Оперативная этика — психология

Профессиональная этика психолога

Толкование

профессиональная этика психолога

психолог: этика профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения — как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

В первую очередь это — универсальные этические принципы и нормы, значимые для всех категорий ученых:

1) научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных;

2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;

3) отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных;

4) отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами, и пр. Сверх того:

5) ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы;

6) ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений;

7) ему следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования.

Когда во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых сведений требуется скрыть от испытуемого научные цели, о них следует сообщить по завершении эксперимента.

Если исследование предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому нужно предоставить безоговорочную возможность отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения.

Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права снять с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • профессиональная этика в психодиагностике
  • измерения в психологии

См. также в других словарях:

· Профессиональная этика психолога ПОО — Деятельность психолога базируется на принципах законности, гуманизма, соблюдения прав человека, уважения к его личности, профессионализма и ответственности за результаты своей работы, а также профессиональной независимости и разумной… … Энциклопедия современной юридической психологии

· этика психолога профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью (см.… … Большая психологическая энциклопедия

· профессиональная этика в психодиагностике — (психодиагностика: этика профессиональная) Практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе… … Большая психологическая энциклопедия

· Профессиональная этика (professional ethics) — Этика представляет собой совокупность норм, к рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг ций, участников исслед., профессиональных групп и об ва в целом.… … Психологическая энциклопедия

· этика психолога профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношении с коллегами , научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

· психолог: этика профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. В… … Большая психологическая энциклопедия

· психодиагностика: этика профессиональная — практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или судебно психологический… … Большая психологическая энциклопедия

· Конфиденциальные сообщения, защищенные свидетельской привилегией (privileged communications) — Решающим фактором для готовности клиента раскрывать личную информ. яв ся частный характер, приватность общения с психологом. Поэтому недостаточная защищенность клиента в коммуникации может помешать извлечь максимальную пользу из общения с… … Психологическая энциклопедия

· Удостоверение квалификации (credentialing) — Психология яв-ся строго контролируемой профессией. Во всех районах в Северной Америке процедуры лицензирования, аттестации и упорядочения деятельности психологов определяются законодательно. Законы об аттестации оговаривают правила использования… … Психологическая энциклопедия

· Компетентность в психологии (competency in psychology) — В условиях потребительского об-ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Профессиональная этика, О. В. Одинцова. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация «бакалавр»). В книге раскрыта сущность… Подробнее Купить за 603 руб
  • Профессиональная этика, Ольга Одинцова. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация»бакалавр»).В книге раскрыта сущность… Подробнее Купить за 540 руб
  • Профессиональная этика, Одинцова О.В.. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 – Психология (квалификация «бакалавр»). В книге раскрыта сущность… Подробнее Купить за 482 руб

Другие книги по запросу «профессиональная этика психолога» >>

17.3. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГА

Этика — это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога — это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения.

Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности.

При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей — психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами.

Для квалифицированного психолога ответ клиенту: «Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту», — не является показателем его профессиональной некомпетентности.

Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы.

Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу.

Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии.

Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов.

Поэтому главный этический принцип психолога — «не навреди». Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека.

Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики,

приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика.

Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц.

Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому.

Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными.

Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

Читайте также:  Плач - психология

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов — позиция покровительства и опеки.

При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое «правильно» и что такое «неправильно». Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие.

Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность.

Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения.

Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию.

Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся.

Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться «за бортом» при осуществлении психологом своей деятельности.

Еще более важно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/29219.html

Психология и этика: существуют ли точки соприкосновения

М.А. Еремина

Барнаул, АлтГПА

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА: СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

 В современном обществе сформировалось несколько точек зрения на проблематику взаимосвязи этики и психологии.   Психология  и этика  были неразделимы на протяжении длительного периода развития психологии в недрах философских систем вплоть до ее выделения в самостоятельную науку в конце XIX века.

Автор первой целостной системы психологических знаний – Аристотель, в контексте решения  этической проблемы ответственности человека за свои поступки трактовал психологическую природу воли как «действия по разумному стремлению» [5, с. 85].  В статье «Проблема культурного развития ребенка»  Л.С.

