Бесхитростный ребенок — психология

Шкала степени отверженности ребенка в семье. Методики для родителей

Данная методика измеряет степень приятия или отверженности ребенка в семье, которую иначе еще называют депривацией или эмоциональным сиротством.

Также данная шкала дает косвенный ответ на вопрос, что значит принимать ребенка именно таким, какой он есть и любить его безусловной любовью.

Отверженные в семье, не принятые одним или обоими родителями, дети чувствуют и ведут себя как таковые и попадая в другие социальные среды: детский сад, школу, и могут сохранять свою позицию отвергнутого и во взрослой жизни.

Именно неприятие способно вызвать неисчислимое количество психопатологических проблем в жизни взрослого человека, искусно скрываясь за разными масками – от депрессии до агрессии.

Отверженность человека часто вылезает на поверхность в виде самых разных болезней от гипертонии и стенокардии, до язвы желудка, экземы, псориаза, приступов бронхиальной астмы и еще многих других психосоматических расстройств.

Шкала степени отверженности ребенка в семье. Методики для родителей: 

Инструкция.

Уважаемый родитель! Предлагаемая Вам шкала содержит перечень не­которых черт характера и особенностей ребёнка.

Во время знакомства с этим перечнем поставьте знаки (+) перед порядковыми номерами тех черт характе­ра и особенностей ребенка, о которых Вы мечтали, чтобы они были у Вашего ребенка, еще до его рож­дения (1 графа), а также перед порядковыми номе­рами тех черт характера и особенностей ребенка, которые, по Вашему мнению, имеются у Вашего ре­бенка в настоящее время (II графа). В конце каждой графы подсчитайте общее количество черт характе­ра и особенностей ребенка со знаком (+).

Тестовый материал. 

Каким  я мечтал (а) видеть своего ребенка:

  1. умным
  2. сообразительным
  3. все схватывающем на лету
  4. одаренным
  5. талантливым
  6. глупым
  7. тупым
  8. целеустремленным
  9. серьезным
  10. настойчивым
  11. трудолюбивым
  12. деятельным
  13. активным
  14. нецелеустремленным
  15. легкомысленным
  16. ленивым
  17. бездеятельным
  18. сосредоточенным
  19. добросовестным
  20. старательным
  21. скромным
  22. послушным
  23. рассеянным
  24. недобросовестным
  25. нестарательным
  26. заносчивым
  27. непослушным
  28. добрым
  29. отзывчивым
  30. справедливым
  31. мягким
  32. чувствительным
  33. злым
  34. неотзывчивым
  35. несправедливым
  36. жестоким
  37. бесчувственным
  38. ласковым
  39. нежным
  40. приветливым
  41. обаятельным
  42. откровенным
  43. общительным
  44. грубым
  45. неприветливым
  46. замкнутым
  47. скрытным
  48. ранимым
  49. обидчивым
  50. бесхитростным
  51. мнительным
  52. грустным
  53. тревожным
  54. хитрым
  55. веселым
  56. жизнерадостным
  57. фантазером
  58. хвастливым
  59. болтливым
  60. застенчивым
  61. молчаливым
  62. честным
  63. решительным
  64. сильным
  65. выносливым
  66. терпеливым
  67. лживым
  68. нерешительным
  69. слабым
  70. невыносливым
  71. нетерпеливым
  72. агрессивным
  73. задиристым
  74. вспыльчивым
  75. вредным
  76. упрямым
  77. капризным
  78. эгоистичным
  79. спокойным
  80. невредным
  81. жадным
  82. трусливым
  83. неуклюжим
  84. неряшливым
  85. медлительным
  86. щедрым
  87. отважным
  88. смелым
  89. ловким
  90. опрятным
  91. подвижным
  92. красивым
  93. здоровым
  94. обычным, как все
  95. некрасивым
  96. больным
  97. необычным

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком  (+) I графа   

Каким я вижу своего ребенка в настоящее время, его качества:

  1. умный
  2. сообразительный
  3. все схватывающий на лету
  4. одаренный
  5. талантливый
  6. глупый
  7. тупой
  8. целеустремленный
  9. серьезный
  10. настойчивый
  11. трудолюбивый
  12. деятельный
  13. активный
  14. нецелеустремленный
  15. легкомысленный
  16. ленивый
  17. бездеятельный
  18. сосредоточенный
  19. добросовестный
  20. старательный
  21. скромный
  22. послушный
  23. рассеянный
  24. недобросовестный
  25. нестарательный
  26. заносчивый
  27. непослушный
  28. добрый
  29. отзывчивый
  30. справедливый
  31. мягкий
  32. чувствительный
  33. злой
  34. неотзывчивый
  35. несправедливый
  36. жестокий
  37. бесчувственный
  38. ласковый
  39. нежный
  40. приветливый
  41. обаятельный
  42. откровенный
  43. общительный
  44. грубый
  45. неприветливый
  46. замкнутый
  47. скрытный
  48. ранимый
  49. обидчивый
  50. бесхитростный
  51. мнительный
  52. грустный
  53. тревожный
  54. хитрый
  55. веселый
  56. жизнерадостный
  57. фантазер
  58. хвастливый
  59. болтливый
  60. застенчивый
  61. молчаливый
  62. честный
  63. решительный
  64. сильный
  65. выносливый
  66. терпеливый
  67. лживый
  68. нерешительный
  69. слабый
  70. невыносливый
  71. нетерпеливый
  72. агрессивный
  73. задиристый
  74. вспыльчивый
  75. вредный
  76. упрямый
  77. капризный
  78. эгоистичный
  79. спокойный
  80. невредный
  81. жадный
  82. трусливый
  83. неуклюжий
  84. неряшливый
  85. медлительный
  86. щедрый
  87. отважный
  88. смелый
  89. ловкий
  90. опрятный
  91. подвижный
  92. красивый
  93. здоровый
  94. обычный, как все
  95. некрасивый
  96. больной
  97. необычный

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком  (+)II графа

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком  (+), совпавших в двух графах

Обработка результатов.

После подсчета общего количества черт характе­ра и особенностей ребенка со знаком (+), совпав­ших в двух графах, необходимо вычислить процент совпавших черт характера и особенностей ребенка.

