Метод заезженной пластинки в воспитании детей — психология

Техника «заезженной пластинки» или Противостояние манипуляциям

Как бы ни было, человеческие отношения отягощены необходимостью отказывать другим людям. Безусловно, есть ситуации, когда мы не можем сказать «нет» (например, при исполнении служебных обязанностей). Но все же, в большинстве случаев нам предоставлена свобода выбора, которую мы, впрочем, не всегда используем.

Как поступить в ситуации, когда другой человек просит нас о чем-то, усердничает, пытаясь убедить в своей правоте, но при этом наши точки зрения кардинально не совпадают? И отказать как-то не красиво, и соглашаться не хочется. Особенно непросто, когда человек назойливо атакует своими доводами, опровергая любые наши аргументы.

Часто такие ситуации возникают в плоскости манипуляционного взаимодействия. Причем манипуляции тем сложные, что взаимодействие протекает в границах эмоционального поля.

Манипулятор прямо или физически ни к чему нас не принуждает, не кричит и не хамит. Его непросто упрекнуть в невежестве, в то же время он четко навязывает свою линию поведения.

«Жертва» испытывает только эмоциональный дискомфорт, неестественность в словах и поведении, ощущает, что «что-то не так», «происходит что-то не то».

Одним из наиболее эффективных методов сохранить свободу выбора и не поддаться воздействию есть техника «заезженной пластинки».

Ее суть состоит в отстаивании своей позиции путем постоянного повторения фразы (что именно вы хотите получить или узнать).

Причем, фраза условно должна состоять из двух частей: первая, – высказывание понимания точки зрения собеседника, вторая, – формулировка вашей позиции. Первая часть может изменяться, в зависимости от контекста разговора, вторая же – несменная.

В данном случае важно не переключаться на другую тему, не оправдываться, не обсуждать доводы собеседника, поскольку они не имеют значения для содержания разговора, в то же время могут запутать в эмоциональном неводе.

Для упрощенного понимания сути техники, предлагаю рассмотреть два примера диалога двух товарищей.

  1. Разговор манипулятора с «жертвой»:

              – Завтра выходные и я попросил бы тебя помочь перевезти некоторые инструменты для ремонта на дачу. У тебя же автомобиль на ходу?

              – Да, но завтра я хотел бы отдохнуть…

              – Ничего, отдохнешь в воскресение! Ну чего же ты?

              – Но… я запланировал пойти с женой в ресторан…

              – Ага!!! Ясно! Стал подкаблучником!!!

              – Я не подкаблучник… Просто мы это спланировали еще на прошлой неделе…

              – Ну, так объясни жене, что твоему другу необходима помощь. Я знаю, что ты сможешь убедить! Она поймет!

              – Я думаю, она обидится…

              – Не обидится! Мы быстро – туда и обратно. Разве друзья так поступают? Настоящие друзья всегда помогают, даже если им не совсем удобно!

  1. Разговор манипулятора с товарищем, владеющим техникой «заезженной пластинки»:

              – Завтра выходные и я попросил бы тебя помочь перевезти некоторые инструменты для ремонта на дачу. У тебя же автомобиль на ходу?

              – Да, но завтра я не смогу это сделать!

              – Что случилось? Чем занят?

              – Я понимаю, что тебе нужна моя помощь, но завтра я действительно не смогу отвезти твои вещи на дачу.

              – Да ведь мы туда и обратно! Разве друзья так поступают?

              – Ты мой друг, и я это ценю! Поверь, если бы у меня булла такая возможность, или же ты предупредил меня загодя, – я бы поехал. Но вот сейчас у меня нет такой возможности. Я не поеду на дачу!

Отказ от предложения или в просьбе не значит, что вы пренебрегаете человеком или же его потребностями. Вы просто отстаиваете в конкретной ситуации свое право выбора и желания. Вспомните ситуации, когда люди вам отказывали. Они же не пренебрегали вами как личностью.

«Заезженная пластинка» – хорошая техника в тех случаях, когда вы уверенны в своей позиции и праве относительно чего-то. При иных обстоятельствах разумно применять более гибкие техники общения.

Указанная техника также может быть использована и с другой стороны, когда мы хотим убедить в правильности своей точки зрения, отстоять право, особенно когда оно прописано конкретными нормами или правилами. В то же время, для ее эффективного использования необходима хорошая эмоциональная стойкость и уверенность. А такие качества лучше всего развивать на практике.

