Произвольные и непроизвольные эмоции — психология

Произвольность эмоции

возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.

Диапазон осуждаемых эмоций определяется не только социальными нормами, но и жизненным опытом человека.

К примеру, мать обходилась с ребенком сурово, он часто оказывался в ситуации, когда его положительные чувства – чуткость, привязанность, доброжелательность – не только не одобрялись, но осуждались.

Став взрослым, данный человек будет подавлять положительные чувства, поскольку они ассоциируются у него с наказанием.

Наряду с речью важнейшим инструментом осознания и управления переживаниями является выявление и овладение их предметной областью.

В процессе научения ребенка сначала просто приближают к объектам положительным и удаляют от объектов отрицательных (вызывающих соответствующие эмоции). Со временем эти объекты приобретают более или менее постоянный эмоциональный знак.

В результате предмет (или даже просто размышления о нем) начинает вызывать связанные с ним переживания.

Так, уже предвосхищение и обещание лакомства, игрушки, приближение праздника вызывают у ребенка радость, а просьба об игрушке, лакомстве или развлечении по сути есть требование удовольствия.

Чувство и предмет этого чувства представляют из себяявления разного порядка, не связанные отношениями равенства или подобия. Отношения между эмоцией и ее предметом приобретают знаковый характер.

Эмоция как знак несет информацию о том, что данный объект обладает определœенным значением для субъекта͵ а модальность чувства раскрывает как именно он значим: приятен, необходим, опасен, безразличен, неприятен. В свою очередь предмет, отношение к которому известно, становится мощным инструментом управления эмоциями.

Невозможно приказать себе ʼʼне чувствоватьʼʼ или ʼʼне переживатьʼʼ определœенные эмоции, но возможно так перестроить деятельность, расширив или изменив контекст данного события, что это приведет к разрядке эмоции или ее изменению. Эффективным инструментом при этом выступает интерпретация, в ходе которой и реконструируется контекст.

Невозможно вызвать определœенное чувство произвольно, путем самокоманд или самоубеждений, но манипуляция с предметом эмоций дает возможность так организовать ситуацию, что это приведет к появлению желаемых чувств.

Пример подобных манипуляций можно найти в фильме Я. Фрида ʼʼСобака на сенеʼʼ, когда один из его героев – слуга Тристан (в исполнении А. Джигарханяна) предлагает другому герою – Теодоро (в исполнении М. Боярского) способ справиться с любовным чувством (текст песни – М. Донской):

ʼʼ…В случае если вы на женщин чересчур падки,

В прелœестях ищите недостатки,

Станет сразу всœе намного проще.

Девушка стройна мы скажем: ʼʼмощиʼʼ,

Умницу мы наречем ʼʼуродкойʼʼ,

Добрую объявим ʼʼсумасбродкойʼʼ,

Ласковая – стало быть, ʼʼлипучкаʼʼ,

Держит себя строго – значит, ʼʼзлючкаʼʼ,

Назовем кокетливую ʼʼшлюхойʼʼ,

Скажем про веселую ʼʼпод мухойʼʼ,

Пухленькая – ʼʼскоро лопнет с жируʼʼ,

Щедрую перекрестим в ʼʼтранжируʼʼ,

Бережлива окрестим ʼʼсквалыгойʼʼ,

В случае если маленькая – ʼʼростом с фигуʼʼ,

В случае если рослая тогда ʼʼверзилаʼʼ.

Через день глядишь – любовь остыла.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Американский психотерапевт, автор концепции ненасильственной коммуникации М. Розенберг выделяет три стадии развития эмоций (Розенберг, 1996). ʼʼВ процессе развития ответственности за наши чувства я выделяю три этапа. Первый я определяю как эмоциональное рабство.

Находясь на этом этапе, мы считаем, что мы ответственны за чувства других. В случае если мы в это верим, мы становимся обязанными постоянно обеспечивать счастье для всœех, иначе мы будем чувствовать вину.

Так, когда наши близкие будут чем-нибудь недовольны, мы будем склонны считать, что нам нужно отказаться от наших собственных потребностей и делать всœе, чтобы им угодить.

Когда мы находимся на этой стадии, мы всœе делаем для других по обязанности или из чувства долга, боясь того, как они будут реагировать, в случае если мы не будем этого делать.

Мы чувствуем вину, когда наши потребности вступают в конфликт с потребностями наших близких, потому что мы считаем, что, в случае если бы мы не были столь эгоистичными людьми, мы бы хотели делать то, что другие хотят от нас. Когда мы прячем или отклоняем наши потребности по этой причинœе, мы быстро начинаем ощущать наших близких как какие-то границы, а не как источник удовольствия.

https://www.youtube.com/watch?v=yB15hNwA35A

Вторую стадию я называю стадией несносности. На этой стадии мы начинаем понимать цену постоянного присваивания ответственности за чувства других и желания ублажать их за свой счет. На этой стадии для нас ясно, что представляет собой эта ловушка – ответственность за чувства других.

Мы злы на себя за то, как много в нашей жизни мы упустили, и мы попросту отказываемся делать что-либо только для того, чтобы не огорчать людей. На этой стадии мы можем говорить несносные вещи в ответ на чувства других, типа: „Это – твоя проблема» или „Я не отвечаю за твои переживания».

Проблема здесь в том, что для нас уже ясно, за что мы не отвечаем, но по-прежнему мы не осознаем, каким образом мы можем быть ответственными в отношении других, не становясь эмоционально порабощенными. На этой стадии, когда мы выражаем наши потребности, мы делаем это таким образом, который выглядит жестоким и бездушным для других.

Это – результат страха и вины, которые до сих пор существуют в нас в отношении самого факта наличия у нас каких бы то ни было потребностей, это – пережиток стадии эмоционального рабства.

К примеру, во время перерыва на одном моем семинаре молодая женщина сказала мне о том, как она рада, что поняла, насколько она была эмоционально порабощена, и как она не хочет больше продолжать так жить. После перерыва я предложил группе определœенную деятельность.

