Фоновый тренинг «взрослый» — психология

Консультация на тему: Психологический тренинг для педагогов

Психологический тренинг для педагогов.

«Сохраним себя для себя».

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: воспитателей,  учителей, социальных работников, психологов и т.д.

Представленный  тренинг направлен на развитие у педагогов на их таких профессионально важных качеств, как умение успешно общаться с коллегами по работе и детьми, и их родителями, а также с членами своей семьи.

Тренинг помогает обратить внимание педагогов на распределение своей психической энергии, выработать и такие качества, как позитивное отношение к жизни, расширить диапазон о способах эффективной саморегуляции.

Участники пишут имя на листочках и прикрепляют его к одежде.

1.Знакомство. Упражнение «Салфетки».

По кругу  передается пачка салфеток. Ведущий объявляет, что каждый участник может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит пересчитать их и назватьстолько фактов из своей биографии, сколько салфеток  у них в руках.

2. Правила группы.

« Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот  круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе.

Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться.

Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:

— «Здесь и теперь». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.

— Принцип  эмоциональной открытости. Мы должны быть  друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны.

Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы.

А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».

 — Правило Я — высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».

— Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.

         — Правило конфиденциальности.  Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста».

3. Упражнение «Порядковый счет».

 Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

4. Упражнение «Это классно!»

 Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Жизнь научила меня…», а остальные участники после каждого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!».

5. Упражнение «Баланс реальный и желательный».

Участникампредлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение.

— Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

— Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

— От кого или от чего это зависит?

6. Упражнение «Я – дома, я – на работе».

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

похожие черты,

противоположные черты

какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

7. Притча «На всех не угодишь!»

Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам Кешана. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. «Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом.

Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?» Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек.

Громким голосом он сказал: «Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом». Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые, видали вы что-либо подобное? — заголосила женщина под чадрой.

— Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!» Не говоря ни слова отец и сын, посрамленные, слезли с осла.

Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?» Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. «Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам надо делать».

8.Упражнение «Стратегии самопомощи».

“Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись — у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись — у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.

Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»  Ведущий просит каждого поделится своим опытом с группой.

9.Упражнение на расслабление.

Мы немного устали, давайте расслабимся и представим, что наш зал наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки.

Теперь почувствуйте прохладу моря, зал наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу.

Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!

10.Рефлексия.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/06/04/psihologicheskiy-trening-dlya-pedagogov

Тренинги по психологии, психологические упражнения и игры для детей и подростков

У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д. В этом педагогам могут помочь психологические тренинги для детей и подростков.

Самые интересные и эффективные психологические упражнения и игры для детей разного возраста мы собрали в этой статье.

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:

  • межличностного и межгруппового взаимодействия;
  • общения;
  • саморегуляции.

Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.

Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.

Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.

Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.

Тренинговые упражнения для дошколят

Чтобы внимание детишек не рассеивалось, игры для тренингов дошкольников должны быть недолгими. Лучше за одно занятие провести 3-4 разные игры. Каждая из них должна быть направлена на достижение определенной цели.

Психологические тренинги для школьников младших классов

Психологические упражнения для тренингов детей младшего школьного возраста должны прорабатывать их основные внутренние проблемы и учить в будущем справляться с ними самостоятельно.

В психологический тренинг для детей 7-9 лет следует включать:

Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.

Игры для тренингов в подростковом возрасте

Психологические тренинги для подростков главной своей целью должны ставить обучение подрастающего поколения успешному функционированию в постоянно меняющемся современном мире.

Стоит отметить, что к этому критическому возрасту все дети подходят совершенно не подготовленными. Их одолевает масса сомнений как в себе, так и в своих способностях. Часто они совершенно не знают как вести себя в той или иной ситуации, постоянно провоцируя конфликты.

Принимая во внимание особенности подросткового возраста, всевозможные центры сегодня практически повсеместно реализуют специальные тренинговые программы для подростков.

Наиболее популярны:

  • тренинг общения для подростков;
  • тренинг личностного роста для подростков.

Тренинги общения для подростков столь актуальны потому, что в этом возрасте ведущей деятельностью становится именно общение со сверстниками.

И от того, с кем и как будет общаться ребенок, зависит его дальнейшее развитие, становление его личности. Поэтому очень важно научить ребят выстраивать дружеские отношения.

Научить самоутверждаться в коллективе сверстников и привлекать внимание противоположного пола, не нарушая норм социального поведения и не пренебрегая этическими и моральными ценностями.