Выготский указывает, «культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции;  культурное развитие заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития». [2, с. 7]

Иными словами всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов.

Этика как  раздел философской концепции мира требовала  онтологических, гносеологических,  и психологических обоснований. В связи с этим психологические представления о мотивах поведения, его волевой регуляции, страстях и аффектах  разрабатывались именно в рамках этических учений.

Тем самым этика служила не столько обоснованием  психологических концепций, сколько определялась их содержанием, выражающим необходимый «срез» с бытия человека в мире. Психология же, с этой точки зрения, выступала одним из источников, или «инструментом» решения этических проблем.

Дискуссия точек зрения на положение наук психологии и этики, их соотношение, научных исследований в этих областях весьма насыщена, например, В. М.

Розин, сравнивая психологию (психотерапию) и религию, отмечает, что главное отличие в том, что, если священник «принимает человека, но не его грех», то психолог «принимает человека, каков он есть», а «сила психологии и психотерапии — в полной безоценочности, в отсутствии любыхабсолютов, кроме абсолютной ценности любого переживания».[3, с. 14] Н. Л. Мусхелишливи, Ю. А.

Шрейдер, приверженцы мнения отсутствия связи этих наук, обосновывают свой взгляд, когда в поле зрения  психологии попадают этические проблемы, то они редуцируются к психологическим ситуациям и этим как бы снимаются. Эта редукция особенно четко прослеживается в психоанализе, но она потенциально присутствует в любых попытках объяснения морали путем перевода этического на язык психологии.

В этом смысле психология внеэтична, а этика — антипсихологична. [1, с. 20]В. Франкл отмечал, что «принимая человека таким, каков он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать». Иными словами, без ориентации на нравственные идеалы опять не получается. [3, с. 15]Г.

Мюнстенберг в  работе «Психология и учитель»   считает, «ни педагогика, ни психология сами не могут обнаружить своих целей и должны поэтому искать их в философии, прежде всего, в этике. Психология и педагогика лишь предлагают свои специфические средства для достижения нравственных целей» [4, с. 26]

И психология и этика решает проблемы внутреннего мира следовательно человек должен стать морально-ответственной личностью — не только выступать в роли субъекта морали, но и стать таким субъектом. Этика выдвигает требования  человеку, не обучая.

Способность совершать моральный выбор, поступать морально в ситуации морального выбора предполагает наличие у субъекта свободной воли. Психология чаще всего исследует детерминацию человеческих решений.

Психология не обязана объяснять феномен морального поведения, но она может исследовать со своей точки зрения этот феномен, выделяя в нем психологические компоненты.

Этика дает свои рекомендации, не считаясь с психологией, но для психологии вполне уместно исследовать субъекта перед лицом этих рекомендаций.

Психология не этична именно потому, что она обязана исходить из того, что субъекту свойственно нарушать этические рекомендации или, по меньшей мере, желать, этого. Поскольку  данная тема еще явно недостаточно проработана,  то само обращение к этим проблемам уже  является первым шагом к их осмыслению и разрешению.

В ситуации перестройки всех сфер современной жизни неуклонно возрастают требования к членам общества, их моральному облику.

Сензитивным периодом для формирования нравственной ответственности личности выступает подростковый возраст, так как здесь закладываются основы для мировоззренческих и нравственных позиций.

Но при этом, для подростка характерна нравственная неустойчивость, что в совокупности с неоднозначными требованиями общества к нравственному поведению проявляется в непоследовательности подростка, и его деятельность определяется собственными мгновенными желаниями, а не общепринятыми нормами.

Формирование нравственной ответственности представляет собой целенаправленный и специально организованный процесс, направленный на развитие эмоционально-волевых качеств личности, определяющих отношение к общепринятым нормам и правилам поведения.

Рассматривая психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в рамках структурно-функционального подхода, можно выделить следующие структурные компоненты нравственной ответственности личности — это когнитивно-смысловой (или ценностно-ориентационный, т.е.

система усвоенных личностью знаний о сущности нравственно-ответственного поведения); мотивационно-потребностный (т.е. иерархия мотивов нравственно-ответственного поведения); эмоционально-деятельностный (собственно нравственное поведение и его рефлексия).