При этом эта женщина сказала (очень твердо): „Я лучше займусь чем-нибудь другим». Я почувствовал, что она тренируется реализовывать свое вновь обретенное право выражать свои потребности даже тогда, когда они могут прийти в столкновение с тем, что хотят делать другие.

Для того чтобы помочь ей прояснить для себя суть вопроса, я сказал: „Хотите ли вы делать что-то другое, даже если это входит в конфликт с моими потребностями?» Она подумала чуточку, затем неуверенно сказала: „Да, то есть, думаю, нет».

Было очевидно, что ее мысли по этому поводу еще весьма беспорядочны.

Я помог ей увидеть, что эмоциональная свобода — ϶ᴛᴏ не просто настаивание на своих потребностях. Настаивая, нужно осознавать полную невозможность удовлетворения своих потребностей за счёт других. Это означает ясное высказывание того, чего мы хотим, но так, чтобы другие могли понимать наше стремление в равной степени уважать и их потребности.

У меня была возможность наблюдать мою дочь на переходе от стадии рабства к стадии несносности. Пока она была на стадии рабства, она отклоняла свои потребности и соглашалась делать то, что хотели другие. Она делала это, так как не хотела их разочаровывать. Мы разговаривали с ней об этом.

Я показал ей ценность осознания и выражения своих потребностей. Несколько недель спустя я увидел признаки того, что Марла начала выражать свои потребности более открыто.

Меня вызвал директор школы, который был очень огорчен одним случаем с Марлой, Заметив, что девушка одета в комбинœезон, он сказал: „Марла, молодые леди так не одеваются», на что она ответила: „А мне начхать!»

Услышать такое было поводом для празднования: Марла успешно закончила стадию рабства и перешла к несносности. Она больше не хотела подавлять себя ради того, чтобы другие были счастливы. Это означало, что она готова уйти от эмоционального рабства.

Она еще не научилась так выражать свои потребности, чтобы проявлять уважение к потребностям других. Это указывало, что она проходит через стадию несносности.

Вечером, когда мы с Марлой говорили об этом происшествии, я дал ей понять, как я был рад, что она нашла в себе силы выразить свои потребности. Я хотел отпраздновать ее вхождение в несносность.

Я также дал ей понять, что, в случае если она заинтересована, я был бы рад поискать с ней пути выражения ее нужд таким образом, чтобы другие воспринимали их как подарок. Это показывало бы, что она доросла до эмоциональной свободы.

На третьей стадии, которую я называю эмоциональной свободой, мы заботимся о благополучии других, но уверены, что наши реакции на потребности других вызваны не страхом, виной или стыдом. Наоборот, мы поступаем так из сострадания к другому человеку.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, наши действия удовлетворяют нас в такой же мере, как и другого человека. На этой стадии нам ясно, что мы не отвечаем за чувства других, но мы принимаем на себя ответственность за собственные намерения и действия.

Мы отстаиваем свои собственные потребности, проявляя равную заинтересованность в реализации потребностей другихʼʼ.

Нарушение ориентации в эмоциональных явлениях может проявляться в следующих формах:

  • неосознавание самого факта возникновения эмоций (к примеру, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.);
  • неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха – как отсутствие заинтересованности);
  • неверная интерпретация причины возникшей эмоции (к примеру, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности причиной гнева стал тот факт, что человеку было оказано недостаточно внимания);
  • неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка ʼʼдля его же пользыʼʼ, тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, осознание эмоционального процесса предполагает как способность дать вербальную характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и действиями, к которым она побуждает, с другой.

В психологии эмоций используется понятие ʼʼэмоциональный интеллектʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ охватывает следующие способности: 1) распознавание собственных эмоций; 2) владение эмоциями; 3) самомотивация; 4) понимание эмоций других людей.

С понятием ʼʼэмоциональный интеллектʼʼ тесно связано представление об эмоциональной грамотности, то есть целœенаправленном повышении социальной и эмоциональной компетентности детей.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Как уже говорилось, проявление эмоций и чувств подвергается строгому социальному контролю.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, управление переживаниями реализуется не столько на уровне порождения, сколько на уровне проявления эмоций, а собственно проблема управления эмоциями в общении состоит в поиске той меры, которая позволяла бы человеку соблюдать принятые культурные нормы, диктующие способ и степень проявления эмоций, и в то же время использовать эмоции как важнейший регулятор межличностных отношений.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/393628_proizvol_nost_emocii

Мозг и Счастье: Как изменить свои чувства и поведение

Я больше, чем я думал, Я лучше, чем я думал,

Я и не знал, до чего я хорош.


«Песня большой дороги» Уолт Уитмен. 

Наша психика содержит накопленный нами опыт так же, как наше тело строится в основном из пищи, которую мы едим. Поток событий постепенно формирует наш мозг и, соответственно, психические особенности. Кое-что можно вспомнить явно: «Этим я занимался прошлым летом. Так я чувствовал себя когда я был влюблен».

Но большинство возникающих в нашем мозге связей никогда не доходит до сознания. Это называют непроизвольная память. В ней хранятся произошедшие с нами события, модели взаимоотношений с людьми, эмоциональные склонности, общий взгляд на мир.

Непроизвольная память создает общий фон нашей души (как вы себя чувствуете, будучи тем, что вы есть), основанный на накапливающихся следах происходящих с нами событий. 

Эти следы можно в каком-то смысле разделить на две категории: то, что идет на благо вам и окружающим, и то что приносит вред. Как говорится в разделе Мудрость Восьмеричного Добродетельного Пути Буддизма, нам следует создавать в памяти, сохранять и множить полезные непроизвольные зарубки, а ущербные не допускать и сокращать.

 

 

НЕГАТИВНЫЙ УКЛОН ПАМЯТИ

Однако есть одна проблема. Наш мозг в первую очередь реагирует на неприятные факторы – отслеживает, регистрирует, сохраняет, вспоминает чаще их.

Мы уже говорили, что он впитывает плохое как губка, а с хорошими весьма осторожен. Так что даже если положительных впечатлений больше чем отрицательных, негативная непроизвольная память пополняется быстрее.

