Эффект неожиданности — психология

Психологические приемы влияния: на людей, партнера, собеседника

Каждый человек попадает под чье-то влияние сознательно или нет: даже всеобщее желание быть похожим на других, не отличаться от сверстников – воздействие стереотипов, которые считаются стандартом.

«Стадный инстинкт» учитывается и в создании рекламных роликов, заставляя тем самым людей покупать совершенно ненужные вещи.

На этом базируется психология влияния, которая подразумевает под собой методы и приемы, позволяющие эффективно воздействовать на психологическое состояние собеседника или группы людей с целью достижения цели.

Психология механизмов

Люди, живущие рядом, постоянно воздействуют друг на друга, преследуя личные мотивы. Уже с самого рождения младенец осваивает техники психологического воздействия на родителей посредством крика, а затем и другие.

Общаясь между собой, люди часто воздействуют на мысли собеседника даже не осознавая того. Психологическое влияние – это определенные механизмы, которые могут моделировать сознание личности. Они подразделяются на 2 группы.

  1. Бытовые способы манипуляции.
  2. Специальные: кодирование, транс, гипноз.

Влияния как бытовые, так и специальные, имеют один общий основной элемент. Его суть заключается в изучении природы индивида, понимании поведенческих особенностей, реакций на стрессовый фактор.

Основы

В основе приемов влияния на людей лежит использование особенностей личности. Наблюдательному индивиду очень просто осуществлять манипуляции. Одним из самых распространенных приемов является давление на жалость. Его осваивает каждая персона еще во младенчестве.

Оказывать влияние на людей можно посредством использования следующих особенностей человеческой натуры:

  • слабости;
  • скрытые мотивы и желания;
  • изменение сознания, эффект неожиданности;
  • разумное манипулирование.

Слабости

У каждого есть своя слабость. Нередко, зная о том или ином событии из жизни человека, мы неосознанно пытаемся повлиять на его выбор, мотивируя совершить поступок, выгодный нам. На этом зиждется бытовое психологическое воздействие.

Главный прием влияния на партнера – манипуляция жалостью. Он заключается в причинении психологической боли.

Сопротивляться ему не может практически никто, поэтому люди соглашаются на выполнение определенных установок даже вопреки своим желаниям и принципам.

Желания и мотивация

Желания и мотивы у всех людей похожи. Сложные формы деятельности подразумевают элементарные вещи: желание быть любимым, богатым, иметь власть, удовлетворять естественные инстинкты и пр.

Эти особенности человеческой натуры учитываются при создании рекламы, постов в интернете, предвыборных кампаний. Личность под влиянием своих стремлений заполучить желаемое делает то, что нужно манипулятору.

Влияние будет более эффективным, если использовать образы, цвета, ассоциирующиеся у человека с его желаниями: люди, которым не хватает эмоций, с радостью отреагируют на рекламные ролики с использованием оранжевых оттенков, а те, кому необходимо спокойствие и уют, – синих, зеленых.

Методы защиты от такого воздействия элементарны. Нужно проанализировать себя и понять, чего вам не хватает. Также важно осознавать, что для получения желаемого необходимы кропотливый труд и стремление.

Эффект неожиданности

Психологическое влияние на подсознание человека может проводиться разными способами. Изменение сознания делает личность полностью беззащитной перед чужим воздействием. К таким методам относятся гипноз и транс.

Во время первого личность находится полностью под влиянием воздействующего лица, его сознание закрыто и не контролируемо им самим.

Транс отличается тем, что индивид думает, будто контролирует свои действия, но выполняет указания манипулятора.

В состояние легкого транса личность можно ввести, задав ей странный, неожиданный вопрос. Замешательство, которое возникает, является специфическим состоянием, позволяющим легко внушить необходимую информацию.

В легкое трансовое состояние очень легко ввести индивида, который погружен в свои мысли, немного растерян. Так выбирают своих жертв разного рода манипуляторы, которые ищут легкой наживы.

Главную роль в таком воздействии играет эффект неожиданности.

Разумное манипулирование

Влияние на подсознание человека – это не только скрытые формы воздействия с целью наживы. Эта область науки изучает также методы повышения работоспособности сотрудников на предприятиях, усовершенствование их навыков и снижение агрессии в коллективе по отношению друг к другу.

Метод разумного манипулирования предусматривает добровольное соглашение индивида на выполнение определенных функций. Воздействие происходит за счет использования высших стремлений.

