Обучение себя через чувство и поведение — психология

Как легко научиться контролировать себя и свои эмоции

Можно не сдерживать эмоций, злиться, кричать, хохотать, плакать навзрыд и громко возмущаться. Вы думаете, что такая искренность нравится кому-нибудь? Только вашим врагам приятно наблюдать за этим спектаклем. Учимся управлять эмоциями!

Зачем вообще нужно контролировать свои эмоции

Порой, поддавшись эмоциям или позволив себе пойти на поводу у ложных чувств, мы совершаем поступки, в которых впоследствии раскаиваемся. При этом мы оправдываемся, что утратили над собой контроль, поэтому эмоции взяли верх над разумом. То есть не мы управляли эмоциями, а они нами.

Так ли уж это плохо? Пожалуй, ничего хорошего в отсутствии самоконтроля нет. Люди, не умеющие держать себя в руках, сохранять самообладание и подчинять чувства своей воле, как правило, не добиваются успехов ни в личной жизни, ни в профессиональной сфере.

Они бездумно тратят деньги, не задумываясь о завтрашнем дне, и их расходы часто намного превышают доходы.

Несдержанные люди вспыхивают, как спичка, при любой ссоре, не в состоянии вовремя остановиться и пойти на компромисс, чем заслуживают репутацию конфликтного человека.

При этом они еще и разрушают свое здоровье: врачи утверждают, что многие болезни имеют прямую связь с такими негативными эмоциями, как злость, зависть и пр.

Их предпочитают избегать люди, для которых дороги собственные покой и нервы.

Люди, не привыкшие себя ограничивать, проводят слишком много свободного времени в пустых развлечениях и бесполезных разговорах. Если они дают обещания, то сами не уверены, смогут ли их выполнить. Неудивительно, что в какой бы сфере они ни работали, профессионалами своего дела они бывают редко. И причиной всему ―отсутствие самоконтроля.

Развитое чувство самоконтроля позволяет в любой ситуации сохранять холодную голову, трезвые мысли и понимание, что чувства могут оказаться ложными и привести в тупик.

Случаются и ситуации, когда скрыть свои эмоции нам необходимо в собственных интересах. «Иногда я лиса, иногда ― лев, ― говорил французский полководец Наполеон Бонапарт. ― Секрет … в том, чтобы понять, когда быть одним, когда ― другим!».

Люди, владеющие собой, заслуживают уважения и пользуются авторитетом. С другой стороны, многим они кажется черствыми, бессердечными, «бесчувственными чурбанами» и …непонятными.

Куда понятнее нам те, кто время от времени «пускается во все тяжкие», «срывается», теряет контроль над собой и совершает непредсказуемые поступки! Глядя на них, и мы кажемся себе не такими уж слабыми. Тем более, что стать сдержанным и волевым не так легко.

Вот мы себя и успокаиваем себя, что жизнь людей, которые руководствуются разумом, а не чувствами, безрадостна, а значит, несчастна.

О том, что это не так, свидетельствует эксперимент, проведенный психологами, в результате которого они пришли к заключению: люди, которые могут преодолеть себя и устоять от сиюминутного соблазна, более успешны и счастливы, чем те, кто не в состоянии справиться с эмоциями.

Эксперимент носит имя Мишеля Уолтера ― психолога из Стэндфордского университета. Еще он известен как «зефирный тест», потому что один из его главных «героев» – обычный зефир.

В эксперименте, проведенном в 60-х годах прошлого века, участвовали 653 ребенка 4-летнего возраста. Их поочередно заводили в комнату, где на столе в тарелке лежал один зефир.

Каждому ребенку говорили, что он может съесть его прямо сейчас, но если он подождет 15 минут, то получит еще один, и тогда сможет съесть оба. Мишель Уолтер оставлял ребенка на несколько минут одного, а затем возвращался. 70% детей съели один зефир до его возвращения и лишь 30 его дождались и получили второй.

Любопытно, что такое же процентное соотношение наблюдалось в ходе подобного эксперимента еще в двух странах, где он проводился.

Мишель Уолтер следил за судьбой своих подопечных и через 15 лет пришел к заключению, что те, кто в свое время не поддался искушению получить «все и сейчас», а смог себя контролировать, оказались более обучаемы и успешны в выбранных ими областях знаний и интересов. Таким образом, был сделан вывод, что способность к самоконтролю существенно повышает качество жизни человека.

Ицхак Пинтосевич, которого называют «тренером успеха», утверждает, что тот, кто не властен над собой и своими действиями, должен навсегда забыть об эффективности.

Как научиться управлять собой

1. Вспомним о «зефирном тесте»

30% 4-летних детей уже умели контролировать свои эмоции. Эта черта характера досталась им «от природы» или же это умение воспитали в них их родители.

Кто-то сказал: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». И действительно, мы хотим видеть своих детей сдержанными, а сами устраиваем перед их глазами истерики. Говорим им, что они должны воспитывать в себе силу воли, а сами проявляем слабохарактерность. Напоминаем, что они должны быть пунктуальными, и каждое утро опаздываем на работу.

Поэтому начинаем учиться контролировать себя с того, что внимательно анализируем свое поведение и выявляем «слабые места» — где именно мы позволяем себе «распуститься».

2. Составляющие контроля

Вышеупомянутый Ицхак Пинтосевич считает, что для того чтобы контроль был эффективным, он должен включать в себя 3 составляющих:

  1. Быть честным с самим собой и не питать иллюзий в отношении себя;
  2. Контролировать себя следует систематически, а не от случая к случаю;
  3. Контроль должен быть не только внутренний (когда мы контролируем себя сами), но и внешний. Например, мы пообещали решить задачу в такой-то срок. И, чтобы не оставить себе лазейку для отступления, объявляем об этом в кругу коллег. В случае если мы не уложимся в озвученное время, платим им штраф. Опасность лишиться приличной суммы послужит хорошим стимулом для того, чтобы не отвлекаться на посторонние дела.

3. Записываем на листе главные цели, стоящие перед нами, и кладем (или вешаем) его на видное место

Каждый день контролируем, насколько нам удалось продвинуться к их воплощению.

4. Наводим порядок в своих финансовых делах

Держим на контроле кредиты, вспоминаем, нет ли у нас долгов, которые срочно нужно погасить, сводим дебет с кредитом. Наше эмоциональное состояние довольно сильно зависит от состояния наших финансов. Поэтому чем меньше будет неразберихи и проблем в этой области, тем меньше мы будем иметь поводов для того, чтобы «выйти из себя».

5. Наблюдаем за своей реакцией на события, вызывающие в нас сильные эмоции, и анализируем, стоят ли они наших переживаний

Представляем себе худший вариант и понимаем, что он не столь страшен, как последствия нашего неадекватного и необдуманного поведения.

