Джунгли — психология

Психологические джунгли человека

Мы живем в психологических джунглях. Самые незначительные мысли, эмоции, ощущения, желания могут привести к неожиданным последствиям. Невольно в этих джунглях мы можем наступить на кобру или в собственном безумии потянуть за ус льва.

Некоторые люди могут активизировать негативные качества тех, с кем они взаимодействуют. Не зная, что животные инстинкты джунглей преобладают и в них самих, они подсознательно провоцируют их проявления в других.

Многие живут в психологических джунглях, не осознавая этого, без самокритики или самопорицания. Спящие и не подозревающие о реальности, они никогда не придут к пониманию того, как использовать животный инстинкт.

Цивилизованный человек почти полностью лишен богатства конструктивного использования инстинктов.

Это быстрейшие, важнейшие и наиболее действенные инструменты, которыми мы обладаем. Мощный руководитель по сохранению физической жизни, инстинкт может также быть использован для сохранения внутреннего бытия человека. Самосохранение, как мы знаем, это самое элементарное проявление инстинкта. Каждое животное живет в постоянном инстинктивном осознании надвигающейся опасности.

Инстинкт может регулировать наши действия и предупреждать нас, но эта функция часто не действует из-за того, что ее блокируют наш ум или эмоции. Если инстинкт мог бы свободно исполнять свою роль, то гармоничное регулирование наших действий обрело бы точность. Вместо этого наше сомнамбулическое существование позволяет им действовать случайно и бесконтрольно.

Активизированные лишь под воздействием внешних стимулов, которые являются несущественными по своей природе, мы совершаем действия, которые являются аморальными, не руководствуясь чувством ответственности, что, безусловно, ниже человеческого достоинства. Существует неприкосновенный принцип внутренней этики.

Если мы будем отклоняться от этого внутреннего принципа, мы в итоге будем уничтожены последствиями наших собственных действий.

Если человек хочет быть человеком, а не бессознательным существом, слепым и потерянным в джунглях, он должен обрести власть над животным внутри, а не позволять ему себя использовать. Только таким образом он может стать осознающим себя. Но когда человек отключает самосознание, божественная часть внутри него гибнет.

Глупо рассуждать, что независимо от того, как низко мы падаем, Бог стоит в стороне от нас. Наоборот, каждый раз, когда мы падаем, мы позволяем Богу внутри нас также упасть. Он зависит от нас, поскольку мы зависим от Него.

Мы поддерживаем Его своей любовью и просвещением духа, которые являются его атрибутами и которые Он дал нам в потенциальной форме. Мы не можем разделить их. Если мы предаем Бога внутри нас, Он оказывается вне нашего сознания и не может повлиять на нас.

Возвращение к Нему всегда болезненно.

С сознанием и просвещенностью мы можем жить полной жизнью, совершенствуя наши желания из центра нашего бытия, никогда не позволяя Богу умирать в нас. Чем больше мы будем отклоняться от потока наших желаний, тем дальше будем отходить от Бога.

Во время войны силы зла, враждебные замыслу Бога, овладевают человеком. Жестокость захватывает массы. Человеческая природа в человеке околдовывается и становится заражающей. Это всплеск сил, скрытых в человеке.

Когда человек случайно приводит в действие эти силы, которые он не в состоянии контролировать, они поглощают его. Но если сознание в нем все еще сильно, он не допустит падения божества внутри себя.

Осознавая все свои силы, он будет их контролировать.

Рассмотрим страх. В нем огромная сила, хотя он может длиться лишь мгновение. Эта сила может быть безудержной или скрытой, но она всегда присутствует в человеке и животных. Страх вызывает ощущения недоверия и подозрительности, освобождая силы, которые пронизывают атмосферу.

Если эта сила высвобождается в большом количестве и более продолжительно, она вызывает панику и войны. Возможность войны между людьми всегда присутствует. Но благодаря процессу сублимации страх может быть превращен в силу защиты и любви.

Человек, который понимает это, не будет растрачивать эту силу страха на негативные проявления недоверия и подозрительности, но будет использовать его, скорее, на пути любви и веры.

Мы все — магнитные поля. Одно активирует другое, пока все человечество не включится. Каждый из нас — продукт прошлых поколений, и он, в свою очередь, будет влиять на тех, кто впереди.

Осознавая это, человек может начать изучать магнитное поле, психологические джунгли внутри самого себя.

Затем он должен стать более осознанным, более сознательным и способным отвергнуть зло, садистские намерения причинять боль.

Человек, который скрывает свой страх под маской самодовольства, живет в рамках собственных ограничений, при этом внешне он действует в соответствии с нормами и общепринятой моралью. Он живет своей жизнью, жертвует удовольствиями, потому что боится, но не Бога, а общества.

Он лишает себя некоторых удовольствий, но не в связи с пониманием и не в соответствии с внутренним принципом. Поэтому, движимый завистью, он будет смотреть свысока на тех, кто находит удовольствие в жизни. Этот самодовольный человек достиг состояния согласия с нормами и законами.

Но он не понимает внутренних ценностей.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/27928.html

Закон Стаи – закон успеха в каменных джунглях

С начала перестройки меня сильно удивило два момента. Как быстро люди отказались от своих идеалов, нравственных установок, обычной человеческой порядочности. И второй: как быстро общество расслоилось. Миллионы обычных людей за короткое время оказались лузерами. В 90-х годах улицы в Москве подметали доктора философских наук.

А доли процентов выиграли джек-пот. На сегодняшний день соотношений доходов самых бедных к самым богатым составляет в России 1:25. В Европе 1:4.Третий момент не просто удивлял, а повергал в шок в 90-х годах не только меня, но большую часть растерявшихся советских граждан. Всех изумлял и возмущал один вопрос.

Кто эти доли процентов?

Прямо или косвенно советскому народу машина пропаганды и агитации долгие годы внушала, что на верх социальной лестницы в стране поднимаются самые лучшие люди. Умнейшие, сильнейшие управленцы, самые ответственные. Люди широкой души и огромной силы духа.

Как бы между строк предполагалось, что и самые порядочные, честнейшие, совестливые.

Когда во времена перестройки новая волна вынесла на поверхность мелких воров, фарцовщиков, спекулянтов, валютчиков, цеховиков, как будто по щучьему велению превращая их в крупных бизнесменов, а потом и в слуги народа, народ некоторое время находился в ступоре, не зная, как реагировать.

Даже когда его обворовали, заморозив счета и отменив старые деньги без обмена на новые, вчерашние ткачи и врачи, слесари и пекари, шахтёры и лифтёры потеряли почву под ногами. Многие не понимали и не верили, что советская гарантированная жизнь с её кодексом строителя коммунизма закончена навсегда.

А это значит, что нужно очень быстро осваивать другие правила, а точнее понятия. Наступила жизнь по законам джунглей.

