Поддержка детской инициативы — психология

Статья на тему: Поддержка детской инициативы в ДОУ

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Г.Г. Юдина

Л.П. Козлова

ГБДОУ детский сад № 8

Выборгского района

Санкт – Петербурга

Современное общество требует человека любознательного, активного, обладающего творческим потенциалом. Это еще раз подтверждает необходимость создания комфортных условий для воспитания и обучения детей на основе преемственных связей «Семья — детский сад – школа — профессиональное образование — город — страна — мир».

В нормативных документах Российской Федерации сформулирована цель современного образования: воспитание инициативного ответственного человека, готового самостоятельно принимать решение в ситуации выбора. Следовательно, мы должны не только вооружить детей знаниями умениями и навыками, но и научить их верить в себя и не бояться принять решение.

Надо понимать, что мы не должны разрушать принятые у нас нормы образования, ведь российская школа выпустила много известных всему миру ученых и деятелей культуры, но нам необходимо внести некоторые изменения.

Поддержка и развитие детской инициативы, вот направление, которому следует уделить особое внимание, ведь уверенный в себе человек мыслит иначе, может видеть перспективу, открыт внешнему миру, уверен в своих силах.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Для ребенка является значимой не та деятельность, которую выбрал взрослый, а та, которую инициировал сам ребенок.

Дошкольное образование находится на новой ступени развития. Так одной из задач ФГОС ДО (п. 1.2; 1.3;1.6) является — формирование у каждого ребенка опыта индивидуальных достижений и способов реализации своих способностей [1].

Проблема проявления инициативы не нова. Выготский в «Детской психологии» отмечал, что: «Проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане» [2].

Г.А. Цукерман отмечает, что важным показателем познавательной активности является способность ребенка сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, необходимую для успешного действия. Инициатива способствует успешной социализации ребенка. Социальная активность и инициатива накладывают отпечаток на взаимоотношения ребенка с окружающим миром [3].

По мнению А. В. Усовой, оптимальным условием для развития детской инициативы и социальной активности является демократический стиль общения. А подавление воли ребенка со стороны взрослого и снижение эмоционального равновесия препятствует развитию детской инициативы [4].

Ж. Пиаже и Э. Эриксон выявили, что развитие детской инициативы — одно из направлений развития личности, основой которой являются ее социально-значимые качества:

  • Стремление к самореализации.
  • Познавательная активность.
  • Развитая эмоционально-волевая среда.
  • Самостоятельность.
  • Произвольность поведения.
  • Общительность и коммуникативность
  • Творческий подход к деятельности.

В изучении свойств личности психологи установили, что целесообразность формирования на этапе дошкольного детства у детей самостоятельности и инициативности является основным принципом развивающего обучения и воспитания ребенка.

В настоящее время главная проблема дошкольной образовательной системы – переполненные группы, строгие инструкции, небольшие помещения. Таким образом, педагогам сложно быстро перестроиться в сложившихся условиях. Необходимым источником саморазвития образовательной системы является профессиональный рост самих педагогов.

Так как, педагог — ключевая фигура в реформировании образования («Концепция дошкольного воспитания» В.В. Давыдов, В.А. Петровский [5]), задача  современной образовательной системы помочь педагогам сориентироваться в новейших образовательных технологиях, поощряя и активизируя инициативу и самостоятельность каждого из них.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать понятия инициативы, инициативности.

По определению: инициатива — почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. («Толковый словарь Ожегова»).

Инициатива — (франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутр. побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в к.-л. действии. «Педагогический словарь».

Инициатива — начинание, почин, проявление предприимчивости, стремление и умение положить начало какому-либо делу, действовать по-новому в решении какого-либо вопроса. «Политический словарь».

Инициативность — частный случай самостоятельности, стремление к инициативе изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. «Национальная педагогическая энциклопедия».

Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости. «Педагогический словарь».

