Развивающаяся личность — психология

Развитие личности

Каждый человек – это личность! А личность должна развиваться, чтобы, как минимум – оставаться личностью, а как максимум – состояться в этой жизни. Мы никогда не будем полностью удовлетворены своей жизнью, если мы в ней так и останемся никем, то есть теми, кем нас делают другие люди, а не мы сами.

Да, мы все уникальны, у каждого из нас своя судьба, которую мы строим своими руками, но при этом, лишь немногие из нас, хотят стать такой личностью, в существовании которой, был бы смысл.

Люди рождаются и умирают, они приходят в этот мир и уходят из него, и лишь немногие из них, что-то в этом мире после себя оставляют, что-то такое, за что их уважают, любят, помнят, ценят, чтут.

Развитие личности – это развитие человеком всего себя. Мы не должны разделять себя на составные части и говорить о каждой из них в отдельности, говоря о развитии своей личности. Личность – это совокупность всех человеческих качеств – это весь человек, и это история о человеке. Давайте друзья, научимся сочинять о самих себе такую историю, которая станет историей о Великом Человеке!

Для начала, уясните одну простую, но очень важную вещь – вы всегда должны оставаться самими собой, лишь изредка надевая на себя нужную для той или иной жизненной ситуации «маску», чтобы произвести нужное вам впечатление на конкретных людей.

Не надо, ни в коем случае, стесняться, бояться и избегать своего Я, его наоборот, необходимо развивать и всячески подчеркивать. Вы должны бороться за свою уникальность, за свои отличительные особенности, и активно развивать их в себе.

Если вы будете пытаться кому-то подражать, быть на кого-то похожим, с кем-то себя сравнивать – вы потеряете свою личность, вы потеряете свое Я. А если вы потеряете свое Я, а следовательно, и свою личность, тогда и развивать вам будет нечего.

Будьте самими собой, и работайте над тем и с тем, что дала вам природа, что дали вам ваши родители – дав вам жизнь, и ни в коем случае не считайте других людей лучше себя! Мы все разные, понимаете – разные! Вам не нужно себя ни с кем сравнивать – вам нужно быть самим собой и гордиться этим.

Гордитесь своими генами, гордитесь своей внешностью, гордитесь каждой частичкой своего тела, гордитесь своими делами, своими мыслями, своими целями в жизни. Ведь чтобы развить свою личность – ее необходимо иметь.

Ваша личность – это ваша ценность, ваше достояние! Берегите ее, защищайте ее, цените ее, ценя себя и все свое превыше всего остального. Запомните, ваша личность – это то, чего вас хотят лишить другие люди, заинтересованные в том, чтобы вы стали их рабом, чтобы вы стали никем и вами было легко помыкать.

Серая, посредственная личность, подавленная, запуганная, затюканная, абсолютно безынициативная и неуверенная в себе – это инструмент в руках сильной и уверенной в себе личности. И другие люди будут крутить-вертеть вами, как захотят, если вы не будете себя любить и уважать, а значит и не будете ценить свою личность.

Мы всю свою историю жили и продолжаем жить в таком обществе, в котором всегда были и есть – господин и раб, в той или иной форме. У господина есть личность, которой он гордится и которую он развивает, а у раба личности нет, ее нет в его собственной голове.

И вы должны понимать, что если вы сами не станете развивать свою личность, тогда никто не станет ее за вас и для вас развивать. Мало того, найдется масса желающих – вашу личность подавить, втоптать ее в грязь, размазать по стенке, унизить, уничтожить.

Не рассчитывайте на добрых людей, рассчитывайте на людей злых и умейте им противостоять, а добрых людей цените и уважайте. Ваша личность – это противовес чужому злу, чужой агрессии, чужим интересам, которые пересекаются с вашими.

Так как же развивать свою личность? Об одном из способов это сделать, я вам уже сказал – нужно оставаться самим собой и любить себя всего – целиком, не сравнивая себя ни с кем.

Что еще вы можете для себя сделать? Вы должны четко уяснить, дорогие друзья, что человека от животных отличает, помимо всего прочего, наличие у него более развитого мозга – это наше главное достоинство. Про душу и сознание я сейчас говорить не стану, ибо эти вещи пока еще не до конца изучены, и возможно, их так и не удастся полностью изучить.

А вот что касается мозга, то он у нас точно более развит, чем у животных. И от того, насколько хорошо он развит у каждого из нас, зависит то, какой мы будем личностью. И качество нашей жизни, тоже зависит от развитости нашего мозга. Поэтому следующим моим советом вам, будет совет – развивайте свои мозги. Хотите быть развитой личностью – развивайте свой мозг.

