Половое запечатление — психология

Половое запечатление

По-иному проявляется запечатление в сфере размножения. Здесь у многих животных наблюдается так называемое половое запечатление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает будущее общение с половым партнером.

Главная особенность полового запечатления состоит по сути в том, что окончательный результат проявляется лишь с большой отсрочкой, ибо животное учится распознавать отличительные признаки будущего полового партнера еще на раннем этапе постнатального развития.

При этом запечатление типичных признаков полового партнера должно совершиться у детеныша в таком виде, в каком они предстанут перед ним уже во взрослом, половозрелом состоянии.

В основном половое запечатление наблюдается у самцов, причем запечатляются у них отличительные признаки их матерей в качестве ʼʼобразцовʼʼ самок своего вида.

Следовательно, на врожденное узнавание общих видотипичных признаков здесь путем облигатного научения (полового запечатления) накладывается распознавание видотипичных женских признаков.

Так еще в раннем возрасте происходит объективация будущего полового поведения.

Сегодня факты полового запечатления установлены уже у различных позвоночных, но в первую очередь у птиц. Так, немецким этологом Ф.

Шутцем было, в частности, показано, что у самцов диких уток сенсибильный период полового запечатления простирается от 10-го до 100-го дня с момента вылупления, но оптимальный срок ограничен 10–40 днями (в естественных условиях утиная семья распадается на 8–10-й неделœе после появления утят). По другим данным данный срок должна быть и несколько более длительным. В случае если на протяжении этого срока птенец мужского пола видел только самку другого вида, он по достижении половозрелости будет ʼʼухаживатьʼʼ только за самками этого вида, оставляя без внимания уток своего собственного вида. Из гусей, по данным Шутца, половое запечатление лучше всœего проявляется у серого, а также и белолобого гуся.

Исследованиями шведского этолога Л. Б. Фэлта было установлено, что и у птенцов диких уток женского пола возможно половое запечатление, в случае если их изолировать от селœезней на протяжении первых восьми недель после вылупления.

В случае если им при этом дать возможность видеть самцов-альбиносов или даже людей, то впоследствии нормальное половое поведение уток будет направлено на них, но не на селœезней в их обычном брачном наряде. Половое запечатление на человека у представителœей этого отряда (гусиных) в свое время было описано и Лоренцем.

Известен аналогичный случай и в отношении самца рыжей цапли, выросшего с 10-дневного возраста в домашних условиях и проявившего всœе формы брачного поведения по отношению к человеку, вырастившему его.

Половое запечатление на альбиносов (у птенцов мужского пола) удалось экспериментально доказать и у зебровой амадины (вьюрка), ᴛ.ᴇ. незрелорождающейся птицы: птенцы, выращенные родителями-альбиносами, предпочитали впоследствии спариваться с самками-альбиносами, а не с нормально окрашенными особями.

Аналогичные результаты были получены и в экспериментах над голубями, когда птенцы белой окраски первоначально выращивались вместе с темноокрашенными взрослыми и наоборот.

После изоляции, длящейся с 40-дневного возраста до половозрелости, большинство самцов выбирало самок того цвета͵ который был свойствен особям, с которыми они в первые недели своей жизни выращивались.

Еще более четкие результаты дают опыты с заменой кладок, при которых птенцы с самого рождения выращиваются приемными родителями. При такой постановке эксперимента у голубей удавалось получить половое запечатление даже в отношении чужого вида.

Интересно, что эффект этого запечатления постепенно ослабевает, хотя в какой-то мере еще обнаруживается даже у 5-летних голубей.

Таким же способом была установлена возможность полового запечатления на чужой вид у двух вьюрков, легко размножающихся при клеточном содержании (Lonchura striata, Taeniopygia castanotis).

И у этих птиц половое запечатление в полной мере проявляется у самцов, которые игнорируют в половозрелом состоянии самок собственного вида, но у самок половое поведение в значительно большей мере определяется врожденными механизмами (К.Иммельманн). Е.В.Лукина наблюдала нечто подобное у канарейки и чижа.

Половое запечатление вообще является весьма сложным процессом и по-разному проявляется у разных видов птиц. К примеру, оно играет, очевидно, меньшую роль у куриных, как это вытекает из экспериментов П.

Гитона, показавшего, что условия выращивания не сказываются на последующем выборе петухами самок. Узнавание отличительных признаков противоположного пола является у этих птиц, очевидно, вполне врожденным.

У млекопитающих половое запечатление изучено главным образом у копытных и грызунов. Имеются, к примеру, указания на то, что скрещивание между ламами викуньей и альпакой возможно лишь в том случае, в случае если новорожденному представителю первого вида дают в качестве кормилицы самку альпака.

Немецкие этологи Д. и Х. Мюллер-Шварце показали, что у чернохвостого оленя в половом запечатлении главную роль играют запахи. Группой итальянских исследователœей проводились опыты, в которых мыши-родители опрыскивались пахучими веществами.

В результате их детеныши, будучи половозрелыми, оказались не в состоянии различать пол сверстников, ᴛ.ᴇ. не могли найти полового партнера. Аналогичные результаты были получены и у крыс. Опыты с применением ʼʼприемных родителœейʼʼ производились и с морскими свинками.

Эффект полового запечатления на чужой вид был выявлен у самцов, отделœенных в течение первой недели жизни от своих матерей.

Интересно отметить, что половое запечатление может иметь место и у взрослых особей. Доказано это для некоторых рыб, к примеру меченосца (Xiphohorus maculatus) – известной аквариумной рыбки из отряда карпозубых.

Самцы этого вида, как показали шведские этологи А. Фернё и С.

Сьёландер, предпочитают самок той окраски, которую им приходилось видеть в течение двух месяцев после наступления половозрелости, но не раньше, как это имеет место в описанных выше случаях полового запечатления.

Подводя итог обзору процессов запечатления, важно подчеркнуть, что общим и наиболее существенным для всœех форм запечатления является быстрая постнатальная достройка врожденного поведения, точнее, врожденных пусковых механизмов путем их дополнения индивидуально приобретаемыми компонентами. В результате инстинктивное поведение конкретизируется на определœенных, индивидуально опознаваемых объектах, чем и обеспечивается эффективность выполнения инстинктивных действий.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/373537_polovoe_zapechatlenie

Блог Ильи Винштейна

Психология запечатления или почему кошка чувствует себя собакой

Иногда можно прочитать о том, что животные начинают «думать», что они — существа другого вида. Например, собаки вдруг считают себя котами, а овцы или свиньи ведут себя скорее как собаки, и даже утки могут решить, что они — детеныши людей.