Тренинги для подростков личностного роста преследуют следующие цели:

  • повысить уверенность в себе;
  • снять страх перед публичными выступлениями;
  • развить целеустремленность;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • повысить школьную успеваемость;
  • сформировать лидерские качества.
Читайте также:  Радость жизни - психология

Провести качественный психологический тренинг для подростков может простой школьный учитель в обычном школьном классе. Главное научиться подбирать игры и упражнения для тренингов, соответствующие поставленным целям и задачам.

Психологические игры для подростков

Детские психологические тренинги: некоторые правила

Конечно, вы можете выработать свои собственные законы и правила для каждой конкретной группы детей, но советуем обязательно включить туда следующие пункты:

  • конфиденциальность;
  • право на личное мнение;
  • искреннее общение;
  • умение слушать = уважение к выступающему.

Надеемся, что эти простые и интересные упражнения для тренинга помогут реализовать поставленные вами воспитательные и обучающие задачи, добиться высоких результатов в личностном развитии ваших воспитанников.

Тренинг для подростков «Успешная юность»

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8632-psikhologicheskie-treningi-dlya-detej-i-podrostkov.html

Психологические тренинги для детей и подростков 7

Ведущей деятельностью  у детей школьного возраста

, а особенно у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а это, как правило, дети с психологическим барьером, «закрытые», не умеющие общаться в социуме дети,  является игра. И для того, чтобы разрушить барьер, дать проявить себя, влиться в социум и быстрее адаптироваться, обязательно нужна игровая деятельность. Именно в игре ребенок забывает о своих проблемах, открывает и проявляет себя, учится смотреть и видеть, слушать и слышать. Поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в группе  во время адаптации
Нам, взрослым, хорошо известна важность игровых повторов для ребенка. Мы их часто используем. Занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная путем повтора информация лучше запоминается. Поначалу все игры предлагает и проводит взрослый. В последующем дети все чаще будут просить взрослого провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас.

Цель коррекционно — развивающей программы:  сплочение детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

Одновременно происходит позитивное сотрудничество каждого ребенка с идеальным взрослым, которым является ведущий.

Форма занятия. Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная  часть.

         Разминка. Цели: 1.Создание положительного настроения в группе. 2.Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу. 3.Развитие положительной самооценки. Основные процедуры самооценки – это приветствие и упражнение на контакт.

 Основная часть. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на коррекцию эмоционально – личностной сферы ребенка.

Заключение. Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Завершение занятия носит ритуальный характер. 

Условия проведения.Дети на первом занятии при помощи игр делятся на две подгруппы. Если в группе 20 человек, то в подгруппе – 10. Во время занятия, в самом начале, дети сидят в кругу на стульчиках, что значительно облегчает им взаимодействие и дает ощущение общности. В группе принимается правило «Когда говорит один – остальные его слушают и принимают». Взрослому нужно давать возможность детям высказывать свое мнение, поделиться впечатлением после любого упражнения. Многие упражнения сопровождает соответствующая музыка. В начале и в конце тренинговых занятий проводится социометрия      участников групп.

Предлагаемая программа  рассчитана на 13 занятий, по два занятия в неделю. Она адресована практическим психологам.

ЗАНЯТИЕ 1. ПАРОВОЗИК. 

Цель: выявление  лидера в группе, социальное объединение друг с другом. Принятие групповых правил. Развитие навыков партнерского общения.

1. Вводная беседа

Психолог предлагает занять свои места на стульчиках, стоящих по кругу, и знакомит с правилами поведения в группе.

         Психолог.

 «Девочки и мальчики! Один раз в неделю мы будем играть с вами в игры, которые помогут вам стать более смелыми и уверенными в себе.     Каждое занятие состоит из трех частей. 1-я часть называется «Разминка».

Проводится она в кругу, все сидят на стульчиках. Разминка нужна для того, чтобы мы настроились на занятия, стали добрее друг к другу, внимательнее.

2-я часть – главная. Здесь мы можем и сидеть на стульчиках, и стоять в кругу, и сидеть на ковре. Мы будем играть друг с другом и все вместе. Нам надо научиться понимать друг друга. 3-я часть – это заключительные игры, прощание друг с другом.

