Репрезентативная система, каналы восприятия и модальность — психология

Репрезентативные системы |

                   Добрый день.

      Поговорим  о репрезентативных системах человека.  Тема эта очень большая. Мы с вами затронем её  в том объеме, который  действительно необходим неспециалисту. Но если же вы захотите узнать больше  о репрезентативных системах человека, вы легко сможете это сделать, поскольку литературу по этой теме найти очень легко и её очень много.

 Разумеется, без знаний о репрезентативных  системах  человека можно прожить, как, впрочем, можно прожить и без многих других вещей.

  Но если вы хотите знать ход мыслей человека, если вы хотите знать, как  он думает и  как воспринимает мир, если вам нужно гарантированно довести до него какую-то информацию, или установить тесный контакт и многое, многое другое, если, наконец,  вы хотите знать, когда вас обманывают  вам, нужна эта информация.

                 Всем, наверное, известно, что в зависимости от восприятия окружающего мира, от воспроизведения запомненной информации и от способов конструирования образов, все люди делятся на три группы:

                                                                                      — визуалов;

                                                                                      — аудиалов;

                                                                                      — кинестетиков;

Вообще, у человека есть пять органов чувств, при помощи  которых он познаёт окружающий мир:

— зрение, или визуальная система;

— слух, или аудиальная система;

— кинестетическая система, включающая в себя совокупность расположенных по всему телу различных рецепторов;

— осмическая система, рецепторы которой находятся на языке и отвечают за восприятие вкуса;

— обонятельная система, отвечающая за определение запаха;

В психологии принято осмическую и обонятельную системы объединять с кинестетической.

Если человек предпочитает воспринимать мир посредством зрения и использовать для мыслительных процессов образы, то визуальная система для него – ведущая репрезентативная система. Такого человека называют визуалом.

Человека с аудиальной ведущей репрезентативной системой, воспринимающего мир посредством звуков, принято называть аудиалом.

Те люди, которые воспринимают мир посредством ощущений – кинестетики.

Сразу уточним, что визуалов, аудиалов и кинестетиков в чистом виде не существует. В определённой степени у каждого человека развиты все три репрезентативные системы, и он использует их в зависимости от потребностей. Однако наиболее часто человек применяет именно свою ведущую репрезентативную систему.

Поговорим о том, зачем нам нужно знание репрезентативной системы человека, что оно нам даёт, и как это знание использовать.                                                    

Как мы уже говорили, человек запоминает, вспоминает и воспроизводит информацию, используя свою ведущую репрезентативную систему. Общение двух визуалов будет более валидным, нежели визуала и кинестетика, к примеру. Причина – в использовании при коммуникации представителей различных репрезентативных групп присущих им предикатов

Предикат  —  логическое сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, о субъекте.

К примеру, если предполагается выполнить действие, которое приведёт к негативу, визуал скажет:

                                            «Я вижу, — это тупик»;

Аудиал:

                                            «Мой внутренний голос говорит мне, чтобы я держался подальше от этого»;

Кинестетик:

                                            «Я чувствую, что ничего хорошего из этого не получится»;

Подмечено, что находясь в эмоциональном состоянии мы почти полностью переключаемся на использование своей ведущей репрезентативной системы. Кто из нас не слышал, как один человек говорит о другом:

                                                                             «Он меня совсем не слышит!»;

Или:

         «Он не способен видеть очевидных вещей!»;

Или:

 «Он совершенно бесчувственный тип!»;

Все мы  воспринимаем  мир по-разному. К примеру, сложно убедить в чём-либо кинестетика, используя предикаты присущие визуалу. Если вы, визуал, скажите кинестетику: «Ты видишь, к чему это ведет?», —  он не ясно это воспримет,  потому что он не видит, он чувствует.  Ему нужно сказать: «Ты чувствуешь, что произойдет?».

Или вам, визуалу, нужно будет напрячься, чтобы понять следующую фразу: «Ты не хочешь спросить себя, куда мы придем, поступая таким образом?»  Все дело в том, что вы не слушаете, вы видите. Вы воспринимаете мир образами.

У меня были клиенты — семейная пара. У них  в семье, казалось, все было хорошо, — они устраивали друг друга почти по всем параметрам, у них был хороший секс, в семье был достаток.

 Проблема состояла в том, что жена считала, что муж ее не понимает.  Она жаловалась на то, что живет в семье как бы в пустоте, одинокая и ненужная. Дело шло к разводу.

Муж же совершенно искренне заявлял, что происходит.

Ларчик открывался просто – муж был визуал, жена – кинестетик. Вследствие этого, временами, они просто не понимали друг друга. И, кроме того,  кинестетики устроены так, что, они более эмотивны, им требуются слова о чувствах,  им нужны  прикосновения.

Все что я сделал, это рассказал этой супружеской паре про репрезентативные системы, про то, как это работает.

Мужу я посоветовал чаще говорить жене о том, как он её любит, как он дорожит ею и обязательно чаще обнимать и целовать её.

Жене я посоветовал помнить о том, что ее муж воспринимает мир образами, и что он видит чувства картинками. Они были умные люди и  все поняли. С тех пор, насколько мне известно, они живут дружно и счастливо.

Как видите, это “работает”, и работает мощно.

