Развитая личность на пути служения — психология

Целостность личности

Целостность личности — это такое соединение ее частей, которое создает крепкую и гармоничную целостность. Можно говорить о внешней, или общей целостности личности, имея в виду гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни.

Если человек днем учит здоровому образу жизни и нравственным ценностям, а ночью и до утра «гудит» в ночном клубе, снимая девушек легкого поведения, говорить о целостности такой личности трудно. Целостность личности предполагает соответствие содержания внутренней жизни человека и его внешней деятельности.

Так, верующему человеку бывает трудно служить в армии, убивая людей: это разрушает его целостность.

В психологии чаще говорят о внутренней целостности личности, имея в виду способность человека в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженным своим жизненным позициям и ценностным ориентациям.  Это человек одновременно автономный — и открытый к людям и жизни.

О целостности личности говорят, когда человек имеет смелость посмотреть на вещи реалистично, делать свои выводы и, если необходимо, сказать об этом, в том числе противостоя внешнему давлению. Это личность, у которой есть устойчивое мировоззрение и система ценностей. Это человек, которого не терзают противоречия, у которого внутри покой и уверенность.

Антиподом понятия «целостная личность» является понятие «фрагментарная личность», т.е. личность, элементы которой входят в конфликт друг с другом .

Откуда берется или как складывается целостность личности? Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. В зависимости от конкретного окружения и внутренней предрасположенности целостность личности может складываться по двум основным моделям: по силовой модели и модели внутренней гармонии.

В силовой модели целостность личности поддерживается жесткими убеждениями и способностью эти убеждения отстаивать в прямом и открытом конфликте. Такая личность может сломаться целиком, но сгибаться и «сдавать» свои убеждения она не будет.

Чем устойчивее ценности личности, тверже ее убеждения, принципы, идеалы, тем более ярко проявляется и ее целостность.

Заметим, что человек с невысоким уровнем развития личности , «упертый» на своих взглядах, будет называться «упертым», а не целостным.

О целостности говорится в отношении людей уже с определенным уровнем развития, где в убеждениях есть не только воспроизведение бытовых стереотипов, но и высокая мораль, тем более представление о духовности. Человек, живущий под звездой своих идеалов и ценностей, готов без внутренних сомнений принести в жертву своим убеждениям себя и свою жизнь. Можно сказать, что это развитая личность на пути Служения.

Силовая модель целостности личности более характерна для мужчин и воспитывается в рамках мужской культуры. Мужчине непросто согласиться с внешними требованиями и внешним контролем, он должен эти требования принять внутри себя, действительно согласиться с ними. Но если он их принял, он будет следить за ними сам. Он стал — таким.

Метафорически, это конструкция из резины, которую можно сжать, растянуть и согнуть, но как только будет ослаблено давление, все восстанавливается. Модель внутренней гармонии более характерна для женщин и воспитывается в рамках женской культуры.

В модели внутренней гармонии целостность личности поддерживается двумя обстоятельствами: гармонией внутри и внутренней гибкостью. Когда отношения со средой складываются благополучно, то есть человек принимает среду, а она — его, то формируется здоровая, нормальная, внутренне непротиворечивая — цельная личность.

Гармония внутри, которую иногда описывают как союз сознания и подсознания, как отсутствие конфликтов между внутренними частями личности, чаще представляет собой усвоение социально приемлемых убеждений и ПОЗИТИВНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ, когда человек понимает как окружающих, так и себя, отмечает в себе и окружающих в первую очередь положительные и сильные стороны и не склонен к самообвинениям. Мягкие движения, теплые интонации и естественная доброта дополняет образ такого человека.

Что касается внутренней гибкости, то это способность на время приспосабливаться к жестким требованиям внутренней среды, используя при этом любую возможность для самовосстановления, для возврата к исходному состоянию.

Источник: http://pozitivika.com/social/groups/viewdiscussion/1079-tselostnost-lichnosti?groupid=38

Цели роста и развития личности

Среди людей устремлены к развитию единицы, все остальные члены общества потребления заняты потреблением и развлечениями.

Однако всегда были те, которые верили, что в жизни есть какая-то цель, какой-то высокий смысл и достойная задача, и были готовы себя развивать, превращая себя из организма — в личность.

Однако мало направить себя к развитию, не менее важно определиться с его направлением.

Путь развития — не один, путей роста и развития личности — много. Куда расти? В какую сторону себя развивать? Один из первых выборов — это выбор между внутренней гармонией и служением чему-то внешнему. Личность, выстроенная под гармонию как внутреннюю, так и внешнюю. — гармонически развитая личность.

Можно сказать, что здесь личность, ее гармоничное существование является самоцелью и самоценностью. Другой вариант — Личность, выполняющая свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей, обществом или хотя бы бизнесом, в религиозно-ориентированном подходе — перед Богом).

Здесь личность — скорее инструмент и средство, здесь личность выстраивается иерархически, руководствуясь не ощущением внутренней гармонии, и качеством служения внешней цели.

Что вовсе не исключает случаев, когда путь служения для кого-то является полностью внутренне гармоничным. Это может быть, этого может и не быть, просто в служении это — не важно. Иерархически развитая личность выстраивается не под свое удобство, и к достижению той или иной цели..

Что может быть такой внешней целью? Для христианина и иудея целью является уподобление божественной чистоте, образу и подобию Божьему, и вершиной развития личности здесь является Святость.

В советской культуре достойной целью считалось Всестороннее и гармоничное развитие личности.

В этой модели имелось в виду развитие всех способностей личности, развитие тела и духа, нравственности и практичности, знаний и умений, технического и гуманитарного мышления, способности как к физическому труду, так и к интеллектуальному поиску.

Под гармоничностью имелась в виду не субъективное переживание собственной гармоничности и тем более не просто ощущение внутреннего благополучия, а объективная сбалансированность всех развитых способностей. По замыслу, это должно было быть объединение гармонической и иерархической структуры. Путь к этому — Самосовершенствование.

