Теория когнитивного диссонанса — психология

Когнитивный диссонанс — это что за понятие в психологии? Теория когнитивного диссонанса Фестингера :

Когнитивный диссонанс – это психическое напряжение или неприятные ощущения, которые испытывает человек, вынужденный удерживать в поле своего зрения две или более противоречивые идеи. Когнитивный диссонанс возникает также, когда человек сталкивается с новой информацией, противоречащей его знаниям, убеждениям или ценностям.

Кем была предложена теория когнитивного диссонанса

Термин «когнитивный диссонанс» и соответствующая теория были предложены американским социальным психологом Леоном Фестингером, учеником Курта Левина, еще в 1957 году. Именно эта теория принесла ученому всеобщее признание, и через два года после ее публикации Фестингер был удостоен премии «За выдающийся вклад в науку», учрежденной Американской психологической ассоциацией.

Теория когнитивного диссонанса была предложена психологом после того, как в нескольких американских штатах распространились невероятные слухи о последствиях землетрясений.

Анализируя причины повсеместной веры в эти слухи, Фестингер предположил, что человек в силу некоторых своих внутренних особенностей стремится к достижению баланса между своими знаниями и мотивами – с одной стороны, и поступающей извне информацией – с другой. Так зарождалась теория когнитивного диссонанса Фестингера.

Введение в теорию диссонанса

Человек пытается достичь внутренней гармонии и согласованности. Об этом было известно задолго до появления теории Фестингера – об этом говорили многие ученые и философы. Леон Фестингер же указывал именно на стремление любого человека привести в порядок свои убеждения и взгляды, ведь несогласованные представления несут с собой дисгармонию, внутренний хаос.

В своих научных трудах американский психолог отмечал, что когнитивный диссонанс – это особое состояние, некая предтеча той деятельности, которую человек попытается развить, чтобы поскорее избавиться от неприятных ощущений. Это примерно то же самое, что и поиск еды, когда человек голоден.

Степень проявления когнитивного диссонанса может быть разной. Большое значение при этом имеет то, насколько сильны существующие убеждения человека, а также мера их несоответствия новым знаниям. Важна также авторитетность источника, из которого поступает информация, признаваемая человеком противоречивой.

Что же происходит, если в системе знаний и убеждений человека возникает противоречие?

Как ведет себя человек в состоянии когнитивного диссонанса

Иногда человек, ощущающий диссонанс, осознает, что между его знаниями и поведением существует несоответствие, но при этом отказывается что-то менять. Однако гораздо чаще человек старается рационализировать противоречие.

К примеру, он может пить кофе литрами и при этом осознавать, что для его здоровья это вредно. И он будет находить себе оправдания: и кофе вкусный, и спать от него меньше хочется, и работоспособность после нескольких чашечек повышается.

В результате он сам себя убеждает, что все хорошо. Противоречия нет.

Однако если сердце у кофемана начнет пошаливать, его убеждения перестанут быть согласованными. Вместе с проблемами со здоровьем придет и психологический дискомфорт. Возникает противоречие в убеждениях, которое вскоре перерастает в когнитивный диссонанс. Это состояние и побуждает человека к каким-либо переменам, в нашем случае – к тому, чтобы сократить количество потребляемого кофе.

В каких еще ситуациях возникает диссонанс?

Когнитивный диссонанс – это состояние, которое может проявляться в абсолютно разных ситуациях. К примеру, когда необходимо:

  • объяснить странные, смешанные чувства;
  • минимизировать сожаления о сделанном неверном выборе;
  • оправдать поведение, которое не согласуется с существующими взглядами;
  • изменить свое мнение о другом человеке;
  • подтвердить уже существующее убеждение, когда в ситуации противоречия человек старается найти ссылки и источники, свидетельствующие в пользу правильности его мнения.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Основные положения

Вместе с понятием когнитивного диссонанса Фестингер ввел категорию консонанса. Под консонансом он понимал состояние, в котором убеждения, представления и новые знания человека согласуются между собой.

Итак, теория диссонанса выглядела следующим образом.

Положение 1. Состояние когнитивного диссонанса являет собой сильную мотивацию. Так, если человек испытывает противоречие, он будет пытаться уменьшить его степень и по возможности перейти к консонансу.

Положение 2. Находящийся в состоянии когнитивного диссонанса человек будет стараться избегать новых знаний или убеждений, принятие которых может означать увеличение степени диссонанса.

Как уменьшить когнитивный диссонанс

Для того чтобы уменьшить или свести к минимуму состояние когнитивного диссонанса, существует три основных стратегии.

  1. Сосредоточиться на более благоприятных убеждениях. К примеру, студент не готовится к важному зачету, до которого остается всего два дня. При этом он отлично понимает, что его знаний для отметки «зачтено» недостаточно, но он говорит себе, что до пересдачи еще достаточно времени, и он точно успеет еще все выучить.
  2. Снизить важность конфликтующих убеждений. Например, человек узнает, что сидячий образ жизни сокращает продолжительность жизни. Однако он работает в офисе и не может себе позволить больше двигаться в течение дня. И тогда человек говорит себе, что здоровое питание может компенсировать вынужденный сидячий образ жизни.
  3. Изменить конфликтующие убеждения так, чтобы они согласовывались между собой. Эта стратегия считается одной из самых эффективных, однако успешно воплотить ее в жизнь достаточно трудно. Тяжелее всего приходится тогда, когда убеждения уже прочно укоренились в сознание.

Нашла ли теория когнитивного диссонанса какое-либо практическое применение? Несомненно.

Практическое применение теории когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс Фестингера не только объясняет некоторое неадекватное поведение человека. Ему нашлось и практическое приложение во многих областях человеческой жизни.