Вы поняли, о чём я говорю?                 

Чувствуете, как это всё действует на нас?

                                          Определение репрезентативной системы человека

Я буду стараться опускать информацию, которая, на мой взгляд, не особо важна для понимания темы. Те, кто имеет желание получить более полную информацию, всегда могут обратиться к множеству источников.

Итак, репрезентативная система, которую человек наиболее часто применяет, принято называть ВЕДУЩЕЙ  репрезентативной системой. Человек запоминает, вспоминает и воспроизводит информацию, используя свою ведущую репрезентативную систему – визуальную, аудиальную или кинестетическую.

Ещё раз напомню, что визуалов, аудиалов и кинестетиков в чистом виде не существует.

Даже при небольшой практике можно научиться автоматически распознавать паттерны репрезентативных систем. Наиболее просто это сделать анализируя используемые человеком предикаты или используя ключи доступа — движения глаз.

При анализе используемых людьми предикатов паттерны систем репрезентации обычно оказываются весь­ма очевидными.                  Примеры:

      визуальные предикаты: видеть, рисовать, яркий, ясный, смутный, мрачный, озарение, свет, тусклый, прозрачный, и т.д.;

      аудиальные предикаты: слышать, звучать, громкий, шумный, мелодичный, оглушительный, звонкий и т.д.;

      кинестетические предикаты: чувствовать, ощущать, трогать, держать, нащупать, теплый, мягкий, гладкий, колючий тяжелый и т.д.;

К примеру, если человек говорит: «Я чувствую, что с этим проектом ситуация – тухлая», — вы сделаете совершенно правильный вывод, что имеете дело с кинестетиком.

Визуал, в этом контексте, возможно, сказал бы: «Очевидно, что с этим проектом мы пролетели».

А аудиал: «Что-то подсказывает мне, что проект приказал долго жить».

                       Ключи доступа: движения глаз.

Доступом называется процесс получения внутренней информации — картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др.

КЛЮЧИ ДОСТУПА — это специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию. Ключи доступа — это и есть движения глаз.   

Изучая поведение человека, установили, что глазодвига­тельные реакции связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта.

К примеру, на этой картинке мы видим, что президент ведет диалог с самим собой, —  всегда приятно поговорить с любимым и уважаемым человеком.

А здесь президент, по-видимому, вспоминает нечто звуковое, что уже происходило ранее. Например, не очень приятный разговор с кем-то. Но, возможно, он просто смотрит на кого-то, стоящего напротив.

   Владимир Ильич что-то конструирует на «радость» русскому народу.

Наше невнимание к ключам доступа способно вызвать недоразу­мения.

К примеру, муж жалуется на жену: «Она совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ей говорю важные вещи, а она просто не слышит меня».  

В данном случае недовольный муж был занят собственными внутренними образами и стремлением получить аудиальный ответ. Того, что происходит «снаружи», он просто не замечал.

Он не воспринимал тех моментов, когда жена сознательно воспринимала его речь, но визуально, на что указывали движения её глаз, и визуальную же реакцию она давала в первую очередь – вот такая она есть.

Но ему нужно было не это, и он ничего не замечал, продолжая говорить.

Как же научиться разговаривать с человеком на его языке?                                                                                                                                   Говоря кратко, для этого нужно определить модальность человека и использовать предикаты и  выражения приемлемые для его модальности. Кроме всего прочего, это послужат формированию доверия между вами и человеком, с которым вы общаетесь. Выбор правильных предикатов, — одна из основ доверия.

И ещё, общаясь с человеком, следите за движением его глаз. Если при ответе на ваш вопрос человек смотрит сначала направо-вверх (мысленно конструируя, как должен выглядеть ответ), а затем налево — вниз (контролируя что он говорит), то, скорее всего, он лжет. В NLP это движение глаз называют «детекторлжи лжи».

Мы с вами только слегка прикоснулись теме о модальностях человека. Однако, используя даже этот малый объем информации, вы можете получить ощутимую практическую выгоду. Тем же, кто серьезно хочет изучить эту тему, я могу рекомендовать книги классиков НЛП.

 Будьте  внимательны, следите за окружающим и вам станет ясен скрытый смысл явлений и предметов.

Источник: https://worldmanipulator.ru/modalnosti-cheloveka/

Образовательный портал

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель.

Читайте также:  Наблюдение - психология

Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно, на слух и в тактильных ощущениях. Остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире.

Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.

По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций). Доминирующая модальность восприятия может меняться в течение жизни.

Портреты типичных учеников.

Визуальный ученик смотрит вверх, когда говорит. Когда учитель читает, он всегда читает сам. Его тетрадь, как правило, аккуратная. Каждая часть материала пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ему.

При устном предъявлении информации пропускает некоторую её часть. Визуал послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет её записанной именно на доске.

Визуал чаще всего остаётся в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков.

Тогда он предпочтёт выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиальный ученик проговаривает, шепчет, когда читает текст. Гораздо чаще отвлекается, чем визуальные ученики. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме.

Он часто садится в классе за последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьёзная работа, так как он легко отвлекается даже на шёпот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он рассказывает лучше, чем пишет.