Используйте, анализируйте, проявляйте критичность мышления и берегите себя от навязывания чужих мыслей!

Автор Татьяна Завада

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/texnika-zaezzhennoj-plastinki-ili-protivostoyanie-manipulyaciyam/

Прием «заезженная пластинка». Часть 1

Прием «заезженная пластинка»

Помимо прямого отказа выполнять вашу просьбу у окружающих есть и другие возможности, о чем вам не следует забывать.

Они могут немедленно согласиться (и это после того, как вы столько упражнялись в том, как настоять на своем, а теперь вы даже не имеете возможности применить эти навыки на практике!).

Они могут выдвинуть возражения, отговорки, могут проявить агрессию или выдвинуть оправдания, почему они не откликнулись на вашу просьбу.

У вас есть несколько вариантов действий. Вы можете отказаться от своих намерений (это нельзя считать самоутверждением).

Если ситуация настоятельно требует чего-то, вы можете использовать вербальные и невербальные средства, чтобы проявить силу, о чем шла речь в предыдущей главе, или вы можете применить прием «заезженная пластинка», то есть повторять и повторять послание, пока другой человек не примет вашу точку зрения.

Это тоже может потребовать от вас немалой «мускульной» силы, если вы действительно хотите продвинуться вперед в диалоге, но теоретически вы сможете сохранить дружелюбный, спокойный тон, сдержанную громкость голоса, если будете настойчиво придерживаться своих позиций.

Джина предупреждала Анджелу, начальницу машбюро, что ей нужно, чтобы важный доклад был напечатан как черновик к четвергу (а был понедельник), так чтобы его можно было разослать по факсу главам региональных филиалов, которые должны высказать свои замечания и пожелания, предложения и поправки. Она отдала рукописный вариант черновика Анджеле. Между ними состоялся такой диалог.

Джина: Анджела, вот доклад по альтернативным ресурсам, о котором я вам говорила. Мне он нужен завтра после обеда.

Анджела: Я сделаю все, что в моих силах, Джина, но у нас тут есть еще очень срочная работа. Все машинистки страшно заняты. Сомневаюсь, что смогу напечатать твой доклад до среды.

Джина: Окончательный вариант доклада должен быть распечатан и распространен до совещания в пятницу. Мне нужен готовый черновик завтра около часа дня, чтобы разослать его руководителям региональных филиалов и дать им шанс прокомментировать текст до того, как он будет утвержден.

Анджела: Ну почему бы вам не разослать им по факсу рукописный вариант черновика? Мои люди действительно очень заняты, я не могу обещать, что мы вовремя справимся с работой.

Джина: Я понимаю, что вы перегружены работой, но мне доклад нужен в напечатанном виде, и он должен быть у меня на столе завтра в час дня, как мы и договаривались.

Анджела: Почему бы вам не вызвать машинистку для этой работы из главного офиса? Или, может быть, вы пригласите дополнительную машинистку из агентства?

Джина: Если вы можете организовать это, пожалуйста. Но только обеспечьте мне аккуратно и грамотно напечатанный экземпляр доклада завтра к часу дня, и все будет отлично.

Анджела (вздыхая): Хорошо, Джин, предоставь это мне. Я посмотрю, что я могу сделать.

Джина: Итак, вы предоставите мне напечатанный экземпляр завтра сразу после обеда?

Анджела: Да, хорошо. Джина: Спасибо, Анджела.

Этот диалог не является абсолютно чистым примером приема «заезженная пластинка», когда вы твердите свое главное утверждение, ни на что не обращая внимания, повторяете требование снова и снова, пока оно не будет понято и принято за основу действий.

Вероятно, приведенный разговор более точно отражает тот метод, который с радостью использовали бы многие люди, поскольку здесь допускается существование причин и оснований вашего требования, а также упоминаются детали, которые могут помочь достижению желаемого результата.

Здесь признается и обоснованность позиции оппонента — Джина показывает, что учитывает и понимает слова Анджелы, — однако последовательно игнорируются все ненужные вопросы, которые направлены на то, чтобы вы отказались от намеченной цели.

Вы можете блокировать подобные попытки с помощью повторения главного утверждения и добиваться согласия.

Все, что касается приведенного диалога, могло произойти только в том случае, если сохраняется спокойный, приятный, но твердый тон голоса. В потенциально стрессовых ситуациях, подобных этой, достаточно легко потерять контроль над своими эмоциями, впасть в обвинительный тон, потребовать объяснений, какую работу собеседник считает более срочной, чем ваша, и т. п.