2Принятие групповых правил

Ребята, мы будем сидеть в кругу, а это значит – по определенному правилу, по закону. Для тех, кто сидит в кругу, существует правило: «Когда говорит один, остальные слушают его и понимают». Помните мультфильм «Маугли»? Там тоже, когда говорил один, остальные внимательно слушали и не перебивали его. Например, так слушали Багиру, медведя Балу. А когда внимательно слушаешь, можно узнать много нового и интересного. А не завести ли нам , дети, такое замечательное правило?» Ответы детей. (Повторяется и разбирается это правило.) Девочки и мальчики, кто понял это правило? А кто собирается его выполнять? Отлично? Значит и в нашем кругу будет действовать правило: «Когда говорит один, остальные слушают и стараются понять». Будет очень хорошо, если на наших занятиях вы будете говорить то, что думаете и чувствуете. Этому мы будем учиться все вместе.

В заключение Психолог может провести одну игру из разминки, одной из основной части (лучше, если это будет уже известная игра, например «Река»). В заключении надо прощаться. 

Эта игра – прощание может и в дальнейшем стать ритуальной.

          3. Игра «Барометр настроения».
Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

  4. Игра «Паровозик».

Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их станция. Один из участников «паровозик». Его задание – обойти всех, собрать пассажиров под музыку или известную песню М. Старокадомского «Веселые путешественники».

Когда «паровозик» собрал всех, ведущий может спросить ребенка, кого он взял первым и почему. Эта игра дает возможность определить выборы детей.

Ассистент( в том случае, когда тренинг проводит психолог, это может быть воспитатель, учитель) записывает на бумаге выбор каждого ребенка.

Игра «Река».

Играющие становятся в одну колонну. Психолог объявляет, что все они – большая река, которая в одном месте «разливается» на два рукава: две маленькие речки.

В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и, показывая, как «разливается» река, развести их в разные стороны. Остальные дети по очереди расходятся в разные стороны. Учитывается желания каждого.

Ассистент фиксирует слияние детей в подгруппы. Возможно, это будущие подгруппы социального тренинга.

                   
ЗАНЯТИЕ 2.  БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ.

Цель.Установление контакта между детьми.

          1. «Барометр настроения».

Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

          2.«Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»
Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева,       посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

          3.«Уходи!»
Психологпредлагает «отыграть» свое плохое настроение.

          Психолог. Дети, покажите свое плохое настроение в игре «Уходи!». Для этого встречайтесь парами и, соединив ладошки и нахмурив брови, сердито скажите друг другу: «Уходи!». Затем идите к другому мальчику или девочке.

           4.«Тух – тиби – дух!»

           Психолог. Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения. Начинайте ходить по помещению, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и три раза сердито–сердито произнесите волшебное слово « тух-тиби–дух». Второй ребенок должен слушать как вы произносите волшебное слово. Но если он захочет, он может ответить вам тем же: три раза сердито произнести: «Тух–тиби–дух». Время от времени останавливайтесь перед кем–нибудь и снова сердито–сердито произносите это волшебное слово.           5. «Иди ко мне!»

           Психолог.А теперь ходите по комнате и время от  времени, встречаясь с кем–нибудь, говорите: «Иди ко мне!». При этом вы можете улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя друг к другу обнимитесь и пожмите руки.

         6. «Доброе тепло».
         Психолог. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

ЗАНЯТИЕ 3.  МНЕ   НРАВИТСЯ…

Цель.Коррекция чувственного восприятия себя.

  
         1.«Барометр настроения».
Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

      2.«Что я люблю делать».
          Психолог. Я хотела бы, что мы  лучше узнать друг друга. Для этого предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам.

Все остальные внимательно смотрят, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, мы можем начать высказывать наши догадки. После того как, все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно.

После выступления будет выступать следующий. Давайте я начну игру.

     3.«Мне нравится…»
Надо по кругу обратиться к соседу, сидящему слева, со словами: «Сашенька, мне нравится…», то есть хвалить соседа за что–то, сделать ему комплимент (словарная работа).

         4. Игра «Река». 

Играющие становятся в одну колонну. Ведущий объявляет, что все они – большая река, которая в одном месте «разливается» на два рукава: две маленькие речки.

В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и, показывая, как «разливается» река, развести их в разные стороны. Остальные дети по очереди расходятся в разные стороны. Учитывается желание каждого.

Ассистент фиксирует слияние детей в подгруппы. Возможно, это будущие подгруппы социального тренинга.

