбы с энурезом и заиканием, широко используется в психиатрических заведениях.

Как метод воздействия, чаще всего используется оперантное научение и классический метод условных рефлексов, — методы, использующие положительное и отрицательное подкрепление. Пациента не лечат — его обучают правильному поведению с помощью обучающей программы. Для психотерапевта, работающего по этому принципу, главное подобрать эффективные именно для этого пациента подкрепления.

Иногда это делается простым расспросом: «Что будет для вас положительным, а что отрицательным подкреплением? Что вам будет нравиться, а что — нет?»

И тогда кого-то положительным подкреплением будет разрешение смотреть телевизор, для кого-то – сладкое, для кого-то в психиатрических учреждениях – жить в отдельной комнате, посетить столовую еще один раз.

В бихевориальной терапии применяются методы классического обусловливания.

Классическое обусловливание вы знаете: это когда загорается лампочка, вы должны отдернуть лапку, потому что если не отдернете, то получите электрический разряд.

Через некоторое время этому научаются все: и люди, и собаки, независимо от уровня интеллекта и взглядов на жизнь.

Чаще всего применяется прием контробусловливание, или десенсибилизация (понижение чувствительности): как правило, для лечения фобий у собак и человека.

Например, у собак – боязнь громких звуков, а у человека — боязнь собак.

Методика: сначала мы узнаем, что было бы для клиента подкреплением, научаем его расслабляться. После этого расспрашиваем, какие ситуации вызывают у клиента тревогу, ранжируем эти ситуации от тех, которые чуть-чуть тревожат, до тех, с которыми он не может справиться.

После стрессовую ситуацию связываем с мышечным расслаблением. В ситуации расслабленности напоминаем о ситуации, которая вызывает минимальную тревогу, потом так же обсуждаем другие ситуации, все более и более тревожные.

Итого: оказавшись в стрессовой ситуации, человек будет испытывать гораздо меньшее напряжение, будет чувствовать себя в достаточной мере спокойно.

Просто, но это работает.

С собакой то же самое. Вы отрабатываете команду, которую она хорошо знает, например, «Сидеть!», «Играть в мячик!» (эта команда должна ассоциироваться с положительными эмоциями), а потом вводите в ситуацию десенсибилизации.

Вы переключаете ее внимание на поведение, при помощи которого она может совладать с ситуацией. Через ситуацию десенсибилизации проводите собаку через ряд все более и более тревожных ситуаций.

Например, если собаку в клинике испугали, и она отказывается идти туда пешком, то начинают работать с самой дальней дистанции. Как только она почувствовала тревогу (оглядывается, вертится вокруг хвоста и др.

), переключаете ее на иной тип деятельности (как правило, игровую) или на выполнение отработанной команды, и потом постепенно сокращаете дистанцию.

На более обобщенном уровне: вы даете субъекту способ совладать с ситуацией, а потом вводите ее в ситуации, вызывающие тревогу, и переключаете его на то поведение, при помощи которого в других ситуациях он мог совладать с собой. Это контробусловливание через десенсибилизацию.

Другой прием — аверсивное обусловливание.

Например, при борьбе с перееданием к биг-маку крепится простенькое устройство с батарейкой, человек кусает биг-мак и получает слабый разряд. Мелочь, а неприятно. Аналогично — если рука тянется к сигарете, получаем разряд за сигарету. Кодирование от алкоголизма – тот же принцип, хотя здесь чаще используется вызов рвотного рефлекса.

Стакан ко рту – и приступ тошноты или ощущение, что умираешь.

Неприятно, но в ситуации выбора — будущая нормальная жизнь или потеря семьи, или тем боле тюрьма, люди с готовностью на это идут и нужный результат получают.

Интересно, что так же лечится энурез: ребенок ложится на кровать, под простынь кладутся датчики влажности. Ребенок описался – включается свет, ребенку меняют пеленку. Ребенку не хочется просыпаться.

но это происходит всегда, и обычно для прекращения энуреза этого хватает. Несколько повторений — проблема решается.

Удары электрическим током, даже слабые, в отношении детей в настоящее время уже не применяют: если ребенок тревожный, а силу тока не рассчитали — вместо энуреза у ребенка может появиться заикание.

Методы оперантного научения применяются в психиатрических учреждениях — например, метод накопления жетонов.