И неважно, насколько умным вы себя в настоящий момент считаете, ведь как показывает жизнь, чем человек глупее, тем более умным он себя считает, в любом случае и при любом раскладе, развивайте свои мозги – вам это нужно. Узнавайте об этом мире, как можно больше, не ограничивайте себя в знаниях, деля их на нужные и не нужные.

Просто приоритеты правильно расставляйте, получая, сначала наиболее полезные, а затем менее полезные для вас знания. Чем больше вы будете знать об этом мире, тем шире будет ваш кругозор, а чем шире будет ваш кругозор, тем более развитой и более сильной личностью вы будете.

И все же, что значит, развивать свои мозги? Мы хоть и говорим с вами о знаниях, которые необходимо получать, то бишь, нужно учиться, читать умные книги, общаться с умными людьми, чтобы много знать. Но дело ведь, не только, а сегодня даже и не столько в знаниях. Действительно, получая новые знания, мы развиваем свой мозг и становимся умнее.

Но, сегодня мы с вами живем в качественно новой информационной среде, чем та среда, в которой жили наши предки, сегодня нам не столько знания нужны, сколько, прежде всего, умение их отбирать из огромного потока информации, с которым мы каждый день сталкиваемся и к которому имеем доступ, и умение ими пользоваться.

Поэтому под развитием мозга, я подразумеваю в первую очередь, развитие мышления, а лишь затем получение новых знаний. А что значит, развитие мышления, как его развивать? Это значит друзья, что вы должны уметь думать и рассуждать.

Развитие мышления – это критическое отношение к получаемой и к уже полученной вами информации, это также создание человеком новой информации на основании имеющихся у него знаний и в целом творческое отношение к жизни. Личность, если она личность, а не ее жалкое подобие – не может являться простым носителем чужой информации, чужих знаний.

Личность, на то и личность, чтобы уметь, во-первых, думать над получаемой информацией, выделяя из нее полезное и отсеивая вредное, а во-вторых, уметь свою собственную информацию создавать, а для этого необходимо уметь мыслить.

Поэтому, когда вы получаете какие-нибудь знания – вы должны размышлять над ними, сомневаться в них, оценивать их, сравнивать с другими знаниями, а не просто принимать их на веру и запоминать.

Обратите внимание, как многие люди быстро принимают на веру все, что получают из различных источников информации, особенно, из авторитетных источников информации, которым люди привыкли безоговорочно доверять. И лишь немногие, обычно, очень умные люди, сомневаются в достоверности того, что они узнают, особенно, из авторитетных источников информации. К любой информации и к любым знаниям, необходимо относиться критически, иначе ни о каком мышлении говорить не приходится. Нельзя ничего принимать на веру, несмотря на то, что это очень легко делать – просто верить и ни о чем не думать. Голова нам дана не для того, чтобы набивать ее чужими мыслями, а для того, чтобы иметь в ней свои собственные мысли.

Мыслящий человек должен уметь задавать вопросы, когда это необходимо и когда это уместно, и практически всегда он должен уметь задаваться вопросами, чтобы вести конструктивный внутренний диалог, то есть, вести общение с самим собой.

Чем больше вопросов вы зададите, прежде всего, самому себе, тем лучше, тем более светлыми будут ваши мысли и тем более рациональным будет ваше поведение. Поэтому если вы хотите быть развитой личностью и желаете развивать ее постоянно – вы должны уметь задавать себе вопросы и уметь отвечать себе на них.

Например, вы должны уметь отвечать на такой важный вопрос, как – «Почему?».

Почему что-то так, а не иначе? Почему вы должны делать то, и не должны делать этого? Почему вы хотите того, чего хотите, и хотите ли вы чего-то на самом деле? Если человек – не человек, а биоробот, он вообще не думает над тем, что он делает – он действует инстинктивно, просто реагирует на внешние раздражители и все.

А вот человек – умный, всегда думает, перед тем, как что-то сделать, он пытается понять и часто понимает – зачем он хочет что-то сделать, и нужно ли ему что-то делать вообще. Поэтому, повторюсь – развивайте свое мышление, задавайте вопросы себе и другим, в первую очередь себе, и отвечайте на эти вопросы, думайте над ними и отвечайте на них.