  5.«Царевна Несмеяна».
В центр ставится стул. На него садится ребенок. Что-бы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.

       6.«Поддержка»
       Психолог. Дети встаньте в круг. Это будет волшебный круг, потому, что дети, которые стоят в кругу, будут делать все, для того чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные приключения.

Кто из вас хотел бы первым встать в середине?  
Коля, становись в круг точно по середине, ноги поставь вместе, держи спину прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровне груди (показать).

Читайте также:  Откуда стеснительность и что с нею делать - психология

Когда Коля будет падать в вашу сторону, вы должны его поймать ладонями в круг и осторожно вернуть в центр круга.

    7.«Доброе тепло».
         Психолог. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Источник: http://help-baby.org/blog/psikhologicheskie_treningi_dlja_detej_i_podrostkov_7_9_let_detskaja_psikhologija/2012-03-02-50

Психологические тренинги для подростков в школе: составляем программу

Психологические тренинги для подростков приносят хорошие результаты в их развитии. Они просто необходимы, особенно в тот момент, когда у подростка начинается и длится переходный период.

Подростковый возраст (12-17 лет) – это трудный период, как для родителей, так и для детей. В это время родители, при неправильной реакции на подростковый кризис ребенка, могут потерять контакт со своими детьми. Подростку же хочется доказать, что он может все сам, возражает против навязывания чего-либо, борется за свободу действий, стремясь стать взрослым.

Главные особенности этого возраста – резкие изменения, которые затрагивают все аспекты жизни ребенка. У каждого подростка такие изменения происходят в разное время – у кого-то раньше, у кого-то позже, так как дети развиваются по-разному.

У одного ребенка развиваются определенные качества раньше, другие дети опережают своих сверстников в иных направлениях.

В этот период у подростков развивается самостоятельное мышление, что приводит их к индивидуальным различиям творческой деятельности.

Кризис подросткового возраста может проходить в двух фазах:

— Кризис независимости, выражающийся через упрямство, своеволие, отделение собственного мира от окружающих, ревность, снижение авторитета взрослых.

— Кризис зависимости. Эта форма проявляется в излишней послушности, проявлении интереса к старым привычкам и большая зависимость от взрослых.

Наряду с активным стремлением к независимости подросток неосознанно ждет от близких помощи. А так как этот период является более благоприятным для полного развития личности ребенка, то помощь родителей и педагогов необходима.

Педагогика нацеливается на саморазвитие личности ребенка, его способности и интересы. Поэтому одной из главных целей воспитания – это поддержание психологических условий для саморазвития каждого ученика.

Существует несколько направлений работы с подростками:

— Закрепление чувства взрослости.

— Мотивация к получению знаний.

— Развитие интересов, воображения, общения, воли.

— Снижение тревожности, неуверенности и чувства грозящей опасности.

На сегодняшний день все более становится популярной такая работа с трудными подростками, как психологический тренинг. Что же это такое? Психологический тренинг подразумевает практику различных психологических воздействий, которая основана на методах только групповой работы, с использованием специфичных форм развития и коррекции умений, знаний и навыков подростка, а также обучению общению.

Цели тренинговых работ с учениками разнообразны, но можно выделить несколько основных, объединяющих их по содержанию и направленности:

— Изучение психологических проблем подростков и нахождение верных путей их решения.

— Укрепление психического здоровья.

— Наблюдение за межличностным общением в группе и создание более гармоничного общения.

— Развитие самоисследования и самосознания у подростков.

— Реализация творческого потенциала и ощущения успеха.

В частности психологические тренинги ставят перед собой задачу развития коммуникативных навыков и приемов подростков, чувства общности с коллективом и умению в нем работать.

Необходимо следовать следующим принципам организации психологического тренинга для подростков:

— Все дети должны только добровольно участвовать в тренинге.

— Материал должен быть целостным и подобран с учетом возрастных и психологических особенностей каждого учащегося.

— Состав группы должен быть постоянным.

— Гармонизация эмоционального и интеллектуального аспектов.

— Самодиагностика и обратная связь.

Группа комплектуется только на основе полной добровольности, чтобы создать открытую атмосферу, ощущения неожиданности и спонтанности. Здесь каждый участник может задать вопрос или делится своим опытом без стеснения или боязни. Поэтому для ощущения сплоченности ребят группа не меняется и сохраняет свой состав до окончания тренинга.