6. Делаем все наоборот

Мы рассердились на коллегу, и нас так и подмывает сказать ему «пару теплых слов». Вместо этого приветливо улыбаемся и говорим комплимент. Если нам стало обидно, что вместо нас на конференцию отправили другого сотрудника, не злимся, а порадуемся за него и пожелаем счастливого пути.

С самого утра нас обуяла лень, и настроение «на нуле» – включаем музыку, и беремся за какое-то дело. Одним словом, поступаем вопреки тому, что подсказывает нам эмоция.

7. Известная фраза гласит: мы не можем изменить обстоятельства, но можем изменить свое отношение к ним

Нас окружают разные люди, и не все они доброжелательны и справедливы к нам. Мы не можем расстраиваться и негодовать каждый раз, когда встречаемся с чужой завистью, злостью, грубостью. Необходимо смириться с тем, на что мы повлиять не в силах.

8. Лучший помощник в овладении наукой самоконтроля – медитация

Как физические упражнения развивают тело, так медитация тренирует ум. Посредством ежедневных медитативных сеансов можно научиться избегать негативных эмоций, не поддаваться страстям, мешающим трезвому взгляду на обстоятельства и способным разрушить жизнь. С помощью медитации человек погружается в состояние спокойствия и достигает гармонии с самим собой.

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Источник: https://BBF.ru/magazine/26/6942/

Как заставить окружающих реагировать так, как вам нужно?

Содержание:

Знание законов человеческого сознания позволяет не только предугадывать действия людей в определенных ситуациях, но и программировать их поступки. В нашей статье мы расскажем, насколько прогнозируема психология поведения человека, и как добиться от окружающих нужной реакции.

Приемы, помогающие получить от окружающих нужную реакцию

Не замечая того, мы действуем в большинстве случаев по заданной программе. Отвечаем криком на крик, заедаем волнение мучным и сладким, тушуемся, когда нас отчитывают за проступки. Однако психологи уверяют: нетипичное поведение в типичных ситуациях дает удивительные результаты. Вот некоторые приемы, которые позволяют управлять действиями других людей.

Как заставить говорить правду?

Чувствуете, что собеседник лжет или что-то недоговаривает? Не стоит его переспрашивать и пытаться подловить на неточностях. Просто посмотрите ему пристально в глаза, и в девяти случаях из десяти обманщик выложит все начистоту.

Что противопоставить крикунам и склочникам?

Многие из нас сталкивались со склочниками, пытающимися с пеной у рта доказать свою правоту и выплескивающими на окружающих массу негатива. Вступая в спор с таким человеком и разговаривая с ним на повышенных тонах, вы только подогреете его злость.

Поэтому когда на вас кричат, например, в автотранспорте или на улице, лучше сохраняйте полное спокойствие, оставаясь невозмутимым, и через пару минут задор крикуна, не нашедшего у вас ответа, сойдет на нет. Такова психология поведения человека: накал эмоций без подпитки извне становится меньше.

Волнуетесь? Жуйте жвачку

Человек не зря начинает много есть, когда волнуется. Таким образом, считают психологи, он «гасит» переживания, отвлекаясь на действия, приносящие удовольствие от поглощения пищи. Если накатывает волнение, жуйте жевательную резинку. Она успокаивает и вселяет чувство уверенности, не прибавляя лишних килограммов, в отличие от шоколада и пончиков.

Способ справиться с психологическим давлением

Давить на психику могут учителя в школе, шеф на работе и простые знакомые, пытающиеся добиться от вас каких-то уступок. В таких случаях главное — дать понять, что вы настроены доброжелательно, но готовы разговаривать только на равных.

Улыбайтесь, будьте дружелюбны и вежливы, но стойте на своем. Стоит выйти из себя, дать слабину или попытаться проявить агрессию, по вам проедутся танком.

Как добиться от людей вежливости?

Те, кто работает с людьми, часто имеют дело с озлобленностью, высокомерием и хамством. Опытные менеджеры в таких случаях используют простой, но действенный прием: размещают у себя за спиной зеркало таким образом, чтобы посетитель видел в нем свое отражение.

Психология поведения человека такова, что он всегда хочет представлять себя в выигрышном свете. Поэтому люди, наблюдая свое злобное отражение в зеркале, меняют тактику поведения, становясь более корректными и вежливыми.

Психология поведения человека: малоизвестные секреты

Зная законы человеческой психологии, можно заставить их работать на себя. Мы раскроем некоторые секреты, которые помогут научиться «читать» людей и даже управлять их поступками.

Знаете, в каком состоянии человека легче всего вызвать на откровенность и заставить говорить правду? Когда он устал. Физическая усталость заставляет терять бдительность и говорить «лишнее».

Объятие, которое длится более 20 секунд, способно в корне изменить отношение к вам. Психологи утверждают: за это время организм начинает вырабатывать вещества, стимулирующие возникновение доверия и привязанности. Но будьте осторожны: не все люди реагируют на нарушение личного пространства подобным образом.

Коммуникабельность — отличное качество. Но регулярное общение с более чем 150 людьми вызывает «перегруз» мозга. Вывод: количество не всегда переходит в качество.

Чаще всего окружающих запугивают закомплексованные люди с низкой самооценкой — таким образом они самоутверждаются. Самодостаточный человек не будет ни на кого «давить» и унижать. Поэтому, встретившись с «ходячим комплексом», не поддавайтесь на его провокации, не конфликтуйте и не принимайте близко к сердцу его замечания и комментарии.

Какие еще секреты таит психология поведения человека, смотрите в видео:

Источник: http://megapoisk.com/psihologija-povedenija-cheloveka-sekrety-spetsialistov

Как понять человека по его поведению — научный подход

Мысли и чувства собеседника невозможно узнать, не спросив о них, но некоторым людям это все-таки удается. Есть то, что помогает разгадать внутренний мир другого человека – его поведение. Как понять человека по его поведению?

Научный подход

Поведение – это целенаправленная система последовательных действий. Действие – это психофизиологический акт, то есть результат сложного сочетания физиологических процессов, происходящих в организме, и проявления особенностей личности человека.

Помимо физиологии и психологии, есть еще третья сила, определяющая поведение личности – ситуация. В различных ситуациях можно заметить разные стороны личности, при том, что в общем и целом, она остается устойчивой системой социально значимых черт, вне зависимости от обстоятельств.

Один и тот же человек в одной ситуации выглядит как боязливый и нерешительный, а в другой как настоящий герой. Почему? Просто ситуация как прожектор может осветить лишь одну грань личности, оставив остальные в тени. Причем трудно бывает понять: то, что проявилось в этом случае, является свойственной или несвойственной человеку чертой?