Чистит зубы – жетон, убирает постель – жетон, жетоны обмениваются на привилегии: сигареты, проживание в отдельной комнате, дополнительное посещение столовой. Методика не идеальна, но среди всех возможных — признана наиболее эффективной.

Бихевиориальная терапия — это быстрая терапия, дающая возможность контролировать последствия.

Ограничения бихевиоральной терапии

Бихевиоральная терапия — не волшебство, в ней есть и свои минусы, и свои ограничения.

То, что снимается бихевиоральной терапией, иногда оказывается симптомом чего-то более серьезного и глубинного. Наркоманы и алкоголики — это не просто поведение, это ценности и образ жизни. В таких случаях излечение недолго, могут быть возвраты и повторения.

  • Роль заинтересованности клиента

Если пациент заинтересован в излечении, эффективность выше.

Впрочем, это характерно для любых подходов, не только бихевиорального. Заметим, что как раз в бихевиоральном подходе момент заинтересованности клиента играет меньшую роль, чем в других подходах.

  • Отрицательные подкрепления нередко превращаются в негативные манипуляции

«Если ты мне не позвонишь сегодня, у меня будет сердечный приступ».

Впрочем, это за пределами профессиональной работы.

Итого

Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект.

Заметим: речь идет именно о бихевиоральном, а не о поведенческом походе более широко. Поведенческий подход, как имеющий у себя в арсенале все. что есть в бихевиоральном, плюс использующий дополнительные возможности, имеет большие возможности и более эффективен. См.→

Еще раз: Пятая Конференция Ассоциации профессионалов развития личности

Очередная, пятая Конференция Ассоциации профессионалов развития личности будет проходить в среду 23 марта в помещении тренингового Центра «Синтон» по адресу: Москва, пер.Медовый д. 8 (метро Электрозаводская). Вам будут рады, вход свободный. Схема проезда. Более подробную информацию смотрите на сайте liros.ru

Обратная связь

Связь со мной через ссылку «Письмо автору». Со мной можно связаться и по Скайпу, мой ник N.I.Kozlov

Если захотите эту статью процитировать, ссылка →

С уважением, проф. Николай Иванович Козлов

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/45424.html

Бихевиоральное направление: миссия, видение, методы, терапия, эффективность. Бихевиоральное — Сайт помощи психологам и студентам

Видение человек в бихевиоральном подходе

Бихевиоральное направление: миссия, видение, методы, терапия, эффективность. Бихевиоральное..

Бихевиоральное направление: миссия, видение, методы, терапия, эффективность.

Бихевиоральное направление в практической психологии реализует принципы бихевиоризма: классического бихевиоризма и необихевиоризма.

Видение человек в бихевиоральном подходе.

Бихевиоральное направление рассматривает человека:

как организм, Для бихевиориста человек есть просто – организм. Слова «человек» и «организм» используются как синонимы. Человеческое поведение для бихевиориста – это рефлексы его организма. «Рефлексы, как условные, так и всякие другие, главным образом связаны с внутренними физиологическими процессами в организме.

Читайте также:  Я обиделся. обида и чувство обиды - психология

Однако чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир» — пишет Беррес Скиннер в книге «Оперантное поведение». как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом, работает в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и его реакциями.

«Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объек­тивная, экспериментальная область естественной науки, которая нужда­ется в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физи­ка»1. Дж. Утсон. Психология с точки зрения бихевиориста.

«При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека.

.. «2 Дж. Уотсон.

Бихевиоральное направление находится полностью в поведенческой парадигме и ставит в первую очередь задачи изменения поведения.

Миссия бихевиоризма

Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.

Как писал Скиннер об истории бихевиоризма, «Учёные, стоявшие у истоков бихевиоризма, тратили массу времени на борьбу с интроспективной Методикой исследования духовной жизни, из-за чего центральное значение основного предмета их исследования было отодвинуто на второй план… «3

Методы изменения поведения

Бихевиоральное направление основывается на теориях И. П. Павлова и Б. Скиннера и состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения ().

Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дезадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача состоит в их ликвидации или модификации.

Поведенческий психолог или терапевт отвечает на 4 вопроса:

Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержкеКакие события поддерживали и поддерживают это поведениеКакие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведениеКак может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное времяКоллеги-психологи, обратите внимание — в таком подходе изначально содержится предпосылка, что настоящим источником поведения являтся только внешние события (изменения в среде). Среда управляет человеком, а не человек средой. Чтобы изменить человека, не нужно обращаться за этим к человеку — бесполезно… Бихевиорист не верит, что человек может сам, серьезным образом менять свое поведение.