Конрад Лоренц

Самый знаменитый пример этого явления описал Конрад Лоренц (1907–1989), лауреат Нобелевской премии, важная фигура в области этологии (науки о поведении животных). Он обнаружил, что серые гуси, выведенные в инкубаторе, «фиксируют» в памяти впечатления о первых движущихся вещах, которые они увидели, особенно в первые 36 часов жизни.

Он назвал это «импринтинг» (впечатывание), по-русски это называется запечатлением. Этот первый промежуток времени стали называть критическим периодом. У гусят запечатлелись сапоги Лоренца, так что гусята были готовы ходить за ним повсюду, как за матерью-гусыней.

Есть множество милейших фотографий, где они идут за ним гуськом или даже где он плывет, а следом за ним — «его» выводок. Лоренц обнаружил, что галчата, которые запечатлели его, делились с ним вкусными червячками (даже пытались запихнуть червяков ему в уши).

Но в состоянии полового возбуждения птицы, слава богу, предпочитали общаться с себе подобными — с другими галками, что доказывает еще одно: некоторые виды поведения подвержены запечатлению менее других. В сознании утят запечатлевались даже неодушевленные предметы — например, красный воздушный шарик или картонная коробка.

Строго по-научному это явление называется «запечатление привязанности», когда новорожденное существо узнает своих родителей. Этот процесс начинается еще до рождения, когда плод отчетливо слышит родительские голоса. Суть в том, что запечатление является врожденным и инстинктивным, а не приобретенным.

Оно имеет огромное значение для жизни и выживания. Но даже врожденное поведение может меняться с помощью обучения. Так, кошки «запрограммированы» природой на то, чтобы ловить мышей, но самому искусству охоты котята могут научиться только у матери. Также и певчие птицы от рождения умеют петь, но «свою песню» им еще нужно выучить, подражая сородичам.

В наше время запечатление считают гораздо более гибким и щадящим процессом, чем о нем думали вначале. Для того чтобы стать подходящей «матерью», то есть целью для этой социальной связи, живое существо (или предмет) должно как-то помогать или поддерживать новорожденного.

Эксперименты по запечатлению

С запечатлением могут быть связаны визуальные ощущения, звук или запах. Они определяют, какого представителя биологического вида предпочтет конкретное животное. Кроме того, эффект запечатления усиливается, если животное в состоянии стресса.

Эта идея помогает в воспитании птиц (кондоров, орлов, гусей), у которых не было возможности научиться жизненно важным умениям у своих родителей.

Так, птицы учатся летать за небольшим самолетом, как если бы он был их родителем, следуя за ним по традиционному пути миграции.

Критический период

Иногда критический период называют еще сенситивным периодом. Это определенное время вскоре после рождения. У уток и гусей — 24–48 часов после того, как они вылупятся. У кошек — от 2 до 7 недель, у собак — 2–10 недель, а у приматов — 6–12 месяцев. Запечатление — точка пересечения между инстинктами и обучением. Это больше, чем просто обучение. И тому есть разные подтверждения.

Во-первых, запечатление происходит только в определенный, четко ограниченный промежуток времени, то есть в критический период; обучение после него уже идет иначе, с меньшей эффективностью. Во-вторых, это необратимый процесс, информация закрепляется навсегда.

В-третьих, у каждого вида это происходит по-своему, но одинаково у всех животных данного вида, независимо от других различий между ними.

Запечатление служит для узнавания родственников, создания связей внутри сообщества и выбора партнера. Животные должны сразу же узнавать родителя, который будет защищать и кормить их. Этот механизм обеспечивает прочные связи между потомством и родителями.

Половое запечатление

Суть идеи в том, что сексуальные предпочтения у животных (то есть их выбор партнера) начинают развиваться не под влиянием представителей собственного вида, а на основе того, что запечатлелось у них в критический период.

Некоторые исследователи допускают, что это отчасти может быть объяснением странного человеческого фетишизма по отношению к некоторым материалам, скажем, резине или меху, или даже к предметам, например, туфлям.

Существует и обратный механизм полового запечатления, который развился, судя по всему, чтобы предотвратить пагубное родственное спаривание.

Благодаря ему люди, в первые годы жизни (где-то до 5–6 лет) росшие вместе, в одной семье и в одном доме, позже кажутся друг другу особенно непривлекательными с сексуальной точки зрения. С другой стороны, разнополые дети, разлученные после рождения, часто кажутся друг другу особенно привлекательными, если встречаются в зрелом возрасте.

Запечатление у людей

У птиц запечатление доказано и хорошо изучено. Но у млекопитающих оно встречается реже. Приматы рождаются намного более беспомощными и несовершенными, их мозг еще очень плохо развит. Мать для них — самый важный защитник и спутник, она заботится и обеспечивает всем необходимым. Связь по мере взросления укрепляется в течение долгого времени.

Запечатление у партнеров

Люди часто замечают, что их друзьям постоянно нравятся похожие «типы». Может показаться, например, что друг всегда предпочитает невысоких девушек-брюнеток, а подруге кажутся привлекательными высокие веснушчатые мужчины.

Со времен поздних работ Фрейда считается, что нас, вероятно, привлекают (хотя, возможно, и отталкивают) те, кто напоминает нам наших родителей.

Но разгадка может крыться в идее запечатления: ранний контакт с конкретными чертами родителей позже влияет на предпочтения взрослого человека.

Девушки, у которых немолодой отец, часто выбирают себе кого-то постарше; дети от смешанных браков чаще выбирают партнеров другой расы, чем те, у кого родители одной расы. Также изучали и цвет волос и глаз.

Мы действительно выбираем партнеров не только по собственному желанию или под влиянием родителя своего пола, но и по тому, насколько они напоминают родителя противоположного пола.

Обычно выбирают партнеров с тем же цветом глаз и тем же цветом волос.

Эффект запечатления у человека является формой социального обучения. До сих пор непонятно, происходит ли запечатление на конкретной стадии развития, в конкретном возрасте и у каждого ли человека оно происходит.

Обучение по фазам и стадиям

Термин «запечатление» можно использовать для разных видов обучения в конкретный период жизни, для каждого обучения есть свои критические периоды. Появляется все больше доказательств того, что существует критический период для освоения второго языка.