Читайте также:  Акция и реакция - психология

Не нужно спешить делать выводы, основываясь на одном единственном поведенческом акте личности. Чтобы узнать человека по-настоящему, потребуется время и не одна ситуация (как привычная, так и непривычная).

Народная мудрость гласит «Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли». Пуд соли примерно равен шестнадцати килограммам. Чтобы съесть столько, должно пройти примерно два года.

Но составить общее и довольно точное представление о личности, можно и не дожидаясь, когда пройдут годы. На помощь придет наука психология.

Каждый человек, задавшийся целью понять другого по его поведению, становится исследователем. В деле изучения поведения всегда используется старый как мир, но до сих пор широко применяемый научный метод – наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие и фиксация психических явлений субъекта. При наблюдении за индивидом, замечаются и записываются особенности его поведения. При этом нужно постараться быть как можно более объективным наблюдателем.

Итак, чтобы понять человека по его поведению, нужно за ним наблюдать когда он находится в поле зрения или во время общения с ним. Достаточным сроком для того, чтобы на основании результатов наблюдения сделать правдивые обобщающие выводы не только о том, что думает и чувствует человек в конкретной ситуации, но и в принципе о его личности, нужно как минимум две недели.

Но что же именно нужно наблюдать в человеке? Какие составляющие его поведения будут самыми показательными и «говорящими»? И, самое главное, как узнать, что означает та или иная поведенческая особенность личности?

Пособиями для людей, желающих научиться читать человека как открытую книгу, в основном служат труды:

  • австралийского писателя Аллана Пиза «Новый язык телодвижений», «Язык взаимоотношений», «Почему мужчины врут, а женщины ревут» и другие;
  • американского психолога Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», «Узнай лжеца по выражению лица», прочие;
  • других авторов, например: В. Биркенберг «Язык интонации, мимики, жестов», Л. Гласс «Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам», Н.Н. Равенский «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика».

Как читать человека, словно открытую книгу?

Поведение – это высший уровень взаимодействия организма с окружающей средой. Организм должен уметь воспринимать, сохранять и преобразовывать поступающую извне и изнутри себя же самого информацию для самосохранения и адаптация во внешнем мире.

Поведением называют как действие, так и бездействие. В молчании бывает больше смыла, нежели в словах. Поведение является совокупностью как вербальных (речь), так и невербальных (поза, мимика, жесты) актов.

Речь, то есть вербальная составляющая поведения, контролируются сознанием. Невербальные компоненты поведения трудно контролировать. Жесты, мимика, позы – это в большинстве своем рефлекторные, бессознательные сигналы. Зачастую в них больше правды, нежели в словах.

Именно поэтому так важно уметь понимать язык тела собеседника. Ведь так шансы быть обманутым и разочарованным уменьшаются в разы, а возможность не упустить подходящего и желанного спутника жизни увеличивается.

Все ученые, занимающиеся изучением поведения, сходятся во мнении что, наблюдая за человеком с целью понять его, важно обращать внимание на такие элементы поведения:

  1. Речь. Наблюдая речь, обращают внимание не столько на слова, сколько на соответствие и совпадение слов с выражением лица. К примеру, если на словах человек выражает сожаление, а на лице у него «написана» плохо скрываемая радость, его истинная эмоция именно радость. Если такое несоответствие наблюдается постоянно, можно предположить что человек часто лжет.

Также при анализе речи учитывается:

  • интонация,
  • темп речи,
  • запинки,
  • оговорки,
  • смысл слов.

Наблюдая за тем, как и о чем чаще всего говорит человек, делается вывод о его увлечениях, интересах, симпатиях и антипатиях, уровне интеллекта, в том числе и эмоционального.

  1. Мимика. Наблюдая за движениями лицевых мышц, замечают разные эмоции и чувства:
  • приоткрытый рот, широко раскрытые глаза, приподнятые брови – это удивление;
  • приподнятые уголки рта, улыбка, приподнятые скулы, суженые глаза и морщинки возле них – радость и счастье;
  • сморщенный нос, приподнятая верхняя губа или один край губ – отвращение, презрение;
  • сжатые губы, напряженная челюсть, сведенные и опущенные брови, блеск в глазах – злоба, ненависть, агрессивность;
  • поднятые и сведенные вместе брови, поднятые верхние веки и напряженные нижние, расширенные зрачки, приоткрытый рот и растянутые горизонтально губы – паника, страх, тревога;
  • опущенные вниз верхние веки, взгляд, уголки губ – печаль.

В зависимости от такого, какие эмоции чаще всего наблюдаются на лице человека, делается вывод о его эмоционально-волевой сфере, доминирующих эмоциях и чувствах, преобладающем настроении, отношении к жизни, о характере и темпераменте.

  1. Походка. Целеустремленные люди ходят быстро, уверенные в себе держатся ровно и смотрят вперед, а неуверенные опускают взгляд в землю и часто шаркают ногами. Если человек даже в жаркую погоду держит руки в карманах, он скрытный и властный. Если во время ходьбы человек все время оглядывается, он тревожится или боится чего-то конкретного. Если человек ходит медленно, он пассивен или пессимистичен.

Отдельно нужно понаблюдать как человек ходит рядом с кем-то. Если пытается навязать спутнику свой темп и ритм ходьбы, он привык занимать подавляющую позицию, быть лидером.

Если идет рядом в том же темпе, но при этом смотрит вперед, а не на другого человека, сосредоточен на чем-то постороннем или скрывает волнение. О скрытности говорит также опущенная голова во время ходьбы.

Руки в карманах говорят о том, что человеку комфортно и спокойно рядом со спутником.

  1. Взгляд. Самые точные сведения можно получить, наблюдая реакцию зрачков человека, она никак не контролируется сознанием. Если можно постараться и сдержать улыбку, то сужение или расширение зрачков не возможно предотвратить. Зрачки расширяются когда человек испытывает страх, радость, счастье, сексуальное возбуждение, сужаются при раздражении, ненависти, гневе.

Избегают контакта глаза-в-глаза люди, испытывающие негативные эмоции по отношению к собеседнику, что-то от него скрывающие, а также застенчивые личности. О явной лжи рассказывает бегающий взгляд, частое моргание – признак замешательства или тревожности. А вот если индивид слишком пристально сморит в глаза, он либо настроен агрессивно, либо очень заинтересован в общении с собеседником.

  1. Позы и жесты. Чем ближе человек стремиться оказаться к собеседнику, тем приятнее он ему. Наклон корпуса и головы вперед в сочетании с поворотом носков обуви в сторону собеседника, открытыми жестами, улыбкой и прямым взглядом свидетельствуют о явном расположении и интересе. Еще более показательно, когда человек бессознательно копирует позу и жесты собеседника. Зеркальное отражение собеседниками друг друга – самый явный признак симпатии.