Зачем? Почему? Для чего? Как? Кто? Кому? Куда? Чем больше вопросов – тем лучше, тем больше работы будет у вашего мозга, тем более развитым будет ваше мышление и тем активнее будет развиваться ваша личность. Начните изучать философию, чтобы она помогла вам развить свое мышление, иначе вы не сможете развить свою личность.

Мы говорим, что человек является существом разумным, но это не так. Человек – склонен к тому, чтобы стать разумным. И если человек никаких шагов навстречу разуму не предпримет, тогда он никогда разумным не станет, и проживет всю свою жизнь на автомате, танцуя под чужую дудку. Развитая личность – это критически мыслящая личность. Это личность – склонная к рефлексии и самоанализу, к логическим рассуждениям и творчеству. А абсолютно не думающий и не мыслящий биоробот – это не личность, а функция.

Следующий шаг, который вам необходимо сделать, чтобы развить свою личность – это определиться с тем, ради чего вы вообще живете, то есть, со смыслом вашей жизни. Вы должны поставить перед собой этот вопрос, если вы существо разумное и ответить себе на него – сами ответить. Меня всегда удивляли люди, которые, пытались найти смысл жизни, вне своего собственного ума.

А также я всегда с сочувствием смотрел на тех людей, которые считали, что ни о каком смысле жизни вообще думать не нужно, нужно просто жить и наслаждаться жизнью, пока она есть. Можно, конечно, так жить, но нужно ли, вот в чем вопрос.

Человек, который не понимает, зачем он живет, который, скажем так – не решил для себя, зачем именно он живет, никогда не получит полного удовлетворения от своей жизни. Почему? А потому, что он, со всем его внутренним потенциалом, будет просто прожигать свою жизнь, и это будет давить на него, будет доставлять ему дискомфорт.

Вы сами видите, как все эти, так называемые, материалисты, цепляются за свои вещи, как они стремятся чем-то обладать, чтобы что-то из себя представлять. Некоторые из них даже с жизнью готовы расстаться из-за денег или собственности, а то и вовсе из-за какого-нибудь барахла, в котором они даже не нуждаются.

Разве нормальный человек, знающий себе цену и считающий себя личностью, не смотря на имеющееся или не имеющееся у него имущество – будет так поступать? Нормальный человек даже торговаться не станет, если его спросят о том, сколько стоит его жизнь, а вот бессмысленно живущий материалист задумается над этим вопросом, и даже может цену назвать.

Читайте также:  Гуманистическая волна - психология

Вот вам и отсутствие у человека понимания того, зачем он живет, вот вам и не желание думать о смысле жизни. Так что если вы цените свою жизнь, тогда ответьте себе на вопрос – почему вы ее цените, за что вы ее цените, ради какой цели вы ее цените? Ведь желая развивать свою личность, вы должны видеть какую-то цель в жизни, ради которой вы это делаете, помимо своего внутреннего удовлетворения.

С другой стороны, вопрос о том, в чем он – этот смысл жизни заключается, тоже звучит довольно-таки странно, если задавать его другим людям.

Вы что, хотите, чтобы кто-то другой, а не вы, дал вам на него ответ? Вы хотите, чтобы другой человек сказал вам, в чем заключается смысл вашей жизни? Вы это серьезно? Можно и даже нужно рассуждать о смысле существования всего человечества, выдвигая и рассматривая различные теории, но не о смысле жизни отдельно взятого человека, ибо это его личное дело. Лично я, могу только догадываться, в чем смысл существования всего человечества, и учитывая, пока еще, довольно-таки слабое развитие человека, я считаю, что люди, это просто промежуточное звено эволюции, которые в процессе своей жизни, возможно, должны создать новую, более совершенную форму жизни, тот же искусственный интеллект, к примеру. Но это всего лишь мои догадки, и то, по отношению ко всему человечеству, а вот что касается моей собственной жизни, то ее смысл я определяю так, как захочу. Вот каким я захочу, таким и будет смысл моей жизни. И вам, уважаемые читатели, я рекомендую поступить также. Если вы хотите быть развитой личностью, тогда не позволяйте никому другому решать, каким будет смысл вашей жизни, не позволяйте никому ставить перед вами жизненные цели и решать за вас, что для вас правильно, а что нет. Живите ради того, ради чего сами хотите жить, только прежде, хорошенько подумайте над своим желанием, а то вдруг оно окажется не вашим, или не совсем продуманным. Вы сами должны для себя решить – каких целей и для чего вы будете добиваться в своей жизни. В этом и заключается смысл развития личности, которая на то и личность, чтобы самой принимать решения, тем более по таким важным вопросам, каким является вопрос смысла ее жизни.

