Обвинение и бытовые обвинения — психология

Психология обвиняемого

Обвиняемый в совершении преступления – это участник уголовного процесса на предварительном следствии, которому предъявлено обвинение. Психология подозреваемого определяется: 1) процессуальным положением обвиняемого (отсутствие ответственности за дачу ложных показаний и пр.

); 2) характером совершенного преступления (тяжесть, социальный резонанс и пр.); 3) личностными характеристиками (направленность личности, мотивация, ценностная сфера, установки и т.д.

); 4) отношением обвиняемого к совершенному преступлению; 5) в ситуации лишения свободы – дезадаптацией (вплоть до суицидальных проявлений); 6) конфликтной ситуацией общения (как явной, так и латентной) с лицом, производящим следствие; 7) формированием защитной доминанты, противодействие расследованию (как активное, так и пассивное); 8) постоянной психологической напряженностью, активной мыслительной деятельностью.

Психологические особенности конкретного обвиняемого определяют и наиболее эффективные меры по его изобличению, получению правдивых показаний, достижению целей и задач расследования.

Наиболее полно это реализуется в ходе допроса, который чаще всего происходит в условиях конфликтной ситуации, что предполагает наличие психологической борьбы.

Это предъявляет высокие требования к личности и психологической подготовке следователя при ее ведении: владение способами психологической защиты и психологического воздействия, в том числе жесткого.

В качестве основных мер, предпринимаемых следователем, следует выделить: 1) диагностику конфликтной ситуации допроса, психологический анализ формы психологической защиты лица и используемых им методов, предварительное планирование тактики допроса; 2) психологический анализ и оценку отношений лица к событию преступления, его последствиям, своей роли в нем, потерпевшему, следователю; 3) психологический анализ и оценку основных личностных характеристик: общей и социальной направленности, ценностных ориентаций, установок, мотивов, взглядов, убеждений; 4) выбор линии поведения, коммуникативной позиции, средств и методов психологического воздействия, нейтрализации психологического противодействия; 5) оперативный анализ и оценка невербальных реакций; 6) использование специальных психологических приемов для диагностики и преодоления лжи, запирательства, попыток ввести в заблуждение; 7) использование специальных психологических приемов для переформирование на позитивные установок, взглядов, ценностных ориентаций, жизненных целей; 8) использование тактико-психологические приемов склонения к признанию; 9) применение тактико-психологических приемов и методов предъявления доказательств; 10) использование специальных приемов и методов допроса и склонения к признанию в отсутствии доказательств.

(С.А. Гонтарь)

Литература: Липман О. Психология допроса обвиняемого в уголовном процессе //Право и жизнь. – 1924. – Кн. 3 и 4; Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. — М.: МГУ, 1979; Кавалиерис А. Пути повышения эффективности допроса подозреваемого, обвиняемого. — Сб.

науч. Тр. // Совершенствование методов борьбы с преступностью. — Рига. 1984; Гельманов А.Г., Гонтарь С.А. Как установить участие лица в правонарушении? Эффективный и экономичный метод диагностики скрываемой причастности и получения признания виновного в отсутствие доказательств. – М., 1999.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Источник: http://determiner.ru/termin/psihologija-obvinjaemogo.html

«Риторика» книга 3

Что касается обвинения, то один способ опровергнуть его заключается в пользовании тем, с помощью чего можно развеять неблагоприятное мнение; при этом безразлично, высказано оно кем-нибудь или нет; это общее правило.

Другой способ заключается в том, чтобы идти навстречу спорным пунктам утверждая, что этого нет, или что это не вредно, или что это не вредно для данного лица, что это вовсе не так важно, или не несправедливо, или не велико, или не постыдно, или не имеет тех размеров, какие ему приписывают, потому что относительно подобных пунктов может быть спор; как и Ификрат говорил Навсикрату: он сознавался, что сделал то, о чем говорил противник, и причинил вред, но утверждал, что не сделал ничего несправедливого. Еще можно утверждать, что, поступая несправедливо, мы даем нечто взамен, или что, если это вредно, то в то же время и прекрасно, и если печально, то полезно, или что-нибудь подобное.

Третий способ заключается в утверждении, будто данный поступок совершен по ошибке, или вследствие несчастного случая, или по необходимости, как, например, говорит Софокл, что он дрожит не для того, чтобы, как говорит обвинитель казаться стариком, но по необходимости: не по его воле ему 80 лет.

Можно также подставить другую причину, ради которой поступок якобы совершен; сказать, что мы желали не причинить вред, а сделать то-то, не то, в совершении чего нас обвиняли, что нам самим пришлось при этом понести ущерб; стоило бы нас возненавидеть, если бы мы действовали с тем, чтобы случилось это.

Еще один способ заключается в том, чтобы обратить обвинение на самого обвинителя, утверждая, что прежде сам он или кто-нибудь из его близких сделал это самое.

Еще один способ заключается в упоминании проступка таких лиц, которые, по общему признанию, не подлежат обвинению, говоря, например, так: если совершивший то прелюбодеяние не виновен, то и этот также не виновен.

Еще один способ заключается в указании, что противник раньше обвинял других, или что кто-нибудь другой обвинял их, или что они, не подвергаясь прямо обвинению, были подозреваемы, как и обвиняемый теперь, а потом оказались невиновными.

Еще один способ заключается в возведении обвинения на самого обвинителя, потому что было бы странно, если бы заслуживали доверия слова человека; который сам его не заслуживает.

Еще один способ возникает в том случае, если судебный приговор уже произнесен, как говорит в «Антидосисе» Еврипид Игиенонту, обвинявшему его в безбожии, за то, что он побуждал к клятвопреступлению словами:

Мой язык произнес клятву, но мое сердце не произнесло ее Еврипид утверждал, что сам он не прав, перенося в суд дела, по поводу которых произнесен приговор на состязании в честь Дионисия; что он, [Еврипид], там уже отдал отчет в своих словах или отдаст его, если он [Игиенонт] пожелает поддерживать обвинение.

