Сознание и внимание — психология

Внимание в психологии сознания и современное понимание

1. Внимание и психология сознания.

Так внимание являлось фундаментальным свойством сознания — центрального предмета в этой школе, то вниманию было посвящено множество исследований.

В психологии сознания существовало три метафоры сознания и связанных с ним три метафоры внимания˸

1. Структурная метафора сознания Вундта˸

Вундт «Сознание и внимание».

Вниманием называется процесс происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем содержаний сознания.

«Внимание определяется как состояние сознание, степень сознательности которая обеспечивает улучшение эффективности деятельности.

С вниманием связано состояние интереса (аффективное переживание), а также определенный комплекс кожных и кинестетических ощущений, которые можно представить как эмпирическую реальность для разговорного термина внимание.

При внезапном возникновении внимания в сознании происходит переструктурирование всех ᴇᴦο содержаний по принципу ясности и нахождений содержаний в фокусе или на периферии. В этом смысле внимание становится тождественно сенсорной ясности.

Распределение содержаний на ясные или темные является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса (присутствие в сознании чувств или кинестетических ощущений не является обязательным. Однако, ясность представления зависит скорее от собственной концентрации сознания на чем-то и возможности ᴇᴦο произвольного переключения, чем от характера самого представления

Тичнер рассматривал сознание на двух уровнях˸ ясного и темного (фокуса и границы сознания). Он к сенсорной ясности (sensory clearness), то есть ясности ощущения, что является ещё одним атрибутом ощущений. Любое внимательное переживание есть совокупность сильно выраженных степеней сенсорной ясности.

Функциональная метафора Джеймса.

Для Джеймса сознание представляло из себя приспособительный акт созданный природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание представляло из себя не плоскостную картинку, а как некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти.

7. Теории внимания в когнитивной психологии. Это современный подход. Основное внимание селективности и объёму внимания.

Подходы когнитивной психологии к изучению механизмов внимания.

Здесь необходимо выделить три класса теорий˸

1. Внимание как селекция.

Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекция, выбора одно или другого объекта, в основном на материале перцептивного материала. Данные исследования начались с рассмотрения феномена вечеринки с коктейлем — ситуация совершения субъектом произвольного или непроизвольного перцептивного выбора.

Это привело к созданию методики селективного слушания (повторения) Черри˸ ситуация выбора одного и игнорирования других одновременно подаваемых сообщений. Повторение состояло в задаче моментального воспроизведения релевантного (определенного задачей) сообщения, отстраиваясь от нерелевантного каналов.

Это позволило создать несколько моделей селективного внимания первая из которых (модель ранней селекции) была создана Бродбентом в ᴇᴦο работе «Восприятие и коммуникация».

Функционирование внимания сравнивалось с работой электромеханического устройства — фильтра, отбирающего информацию на базе сенсорных признаков и работающего по принципу 'все или ничего'.

Он исходил из следующего˸ перерабатывающая, перцептивная система представляет из себя канал с ограниченной пропускной способностью (восприятие ограниченного количество информации в единицу времени).

Ограниченную способность определяет нахождение определенного блока, механизма перед этим каналом, называемый фильтром, работающим согласно определенным закономерностям задачи, ᴇᴦο настройки.

