Предпринимательство — психология

Психология бизнеса

Смотря на богатых и успешных людей, которые многое могут себе позволить, в отличие от большинства простых людей, невольно задаешься вопросом – в чем секрет их успеха? Как надо смотреть на жизнь, чтобы уметь добиваться успеха в разных делах и зарабатывать благодаря этому большие деньги? Ведь успех в бизнесе достигается не случайно, не каждый человек становится богатым и успешным, хотя пытаются многие. Психология бизнеса поможет нам с вами понять, почему же все-таки одни люди преуспевают в бизнесе и в жизни, а другие нет, и что человеку нужно сделать с собой для того, чтобы влиться в ряды богатых и успешных людей. В этой статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Первое, что должен понимать каждый из вас, уважаемые читатели, это то, что успешными людьми не рождаются. Если вы так будете думать, тогда вы сами ограничите свои возможности.

Да, можно родиться в богатой семье, можно родиться в семье умных родителей, которые будут учить ребенка правильным вещам с ранних лет, можно родиться в богатой стране с большими возможностями, получить хорошее образование и не бороться за выживание, как это делают многие люди в бедных странах.

Но, во-первых, это не гарантирует вам успех, потому что не всегда дети продолжают дело своих успешных родителей и не вырастают такими, какими родители хотят их видеть, независимо от места их рождения, а во-вторых, мотивации к успеху у обиженных жизнью людей может быть намного больше.

Сытая жизнь расслабляет людей, а голодная, наоборот, делает более активными, поэтому к успеху лучше всего идти на пустой желудок, с моей точки зрения.

Таким образом, самое главное, что нужно для успеха в бизнесе – это хорошая мотивация. Собственно говоря, мотивация необходима для любого вообще успеха, в любых делах. Немотивированный человек – это овощ, который ничего делать не хочет. Без должной мотивации, можно вообще не тратить свое время ни на получение всяких там знаний, ни на попытки создать бизнес, ни на что-то еще.

Мотивация – это самое главное в бизнесе и в жизни. Посмотрите на бизнесменов, хоть на крупных, хоть на мелких – это же фанаты своего дела. Они так сильно хотят добиться успеха в том деле, которым занимаются, что готовы день и ночь им заниматься, решая множество разных проблем. А когда вы чем-нибудь занимаетесь постоянно, с желанием, со страстью – вы неизбежно добиваетесь в этом успеха.

Правда, в таком случае можно стать рабом своего дела и существенно ограничить свой кругозор, но это уже другая сторона медали, которую мы с вами, уважаемые читатели, как-нибудь обсудим отдельно.

Так вот, одной из самых важных задач, которая стоит перед психологией бизнеса, является именно мотивация человека к достижению поставленных целей, к риску, ведь в бизнесе риск неизбежен, к умению преодолевать трудности и в целом к успеху.

Человек должен быть недоволен своим текущим положением в обществе, своим материальным положением, своими возможностями и самим собой, он должен хотеть большего, чтобы начать прилагать необходимые усилия для достижения этого большего. А если человека все устраивает, тогда он не станет напрягаться ради какого-то там успеха, какого-то бизнеса – он будет довольствоваться тем, что имеет.

Вообще, как это не покажется странным, но далеко не всех людей мотивируют деньги. Поэтому и бизнесом хотят заниматься не все. Сами по себе деньги нужны всем, потому что так устроен наш мир, по таким правилам он живет, что без денег в нем практически невозможно выжить.

Людям нужны деньги, чтобы жить, но не все люди готовы жить ради денег. А когда речь идет о бизнесе, то в подавляющем большинстве случаев, чтобы этот бизнес процветал – им необходимо именно жить.

Это только самые крупные бизнесмены могут позволить себе наслаждаться жизнью, не тратя слишком много времени на свой бизнес, большинству же бизнесменов приходится вечно решать какие-то связанные с их бизнесом проблемы. Ну, а в некоторых странах, бизнесу и вовсе приходится выживать. А выживание – это не жизнь.

Так что от денег большинство людей, конечно же, не откажутся, как от необходимого для жизни ресурса, но вот заниматься ради них бизнесом, готовы не многие.

Но деньги сами по себе не приходят, богатство с неба на голову не сваливается, нужно напрягаться, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь. А следовательно, необходимо иметь хорошую мотивацию для того, чтобы заниматься бизнесом, в противном случае, можно даже не соваться в это дело, поскольку элементарная лень загубит любое ваше начинание.

Любите вы деньги или нет – не имеет значения. Если они вам нужны, тогда вам придется начать заниматься такими делами, которые позволяют добыть большое количество денег. Бизнес – одно из таких дел. Многие бизнесмены живут своим бизнесом, занимаясь им не только ради денег, но для души.

Именно такой подход к делу позволяет им добиваться в нем успеха и преодолевать различные трудности, которые в бизнесе неизбежно будут возникать.

Так что желание, друзья, обязательно должно быть, и уж если сами деньги вас не так сильно привлекают, чтобы вы готовы были ради них напрягаться, тогда быть может, повышение социального статуса станет для вас более сильным стимулом.

Пробудите в себе желание изменить свою жизнь к лучшему, пересмотрите и даже переверните свои взгляды на жизнь, чтобы у вас появилась энергия, много энергии, для занятия бизнесом. Откажитесь от старой жизни, ради жизни новой, отбросьте старые ценности, в виде хорошей работы, стабильной зарплаты, безответственной жизни, ибо в мире бизнеса всему этому нет места.

Запомните, бизнесмен – это охотник, его стремление к прибыли можно сравнить со стремлением охотника поймать добычу, поэтому он должен обладать твердостью характера, иметь высокую самооценку и быть уверенным в себе, и иногда даже самоуверенным человеком.

Понимаете, деньги – это ресурс, который нам нужно уметь отвоевывать у внешнего мира, и этим всегда и во все времена занимались настоящие мужчины – они отвоевывали у внешнего мира ресурсы для своей семьи, для своей стаи, для своего племени. В наше время этим занимаются и женщины.