Закон Стаи

В джунглях выживает сильнейший. Культурная эволюция эфемерна. Она ничего не изменила в человеческой сущности. Человек – это животное, живущее инстинктами. Разум ему больше мешает, чем помогает. Но ещё больше мешают такие вещи, как альтруизм, милосердие, жалость, эмпатия, благородство, великодушие, бескорыстная помощь любому, кто её попросит.

Все животные на планете, а человек больше всех конкурирует за ресурсы. Причём внутривидовая борьба, то есть между разными группами людей самая жестокая. Цель не просто оправдывает средства. Цель добычи ресурсов для своей Стаи превыше всего: обсуждений, размышлений.

К началу перестройки этот закон на практике хорошо изучили люди маргинальные, пренебрегающие законами общества юридическими и нравственными, то есть преступники, члены банд подростковых и взрослых. В некоторой степени с этим законом были знакомы работники правоохранительных органов.

В учебниках экономики это называется эпоха первичного накопления капитала. Время, когда можно всё, если хватит наглости и хитрости.Рядом с этими опытными клыкастыми товарищами остальной народ оказался овцой. Тем более, что десятки сдерживающих институтов власти, механизмов управления, включая осуждение общества, рухнули очень быстро.

То есть у некоторых людей оказались конкурентные преимущества в борьбе за ресурсы. Уже лет сто как закон Стаи пытаются обосновать многие психологи и основанные ими школы. Фрейд, Адлер, Хайдеггер с одной стороны, Павлов с другой представляют человека как животное, открывая механизмы управления им, как правило с помощью манипуляции. Стимул – реакция.

Условный рефлекс – подкрепление. Другие людоведы, например Гурджиев, Ошо представляют человека фактически биороботом, неосознанным существом, живущим в автоматизмах. Заложил в голову нужную программу, и человек будет готов делать что угодно, пойдёт за умелым программистом, как крыса за дудочкой крысолова.

И всё это в 90-х годах пришло, чтобы не сказать свалилось на головы невинных россиян и жителей остальных республик. Хотели джинсы, забитые полки магазинов, поездки за границу, а получили массовую невротизацию общества.

Герои стаи

Во все времена у общества есть свои герои. После главных конструкторов, стахановцев и председателей колхозов слишком быстро героями стали бандиты, продажные менты, киллеры, проститутки, мошенники. Герой экрана прямо или косвенно говорит остальным: делай, как я, и будешь в шоколаде. Врёт. Люди рождаются разными.

Бог или природа об этом позаботились. Но биологическое разнообразие, в том числе и типологическое, ролевое – необходимое условие не просто выживания, но и благополучия вида. То есть все не могут быть альфами. И не должны.

Но если агрессивная реклама, а следственно и общественное мнение настаивают, что каждый самец обязан быть альфой, а самка фотомоделью, то это кратчайший путь к болезням психогенного происхождения. Миллионы человеческих самцов, не рождённые альфами, которые будут прыгать выше головы и не допрыгнут, почувствуют себя лузерами.

А самки в этой гонке просто перестанут рожать, увлекутся анорексией, феминизмом, карьеризмом и гедонизмом. Стиль жизни –«всегда 14 лет» с соответствующим пониманием и ответственностью перед собой и обществом. Стоп! Так всё-таки общество или стая? В обществе есть место самым разным людям.

Они закономерно могут рассчитывать на признание, уважение, достойное материальное и моральное вознаграждение за нормальную естественную для своего типа жизнь. Кстати, в стае хищников, откуда взята и механически перенесена иерархия, разделение на альфа, бета, гамма, дельта и до омега-самцов, место есть всем.

И нет рекламы, что альфа крутые, а все остальные никто, иначе стая распалась бы. Кроме того, альфа-самец на самом деле самый сильный, смелый, выносливый, умный самец, способный позаботиться обо всей стае, а не только о самке и детёныше. Именно поэтому все остальные его признают и подчиняются.

Этот пример хорошо показывает, насколько такие теории искусственные и заказные. Вообще-то увлечение зооморфизмом, механическое перенесение биологии, физиологии, этологии животных на человека говорит о разочаровании в нём в первую очередь тех учёных, которые такие теории сочиняют за гранты нынешних героев эпохи.

Развенчание мифа

На мой взгляд закон Стаи – это ложь. Человечество как вид не живёт по этому закону. Разум, а тем более духовность модифицируют инстинкты до полной отмены некоторых из них. Например, половой инстинкт давно уже используется не для размножения, а для многих совсем других целей. Материнский инстинкт резко сократился в популяции.

Реформы образования нанесли мощнейший удар по исследовательскому инстинкту. Люди каждый день переступают через инстинкт сохранения вида, изобретая опасное оружие массового поражения. Алкоголизм, наркомания – это медленное самоубийство. То есть даже инстинкт самосохранения преодолевается.

А кроме того, при минимальной внимательности можно заметить, что идеологи и пропагандисты закона Стаи сами в своих странах по нему не живут.

Принимают антимонопольные законы, борются с недобросовестной конкуренцией, развивают социальную сферу, заботу об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, сохранили социальные лифты, чтобы человек мог из самых низов хотя бы до среднего класса добраться. В Швейцарии обсуждается возможность провести эксперимент с 2020 года.

Назначить каждому гражданину пансион в размере 2000 евро. Это делается для того, чтобы люди выбирали профессию по душе, по своей внутренней структуре, а не по престижности или уровню оплаты, чтобы снизить тревожность и агрессию в обществе. Закончу тему неточной цитатой Франкла. Если мы видим в человеке зверя, он будет зверем. Но если в нём увидеть что-то большее…

Фотография: Corbis/Fotosa.ru

Источник: http://levelberi.ru/zakon-stai-zakon-uspeha-v-kamennyh-dzhunglyah.html

Военный психолог Людмила ТАЩЕВА (ЗВО) применяет методику «Джунгли» при работе с личным составом, заступающим в караул

НАРИСУЕМ КАРАУЛ? 
Как коллективное упражнение помогает сплотить коллектив.

К заступлению в караул готовился разведывательный дивизион, старшим назначен старший лейтенант Андрей Коротоножкин. Улыбающиеся лица, взрывы смеха – в такой обстановке проходил завершающий этап психологического тестирования подразделения.

– Каждое подразделение перед караулом проходит сначала индивидуальное тестирование, – поясняет офицер. – Его уже прошли все, и каждый военнослужащий допущен к несению караула. Сейчас анализируем уровень сплочения.

Психолог бригады Людмила ТАЩЕВА заготовила для этого упражнения листы бумаги и большую пачку ярких фломастеров. Требовалось отразить тему несения своих обязанностей в карауле. Каждый брал понравившийся по цвету фломастер и изображал предметы и собственные функции при выполнении боевой задачи.