Если же человек отстраняется, напрягается, делает указательные жесты, скрещивает руки перед собой или за спиной, а также перекрещивает ноги – это свидетельство нежелания общаться и раскрываться перед собеседником или признак негативной оценки происходящего.

Внимание следует обращать и на другие детали. Например, волосы, обувь, одежда расскажут о том, насколько человек аккуратен, чистоплотен, серьезен, а также о его материальном благополучии.

Отдельно выделяют так называемые позы и жесты флирта – невербальные сигналы тела, свидетельствующие о заинтересованности в общении с лицом противоположного пола.

Интуитивное понимание

Ни один элемент поведения нельзя рассматривать отдельно от остальных. Именно в их сочетании проявляется индивидуальный стиль поведения личности. Именно так, в совокупности всех наблюдаемых признаков, рассматривают и интерпретируют поведение.

Наблюдая за человеком с целью понять его, замечают не только то, что есть, но и то чего нет в его действиях. Например, отсутствие «гусиных лапок» в уголках глаз, естественного прищура при наличии улыбки, говорит о наигранности положительных эмоций.

Важно учитывать тот факт, что наблюдатель, проводящий наблюдение за человеком во время общения с ним, скорее заметит личное отношение, чувства, намерения по отношению к самому себе, нежели общие закономерности поведения личности. Поэтому более показательными бывают случаи, когда человек не понимает, что его поведение наблюдается и оценивается, а также когда он не контактирует с наблюдателем.

Всего выделяют около трех тысяч(!) вербальных и невербальных элементов поведения. Умение читать человека как открытую книгу, отталкиваясь от его поведения – целая наука.

Конечно, можно досконально изучить всевозможные элементы поведения и запомнить их значение, но не нужно забывать о том, что существует хоть и не научный, но часто очень точный дополнительный инструмент познания – интуиция.

Помимо сознательной оценки другого человека, всегда работает и бессознательная. Мозг считывает всю поступающую извне информацию и та ее часть, которая осталась неосознанной, все равно проходит обработку.

Вывод, который делает мозг человека без ведома сознания, часто выражается в интуитивном знании. Так, уже при первом взгляде на нового знакомого, можно сказать нравится он или нет, хотя еще ничего о нем не известно и не всегда понятно почему именно человек понравился или не понравился.

Совместив объективное наблюдение с интуицией, можно научиться понимать внутренний мир людей по их поведению.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/kak-ponyat-cheloveka-po-ego-povedeniyu

Как научиться выражать свои чувства

Мы привыкли подавлять чувства просто потому, что не знаем, что с ними делать. Эксперты рассказывают, как научиться слышать себя, принимать свои чувства и отпускать на свободу.

«Первые два года брака мы с мужем то и дело скандалили. Свадьба, переезд в новую квартиру, рождение ребенка — нам надо было приспособиться к этим стрессам. Поначалу мы изливали накопившуюся усталость и злость в бесконечных претензиях друг другу, говорили обидные и неприятные вещи.

Однажды в порыве гнева я даже разбила тарелку.

В тот момент мы оба осознали, что жить так дальше нельзя — нужно учиться вести себя цивилизованно и уважать чувства друг друга», — так 34-летняя Мария описывает ситуацию, через которую с большим или меньшим успехом проходят многие молодые семьи.

«Спустя несколько часов мы успокоились, поговорили о том, что происходит, нашли в себе силы и мудрость извиниться друг перед другом. Ссоры и конфликты не ушли из нашей жизни совсем, но появились новые рычаги управления своим настроением. С тех пор прошло 8 лет. Мы научились разговаривать.

Первое время по несколько дней обсуждали возникавшие проблемы, не находя решения и компромисса, обижались, но уже без крика. Самое интересное, что через несколько дней разговоров предмет спора исчезал сам собой. Сейчас периоды взаимных обид уменьшились до нескольких часов. Возможно, мы подавляем свои чувства, оставляя слишком много невысказанным.

Я предпочитаю думать, что мы научились отделять главное от второстепенного и договариваться».

Этот пример хорошо иллюстрирует простую истину: нельзя повлиять на то, что и как мы чувствуем, но взрослый человек может управлять своим настроением и поведением. Что делать с чувствами — решаем только мы.

«Вы испытываете то или иное чувство по вполне определенной причине, и ваша задача — понять ее», — говорит Джоан Харви, психолог Университета Ньюкасла (Великобритания). Если упустить причину и поддаться потоку чувств, он способен отнести вас далеко от берегов реальности.

Злость вынуждает говорить или совершать глупые вещи, подвергает опасности вас и окружающих. Тревога, страх, грусть могут выбить почву из-под ног и привести к депрессии, когда вы не способны заниматься даже тем, что вам обычно нравилось. Плохое настроение уменьшает защитные механизмы вашей иммунной системы.

Спросите себя: что происходит? Почему это со мной происходит? Когда вы злитесь, тревожитесь или грустите, всегда ли вы понимаете причину своего состояния? Многие даже не задумываются. В лучшем случае их ответ — «Я злюсь, потому что он не сделал того, что я хочу», «Я волнуюсь, потому что опаздываю на важное мероприятие».

Это реакция на внешние обстоятельства или поведение других людей, вы не пошли дальше, не проанализировали собственные переживания. Ведь независимо от того, кто и что сказал, эмоционально реагируете именно вы. Чем лучше вы научитесь понимать свои эмоции, тем проще вам будет с ними справляться.

Например, часто раздражение или злость служат сигналом того, что кто-то нарушил ваши границы, а вам не хватило смелости их отстоять. Не смогли отказать кому-то в помощи, а потом чувствуете себя разбитой и усталой? Вероятно, усталость здесь маскирует злость. Если бы вы позволили себе хорошенько позлиться, возможно, не пришлось бы приносить в жертву свое самочувствие.

Тревога и волнение часто возникают в ситуациях, когда мы боимся не оправдать ожиданий окружающих. Задайте себе вопрос: чьи ожидания вы на самом деле до сих пор так стараетесь оправдать? И почему отклонение от этой задачи становится для вас катастрофой?

Четыре года назад Анна (сейчас ей 37 лет) обнаружила, что испытывает вину за свое душевное состояние. «Я была замужем, двое детей, но я чувствовала себя никчемной, мне казалось, что я трачу жизнь зря. Я понимала, что мое настроение — реакция на обстоятельства: нелюбимая работа, проблемы с деньгами, но я не знала, что с этим делать».

Читайте также:  Причинно-следственная связь - психология

Однажды учительница младшей дочери попросила Анну о встрече — девочка часто плакала в школе. «Я была на грани отчаяния и перестала замечать хорошие вещи в своей жизни. Но еще страшнее, что я перестала замечать самых близких — совершенно упустила из виду состояние своих детей».