Сами по себе деньги ничего не стоят – это условная ценность, но они служат в нашем мире проводником к жизненно необходимым ресурсам. Поэтому получается, что сами деньги – это тоже ресурс, настолько ценный, насколько высока их покупательная способность и насколько сильно мы в них нуждаемся.

Вообще ценность денег определяется тем, что люди готовы за эти деньги отдать, сделать. Поэтому имея большие деньги, можно иметь и большую власть. Одним словом, добиваться успеха в бизнесе имеет смысл.

И добиться его сможет только тот человек, который станет настоящим охотником на деньги, который станет хищником, готовым, уж если не на все, то на многое ради денег. Психология бизнеса помогает человеку пробудить в себе охотничьи и хищнические инстинкты, необходимые для противостояния враждебному внешнему миру.

Ведь никто просто так отдавать вам свои ресурсы не станет, мало того, найдется масса желающих у вас ваши ресурсы отобрать. И даже создав успешный бизнес, вы должны будете уметь защитить его, иначе у вас его отнимут. В бизнесе, как на войне, расслабляться нельзя, необходимо всегда быть готовым к сражению.

Вообще само по себе стремление к успеху, если этот успех подразумевает повышение качества жизни человека, а также повышение его социального статуса в обществе, это стремление к большей свободе и к большим возможностям. Поэтому психология бизнеса помогает нам также выяснить, насколько тот или иной человек любит свободу.

Не сможет свободный в душе человек, довольствоваться какой-то там работой и скромной заработной платой, простеньким жильем и низким социальным статусом в обществе, при котором ценность его жизни невысока.

Человек, который не стремится к большим деньгам, к повышению своего социального статуса и к расширению своих возможностей – просто не знает вкуса жизни, не знает вкуса свободы.

Ведь чтобы что-то страстно хотеть, человек должен иметь об этом представление, он должен понимать, что именно он хочет, чтобы фанатично следовать своей мечте.

И пусть большинство бизнесменов – это среднеранговые особи, вынужденные подчиняться высокоранговым особям в лице власти, все же их положение в обществе достаточно комфортное и безопасное, если они обладают необходимыми связями и умеют подстраиваться под различные изменения.

Бизнесмену, вне всяких сомнений, проще удовлетворить свои базовые потребности, чем тому человеку, который работает на него и кто ниже его рангом. А значит, полноценный человек не может не хотеть заниматься бизнесом и/или политикой, ведь эти виды деятельности позволяют человеку наилучшим образом удовлетворить свои основные инстинктивные потребности. А мы все нуждаемся в их удовлетворении. Бизнес – это хорошее начало пути к вершине социальной пирамиды. А там, будьте уверены, живется намного лучше, чем внизу.

Психология бизнеса позволяет оценить возможности человека, решившего создать бизнес, перед тем как предложить ему определенные шаги, необходимые для его создания. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какие задачи способен выполнить этот человек, а какие нет.

Ведь перед тем, как начать что-то делать, необходимо выяснить, готов ли человек к тому, чтобы заниматься определенной деятельностью или нет. И если он к ней не готов, то следует выяснить, что требуется для того, чтобы подготовить его правильным образом к этой деятельности.

Нельзя же бросать в бой неподготовленного солдата, иначе он будет просто пушечным мясом на поле боя и его быстро убьют. Вот и из человека, которого с детства готовили к рабскому наемному труду, невозможно в один момент сделать успешного бизнесмена.

А большинство из нас готовили именно к наемному труду, нас готовили не к управлению другими людьми, а к подчинению другим людям, нам прививали рабский образ мышления. И вот эту рабскую заразу в голове и в душе человека, необходимо выжигать каленым железом, перед тем как пытаться сделать из него бизнесмена или еще что-то большее.

Вот, психология бизнеса именно этим и занимается – она вылепливает из любого человека успешного бизнесмена. А то, что при должной работе над человеком из него можно вылепить, практически, кого угодно, сомневаться не приходится, поскольку адаптационные способности человека очень высоки, особенно если он молод.

Я считаю, что возможностью повысить свой социальный статус, научиться зарабатывать большие деньги и сделать свою жизнь более свободной, обязательно нужно воспользоваться любому здравомыслящему человеку.

Не важно, сколько вам лет, сколько бы не было, вы все равно можете изменить свою жизнь к лучшему, если доверитесь специалистам и позволите им избавить вас от тех рабских установок, которые не позволяют людям добиться больших успехов в этом мире.

Этому миру, в том виде, в котором он сейчас существует, не нужны успешные люди в большом количестве – ему нужны недалекие умом исполнители, рабы, с помощью которых успешные люди и добиваются успеха. Но вас это не должно волновать, вы не должны думать о потребностях этого мира, вам следует думать о себе и своих потребностях.

Ведь если вы сами о себе не подумаете и не позаботитесь – никто о вас не подумает и не позаботится. Особенно важно вложить время и средства в своих детей, чтобы они, в отличие от многих из нас, жили более свободной жизнью, чтобы они не подчинялись чужим приказам, как дрессированные собаки, а поступали так, как сами считают нужным поступать.

Читайте также:  По следам субличности - психология

Имейте в виду, что людей можно переделывать, сколько бы лет им не было и как бы они не были уперты – их можно изменить, но только если у них у самих будет желание измениться. Из детей же можно лепить кого угодно – хоть неуверенного в себе исполнителя-неудачника, хоть самоуверенного и успешного по жизни человека, знающего, чего он хочет и умеющего это получать.

Любого неудачника можно превратить в перспективную личность, которая начнет свой путь к успеху с простенького бизнеса, а закончит той деятельностью, до которой успеет дорасти за свою жизнь.