«Заезженная пластинка» — это прием, который обычно ассоциируется со словом «нет». Принцип тот же, что и в приведенном примере. Во-первых, удостоверьтесь в том, чего вы на самом деле хотите и чего не хотите.

Формулируйте свою позицию ясно и продуманно, так чтобы ваше «нет» было совершенно определенным и не оставляло собеседнику никаких сомнений в смысле сказанного.

Используйте как можно меньше «украшений речи» и лишних деталей к вашему утверждению — кратко назовите причину своего отказа или принесите извинение, если вы искренне сожалеете, что не можете откликнуться на просьбу или согласиться на требование.

Секрет в том, чтобы быть дружелюбно настроенным, но твердо стоять на своих позициях.

Возвращайте человеку все, что вы от него услышали и поняли, и тем не менее дайте ему ясно понять, что вы намерены стоять на своем.

Собеседник будет выдвигать причины, почему вы должны поступить так, как хочет он, постарается показать, почему ваша позиция нелогична, воспользуется жалобами, упреками и другими средствами эмоционального давления и шантажа, чтобы вы испытали чувство вины за то, что отказываете ему, чтобы вынудить вас изменить свои намерения и уступить его желаниям. Вы должны принять решение: быть гибким в данном вопросе и совместно работать над поиском взаимоприемлемого компромисса или скрестить шпаги, каким бы позитивным и благожелательным ни был отказ.

Давайте снова вернемся к приведенному выше диалогу и представим себе, что на этот раз Анджела решила воспользоваться приемом «заезженной пластинки».

Джина: Анджела, вот доклад по альтернативным ресурсам, о котором я вам говорила. Мне он нужен завтра после обеда.

Анджела: Ситуация изменилась с тех пор, как я сказала вам, что эти сроки возможны — извините, Джина. Я как раз собиралась позвонить вам, но срочная работа для исполнительного директора компании — наш абсолютный приоритет. Нет, я не смогу напечатать ваш доклад завтра к середине дня.

Джина: Что? Почему исполнительный директор устанавливает подобную систему приоритетов? Я говорила вам о докладе заранее, и вы заверили меня, что работа будет выполнена!

Анджела: Я понимаю, что вы возмущены. Однако я принимаю решение насчет распределения работ в моем отделе, и задание исполнительного директора является для нас более важным. Так что нет, мы не сможем напечатать ваш доклад к завтрашнему дню.

Джина: И что же я должна теперь делать? Вы прекрасно знаете, почему он нужен мне именно завтра: его надо разослать по факсу руководителям региональных филиалов. Я разочарована в вас. Как вы могли меня так подвести!

Источник: https://psibook.com/library/359/28.html

Методы воспитания

Воспитывать детей не так легко,  как кажется на первый взгляд.  В психологической популярной литературе предлагают   много различных    методов  воспитания детей.

Но, как правило, зачастую родители руководствуются теми методами, какими воспитывали их в детстве.

  Родители всегда являются для ребенка авторитетными  людьми и если выбранный  метод воспитания не согласован со  стилем родительского поведения, все усилия  будут сведены на «нет».

  Применяя правильно различные методы воспитания, родители, формируют полноценную личность, обладающую ярким неповторимым индивидуализмом.

Итак, мы расскажем вам  о некоторых методах воспитания детей.

Читайте также:  Любовь-хочу - психология

Экологическое воспитание

экологическое воспитание — это формирование у ребенка правильного отношения к окружающему нас миру. Если вы хотите научить своего ребенка любить природу и все, что нас окружает, вам нужно как можно лучше изучить эту очень актуальную тему.

Метод беседы или убеждения

Беседовать с ребенком можно  и нужно в любом возрасте. Ребенок всегда способен объяснить причины своего поведения. Родителям же необходимо просто терпеливо  выслушать ребенка.  Необходимо понять причины поведения, но при этом нужно быть спокойным уверенным  и твердым в своем мнении.

Метод   подкрепления

В ходе беседы вы что-то пообещали  ребенку.  Понятно, что подкрепить ваши слова, необходимо каким — то действием. Подкрепления бывают,  как и отрицательными, так и положительными.

