Вильгельм вундт — психология

Вильгельм Вундт

Вильгельм Максимилиан Вундт родился в 1832 г. в Германии. Семья жила в маленьких городах округа Мангейма. В детстве Вильгельм чувствовал себя одиноким и мечтал стать знаменитым писателем. Отец его был пастором, и, хотя их семья считалась дружной, детские воспоминания об отце были не самыми приятными.

В отношении образования и семье Вундта существовали прочные традиции — его предки прославили свое имя достижениями практически во всех областях науки. Со второго класса образованием Вундта занимался помощник отца, к которому Вундт очень привязался. В гимназии он отставал от одноклассников и учителя посмеивались над ним.

Но он развил свои интеллектуальные интересы и способности и к 19 годам, окончив школу, был готов к поступлению в университет.

Вундт решил стать врачом. Медицине он обучался в университете в Тюбингене, а затем Гейдельберге. Поняв, что практическая медицина- не его призвание, он полностью посвятил себя изучению физиологии.

В Берлинском университете 1855 г. Вундт получил докторскую степень и читал лекции. В это время он задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. В своей книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862) впервые вводит понятие «экспериментальная психология».

Начиная с 1867 г. Вильгельм Вундт читает в Гейдельбергском университете первый и единственный в мире на то время курс лекций по физиологической психологии. Эти лекции «вылились» в одну из самых значительных его книг «Основы физиологической психологии» (1873, 1874), которая переиздавалась 6 раз.

В 1875 г. Вундт стал профессором философии в Лейпцигском университете. В этом университете он проработал 45 лет. В начале своей деятельности создал лабораторию, которая в дальнейшем служила образцом для создания новых экспериментальных центров. В 1881 г. основал журнал «Философские учения», в 1906 г. переименовал его в «Психологические учения».

Широкая известность Вундта и его лаборатории привлекла в Лейпциг огромное количество студентов.

Вундт рассматривал психологию как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.

Сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т.е.

элементам сознания) присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам сознания он относит также чувства (эмоциональные состояния).

Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения (трехмерная модель чувств): удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения.

Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ.

С точки зрения Вундта, чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания.

Перенесение исследовательского внимания с процесса познания RK изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.


Главной частью теории Вундта
стало его учение о связях между элементами. Выделение этой части в качестве основной становится понятным, если учесть, что связи и есть те универсальные механизмы, Которые соединяют отдельные элементы в комплексы — представлений, идей и т.д.

До Вундта такими универсальными механизмами считались, как неоднократно упоминалось выше, ассоциации. Он же ввел еще одну связь — апперцептивную. Понятие апперцепции он заимствовал v Вольфа и Канта, которые определяли ее как спонтанную активность души.

Оно было использовано Вундтом для объяснения высших m Ихических процессов, которые, с его точки зрения, нельзя связывать только с законами ассоциаций. Ассоциативная связь объясняет развитие восприятия и памяти, создание целостных образов из отдельных ощущений.

Точно также разные законы ассоциации (смежности, контраста и т.д.) могут объяснить, каким образом мы переходим от одного воспоминания к другому. Важным моментом во всех этих объяснениях является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение
предметов, стимулирует и определяет их деятельность.

В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Вундт пришел к мнению, что спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя В заданной цели.

В его концепции апперцепция фактически отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека.

Воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики.

Из признания апперцептивной связи также следовало, что эксперимент возможен только при изучении тех процессов, которые зависят И внешней стимуляции — времени реакции, ощущений, восприятия, памяти. В исследовании же мышления и друг их высших познавательных процессов эксперимент бесполезен, так как апперцепция не зависит от внешней ситуации и ее законы открыты только самонаблюдению.

Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Отстаивая самостоятельность психологии, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой «психической причинности».

К важнейшим законам он относил: -закон творческого синтеза (доказывал возможность не только репродуктивного, но и творческого мышления); — закон психических отношений (раскрывал зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса); -закон контраста (в эмоциональной сфере противоположности усиливают друг друга);

-закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

Однако главной заслугой Вундта является не его теоретическая концепция, а разработка экспериментального метода исследования психики. Уже в своей первой книге «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии.

План ее формирования был изложен в «Лекциях о душе человека и животных» (1863) и включал два направления исследований: анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; изучение «психологии народов», т. е.

психологических аспектов культуры — языка, мифа, нравов различных народов и т. п.

Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о «непосредственном опыте» (назвал се физиологической психологией). Непосредственный опыт -опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций. Опосредованный опыт — обеспечивает информацией или знанием, которые не являются составляющими непосредственного переживания.

Психология Вундта — наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции — проверки состояния собственного мышления.

Объединив методы физиологии и психофизики и несколько модифицировав их, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования.

Таким образом, в лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии» (1880-1881).

Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине — экспериментальной психологии, обучаться которой в лабораторию Вундта приезжали ученые со всего мира.

В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт занялся разработкой еще в юности задуманной им «второй ветви» психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры.

Он написал десятитомную «Психологию народов» (1900-1920), отличающуюся обилием материала по этнографии, истории языка, антропологии и др.

В этой работе Вундт также высказал важную мысль о том, что методом исследования психологии народа может стать анализ продуктов его творческой деятельности, например, языка, сказок, мифов, религии и других предметов культуры.

Источник: https://psyera.ru/vilgelm-vundt-bio.htm

Вундт Вильгельм

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Бадене. В юношеском возрасте он заинтересовался медициной и с 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина. С 1858 г. Вундт выпускал статьи «Доклады по теории чувственного познания». В этих ранних работах он отразил свои взгляды на основные понятия психологии.

По его мнению, психология — это наука о природе, а ее предмет должен изучаться в соответствии с естественно-научными принципами и методами. Одним из самых важных принципов психологической науки Вильгельм Вундт считал неограниченное применение экспериментального метода.

Основную задачу психологии он понимал как ответ на вопрос, каким образом физическое воздействие на органы чувств становится ощущением. В следующих работах Вильгельм Вундт развивал рефлекторную и детерминистическую концепции психического и рассматривал теорию психических процессов как продуктов развития. С 1864 г. Вильгельм Вундт — экстраординарный профессор физиологии в Гейдельберге, в 1874 г.

он стал профессором философии в Цюрихе, а с 1875 г. еще и профессором философии в Лейпциге. До 1878 г. все его научные работы были посвящены проблемам физиологии. Наиболее фундаментальной в этом ряду была его работа «Основания физиологической психологии», написанная в 1873- 1874 гг.

В ней Вундт подробно рассмотрел понятие психического, которое, по его мнению, является промежуточным звеном между внешними воздействиями на органы чувств и движением. Это спонтанное движение, наряду с чувственным представлением, он считал основными психологическими функциями. В 1875 г. вышла еще одна его книга — «Теория материи».

В ней Вундт показал свою приверженность созданной Гельмгольцем «теории знаков». Он считал, что представление подразумевает не сами вещи, а знаки, которые на них указывают. Таким образом, можно сказать, что Вундт придерживался теории параллелизма между внешним воздействием и ощущением. В 1879 г.

в Лейпциге Вильгельм Вундт организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки.

В этой лаборатории изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. В процессе превращения психологии в экспериментальную науку Вундт заимствовал образец научного исследования в современном ему естествознании.

Согласно его пониманию естественно-научного метода, всякое научное исследование должно удовлетворять ряд основных требований. Во-первых, подлежащее наблюдению явление должно некоторое время находиться в поле ясного и отчетливого восприятия наблюдателя.

Поскольку же психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчетливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях.

Как считал Вундт, реализация этих требований в психологии предполагает прежде всего смену самого объекта изучения. Если со времен Д. Локка в качестве такого объекта признавался исключительно мир «внутреннего опыта» человека, то Вундт потребовал обратиться к анализу всей сферы переживаний, всего «непосредственного» опыта, безразлично, внутреннего или внешнего.

Этот опыт Вундт противопоставлял опыту «опосредованному» — миру предметов и идеальных значений, который хотя и открывается человеку «посредством» его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (физики, химии, биологии и т.д.). В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Философские исследования» («Philosophische Studien»).

Последние двадцать лет своей жизни Вильгельм Вундт посвятил изучению психологии народов, которую рассматривал как венец психологии Вундт изучал процессы, лежащие в основе общего развития человеческих обществ и возникновения совместных духовных продуктов, представляющих общечеловеческие ценности.

Читайте также:  Текучка и заработок - психология

В результате такого рассмотрения Вильгельм Вундт предпринял попытку свести развитие общества и культуры к психическим причинам и условиям. Таким образом, можно говорить о том, что Вундт идеализировал психологию, считая ее универсальной наукой Но, ограничивая предмет исследования психологии народов высшими психическими процессами, Вундт не уделял внимания социальной психологии.

Тем не менее его можно назвать основателем психологии культуры. В основу созданной им психологии народов Вильгельм Вундт положил мысль о социальной детерминированности психического развития индивидов и об их взаимовлиянии. Частью своей работы он видел изучение таких социокультурных феноменов, как язык, религия, мифы и фольклор.

С этим связан тот факт, что приверженцы позитивизма в психологии отвергли вундтовский проект психологии. В 1912 г. Вильгельм Вундт выпустил книгу, которая стала своеобразным итогом его научной деятельности.

