Физиологические и психологические потребности — психология

Иерархия потребностей

Маслоуопределяет невроз и психологическую неприспособленность как «болезни лишенности», то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь.

Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность в сне.

Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет в конце концов к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам.

Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться.

Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также и определенные психологические потребности.

Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности: потребность в безопасности, обеспеченности и стабильности: потребность в любви и чувстве принадлежности; потребность в самоуважении и уважении других.

Кроме того, каждый индивидуум имеет потребности роста, то есть потребности развивать свои задатки и способности и потребность в самоактуализации.

ИЕРАРХИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПО МАСЛОУ:

1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.) 2. потребность в безопасности (стабильность, порядок) 3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба) 4. потребность в уважении (самоуважение, признание) 5. потребности самоактуализации (развитие способностей)

По Маслоу, ранее называемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться прежде называемых позже. «Человек может жить хлебом единым — если ему не хватает хлеба.

Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие более широкие потребности и начинают доминировать в организме.

Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и так далее» [18, с. 38].

«Эмоция природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. То есть для большинства человечества высшая природа человека недостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры»

Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность в сне.

Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет в конце концов к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам.

Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться.

Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также и определенные психологические потребности.

Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности: потребность в безопасности, обеспеченности и стабильности: потребность в любви и чувстве принадлежности; потребность в самоуважении и уважении других.

Кроме того, каждый индивидуум имеет потребности роста, то есть потребности развивать свои задатки и способности и потребность в самоактуализации.

ИЕРАРХИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПО МАСЛОУ:

1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.) 2. потребность в безопасности (стабильность, порядок) 3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба) 4. потребность в уважении (самоуважение, признание) 5. потребности самоактуализации (развитие способностей)

По Маслоу, ранее называемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться прежде называемых позже. «Человек может жить хлебом единым — если ему не хватает хлеба.

Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие более широкие потребности и начинают доминировать в организме.

Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и так далее» .

«Эмоция природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. То есть для большинства человечества высшая природа человека недостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры»

Источник: http://o-psihologii.info/sots/678-ierarxiya-potrebnostej.html

Физиологические потребности

Потребности человека.

Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни. Они во многом зависят от поведения или образа жизни человека. Болезнь также мешает удовлетворению потреб­ностей, приводит к дискомфорту.

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень).

А. Маслоу расположил 14 жизненно важ­ных потребностей человека в порядке первоочередности их удов­летворения: от низших физиологических, врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, в виде пирамиды.

При этом в основании пирамиды на­ходятся низшие физиологические потребности, так как они явля­ются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в био­логическом смысле слова.

Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле.

Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факто­ров: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и спо­собностей самого человека. Прежде всего, удовлетворяют потребно­сти низшего порядка, т.е. физиологические.

Физиологические потребности

Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологиче­ские потребности в воздухе, пище, воде. Кроме того, каждый из нас нуждается в движении, сне, отправлении физиологических потреб­ностей, а также в общении с людьми, удовлетворении своих сексу­альных интересов.

Следует помнить, что физиологические потребности одинаковы у всех людей, но удовлетворяются в разной степени.

Потребность в кислороде(нормальном дыхании) — основная фи­зиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь — неразде­лимые понятия. Человек усвоил давно: dum spiro spero (лат.) — пока дышу, надеюсь. Многие слова в русском языке имеют «дыхатель­ный» смысл: отдых, вдохновение, дух и т.д.

Поддержание этой по­требности должно стать для медицинской сестры приоритетной за­дачей. Кора головного мозга очень чувствительна к недостатку кис­лорода. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным (тахипноэ), появляется одышка.

Например, длите­льное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу: кожа и видимые слизистые оболочки приобретают си­нюшный оттенок.

Человек, удовлетворяя потребность в кислороде, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Потребность в пище.Питание имеет значение для поддержания здоровья и хорошего самочувствия.

Родители, удовлетворяя по­требность младенца в рациональном питании, проявляют не только родительскую заботу, но и обеспечивают ребёнку возможность нор­мального роста и развития.

Рациональное питание взрослого помо­гает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена употреблением пищи, богатой насыщенными животными жирами и холестерином.

Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстой кишки. Адекватное питание при болезнях способствует выздоровлению. Так, высокое содержание белка в пище содействует заживлению ран, в том числе |и пролежней.

Отметим, что неудовлетворённая потребность человека в питании часто приводит к ухудшению самочувствия и здоровья.

Читайте также:  Кама сутра - психология

Потребность в жидкости.Здоровый человек должен выпивать 12,5—3 л жидкости ежедневно. Такое количество жидкости восполняет физиологические потери в виде мочи, пота, кала и испарений •при дыхании.

Для сохранения водного баланса человек должен употреблять жидкости больше, чем выделять, в противном случае появляются признаки обезвоживания.

От знаний и умений меди­цинской сестры предвидеть обезвоживание зависит возможность пациента избежать многих осложнений.

Потребность в физиологических отправлениях.Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде кала. Акт дефекации и мочеиспускания у каждого индивидуальны, и их удовлетворение нельзя отложить на долгое время. Большинство людей считают эти процессы личными, интимными и предпочитают не обсуждать их. В связи с этим медицинская сестра, оказывая помощь пациенту,

имеющему проблемы с отправлением физиологических потребно­стей, должна быть особенно деликатна и, уважая право человека на конфиденциальность, обеспечить ему возможность уединения.

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 5391;

Источник: http://poznayka.org/s62047t1.html

Физиологические и психические особенности индивида – основа его потребностей

4.

Жизнь человека, как и всякого живого существа, имеет приспособительный характер, ᴛ.ᴇ. представляет собой адаптацию. Адаптивная природа жизни человека касается его не только биологического, но и социального бытия. Человек существует как единое биосоциальное существо, и это определяет его физиологическую адаптацию в качестве единой основы его существования вообще и потребностей в частности.

Современные физиологические научные данные позволяют раскрыть содержание адаптации как единства трех элементов: общего адаптационного синдрома, памяти и доминанты. Эти элементы характеризуют адаптацию индивида к меняющимся условиям среды как процесс, в котором выделяются четыре стадии:

Первая стадия знаменует возникновение адаптационного синдрома (стресс-синдрома) как разрешение противоречия, возникающего в организме при предъявлении к нему каких-то новых требований.

Иначе говоря, меняющаяся жизнь предъявляет такие требования к организму, которые он не может обеспечить, ибо функционирует по-старому. Возникает стресс-синдром, ᴛ.ᴇ.

мобилизация в организме внутренних (структурных и энергетических) ресурсов и их направленное перераспределœение, обеспечивающее требуемую адаптацию.

В организме происходит гормональное воздействие на клетки, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ʼʼстираетʼʼ старые, утратившие свое биологическое значение структурные связи между клетками, и создают новые адаптационные физиологические структуры. Общий адаптационный синдром выступает в роли фактора, играющего важную роль в перепрограммировании приспособительных возможностей организма на решение новых задач, выдвигаемых средой.

Вторая стадия — в результате внутренней перестройки организма стресс-синдром постепенно уменьшается и создается устойчивая адаптация к новым условиям и требованиям. Затянувшийся стресс-синдром из механизма адаптации может превратиться в разрушительный фактор, который приводит к заболеваниям организма.

Третья стадия-стадия завершенной долговременной адаптации, когда на базе новых внутриорганизменных связей стресс-синдром исчезает и вырабатывается достаточно совершенное приспособление человека к новым условиям среды и новым ситуациям.

Четвертая стадия-стадия износа и функциональной недостаточности. Она необязательна и возникает лишь при чрезмерном напряжении адаптации, ᴛ.ᴇ. при высокой ʼʼструктурной ценеʼʼ адаптации, при перенапряжении организма.

Правда, человеческий организм наделœен системой поведенческих реакций, которые направлены на устранение длительного перенапряжения (к примеру, ʼʼмедвежья болезньʼʼ, как реакция на страх, использование разных путей и форм приспособления преодоление препятствие или его обход, разных технических средств – от простого рычага до сложнейших машин, смена отношения к новым условиям – от ʼʼобойдусь и без них …ʼʼ до ʼʼа пошли вы всœе подальше…ʼʼ).

Всякое состоявшееся приспособление включает то или иное структурное преобразование клеток и межклеточных связей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может длительно сохраняться, ᴛ.ᴇ. образуется память.