Смогли же сделать из нас покорных рабов, готовых служить чужим интересам вопреки своим природным инстинктам, значит и обратный процесс возможен, значит и из раба можно сделать человека. Понятное дело, что учить человека в раннем возрасте в тысячу раз проще, чем тогда, когда он уже вырос и сформировался как личность.

Но никто и не говорит о том, что из последнего неудачника можно легко сделать великого вождя или очень богатого бизнесмена, хотя кто знает, все ведь от желания человека зависит, от того, насколько усердно он будет работать над собой.

Однако неудачник может перестать быть неудачником, он может перестать быть человеком с низкой самооценкой, неуверенным в себе. Он может превратиться в перспективную личность, способную добиться определенного успеха в жизни, благодаря правильной работе над собой.

С помощью психологии бизнеса, люди могут качественно изменить самих себя, разобраться в своей жизни и за счет определенных посильных им действий, что называется, зацепиться за успех.

Так что тем из вас, кто не желает мириться со своим положением в жизни, этой возможностью, я считаю, нужно воспользоваться. В конце концов, что вы теряете, кроме времени и средств, которые вам и так приходится на что-то тратить.

Так пусть лучше уж этим чем-то будет ваша активная попытка стать тем, на кого вам не стыдно будет смотреть в зеркало.

Источник: https://psichel.ru/psixologiya-biznesa/

Психология предпринимательства

Предпринимательское мышление – это образ мыслей, нацеленный на конкретный, измеримый результат, то есть на повышение дохода. Это не значит, что предприниматель должен стремиться «заколачивать бабло» любой ценой.

Психология предпринимателей строится на том, чтобы помогать людям решать их проблемы и получать за это достойное вознаграждение. Это честно и экологично, как сейчас принято говорить. Бизнес, основанный на стремлении неважно какими способами заработать как можно больше, как правило, долго не живет.

В то же время предпринимателю не стоит относиться к собственному бизнесу как ко второму дому или третьему ребенку. Если создать крепкую команду, правильно выстроить бизнес-процессы и научиться передавать ответственность, то через какое-то время можно будет делегировать 99% задач другим людям.

Пример из жизни

Мария много лет работала рядовым бухгалтером в большой компании. Потом родила двоих детей, вернулась в офис и разошлась с мужем. Перед ней встала задача обеспечивать семью самостоятельно, и она попросила у начальства повышения.

В должности главного бухгалтера наша героиня стала целыми днями пропадать на работе. Денег по-прежнему хватало с трудом – и Мария решила открыть свою фирму. Первых клиентов нашла среди знакомых, потом наняла сотрудников, расширила бизнес, сняла офис и стала чувствовать себя намного лучше и свободнее, чем раньше, больше времени уделять себе и детям. А потом…

Влюбилась в человека, который жил в другой стране. Что делать? Закрывать бизнес обидно. Переезжать – надо. Марии было трудно решиться на поиск генерального директора вместо себя, но она это сделала. И теперь счастливо живет в другой стране, удаленно решая только ключевые моменты в своей компании.

Эта история кажется очень красивой и какой-то «заоблачной», не так ли? Самое интересное, что все эти этапы не так сложно пройти в реальности, как сложно пройти в собственном мироощущении. Есть единицы людей, у которых психология предпринимателя заложена с детства. Всем остальным приходится учиться, преодолевать себя, менять мышление, а вместе с ним и порядок действий.

Как начать бизнес и не прогореть?

Особенности психологии предпринимателя

1. Психологический портрет идеального предпринимателя будет включать в себя целый спектр качеств:
Нацеленность на результат. Люди, которые концентрируются на процессе, никогда не достигают успеха в предпринимательстве.

2. Гибкость мышления, умение адаптироваться. Ситуация на рынке постоянно меняется. В выигрыше остаются те, кто сумел быстро приспособиться к новым обстоятельствам.

3. Обучаемость, стремление к развитию. XXI век – время высокой конкуренции практически во всех сферах. Чтобы долго оставаться на коне, нужно постоянно учиться, строить и внедрять новые бизнес-гипотезы и идеи.

4. Логика и умение мыслить стратегически. Владелец бизнеса должен уметь видеть ситуацию в целом, выстраивать стратегии и выбирать тактики, а также вовремя их корректировать. Помочь с этим могут квалифицированные спецы, но окончательное решение всегда за создателем компании.

5. Лидерство и умение делегировать. Когда бизнесмен за все хватается сам, ничего хорошего из этого не выходит. Искать надежных людей, грамотно ставить им задачи и контролировать результат, не мешая процессу – навык, которым вам придется овладеть, если вы хотите стать успешным предпринимателем.

Психология предпринимательства и ее особенности – то, чем нельзя пренебрегать, пускаясь в свободное плавание. Некоторым удается безболезненно пережить изменение характера занятости, другим приходится усердно работать над собой и обращаться за помощью к психологам.

И то, и другое нормально, потому что мы все разные. Если психология предпринимательства и бизнеса – не то, что вы получили «с молоком матери» на этапе становления личности, нет ничего удивительного в том, что какие-то моменты будут вызывать затруднения.

Психология предпринимательства и менеджмента не нужна, чтобы работать «на дядю» по 8 часов 5 дней в неделю. Но если вы решили идти своим путем — будьте готовы к преодолению препятствий, в том числе скрытых в вас самих. И достигайте успеха вместе с нами!

Один из путей и реальным шансом к достижению успеха может послужить наша бизнес-игра «Твой Старт». Каждого участник проходит полный цикл от создания ниши до её запуска. Дойдете ли вы до конца игры, запустите ли за 2 недели собственное дело — всё полностью зависит от вас. Переходите по ссылке и участвуйте.

Хотите узнать о трех главных иллюзиях начинающих предпринимателей? Вступайте в наш закрытый клуб и смотрите полезное видео.

Источник: https://bizcase-lab.ru/blog/psihologiya-predprinimatelstva

открытая библиотека учебной информации

Наиболее характерная черта рыночных отношений – предпринимательство. В соответствии с законодательством оно определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода. Основными предпосылками развития предпринимательства являются:

политика государства в отношении частного бизнеса;

культура, или система ценностей общества, которая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы;

склонности и способности людей к предпринимательству.