Инициативность показывает развитие деятельности и развитие личности, особенно на ранних этапах становления личности. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Таким образом, можно сделать вывод, что инициатива — это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом, а инициативность это свойство личности, способствующее проявлению таких качеств, как активность, самостоятельность, энергичность, предприимчивость.

Но далеко не всякую активность дошкольника можно назвать инициативой. Иногда повышенную двигательную активность ребенка и импульсивность связывают с инициативностью. Это не так.

Импульсивность — бессознательное действие, а инициатива осознана, она требует определенного уровня развития памяти, мышления, воли, умения планировать.

Иначе говоря, дошкольник – это, прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать мир, за счет возникающих разнообразных инициатив в решении проблемных ситуаций и различных видах деятельности [6].

Способы поддержки детской инициативы:

  • выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
  • приобщение к труду, социальным, нравственным нормам и т. д.;
  • похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
  • положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
  • поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого, не схожего с предложенным образцом результата, задумки, подхода ребенка и т.д.);
  • проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
  • косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т.д.);
  • создание ситуаций (общения, игровых, успеха, проблемных и т.д.);
  • личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т.д.);
  • отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т.д.);
  • предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
  • неоднократное повторение действия через различные виды деятельности (возможность овладения детьми с разными ведущими видами деятельности);
  • создание предметно – пространственной среды (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь, для экспериментирования и других видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т.д.);
  • наглядное обеспечение: выбор различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой. Сменность материала: художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи, музыкальных и спортивных атрибутов);

При поддержке инициативы детей воспитатель ориентируется на следующие подходы в педагогике: социокультурный подход, поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией, и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой.

Деятельный подход, так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива, и формируются и проявляются в деятельности. Личностно – ориентированный и субъектный подходы, поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект.

В связи с этим педагог не только признает, но и относится к ребенку, как к субъекту детских видов деятельности.

Следует акцентировать внимание на том, что подходы, направления и способы поддержки детской инициативы могут реализовываться, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности педагога и дошкольника.

Так в каких видах деятельности может проявляться инициатива в ДОУ? Легче всего ребенку проявить инициативу в самостоятельной деятельности: выбор атрибутов, ролей, игр, компаньонов и др.

Игра — пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает наличную ситуацию.

В воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.

Например, игровая ситуация: «Тени на стене». В групповом помещении один ребенок увидел, что стена освещена солнцем и на ней видна его тень. Ребенок стал играть с ней. Другие ребята тоже заинтересовались необычным природным явлением.

Воспитатель, поддержав инициативу детей, разыграла теневой театр, где дети приняли активное участие. На прогулке был проведен эксперимент «Солнечный зайчик».

Таким образом, педагог, не только поддержала инициативу детей, но и включила ее в образовательную деятельность.

Самообслуживание. «Я — сам», «Я — могу»,  «Я — справлюсь» ребенок выдвигает себя, стремясь выделиться или заслужить одобрение.

Не нужно сдерживать такие инициативы, а следует добиваться осознанности и уверенности в своих силах. Это замечательная возможность показать ребенку, что взрослый верит в успех детских начинаний.

Ребенок наслаждается и гордится своими новыми способностями и стремиться, все делать сам.

В трудовой деятельности проявляется инициатива – примера. Например: Оля в уголке природы, заметила сухие листья, стала убирать их. Деятельность ребенка привлекла внимание сверстников. Педагог инициативу Оли поддержал, ребята очистили растения от старых листьев и пыли.

Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно.

Познавательная деятельность. Познавательно-целевая инициатива «Вопрос-ответ». Любое занятие строится на ответах детей, но всегда есть стеснительные дети, которые не любят отвечать.

Как быть педагогу в такой ситуации? В образовательной ситуации «Кем быть?» педагог рассказывал о разных профессиях. Миша стал интересоваться профессией «космический полицейский».

В данной ситуации, педагог мог бы сказать, что нет такой профессии и продолжить занятие, но он решил поддержать детскую инициативу и начал обсуждение о роли космического полицейского в солнечной системе.