Информация попадает извне в сенсорный регистр, затем в КП (здесь информация попадает и сохраняется полностью и обрабатывается параллельно), после фильтра остается часть информации, так как фильтр связан с системой долговременной памяти (хранилище условных вероятностей прошлых событий), определяющей что надо извлекать из этого информационного потока (например инструкция, настраивающая фильтр на определенный аспект информации). Таким образом внимание это есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью, настроенный на определенные аспекты стимуляции (физические признаки˸ слева-справа, громче-тише, мужской-женский). Однако возникает проблема именно физических признаков настройки (собственное имя на 'вечеринке с коктейлем' опознается сразу, хотя фильтр и не настроен). И здесь возникает идея настройки фильтра на семантические признаки и полемика о том, где расположен фильтр — либо до перцептивной перерабатывающей системы, либо прямо перед ответом Теория Нормана и Дойч˸ внимание это не фильтр и вся перцептивная система работает параллельно, а внимание — это настройка на уровне ответа. В памяти существуют центральные детекторы, активация которых служит с механизмом восприятия. Данные структуры находятся под влиянием двух потоков информации — периферической и центральной, последний поток определяется интегральной характеристикой значимости данного сообщения или объекта (pertinense) — модель уместности). А.Трейсман заняла промежуточную позицию˸ существует и фильтр настроенный на физические признаки и на более сложно организованные аспекты информации (фонетические, грамматические, семантические) и исходя из важности сигнала возможна переработка даже не из релевантного канала. Это модель 'дерева' — существует несколько уровней фильтрации исходя из сложности задачи, смысла, ожиданий — на любом уровне информация, которая ранее задерживалось могла быть пропущена. Таким образом селективные теории внимания это модели в которых важную роль играет механизм отсева одной информации и пропуска другой. Проблема состояла в месте фильтра или в уровневой организации фильтра. (Эксперименты по настройке what is hell!).

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/291139_vnimanie_v_psihologii_soznaniya_i_sovremennoe_ponimanie

1.1 Внимание и сознание

Биофизическое развитие человека

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира…

Взаимосвязь познавательной и личностной сфер детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

1.4.1 Внимание

Причины нарушенного внимания: 1. Астенические явления. 2. Несформированность механизма произвольности у детей. 3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно…

Исследование особенностей базисных компонентов личности у детей с задержкой психического развития

1.1.5 Сознание

Сознание является специфическим органом, присущим человеку. Именно сознание, наличие у человека идеального плана делает возможным реализацию таких его сущностных свойств, как универсальность, неконечность…

Методологический смысл психологического схизиса

Сознание

Такой шаг был сделан в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Он состоял в том, что само сознание было понято как «культурное» и «практическое» по своему генетическому происхождению и функционированию…

Нейрофизиологические корреляты сознания и речи

1.3 Внимание и сознание

Внимание имеет общее значение для человека. Так, педагог обращается к своим студентам с фразой «будьте внимательными», когда он просит их сконцентрироваться, чтобы выслушать его учебное задание…

VII. Внимание

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны…

Основные психологические процессы

3.2 Внимание

Внимание выступает одной из сторон сознания человека. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали…

Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

2.1.1 Внимание

Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение, которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков…

Проблема гендерных различий в современном мире

4.1 Внимание и пол

По данным И.А. Сергеевой(2001), у девочек старшего дошкольного возраста произвольное внимание развито лучше, чем у мальчиков. Однако этот вывод выглядит слишком обще и не учитывает не то, что внимание характеризуется различными свойствами, ни то…

Проблема изучения и тренировки внимания младших школьников на уроках общеобразовательного цикла

1.1 Внимание как психическая функция. Внимание, его виды, взаимосвязь с другими психическими функциями

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления…

Психические процессы и сознание

2.1 Сознание

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной. Как-то, выступая с докладом по проблеме сознания, профессор М.К. Мамардашвили заметил: «…сознание есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все…

1.3 Внимание

Важнейшим свойством восприятия выступает его направленность, которая в психологии получила название внимания. Основными способами привлечения внимания являются изменение, движение, контраст, выделение фигуры из фона и др…

Сознание и бессознательное — различие способов освоения действительности

1. Сознание

На вопрос “Что такое сознание? ” — вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо…

Способность к переключению внимания у мужчин и женщин водителей

Читайте также:  Психологические ресурсы - психология

§4. Внимание и пол

Гендерные различия далеко не столь велики, как наше общество заставляет нас думать. Они не обнаруживаются в таких важных областях, как память, интеллект, творчество, аналитические способности, способность руководить и личностные качества…

Уровень представления, его специфика

1.1.3.Внимание

Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания). Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект…

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/31104

Что такое сознание с точки зрения психологии? — Сайт для Всезнаек и Почемучек

За последние два-три столетия человечество сделало гигантский шаг в постижении тайн окружающего мира, однако до сих пор мы можем лишь строить предположения о природе и законах происхождения того единственного отличия, которое делает нас разумными – человеческого сознания.