Для вычисления процента составляется пропор­ция: где общее количество черт характера и особен­ностей ребенка со знаком (+) в I графе берется за 100%, а общее количество черт характера и особен­ностей ребенка со знаком (+), совпавших в двух гра­фах, за х.

Например: общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) в 1 графе при Вашем подсчете равнялось 50. Из этих 50 черт совпало только 30 в 2 графах одновременно. Пропорция выглядит так: 

50 — 100%

30 — х 

      30 • 100%

X =———— = 60%

          50

Результаты подсчета свидетельствуют о том, что ребенок в настоящее время на 60% оправдал надежды родителя, он очень редко раздражает родителей, у них нет повода его отвергнуть, и ситуация для него в семье благоприятная. 

Ключ, интерпретация.

Чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен ре­бенок родителями.

Когда этот процент варьирует от 0 до 20, ребенок практически отвержен родителями, и ситуация для него в семье крайне неблагоприятная.

Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок чаще всего чувству­ет себя отвергнутым, и ситуация для него в семье неблагоприятная.

Когда этот процент варьирует от 41 до 70, ребенок может временами периодически немного раздражать родителя, но ситуация для него в се­мье среднеблагоприятная.

Когда этот процент колеб­лется от 71 до 100, ребенок чувствует себя любимым, нужным и необходимым, и ситуация для него в се­мье благоприятная.

Обработка результатов для детального анализа. 

Для более детальной оценки степени отверженно­сти ребенка в семье подсчитывается общее ко­личество знаков (+) во II графе, если они стояли пе­ред следующими порядковыми номерами: 6, 7, 14, 15, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 33, 34, 35, 36, 37, 44, 45, 47, 54, 58, 59, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 81, 82, 83, 84, 95, 96.

Данные порядковые номера соответствуют нежелательным и отрицательным чертам характера ребенка. Если некоторые из этих порядковых номеров совпали в I и во II графе, их в расчет не принимать.

После окончания подсчета необходимо вычислить % отрицательных и нежелательных черт харак­тера и особенностей ребенка, которые беспокоят родителя в настоящее время.

Для этого составляется пропор­ция: где общее количество черт характера и особен­ностей ребенка со знаком (+) во II графе равно 100%, общее количество нежелательных и отрицательных черт характера и особенностей ребенка во II графе – х.

Например: общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) во II графе при подсчете равнялось 40. Из этих 40 черт 35, по мнению родителя относятся к нежелательным и отри­цательным.

Пропорция выглядит так:

40 – 100%

35 – х   

       35 • 100%

Х  = —— ——     = 87,5%

          40

Результаты подсчета свидетельствуют о том, что у ребенка в глазах родителя преобладают неже­лательные и отрицательные черты характера, кото­рые постоянно раздражают и волнуют родителей. Значительное недовольство ребенком приводит к тому, что ребенок все время ощущает себя нелюбимым, ненужным, отвергнутым.

Ключ, интерпретация.

Чем выше процент нежелательных и отрицатель­ных черт характера, по мнению родителя у ре­бенка, тем более отверженным он будет чувствовать себя в семье.

Когда этот процент варьирует от 0 до 20, у ребенка в глазах родителя практически не имеется нежелатель­ных и отрицательных черт характера, которые бы раз­дражали его, и ситуация для ребенка в семье очень благоприятная.

Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок также не чувствует себя отвергнутым, и ситуация для него в семье благоприятная.

Когда этот процент варьирует от 41 до 70, у ребенка имеет­ся целый ряд нежелательных для родителя качеств, за ко­торые  его нередко ругают, но тем не менее ситу­ация для ребенка в семье среднеблагоприятная.

И лишь когда этот процент превышает 70, ребенок не только ощущает себя ненуж­ным, но и действительно отвергнут родителями.

Чаще всего результаты данных процента совпав­ших черт характера в двух графах и процента неже­лательных и отрицательных черт характера во II гра­фе взаимосвязаны друг с другом.

Если корреляции нет, то о степени отверженнос­ти ребенка более точно можно судить по результа­там второй пропорции (нежелательные и отрицатель­ные черты).

Чтобы уточнить, почему ребенок отвержен, необхо­димо собрать дополнительные сведения:

1.     Ребенок был долгожданным? (да, нет)

2.     Ребенок был недолгожданным? (да, нет)

После ответа на эти вопросы соберите дополни­тельную информацию для I и II граф основной шкалы (вопросы для родителя):

1. Каким я мечтал (а) видеть своего ребенка:

 — мальчиком

 — девочкой

 — похожим на маму

 — похожим на папу

2. Какой он в настоящее время:

 — мальчик

 — девочка

 — похож на маму

 — похож на папу

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии для школьников. Детская психология.

Шкала степени отверженности ребенка в семье. Методики для детей и родителей.

Еще по теме:

  • Назад: Тест на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
  • Вперед: Психологический тест для мужчин и парней.

Источник: https://psycabi.net/testy/621-shkala-stepeni-otverzhennosti-rebenka-v-seme-metodiki-dlya-detej-i-roditelej

Как воспитать ребёнка безвольным и бесхарактерным?

Ваше воспитание слабохарактерного и трусливого индивида может разбиваться о стену самовнушения и постороннего внушения, поэтому втолковывайте ему родительские постулаты с самого раннего детства, ещё до того момента, когда он захочет самостоятельно ножками своими топать. Не давайте проявлять своему малышу никакой самостоятельности с пелёнок — обложите со всех сторон, привяжите, как собачку, или, на худой конец, посадите в манежик и пусть себе сидит тихонечко.

Как только ручкой, ножкой пошевелит, бегите к нему стремглав с поучениями: «Ты что же делаешь? Хочешь упасть и сломать свои хрупкие косточки, или разбить хорошенькую головку? Сиди себе тихонечко и рассматривай игрушечки!».

Когда он подрастёт и всё-таки осмелится встать на свои ножки, не давайте ходить самостоятельно, всё время предупреждайте: «Споткнёшься, упадёшь и нос разобьёшь». Не забывайте приводить поучительные примеры: «Вот девочка бегала по квартире.