Перечисленные условия развития предпринимательства трансформируются в три научно‑прикладные психологические проблемы предпринимательства: политико‑психологическую проблему взаимоотношений предпринимательства с государством, проблему образа предпринимателя в массовом сознании и, наконец, проблему изучения психологического портрета предпринимателя.

Вопрос об отношениях государства и предпринимательства можно рассматривать с позиций системного подхода.

Действуя в условиях неопределœенности, отсутствия гарантий, создавая новые, часто рискованные комбинации, позволяющие удовлетворить общественные потребности, предприниматель берет на себя функцию риска и прогресса в экономике.

Функция контроля с тем, чтобы сохранить надежность и стабильность экономики, возлагается на государство. Именно так распределяются функции между этими необходимыми взаимодополняющими друг друга элементами хозяйственного организма.

Нарушение оптимального соотношения и функционирования компонентов единой системы приводит к экономическим кризисам. От государства ожидается такая форма регулирования, которая, с одной стороны, давала бы достаточные возможности для проявления экономической инициативы и творчества, с другой – устанавливала бы в интересах общества и потребителя барьеры против произвола.

В отличие от населœения США и Японии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ видит в предпринимателœе человека, обслуживающего его нужды и создающего источники дохода для множества рук, в Европе образ предпринимателя в целом не позитивен.

Это связано и с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности; и с определœенными стереотипами восприятия предпринимателя как спекулянта͵ дельца, эксплуататора (особенно в наших условиях идеологизированной длительное время экономики, а в настоящее время переживающей переходную фазу развития общества); и с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателœей в интересах дела и в силу экономической крайне важности; а также с завистью по поводу его доходов и прибылей.

В исследованиях образа предпринимателя получила известность «дистанцированная гипотеза» Шмельдерса, в которой проводится различие между образом предпринимателя «на расстоянии» и «вблизи».

В первом случае речь идет о более или менее неосознанном массово‑психологическом стереотипе предпринимателя, во втором – имеется в виду индивидуализированный образ, построенный с опорой на собственный опыт.

«Дистанцированная гипотеза» Шмельдерса означает, что мнение «вблизи» дифференцированнее и позитивнее, чем стереотипизированный образ предпринимателя «на расстоянии».

В случае если образ предпринимателя в зеркале социологического анализа скорее негативен, то «автопортрет», или образ предпринимателя в собственных глазах, получился со знаком плюс. Это свидетельствует о ярко выраженной профессиональной удовлетворенности предпринимателœей.

Существуют два подхода к проблеме поиска субъективных психологических предпосылок успешной предпринимательской деятельности: первый относит предпринимателœей к особой категории людей, наделœенных определœенными психологическими качествами, согласно другому – предпринимательской активностью обладают всœе, но в разной степени.

Поскольку круг состоявшихся предпринимателœей невелик, то господствует первый подход.

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относят следующие: в интеллектуальном блоке – компетентность, комбинационный дар, развитое воображение, реальную фантазию, развитую интуицию, креативность, перспективное мышление; в коммуникативном блоке – талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время способность идти против течения; в мотивационно‑волевом блоке – склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Учитывая, что предприниматель, образно говоря, еще и самоэксплуататор, ему необходимы хорошее здоровье, неиссякаемая энергия и оптимизм.

Полный перечень приведенных характеристик относится к портрету идеального, а не типичного предпринимателя.

Какие необходимые сочетания качеств должны обязательно присутствовать в портрете типичного предпринимателя для обеспечения его успешной деятельности? Литературные данные и выполненные нами исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно‑волевом блоке, ибо предприниматель прежде всœего – фигура действующая, активная, ищущая.

Компоненты мотивационно‑волевого блока остаются необходимыми в психологическом портрете предпринимателя независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое), его уровня (крупный, средний, малый бизнес) или других специфических черт.

На базе качеств мотивационно‑волевого блока построена и одна из моделœей, безусловно заслуживающая внимания и представляющая иной, более демократичный подход к портрету предпринимателя. Так, по мнению К.

Читайте также:  Дальновидность результатника - психология

Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателœей и непредпринимателœей. Различия между людьми заключаются в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в том уровне предприимчивости, которая заключена в этой активности.

Тогда правомерно говорить и о пара‑предпринимательстве как форме деятельности, которая осуществляется параллельно с бюджетной, либо на ее базе. Сегодня это явление достаточно распространено в нашей стране.

С этой позиции объяснима и фигура интрапренера – человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.

Согласно двумерной модели К. Ронена осями‑качествами, на которые проецируется предприимчивость, являются целœеустремленность деятельности и поиск новизны. К ним автор добавил параметр «принятие риска».

С помощью этой модели по ведущим психологическим качествам легко обозначить основные различия между предпринимателœем и менеджером.

При высокой целœеустремленности у тех и других менеджеры в большей степени опасаются новизны и риска, потому что их основная цель – сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та деятельностная активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание компании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются и в той и в другой предпринимательской активности.

Есть ли специфические особенности в портрете российского предпринимателя?

Определœение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность.

Выполненные нами исследования представителœей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателœей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко.

Кросс‑культурные исследования показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем немецкие.

Это связано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социокультурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Рост предпринимательской активности характеризует пробуждение экономики и в особенности ее главного творческого начала – хозяйствующего субъекта. Способствовать пониманию и оценке важности предпринимательства в народнохозяйственном и общественно‑политическом контексте – одна из актуальных задач экономической психологии.