В ней ученый рассмотрел основные понятия психологии в свете ее сравнения с естествознанием Проанализировав творчество многих психологов, Вундт выделил два основных определения понятия психологии Согласно одному, психология есть «наука о душе», а психические процессы трактуются как явления, из рассмотрения которых можно делать выводы о сущности лежащей в их основе метафизической душевной субстанции Согласно другому определению, психология есть «наука внутреннего опыта» Согласно этому, психические процессы принадлежат особого рода опыту, который отличается прежде всего тем, что его предметы предоставлены «самонаблюдению», или, по-другому, «внутреннему» чувству Однако, по мнению Вундта, ни одно из этих определений не удовлетворяет современной научной точке зрения Первое — метафизическое — определение соответствует тому состоянию, в котором психология находилась дольше, чем другие области человеческого знания, но которое и для нее отошло теперь окончательно в прошлое, после того как она развилась в эмпирическую дисциплину Второе — эмпирическое — определение, видящее в психологии «науку внутреннего опыта», по мнению Вильгельма Вундта, недостаточно, потому что оно может поддерживать то ошибочное мнение, будто бы этот внутренний опыт имеет дело с предметами, во всем отличными от предметов так называемого «внешнего опыта». На основании этого Вильгельм Вундт разделял естествознание и психологию как два различных направления в обработке экспериментально полученного опыта. Первое — то, которому следует естествознание; Вундт считал, что естественные науки рассматривают объекты опыта в их свойствах, мыслимых независимо от субъекта. Второму направлению следует психология: она рассматривает совокупное содержание опыта в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются непосредственно субъектом. Естественно-научную точку зрения, поскольку она возможна лишь благодаря отвлечению от субъективного фактора, содержащегося во всяком действительном опыте, Вундт называл точкой зрения опосредованного опыта, а психологическую — точкой зрения непосредственного опыта. Поскольку естествознание исследует содержание опыта в отвлечении от испытующего субъекта, то задача естествознания определяется так же, как «познание внешнего мира», причем под внешним миром имеется в виду совокупность данных нам в опыте объектов. Соответственно, задача психологии определялась иногда как «самопознание субъекта». Однако это определение недостаточно, поскольку, кроме свойств субъекта, к предмету психологии относятся также различные взаимодействия между ним и внешним миром и другими подобными субъектами. Вывод, который сделал Вильгельм Вундт в своей работе, заключался в том, что и естествознание, и психология являются эмпирическими науками, т.к. они имеют своей задачей объяснение опыта. При этом психология должна быть названа более строго эмпирической наукой ввиду особенностей, присущих ее задаче. Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 г. в Гросботене близ Лейпцига. Вклад, который он внес в создание и развитие экспериментальной психологии, трудно переоценить. В его первой в мире лаборатории экспериментальной психологии работали многие ученые Европы и Америки. Среди них были и российские психологи: Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, Д.Н. Узнадзе. Кроме того, Вильгельм Вундт был основателем этнопсихологии.

Источник: В. Яровицкий. 100 великих психологов, 2004 г

Деятельность Вундта способствовала созданию в Германии психологии как самостоятельной науки. Используя разработанный Вундтом метод интроспекции, его ученики и коллеги изучали содержание непосредственного опыта.

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. — 1096 с

Wundt, 1832-1920) — нем. психолог, физиолог и философ, выдвинувший в своих трудах 1860-70-х гг. одну из программ построения психологии как самостоятельной науки, основатель 1-й в мире лаборатории экспериментальной психологии в Лейпцигском унте (1879).

Определив психологию как науку о непосредственном опыте (т. е. о феноменах сознания, постигаемых только путем интроспекции), он вычленил «простейшие элементы» сознания: ощущения и элементарные чувства.

Целью психолога считалось вычленение «сенсорной мозаики» сознания, а также связей между элементами и установление «законов» душевной жизни, которые имели весьма абстрактный характер.

Решение данной задачи достигалось с помощью особого рода экспериментальных процедур, являвшихся вариантом тщательной и «строго контролируемой» интроспекции. Поскольку при выдвижении подобной программы образцом науки для В. стала физиология (напр.

, модели ряда экспериментальных процедур взяты из физиологии, а сам элементаристский подход В. к сознанию аналогичен элементаризму классической физиологии), постольку он называет свою психологию «физиологической психологией». При решении психофизиологической проблемы В. придерживался гипотезы психофизического параллелизма.

Вместе с тем высшие психические процессы, согласно В., должны были изучаться иными методами, в частности, путем исследования мифов, обрядов, религиозных представлений, анализа языка и др. продуктов человеческого духа. Этому посвящен фундаментальный 10-томный труд В. «Психология народов», вышедший в нач. XX в. (см. Этнопсихология). Тем самым в творчестве В.

нашел свое отражение характерный для XX в. раскол психологии на естественнонаучную психологию и психологию как науку о духе. Объем литературного наследия В. оценивается в 53 тыс. страниц, что соответствует ежедневному написанию 3 страниц в течение почти 50 лет! У Вундта учились Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге, Ст. Холл и др.