Учёные не выработали единого ответа на вопрос, что такое сознание. С точки зрения психологии сознание является одним из базовых элементов, объясняющих механизмы поведения человека и причины тех или иных его поступков.

Различные школы психологической науки по-разному трактуют это понятие, выдвигая собственные теории сущности сознания.

Сознание как результат синтеза психологических процессов

На поведение человека оказывают влияние различные механизмы психики: эмоции, пережитый опыт, волевое усилие, внимание к изменениям окружающего мира и, конечно, сознание.

В психологии принято считать, что творческим итогом синтеза различных явных и скрытых процессов, протекающих в нашей психике, является именно сознание.

Оно базируется на взаимодействии физических факторов и психологических процессов:

— с одной стороны, сознание отражает при помощи наших органов чувств окружающую нас объективную реальность, что называется перцепцией;

— с другой стороны, происходит самоорганизация психических процессов, приводящая к их упорядочению и структурированию на более высоком уровне, т.е аперцепция.

Различные психологические школы по-разному определяют сознание, отводя главенствующую роль тем или иным его особенностям и функциям.

Определение сознания различными направлениями в психологии

В настоящее время психология представлена множеством научных школ, причём единый подход к предмету изучения чрезвычайно затруднён отсутствием общего базового понятийного аппарата. Сознание человека каждым из направлений определяется в свете собственного исследовательского метода.

Структурализм определяет сознание как многокомпонентное понятие, которое состоит из простейших базовых элементов психики. Составив условную «периодическую таблицу элементов», можно будет составить точную карту сознания любого человека.

Функционализм рассматривает сознание как важную функцию, присущую обитателям сложной структурированной среды, которой является современное человеческое общество.

Неотъемлемой частью сознания является личностный, сознательно переживаемый и осмысляемый опыт.

Гештальт-психология полагает сознание итогом, суммой преобразования физических раздражителей по законам гештальта.

Бихевиоризм считает сознание внутренними реакциями и поведенческими особенностями человека, сформированными его привычками и окружающей социальной средой.

Когнитивная психология определяет сознание как логический процесс познания, в противовес эмоциональному восприятию. Информация либо перерабатывается самостоятельно, либо маркируется и в дальнейшем воспринимается в соответствии с установленным маркером.

Сознание и мышление

Важнейшей функцией сознания является мыслительный процесс, т.е. обработка поступающей информации об окружающем мире и преобразование этой информации в систему символов для передачи другим людям. В эту систему входит не только вербальный аппарат, но и мимика, жестикуляция, изображения, знаки и т.д.

Таким образом, сознание является не только частью личности отдельного человека, но и неким коллективным знанием, причём во многом передаваемым от одного поколения к другому. Некоторые школы психологии рассматривают сознание лишь в контексте возможности вербального общения, т.е. считают, что оно присуще только тем, кто владеет речью.

Сознание и бессознательное состояние

Человек обладает сознанием далеко не всё время своего существования. Так, во время сна он выпадает из сознания и не может адекватно воспринимать и оценивать происходящие вокруг него события. Аналогичный эффект производят некоторые психоактивные вещества, которые лишают человека возможности использовать своё сознание для восприятия и осмысления окружающего мира.

Получается, что сознание управляет лишь активной частью нашей психики, а во время сна, травмы или заболевания, а также в результате неких специальных воздействий, нами управляет бессознательная часть психики, или подсознание.

В целом можно, обобщая, сказать, что сознание необходимо нам для адекватного восприятия, творческого осмысления мира и передачи результатов работы нашей психики другим людям.

Источник: http://www.vseznaika.org/psihologiya/chto-takoe-soznanie-s-tochki-zreniya-psixologii/

Психология сознания. Проблемы сознания в психологии

Одним из первых критериев выступает сознавание, то есть сознание и отождествление психики. Психология сознания представляет собой науку о основных элементах и свойствах сознания, а также законах и связях между ними, которым они непосредственно подчиняются.