Это немного напоминает метод применения желаний и мотиваций: каждый сотрудник хочет получать достойную зарплату, чувствовать себя нормально в коллективе.

Чтобы достичь этих целей, необходима слаженная работа, концентрация и взаимопомощь.

Приемы управления партнером

Главная составляющая разговора между людьми – эмоциональный контакт. Влияние этой части в психологии рассматривается, как возможный инструмент манипуляции партнером.

При разговоре с человеком наш мозг получает огромное количество сигналов, которые через подсознание начинают управлять нами, вызывая те или иные эмоции при виде определенной личности. Если в процессе общения посылать партнеру определенный скрытый позитивный сигнал, у него выработается стойкий рефлекс.

При виде вас он будет испытывать радость. Такие приемы не помогут вам навязать свои желания другой личности, но смогут расположить кверента к общению.

Обращаясь к партнеру, всегда называйте его по имени. Это важная составляющая правильного общения. Каждый человек – личность, он уникален. Обращение без использования имени обезличивает собеседника. Он остается неудовлетворенным в стремлении быть самим собой, испытывает негативные эмоции, которые ассоциируются с вашим образом. Правильное обращение показывает значимость индивида для вас.

С утра используйте фразу «Доброе утро». Она более приятна для слуха, чем сухое «Здравствуйте». Улыбайтесь партнеру.

Это работает, как зеркало: улыбаясь себе в отражающую поверхность, в ответ вы всегда получаете улыбку. Таким же образом можно использовать и людей.

Подсознательно улыбка у каждого индивида ассоциируется с другом, счастьем, ощущением безопасности, поэтому ваш партнер будет бессознательно следовать вашим указаниям.

В деловом общении старайтесь использовать комплименты. Они помогают вызвать чувство удовлетворения у партнера, но использовать их нужно с умом, иначе все старания будут напрасны, а комплимент превратится в банальность, грубую лесть или будет звучать, как насмешка. Каждый должен подкрепляться фактом.

Правила построения комплиментов:

  • в комплименте отражаются позитивные качества, которые не могут быть восприняты одновременно как негативные;
  • не следует использовать гиперболизацию, преувеличение должно быть небольшим;
  • ваши слова не должны отражать положительное качество ниже, чем считает сама личность;
  • в комплименте должна отражаться констатация наличия положительного качества, а не указания по улучшению;
  • делая комплимент, не пытайтесь тут же обратить особое внимание на недостатки человека.

Способы воздействия на собеседника

Рассмотрим несколько самых простых приемов, которые могут пригодиться в повседневной жизни.

  1. Чтобы выйти победителем из спора, как бы вам ни хотелось, никогда не повышайте голос. После того как собеседник выпустит пар, он будет ощущать себя опустошенным и виноватым перед вами, чем можно быстро воспользоваться и убедить его в своей правоте.
  2. Зная о том, что перед вами лгун, вы можете легко вывести его на чистую воду, используя паузы в разговоре. Молчите, и тогда собеседнику не останется ничего, как заполнять тишину своей «исповедью».
  3. Фразы нельзя начинать с отрицательных слов: вместо «Не хочешь ли ты прогуляться со мной до кафе» – «Пойдем со мной в кафе». Отрицательным предлогом вы заранее программируете кверента на отказ.
  4. Избегайте фраз, излучающих неуверенность: извинения без повода, слова сомнения типа «Мне кажется» и пр. Они унижают вас в глазах собеседника.

Заключение

Для оказания влияния на людей, с точки зрения психологии, можно эффективно использовать элементарные приемы в общении с людьми, чтобы улучшить взаимоотношения и расположить к себе окружающих. Знание этих способов помогает также защитить себя от нежелательного воздействия со стороны других.

Источник: https://psyhoday.ru/obshchenie/psihologiya-vliyaniya.html

Чувство УДИВЛЕНИЯ. Психология WOW-эффекта!

Главное для меня — не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное.

Рэй Брэдбери

В современном мире человек все больше утрачивает способность удивляться. Удивление становится «дефицитным чувством» на фоне общего информационного изобилия.

Мы стремимся все упорядочить в своем уме, приведя предметы и события в режим предсказуемости. Опыт формирует «призму восприятия», через которую воспринимаются все происходящие события.