К примеру, преподаватель может стимулировать желание студентов узнавать что-то новое, если вызовет у них когнитивный диссонанс. Для этого он может оспорить точку зрения одного или нескольких своих учеников и предложить им провести практические опыты. Так у студентов появляется мотивация учения.

Теорию когнитивного диссонанса часто используют маркетологи: на ее положениях строятся целые стратегии продаж.

К примеру, рекламный слоган одной известной западной компании «Вы заботитесь о себе и своей семье.

Почему бы не выбрать лучшее?» вызывает у покупателя когнитивный диссонанс вкупе с чувством вины за то, что тот имеет достаточно денег и при этом не покупает лучшие продукты для своих близких.

Пропаганда здорового образа жизни иногда также строится с помощью теории когнитивного диссонанса. К примеру, шокирующие данные о количестве смертей от СПИДа в свое время заставили многих выбрать безопасный секс и начать покупать презервативы.

Кроме того, когнитивный диссонанс часто вызывают практикующие психологи у своих клиентов. Зачем они это делают? Чтобы показать, что некоторые убеждения клиента не соответствуют действительности и очень сильно мешают ему жить.

Заключение

Спутником жизни человека очень часто становится когнитивный диссонанс. Значение его велико, хоть очень часто он и остается неосознаваемым. Однако диссонанс может быть полезным: он сопутствует ситуации выбора и может стать для человека толчком к действию или серьезным переменам.

Источник: https://www.syl.ru/article/171788/new_kognitivnyiy-dissonans—eto-chto-za-ponyatie-v-psihologii-teoriya-kognitivnogo-dissonansa-festingera

Когнитивный диссонанс — что это простыми словами? Автор теории когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс — это психическое состояние, сопровождающееся дискомфортом, вызванным несоответствием или несостыковкой в сознании ряда противоречивых идей и понятий.

Несмотря на сложность названия и определения, каждый человек практически ежедневно сталкивается с чем-то подобным.

Иногда мы, сами того не зная, ввергаем себя в подобное состояние, но чаще это происходит по независимым от человека причинам.

Значение понятия

Когнитивный диссонанс — это психологическое явление, которое сопровождается возникновением некоторого несответствия между двумя когнициями. Так, зачастую в своих действиях человеку приходится либо пренебречь общественными установками, либо же поступиться личными принципами. Из-за этого возникает определенное разногласие между действием и убеждением.

В результате наступления когнитивного диссонанса человек может прибегнуть к оправданию собственных поступков или заблуждений, которые идут вразрез с общепринятыми нормами. В ином случае индивиду приходится направлять свое мышление в новое русло, которое соответствовало бы мнению окружающих и уменьшало противоречивые ощущения.

Когнитивный диссонанс — что это простыми словами?

Многие психологические понятия и термины не так просто понять и разобраться в их значении. Иногда требуется подробное разъяснение. Это касается также и такого явления, как когнитивный диссонанс. Что это простыми словами? Объяснение данного понятия намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

Каждый человек имеет какой-либо жизненный опыт и личное мнение касательно решения тех или иных ситуаций. Тем не менее не всегда удается решить ту или иную проблему на основании собственных представлений.

Иногда человек идет наперекор собственному мнению, например в угоду мнению окружающих, общественным ценностям или же нормам закона.

Такое несоответствие между мыслями и действиями носит название когнитивный диссонанс.

Иногда случается так, что индивид осознанно или неосознанно нарушает те или иные правила (или даже совершает преступление). В этом случае важно получить оправдание не только со стороны окружающих, но также и от самого себя.

Таким образом, человек начинает искать или придумывать моменты, способные смягчить вину, чтобы ослабить внутреннее противоречие.

Стоит также отметить, что подобные противоречия могут возникнуть не только у одного индивида, но также и на уровне коллектива.

Когнитивный диссонанс также нередко возникает в том случае, когда человеку предстоит принять важное решение. Индивида одолевают сомнения, которые не проходят даже в том случае, когда окончательный выбор сделан. Умственная деятельность еще некоторое время будет направлена на то, чтобы перебирать в голове возможные варианты и их последствия.

Причины возникновения когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс может возникнуть в связи с несколькими распространенными причинами, среди которых стоит выделить следующие:

  • несоответствие идей и понятий, которыми человек руководствуется при принятии тех или иных решений;
  • расхождение жизненных убеждений с общепринятыми нормами в обществе или же в определенном кругу;
  • дух противоречия, вызванный нежеланием следовать общепринятым культурным и этическим нормам, а особенно, когда они идут вразрез с законодательством;
  • несоответствие информации, полученной в результате того или иного опыта новым условиям или ситуации.

Автор теории

Автор теории когнитивного диссонанса — Леон Фестингер. Это учение было представлено в 1957 году и имело своей целью объяснить сущность, причины, а также закономерности данного явления. Автор рассматривал данное понятие как явление несоответствия между различными мыслями и идеями индивида (или коллектива).

Смотрите видео: «Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера»

Гипотезы теории

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера основывается на двух основных гипотезах, которые звучат следующим образом:

  • ввиду того что возникновение когнитивного диссонанса сопровождается психологическим дискомфортом, индивид будет всячески пытаться преодолеть данное несоответствие;
  • из первого пункта можно вывести второй, который гласит, что человек будет всячески избегать ситуаций, которые могут ввергнуть его в подобное состояние.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера не только дает толкование и разъяснение понятий, но также и поясняет пути выхода из данного состояния. Кроме того, ученый рассматривает ряд реальных случаев, которые являются наиболее типичными примерами в психологии.

Суть теории

Первое, что стоит отметить, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных. Это значит, что данное состояние является определяющим в поведении индивида.

Можно сказать, что именно идеи и убеждения во многом влияют на действия человека, а также на его жизненную позицию. Таким образом, нельзя трактовать знания только лишь как набор определенных фактов.