Читайте также

  • — Психология предпринимательства

    Понятие предпринимательство имеет не только экономическое (производство товаров и ус­луг с целью получения прибыли), но и психологическое содержание. Предпринять что-либо, — значит сделать инициативное, упреждающее действие, проявить актив­ность до того, как будут четко… [читать подробенее]

  • — Тема 6. Психология предпринимательства

    Половые различия отношения деньгам Мужчины Женщины Придают деньгам повышенную ценность (соревнование). Большая компетентность в обращении с деньгами, склонность к риску с целью их приобретения. Подвержены навязчивым идеям и фантазиям относительно денег…. [читать подробенее]

  • — Психология предпринимательства и бизнес-консультирование

    В последнее время наблюдается тенденция соединения академической психологии с различными областями ее практического применения. Предпринимательская деятельность сейчас является той областью, где этот процесс идет очень интенсивно. Еще недавно управленческое… [читать подробенее]

  • — ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Наиболее характерная черта рыночных отношений – предпринимательство. В соответствии с законодательством оно определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и… [читать подробенее]

  • — Психология предпринимательства и бизнес-консультирование

    В последнее время наблюдается тенденция соединения академической психологии с различными областями ее практического применения. Предпринимательская деятельность сейчас является той областью, где этот процесс идет очень интенсивно. Еще недавно управленческое… [читать подробенее]

  • — ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Наиболее характерная черта рыночных отношений – предпринимательство. В соответствии с законодательством оно определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и… [читать подробенее]

  • — Социальная психология предпринимательства

    Rr 322__________________________________________________________Глава 7 Субъекты этнопсихологических явлений. Носителями этнопсихоло­гических характеристик могут быть большие группы — этносы (мак­роподход), профессиональные, возрастные и другие группы (мезо-подход) и конкретные личности… [читать подробенее]

  • — Психология предпринимательства и бизнес-консультирование

    I I Некоторые отрасли социальной психологии_______________________347 начав новое дело самостоятельно, либо подыскав надежного ком­паньона Московские предприниматели в целом более высоко оценивают степень реализации целей, которые они ставят перед собой в бизнесе, и… [читать подробенее]

  • — Тема 4. Психология предпринимательства

    В данной теме мы проанализируем объективные психологические предпосылки развития предпринимательства; изучим субъективные факторы развития предпринимательства, а именно способствующие предпринимательской активности качества личности; проведем сравнительный анализ… [читать подробенее]

  • — Психология предпринимательства

    Позитивный эффект Эффект Монте-Карло Эффект якоря Эффект Ирвита Теория принятия решений и выбора Рациональное экономическое поведение. Экономисты: мотив на достижение наибольшего результата. Психологи: психология учитывает механизм принятия решения. … [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/853848

    Психология предпринимательства и бизнеса

    Для того чтобы понять, что представляет собой психология предпринимательства и бизнеса,нужно сначала определить понятия предпринимательства. Это необходимо потому, что сегодня в науке до сих пор отсутствует единство в понимании сущности предпринимательства, отличительных его признаков и даже отсутствует общепринятое и четкое определение термина предприниматель.

    Трудностей определения предпринимательства  несколько. Одна их них состоит в том, что предпринимательство – это одновременно и общеупотребительный термин, и научное понятие. Как общепринятого термина, его содержание раскрывают толкования в энциклопедиях и словарях.

    В них предпринимательство определяется как деятельность, которая связана с созданием, развитием и поддержанием бизнеса, производством товаров и (или) услуг.
    Понятие предпринимательство само по себе имеет не только лишь экономическое (как собственно производство товаров или услуг для получения прибыли), но и психологическое содержание.

    Что-либо предпринять – значит сделать инициативное действие, проявить активность еще до того, как станут четко определены все ее условия и возможные последствия.

    Понятия предпринимательства.

    Таким образом, сегодня предпринимательство является видом экономической деятельности, который предполагает наличие у субъекта этой деятельности особых психологических качеств. Психология предпринимательства и бизнесаглавной задачей определяет раскрытие этих самых особых психологических качеств.

    Сегодня наиболее характерной чертой рыночных отношений является именно предпринимательство. Согласно современного законодательства, оно определяется как инициативная и самостоятельная деятельность граждан государства, осуществляемая от собственного имени, на свой риск, под личную ответственность (имущественную), направленная на получение общей прибыли и своего личного дохода.

    Сегодня существует три психологические научно-прикладные проблемы предпринимательства: политико-психологическая проблема взаимоотношений субъектов предпринимательства с государством, проблема образа предпринимателя в сознании масс и проблема составления и изучения психологического портрета личности предпринимателя.

    Психология предпринимательства и бизнесаобращает больше внимания на портрет предпринимателя. В научных исследованиях образа предпринимателя известна хорошо «дистанцированная гипотеза Шмельдерса», различие в которой проводится между образом предпринимателя «вблизи» и «на расстоянии».

    В случае рассмотрения образа предпринимателя «на расстоянии» речь идет о почти неосознанном массовом психологическом стереотипе предпринимателя, «вблизи» –индивидуализированный образ, который строится опираясь на собственный опыт.

    Мнение «вблизи», несомненно, дифференцированнее и позитивнее, чем «на расстоянии».

    Образ современного предпринимателя, например, в социологическом анализе будет скорее негативен, «вблизи», автопортрет — образ предпринимателя в собственных глазах, будет почти гарантированно со знаком плюс. Свидетельство этому — ярко выраженная профессиональная удовлетворенность современных предпринимателей.

    Определяет психология предпринимательства четкий психологический портрет предпринимателя. Важные для него качества рассматриваются в интеллектуальном, коммуникативном, мотивационно-волевом блоках и в самоактуализации.

    Важные качества предпринимателя.

    В интеллектуальном блоке важными качествами для предпринимателя являются его  комбинационный дар, компетентность, развитое воображение, развитая интуиция, реальная фантазия, креативность и перспективное мышление.

    Коммуникативный блок предполагает наличие таланта координатора усилий сотрудников, способности и готовности к социально лояльному общению с людьми, одновременно способности идти против течения.