Со временем мы можем утрачивать способность удивляться, а точнее запрещать себе испытывать эту эмоцию.

Исходим из того, что современный человек стремится к избеганию случайностей в жизни. Большинство людей хочет иметь предсказуемую жизнь без резких изменений и перепадов.

Все должно соответствовать ожиданиям. Именно поэтому все, что соответствует ожиданиям, не вызывает сильной эмоциональной реакции. Эмоции вызывает ситуации, которые не соответствуют ожиданиям.

Либо превосходят их, либо вообще не совпадают.

Удивительный факт: Если все сосуды одного человека, включая вены, артерии, капилляры, вытянуть в одну линию, то этой «веревочкой» можно будет обмотать нашу планету 2-3 раза по экватору.

Удивление — эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Это реакция на отклонение от нормы. Исследователь психологии эмоций Изорд, утверждает, что основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации к ситуации.

Эмоциональные триггеры удивления

Я считаю, что удивление — это очень ценная эмоция в отношениях и бизнесе. Если вы с помощью своего товара или услуги можете удивлять своих Клиентов, они будут очень лояльны к вам и будут по сути бесплатной рекламой. В семейных отношениях это также важно, так как желание приятно удивить своего партнера подпитывает эмоциональность и делает отношения более долговечными.

Чувство удивления — это промежуточное чувство, которое подготавливает нас к переходу к следующей, более энергичной эмоции. Если неожиданная ситуация ОПАСНА, удивление переходит в ИСПУГ.

Если неожиданная ситуация менее ОПАСНА, удивление переходит в ГНЕВ. Если неожиданная ситуация БЕЗОПАСНА, удивление переходит в ИНТЕРЕС. Если неожиданная ситуация ПОЗИТИВНА, удивление переходит в РАДОСТЬ.

Триггерами (спусковыми крючками) для возникновения удивления могут быть разные ситуации. Однако, для всех этих ситуаций есть нечто общее. Каждая ситуация выходит за границу наших ожиданий.

  • Неожиданность
  • Оригинальная идея
  • Необычное действие
  • Внезапная ошибка или успех

Удивительный факт: Если наполнить чайную ложку веществом, из которого состоят нейтронные звезды, то ее вес будет равняться примерно 110 миллионам тонн!

Читайте также:  Тело и душа (н.и.козлов) - психология

Технология развития УДИВЛЕНИЯ

Для развития удивления я предлагаю вам использовать 3-шаговый алгоритм. Только тот человек может удивлять, кто сам умеет удивляться.

Шаг №1. Каждый день выбирайте один факт, который вы будете изучать. С этого момента вы охотник на удивительные факты. Это может быть что угодно, от биографии известных людей до природных явлений. Заведите отдельный файл на компьютере и записывайте в него все, что вызвало у вас эмоцию удивления.

Шаг №2. Проанализируйте, почему этот факт вызывает у вас удивление. Подумайте, какой триггер сработал. Что в данном событии или факте вызывает у вас эту эмоцию? Напротив каждого факта делайте мини-анализ.

Шаг №3. Каждый день кого-то удивляйте. Заведите себе привычку рассказывать о изученном удивительном факте своим друзьям и близким. Рассказывайте это с чувством удивления и эмоционально усиливайте эффект от информации. Результат будет достигнут, если человек, которому вы рассказали удивительный факт, захочет поделиться этим еще с кем то!

Читайте больше развивающих статей:

Источник: https://5sfer.com/17464-chuvstvo-udivleniya-psixologiya-wow-effekta.html

Интересные психологические эффекты

от Любопытный · Апрель 16, 2013

Сегодня расскажем Вам о самых интересных и необычных психологических эффектах из социальной психологии. Так же советуем ознакомиться с правилами психологии. Звучит сложно, но на деле все довольно просто, например эффект Ромео и Джульеты можно также назвать «назло всем врагам» или «плевать, а мне ещё сильнее хочется» (С В. Высоцкий «Наводчица»).

9 Психологических эффектов

«Эффект Ромео и Джульетты»

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

«Эффект Контекста»

Наш мозг может иногда сделать два совершенно противоположных вывода из одной информации. Эффект «контекста» свидетельствует, что среда, окружение в котором находится эта информация, воздействует на отношение к информации и на манеру её обработки.

 Простой пример: если опустить одну руку в горячую воду, вторую в холодную, а потом обе руки опустить в воду тёплую. Невозможно определить температуру тёплой воды потому, что для одной руки она будет как кипяток, а для другой она будет ледяной.