Лучше и быстрее всего научиться бегло говорить на втором языке можно до пяти лет.

Читайте также:  Психологические ресурсы - психология

А в отдельных (к счастью, редких) случаях, когда дети не сталкиваются с человеческим языком до периода половой зрелости, им уже практически никогда не удается нормально освоить синтаксис «родного языка».

Ведутся споры вокруг идеи биологического «окна возможностей» для изучения второго языка. Некоторые считают, что критический период относится только к освоению произношения, другие относят к нему и освоение синтаксиса и развитие словарного запаса.

Есть мнение, что существует критический период для развития способности и склонности к музыке и сочинительству. Кроме того, период полового созревания считается критическим для приобретения навыков общения и развития эмоционального интеллекта.

Источник: http://www.winstein.org/publ/1-1-0-263

Импринтинг, или программирование судьбы

?Ser Hugo (my19edwin) wrote,
2012-02-21 14:18:00Ser Hugo
my19edwin
2012-02-21 14:18:00

Импринтинг (от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – открытое меньше столетия назад психологическое явление.

Его суть сводится к тому, что на ранних этапах жизни (и некоторых моментах взрослой жизни) происходит неосознанное копирование шаблонов поведения окружающих, вне зависимости от того, созидательны они или ведут к разрушению.

Рождаясь или вылупляясь из яйца, новые индивидуумы даже не относят себя к какому-либо виду – это они понимают лишь после запечатления «первичной информации», которая может быть ошибочной – и затем влиять на поведение на протяжении всей жизни.

Утиные историиВсё началось в тридцатых годах прошлого века, когда зоопсихолог Конрад Лоренц взялся за изучение моделей поведения только что вылупившихся утят. Оказалось, что птенцы запоминают первый движущийся объект, который попадётся им на глаза – и впоследствии считают его «мамой». Вскоре целый выводок уток с кряканьем ходил гуськом за учёным – на лужайку так на лужайку, в воду так в воду!В ходе следующего эксперимента утёнку показали движущийся воздушный шарик – и когда малыш превратился во взрослого селезня, он не обращал никакого внимания на молодых уточек. Вместо этого он «из перьев вон лез», пытаясь ухаживать за любыми круглыми предметами! Это лишний раз доказывает, что для «сильной половины» любого вида образ матери так или иначе проецируется на будущую подругу, которая в итоге станет матерью его детей.Дальнейшие исследования показали, что импринтинг на самом деле начинает работать ещё до того, как утята получат первую визуальную информацию – ведь они могли слышать голос мамы-утки, ещё будучи в скорлупе. Для этого самка специально издает характерное кряканье во время насиживания яиц – поэтому вылупившиеся утята всегда бегут на голос конкретной утки, где бы она не находилась.

Импринтинг в психологии

Импринтинг присущ не только животным, но и людям – этому вопросу посвятили свои исследования Лири, Уилсон, Эриксон, Дилтс. Психологи отмечали, что импринтинг – жизненно важный опыт, на основе которого у человека формируется целый ряд убеждений о мире.

«Запечатление» совершается, во-первых, очень быстро – достаточно одной встречи, одного случая, одного яркого опыта или эмоции. Во-вторых, импринтинг не требует пищевого или какого-то иного подкрепления (что и отличает его от условного рефлекса).

В-третьих, результаты импринтинга необратимы. Однако здесь нужно сказать, что изменить его влияние всё же можно посредством накладывания нового «запечатления» — оно не будет настолько же ярким, однако сможет хотя бы частично компенсировать первоначальный «отпечаток».

Импринтинг в детском возрасте

Ещё до рождения мозг маленького человека устроен сложнее, чем у тех же утят – ему свойственен не только слуховой, но и другие типы импринтинга – эмоциональный, тактильный, слуховой. Малыш различает голоса родителей, запоминает музыку, стихи и звучание родного языка, реагирует на поглаживания живота, привыкает к еде, которой питается его мама и так далее.

Сразу после рождения наступает критический момент импринтинга: ведь кроха рождается с доверием к миру и готов воспринимать любые события как норму. А норма – это когда мать берёт на руки новорожденного, кормит его, укачивает, одним словом, помогает сохранить ту связь, которая соединяла её с малышом девять долгих месяцев.

Есть и другие «критические» периоды импринтинга кроме первых нескольких месяцев. Когда малыш начинает потихоньку ползать, он учится принимать собственные решения и претендовать на большее количество территории. В зависимости от полученного опыта и реакций окружающих людей в нём будет формироваться либо эгоизм, либо альтруизм.

Когда ребёнок начинает говорить и активно играет со своими игрушками, важно участвовать в этих маленьких свершениях – иначе он так и не научится излагать свои мысли и не приобретёт необходимую ловкость (мелкую моторику).

Примерно от трёх лет у детей формируется осознание своего пола и модели поведения – поэтому для полноценного импринтинга мальчикам нужно общаться с отцом, девочкам – с матерью (или это могут быть пользующиеся доверием другие взрослые).

Импринтинг в подростковом возрасте

И даже раньше! Дети подсознательно копируют во всём своих родителей – используют те же речевые обороты, так же реагируют на различные приятные и нежелательные ситуации, так же относятся к людям и окружающему миру, и могут даже искать себя в той же профессиональной сфере и проводить досуг аналогично взрослым.

Увы, они с тем же успехом перенимают все вредные привычки, а переосмыслить происходящее смогут лишь годам к 20 – и то не факт, что у них получиться от них избавиться.К подростковому возрасту накапливается индивидуальное мировоззрение – то есть набор «импринтов» по каждому важному вопросу.

Все вместе эти «отпечатки» формируют сложную систему, и в случае негативной нагрузки впечатлений они приводят к таким состояниям, которые нельзя исправить даже медикаментозно: это ощущение собственной ненужности, несостоятельности, одиночества, жизненного тупика и «отсутствия будущего».

Таким людям необходима помощь специалиста, ведь справиться с последствиями импринтинга самостоятельно – это невыполнимая миссия, особенно для подростка.

Импринтинг в интимной сфере

В своём семинаре, посвящённом гармонии взаимоотношений мужчины и женщины в браке, американский психолог и пастор Марк Гангор с не угасающим юмором рассказывает крайне занимательные вещи (стоит посмотреть).