Бихевиоральный подход эффективно работает и в психотерапии, и в направлении развития личности.

Терапия в бихевиоральном подходе

Изначально в бихевиоральной терапии использовалось исключительно обусловливание: классическое (по Павлову) и оперантное. В настоящее время терапия в бихевиоральном подходе та же, что и в когнитивно-бихевиоральном.

Эффективность

Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы.

Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (Страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения.

В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести.

Бихевиоральный и поведенческий подход

Нередко понятия «бихевиоральное направление» и «поведенческий подход» используются как синонимы, однако в сложившейся практике между этими подходами есть существенная разница.

Сноски

Источник: http://psinovo.ru/stati/bichevioralnoe_napravlenie_missiya_videnie_metodi_terapiya_effektivnost_bichevioralnoe.html

Когнитивно-поведенческая терапия: методики, установки, упражнения, отзывы

Когнитивно-поведенческая терапия родилась из двух популярных методов в психотерапии второй половины XX века. Это когнитивная (изменение мышления) и поведенческая (коррекция поведения) терапия. Сегодня КПТ является одним из наиболее изученных методов лечения в этой области медицины, прошла множество официальных испытаний и активно используется врачами во всем мире.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия – это популярный метод лечения в психотерапии, основанный на коррекции мыслей, чувств, эмоций и поведения, призванной улучшить качество жизни пациента и избавить его от пагубных пристрастий или психологических расстройств.

В современной психотерапии КПТ используют для лечения неврозов, фобий, депрессий и других психических проблем. А также – для избавления от любых видов зависимости, в том числе наркотической.

КПТ базируется на простом принципе. Любая ситуация сначала формирует мысль, потом приходит эмоциональное переживание, которое выливается в конкретное поведение. Если поведение негативное (например, прием психотропных препаратов), то изменить его можно, если поменять способ мышления и эмоциональное отношение человека к ситуации, вызвавшей такую пагубную реакцию.

Когнитивно-поведенческая терапия – это сравнительно короткая методика, обычно она длится 12-14 недель. Применяется такое лечение на этапе реабилитационной терапии, когда уже проведена интоксикация организма, пациент получил необходимое медикаментозное лечение, и наступает период работы с психотерапевтом.

С точки зрения КПТ наркотическая зависимость состоит из ряда конкретных моделей поведения:

  • имитационных («друзья покурили/понюхали/укололись, и я хочу») – собственно моделирование;
  • основанных на личном положительном опыте от приема наркотиков (эйфория, уход от боли, повышение самооценки и др.) – оперантное обусловливание;
  • идущих от желания испытать приятные ощущения и эмоции еще раз – классическое обусловливание.

Схема воздействия на пациента при лечении

Кроме того, на мысли и эмоции человека может повлиять ряд предпосылок, которые «закрепляют» зависимость:

  • социальные (конфликты с родителями, друзьями и др.);
  • влияние окружающей среды (ТВ, книги и т.д.);
  • эмоциональные (депрессия, невроз, желание снять стресс);
  • когнитивные (стремление избавиться от негативных мыслей и т.п.);
  • физиологические (нестерпимые боли, «ломка» и др.).

При работе с пациентом очень важно определить ту группу предпосылок, которая повлияла именно на него. Если сформировать другие психологические установки, научить человека реагировать на эти же ситуации по-другому, можно избавиться от наркотической зависимости.

КПТ всегда начинается с установления контакта между врачом и пациентом и функционального анализа зависимости. Доктор должен определить, что именно заставляет человека обращаться к наркотикам, чтобы в дальнейшем работать именно с этими причинами.

Затем требуется установить триггеры – это условные сигналы, которые ассоциируются у человека с наркотиками. Они могут быть внешними (друзья, дилеры, конкретное место, где происходит употребление, время – вечер пятницы для снятия стресса и т.д.). А также внутренними (гнев, скука, возбуждение, усталость).