    Мотивационно-волевой блок предполагает наличие склонности к риску, внутреннего локус контроля, стремления бороться и побеждать, потребности в общественном признании и самоактуализации, мотив достижения должен преобладать над мотивом избегания неудач.

    По мнению многих экспертов, да и самих предпринимателей, каждый предприниматель является сегодня самоэксплуататором, поэтому ему жизненно необходимы также хорошее здоровье, оптимизм и неиссякаемая энергия.

    Весь этот полный перечень характеристик и качеств относится, естественно, к портрету предпринимателя скорее идеального, чем типичного.

    Для обеспечения успешной деятельности типичного реального предпринимателя, в его портрете должны обязательно присутствовать определенные сочетания качеств.

    Литературные данные и проведенные научные психологические исследования говорят лишь о наличии обязательных компонентов, которые приведены в мотивационно-волевом блоке. Предприниматель – это, прежде всего, фигура активная, ищущая, исполняющая,  действующая.

    Все компоненты в мотивационно-волевом блоке остаются необходимыми для психологического портрета успешного предпринимателя независимо от вида, формы и сферы предпринимательства (коммерческой, финансовой, производственной), уровня предпринимательства (бизнес малый, средний, крупный) или других специфических черт.

    Источник: http://www.BizIdei.ru/psihologiya_predprinimatelstva_i_biznesa.html

    Психологические теории предпринимательства

    Психологические теории предпринимательства

    Wottawa H., Gluminski I. Psychologische Theorien fur Unternehmen. Gottingen: Hogrefe, 1995. 334 S.

    Авторами изданной крупнейшим специализированным психологическим издательством монографии являются сотрудники Рурского университета (Бохум, ФРГ) профессор психологии Хейнрих Воттава, известный специалист в области методов психологических исследований (изучавший психологию и математику в Венском университете, где сначала и специализировался как психолог), и Ирис Глумински.

    Русскоязычный читатель посвящен в современное состояние проблем психологии и предпринимательства за рубежом благодаря обзорным статьям, представлявшим, в частности, сложившиеся подходы к выделению личностных профилей разных групп людей в мире бизнеса. Более развернутые описания психологических задач в этой области даны в пособиях по экономической психологии или эмпирических статьях.

    В ФРГ в последнее время вышли несколько книг, посвященных психологическому анализу личностных особенностей современных предпринимателей; например, это отрецензированная нами ранее работа Б. Асверус (см.: Вопр. психол. 1995. № 4. С. 130 — 132).

    В отличие от нее вновь представляемая монография отражает не результаты одного проведенного эмпирического исследования, а дает полный обзор всех направлений в этой области. Она может рассматриваться в качестве прообраза учебника. Не случаен, видимо, и выбор авторами этой монографии внешнего ее оформления.

    Во всех 11 главах обзоры литературы сведены в таблицы с ключевыми словами, названиями основных теорий, цитатами из работ.

    Нужно отметить, что на русском языке нет подобных фундаментальных монографий, которые давали бы более или менее полные обзоры не только проблем психологии предпринимательства, но и обоснованности рассмотрения их как практики приложения академических психологических знаний.

    Книга же немецких авторов дает полный свод возможных аннотаций имеющихся на сегодняшний день психологических теорий предпринимательской деятельности и более широко деятельности «экономического человека » с точки зрения психологических предпосылок и механизмов ее регуляции.

    Другое ее принципиальное отличие состоит в том, что она перешагнула этап, который характеризовался сведением в одну общую область проблем экономической психологии и учета психологического фактора в собственно экономической науке.

    Она написана как специальная психологическая монография, предполагающая применение психологических знаний для продвижения в решении психологических проблем предпринимательства. Все главы завершаются практическими рекомендациями по использованию

    134

    рассмотренных психологических подходов.

    Некоторые рассмотренные подходы известны отечественному читателю по другой литературе, например, той, где обсуждаются критерии оценки рациональности стратегий в условиях выигрыша и проигрыша, модели, учитывающие эмпирические свойства и способы получения в лабораторных условиях так называемой функции полезности денежных величин, проблемы организационного консультирования, теории мотивации достижения, модели преодоления конфликтов, теории «социальной власти » (в частности, в отношении деятельности менеджеров) и т.д. Ряд известных проблем будет восприниматься поновому, поскольку они даются в контекстах, пока не представленных в отечественной литературе. Так, выделенные еще А. Смитом моральные критерии взаимоотношений с партнерами существенно разнятся, когда речь идет о «внутренних » и «внешних » партнерах. Идеология макиавеллизма раскрывается в психологических аспектах широко понятой рациональности, предполагающей, в частности, заботу предпринимателя о психологическом комфорте своих сотрудников.

    Читайте также:  Тренировка подстроек - психология

    Старые экономические и новые социальные и психологические теории анализируются при этом в целостном контексте практических следствий для реализации идеологии «выигрывают все «, что оказывается довольно неожиданным с точки зрения устоявшихся воззрений о мотивационных основаниях предпринимательской деятельности.

    Действительная новизна книги связана с детализацией в ней разных социально направленных принципов психологических оснований развития предпринимательства.

    Современный предприниматель стремится к максимальному использованию возможностей собственного личностного роста и созданию условий для роста своих сотрудников, переориентируется с показателей внешнего достижения на показатели внутренних достижений (в том числе развития личности).

    К тому же восприятие социальных и личностных проблем предпринимателем в немецкой культуре оказывается существенно иным, чем в более привычном для нас американизированном его облике. Для характеристики межличностных отношений в европейских предпринимательских структурах более существенными оказываются отношения партнерства и уважения к компетентности сотрудника. В частности, неприемлемой считается позиция «Я босс, значит, я принимаю решение «.

    Собранные в книге идеи относительно возможности отстаивания разных идеологий предпринимательства еще только должны быть освоены в отечественной психологии. Они дают существенно отличающиеся критерии в оказании психологической помощи и направленности рекомендаций, касающихся оптимизации процессов принятия решений и учета личностных качеств людей в этой профессиональной нише.