Это прежде всего мотивационные факторы, которые определяют поведение человека как в повседневной жизни, так и в нестандартных ситуациях.

https://www.youtube.com/watch?v=tLJtk-Wjjug

Понятие когнитивного диссонанса объединяет в себе две категории. Первая из них — это интеллект, который рассматривается как совокупность определенных убеждений и знаний, а также отношения к ним.

Вторая — это аффект, то есть реакция на возбудители и раздражители.

В тот самый момент, когда человек перестает находить связь или ощущает внутренние противоречия между данными категориями, наступает состояние когнитивного диссонанса.

Сам процесс неразрывно связан с прошлыми событиями и опытом индивида. Так, совершив определенный поступок, человек может начать раскаиваться или же испытывать угрызений совести. Причем произойти это может спустя значительный промежуток времени. Тогда индивид начинает искать оправдание своему поступку или же некоторые факты, которые могут смягчить его вину.

Читайте также:  Индивидуация - психология

Как уменьшить диссонанс?

Состояние когнитивного диссонанса вызывает психологический дискомфорт, от которого индивид, вполне естественно, старается избавиться (или же, по крайней мере, несколько уменьшить неприятные ощущения). Существует несколько способов, которые позволяют добиться облегчения противоречивого состояния, а именно:

  • изменить линию своего поведения (если вы чувствуете, что поступаете неправильно, или же действуете вразрез своим убеждениям, стоит направить свои усилия в противоположное русло, если это представляется возможным в данном конкретном случае);
  • переубедить себя (имеется в виду поиск оправдания своим поступкам, чтобы уменьшить их виновность или же вовсе сделать их правильными в своем понимании);
  • фильтровать информацию (чтобы не ощущать внутренних противоречий, стоит воспринимать только положительные данные, а весь негатив не воспринимать серьезно или же вовсе обходить стороной);
  • принять во внимание все сведения и факты о сложившейся ситуации, составить представление о ней, после чего построить новую линию поведения, которая будет считаться единственно правильной.

Как избежать диссонанса

Поскольку явление когнитивного диссонанса ассоциируется с дискомфортом и психологическим напряжением, многие предпочитают предотвратить данное состояние, нежели потом бороться с его последствиями.

Одним из самых доступных способов добиться этого является избегание любой негативной информации, которая может противоречить вашим личным убеждениям или же сложившейся ситуации.

Этот метод вписывается в концепцию психологической защиты, которая была разработана Зигмундом Фрейдом, а позже развивалась его последователями.

В том случае, когда возникновения когнитивного диссонанса избежать не удалось, можно бороться с его дальнейшим развитием. Для этого в когнитивную систему вводятся дополнительные элементы, которые призваны представить сложившуюся ситуацию в положительном свете. При этом нужно игнорировать или всячески избегать тех источников информации, которые способны вернуть вас к начальному состоянию.

Один из самых распространенных и доступных способов справиться с диссонансом является принятие действительности и адаптация к ней. В связи с этим стоит убедить себя в том, что ситуация приемлема. Кроме того, если явление носит долгосрочный характер, то психологическая работа должна быть направлена на то, чтобы изменить собственные убеждения

Когнитивный диссонанс: примеры из жизни

В жизни реальной достаточно часто можно столкнуться с такими явлениями, которые вызывают ощущение противоречивости или несоответствия убеждений реальной ситуации. Это и есть когнитивный диссонанс. Примеры их достаточно многочисленны.

Самый простой пример — это золотой медалист и троечник, которые поступили в университет. Вполне логично, что от первого преподаватели ожидают высоких результатов и достойного уровня знаний, а на второго не возлагают особых надежд.

Тем не менее, может сложиться так, что отличник ответит на вопрос весьма посредственно и неполно, а троечник, напротив, даст грамотный осмысленный ответ.

В данном случае у преподавателя наступает когнитивный диссонанс ввиду того, что его убеждения оказались несоответствующими реальной ситуации.

Еще один пример, приведенный психологом А. Леонтьевым, иллюстрирует желание уменьшить дискомфорт. Так, заключенных революционеров принуждали копать ямы в качестве наказания.

Естественно, узникам данное занятие было неприятно и даже отвратительно.

Чтобы снизить ощущение психологического дискомфорта, многие придавали своему действию новый смысл, а именно — причинение вреда действующему режиму.

Также когнитивный диссонанс может быть рассмотрен применительно к людям, имеющим вредные привычки (например, курильщикам, или тем, которые злоупотребляют алкоголем.

Вполне естественно, что все они рано или поздно осознают вред данных явлений для своего организма. В таком случае существует два сценария.

Либо индивид пытается всеми доступными способами избавиться от вредной привычки, либо же начинает искать себе оправдания, которые в его сознании могут перевесить возможный вред, который будет нанесен здоровью.

Еще один пример также связан с типичной жизненной ситуацией.

Так, например, вы видите на улице нищего, который просит подаяние, но по его внешнему виду вы можете сказать, что он не совсем заслуживает денег или же не так сильно нуждается в них (а может он потратиться не на продукты или лекарства, а на алкоголь или сигареты).

Тем не менее под действием своих жизненных принципов или моральных норм вы не можете пройти мимо такого человека. Таким образом, под руководством общественных устоев вы совершаете то, чего не хотите.

Иногда случается так, что перед ответственным экзаменом студент попросту не готовится к нему. Это может быть связано с ленью, состоянием здоровья, непредвиденными обстоятельствами и так далее. Таким образом, понимая свою ответственность за результат и осознавая возможные последствия, индивид, тем не менее, не предпринимает никаких попыток выучить конспект.

Когнитивному диссонансу часто подвергаются девушки, которые стремятся похудеть и мучают себя диетами. Если в это время им захочется съесть, например, пирожное, то это будет противоречить поставленным целям и общим представлениям о правильном питании.