Психологическое сообщество активно продвигает ценности Самоактуализации, однако нечеткость границ этого понятия и отсутствие технологий движения по этому пути (думается, что двухгодичная психотерапия подобной технологией признана быть не может) мешает широкому распространению этого пути роста и развития личности.

Нужно учесть и то обстоятельство, что часто за стремлением к самоактуализации и увлечением личностным ростом часто стоит элементарная неустроенность личной жизни, неумение адаптироваться к жизненным требованиям.

Многие девушки увлечены тренингами личностного роста, однако найдя любовь и счастливо выйдя замуж, начинают больше увлекаться кулинарией, а не тренингами. Зачем?

Сегодня в России по факту отсутствует цель развития личности, поддерживаемая государством или значительной частью общества. Семья со своей воспитательной ролью не справляется, школа самоустранилась, и сегодня на роль воспитателя личности неожиданным образом стал претендовать бизнес.

Действительно, большая часть программ, направленных на рост и развитие личности, задаются требованиями бизнеса. Для успешных продаж и эффективных переговоров сотрудникам необходимо выработать умение точно чувствовать состояние собеседника, понимать его мотивы, учитывать его цели и грамотно договариваться, используя и логику, и эмоции.

Обучая лидеров и руководителей, у перспективных молодых людей воспитывают проактивность, привычку к позитивному мировосприятию, позицию сотрудничества и навык личной ответственности, Эти навыки универсального плана, они востребованы не только в бизнесе, но исключительно важны и в личной жизни каждого человека, но обучает этому бизнес, потому что это нужно для дела. Сотрудники проходят курсы повышения квалификации, тренинги, коучинг и другие варианты учебно-образовательной деятельности не потому, что это нужно человеку для его внутренней гармонии, а потому что этого требует эффективный бизнес. Бизнесу требуются качественные люди — бизнес не находит в России таких людей — бизнес начинает заниматься воспитанием качественных людей.

Возможно, стоит задуматься и над вопросом: а как далеко нужно идти по пути личностного самосовершенствования? Люди, стремящиеся к личной гармонии, решают его более чем произвольно: кто-то (чаще мужчины) готовы идти до самых вершин, другие (чаще женщины) занимаются своей гармонией постолько-поскольку, излишне себя не перенапрягая. Если же человек рассматривает рост и развитие своей личности как способ и средство для достижения той или иной внешней цели, то бизнес-подход может дать здесь полезные подсказки. Если смотреть на личность как на инструмент, а не как на самоценность, то достижение вершин развития личности — задача спорная. Ножи у хозяйки должны быть заточены достаточно, а не идеально. Чрезмерная увлеченность развитием своей личности нередко делает человека социально менее привлекательным. Надо ехать на дачу, помогать родителям — а у него очередной тренинг по самоусовершенствованию…

Возможно, увлечение задачами личностного роста и развития иногда оказывается только элементом моды, отвлекающим от более важных жизненных потребностей. Кажется спорным стремиться совсем ввысь, когда не решены элементарные задачи.

Не следует торопиться на стадион тому, кто не вполне здоров, и не уместно ставить задачи просветления тому, кто нуждается в помощи психотерапевта. Если человек не владеет элементарной психологической культурой, ему надо заняться ликбезом, а не высокими духовными поисками. Наверное, путь к большому развитию стоит начинать с задач более простых.

Более приземленные, и, возможно более житейски понятные задачи роста и развития личности — это путь делового успеха и путь гармонии с близкими. Путь гармонии с близкими — в большей степени женская ценность, в то время как деловые проекты и деловая успешность, как ценности, ближе мужскому гендеру.

Хорошо и разумно, если мужчина стал сильным руководителем, любящим мужем и заботливым отцом, а женщина — радостью для мужа и мудрой матерью для детей. Все ли это умеют? Если нет, то этим и следует заняться.

Научить себя базовым психологическим навыкам, дающим вам пропуск в большую и достойную жизнь — достойная задача.

Источник: http://polet-dushi.ru/duxovnye-praktiki/muzhskie-praktiki/celi-rosta-i-razvitiya-lichnosti/

Воспитание личности

Сколь часто личность в нас торжествует победу, которая суть победа глупости над разумом

Кто ещё не в курсе, чем отличается личность от индивидуальности, просим сюда. Хотя наш сайт посвящён развитию индивидуальности, души и духа, всё же личность нельзя игнорировать ни в коем случае. Ибо врага нужно знать в лицо.

Иначе как вы будите знать, что все ваши так сказать «благие» намерения это не уловки низшего эго, а желание вашего высшего «Я»? Я уже писал сколь трудно различить голос ума от голоса сердца, ибо эти те двое ведут постоянную «борьбу» между собой разрывая человека на части.

И если у человека доминирует голос ума, то он будет считать себя личностью и все его движения будут направлены на развитие личности, воспитания личности и формирования личности.

Что же такое личность?

Логично предположить, что перед тем как что-то развивать, надобно хотя бы знать, что вы собираетесь развивать.

Личность это и есть низшее «я» (природа) человека, или попросту говоря, эгоизм, под этим названием его (её) лучше всего люди и знают. Будучи сами эгоистичны, они всегда очень точно определяют эгоизм в другом человеке. Вспомните сколько раз вы лично в жизни мысленно либо вслух замечали, что кто-то повёл себя эгоистично.

Это свидетельство того, что в том другом человеке эгоистичная натура либо зашкалила больше вашей собственной, либо вы попросту узнали себя. Внутренне не осознавая, что тот другой смог так нагло проявить свой эгоизм, а вы ещё по каким-то там причинам свой сдержали.

Вот и выходит, что в большинстве своём, народонаселение всё ещё стоит на весьма не высоком уровне развития (духовного), и тем самым истерично пытается развивать свою низшую природу.

Носясь как дурень со ступою, по всякого рода тренингам, семинарам, йога-центрам, лекциям, ища возможности ухватить Создателя за бороду и вырвать у Него счастье для свой личной выгоды, удовольствия и наслаждения. Не верите? Обратимся к статистике. Факты, как говорится, упрямая вещь.

Читайте также:  Учеба (младший школьник) - психология

Вот, например, сколько документов существует в поисковике Яндекс по запросу «развитие личности».