И наконец, адаптация-это всœегда организация жизнедеятельности организма с определœенной направленностью, ᴛ.ᴇ. реализацией доминанты. По этой причине адаптация представляет собой единство стресс-синдрома, памяти и доминанты.

Данные понятия выражают такие динамические отношения, которые охватывают человека как единство организма и личности.

Адаптация раскрывает самый фундаментальный физиологический механизм взаимодействия человека и окружающей его среды. Она характеризует биологический механизм человеческой жизнедеятельности. Соединœение, сплав биологической и социальной сторон человеческой жизнедеятельности происходит на следующем уровне существования индивида — на уровне витальных (жизненных) функций.

Осуществление витальных функций человека обусловлено, как показывают современные психологические и физиологические исследования, взаимодействием трех программ развития: филогенетической, социальной и онтогенетической.

Вследствие этого жизненный путь человека не предопределœен изначально какой-либо одной программой, а на базе исходной программы самопрограммируется по ходу развития индивида. И это самопрограммирование осуществляется под влиянием программирующих воздействий среды, общества.

Социальная программа, которой нет у животных, представляет собой лишь возможность, которая становится действительной программой индивидуального развития при столкновении с внутренними программами развития и преломлении в них.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человеческое бытие представляет собой взаимодействующее единство общего (заключенного как в филогенетической, так и в социальной программе) и единичного, содержащегося в индивидуально формирующейся программе онтогенеза.

Что же конкретно представляют из себяпрограммы индивидуального развития человека?

Филогенетический компонент программы — это всœе то эволюционно приобретенное биологическое богатство человеческой природы, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ включено в уникальный для каждого индивида генотип, передаваемый по рождению.

Онтогенетическая программа развития, которая включает в себя в качестве исходного компонента филогенетическую программу, — это развивающаяся в ходе индивидуальной жизни программа, воплощенная в телœесной организации человека.

Складывающаяся структура личности на определœенном этапе развития индивида становится ядром онтогенетической программы.

Личностный компонент программы индивидуального развития обусловлен социальными условиями жизни индивида и социальной программой его развития.

Социальная программа-это та система существующих в обществе ценностей, которая представляет собой личностное воплощение основного содержания конкретно-исторического общества.

Все три программы индивида (филогенетическая, онтогенетическая и социальная) существуют как внутреннее психофизиологически своеобразное состояние каждого человека.

Внешнее же свое выражение, проявление они находят в витальных (от латинского вита-жизнь) функциях индивида.

Эти функции индивида представляют из себяединство общего (физиологического, психического и социального), присущего каждому человеку, и единичного, специфического, уникального, выражающего индивидуальность.

Витальные функции выражают основные направления жизнедеятельности индивида.

Имея физиологическую природу, они представлены не только в психике индивида, но и в его сознании как переживание индивидом его запросов, всœего крайне важно го для жизни в разнообразных формах.

Осознание витальных функций имеет широкий диапазон – от неясных, смутных ощущений до четкого понимания того, что индивиду крайне важно .

Всякая жизненная функция индивида есть взаимодействие его с определœенными объектами внешнего мира и в связи с этим переживается как нужда в таковых.

Витальные функции человека образуют внутреннюю систему, на которой основываются всœе мотивы (побудители) его поведения и деятельности, в т.ч. и самый фундаментальный побудитель-потребности.

Основные витальные функции сводятся к следующим четырем классам:

1) индивидуально – органические;

2) родовые (сексуальная потребность и родительский инстинкт);

3) познавательно — деятельностные;

Читайте также:  Ошибочные выборы направления жизни - психология

4) социабельные функции (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости и т.д.).

Функции всœех четырех классов имеют свои биологические основания, ибо являются результатом взаимодействия внутренних — генетических структур и внешней среды. Все функции при этом специализированы, ᴛ.ᴇ.

ни одна из них не является чисто биологической, хотя соотношение общебиологического фундамента и социального преобразования в разных классах функций различны. В первых двух больше содержится биологического, а во вторых двух-социального.

При этом важно отметить, что поведение человека, его социальность имеют полигенную обусловленность, ᴛ.ᴇ. они определяются не одной какой-либо группой, структурой генов, а всœей генетической конституцией.