Ну последнее, о чем я хотел бы вам сказать, говоря про развитие личности – это творчество. Человек по природе своей творец и каждое его творение – это отражение его личности.

Чем больше вы будете творить, тем активнее будет развиваться ваша личность, и чем активнее будет развиваться ваша личность, тем больше вы будете хотеть творить. Не будьте, всего лишь зарабатывающим деньги автоматом, биороботом, движимым своими низменными инстинктами, учитесь творить.

Ну что это за жизнь – работа-дом-работа? Вы что, для этого были рождены, чтобы всю жизнь за деньги ишачить и как-то в свободное от работы время себя развлекать? Я так не думаю.

Если бы вы были созданы исключительно для работы, тогда бы вы родились лошадью, или ослом, а для так называемой, интеллектуальной работы, вполне бы и не стриженная обезьяна сгодилась. Нет, друзья, на то вы и родились человеком, чтобы не только, а я считаю, и не столько работать, сколько творить.

Развитая личность – не работает за деньги, развитая личность – работает для души, ради удовольствия, потому что ей так хочется. Вы знаете, что значит работать, потому что хочется, а не потому, что надо? Если вы всю жизнь работали только за деньги, то вы не можете этого знать, и понять вам это будет очень сложно.

Для большинства видов работы, личность не нужна, для работы в основном нужны исполнители – покорные, нетребовательные, посредственные. Лишь в редких случаях для работы, для интересной работы, требуется творческий, инициативный, свободно мыслящий человек – настоящий творец. Так что о том, где и как вы будете творить, чтобы не просто выжить в этом мире, а добиться в нем большого успеха, вам обязательно надо будет подумать.

В общем друзья, в развитии личности, теоретически, ничего сложного нет. Речь идет об усложнении и усовершенствовании человеком во всех направлениях самого себя. А на практике, нужно хотеть развивать свою личность, чтобы заниматься этой работой.

И я рекомендую вам захотеть это делать, потому что, развивая свою личность, вы будете проживать свою жизнь максимально эффективно.

И к уже получаемым вами ощущениям, которые доставляют вам радость и удовольствие от жизни, добавятся новые ощущения, более высокого порядка, которые доставят вам ни с чем несравнимое удовольствие, истинное блаженство.

Развивая свою личность, предложенными мною способами, а о других, менее значимых способах, я напишу чуть позже, вы точно будете знать – что ваша жизнь не проходит даром, что вы действительно живете, а не просто отживаете свое время!

Источник: https://psichel.ru/razvitie-lichnosti/

Психология развития личности | Этапы развития личности + видео

Автор: pikacho · 12.04.2016

Со времен Гиппократа, психология развития личности детей являлась объектом для исследований, однако, в середине XX века ученные–психологи сообщили миру, что психологическое развитие личности происходит всегда – с момента рождения и до смерти, даже если она наступает в глубокой старости.

Личностное развитие в дошкольном возрасте

Младенчество

Период младенчества начинается с первой минуты рождения и заканчивается в два года.

Кроме набора рефлекторных способностей, как то: прием пищи, чувство боли и опасности; вскоре после рождения, младенцы могут реагировать на: зрительные образы, в том числе на человеческое лицо;

звук, в том числе человеческий голос.

К середине третьего месяца ребенок узнает свою маму, просто увидев ее, и прекрасно чувствуют тон голоса в человеческой речи (например, пугается, когда кто-то ругается).

Установлено, что дети до года способны воспринимать расстояние, форму, направление и глубину. А к концу первого года отличают человека от животного, игрушку от продукта питания.

У младенцев быстро развивается когнитивная память, повышая их способность предвидеть последствие какого-либо действия и события происходящего около него или с ним.

Осознание того, что существуют внешние объекты, могущие на него воздействовать, подвигает младенца переходить от простых рефлекторных движений к согласованным действиям.

Причем эти манипуляции он повторяет намерено, потому что они ему интересны или же потому, что понимает – с их помощью можно достичь желаемой цели (например, подцепить игрушку).

К 18 месяцам ребенок уже может мысленно представлять определенные события и результаты, к которым они приведут. Ему не надо экспериментировать и действовать методом проб и ошибок.

К трехмесячному возрасту, младенец демонстрирует поведенческую реакцию, указывающую на эмоции соответствующие: удивлению; переживание; расслаблению; радости; возбуждению.

А такие состояния, как гнев, печаль и страх, начинают проявляться к первому году.

Эмоциональная жизнь всех младенцев сосредоточена на привязанности к матери и другим членам семьи. Через взаимодействия с близкими людьми младенцы учатся любить и доверять им.