Споткнулась о ножку стула, потянула на себя скатерть с вазой, головку разбила — теперь в больнице лежит, и ей уколы пекущие делают»…

Ещё следует постоянно напоминать малышу, чтобы на прогулке к детям не подходил — можно заразиться чем-нибудь, чтобы мамину руку не отпускал — обидеть могут, чтобы игрушки никому не давал — объясните непонятливому: «Если испортят, плакать будешь, а поломают обязательно — не свои ведь, чужие»…
Кормить с ложечки постарайтесь как можно дольше! Если Ваш малыш будет пытаться проявлять самостоятельность и выхватывать чашку из рук или ложку, пригрозите, что ручки ремнями к стульчику пристегнёте.

И ещё — не забывайте проявлять постоянную заботу о здоровье малыша, делайте это с утра и до самого вечера: «Что у нашего маленького бобо?».

Никогда не верьте своему малютке, если на Ваши приставания он будет утверждать, что у него не болит головка, не колет в животике, не щиплет в горлышке… Надавите на животик, пощупайте лобик, осмотрите горлышко, проверьте температуру и при малейшем подозрении на недомогание не выпускайте из постельки. Не вздумайте отдать малыша в детский сад — там такому научат и таким заразят!

Не давайте ему много бегать, прыгать, пусть степенно ходит с Вами за ручку. Если попросит научить его плавать, объясните, что это опасно и совсем необязательно уметь, сошлитесь на пример собственной жизни, как Вы сами прекрасно обходитесь безо всякого плавания. Обязательно помогайте мыться в ванне до самого зрелого возраста, отметая всякую его стеснительность.

Проверяйте всегда, как у него завязаны шнурки на ботинках, как застёгнуты пуговицы на одежде. Если Ваш сынишка до шестнадцати лет так и не научился завязывать хорошо шнурки, приобретайте ему обувь без них.

К моменту достижения школьного возраста ребёнок прочно должен усвоить, что мир, в котором он живёт, чудовищно страшен, и опасности подстерегают человека на каждом шагу…

Никогда не поощряйте дружбу с другими детьми и всегда подчёркивайте: «Ты у меня такой хороший, воспитанный мальчик, а эти все — из базарных семей, неотёсанных!».

Не забывайте, что уроки Вам надо вместе с ним готовить с первого класса и до последнего, что не следует поощрять самостоятельность — от неё одни неприятности и Вам же лишние хлопоты: напишет грязно — придётся время потерять на переписывание, наделает ошибок — нужно будет правила объяснять… Если утром не хочет вставать, не настаивайте — пусть немного в кроватке понежится. В школу за руку провожайте, постоянно проверяйте портфель и карманы…

Если ленится уроки домашние делать, то и не заставляйте — программа обучения неслыханно сложная, а мальчику погулять надо, поиграть, музыку послушать. В классе ленится? Учитель в этом виноват: объяснить доходчиво не может.

Для улучшения взаимоотношений в школе, не забывайте наладить контакты с учителями. Чтобы сильно не придирались, подарочки вручайте им по случаю и без случая с горячей убеждённостью в словах: «Ну, что Вы, это такая мелочь.

Сынишка так обожает Вас и Ваши уроки!».

Помните о взгляде своего ребёнка — в нём отражается его душа — об этом ещё Антон Семёнович Макаренко предупреждал: «Ребёнок до семи лет, а иногда и позже, не владеет выражением глаз, в детских глазах видимо, ясно читаются мысли и намерения».

Школьное обучение повышает тревожность в душах детей, и Вы можете обнаружить её в глазах своего сынишки. Тревога может помочь концентрировать внимание, память, и ещё, чего доброго, активизировать интеллектуальные способности.

Не допустите такого тревожного состояния из-за каких-то отметок по успеваемости!

Чтобы успешно бороться с тревожностью, Вы должны запомнить, что в каждом возрастном периоде она проявляется по разному: младших подростков беспокоит отношение родителей к отметкам, поэтому никогда на них не обращайте внимания.

Для старших подростков важным является отношение к успехам Вашего ребёнка одноклассников, но с этим у Вас будет всё в порядке, так как он будет избегать с ними тесного общения, а наиболее тревожными в этом возрасте являются отличники и двоечники.

Внушите своему сыну, что тройка тоже хорошая оценка — так Вы и он обретёте безмятежность и спокойствие…

А если Вы не хотите, чтобы Ваш сын вырос безвольным, слабохарактерным, чтобы он не жил по правилу «Моя хата с краю — ничего не знаю? Поступайте наоборот, и Вы должны получить противоположный результат!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/3648/

Особенности формирования характера у детей, заболевающих неврозами

Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врожденных (конституциональных) и средовых влияний.

Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют ему, в той или иной мере определяя характер переживания детей и их внутренний конфликт в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, «жалостливые», сострадающие и отзывчивые. В них нет «сухости», излишнего рационализма и практицизма при общем, нормальном для возраста интеллекте. Они отличаются непосредственностью в выражении чувств, некоторой наивностью, т. е. цельностью восприятия.

Эти дети могут заплакать от жалости к кому-либо или к себе, за всех переживают или, другими словами, «все близко принимают к сердцу».

Это создает повышенную чувствительность ко всякого рода проблемам эмоциональных отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток любви и заботы, излишне принципиальное отношение взрослых или трудности в общении со сверстниками.

Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от стоящего.

Импрессивность — склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Родители говорят о таких детях: «Все дев жит в себе»; «Не склонен делиться переживаниями с окружающими»; «Выражает радость не бурно, а светится изнутри».

В более широком плане импрессивность может быть одним из проявлений несколько более медленного, чем обычно, раскрытия потенциала психического развития, когда нужно подождать, чтобы ребенок созрел, сформировался, стал таким, как все. Импрессивность встречается не только при флегматическом или сангвиническом, но и холерическом темпераменте.

Во всех случаях ребенок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.

Так, один мальчик 3 лет, испытав удар электрического тока от неисправной розетки, не рассказал родителям, но вспомнил об этом спустя несколько лет; девочка 4 лет стойко перенесла операцию удаления аденоидов и расплакалась после, уже на руках у матери; другая девочка 5 лет сразу не выразила радости по поводу приезда родителей, по которым очень соскучилась, но спустя некоторое время «повисла» на них.

Внутренняя неустойчивость.