Если аудиал захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Кинестетический ученик обычно активно реагирует на распоряжения, просьбы (например, вскакивает, чтобы раздать детям карточки, тетради или карандаши). Он редко поднимает руку, ждёт приближения учителя, старается прикоснуться к нему. Чтение сопровождает какими-либо действиями (например, водит пальцем по строчкам).

Этот ученик хорошо запоминает информацию, только если организовать игру, изображающую связь между словами, понятиями, событиями. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой, прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то между ними возможны потасовки.

Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Характеристика людей по типу модальности.

Советы  педагогам. 

В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы.

Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определённые эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Вне зависимости от ведущей модальности человек лучше всего запоминает тот материал, который задействует все анализаторные системы! Полисенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.

Учителю необходимо помнить:

Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия.

Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчётливо, ярко, туманно и т.д.

Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче. Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх.

В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога. Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её.

В результате — быстрое забывание, пробел в знаниях. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.

Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.

Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов.

Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Они — самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук.

Но в этом есть и свои плюсы — педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.

Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики (используя обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие) обучаются в основном посредством мышечной памяти. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками.

Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Чтобы запомнить новую информацию им надо её в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя.

Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате.

Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д. С учеником-кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Кинестетикам необходим комфорт.

Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияют на протекание у них познавательных процессов.

Работа учителя  в трёх модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика.

Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д.

Аудиалу  нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

От визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала; от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

Замечания ученикам необходимо делать на их языке: визуалу  – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу  – сказать шёпотом «Ш-ш-ш».

Любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ученика. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. Это выдвигает задачу развития у детей ресурсных модальностей и полимодальности с учётом доминирующего типа восприятия, т.к.

для успешной учебной деятельности часто бывает, важен не только или не столько применяемый тип восприятия, но и уровень владения им, обусловленный, прежде всего, уровнем общего умственного развития ребёнка.

Таким образом, при обучении целесообразно использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на анализатор, представляющий доминантную модальность того или иного ребёнка.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/site/3634-2013-10-15-18-53-55.pdf

Сенсорные модальности в НЛП

Каналы сенсорного восприятия (модальности) в НЛП   Индивидуальные особенности восприятия и обработки информации последнее время вызывают повышенный интерес как у ученых, так и у практиков, занимающихся проблемами общения и обучения.

   В современной психологии различают несколько сенсорных систем, обеспечивающих восприятия информации – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и др.

Эти системы были известны очень давно, но современный психологический подход к ним отличается тем, что у ка­ждого человека выделяют предпочитаемую лично им систему получения к обработки информации.

Оказалось, что у разных людей эти системы развиты непропорционально и это придает каж­дому человеку своеобразие.

   Особенно резко может изменяться восприятие при стрессе. Например, может подавляться восприятие через одни сис­темы и обостряться через другие.

   Особенности восприятия и усвоения информации через разные сенсорные кана­лы разбираются в таком направлении практической психологии и психотерапии как нейролингвистическое программирование (НЛП).

Любому коммуникатору важно знать этот раздел нейролингвистического программирования, чтобы знать, через какой канал общение с собеседником может идти наиболее эффективно, а какие каналы, наоборот, будут малоэффективны.

Более подробную информацию о разных каналах восприятия, «мо­дальностях» или «репрезентативных системах» можно получить из соответствующей лите­ратуры по нейролингвистическому программированию или на соответствующих углубленных тренингах. Здесь мы дадим им лишь краткую характеристику.

Каналы восприятия информации:
1. Визуальный — зрительный (зрительные образы, картины, свет и цвет).
2. Аудиальный — слуховой (слуховые образы, звуки, интонации, музыка).
3.

Кинестетический — чувственный (внутренние ощущения, прикосновения, кожное и мышечное чувство). Ощущения от тела обозначаются как «соматические ощущения». К ним относятся «внешние ощущения»: температура (тепло и холод), прикосновение, давление, вибрация.

К ним же относятся и «внутренние ощущения»: боль, мышечное чувство, напряжение и расслабление, ощущение позы и движения, наполненность внутренних органов и их работа. К кинестетическим ощущениям тесно примыкают эмоции. Они тоже отражают «внутренние ощущения».

Эмоции часто передаются точно такими же словами, как и кинестетические ощущения. Например, «тяжелое чувство», «легко на сердце» и т.д.

Осмический — обонятельный и вкусовой (ощущение запаха и вкуса).

Как правило, этот канал восприятия объединяют с кинестетическим в один канал. Хотя вкус и запах относятся к разным системам восприятия, они, как правило, анализи­руются человеком одновременно, и поэтому их можно объединить. Говорят же: «сладкий запах», «тонкий вкус».

Что такое вкус без запаха и насколько он беден, может представить себе каждый, кому приходилось есть с заложенным носом. Пища кажется пресной и безвкусной, хотя орган вкуса нормально функционирует. Безвкусной на самом деле кажется пища без запаха.

4.

Логический (дигитальный, дискретный) — абстрактный, смысловой, «дискретный» (рассуждения, термины, обобщенные поня­тия).