И среди этих вещей – «сексуальный импринтинг», то есть запечатление первого интимного опыта со всеми сопутствующими ему подробностями и деталями.

Что происходит, когда этот опыт влюблённые получают после вступления в брак? — «Они запечатлевают картину всеобщего одобрения, взаимной любви и нежности на фоне обещаний у алтаря, волшебные ощущения от близости именно с этим мужчиной и этой женщиной», — Рассказывает Марк, который сам счастливо женат уже более 30 лет.

— «Любовь и удовольствие наполняют их брак, их общий дом – и это здорово. Мужчина навсегда запоминает женщину как самую привлекательную для себя, а у женщины вырабатываются гормон окситоцин, который буквально «привязывает» её к супругу в эмоциональном плане».

А что происходит, когда молодые люди получают свой первый опыт иначе? – «Парни запечатлевают не девушку, а сам секс», — Сетует Марк. – «Их всегда будет тянуть на измену, причём именно в такой же обстановке, в какой они получили первый опыт.

Если это было, например, заднее сидение машины – особое «вдохновение» они будут испытывать именно в автомобиле, а дома на супружеской постели их вообще может ожидать полное фиаско! Что же касается женщин, то для них интим со случайными партнёрами меняет само представление о сексе – он перестаёт иметь какую-либо ценность, поскольку выработка окситоцина прекращается, а вместе с тем не возникает и привязанность к новому партнёру». С таким эффектом можно бороться, считает Марк Гангор, однако это потребует от супругов немалых совместных усилий.

Опубликовал здесь

Источник: https://my19edwin.livejournal.com/120906.html

Книга Основы зоопсихологии. Содержание — Половое запечатление

Среди грызунов реакция следования хорошо выражена, например, у детенышей морских свинок. В отличие от подавляющего большинства других грызунов морские свинки не устраивают гнезда, и детеныши рождаются у них вполне развитыми, зрячими. Вес новорожденного составляет 60–120 граммов. Он обладает уже постоянными зубами, поскольку смена молочных зубов происходит еще в утробе матери.

Описана реакция следования и у детенышей тюленей. Тюленята рождаются очень крупными — их величина достигает почти половины длины тела матери. Еще в ее утробе происходит линька и смена молочных зубов.

Уже спустя 30 минут после появления на свет новорожденный (и даже извлеченный оперативным путем из тела матери) тюлененок в состоянии ползать подобно взрослым тюленям, плавать, нырять и вылезать на лед. При удалении матери ее детеныши немедленно двигаются вслед за ней.

Время от времени мать стимулирует тюлененка, прикасаясь к нему мордой или с силой шлепая передними ластами по воде, обдавая его брызгами. Именно последнее служит «приглашением» к следованию.

Встречается реакция следования также у некоторых рыб, например у цихлид, о чем еще пойдет речь ниже.

Как видно из приведенных примеров, реакция следования ориентирована на родительскую особь (а также на других детенышей того же выводка).

Она обеспечивает выживание детенышей, сплоченность животной семьи, возможность ее охраны со стороны взрослых особей и осуществления ухода за потомством.

Без реакции следования родительская особь не могла бы осуществить заботу о потомстве, ибо для ее осуществления необходимо, чтобы детеныши в самые сжатые сроки научились отличать индивидуальные признаки своей матери, от которой нельзя отстать, что и достигается путем запечатления. Таким образом, быстрая конкретизация инстинктивного поведения детенышей на индивидуально опознаваемых объектах (родителях, собратьях) обеспечивает здесь формирование жизненно важных приспособительных реакций в максимально сжатые сроки.

Первые опыты по изучению реакции следования проводились еще в 70-х годах прошлого века Д. Сполдингом, но всестороннее изучение и теоретический анализ процессов запечатления, в том числе и реакции следования, были осуществлены Лоренцем в 30-х годах нашего века.

С тех пор эти вопросы изучались многими исследователями, но незаслуженно забыто, что уже в то время опыты по изучению реакции следования ставились в лаборатории Боровского в Москве.

В этих опытах перед цыплятами передвигалась черная коробка, и если ее «медленно двигали вдоль стола за привязанную к ней веревку, то большинство цыплят шли за ней… шли даже тогда, когда тем самым удалялись от той части стола, где был рассыпан корм».

[47] Вместе с тем цыплята не следовали за белой коробкой и черным платком. Изолированные в момент вылупления, цыплята уже спустя сутки не реагировали на наседку, хотя та относилась к ним как обычно, но вместо этого следовали за рукой экспериментатора.

В лаборатории Боровского ставились и другие опыты по этой теме, но затем лабораторное изучение реакции следования было в Советском Союзе возобновлено лишь в 60-х годах (исследования К. Э. Фабри и сотрудников). В ином плане запечатление (на неподвижный объект) изучалось впоследствии в лаборатории А. Д. Слонима.

Еще Сполдинг установил, что при реакции следования объектом запечатления, т. е. объектом видотипичных, инстинктивных действий, может быть не только любой представитель данного вида, но и другое животное или человек и даже неживой, но подвижный объект.

Важно лишь, чтобы это был первый передвигающийся объект, увиденный в жизни.

Цыплята, у которых была сформирована реакция следования за двигающимся шаром, не станут затем следовать за другим объектом или даже шаром, но иного цвета, а будут избегать его и неотступно двигаться вслед за «своим» шаром.

Как и в других случаях запечатления, реакция следования формируется в сжатые сроки: у кур и уток сенсибильный период начинается в первые же часы после вылупления, достигает оптимума через 10–15 часов, а затем постепенно сходит на нет.

В приведенном выше примере выпрыгивание гоголят из дупла происходило именно в оптимальные часы сенсибильного периода, когда со времени вылупления еще не прошло 12 часов. У морских свинок сенсибильный период весьма растянут (с 6-го до 30–40-го дня жизни), но оптимальный срок — 6–7-й день.

До 14-го дня «запечатляемость» еще сохраняется на довольно высоком уровне, но затем постепенно сходит на нет (И. З. Плюснина).

Уже упоминалось о том, что запечатление совершается с исключительной быстротой. Следовать за объектом запечатления птенцы начинают зачастую уже после первой встречи с ним, т. е.

в эксперименте — после первого же показа.

Но если даже и потребуется несколько предъявлений, реакция быстро достигает максимальной интенсивности и в дальнейшем уже остается на этом уровне до тех пор, пока птенцы не подрастут.