Обратите внимание на статистику «показов в месяц». Это столько раз кого-то интересовал сей вопрос, и, начитавшись там всякого бреда, примерно столько же людей раздули своё низшее эго. А это ни много ни мало 4000 человек в день!

И вот, например, статистика по запросу «развитие индивидуальности».

Как говорится «без комментариев». 90 человек в день в лучшем случае поняли и начали работу над собой, развивая свою индивидуальность, беря под контроль свою личность. Процентное соотношение развивающих свой эгоизм по сравнению с теми, кто становится на духовный путь развития, думаю, посчитаете сами.

Проблема личности

У личности реальные проблемы. И их великое множество, но все они нацелены только лишь на одно. Это как можно дальше увести человека от самого себя. Не дать ему реализовать свою божественную природу, тем самым увести как можно дальше от Создателя.

И с прискорбием можно констатировать тот факт, что пока ей это удаётся. Но самая большая пакость личности заключается в следующем.

Она, услышав такие понятия как: «духовный рост», «духовное самосовершенствование», «духовное развитие» берёт на вооружение истинные, правильные знания и творит для человека очередную иллюзию, я её называю «игра в духовное развитие».

Доказательством тому служат такие словосочетания:

  • нравственное воспитание личности (Яндекс: 20 млн результатов, 6 798 показов в месяц);
  • духовное воспитание личности (Яндекс: 34 млн результатов, 5 282 показа в месяц);
  • духовно нравственное воспитание личности (Яндекс: 33 млн результатов, 4 626 показов в месяц).

И иже с ним. Это не что иное, как подмазаться, замаскироваться, под высшее «Я». И пока человек не развил в себе истинного духовного человека, божественную индивидуальность, личность будет примерять на себя все её одежды.

Она будет именовать себя «духовно воспитанной» личностью, «нравственно развитой» личностью и даже «божественной личностью».

Но если вы будите, внимательны, то вы увидите, что раздвоение личности относиться именно к ней, но никогда не к индивидуальности.

https://www.youtube.com/watch?v=1cxKc0OYK3M

Вы никогда не услышите о раздвоении индивидуальности. Даже всезнающий поисковик, имея 2 000 000 документов, выдаёт их под названием «раздвоение личности». Даже он не знает, что это такое и просит «Дать объявление» ибо никто ни разу это не запрашивал.

Надеюсь, когда ПС проиндексируют эту статью, в сети появится хотя бы один документ по запросу «раздвоение индивидуальности», хотя таковой и нет в природе, по крайней мере, я ничего об этом не знаю, и пока не смогу ничего написать. Но вот зато, сколько уже сказано, написано и снято про раздвоение этой самой личности.

Подытожим. Если вы решили развивать свою личность, заняться воспитанием своей личности, формированием оной, то вам явно не сюда. Ступайте в поисковые системы, они с удовольствием вам выдадут разного рода тренинги, семинары по раздуванию собственной важности.

Расскажут, как вам опухнуть от самомнения и самодовольства. Как это всё «правильно» оформить и выставить в соцсетях. В общем, за самообманом это не ко мне.

А ко мне милости прошу всех тех, кто уже понял всю пагубность личностного роста, кто уже догадался или осознал что вы, есть душа небесная, и только её развитие имеет натуральную ценность.

Я вовсе не претендую за изобретение колеса, ибо всё уже давно изобретено до меня с вами. Я всего лишь хочу помочь вспомнить, кто вы есть и поднаправить вас на пути. Для заинтересованных личностей

Источник: http://selfpickup.ru/samorazvitie/vospitanie-lichnosti.html

Два пути совершенствования личности

В совершенствовании личности существует два подхода.

1. Путь внешних изменений

Первый – сугубо внешний, очень поверхностный. Часто люди относятся к совершенствованию себя, как к набору внешних проявлений их усилий. Популярны различные техники, которые позволяют улучшить не качество общения, а его внешние проявления.

Например, если ты хочешь понравиться человеку, то нужно похвалить его собаку, сделать ему комплимент, нужно улыбнуться. Это хорошие рекомендации, но для того, чтобы развить большую эффективность в жизни они не подходят.

Просто они не дают существенного изменения ситуации.

Такой подход Кови в своей книге называет этикой личности. Это как раз техники различных человеческих и общественных связей. Как общаться, как знакомиться, как отношение развивать. Еще сейчас позитивное мышление очень популярная тема.

Вот такие поговорки упоминаются в тренингах: «У улыбки больше друзей, чем у хмурости», «Человек может достичь того, что понял и во что поверил», «Ваше отношение определяет ваше положение».

Хорошо звучит, но это не совсем та глубина развития.

Многие авторы пишут книги, известны на этом психологическом поприще, достигли больших успехов. Эти книги люди покупают, читают. Фильм «Секрет» очень популярен. В чем же суть всех этих методик, как вы думаете? Научиться позитивно мыслить, поверить, определиться с целями – и тогда что произойдет? Твоя мечта воплотиться в реальность.

Таким образом, все эти методики работают с ментальным аппаратом, раскручивают его. Если человек верит, то его возможности непременно будут расширяться. И часто мы находим подтверждение, что вроде бы так оно и есть – все те, кто работали с этими техниками, они подтверждают, что да, действительно работает.

2. Путь внутренних глубинных изменений характера

Но Кови такой подход аккуратно начинает критиковать во введении. Он говорит такую вещь: ну представьте, что, например, крестьянин посев производит не в мае, как положено, а делает это в июне или июле.

Он начинает верить и позитивно мыслить, что непременно будет хороший урожай, а к сентябрю все поспеет.

Как вы думаете, это произойдет или нет? Вряд ли это произойдет, потому что есть некие объективные законы, которые мы обойти не можем.

Кови в самом начале говорит, что есть еще и другой подход, второй, более глубокий. Это этика характера. Этика характера означает, что я работаю над собой, изменяя свои качества характера, достигаю изменения внешних обстоятельств. Это очень долгий путь. Как вы знаете, есть различные виды лекарств.