Лист покрывался схематическими, но довольно точными изображениями вышек, легко узнавались ворота, комната отдыха… А затем уже по имеющемуся рисунку по очереди военнослужащие давали пояснения, как они видят свои действия.

Читайте также:  Поглаживание - психология

Рядовые Михаил Бугуев и Айаз Чулунов нарисовали вышки и на них – себя. Первый выбрал зелёный цвет, второй – тёмно-розовый. Почему? Михаил считает, что зелёный цвет – цвет защиты объекта. А Айаз взял яркий фломастер, по- тому что любит ходить в караул. Сергей Пантелейкин нарисовал столовую – «все, кроме меня, про неё забыли»…

Кстати, такое задание военнослужащим досталось впервые. В арсенале психолога подобных неожиданностей много. Цель Людмилы ТАЩЕВОЙ – выявить какие-то проблемы, индивидуальные или внутриколлективные, если они есть.

Не стоит думать, что современный подход к серьёзному делу легковесен. Взять, к примеру, проективную социометрическую методику под названием «Джунгли»: на первый взгляд название соответствует игре.

И правда, игра, когда военнослужащему предлагают примерить образ любого зверя, а заодно надеть маски на сослуживцев.

Кого он видит рядом, дружелюбные лица или нет? Выводы о климате в подразделении сделать будет несложно.

Первоначальное тестирование на компьютере проходит каждый военнослужащий, заступающий в караул. Кстати, шаблонную программу можно и «обмануть», особенно если выполняется знакомое задание.

Опытный психолог на любом этапе тестирования внимательно следит за выражением лица и даже жестикуляцией каждого проходящего испытание, чтобы верно определить и степень психологической устойчивости, и совместимости в коллективе. Таким образом, вывод делает совсем не компьютер…

– Настроение у всех заступающих в караул приподнятое, хорошее – об этом говорят яркие цвета. И обязанности свои знают, – делает вывод Людмила ТАЩЕВА. – Все солдаты и младшие командиры к несению караульной службы готовы…

Евгения ДАНИЛОВА

На снимке: идёт подготовка караула. Фото автора.
http://www.redstar.ru/images/files/regions2016/1103/110316-na-s-r.pdf
ПРОЕКТИВНАЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДЖУНГЛИ».

Анонимная проективная социометрическая методика «Джунгли», разработанная психологами войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ применяется для изучения характера взаимоотношений между военнослужащими в воинских коллективах караулов.[1] Обеспечивает определение направленности лидеров и возможные причины наличия в коллективе отверженных военнослужащих («изгоев»).

Несмотря на свою информированность и видимую простоту применения, эта техника обладает всеми недостатками проективных методик, что приводит к применению только в комплексе с другими методами.

Методика основана на дополнении открытой социометрии анонимной проективной социометрической техникой, которая представлена в форме игры в ассоциации.

Военнослужащим предлагается представить, что их подразделение, выполняя учебную задачу по тактической подготовке, попало в лес, который оказался сказочным. Все товарищи по службе (включая офицеров) превратились в животных по особенностям своего характера, согласно предложенного списка:

большой и добрый сильный медведь;
жестокий агрессивный волк;
медленная тормозная черепаха;
нескромный болтливый попугай;

застенчивая серая мышь;

злобная крыса;
хитрая лиса;
робкий пугливый заяц;

жалящая из-под тишка (тихонько, тайком) змея;

мудрая сова;
благородный олень.
Военнослужащие, получившие наибольшее количество выборов по категории «волк» интерпретируются как возможные отрицательные лидеры, сочетание «волк» и «крыса» указывают на то, что военнослужащий является либо инициатором, либо прямым источником неуставных взаимоотношений.

«Олень» и «медведь» чаще всего являются лидерами положительной направленности, защитниками для объектов неуставных взаимоотношений.

«Сова» в подразделении чаще всего является экспертом в группе, к мнению которого прислушиваются большинство военнослужащих коллектива, обычно является «правой рукой» лидера.

«Заяц» и «черепаха» – объекты неуставных взаимоотношений. В категорию «лиса» попадают военнослужащие, стремящиеся найти наиболее легкие пути в службе, склонные к обману командиров и товарищей.

«Змея» –это «серый кардинал», осторожный и аморальный, который на глазах у командования — добросовестный и дисциплинированный солдат, а в отсутствие офицеров устанавливает свои негативные порядки в подразделении.

«Попугай» –демонстративный вид, который является либо эмоциональным положительным лидером, либо идеологическим помощником отрицательного лидера, осуществляя моральное давление на солдат поздних периодов службы.

«Застенчивая мышь» –тот, кого жалеют все, редко такой солдат является объектом неуставных взаимоотношений, чаще всего он становится своего рода «сыном полка» в коллективе.

Источник: [1] Психологическая работа в войсках радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ. – М., 2002., С. 59-60.

Маша и Медведь (Masha and The Bear) — С волками жить (5 Серия)

Источник: https://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2016/03/blog-post_40.html

Маркетинг идей по законам джунглей

Я часто думаю о своих желаниях. Пожалуй, я не исключение — так поступают многие, если не большинство. Всегда чего-то хочется, порой простого, порой недостижимого. Но вот в последнее время я стала задумываться: а мои ли это желания или это желания кого-то другого.

..

2 2001 30 Апреля 2013 в 00:54

Я часто думаю о своих желаниях. Пожалуй, я не исключение — так поступают многие, если не большинство. Всегда чего-то хочется, порой простого, порой недостижимого. Но вот в последнее время я стала задумываться: а мои ли это желания или это желания кого-то другого.

Впервые такая мысль появилась у меня на втором курсе университета, когда нам, студентам журфака, приоткрыли мир рекламы. Но тогда поиск ответа на вопрос: «Чего желаю я?» — был скорее информативным. А сегодня знаний недостаточно — желаю глубинного понимания. Интересно разобраться в маркетинге идей и желаний.

В конце концов, система желаний — штука занимательная. От неё порой зависит наше ощущение жизни: полноценная она, или нам что-то недодали. Довольны мы ею или, несмотря на красивый внешний антураж, чувствуем, что живём не своими желаниями, не своей жизнью.

Согласитесь, неплохо было бы выяснить, какие идеи влияют на наши желания, если уж от них зависит наше собственное самочувствие и наша включённость в окружающий мир. А иначе, как чувствовать, что жизнь не течет сквозь пальцы?

И вот в очередной раз я задумалась о желаниях накануне, когда посмотрела фильм «Москва-2017». Фильм, надо сказать, вышел в прокат совсем недавно, несколько месяцев назад, и получил в основном отрицательную критику. Например, Дмитрий Дабб (Взгляд.