И это иллюзия…

«Эффект Очевидца»

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь.

Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех.

По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

«Эффект Ложного воспоминания»

Наш мозг с первого взгляда « считывает » только суть, например с предупреждающей надписи, но не видит и не запоминает деталей, таких как например, ошибка в правописании. И воспоминание о надписи через некоторое время будет связано с сутью, а не с формой.

После запоминания мозгом сути процесс невозможно остановить и сразу перестроить. Например при мимолётном взгляде на надпись « Остарожно краска » первыми возникают две реакции: 1. Обойти, чтобы не испачкаться. 2. Потрогать пальцем и убедиться высохла ли краска.

И через две минуты возникает вопрос не было ли написано слова « свежая » после слова « осторожно », но не возникает мысли о том, что слово « осторожно » написано с ошибкой.

«Эффект Труднодостижимости»

В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что желанны те, кто менее доступен. Однако если кто-то делает себя слишком труднодоступным или кажется таковым, он может отвадить от себя людей, уменьшив свою желанность. Кому интересно читайте как правильно ставить цели.

«Эффект Пигмалиона»

(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества.

Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников.

Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений.

Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

«Эффект Зейгарник»

(англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник.

Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.

Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

Эффект Ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое “приписывание” ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются.

При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: “вначале студент работает на зачетку, а потом она на него”.

Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы.

Но на преподавателя уже действовал “эффект ореола” и он все старался “натянуть” ответ студента на “отлично”.

Эффект аудитории

(эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Примеры:

• Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот)

• В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.

• Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

Если вам понравилось статья «Интересные психологические эффекты», пожалуйста, оставьте свои комментарии или отзывы.

Источник: http://hzbolshe.ru/psixologiya/interesnye-psixologicheskie-effekty.html

Психологические эффекты — Психология жизни

«Эффект Ромео и Джульетты»

Данный психологический эффект доказывает стремительное увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родных или друзей разлучить их.

Психологические хитрости или как влиять на людей? 

«Эффект Очевидца»

Психологический феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует рядом, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь.

Ранее этот эффект рассматривался как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас доказано, что этот психологический эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает. Как выбрать хорошего психолога?

«Эффект Труднодостижимости»

Феномен из социальной психологии, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий психологический эффект. Многие, кто использует этот психологический эффект и действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, увеличивая свою социальную желанность.

Как расположить к себе человека за 15 секунд?

«Эффект Пигмалиона»

Термин «Pygmalion effect» взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу и используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые описали это понятие в своем эксперименте.

Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных учеников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений.

Как заставить себя учиться? узнать

Школьники младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с другими учениками в своей школе.

«Эффект Зейгарник»

Известный мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник.

Суть психологического феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.

Данный психологический эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике, искусстве и других сферах жизни.

«Эффект Ореола»

Суть психологического эффекта заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, даже если они у него в последствии и не проявляются. И наоборот, при возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.

Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом зачетка на студента». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах.

В последующем, некоторые из этих студентов, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола», который преувеличивал оценки студента.

«Эффект аудитории студентов»

Или эффект Зайонца, эффект фасилитации — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот простой психологический феномен проявляет себя в различных жизненных ситуациях, например: • Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот) • В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции: волноваться, смущаться

Читайте также:  Душка - психология

• Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

Источник: http://psylive.com.ua/pro-psihologov/psikhologicheskie-yeffekty.html

Эффект прожектора в психологии. Почему мы боимся взгляда толпы?

Завидуя ярким и успешным знаменитостям, мы часто забываем, насколько тяжело бремя славы. За ними неотступно следуют журналисты, норовя сфотографировать в самом непривлекательном виде или за каким-нибудь личным занятием.

Стоит звезде поковыряться в носу или выйти из дому в растянутой футболке, об этом тут же узнает вся планета. Они живут под слепящим светом прожекторов, под взглядом толпы, любой их недостаток сразу же становится достоянием общества.

Именно поэтому одному из трюков подсознания было дано название «эффект прожектора».

Эффект прожектора в психологии – это переоценка внимания окружающих к нашей персоне. Проще говоря, нам кажется, что все на нас смотрят, видят каждый наш недочет, каждую ошибку. Следует заметить, что это действительно эффект, а не отклонение или нарушение функций мозга – он свойственен всем людям без исключения.