Еще один способ заключается в том, чтобы осудить клевету, показать, какое она зло, показать, что под влиянием ее возникают иные приговоры, и что она не соответствует делу.

Способ, общий для обеих сторон, заключается в пользовании признаками как, например, в «Тевкре» Одиссей говорит, что он, Тевкр, родственник Приама, потому что Исиона, его мать, — сестра [Приама]. Тевкр же отрицает это, говоря, что Теламон, его отец, был враг Приама, и что он сам не донес на лазутчиков.

Еще один способ, которым можно пользоваться обвинителю, заключается в том, чтобы, пространно похвалив что-нибудь ничтожное, в немногих словах осудить что-нибудь важное, или же в том, чтобы, поставив на вид многие хорошие стороны подсудимого, осудить одно то, что имеет решающее значение для дела. Эти приемы самые искусные, но и самые несправедливые, потому что они стремятся повредить человеку с помощью его же хороших сторон, смешивая их с его недостатками.

Прием, общий для обвиняющего и для оправдывающегося (так как одно и то же может быть сделано ради многих различных причин), заключается в том, чтобы обвиняющему обвинять, принимая все в худшем свете, а оправдывающемуся — в лучшем, например, по поводу того, что Диомид выбрал Одиссея, одному следует говорить, что Диомид поступил так, считая Одиссея самым доблестным, а другому -что вовсе не потому, а по той причине, что Одиссей один, по своей трусости, не мог бы стать для него соперником.

Вот все, что нужно сказать об обвинении.

Источник: http://www.persev.ru/book/obvinenie-razlichnye-sposoby-kakimi-mozhno-ego-oprovergnut

Обвинительно-агрессивный тип

Версия для печати

Агрессивно-обвинительный тип личности Обвинительное-агрессивное поведение вызывает у человека чувство вины, усугубляет конфликт, этим оно и опасно.

Что такое обвинение?

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/obvinenie Обвинение — обдуманное возложение вины на другого, как правило настаивание на намеренности, а то и преднамеренности. Преднамеренное обвинение — сделанное в результате сознательного выбора.

Преднамеренное и произвольное

«Вслед за разграничением произвольного и непроизвольного идет изложение вопроса о сознательном выборе (proairesis), [т.e. о преднамеренности], ведь он самым тесным образом связан с добродетелью и еще в большей мере, чем поступки, позволяет судить о нравах. Кажется, впрочем, что сознательный выбор и есть произвольное, однако [эти понятия] не тождественны, но [понятие] произвольного шире: к произвольному причастны и дети, и другие живые существа, а к сознательному выбору — нет, и внезапные поступки произвольными мы называем, а сознательно избранными — нет». Аристотель, «Никомахова этика».

Обвинение и бытовые обвинения

Обвинение, как обдуманный поступок, следует отличать от бытовых обвинений, когда упреки и недовольства кидаются по сути необдуманно, в режиме межличностной игры, по привычке или из-за плохого настроения. Обвинение другого — серьезный поступок…

Это уже не укол, а [FN|удар|false]Удар — жесткое столкновение, приводящее к переживанию боли и (на некоторое время) невозможности вести прежнюю линию поведения. Конфликт, обычно — обмен ударами. У неаккуратных собеседников то, что начинается как обмен шуточными уколами, обычно завершается обменом ударами.

Дети готовы, не задумываясь, кидать друг другу бытовые обвинения, но останавливаются перед вопросом: «Ты действительно хочешь сказать, что твой брат сломал твою игрушку нарочно? Если ты так скажешь, он будет серьезно наказан. Он будет стоять в углу полчаса, и вы не будете играть».

Как правило, после такого серьезного запроса обвинение не подтверждается.

Что есть агрессия?

Материал Википедия ·Склонность к импульсивным повадкам; ·Эмоциональная восприимчивость — склонность испытывать чувство неудовлетворённости, ранимость, дискомфорт; ·Вдумчивость (инструментальная агрессия) и рассеянность (эмоциональная агрессия); ·Враждебная атрибуция — интерпретация любых неоднозначных стимулов как враждебности.

Агрессивно-обвинительный тип личности, по сути, относится к социально-правовой области. Этот тип личности может проявляться в когнитивном, поведенческом и эмоциональном уровнях. Такой тип личности часто проявляется у молодых и старых людей.

Особенности агрессивно-обвинительного типа проявляются в негативном настрое в отношении к другим людям. Он проявляется на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях. Особенно агрессивно-обвинительный тип личности проявляется у молодых и очень старых людей.

Частично это можно объяснить действием механизма адаптации, потому что здоровый цинизм полезен как для молодых, начинающих обретать своё место в жизни и очень старых людей. Комийс и другие психологи (Cjmijs,1999) установили, что агрессивность также связана с состоянием, характерным для человека, с которым плохо обращаются.

Иногда пренебрежительное отношение к молодым («синдром битого ребенка») и престарелым людям ведёт к нарушению механизмов сдерживания, действующего под влиянием прошлого социального опыта. Молодёжь и престарелые люди после агрессивно-обвинительного акта испытывают скорее облегчение и злость от содеянного, чем вину за свою агрессию по отношению к другим.

Часто люди с агрессивно-обвинительным типом личности проводят опросы и допросы с близкими. Задавая открытые вопросы типа: «Почему?», «Зачем?», «И тебе не совестно?» — они тем самым рассчитывают на моральное или материальное вознаграждение, в случае одобрения и восхищения своих родственников или друзей и даже получают удовольствие от их реакции.

Иногда, агрессивно-обвинительные личности специально собирают негативную информацию, сплетни, порочащие других людей для провокации конфликтов, чтобы «сваливать» свою вину на других. Они часто лишены страха перед ответной агрессией и обвинительными действиями в отношении их самих.

Часто это происходит из-за недостаточной стимуляции, то есть сами они лишены возможности проявлять активность, при всем этом стремятся контролировать и расставлять ловушки, стремятся вызвать к себе сочувствие и симпатию, и даже имитируют проявление доброты и участия в сложившейся ситуации.