На основе нравственных убеждений, овладением необходимыми средствами,  сознательное регулирование поведения на основе лично значимых норм, принципов, правил является показателем психического развития, взросления подростков. По мере приобретения опыта регуляции поведения, систематичности формируется подлинная нравственность.

Рассматривая версию об отсутствии связи психологии и этики, возникает вопрос о психологе, как о личности, так и о профессионале, должен ли психолог иметь глубокие нравственные знания?

В России в последнее десятилетие принят ряд этических кодексов — Российского психологического общества (РПО), а также психологических сообществ в регионах страны. Согласно Этическому кодексу РПО,этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях.

Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога.

Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу, что неразделимо с его глубокими знаниями этики.

Недостаточная разработанность данной темы позволяет обозначить  собственную позицию. Самоопределяющаяся личность («духовное Я») рефлексируя и обращаясь к внутреннему миру, основанного на этических понятиях, осознавая их, по меньшей мерепозволит человеку сохранить себя как личность в самых сложных жизненных ситуациях.

Читайте также:  Бесполезность диалектики - психология

Остается дискуссионнымвопрос существует ли связь психологии и этики?

Библиографический список

1.     Братусь, Б.С. Психология и этика / Б.С. Братусь. – М., 2008. – 55 с.

2.     Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С.  Выготский // Вестник Московского университете. – 1991. — № 4. – С. 5-18.

3.      Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 488 с.

4.      Мюнстенберг,  Г. Психология и учитель / Г. Мюнстенберг. — М.,  1997. — 320 с.

5.      Умрихин, В. В. Психология неотторжима от этики / В.В. Умрихин / Психология и этика: опыт построения дискуссии. — Самара: БАХРАХ, 1999. — С. 84—86

Источник: https://infourok.ru/psihologiya_i_etika_suschestvuyut_li_tochki_soprikosnoveniya-395429.htm

Текст 4. Этика и психология

  Этика и психология (греч. ethika и psyche — душа) — науки, тесно соприкасающиеся между собой в изучении человеческого поведения и побуждении, но исследующие их с различных точек зрения. Вплоть до XVIII в. в философии не существовало четких границ между этикой и психологией.

В этике господствовал натурализм и психологизм в истолковании природы нравственных мотивов как некоторых «естественных» стремлений и чувств человека.

Это представление нашло наиболее законченное выражение в нравственного чувства теориях, где понятия и принципы морали выводились из неких изначальных чувств и переживаний (одобрения и осуждения, удовлетворенности и недовольства собой). Первым в истории этики, натурализм и психологизм в трактовке морали подверг критике Кант.

Он указал, что относиться с одобрением к хорошему и с осуждением к плохому, испытывать внутреннюю удовлетворенность своими добрыми поступками и угрызения совести от аморальных действий человек может только в том случае, если он уже является моральной личностью.

Поэтому надо, сначала определить, что такое моральное сознание, а потом уже говорить о том, в каких именно переживаниях оно выражается.

В противоположность психологии, которая занимается психической природой человека (каков он есть в действительности) и выясняет фактические субъективные причины и механизмы его действий, Кант определял этику как науку о должном поведении человека о том, каковы должны быть его мотивы, если даже на самом деле он им не следует.

Кант не смог выяснить социальную природу морали, а потому и истолковал моральное, сознание как априорное в противоположность психике, которая эмпирически обусловлена.

Психология изучает законы человеческой психики как общие или специфические свойства личности, социальных групп, человека вообще, процессы, протекающие в сознании человека и составляющие внутренние, субъективные причины его действий.

Этика рассматривает поведение и духовный мир человека лишь постольку, поскольку они определяются социально-историческими законами нравственности, отвечают или не отвечают моральный требованиям (Сознание моральное. Логика морального языка) и обладают нравственным значением (Ценности).

Отсюда вытекают и различные аспекты в трактовке некоторых понятий в этике и психологии.