Существует много программ психологических тренингов для развития детей и подростков, быстро и эффективно устраняющих проблемы, которые невозможно решить во время учебно-воспитательного процесса.

Например, :

— тренинги с подростками с целью снижения тревожности подростков, который ставит перед собой цели:

— повышение самооценки подростка;

— развитие коммуникативных качеств;

— обучение осознания эмоций и умения правильно на них реагировать.

Что же такое тревожность ребенка и стоит ли она такого пристального внимания? Тревожность – это склонность к излишней беспокойности в самых различных ситуациях, появлению которой могут способствовать следующие факторы: учебные перегрузки, трудность в освоении программы, высокая требовательность со стороны родителей, конфликтные отношение с педагогом или в коллективе учащихся, смена школьного коллектива или регулярные работы, оценивающие знания.

Как выявить симптомы тревожности у ребенка? Существуют несколько принципов определения тревожности у ребенка:

— постоянное беспокойство;

— нарушение сна и режима;

— раздражительность постоянного характера;

— мышечное напряжение;

— невозможность сконцентрироваться.

В рамках данного тренинга подростками выполняются задания, в ходе которых он получает возможность перенять опыт взрослого, проявить свои качества, исследовать себя, научиться выражать свои реакции на различные ситуации. Это поможет детям стать более успешными.

В группах обычно участвуют до 12 человек желательно с небольшой разницей в возрасте. Здесь чаще всего используются развивающие и ролевые игры по ситуациям и групповое обсуждение.

— Психологические тренинги для подростков 12-16 лет «Я и окружающие меня люди», рассматриваются грани отношений с взрослыми, родителями, сверстниками и друзьями, ставит для себя цель – научить понимать и принимать себя, а также научиться взаимодействовать с окружающими людьми.

Тренинг общения для подростков может содержать следующие темы:

— Кто я такой. Каков я на самом деле.

— Как найти в себе положительные стороны и полюбить себя.

— Чувство собственного достоинства.

— Что такое дружба.

— Помощь другу.

— Я в своих глазах и глазах моих друзей.

— Как правильно общаться.

— Как развиваются отношения и почему.

— Как объяснить родителям, что ты уже взрослый.

— Что такое взрослое поведение.

— Взрослое поведение в конфликтной ситуации.

— Как сотрудничать с взрослыми.

— Мои права и права других людей.

— Просьба.

— Чувства. Эмоции. Обида.

— Быть собой, но в лучшем виде.

— Жить по собственному выбору.

Эти занятия помогут освоить приемы успешного общения с другими людьми, научиться их понимать, научиться выражать свои чувства и понимать других, узнать больше о своих сильных и слабых сторонах, изучить навыки поведения в конфликтных ситуациях, а также приобрести новых друзей.

Такие занятия обычно проводятся в форме разыгрывания определенных ситуаций, общении, дискуссиях, обмена мнениями, и в упражнениях на познании себя и в группах или парах. В таких группах обычно участвуют от 8 до 14 человек в определенное время.

— Психологический тренинг «Я и мой рост личности» предлагает занятия с учащимися 15-16 лет.

Примерные темы занятий:

— Изучение моего характера. Как меня видят другие.

— Причины разногласий между людьми и способы их устранения.

— Какова моя психологическая защита.

— Развитие самоконтроля.

— Рефлексия.

— Смысл жизни.

В такой работе используется огромное количество приемов: разыгрывание сценок, опросы, обсуждения и дискуссии, анализ и самоанализ, психогимнастика, игровая терапия и использование расслабляющей музыки.

Этот тренинг стремится к достижению следующих целей: развитие положительного отношения и доверия подростков к самому себе и окружающему миру, формирование ценности своей личности, предупреждение негативных эмоций путем изменений в поведении.

Итак, тренинг начинается всегда с вводного занятия, где участники знакомятся друг с другом. Дети по очереди представляются и рассказывают о своих интересах и предпочтениях.

Следующий участник повторяет все за предыдущим и рассказывает о себе. Используют такой прием, как таблички с именами. Участники пишут на листах бумаги вое имя и рисуют эмблему.

Во время представления ребята объясняют, почему была выбрана та или иная эмблема.

Также возможна игра «Что значит мое имя? ». Участники называют свое имя и рассказывают о нем. Предлагается еще вариант вопросов в помощь детям:

— Кто выбрал мое имя?

— Нравится ли оно мне и почему?

— Влияет ли имя на отношение к человеку?