Большой интерес представляет вопрос о подкреплении реакции следования. Ведь детеныши следуют за объектом запечатления без всякого вознаграждения, а если искусственно затруднить следование или даже нанести птенцам болевые раздражения, то реакция следования становится только еще более интенсивной (Гесс).

Читайте также:  Двигательные реакции - психология

Объясняется это тем, что в отличие от факультативного научения облигатное научение не зависит от наличия или отсутствия не только случайных, маловажных компонентов среды, но и таких, которые могли бы служить для подкрепления результатов научения.

Результаты облигатного научения настолько важны для жизни особи, что соответствующие реакции должны срочно формироваться при любых обстоятельствах, даже если в данный момент отсутствует возможность их внешнего подкрепления.

Правда, при запечатлении имеет, очевидно, место «внутреннее» подкрепление по принципу обратной связи, источником которого являются ощущения от самих производимых движений, т. е. происходит лишь проприоцептивное подкрепление.

Отмеченная выше «необратимость» запечатления проявляется в чрезвычайной прочности реакции следования: практически объект запечатления не может в этом качестве заменяться другим объектом, и «реимпринтинг», т. е. переучивание на другой объект, как правило, возможен лишь в специальных лабораторных условиях и то лишь с большим трудом.

Таким образом, чрезвычайно быстро сформировавшееся следование за объектом с определенными отличительными признаками в дальнейшем уже существенно не меняется. Лишь к концу действия запечатления (когда выводок распадается) ослабевает первоначальная интенсивность этой реакции, образовавшаяся без внешнего подкрепления и не нуждающаяся в таковом для своего сохранения.

Именно такую характеристику давал процессам запечатления в свое время Лоренц.

Половое запечатление

По-иному проявляется запечатление в сфере размножения. Здесь у многих животных наблюдается так называемое половое запечатление, которое обеспечивает будущее общение с половым партнером.

Главная особенность полового запечатления заключается в том, что окончательный результат проявляется лишь с большой отсрочкой, ибо животное учится распознавать отличительные признаки будущего полового партнера еще на раннем этапе постнатального развития.

При этом запечатление типичных признаков полового партнера должно совершиться у детеныша в таком виде, в каком они предстанут перед ним уже во взрослом, половозрелом состоянии.

В основном половое запечатление наблюдается у самцов, причем запечатляются у них отличительные признаки их матерей в качестве «образцов» самок своего вида.

Следовательно, на врожденное узнавание общих видотипичных признаков здесь путем облигатного научения (полового запечатления) накладывается распознавание видотипичных женских признаков.

Так еще в раннем возрасте происходит объективация будущего полового поведения.

В настоящее время факты полового запечатления установлены уже у различных позвоночных, но в первую очередь у птиц. Так, немецким этологом Ф.

 Шутцем было, в частности, показано, что у самцов диких уток сенсибильный период полового запечатления простирается от 10-го до 100-го дня с момента вылупления, но оптимальный срок ограничен 10–40 днями (в естественных условиях утиная семья распадается на 8–10-й неделе после появления утят). По другим данным этот срок может быть и несколько более длительным. Если на протяжении этого срока птенец мужского пола видел только самку другого вида, он по достижении половозрелости будет «ухаживать» только за самками этого вида, оставляя без внимания уток своего собственного вида. Из гусей, по данным Шутца, половое запечатление лучше всего проявляется у серого, а также и белолобого гуся.

40

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/biologiya/book/osnovyi-zoopsihologii/content/1501270-polovoe-zapechatlenie/

Феномен и роль импринтинга у человека

Импритинг (от английского «imprint» – запечатлевать, фиксировать) – это фиксация в памяти свойств объектов в определённые ранние периоды жизни животных и человека.

Запоминание происходит моментально на фоне особой готовности мозга, при первой же встрече с объектом запечатления. Результат феномена импритинга не поддаётся изменению.

Он оказывает важное влияние на дальнейшее мировосприятие, так как «сфотографированный» однажды и навсегда образ превращается в устойчивую программу поведения.

Феномен импритинга

Впервые явление импритинга было обнаружено у животных известным австрийским зоопсихологом К. Лоренцем. Он доказал: только что родившиеся на свет детёныши ещё не знают свою биологическую мать. В строго отведенное время, обычно первые часы после рождения, у них появляется состояние готовности к запоминанию.

В его интересном эксперименте недавно вылупившиеся утята приняли Лоренца за своего родителя. Они повсюду следовали за ним только потому, что именно учёный, а не высидевшая их утка, оказался рядом в этот критический промежуток времени.

Позже другие опыты показали, что птенцы следуют за любым движущимся, первым попавшимся в «час икс» объектом, даже за животным другого вида или неживым предметом.

Формы социального и полового поведения каждого вида животных (и человека тоже) заложены генетически – рождённый ползать действительно не сможет летать. Но направленность этих форм разная, и приобретается она благодаря импритингу.

Импритинг-объектами могут служить:

  • родители,
  • другие представители семьи (или стаи),
  • половые партнёры,
  • враги,
  • пищевые раздражители.

Позднее феномен импритинга был выявлен у людей. Науке известно много случаев, когда человеческие дети раннего возраста волей судьбы попадали в стаи диких животных. Когда люди забирали их к себе, найдёныши воспроизводили поведение и способы общения «приёмных родителей». Никто из них так и не стал полноценным человеком.

Импритинг у человека

Импритинг у человека – это особая форма стойкого запоминания образов и принципов поведения после одномоментного переживания в стрессовых ситуациях. В определённые критические периоды развития личности человека его психика становится импринтно уязвимой.

Если какой-либо раздражитель подействует именно в это время, то происходит его быстрое, яркое запечатление на подсознательном уровне психики. Этот не поддающийся логике «снимок» объекта определяет поведение человека в дальнейшем.

Иногда реакция на «впечатанный» стимул проявляется через значительный временной промежуток.

В момент повышенной восприимчивости психики её потребность в запечатлении настолько сильна, что импринтироваться может даже неожиданное. Например, мягкая игрушка у лишенного телесного контакта и эмоционального тепла воспитанника интерната.

У человека, как у продукта эволюции, длинное детство и большой мозг, который созревает постепенно. Человеческий «детёныш» появляется на свет физиологически незрелым, совершенно беспомощным.

Без материнской заботы новорожденный просто погибнет, так как не может самостоятельно передвигаться, добывать пищу и питье, обогреваться, защищаться.