В качестве основного метода выступает интроспекция (это метод психологического исследования, за счет которого осуществляется наблюдение психических собственных процессов, в ходе которых не применяются никакие эталоны и инструменты.

С его помощью складывается представление об организации и структуре).

Сознание в психологии выступает в качестве суммы нескольких образований элементов, объединенных в единое целое по конкретным законам. Рассмотрим, что же такое сознание, его свойства и основные процессы. Сознание — это структура, состоящая из четко организованных элементов. В качестве основных свойств можно выделить:

  • ограниченность — конкретное число обычных впечатлений. Объем сознания состоит из объема внимания, состоящего из 5-9 элементов, и самого объема сознания, состоящего из 16-40 элементов;
  • неоднородность — сочетает в себе две области:
  • область смутного сознания;
  • область ясного сознания;

и точку фиксации, располагающуюся в центре ясного сознания, наиболее яркого его проявления.

Как правило, это периферия и поле внимания;
ритмичность — каждый элемент сознания в отдельности склонен образовываться в отдельные группы элементов, сходные между собой.

Это может управляться вниманием или происходить непроизвольным образом. Данные группировки увеличивают объем сознания и внимания.

Рассмотрим процессы сознания в психологии:

  • перцепция — процесс сознания, характеризуемый вхождением в поле сознания;
  • апперцепция (находится во взаимосвязи исключительно с областью ясного видения) — сознание сосредоточено на конкретном содержании, входящем в область ясного сознания.

Элементы сознания позволяют определить основные законы нашей душевной жизни. В качестве основных элементов сознания выступают:

  • объективные (поступившие от конкретного объекта извне) — это простые ощущения, впечателния и представления. Основными их свойствами являются: интенсивность и качество, а также протяженность в пространстве и времени;
  • субъективные (связанные непосредственно с внутренними переживаниями испытуемого) — это эмоции и чувства. Они имеют следующие параметры: возбуждение-успокоение, удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка. Эти элементы составляют наиболее сложные чувства, позволяющие обеспечивать необходимую взаимосвязь между конкретными элементами, а также осуществлять синтез самих элементов сознания.

Проблемы сознания в психологии. Анализ проблем

Сознание в психологии и его изучение имеет ряд значительных трудностей, основные из которых возникают при непосредственном его изучении. Психология сознания выделяет следующие трудности и проблемы:

  • психологические явления возникают у человека только тогда, когда он начинает их осознавать. Именно этот факт рассматривается в качестве «бескачественного» условия существования самой психики, либо может отождествляться с конкретной психической функцией;
  • в отличие от прочих психических функций, сознание не локализовано в пространстве и времени. Это приводит к определенным трудностям, связанным с его изучением в конкретных психологических направлениях.

На протяжении достаточно длительного времени «сознание» не имело точного определения, а означало отличие психических сознательных процессов от бессознательных, т. е. Так называемая окраска, сопровождающая большинство психических процессов. И лишь спустя длительное время основное представление об организации сознания было изменено и дополнено.

Были добавлены также такие элементы, как знак и предмет, составляющие структуру сознания. Таким образом, сознание в психологии приобрело наивысший уровень саморегуляции и психического отражения, которые были присущи человеку. Оно формируется при общении и опосредствуется речью.

Сознание ориентировано непосредственно на внутренний мир каждого субъекта и преобразование действительности.

Источник: http://www.edu-psycho.ru/psihologiya-soznaniya-problemy-soznaniya-v-psihologii.html

Сознание в психологии

Среди таких механизмов поведения человека, как воля, внимание, эмоции, память, сознание занимает одну их важных стратегических ролей для психологического и эмоционального здоровья человека. Сознание в психологии представляет собой результат творческого синтеза многочисленных процессов психики человека.