Предпосылками внутренней неустойчивости, или противоречивости, могут быть: а) со стороны нервной системы факторы нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и органической церебральной недостаточности; б) трудно совместимое сочетание у детей полярных — холерически и флегматических — черт темперамента родителей; в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний; г) беспокойство, неуверенность в себе при общей активности и выраженности чувства «я»; д) противоречия между эмоционально-чувственными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязанности компонентами психики. К примеру, ребенок хочет вести себя по- своему, но сдерживается, испытывая одновременно чувство вины и беспокойства; е) подчеркнутое чувство «я», собственного достоинства и беззащитность в общении со сверстниками; ж) существование трудносовместимых противоположно направленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок, в числе это стремление быть собой и в то же время быть вместе со всеми, прежде всего с матерью.

Склонность к беспокойству, волнения.

Обусловлена: а) повышенной эмоциональной чувствительностью; б) потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей; в) неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка; г) блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений; д) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих; е) отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью; ж) заостренным чувством совестливости, вины, переживанием случившегося.

Беззащитность, или незащищенность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребенок не может защитить себя, «дать сдачи», ответить на оскорбление. Он теряется, не находит подходящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и обиду, свою неспособность дать своевременный ответ.

По природе своей он добрый, жалостливый, доверчивый, наивный, бесхитростный, прямодушный. Его легко обмануть, ввести в заблуждение, навязать решение, особенно в обстановке, в которой он не чувствует себя уверенно.

Всем этим умело пользуются сверстники с противоположными психопатическими чертами характера, которые безошибочно выделяют детей, неспособных защитить себя, куражатся над ними, постоянно пугая применением силы и используя их в качестве своеобразных заложников для отреагирования своих агрессивных чувств.

К тому же дети, о которых идет речь, плохо переносят боль и часто отказываются от ответных действий, поскольку они могут причинить ее другому. Речь идет не только о физической боли, но и о душевной боли, пережить которую данный ребенок часто не в состоянии, испытывая острое чувство вины, сожаления и стыда, т.е. проявляя нравственно-этический комплекс переживаний.

Будучи неспособным защитить себя, он, однако, может вступиться за другого, не бросить друга в беде. Все эти проявления подчеркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера детей, впоследствии заболевающих неврозами. И поэтому они так чувствительны ко всякого рода конфликтам, угрозам применения физической силы, грубости и диктату.

Выраженность чувства «я» заключается прежде всего в раннем отличии себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности самоутверждения.

Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны и упорны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что не всегда получается.

Их крайне трудно заставить попросить прощения; внутренне гордые, они не приемлют несправедливость, фальшь, сиюминутную выгоду, предпочитают оставаться самими собой, насколько это возможно. Мальчик 4 лет выразил это следующим образом: «Я не буду ни военным, ни летчиком, я хочу быть таким, какой я есть».

Для таких детей характерны обязательность, исполнительность, развитое чувство долга, вины, стыда. Даже представление о том, что над ними будут смеяться и им будет стыдно, способно вывести из равновесия и послужить поводом для отказа посещать детский сад. Не переносят они и повышенного, приказного и тем более раздраженного тона, оскорблений и физических наказаний.

В ответ на это плачут, обижаются или «уходят в себя». Свойственна и подчеркнутая чувствительность к похвале, оценкам и мнению других людей, т.е. к тому, как к ним относятся. Крайне тяжело переживают отрицательное, предвзятое, необоснованное отношение к себе, наговоры сверстников, их слухи, сплетни или изоляцию.

Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта проявляемое отчаянием, капризами, страхами, подавленностью и неуверенностью в себе, а затем отказом от контактов, чувством обособленности, непонятости и одиночества.

Тогда постепенно вместо доверчивости, непосредственности и отзывчивости развиваются несвойственные этим детям недоверчивость, настороженность и эгоцентризм, являющиеся уже реактивно-защитными психическими образованиями.

Перечисленные характеристики психического развития, предшествующие возникновению невроза, расположены в порядке постепенного уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличения влияния фактора среды.

Последний относительно более значим в формировании склонности к беспокойству беззащитности и выраженности «я», в то время как в эмоциональности, впечатлительности и импрессивности большее значение имеет конституция.

Внутренняя неустойчивость обусловлена влиянием обоих факторов.

Вместе эмоциональность и впечатлительность означают повышенную восприимчивость, которая, сочетаясь с беспокойством, образует сензитивность как своего рода характерологический комплекс: эмоциональной чувствительности; впечатлительного; склонности легко расстраиваться, волноваться, переживать, все относить на свой счет; обидчивости; особой чувствительности к отношению других людей, к ожидаемым неприятным событиям.

Сензитивность является следствием как определенного психо-травмирующего жизненного опыта, так и чрезмерной опей взрослых.

Сочетание эмоциональности, склонности к беспокойству и беззащитности порождает повышенную ранимость, или уязвимость, таких детей.

Импрессивность, внутренняя неустойчивость и склонность беспокойству — другой тип сочетания, затрудняющий конструктивную переработку переживаний и представляющий своего рода блокирующий механизм их своевременного отреагирования. Поэтому остается много недоговоренного, и ребенок стесняется или боится выяснить все сразу до конца.

В свою очередь, повышенная эмоциональность вместе с импрессивностью, внутренней неустойчивостью, склонностью к беспокойству и выраженностью чувства «я» способствуют появлению внутреннего конфликта под влиянием тех или иных жизненных затруднений, что выражается в драматизации происходящих событий, их заостренном переживании.

Наконец, сочетание импрессивности, беззащитности и склонности к беспокойству создает определенные трудности при общении со сверстниками, являясь одним из существенных источников переживаний детей.

Дети, о которых идет речь, испытывают затруднения в том, что не могут легко и свободно, как большинство их сверстников, выразить себя, свои чувства и переживания; забыть обиду и не вспоминать о ней; быть последовательными в действиях и поступках; чувствовать себя уверенно в новой обстановке; вести себя гибко и ситуативно, сообразно обстоятельствам; защищать себя адекватным образом; сразу начинать и заканчивать какое-либо занятие и переключаться с одного на другое.

На последнем следует остановиться подробнее.