Социальные свойства человека не одинаково проявляются у разных индивидов. Генетическая обусловленность социальности индивида получает свою индивидуальную выраженность в зависимости, с одной стороны, от индивидуальности онтогенетической программы, а с другой – от особенностей социальной среды, в которой живет индивид.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, деятельность человека зависит от взаимодействия внутренних (генетических) и внешних (общественных) факторов. И в данном взаимодействии не следует преувеличивать ни одну из сторон, впадая в крайность биологизма или социологизма.

Витальные функции человека представляют из себясущностные силы индивида, которые побуждают, подталкивают его к действиям. По этой причине классификация витальных функций является вместе с тем классификацией фундаментальных запросов и потребностей человека, необходимых для его существования.

Источник: http://referatwork.ru/category/proizvodstvo/view/293679_fiziologicheskie_i_psihicheskie_osobennosti_individa_osnova_ego_potrebnostey

Психофизиология потребностей


Потребности — форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам деятельности, необходимым для сохранения и развития индивида и рода в целом.

Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.

Автор:
Taтьянa Михайловна Mapютинa,
доктор психологических наук, лауреат премии правительства РФ в области образования, профессор Московского городского психолого-педагогического института (МГППИ).

В целостной поведенческой реакции любого живого организма потребности, мотивации и эмоции выступают в неразрывном единстве, однако и содержательно, и экспериментально их можно разделить, так как они отражают активность, хотя и тесно взаимодействующих, но специализированных отделов центральной нервной системы (ЦНС), с одной стороны, и выполняют разные функции в обеспечении поведения, с другой.

Определение и классификация потребностей

Потребности — форма связи организма с внешним миром и источник его активности.

Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам
активности (
деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода в целом.

Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Большинство исследователей выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.


Биологические потребности.
Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма.

Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, на достижение полезного, приспособительного результата.

Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении.

Биологические потребности (в пище, воде, безопасности и т.д.) свойственны как человеку, так и животным. Однако большинство потребностей у животных носит инстинктивный характер.

Инстинкты можно рассматривать как функциональные системы, в которых генетически «предопределены» не только свойства внешних предметов (или живых существ), способных удовлетворить эти потребности, но и основные последовательности (схемы, программы) поведенческих актов, приводящих к достижению полезного результата.

Биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие лежит, прежде всего, в
уровне социализации биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться под влиянием социокультурных факторов.

Так, например, социализация пищевой потребности породила высоко ценимое искусство кулинарии и эстетизации процесса потребления пищи. Известно также, что в некоторых случаях люди способны
подавлять в себе биологические потребности (пищевую, половую и т.д.

), руководствуясь целями высшего порядка.

Потребности, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма, хорошо известны — это потребности в пище, воде, оптимальных экологических условиях (содержание кислорода в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т.п.) Особое место в этом ряду занимает потребность в
безопасности. Неудовлетворенность этой потребности рождает такие ощущения, как тревога и страх.


Социальные и идеальные потребности.
Физиология высшей нервной деятельности подходит к определению природы и состава социальных и идеальных потребностей, опираясь на представления о существовании врожденной, безусловно рефлекторной основы поведения, имеющей универсальный характер и проявляющейся в поведении как высших животных, так и человека.

Социальные потребности в качестве первоосновы включают следующие их виды:

  1. потребность принадлежать к определенной социальной группе;
  2. потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы;
  3. потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Стратегии упреждающих действий

Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.

Идеальные потребности составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются:

  1. потребность в новизне;
  2. потребность в компетентности;
  3. потребность преодоления.

Потребность в новизне лежит в основе ориентировочно-исследовательской деятельности индивида и обеспечивает ему возможность активного познания окружающего мира.

Две группы факторов имеют отношение к актуализации этой потребности:
дефицит активации, который побуждает к поиску новых стимулов (сложных и изменчивых), и
дефицит информации, который заставляет искать пути снижения неопределенности.

При описании потребностной сферы человека иногда как особый вид потребности выделяется
информационная потребность, которая представляет собой не «сенсорный голод» как таковой, а потребность в
разнообразной стимуляции. Неудовлетворенность информационной потребности может привести к нарушениям не только психического равновесия человека, но и жизнедеятельности его организма.