С двух месяцев, малыши улыбаются в ответ на любой ласковый голос, но к шести месяцам они точно отличают голоса и лица знакомых людей и начинают улыбаться только им.  Подобное психологическое развитие личности младенцев формирует основу для эмоционального здоровья на протяжении всего детства.

Психология развития личности: зачем детям нужны взрослые

Детство

Вторым важным этапов в развитии человека является детство, начинающееся с двухлетнего возраста и продолжающееся до 12–13 лет.

Первые годы нормально развивающихся детей отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Вообще, дети начинают понимать речь за несколько месяцев до того, как произносят первые слова. Среднестатистический ребенок четко воспроизводит первое слово в 12–14 месяцев, а к 20-му месяцу знает около 50 слов.

Поначалу малыш, даже имея в словарном запасе максимальное количество слов, использует связку «два слова». Затем добавляются комбинации из трех слов. Развитие прогрессирует и к предложению, состоящему только из подлежащего и сказуемого, присоединяются союзы и предлоги.

К четвертому году жизни большинство детей воспроизводят в предложениях причастные и деепричастные обороты, и находятся на стадии освоения сложных правил грамотной речи.

В своих познавательных способностях, дети, для выполнения логических задач, перестают полагаться исключительно на физические ощущения и начинают ориентироваться в мире символических образов.

А к семи годам ребенку уже не нужно управлять окружающей средой с помощью символического мышления или языка, он становится способным решать новые типы логических задач и начинает использовать мыслительные операции, как элементарную, первичную форму познания.

В возрасте от 7 до 12 лет к логике добавляется квалификация идей, понимание числа и времени. У детей появляется самосознание. В 10 лет ребенок точно знает, какое его действие принесет боль или же повлечет наказание.

Ему становится необходима не только любовь родителей, но и их поддержка, уважение и одобрение. К тому же дети этого возраста способны контролировать свое эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других людей.

Это значит что, на данном этапе они понимают чувства и точку зрения других людей, и как они реагируют на это, предопределяет их нравственное развитие в дальнейшем.

В 12–13 лет начинаются мысли о жизни, у некоторых появляется чувство вины и/или неприятие себя, что означает переход в подростковый период.

Личностное развитие в подростковом возрасте

Подростковый возраст

Физически подростковый возраст наступает в 12–13 лет и достигает кульминации в 19–20 лет.

Интеллектуально подростковый возраст – период, когда человек становится способным формулировать гипотезы или предположения, а также проверять и рационально оценивать их.

В это время психология развития личности подростка состоит в том, что он учится контролировать себя, осознавать свои сексуальные порывы и определять, что и кто ему нравится, а чего он предпочитает сторониться.

К концу подросткового возраста у индивида ослабляется эмоциональная зависимость от родителей и возникает собственный набор ценностей – как только к этому прибавляется и материальная независимость от родителей, подросток переходит во взрослую жизнь.

Совершеннолетие

Период максимального психического функционирования, когда интеллектуальные, эмоциональные и социальные возможности индивида достигают пика своего развития. Именно в этот период люди вступают в брак, рожают детей, продвигают свой бизнес или же осваивают профессию всей жизни.

Некоторые психологи разделяют период совершеннолетия на три фазы: раннюю (20–30 лет), среднюю (30–50 лет) и позднюю (50 лет и старше).

В ранней фазе совершеннолетия индивиды приходят к осознанию своих целей и обязательств. Они получают профессиональные знания необходимые для дальнейшей жизни. В это время молодые люди психологически стабильны, они полны надежд на прекрасное будущее и не зацикливаются на неприятностях.

В средней фазе психология развития личности выходит на совершенно другой виток – у человека развивается чувство ограничения по времени, ему кажется, что ничего в этой жизни невозможно успеть.

Даже финансовообеспеченные люди переносят эмоциональные срывы, которые могут отражаться в отказе от, казалось бы, незыблемых ценностей.

Происходит переоценка не только вкусов, но и пристрастий, что иногда приводит к внезапной смене работы, увлечением взрослого человека какой-либо субкультурой (например, когда 40 летний успешный бизнесмен, все забрасывает и становится рэпером) и т.д. Именно в этой фазе, чаще всего разбиваются семьи.

В поздней фазе эмоциональные «бури» успокаиваются, из-за того, что возникающие возрастные болезни изменяют закономерность жизни, или же индивид понимает, что достиг предела своих возможностей и принимает это. У тех же, кто не хочет смириться, возникает чувство несамареализованности, «отравляющее» их зрелые годы.