Невозможность сразу начать какое-либо дело, или раскачка, представляет суммарный эффект воздействия: а) повышенного чувства ответственности, долга, когда идет длительная примерка, настрой и ребенок хочет все сделать как можно лучше; б) беспокойства, опасения или боязни сделать что-либо не так; в) неуверенности в своих силах и нерешительности в действиях и поступках; г) первоначальной растерянности и торможения от неожиданности самого задания; д) интровертированной направленности личности; е) флегматических черт темперамента; ж) некоторой инертности нервных процессов, связанной с их переутомлением.

Средой, в которой эти дети не могут находиться или чувствовать себя нормально, является та, где господствует душевная черствость, голый рационализм и двойственность отношений.

Они, возможно, и не заболели бы неврозом, если бы не были так чувствительны, не обращали внимания на переживания других, а во всем искали только выгоду для себя или же вели себя конформно и незаметно, как говорят, «себе на уме».

Большинство сверстников выбирает середину, когда их поведение обладает известной гибкостью при сохранении чувства собственного достоинства.

Другими словами, это способность «быть собой среди других», способность, которой ребенок, заболевающий неврозом, овладеть не может и большей частью не по своей вине.

Происходит это в результате психологически неприемлемого и несовместимого с его психофизиологическими возможностями воспитания, когда он теряет способность быть самим собой и не может быть таким, каким его хотят видеть родители.

Быть другим — значит потерять остатки своего «я», слепо следовать далеко не всегда объективным, односторонне понимаемым требованиям родителей, навязывающих свой, нередко невротически измененный образ идеального ребенка, не имеющего своего голоса и права по-детски выражать не запланированные родителями эмоции.

К тому же требования родителей часто противоречивы и взаимоисключаемы, и сам ребенок может представлять объект для выражения их негативных и конъюнктурно-ревнивых чувств.

В ряде случаев ребенок настолько боится быть другим, что не может изменить свое поведение там, где это необходимо, например в отношениях со сверстниками не только играть ради но даже играть «понарошку».

Все это обедняет сферу общения, делает игру неинтересной и оборачивается в конце концов неприятием среди сверстников, что переносится крайне тяжело, особенно при наличии проблем признания в семье.

Испытывая труднопереносимое чувство одиночества, ребенок с еще большей силой пытается добиться признания и утвердить себя в семье, становясь временами излишне настойчивым, назойливым (навязчивым) или, как говорят родители, настырным в своих требованиях и желаниях. Это одно из объяснений, почему он не отпускает родителей от себя, беспрерывно прося их о чем-либо или выражая свои требования плачем.

В заключение отметим то, чего не хватает детям для их полноценного психического развития: своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезным, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Источник: http://www.bestlogoped.com/psihologya/165-osobennosti-formirovaniya-kharaktera-u-detej-zabolevayushchikh-nevrozami

Психология брошенного ребенка

Статья опубликована 17 декабря 2012

А теперь давайте представим себе ситуацию, когда ребенок нежеланный. К сожалению, в наше время, такую ситуацию исключительной не назовешь. И приходит этот малыш в наш мир уже никому не нужным, не желанным, брошенным.

Никто не окружает его трепетной любовью: мама подписала отказную расписку, а внимания медицинского персонала хватает только на то, чтобы вовремя поменять подгузники и накормить.

С самого рождения ребенок лишен всех тех необходимых вещей, которые помогают полноценно развиваться: его мало берут на руки, с ним редко разговаривают, куда там до разговоров уставшей медсестре. Психология брошенного ребенка со временем претерпевает изменения, которые обязательно скажутся в будущем.

В первую очередь  у брошенного ребенка наблюдается, так называемый  госпитализм, который выражается в задержке развития всех психических процессов. Это явление наблюдается у большинства брошенных детей и его возникновение тесно связано с отсутствием матери рядом с ребенком.

Страдает также эмоциональная сфера развития. Ребенок отличается высокой расторможенностью, импульсивностью, гиперактивностью, либо наоборот замкнутостью, высокой степенью ранимости. Его нервная система отличается высокой возбудимостью, привести ребенка в состояние покоя стоит значительных усилий.

В отношениях со сверстниками, ребенок, лишенный родительской любви, также демонстрирует высокую степень ранимости и незащищенности, которая может проявляться как в обидчивости, неумении принимать правила взаимоотношений. Также такой ребенок нередко демонстрирует повышенную агрессивность, как способ психологической защиты.

Психология брошенного ребенка такова, что все восприятие внешнего мира основано на страхе неприятия окружающими, неуверенности в своих силах и способностях. Однажды полученная психологическая травма, пусть даже в младенческом возрасте, окажет серьезные последствия на всю последующую жизнь человека.

Все возрастные кризисы у таких детей протекают значительно тяжелее и дольше. Особенно сложно протекает кризис подросткового возраста, когда у ребенка обостряется чувство одиночества, ненужности. У детей этой категории чаще проявляются суицидальные наклонности. В этом случае вам обязательно потребуется психолог в Москве

В процессе профессионального самоопределения дети, которые были лишены родительского внимания и заботы, часто проявляют отсутствие интереса к какой-либо специальности.

Во взрослой жизни такие дети, как правило, не имеют сложившегося представления о гармоничной счастливой семье, создавая собственные отношения, ориентируясь на личное видение.

Как правило, не видя внимания и заботы от собственных родителей, брошенные дети не могут проявлять эти качества по отношению к собственному мужу или жене.

Но не следует забывать,  что далеко не всегда психология брошенного ребенка развивается по такому неблагоприятному сценарию.

Если в жизни малыша, оставленного без материнского тепла, появляется взрослый, который искренне любит этого ребенка и готов заменить ему родителей, пагубных последствий для психики брошенного ребенка удастся избежать. Основная задача взрослого на тот момент: дать ребенку как можно больше внимания и заботы.

Ребенку это не менее важно, чем отличный уход и регулярное питание. Даже в ситуации детского учреждения, возможно максимально снизить риск возникновения неблагоприятных последствий психологической травмы разлуки с матерью, если сотрудники будут искренне заинтересованы не только в физическом, но и психологическом комфорте ребенка.

Важно помнить, что из ребенка с искалеченной душой вырастет взрослый с искалеченной психикой, который создаст соответствующую семью. И раз так сложилось, что малыш остался без матери, задача взрослых – помочь малышу стать полноценным и полноправным членом общества.