Затем предлагается заполнить анкету, в которой дети рассказывают о своей индивидуальности. Так им будет проще рассказать о себе как можно больше правдивой информации. Если же начать опрашивать детей в ходе беседы, то они могут и утаить некоторые моменты.

Занятия, воспитывающие доверие к самому себе и окружающим, такие как «Паровозики», «Слепой поводырь» и многие другие.

В первом упражнении ребята разбиваются на тройки, представляя собой поезд. Первый и второй (составы) идут с завязанными глазами, а последний – машинист ведет группу между преградами. После этого проводится обсуждение ощущений ребят в роли паровоза и машиниста и о доверии к ним.

Во втором один участник становится в круг. Он должен падать в разные стороны, а оставшиеся ребята должны его удержать. Здесь также проводится беседа о том как чувствовал себя участник, насколько он доверял своим друзьям, какие трудности приходилось преодолевать.

Также используются занятия и упражнения для снятия напряжения и внутренних зажимов , создания атмосферы понимания и принятия друг друга, самораскрытия и работа над собой, изучения явлений и поступков с разных точек зрения, развития тактильных ощущений, развитие умения благодарить, стремления к сопереживанию и взаимопомощи, формирования чувства сплоченности, преодоления страхов и т. п.

— Тренинг для родителей.

На таких тренингах родителей учат находить решение выхода из конфликтной ситуации без вреда ребенку, дают ответы на животрепещущие и непростые вопросы.

Психологический тренинг для родителей чаще всего посещают родители, желающие наладить отношения со своим ребенком. Часто такие тренинги посещают родители, когда в семье дети разного возраста. Для них будет также полезно обсудить тему, в последствии они меняют свое отношение ко многим моментам в жизни, причем в лучшую сторону.

Родители разбирают такие темы как:

— Что такое семейные правила и когда они нужны?

— Наказание ребенка: стоит ли наказывать и как сделать это правильно.

— Как стать для ребенка примером для подражания.

— Как сформировать у ребенка полезные привычки?

— Как сделать домашние занятия интересными для своего ребенка?

— Хобби ребенка. Правильный выбор и поддержка родителей.

— Какие отношения у родителей с бабушками и дедушками? Как это влияет на развитие ребенка?

— Есть ли взаимопонимание между мужем и женой?

— Тренинг для учителей, который помогает ответить на ряд вопросов, возникающих в работе с трудными подростками. Узнать, в чем же состоят их запросы на психологическую помощь и как эффективно и быстро их удовлетворить.

Психологические тренинги – это одна из самых эффективных работ школьного психолога, которая направлена на улучшение психологического состояния подростков и стремлению к саморазвитию.

На тренингах дети учатся преодолевать трудности, учатся межличностному общению и адаптироваться к новым вещам.

Читайте также:  Репрезентация - психология

Также это работа с родителями подростков и огромная помощь семье в преодолении ребенка подросткового периода без негативных последствий.

Если проводить мероприятия в комплексе, то отдача от такой работы будет максимальной.

Грамотно составленная программа тренинга для подростков станет отличным инструментом для развития личностных качеств, поможет избежать возможных негативных проблем и окажет огромную помощь семье в целом.

Источник: http://veselajashkola.ru/shkolnikam/psixologicheskie-treningi-dlya-podrostkov-v-shkole-sostavlyaem-programmu/

Психологический тренинг

Психологический тренинг – это интенсивная, краткосрочная обучающая программа, которая формируется на определённую тематику и состоит из сочетания практических упражнений и теоретических основ. Тренинг – это практикум навыков и умений, данный формат создаётся для формирования опыта самопознания и саморазвития.

Это многофункциональный метод планируемых изменений психологических глубинных феноменов отдельной личности, группы и организации с целью гармонизировать личную и профессиональную среду человека.

Формат тренинга выстраивается по определённой тематической структуре. Оказавшись участником тренинга, у человека есть возможность внести коррекцию в сформировавшиеся взгляды, получить профессиональную помощь ведущего психолога, повысить самооценку, изменить своё видение особенностей поведения других людей.

Все психологические тренинги создаются на разные темы и являются продуктом творческим, однако каждый из них преследует цели повышения устойчивости человека к изменениям в жизни, формирования навыков саморегуляции, корректировки мнения и впечатления о поведения других людей, совершенствования собственной личности.