Воспитатель, предварительно подготовив конспект НОД «Домик для куклы Маши», привлекает внимание детей плачем куклы, задает вопросы детям, почему, по их мнению, кукла плачет. Дети выдвигают свои версии: кукла проголодалась, заблудилась, и не может найти свой дом.

Тогда педагог подводит детей к варианту, что нужно построить домик, для куклы, только не предлагает детям материалы, из которых будет построено здание, а поддерживает инициативу детей в выборе средств. Кто-то из ребят выбирает конструктор, кто-то кубики, а некоторые дети, решат нарисовать его на бумаге.

Задача воспитателя поддержать детское решение и обговорить, почему такой выбор хорош.

Однако замечено что дети, проявляющие инициативу в свободной игре, далеко не всегда проявляют инициативу в познавательной или исследовательской деятельности, и наоборот.

Продуктивная деятельность. В образовательной деятельности «Фартук для мамы», педагог показал образец раскрашивания фартука в народных мотивах. Ребята принялись за работу. Юля раскрасила фартук — гантелями, мячами и другой спортивной атрибутикой.

Олеся, сидящая рядом, сделала Юле замечание, что работа сделана не по образцу. Юля ответила: «А моя мама — спортсменка, поэтому у нее должен быть олимпийский фартук». Педагог похвалил девочку и предложил вечером раскрасить фартук, кто как хочет.

Двигательная активность. Выполняя игровое упражнение «По мостику», педагог говорит: «Юра, шагай по мостику. Не бойся! Мостик широкий, шагай на носочках, чтобы в пропасть не упасть. Вот, молодец! Даша, а теперь ты шагай по мостику». Девочка смущено улыбается и продолжает стоять.

— Она боится в  пропасть упасть, — сказал Дима.

— А вот и не боюсь, мы с Ольгой Ивановной пойдем, вот нам и не будет страшно!

В данной ситуации педагог поддержал инициативу ребенка.

Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности. К таким условиям мы относим: создание предметно-развивающей среды.

Таким образом, сутью развития детской инициативы в ДОУ, является поддержка начинаний ребенка в рамках образовательного процесса и сложившихся социальных условий. Мы разобрали некоторые способы поддержки инициативы. Как поддержать инициативу ребенка в коллективе, не в ущерб других детей.

Читайте также:  Поделиться - психология

Если взрослый пытается сделать за ребенка то, на что тот и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Но и устранение педагога от детей и от детской деятельности вовсе не означает поддержку инициативы. Нужно построить образовательный процесс, так, чтобы услышать и поддержать мнение каждого ребенка.

И поэтому, чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразней деятельность ребенка, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.

Как говорилось выше, инициативу проявляет тот, кто в себе уверен, так вот, чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале обучить их практическим навыкам, а это одна из основ уверенности.

Педагогу необходимо выстроить так предметно-развивающую среду, чтобы у ребенка была возможность организации разнообразных игр, проявлении любознательности, изобретательности. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка, тем самым создает новую зону, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

2. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4: Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика,1984.

3. Детская инициатива: поддержка и развитие. // Детский сад: теория и практика №6, 2016 г.

4. Усова А.В. Влияние отношений родителей на становление социальной активности ребёнка 6 – 7 лет: Дис. канд. психол. наук. М.,1996г.

5. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно – правовых документов и научно-методических материалов. – М.: Изд-во АСТ,1996г.