Определение сознания с точки зрения синтеза процессов психики

Сознание человека строится на постоянном взаимодействии психологических и физических факторов. В психологии различают два определения понятия «сознание» в психологическом аспекте:

  • это процесс отражения объективной реальности с помощью органов чувств                        (перцепция);
  • это особенность, с  помощью которой человек реализует свой потенциал к самоорганизации на более высоком качественном уровне, чем просто использование всех органов чувств и психологических реакций организма.  Это приводит к образованию упорядоченной и осмысленной структуры психических элементов (аперцепции).
Читайте также:  Парадигма - психология

Трактовка сознания в различных школах психологии

Сознание в психологии имеет несколько определений – этому способствует огромное количество различных школ психологии. Каждая расшифровка этого термина освещает ту или иную особенность этого понятия. Рассмотрим, как некоторые школы трактуют этот термин:

  1. Структурализм. Сознание – это своеобразная «химия души», понятие, которое можно разложить на составляющие и составить условную «периодическую систему элементов».
  2. Функционализм (по Джеймсу). Сознание – важная функция человека, который живет в структурированной сложной среде. Существует личностное измерение сознания – анализ сознательного опыта, который переживается как «мой» и «принадлежащий мне».
  3. Сознание, по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».
  4. Гештальтпсихология. Сознание, с точки зрения наук, изучающих психо-эмоциональное состояние человека, – это результат преобразований по законам гештальта, то есть результат вычислений преобразования различных физических раздражителей.
  5. Бихевиоризм. Сознание – это внутренние особенности поведения человека. Поведения, которое отличается от внешнего тем, что реакции человека настолько слабы, что не могут быть замечены сторонним наблюдателем.
  6. Когнитивная психология. Сознание – это логический процесс познания мира. Оно может как самостоятельно перерабатывать информацию, так и просто маркировать, т.е. выделять какую-то часть специальным образом. Рассудок в когнитивной психологии не фигурирует в конкретных схемах и теориях.

Сознание в психологии также можно назвать «интенциональным» – направленным на изучение конкретного предмета. Человек использует свое сознание во время самонаблюдения, рефлексии, экспериментами с различными уровнями ясности, проявления мотивационно-ценностного характера.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/soznanie-v-psihologii.html

Сознание, внимание и сознательное внимание

Сознание – субъективное осознание различных вещей, таких как визуальные объекты, события, мысли и эмоции, представляет интерес для многих ученых, включая теологов, философов и психологов.

Хотя в какой-то момент было бы абсурдно исследовать сознание эмпирически, недавние успехи в когнитивной нейронауке и его методы визуализации (например, fMRI, EEG) позволили проверить мозговые механизмы, которые непосредственно связаны с сознанием.

Исследования по визуальному вниманию имеют особое отношение к сознательному опыту, и многие ученые связали некоторые формы внимания с сознанием. Именно эту область мы находим наиболее интересной и, таким образом, будем фокусировать большую часть нашего обсуждения.

Мы будем утверждать, что сознание имеет некоторое совпадение с визуальным вниманием (и это должно распространяться на внимание в других модальностях), но по большей части сознание и внимание можно рассматривать как различные формы психических состояний. Мы фокусируемся на визуальном внимании, поскольку это область, которая широко изучается в когнитивной психологии и имеет явные последствия для осознанного опыта.

Мы предлагаем четыре основных аргумента, которые помогают объяснить связь между сознанием и визуальным вниманием:

  1. Первый аргумент заключается в том, что огромное количество исследований показывает, что многие формы внимания, даже на личном уровне, происходят автоматически и без осознанного осознания .
  2. Во-вторых, мы утверждаем, что большинство философских взглядов на природу сознания влекут за собой некоторые уровни диссоциации сознания и внимания.
  3. В-третьих, мы утверждаем, что существует особый вид сознательного внимания, который не сводится к вниманию или сознательному осознанию.
  4. И в-четвертых, соображения об эволюции настоятельно указывают на то, что сознание и внимание должны быть диссоциированы, что, возможно, является самым сильным эмпирическим аргументом.

Эти аргументы, которые мы обсудим более подробно в последующих статьях, помогут обеспечить систематический учет взаимосвязи между сознанием и вниманием, что может привести к лучшему пониманию цели осознанного осознания.