ру) про него написал: «В общую ущербность этой поделки даже погружаться не хочется, вдруг затянет. Если чего и хочется, недоуменно спросить — для кого этот фильм вообще предназначен?». Вряд ли я смогу дать критику полноценный ответ, но фильм «Москва-2017» спровоцировал во мне мыслительный процесс.

Если раньше я фильм воспринимала в первую очередь эмоционально, то сегодня я, скорее, пытливый исследователь. Любая находка, любой нюанс, особенно в обращении к зрителю, любая идея сама по себе вызывает внутренний восторг. Особый смак всему этому придаёт контрастность и нестандартный операторский взгляд.

Да и в целом, системное мышление добавило красок в моё восприятие: за каждым персонажем воображение ищет характер его создателя, от поступка к поступку героев фантазия распутывает клубок индивидуальностей, создавших фильм, рисует параллельные реальности, которые вполне могли бы быть реализованы, если бы авторы и участники фильма обладали другими внутренними характеристиками.

Фантазии явно стало больше. И неслучайно: ум с системным мышлением получает огромную свободу в выборе вариаций на тему, как может выглядеть конкретный момент. Остаётся только близко-близко рассмотреть «предмет».

Чего желаем мы — версия создателей фильма

Оттого, наверное, нет у меня душевного созвучия с вышеупомянутым критиком, что не задаюсь я вопросом, для кого фильм «Москва-2017».

Меня в нём зацепил маркетинг идей и попытка, а точнее авторская версия поисков, что нами движет, как появляется пресловутое «я желаю». Возможно, идея и не нова (а где ж сегодня новую идею в 3 часа ночи найти?), но мысли мне созвучны.

Сам сюжет незатейливый: успешный маркетолог Миша Галкин вдруг начинает видеть бренды в виде монстров, растущих прямо из человека. И у него появляется желание избавить мир от брендов, дать обществу новую идею иерархии, новые ценности.

Вот это и задело мои звуковые струны души, ведь поиск новой полноценной идеи для человечества — это вопрос жизни и смерти этого самого человечества. Нас с вами.

Маркетинг идей — закон джунглей

В джунглях закон простой: выживает сильнейший. В обществе примерно так же: выживает тот, кто выше ранжируется. Ну а ранг в современном обществе определяют деньги. Вот и диктует время нам: крутись, достань, заработай. Понятно, в общем-то, скажут скептики.

Мысль настолько банальна, что от неё пахнет нафталином. Я только системную ремарку сделаю — ранжирование по заработку зависит от природных задатков человека. И деньги в дом приносить он способен не только крутясь, как белка в колесе. Главное — понять себя и свои истинные желания.

Иначе — бег по кругу, независимо от потенциала выживания и, безусловно, чужие «желаю».

Проблема в понимании своих желаний как раз и увлекает героя фильма «Москва-2017», успешного маркетолога Мишу Галкина. Когда вдруг бренды влетают в его жизнь в виде монстров, он приходит к любопытному выводу.

«Они питаются нашими желаниями, — возбуждённо говорит Миша Галкин. — Ты хочешь чего-то, и эта тварь растёт из тебя. Они возбуждают в нас все новые желания, которые невозможно насытить.

Но ведь в человеке не так много желаний, чтобы тратить их на этих тварей».

Вот она — бессмысленность существования человека в современном потребительском обществе. Он живёт, чтобы потреблять. И всё, что с ним происходит, не слабее плевка в вечность: он отдаёт себя на откуп чьим-то желаниям, чтобы кто-то зарабатывал на нём.

Ещё в одном Миша Галкин прав: новые желания только увеличивают потребность в насыщении, но не само насыщение. Системно говоря, чем больше потребляешь вовнутрь, тем больше увеличивается желание, тем больше оно вызывает неудовлетворённости. Мне это всё напомнило, как я 14 лет назад мучилась, сидя на уроках по философии и религии, как же разорвать этот замкнутый круг сансары? И можно ли?

Системное мышление говорит: «Да». Для этого, правда, нужно одно условие: не получать, а отдавать.

Желаем или не желаем? Язык абстракций

Сколько же в нас желаний? Четыре базовых: есть, пить, дышать, спать. И всё вокруг вертится? Нет, мы же не просто животные, а человеки. И помимо базовых желаний (читай: желаний тела) мы желаем чего-то ещё дополнительно. Желания эти сформировались по мере становления человека в человека современного. Мы можем быть разными. А вот какими?

Желаем мы того или не желаем, у каждого из нас есть свои таланты, своё предназначение в этом мире, своё место. Вопрос в том, как мы таланты применяем, предназначение находим, а место — занимаем. Никто просто так не рождается, все по-эйнштейновски: ничто из ничего не появляется.

«Куда идёт человечество и я, в частности?» — этот вопрос  беспокоит далеко не каждого. И не потому что ему чужды высокие материи, журавль в небе, и ближе синица в руках. Механизм, скорее, обратный: они как раз и не думают обо всём этом, потому что у них нет такой потребности.

Но задумываться о таких абстрактных вопросах всё равно приходится. Здесь, как в случае со звездами Маяковского — раз уж появились на небе, значит, кому-то нужны и для чего-то созданы. Правда, искать ответы на эти абстракции может только тот, кто говорит и чувствует на языке абстракций.

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана таких называют звуковиками.  

Звуковики — в потенциале гении и сумасшедшие. Это и эйнштейны, моцарты, рерихи и ленины и даже брейвики с виноградовыми. Вектор один — полюса развития разные. Но и в первом, и во втором случае, для них главное — идея. А с каким она будет знаком, плюсом или минусом, вопрос для них второстепенный. Ах, что наши проблемы по сравнению с мировой революцией?

Маркетинг идей: кастрированный бычок тоже счастлив

Звуковик Миша из фильма «Москва-2017» озабочен поиском ответа на вопрос, почему общество дошло до того, что стало заменять свои истинные желания на чужие.

«Фаст-фуд и все остальные бренды, вся система — это оккупация. Нежная незаметная оккупация. И все вокруг ходят счастливые и улыбаются… Кастрированный бычок тоже счастлив. Потому что не знает, что потерял. Мы ведь даже не знаем, что желания могут быть совсем другими.

Нас научили любить г..но, хотеть г..но и жрать г..но».

Миша Галкин даже находит отправную точку этого процесса: этому научил Ленин. «Маркетинг придумал Ленин. И теперь это фундамент мировой экономики. Великая мировая брендовая революция победила. Мы до сих пор живём в мире, который создал Ленин. Но раньше хотя бы бренды делали под желания людей. А сейчас людей переделывают под желания брендов», — возбуждённо заключает успешный маркетолог.

Миша Галкин предложил своё, возможно утопическое, решение. Что делать всем нам, живущим за кадром ТВ и ищущим ответы на аналогичные вопросы? Наверное, можно сходить к врачу. Попросить таблеток. Но если вы звуковик, то вам это не поможет.