6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для педагогических вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2014 г.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/20/podderzhka-detskoy-initsiativy-v-dou

Поддержка детской инициативы

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

ü создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

ü рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;

ü отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

ü всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

ü помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;

ü способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

ü в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;

ü не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);

ü учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

ü уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

ü создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;

ü всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ

Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи взаимодействия с семьёй:

ü постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семей;

ü повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с детьми третьего года жизни в формах, адекватных их возрасту; нетравмирующим приёмам управления поведением детей;

ü убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с детским садом режима дня для ребёнка третьего года жизни;

ü учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье; создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в детском саду; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями;

Основные направления взаимодействия с семьей:

ü обеспечение комфортной адаптации ребёнка и его семьи к условиям детского сада;

ü установление контакта с родителями и согласование с ними целей и ценностей образовательной деятельности;

ü формирование здоровья детей, привычки к ЗОЖу;

ü обеспечение постоянной содержательной информации о жизни детей в детском саду (в группе детского сада);

ü предоставление родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте;

ü создание ситуации приятного совместного досуга с участием семей детей;

ü создание условий для реализации творческого потенциала семьи в организации жизни детей в детском саду.

Формы сотрудничества с семьей:

ü общая лекция об особенностях ребёнка соответствующего возраста с общими рекомендациями по созданию дома развивающей среды;

ü выдача каждой семье печатной памятки, в которой содержится краткое резюме положений лекции;

ü подбор и размещение соответствующего справочного материала на стенде для родителей;

ü индивидуальные консультации с учётом особенностей каждого ребёнка (подвижность, темперамент, интересы и т. п.);

ü семинар-практикум;

ü мастер-класс;

ü дискуссионный клуб;

ü круглый стол.

Содержание работы по данным направлениям с учётом предлагаемых форм взаимодействия можно представить следующим образом:

ü в части обеспечения комфортной адаптации ребёнка и семьи к детскому саду: формировать доверие родителей и детей к воспитателям группы; помогать ребёнку и родителям осваивать новое пространство; помогать родителям осваивать осуществление всех основных режимных моментов — приёма пищи, сна, посещения туалета, прогулки (одевание и раздевание), игры в дошкольной организации с целью синхронизации организации жизни ребёнка в семье и в детском саду; обеспечивать установление контактов со сверстниками; обеспечивать снижение общей тревожности родителей; реализовывать заочное знакомство с группой в семье по фотографиям и в иной форме; создавать и реализовывать традицию приёма нового ребёнка при его первом приходе; обеспечивать поддержку инициатив ребёнка и оказывать ему необходимую помощь в режимных моментах по его инициативе; предоставлять детям возможность привыкать к детскому саду, постепенно увеличивая продолжительность пребывания; создавать условия для совместного пребывания малыша с родителями; составлять план приёма детей в группу; помогать родителям выбрать правильную линию поведения с ребёнком на период адаптации;

ü в части формирования здоровья детей, построения индивидуальных программ укрепления здоровья ребёнка: проводить регулярные профилактические медицинские осмотры детей и формировать рекомендации врачей-специалистов для сохранения и укрепления здоровья детей; организовывать индивидуальное консультирование родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей с привлечением специалистов детской поликлиники, медицинских работников и педагогов дошкольной организации; формировать индивидуальные информационные листки для родителей с рекомендациями по вопросам физического развития детей; синхронизировать режим дня в дошкольной организации и в семье ребёнка, согласовывать режим питания, с тем чтобы сохранить здоровье ребёнка; привлекать родителей к участию в спортивных праздниках, днях здоровья, побуждая их поддерживать двигательную активность детей;

ü в части установления контакта с родителями и согласования целей и ценностей образовательной деятельности: рассказывать об образовательной организации и программе её деятельности (руководитель дошкольной образовательной организации); использовать наглядную информацию на стенах организации; создавать печатную информацию об образовательной организации, выдаваемую на руки родителям; проводить анкетирование родителей с целью определения их потребностей в повышении педагогической компетенции;

ü в части обеспечения постоянной содержательной информации о жизни детей в группе: создавать информационные стенды (информационные папки), обеспечивая сменяемость материалов на них.

При отборе содержания стендов учитывать родительские интересы; проводить выставки детских работ; рассказывать родителям о жизни детей в группе и отвечать на вопросы в рамках временного регламента и равноправия; создавать фотоальбомы, посвящённые детским праздникам, ежедневной работе с детьми, организации прогулок, иных интересных мероприятий (конкурсов, викторин, встреч детей с интересными людьми, экскурсий и т. д.);

ü в части предоставления родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте: проводить родительский лекторий.