Источник: https://www.FamilySpace.ru/groups/g_9100701/article_Psihologiya_broshennogo_rebenka_791

Кризис ребенка 7 лет: особенности

Кризис семи лет чаще всего остается не замеченным родителями. Возможно это оттого, что начало кризисного периода совпадает с моментом поступления в школу. Однако в некоторых случаях мамы и папы все-таки отмечают определенную замкнутость, нервозность и беспокойство своих чад. В чем же особенности кризиса семи лет?

Кризис ребенка 7 лет: особенности

Пренебрегать кризисом 7 лет – непростительная роскошь, ведь такое отношение может оставить самые неприятные последствия для ребенка в виде неуспеваемости, проблем в общении, не особом желании учиться, а в особо тяжелых случаях — и невроза. Избежать всего этого можно, вовремя заметив симптомы начала кризиса 7 лет.

В чем суть?

Начало кризисного периода проявляется в осознании ребенком того, что он неидеален. В его подсознании «Я» делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное» (каким он хотел бы быть).

По-другому малыш начинает относиться и к взрослым. Теперь кроха четко различает, кто свой, кто чужой. В корне меняется и его отношение к разным людям, у ребенка формируется различное представление обо всех известных ему людях.

Если еще недавно ребенок вел себя бесхитростно, то с началом кризисного периода он начинает понимать, как создать ситуацию, из которой можно извлечь какую-то выгоду для себя. Однако в основном такое поведение носит игровой характер.

Реже встречается проявление неадекватной реакции на критику родителей. Если ребенок за содеянное не получит похвалы родителей (детки все делают в расчете именно на нее), то это может увенчаться очень бурной реакцией: плачем, криком, обвинениями родителей в непонимании и т.д.

О начале кризиса говорит и проявление любопытства ребенка. Однако все его вопросы начинают носить общий характер, они не привязаны к конкретному событию или повседневной жизни.

Малыша начинает интересовать политика, эволюция живого, жизнь на Земле и других планетах, происхождение планет, жизнь в других странах, морально-этические вопросы, порой интересуют даже семейные связи.

Взрослый в таком случае выступает для ребенка экспертом, а сам малыш обнаруживает способности к анализу.

В период кризиса 7 лет ребенок стремится к самостоятельности. Это выражается в желании делать что-то без помощи взрослого, самому решать, чем именно заниматься. Малыш может даже отказаться от былых увлечений.

С охотой он будет выполнять только те действия, желание совершить которое возникло у него самого, любые просьбы ребенок будет удовлетворять с неохотой.

С этой особенностью связано также охотное занятие шитьем, вязанием, конструированием, поделками из бумаги или других материалов. И результат такой деятельности для ребенка очень важен.

Ребенок с началом кризиса 7 лет теряет непосредственность, начинает кривляться, манерничать, вести себя искусственно натянуто. Наряду с таким поведением малыш может стать замкнутым, неуправляемым, непослушным, начинает конфликтовать с родителями, с другими членами семьи, игнорируя их слова или отвергая.

Тактика родителей

Тактика родителей

Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям по возможности быстро и безболезненно преодолеть кризисный период их чада:

  • Следует поощрять самостоятельность и активность ребенка, предоставив возможность действовать самостоятельно. Лучше помогать, чем запрещать.
  • Необходимо привлекать малыша к обсуждению «взрослых» проблем.
  • Нужно выслушать и не критиковать, порою в словах ребенка есть рациональное зерно.
  • Повысить чувство самоуважения ребенку можно, приняв его точку зрения и согласившись с ним.
  • Не нужно забывать хвалить ребенка в случае его успеха, поощряя даже самое маленькое достижение на пути к цели.
  • Следует отвечать на любые вопросы ребенка. Этим самым дается толчок для социального и интеллектуального развития малыша.
  • Нужно быть последовательным в своих требованиях. Важно, чтобы слезы и истерики малыша не помогали ему настоять на своем.
  • Родители должны быть примером взрослого человека. Демонстрировать при ребенке обиду и раздражение, недовольство другими людьми – непозволительная роскошь. Малыш во всем подражает родителям, которые и в его поведении могут увидеть свои привычки и способы общения, как в зеркале.

Источник: udoktora.net

Источник: http://mamapapa-vrn.com/publ/psikhologija_i_vzaimootnoshenija/krizis_rebenka_7_let_osobennosti/21-1-0-273

Как помочь детям пережить смерть домашнего питомца?

Наиболее часто первый раз ребенок соприкасается со смертью при гибели домашнего животного. Когда любимый питомец умирает, ребенок испытывает огромное потрясение, ведь привычный мир рушится, впервые ощущая тяжелую утрату, малыш страдает от горя.

В растерянности ребенок пытается справиться с первым опытом переживания смерти. Родителям тоже приходится тяжело, они тревожатся за своих детей и часто просто не знают, как им помочь.

И здесь, главное — понять, какую роль в жизни ребенка играл домашний любимец.

Домашние животные занимают особое место в жизни детей. Они любят детей такими, какие они есть, они нетребовательны, им все равно, какие оценки получает ребенок, как он выглядит и как себя ведет.

Животные не стесняются проявлять свою любовь и расположение, а ведь многие люди считают, что, чем старше ребенок, тем меньше он нуждается в ласке и похвале. Поэтому дети отвечают животным взаимностью, они бесхитростно и естественно дарят им свою любовь и привязанность.

Являясь владельцем животного и ухаживая за ним, ребенок ощущает свою значимость, что помогает ему повысить самооценку и чувствовать себя более уверенно.

Возрастные особенности

Ребенок — постоянно развивающаяся личность, поэтому в зависимости от возраста меняется и его понимание смерти.

До 2-х лет у ребенка постепенно развиваются примитивные представления об окружающем мире, в том числе, и о том, что предметы существуют вне его.

В этом периоде жизненные потребности малыша удовлетворяются родителями, у ребенка формируется чувство безопасности. Отсутствие родителя приводит к тревоге, страху или депрессии.

На большее ребенок этого возраста не способен, поэтому исчезновения животного он не заметит.

В возрасте от 2 до 7 лет мышление ребенка обладает некоторыми особенностями, оно носит магический характер (любые события рассматриваются как результат осуществления желаний малыша), также характерно одушевление предметов и явлений реального мира.