Тесный контакт с матерью (или опекающим человеком) для обучения ему необходим длительное время.

ИНТЕРЕСНО!  Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

Активная стадия развития мозга охватывает период от зачатия до 14-16 лет, частично продолжаясь до 20-23. Поэтому процесс импритинга у человека растянут во времени: различные фазы чувствительности к отпечатыванию в психике образов сопровождают жизнь ребенка с момента рождения до полового созревания.

Применительно к человеку импритинг по своей сути – это психологическое явление «привязанности». Ребенок «привязывается» к объекту и начинает ему подражать. Человек открыт к определённым привязанностям в определённые периоды. Как выяснили ученые, эти периоды связаны с тремя соответствующими стадиями развития головного мозга.

Роль импритинга в послеродовом и младенческом возрасте

На протяжении первого года жизни ребенка формируется первый блок отделов мозга. Трудно переоценить роль импритинга, механизмы которого включаются природой сразу же в этот ответственный период.

У новорожденных и младенцев процесс импритинга проходит несколько этапов:

  1. Первичный импритинг. Только что родившийся ребёнок испытывает сильнейший стресс – он попадает в среду с совершенно другими условиями обитания. В первые два часа после рождения идёт запечатление общего зрительного образа, запаха, сердцебиения, голоса матери. Поэтому так важно в эти минуты приложить ребенка к груди, поглаживать его, разговаривать с ним. На этом ценном отрезке времени закладываются основы устойчивой привязанности к матери, удовлетворяется одна из базовых биологических потребностей человека – потребность в безопасности.
  2. Вторичный импритинг включается после короткого послеродового сна ребёнка и длится в течение первых суток. Маленькому человечку важно снова видеть маму, чувствовать, что еда, тепло, защита всегда доступны для него. Если он всё это получает, у него на подсознательном уровне формируется положительное впечатление об окружающем мире.

Даже в условиях роддома, воспользовавшись знаниями основ естественного родительства, можно приблизиться к природной схеме поведения матери и её дитя. Постоянное пребывание мамы и ребенка вместе, грудное вскармливание, телесный контакт, ношение на руках, сон на расстоянии вытянутой руки – всё это является налаживанием их взаимодействия.

  1. Импритинг на протяжении первых 6-7 месяцев. По мере развития мозга состояния готовности к запечатлению возникают много раз. К концу этого периода у младенца окончательно вырабатывается импритинг на конкретного, значимого для него человека. Научившись ползать, малыш движется за ним, когда тот удаляется. К этому возрасту, если все благополучно в семье, между ребенком и ближайшими членами также устанавливаются отношения доверия и привязанности.

Результат импритинга отчетливо проявляется у малышей от года до трех лет: в это время они – настоящие мамины «хвостики». Ученые объясняют сильное потрясение малыша при разлучении его с родителями тем, что ребёнок испытывает потребность постоянного контакта с человеком, образ которого запечатлелся у него в ранний период.

На первом году жизни ребенок через подражание ближнему окружению осваивает мимику, пантомимику, фонетику языка, хождение на двух ногах.

ИНТЕРЕСНО!  Кризис 1 года жизни малыша — почему он так себя ведет?

Исследования воспитанников детских домов продемонстрировали важнейшую роль импритинга на характер и поведение человека.

Если у младенца до 9 месяцев не будут сформированы отношения привязанности к какому-либо взрослому, это приводит к необратимым последствиям.

Во взрослой жизни такие люди оказываются не способными к глубоким доверительным отношениям, а других используют только в личных интересах.

Второй период импритинга – дошкольный и младший школьный возраст

Второй блок отделов головного мозга развивается от 3 до 7-8 лет. Ребенок постигает свою половую принадлежность, подражая родителю своего пола (или тому, кто его заменяет). У девочек образ женщины складывается общий – от мамы, бабушки, старшей сестры, воспитательницы.

Специфика психологии мальчиков такова, что образ мужчины импринтируется только с одного объекта привязанности – папы, деда, брата, тренера. При неожиданном исчезании объекта подражания, прекращении контакта с ним (развод, смерть и т. п.) цельного образа мужского поведения может так и не сложиться.

Этот факт серьёзно осложнит в будущем жизнь взрослого мужчины.

К концу этого возрастного этапа появляется первый объект привязанности за пределами семьи – «чужой» значимый взрослый (первый учитель, тренер). Идет усвоение социальных отношений в первых детских коллективах – партнерства, иерархии.

Третий период импритинга – подростковый

Третий блок областей мозга, отвечающий за регуляцию и контроль над психическими процессами, интенсивно развивается с 9-10 лет и до 15-16. Идет подготовка к вхождению в окружающий мир.

Объект привязанности смещается за границы семьи, им может быть лучший друг, известный актер, певец, спортсмен, общественный деятель. Копируется образ мыслей, поведение, характер реагирования объекта подражания.

Яркий пример импритинга – фанатизм.

Подросток продолжает познавать новые грани окружающего мира. Если новая информация воспринимается на сильном эмоциональном фоне, а психика находится в состоянии импринтной уязвимости, происходит мгновенное «обучение» мозга. Не поддающейся логике «отпечаток» отразится на поведении подростка или гораздо позднее.

В результате импритинга могут запечатлеться обстоятельства, при которых произошло яркое сексуальное возбуждение. Специалисты отмечают, что различные сексуальные отклонения от нормы (фетишизм, трансвестизм, педофилия, садизм, мазохизм и т.д.) часто связаны с феноменом импритинга.

Проанализировать свои стереотипы поведения человек способен лишь после 23-25 лет, чаще только с помощью высококвалифицированного психолога.

Установленные в самом раннем возрасте доверительные отношения между мамой и ребенком являются основой его бесконфликтного воспитания, а также психологического здоровья в будущей взрослой жизни.

Если у ребенка с младенчества не сформирована привязанность как источник эмоционального тепла и внимания, психическая энергия мозга будет тратиться не на развитие личности, а на поиск недостающей близости и контакта.

Не менее важно, чтобы любящие, понимающие люди находились рядом с ребенком на протяжении всего длительного периода восприимчивости к импритингу.

Источник: http://ammam.ru/fenomen-i-rol-imprintinga-u-cheloveka/

Импринтинг

Как и большинство млекопитающих, человек рождается весьма беспомощным созданием, крайне зависящим от особей взрослого вида, в частности – от родителей. Поскольку все свое время малыш будет находиться в окружении себе подобных, его раннее обучение проходит в форме так называемого запечатления, импринтинга. Именно о том, что такое импринтинг мы и расскажем вам ниже.