И наш общий ментальный фон – то, как мы себя чувствуем, будучи тем, кто мы есть, — может стать мрачным и пессимистичным.

Конечно, отрицательный опыт тоже полезен: утраты открывают сердце, угрызения совести дают моральный компас, настороженность помогает избегать опасностей, гнев высвечивает зло, которое должно быть исправлено.

Но вы действительно считаете, что вам не хватает отрицательного опыта? Эмоциональная боль, не приносящая пользы ни вам ни тем, кто вас окружает, есть бессмысленное страдание. А боль сегодняшняя завтра рождает ещё большую боль.

Например, даже отдельный эпизод, повергший вас в состояние депрессии, способен перестроить нервные связи в вашем мозге, и в будущем такие эпизоды станут более вероятны.

УСВАИВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

Читайте также:  Жизненный мир - психология

Вот три важных шага.

Следует превратить положительные факты в положительный опыт. Что-нибудь хорошее постоянно происходит вокруг, но мы в основном этого не замечаем. Кто-то вам улыбнулся, и вы увидели в себе что-то ценное; расцвели цветы; вы закончили трудную работу — и все это обычно не оставляет в нас глубоких следов. Это нехорошо.

Надо замечать, фиксировать для себя все позитивное, особенно в повседневной жизни: лица детей, запах апельсина, облака в небе, удачно проведенный отпуск, мелкие приятные работы и так далее. С каким бы приятным фактом вы не столкнулись, осознайте его, откройтесь ему, позвольте ему тронуть вам. Если вы пришли на банкет, не смотрите на вкусные блюда – ешьте их.

Смакуйте любой положительный факт. Он чудесен! Удерживайте его 5, 10, или даже 20 секунд. Не позволяйте себе переключить внимание на что-то другое.

Чем дольше вы будете держать это благо в своем сознании, чем сильнее прочувствовать его, тем больше нейронов совместно испустят и передадут импульс и четче будет след этого позитивного опыта в вашей памяти.

Отметьте свои положительные эмоции и физические ощущения – это основа непроизвольной памяти.

Пусть они заполнят ваше тело целиком и будут максимально остры. Например, если кто-то сделал вам что-то хорошее, пусть вся ваша грудь наполнена теплом. 

Обратите внимание на приятные аспекты события. Прочувствуйте, например, как хорошо, когда ласково вас обнимает кто-то , кого вы любите.

Так вы стимулируете выделение дофамина, и он поможет вам на том, что вам приятно, и укрепит нейронные ассоциации в непроизвольной памяти.

Вы делаете это не для того, чтобы цепляться за удовольствие (что рано или поздно заставило бы вас страдать), а для того, чтобы принять его в себя и носить радость внутри, и не искать его во внешнем мире.

Кроме того, вы можете даже усилить приятное ощущение, намеренно его приукрасив. Например, если вы получаете удовольствие от общения с кем-то, вы можете призвать и воспоминания о других чувствах, испытанных благодаря тому, что кто-то вас любит. Так вы способствуете выделению окситоцина, «гормона привязанности», и углубите радость общения.

Или можно усилить чувство удовлетворения от сделанной вами работы, вспомнив какие трудности вам пришлось преодолеть.

Представьте себе или ощутите , что приятное событие проникает в глубь вашего тела и души, как тепло солнца в кожу, вода в губку или как помещенная в шкатулку драгоценность – в ваше сердце.

Расслабьте все тело и впитывайте в себя эмоции, ощущения и мысли о пережитом. 

ЛЕЧЕНИЕ БОЛИ Позитивный опыт можно использовать, чтобы успокоиться, противопоставлять его опыту отрицательному и даже заместить второй опыт первым. Если мы думаем о двух вещах одновременно, между ними устанавливается связь. Отчасти именно поэтому мы, говоря о своих неприятностях, с тем кто хорошо к нам относится, чувствуем облегчение: болезненные ощущения и воспоминания смешиваются с ощущением успокоения , одобрения и тепла, которые дает нам наш собеседник. 

ВЫРАВАЕМ СОРНЯКИ И САЖАЕМ ЦВЕТЫ

Чтобы постепенно заменить негативные неосознанные воспоминания позитивными, выделяйте, выдвигайте на первый план вашего сознания положительные аспекты переживаемых вами событий и одновременно старайтесь оттолкнуть негативный материал на задний план.

Негативный мыслительный материал, с которыми вы работаете, может быть приобретен во взрослом возрасте, включая настоящее время. Однако часто бывает важнее обратиться к произвольным и непроизвольным воспоминаниям детства: именно они оказываются теми корнями, которые питают расстраивающие нас переживания.

Иногда люди сердятся на себя за то, что какие-то моменты их прошлого огорчают их в настоящем. Но помните: мозг устроен так, что он изменяется под воздействием приобретаемого опыта, особенно отрицательного. Мы учимся на собственном опыте, особенно на опыте детства, и вполне естественно жить с тем, чему мы обучились.

Подростком я часто выкапывал одуванчики у нас в саду, но, если мне не удавалось вырвать из земли все их корни, они вырастали снова. Огорчения ведут себя так же.

Поэтому прощупайте самые юные свои годы, самые беззащитные, самые богатые эмоциями слои своего внутреннего мира и постарайтесь отыскать корни своих неприятностей и страданий.

Немного практики и самоанализа помогут вам составить список  глубинных источников сегодняшних переживаний.

Пусть для вас станет обычным делом просматривать его, когда вы рассержены, обижены, встревожены или «чувствуете себя не в своей тарелке».

Среди этих глубинных источников могут быть ощущения ненужности (вы не были популярны в школе) или беспомощности (вы страдаете хроническими заболеванием), недоверие к интимных отношениям (результат неудачного партнерства).

Когда вы доберетесь до корней, откройте себя тому положительному, что поможет вам избавиться от власти негатива над вами. Выкапывайте сорняки в саду вашего мозга и сажайте на их место цветы.