Читайте также:  Внешность успешного человека - психология

Многие психологи отмечают у агрессивно-обвинительных личностей частое обвинение других в своих ошибках, частую гневливость и мстительность, злоупотребление ругательств, откровенное злорадство и крайняя чувствительность ко всякого рода критике и мелким замечаниям, не переносимость отрицательных замечаний.Рейтинг работы:
Количество рецензий:
Количество сообщений:
Количество просмотров: 275 © 03.05.2016 Алексей Гадаев

Свидетельство о публикации: izba-2016-1666781

Рубрика произведения: Проза -> Психология

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1666781/

Бытовые обвинения

Обвинения, или бытовые обвинения — ошибочное поведение, необдуманное возложение вины на другого. У бытовых обвинений много проявлений — нападки, нарекания, оговоры, порицания, укоры, мелкие упреки, выражение недовольства: «Ты всегда! Почему ты? Из-за тебя!».

Обвинение и бытовые обвинения

Обвинение, как обдуманный поступок, следует отличать от бытовых обвинений, когда упреки и недовольства кидаются по сути необдуманно, в режиме межличностной игры, по привычке или из-за плохого настроения. Смотри Обвинение и бытовые обвинения

Бытовые обвинения и личность

Воспитанные люди при хороших, тем более близких, отношениях между собой бытовые обвинения не используют. Смотри<\p>

К бытовым обвинениям склонны люди невысокой культуры и высоким негативизмом (смотри Массовая личность). Как обращение, бытовые обвинения люди почти никогда не используют обдуманно, чаще всего это шаблоны детского ошибочного поведения. Грязь в общении.

Бытовые обвинения в конфликте

Если в конфликте один обвиняет другого, как правило, это не интеллектуальное, не разумное, а эмоциональное решение.

Чаще это результат того, что в душе бушует негатив, хочется другого ударить, а обвинение — это сильный удар. Обвинять — это копаться в прошлом, это не конструктивно.

Как типичные конфликтогены, бытовые обвинения порождают желание ответить тем же и провоцируют развития конфликтов.

Как действовать более грамотно — смотри Вместо обвинений, Поведение в конфликте и Предупреждение конфликтов

Бытовые обвинения в воспитании детей

Бытовые обвинения в воспитании детей не только не эффективны, но и вызывают в ребенке желание вести себя плохо. Смотри Бытовые обвинения в воспитании детей

Иллюстрации бытовых обвинений

Ситуация на детской площадке. Мальчик зовет девочку поиграть, та пробегает мимо качели и ее сбивает другая качающаяся девочка. Третья детсадница моментально тут как тут: «Это ты из-за Сережки упала!»

Женские обвинения — разбилась чашка: «Это из-за тебя! Это ты меня отвлек!»

Мужские обвинения: «Я ударился, потому что твой мастер прибил полку и повесил микроволновку не в том месте». «Я разбил тарелку, потому что дверца на кухонном шкафчике низко висит — под твой рост». «Вода из ванны перелилась, потому что я тебя предупредил, что собираюсь купаться, а ты не уследила».

Я у мужа всегда виноват во всем, даже если молоток не может свой найти: «А… ты , наверное, его на работу к себе унесла!» Я уже, когда что-нибудь ищется, говорю — у меня на работе это всё, а как нам хорошо там с твоим молотком. все в восторге! Поворчит… а когда находится, никогда не скажет «извини». Ребенок. ей-богу.

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/15843.html

Обвинительство

18.01.2014 by petr8512

Обвинять – это способ оправдываться для женщины, когда она не права.

Автор афоризма: Декурселъ А.

Склонность слабых людей – винить других в своих несчастьях.

Автор афоризма: Балашов Лев

Дурак обвиняет других; Умный обвиняет себя;

Мудрый же не обвиняет никого.

Иуда Габирол. Жемчужная россыпь

      Обвинительство как качество личности –  склонность, при любом стечении обстоятельств, считать, что во всём виноваты другие; виноватить, считать неправым, осуждать за что-нибудь, упрекать в чем-нибудь.

      Возвращается муж из командировки, жена в постели с мужиком кувыркается. Всё на сто процентов очевидно.  Жена выходит из спальни и говорит: — Ну, вот  опять сейчас начнутся грязные намеки, гнусные обвинения.

      Обвинительство, стоит задеть его раздутое эго, с завидным постоянством необоснованно обвиняет всех и вся во всех смертных грехах. Чего у него нет, так это самокритичности. Зато есть могучий оправдательный механизм, завышенная самооценка и чрезмерная амбициозность. Обвинитель не хочет принять мысль из Библии (Нового Завета): «Прежде, чем обвинять, постарайся оправдать».

        Обвинительство пользуется тем, что жизнь дает массу поводов для обвинений и порой крайне сложно разобраться, надуманно оно или соответствует реалиям жизни.

  Кардинал Ришелье как-то сказал: «Даже в одной строчке, написанной человеком, можно найти то, за что его можно повесить».

Позднее стали говорить: «Если человеку, не объясняя причин, дать пожизненный срок, поговорив со своей совестью, он будет знать за что».

      Обвинительство – двоечник в прохождении жизненных уроков, ибо оно не признает собственных ошибок и сваливает причины своих несчастий на окружающих, злой рок, козни недоброжелателей, плохую наследственность, сглаз, словом, на всё, что угодно, лишь бы, как самосвал, сбросить свою вину на плечи других людей или непреодолимых обстоятельств.  Обвинитель – мастер очернить и «перевести стрелки» на внешние объекты.

    Женщина на исповеди: — Батюшка! Дайте мне разрешение на развод с мужем! — А в чём дело, дочь моя? – Всегда разбрасывает носки или спит в них. От футбола не оторвешь. Из ванны выскакивает голый и начинает танцевать танец маленьких лебедей.  — А что же ты за него замуж-то пошла? — Дура была! — Вот видишь, а он тебя, дуру, замуж всё-таки взял…

Советую почитать:  Отупелость (Отупение)

      Обвинительство бежит от ответственности за всё, что происходит в его жизни, как вампир от святой воды. Во всём виноваты другие, только не оно. Ему не важно, право оно или нет. Своё внутреннее недовольство оно обязательно выплеснет в грубой или издевательской форме. Для этого им используются упреки, попреки, мелкие уколы или бытовые обвинения.