Один уверен, что все пассажиры автобуса видят мятые складки на его рубашке. Другой думает, что смеется вся улица, видевшая, как он споткнулся. Третий выискивает недостатки своей внешности и внушает себе, что каждый прохожий обращает на них внимание. Но почему мы сами себя загоняем в это состояние постоянной неловкости?

Как и большая часть наших подсознательных реакций, эффект прожектора берет начало из детства. Когда мы растем, самый главный человек в жизни – мама – пристально наблюдает за каждым шагом своего малыша. Она беспокоится, чтобы ребенок не навредил себе, чтобы он не испортил какую-то вещь.

Попутно она подмечает недостатки ребенка, его неуклюжие действия и мелкие бытовые огрехи. Конечно, видит она и хорошее, радуется достижениям и положительным качествам характера своей крохи. Мама видит все — эту мысль мы проносим на подкорке через свою жизнь.

Именно так формируется эффект прожектора.

Хорошо, если мама мягко корректирует недостатки своего отпрыска с помощью объяснений – но ведь так поступают далеко не все родители. Большинство ругают ребенка за каждую мелочь: «Сколько можно говорить – выпрями спину!», «Как ты умудряешься так сильно вымазывать одежду?», «Не щурься!», «Не чавкай!»

В общем, можно составить целый словарь упреков, которыми матери потчуют своих детей. Им-то кажется, что так они воспитывают в наследниках хорошие привычки, а на самом деле – неуверенность в себе. Я говорю здесь о маме – но не нужно винить лишь ее в выращивании комплексов.

Часто низкую самооценку закладывают отцы, бабушки и дедушки, учителя и друзья. Все близкие люди готовы подметить наш недостаток и заявить об этом в лоб, не задумываясь. Хорошие черты почему-то никто не замечает – кажется, что их наличие должно быть чем-то обязательным.

Потому мы и вырастаем с мыслью, что на нас все смотрят, и видят только наши плохие стороны.

Но если хорошо подумать, то большинству окружающих абсолютно безразличны наши пятнышки на одежде, неловкие пируэты на ступеньках или кривые пальцы на руках. Вспомните ситуацию, когда при вас кто-то спотыкался и падал.

Думаете ли вы об этом человеке спустя пять минут? Помните, как он был одет? Порывшись в памяти, вы скорее всего ответите, что да, было дело – при вас кто-то падал или ронял сумки, посыпая тротуар картошкой и яблоками, но вы уже не помните, как выглядели эти люди.

Да и вообще, вы перестали о них думать, завернув за угол. А как часто вы видите на других небольшие недостатки одежды или внешности – стрелку на колготках или мятую юбку? Поразмыслив, вы ответите, что, в общем-то, редко обращаете внимание  на такие мелочи.

По крайней мере, большинство людей действительно не особо присматриваются к прохожим и соседям по транспорту. Но если вы этого не делаете, то почему же думаете, что остальным так важны ваши недостатки?

Как уже говорилось, эффект прожектора присущ всем без исключения, но иногда он становится реальной проблемой. Люди с низкой самооценкой настолько боятся взгляда толпы, что испытывают сильный дискомфорт, когда едут в метро, заходят в магазин или просто идут по улице. Доходит до того, что некоторые перестают выбираться из дому, замыкаются в себе, не общаются с друзьями.

Иногда к этому присоединяется чувство беспокойства, страхи, панические атаки. Такие проявления могут быть симптомами психологического заболевания – например, шизофреники уверены, что окружающие знают обо всех их грехах, вплоть до мысленных. В таком случае стоит обратиться к специалисту за помощью.

Что же делать людям, которые чувствуют себя неуютно среди прохожих? Некоторые уговаривают себя в подобных ситуациях: «Я знаю, что на самом деле на меня никто не смотрит, никому нет дела, всем это безразлично, я зря так переживаю».

Эти уговоры не возымеют действия, поскольку они изначально неверны. Ваше подсознание это понимает и откажется принимать установку.

Ведь мы-то знаем, что в любой ситуации найдутся те, кто обратит на вас внимание и подумают плохо, отметят про себя какой-то недостаток гардероба или внешности, позлорадствуют неуклюжести соседа.