Так, психология рассматривает свойства характера человека с точки зрения их обусловленности определенными психическими механизмами в мозгу человека (стереотипами, привычками, склонностями, потребностями, чувствами), которые могут быть отчасти прирожденными, а отчасти благоприобретенными, воспитанными в известных социальных условиях и которые внешне выражаются в соответствующих действиях, типичных для данного лица. Этика рассматривает моральные качества безотносительно к психическим механизмам, как общие характеристики поведения множества самых различных людей и в зависимости от того, соответствуют, или не соответствуют они нравственным требованиям, дает им положительную или отрицательную оценку. Например, сила воли изучается психологией с точки зрения психических механизмов, управляющих поведением человека, а в этике рассматривается как положительное нравственное качество, отвечающее известным требованиям морали, отразившим определенные общественные потребности. Таким образом, и психические свойства, и моральные качества причинно обусловлены, но проявляют в себе различные виды причинности. При всем различии этики и психологии эти науки взаимосвязаны. Этика разъясняет нравственное значение тех или иных изучаемых психологами действий, мотивов, характеров, а психология раскрывает психическую природу и условия формирования этих нравственных явлений.

  (Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. — М.: Политиздат, 1975. — . 373-376).

Вопросы к тексту

  1. Каково соотношение этики и психологии в структуре гуманитарного знания?  2. Обозначьте основные исторические эпохи соотношения этики и психологии.  3. Что такое «теория нравственного чувства»?  4. Какова сущность критики И.Кантом натурализма в этике?

  5. В чем принципиальная разница понимания причинности и качеств человека в этике и психологии?

Добавить свое объявление
Загрузка…

Источник: http://textb.net/24/38.html

Принципы профессиональной этики психолога

Автор Татьяна в 24/10/2015. Опубликовано Карьера в области психологии

Психологи оперируют огромным объемом научных и профессиональных знаний о человеческом поведении и самовосприятии, и используют эти знания для улучшения состояния как отдельных людей, так и общества в целом.

Психологи признают и защищают гражданские и общечеловеческие права, центральное место среди них занимает свобода научных изысканий и самовыражения в исследовательской, образовательной и публицистической деятельности. Они желают помогать людям формировать обоснованное мнение и принимать взвешенные решения.

С этой целью они исполняют большое количество разнообразных ролей — роли исследователя, преподавателя, врача, психотерапевта, консультанта, социального работника или даже судебного эксперта.

Профессиональная этика психолога представляет собой совокупность принципов и стандартов, на которых психологи строят свою профессиональную и научную деятельность.

Наиболее общие стандарты, охватывающие большую часть сложных ситуаций, с которыми может столкнуться в своей работе психолог, содержатся в так называемом кодексе этики.

Цель его заключается в обеспечении защиты отдельных индивидов и групп, с которыми работают психологи, а также донесении до широкой публики этических принципов.

Разработка гибкого свода этических принципов для работы психолога требует определённой самоотверженности и стремления до конца жизни безукоризненно им следовать; необходимо поощрять поведение, соответствующее нормам этики, среди студентов, работников и сотрудников; необходимо своевременно и открыто решать любые проблемы, возникающие в этой сфере.

Основные принципы этики психолога

Предназначение данных принципов заключается в том, чтобы направлять и вдохновлять психолога на соответствие самым высоким профессиональным идеалам.
В отличие от стандартов, эти принципы не представляют собой обязательств и не должны служить основой для каких-либо санкций. Использование с данной целью принципов противоречит их смыслу и предназначению.

«Делай благо» и «не навреди»

Психолог стремится не только принести пользу тому, с кем работает, но и убедиться в том, что эта работа не приносит никакого вреда.

Любые действия в рамках этой профессии направлены на достижение благополучия и соблюдения прав тех, с кем психологу доводится взаимодействовать — будь то пациенты или животные, участвующие в исследованиях.

Если случается конфликт между обязанностями или принципами психолога, он старается разрешить его тем способом, который позволит сократить или минимизировать ущерб.

Поскольку научные и профессиональные суждения и действия психолога могут оказывать существенное влияние на жизни других людей, он старается оградить свою профессиональную деятельность от любых факторов (личных, финансовых, социальных, организационных или даже политических), которые способны вмешаться и портить это влияние. Психолог старается контролировать также воздействие собственного физического и душевного состояния на способность помогать тем, с кем он работает.