Простая монотонная стимуляция рецепторов (например, монотонный звук) лишь на короткое время улучшает состояние. Однако, если те же стимулы предъявлять не ритмически, а в
случайном порядке, самочувствие человека улучшается.

При неизменности параметров стимула вводится момент неопределенности и с ним возможность прогноза, несущего определенный смысл или информацию. Это способствует нормализации психического состояния человека.

Таким образом, информационная потребность, хотя и относится к идеальным потребностям, у человека приобретает витальную или
жизненную значимость.

Одной из природных предпосылок обучения является
потребность в компетентности, тонкие физиологические механизмы которой пока неизвестны.

Она проявляется в стремлении повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении высших животных и нередко маленьких детей.

Адаптивный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает основу для овладения инструментальными навыками, т.е. основу для обучения в самом широком смысле этого слова.

Потребность преодоления («рефлекс свободы» по определению И. П. Пaвлoва) возникает при наличии реального препятствия и детерминирована стремлением живого существа преодолеть это препятствие.

Рефлекс свободы ярче всего выражен у диких животных, стимулом для его актуализации служит какое-либо ограничение (препятствие), а безусловным подкреплением является преодоление этого препятствия.

Читайте также:  Место личности в новом мире наук о поведении - психология

Адаптивное значение этой потребности в первую очередь связано с побуждением животного к расширению среды обитания, и, в конечном счете, к улучшению условий для выживания вида.

С точки зрения эволюционной физиологии, перечисленные социальные и идеальные потребности должны иметь свое представительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социализируются, включаются в личностный контекст и приобретают качественно новое содержание, становясь мотивами деятельности.

Психофизиологические механизмы возникновения потребностей

Физиологические условия возникновения потребностей — проблема недостаточно разработанная, и некоторая определенность в настоящее время существует только в отношении таких витальных потребностей, как потребность в пище и воде.

С точки зрения психологии, голод и жажда — это гомеостатические влечения — драйвы, направленные на получение организмом достаточного для обеспечения выживания количества воды и пищи.

Эти драйвы относятся к врожденным и не требуют специального научения, однако в течение жизни могут модифицироваться разнообразными влияниями среды.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Актуальность и цели внедрения АВС-системы учета затрат


Природа чувства голода.
Энергетический баланс у людей поддерживается при условии соответствия поступления энергии ее расходу на мышечную работу, химические процессы (рост и восстановление тканей) и потерю тепла.

Отсутствие пищи вызывает чувство голода, которое инициирует поведение, направленное на поиск пищи.

При каких физиологических условиях возникает чувство голода? Первоначально предполагалось, что чувство голода возникает в результате сокращений пустого желудка, которые могут восприниматься механорецепторами, находящимися в стенках желудка.

По современным представлениям решающую роль в этом играет
растворенная в крови глюкоза. В норме, независимо от качества потребляемой пищи, концентрация глюкозы в крови поддерживается в пределах от 0,8 до 1,0 г/л.

В промежуточном мозге, печени, стенках сосудов кровеносной системы находятся хеморецепторы, реагирующие на концентрацию глюкозы в крови, так называемые
глюкорецепторы. Реагируя на снижение содержания глюкозы в крови, они способствуют возникновению чувства голода.

Предполагается, что чувство голода может также возникать в результате нехватки в организме продуктов обмена белков и жиров.

Кроме этого, определенную роль в возникновении голода могут играть
текущие условия жизнедеятельности.

Известно, что при снижении температуры окружающей среды, у теплокровных животных возрастает потребление пищи, причем в количестве обратно пропорциональном имеющейся температуре.

Таким образом, внутренние терморецепторы могут служить источником стимуляции, который способствует возникновению ощущения голода.

Наряду с физиологическими существуют и
психологические факторы, регулирующие возникновение чувства голода. Режим питания, включающий ритмичность потребления пищи, длительность интервалов между приемами пищи, ее качественный состав и количество, безусловно, влияют на возникновение ощущения голода.

Стремление к определенной пище называют
аппетитом. Он может возникать при ощущении голода и вне его (например, при виде или описании особо вкусного блюда).

Специфический аппетит может отражать реальный дефицит какого-либо компонента в составе пищи, например, тяга к соленой пище может возникать в результате потери организмом значительного количества соли. Однако подобная связь прослеживается не всегда.