Этот канал является дополнительным. Он не всегда рассматривается в литературе, по­священной каналам сенсорного восприятия информации. Его особенностью является то, что он не опирается на первичное восприятие, а использует информацию, полученную по другим каналам. Логический канал является вторичным по отношению к описанным выше первичным сенсорным кана­лам. Однако полученная через первичные каналы информация может быть так переработана, что её уже нельзя связать ни с одним из каналов первоначального восприятия. Этот ка­нал является семантическим, он отражает осмысление информации, полученной через другие каналы, усвоение ее через абстрактные знания. Это чаще всего означает получе­ние информации через слово — «логос». По И.П. Павлову это — вторая сигнальная систе­ма, восприятие «сигналов сигналов». Логический канал стремятся использовать для общения ученые, его стремятся активизировать у учащихся в школе.
   Наибольшее значение для общения имеют три первых канала. У каждого человека может преобладать тот или иной канал восприятия информации. Другими ему может быть не удобно пользоваться, они могут быть неразвиты или заблокированы. В зависимости от предпочитаемого канала получения информации людей так и называют: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». В последнее время стали выделять дополнительно «логиков» («дискретов»).

Читайте также:  Принцип управляемой инициативы - психология

Визуалы — лучше воспринимают информацию через зрительные представления.

Аудиалы — лучше воспринимают информацию через слуховые представления.

Кинестетики — лучше воспринимают информацию через кожные и внутренние ощу­щения, чувства.

Логики (дигиталы, дискреты) — лучше воспринимают информацию через рассуждения, отрываясь от непо­средственного ощущения.

   Понятно теперь, что устный рассказ лучше всего воспринимают аудиалы (таких лю­дей в среднем всего 10%).

   Рисунки, надписи, чертежи и таблицы, а также яркие зрительные образы, переданные в речи — визуалы (таких людей может быть до 70-90%).

   Кинестетики (их может быть до 40%) лучше воспринимают информацию ощупывая, обводя контуры, представляя себе внутренние ощущения, делая что-то руками.

   Логики (по ним нам пока данные не известны) требуют времени на осмысление и опираются на абстрактные знания и понятия.

Распознавание ведущих каналов информации у собеседника:
1. Визуал(думающий картинками).Говорит высоким голосом, быстро, громко, чисто. Излагая материал, торопится, боясь не успеть за быстро возникающими зрительными образами. Дыхание грудное, поверхно­стное. Движения скованные, судорожные.

Одежда — хорошего внешнего вида. Внимание проявляется в том, что поворачивается к собеседнику лицом – смотрит. Что­бы хорошо воспринимать и понимать — должен видеть.

Предпочитаемые выражения лежат в зрительной области: «я вижу, что», «давайте рас­смотрим», «покажите», «что вы имеете в виду», «сразу видно, что», «обрисуйте ситуа­цию», «вырисовывается следующая картина», «ясно», «ярко» и т.д.

2. Аудиал(думающий словами и звуками).

Часто вначале проговаривает текст «про себя». Голос мелодичный, ритмичный, меняю­щийся. Дышит всей грудью, в полном объеме. Движения тела то медленные — то рит­мичные, то зажатые — то свободные. Голова балансирует на шее, часто наклонена вбок.

Внимание проявляется в том, что поворачивается к собеседнику одним ухом – слушает. Собеседник же обычно реагирует на такое поведение, наоборот, как на невнимательность. Чтобы хорошо воспринимать и понимать аудиал должен смотреть в сторону или вниз наискосок.

Прямой зрительный кон­такт может вызывать у него дискомфорт и стресс, ухудшить понимание.

Предпочитаемые выражения лежат в слуховой области: «расскажите мне», «давайте по­говорим», «давайте обсудим», «я вас слушаю», «послушайте», «я хочу вам сказать», «пропустил мимо ушей», «вы меня не слушаете», «это звучит, как», «тихо», «громкий» и т.д.

3. Кинестетик (думающий чувствами и прикосновениями).

Говорит медленно и негромко с длинными паузами, как бы прислушиваясь к себе. Тон голоса часто низкий. Глубокое низкое дыхание в области живота. Характерно низкое по­ложение головы. Одежда — удобная для него.Внимание проявляется в том, что наклоняется или пододвигается к собеседнику — стре­мится дотронуться, ощупать. Или «погружается в себя» — стремится почувствовать.

Чтобы хорошо воспринимать и понимать — должен смотреть вниз, «уходить в себя». Зрительный контакт может вызывать дискомфорт и стресс, ухудшать понимание.

Предпочитаемые выражения лежат в области чувств и телесных ощущений: «я чувствую, что», «тяжело», «легко», «приятно», «руки чешутся», «теплый», «мягкий», «нежный», «похолодел», «не давите на меня», «мне нравится», «дело движется», «давайте затро­нем», «вы коснулась», «больное место» и т.д. Обонятельный и вкусовой типы восприятия — включаются в группу кинестетиков.

Предпочитаемые выражения лежат в области обонятельных и вкусовых ощущений: «я носом чую», «со вкусом», «сладкие грезы», «горькие воспоминания», «аппетитно», «не перевариваю», «меня от этого тошнит» и т.д.

4. Логик (дигитал, дискрет) (думающий абстрактно).

Говорит монотонно, прерывисто. Голос твердый, зажатый. Дыхание ограниченное, верхнее. Обычно смотрит поверх голов. Разумный, рассудительный, логичный, любит язык цифр, фактов и доказательств.Внимание проявляется в том, что начинает рассуждать вместе с собеседником или запи­сывать его высказывания – анализирует.