Последствия неприятностей часто излечиваются чем-то положительным, что является их противоположностью. Например, замените детское ощущение собственной слабости ощущением вашей сегодняшней силы. Если вас преследуют приступы тоски из-за неудачной связи, вспомните, что есть кто-то, кто вас любит, ощутите эту любовь, примите её в себя.

Воспользуйтесь силой слова. Скажите себе, например: «я преодолел все это, и вот я здесь, и многие меня любят». Вы не забудете прежние факты, но их эмоциональное давление будет постепенно спадать. 

Дело не в том, чтобы сопротивляться негативным впечатлениям или гнаться за позитивными, — это свелось бы к вожделению, а оно, как мы знаем, ведет к страданию. Дело в том чтобы, найти состояние уравновешенности: когда вы будете внимательны, открыты, будете с любопытством смотреть на трудности, идя при этом навстречу мыслям и чувствам, которые могут вам помочь. 

Иными словами, внедряйте положительные моменты в отрицательные следующими двумя способами:

  • Сегодня с вами произошло что-то хорошее. Дайте этому событию проникнуть в старые горести.
  • Когда всплывет что-то негативное , наполните свое сознание положительными эмоциями и картинами, которые могут служить противоядием. 

Используйте любой из этих способов, постарайтесь вспомнить и ощутить аналогичные позитивные события ещё по крайней мере 2 раза в течение нескольких следующих часов. Есть данные о том, что дурные воспоминания, как произвольные, так и непроизвольные, особенно подвержены изменениям вскоре после их очередного воспроизведения. 

Если вы достаточно уверены в себе, сделайте ещё кое-что. Пойдите на небольшой риск и совершите что-нибудь, что разум считает нужным, а ваша тревожность заставляет вас бояться и избегать этого.

Например, проявите свои истинные чувства или прямо спросите кого-то о любви или добивайтесь повышения по службе.

Если результат окажется хорошим, а, по всей видимости, так и будет, прочувствуйте его и медленно, но верно удалите старые страхи. 

В большинстве случаев ассимиляция чего-то хорошего не занимает больше минуты, часто – несколько секунд. Это ваше личное. Никто не должен знать, что вы это делаете. Но со временем вы на самом деле сможете создать в своём мозге новые позитивные структуры. 
 

ПОЧЕМУ ХОРОШО ВОСПРИНИМАТЬ БЛАГО

Поскольку мозг имеет «отрицательный склон» — впитывание в себя положительного опыта, способность противостоять отрицательному, требует усилий.

Склоняясь к положительному, вы на самом деле устраняете невротическое неравновесие. Сегодня вы даете себе заботу и поддержку, которые должны получать в детстве, но, возможно, не получали в полной мере.

 

Сосредоточение внимания на том, что хорошо, и принятие в себя блага естественным образом ежедневно усиливает поток положительных эмоций в вашем мозге. Эмоции оказывают глобальное воздействие, организуя мозг как целое. Иначе говоря, положительные чувства приносят очень большую пользу.

Они, среди прочего, укрепляют иммунную и сердечно- сосудистую системы, которые начинают меньше реагировать на стресс, и ослабляют воздействия неприятных событий, включая психологические травмы. Получается положительный цикл: позитивные чувства сегодня увеличивают вероятность добрых чувств завтра. 

Это же относится и к детям. В частности, восприятие блага очень положительно сказывается на детях, будь они по природе весёлыми или мрачными.

Веселые дети обычно слишком быстро переключаются на что-то новое прежде, чем мозг успеет консолидировать пережитые ими позитивные чувства.

 А мрачные дети, как известно, склонны игнорировать или преуменьшать хорошее. (А ведь есть ещё дети, которые то веселые, то мрачные). 

Но каков бы ни был темперамент ребенка, если это ребенок является частью вашей жизни, постарайтесь его немного расслабляться по вечерам (или в любое другое время, например за минуту до того, как прозвенит школьный звонок) и вспомнить, что у него было хорошего, что сегодня получилось, подумать о том, что делает его счастливым (любимая зверушка, ласковые родители, забитый на футбольном поле гол). И пусть он постарается погрузиться в эти положительные чувства. 

В терминах духовной практики восприятие блага укрепляет первостепенные состояния души, такие как доброта или внутренний покой, так что человек обретает способность вновь и вновь достигать этих состояний.

Это вознаграждается и помогает идти по пути пробуждения (который иногда кажется подъемом в гору), дает убеждение и веру, демонстрируя вам результаты ваших усилий. Благодаря культивированию положительных и добрых чувств, вы воспитываете в себе добросердечие. И когда ваше собственное сердце наполнится, вы сможете больше дать другим. 

Воспринимать хорошее – не значит улыбаться всему и вся или избегать трудностей в жизни. Это значит стремиться к внутреннему благополучию, умиротворению, покою – надежным убежищам, куда всегда можно прийти и возвращаться туда снова и снова. 

Произвольные воспоминания – это осознанное восстановление в памяти тех или иных событий. Однако в памяти хранятся и непроизвольные впечатления — следы событий прошлого, которые почти никогда не осознаются, но оказывают на формирование внутреннего ландшафта нашего мозга и настроя нашей психики. 

К сожалению, мозг имеет склонность делать акцент на негативных моментах непроизвольных впечатлений, даже если в целом, события были положительными. 

Главное лекарство — осознанно выделять и осмысливать положительный опыт.

Есть три простых шага: надо стараться превратить любой позитивный факт в положительный опыт, прочувствовать этот благой опыт, принять его в себя (погрузиться него).

Когда события отпечатываются в памяти, они захватывают с собой то, что в данный момент находится в поле нашего сознания, особенно, если это что-то важное. Такой механизм можно использовать чтобы внедрить положительный материал в материал отрицательный. Это важное лекарство.

Просто поставьте позитивный опыт на передний план вашего сознания, а негативный нейтрализуйте. Используйте названный метод двояко. Если с вами произошло что-то хорошее, примите весь позитив в себя, смакуйте с его помощью старую боль. Если же всплывают негативные воспоминания, призовите позитивные чувства и перспективы, они станут противоядием.