Лояльность и ответственность

Психолог устанавливает доверительные отношения с теми, с кем работает. Он осознает свою профессиональную ответственность перед обществом и конкретными группами населения, с которыми он работает.

Психолог придерживается профессиональных стандартов проведения, четко разграничивает свои роли, понимает ответственность за свое поведение и старается разрешить конфликты интересов, которые могут привести к ущербу.

Психолог консультируется и сотрудничает с другими профессионалами и организациями, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности тех, с кем работает. Он задумывается о соответствии поведения коллег в профессиональных и научных кругах нормам этики.

Часть своего личного времени психолог старается уделять работе на безвозмездной основе.

Честность

Психолог старается обеспечить точность, честность и прямоту своих взглядов и действий в научной, образовательной и практической деятельности. Он не позволяет себе обман, мошенничество, введение в заблуждение или преднамеренное искажение фактов.

Психолог старается сдерживать свои обещания и избегать неразумных или непрозрачных обязательств.

В ситуациях, когда, для того чтобы увеличить пользу или минимизировать вред, обман всё-таки оправдан с точки зрения этики, психолог обязан ещё раз взвесить его необходимость, возможные последствия и свои обязанности по исправлению этих последствий.

Справедливость

Психологи признают что искренность и справедливость должны характеризовать всех людей, имеющих доступ к психологическому знанию и получающих пользу от пользования им. Психолог выносит обоснованные решения и старается не допустить, чтобы его ошибки, ограниченность компетенции и опыта, приводила к несправедливым действиям.

Уважение прав и достоинства других

Психолог признает и уважает достоинство и значимость каждого человека, его право на частную жизнь, конфиденциальность и самоопределение. психолог осознает, что для защиты прав людей или групп людей, чья уязвимость может мешать их реализации, необходимо предпринимать дополнительные меры.

В своей работе психологи учитывают культурные, индивидуальные и ролевые различия между людьми, включая те, что основаны на возрастных, половых, расовых, религиозных, физических, языковых и социоэкономических факторах.

Психологи стараются исключить влияние предрассудков на рабочий процесс, и не участвуют в деятельности, заведомо обусловленной предубеждениями.

Источник: http://aboutyourself.ru/psycareer/principy-professionalnoj-etiki-psixologa.html

Психология и этика делового общения

Психология и этика делового общения выступает одной из частей комплекса психологических наук, поскольку она опирается на принципы и основные категории, разрабатываемые общей психологией.

Ее востребованность вызвана основной функцией современного руководителя: разрешение психологических проблем в коллективе в процессе общения, как с коллегами, так и с подчиненными, начальством. В настоящее время в вузах ввели учебную дисциплину «Психология и этика делового общения», которая носит прикладной характер.

Ее целью выступает способствование формирования соответствующих нравственных и психологических качеств как важных условий в повседневной деятельности, а также поведении человека.

Психология и этика делового общения учитывается между предприятиями, в отношении между социальной средой и предприятием, внутри одного предприятия — между подчиненными и руководителем, между людьми одного статуса. Отмечается своя специфика между сторонами разных видов делового общения.

Читайте также:  Удача и успех - психология

Их задача состоит в формулировании принципов делового общения, которые соответствуют всем видам делового общения, однако не противоречат нравственным общим принципам поведения людей.

Одновременно они выступают надежным инструментом в координации деятельности индивидов, участвующих в деловом общении.

Принцип этики делового общения заключается в императиве И.Канта: «поступай так, чтобы максимум твоей воли имел силу принципа всеобщего законодательства».

Относительно психологии и этики делового общения этот принцип формулируется следующим образом: деловое общение строится на максимуме воли индивида, которое должно быть совместимо с нравственными ценностями других индивидов, участвующих в общении, и включало координацию интересов всех участвующих сторон.

Поэтому психология и этика делового общения включает координацию, а по возможности также и гармонизацию интересов. Конечно, если оно происходит с использованием этических средств, а также во имя оправданных моральных целей.

Зачастую совсем непросто сделать правильный этический выбор, а также принять индивидуальное решение.

Свободу выбора предоставляют рыночные отношения, однако вместе с тем они же увеличивают варианты решений и рождают комплексы моральных дилемм, которые поджидают деловых людей повсеместно в процессе их общения и деятельности.