Вы всё равно подсознательно будете искать этот ответ, будете тяготеть к идее, созвучной вашей природе — гуманистической, как у авторов Ренессанса или античеловеческой, как у «брейвиков» и «виноградовых».

Читайте также:  Жизнь как проект - психология

Остаётся только осознанно разобраться с самим собой… Возможность увидеть происходящее в собственной душе настолько глубоко, чтобы понять свои настоящие желания и возможности, предоставляет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции можно по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/zhelaniya

Маугли современных джунглей: условия и факторы психического развития ребёнка

Новорождённый младенец – это ещё не человек, это только личинка человека. Опыт человечества говорит о том, что формирование здоровой и развитой личности определяют факторы и условия психического развития ребёнка. И главное из этих условий – жизнь среди людей.

Оборотень – полузверь, получеловек. Ужасное человекообразное чудовище, ещё более опаснеое диких зверей, среди которых оно обитает. Жестокий монстр, обладающий нечеловеческой силой, ловкостью и выносливостью. Дикое животное с человеческим телом.

синдром Маугли

Люди считали оборотней творениями тёмных сил, однако, это вполне земные существа, рождённые людьми и воспитанные животными.

Когда ученые отправлялись в места обитания «оборотня» (по наводке местного населения), всегда оказывалось, что это существо вовсе не плод человеческой фантазии.

Биологически – это человек, несчастный Маугли, воспитанный животными (чаще всего волками или обезьянами, реже – пантерами, ягуарами и т. д.).

Психически – дикое существо, которое, не смотря на усилия психологов, никогда так и не сможет адаптироваться среди людей и стать человеком.

Феномен «Маугли»: среда обитания как главный фактор психического развития ребёнка

События сказки о Маугли вовсе не зря происходят в индийских джунглях. Именно Индия дала миру наибольшее количество «детей-Маугли». Из-за крайней бедности населения, высокой смертности и такой же высокой и бесконтрольной рождаемости, детей в Индии не редко выбрасывали, как вариант — оставляли в джунглях.

Диких детей, обитающих в звериных стаях, часто отлавливали люди. Это было настолько же сложной задачей, как поймать дикое животное. Тело человека, как показывает феномен «Маугли», обладает невероятными свойствами к адаптации.

Дикие дети обладали недетской силой и ловкостью, их ногти больше было похожи на когти, а зубы – острые, как лезвия (точно такие же, как у животных).

Свидетели, которые видели ребёнка с синдромом Маугли, описывают его, как жуткое зрелище, совершенно не похожее на персонажа сказки Киплинга. Дикий ребёнок ведёт себя, как животное – бегает на четвереньках, не умеет стоять на двух ногах, проявляет агрессию (ещё большую, чем животные из его стаи), яростно сопротивляется попыткам его одеть, пытается сбежать и вернуться в дикую среду.

Но сказка о Маугли – это лишь сказка, в реальности же воспитанного животными ребёнка абсолютно невозможно социально адаптировать и вернуть в человеческое общество.

дети маугли

Удивительно и то, что дикие дети, воспитанные разными животными отличаются друг от друга. Например, ребёнка, которого воспитали обезьяны, легче «приручить», чем ребёнка-воспитанника стаи волков.

Дети с синдромом «Маугли» становились объектами для исследований учёных. С ними работали психологи и психиатры, но вся работа, направленная на их реабилитацию, не приносила почти никаких результатов.

Истории всех этих детей похожи: они не могли научиться говорить, их с трудом приучали к одежде и хождению на двух ногах (на это требовались годы труда). «В неволе», то есть среди людей, дикие дети живут недолго – несколько лет.

Остаток своих днейжизней они проводят в психических домах.

Исследования детей с синдромом Маугли дают потрясающие результаты. Эти результаты говорят о том, что человек – существо исключительно социальное, и вне социума человеческий ребёнок не может стать человеком, развиться психически, умственно и социально.

Эти исследования говорят о том, что факторы психического развития ребёнка заключаются во влиянии внешней среды (конечно же, при условии нормальной роботы головного мозга). Ребёнок рождается с заданными свойствами, но эти свойства похожи на семена – они нуждаются в определенных условиях для развитияи, иначе семена не прорастут.

Маленький человек психически формируется под влиянием среды обитания – он обучаем с самого рождения.

Исследования детей с синдромом Маугли доказали: если условия психического развития ребёнка не соответствуют его потребностям, то восполнить пробелы во взрослой жизни он не сможет.

В современном мире детей с синдромом Маугли находят даже в больших городах. Это заброшенные дети непутёвых родителей, которые растут с животными в сараях, собачьих будках и т.д.

современные дети с синдромом Маугли

Адаптация «городских Маугли» проходит более успешно – о них заботились животные, но они не были полностью исключены из человеческого социума, поэтому они способны научиаються говорить, ходить на двух ногах, и более восприимчивы к любому обучению, чем «лесные Маугли». Но и эти дети никогда не становятся полноценными членами общества – они навсегда остаются психически и умственно отсталыми и тоже до конца своих дней живут в специальных интернатах.

Факторы психического развития ребёнка в семье, основные ошибки и их последствия

Однако не только дети с синдромом Маугли не могут адаптироваться и реализоваться в современном обществе. Многие взрослые люди, воспитанные, казалось бы, в нормальных семьях, так и не находят своё место в социуме, ведут себя неадекватно и асоциально.

Одни из них склонны к алкоголизму и наркомании, другие страдают психическими и сексуальными расстройствами, третьи не желают работать. Причины любого деструктивного поведения человека (склонность к преступлениям, воровству, садизму, проституции, педофилии и т.д.

) – это всегда последствия психических травм его детства.

Исследования феномена Маугли показали, насколько хрупка детская психика, насколько невосполнимы пробелы психического развития ребёнка, насколько от событий детства зависит формирование человека и вся его будущая жизнь.

Исследования в Системно-векторной психологии говорят о том, что развитие психических свойств (векторов) человека происходит только во время его детства (до пубертата). В зависимости от давления внешней среды и условий психического развития ребёнка, его вектора развиваются или же нет.

Соответственно, развитый человек имеет здоровые желания и возможность конструктивной реализации в обществе. Неразвитый — напротив – не может реализовать себя, имеет нездоровые желания, проявляет архетипичные свойства психики, страдает, болеет, часто склонен к алкоголизму и наркомании.

Самый главный фактор психического развития ребёнка в семье – это правильное воспитание родителями. Именно родители имеют возможность наибольшего воздействия, давления на психику ребёнка.