Примерные темы лекций, которые проводятся, как правило, в сентябре — октябре: «Адаптация ребёнка и семьи к детскому саду», «Кризис 3 лет; организовывать семинары-практикумы, ориентированные не только на сообщение родителям определённой информации, но и на формирование у них определённых навыков (общения с детьми, организации совместной с ребёнком продуктивной деятельности, организации двигательной активности детей и т. д.), на обмен опытом. Примерные темы для семинаров-практикумов: «Как вырастить помощника», «Праздник в семье», «Как развивать речь ребёнка», «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Ребенок и мир природы», «Ребенок и безопасность», «Развитие эмоций: почему это важно для ребёнка», «Чем заниматься с ребёнком летом»; проводить дискуссионные клубы, на которых родители могут задать интересующие их вопросы, высказать своё мнение. Примерные темы для проведения дискуссионных клубов: «Можно» и «нельзя» дома и в детском саду», «Какую музыку мы слушаем с ребёнком», «Телевизор, кино, компьютер», организовывать круглые столы с обязательным участием специалистов детского сада, а также приглашённых консультантов (психологов, врачей-педиатров, учителей-логопедов). Примерные темы круглых столов: «Сказка в жизни ребёнка», «Игрушка в жизни ребёнка», «Мальчики и девочки», «Агрессивный ребёнок: мифы и реальность»; организовывать ролевые игры, направленные на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях. Примеры разыгрываемых ситуаций: «Мы в магазине игрушек. Как избежать детских капризов», «Как успокоить гиперактивного ребёнка», «Как помочь ребёнку преодолеть детские страхи», «Как наше слово делом отзовётся: что и как мы говорим в присутствии ребёнка», «Как правильно наказать шалуна», «Наказание и поощрение», «Как создать для ребёнка ситуацию успеха и почему она важна для него»; в части создания ситуаций приятного совместного досуга с участием семей детей обеспечивать условия для привлечения родителей к организации детских праздников, досуга, театральных спектаклей, заседаний «Клубов выходного дня» в качестве не только зрителей или спонсоров, но и активных участников, инициаторов. Поводы для организации совместного досуга: дни рождения детей, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, сезонные праздники на основе фольклора, профессиональные праздники.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
ü Детский сад и семья: современные формы взаимодействия. Т.П. Елисеева. Издательство «Лексис», 2004. ü Ясли – это серьезно. В.Г. Алямовская. Издательство «Линка-пресс», 1999. ü Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительские собрания и конференции, дискуссии. Н.М. Сертакова. Издательство «Учитель», 2014. ü Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС. Н.Ю. Крылова, Н.М. Сертакова. Издательство «Учитель», 2014. ü Взаимодействие с родителями в детском саду. Г.А. Прохорова. Издательство «Айрис-пресс», 2009. ü Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Н.В. Микляева. Издательство «Айрис-пресс», 2006. ü Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. С.В. Глебова. Издательство «ИП Лакоценина», 2007. ü Взаимодействие ДОУ и семьи. О. Бочкарева. Издательство «Корифей», 2007. ü Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. С.В. Чиркова. Издательство «ВАКО», 2014.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

В организационном разделе Программы представлены:

ü организация жизнедеятельности детей (режим дня, режим двигательной активности, планирование образовательной деятельности);

ü традиционные события, праздники, мероприятия;

ü особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

ü материально-технические условия (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания) реализации Программы.

Читайте также:  Правила для ребенка - психология

Источник: https://lektsia.com/7x95f9.html

Способы и направления поддержки детской инициативы на примере воспитанников второй младшей группы

WAYS AND DIRECTIONS OF SUPPORT OF CHILDREN'S INITIATIVES ON THE EXAMPLE OF PUPILS OF THE SECOND YOUNGER GROUP

Ivan Morozov

the Methodist of kindergarten “Constellation”,

Russia, Samara region, Volzhsky district, an urban-type settlement of Petra Dubrava

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению проблемы инициативы в дошкольном образовании. Проведен анализ содержания понятия «инициатива», установлено содержательное наполнение и выделены её сферы проявления.