Скажем, если ты хочешь быстро сбить температуру, что ты делаешь? Употребляешь какой-нибудь аспирин, который дает быстрый эффект.

Симптоматика заболевания уходит, но избавившись от симптомов, вы зачастую проблему-то не решаете, потому что заболевание сохранилось, ведь есть другая глубина — причина проблемы.

Поэтому этика личности – то есть обучить, как улыбаться, как красиво говорить, как взаимодействовать — это неплохо, но зачастую проблему по-настоящему не решает, ведь внутренний мир как был, такой и остается, и серьезные изменения не происходят.

Этика характера означает, что мы работаем со своим характером очень глубоко, со своими навыками, внутренними установками, с принципами — здесь мы разбираемся со своими проблемами.

И, несомненно, нужно уделять больше внимания этике своего характера, чтобы симптомы проходили сами, а жизнь менялась в ответ.

По лекции Дмитрия Пшонко «Конструктивный сценарий жизни»

Источник: http://audioveda.info/?p=3111

Признаки успеха на духовном пути

Настоящие святые отличаются такими качествами, как скромность, доброта, спокойствие, милосердие, дружелюбие ко всем существам, невозмутимость. Просто общаясь с такими святыми личностями, можно встать на путь сознания Кришны, т.е. стать сознающим Господа Кришну Верховной Личностью Бога, всепривлекающим, всерадующим, Абсолютом.

И это на самом деле так. Ведические писания утверждают, что чтобы развить в себе любовь к Богу, необходимо общаться с чистыми преданными.

И тогда наш разум очищается, становится чистым и ясным и способным принять истинное трансцендентное знание.

Каждому, кто соприкоснётся со святой личностью, непременно открывается путь совершенствования в духовной жизни, и, следуя по стопам такого преданного, человек разовьет в себе сознание Кришны.

В священных писаниях говорится, что человек, обретший сознание Кришны (т.е. полностью посвятивший себя трансцендентному любовному служению Господу), развивает в себе все хорошие качества полубогов.

Вот некоторые, самые яркие из этих качеств:

  • Вайшнав всегда добр ко всем и никогда не ищет ссор.
  • Вайшнава интересует сущность жизни, духовная по природе.
  • Он ко всем относится одинаково, и никто не может обнаружить в нем недостатков (имеются ввиду недостатки характера, а не телесные недуги и т.п).
  • Ум вайшнава всегда чист, свеж и свободен от навязчивых идей.
  • Вайшнав несет благо всем живым существам, он всегда спокоен и всегда полагается на Кришну (Бога).
  • У вайшнава нет никаких материальных желаний.
  • Вайшнав отличается скромностью.
  • Вайшнав всегда тверд в своих намерениях.
  • Вайшнав одерживает верх над шестью врагами: похотью, гневом, жадностью, гордынею, безумием и завистью.
  • Вайшнав никогда не переедает.
  • Вайшнаву никогда не изменяет здравомыслие (т.е. он обладает устойчивой психикой).
  • Вайшнав всегда почтителен к другим и при этом не требует почтения к себе.
  • Вайшнав серьезен (это не значит, что он не шутит или не смеется; это означает, что каждый свой шаг или слово он тщательно взвешивает и обдумывает).
  • Вайшнав милосерден (не только к людям, но и к животным; вайшнав никогда не станет убивать или поедать животных).
  • Вайшнав поэтичен (человек, познавший божественную любовь, развивает в себе способность к высокой поэзии; Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что талант в человеке – проявление Божественного).
  • Вайшнав искусен во всем (такова черта вечной души; душа в своем изначальном состоянии владеет множеством искусств, таких как музыка, живопись, танец и т.д.; в материальном мире эти искусства лишь отчасти проявляют свое многообразие).
  • Вайшнав молчалив (молчаливость – признак глубоких размышлений; вайшнав очень сострадателен, поэтому его размышления касаются благоденствия всех живых существ; под молчанием также подразумевают отказ от бесполезной болтовни или обсуждения сплетен).

В книге «Учение Шри Чайтаньи» есть такие строки:

Преданное служение — это не сентиментальные размышления или внушенный себе экстаз. Его сущность — практическая деятельность.

Необходимо в течение всей жизни заниматься преданным служением под руководством духовного учителя, чтобы достичь успехов в бхакти-йоге. А также учиться у чистых преданных заполнить каждое мгновение своей жизни деятельностью в сознании Кришны.

 Такая деятельность требует энтузиазма, убеждённости, терпения и неукоснительного следования наставлениям предыдущих ачарьев.

Для тех, кто желает достичь такого уровня,
существует шесть основных рекомендаций:

1. Человек должен принимать все, что благоприятно для выполнения преданного служения.

Преданное служение начинается с повторения святого имени Господа, а благоприятным фактором является, в первую очередь, чистота.

Чистота бывает двух видов: внешняя и внутренняя.

Внешняя чистота – это чистота тела и чистота жилища.

Для поддержания тела в чистоте следует совершать омовение сразу после сна, а также после опорожнения кишечника, после бритья, после стрижки волос и ногтей, а также после посещения кладбищ или крематория.

Чистота жилища достигается ежедневной уборкой, поддержанием порядка, а также правильного использования пространства в соответствии с ведической наукой васати («наука об устойчивости»).

Внутренняя чистота – это чистота помыслов. Она достигается с помощью поклонов духовному учителю и Божествам, а также ранним подъемом. Вставать следует до восхода солнца; обычно на западе вайшнавы встают в 4 или 5 часов утра и поют молитвы духовному учителю, а затем два-три часа повторяют имена Бога на четках.

Самым лучшим средством для сохранения чистоты ума является постоянное повторение святого имени Кришны в форме маха-мантры: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Таким образом, святое имя Кришны является одновременно и средством, и целью духовной практики.


2. Следующая рекомендация – отвергать всё, что неблагоприятно для выполнения преданного служения.