Продумайте, сколь глубоки корни сегодняшних огорчений. Как правило, они уходят в детство. У разных тревог могут быть разные корни. Сознательно направьте к этим корням свой положительный опыт, чтобы полностью вырвать старую боль «из земли» и не дать ей вырасти снова. 

Каждый раз, принимая в себя что-то хорошее, вы укрепляете тот или иной позитивный нейтронный паттерн в своем мозге. Если вы будете делать это несколько раз в день в течении месяцев, вы постепенно очень сильно измените свой мозг, чувства и поведение.

из книги «МОЗГ И СЧАСТЬЕ. Загадки современной нейропсихологии». Авторы Рик Хансон и Ричард Мандиус.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/105597-mozg-i-schastie-kak-izmenit-svoi-chuvstva-i-povedenie

Общая психология

^ Многообразие эмоций, их качественных и количественных проявлений исключают возможность простой и единой классификации. Каждая из характеристик эмоций может выступать в качестве самостоятельного критерия, основания для их классификации (см. табл. 3(а)).

По знаку эмоциональные переживания можно разделить на положительные, отрицательные и амбивалентные. Основной функцией положительных эмоций является поддержание контакта с позитивным событием, поэтому им присуща реакция приближения к полезному, необходимому стимулу. Кроме того, по мнению П. В.

Симонова, они побуждают нарушать достигнутое равновесие с окружающей средой и искать новую стимуляцию. Для отрицательных эмоций характерной является реакция удаления, прерывания контакта с вредным или опасным стимулом. Считается, что они играют более важную биологическую роль, поскольку обеспечивают выживание индивида.

Амбивалентными являются противоречивые эмоциональные переживания, связанные с двойственным отношением к чему или кому-либо (одновременное принятие и отвержение).

Читайте также:  Как отказывать - психология

Таблица 3(а)Характеристики эмоций как основания для их классификации

Характеристики эмоцийВиды эмоций
Знак^
МодальностьРадость, страх, гнев и др.
Влияние на поведение и деятельность^
Степень осознанностиОсознаваемые, неосознаваемые
Предметность^
Степень произвольностиПроизвольные, непроизвольные
Происхождение^Первичные, вторичные
Уровень развитияНизшие, высшие
Длительность^
ИнтенсивностьСлабые, сильные

Однако многими исследователями отмечается, что знак эмоции не всегда соотносим с позитивной (положительные эмоции) или негативной (отрицательные) значимостью стимулов и направленностью к ним, и в целом такое деление является достаточно условным. К. Изард предлагает использовать критерий конструктивности для различения положительных и отрицательных эмоций: положительные эмоциональные переживания способствуют конструктивному взаимодействию человека с другими людьми, с ситуациями и объектами, отрицательные же, напротив, препятствуют такому взаимодействию. Я. Рейковский рассматривает данную проблему с позиций организации или дезорганизации протекания регуляторной деятельности.

Модальность. В психологической литературе существуют различные подходы к тому, сколько и какие из эмоциональных модальностей являются базовыми. Разные авторы называют различное число базисных модальностей – от двух (удовольствие-неудовольствие) до десяти. В отечественной психологии В. Д.

Небылицыным было предложено рассматривать три главных модальности: радость, гнев, страх. Остальные же эмоции являются их производными или сочетаниями. Дискуссионным остается вопрос о необходимости включения также эмоции печали в структуру исходных модальностей эмоциональной сферы. По мнению О. П.

Санниковой, «эмоции таких паттернов как «радость» и «печаль» относятся к одному и тому же качественному континууму, занимая в нем полярные позиции». Другие же авторы считают, что эмоция печали обладает собственными отличительными особенностями (Л. М. Аболин, 1987; Н. М. Русалова, 1979 и др.). А. И.

Макеева рассматривает как основные следующие эмоциональные модальности: радость, удивление, страх, страдание, гнев, презрение. Шесть базисных эмоций называет и А. Т. Злобин: страх, грусть, гнев, стыд, радость, бесстрашие.

В зарубежной психологии три основные модальности эмоций выделяли Дж. Уотсон (страх, ярость и любовь) и Дж. Грей (тревожность, радость-счастье и ужас-гнев). Р.

Вудвортс при попытке классифицировать мимические эмоциональные проявления людей смог выделить следующие основные группы: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение. Р.

Плутчик называет восемь первичных эмоций-модальностей, соответствующих основным прототипам адаптивного поведения: принятие, отвращение, гнев, радость, страх, горе, удивление, интерес.Однако наиболее разработанной, сфокусированной на отдельных эмоциональных модальностях, является «теория дифференциальных эмоций» К.

Изарда, в которой выделяется десять фундаментальных эмоций:

  1. интерес – интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;
  2. радость – эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;
  3. удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;
  4. печаль – переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;
  5. гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;
  6. отвращение – эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов;
  7. презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;
  8. страх – эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и/или психическому Я с выраженной тенденцией к бегству;
  9. стыд – переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, способствующее как соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих;
  10. вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

Классификацию модальностей, предложенную К. Изардом, критикуют за ее эмпиричность, поскольку признается не вполне обоснованным то, что выделены именно эти десять эмоций. Так, существует мнение, что базовыми можно называть только те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т.е. имеются не только у человека, но и у животных. Поэтому такие эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к базовым вряд ли можно отнести (считается, что они появляются в результате социализации базовой эмоции страха). Кроме того, было выявлено, что мимика презрения совершенно не воспринимается и не понимается детьми в возрасте 3-5 лет, что позволяет выдвигать предположение о том, что презрение является социализированной формой гнева. Интерес вообще склонны причислять к числу мотивационных образований.

Проявляясь в ответ на воздействие жизненно важных событий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения. В зависимости от влияния на поведение и деятельность человека эмоции подразделяются на стенические (от греч. «стенос» – сила) – активизирующие жизнедеятельность организма, побуждающие к действию (гнев, удивление и др.), — и астенические – угнетающие и подавляющие жизненные процессы в организме (стыд, печаль и др.). Эмоции таких модальностей, как страх или радость, могут иметь как стенический, так и астенический характер.