Конечно, мысль «все на меня смотрят» не соответствует действительности, но и самовнушение «никому нет дела» далеко от истины. Правда посередине: большинству людей и правда не до того, кто как  выглядит и какие неловкости совершает, но есть и те, кто обращает на это внимание.

Чтобы докопаться до сути проблемы, нужно думать не о том, смотрит кто-то на вас или нет – нужно понять, почему это так важно.

Почему важно быть непогрешимым и идеальным? И снова возвращаемся в детство, когда в глазах одних и тех же людей мы были плохими или хорошими в зависимости от своих действий. Конечно, мы хотели для всех быть хорошими – для родителей, учителей и друзей.

Мы знали, что хороший – это тот, кто не ставит пятен на футболки, не падает на землю, не зевает с открытым ртом и не получает двоек. Мы привыкли заслуживать поощрение и старательно избегать замечаний.

Ну а зачем нам быть идеальными для других? Зачем мы, вырастая, продолжаем пытаться угодить всем подряд? Все оттого, что осознание своего «Я» в любом из нас формируется через реакции окружающих. Вряд ли кто-то из людей имеет четкую картину собственной личности, не искаженную мнением друзей и близких.

Самоощущение каждого человека складывается из двух компонентов: его собственного мнения о себе и мнения всех остальных. И вот тут мы подходим к корню проблемы. Те, у кого нет собственного мнения о себе или оно слишком незначительно, основываются лишь на том, что подумают о них люди. Когда к ним относятся хорошо – они сами к себе относятся хорошо, и наоборот.

Они зависимы от внешней оценки, поскольку внутренняя отсутствует, для них упасть в глазах толпы – это настоящая трагедия.

Человек, который старается выглядеть идеально, выматывает сам себя. Он тратит кучу времени на борьбу с изъянами своего облика, и при этом постоянно нервничает, ведь добиться желаемого не сможет никогда.

Такому человеку нужно выработать независимое мнение о себе и придерживаться его в любой ситуации. Он должен понять, что никогда не сможет быть хорошим для всех.

Ему необходимо трезво оценивать свои достоинства и недостатки, развивать хорошие качества и по мере сил бороться с плохими — но не переусердствовать, ведь так недалеко и до нездорового перфекционизма.

Просто нужно осознать, что все люди не идеальны, исключений нет.

Но главный секрет заключается в том, что, образ идеального человека вызывает у других отторжение, неприязнь и даже страх. А те, кто совершает небольшие ошибки, кажутся нам более приятными. Это подтверждает  эксперимент, проведенный американским социальным психологом Эллиотом Аронсоном.

Он обнаружил интересное свойство человеческой психики, назвав его «эффектом оплошности». В ходе эксперимента испытуемые смотрели видеозаписи с претендентами на участие в викторине. Одни были практически идеальными, без запинки выдавали точные ответы на вопросы.

Другие же знали не все ответы и были обычными среднестатистическими людьми с нормальным уровнем знаний. Оказалось, что вторые больше нравились участникам эксперимента. Но затем опыт был несколько изменен.

Испытуемым снова показывали видео с уже знакомыми им претендентами, но в этот раз «идеальные» совершали какой-то неуклюжий поступок, например, переворачивали на себя чашку с кофе. Мнение участников тут же изменилось – больше всего им стали симпатичны те, кто был неловок.

Видя, как кто-то совершает оплошность, мы тут же ставим его в один ряд с собой, принимаем в свою компанию. «Он порой бывает так же неуклюж, как и я! А значит, он тоже живой человек из плоти и крови, а не идеальный робот!» — восторженно восклицает наше подсознание.

Именно поэтому папарацци упорно стараются сфотографировать кинозвезду в неприглядном виде – поклонники обожают видеть в кумирах обычных людей, понимать, что им тоже свойственны ошибки и промахи. По этой же причине так популярны различные подборки о гардеробных ляпах на красной дорожке или фото актрис без макияжа.

Нет никакого смысла быть идеальным — это ловушка. Человек старается получить одобрение окружающих, избавившись от всех своих недостатков, но тем самым, наоборот, превращает себя в чужака. В недостатках кроется красота.

Подумайте о том, идеальны ли творения природы — горы, животные, растения? Их красота заключается в гармоничном сочетании прелести и изъяна, так же, как и наша. Каков вывод? Нужно научиться принимать те недостатки и промахи, с которыми мы не в силах бороться.