(более 160 крупных ученых). (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Источник: https://vocabulary.ru/person/vundt-vilgelm.html

Вильгельм Вундт — Основоположник экспериментальной и культурно-исторической психологии

Вильгельм Вундт Вильгельм Максимилиан Вундт(16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Баден — 31 августа 1920, Гросботен около Лейпцига, Германия) (88 лет)

Гражданство: Германия

Категория: Учёные
Род деятельности:  Психологи, Физиологи
Спецификация: Экспериментальная психология,  Культурно-историческая психология
Уникальное отличие: Основоположник экспериментальной и культурно-исторической психологии (Психологии народов), один из основателей этнопсихологии, один из отцов современной психологии.
Пол: Мужской

Цитаты: 1. В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, — холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений — флегматиком. 2. Физиологическая психология в первую очередь психология. 3.

Отличительные характеристики души носят субъективный характер, мы выводим их только из содержаний нашего собственного сознания. 4. Результаты этнической психологии представляет собой наш главный источник информации относительно общей психологии сложных психических процессов. 5.

Экспериментальная психология постоянно страдала от рецидива метафизической трактовки ее проблем.

Профессиональная, социальная позиция: Немецкий психолог, физиолог, философ и врач.
Основной вклад (чем известен): Он был одним из основателей современной психологии и первым ученым, который когда-либо начал называть себя психологом. Он был отцом экспериментальной психологии и основателем первой в мире психологической лаборатории (1879 г.).
Вклады:
1. Психология как самостоятельная наука. Вундт является одним из первых и наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.Он доказал, что психология имеет свои законы: а) закон творческого синтеза, б) закон психических отношений, в) закон контраста, г) закон гетерогенности целей (Heterogonie der Zwecke).Наряду с ассоциативной связью между элементами, ввел апперцептивную связь, которая отождествляется с вниманием и волей, связывающих отдельные элементы в целостную картину.

В 1867 году Вильгельм Вундт прочитал в Гейдельбергском университете первый курс лекций в истории по физиологической психологии.

2. Физиологическая психология. Предложил план разработки физиологической психологии как отдельной науки, использующей метод лабораторного эксперимента
3. Экспериментальная психология. Он считается основателем экспериментальной психологии. Ввел в психологию экспериментальный метод исследования, а также использовал интроспекцию.
4. Первая психологическая лаборатория. Основатель первой научной психологической лаборатории (1879) в Лейпцигском университете.
5. Первый психологический журнал. Основатель первого психологического журнала «Философские исследования» (1881), с 1903 «Психологические исследования».
6. Культурно-историческая психология. Пионер в разработке проблем культурно-исторической психологии или психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
7. Методы исследования. Методом исследования высших психических процессов (наряду с экспериментом и интроспекцией) является анализ проявлений человеческого духа и продуктов творческой деятельности: языка, сказок, мифов, обычаев, искусства и религии.
Знаменитые идеи Вундта: «Теория действительности» (“the theory of actuality”), «принцип психофизического параллелизма», «волюнтаризм», «творческие результанты», «творческий синтез», «психология народов».
За годы работы в Лейпциге, Вундт являлся руководителем 186 докторских диссертаций по различным дисциплинам и читал лекции более чем 24000 студентам. Среди его выдающихся учеников были: Освальд Кюльпе, Эдвард Титченер, Джеймс Маккин Кеттел, Чарльз Спирмен, Г. Стэнли Холл, Чарльз Хаббард Джадд, Лайтнер Уитмер и Гуго Мюнстерберг, российские психологи Владимир Бехтерев и Иван Павлов.Теория  Вундта была развита его учеником, Эдвардом Титченером, который назвал свою систему структурализмом.

Почётные звания, награды: Орден за заслуги в области искусств и науки.

Основные труды: Материалы к теории чувственного восприятия (1858—1862), Лекции о разуме человека и животных (1863), Основы физиологической психологии (1873-1874) (в 2-х томах, одна из важнейших работ в истории психологии), Очерк психологии (1896), Введение в психологию (1911), Психология народов (Völkerpsychologie ) (в 10 т. 1900- 20). Философские тексты: Логика (1880-1883), Этика (1886), Система философии (1889).