Старость

В старости уменьшается мышечная сила, становятся слабее сенсорные и перцептивные навыки, а также память, что, однако, не отражается на интеллекте, если, конечно, человек не страдает деменцией или другими психическими заболеваниями.

Все эти изменения делают пожилых людей зависимыми от своих детей как эмоционально, так и физически.

Читайте также:  Проблемы с поведением (младший школьник) - психология

Тем не менее психология личности старого человека такова, что главной его чертой становится эгоистичность на пару с эгоцентричностью.

Молодым членам семьи следует это принять и понимать, что изменение характера их пожилого родственника не прихоть последнего, а закономерный этап психологии развития личности старого человека.

Источник: http://pikacho.ru/psychology-razvitiya-lichnosti/

Психология — Психология личности

— раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает нас личностью. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности и её основных психических процессов.

  Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

  В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.  Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

  Социальное «измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

  Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.  Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий.

Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

  Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета.

Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета — является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

1. Соотношение понятий «человек”, «индивид”, «индивидуальность”, «личность”. Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид – человек как единица общества.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми.

Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека.

Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится.

Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например:    * биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,    * социогенетический — (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.

) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.    * психогенетический — (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.

Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.

2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру.

Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:Блок психических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация).

Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:    * знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;    * умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;    * навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;Биологически обусловленные свойства и качества личности:    * антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.;    * физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;    * внешняя анатомия тела;    * функционально-анатомические особенности;    * биохимические особенности и патологии выделенных элементов;    * свойства и типы темперамента.Производными от этих основных подструктур являются:

Характер – это:

    * совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности;    * целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности.

Основной источник активности личности – это потребности.Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.

Потребности бывают:

    * Естественные (природные) — непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.    * Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).    * Очень важное значение имеет потребность в труде.Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное.

Активность бывает:

    * Внешней (движение, мышечные усилия).    * Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.

Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь:    * В процессе деятельности человек познает окружающий мир.    * Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.

    * В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.    * Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.    * Деятельность человека формирует и изменяет его самого.

Для всякой деятельности необходимы психические процессы:

    * Внимание.    * Память.    * Мышление.    * Воображение.С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.

Различают три основных вида деятельности:

    * Учебную.    * Трудовую.    * Игровую.Они отличаются друг от друга по:    * Результатам.    * Мотивам.    * Организациям.

Труд — основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

Творческая деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.

Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).

«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.Чайковский.

Учение — деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.Игра не дает общественно значимого продукта.

Различны и мотивы этих видов деятельности:

    * Мотивом труда является осознание общественной необходимости.    * Игра мотивированна интересом. Различны и организация этих видов деятельности.Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте.Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:

Цель – то ради чего действует человек.

Мотив – то почему, он так действует.

  Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят из движений.Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.  Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.  Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между содой.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.

Бывают разные виды интересов:    * Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример — Плюшкин.    * Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.

    * Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.    * Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.

    * Пассивный — интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).    * Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития личности.

К основным факторам формирования личности относятся:

Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

Выделяют:

    * Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица” и т.п.);    * социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;    * естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.     * наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;    * Обучение, воспитание, образование;    * Степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.  Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.

Читайте также:  Ресурс - психология

Заключение.

  Проблема личности — проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании.

До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность.

Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен.

В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не достаёт рабу, — писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я”, его » Я” есть господин”.

Личность есть господин самого себя, — такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.

Источник: http://70-unit.ucoz.ru/index/psikhologija_lichnosti/0-52

Психология формирования личности

Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания.

Что же является движущими силами развития личности, а вместе с тем и всех психических качеств и процессов, устойчивое единство которых она составляет? Движущие силы развития личности

В истории психологии существовало два направления в решении этого вопроса, которые получили название биогенетической и социогенетической концепций психического развития личности.

Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие личности человека определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер.

По мнению биогенетиков, человек от природы имеет предрасположение не только к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов (предрасположение к преступности у одних, к успехам в административной деятельности у других и т. п.).

У человека якобы от природы запрограммированы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, изначально определены этапы психического развития и порядок их возникновения.

Биогенетическая концепция, представляющая личность человека лишенной собственной активности, продуктом действия фатальных биологических факторов, делала и педагога пассивным свидетелем рождения этих роковым образом предопределенных качеств личности.