В «Шримад-Бхагаватам» содержится информация о четырех вечных принципах религии: аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости. Соответственно, четыре вида греховной деятельности разрушают эти принципы :
1) употребление одурманивающих веществ (сюда входят наркотики, табак, спиртное и даже кофе и чай, а также все продукты, их содержащие);

2) недозволенные отношения с противоположным полом (в ведической культуре половые отношения разрешены только в браке и только ради зачатия детей);

3) убиение и употребление в пищу животных (мясо любого вида, рыба и яйца отвергаются вайшнавами);

4) азартные игры (особенно в нашу эпоху, мы видим, как азартные игры становятся источником вражды между людьми; вайшнавы не ходят в игорные дома и не играют в лотереи). Чрезмерная страсть к деньгам, женщинам и положению в обществе вредит духовному развитию человека. От такой страсти следует освободиться с помощью общения с возвышенными вайшнавами.

Читайте также:  Раскаяние - психология


3. Лишь Кришна способен защитить нас от всех невзгод. Такое умонастроение развивает в себе человек, стремящийся к реальному осознанию Бога.

В Индии есть пословица: «Если Кришна захочет кого-то погубить – кто спасет его? И если Кришна захочет кого-то спасти – кто сможет погубить его?» Человек должен быть совершенно уверен в том, что только Кришна может защитить его. Вся жизнь вайшнава пронизана такой уверенностью. Так развивается подлинное бесстрашие, одно из качеств, позволяющее душе войти в духовную реальность.


4. Вайшнав должен видеть в Кришне того, кто дает ему все средства к существованию.

Смирение — это не слабость, смирение — это всегда помнить о том,
что в этом мире ничего моего нет.
Патита Павана дас

Нередко человек, воспитанный в ведической культуре, привязывался к поклонению полубогам, могущественным существам, повелителям материальных элементов и стихий. Конечно, на Западе многие считают это мифами, а богословы обвиняют таких людей в язычестве. Тем не менее, ведические писания ясно утверждают, что за любым явлением природы стоит личность.

В ведической культуре была развита традиция благословений. Эта традиция совсем неизвестна людям Запада. Здесь, на Западе, мы привыкли считать, что в жизни можно добиться все своими силами.

Тем не менее, духовная и материальная нищета, распространившаяся в современном «прогрессивном» мире, полностью обесценивает такую точку зрения. Страны мира беднеют, скудеют природные богатства, разрушается озоновый слой и тают ледники. Цунами берут свою мзду, и войны уже не кажутся чем-то далеким и необычным.

Веды утверждают, что все это – следствие несогласованных действий между человеческим обществом и вершителями судеб вселенной.

Однако тому, кто ступил на путь вайшнава, нет необходимости поклоняться полубогам. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что Он – источник всех благословений, которыми могут наградить полубоги. Поэтому, если человек желает мирно и в достатке жить на земле, он должен искать благословений исключительно Кришны (Бога). Такое отношение поможет ему также достичь духовного просветления.

Это объясняется абсолютной природой Кришны. Известны случаи, когда человек добивался у Кришны материальных благословений, но затем, лишь увидев прекрасный облик Кришны, забывал о всех своих тревогах и желал лишь одного – преданно служить Ему. Таково абсолютное благо, получаемое от поклонения Кришне и упования на Него.


5. Следующий, очень высокий уровень духовного развития, — это уровень, на котором вайшнав сознает, что одни его желания ничего не решают; пока Кришна не исполнит их, они не смогут исполниться сами по себе.

На этом этапе каждое действие вайшнава становится исполнением воли Господа. Здесь следует заметить, что зачастую люди путают свои бредовые идеи с замыслами Господа.

Чтобы действительно постичь замысел Господа, нужно, во-первых, свериться со священными писаниями, а, во-вторых, спросить у своего духовного учителя, действительно ли Господь хочет от меня этого. Лишь на очень высоком уровне духовного развития человек может слышать указания Сверхдуши. В основном, эти указания приходят к нам через разум.

Способность трезво мыслить – одно из условий для восприятия указаний Бога. Разум – проводник воли Господа, и, если разум очищен, мы можем понять, что хочет Господь, и соединить свои желания с его желаниями.


6. Последним по списку, но не по значению, подспорьем на пути к Богу является определенное умонастроение, когда вайшнав считает себя самой падшей душой, не способной ни на что. В таком состоянии вайшнав уповает лишь на Кришну, моля его о спасении.

Это очень высокий уровень; имитировать его – значит напрасно тратить время. Обычно, если мы видим у себя в сердце недостатки, нам несложно считать себя падшими.

Однако, стоит нам лишь немного продвинуться по духовному пути, как мы начинаем мнить себя великими праведниками. Это – проявление гордыни, а не подлинной преданности.

Подлинное смирение является неотъемлемым атрибутом любви к Богу, высшего достижения человеческой жизни.

 По материалам лекции Патита Павана прабху
«Нектар наставлений»

Источник: http://krishna-mariupol.org.ua/poleznye-sovety/541-priznaki-uspekha-na-dukhovnom-puti

Зачем нужна христианская психология

В 2009 году в Москве открылся Институт христианской психологии (ИХП). Ректор института – православный священник Андрей Лоргус. Мы попросили отца Андрея рассказать об институте.

– Отец Андрей, ваш институт первый в России? Сейчас есть факультет психологии Российского православного института св. Иоанна Богослова, да и многие психологи развивают христианское направление в психологии.

– Наш Институт действительно первый в постдипломном (дополнительном) образовании дает специализацию по христианской психологии. Образовательная программа Института – это уникальное сочетание духовной традиции Православия, христианской антропологии и современной научной психологии.

У нас уже есть опыт организации высшего профессионального образования. В 2002 году я был назначен деканом первого в России факультета психологии в православном институте св. Иоанна Богослова.

Перед нами стояла задача создать на базе государственного стандарта такую образовательную программу по психологии, которая бы полностью соответствовала христианскому мировоззрению и современным церковным задачам. Я уверен, что нам это удалось. Однако потенциал развития этого института оказался исчерпанным.

Поэтому возникла необходимость создать научное образовательное учреждение с бОльшими возможностями и перспективами. В современном Российском образовании нет подобного института. Создание Института христианской психологии может восполнить в системе образования существующий “пробел”.