В зависимости от степени осознанности эмоции подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознанности эмоций и разные формы ее искажения.

Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действиями, к которым она побуждает, — с другой. Изменение осознания эмоциональных переживаний, по мнению Я.

Рейковского, может проявляться в следующих формах: 1) неосознавание самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.

); 2) неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, боязнь неуспеха — как отсутствие заинтересованности); 3) неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания); 4) неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызванным ею поступком (так, родитель считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

К пониманию того, что не все эмоциональные переживания являются осознаваемыми, в психологии пришли не сразу. Первоначально доминировали идеи интроспективной психологии, в которой эмоции рассматривались как феномены сознания и, следовательно, были полностью осознаваемыми.

Именно в психоанализе впервые были сформулированы положения о том, что не все психические явления (в том числе и эмоции) регистрируются в сознании. Основными причинами неосознаваемости тех или иных эмоциональных явлений являются их слабая интенсивность, а также действие особых блокирующих осознание механизмов (психологических защит).

Кроме того, остаются неосознанными те эмоциональные переживания, которые возникли и сформировались в раннем детстве, когда сознание ребенка не было еще достаточно развитым, хотя они впоследствии могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека.

Предметность.

В зависимости от связи эмоциональных переживаний с конкретным объектом эмоции бывают предметные и беспредметные.

В. К. Вилюнасом была предложена функциональная классификация эмоций (по их функциональным характеристикам и роли в регуляции деятельности).

Рассматривая эмоции в качестве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их на: 1) ведущие – переживания, окрашивающие в образе среды предметы потребности и превращающие их тем самым в мотивы.

Такие переживания являются непосредственным субъективным коррелятом потребности, объективизируя ее в предметной деятельности.

Ведущие эмоции предшествуют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность; 2) производные – ситуативно значимые переживания, возникающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.

Степень произвольности. В зависимости от возможности произвольной регуляции и контроля поведения эмоции бывают произвольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень выраженности.

По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирования, и приобретенные,формирующиеся под влиянием индивидуального и социального опыта.

Согласно Г. А. Вартаняну и Е. С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными ижестко связанными с нарушением или восстановлением гомеостаза в организме.

Такие переживания функционально неразрывно слиты со специализированными безусловнорефлекторными реакциями и являются безвероятностными (возникают в ответ на определенный внешний раздражитель с вероятностью, равной 1).

Вторичные эмоции формируются на базе первичных в результате индивидуального опыта адаптации.

По уровню развития эмоции подразделяются на низшие – связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека, и высшие – связанные с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций также различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т.д.).

Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции появляются обычно при однократном воздействии и отличаются неустойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.

Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождаются выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.

Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристикам) существуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному содержанию). Примером такого различения эмоциональных явлений является классификация Б. И. Додонова, который подразделяет эмоции в зависимости от их субъективной ценности для человека:

  1. альтруистические – возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (преданность, жалость, сочувствие и др.);
  2. коммуникативные – возникающие на основе потребности в общении (симпатия, уважение, признательность, благодарность, обожание и др.);
  3. глорические – связанные с потребностью в самоутверждении, в славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязвленного самолюбия и др.);
  4. праксические – вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);
  5. пугнические – происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решительности, соперничества и др.);
  6. романтические – связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);
  7. гностические – связанные с потребностью в познавательной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия и др.);
  8. эстетические – связанные с лирическими переживаниями, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство прекрасного и др.);
  9. акизитивные – возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию (чувство обладания и др.);
  10. гедонистические – связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботности, веселья и др.).

Основным недостатком предложенной Додоновым классификации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, отсутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.

Источник: http://zadocs.ru/psihologiya/11239/index.html?page=50

Воля, эмоции, внимание как предмет психологии

20 августа, 2014

Воля, эмоции, внимание – это отдельная часть, которую изучает психология. Мало из нас людей задумываются о том, что эти понятия бывают совершенно разнообразны.

Что такое внимание

Существует несколько видов, на которые делится это понятия. Каждый из них не просто выдуман, а имеет причины возникновения, и формы проявления.

Внимание бывает:

  1. произвольное
  2. непроизвольное.

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек прикладывает усилие воли к чему-либо.

Непроизвольное внимание – случайность. Человек не принимает здесь никакого осознанного участия.

Характер человека можно описать по тому, на что и как он обращает внимание преимущественно. Произвольное внимание присуще не всем живым организмам. Это – исключительно человеческая особенность. Животные же, в свою очередь, имеют только непроизвольный вид. Управление сознанием живых существ и создало внимание.

Каждый человек не может делать только то, что хочет, если он пытается достичь определенных целей в своей жизни. Именно воля, эмоции, внимание дают возможность достичь любых высот. Произвольное внимание формируется путем постоянного обучения и закрепления своих знаний методом практики.

Физиология также дает свое объяснения процессу произвольного внимания. Оно появляется в коре головного мозга и поддерживается постоянно импульсами, которые направлены от сигнальной системы. Процесс труда постоянно влияет на формирование произвольного внимания.

Читайте также:  Внутренний взрослый - психология

Чем дольше человек его удерживает, тем сильнее он устает умственно и физически. Для того, чтобы не испытывать переутомление, необходимо постоянно чередовать труд. Как известно: “Лучший отдых – это смена деятельности”. Потому после тяжелого задания, приступите к чему-то полегче, а затем – снова возьмитесь за тяжелое.

Другой вариант – огромная заинтересованность для концентрации внимания.

Взаимосвязь воли и эмоций

Конечно же, воля и эмоции понятия не только совместимые, но тесно связанные между собой. Для удачной концентрации внимания на чем-либо, необходимо приложить усилия воли. Затем человек вникает в содержание материала и следит за ним без напряжения.

Это внимание называется послепроизвольным. Некоторые психологи его также называют произвольным. Факт в том, что процесс обучения теперь становится легче, человек гораздо реже чувствует усталость.