В современной социальной жизни психологические тренинги становятся всё более популярными. Такой спрос обусловлен тем, что формат тренинга значительно отличается от классического обучающего. Здесь участникам не предлагают багаж теоретических знаний, и не пытаются «учить жизни», а создают человеку атмосферу, где он может опробовать, либо усовершенствовать уже имеющийся опыт.

Обретённые навыки отрабатываются практически  и, в дальнейшем, успешно используются в повседневной жизни. Эффективные изменения происходят именно в групповом контексте, так как человек преодолевает своё устоявшееся привычное впечатление о себе самом и учится видеть себя со стороны, посредствам взглядов других.

Принципы, на которые ориентирован психологический тренинг.

1. Принцип «добровольного участия». Степень своей активности  каждый участник в процессе тренинга определяет для себя сам. Это важный фактор, т. к. от желания и энергии участников практических упражнений зависит качество результативности и базовой цели данного практикума.

2. Принцип «активного участия». Члены группы активно высказываются, дают обратную связь на действия других, участвуют в практических упражнениях, у них есть настрой в любой момент включаться в действия, которые совершаются.

3. Принцип «творческой позиции исследователя». Участники тренинга в группе обнаруживают, доводят до осознавания, открывают законы и идеи, которые в психологии известны ранее, но в данном случае, через призму своих собственных ресурсов.

4. Принцип «осознанного поведения». Изначально у участников наблюдается стиль поведения, который можно обозначить, как «импульсивный».

В ходе работы он переходит на уровень «объективного», что даёт возможность внедрять эффективные изменения в процесс тренинга. Безотказным способом объективации поведения является обратная эмоциональная связь от членов группы.

Важнейшей работой тренера-психолога является создание условий для качественной обратной связи.

5. Принцип «партнёрства». Такое общение предполагает внимательное и толерантное отношение к интересам других участников, к их переживаниям, чувственному фону, эмоциям, жизненному опыту.

Обозначенные принципы психологического тренинга значительно отличают данный формат от иных методов обучения и психологической помощи.

Источник: http://www.psiholog-pomogi.ru/psixologicheskij-trening/

Психологические тренинги: история, виды и их последствия

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 26.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 26.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 13.

  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 13.

  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 24.

  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 24.

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.

    module on line 906.

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 32.

  • strict warning: Non-static method views_many_to_one_helper::option_definition() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument_many_to_one.inc on line 35.

  • strict warning: Non-static method views_many_to_one_helper::option_definition() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument_many_to_one.inc on line 35.

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method views_many_to_one_helper::option_definition() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument_many_to_one.inc on line 35.

  • strict warning: Non-static method views_many_to_one_helper::option_definition() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument_many_to_one.inc on line 35.

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.

    module on line 906.

Проще говоря, это помощь в работе человека над самим собой для открытия его внутреннего потенциала. Психологические тренинги уникальны тем, что никто не говорит и не указывает человеку, как ему стоит строить свою жизнь. Участник сам для себя обнаруживает, как он и жизнь вокруг могут  выглядеть по-иному и именно через  это и делаются новые ценные открытия.

 Проходя этот путь познаний, человек получает  доступ к своим личным внутренним силам, к другим уровням свободы выбора, которые требуются для создания именно того будущего, которое абсолютно не имеет ничего общего с прошлой жизнью. 

История возникновения тренинга так же стара, наверное, как и обучение. Никто не может с точностью сказать, когда и где он возник.

Одним из первых, кто всерьез начал заниматься тренингом и стал его применять, был американский писатель, педагог и психолог Дейл Брекенридж Карнеги, основавший сто лет тому назад одну из самых крупнейших мировых тренинговых компаний, которая успешно действует и до сих пор.

Эти тренинги направлены на развитие уверенности в себе, в собственных силах, навыков выступления на публике, взаимодействия между людьми и многие другие достижения.  

Нельзя не отметить значительный вклад в эту форму обучения и известного социального немецкого и американского психолога Курта Цадека Левина, который на второй год после окончания Второй мировой войны вместе с коллегами основал тренинговые группы, цель которых было повысить компетентность людей в общении.

Ими было замечено, что участники от посещений получают реальную огромную пользу, анализируя свои собственные мысли и переживания в группе. В дальнейшем его талантливыми учениками была открыта в США Национальная лаборатория тренинга. 