Особое внимание уделено способам поддержки детской инициативы в разрезе средств, приемов и технологий.

Установлена зависимость способов и направлений поддержки от видов деятельности дошкольников на примере воспитанников второй младшей группы.

ABSTRACT

The article is devoted to the problems of initiative in preschool education. The analysis of the notion of “initiative”, established the content and highlighted its sphere of manifestation.

Special attention is given to ways to support children's initiatives in terms of tools, techniques, and technologies.

The dependence of the methods and areas of support of activities of preschoolers in the example of pupils of the second younger group.

Ключевые слова: детская инициатива, сферы инициативы, направления поддержки, способы, приемы, технологии.

Keywords: children's initiative, the scope of the initiative, direction, support, methods, techniques, technology.

Основным целевым ориентиром, вне зависимости от исторического периода или нормативных установок государства, остается процесс развития ребенка в различных сферах деятельности. Одним из важных факторов, влияющих на этот процесс остается инициатива ребенка. Значение слова «инициатива», по словарю Ушакова, раскрывается следующим образом: «инициатива, ы, ж. [от латин.

initium – начало] (книжн.). 1. Почин, побуждение к началу какого-нибудь дела. По собственной инициативе. Это была его инициатива. 2. Руководящая роль в каких-нибудь действиях. Противник захватил инициативу в свои руки. 3. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. Обладать инициативой. Человек без всякой инициативы» [5].

В независимости от аспекта рассмотрения термина «инициатива» прослеживается четкая связь с деятельностью. Эту же тенденции выделяют Т. Алиева и Г. Урадовских: «Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора» [1, с.

 113], делая акцент на самостоятельности и свободе выбора. Это вполне оправдано, если учитывать, что побуждение к деятельности есть мотив, а он для каждого индивидуален, то и набор средств его удовлетворения специфичен.

Принимая во внимание, что деятельность, организованная ребенком самостоятельно или с помощью взрослого разноаспектна (трудовая, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская и т. д.), то ей будут соответствовать различные сферы инициативы.

Существуют четыре основные сферы инициативы:

  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения) [4, с. 85].

Обращаем ваше внимание на то, что некоторые специалисты в области дошкольного образования, как например Т.Н. Доронова, выделяют детскую инициативу и как один из критериев оценки достижения ребенком планируемых результатов.

Авторским коллективом, под ее руководством, к каждой сфере разработаны уровни проявления инициативы, при этом к четырем выше описанным они добавляют двигательную инициативу, что вполне оправдано, в контексте содержания планируемых результатов, которые ребенку предстоит освоить за период дошкольного возраста.

Определив содержание и сферы детской инициативы уместно перейти к рассмотрению направлений и способов ее поддержки. Опыт проведения проектировочных семинаров по детской инициативе для собственных сотрудников и коллег показывает, что педагоги чаще озвучивают именно действия, т. е.

как они это будут делать, а не направления и способы. Такая тенденция связана с наличием подобных ситуаций в собственной практической деятельности и конкретными примерами их действий.

Однако, необходимо помнить, что в виду различных индивидуальных особенностей детей одно и тоже воздействие может привести к различным результатам.

В силу значимости этого фактора более ценным для нас представляется вооружить педагога именно знанием направлений и способов поддержки детской инициативы (т. е. дать удочку, а не рыбу) и средств их реализации. Другими словами, направление – это куда двигаться, а способ – каким образом.