Происхождение: Вильгельм Вундт родился в немецком городе Некарау, Баден и был четвертым ребенком в семье. Его отец Максимилиан Вундт, был лютеранским пастором и его матерью была Мари Фредерик, урожденная Арнольд (1797-1868).
Образование: В возрасте тринадцати лет, Вундт начал свое формальное образование в католической гимназии в Брухзале (1845-1851). С 1851 он учился в университете Тюбингена, но после одного года учебы он перешел в Гейдельбергский университет, где начал специализироваться в области медицины (доктор медицинских наук, 1856 г.). В 1856 г. он учился один семестр у Иоганна Мюллера в университете Берлина.
Оказали влияние: Густав Фехнер, Иоганн Петер Мюллер, Герман фон Гельмгольц.
Основные этапы профессиональной деятельности: Он получил диплом доктора медицины в Гейдельбергском университете (1856 г.). Там же он начал работать преподавателем физиологии, а в 1858 году он стал ассистентом физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1858 — 1865). В Гейдельберге он написал свой труд «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858-1862), где впервые вводит понятие «экспериментальная психология».  В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге, а в 1867 году  должность  профессора медицины.В 1871 году его учитель Гельмгольц переехал в Берлин, и Вундт занял его место.В 1874 году он стал профессором философии  в университете Цюриха.В 1875 году Вундт переезжает в Лейпциг, где начинает работать в качестве профессора  Лейпцигского университета (1875-1917). Там он оставался, занимался преподаванием и научной работой в течение следующих 42 лет, и это был самый продуктивный период его карьеры. В 1879 году, Вундт открыл первую лабораторию, когда-либо быть посвященный исключительно психологических исследований. В Лейпциге он также основал Институт экспериментальной психологии (1879 г.). На протяжении  1889-90 он являлся ректором Лейпцигского университета.

Его интерес к психологии был вдохновлен Эрнстом Вебером (1795-1878) и Густавом Фехнером (1801-1887), которые также  работали в Лейпциге.

Читайте также:  Психотерапия и психология развития - психология

В 1917 году Вундт прекращает свою преподавательскую деятельность.

Основные этапы личной жизни: Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный  город в земле Баден-Вюртемберг.

В 1867 году Вундт встретил Софи Мау (1844-1912). Она была старшей дочерью профессора богословия  Генриха Августа Мау.Они поженились 14 августа 1872 г. в Киле.У них было трое детей: Элеонора (1876-1957), Лили (1880-1884), и Макс Вундт (1879-1963), который стал философом.

Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене под Лейпцигом в возрасте 88 лет.

  • МЕТКИ
  • Германия
  • психологи
  • Ученые
  • Экспериментальная психология

Sergey Markov

Источник: https://geniusrevive.com/vilgelm-vundt-osnovopolozhnik-eksperimentalnoj-i-kulturno-istoricheskoj-psihologii/

Вундт Вильгельм — «Энциклопедия»

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау близ Мангейма, Баден — 31.8. 1920, Гросботен близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ, логик, языковед, основатель экспериментальной психологии. Родился в семье лютеранского священника, изучал медицину в университетах Тюбингена, Гейдельберга, Берлина, Карлсруэ.

С 1858 года работал ассистентом в физиологической лаборатории Г. Л. Ф. Гельмгольца в Гейдельбергском университете, опубликовал ряд крупных работ по физиологии мышечного сокращения и гистологии. Занимаясь опытами по физиологии органов чувств, заинтересовался психологическими проблемами восприятия.

В прочитанном в Гейдельберге первом курсе лекций по психологии («Vorlesungen über die Menschenund Tierseele», Bd 1-2, 1863) стремился объединить естественнонаучный подход к феноменам сознания с элементами эмпирической философии И. Ф. Гербарта и Дж. С. Милля.

С 1864 года профессор антропологии и медицинской психологии в Гейдельберге, в 1874 году профессор индуктивной философии (логики) в Цюрихе, с 1875 профессор философии в Лейпцигском университете, где в течение последующих 45 лет систематически работал над созданием научной психологии и её институциональным отделением от философии.

В 1879 году на собственные средства организовал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию (с 1882 года Институт экспериментальной психологии Лейпцигского университета). В этом институте учились, работали или прошли стажировку практически все основатели национальных психологических школ, в том числе российской — В. М. Бехтерев, Н. Н.

Ланге и Г. И. Челпанов; по образцу института Вундта строились все психологические лаборатории того времени. Лекции Вундта пользовались огромной популярностью, собирали сотни слушателей.

Реклама

По Вундту, психология — наука о феноменах сознания, опирающаяся на экспериментальный метод (экспериментальную интроспекцию) и использующая в качестве теоретических моделей аналогии из химических исследований («ментальная химия»), например поиск простейших неделимых «элементов» психики и законов их взаимодействия.

Вундт стремился отграничить психологию как от донаучных описаний «способностей души», так и от попыток физиологического редукционизма: физиологические и психологические процессы несводимы друг к другу, они протекают параллельно, подчиняясь разным закономерностям (принцип психофизического параллелизма).