Предпочтение одних видов пищи и отвращение к другим определяются индивидуальным опытом воспитания человека и культурными традициями.

Процесс поглощения пищи обычно прекращается задолго до того, как в результате ее переваривания исчезает дефицит энергии, вызвавший чувство голода и побудивший начать поглощение пищи.

Сумма процессов, заставляющих завершить этот акт, называется
насыщением.

Ощущение сытости всегда сопровождается снятием напряжения (поскольку сопряжено с активацией парасимпатической системы) и положительными эмоциями, следовательно, оно представляет собой нечто большее, нежели простое исчезновение голода.


Природа чувства жажды.
Тело взрослого человека содержит приблизительно 75 % воды. При потере количества воды, превышающей 0,5 % массы тела (около 350 мл у человека, имеющего вес тела 70 кг.) возникает чувство жажды.

Жажда — общее ощущение, основанное на комбинированном действии рецепторов многих типов, расположенных как на периферии, так и в головном мозге. Основные нервные структуры, ответственные за регуляцию водно-солевого баланса, находятся в промежуточном мозге, главным образом в гипоталамусе.

В его передних отделах расположены так называемые осморецепторы, которые активируются при повышении внутриклеточной концентрации солей, т.е. когда клетки теряют воду. Осморецепторы называют рецепторами жажды, вызываемой дефицитом воды в клетках.

Кроме них, в формировании ощущения жажды могут принимать участие и другие факторы, например, рецепторы полости рта и глотки (создающие ощущение сухости), рецепторы растяжения в стенках крупных вен и другие. Важно подчеркнуть, что
адаптация к ощущению жажды отсутствует, поэтому единственное средство ее устранения — потребление воды.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Калькулятор внутренней устойчивости фирмы


Биохимические корреляты потребности в ощущениях.
По некоторым данным, потребность в дополнительной стимуляции может определяться некоторыми биохимическими особенностями человека. Так, например, в известных исследованиях американского психолога М.

Закермана изучалась тенденция человека к поиску новых переживаний, стремление к физическому и социальному риску. Эту склонность определяют как
«поиск ощущений».

С помощью специального опросника можно оценить потребности человека в новизне, сильных и острых ощущениях. Установлено, что индивидуальный уровень потребности в ощущениях имеет свои биохимические предпосылки.

Степень потребности в ощущениях отрицательно связана с уровнем следующих биохимических показателей: моноаминооксидазы (МАО), эндорфинов и половых гормонов.

Функция моноаминооксидазы состоит в контроле и ограничении уровня некоторых медиаторов, в частности, норадреналина и дофамина. Эти медиаторы обеспечивают функционирование нейронов катехоламиноэргической системы, имеющей отношение к регуляции эмоциональных состояний индивида.

Если содержание МАО в нейронах оказывается сниженным (по сравнению с нормой), ослабляется биохимический контроль за действием указанных медиаторов. Эндорфины, продуцируемые в мозге биологически активные вещества, снижают болевую чувствительность и успокаивающе влияют на психику человека.

Половые гормоны (андрогены и эстрогены) связаны с процессами маскулинизации и феминизации.

Другими словами, индивиды, у которых меньше продуцируется в организме МАО, эндорфинов и половых гормонов, с большей вероятностью будут склонны к формированию поведения, выражающегося в поиске сильной дополнительной стимуляции.

Закерман высказал предположение, что поиск ощущений связан с необходимостью обеспечить оптимальный уровень активации в катехоламиноэргической системе.

Поэтому индивиды с низким уровнем продукции катехоламинов будут, по-видимому, искать сильных ощущений, чтобы поднять активность этой системы до оптимального уровня.

Этот пример дает основания полагать, что со временем могут быть обнаружены биохимические особенности, создающие условия для формирования некоторых не только витальных, но и идеальных потребностей человека.

Однако нельзя упускать из виду, что корреляция как метод анализа не дает основания для оценки причинно-следственных отношений.

В принципе нельзя исключить того, что перечисленные биохимические особенности сами возникают как следствие поведения, направленного на поиск ощущений, которое формируется в результате действия каких-либо других, неизвестных в настоящее время (может быть и социальных) факторов.

Источник: http://www.elitarium.ru/psikhofiziologija_potrebnostejj/

Ссылка на основную публикацию