Поэтому часто наблюдается переживание чувства вины, ведь ребенок мог пожелать, чтобы животное исчезло или умерло и, если это случилось, то ребенок думает, что это из-за него. Дети до 5-ти лет, в основном, скучают по умершим животным как по товарищам для игр.

Сталкиваясь со смертью близких или животных, дети либо игнорируют ее, либо обнаруживают необычные реакции: они могут совершать убийства насекомых или маленьких животных, радуясь при этом и с интересом наблюдая за последствиями.

В период от 6 до 10 лет у ребенка развивается конкретное мышление. К 7-ми годам дети начинают видеть мир с внешней точки зрения, магическое мышление частично еще сохраняется, но дети уже используют свои способности, чтобы исследовать реальность. В этом возрасте многие дети персонифицируют смерть как “особого человека”, “старуху с косой” и т.д.

, и нередко считают, что смерть — это наказание за плохие дела. И хотя дети уже понимают, что есть отчетливое различие между жизнью и смертью, у них могут появляться фантазии, что смерти вообще можно избежать. Очень часто дети не проявляют глубину своего горя словесно, поэтому родители должны быть внимательны по отношению к необычному поведению.

Оно может появиться и недели спустя после потери. В этом возрасте смерть питомца может стать причиной повышенной тревожности и озабоченности тем, что ребенок может быть покинут родителями либо вследствие их смерти, или по другой причине, например, в результате развода.

Об истинных переживаниях детей нередко лучшую информацию дают их игры, рисунки, рассказы.

В целом, дети реагируют на смерть так же, как и взрослые: с неверием и отрицанием случившегося в начале, а потом — плачем, замешательством, гневом, чувством вины, депрессией и попытками объяснить случившееся.

Для детей в данной ситуации типичны страхи оказаться покинутыми, ночные кошмары, бессонница, гнев и агрессия по отношению к родственникам и друзьям. Из-за повышенной тревожности могут наблюдаться проблемы с учебой.

Конечно, все индивидуально, симптомы горя зависят от личностных особенностей ребенка, обстоятельств, связанных со смертью, и многого другого.

Подростки овладевают абстрактным мышлением и способностью рассматривать гипотетические возможности. Они разделяют концепцию взрослых о смерти как универсальном и неизбежном процессе, которым заканчивается жизнь.

Способность к отвлеченному мышлению позволяет подростку принять мысль о собственной смерти. В то же время, чтобы преодолеть тревогу, вызываемую этими мыслями в реальности, он использует отрицание такой возможности. Взрослые должны пытаться смягчать это беспокойство.

Сталкиваясь с мыслью о собственной кончине, подросток понимает, что не все жизненные планы будут осуществлены, что ведет к серьезному стрессу.

В переходном возрасте познавательные процессы практически соответствуют таковым у взрослых, но их использование затрудняется переживанием интенсивных телесных изменений. К смерти относятся или как к философской проблеме жизни, или как к вероятности, которая требует остерегаться факторов риска.

Но у некоторых подростков еще сохраняется детское представление об обратимости смерти. Самоубийство подростку представляется возмездием, но одновременно и обратимым явлением. Он думает, что сможет наблюдать и радоваться печали своих родителей, которые будут терзаться, что плохо с ним обращались.

Как помочь детям?

Многие психологи сходятся во мнении, что смерть домашнего питомца служит ролевой моделью для переживания последующих потерь. Гибель животного обычно является первым жизненным опытом человека при столкновении с потерей, к которому он будет обращаться вновь и вновь в течение всей жизни.

Успешное переживание покажет ребенку, что и другие потери, пусть очень болезненные, можно пережить. Дети часто спрашивают о причине смерти животного, своей ответственности за его смерть и интересуются, увидят ли они своего любимца снова.

Специалисты советуют отвечать на эти вопросы честно и прямо, на понятном детям языке. Давая объяснения, вы должны быть уверены в них. Очень важно в это время поощрять вопросы и, искренне сочувствуя, отвечать напрямую.

Ответы должны соответствовать обстоятельствам, но главным в них должна быть мысль о том, что несчастливые события случаются, несмотря на всю нашу любовь и заботу. Есть множество вещей, над которыми мы не властны.

Психологи предостерегают, некоторые объяснения могут усугубить имеющиеся психологические проблемы. Например, известие о том, что питомец убежал навсегда, может активизировать у ребенка мысли об отвержении и покинутости. А объяснение, что животное заснуло, может стать причиной различных расстройств сна.

Если сказать, что питомцу здесь не нравится, и он ушел, то можно спровоцировать возникновение чувства вины и снизить самооценку.

Сообщение, что домашний любимец заболел и умер, без объяснения, что не все больные обязательно умирают, может вызвать сильную боязнь заболеть, а любое заболевание будет расцениваться как смертельное.

Детям до 5-ти лет более важна поддержка, чем сами объяснения. Однако некоторые дошкольники уже могут справиться с элементарными объяснениями, типа “заболевший питомец не может больше оставаться там, где живет.

Но мы здесь, рядом и любим тебя”. С 6-ти летнего возраста ребенку следует рассказывать как можно правдивее, что питомец умер, и об обстоятельствах, связанных со смертью.

Но не следует приводить чрезмерно много болезненных подробностей — это может вызвать ночные кошмары!

Многие взрослые стараются максимально скрыть свои переживания горя и требуют того же от детей. Всем известно такое выражение: “Мужчины не плачут” или “Большие дети не плачут”.

Однако не стоит подавлять своих чувств и, тем более, чувств вашего ребенка, ведь это прямой путь развития неврозов. Детей нужно поощрять открыто выражать свой гнев, разочарование, горе и т.д. Очень важно, чтобы ребенок понял, что печаль и грусть являются нормальными человеческими чувствами.

Родители, открыто проявляя свои чувства, помогут ребенку осознать, что горе — это естественный ответ на потерю.

В случае гибели питомца не стоит пытаться обесценить ситуацию заявлениями типа “Это всего лишь животное, мы заведем другое”. Дети могут сделать парадоксальные выводы.

Например, одна 10-ти летняя девочка считала, что родители не будут горевать, если она умрет так же внезапно, как ее собака, поскольку родители совсем не печалились после гибели животного.