Рассмотрев основные виды деятельности дошкольника, нами выделены следующие направления и способы поддержки детской инициативы:

  • выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
  • приобщение к … (труду, социальным, нравственным нормам и т. д.);
  • похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
  • положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
  • поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого (не схожего с предложенным образцом результата, задумки) подхода ребенка и т. д.);
  • проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
  • косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
  • создание ситуаций (общения, игровых, успеха, проблемных и т. д.);
  • личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
  • отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
  • предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
  • неоднократное повторение действия через различные виды деятельности (возможность овладения детьми с разными ведущими видами деятельности);
  • создание предметно-пространственной среды (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для экспериментирования и других видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
  • обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).

Хочется акцентировать внимание на том, что поддержка направлений и способов детской инициативы может реализовываться как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. При этом не менее актуальным остается вопрос: как это реализовать? Здесь возникает путаница со средствами реализации.

И если со средствами все однозначно и понятно, то вот приемы, методы и технологии ставят некоторых педагогов в затруднительную ситуацию. Проблема нами видится в том, что с одной стороны отсутствует единая терминологическая (понятийная) платформа, а с другой – пробелы в освоение дидактики.

Так, например, метод проектов, широко вошедший в практику дошкольного образования в одних источниках так и остается методом, в других – это технология, а в-третьих – это механизм реализации технологии личностно-ориентированного обучения.

Не будем вдаваться в детали, ибо это предмет отдельного разговора, далеко выходящий за пределы рассматриваемой нами проблемы, но позволим напомнить разницу между средствами, приемами и технологиями.

Наиболее общее и в заданном нами смысловом ключе соотносится понятие педагогической технологии данное Б.Т.

 Лихачевым: «педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [3, с. 135].

Из данного определения следует, что педагогическая технология более широкое понятие, которое включает в свою структуру и приемы и средства.

В педагогическом энциклопедическом словаре относительно сути приема отражается: «В педагогической литературе прием обучения часто трактуется как часть метода обучения, отдельный акт, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков приема обучения» [2, с. 215–216].

Таким образом, прием обучения определяется особенностью метода или обучающей системы, в которую он входит.

Средства, как правило, определяются педагогами безошибочно и чаще всего к ним, относят: учебно-лабораторное оборудование; учебно-производственное оборудование; дидактическая техника; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и автоматизированные системы обучения; компьютерные классы; организационно-педагогические средства (учебные планы, карточки-задания, учебные пособия и т. п.).

Выстраивая общую взаимосвязь от частного к общему получаем, что сначала средства, затем приемы и на верхнем уровне – технологии.

Рассмотрим в качестве примера элемент творческой инициативы для ребенка возраста 2–3 лет – создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.

Данная инициатива будет находить реализацию преимущественно в самостоятельной деятельности детей.

Рассмотрим общий подход к подбору приемов, средств и технологий для поддержки выбранного компонента творческой инициативы (табл. 1).

Таблица 1.

Способы поддержки детской инициативы

Способ поддержкиСредствоПриемТехнология
Создание условий для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенкаПредметно-пространственная средаПостановка ситуации успехаПланирование действий воспитанника для реализации его собственных планов и замысловТехнология создания ситуации успехаТехнология проектирования образовательного процесса

Необходимо отметить, что средства, приемы и технологии будут зависеть от конкретного вида деятельности ребенка, его возраста и условий, которыми располагает образовательная организация.

Посмотрим, как изменится содержание таблицы относительно того же способа поддержки детской инициативы, но относительно конкретного продуктивного вида деятельности, например, конструирования (табл. 2).

Таблица 2.

Способы поддержки детской инициативы в продуктивной деятельности

Способ поддержкиСредствоПриемТехнология
Создание условий для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенкаМатериалы для конструированияНатурные объекты или их изображенияСхемы, таблицыПостановка ситуации успехаПланирование действий воспитанника для реализации его собственных планов и замысловДемонстрация принципов работы с материаломПоказ натурных объектов конструирования или их изображенийТехнология создания ситуации успехаТехнология проектирования образовательного процесса

Из приведенной таблицы видно, что трансформации подверглись средства и приемы при неизменности технологий, обеспечивающих поддержку детской инициативы.