Проблематичность и трудность в выборе нравственной позиции относительно общения заключается в уяснении того, что в морали нет абсолютной истины, а также высшего судьи среди индивидов. Когда заходит речь об этических промахах других, то не следует превращать «моральных мух» в «моральных слонов».

А когда касается собственных промахов, то следует поступить наоборот. В морали необходимо хвалить других и предъявлять претензии только к себе. Ведь нравственное отношение окружающих к нам, напрямую зависит от нас самих.

Когда речь заходит об утверждении моральных норм то, прежде всего, основной императив поведения – «начни с себя».

Следует отметить, что главное правило в психологии и этики делового общения это — всегда относиться к людям так, как бы вы желали, чтобы к вам относились.

Отрицательная форма формулировки Конфуция — не делай другим того, чего не желаешь себе. Данное правило в психологии применительно и к деловому общению, однако относительно отдельных видов: (руководитель-подчиненный) — «сверху-вниз»; (подчиненный-руководитель) — «снизу-вверх», (сотрудник-сотрудник) — по горизонтали» нуждается в конкретизации.

Психология и этика делового общения «сверху-вниз» включает золотое правило этики, которое гласит: «относитесь к своему подчиненному так, как вы бы желали, чтобы к вам относился руководитель».

Успех и искусство делового общения определяются принципами и этическими нормами, которые применяет руководитель относительно своих подчиненных. К принципам и нормам относится приемлемое этическое (на службе) поведение.

Эти нормы относятся, прежде всего, к тому, на основе чего идут распоряжения в процессе управления, а также как выражается служебная дисциплина, которая определяет деловое общение.

Отсутствие соблюдения психологии и этики делового общения между подчиненными и руководителем приводит к дискомфорту в коллективе, а также нравственной незащищенности. Поскольку отношение руководителя к подчиненным напрямую влияет на характер делового общения и зачастую отвечает за нравственно — психологический климат в коллективе.

Психология и этика делового общения формирует нравственные эталоны, а также образцы поведения. Для того чтобы организацию сплотить и наделить моральными высокими нормами общения, важно приобщать коллектив к целям организации.

Индивид будет чувствовать себя психологически и нравственно комфортно, когда осуществится его идентификация с коллективом. Одновременно с тем, каждый человек желает остаться индивидуальностью, хочет чтобы его уважали таким, каким он является.

При возникновении трудностей и проблем, которые связанны с безответственностью, руководителю следует выяснить их причины.

Если проблема в невежестве, то бесконечно попрекать подчиненного слабостями и недостатками не стоит. Лучше подумайте, как помочь ему их преодолеть, опираясь на его сильные стороны. При не выполнении сотрудником вашего распоряжения, необходимо ему дать понять, что вы это знаете, иначе он решит, что вас провел.

Если руководитель не делает подчиненному соответствующего замечания — значит не выполняет прямых обязанностей и поэтому поступает неэтично. Важно сделать замечание сотруднику по всем этическим нормам. С этой целью собирается вся информация по конкретному случаю и выбирается правильная форма общения.

Сначала предоставьте возможность сотруднику объяснить причину не сделанного задания, возможно, он назовет неизвестные для вас факты. Все ваши замечания делайте один на один – очень важно уважать достоинства, а также чувства подчиненного. Критикуйте поступки и действия, а не личность человека.

Когда это уместно, применяйте следующий прием: прячьте критику между комплиментами. Заканчивайте всегда разговор на дружеской ноте и найдите время, чтобы показать человеку, что вы не держите на него зла. Не советуйте подчиненным в личных делах. В случае если совет не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

Относитесь к подчиненным, как ко всем равноправным членам коллектива, не обрастая любимчиками. Не давайте возможность подчиненным заметить, что вы не владеете ситуацией. Это очень важно для сохранения уважения. Придерживайтесь принципа распределительной справедливости: за заслуги даем вознаграждение.

Поощряйте коллектив, даже если успех достигнут самим руководителем. Укрепляйте в подчиненном чувство собственного достоинства. Отлично выполненная работа заслуживает как материального, так и морального поощрения. Хвалите своих сотрудников. Те привилегии, которыми вы пользуетесь, должны распространяться также и на всех членов коллектива.