Сначала там проводили обучение управленческого персонала – руководителей, менеджеров и даже политиков, затем в пятидесятые годы были открыты группы, которые ориентировались уже на выяснение жизненных приоритетов и ценностей самого человека. Классификация тренингов понемногу увеличивалась.

Уже позже, в семидесятых годах был разработан новый метод обучения, который получил название социально психологический тренинг. Его основателем был М. Форверг и его коллеги.

 Тут уже основными средствами обучения выступили именно ролевые игры, которые включали в себя драматизацию некоторых событий, что способствовало формированию у человека эффективных коммуникативных навыков.

На вопрос, какие бывают тренинги вообще, ответить довольно трудно.

Виды тренингов официально выделены не были, их великое множество и общепризнанных классификаций до сих пор не существует. Тем не менее, по критерию направленности изменений и воздействий можно выделить некоторые типы тренингов – это бизнес-тренинг, навыковый тренинг, социально-психологический и психотерапевтический тренинг. 

Что касается бизнес-тренинга, то его основной задачей является, в основном, развитие навыков рабочего персонала, чтобы они смогли успешно выполнять поставленные перед ними бизнес задачи, а так же на повышение уровня управленческих взаимодействий и эффективности производственной деятельности. Этот тип тренинга требует отдельного детального рассмотрения. 

Навыковый тренинг говорит сам за себя – это формирование и развитие определенных навыков. Кстати, большая часть бизнес-тренингов включает в себя и этот тип тренинга.   

Социально психологический тренинг  — формирует навыки и в тоже время сознание человека. Он занимает как-бы промежуточную позицию. Главной целью социально-психологического тренинга является развитие компетентности в общении.

Именно общение открывает дорогу в жизнь, от него зависит и личное счастье человека, и успех в профессиональной жизни.

Такой тренинг поможет найти подход к любому человеку, легко завязать знакомство, раскрыть свои личные внутренние качества и выработать личную линию поведения. 

Польза от таких тренингов может быть всем людям, не зависимо от их возраста и профессий. Поэтому виды социально психологического тренинга можно выделить следующие: 

  • Для дошкольников – развивает самые первые навыки общения со взрослыми и детьми;
  • Для школьников – вырабатывают правила поведения между сверстниками и старшим поколением, а так же внутри школьного класса;
  • Для подростков – учит уважительному общению между собой и взрослыми;
  • Для студентов – вводит во взрослую, более самостоятельную жизнь;
  • Корпоративный тренинг – учит общению между коллегами, решает внутри коллективные проблемы;
  • Тренинг для руководителей – повышает авторитет и улучшает климат в коллективе;
  • Семейный тренинг – развивает навыки общения с родственниками, решает проблемы непонимания внутри семьи.

Главное направление психотерапевтического тренинга – это изменения в сознании человека, которые модифицируют стереотипы поведения человека, рассматривающие в какие ситуации больше не попадать. Название само за себя говорит о том, что это оказание помощи внутренним психологическим проблемам человека. Кстати, этот тип тренинга является разновидностью психологического тренинга. 

История психологического тренинга началась тогда же, когда Левин и его коллеги создали свои группы. Он считал, что люди должны научиться видеть себя такими, как их видят другие люди, чтобы увидеть свои негативные установки и выработать затем новые формы своего поведения.

Основные виды психологического тренинга – это бизнес-тренинги, которые уже рассматривались выше, коммуникативные тренинги и тренинги личностного роста.

Люди учатся налаживать отношения с другими людьми, учатся их лучше понимать. 

Еще одна классификация психологических тренингов – это тренинги личностного роста схожи с выше описанным видом, но здесь участники еще учатся преодолевать свои внутренние страхи и какие-либо свои личные комплексы.

Они подробно разбирают свои душевные тревоги и переживания, которые мешают им жить и добиваться поставленных целей. Классификация видов психологического тренинга существует только по признакам, а как единой ее просто нет.

 

Психологический тренинг, несомненно, приносит свои плоды. Последствия психологического тренинга бывают разными.

Но у многих участников происходит внутренняя переоценка, как самого себя, так и окружающих людей и жизни в целом. Они избавляются от многих комплексов, проблем и увереннее шагают по миру.

Многие из тех людей, кто посещал психо тренинг добиваются своих целей и достигают высоких вершин. 

Статьи по теме

Источник: http://superiorseller.com/psikhologicheskie-treningi-istoriya-vidy-i-ikh-posledstviya

Ссылка на основную публикацию