Описывая спектр диссоциации между сознанием и вниманием , мы можем достичь некоторой концептуальной ясности в междисциплинарных дискуссиях по этим темам.

Мы ссылаемся на это предложение как на диссоциацию сознания и внимания (САПР), и оно включает в себя теории, которые варьируются от утверждения, что они являются идентичными процессами для теорий, которые утверждают о полной диссоциации (см. Иллюстрацию ниже).

Поэтому важно наметить требования к разным уровням диссоциации и определить совпадение между двусмысленным вниманием. Ниже приведена иллюстрация возможных уровней совпадения сознания и внимания.

Источник: изображение, адаптированное из Montemayor & Haladjian (2015). «Сознание, внимание и сознательное внимание». Кембридж, Массачусетс: Пресса MIT.

Чтобы понять, как визуальное внимание может быть связано с сознанием, мы должны представить обзор исследований по теме (это главная тема нашего следующего сообщения), а также соответствующие теории в философской литературе (которая является основной темой нашего третьего поста). Чтобы дать вам общее представление, вот некоторые основные моменты, которые нам нужно сделать.

Во-первых, нам нужно будет изучить соответствующую работу, которая будет включать внимание, в том числе исследования по тематическому вниманию, пространственному вниманию, объективному вниманию, вниманию без усилий, механизмам поддержки различных форм внимания (например, нейронных структур и путей) и эволюция этих механизмов.

Этот обзор важен для нашего основного аргумента, что сознание и внимание должны быть отделены на некотором уровне, поскольку существуют функционально разные формы внимания, которые кажутся действующими независимо и развивались в разное время друг от друга – такие функциональные и эволюционные аргументы сложны сделать сознание.

Затем мы должны сосредоточиться на философских теориях о сознании и о том, как они могут относиться к нашему пониманию визуального внимания. Изучая несколько теоретических соображений, очевидна форма диссоциации сознания и внимания.

Такой подход помогает устранить термины, которые необходимо согласовать, чтобы улучшить обмен между теоретиками, а также систематически объединить дискуссии, которые были в значительной степени изолированы друг от друга.

Наш главный вывод состоит в том, что многие из нынешних дебатов показывают, что необходима более всеобъемлющая теория взаимосвязи между сознанием и вниманием и что диссоциация между ними является существенной особенностью этой теории.

https://www.youtube.com/watch?v=dlJuvSha8OE

Это обсуждение приведет к рассмотрению теоретической возможности наличия систематических форм совпадения между сознанием и вниманием – то, что было названо «сознательным вниманием». Это возможность, которая совместима только с представлениями, которые отделяют сознание и внимание, но не отрицая, что они могут частично перекрываться.

Мнения, которые препятствуют такому перекрытию, – это теории идентичности и теории полной диссоциации. (Для теорий идентичности, по предположению, все формы сознания являются автоматически формами внимания.

На противоположном конце спектра для полных теорий диссоциации нет никакого совпадения между сознанием и вниманием, хотя они могут казаться встречающимися в тандеме, такие теории должны утверждать, что между ними нет систематического совпадения.

) Могут быть несколько форм сознательного внимания, в том числе связанные с феноменальными переживаниями, снами, самосознанием, автобиографическими воспоминаниями, рефлексивными мыслями и легким вниманием. Здесь мы заключаем, что сознательное внимание является важной формой внимания, которая требует дальнейшего изучения и в конечном итоге поможет нам лучше понять цель сознания.

Продолжая эту дискуссию, мы можем утверждать, что научные выводы о внимании и основных соображениях об эволюции различных форм внимания демонстрируют, что сознание и внимание должны быть отделены независимо от того, какое определение этих терминов используется.

Никакое существующее мнение о взаимосвязи между сознанием и вниманием не имеет этого преимущества. Из-за этой характеристики можно представить принципиальный и нейтральный способ разрешения споров относительно этих отношений, не впадая в дебаты о значении сознания или внимания.