Здесь возможно несколько вариантов решения проблемы. Можно продолжать настаивать на своем и отказать себе в сладком, а можно и вовсе прекратить диету, убедившись, что вы и так неплохо выглядите.

Также можно сделать для себя единоразовую поблажку, которая позже будет возмещена голоданием или физическими нагрузками.

Вывод

Рассмотрением проблематики когнитивного диссонанса занимались многие ученые и психологи. Особенно стоит уделить внимание работам Леона Фестингера, а также Зигмунда Фрейда и его последователей. Их теории являются наиболее полными и содержат не только информацию о самом явлении и его причинах, но также и о способах решения проблемы.

Стоит отметить, что теория, которая описывает явление когнитивного диссонанса относится к мотивационным.

Противоречие, возникающее в результате несоответствия убеждений и желаний реальным действиям, во многом влияет на то, каким будет поведение индивида в дальнейшем.

Он может смириться с ситуацией и постараться пересмотреть свои идеи, что несколько уменьшит состояние диссонанса, а может прибегнуть к попыткам объяснить или оправдать свое поведения, избегая реальные данные и факты (оградив себя от внешнего мира).

Чтобы избежать состояния когнитивного диссонанса, стоит избегать противоречивых состояний и информации, которая противоречит вашим убеждениям. Таким образом, вы сможете защитить себя от внутренних противоречий, возникших из-за необходимости действовать вразрез с вашими желаниями и убеждениями.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-kognitivnyj-dissonans-chto-eto-prostymi-slovami-avtor-teorii-kognitivnogo-dissonansa-kognitivnyj-dissonans-ponyatie-primery-iz-zhizni.html

Теория когнитивного диссонанса (стр. 1 из 2)

План

Введение

1. Теория когнитивного диссонанса

2. Когнитивный диссонанс по Фестингеру

2.1 Общие положения

2.2 Диссонанс и консонанс

2.3 «Полезное самоуспокоение»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток.

В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека.

В классической работе Л. Фестингера, оказавшей огромное влияние на развитие мировой социальной психологии, проанализированы такие ключевые вопросы, как: теория когнитивного диссонанса, теория принятия решения, приемы психологического влияния, особенности массовидных социально-психологических явлений.

«Давно замечено, что любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды и установки имеют свойство объединяться в систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов. Конечно, не трудно найти исключения из этого правила». (Л.Фестингер)

1. Теория когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition — знание, dissonance – несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л.

Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок.

В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.

Под термином когнитивный диссонанс понимается любое несоответствие между когнициями (т.е. между любыми знаниями, мнениями или убеждениями, относящимися к окружению, кому-либо или чьему-либо поведению).

Появление диссонанса, являясь психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить его и добиться консонанса (соответствия когниций).

Помимо этого при наличии диссонанса человек активно избегает ситуаций и информации, которые могут привести к его возрастанию.

Говоря о теории диссонанса Леона Фестингера, принято приводить пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно. У него возникает когнитивный диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:

1. Изменить своё поведение, то есть бросить курить;

2. Изменить знание, то есть убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;

3. Игнорировать информацию о вреде курения.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях.

Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков.

Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

2. Когнитивный диссонанс по Фестингеру

2.1 Общие положения

Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция – это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения.

Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию.

И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Состояние диссонанса между когнициями Х и Yвозникает тогда, когда из когниции Х следует не Y. Состояние консонанса между Х и Y, с другой стороны, существует тогда, когда из Х следует Y. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса.

Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса.

Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: изменить одну из когниций (в данном случае — перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих в диссонансные отношения когниций (решить, что полнота — не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки веса); добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге — к изменению поведения. Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса.

Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду).

Если человек добровольно (без принуждения) соглашается сделать что-либо, несколько несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению.

Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности.

Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследованиях когнитивного диссонанса, – диссонанс после трудного решения. Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности.

В таких случаях, как правило, после принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное.

Читайте также:  Бихевиоральное направление: миссия, видение, методы, терапия, эффективность - психология

Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.

Экспериментальные исследования последствий трудного решения показали, что после принятия такого решения (со временем) повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отвергнутого.

Человек, таким образом, избавляется от когнитивного диссонанса: он убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое – вниз.

Исходя из этого, можно полагать, что трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту.

Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями «А» и «Б», а в итоге предпочел «Б», то в дальнейшем вероятность выбора автомобилей типа «Б» будет выше, чем до покупки, так как относительная привлекательность последних вырастет.

Экспериментальное исследование одного из учеников Фестингера — Брема [Festinger, 1957] показало, что после принятия трудного решения повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отвергнутого. Эксперимент был построен следующим образом.

Испытуемых (женщин) просили оценить привлекательность различных предметов домашнего обихода таких, как секундомер, радиоприемник, настольная лампа и т. д. После этого контрольной группе один из предметов был преподнесен в качестве подарка.

Первой экспериментальной группе (группа трудного решения) был предоставлен выбор между близкими по привлекательности предметами; второй (группа легкого решения) дали возможность выбрать предмет из двух сильно различающихся между собой по привлекательности. После этого испытуемых всех трех групп попросили вновь оценить предметы по их привлекательности.

Результаты показали, что испытуемые экспериментальных групп (те, у которых было право выбора) изменили свои оценки привлекательности предметов, которые предоставлялись им на выбор: по сравнению с первоначальными оценками отвергнутый предмет воспринимался как относительно менее привлекательный, а избранный — как более привлекательный.

Иначе говоря, привлекательность отвергнутого варианта уменьшилась, а избранного — возросла. Причем изменение в оценках привлекательности было более существенным в случае трудного решения.

Фестингер следующим образом объясняет описанный факт. После принятия трудного решения человек испытывает эмоциональный дискомфорт, который вызван тем, что, с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное: принятое частично плохо, но оно принято; отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.

Стремясь избавится от переживаемого противоречия, человек убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое — вниз.