Просит повторить или сам повторяет. Зрительный контакт может вызывать диском­форт и стресс, ухудшить понимание.Предпочитаемые выражения лежат в области рассуждений и логики: «я полагаю», «я считаю», «я думаю, что», «понимаю», «я знаю, что», «как известно», «давайте рассуж­дать здраво» и т.д.

Часто вместо себя («я утверждаю, что», «я считаю, что») называют абст­рактные понятия или авторитеты — «статистика утверждает, что», «науке известно, что», «мое воспитание не позволяет мне» и т.д.

   Для распознавания предпочитаемых систем восприятия можно просто наблюдать за человеком, а можно провоцировать его на определенные реакции – «калибровать». Это целое искусство, изучаемое в нейролингвистическом программировании.

 

Источник:
Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С. Практическая коррекционно-развивающая работа со школьниками: Методические рекомендации / РГПУ; кафедра анатомии, физиологии и валеологии. Рязань, 2000. 36 с.

© Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С., 2000.

© 2010-2016 Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С.. © 2010-2016 kineziolog.bodhy.ru. © 2016 kineziolog.su.

Источник: http://kineziolog.su/content/sensornye-modalnosti-v-nlp

Модальности восприятия

«Все, что творится в мире,

мы видеть и слышать должны.

Для этого нам добрым Богом

глаза и уши даны»

Максим Горький

Это форма того, как мышление и память воспринимают и представляют информацию. Человек для восприятия мира использует органы чувств. Кроме слуха и зрения используются осязание, вкус и обоняние.

Слышим, видим, осязаем?

Зрелая личность руководствуется всеми пятью «инструментами» восприятия. Так она открывает для себя наиболее полную картину мира. Однако, хочет того человек или нет, чаще всего он предпочитает какой-либо один способ восприятия (иногда несколько) остальным.

Получается, что он мир сначала «слышит» или ему нужно сперва дотронуться, прикоснуться, и только потом он будет готов выслушать. При условии, что ощущение пришлось ему по вкусу. Психология называет подобное явление модальностью восприятия.

Но что это и зачем человеку знать, какие органы чувств превалируют в осознании происходящего?

Люди воспринимают мир пятью основными способами, при помощи органов чувств:

  • слуха;
  • зрения;
  • обоняния;
  • осязания;
  • вкуса.

Мозг трансформирует полученную таким образом информацию, называемую сенсорной, в некое представление, определенную модель, которая и служит картиной мира. Это явление отражено в древней притче о трех слепых мудрецах, пытавшихся представить себе слона.

Один щупал его хобот, другой ногу, а третий – хвост. Ясно, что их определение одного и того же предмета разнились. Поскольку они были лишены зрения, то не могли составить полную картину и предвидеть, что слон опасен.

Все трое руководствовались кинестетической модальностью – воспринимали мир на ощупь, мыслили образами.

Так, существует несколько моделей восприятия и обработки информации, поступающей извне, которые характерны для большинства людей.

И даже зрячие люди порой больше полагаются на органы осязания, внутренние ощущения, называемые интуицией, нежели на свои глаза. Другие обращают больше внимания на то, что видят или слышат.

Есть еще категории людей, которые предпочитают мир «нюхать» или «пробовать на вкус». Но такие встречаются реже тех, кто предпочитает смотреть или трогать.

Основные виды модальностей

Когда человек использует для познания и осознания окружающей действительности тактильные ощущения, чувства, щупает, касается, трогает, он задействует кинестетическую модальность.

Существует еще визуальная и аудиальная репрезентативные системы. Некоторые люди полагаются на внутренние ощущения, ориентированы на внутренний диалог.

Такая модальность называется аудиально-дигитальной, но она встречается так же редко, как обонятельная или вкусовая.

Классификация репрезентативных систем (модальностей) основывается на органе чувств, который чаще других определяет отношение человека к происходящему.

Визуалы

Так называют людей, воспринимающих информацию по большей части зрительно. Для них характерно:

  • соблюдение дистанции в общении;
  • установка зрительного контакта.

Их отличает:

  • красивый, аккуратный почерк;
  • стремление к порядку везде и во всем.

Таких людей мало беспокоит посторонний шум. Однако им тяжело воспринимать информацию на слух. Их речь изобилует словами (будь то глаголы или прилагательные), которые связаны со зрением. Они «смотрят», «наблюдают картину», употребляют словосочетания:

  • «на первый взгляд»;
  • «казалось бы»;
  • «как видите»;
  • «Я вижу, что ваша позиция правильна;;
  • «Хоть убейте, не вижу толка в ваших рассуждениях».

Аудиалы

Людей, которые воспринимают мир «на слух», выдает привычка проговаривать слова, когда они читают или пишут. Делают они это, как правило, беззвучно, но при этом весьма заметно шевелят губами, покачивают головой. Создается впечатление, что они говорят сами с собой.