Иногда родители спешат скорее завести новое животное, пытаясь отвлечь малыша от неприятных чувств.

Однако слишком быстрая замена отвергает право ребенка на оплакивание питомца и, хотя, ребенок не против завести нового любимца в будущем, он может переживать, что предал своего умершего товарища, слишком быстро позабыв его. Новый питомец не заменит утраченных взаимоотношений с прежним любимцем и, если ребенку не дают времени подготовиться, может быть отвергнут им.

Если в вашей семье случилось горе, и вы понесли утрату, главная ваша задача — заверить детей в том, что переживание горя является нормальным.

Вы должны позволить детям открыто выражать свои чувства, поощрять задаваемые ими вопросы и отвечать на них откровенно.

Поддерживая и успокаивая детей, когда те пытаются справиться с горем, родители помогают им заложить основу для того, чтобы справляться с последующими утратами в течение всей жизни.

Галина Стуканог

Источник: http://zdorovie.com/psychology/gorech-utraty/16907

Всепроникающий характер озабоченности смертью у детей | психология взаимоотношений

P>Фрейд верил, что дети полностью поглощены безмолвным исследованием сексуальности, вопросом «Откуда?» и что это главным образом и создает пропасть между ребенком и взрослым.

Однако имеются многочисленные свидетельства, что вопрос «Куда?» также очень активно занимает нас, пока мы дети, и продолжает звучать у нас в ушах на протяжении всей жизни; мы можем прямо задаваться им, бояться его, игнорировать, вытеснять, но не можем от него освободиться.

Мало кого из родителей или воспитателей маленьких детей не заставали врасплох внезапные, неожиданные вопросы ребенка о смерти.

Однажды, когда мы с моим пятилетним сыном молча прогуливались по пляжу, он внезапно поднял взгляд на меня и сказал: «Понимаешь, оба моих дедушки умерли до того, как я успел с ними встретиться». Похоже, это заявление было «вершиной айсберга». Явно он долго размышлял об этом внутри себя.

Я спросил его, как мог мягко, насколько часто он думает о подобных вещах, о смерти, и его ответ, произнесенный непривычно взрослым тоном, ошеломил меня: «Я никогда не перестаю думать об этом».

В другой раз он простодушно прокомментировал отъезд брата в колледж: «Теперь мы остаемся дома только втроем: ты, я и мама. Интересно, кто из нас умрет первым?»

Девочка четырех с половиной лет внезапно сказала своему отцу: «Каждый день я боюсь умереть; мне хотелось бы никогда не вырастать, чтобы никогда не умирать». Другая девочка в три с половиной года попросила положить ей на голову камень, чтобы она перестала расти и не могла состариться и умереть.

Четырехлетняя девочка рыдала целые сутки после того, как узнала, что все живые существа умирают. Мать смогла ее успокоить лишь единственным способом – молчаливым подтверждением, что она, ее малышка, никогда не умрет.

Другая четырехлетняя девочка через несколько дней после смерти бабушки со стороны отца, войдя дома на кухню, увидела на столе мертвого гуся с окровавленной головой, неподвижно висевшей на длинной шее.

Ребенок, слышавший о смерти бабушки, но никак особенно на это известие не прореагировавший, мгновение тревожно смотрел на гуся и затем спросил у матери: «Это и есть то, что вы называете ‘мертвый’?»

Эрик Эриксон рассказывает о четырехлетнем мальчике, у которого умерла бабушка и с которым ночью, после того как он увидел ее в гробу, случился эпилептоидный припадок. Месяц спустя этот ребенок нашел мертвого крота, задал вопрос о смерти, и затем у него снова были судороги. Еще через два месяца последовал третий припадок – после того, как он случайно раздавил бабочку в руке.

Бесхитростные детские вопросы могут вызывать у нас немалую растерянность. Маленький ребенок спрашивает прямо: «Когда ты должен умереть?», «Сколько тебе лет?». «Во сколько лет люди умирают?» Ребенок заявляет: «Я хочу дожить до тысячи лет. Я хочу жить столько, чтобы стать самым старым человеком на земле».

Это мысли простодушного возраста, которым может дать стимул смерть – дедушки или бабушки, животного, иногда даже цветка или листа; но нередко они появляются без всяких внешних поводов, когда ребенок просто высказывает то, над чем он долго безмолвно размышлял.

Позже, когда дети научаются видеть «новое платье короля», они также научаются не слишком беспокоиться о смерти.

Энтони, предложив девяносто восьми детям тест на окончание рассказов, смогла объективно оценить озабоченность детей вопросами смерти. Предъявлялись рассказы с открытым финалом, не содержавшие явных упоминаний о смерти. (Примеры: «Когда мальчик вечером лег спать, о чем он думал?» или «Мальчик пришел в школу.

Но на перемене он не играл с другими детьми, а стоял один в уголке. Почему?») Завершение рассказов детьми свидетельствовало о том, что вопросы смерти и уничтожения серьезно занимают их. Примерно у половины детей в окончаниях рассказов присутствовали смерть, похороны, убийства или привидения.

Если учесть также ответы с несомненно подразумеваемой смертью («Его задавила машина», «Она потеряла одного из своих детей»), то доля упоминаний смерти возрастет до 60 процентов. Например, на вопрос «О чем думал мальчик, когда он лег спать?» дети отвечали так: «О том, что кто-то войдет в комнату и убьет его», или «О Белоснежке.

Я не видел ее, но я видел в книге сказок картинку, где она изображена мертвой», или «О том, что кто-то входит в его дом, тогда его отец умрет, и он умрет тоже». В одном рассказе речь шла о волшебнице, которая спрашивает ребенка, чего он хочет: вырасти и стать взрослым или надолго, возможно, навсегда, остаться маленьким.

В противоположность распространенному убеждению, что ребенок стремится скорее вырасти, стать сильным и умелым, свыше 35 процентов детей в своих окончаниях этой истории пожелали остаться маленькими, потому что для них старение было связано со смертью.

Posted in ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Источник: http://pciholog.com/ekzistencialnaya-terapiya/vsepronikayushhij-xarakter-ozabochennosti-smertyu-u-detej/

Ссылка на основную публикацию