По сути, обвинительство является прямым следствием безответственности, необязательности, внутреннего недовольства, общего негативизма и бескультурья. Фредерик Бегбедер писал: «Я обвиняю общество потребления в том, что оно сделало меня таким, какой я есть: ненасытным. Я обвиняю моих родителей в том, что они сделали меня таким, какой я есть: бесхребетным.

Я часто обвиняю других, чтобы не обвинять себя самого».

     В арсенале обвинительства — нападки, нарекания, оговоры, порицания, укоры, мелкие упреки, выражение недовольства: «Почему ты всегда такая неуклюжая? Из-за тебя я палец порезал!». – «Я здесь причем?» — «Ты всегда лезешь под руку, как и твоя мамаша» — «Да я к тебе даже не подходила» — «А и не надо подходить. Я услышал, что ты опять уселась смотреть сериал, и из-за этого отвлекся».

     Словечки «никогда», «сколько ни говори», «опять», «как всегда» — любимые в лексиконе обвинителя.

Сказал «всегда» и тем самым обозначил устойчивое проявление какой-то отрицательной черты характера своего оппонента. Муж и жена попали к людоедам.

Пока те плясали вокруг них ритуальный танец, муж прошептал жене: – У меня складывается впечатление, что они собираются нас съесть. – Ты, как всегда, думаешь о еде.

     Такое  общение, оскверненное надуманными обвинениями, — признак махровой эгоистичности и невоспитанности. Обвинения вызывают протестное настроение. У каждого человека в ответ на них возбуждается ложное эго. Поэтому перепалка переходит в скандал, в котором каждый, не слушая другого, может фонтанировать обвинениями.

    В обвинениях и упреках нет никакой пользы. Мартышкин труд пытаться посредством их достичь понимания.  Тхить Нят Хань пишет: «Когда вы сажаете салат, а он плохо растет, вы не обвиняете салат. Вы ищите причину. Возможно, нужно больше удобрения или больше воды, или меньше солнца. Но вы не станете обвинять салат.

Однако когда возникают проблемы с нашими друзьями или с семьей, мы обвиняем другого человека. Но если мы знаем, как обращаться с подобными ситуациями, дела пойдут на лад. Обвинение вообще не приносит положительных результатов, также бесполезно пытаться убеждать другого человека, используя аргументы и рассуждения. Ни обвинение, ни рассуждение, ни аргументы, только понимание.

Если вы понимаете, и вы можете показать, что понимаете, вы можете любить, и ситуация изменится».

     Жить  с обвинителем крайне сложно. Нужно иметь гигантскую терпимость, могучую снисходительность и не убиваемую доброжелательность. У жертвы обвинительства обычно развивается комплекс неполноценности. Как правило, от обвинителя все бегут.  — Сперва жена моя сбежала, — жалуется он, —  потом собака и коты… Сейчас смотрю, как трудно рыбкам аквариум толкать к двери…

     Когда  обвинитель с кем-то расстается, он высказывает напоследок всё, что раньше в себе сдерживал. В обвинениях он находит способ поддержать падающую самооценку.

Бернхард Шлинк в книге «Гордиев узел» пишет: «Когда нас покидают, мы ищем спасения в обвинениях — чтобы те, кто нас бросил, оправдывались и извинялись и тем самым были с нами.

В этом смысле мы всерьез воспринимаем свои обвинения, но вообще готовы на любой вид амнистии».

   Обвинитель, как правило, находит свою жертву в лице жены или мужа, делая их виновником всех своих бед.  Муж с женой ссорятся: — Неблагодарный! Я отдала тебе лучшие годы моей жизни!- Если это были лучшие, могу себе представить, что меня ожидает в будущем!

Советую почитать:  Опрятность Опрятный

       Обвинительство – поисковик врага везде и во всем. Обвинителя пьянит энергия страха окружающих. Так происходит потому, что востребованы самые низшие качества его личности. Зачастую обвинители трусливы. Поэтому они находятся в постоянном поиске более трусливых и низких людей, на которых безболезненно можно поупражняться в обвинительстве.

      Обвинительство зачастую проявляется в связке с глупостью. Например, разве не глупо обвинять женщину в том, что она реализует свою природу? Вместо обвинения следует тогда  говорить глупую фразу: «Эх, ты, женщина!» Мы ж не обвиняем хищников в том, что они плотоядны.

       Обвинительство – генератор  негативных эмоций. Прежде чем обижаться, злиться, ревновать, страдать от одиночества, человек прокручивает в голове обвинения к человеку, вызвавшему у него, к примеру, ревность.

В постоянном желании обвинять мир и окружающих обвинитель вынужден привлекать  к себе на помощь негативные эмоции. К примеру, он обвиняет правительство в плохой жизни. Чтобы быть убедительным в глазах окружающих, нужно привлечь гнев, возмущенность, негодование.

Чтобы обвинить жену в неверности, нужно позвать на помощь ревность.

   Жена — обвинитель ежедневно осматривает пиджак своего супруга и за каждый волосок, найденный ею, устраивает ему сцены ревности. Однажды она не обнаружила ни одного волоска и крикнула: — Вот до чего ты дошел, не брезгуешь даже лысыми женщинами!

Источник: https://podskazki.info/obvinitelstvo/

Как реагировать на обвинения

Всем нам приходится время от времени становиться мишенью, в которую дротиками летят чужие обиды и обвинения. Регулярно нас обвиняют в черствости, эгоистичности, невнимательности, неаккуратности, грубости. Да мало ли в чем. Просто когда у человека плохое настроение, он обвиняет всех вокруг. Но что если «вокруг» — только вы. Как реагировать на обвинения?