Решающим выводом такого подхода является то, что сознание не может быть тождественным вниманию.

Мы считаем, что лучшее понимание сознания в целом может быть достигнуто путем описания эволюции сознательного внимания, а также возможных функциональных функций, которые оно может выполнять.

К таким ролям относятся облегчение эмпатических взаимодействий, формирование языковых возможностей, межмодальная сенсорная интеграция и ограничение содержания осведомленности. Отсюда мы можем лучше понять цель сознания и то, почему он развился, и, возможно, даже развить понимание такого рода событий у животных, кроме людей.

Эта работа должна представлять интерес для психологов, изучающих внимание или сознание, а также философов, работающих на теоретической стороне этих тем.

Solutions Collecting From Web of «Сознание, внимание и сознательное внимание»

Источник: http://ru.psy.co/32566.html

Сознание и его структура

Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.

Читайте также:  Как приучить партнера жить по правилам - психология

Основными характеристиками сознания являются:

  • отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
  • различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит «Я» и «не Я»), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию ;
  • самооценки своих поступков и себя в целом. По выражению Гегеля, «человек есть животное, но он уже не животное, потому что знает, что он животное. Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах;
  • обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир;
  • наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

Человек издавна задумывался над тем, как работает его сознание, чем он отличается от других людей, которые живут рядом, как он воспринимает окружающую среду и в то же время осознает, что многое из того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него, и т.д.

Сознание — это интегральный момент психических процессов. В психической деятельности нет отдельных психических актов, все они взаимосвязаны, но при этом каждый сохраняет свою специфику.

Например, сознание сохраняет то, что является объектом внимания (которое может быть самопроизвольным или произвольным); напрягая память, мы выполняем действие припоминания и осознаем его; отыскивая карандаш, мы осознаем действие восприятие и т.п.

Благодаря сознанию человек приспосабливается к окружающему миру. Объектом осознания является то, что требует определенной регуляции нашего поведения, наших действий с учетом реальности.

Сознание человека оказывается в его деятельности. Дело и слово человека является проявлением его сознания. Сознание в разные моменты жизни индивида и при разных обстоятельствах неодинаково. Об этом мы говорим, характеризуя поступки и состояния людей.

Отдельные действия оцениваются как высоко сознательные, в других такого качества не усматривается. Поэтому можно говорить о различном уровне самосознания не только у разных людей, а и у одного человека, который зависит от глубины и выразительности того отражения объективной действительности, которое направляется деятельностью.

О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых он действует, и свое отношение к ним. Известно, что по правилам воспитанности нужно уступать место в транспорте пожилым женщинам, детям. Но не все так делают.

Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь удаленной  и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует, организует и регулирует свои действия. Сознательный человек действует определенным образом потому, что иначе не может. Чем сложнее и ответственнее задача, тем выше должен быть уровень сознания.

Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизированы.

Хождение, речь, письмо, чтение, подсчет — это максимально организованная автоматическая психическая деятельность. Сначала эти акты осуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизации, освобождая сознание для дальнейшего, более совершенного приспособления к окружающему миру.

Однако эта автоматизация относительная. Сознание в любой момент может взять под свой контроль любое автоматизированное действие. В таких случаях неосознанное становится важным механизмом приспособления к окружающей среде.

Не осознаются также так называемые субъективные реакции, которые предопределяются подпороговыми раздражителями, некоторые мотивы деятельности и поведения, патологические явления типа галлюцинаций, грез.

Несознательные проявления в психике человека несравнимы с животной психикой, поскольку они, как и сознание, детерминированные общественными условиями существования человека, выступают как частичное или недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Существуют различные объяснения проявлений бессознательного. Так, 3. Фрейд считал, что сфера бессознательного — это вытесненные, нереализованные стремления человека. Он ввел понятие «Я» и «Оно», для разрешения которых предложил учитывать законы их функционирования.

В основу системы, которая отвечает сознанию «Я», заложен принцип реальности, проявления «Оно» обусловленного принципом удовольствия. Действия «Я» соответствуют реальности и подчиняются физическим законам, социальным установкам и логике; «Оно» руководствуется субъективными потребностями биологического и аффективного характера.