– Так ли необходимо дополнительное христианское образование специалисту?

Дополнительное образование необходимо многим психологам, педагогам, медицинским и социальным работникам, а также священнослужителям, которые хотят повысить свою профессиональную квалификацию или пройти курс переподготовки, чтобы успешно сочетать в своей работе практические психологические навыки и знания о христианской природе личности человека.

Приведу пример. Когда психолог в своей работе сталкивается с практикой покаяния и борьбы со страстями, он, как правило, не знает, чем помочь верующему человеку, а также не чувствует, где проходит граница между психологической и пастырской помощью.

Для оказания компетентной психологической помощи психологу необходимы специальные знания по христианской антропологии, аскетике, христианской психологии и четкое понимание, где заканчивается работа психолога, и начинается служение священника.

Так же и священнослужитель не всегда может различить случаи, когда человеку нужен не духовный совет, а психологическая консультация.

Мы разработали авторские программы и спецкурсы, соединяющие в себе духовную практику с психологическими знаниями («Вина и грех», «Чувства и страсти», «Духовный и личностный кризис» и др.).

Для любого человека полученные знания и инструменты послужат проводником на трудном духовном жизненном пути.

Учреждение нового учебного, научного и просветительского института может создать базу для развития христианской психологии.

– Чем отличается христианская психология от других психологических школ и направлений?

По мнению зав. кафедрой Общей психологии МГУ профессора Б.С.

Братуся, христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека.

В этом и заключается простое, но важное отличие ее от других направлений психологии. Это отличие проявляет себя прежде всего в тех областях, которые связаны с личностью, психотерапией, в общем, с человеком.

– Есть ли необходимость в создании этого нового направления в психологии?

Необходимость в христианской психологии есть. Христианство имеет неоценимые духовные и антропологические богатства (знания о человеке), которые в настоящее время воплощаются в психологии.

Христианская психология – закономерный этап развития психологии на базе христианских ценностей, христианской антропологии и богословия. Однако, психология в целом и отечественная школа психологии в особенности весьма далеки от христианских ценностей.

Поэтому развитие психологии обогащается появлением христианской школы в обще гуманитарной парадигме психологической науки.

Потребность в психологических знаниях для современного христианина очевидна: помощь себе и своей семье, воспитание детей, психологическая помощь в церкви, уход за больными и многие вопросы социального церковного служения нуждаются в психологических знаниях.

Для успешной социальной деятельности Церкви и членам приходских общин, и священнослужителям необходима психологическая подготовка.

Ведь социальное служение в детских домах, больницах, психоневрологических интернатах невозможно осуществить без специального обучения навыкам общения и знаниям специфики оказания помощи сиротам, больным и инвалидам.

Без такой специальной подготовки у волонтеров и специалистов очень быстро может наступить эмоциональное выгорание – потеря интереса и смысла деятельности, хроническая усталость, уныние, раздражительность, что, конечно, негативно скажется как на качестве работы, так и на духовном и психологическом состоянии личности помощника.

– Какие цели и задачи ставит перед собой институт?

Институт христианской психологии создаст научную и образовательную базу для развития постдипломного (дополнительного) образования. Образовательная деятельность по специальности Психология в российском образовании развита достаточно. Однако постдипломное образование ещё нуждается в дополнительных шагах. Создание Института христианской психологии внесет свой вклад в это дело.

Главное же, это создаст необходимую базу для развития и поддержки усилий, направленных на развитие социального церковного (православного) служения – служения, так необходимого обществу.

– Смогут ли учиться в Институте специалисты, не имеющие богословского образования?

В образовательные программы Института включены основы христианской антропологии и богословия, предполагается знакомство со основными необходимыми для практической работы святоотеческими трудами, поэтому для успешного обучения христианской психологии специальной богословской подготовки не требуется.

– А те, у кого нет ни психологического, ни медицинского, ни педагогического образования могут ли поучиться?

– Для «не психологов» мы предлагаем программу переквалификации. Они смогут освоить как богословские, так и основные психологические дисциплины. Программа переподготовки включает в себя курсы общей, социальной, возрастной психологии, психодиагностики, истории психологии и психотерапии и др. Такая программа продлится три семестра.

– Начался первый набор. Какими вы видите ваших выпускников?

Наши выпускники – это прежде всего психологически и духовно зрелые личности. Ведь только вступив на путь самопознания, на путь духовного и личностного роста, начав осознанно и ответственно реализовывать заложенные Богом таланты и способности, человек оказывается способным разглядеть и помочь раскрыться внутреннему потенциалу другой личности.

Наши выпускники – квалифицированные участники Церковных программ социального служения – психологи, волонтеры, социальные работники, обладающие специальными знаниями и навыками и способные оказать профессиональную помощь тем, кто в ней нуждается.

Полученные знания пригодятся нашим выпускникам не только в их служении, а также в своей личной, семейной и общественной жизни.

– Значит ли это, что христианская психология может быть применима в личных целях, а не только для социального служения?

Обучение психологии помогает человеку разобраться в себе, поэтому личная польза от занятий христианской психологией очевидна. Не секрет, что многие приходят учиться психологии, чтобы, прежде всего, научиться понимать себя, разобраться со своими проблемами, построить свою жизнь в обществе и помочь своим близким.

Наши авторские программы и мастер-классы по христианской психологии личности, по возрастной психологии и психологии общения, по психологии семьи и брака отвечают на многие вопросы, с которыми человек сталкивается на протяжении всей своей жизни.

Зная закономерности психического и личностного развития, этапы и шаги выхода из кризиса, способы разрешения конфликтных ситуаций, человек начинает более адекватно воспринимать себя, других людей и окружающую действительность, спокойнее реагировать на сложные жизненные ситуации, быстрее находить выход из затруднительных положений, соблюдая при этом нравственные и этические нормы и не нарушая христианские заповеди.

– Каков ваш Институт сейчас?