    Все эти идеи должны быть переосмыслены применительно к российской действительности. В первую очередь это касается психологического портрета современного российского предпринимателя.

    Необоснованный перенос на отечественную почву представлений о критериях личностного роста человека, занимающегося предпринимательской деятельностью в существенно иных социальнополитических условиях, дал бы только ложную картину.

    Нужно при этом учесть, что, вопервых, в современном российском обществе личностные ценности в самосознании имеют более высокий уровень, чем правовые нормативы.

    Причем это относится к разным уровням личностной регуляции поведения: и к тенденциям действовать подчас в обход закона, ссылаясь на его несовершенство, и к тенденциям сохранять более высоким статус определенных ценностных (нравственных) нормативов по отношению

    135

    к общепринятым правилам поведения.

    Вовторых, для социального мышления личности в российском обществе может быть поставлена под сомнение обязательность влияния системы мнений участников малых групп на личностные позиции субъекта при принятии им решений.

    Ориентировка на личностные или групповые ценности не всегда четко преобладает, а значит, для представлений складывающегося слоя предпринимателей принятие той или иной идеологии (саморазвития и регуляции межличностных отношений) это еще вопрос самоопределения.

    Т.В. Корнилова

    Москва

    ПСИХОЛОГИЯ САМОПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    Mummendey H.D. Psychologie der Selbstdarstellung. 2 uberarb, erweit. Aufl. Cottingen: Hogrefe, 1995. 339 S.

    Книга Ханса Дитера Муммендея, профессора социальной психологии из ФРГ, является вторым, расширенным изданием его предыдущей монографии с тем же названием, вышедшей пятилетием ранее. Автор работал научным сотрудником в Бонне, потом был профессором Психологического института в Дюссельдорфе, а с 1974 г. университета в Биленфельде.

    Его более ранние монографии «Поведение и установка «, «Самопредставление у спортсменов «, «Опросниковые методики » так или иначе касались общей проблемы, рассматриваемой и в новой монографии: саморегуляции поведения на уровне образа Я.

    Рецензируемая работа включила детальное изложение теоретических и методических вопросов психологического анализа уровня самосознания в более общем контексте личностной саморегуляции.

    В книге не только представлены сложившиеся подходы к пониманию уровня субъектной регуляции, связываемого с Я (Selbst) и становлением Я-концепции, но и задан сравнительно редко затрагиваемый в отечественной литературе контекст многомерности самосознания. Всего в монографии 12 глав. Новизна авторского подхода прослеживается уже в начальных главах.

    В первой обсуждается отличие представления себя, или самопредставления (Selbstdarstellung), в ежедневной жизни и в научном познании, во второй главе в искусстве и литературе. В третьей главе вводится важная теоретическая предпосылка, определяющая дальнейшую структуру изложения: обоснование того, что открытость личности себе, своему самонаблюдению и другим, т.е.

    «публике «, опосредствована различными психологическими механизмами самосознания. То Я, которое пытается анализировать психолог, использующий вербальные опросники, есть результат создания впечатления о себе, или самопредставления.

    Соответствующие процессы свидетельствуют скорее не об истинном личностном Я, а об управлении собой и другими через построение Яобраза, нацеленного на учет мнения публики. И эта проблема шире, на взгляд автора, чем проблемы учета эффектов «социальной желательности «, «самокатегоризации «, «социальной идентичности » и т.п.

    , поскольку отражает регуляторный аспект любых форм представления личностью себя в тех или иных анализируемых психологом показателях. Например, анализ автобиографий позволяет продемонстрировать, что рисуемый субъектом портрет может свидетельствовать об образе Я только в более широком контексте «психологического театра «.

    Автором подробно демонстрируются отличия в подходах к психологическому пониманию Я в теориях самовосприятия, самоконтроля, «внимания к себе «,

    136

    самоограничения, самообладания и т.д. Этому посвящены четвертая и пятая главы книги. В следующей, шестой главе анализируются предпосылки формулирования психологической теории «управления впечатлением » (ImpressionManagementTheorie): символический интеракционизм Дж. Мида и способ психологического анализа, предложенный Е.

    Гофманом, чья книга «Все мы играем в театр «, вышедшая сначала на английском (Goffmann E., 1959) и спустя десятилетие на немецком языках, во многом определила включение исследований «социальной желательности » в более широкие контексты приобретения социального влияния и власти.

    Остается удивляться отсутствию в рецензируемой нами книге напрашивающихся аналогий с образами другого Гофмана Эрнста Теодора Амадея (Hoffmann), классика немецкой литературы, перу которого принадлежит наиболее яркое описание эффекта магического навязывания другим представления о себе, причем полностью противоположного реальности ( «Крошка Цахес по прозванию Циннобер «, 1819).

    Анализ процессов самопрезентации как управления Яобразом продолжается в седьмой и восьмой главах, где даны подробнейшие обзоры, включившие англоязычные и немецкоязычные работы, посвященные многообразным феноменам, стратегиям и тактикам на этом уровне саморегуляции.

    В двух следующих главах рассматривается влияние самопредставления как личностного фактора регуляции социального поведения.

    Взаимосвязи понятий «самопредставления » и «личность » даются в анализе теоретических и эмпирических закономерностей, включающих такие разные реалии, как «локус контроля «, «макиавеллизм «, «самомониторинг «, «жизненный возраст » и т.д.

    Приводятся данные о межкультурных различиях в тенденции максимально позитивной самопрезентации, о корреляциях действенности «самопредставления » и внутреннего локуса контроля, о связи этого механизма саморегуляции с разными мотивационными тенденциями (мотивации достижения, манипулирования людьми), о невербальных способах самовыражения. Интерес представляют отдельные параграфы с изложением проблем, требующих вмешательства психологов в диагностику и коррекцию механизмов самопрезентации: агрессивное поведение, социальное влияние и конформизм, изменение установок и «самоатрибуции «, психические заболевания и психотерапия.