Между «Я» и «Оно» нет резкой границы. «Я» стремится содействовать влиянию внешнего мира на «Оно», изменить принцип удовольствия, которым руководствуется «Оно», принцип реальности. Для психической деятельности характерны постоянные переходы сознательного в бессознательное и наоборот.

Примером перехода сознательного в бессознательное является сон. Различают три разновидности сна: суточный сон, лишение которого приводит к разрушению нервных клеток, сон, который возникает под действием однородного раздражителя (например, во время монотонной лекции), и сон-привычка.

Сон — это особое состояние коры головного мозга, который сопровождается сложными биохимическими превращениями.

Биотоки мозга во время сна не исчезают, но увеличивается их амплитуда и уменьшается частота. Сон наступает тогда, когда высшие отделы центральной нервной системы (кора) и даже средний мозг тормозятся. Сон выполняет чрезвычайно важную охранную функцию — предотвращение истощения. Во сне люди видят сновидения.

Сновидение — это своеобразное состояние сознания того, кто спит, которое характеризуется появлением более или менее ярких представлений.

Они возникают в результате работы отдельных незаторможенных центров коры головного мозга. Поэтому, то, что мы видим во сне, базируется на уже пережитых ранее впечатления, которые соединяются между собой в различные, даже фантастические или абсурдные связи. М. И. Сеченов образно определил сновидения как небывалые комбинации бывалых впечатлений.

Внешние раздражители включаются в сновидение, не нарушая сна. Например, если в доме жарко, может присниться лето.

Мозг работает и во сне и известны случаи открытий в этом состоянии (Д. И. Менделеев открыл периодическую систему, Кепуле — формулу бензола, Вольтер написал вариант «Генриады»). Но, конечно, эти открытия — не случайность, а результат долгой, напряженной предыдущей работы мозга.

Во время сна действуют так называемые «сторожевые пункты» — незаторможенные или малозаторможенные отделы коры головного мозга, которые находятся в состоянии активности. Через них осуществляется связь с внешним миром.

Нервные клетки сторожевых пунктов тормозятся не полностью, а находятся в так называемой парадоксальной фазе, в которой они более чувствительны к слабым раздражителям, чем к сильным. У животных тоже есть «сторожевые пункты». Благодаря им, например, летучие мыши спят вниз головой и не падают.

Интересно то, что нет никакого соответствия между продолжительностью событий, которые разворачиваются во сне и длительностью самого сна. За несколько секунд можно увидеть долгий сон и наоборот.

Человек издавна стремился выяснить значение сновидений. Свидетельством тому являются разнообразные сонники (один из его вариантов — «Толкование сновидений известного старца Мартына Задеки» упоминается  А. Пушкиным  в «Евгений Онегин»).

Конечно, толкования, которые даются в сонниках, примитивные, но в то же время содержание сновидений нередко дает психологам, психотерапевтам, психоневрологам ценный материал о человеке, его состоянии, потребностях, проблемах. Анализ характера сновидений помогает врачу понять причину нервного заболевания, выявить психическую травму.

Прослеживается связь между уровнем интеллекта, культурой, эрудицией, творческой одаренностью человека и способностью его мозга проецировать на экран сна не только то, что познано, но и фрагменты будущего. Сновидения, в которых люди переживают во всех деталях часть своего будущего, называют перед когнитивными.

Человек может заснуть также через внушение или самовнушение (гипнотический сон). Состояние глубокого гипнотического сна, во время которого человек выполняет различные несознательные движения, называют сомнамбулизмом. В связи с определенными отклонениями в работе мозга человек может спать очень долго (даже десятки лет). Такой сон называют летаргическим.

Переход от сна до активного бодрствования — это переход от бессознательной психической деятельности к сознательной. Таким образом, психическая деятельность человека представляет собой единство сознательного и подсознательного.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-razvitie.html?id=soznanie-struktura

Ссылка на основную публикацию