Во-первых , обвинения могут быть справедливыми. Признайте это и покайтесь. «Да, я был не прав. Да, я ошибся, это моя вина». Сказать это очень тяжело, но полезно.

 В конце концов, карательная речь имеет своей целью направить вас на путь истинный, а если вы и так уже на нем стоите, то в этой патетической речи вроде и смысл пропадает. Но не думайте, что после ваших слов обвинитель тут же замолкнет.

Нет, ступившему на тропу обвинений жизненно необходимо выпустить пар. Поэтому приготовьтесь покаянно слушать и кивать. А затем не забудьте-таки исправить свою промашку.

Читайте также:  Самоутверждение - психология

Прислушивайтесь к критике. Если вас регулярно обвиняют в одном и том же, наверное, это неспроста. Значит, надо что-то менять в себе. Или хотя бы стараться исправлять какие-то личностные качества. Каждый человек, без сомнения, индивидуален, но приноравливаться к требованиям окружающих все же необходимо. Чтобы не было обид с их стороны.

Во-вторых , обвинения могут быть несправедливыми. Когда вы просто попали под горячую руку. С одной стороны, зачем спорить, если вы ни в чем не виноваты, зачем оправдываться? С другой, ваше покровительственное молчание (мол, я выше этого) может подействовать, как красная тряпка на быка. Поэтому принимать на себя напрасные обвинения не стоит.

Попытайтесь понять, что на самом деле так разозлило вашего обвинителя. Если ответ на поверхности, например, начальник на работе отчитал, а зло срывается на вас, так и сообщите об этом «прокурору».

Здравомыслящий человек и сам знает (и уж во всяком случае догадывается) об истинных причинах своей раздражительности, а услышав их от вас, устыдится. Может, расстроится. Но перестанет возводить на вас напраслину.

Если ответа на поверхности нет, то предложите человеку спокойно рассказать вам о своих неприятностях, потому что вы знаете, что его обвинения — просто сброс негативных эмоций.

Еще один вариант, когда вас обвиняют в неком неблаговидном поступке, который вы не совершали. Если у вас есть твердые доказательства вашей невиновности — предоставьте их и закончите на этом разговор.

Если весомых доказательств нет, то не стоит нервно дергаться и рвать на себе волосы: «Ты мне веришь или нет!?» .

Достаточно уверенно, глядя в глаза, заявить о своей невиновности, и пусть обвинители, зная вас, сами решают, верить вам или нет. Или ищите твердые доказательства.

Еще один способ защиты от обвинений, наиболее часто используемый, — «обвинение — лучшая защита». Это когда мы в ответ начинаем кричать, припоминать старые промахи и огрехи нынешних обвинителей. Не очень-то действенный способ, потому что по большому счету он ведет к обыденному скандалу, во время которого можно наговорить много лишнего.

Если чужие необоснованные обвинения вас очень задевают, постарайтесь побыстрее забыть свою обиду. Хотя и считается, что во время ссоры мы говорим все, что думаем, это не совсем так.

Часто мы просто хотим обидеть человека и специально «сыплем соль на раны», а потом сами переживаем. Очень важно это понять, простить и не обижаться. И стараться не обвинять окружающих напрасно.

Чтобы не обиделись они.

Интересное на сайте<\p>

Источник: http://kladovochkasovetov.ru/psihologiya/kak-reagirovat-na-obvineniya.html

Психология жертвы: обвиняй себя и наказывай (Часть 1)

Когда за нашей спиной никто не стоит,

мы просто вынуждены искать опору в себе…

и вот тогда мы сворачиваем горы
                                                                                                      (Джулиана Вильсон)

Приветствую вас,

уважаемые читатели и гости блога!

Эта статья и идущая вслед за ней для людей мнительных, застенчивых и неуверенных. Для тех, кто чувствует, что он жертва в отношениях с другими людьми.

Они также для тех, кто силен и уверен в себе, но часто несознательно винит себе я в чем-то, а через это притягивает к себе жуткие неприятности и неудачи.

Эти публикации – прямое продолжение предыдущей статьи про синдром жертвы.

Кроме того, указанные проблемы я уже начал разбирать в статье про жизненный сценарий, ведущий к счастью или неудачам.

В статье о том, какие 13 демонов живут внутри нас.

И в статье о том, является ли сценарий жизни, актом нашего личного выбора или же это навязанная, чужая программа.  

Содержание этих публикаций:

Часть 1. Психология жертвы   

Часть 2. Жертва в отношениях (Читайте Здесь)

Итак,…

Большинство из нас искренне полагает, что многие неприятные происшествия, несчастные случаи и неудачи – это результат случайного стечения обстоятельств.

Или, наоборот, — кто-то думает, что это необходимый результат закономерного течения жизненных событий.

Правы и те и другие, ведь мир – это упорядоченный хаос случайностей и закономерностей. 

Но не нужно все сваливать на события внешнего мира.

Очень часто то, что происходит в жизни человека – это результат работы внутренних, психологических факторов.

Причин, берущих свое начало в психологии человека, в событиях его внутренней жизни.

Соответственно, в этой статье и в ее продолжении мы вместе увидим связь между психологией человека и неудачами, провалами и несчастьями в его жизни.  

Итак, …

Психология жертвы и самобичевания

(анализ случая из моей практики)

С любезного разрешения одной из моих клиенток, расскажу ее историю, которая очень хорошо демонстрирует тему данных публикаций.

(Все факты сильно изменены, любые совпадения случайны).    

История о том, что:  

«Я плохая, вечно со мной что-то происходит!

Поделом мне!»

Ее зовут О.

Она – добросовестный и ответственный сотрудник, заботливая мать, любящая жена и примерная дочь. 

Если не считать того, что с детства она несколько мнительная и застенчивая, и что ее постоянно преследует неуверенность в себе, то в целом, все в порядке, и не было бы никаких проблем, но…

Время от времени, окружающие люди очень недовольны ею.

Они выплескивают на нее свои гнев и агрессию, часто критикуют и выражают недовольство.