Разрешите ребенку быть эгоистом, позвольте ему лгать, обманывать, пока эти силы не исчерпают себя; яркие эгоистические поступки порождают у ребенка идею его «я», — призывали биогенетики педагогов, оставляя за последними лишь право знать, какие качества личности должны фатально появиться у ребенка, и обязанность не препятствовать их появлению, а, наоборот, способствовать ему.

Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды.

Социогенетики, так же как и биогенетики, игнорируют собственную активность развивающегося человека, отводят ему пассивную роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке.

Если следовать социо-генетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.

Таким образом, ни биогенетическая, ни социогенетическая концепция не могут быть приняты за основу понимания закономерностей развития личности. Ни та ни другая не способны выявить движущие силы психического развития.

Не позволяет это осуществить и предложенная немецким психологом В.

Штерном теория механического взаимодействия, или конвергенции, двух факторов (среды и наследственности), в которой не преодолевались ошибки двух концепций развития, а скорее удваивались.

Ошибочность ведущих концепций развития личности, принятых в зарубежной психологии, состоит не в том, что в них утверждается значение наследственности или среды в развитии личности, а в том, что в них механистически трактуются различные влияния на личность, которая рассматривается как «игрушка», всего лишь как точка приложения внешних сил. Личность человека тем самым лишается активности.

Диалектико-материалистическая позиция при решении проблемы движущих сил развития личности с необходимостью требует обращения к характеристике тех внутренних противоречий, разрешение которых и обеспечивает осуществляющийся в развитии переход от низшего (простого) к высшему (сложному).

Активность личности обусловливается совокупностью потребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Однако процесс удовлетворения потребностей является внутренне противоречивым процессом. Потребности, как правило, не удовлетворяются немедленно после их возникновения.

Для их удовлетворения необходимы материальные средства, определенный уровень готовности личности к деятельности, знания, умения и т. п.

Движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их, удовлетворения.

Удовлетворение потребностей вновь и вновь воспроизводит ситуацию, в которой обнаруживается противоречие между достигнутым уровнем развития потребностей человека и реальными возможностями их удовлетворения. Например, годовалый ребенок свою потребность в общении с взрослым человеком может удовлетворить с помощью так называемых слов-предложений.

Произнося слово «дай!», младенец соединяет в нем ситуацию действия, объект потребности (например, куклу), лицо, которое может удовлетворить его потребность, и многое другое. Слово здесь заменяет собой развернутое предложение: «Мама, дай мне куклу». Пока потребности малыша не столь сложны, овладение небольшим запасом отдельных слов может обеспечить его деятельность.

Однако расширение круга значимых для ребенка объектов, т. е. обогащение сферы его потребностей, вступает в противоречие с грамматическими возможностями его языка (словами-предложениями не обойтись для того, чтобы выразить все, что хочется).

Это противоречие разрешается путем появления в речи морфологической расчлененности (двух-трехсловных предложений) и расширения активного словаря.

Однако этот уровень речевого развития, в свою очередь, вскоре вступает в противоречие с растущими потребностями ребенка, активно вовлекаемого взрослыми в процесс общения, что ведет к появлению все более высоких по уровню форм речевой деятельности (слова приобретают более точные значения, фонетика совершенствуется, ребенок овладевает морфологией и синтаксисом и т. д.).

Таким образом, преодоление противоречий, ведущее к развитию личности, происходит в деятельности путем овладения определенными средствами ее осуществления (приемами, способами, операциями, умениями, знаниями и т. д.), что осуществляется с помощью обучения. При этом удовлетворение потребностей посредством активной деятельности закономерно порождает новую, более высокую по уровню потребность.

Вот почему развивающаяся личность, постоянно воспроизводя новые и новые потребности (а следовательно, и разветвленную систему мотивации), в свою очередь, является результатом развития потребностей. Развитие, отбор и воспитание потребностей, приведение их к той нравственной высоте, которая должна быть свойственна человеку общества, является одной из центральных задач формирования личности.

Роль наследственности и среды в развитии личности

Как было сказано, ошибочно представление о том, что наследственность и среда являются движущими силами развития личности. Вместе с тем это отнюдь не означает, что при характеристике личности вовсе не следует принимать во внимание эти факторы.

Педагогу приходится считаться с широко распространенными среди большого числа людей представлениями о доминирующей роли наследственности в возникновении тех или иных свойств личности человека. Необходимо, не ограничиваясь огульным отрицанием какой-либо обоснованности этих предположений, дать научное объяснение данной сложной проблемы.

В настоящее время есть основания считать достоверным, хотя и не доказанным окончательно, предположение о наследственной передаче некоторых особенностей строения и функционирования мозга.