Следствием этого являются изменения оценочных суждений, касающихся привлекательности альтернативных вариантов поведения.

Источник: http://MirZnanii.com/a/200890/teoriya-kognitivnogo-dissonansa

Теория когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса (англ. cognitive dissonance theory; от англ. cognition — знание + dissonance — несоответствие, разногласие) — социально-психологическая теория, разработанная амер.

психологом Леоном Фестингером (1957) для объяснения изменений т. н. когниций (мнений, аттитюдов, убеждений) как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций. Одной из особенностей Т. к. д.

является то, что она связывает воедино аффект и интеллект, эмоциональный и когнитивный компоненты установок.

Состояние когнитивного диссонанса возникает, когда мы осознаем, что действуем или действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими аттитюдами и убеждениями, когда личностный смысл деятельности и поступков, в терминах А. Н. Леонтьева, неясен или же неприемлем для нас. Т. к. д.

утверждает, что из возможных способов интерпретации и оценки одной и той же ситуации (объектов) и своего поведения в ней человек выбирает те, которые вызывают меньше беспокойства, угрызений совести. Подходящий для иллюстрации Т. к. д.

пример переинтерпретации смысла выполняемой деятельности приводил Леонтьев: заключенные-революционеры, которых принуждали копать ямы, естественно, воспринимали эту работу как бессмысленную и неприятную; когнитивный диссонанс был устранен тем, что узники переинтерпретировали работу символически: они стали считать, что роют могилу царизму. Благодаря этой идее появился приемлемый личностный смысл деятельности.

Диссонанс может возникать и в связи с прошлыми поступками. Напр., когда человек в определенной ситуации совершил действия, которые затем вызывают угрызения совести, то, согласно Т. к. д., в интерпретацию ситуации и ее оценку м. б. внесены коррективы, которые снимут причины для переживания когнитивного диссонанса.

Во многих случаях это удается без труда, поскольку жизненные ситуации довольно часто неоднозначны. Если курильщик узнает о новом открытии связи между заболеваемостью раком и курением, то у него существует много способов уменьшить возникающий диссонанс (к примеру, зачислить себя в категорию умеренных, а не злостных курильщиков).

Нередко для снятия когнитивного диссонанса используется «внешнее оправдание» (внешняя атрибуция): личная ответственность за поступок снимается тем, что его признают вынужденным: «заставили», «приказали», «очень просили»; или же оправдание основано на корыстном мотиве (хорошо оплатили).

Если же оснований для внешнего оправдания недостаточно, то в действие вступает др. способ — изменение представлений. Напр., если человеку пришлось солгать, то позднее он неосознанно вносит коррективы в свое первоначальное представление о реальности, подгоняя его под «ложное высказывание», которое тем самым субъективно превращается в «правду».

Фестингер допускает, что мы можем поверить в то, о чем ранее говорили неискренно, и, т. о., достичь консонанса.

В ряде пунктов Т. к. д. совпадает с идеями теорий атрибуции и когнитивного баланса, которые разрабатывал австрийско-амер. психолог Фриц Хайдер (Heider, 1896-1988), опираясь на принципы гештальт-психологии. (Б. М.)

Источник: http://www.psychology.su/slovar/t/teoriya_kognitivnogo_dissonansa/

Когнитивный диссонанс — состояние, факторы, концепция, методы борьбы

Когнитивный диссонанс представляет собой специфическое отрицательное состояние человеческого сознания, во время которого развивается сильный психологический дискомфорт. Состояние когнитивного диссонанса развивается по причине столкновения в сознании двух противоречащих друг другу факторов: знаний, мировоззрений, суждений, идей или простых фактов.

Впервые идея обоснования явления когнитивного диссонанса была предложена психологом и специалистом в сфере мышления Л. Фестингером.

Он основывал свои постулаты на принципе равновесия, утверждая, что каждый индивидуум стремится к некоторому постоянству соответствия происходящих вокруг него процессов и уже приобретенного опыта.

Если же человек наблюдает подобное разобщение, его внутреннее состояние и «равновесие» нарушаются, а сознание пытается выставить происходящее как нечто вполне логичное, чтобы восстановить утраченный баланс когнитивных функций.

Факторы когнитивного диссонанса

Исходя из концепции, предложенной Фестингером, выделяют следующие факторы когнитивного диссонанса, которые провоцируют его развитие и вызывают у индивидуума чувство внутреннего недовольства, нарушение равновесия когнитивных функций:

  • Несоответствие в логике какого-либо события и личного опыта индивидуума.
  • Выраженная разница между мнением одного конкретного субъекта и общепринятым, устоявшимся мнением, несоответствие которому кажется алогичным.
  • Отрицание необходимости следовать культуре и правилам общества, являющимся устоявшимися традициями, которым нередко следуют чаще, чем установленным нормам законодательства.
  • Столкновение в сознании между уже пережитым опытом и новой сходной с ним ситуации, которая развивается не по «привычному сценарию».

Достаточно частой причиной состояния когнитивного диссонанса является необходимость субъекта проигнорировать свой личностный опыт в какой-либо ситуации, принимая то или иное решение.

В результате подобного действия наблюдается расхождение между убеждениями индивидуума и его реальным поведением.

Сознание реагирует на подобный исход изменениями конкретных представлений, что является своеобразным защитным механизмом для восстановления согласованности собственного опыта и действий.

Этот факт объясняет собой склонность людей к оправданиям совершенных ими поступков. Осознав свое заблуждение или ошибку, индивид пытается найти причину произошедшего с ним, мысленно выискивая различные оправдания.

При этом он постепенно «сдвигает» свои прежние установки и суждения на такие позиции, чтобы произошедшее с ним или его личная ошибка казались не столь серьезными.

Говоря иначе, человек способен «управлять» своими же установками с целью избежать внутреннего конфликта с самим собой.