Институт только начинает свою деятельность, но опыта и знаний к сегодняшнему дню мы накопили много. Мы продолжаем прием слушателей на три образовательные программы:

* для психологов, педагогов, медиков и социальных работников – повышение квалификации, * для не психологов, имеющих любое высшее образование – программа переподготовки,

* для иногородних специалистов – программа-интенсив.

Наши преподаватели – выпускники факультета психологии МГУ, то есть представители московской психологической школы, кандидаты и доктора психологических наук.

Читайте также:  Интеллект - разные понимания - психология

Мы ведем как образовательную деятельность, так и научную, просветительскую, принимаем участие в международных проектах.

Мы проводим тематические семинары и психологические группы по широкому кругу проблем современного человека, христианина. У нас немало международных связей по христианской антропологии и психологии. Мы сотрудничаем со многими христианскими психологами из России и других стран.

– Сколько стоит обучение в вашем институте?

Образование, причем качественное, всегда ценилось, так как это залог профессионального успеха в будущем.

Качество образования – это компетентность преподавателей, серьезная научная база, доступная и увлекательная форма подачи сложного материала, выверенные методы практической работы.

По меркам современного высшего образования соотношение стоимости обучения и его качества у нас оптимальное.
Мы уверены – учиться у нас будет и почетно, и полезно, и интересно.

Источник: http://www.pravmir.ru/zachem-nuzhna-xristianskaya-psixologiya/

Как развивается личность?

Автор Татьяна в 12/01/2014. Опубликовано Психология личности

Развитие личности всегда интересовало самых выдающихся мыслителей в области психологии. Наша личность делает нас уникальными, но как она развивается? Как именно мы становимся теми, кто мы есть сегодня?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, многие видные теоретики разработали теории, описывающие различные стадии и этапы, которые личность проходит на пути своего развития. Следующие теории сосредоточены на различных аспектах развития личности — в том числе развития в познавательном, социальном и нравственном плане.

Этапы когнитивного развития в теории Жана Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже остается одной из наиболее часто цитируемых в психологии, несмотря на то, что её подвергают серьёзной критике.

Хотя многие аспекты его теории не выдержали испытание временем, своей важности не утратила центральная идея Жана Пиаже: дети думают иначе, чем взрослые.

Его новаторский подход к изучению развития ребёнка стал важным вкладом в наше понимание процесса становления личности.

Этапы психосексуального развития в теории Зигмунда Фрейда

Будучи одним из самых известных мыслителей в области развития личности, Зигмунд Фрейд также остаётся одним из самых обсуждаемых.

В своей известной теории психосексуального развития Фрейд предположил, что личность развивается в несколько этапов, которые непосредственно связаны с конкретными эрогенными зонами.

Неспособность успешно пройти тот или иной этап, по его мнению, приведёт к проблемам личности в зрелом возрасте.

Структура личности согласно Зигмунду Фрейда

Идея Фрейда о том, что в структуру личности входят Ид, Эго и Суперэго, приобрела особое значение в популярной культуре, несмотря на отсутствие достаточной поддержки и значительный скептицизм со стороны многих исследователей. Согласно концепции, предложенной Зигмундом Фрейдом, три элемента личности — известные как Ид, Эго и Суперэго — сочетаясь, способны создать сложное поведение людей.

Этапы психосоциального развития в теории Эрика Эриксона

Предложенная Эриксоном теория психосоциального развития человека состоит из восьми этапов; до сих пор она является одной из самых известных теорий в психологии.

Опираясь в своей теории на разработанные Фрейдом этапы психосексуального развития, Эриксон всё же решил сосредоточиться на том, как на развитие личности оказывают влияние социальные отношения.

Его теория также выходит за рамки детства, рассматривая на развитие человека в течение всего периода жизни.

Этапы нравственного развития в теории Лоуренса Кольберга

Кольберг разработал теорию развития личности, описывающую процесс развития морального сознания. Базируясь на идеях Пиаже, Кольберг создал теорию, включающую шесть этапов развития.

Несмотря на то, что теория была подвергнута критике по ряду различных причин (в том числе из-за того, что она не может в равной степени распространяться на представителей всех народов и культур, а также обоих полов), она всё ещё играет важную роль в нашем понимании того, как развивается личность человека.

Источник: http://aboutyourself.ru/psi-lich/kak-razvivaetsya-lichnost.html

Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью

На правах рукописи

ВАСИЛЬЧЕНКО Анатолий Анатольевич

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ (учащиеся духовных школ)

Специальность — 19 00 01 Общая психология Психология личности История психологии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

ООЗ176ооа

Москва — 2007

003176369

Работа выполнена на кафедре психологии развития факультета педагогики и психологии Московского педагох ического государственного университета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор

Мухина Валерия Сергеевна

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор

Братусь Борис Сергеевич

кандидат психологических наук, доцент

Счастная Тамара Николаевна

Российская Академия государственной службы при Президенте РФ

Защита состоится «19» ноября 2007 г в 15 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 212 154 12 при Московском педагогическом государственном университете по адресу 127051, г Москва, Малый Сухаревский пер , д 6

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу 119992, г Москва, ул Малая Пироговская, д 1

Автореферат разослан « 2007 г

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной как в психологии личности, так и в общей психологии Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но и его самосознания

Жизненный путь личности — индивидуальная история личности, которая складывается под влиянием обстоятельств жизни, генотипа и внутренней позиции самого человека Жизненный путь определяется содержанием самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает своему жизненному пути.

Личностный смысл — выражение субъективного отношения к явлениям объективной действительности Тот личностный смысл, который придается человеком в молодости уже определившимся с выбором своего жизненного пути, опосредует его настоящее и будущее не только в обыденной жизни, но и во внутренней позиции — в его духовной сфере

Актуальность исследования понимания жизненного пути личности в юношеском возрасте безусловна, особенно когда процессы глобализации создают ситуации, нивелирующие прежде сложившиеся ценностные ориентации и моральные представления человека, влияющие на его самосознание в целом В этой связи особый интерес представляет та молодежь, которая уже самоопределилась с выбором жизненного пути, здесь складываются ценностные ориентиры, которые определяют константы, формирующие личность. Такой выборкой (помимо ряда гражданских и военных профессий) может быть молодежь, связавшая свой путь со служением в сфере Православия В этом случае выбор жизненного пути определяет не только характер предстоящей деятельности, но и особенности самосознания

Выявление особенностей понимания жизненного пути и особенностей прилагаемых для этого усилий современной молодежью является особенно актуальным, когда усиливается маргинализация молодого поколения, и когда мы воочию наблюдаем процессы ускоренной ассимиляции и интеграции в мировое сообщество

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования проблемы жизненного пути личности в контексте особенностей самосознания современной молодежи служит идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры»

Особенности жизненного пути личности мы рассматриваем через идеи С Л.