К их числу могут быть гипотетически отнесены черты, образующие врожденный тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов).

Однако не следует из этого делать далеко идущие выводы об участии таких врожденных (а быть может, наследственных) свойств в образовании структуры личности человека и развитии ее свойств и качеств. Ведь природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее свойства.

Поэтому наследственности не может быть отведена сколько-нибудь ведущая роль в понимании процессов развития личности. О том, что это так, свидетельствуют, между прочим, проводимые вот уже свыше сорока лет наблюдения и эксперименты над близнецами.

Существенно важные данные были получены в результате исследования хода психического развития у так называемых однояйцевых близнецов (ОБ), у которых наследственность совершенно идентична, так как они развиваются из одного яйца.

Даже живущие в одних условиях ОБ существенно отличаются друг от друга, Различия в структуре личности близнецов тем более показательны, что в этом «естественном эксперименте» как бы идеально учитываются требования теории конвергенции двух факторов: неизменная наследственность и неизменная среда, казалось бы, должны были давать такое же сходство структур личности, какое наблюдается при сходстве внешности близнецов, как две капли воды похожих друг на друга.

Чем же объясняются различия в индивидуальности близнецов? Эти различия объясняются разными отношениями, которые складываются у них с другими людьми и между собой, различными ролями, которые они берут на себя в общении, не совпадающими полностью для каждого из пары ОБ, обстоятельствами конкретных ситуаций, в которые близнецы попадают случайно или не случайно, и многим другим. Все это показывает, что нельзя говорить о внешней среде вообще как факторе развития, а следует рассматривать индивидуальную ситуацию формирования личности, в которой ребенок выступает не пассивным объектом внешне приложенных к нему сил, а активным субъектом с присущим ему строем потребностей, с возникающими у него перспективами и фрустрациями, с характерным для него уровнем притязаний и т. д. В зависимости от состояния здоровья или от характера один из близнецов будет, казалось бы в одинаковых условиях среды, выбирать одни ее свойства, а другой — иные. Так, более болезненный близнец будет чаще уединяться, а другой, наоборот, искать общества людей в том же доме или вне его; один будет больше заниматься спортом, другой меньше — словом, каждый будет иметь в пределах этой общей среды свою индивидуальную микросреду.

Если так велики различия у имеющих одинаковую наследственность и общую среду ОБ, то тем легче объяснить различия в структуре личности всех других детей. При этом различия в особенности строения и функционирования мозга уже выступают в качестве первых причин того, что одни и те же воздействия на детей могут вызвать у них различный психологический эффект.

Но ими далеко не исчерпывается суть этих различий. Если сравнивать двух братьев, воспитывающихся в одной семье, занимающихся в одной школе, к которым, казалось бы, одинаково относятся родители, то бросающиеся нередко в глаза различия между детьми не следует относить за счет врожденных особенностей центральной нервной системы.

Объяснение здесь надо искать главным образом в индивидуальной ситуации развития. Один тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в чем-то превосходящим младшего, который смотрит на него снизу вверх и ищет у него защиты или бунтует против деспотизма первенца, создает далеко не сходные обстоятельства, способствующие или препятствующие возникновению многих черт личности.

Существенны здесь и другие, входящие в индивидуальную ситуацию развития обстоятельства: и изменения в материальном положении семьи за два-три года, прошедшие между рождением первого и второго ребенка, и то, что одного из них больше баловали (в одних случаях первенца, в других — младшего), и изменения в отношениях внутри семьи, и хорошие друзья, встретившиеся на пути одного брата и не встретившиеся другому, и разные учителя, — все это способствует зарождению различных качеств и особенностей личности.

Разумеется, индивидуальная ситуация развития может складываться и стихийно. Однако, принимая во внимание, что развитие личности есть общественно обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее — воспитанию.

Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые преследует общество.

При этом воспитание не только определенным образом организует, упорядочивает жизнь и деятельность ребенка, но и создает в соответствии с существующими педагогическими принципами специальную индивидуальную среду или ситуацию развития, наилучшим образом выявляющую возможности конкретной личности, создает условия для проявления ее активности, формируя и направляя ее.

Здесь психология личности уступает место педагогике воспитания личности, в задачу которых входит выявление средств и путей всестороннего развития личности, формирования нравственного сознания, воспитания сознательной дисциплины, социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма. Осуществление этих высоких задач и обеспечивает становление личности человека.

Источник: http://biofile.ru/psy/1590.html

Ссылка на основную публикацию