Механизм импринтинга основан на фиксации определенных объектов или форм поведения, и как правило, возможен в течение ограниченного срока «критического» периода, на ранних этапах жизни. К тому же, импритинг крайне трудно изменить, а происходит запечатление быстро, за единственную встречу с объектом импринтинга.

Впервые запечатление было изучено на птицах, зрелорожденные птенцы которых сразу после рождения следуют за родителями (импринтинг «следования» можно наблюдать и некоторых у млекопитающих, к примеру, оленей, лошадей и т.д.), причем родители птенцами «выбираются» из первых увиденных существ и даже предметов. Единственное требование птенцов было то, чтобы «мама» двигалась, т.е. чтобы за ней можно было следовать.

Читайте также:  Жизнь и смерть - психология

Позже было обнаружено образование условных реакций на запахи у щенков, а также были выявлены основные виды импринтинга. Как оказалось, импринтинг свойствен не только животным, но и человеку.

Виды импринтинга у человека:

  • оральный импринтинг. Прикладывание к груди, а вместе с ним и оральный импринт, происходит с первых часов рождения человека. Поиск комфортной зоны запрограммирован в каждом из нас, а материнская грудь является зоной уюта и безопасности. Это та точка, от которой безопасная зона будет расширяться в дальнейшем (по мере отлучения от груди). От того, в каких условиях произошел первый оральный импринт, во многом зависит позиция человека (наступательная или оборонительно-отстутпательная), а также его стратегия выживания;
  • территориально-эмоциональный импринтинг. Запуск этого импринта происходит на стадии освоения территории и утверждения своего статуса, то есть на стадии обучения самостоятельному передвижению. От условий, в которых происходит обучение, зависит роль человека в обществе: доминирующая или подчиняющаяся. Кроме того, человеческий малыш пытается бороться за пространство, «метя» его беспорядком;
  • вербальный импринтинг связан с мышцами правой руки и тонких мышц гортани. От этого зависит речь, мышление и распознавание символов. Малыш определяет для себя житейскую логику, вешает на окружающие его предметы ярлыки;
  • социальный (социополовой) импринтинг. Этот вид импринтинга направлен на формирование внутривидовых (а также межвидовых) взаимодействий. Кроме того, он во многом определяет дальнейшие сексуальные предпочтения человека, его семейную и общественную роли. Сексуальные расстройства часто уходят корнями в социополовой импринт.

Возможно, вы слышали также о таком понятии, как геномный импринтинг, однако, импритинг гена – это эпигенетический процесс, который происходит на другом уровне.

И если с помощью импринтинга в психологии мы можем проследить психологические процессы иформирование мировосприятия человека, то генетическое явление геномного импринтинга интересует ученых, в первую очередь, с точки зрения изучения наследственных болезней.

В психологии считается, что импритинг у человека происходит в довольно большой срок – с момента рождения и до полугода.

Но и последующие несколько лет крайне важны для ребенка, запечатлевающего модель отношений с окружающим миром. Недаром некоторые народы считали деток до шести лет колдунами, контакты с которыми строго регламентированы.

Да и вспомните сказки, в которых маленькие дети видят мир совсем не таким, как воспринимают его взрослые.

Источник: https://womanadvice.ru/imprinting

Запечатление (импринтинг)

64218

Запечатление (импринтинг)

Доклад

Биология и генетика

В связи с этим запечатление квалифицируют и как перцептивное научение направленное на распознавание незнакомого в дополнение к знакомому то есть как дополнение к врождённому узнаванию.

Русский

2014-07-15

31.5 KB

4 чел.

Запечатление

Важным и характерным компонентом раннего постнатального онтогенеза поведения является запечатление (импринтинг). Эта форма облигатного научения с обязательным присутствием в качестве важных составляющих элементов факультативного научения. При запечатлении очень быстро фиксируются в памяти отличительные признаки объектов инстинктивных поведенческих актов.

В связи с этим запечатление квалифицируют и как «перцептивное» научение, направленное на распознавание «незнакомого» в дополнение к «знакомому», то есть как дополнение к врождённому узнаванию. Запечатление возможно только в течение определённых сенсибельных (критических) периодов, причём без пищевого или иного внешнего подкрепления.

Результаты запечатления отличаются прочностью («необратимостью»).

Объектами запечатления в естественных условиях являются родительские особи, выступающие одновременно и как носители типичных признаков вида, братья и сёстры, будущие половые партнёры и, возможно, внешние признаки постоянных врагов.

При запечатлении родителей и детёнышей из одного помёта формируется реакция следования за ними. Она описана у многих выводковых птиц, у копытных, грызунов, тюленей и рыб. Реакция следования обеспечивает выживание детёнышей, сплочённость животной семьи, возможность её охраны со стороны взрослых особей и осуществление ухода родителей за потомством.

Важность реакции следования для выживания подтверждается тем фактом, что запечатление объекта следования в сенсибельном периоде осуществляется очень быстро, иногда с первого его показа.

У всех животных при запечатлении и формировании реакции следования инстинктивно распознаётся один и тот же примитивный стимул, присущий в естественных условиях только родителям или другим птенцам или детёнышам, а именно – движение.

Индивидуальные же отличительные признаки родительской особи (то есть объекта инстинктивных действий) заучиваются только путём запечатления. По этой причине объектом инстинктивных действий при реакции следования может быть не только любой представитель данного вида, но и другое животное или человек и даже неживой, но подвижный объект.

Детёныш, птенец будет следовать только за тем подвижным предметом, который первым попал в его поле зрения и был запечатлён как если бы это был родитель.

Следует отметить «необратимость» запечатления, иными словами животное не способно переучиваться и следовать за другим объектом если уже сформировалась реакция следования на один объект. Кроме того, если искусственно затруднять следование, то эта реакция становится более интенсивной.

Половое запечатление обеспечивает будущее общение с половым партнёром. Главная особенность полового запечатления заключается в том, что запечатление признаков будущего полового партнёра чаще всего происходит на раннем этапе постнатального развития, а результат этого запечатления проявляется с большой отсрочкой.