Подчиненным доверяйте, признавая собственные ошибки, ведь члены коллектива все равно узнают о них. Утаивание ошибок — это проявление непорядочности и слабости. Защищайте своих сотрудников и будьте им преданными, а они в свою очередь ответят в будущем тем же.

Выбирая правильную форму распоряжения, учитывайте такие факторы:

  • ситуацию, а также наличие времени для нюансов;
  • личность подчиненного: добросовестный, квалифицированный работник или такой, которого нужно подталкивать.

Формами распоряжения могут выступить: просьба, приказ, «доброволец», вопрос.

Приказ зачастую используют в чрезвычайной ситуации и относительно недобросовестных сотрудников.

Просьба используется в рядовой ситуации и если отношение «руководитель – подчиненные» основано на доброжелательности и доверии.

Вопрос применяется, если есть необходимость обсудить, а также подтолкнуть сотрудника к лучшему выполнению работы или для того, чтобы он взял инициативу на себя.

«Доброволец» подходит для ситуации, когда нет желающих сделать работу, но она обязательно должна быть выполнена. Зачастую доброволец надеется, что его инициативу оценят соответствующим образом.

Психология и этика делового общения «снизу-вверх» включает следующее этическое правило: ваше отношение к своему руководителю должно быть таким, как бы вы хотели чтобы к вам относились ваши подчиненные.

Очень важно знать, как необходимо обращаться, а также относиться к своему руководителю. Используя этические нормы, можно на свою сторону привлечь руководителя или сделать его своим союзником, а можно настроить и против себя, сделав при этом своим недоброжелателем.

Вот некоторые этические нормы, а также принципы, которые используют в общении с руководителем. Старайтесь помогать руководителю создавать в коллективе доброжелательную атмосферу, упрочняйте справедливые отношения. Ваш руководитель в этом нуждается в самую первую очередь. Не навязывайте руководителю личную точку зрения, не командуйте им.

Высказывайте замечания и предложения только вежливо и тактично. Если в коллективе предвидится или уже что-то случилось, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей следует помочь в облегчении выхода из данной ситуации, предложив свое решение. Не говорите с начальником только в категорическом тоне, не говорите всегда «да» или «нет».

Поддакивающий подчиненный создает впечатление льстеца, а человек, говорящий нет является раздражителем. Будьте надежны и преданы, однако не будьте подхалимом. Имейте свои принципы, а также характер. Человек, не имеющий устойчивый характер и твердых принципов не вызывает доверие.

Не обращайтесь за советом, помощью, предложением «через голову» непосредственно к руководителю именно вашего руководителя. Исключением являются экстренные случаи.

Психология и этика делового общения «по горизонтали». Общий принцип общения гласит: относитесь к своему коллеге так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Принципы этики делового общения:

  • старайтесь достичь четкого разделения ответственности и прав при выполнении общей работы;
  • не требуйте к себе особых привилегий или особенного отношения со стороны другого сотрудника;
  • за свою работу отвечайте сами, а не сваливайте вину на сотрудников;
  • отбрасывайте сплетни в общении и предрассудки;
  • называйте по имени своих собеседников и старайтесь это почаще делать.

Будьте дружелюбны, улыбайтесь, используйте многообразие средств и приемов, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Не забывайте: что посеешь, то и пожнешь. Давайте те обещания, которые сможете выполнить. Не преувеличивайте деловые возможности и свою значимость. Не лезьте к сотрудникам в душу. Не спрашивайте на работе о личных делах. Старайтесь не себя слушать, а другого.

Не пытайтесь показаться умнее, лучше, интереснее, чем есть вы на самом деле. Все равно это выплывет наружу. Шлите импульсы ваших симпатий взглядом, словом, жестом и дайте собеседнику понять, что он интересует вас. Смотрите и улыбайтесь прямо в глаза. Рассматривайте сотрудников как личностей, которых необходимо уважать самих по себе, а не как средство в достижении личных целей.

Источник: http://psihomed.com/psihologiya-i-etika-delovogo-obshheniya/

Ссылка на основную публикацию