Бывают дни, когда она не ладит со своим начальством, с мужем, ею недовольны дети, ее родители и родители мужа. 

Время от времени с ней случаются и другие неприятности: то подвернет ногу, то вовремя готовки сильно порежет руку, то сделает ошибку в документе, то попадет в ДТП и т.п.  

Что происходит? В чем причина?     

Если обратиться к содержанию прошлой статьи, то становится ясно, что О. неосознанно следует сценарию жертвы.

Эта история показывают, что ее героиня словно бы несет какое-то наказание, несет ущерб и страдает по неведомой никому причине. 

Ведь даже сама она хоть и смутно, но понимает, что все эти неприятные происшествия отнюдь не случайны.

Что каким-то образом она сама их создает и притягивает, что в ее жизни подозрительно часто происходит

негативная материализация мыслей и чувств.      

Очевидно, — это синдром жертвы.

Прежде чем продолжить анализ этой истории и найти объяснение причин, того, что происходит с О., и какая неведомая сила подспудно руководит ею в жизни, давайте немного полистаем теорию. 

Треугольник судьбы

 или как становятся жертвами в отношениях  

Представители трансактного анализа – одного из направлений современной психологии и психотерапии, полагают, что в своем поведении мы попеременно реализуем такие роли, как:  

Жертва, Преследователь и Спаситель.

Это специфические сценарии или алгоритмы поведения и мышления, а также позиции, которые мы в зависимости от ситуации неосознанно занимаем по отношению к другим людям и самим себе в повседневном общении.   

Все хитросплетения коммуникаций между людьми могут быть представлены множеством треугольников, образованных этими ролями. 

Вот пример:

Муж в очередной раз задержался на работе.

Жена встречает его на пороге критикой и упреками, мол, ты совсем не бываешь дома, а дети растут без отца.

Муж, естественно, обижается, ведь он берет подработки, чтобы обеспечивать семью.

Уходит в подъезд и звонит своей матери.

Та успокаивает сына, поддерживает и советует, как быть в такой ситуации.

Очевидно,

что муж неосознанно играет роль Жертвы,

жена роль Преследователя, свекровь роль Спасателя.

Продолжение семейной драмы:

На следующий день свекровь, не выдержав тревоги за сына и его семью, приезжает к ним домой.

Защищая и спасая сына от сварливой жены, она набрасывается с критикой на невестку.

Теперь жена из Преследователя превращается в Жертву.

А свекровь, кроме роли Спасателя сына, по отношению к невестке начинает играть роль Преследователя.

Вечером возвращается с работы муж. Видит, что его жена очень расстроена и подавлена.

Разобравшись в чем дело, он вновь звонит матери и начинает отчитывать ее за давление на жену.

Теперь он перестал быть Жертвой, а стал Преследователем по отношению к матери и Спасателем по отношению к жене. 

А его мать теперь играет роль Жертвы.

Примерно по такой схеме происходят семейные ссоры скандалы.

Именно разыгрывание этих ролей и мешает помириться после ссоры, а выводит на новый круг конфликта.    

Еще один пример:

Муж потерял работу, и вот уже 4 месяца не может найти новую (это роль Жертвы).

Жена его всячески и помогает ему пережить жизненный кризис (Спасатель).

Он начинает пить. Жена все прощает, понимая, что у него очень тяжелая ситуация.

Она спасает мужа, взяв на себя его функции кормильца семьи, оплачивая долги, кодируя его и занимаясь его пошатнувшимся здоровьем.

Проходит время. Муж все сильнее уходит в иллюзорные миры алкоголя, становится чужим для жены и детей.  

Жена, уставшая от такой жизни, от помощи и заботы переходит на скандалы. Таким образом, из Спасателя она превращается в Преследователя.

В это время старшая дочь, жалея отца, неосознанно принимает на себя роль Спасателя

Поддерживает и жалеет отца, иногда даже дает ему деньги на выпивку.

Вскоре муж становится очень агрессивным. Его окончательно достают скандалы жены, и он сам начинает их устраивать.

В одной из таких ссор он избивает ремнем дочь-спасателя и жену-преследовательницу.

Так он перестает быть Жертвой, а становится Преследователем, а они, наоборот, — жертвами.  

Через некоторое время, муж остается совершенно один.

Понимая, что скандалами отношения не наладить и не вернуть заботу и внимание со стороны родных, раскаивается, на коленях просит прощения и клянется «завязать» навсегда.

Теперь он опять в роли Жертвы. Его прощают. Жена опять становится его Спасателем, к ней присоединяется дочь.

В семье на время устанавливает иллюзорный мир. 

Через 3 недели муж уходит в очередной запой, и драматический треугольник разыгрывает новый круг своего бесконечного вращения.

Важно понимать, что все эти роли и эти позиции, которые занимают люди в повседневном общении, не являются проявлениями здоровых отношений.

Это способы манипуляции, часто используемые в быту и на работе. Посмотрите на свою жизнь!

Наверняка найдете пару-тройку таких вот треугольников в отношениях с окружающими.

Теперь вы понимаете, откуда в вашей жизни столько конфликтов и непонимания?  

Подробнее об этом конфликтном треугольнике и о его персонажах я напишу в одной из следующих статей.    

А сейчас возникает закономерный вопрос:

Отвечу: самое прямое!

Дело в том, что конфликтные ролевые взаимодействия Преследователя, Жертвы и Спасателя происходят не только в межличностном и групповом пространстве, но и внутри многих людей, в определенной степени даже в каждом из нас.

Причем, происходит чаще всего незаметно для нас, т.е. в бессознательной части нашей личности.

Забегая вперед, скажу, что данные роли укоренены в психике человека в виде неких внутренних фигур или субличностей, которые за него решают, как ему поступать в той или иной ситуации.

Мы думает, что мы свободны, но для многих людей свобода – это чистой воды иллюзия, так как ими давно уже правят призраки прошлого.  

Для того, что бы это понять, в следующей статье мы возвратимся к истории О. и продолжим искать ответы на вопрос:

Читайте также:  Психотерапия и психология развития - психология

«Что такое психология жертвы?» и «Как перестать быть жертвой?» 