Рубинштейна, Б Г Ананьева, а также через концепцию феноменологии развития и бытия личности В С Мухиной Согласно В С Мухиной, человек развивается и существует в двух ипостасях как социальная единица и как уникальная личность, что предполагает социальную и культурную предопределенность выбора жизненного пути и одновременную уникальность этого выбора Мы разделяем эту позицию, понимая

самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду Структура самосознания включает звенья, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру Самосознание в исследовании рассматривается через анализ пяти известных звеньев структуры самосознания человека как личности 1 — идентификация с именем и заменяющим его местоимением Я, с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека, 2 -притязание на признание; 3 — половая идентификация, 4 — психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее), 5 — социально-нормативное пространство личности (права и обязанности) Многочисленными исследованиями было подтверждено, что звенья самосознания, выделенные В С Мухиной, формируются у всех людей независимо от принадлежности к какому-либо этносу, социальному слою, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик социальной ситуации развития Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей Типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, не только от момента исторического развития общества, в котором существует человек, но и от менталитета сообщества, в которое входит конкретная личность с задачей самоопределения и выбора жизненного пути

Цель исследования — изучение особенностей жизненного пути личности учащихся духовных школ

Объект исследования — жизненный путь личности в понимании учащихся духовных школ

Предмет исследования — психология понимания жизненного пути личности учащимися духовных школ

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что у молодежи с религиозной ориентацией понимания своего жизненного пути имеются выраженные позиции, которых эта молодежь неизменно придерживается в своих суждениях, в повседневном поведении и в ориентации на предстоящее будущее Учащиеся духовных школ разделяют и безусловно принимают идеи жизненного пути через канонизированные ценности Православия как в плане социального самоопределения, так и в отношении внутренней позиции (личностной и духовной)

Задачи исследования сформулированы в соответствии с целью и гипотезой

1) провести анализ исследований самосознания и жизненного пути личности в психологии и других областях знаний,

2) исследовать специфику самосознания личности и понимания своего жизненного пути у студентов духовных школ,

3) провести сравнительный анализ специфики самосознания личности и понимания своего жизненного пути у студентов духовных школ и у студентов светских университетов

Методы, используемые в настоящем исследовании. В нашей работе использовались следующие методы.

1 — включенное наблюдение, 2 — проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В С Мухина, К А Хвостов), 3 — проективный метод «Кто я?», представляющий рефлексию на себя с целью самоописания личностных свойств, 4 — экспресс-диагностика межэтнической аккультурации, 5 — рефлексия учащихся духовных школ на свое представление о жизненном пути духовного лица Кроме того использовались статистические методы обработки данных

Было обследовано 100 студентов духовных школ МДА и С, 30 монахов и священников, 100 студентов-психологов V курса, 30 аспирантов-психологов МПГУ. Работа проводилась в период с 2004 по 2007 год Кроме того, проводился сравнительный анализ результатов исследований, направленных на изучение особенностей самосознания молодежи, находящейся в различных социальных условиях

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивалась соблюдением исходных методологических и теоретических принципов, применением обоснованных теоретически методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, эмпирической проверкой гипотезы и выводов, а также обсуждением полученных результатов с экспертами (профессорами богословия и преподавателями МДА и С, психологами)

Научная новизна и теоретическое значение.

В контексте психологии личности исследовалось понимание жизненного пути личности православной молодежью — учащимися духовных школ Было показано, что в случае, когда молодежь уже определилась с выбором жизненного пути, она стабильно ориентируется на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личности, что выбор жизненного пути определяет не только характер предстоящих деятельности и образа жизни, но и особенности самосознания

Теоретическое значение обретают выявленные универсальные и специфические показатели социальной, культурной и духовной представленности выбора жизненного пути православной молодежи, а также уникальность выбора жизненного пути, опосредованная самосознанием индивидуальной личности

Практическая значимость исследования заключается в возможности прогнозирования особенностей ценностных ориентации, связанных с выбором и пониманием жизненного пути личности Результаты проведенного исследования могут быть использованы для решения реальных проблем молодежи, связанных с выбором жизненного пути

Основные положения, выносимые на защиту: 1 Выбор жизненного пути и следование его социальным ожиданиям приводит к стабильной и последовательной ориентации на ценности,

которые определяют константы, формирующие самосознание личности Выбор жизненного пути детерминирует как характер предстоящей деятельности, так и особенности самосознания личности

2 Выбор жизненного путч в сфере православного служеьия создает условия для формирования толерантного типа поведения как в кругу православных коллег, так и с представителями мирских граждан

3 Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования религиозного сознания и религиозной веры Религиозное сознание и религиозная вера, поддерживаемые религиозными догмами, ложатся в основу психологии понимания жизненного пути личности православной молодежи Учащиеся духовных школ отличаются догматическими представлениями о жизненных ценностях и о жизненном пути личности Условия, определяющие их выбор жизненного пути достаточно категоричны, что жестко определяет их выбор в монашество или в священнослужение

Выбор жизненного пути в сфере светского образования отличается большим разнообразием вариантов, что влечет за собой высокий разброс вариантов целей и возможных выборов

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждали на чтениях молодых ученых кафедры психологии развития МПГУ (2006,2007), на Рождественских чтениях (2007)

Источник: https://psibook.com/scholarly/psihologiya-ponimaniya-zhiznennogo-puti-lichnosti-pravoslavnoy-molodezhyu.html

Ссылка на основную публикацию