Эмоции, которые получает человек от изучаемого материала прямо влияют на его дальнейшее обучение.

Также внимание делится на виды в зависимости от того, куда оно обращено:

  1. Внешне-направленное внимание – предметы мира материального.
  2. Внутренне-направленное внимание – мысли, чувства, воспоминания.

Последний вид часто бывает непроизвольным, если человек отвлекается на что-то во время работы. Причина здесь – невнимательность.

Произвольное внимание акцентируется только на том, что необходимо человеку в данной сфере работы.

Непроизвольное внимание не нуждается в воле, поскольку здесь не нужно сосредотачиваться на чем-то конкретном.

Произвольное внимание подразумевает под собой постоянное участие воли. Этот вид связан с наличием разных интересов, которые постоянно конкурируют друг с другом. Но при выборе одной цели, человек подключает волю, тем самым подавляет другие интересы.

Источник: http://carcasson.com/volya-emotsii-vnimanie-kak-predmet-psihologii.html

Непроизвольные и произвольные движения

В предшествующих главах, изучая отдельные психические процессы, мы много раз отмечали, что эти процессы могут быть непроизвольными или произвольными, непреднамеренными или преднамеренными.

Мы различали непреднамеренное и преднамеренное запоминание и воспроизведение; мы говорили о непроизвольном и произвольном внимании.

В наиболее простой и первоначальной форме это различие обнаруживается в области движений.

Типичным примером непроизвольных движений являются безусловные рефлексы: кашель, чиханье, миганье, отдёргивание руки при внезапном уколе, вздрагивание при резком и неожиданном звуке и т. п.

Непроизвольный характер имеют обычно выразительные движения, в которых проявляются чувства: при сильном гневе человек непроизвольно стискивает зубы или сжимает кулаки; искренний смех или улыбка непроизвольны.

Возьмём теперь какие-нибудь простейшие случаи произвольных движений. Я хочу поднять правую руку и поднимаю её. Я хочу взять со стола карандаш, протягиваю руку и беру его. Какие признаки отличают эти движения и дают основания называть их произвольными?

Во-первых, сознавание цели и наличие стремления к достижению её. Во-вторых, выработавшееся в прошлом опыте уменье совершать данное движение. Оба эти признака являются необходимыми признаками всякого произвольного движения. На первый взгляд может казаться, что бывают «бесцельные» произвольные движения.

«Я ведь могу,— говорят иногда,— произвольно поднять руку без всякой цели. Вот сейчас, возьму и подниму, хотя мне это ни для чего не нужно». И в доказательство правоты своих слов человек действительно поднимает руку.

На самом деле рассуждающий так человек доказывает как раз обратное: он поднимает руку с целью показать, что он может произвольно совершать «бесцельное» движение. Произвольное движение — это движение целенаправленное.

Человек не рождается с уменьем делать произвольные движения: этим уменьем он постепенно овладевает.

Уже в первые годы жизни ребёнок научается большинству важнейших движений, причём сначала он делает их непроизвольно. Мы можем совершать произвольно только те движения, которым мы научились.

Произвольное осуществление многих движений недоступно нам только потому, что такие движения никогда в нашем опыте не встречались.

Произвольные движения, как указывает И. П. Павлов, имеют условно-рефлекторный характер.

Произвольные движения происходят на основе ранее образовавшихся временных связей в коре больших полушарий.

Специальными опытами было показано, что двигательный анализатор, так же как и другие анализаторы, способен вступать во временную, условную связь с разнообразнейшими раздражителями.

Раздражители, становящиеся началом, толчком движения, могут быть очень отдалёнными и косвенными, но их действие является обязательной предпосылкой движения.

Специфическая особенность произвольных движений заключается в особой роли слова как раздражителя. Именно слова, произносимые во внутренней речи, являются «пусковыми сигналами», вызывающими преднамеренные движения. Таким образом, произвольные движения человека неразрывно связаны с работой второй сигнальной системы, оказывающей регулирующее влияние на работу первой сигнальной системы.

Выполнение произвольных движений есть простейшее проявление воли. Развитие воли у детей начинается с того, что ребёнок научается управлять своими движениями.

Проявление воли, в частности, выступает при торможении того или иного движения, вызываемого непосредственно действующим внешним раздражителем.

При этом задержка ответной реакции, как и начало преднамеренных движений, является результатом действия сигналов второй сигнальной системы (при усвоении словесной инструкции или принятия определённого намерения).

Таким образом, осуществление движений в соответствии с поставленной задачей, равно как и произвольное торможение движений, есть результат взаимодействия второй сигнальной системы с первой.

Виды действий

Деятельность взрослого человека состоит не из отдельных самостоятельных движений, а из более или менее сложных действий, которые осуществляются посредством целого ряда движений.

Действиями называются отдельные акты поведения, которые исходят из определённых мотивов и направлены на определённую цель. Поэтому нельзя говорить о совершенно непроизвольных действиях.

Человек может совершать непроизвольные движения — махать руками при ходьбе, производить в процессе разговора «машинальные» движения руками, невольно улыбаться, слушая весёлый рассказ, и невольно хмурить брови, слыша досадное известие, но эти движения сами по себе не составляют действия, так как не направлены ни на какую цель.

Некоторые из них могут стать «действием», но лишь в том случае, когда они станут произвольными. Улыбка становится «действием», когда человек этой улыбкой сознательно хочет показать своё отношение к какому-нибудь известию.

Всякое действие человека произвольно, но степень этой произвольности может быть различной.

Мы можем различать, с одной стороны, действия вполне сознательные, разумные и, с другой — действия импульсивные, характеризующиеся сравнительно малой степенью сознательного контроля. К числу импульсивных действий относятся действия, совершаемые под влиянием сильного чувства, чаще всего аффекта.

Примером импульсивного действия может служить поведение Павла Корчагина при столкновении с Файло («Как закалялась сталь»). На партийном суде Корчагин так характеризовал свой поступок: «Всё, о чём здесь идёт речь, случилось потому, что я не сдержался… Произошла авария, и, прежде чем я это понял, Файло получил по черепу».