психическое развитие ребёнка зависит от внешней среды

Но очень часто даже самые заботливые папы и мамы создают не самые лучшие условия психического развития ребёнка.
Например, если ребёнок живёт в гиперопеке, если его балуют, дают ему больше, чем ему нужно, ограждают от любых трудностей, из него вырастает социальный неадаптант.

Если родители наоборот, слишком требовательны к ребёнку, ругают его, повышая голос и оскорбляя, поднимают на него руку – общество может получить вора, садиста, проститутку, преступника (в зависимости от того, с какими векторами родился ребёнок, подробнее – в статье «Почему нельзя бить детей»).

Родителям необходимо знать то, что вектора (психические свойства и желания) ребёнку заданы при рождении. Все дети разные, потому что они рождаются с разным составом векторов.

Изменить, переделать ребёнка нельзя, можно лишь развить то, что дано ему природой или подавить его развитие (но это плохо скажется судьбе).

Если ребёнок ведёт себя неадекватно, это значит, что родители неправильно на него воздействуют.

В руках каждого родителя находится тонкий, нежный стебелёк – психическое ребёнка. Этот стебелёк можно нечаянно поломать, навредить ему, и тогда он никогда не сможет вырасти, превратившись в здорового, красивого человека.
Продолжение следует.

Статья написана с использованием материалов тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Источник: http://polyova.com/2014/01/maugli-sovremennyx-dzhunglej-usloviya-i-faktory-psixicheskogo-razvitiya-rebyonka/

Синдром Маугли — Журнал Здоровье

История Маугли — прекрасного персонажа Редьярда Киплинга — очаровывала не одно поколение читателей. Маугли, отличающийся красотой, умом и благородством, был воспитан волками, пантерой и медведем. Дивная сказка!

А еще из романов Эдгара Берроуза “Тарзан, приемыш обезьян” мы знаем о вымышленном персонаже Тарзане, воспитанном с пеленок обезьянами, герое и защитнике живой природы. Журнальная публикация романа состоялась в 1912 году, в 1914 г. он вышел отдельной книгой, за которой последовало двадцать три сиквела! Тарзана называют самым узнаваемым литературным персонажем в мире.

Кроме огромного количества книг, написанных самим Берроузом и другими авторами, персонаж также появлялся во многих фильмах, телевизионных передачах, на радио, в комиксах и пародиях.

В книге Тарзан научился говорить, смог даже жениться и общаться с людьми различного общественного положения, в том числе, и с представителями высшего общества, не обнаруживая никаких обезьяньих повадок.

Единственное, что осталось у него от обезьян — это острое чувство территории стаи, желание защитить любой ценой свой “заповедник” в джунглях, духовное родство со всеми дикими животными. Но так как желание защищать природу присуще и самым лучшим из людей, то можно сказать, что Тарзан является почти идеальным образцом человеческой породы.

Разнообразные “маугли” и “тарзаны” проходят через всю мировую литературу, начиная от старых сказок, в которых детей воспитывали и животные, и феи, и гоблины, и домовые, заканчивая современной фантастикой, где воспитанием уже начали заниматься роботы и компьютеры.

Но при всей привлекательности этих историй они остаются всего лишь сказками. Действительность гораздо прозаичнее и горше. Человек, воспитанный вне человеческого общества, уже не может считаться человеком. Он им и не является.

В развитии человека существуют определенные границы, временные пороги, когда закладка той или иной функции оптимальна или уже невозможна.

Ребенок учится говорить, подражая родителям, учится прямохождению, подражая взрослым — ведь всем известно, что дети отнюдь не сразу начинают стремиться к хождению на двух конечностях, начинают они с передвижения, подобно животным, на четвереньках.

К подростковому периоду в мозг закладывается уже весь интеллектуальный потенциал, который в дальнейшем лишь развивается. Реальный Маугли не смог бы выучиться человеческой речи, человеческому поведению, не воспринял бы моральные ценности, присущие людям. Даже идеальный Маугли Киплинга, и тот мыслит категориями джунглей, когда живет с людьми.

Люди, воспитанные вне человеческого общества, страдают заболеванием, которое называется “синдром Маугли”. Сформулировать точное определение синдрома достаточно трудно. Медик, социолог, клинический психолог сформулируют его каждый со своей точки зрения, добавив разные аспекты.

Это — совокупность ряда признаков, которые проявляются у тех детей, кто воспитывался и рос вдали от людей.

К таким признакам относится неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализация, страх перед людьми (люди воспринимаются как чужие, не “члены стаи”, существа другой породы), неумение пользоваться столовыми приборами (тот, кто страдает синдромом Маугли, может отличать вилку от ложки, но пользоваться ими не в состоянии).

При всем этом у них может быть превосходное самочувствие и во много раз более стабильный иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Нередко специалисты по психологии замечали и то, что человек, проведший среди животных довольно длительное время, начинает идентифицировать себя с “собратьями”.

“Маугли” можно научить имитировать человеческое поведение, но это будет дрессура. Точно так же обучают собак проситься на прогулку, а кошек — пользоваться кошачьим “туалетом”.

Правда, если ребенок был возвращен к людям до наступления “подросткового порога” 12-13 лет, его еще можно адаптировать к социуму, но психические отклонения останутся у него до конца жизни. Для тех же, кто переступил возрастной порог, настоящая адаптация невозможна.

Например, реальный Тарзан никогда не научился бы прямохождению, так как эти навыки закладываются в раннем детском возрасте, а к обезьянам Тарзан попал совсем крошкой. Единственное, что было бы возможно для Тарзана — “обезьянья” походка, с опорой на костяшки пальцев.

Известны многочисленные случаи превращения людей в животных. Брошенные или потерянные родителями дети оказываются не в детдомах, а среди собак, кошек, волков, обезьян… И тут уж братья наши меньшие воспитывают человеческих детенышей как могут. Так сказать, по своим звериным законам.

Такие дети выживают, но при этом обрастают шерстью, лают, шипят, мяукают, воют, прыгают на четвереньках, лазают по деревьям и не умеют разговаривать. Позже, когда детей, воспитанных животными, возвращают к людям, последствия синдрома Маугли пытаются лечить: человека-маугли учат говорить, одеваться, есть, ходить прямо… Но, как правило, живут такие люди недолго — до 40 лет.

И при этом испытывают непреодолимое влечение вернуться в привычную среду, к приемным родителям.

Pages: 1 2

Источник: http://zdorovie.com/psychology/society/sindrom-maugli/12929

Аборигены каменных джунглей | Социум | Наша Психология

Сейчас модно писать и говорить об ужасах жизни в мегаполисе: плохая экология, высокая плотность населения, социальная изоляция, бешеный ритм жизни, стрессы. Мегаполис предстает этаким чудовищем, пожирающим людские судьбы, каменными джунглями, в которых на каждом шагу жителя подстерегает смертельная опасность.

Просто удивительно, как в таких условиях выживает такое огромное количество людей.