Любой человек на протяжении всей своей жизни накапливает индивидуальный опыт, зависящий от пережитых ранее ситуаций.

Тем не менее, с течением времени ему предстоит работать и выполнять свою функцию в разрез с теми условиями, которые способствовали его приобретению.

Это подразумевает, что личностному опыту необходимо словно «подстраиваться» под окружающие его условия и находить некоторый компромисс.

перейти наверх

Концепция когнитивного диссонанса

Одной из широко распространенных теорий развития когнитивного диссонанса является мотивационная теория. Специалисты отмечают, что впервые такие предположения выдвигались еще древними философами, хотя в те времена понятие «когнитивный диссонанс» не являлось столь четко охарактеризованным как сегодня.

В настоящее время существует несколько десятков различных вариаций мотивационной теории, в основе которых лежит, как правило, один и тот же постулат: общие представления личности об окружающем ее мире в дальнейшем регулируют ее действия и решения. Все то, что в дальнейшем предпримет субъект в свой жизни, формируется не столько за счет утвердившихся естественных потребностей или душевных желаний и изысканий, сколько посредством переменчивых взглядов на окружающую действительность.

В принципе, любая концепция когнитивного диссонанса отмечает тот факт, что из возможных форм толкования оценки какого – либо произошедшего события и своих действий в нем человек предпочитает те, который вызовут у него как можно меньше угрызений совести и ощущения недовольства.

перейти наверх

Методы борьбы с когнитивным диссонансом

Вполне естественным является вопрос о том, существуют ли методы борьбы с когнитивным диссонансом, так как данное состояние достаточно тревожно и неприятно для любого человека. Парадокс состоит в том, что сознание самостоятельно выискивает все доступные ему методы и пути для достижения обратного эффекта, именуемого консонансом.

Чаще всего для подавления диссонанса когниций человек обращается к различной внешней атрибутике, важное место в которой занимают оправдания. Так, например, чувство ответственности за какое-либо действие, повлекшее за собой отрицательный результат, может «снижаться» путем интерпретации его в вынужденную меру, т.е. «приказали» или «заставили», «Я был вынужден так поступить!».

Помимо этого, оправдание всегда может основываться на какой-либо положительной для самого объекта стороне произошедшего. Нередко это может быть убеждения корысти вроде: «Зато мне хорошо заплатили за это!».

В крайнем случае, когда почвы для оправдания попросту нет, происходит подсознательное изменение установок субъекта.

К примеру, если индивидуум вынужден солгать, то в дальнейшем он начинает неосознанно менять свои воспоминания о произошедшем таким образом, чтобы они максимально походили на ранее сделанные им ложные утверждения.

Таким образом, по прошествии некоторого времени ложь субъективно преобразуется в правду и человек искренне верит в то, что так оно на самом деле и произошло. Сам Фестингер, сформировавший современное понятие когнитивного диссонанса, выделял четыре пути решения проблемы диссонанса сознанием:

  • Смена собственного поведения в соответствии с новой сформировавшейся ситуацией.
  • Полностью преобразить одну из когниций. Говоря иначе – полностью заверить себя в обратном.
  • «Отбирать» поступающую информацию касательно определенной проблемы таким образом, чтобы она соответствовала личным суждениям и логике.
  • Полностью признать правдивость поступающих суждений, откорректировать свое видение ситуации согласно с ними и принимать решение исходя из новой позиции.

Достаточно часто индивид пытается заранее предупредить вероятность развития когнитивного диссонанса попросту избегая поступления информации, которая может спровоцировать данное расстройство.

Источник: http://PsyTheater.com/sostoyanie-kognitivnogo-dissonansa.html

Когнитивный диссонанс

Автор Татьяна в 10/08/2014. Опубликовано Когнитивная психология

Людям нравится быть последовательными в своих убеждениях и взглядах. Так что же происходит, когда одно из наших убеждений вступает конфликт с другим, более ранним? Термин «когнитивный диссонанс» используется как раз для описания дискомфорта, который становится результатом противоречия двух убеждений.

Когда существует расхождение между убеждениями и поведением человека, ему стоит что-то в себе изменить, чтобы исключить его или уменьшить. Психолог Леон Фестингер предложил теорию когнитивного диссонанса, в центре которой лежат попытки человека достичь согласия с самим собой. Он предположил, что люди имеют внутреннюю необходимость обеспечить соответствие поведения своим убеждениям.

Читайте также:  Речь истероида - психология

Несогласованные или противоречивые убеждения приводят к дисгармонии, которую люди стремятся избежать.

В своей книге «Теория когнитивного диссонанса», Фестингер пояснил: «Когнитивный диссонанс можно рассматривать как состояние предшествующее активности, ориентированной на снижение диссонанса — точно как голод приводит к активности, ориентированной на сокращение голода. Такое видение отличается от того, с которым психологи привыкли иметь дело, но, как мы увидим, оно, тем не менее, оправданно».

Степень диссонанса может зависеть от нескольких различных факторов, в том числе, от того, как высоко мы ценим конкретное убеждение, и степени несоответствия наших убеждений друг другу.

Когнитивный диссонанс зачастую имеет сильное влияние на наше поведение и наши действия. Давайте рассмотрим несколько примеров!

Когнитивный диссонанс может произойти в любой из сфер жизни, но особенно он очевиден в тех случаях, когда поведение индивида противоречит убеждениям, которые являются неотъемлемой его самоидентификации.

Например, рассмотрим ситуацию, в которой человек, для которого имеет значение забота об окружающей среде, приобретает новый автомобиль — и вдруг обнаруживает, что у него слишком большой расход бензина. Получается конфликт: для него важна забота об окружающей среде, но его машина не может считаться экологически чистой.