Этот случай помог Анне осознать, что, несмотря ни на что, только она ответственна за то, что с ней происходит. Нужно не ждать изменений, а меняться самой. Она научилась быть более внимательной к себе, детям и мужу, сменила работу и стала получать от жизни больше удовольствия.

Мы не можем предотвратить неприятные события, но в наших силах изменить отношение к ним. Зафиксировать чувство, дать ему название и место внутри себя — первый шаг к тому, чтобы обрести способность управлять настроением.

Справиться с этой задачей поможет дневник. Формулируя чувства на бумаге, вы одновременно пропускаете их через сознание и освобождаете, чтобы не копились внутри.

«Следующий шаг — внутренний диалог о чувствах, — говорит Виллем Кайкен, руководитель психологического центра в Эксетере (Великобритания). — Часто мы даем чувствам логически неверную оценку, она заводит нас в тупик. Определите, что выбило вас из колеи, и смело меняйте формулировку. Например, типичная для автомобилистов ситуация: вас подрезали. Вы напуганы, разозлены.

Злость контролировать сложнее всего. Она запускается, когда мы чувствуем угрозу своему здоровью, самооценке, достоинству. Попробуйте поменять ход своих мыслей, замените: «Кто так водит? Он же мог меня убить…» на: «Может быть, он просто меня не заметил или слишком нервничает сегодня. В конце концов, все обошлось, никто не пострадал».

Каждое чувство имеет причину, смысл и чему-то нас учит. Психоаналитики называют эту обучающую функцию «структурированием психики».

Когда человек обнаруживает, что какая-то из его потребностей не может быть удовлетворена, он испытывает не только злость, но и грусть.

Именно она позволяет осознать, что в жизни господствует не принцип удовольствия, а принцип реальности, что границы есть и у тебя, и у людей вокруг.

Разочарование и печаль, когда мы не можем получать желаемое, учат нас уважать выбор другого человека и находить опору внутри себя. Это необходимый этап взросления, который часто игнорируется стремлением во всем видеть только хорошее и избегать негативных переживаний.

Научитесь принимать себя в разном настроении. Невозможно всегда быть жизнерадостным — периоды грусти, разочарования, крушения надежд свойственны каждому из нас.

Помимо того что они делают нашу жизнь разнообразнее, они представляют собой бесценный опыт внутреннего взросления и переосмысления жизни.

Поэтому если вы задаетесь вопросом, что делать с чувствами, позвольте им для начала просто быть.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/kak-nauchitsya-vyirajat-svoi-chuvstva/

Психология и поведение человека | Дистанционные уроки

Вопрос А17 теста  ГИА по биологии —

Темы, которые надо знать:

  • Головной мозг;
  • Нервная система человека;
  • Органы чувств

Поведение человека определяется двумя составляющими:

  • нервно-гуморальной деятельностью организма;
  • социальными условиями его жизни.

Мы рассмотрим первую составляющую — нейрогуморальную регуляцию психологии и поведения человека.

Сначала рассмотрим аспекты мозговой (нервной) деятельности:

Во-первых, правое и левое полушарие головного мозга — у каждого полушария есть своя функция:

  • Правое полушарие — творческое мышление, восприятие образов, музыки, эмоции, чувства, функциональность левой руки;
  • Левой полушарие — логика, стратегическое мышление,  чтение, счет, функциональность правой руки.

Интересно, что право- или леворукость человека закладывается еще в зародыше — та рука, пальчик которой он сосет, и будет функциональной, когда он родится и повзрослеет.

За высшую нервную (психологическую) деятельность человека отвечает кора , ее участки принято делить на доли головного мозга:

ФункцииОтдел коры головного мозга
Высшие психологические функции:

  • мышление
  • осознание
  • жизненные ценности
  • Движение,
  • речь,
  • аналитическая деятельность,
  • мотивация
  • Лобные доли головного мозга
  • Слух,
  • вкус,
  • понимание речи
  • Чувства человека — тепло,холод, боль и т.д,
  • восприятие музыки
  • Теменные доли головного мозга

Нервная система человека действует по принципу возбуждения — основные функции нейрона и нервной ткани — возбудимость и проводимость.

Однако есть противоположный механизм — торможение — прекращение возбуждения, блокировка поступающих в кору головного мозга импульсов. Это позволяет нервной ткани отдохнуть, восстановиться.

Самый яркий пример торможения — сон. В этот момент нервная система не перестает работать, она перестраивается на другой режим работы — отдых, приведение всех функций в норму, расслабление.

Виды торможения

  1. Внешнее торможение, оно же физиологическое, оно же безусловное — по названию и суть -это какое-то сильное воздействие на нервную систему извне, например, резкий звук, болевой эффект и т.д. Получается, что новый нервный импульс, новый «сигнал» подавляет, перебивает предыдущий.
  2. Внутреннее торможение — идет изнутри, т.е. из непосредственно из коры головного мозга, проявляется в следующих случаях:

Первая и вторая сигнальные системы человека

Психология и поведение человека определяется получением сигналов извне (внешних раздражителей).

  • первая сигнальная система — то, что человек слышит, видит, чувствует, воспринимает;
  • вторая сигнальная система человека — присуща именно человеку,  это получаемая информация через слова, это уже результат высшей нервной деятельности человека, социальный аспект.

Обсуждение: «Психология и поведение человека»

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/psixologiya-i-povedenie-cheloveka.html

Поведение под влиянием эмоций

Поведение человека на протяжении дня подобно радуге изменяется от всплесков радости до необоснованной печали. Все его действия и поступки контролируются многими факторами.

Это может быть и смена погоды, и специфика ситуации, и просто приятная или не приятная новость. Эти факторы вызывают у человека определенные эмоции, специфического отношения к тому или иному событию.

Именно они являются  главным рычагом в формировании поведения.

В зависимости от того, какие эмоции преобладают в данный момент над человеком, поведение может быть адекватным и правильным, а может быть и алогичным для ситуации.

Известный психолог К. Изард предложил в качестве фундаментальных выделить 10 эмоций. Согласно его теории интерес, страх, радость, удивление, гнев, страдание, отвращение, презрение, стыд и смущение имеют определяющее значение в жизни человека, его деятельности и поведении.

Поведение, в свою очередь, имеет огромное значение для человека в плане выживания.  С помощью изменения поведенческих реакций человек избегает опасных ситуаций и приспосабливается к изменчивой внешней среде. К примеру, человек под влиянием эмоции страха не уверен и сильно напряжен. Все его действия сводятся к попыткам уйти от пугающей ситуации.

Человек может совершать необдуманные поступки. В большинстве случаев действия совершаются автоматически, бессознательно. Визуально человек кажется напряженным и съежившимся. Зрачки расширяются, а кожа становится бледной. Повышается потоотделение.