Продолжение будет опубликовано уже через сутки.

Вот оно: «Жертва в отношениях…(Часть 2)»

Следите за обновлениями блога

и берегите себя!

© Денис Крюков

Вместе с этой статьей читайте:

Источник: http://formaetsensum.ru/psikhologiya-zhertvy-obvinyay-sebya-i-nakazyvai-chast-1.html

Психология допроса

В данной главе представлены выборки из пособий для следователей. Пусть Вас не смущают такие слова как «виновный», «преступник» и язык главы в целом.

В нашем мире ублюдки, пытающие и убивающие людей, вымогающие взятки и промышляющие грабежами называют себя защитниками правопорядка.

В то же время нас, сопротивляющихся беспределу и создающих свободное общество, они именуют хулиганами, террористами и преступниками.

Встав на путь борьбы с репрессивной машиной, мы должны осознавать свою правоту и понимать, что занимаемся хорошим делом.

Пусть Ваш дух останется непоколебимым, а вера в победу согревает в холодные ночи.

Стремясь уклониться от ответственности и скрыть свое участие в преступлении, виновный старается утаить от окружающих и связанные с этим переживания. Он оберегает свои воспоминания от внешнего проявления и тем самым постоянно оживляет их, а, подавляя переживания, еще более их обостряет.

В конце концов, тенденция скрыть свои чувства и мысли вносит сильнейшую дезорганизацию в его психические процессы.

В частности, у подозреваемого происходит частая смена состояний, сопровождаемая то появлением уверенности в себе, стремлением к активному противодействию, недооценкой возможностей следствия, самоуверенностью, то, напротив, возникновением подавленного, депрессивного состояния, растерянности, безволия.

В отличие от подозреваемого обвиняемый чаще всего имеет больше сведений о положении дел, о содержании имеющихся доказательств у следствия. Однако на предварительном следствии, у подозреваемого и обвиняемого наблюдаются многие сходные психологические состояния, мотивы, побуждения, а отсюда и особенности поведения.

Психические состояния, мотивы действий, личностные качества допрашиваемых определяют их поведение на предварительном следствии и тем самым обуславливают психологический подход к ним, избрание наиболее эффективных, тактических и психологических приемов. На допросе обвиняемый может испытывать самые разнообразные чувства.

Совершивший преступление боится изобличения и, конечно же, наказания. Это обычно действует на психику угнетающе, может в значительной степени подавить волю допрашиваемого, снизить возможности правильной оценки сложившихся обстоятельств, ухудшить самоконтроль, привести обвиняемого в угнетенное, депрессивное состояние.

Страх обычно возникает у лица, совершившего преступление, задолго до привлечения его к уголовной ответственности. Такие психологические состояния затрудняют установление с допрашиваемым психологического контакта, снижают эффективность тактических приемов допроса. На допросе обвиняемый может быть в состоянии душевного потрясения, стыда, опасаясь, что о случившемся узнают родные и близкие, друзья, сослуживцы, соседи. Моральные оценки и суждения окружающих небезразличны даже для людей с устоявшимися антиобщественными взглядами. Нежелание огласки является весьма сильным мотивом, во многом определяющим поведение обвиняемого.

Для отдельных обвиняемых типична боязнь утраты достигнутого им социального, служебного и материального положения. Поэтому на допросе такой обвиняемый чаще всего уклоняется от дачи правдивых показаний.

Здесь следователь, чтобы преодолеть указанное психологическое состояние обвиняемого, должен убедить его в возможности честным и добросовестным трудом восстановить социальное положение, стать полноправным членом общества.

Сильным психологическим состоянием, формирующим мотивы поведения обвиняемого, является страх лишения свободы, привычного образа жизни, оказаться среди преступников. Такое чувство, особенно присущее лицам, впервые совершившим преступление и привлеченным к уголовной ответственности, обычно приводит их в состояние глубокой депрессии.

В такой ситуации обвиняемый полагает, что избежать задержания, ареста, содержания под стражей, приговора, связанного с лишением свободы, можно, только отрицая свою вину, давая ложные показания, у него возникает соответствующее психологическое состояние, формируется позиция, которую следователю необходимо преодолеть.

Для этого требуется убедить обвиняемого, что доказывание вины мало зависит от его признания, а в решающей мере — от всей совокупности доказательств. Здесь требуется разъяснить обвиняемому, что чистосердечное раскаяние, а также активное способствование раскрытию преступления является для суда обстоятельством, смягчающим ответственность.

Практика показывает, что в преступлениях, совершаемых группой, обвиняемый по — разному относится к соучастникам. Если кому‑то он многим обязан, то старается скрыть причастность к преступлению этого человека, надеясь на его помощь и поддержку.

Гораздо чаще система психологических отношений в преступной группе построена на подчинении силе, страхе, иных низменных побуждениях и инстинктах. Поэтому в процессе расследования, когда участники преступной группы изолированы друг от друга, построенные на такой основе отношения распадаются.

У обвиняемого крепнет неприязнь к лицам, втянувшим его в преступную группу, по чьей вине он оказался привлеченным к уголовной ответственности.

Следователь использует подобное психологическое состояние обвиняемого, раскрывает перед ним систему отношений, существовавших в преступной группе, показывает, на чем построено ложное чувство товарищества среди преступников, использует эти знания для выбора наиболее эффективных тактических приемов допроса.

Для обвиняемого на предварительном следствии очень характерно психологическое состояние тревоги, неопределенности, невозможности правильного предвидения сложившейся ситуации и управления ею.

Часто подозреваемому неизвестно, какими доказательствами располагает следователь, какая мера пресечения может быть избрана, какие следственные действия, в том числе и носящие принудительный характер, будут проведены и т. д. Такое психологическое состояние является основой для разработки и применения тактических и психологических приемов.