Нужно просто расслабиться и наслаждаться жизнью, не думая о том, что говорят посторонние люди за нашими спинами.

Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/effekt-prozhektora-v-psixologii-pochemu-my-boimsya-vzglyada-tolpy.html

Эффект столкновения с неожиданностью

Эффект столкновения с неожиданностью.

Читайте также:  Слух (чувство) - психология

Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».

Смотрите также эффект мгновенного отвлечения [1].

Эффект столкновения с неожиданностью [2]. Человек мыслит моделями. А модель, как известно, является отражением действительности, а не самой действительностью. Мыслительные модели человека подобны карте местности (как известно, карта местности – это модель местности, а не сама местность). Такие мыслительные модели, карты, принято называть «картинами мира» человека.

Подобно карте, картины мира человека несовершенны. Поэтому, если человек имеет определенную картину мира, его бывает непросто переубедить и склонить на свою сторону (см. эффект предвзятости подтверждения [4]).

Однако, если позволить человеку увидеть реальность, которая не отражена в его картине мира, то возникает эффект столкновения с неожиданностью – человек вынужден расширять свою картину мира и в соответствии с ней вырабатывать новые модели поведения.

В этом процессе вы можете выглядеть человеком, чья картина мира адекватнее данной ситуации, что вызывает естественную в данном случае реакцию оппонента – послушать вас и последовать вашим доводам, так как своих моделей поведения, адекватных данной реальности, оппонент не имеет – его картина мира применительно к данной ситуации не сформирована или не является целостной.

Резкое расширение картины мира позволяет перехватить инициативу.

Причем, так как при столкновении с неожиданностью происходит и изменения эмоционального фона собеседника (с нейтрально-индефферентного на состояние… от легкого волнения, сопровождающего возникший интерес, до явно выраженной агрессии, направленной на «разрушителя стереотипа»), то психологи любят именовать столкновение с неожиданностью выведением из равновесного состояния [3]. Известен такой случай. К одному мастеру цзен пришел профессор, желающий побольше узнать о цзен. Мастер усадил гостя пить чай. Он взял две кружки, поставил их на поднос и стал наливать чай мастеру. Профессор, сначала спокойно, наблюдавший за действом, начал волноваться, когда кружка наполнилась до краев. Но когда она переполнилась и чай начал выливаться на поднос, а мастер продолжал его наливать профессору как ни в чем не бывало, — последний возмутился: «что вы делаете?» Так же как эта чашка, — ответил мастер, — вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как я смогу показать вам Дзен, если вы сначала не опустошили свои чашки?

Стоит помнить, что эффект столкновения с неожиданностью может иметь далеко идущие последствия, если направить его против отлаженной системы.

Действия отлаженной системы сконцентрированы на собственной безопасности и любое столкновение с неожиданностью представителями системы может быть классифицировано как угроза безопасности, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Реформаторам стоит помнить об этом.

Любопытен опыт компании Frog Design, которая сделала эффект столкновения с неожиданностью своей корпоративной стратегией. Партнер компании Л. Уильямс предложил любопытную методику маркетингового исследования.

В ходе его проведения исследователи устанавливают не перечень проблем, с которыми сталкивается потребитель, а перечень его стереотипов (пульт от телевизора должен быть с кнопками, меню в ресторане подают перед заказом и т.д.

), то есть фокус направлен на то, что мы считаем непоколебимыми истинами.

Особое внимание Л. Уильямс всегда уделял «неприятным мелочам», с которыми пользователи давно сжились и попросту не обращали на них внимания, потому что «так всегда было».

На основе данных, полученных в ходе такого необычного исследования компания получала порядочное количество материала, который затем творчески перерабатывался – искались идеи, направленные на ломку устоявшихся стереотипов [5].

Неудивительно, что когда клиенты видели что-то действительно новое, эффект столкновения с неожиданным заставлял их обратить внимание на инновацию хотя бы для того, чтобы расширить свою картину мира. Потребность в познание мира в нас сильна, того требует наш «внутренний ребенок»…

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным / Ноа Гольштейн, Стив Мартин и Роберт Чалдини; пер. с англ. Галины Федотовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.
  2. Искусство управленческой борьбы / Владимир Тарасов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2009. – 432 с.
  3. Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. – 272 с.
  4. Территория заблуждений: какие ошибки совершают умные люди / Рольф Добелли; илл. Эля Боко и Симона Штеле; пер. с нем. Капитолины Кругловой и Екатерины Крыловой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 256 с.: ил.
  5. Переворот. Проверенная методика захвата рынка / Люк Уильямс; пер. с англ. Н. Тысовский. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 208 с.

© Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!

Источник: http://bmtriz.ru/effekt-stolknoveniya-s-neozhidannostyu/

Вопреки разуму: удивительные законы психики

Почему нам хочется дружить с теми, кто очень разборчив в выборе приятелей, влюбляться в тех, на кого ополчилась вся наша семья, и почему в переполненном вагоне метро никто не помогает человеку, которому стало плохо? Эффект Ромео и Джульетты, эффект очевидца, магия труднодоступности — шесть удивительных законов, которым подчиняется наша психика.

Эффект Ромео и Джульетты

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их разлучить. Действует не только на самых юных.

К примеру, люди, работающие в одном отделе, могут за пять лет и не взглянуть друг на друга, но стоит тем же самым персонажам познакомиться в чате и выяснить, что они живут за тысячу километров друг от друга, как страстная любовь на расстоянии обеспечена.

Все тот же эффект запретного плода: труднодостижимый объект кажется более желанным, чем близкий, а у подростков к этому еще примешивается свойственное их возрасту чувство противоречия и бунтарства.

Эффект очевидца

Чем больше людей присутствует рядом, тем вероятнее, что никто не окажет помощь, если она понадобится. Если вдруг кто-то упадет в обморок в комнате, где присутствуют еще один-два человека, они скорее всего кинутся на помощь.

А вот в переполненном вагоне метро соседи по вагону могут даже не обратить внимание на чье-то побелевшее лицо. Раньше психологи толковали это как признак «дегуманизации», происходящей в городской среде, — дескать, мегаполисы делают нас менее человечными.

Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, это просто неосознанное перекладывание ответственности, хорошо описанное в поговорке «У семи нянек дитя без глазу».

Чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них понадеется, что помощь окажет кто-то другой. А в результате ответственность не берет на себя никто.

Эффект труднодостижимости

Социальные психологи так описывают этот феномен: люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Проще говоря, если человек разборчив выборе друзей и не ходит на свидания со всеми подряд, то дружить или встречаться с ним стремится большее количество людей, чем с персоной более доступной.

Подсознательная логика проста: если у него есть власть выбирать, значит он занимает более высокое социальное положение, более ценен и привлекателен. Однако это тонкий эффект.

Человек, чрезмерно увлеченный демонстрацией своей «труднодоступности», постепенно отбивает у других людей всякую охоту заводить с ним знакомство, становясь все менее социально желанным.

Эффект Пигмалиона

В отличие от мифа о Пигмалионе и Галатее, в психологии эффект Пигмалиона — синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников.

Специалисты провели исследование, в котором доказали, что при равных способностях учащихся ожидания учителей способны повлиять на их успехи, вплоть до показателей IQ. Психологи случайным образом выбрали нескольких школьников из различных классов и рассказали учителям, что это особо талантливые дети, обладающие необычайно высоким потенциалом.

Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению по сравнению с другими учениками в своей школе.

Эффект объясняется просто: зная, что ученик талантлив, учителя вкладывали в работу с ним больше сил, поощряя его к большим достижениям, чем остальных детей. К тому же, на самого ученика действовал эффект убеждения, который транслировали ему значимые взрослые.

Эффект Зейгарник

Мнемический (то есть относящийся к памяти) эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 году Блюмы Вульфовны Зейгарник.

Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.

Эффект Зейгарник с успехом применяется в педагогике и искусстве.

Эффект ореола

Каждый в институтские годы слышал поговорку: «Вначале студент работает на зачетку, а затем — зачетка на него».

Если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, даже в том случае, если эти мнимые достоинства никак не проявляются.

И напротив, при возникновении отрицательного впечатления от человека, наше сознание пытается видеть в нем только плохое. Такое обобщение удобно мозгу: в этом случае не возникает противоречий и полутонов.

Поэтому если в первом семестре студент хорошо занимается и готовится к экзаменам, то и во втором семестре часто получает только отличные оценки при том, что работает уже далеко не так старательно. На преподавателей уже действует «эффект ореола», и они стараются натянуть ответ студента на «отлично».

Источник: http://www.yoki.ru/social/psy/13-12-2012/401425-mind-0/

Ссылка на основную публикацию