С одной стороны, это ещё раз подчеркивает верность структурной зависимости этих элементов, а с другой – универсальность технологий вне зависимости от вида деятельности.

Подобные таблицы разработаны нами для каждого возраста и вида деятельности, что обеспечивает поддержку детской инициативы в любой из образовательных областей.

Список литературы:

  1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 113–119.
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – М, 2001. – 607 с.
  4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: Миры детства: конструирование возможностей /Т.Н. Доронова [и др.]; науч. рук. А.Г. Асмолов, Т.Н. Доронова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206 с.
  5. Толковый словарь Ушакова онлайн – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=21205 (Дата обращения: 15.07.16).

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/lxvii/58722

Эффективные формы работы для поддержки детской инициативы

Ø Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

Ø Проектная деятельность.

Ø Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование.

Ø Наблюдение и элементарный бытовой труд в центрах экспериментирования и природы.

Ø Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

Ø Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

В раннем возрасте от 1,5 до 3 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Для поддержки детской инициативы в данном возрасте взрослым необходимо:

Ø предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

Читайте также:  Директор - психология

Ø отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

Ø не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;

Ø формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;

Ø приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

Ø знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;

Ø побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и вынимание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

Ø поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

Ø устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, чётко исполнять их и следить за их выполнением всеми детьми;

Ø взрослым эмоционально положительно настраиваться на день работы;переживать его как дар; радоваться совместности проживания этого дня с детьми. Избегать ситуаций спешки, поторапливания детей;

Ø для поддержки инициативы в продуктивной творческой деятельности по указанию ребёнка создавать для него изображения или лепку, другие изделия; содержать в открытом доступе изобразительные материалы; поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.

Младшие дошкольники — это в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.

Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).

Приоритетной сферой проявления детской инициативы ребенка 3-4 лет является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы в данном возрасте взрослым необходимо:

Ø создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

Ø рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях;

Ø отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

Ø всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

Ø помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

Ø способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

Ø в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

Ø не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

Ø учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

Ø уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

Ø создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

Ø всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать.

Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.).

В своих познавательных интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.

Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы.

Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому.

В средней группе активно развивается детская самостоятельность. Постепенно совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко меняются под влиянием внешних обстоятельств.

Поэтому воспитателю необходимо развивать целенаправленность действий, помогать детям устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, учить находить и исправлять ошибки. Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, модели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату.

Это может быть последовательность процесса создания постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы ребенка 4-5 лет является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы в данном возрасте взрослым необходимо:

Ø способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

Ø обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;

Ø создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе «дом», укрытие для сюжетных игр;

Ø при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;

Ø не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;

Ø обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);

Ø привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;

Ø побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

Ø привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;

Ø читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Опираясь на характерную для старших дошкольниковпотребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.

Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если..?», «Как это изменить, чтобы..?», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками.

Периодически в «сундучке сюрпризов» появляются новые, незнакомые детям объекты, пробуждающие их любознательность. Это могут быть «посылки из космоса», таинственные письма с увлекательными заданиями, схемами, ребусами, детали технических устройств, зашифрованные записи и пр.

Разгадывая загадки, заключенные в новых объектах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания

Приоритетной сферой проявления детской инициативы ребенка 5-6 лет является внеситуативно–личностное общение с взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы в данном возрасте взрослым необходимо:

Ø создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

Ø уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

Ø поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

Ø создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

Ø при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

Ø привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;

Ø создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы ребенка 6-7 лет является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы в данном возрасте взрослым необходимо:

Ø вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

Ø спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;

Ø создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

Ø обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

Ø поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

Ø создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;

Ø при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;

Ø проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;

Ø презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

Сферы инициативы

Ø творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

Ø инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

Ø коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

Ø познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные и причинно- следственные отношения).

Источник: https://cyberpedia.su/7xcd35.html

Ссылка на основную публикацию