Отличительной чертой человека в состоянии страха является изменение голоса, связанное с затруднением дыхания.

Удовлетворение интереса является важной потребностью в жизни человека.

Благодаря ощущению эмоции интереса человек глубже познает окружающий мир, знакомится с новыми фактами и предметами, извлекая из этого личностную пользу.

Мысли и внимание интересующегося человека направлены на предмет познания. Он внимательно смотрит и слышит. Все внутренние силы направлены на процесс осязания и понимания объекта интереса.

Радостный человек интенсивно  жестикулирует, совершает  быстрые и энергичные движения.  Он чувствует себя легко и бодро. Приток крови к мозгу активизирует  умственную деятельность.

Человек, который ощущает эмоцию радости, оживленно говорит и быстро соображает. Продуктивность работы значительно увеличивается. При радостных переживаниях повышается температуры тела, глаза блестят,  лице сияет.

Усиливается деятельность органов внешней секреции —  появляются слезы, повышается слюноотделение.

Эмоцию удивления распознать проще всего. Она возникает в ответ на любое неожиданное событие или действие. Удивленный человек напряжен, широко открывает глаза, морщит лоб и поднимает брови. Удивление носит кратковременный характер.

Трудно с кем- то спутать человека в гневе. Все его действия и даже выражение лица показывают агрессию. Человек напрягается и становится импульсивным. Его движения становятся более активными, и появляется уверенность в себе. Мышление, память, воображение не функционируют, как положено. Лицо приобретает красноватый оттенок и каменный вид.

Во время переживания страдания человек испытывает физический и душевный дискомфорт, боль или даже муки.

Это состояние крайне неприятно для него, о чем говорят внешние проявления в поведении. Двигательная активность снижается, может перерасти в полное отсутствие движений.

Мышление и внимание значительно снижены. Человек апатичен и не способен адекватно оценивать ситуацию.

Эмоции отвращения возникают когда человек наблюдает явление или процесс, которое являются неприемлемым и неприятным для него. Нет общепринятых критериев определения гадкого и неприятного.

Один человек испытывает отвращение глядя на насекомое или крысу, а у другого такое чувство вызывает определенный продукт питания. Все действия человека, его мимика и жесты направлены на избегание контакта с предметом отвращения.

В мимике преобладает сморщивание носа и бровей, опускание уголков рта.

Презрение в своем проявлении сходно с отвращением. Они отличаются лишь объектом неприязни. Так отвращение можно испытывать исключительно к предметам или явлениям, а презрение касается исключительно людей. В дополнение к основным проявлениям, презрение характеризуется наличием сарказма и иронии в словах, а так же демонстрацией превосходства над оппонентом.

Эмоция стыда возникает вследствие собственных действий, которые не отвечают общепринятым стандартам и стереотипам. Человек, испытывающий стыд напряжен, молчалив. Его движения скованные. Лицо краснеет, взгляд теряется и опускается в низ. Мыслительная деятельность мозга активизируется.

Смущение, эмоция сходна своими проявлениями с чувством стыда, только не имеет явного негативного окраса.

В зависимости какой эффект производят эмоции на организм они бывают стеническими и астеническими. Стенические эмоции это сильные чувства, которые приводят все ресурсы организма в состояние мобилизации. Они стимулируют деятельность человека. Астенические эмоции, наоборот, подавляют процессы жизнедеятельности организма.

Следует помнить, что независимо от того, какую эмоцию переживает человек, в организме происходят серьезные физиологические изменения. Значения таких процессов для организма нельзя недооценить и проигнорировать. Долгое воздействие эмоции формирует определенное настроение человека. И если она носит отрицательную окраску, такое воздействие может привести к душевным и физическим расстройствам.

Эмоции имеют генерализованное влияние, при этом каждая из них воздействует по-разному. Человеческое поведение зависит от эмоций, которые активизируют и организуют восприятие, мышление, воображение. Эмоции могут омрачить восприятие мира или раскрасить его яркими красками.

Источник: http://psychology-s.ru/povedenie-pod-vliyaniem-emocij/

Психология. Лекция 7. Курс психология личности. Личностные адаптации. Истерическая личностная адаптация

Личностные адаптации.

Адаптация = норма = акцентуация.

Слово «адаптация» принято за рубежом, а «норма» и «акцентуация» — в России.

Все личностные адаптации делятся на первичные и вторичные.

Первичные формируются от внутриутробного периода до 3 лет (психоаналитики считают, что до 2 лет). Связаны с необходимостью выживания ребёнка в этом мире.

Вторичные формируются в возрасте от 3 до 6 лет (некоторые направления считают до 4-5, некоторые до 8-9). Вторичные связаны с тем, чтобы ребёнку приспособиться. Ребёнок уже наработал навыки выживания, и теперь ему важно, чтобы его приняли, чтобы он мог развиваться, расти в семье, в детском саду, в той среде, куда он попал.

План разбора каждой личностной адаптации:

  • характеристики (чем проявляется)
  • способы диагностики
  • ведущие психологические защиты
  • что способствует формированию этой адаптации
  • критерии расстройства личности для этой адаптации (когда эта адаптация уже не норма, не акцентуация, а расстройство личности)
  • алгоритм работы с этой личностной адаптацией

Paul Ware (Поль Вар) ввёл категорию «двери для терапии» или «двери для изменений», исходя из следующих категорий:

Есть 3 категории – мысли, чувства / эмоции и поведение.

Есть люди, которые всю свою жизнедеятельность, энергию вкладывают преимущественно в мысли / мышление (учёные, изобретатели); в поведение (вор – карманник); в чувства, ощущения, эмоции (показывают себя, проявляют себя через чувства — актёры).

Поль Вар предположил и провёл исследование, что разные личностные адаптации будут по-разному вкладывать энергию, и с ними по-разному надо работать.

Поль Вар предложил 3 «двери»:

  • Открытая дверь (дверь для контакта)
  • Дверь – ловушка (её надо избегать во время присоединения, но так и тянет в неё, так и хочется в неё пойти, в этом направлении работать – но это приводит к тупику в терапии).

Пример – клиент с навязчивым мытьём рук. Кажется, что именно это и нужно обсуждать, это нужно лечить.

  • Дверь для изменений (дверь – цель, дверь – мишень).

Адаптации:

Первичные адаптации: шизоидная, параноидная, антисоциальная

Вторичная: обсессивно-компульсивная, истерическая, пассивно-агрессивная.

  1. Истерическая личностная адаптация

Характеристики:

Те личности, энергия которых преимущественно вложена в чувства. Чаще характерна для женского пола. Это хороший путь для становления женской части, женственности.