Неверно было бы думать, что в состоянии аффекта человек совсем не сознаёт того, что он делает, и что поэтому импульсивные действия совершенно лишены сознательности (см. выше § 58).

Своеобразие импульсивных действий заключается не в полной бессознательности их, а лишь в том, что, во-первых, отсутствует ясное сознание цели действия и, во-вторых, затрудняется сознательный контроль за своими действиями.

В приведённых примерах действующие лица не могли бы объяснить, какой именно цели они добивались своими действиями. Можно сказать, почему, но нельзя сказать, зачем они так поступили. Не менее ясно и то, что они в момент совершения этих действий недостаточно контролировали своё поведение, т. е. недостаточно владели собой.

Необходимо, однако, напомнить то, что мы уже говорили, изучая вопрос об аффектах: из того факта, что под влиянием аффекта человек иногда теряет власть над собой, нельзя делать вывод, что в таком состоянии он а не может владеть собой.

Пример поведения Самозванца в сцене у фонтана очень ярко показывает возможность вернуть временно утерянную под влиянием аффективной вспышки власть над собой.

Импульсивные действия — это действия необдуманные, и поэтому их противополагают обдуманным, разумным действиям.

Поскольку у взрослого человека не бывает действий совершенно непроизвольных, постольку в каждом действии в какой-то мере проявляется воля, и чем выше произвольность, т. е. сознательная целенаправленность действия, тем сильнее проявление воли.

При этом следует учитывать, что волевые действия не самопроизвольны, они обусловлены воздействием тех условий, в которых рос и развивался человек. И. М. Сеченов и И. П.

Павлов постоянно указывали на то, что волевой акт имеет своё причинное объяснение.

Волевые действия являются результатом воспитания и самовоспитания; в них находят своё отражение условия жизни и требования, предъявляемые обществом.

Понятие о воле

Воля — та сторона психики, которая проявляется в сознательных и целенаправленных действиях. Волевые действия в собственном смысле — это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий.

И в обиходной жизни о проявлениях воли говорят лишь тогда, когда приходится преодолевать препятствия. Возьмём два простых случая:

1) Мне нужно написать записку; я ищу глазами на столе карандаш, нахожу его, протягиваю руку и беру.

2) У меня свободный вечер, и мне хочется пойти в театр; я отправляюсь в кассу и покупаю билет.

В обоих этих случаях действия имеют характер вполне сознательный и целенаправленный, но обычно никто не смотрит на такие действия как на проявление воли, и именно потому, что они не связаны с преодолением каких-либо препятствий.

На самом деле и в этих действиях проявляется воля, но требования к ней здесь настолько незначительны, что здоровый человек их даже и не замечает. Однако при некоторых нервно-психических заболеваниях, когда вследствие глубоких нарушений волевой сферы развивается состояние «абулии», т. е.

болезненного безволия, у человека может «нехватать воли» даже для того, чтобы взять со стола нужный ему предмет, и тем более для того, чтобы пойти куда-нибудь.

Внутренние препятствия к совершению действия возникают в тех случаях, когда имеется конфликт, столкновение противоречащих друг другу побуждений: хочется спать, но нужно вставать с постели, чтобы не опоздать; хочется продолжать весёлый и увлекательный разговор, но сознаёшь, что надо уйти и сесть за работу. Воля проявляется в уменье заставить себя сделать то, что признаёшь нужным, подавить те желания и влечения, которые этому препятствуют. Воля — это прежде всего власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения.

С другой стороны, воля проявляется в преодолении внешних препятствий: трудностей работы, разного рода помех, сопротивления других людей и т. д. Человек сильной воли умеет добиваться поставленной цели и доводить дело до конца.

Замечательный образец волевого советского человека описан в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого. Мересьев с разбитыми ногами после катастрофы с самолётом движется к своим, несмотря на нестерпимую боль в ногах. Стремление дойти до своих превозмогает всё.

«Вся его воля, все неясные его мысли, как в фокусе, были сосредоточены в одной маленькой точке: ползти, двигаться, двигаться вперёд во что бы то ни стало».

«Он поднялся в сугроба, крепко сцепил зубы и пошёл вперёд, намечая перед собой маленькие цели, сосредоточивая иа них внимание — от сосны к сосне, от пенька к пеньку, от сугроба к сугробу».

После ампутации обеих ног он снова ставит перед собой цель, капалось бы, совершенно невозможную. «Еще в госпитале он дал себе слово вернуться в авиацию. Он поставил перед собой цель и упрямо стремился к ней через горе, боль, усталость и разочарования». И он достигает своей цели, этот настоящий советский человек.

Воля теснейшим образом связана с другими сторонами психической жизни. Могучим двигателем воли являются чувства; человек, ко всему равнодушный, не может быть человеком большой воли. Но в то же время воля предполагает осознание своих чувств, оценку их и власть над ними. «Рабы своих страстей» — всегда люди безвольные. Уменье «рассудку страсти подчинять» — необходимое условие сильной воли.

Величайшие подвиги воли, образцы которых показали герои Великой Отечественной войны, характеризуются с психологической стороны сочетанием сильнейшего чувства — беззаветной любви к родине, пламенной ненависти к врагу, могучего боевого возбуждения — с предельным самообладанием, выдержкой, строжайшим расчётом. Трудовые подвиги Героев Социалистического Труда также вызваны к жизни страстной любовью к родине и вместе с тем деловитой мудростью подлинных специалистов своего дела.

Из всего сказанного видно, как глубока связь воли с мышлением. Волевое действие — это действие обдуманное.

Раньше чем заставить себя поступать так, как нужно, человек должен понять, осознать, продумать, как же нужно поступать в данном случае.

Раньше чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти наилучшие пути и средства для этого, надо обдумать замысел действия и составить план его.

Дата добавления: 2016-05-27; просмотров: 1422;

Источник: http://poznayka.org/s1233t1.html

Ссылка на основную публикацию