    В девятой главе раскрываются связи особенностей и действенности самопредставлений с разными личностными шкалами в контексте нормативной психодиагностики.

    В десятой главе на примере выборки спортсменов разного уровня квалификации дано описание экспериментального исследования, где с помощью инструкций варьировались области реальности, в отношении к которым человек строил Яобраз.

    Показана зависимость отражения тех или иных черт от разной степени включаемости субъектом своего Я в контекст профессиональной и обыденной жизни. В результате автором вновь задается вопрос: являются ли получаемые с помощью методик свободного самоописания или вербальных тестов данные отражением личностных качеств или эффектами самопредставлений?

    В одиннадцатой главе обсуждается ряд экспериментов, в которых систематически варьировалась направленность самоописаний (разным адресатам и реципиентам), что вновь продемонстрировало влияние социального фактора на характер «самопредставлений «.

    Последняя глава посвящена методическим проблемам; здесь также даны опросники, которые были разработаны для анализа различных составляющих самопредставлений.

    В ней обобщаются связи психологического анализа эффективности поведенческого выражения самопредставлений, действенности самооценивания и аргументы в пользу необходимости учета социального контекста самопрезентаций личности в обыденной жизни и психологическом исследовании.

    В целом книга интересна тем, что дает систематическое изложение не отражательного аспекта самооценивания, а менее привычного для отечественных исследований регулятивного аспекта самопрезентаций личности (как представленности своего Я в контексте социальных взаимодействий, даже если речь идет об описании своих действий в личном дневнике).

    Т.В. Корнилова

    Москва

    источник неизвестен

    Источник: http://hr-portal.ru/article/psihologicheskie-teorii-predprinimatelstva

    Психология предпринимательства

    «Психология предпринимательства» является специальной дисциплиной, изучаемой в рамках подготовки студентов, обучающихся по  специальности «Социальная психология». Психология предпринимательства рассматривается нами как раздел экономической психологии, которая является базовой дисциплиной для данного спецкурса.

    Психология предпринимательства как  междисциплинарная область знания тесно связана с экономикой, социологий, культурологией, отдельные разделы которых включены в данный спецкурс. Психологической дисциплиной, выступающей интегратором различных отраслей знания в курсе «Психологии предпринимательства», является социальная психология.

    Целью курса является формирование у студентов представлений о психологических особенностях личности и деятельности предпринимателя.

     Курс имеет практическую направленность, что означает не только ознакомление студентов с теоретическими знаниями в области психологии предпринимательства, но и практическое знакомство  как с особенностями деятельности, так и с особенностями личности предпринимателя.

    Для реализации практических задач предполагается проведение деловой игры по предпринимательству и проведение стандартизированного интервью с предпринимателем с последующим анализом полученных данных. 

    Результатом изучения курса должно стать понимание слушателями сложности, многогранности предпринимательской деятельности и связанных с этим  особенностей психологии успешного предпринимателя.

    Курс «Психология предпринимательства» рассчитан на 40 аудиторных часов (из них –28 лекционных) и 100 часов самостоятельных занятий. В конце курса проводится экзамен.

    Содержание курса

    Тема 1. Понятие предпринимательства 

    Цели и задачи курса «Психология предпринимательства». Место курса в системе социально-психологических и экономических знаний.  Понимание предпринимательства как вида экономической деятельности. История развития взглядов на предпринимательскую функцию.

    Критерии выделения предпринимательства в самостоятельный вид экономической активности: риск, инновационность, психологические особенности субъекта, ответственность по всем видам риска, владение  и распоряжение собственностью, автономность деятельности. Предприниматель и менеджер.

    Предприниматель и изобретатель.

    Тема 2. Социальные характеристики российских предпринимателей 

    Социокультурные и религиозно-нравственные предпосылки предпринимательства. Краткая история развития предпринимательства в России (ХVII-XXвв.).

    Происхождение современных российских предпринимателей. Социально-демографические особенности российского предпринимательства. Тенденции в развитии предпринимательства в России в настоящее время.

    Отличия российского и западного предпринимательства. 

    Тема 3. Мотивация выбора предпринимательства 

    Мотивационные особенности предпринимателей как субъектов экономической деятельности. Динамика мотивации российских предпринимателей в 90-х гг. ХХ века. «Истинные» и «вынужденные» предприниматели.  

    Принятие решения о выборе предпринимательского пути. Психологические барьеры выбора предпринимательства: «личной инициативы», «ложной установки», автономности, достижения. Факторы, способствующие и препятствующие предпринимательскому выбору.

    Тема 4. Психологические особенности предпринимательской  деятельности 

    Психологически значимые особенности содержания предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Мотивационные регуляторы.

    Автономность деятельности как основной принцип функционирования и его психологическое наполнение. Специфика предпринимательства как вида экономической деятельности и его сравнение с наемным трудом.

    Восприятие предпринимательства общественным сознанием.

    Тема 5. Психология личности предпринимателя 

    Исследования психологических особенностей предпринимателей: мотивации достижения, локуса контроля, принятия решений, склонности к риску, ценностных ориентаций. Стрессоустойчивость и помехоустойчивость предпринимателей. Типологические особенности личности предпринимателя.

    Социально-психологические исследования предпринимательства: отношение к риску и конкуренции, взаимодействие и отношения с партнерами по бизнесу, сотрудниками, клиентами, чиновниками. Социальные установки к труду. Отношение к экономическим результатам деятельности. Удовлетворенность предпринимательской деятельностью и факторы ее формирования. 

    Тема 6. Психологические модели предпринимательства 

    Психоаналитический подход – «реактивная модель предпринимательства»  К.де Фриза. Когнитивный подход – трехфакторная модель  предпринимательского поведения К.-Э. Вернерида.  Социодинамический подход – концепция предпринимательского события А.Шапиро и Л.Сокола.

    Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihologiya-predprinimatelstva

    Ссылка на основную публикацию