У мужчин эта часть есть, но проблемы из неё идут редко — как проблемная часть у мужчин встречается преимущественно у лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

https://www.youtube.com/watch?v=nnseNqTwdIM

Во времена Фрейда истерическая личностная адаптация и проблемы, идущие из неё, были хлебом психоаналитиков, самые частые обращения. Это то, на чём шло становление психотерапии. Сейчас больше обращаются с проблемами нарциссического плана.

Читайте также:  Как прекращать ненужную дружбу - психология

Люди с истерическим личностным радикалом любят ярко одеваться – так, чтобы это было заметно, броско. В старых учебниках указывалось, что любимый цвет – красный. Преобладающая, выпирающая сексуальность – там, где она не совсем к месту (где надо и где не надо – «и в пир, и в мир»).

Характерен такой радикал, как жажда признания и желание находиться в центре внимания. Характерна повышенная эмоциональность и эмоциональная лабильность (перепады настроения). Эти личности восторженны, демонстрируют гиперреакцию.

Хороший вариант адаптации этих личностей в профессии – актёры, там, где эти качества востребованы, где это к месту, ценится, и где они могут себя реализовывать. Отношения с ними, как правило, трудны.

По теории Боулби, они цепляются за человека, зависимы от его мнения, при этом с этим человеком провоцируют конфликт. Почему это происходит? Идёт из детства – потребность в неудовлетворимом, в том, что невозможно получить, невозможно насытиться. Когда идёт на конфликт – получает подтверждение, что действительно не может это получить.

У мужчин эта адаптация часто ведёт к гомосексуальной адаптации (способствует тому, что человек не чувствует себя своим полом).

Ведущие психологические защиты: вытеснение и все варианты вытеснения.

Специфическая защита – сексуализация. А именно: стремятся соблазнить и обольстить даже тогда, когда им это не надо. Такая клиентка на вопрос о том, почему она вступила в сексуальные отношения с этим мужчиной, ответит «потому что он хотел» или «вообще не знаю, почему это произошло». Эта защита как будто бы обслуживает желания и потребности других людей.

Иллюстрация – басня «Стрекоза и муравей». Стрекоза – представительница истерической адаптации. Муравей – представитель обсессивно-компульсивной адаптации. Стрекоза пела и плясала – все это слушали и получали от этого удовольствие. Билеты они не покупали, платить ей не платили. А когда пришла зима, ей не помогли, отвергли её – ей сказали: «так поди и попляши».

Это основной конфликт, основная проблема истерической личностной адаптации – отдавая свои чувства другим людям, отдавая себя, обслуживая их интересы, они в какой-то момент перестают заботиться о себе, забывают о своих нуждах, о своих проблемах, о своих интересах.

Это преимущественно те женщины, которые ждут своего принца на белом коне до последних дней, верят в иллюзию, не видят черты этого принца в обычных людях.

У каждого есть каждая часть.

Диагностика – тест.

Чтобы обозначить номера заданий, поставьте по вертикали друг над другом пять цифр: 1, 2, 3, 4, 5.

Важно не обдумывать ответы, а обозначить напротив номера то первое, что придёт в голову, когда задание прочитывается.

Повторения задания не будет.

Если не успеваете понять смысл или не успеваете ответить, не следует переспрашивать, следует выполнять следующее задание.

Сигнал, обозначающий конец – слово «Пора». Немедленно за этим словом диктуется следующее задание.

  1. Напишите фамилию любого писателя – например, Гоголь.
  2. Напишите любую короткую фразу – например, «Весна наступила» или «Скоро лето».
  3. Напишите название любого предмета – всё, что угодно, например, стол, стул, любого предмета.
  4. Изобразите любой предмет – например, треугольник, круг, вообще любой предмет.
  5. Напишите любое число – например, 9, 5, 4, вообще любое число.

Если при выполнении задания воспроизводился именно тот предмет, который предлагался в примере, ставится 4 балла. Если ответ достаточно близкий по смыслу и содержанию, ставится 3 балла. Если абсолютно далёкий – 2 балла. Если абсолютно не соответствует заданию — ставится 1 балл.

Результат оценивается по сумме.

Примечание: даже если число многозначное, но в нём встречается упомянутая психологом цифра – это 4 балла.

20-30 баллов —  низкая внушаемость

31 – 45 балла — средняя внушаемость

46 и более – повышенная, высокая внушаемость

Более простой тест – попросить клиента назвать 5 любых городов. «Назовите мне 5 любых городов – ну, например, Астрахань, Москва, Белгород,……». Клиент называет, и обязательно 1-2 города говорит те, что говорили вы.

Срабатывает даже с людьми, у которых очень широкий кругозор и которые могут перечислить сотню городов. То же самое с поэтами, писателями – с чем угодно.

Это идёт на бессознательном уровне и не отслеживается на уровне сознания.

Истерическая часть – наиболее внушаемая часть. Она присваивает себе и не замечает, что что-либо присвоилось.

Чем больше внушаемость, тем больше выражена истерическая часть.

Для истерических личностей разрабатывалась теория первичных и вторичных выгод.

Для истерических личностей вторичная выгода заключается в заботе и интересе со стороны окружающих.

Для них характерно отреагирование вовне — на небольшие раздражения эмоциональные вспышки, не адекватные раздражителю, или немотивированный эмоциональный выплеск.

Вкладывают свою энергию в эмоции – это для них открытая дверь. Та дверь, через которую мы присоединяемся, устанавливаем раппорт, приглашаем их в работу.

Важно показать, что разделяете их чувства, понимаете их, принимаете их. Не отвергаем чувства клиента (отвержение: если сказать, «да всё у тебя нормально», «это всё тебе кажется», «это всё не так»), не конфронтируем.

Обычно в жизни их чувства перестают разделять, эти чувства уже всем надоели (например, клиентка из года в год страдает, что не может выйти замуж, никто из её подруг уже слушать об этом не хочет).

А вы показываете, что для вас эти чувства клиента тоже (как и для него самого) кажутся важными, какими бы нелепыми они ни были. Чтобы человек отдал симптом, надо его принять.

Часто возникают конверсионные расстройства – расстройства чувствительности, ком в горле. Невозможность получения оргазма (фригидность), нарушение чувствительности, кожные заболевания (нейродермит, псориаз). Конверсионные расстройства – болезни и нарушения, которые не несут в себе нарушение структуры. Симптом есть, а нарушения нет.

Путь становления истерической части – девочка была ущемлена, недооценена, её мышление было недооценено, часто в семье была дискредитирована, обесценена (достижения ребёнка). Достижения девочки обесценены либо не ценятся так же, как например, у брата.

Считается, что больше всего вклад у папы – что папа не поддержал и не оценил ум и красоту этой девочки, либо оценил только её сексуальную часть.