И тем не менее, города стремительно разрастаются, а деревни медленно, но верно исчезают с лица земли. Чем манит человека разумного разрушительная сила мегаполиса?

Город возможностей

Главным и основным мотивом переезда в мегаполис приезжие называют «возможности». За этим незатейливым словом кроется вся жизнь – от возможности заработать на хлеб до возможности повелевать миром. Мегаполис – это, по сути, необъятное сообщество потребителей.

Читайте также:  Обвинение и бытовые обвинения - психология

Сообщество, у которого есть спрос на все – будь то кладка кирпича или управление активами банка. В мегаполисе ты всегда будешь востребован, если тебе есть что предложить. Неважно, что все, что ты умеешь, – это крутить баранку. Мегаполис никогда не оставит без работы.

И чем больше желающих предложить и заработать, тем больше потребителей, потому что любой предлагающий сам является потребителем с уймой разнообразных нужд.

Почему именно мегаполис предоставляет возможности? Да потому, что он всеяден и поразительно толерантен. Это парадокс, но именно индивидуальность, за которой едут в большие города, в мегаполисе исчезает. Большой город безразличен и равнодушен к индивидуальности. Маленькие провинциальные города догматичны и придерживаются определенных традиций и устоев.

Попробуйте пройтись по небольшому городу в костюме героя аниме – вас не только заметят, но и непременно выскажут свое удивление и, возможно, даже негодование. В худшем случае отобьют в прямом смысле этого слова желание впредь «самовыражаться». В лучшем – посмеются вслед. Мегаполис же толерантен к любым проявлениям инакости.

Любая инакость будет им использована и потреблена.

В погоне за успехом

Вторым мотивом переезда в мегаполис является «успех».

Мегаполис манит преимущественно молодых людей. Тех, для кого важно признание, карьерный рост, материальные блага.

В юности чрезвычайно важно признание окружающих. Это тот возраст, когда самым важным кажется социальный статус и пресловутый «успех». Именно за этим молодежь съезжается в большие города.

Сам переезд в большой город нередко уже является предметом гордости не только самого приезжего, но и его родственников, оставшихся в провинции. Потому что мегаполис – сам по себе статусный атрибут.

Считается, что те, кто переехал в крупные города, – более успешные, богатые, находятся на более высокой ступени социума.

Как выглядит успех? Высокий доход – да, несомненно. Престижная работа – конечно. Возможность посещать закрытые мероприятия – и это тоже. Но самый главный показатель успеха – это так называемый позитив.

Что бы с тобой ни происходило – ты должен выглядеть позитивно: улыбаться, видеть только светлые стороны, легко относиться к трудностям, не замечать проблем. Если ты постоянно находишься на волне позитива – значит, ты успешен, тебе все удается.

Но какой ценой это достигается в мегаполисе?

Жизнь в мегаполисе – в любом случае стресс. Просто потому, что там постоянно присутствуют такие стрессовые факторы, как интенсивный шум городского транспорта, повышенная скученность людей, низкий уровень кислорода и солнечного света и так далее. Эволюционно организм человека на такие факторы реагирует страхом, тревогой, агрессией.

Но успешный человек не имеет права проявлять эти эмоции. Он позитивен. Для того чтобы сохранять радость и легкость, необходимо как минимум подавлять отрицательные эмоции и переключаться на более поверхностные переживания.

С одной стороны, мегаполис предоставляет большое количество возможностей для того, чтобы заглушить переживания. Чем больше город, тем больше развлечений, хобби, клубов по интересам.

Тем больше так называемых единомышленников, с которыми можно быть не связанным обязательствами.

Тем больше поверхностных знакомств, тоже ни к чему не обязывающих, но создающих впечатление «заполненности» ниши общения.

Трудности эволюции

Что происходит с человеком в мегаполисе?

Во-первых, как только человек попал в мегаполис, он должен ему соответствовать. По большому счету, мегаполису абсолютно безразлично, будете ли вы ему соответствовать. Но поскольку в голове у приезжего есть некий образ «города успешных людей», вся его жизнь отныне должна быть подчинена стремлению соответствовать образу «успешного человека».

Как правило, за образец берется относительно состоявшийся коллега, сосед, знакомый и начинается копирование его внешнего вида, быта, привычек, ритма и образа жизни. Например, менеджер Вася. И только после того, как появляется костюм, машина, жена, должность, интересы и походы в ночные клубы, «как у Васи», можно, казалось бы, выдохнуть и зажить спокойно. Как Вася. Ан нет.

К тому времени сложился определенный стереотип и ритм жизни.

Во-вторых, у приехавшего в мегаполис человека формируется страх упустить возможности. С одной стороны, в погоне за успехом человек хватается за любые возможности продвинуться по карьерной лестнице, заработать, завести полезные знакомства. С другой – он как будто постоянно должен доказывать мегаполису, что достоин в нем жить. А доказать можно только постоянной занятостью.

Мегаполис превращается в этакую требовательную жену. Работай-работай-работай, чтобы доказать, что ты ее достоин. Страх упущенного времени и возможностей не позволяет заниматься «пустыми делами», а «ничегонеделание» сопровождается плохо осознаваемым чувством вины.

В итоге человек катастрофически перегружен: у него слишком большое количество дел, из-за чего он не в силах вычленить главное, расставить приоритеты. Но самое печальное – теряется конечная цель, то, ради чего все это делается. И уже не мегаполис с его возможностями существует для человека, а человек со своими ограниченными и постоянно иссякающими возможностями – для мегаполиса.

В-третьих, в большом городе человек острее всего ощущает то самое экзистенциальное одиночество. Он вроде бы окружен большим количеством знакомых, коллег, он может блистать в обществе или быть одним из толпы, выходящей каждое утро из метро. Вокруг так много людей, а по сути – никого.

Дело в том, что большинство жителей мегаполиса – приезжие. У каждого из них – своя картина мира, заложенная предками. И эта древняя бессознательная структура управляет человеком гораздо более мощно, чем субкультура мегаполиса.

Именно поэтому так сложно устанавливать действительно глубокие прочные связи, обрести настоящую любовь и привязанность в новом городе.

Именно поэтому после очередной неудачной попытки найти ту самую связь люди предпочитают оставаться в одиночестве, довольствуясь приятельскими или «свободными» отношениями. К сожалению, эти отношения не решают проблему одиночества, лишь слегка приглушают ее.

И самое интересное – в мегаполисе человек теряет именно то, к чему стремился. Мегаполис, как город возможностей, должен был дать возможность развиться индивидуальности. Все мы хотим быть особенными, не похожими на других, уникальными. Нам необходимо постоянное подтверждение своей уникальности. И так страшно стать обычным.