Для того чтобы уменьшить этот диссонанс между убеждением и поведением, он может выбрать один из нескольких вариантов. Он может продать этот автомобиль и купить новый, с меньшим расходом бензина, или же просто пересмотреть свое отношение к защите окружающей среды.

В случае выбора второго варианта, его диссонанс может быть дополнительно сокращён за счёт действий, которые всё-таки уменьшают воздействие такого автомобиля на природу — например, более частое использование общественного транспорта или поездка на работу на велосипеде.

Более распространённый пример — наши решения о покупке того или иного товара (принимаемые нами регулярно). Большинство людей хотят верить, что они делают правильный выбор. Когда продукт или вещь, купленная нами, оказывается ненадлежащего качества, ситуация вступает в конфликт с нашей уверенностью в своих способностях к принятию решений.

«Человек, который продолжает курить, несмотря на то, что знает, как курение сказывается на его здоровье, может считать, что: (а) ему нравится курить настолько, что оно того стоит; (б) риск того, что его здоровье пострадает, не столь велик, как утверждают некоторые; (в) он не всегда может избежать непредвиденных опасных обстоятельств — и, тем не менее, до сих пор жив; и (г) даже, если он бросит курить, он наберёт вес, который в равной степени плохо отразится на его здоровье. Так, продолжая курить, он, в конце все, соответсвует своим убеждениям о курении».

Л. Фестингер (1957)

«Представьте, что Вы заранее готовитесь к званому обеду у себя дома. Вы составили список гостей, разослали приглашения и подготовил меню.

Ничто не у Вас не вызвало особых затруднений: Вы сходили в магазин, подготовили ингредиенты и в течение нескольких часов готовили угощение — предвкушая приятные разговоры и встречу с дорогими Вам людьми. Но всё не так-то просто.

Гости прибыли поздно, разговоры были нужными, еда ко времени прибытия гостей уже успела перевариться. Предвкушение и волнение перед приятным времяпрепровождением вступает в явный конфликт с Вашими наблюдениями за ходом вечера. Мозаика не складывается.

Вы расстроены — отчасти, не потому, что вечер не удался, а из-за несоответствия между Вашим ожидание и опытом. Вы страдаете от неудобного, неприятного состояния когнитивного диссонанса».

Купер (2007)

Как уменьшить когнитивный диссонанс?

Есть три ключевые стратегии для минимизации когнитивного диссонанса:

  • сосредоточьтесь на более благоприятных убеждениях, которые перевешивают диссонирующее убеждение или поведение;
  • сократите значимость для Вас противоречивого убеждения;
  • измените противоречивое убеждение так, чтобы она согласовалась с другими убеждениями или поведением.

Почему когнитивный диссонанс важен для нас?

Когнитивный диссонанс играет роль в становлении многих ценностных суждений, решений и оценок. Осознание того, как конфликтующие убеждения влияют на процесс принятия решений есть отличный способ улучшить Вашу способность принимать быстрые и более точные решения.

Примечания психологов

«Основные гипотезы, которые мне хотелось бы изложить, заключаются в следующем: 1. Состояние диссонанса, причиняя психологический дискомфорт, будет мотивировать человека на попытки уменьшить диссонанс и добиться гармонии. 2. При диссонансе — в дополнение к попытке уменьшить его — человек будет активно избегать ситуаций и информации, которые, скорее всего, приведут к его усилению».

Л. Фестингер (1957)

«Настойчивые предположения Фестингера о том, что когнитивный диссонанс подобен потребности, которая должна быть удовлетворена, подразумевают, что люди обязаны искать способ разрешения своих несоответствий.

Люди не просто предпочитают голоданию приём пищи; …мы испытываем потребность в еде. Так и люди, которые которых мучает их непоследовательность в социальной жизни, испытывают потребность её разрешить. То, как мы это делаем, может носить изобретательный характер.

Но, по мнению Фестингера, делаем мы это непременно».

Купер (2007)

Источник: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/kognitivnyj-dissonans.html

Фестингер теория когнитивного диссонанса

теория когнитивного диссонанса Этимология.

Происходит от греч. theoria — изучение, англ. cognition знание и dissonance — несоответствие.

Когнитивная теория, растолковывающая особенности мотивационных процессов.

В ней логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение появляющегося при столкновении с несоответствиями эмоции дискомфорта — за счет трансформации существовавших знаний либо социальных установок.

В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который возможно различной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. Наряду с этим сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.

Были сформулированы следующие положения:

• между когнитивными элементами может появиться диссонанс;

• существование диссонанса ведет к рвению его редуцировать либо воспрепятствовать его усилению;

• проявление этого рвения включает либо изменение поведения, либо изменение знаний, либо селекцию информации.

Было выделено пять областей, где ключевую роль может играться редукция когнитивного дисбаланса: конфликт по окончании принятия решения, вынужденный поступок, селекция информации. несогласие с убеждениями социальной группы, неожидавшиеся результаты действий.

Основная критика была направлена на то, что в данной теории рассматривалось только два диссонирующих элемента.

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА

(англ. cognitive dissonance theory ; от англ. cognition — знание + dissonance — несоответствие, разногласие) — социально-психологическая теория, созданная амер. психологом Леоном Фестингером (1957) для объяснения трансформаций т. н.

когниций (точек зрения , аттитюдов , убеждений ) как метода устранения смысловых конфликтных обстановок. Одной из изюминок Т. к. д. есть то, что она связывает воедино аффект и интеллект, эмоциональный и когнитивный компоненты установок.

Состояние когнитивного диссонанса появляется, в то время, когда мы поймём, что действуем либо действовали без достаточных на то оснований, в несоответствии со своими аттитюдами и убеждениями, в то время, когда личностный суть деятельности и поступков, в терминах А . Н . Леонтьева. неясен либо же неприемлем для нас.

Т. к. д. говорит, что из вероятных способов интерпретации и оценки одной и той же ситуации (объектов) и своего поведения в ней человек выбирает те, каковые вызывают меньше тревоги, угрызений совести. Подходящий для иллюстрации Т. к. д.