В основном половое запечатление наблюдается у самцов, причём у них отличительные признаки их матерей запечатляются в качестве «образцов» самок своего вида. Животное научается узнавать не только общие видотипичные признаки, но и видотипичные женские признаки.

Половое запечатление лучше всего изучено у птиц, грызунов и копытных. У разных видов оно проявляется по-разному. Например, у куриных видов половое запечатление играет меньшую роль, узнавание потенциального полового партнёра здесь врождённое. У гусей и голубей самцы предпочитают самок с такой же окраской, как и у матери.

У вьюрков, выращенных приёмными родителями других видов, описывается полное игнорирование самцами самок собственного вида. При этом у самок необычное половое запечатление также имело место, но было нечётким и неполным. Это свидетельствует о том, что у них половое поведение определяется врождёнными механизмами в большей мере.

У некоторых видов половое запечатление происходит во взрослом состоянии. Так, самцы меченосца предпочитают самок той окраски, какую им приходилось видеть в течение 2-х месяцев после наступления половой зрелости, но не раньше.

Доказано, что кроме оптических характеристик, особенно у млекопитающих, большую, иногда главную роль в половом запечатлении играют запахи. Например, если опрыскивать стойкими пахучими веществами самок крыс или мышей, имеющих выводок, то во взрослом состоянии их детёныши не смогут различать пол сверстников.

Запечатление врагов и ситуаций тревоги наблюдается у рыб при наблюдении за поеданием хищником члена сообщества или в результате переживания состояния тревоги, передающейся от других особей в результате инстинктивного узнавания сигналов опасности.

Для всех процессов запечатления характерна быстрая постнатальная достройка врожденного поведения, врожденных пусковых механизмов путем их дополнения индивидуально приобретенными компонентами. В результате этого инстинктивное поведение конкретизируется и тем самым обеспечивается эффективность выполнения инстинктивных действий.

И так для полноценного проявления инстинктивных элементов поведения на первых этапах постнатального развития имеют значение как облигатная, так и факультативная формы научения, то есть врожденное поведение обогащается этими формами научения и сливается с ними. Этим и характеризуется сущность всего поведения на ранних этапах постнатального онтогенеза.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=64218

Импринтинг у птиц

Запечатле́ние (импринтинг, от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать) — в этологии (наука о поведении животных) и психологии; специфическая форма обучения; фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями (например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения). Импринтинг осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.
Наиболее изученная и показательная форма запечатления — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом.

 
История

Термин предложен Конрадом Лоренцем, который открыл явление импринтинга, изучая серых гусей. Из-за неправильного перевода на английский это явление иногда называют «синдромом утёнка».

Признаки запечатления

Фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода.

Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления).
Термин «Запечатление» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти.

-Возможно в достаточно ограниченный (сенсибильный; критический) период времени; -Совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления); -Характеризуется необратимостью;

-Происходит без пищевого или иного подкрепления.

Возраст запечатления

Нередко полагают, что запечатление возможно только в самое первое время после рождения. Это неточное мнение связанное с наблюдениями за животными, детеныши которых появляются на свет уже почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки).

Критический период так же называемый «чувствительный возраст» для цыплят и гусят длится всего один день. При этом, у утят наиболее чувствительным был период начиная с 13-16 часов после появления на свет.

У тех видов, детеныши которых появляются на свет в беспомощном состоянии (собаки,кошки, воробьи, голуби, кенгуру и особенно у приматов) критический возраст сильно растянут и отодвинут на более поздние сроки. Слабые и беспомощные, подчас слепые новорожденные этих видов длительное время нуждаются в тесном контакте с матерью.

Они не в состоянии самостоятельно существовать в естественных  условиях, различные фазы запечатления растянуты иногда на годы. К поздним формам запечатления относится импринтинг матери на детеныша, например у коз.

Мать должна научиться узнавать козлёнка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его, достаточно отлучить мать от козленка на два часа, и она может не признать его и отказаться его кормить. Коза руководствуется главным образом запахом детёныша.

Запечатление она получает также через вомероназальный орган, облизывая и обнюхивая новорожденного. Критический период в этом случае очень ограничен во времени. Известно о том, что у птенцов птиц запечатление начинается и может осуществиться, еще до рождения, когда зародыш еще находится в яйце.

Например у крякв (вид уток) самка во время насиживания яиц издает характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась их крякающая мать. Утята, выведенные в инкубаторе, не способны от природы узнать зов утки, и не следуют на утиное кряканье самки.

В американской психологии Е. Хесс сформулировал эмпирический «закон усилия»: сила запечатления возрастает по логарифмическому закону от количества усилий затраченных животным в период запечатления.

Половое запечатление

В книге «Выбор полового партнера» Д. Майнарди показал, что импринтинг определяет развитие внутривидового полового влечения.

Он пишет «С той поры и по сегодняшний день было изучено множество случаев, поясняющих, каким образом даже при наличии полиморфизма животные находят себе пару, руководствуясь навыками, полученными в раннем возрасте.

Это касается птиц, млекопитающих, рыб, а возможно, и насекомых».

Сексуальный импринтинг у животных

Половое запечатление (англ. sexual imprinting) — процесс, в котором молодое животное определяет характеристики подходящего полового партнёра.

Например, самец зебровой амадины (Taeniopygia guttata) выбирает внешность самки, как партнёра, нежели полового партнёра, подобного самому себе.

А самец или самка хищной птицы, выращенной человеком (сразу с момента появления птенца из яйца), будет в дальнейшем пытаться спариваться только[источник не указан 40 дней] с людьми.

Механизмы импринтинга

Существует теория, согласно которой в нервной системе имеется так называемый врождённый механизм высвобождения.

Чтобы привести его в действие, необходимы рецепторные раздражители (зрительные, обонятельные, тактильные или иные), индивидуальные для каждого вида животных и запрограммированные генетически. По сути импринтинг является переходной формой между инстинктом и условным рефлексом. В монографии Г.

Хорна приводятся результаты экспериментов по определению отдела мозга, который отвечает за импринтинг. Животному вводили вещество, меченое радиоактивным изотопом и на радиографах отслеживали это вещество в РНК.

Также существует и другой метод: в организм вводится 2-дезоксиглюкоза и по накоплению её в организме определяется активность. Оба метода доказали, что медио-вентральный гиперстриатум — именно та область, которая отвечает за формирование импринтинга.

Источник: http://www.amadina.ru/?id=431

Ссылка на основную публикацию