Идёт взросление, и папа видит, что она его возбуждает – это, как указывается в психологической литературе, нормальный вариант, но не каждый отец с этим справится (не каждый отец может справиться с тем, что дочку нужно отдавать замуж, и кто-то другой будет её любить, кто-то другой будет лишать её девственности).

  Путь становления сексуальности может быть травматичным, он может сопровождаться реакциями, повреждающими девочку и способствующими сексуализации — может начать думать, что может заинтересовать другого человека и быть привлекательной только через сексуальную часть, что никому не интересны её мозги, что её оценят не за ум и красоту, а за сексуальность.

Показать, что вы понимаете эту несправедливую ситуацию, что вы понимаете чувства клиента.

Присоединившись к эмоциям, идём в дверь – мишень (мышление).

Дверь – ловушка – это поведение. Психолог в лучшем случае увязнет, в худшем – процесс блокируется. Ошибка психолога: «Зачем ты себя так ведёшь?», «Зачем ты так поступаешь?»

Дверь – мишень – это мышление. Мышление не страдает. Отличаются хорошим, качественным мышлением. Очень быстро осознают свои проблемы и продвигаются в психологическом консультировании. Их мышление меньше всего подвержено тонким нарушениям, как у других адаптаций.

Мышление как бы задвинуто – надо его простимулировать.

Ценят те моменты, когда вы подкрепляете их мышление – для них это становится новым опытом. Когда показываете, как правильно и здóрово человек мыслит. Зафиксировать успех и показать. Для них их успех проходит мимо, они его как бы не замечают — например, клиентка не видит ничего особенного, никакого достижения в том, что она закончила МГУ с красным дипломом (обесценивание себя).

Важно стимулировать мышление, думать.

Алгоритм работы: из открытой двери (эмоций), к двери – мишени (мышлению), максимальные изменения происходят в двери – ловушке (поведении).

А общепринятые принципы терапии тянут терапевта как раз в ловушку.

Пример: женщине 45 лет, а она всё ждёт своего принца. Она вдруг начинает видеть, что есть сосед, который в неё влюблён, что есть одноклассник, который 10 лет ей пишет.

На расстоянии вытянутой руки находит человека, нормального мужчину, который готов к близким отношениям – пусть он не совсем похож на принца, но этот образ и не может полностью скопироваться в жизнь.

Она оглядывается и находит человека рядом – как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» (героиня рассмотрела, разглядела партнёра по пинг-понгу).

Принцип открытых дверей помогает не только в терапии, но и в установлении межличностных контактов.

К алгоритму работы относятся следующие принципы: с истерической личностью важно заключить антисексуальный контракт. Как этический принцип, с адекватной оценкой чувств и женственности (а не потому, что она не нравится или что-то в ней не так).

Истерической личности это очень понятно – а если прямо сказать клиенту с другой адаптацией (что психолог и клиент не вступают в сексуальные отношения), для него это будет звучать дико (у него и мысли не было).

При этом та энергия, которая тратилась на соблазнение, уже не будет тратиться, а пойдёт на работу.

У истерической части есть детская травма – может быть грубый и явный уровень (девочка была изнасилована отцом или отчимом). Возможен неявный вариант: девочка была задета отцом в сексуальном плане – когда это было явно неадекватно (вместе спали до позднего возраста, мыл до 12 лет в ванной) – вещи на грани.

Проходя путь становления женственности, девочка бессознательно соревнуется с мамой за отца. Года в 4 девочка уже может говорить, что она хочет выйти замуж за папу. Хочет стать для папы лучшей женой, чем мама.

Это комплекс Электры. Баланс, равновесие: и не победить, и не осуществить желаемое, но и не быть отверженной папой, быть признанной.

Так же, как каждый мальчик хочет жениться на своей маме и соревнуется с папой за маму (Эдипов комплекс).

Девочка рождается, и первый мужчина, которого она воспринимает – папа, это как бы запечатлевается. Если папы нет, это может быть родственник (дедушка, брат, дядя). Или мамина работа. Мамина работа – это мужская часть мамы. Как мама относится к работе – это прототип мужской части. Таким образом, это тренируется на переходных объектах.

Критерии расстройства личности по истерическому типу. Предлагают 7 критериев, если 5 присутствует – можно ставить расстройство.

  • Самодраматизация, театральность, преувеличенное выражение эмоций. Как будто на публику, как будто на сцене.
  • Высокая внушаемость и податливость влиянию окружающих или обстоятельств.
  • Поверхностность — много интересов, но нигде нет законченности и глубины, всё по верхушкам. Инфантильность, детскость в поведении, в эмоциях, во внешности.
  • Постоянное стремление к возбуждённости, к накалу страстей. Быть в центре внимания.
  • Неадекватная обольстительность во внешнем виде. И в пир, и в мир – мини-юбки, декольте.
  • Чрезмерная озабоченность физической привлекательностью.
  • Дополнительные черты: эгоцентричность, потворство себе (выглядит так, как будто человек только о себе и думает, только на себе сосредоточен – хотя на самом деле обслуживает нужды других), лёгкость возникновения обиды.

Вступают в контакты с антисоциальными (в негативном смысле) личностями. Эти пары, как паззл, подходят друг другу. Истерики наиболее привлекательны для шизоидов и антисоциалов, с антисоциалами взаимодействие наиболее драматично.

Антисоциалы используют истериков, истериики берут для антисоциалов кредиты, отдают им всё своё имущество, потому что истерической женщине кажется, что она встретила мужчину, который её любит, а мужчина антисоциал просто умело манипулирует.

Женская невостребованность истерической женщины толкает её даже на такие отношения – знакомится с зэком, пишет ему в тюрьму, шлёт передачи, едет на свадьбу в тюрьме, отдаёт ему деньги и т.д.

Антисоциальная женская часть может с мужчиной строить такие же отношения – использовать мужчину в корыстных целях.

Каждая часть позволяет по-своему решать какие-то проблемы и адаптироваться. Наиболее проблемная часть вылезает при стрессе, болезнях, каких-то неурядицах.

Обычно есть 2 адаптации – одна первичная, другая вторичная. Истерическая относится к вторичным, обязательно есть первичная.

Мы работаем по наблюдению, из какой части выходит проблема клиента.

В один период жизни может вылезти одна часть, а в другой жизненный период – другая.

Настя Михеева, психолог — сексолог, секс-коуч, преподаватель тантры, специалист по женскому оргазму. Для сайта Хэппи Вагина Гуру: для онлайн курсов и проекта бесплатного обучения на психолога-сексолога,

секс-коуча и преподавателя современной сексуальной тантры с выдачей 3 сертификатов на русском и английском языках.

Источник: http://happyvagina.guru/psihologiya-lektsiya-7/

Ссылка на основную публикацию