Другие отличия людей, у которых развита аудиальная модальность восприятия:

  1. Хорошо подражают голосам других людей, звукам природы.
  2. Прекрасно умеют декламировать.
  3. Отвлекаются на шум.
  4. Широко употребляют слова, связанные со слухом. Например, обращаются к другим со словами «Послушайте».
  5. У них хорошо развита слуховая память.
  6. Взгляд во время общения направлен посередине.
  7. Общаясь, часто используют слова и выражения, связанные со слухом. «Я слышу ваше отчаяние», «Я слышу, что вы говорите правду».

Кинестетики

Этим людям необходимо осязать. Для них существенную роль играют эмоции и внутренние ощущения:

  1. При общении они часто касаются другого человека.
  2. Они сопровождают свою речь обильной жестикуляцией.
  3. У них живая мимика.
  4. Не обращают внимания на беспорядок.
  5. Могут писать неразборчиво, неряшливым почерком.
  6. Любят вертеть в руках различные предметы, иногда даже грызть их.
  7. У таких людей развита телесная память, они «запоминают» телом.
  8. Словарь изобилует выражениями, связанными с телесными ощущениями. «Я чувствую, что вы говорите правду», «В ваших рассуждениях ощущается уверенность».
  9. Они более чувствительны и эмоциональны, чем аудиалы и визуалы.

Как определить, кто ведет

Чтобы установить доминирующую модальность, личность должна ответить на простые вопросы, к примеру:

  1. Станет ли человек носить одежду, потому что она красива, но не слишком удобна?
  2. Какую роль играет оформление зала, если сюда пришли затем, чтобы слушать музыку?
  3. Важно ли, как звучит голос того, к кому человек прикасается?
  4. Принадлежит ли личность к тем, кому надо один раз увидеть, чем три раза услышать?
  5. Человек доверяет посторонним на основании своих внутренних ощущений, руководствуется ли внешним видом или же ему важно, что другой говорит?

Из ответов становится понятно, чем руководствуется личность, какой канал предпочитает использовать для восприятия и обработки информации:

  • Неряшливый внешний вид, неоформленный зал «царапают» взгляд визуала.
  • Прекрасная музыка полностью компенсирует безвкусные декорации для аудиала.
  • А удобно устроившийся в кресле кинестетик вообще не заметит оформления, но не сможет насладиться музыкой, пока сидячее место не нагреется до приятной температуры.

Чем полезно знание своей ведущей системы восприятия

Людям желательно понимать, какая модальность у них является ведущей. Это знание помогает человеку не только стать интересным собеседником, но и позволяет овладеть техниками убеждения:

  1. Личность, которая хорошо разбирается в модальностях восприятия, лучше понимает других, значит, быстрее и эффективнее может успокоить и убедить оппонента в случае необходимости.
  2. Осознание собственной ведущей модальности помогает «раскусить» недоброжелателя, авантюриста или просто лжеца.
  3. Человек, который ориентируется в собственной системе восприятия, найдет общий язык со своими детьми.
  4. Если возникнет необходимость выступать на публике, знание ведущей модальности поможет установить контакт с аудиторией.
  5. Так же понимание себя ведет к принятию правильных, эффективных решений.

В притче о слоне слепые мудрецы использовали только один канал восприятия – кинестетический – не смогли понять, чем является «предмет».

А животное, в конце концов, раздавило ученых мужей просто потому, что они не отошли вовремя и не уступили ему дорогу.

Если бы мудрые люди подключили аудиальный канал восприятия или воспользовались бы чужим визуальным каналом, они бы быстрее поняли, что собой представляет слон.

Читайте также:  Типы темперамента по гиппократу - психология

Сильные развитые модальности помогают воспринимать мир более красочно, наслаждаться всеми жизненными проявлениями, выносить пользу из ситуаций и событий, которые прежде казались вредными, бесполезными, скучными.

Читайте Клубер в Telegram, Instagram и Pinterest.

Источник: http://www.cluber.com.ua/lifestyle/psihologiya-lifestyle/2018/04/modalnost-vospriyatiya-kak-opredelit-vedushhuyu-sistemu-vospriyatiya/

Репрезентативные системы человека и методы их выявления, Практическая психология

Репрезентативная система (система представлений, модальность, сенсорный канал) — это система, посредством которой человеком воспринимается и используется информация, поступающая из внешнего мира.

Репрезентативная система — понятие, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира[20].

У каждого из нас есть несколько различных способов репрезентации собственного взаимодействия с миром. Ниже описывается несколько конкретных репрезентативных систем, которыми каждый из нас может воспользоваться для репрезентации собственного опыта.

У нас есть пять несомненных чувств, посредством которых мы соприкасаемся с миром — мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения.

В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы репрезентировать собственный опыт.

Свой опыт мы можем хранить в репрезентативной системе, которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт был воспринят. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на шесть категорий:

Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит.

Визуалы обычно любят кино, у них зачастую хорошая память на лица, они замечают разные мелочи и детали, которые остальным могут показаться просто «фоном».

Многие визуалы не испытывают проблем с правописанием, так как часто запоминают, как пишутся слова, не по буквам или согласно правилам правописания, а помнят их целиком, как иероглифы.

Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации и подразделяется на аудиально-тональную и аудиально-дигитальную подсистемы. Люди с аудиально-тональной подсистемой хорошо различают интонации, обладают хорошим музыкальным слухом. Носители же аудиально-дигитальной подсистемы улавливают, в первую очередь, слова, хорошо понимают устные инструкции.

Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание. Кинестетики зачастую выбирают максимально удобную и приятную к коже одежду, распространено мнение, что они любят со всеми обниматься, но это не так.

Поскольку осязательный канал у кинестетиков — ведущий, им часто трудно дотронуться до неприятного им человека, даже просто, чтобы пожать руку, но к приятным им людям они достаточно часто прикасаются при разговоре — могут застегнуть не застегнутую пуговицу на собеседнике, стряхнуть пылинку или что-то поправить, что обычно кажется бестактностью не кинестетикам.

Олфакторная репрезентативная система опирается на обоняние, и поскольку она встречается реже, чем перечисленные выше, и знаний о ней у людей меньше, то часто ее относят к кинестетической.

Олфакторы лучше всего чувствуют запахи, и приятный или неприятный, резкий запах может существенно отвлечь их от всего остального.

Если человек при рассказе, допустим, о каком-то путешествии обязательно упоминает запахи — свежий морской воздух, запах кофе на туристической улочке старого города — или не может в принципе отвлечься от неприятного запаха, скажем, моющего средства для окон или пластика, то, скорее всего перед вами олфактор.

Густаторная система опирается на вкусовые ощущения. Так как она тоже достаточно редкая, не такая как олфакторная, но куда реже аудиальной, ее часто относят к кинестетической.

Обладатели этой репрезентативной системы запоминают, в первую очередь, вкусовые ощущения, зачастую именно эти люди ездят в гастрономические туры по странам и в их воспоминании о детстве почетные места занимают бабушкины пирожки и манная каша с комочками из детского сада.

Дискретная репрезентативная система опирается на логическое осмысление полученной извне информации. Часто ее вообще отказываются считать таковой, ведь она опирается не на конкретные сигналы из внешнего мира, а на собственные умственные построения.

Обычно такие люди воспринимаются другими как немного «оторванные от реальности», но обычно они очень практичны, хорошо понимают свои потребности, любят все «раскладывать по полочкам» и алгоритмизировать, оптимизировать неприятные или неинтересные им процессы для того, чтоб упростить и ускорить их выполнение/

Как видите, не все так просто в психологическом делении человека на типажи. И, как правило, оно не ограничивается четкими рамками — каждый человек многогранен и несет в себе определенную долю любого из перечисленных типов[21]. В соответствии с указанными маркерами определяется тот или иной тип человека.

1. Кинестетический тип:

— нижний тип дыхания;

— медленный темп речи;

— низкий тембр голоса;

— жестикуляция на уровне диафрагмы;

— предикаты типа «ощущать», «чувствовать», «тяжелый», «легкий», «горячий», «холодный», «движение», «простой»;

3. Аудиальный тип:

— средний тип дыхания;

— поза ближе к расслабленной, часто с наклоном головы в сторону собеседника (как бы прислушиваясь);

— средний темп речи;

— средний тембр голоса;

— жестикуляция на уровне диафрагмы;

— предикаты типа «слышать», «тихий», «громкий», «глухой», «гармоничный», «ритмичный», «созвучие»;

— глазодвигательные реакции преимущественно на среднем уровне.

Существуют ли указанные выше типы человека в чистом виде? Очевидно, нет, но для нас с практической точки зрения и не представляется важным точная классификация типов.

Значительно важнее другое: выявление текущей динамики модальностей внутреннего опыта, выявление неконгруэнтностей (об этой важнейшей категории мы поговорим подробнее ниже), определение модальности, необходимой для присоединения, и т. д.

Все это требует, прежде всего, быстрой и уверенной калибровки.

Ориентация, в том числе и на невербальные каналы передачи информации, является необходимым условием умения общаться, улавливать нюансы и тенденции поведения других людей. Но бессознательной калибровки недостаточно для целенаправленной работы в техниках структурной психосоматики.

Следовательно, необходимо не столько даже обучиться ей, сколько структурировать соответствующие карты, добиться устойчивого пребывания центра осознания в данной зоне во время работы. Сразу же отметим, что ни один опытный специалист не калибрует «по опроснику», т. е.

никто и никогда не определяет последовательно тип сложения, дыхания и т. д. — оценка производится сразу и «обзорно».

Когда потом такого специалиста (оператора) спрашиваешь, по каким признакам он произвел классификацию, когда сам пытаешься описать процесс калибровки, единое действие начинает распадаться на фазы — да, действительно, глазодвигательные реакции такие-то, предикаты такие-то, все правильно, но явно ощущается, что нечто важное ускользает, не поддается вербализации. Дело в том, что, во-первых, калибровка осуществляется по «совокупному впечатлению», это скорее мастерство, нежели отработанная пооперационная процедура; во-вторых, терапевт находится на глубинных уровнях сознания — не ниже четвертого, на которых вербализация принципиально затруднена.

Описанные элементы являются базовыми — без овладения ими невозможно применение каких-либо техник, овладение же ими — это первый шаг к профессиональной деятельности.

Но не только — владение калибровкой, присоединением и ведение на осознанном уровне чрезвычайно полезно и в широком круге обыденных житейских контекстов, оно позволяет осуществлять межличностные контакты на совершенно ином уровне эффективности.