Предметом психологии является описание структуры непосредственного опыта, который открывается нам в интроспекции (смотри Интроспективная психология), но может и должен исследоваться также опосредованно, с помощью объективных методов (измерение времени реакции, частоты пульса и т.п.). Вслед за Г. В.

Лейбницем Вундт исходил из существования двух уровней сознания — перцепции и апперцепции.

Если для перцепции характерно диффузное осознание с доминированием ассоциативных связей (смотри Ассоциация), то процессы ясного сознания являются результатом апперцепции — творческого синтеза, в основе которого лежит волевое усилие, переводящее воспринимаемые содержания в «фокус» внимания. Возникающие при этом структуры ощущений и чувствований подчиняются законам особой психологической причинности (например, зависимость части от целого).

Вундт разработал трёхмерную теорию эмоций, согласно которой любое содержание сознания может быть локализовано в пространстве трёх координат: «удовольствие — неудовольствие», «напряжение — расслабление», «возбуждение — успокоение». В 20 веке эта теория получила подтверждение в исследованиях значений слов с помощью факторного анализа (смотри Психосемантика).

В течение последних двадцати лет жизни Вундт работал над 10-томной «Психологией народов» («Völkerpsychologie» Bd 1-10, 1900-20), перспектива которой, как он пишет в автобиографии («Erlebtes und Erkanntes», 1920), была навеяна философией истории Г. В. Ф. Гегеля. «Психология народов» продолжает традицию культурной и лингвистической антропологии К. В.

фон Гумбольдта и «этнической психологии» немецких учёных М. Лацаруса и Х. Штейнталя (смотри Психологическое направление в языкознании) и намечает контуры будущей культурно-исторической психологии, основанной на исследовании языка, мифов, обычаев и культурных артефактов.

По Вундту, в области такой «надындивидуальной психологии» использование эксперимента невозможно, да и не нужно, так как здесь уже «проэкспериментировала» сама история. В основе языка как проявления психической активности лежит инстинкт самовыражения: стремление к сообщению своих представлений, чувств, аффектов.

Язык представляет собой часть обширной сферы «выразительных движений» (Ausdrucksbewegungen), включающих мимику, жесты, звуковые сигналы. Целостный подход к языку проявился, в частности, в трактовке предложения как структурированного смыслового комплекса, из которого в ходе анализа могут быть вычленены лексические и грамматические элементы.

Идеи Вундта оказали большое влияние на языкознание начала 20 века, в частности на И. А. Бодуэна де Куртенэ, на раннего Л. Блумфилда, на философию языка и мифа Э. Кассирера.

В работах по логике Вундт подчёркивает психологическую природу нормативных для мышления человека логических законов. В этике Вундт был сторонником «коллективизма», считая, что интересы личности должны подчиняться интересам общества, а нравственность целенаправленно формироваться в процессе социализации и воспитания воли.

В инициированной Вундтом продолжительной дискуссии о границах применения экспериментального метода в психологии в числе его основных оппонентов выступили исследователи памяти (Г. Эббингауз) и представители Вюрцбургской школы (К. Бюлер, О. Кюльпе).

Соч.: Grundzüge der physiologischen Psychologie. Lpz., 1874. 6. Aufl. 1908-1911. Bd 1-2; Основания физиологической психологии. СПб., 1880-1881. Т. 1-2; Logik. Stuttg., 1893-1895. Bd 1-3; Völkerpsychologie. Lpz., 1900-1920. Bd 1-10; Введение в философию. М., 1998; Психология народов. М., 2002; Введение в психологию. СПб., 2002.

Лит.: Кениг Э. В. Вундт, его философия и психология. СПб., 1902; Meischner W., Eschler Е. W. Wundt. Lpz., 1979; Schneider С. М. W. Wundts Völkerpsychologie. Bonn, 1990; W. Wundt in history: The making of а scientific psychology / Ed. R. W. Rieber, D. К. Robinson. N. Y., 2001; W. Wundts anderes Erbe: Ein Missverständnis löst sich auf / Hrsg. Von G.Jüttermann. Gött., 2006.

Б. М. Величковский.

Источник: http://knowledge.su/v/vundt-vilgelm

Вундт, Вильгельм

Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма — 31 августа 1920, Лейпциг) — немецкий физиолог и психолог.

В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем.

Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания.

После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862).

Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук.

В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии.

Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей.

Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии.

Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии.

Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.

Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

Сочинения: «Лекции о душе человека и животных», 1865 — 1866, 1894; «Основы физиологической психологии», вып. 1 — 2, 1880 — 1881: «Этика», тт, 1 — 2, 1887 — 1888; «Система философии», 1902; «Очерк психологии». М.

, 1912; «Введение в философию»; «Введение в психологию». М., 1912; «Естествознание и психология». СПб., 1914; «Мировая катастрофа и немецкая философия». СПб., 1922; «Logik». Вег1iп 1880 — 1883; «Volkerpsychologie», Bd, 1 — 10.