пример переинтерпретации смысла делаемой деятельности приводил Леонтьев: арестанты-революционеры, которых принуждали копать ямы, естественно, принимали эту работу как тщетную и неприятную; когнитивный диссонанс был устранен тем, что узники переинтерпретировали работу символически: они стали считать, что роют могилу царизму. Благодаря данной идее появился приемлемый личностный суть деятельности.

Диссонанс может появляться и в связи с прошлыми поступками. Напр. в то время, когда человек в определенной ситуации совершил действия, каковые после этого приводят к совести, то, в соответствии с Т. к. д. в интерпретацию ситуации и ее оценку м. б. внесены коррективы, каковые снимут обстоятельства для переживания когнитивного диссонанса.

Во многих случаях это удается легко, потому, что жизненные ситуации частенько неоднозначны. В случае если курильщик определит о новом открытии связи между заболеваемостью курением и раком, то у него существует большое количество способов уменьшить появляющийся диссонанс (к примеру, зачислить себя в категорию умеренных, а не злостных курильщиков).

Часто для снятия когнитивного диссонанса употребляется внешнее оправдание (внешняя атрибуция ): персональная ответственность за поступок снимается тем, что его признают вынужденным: вынудили, приказали, весьма просили; либо же оправдание основано на корыстном мотиве (хорошо оплатили).

В случае если же оснований для внешнего оправдания не хватает, то в воздействие вступает др. метод — изменение представлений. Напр.

в случае если человеку пришлось солгать, то позднее он неосознанно вносит коррективы в свое первоначальное представление о действительности, подгоняя его под фальшивое высказывание, которое тем самым субъективно преобразовывается в правду. Фестингер допускает, что мы можем поверить в то, о чем ранее говорили неискренно, и, т. о. достигнуть консонанса.

В ряде пунктов Т. к. д. сходится с идеями теорий атрибуции и когнитивного баланса, каковые разрабатывал австрийско-амер. психолог Фриц Хайдер (Heider, 1896-1988), опираясь на правила гештальт-психологии. (Б. М.)

Большой психологический словарь. — М. Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Наблюдать что такое «теория когнитивного диссонанса» в других словарях:

Теория когнитивного диссонанса — была предложена Леоном Фестингером в 1957 г. Она представляет собой объяснение конфликтных обстановок, каковые часто появляются в когнитивной структуре одного человека [1]. Теория ставит своей целью растолковать и изучить состояние когнитивного … Википедия

Теория Когнитивного Диссонанса — (от англ. cognition знание, dissonance несоответствие) социально психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером. в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации , … Психологический словарь

Теория когнитивного диссонанса — – теория трансформации и формирования установок Л. Фестингера. * * * социально психологическая теория (Л. Фестингер), обьясняющая нелогичное поведение человека в обстановках наличия противоречивой информации об одном обьекте, предмете, человеке. От … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА — психологическая теория, связывающая самочувствие человека и его поведение с состоянием системы имеющихся у него знаний. Т.к.д. говорит, что несоответствия в знаниях человека порождают у него чувство дискомфорта и рвение во что бы то ни стало … Словарь терминов по психологическому консультированию

когнитивного диссонанса теория — см. теория когнитивного диссонанса Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Громадная психологическая энциклопедия

Когнитивного диссонанса теория — (лат. cognitio познавание и dissonans нестройно звучащий) одна из теорий соответствия зап. социальной психологии, выдвинутая учеником К. Левина Л. Фестингером (1957), к рая растолковывает влияние на человеческое О. и поведени е системы когнитивных … Психология общения. Энциклопедический словарь

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА, ТЕОРИЯ — Теория Леона Фестингера об трансформации установок, основывающаяся на представлении, что мы стремимся привести наши установки в соответствие между собой, дабы устранить когнитивный диссонанс. Кроме этого называется теория диссонанса … Толковый словарь по психологии

Когнитивного диссонанса теория — (лат. cognitio – знание). Распространенная в западной социальной психологии теория, разглядывающая межличностные конфликты как неизбежность, важную часть социального бытия, сотрудничества индивидов и групп. Считается, что конфликт … Толковый словарь психиатрических терминов

Когнитивного диссонанса теория — [лат. cognitio познавание и лат. dissonans нестройно звучащий] одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и растолковывающая влияние на человеческое поведение системы когнитивных … Психологический лексикон

Когнитивного диссонанса теория — (лат. cognito лат. dissonans – нестройно звучащий) теория Л.Фестингера о обстоятельствах трансформации установок. Теория говорит, что индивид пытается привести свои установки в соответствие между собой так, дабы это дало ему возможность … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Моя картина мира. Как человек формирует повседневную действительность. Кучер Елена Николаевна, Баксанский Олег Евгеньевич.

    Настоящая книга посвящена анализу методологии процесса познания и есть логическим продолжением и развитием идей предыдущей работы авторовКогнитивный образ мира: пролегомены к Подробнее Приобрести за 857 руб

  • Моя картина мира. Как человек формирует повседневную действительность. О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер.

    Настоящая книга посвящена анализу методологии процесса познания и есть логическим продолжением и развитием идей предыдущей работы авторов «Когнитивный образмира: пролегомены к философии Подробнее Приобрести за 569 руб

  • Атрибуция, диссонанс и социальное познание. Налчаджян А. А.

    В книге последовательно и общедоступно излагаются основные неприятности и успехи психологии атрибутивных процессов, т. е. приписывания другим и себе самому психических показателей, мотивов и Подробнее Приобрести за 360 руб

Другие книги по запросу теория когнитивного диссонанса >>

Источник: http://sms-taim.ru/medicine/festinger-teorija-kognitivnogo-dissonansa.html

Ссылка на основную публикацию