Для их выявления используется специальное упражнение – пациент должен на протяжении нескольких дней с указанием числа и даты записывать свои мысли и эмоции в такую таблицу:

СитуацияАвтоматические мыслиЧувстваРациональный ответРезультат
Реальное событиеМысль, которая возникла перед эмоциейКонкретная эмоция (злость, гнев, печаль)Ответ на мысльЧувства, которые появились после рациональной мысли
Мысли, вызвавшие неприятное чувствоСтепень автоматизма мысли (0-100%)Сила эмоции (0-100%)Степень рациональности ответа (0-100%)Чувства, которые появились после рациональной мысли
Неприятные эмоции и физические ощущенияЧувства, которые появились после рациональной мысли

В дальнейшем применяются различные методики развития личностных навыков и межличностных отношений. К первым относятся техники управления стрессом и гневом, различные способы занять досуг и др. Обучение межличностных отношений помогает противостоять давлению знакомых (предложение употребить наркотик), учит бороться с критикой, заново взаимодействовать с людьми и т.д.

Также используется техника понимания и преодоления наркотического голода, происходит отработка навыков отказа от наркотиков и профилактика рецидива.

Показания и этапы проведения КПТ

Когнитивно-поведенческая терапия давно и успешно используется во всем мире, является практически универсальной методикой, способной помочь в преодолении разных жизненных трудностей. Поэтому большинство психотерапевтов убеждены – такое лечение подходит абсолютно всем.

Однако для лечения с помощью КПТ есть важнейшее условие – пациент должен сам осознать, что страдает от пагубной зависимости, и принять решение самостоятельно бороться с наркозависимостью. Для людей, склонных к самоанализу, привыкших следить за своими мыслями и чувствами, такая терапия окажет наибольший эффект.

В отдельных случаях перед началом КПТ требуется отработка навыков и приемов преодоления трудных жизненных ситуаций (если человек не привык справляться с трудностями самостоятельно). Это позволит повысить качество будущего лечения.

Существует множество разных методик в рамках когнитивно-поведенческой терапии – в различных клиниках могут использоваться особые техники.

Любая КПТ всегда состоит из трех последовательных этапов:

  1. Логический анализ. Здесь происходит анализ пациентом собственных мыслей и чувств, выявляются ошибки, которые приводят к неправильной оценке ситуацию т неверному поведению. То есть употреблению запрещенных препаратов.
  2. Эмпирический анализ. Пациент учится отличать объективную реальность от воспринимаемой, анализирует собственные мысли и модели поведения в соответствии с объективной реальностью.
  3. Прагматический анализ. Пациент определяет альтернативные способы реагирования на ситуацию, учится формировать новые установки и использовать их в жизни.

Эффективность

Уникальность методик когнитивно-поведенческой терапии в том, что они предполагают максимально активное участие самого пациента, непрерывный самоанализ, собственную (а не навязанную извне) работу над ошибками. КПТ может протекать в разных формах – индивидуальной, наедине с доктором, и групповой, – прекрасно сочетается с использованием медицинских препаратов.

В процессе работы над избавлением от наркотической зависимости КПТ приводит к следующим эффектам:

  • обеспечивает стабильное психологическое состояние;
  • устраняет (или значительно уменьшает) признаки психологического расстройства;
  • в разы увеличивает пользу медикаментозного лечения;
  • улучшает социальную адаптацию бывшего наркомана;
  • снижает риск срывов в дальнейшем.

Как показали исследования, наилучшие результаты КПТ показывает в лечении зависимости от марихуаны. Широко используются методы когнитивно-поведенческой терапии и при избавлении от кокаиновой зависимости.

Отзывы

Техники КПТ используются в самых разных клиниках – как специализированных наркологических, так и в психиатрических. Также методику используют отдельно практикующие психотерапевты. Все специалисты единодушны – КПТ показывает отличные результаты в лечении зависимости, при условии, что пациент готов сотрудничать и самостоятельно пришел к решению начать новую жизнь без зависимости.

Встретить мнения пациентов о КПТ гораздо сложнее – возможна, причина в том, что по времени применения техника достаточно короткая. Практически всегда когнитивно-поведенческая терапия сочетается с другими методиками лечебно-реабилитационной программы.

Но все наркоманы, которые сумели преодолеть страшную зависимость, признаются: главное – это осознать проблему и понять, что можно сделать другой выбор. Увидеть этот выбор и сделать шаг в будущее без наркотиков помогает именно когнитивно-поведенческая терапия.
На видео основы когнитивно-поведенческой терапии:

Источник: http://gidmed.com/narkologiya/narkomaniya/kognitivno-povedencheskaja-terapija.html

Ссылка на основную публикацию