Leipzig, 1900 — 1920.

Источник: http://1-source.ru/persona/wilhelm-wundt.html

Вильгельм Макс Вундт родился 16 августа 1832 г. в местечке Неккарау (в Великом герцогстве Баден — одном из государств феодальной Германии) в семье лютеранского пастора.

Он получил медицинское образование в четырех крупнейших немецких университетах — в том числе в Тюбингене и Берлине. Но первый этап его научной деятельности оказался связан с другой alma mater — Гейдельбергским университетом, где в 1858 г.

он стал ассистентом профессора Германа Людвига Фердинанда Гельмгольца, чьи разносторонние интересы охватывали широкий круг естественно-научных дисциплин.

Первые его работы были посвящены физиологии человека. Но вскоре Вундт перешел к изучению психофизики, хотя то, что его интересовало, относилось фактически уже к новой научной области.

Сначала он опубликовал «Материалы к теории чувственного восприятия» (1859–1862), затем «Лекции о душе человека и животных» (1863–1864). можно без преувеличения сказать, что эти работы заложили фундамент экспериментальной психологии. В 1864 г.

Читайте также:  Сопротивление - психология

Вундту было присвоено звание внештатного профессора антропологии. В 1874 г. Вундт был приглашен преподавать логику в Цюрихском университете (Швейцария), но уже в следующем году вернулся в Германию.

С этого момента вся научная деятельность Вундта связана с Лейпцигским университетом — одним из старейших учебных заведений Германии, где он преподавал философию более сорока лет (некоторое время Вундт занимал должность ректора).

С 1879 г. центром деятельности Вундта становится его знаменитая лаборатория, основанная им, кстати, на собственные средства.

Позже она была преобразована в Институт экспериментальной психологии — первое научно-исследовательское учреждение подобного рода. Труды института c 1881 г. публиковались в вестнике «Философские штудии». с начала XX в. до революции 1918 г.

он выходил под названием «Психологические штудии», и это обстоятельство можно интерпретировать как упрочение позиций новой дисциплины.

Заслуги Вундта были признаны научным сообществом как в Германии, так и за ее пределами: он стал почетным членом нескольких европейских академий. В декабре 1902 г. Вундт был избран в Петербургскую академию наук.

Труды Вильгельма Вундта регулярно переводили в России с середины 1860-х гг.: при жизни ученого в нашей стране было издано более двух десятков его работ по философии, психологии, физиологии и лингвистике. В работах Вундта нашли отражение глобальные проблемы эпохи. Так, в 1915 г.

он опубликовал книгу, посвященную культурологическому анализу причин Первой мировой войны. Общий объем его научного наследия составляет более пятидесяти трех тысяч печатных страниц.

исследователи подсчитали, что Вундт писал приблизительно 2,2 страницы в день, или по одному слову каждые две минуты.

Уже в 1880-х гг. начала складываться историография научной деятельности Вундта. среди ее основоположников были и русские его коллеги по Институту экспериментальной психологии.

Будучи ученым универсального масштаба, Вундт воспитал плеяду талантливых учеников, реализовавшихся в различных сферах науки — от нейрофизиологии до социологии. однако созданная им научная школа достаточно быстро пришла в упадок.

В 85 лет Вундт оставил преподавательскую деятельность в университете.

Он скончался в Гросбодене под Лейпцигом 31 августа 1920 г.

Долгий путь к психологии

Для того чтобы оценить вклад Вильгельма Вундта в развитие психологии, необходимо обратить внимание на то, какое место отводилось этой дисциплине в системе гуманитарных наук.

Надо сказать, что положение психологии было в то время весьма незавидным: крупнейшие мыслители эпохи — сначала Кант, а за ним Шопенгауэр — отказывали ей в праве на самостоятельное существование, предпочитая видеть психологию «служанкой философии».

Тенденции к преодолению этого представления наметились лишь в первой половине XIX в. Вундт начал свою деятельность в тот момент, когда шла борьба за самоопределение новой науки.

на формирование элементов его концепции «интроспективной психологии» в разной степени повлияли идеи Спинозы и Лейбница, Канта и Шопенгауэра, Гербарта и Милля, а следовательно, и все крупнейшие направления философской мысли Нового времени — от рационализма до позитивизма.

Такое методологическое разнообразие способствовало тому, что выводы Вундта далеко не всегда были последовательными и нередко вступали в противоречие друг с другом.

Под влиянием господствовавшего тогда позитивизма Вундт пытался сформулировать фундаментальные «законы психологической причинности», которые должны были не только объяснить закономерности психических явлений, но и теоретически обосновать автономию психологии среди других наук.