Прекрасными примерами успешной калибровки, присоединения и ведения являются отношения «мать-ребенок» и в тех партнерских парах, о которых говорят, что они живут «душа в душу».

Вообще, отношения между половыми партнерами могут рассматриваться как самый очевидный случай близких отношений на невербальном уровне — здесь чисто телесные проявления значат «больше слов» и зачастую делают слова излишними.

Другой пример хорошего контакта на уровне присоединения и ведения — случай менее очевидный, но классический (с него, в частности, начинались исследования в области психологии малых групп). Это — так называемые слетанные пары летчиков-истребителей.

Действительно, хорошие пилоты далеко не всегда могут образовывать удачные пары.

В свое время случай подсказал, что совместимость может быть спрогнозирована заранее: в душевой одного из авиационных подразделений система подвода горячей воды была устроена таким образом, что изменение расхода воды в одной из соседних кабин влияло на температуру воды в обеих.

Один из врачей обратил внимание, что некоторые соседи, не видя друг друга и не согласуя своих действий, легко и быстро добиваются комфортной для обоих регулировки, а у других это не получается. Первые пары были удачными партнерами и в воздухе. Этот пример показателен в нескольких отношениях:

— присоединение и ведение (а анализ показал, что в успешных парах всегда устанавливались отношения «ведущий-ведомый») может основываться на самых периферических феноменах в таких условиях, когда калибровка по глазодвигательным реакциям, типу дыхания и другим признакам просто невозможна;

— отношения «ведущий-ведомый» успешны лишь тогда, когда они экологичны для обоих участников.

Связь репрезентативных систем (модальности) со стилями энергоинформационного общения. Репрезентативные системы (модальности) — это пути получения, обработки, хранения и извлечения информации (картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы).

Основных систем четыре: визуальная, внутренний диалог, аудиальная и кинестетическая. У каждого человека они развиты по-разному.

Одни люди больше доверяют зрительной информации, другие — своим чувствам, третьи хорошо воспринимают информацию на слух и им не обязательно видеть собеседника, а четвертые не сразу воспринимают информацию, они должны ее обдумать.

1. Визуальная репрезентативная система — восприятие, обработка и хранение зрительной информации. Человека, у которого в большей степени развита визуальная система, будем называть визуалом.

2. Внутренний диалог — репрезентативная система, отвечающая за формирование и обработку мыслей, общение с самим собой.

3. Аудиальная репрезентативная система — восприятие, обработка и хранение слуховой информации. Человека, у которого в большей степени развита аудиальная система, будем называть аудиалом.

4. Кинестетическая репрезентативная система — восприятие, обработка и хранение чувственной информации (тактильность, обоняние, осязание, вкус). Человека, у которого в большей степени развита кинестетическая система, будем называть кинестетиком.

Функционирование репрезентативных систем можно наблюдать, следя за движением глаз собеседника (глазными сигналами доступа). Эти движения могут быть мимолетными или фиксированными. Они являются бессознательными и обязательны при обращении к той или иной репрезентативной системе (рис.3).

Сильные и слабые стороны команды. Рациональные команды, т.е. команды, составленные из людей, относящихся к рациональным типам, хорошо работают в ситуации стабильности, где нужны планомерные и последовательные действия, точность и терпение. В ситуациях хаоса, неопределенности они теряют цели, не успевают отслеживать ход событий и изменения.

Иррациональные команды — это команды революционеров, внедряющих новое. Их активность высока, но и высок риск их деятельности. Они целеустремленны, им любое море по колено, они отличаются гибкостью подходов. В то же время они не способны на стабильную монотонную работу, не любят подчинение, соблюдение правил.

Интуитивные команды продуцируют огромное число ценных идей и перспективных возможностей для предприятия. В них царит атмосфера непрерывного мозгового штурма. Вместе с тем они не способны реализовывать свои идеи ввиду отсутствия у членов команды организаторских данных, по способны создавать неимоверный хаос, постоянно теряя направление творчества.

Сенсорные команды действуют быстро, активно, целенаправленно, сметая на пути все преграды. Участники таких команд имеют высокий тонус, в них нет места слабым и слабостям, В то же время в этих командах отсутствуют новые идеи, некому указать на возможные неприятности в будущем, перед которым они испытывают страх.

Логические команды отличают четкий порядок, стабильность и предсказуемость, профессиональное администрирование, соблюдение договоров и дисциплина. Вместе с тем такие команды характеризуются холодностью во взаимоотношениях, в них нет сплоченности. Члены команды тяжело переживают конфликтные ситуации внутри предприятия, отсутствует внешняя дипломатия.

Эмоциональные команды характеризуются атмосферой тепла и уюта, притягательностью для внешних партнеров комфортным общением, внимательностью к человеку. В то же время в этих командах отсутствуют четкий порядок, дисциплина, нет конкретных результатов деятельности.

Таким образом, для эффективного развития в команде должно быть сбалансированное представительство людей, относящихся к разным стилям энергоинформационного общения. Хотя под определенные задачи можно создавать команды с преобладанием стилей, которые наиболее эффективны для их решения.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/27896-reprezentativnye-sistemy-cheloveka-i-metody-ikh-vyyavleniya-prakticheskaya-psikhologiya

Ссылка на основную публикацию