Поведение человека в значительной степени определяется воздействием на него доминанты — господствующего в данный момент очага возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, который обладает повышенной чувствительностью к раздражению и способен оказывать тормозящее влияние на работу других нервных центров. Зачастую доминанта воздействует и на преступника. Испытывая чувства тревоги, сожаления, страха, раскаяния и т. д., правонарушитель мысленно многократно возвращается к событию преступления, обдумывает возможные неблагоприятные последствия. Этот процесс приводит к еще большему усилению переживаний, к постоянному подкреплению очага возбуждения — доминанты. Замечено, что чем тяжелее преступление, тем ярче изменения в поведении преступника.

Однако этим значение доминанты не исчерпывается. Давно замечено, что человек, совершивший тяжкое преступление, испытывает сильное психологическое напряжение. Стремление скрыть причастность к преступлению, необходимость маскироваться, чтобы выглядеть спокойным, приводят к усилению торможения в клетках коры головного мозга. После этого начинает преобладать процесс возбуждения.

Оно становится все более устойчивым, а потом и постоянным. Безусловно, преступник испытывает острое желание снизить напряженность, снять с себя бремя тайны преступления, посоветоваться, как быть дальше, какую линию поведения избрать, просто выговориться хотя бы и постороннему человеку.

Выявление таких состояний, «поддержание» указанных процессов на допросе, проведенном в строгих рамках правовых и этических норм, способствуют получению правдивых показаний, скорейшему раскрытию преступлений.

В сложной ситуации следователю нужно знать все основные социальные роли, которые исполнял допрашиваемый в жизни, и научиться направлять допрашиваемого к занятию такой ролевой позиции, которая бы наиболее соответствовала ситуации данного допроса. Исследуя личность допрашиваемого, следователь должен планировать обращение к ее лучшим сторонам, т. е.

к социально положительным ролевым позициям данной личности. Например, изучая личность обвиняемого, следователь установил, что юноша увлекается радиотехникой. Будучи сам страстным любителем радиотехники, следователь достиг полного психологического контакта, заговорив с допрашиваемым на любую тему.

Источник: http://bookap.info/okolopsy/psihologiya_doprosa/gl2.shtm

Муля, не нервируй меня!. У бытовых обвинений много проявлений — Сайт помощи психологам и студентам

Как отучать себя от обвинений?

Муля, не нервируй меня!. У бытовых обвинений много проявлений..

Муля, не нервируй меня!

У бытовых обвинений много проявлений — нападки, нарекания, оговоры, порицания, укоры, мелкие упреки, выражение недовольства: «Ты всегда! Почему тыИз-за тебя!». У жены разбилась чашка, она упрекает мужа: «Это из-за тебя! Это ты меня отвлек!» Ответ мужа: «Сама безрукая, у тебя всегда из рук все валится». Далее поворачивается не глядя и ударяется о полку: «Блин…

Я ударился, потому что твой мастер прибил полку и повесил микроволновку не в том месте». День завершается финальным: «Вода из ванны перелилась, потому что я тебя предупредил, что собираюсь купаться, а ты не уследила». Слушая такие разговоры взгрослых, обвинениям учатся дети.

Ситуация на детской площадке: мальчик зовет девочку поиграть, та пробегает мимо качели и ее сбивает другая качающаяся девочка. Третья детсадница моментально тут как тут: «Это ты из-за Сережки упала!»

Бытовые обвинения можно академично определить как необдуманное возложение вины на другого, но проще назвать их — конфликтогены и грязь в общении.

По поводу любого обвинения легко ответить на вопрос «Почему?» и трудно ответить на вопрос: «Зачем?» — если, конечно, отвечать вдумчиво и честно. Яркие обвинения могут привлечь к вам внешние симпатии, но убивают добрые отношения между вами. Обдуманные обвинения могут быть заслуженным наказанием провинившемуся, но необдуманные вызывают только протест и обвинения взаимные.

Если бьете обвинением вы — на свой удар вы получаете ответ взаимный. Воспитанные люди при хороших, тем более близких, отношениях между собой бытовые обвинения не используют.

Как об этом реально договариватьсяСм. Семейная Конституция

Что вместо обвинений?

Если разговором хоть чего-то добиться можно, то вместо обвинений лучше использовать конструктив, в первую очередь просьбы и предложения. Вместо «Почему ты тут сидишь, мне на кухне не помогаешь?!» лучше звучит: «Помоги мне, пожалуйста, на кухне, мы быстрее приготовим завтрак!».

Тяжелое «Из-за тебя мы опоздали!» можно заменить на: «У меня к тебе просьба — в следующий раз подготовь все свои вещи заранее, чтобы мы не так торопились».

В общении с женщинами и детьми хорошо срабатывают Я-послания, если же штатная ситуация сменилась более трудной, имеет смысл использовать схемы грамотной критики и алгоритм разговора о трудных отношениях.

Как отучать себя от обвинений?.

Чтобы научиться общаться без обвинений, полезно выучить список своих привычных обвинительных формулировок, повесить себе напоминалки и попросить кого-то из близких или друзей, чтобы они за вами последили. А затем — осваивайте упражнение «Хорошо» и другие полезные упражнения Дистанции. Подробнее

Как приучать близких общаться в рамках синтонного общения

Приучать близких общаться в рамках синтонного общения — задача не простая, часто приводящая к возрастанию напряженности и конфликтам.

Пишет один из студентов Университета: «С началом учебы я энергично, напролом пошел как бык на красную тряпку «помогать» своей супруге. Объяснял, что она живет неправильно, а здесь она говорит конфликтогены. Если она вдруг изволила не понимать и не хотеть что то делать, то энергично ругался…

» — вы понимаете, что ничего хорошего, кроме осложнения отношений, это не принесло. Самый страшный конфликтоген — это указание другому на его конфликтогены!

При этом данная задача — не тупиковая, решение она имеет.

Если вы своих близких любите и действительно хотите им помочь, все в ваших руках!

Источник: http://psinovo.ru/stati/mulya_ne_nerviruy_menya__u_bitovich_obvineniy_mnogo_proyavleniy.html

Ссылка на основную публикацию