На исходе XIX столетия Вундт писал: «Я всегда старался содействовать тому, чтобы за психологией обеспечено было самостоятельное положение ее как эмпирической науки вне философии и чтобы при этом психология не была лишена помощи со стороны естественнонаучной методики, поскольку последняя к ней применима; но не менее стремился я, конечно, и к тому, чтобы результаты, достигнутые, по моему мнению, подобным путем психологией, в свою очередь утилизировались философией».

Он стоял у истоков направления, которое можно охарактеризовать как «психологический структурализм». в рамках этого направления сознание воспринималось как совокупность элементарных процессов.

Психические и физиологические процессы трактовались как две параллельно функционирующие системы — эта точка зрения позволила разрешить актуальную для науки XIX в.

проблему приоритета одной человеческой «сущности» над другой.

В своей философской доктрине Вундт ограничил сферу познания пределами непосредственного опыта (самонаблюдение, или интроспекция), полагая, что существование окружающего мира является лишь следствием умозаключения. С этим кантианским представлением соседствовало шопенгауэровское представление о воле как о силе, организующей в целостную структуру отдельные элементы сознания.

Из него выводился один из «психологических законов» Вундта — так называемый закон творческого синтеза, отвечавшего за осознанное (апперцептивное) восприятие, противопоставленного ассоциативному (перцептивному) восприятию.

Содержание сознания, по Вундту, сводилось к оппозиции трех пар эмоциональных реакций: «удовольствие — неудовольствие», «напряжение — расслабление», «возбуждение — успокоение».

Вундт обосновал взгляд на психологию как науку, изучающую феномены сознания как интроспективными, так и экспериментальными методами.

хотя сегодня его считают отцом-основателем психологического эксперимента, сам он считал сферу его применения ограниченной рамками «индивидуальной психологии», за пределами которой остаются такие феномены, как речь, мышление, воля. Задачу их изучения в сравнительно-историческом аспекте он отводил антропологии.

Ученый внес огромный вклад в эту область созданием монументального десятитомного труда «Психология народов», чему он посвятил последние двадцать лет своей жизни.

Этот труд Вундта отмечало стремление не только объяснить исторические процессы с точки зрения психологии, но и поставить ее в центр гуманитарного знания. (Такую тенденцию еще в начале XX в. отметил академик А.С. Лаппо-Данилевский.

) Однако этому психологическому универсализму не суждено было осуществиться.

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800603

Вундт Вильгельм Максимилиан / Wundt Wilhelm Maximilian

Немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Годы жизни: 16 августа 1832 — 31 августа 1920

Биография

Ранние годы

Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания.

После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг.

В это время он пишет работу «Статьи по теории чувственного восприятия» (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук.

В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии.

Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Лаборатория В. Вундта

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.

В лаборатории изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. На их основании Вундт сформулировал законы душевной жизни, которые он иногда называл принципами.

Это принципы: психических равнодействующих; творческого синтеза — психическое не просто сумма; психических отношений; психических контрастов (группировка психических элементов по противоположностям); усиливающих контрастов.

Во вступительной лекции к курсу «О задачах современной философии» в 1874 г. Вундт выдвинул свою программу разработки физиологической психологии как опытной науки. Психология, по его оценке, «принадлежит к эмпирическому направлению». «Эта наука должна исследовать факты сознания, их связи и отношения, с целью открыть в результате законы, которые управляют этими отношениями».

Историки подсчитали, что школу Вундта прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. Она стала главным питомником первого поколения психологов-экспериментаторов. Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.

В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов».

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Благодаря научным изысканиям В.Вундта к началу XX века в высших учебных заведениях мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии, занимающиеся решением достаточно широкого круга проблем: от анализа ощущений и организации ассоциативного эксперимента до психометрических измерений и психофизиологических изысканий.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей.

Эти идеи Вундта были развитыЭдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии.

Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии.

Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.

 Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

Понятие высших психических (психологических) функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине XIX века.

Переводы сочинений Вундта на русский язык

  • Вундт В. Введение в психологию = Einführung in die Psychologie. — М.: КомКнига, 2007. — 168 с. — (Из наследия мировой психологии). — ISBN 978-5-484-00794-3.
  • Вундт В. Введение в философию. — СПб., 1903 — PDF. 
  • Вундт В. Очерк психологии. — СПб., 1896 — PDF. 
  • Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.: Академический проект, 2010. — 136 с. — (Психологические технологии). — ISBN 978-5-8291-1284-4.
  • Вундт В. Этика: Принципы нравственности. Области нравственной жизни. — Изд.2. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 264 с. — (Из наследия мировой философской мысли: этика). — ISBN 978-5-397-01567-7.

Социальные кнопки для Joomla

Источник: http://psy-clinic.info/index.php/personalii/75-vundt-vilgelm-maksimilian-wundt-wilhelm-maximilian

Ссылка на основную публикацию