Ведь обычный – он не успешный, он «такой, как все». А в итоге человек превращается в «одного из». В мегаполисе происходит чрезмерно быстрая смена приоритетов, интересов, почитания того или иного авторитета. Сегодня ты интересен, завтра на твоем месте уже другой. Так происходит «поглощение толпой».

Происходит сильнейшее разочарование в себе, в городе, в окружающих, которое нередко отбрасывает человека на самое дно.

Пуская корни

Но в какой-то момент происходит превращение приезжего в аборигена. И большой город становится родным, который уже «никуда не денется». И не важно, чего к тому времени вы достигли – по-прежнему метете улицы или стали главой нефтяной компании. Просто приходит ощущение, что мегаполис можно не завоевывать, а просто продолжать жить. Вот тут-то и начинаются настоящие проблемы.

Одним сложно сойти с дистанции. Существует представление, что для того, чтобы выжить в мегаполисе, необходимо научиться жить в его бешеном ритме. И те, кто его населяют, пытаются это делать. Не замечая, что они сами и задают этот ритм, и постоянно его увеличивают.

Огромные расстояния, пробки только усугубляют гонку – большое количество времени уходит на дорогу и становится «потерянным». И эта постоянная гонка за возможностями, временем, успехом, статусом становится частью жизни.

Как будто если ты остановишься – не догонишь мегаполис с его ритмом.

Другие останавливаются и остаются в некой пространственно-временной точке. Их жизнь как будто замирает. Например, достигает Петя того, что есть у Васи, и остается на этом уровне.

Город убегает вперед, а Петя смотрит на происходящее, завидует, но остается в той точке, где закончились его ресурсы и амбиции.

А зависть и желания, которые становятся частично отложенным будущим, пытается реализовать в жизни своих детей.

Третьи отчетливо понимают, что мегаполис лишает их чего-то очень важного – возможности остановиться, осознать что- то про свою жизнь и про себя. Такие люди компенсируют все, чего лишает их большой город, путешествиями в Азию, восточными практиками, посещениями психотерапевта и так далее.

Четвертые в какой-то момент понимают, что они лишены настоящей жизни. Что вся их жизнь – это некий «фасад», игра на публику, бессмысленная гонка. Они останавливаются, нередко в корне меняют свою жизнь, и мегаполис опять становится для них возможностью реализовать себя и только.

Бежать или остаться?

Побег из мегаполиса возможен при любом развитии событий. Кто-то не выдерживает гонки, понимает, что у него не хватает сил и ресурсов продолжать жить в бешеном ритме, что он не способен идти в ногу с мегаполисом. Фактор же успеха и уникальности остается актуальным. В результате человек предпочитает быть скорее известным и уважаемым человеком в провинции, нежели «никем» в большом городе.

Кто-то возвращается к корням, потому что нуждается в близких понимающих людях и не может перенести одиночество. На родине он обретает умиротворение и спокойствие. Кто-то просто не находит себе применения в «городе больших возможностей» – и такое бывает. Кто-то «перерастает» один мегаполис и уезжает в другой – еще более крупный. А кто-то уезжает в поисках потерянного в мегаполисе себя.

В мегаполисе можно жить. Да, жить, а не выживать. Жить, понимая, что город существует для тебя, а не ты – для города. Но для этого важно понимать, что есть твоя жизнь и как ты строишь свои отношения с городом.

СТРЕССЫ, ИСКУШЕНИЯ, ТВОРЧЕСТВО

Мы – первопроходцы: впервые за всю историю человечества большинство людей сегодня живет в городах. Это очень необычно для людей, которые миллионы лет жили небольшими племенами на природе. И то, чему научила нас эволюция, все еще с нами, даже если город требует новых навыков.Группа ученых во главе с Леной Космидес показала, что наша система зрительного внимания все еще настроена на первобытное существование. Так, в условиях города мы автоматически и быстрее найдем глазами животных, чем машины или здания. Способность увидеть машину в городе гораздо важнее, чем голубя или медведя, как мы понимаем сознательно, но наш мозг все еще думает несколько иначе.Огромные дома, ютящиеся один за другим, асфальт и минимум растительности – по сию пору необычный ландшафт для нашего восприятия. Человеческое внимание – ограниченный ресурс, а город – это какофония стимулов, требующих быстрого, часто немедленного восприятия. Это и перекресток, и реклама, и разговоры людей, идущих рядом, и звонки, и сирены. Как показали многие исследования, такая обстановка вредит мозгу: горожане испытывают стресс гораздо чаще, чем жители пригородов и деревень. Это ведет к большей распространенности различных психических заболеваний.Мы едва ли сможем кардинально поменять свою среду в ближайшее время, поэтому нам надо научиться минимизировать негативные воздействия. Наш главный помощник в этом – природа. Природа не требует от мозга умственных затрат, а, напротив, восстанавливает ресурсы. Тысячи исследований показали ее целительную силу. Так, например, пациенты в больницах выздоравливают быстрее, если из окна их палат видны деревья или в палате стоят растения в горшках.Психолог Берман из Университета в Мичигане дал студентам задание регулярно прогуливаться – одним по оживленным улицам города, другим – по парку. Затем их подвергли различным психологическим тестам, и те, кто гулял по городу, оказались не только в худшем настроении, но и показали более низкие оценки в тестах на память и внимание.Мало того, ученые обнаружили, что случаев домашнего насилия меньше в квартирах, где есть вид на зеленые насаждения. Оказалось, что даже картина или фотография с видами природы повышает позитивный эмоциональный фон, в отличие от изображений городского ландшафта. Не удивителен и тот факт, что синдром дефицита внимания у детей проявляется гораздо чаще именно в городах.Здесь разнообразная и массовая реклама настойчиво предлагает «искушения», и такая нагрузка на мозг снижает силу воли – в городе люди чаще поддаются соблазну, и это отражается в их предпочтениях. Человек покупает ненужные ему вещи, пользуется рискованными финансовыми услугами, ест вредную для него еду.Впрочем, у города с его непредсказуемостью встреч и ситуаций есть и положительные стороны – мегаполис способствует созданию творческой обстановки, появлению новых идей. Ученые доказали, что в мегаполисах число инноваций существенно выше, чем в небольших городах и деревнях. Однако надо помнить: если вы не мыслите свою жизнь вне мегаполиса, то хотя бы старайтесь выезжать на природу или найти пять минут, чтобы побывать в городском сквере.New, J., Cosmides, L., & Tooby, J. (2007). Category-specific attention for animals reflects ancestral priorities, not expertise. Proceedings of the National Academy of Sciences, 104 (42), 16598–16603.http://www.boston.com/bostonglobe/ideas/articles/2009/01/04/how_the_city_hurts_your_brain/

Источник: https://www.psyh.ru/aborigeny-kamennyh-dzhunglej/

Ссылка на основную публикацию