Метод положительного подкрепления связан с позитивными эмоциями в адрес ребенка. Необходимо ребенка похвалить, заметить и поддержать его поведение. Скажите приятные слова, похвалите, и ребенок будет чувствовать свою значимость и любовь со стороны родителей.

Метод отрицательного подкрепления, как правило, выражает ваше недовольство поведением ребенка. Выражать это можно с помощью замечания или наказания. Только беседуя с  ребенком,   никогда не говорите  «плохой ребенок». Необходимо отделять поступки от личности ребенка. Он не плохой ребенок, а просто поступил плохо. Это очень важно для развития  индивидуальности ребенка.

Можно лишить ребенка чего либо, например, любимого мультика, но никогда нельзя лишать любви. Принимая наказание, ребенок должен понять, что он совершил плохой поступок.

Психологи говорят, что нельзя ребенка наказывать трудом или заставить заниматься чтением или письмом. Они буду восприниматься ребенком как крайне неприятные действия.

Метод дрессировки

Этот метод сочетает в себе сразу два метода и отрицание и похвалу. Это знакомый всем прием «кнута и пряника». Родителям следует не злоупотреблять таким методом, и все-таки находить подход к ребенку.

Предупреждая ребенка о последствиях его поступка, родители принимаются считать. Пока родители считают, у ребенка есть шанс еще все исправить. Если ребенок не желает остановиться то, то наказание, которое родители  пообещали необходимо  выполнить. Такой метод можно применять с детьми дошкольного возраста. Ребенок должен понять все серьезность положения.

Метод «заезженная пластинка»

Часто ребенок начинает договариваться с родителями,  ища различные предлоги.  В этот момент родителям достаточно  понять, что такой  диалог с ребенком ни к чему не приведет, лишь потеряется время, а затем и терпение. Это можно продолжать до бесконечности.  Непреклонно  настаивая на своих требованиях родители, достигнут большего эффекта.

Метод физического наказания

вызывает много споров. Кто-то говорит что, воспитывая детей,  «дедовским способом» достигаешь большего послушания детей. Но здесь мы должны понять, кого мы хотим видеть в наших детях, запуганного послушного ребенка или гармонично развитую личность.

Прежде нужно постараться найти психологический контакт с ребенком и научиться воздействовать на ребенка более гуманными способами.

Источник: http://www.internet-kontrol.ru/psichologiya/metodi-vospitaniya.html

Техники элегантной защиты от манипуляций

Представляем вам несколько действенных коммуникативных техник и методов защиты, которые вы с успехом можете применять в ситуациях, когда вами манипулируют: «локализация проблемы», прикидываться простаком, изменять перспективу, выходить из ситуации и др. Их нужно уметь применять, поскольку речь идет о том, чтобы защитить самого себя.

Автор: доктор

Томас Вильгельм (Thomas Wilhelm), консультант и тренер, преподаватель философии Мюнхенского университета. Материал публикуется в адаптированном переводе с немецкого.

Представляем вам несколько действенных коммуникативных техник и методов защиты, которые вы с успехом можете применять в ситуациях, когда вами манипулируют. Для начала перечислим их:

  • спрашивать и слушать («локализация проблемы»);
  • игнорировать и продолжать;
  • прикидываться простаком — «проматывать катушку назад»;
  • ставить «заезженную пластинку»;
  • изменять перспективу;
  • выходить из ситуации.
  • прерывать переговоры.

1. Спрашивать и слушать

Сознательное использование вопросов — один из центральных элементов общения. Как правило, мы недооцениваем роль вопроса как коммуникативного средства.

Многим людям кажется, что если они для начала просто будут задавать вопросы, а не заявят сразу же о собственной точке зрения, то потеряют инициативу разговора.

Но верно прямо противоположное: благодаря вопросам вы повышаете шансы выстроить позитивные отношения со своим собеседником и добиться своей цели. Почему?

При помощи правильных вопросов вы:

  • получаете важную информацию, которая поможет вам адаптировать к ситуации свою тактику ведения разговора, ведь вопросы помогут вам определить, чему придает значение ваш собеседник, что именно для него важно;
  • включаете своего собеседника в активные переговоры, с самого начала проявляя себя в качестве партнера, а не противника;
  • можете предотвратить столкновения, вернуть разговор на предметный уровень, что поможет вам справиться с эмоционально непростыми ситуациями.

Задавая вопросы, вы демонстрируете своему собеседнику уважение, а ведь для любого человека важно, чтобы к нему относились с уважением и его ценили.

Для целенаправленного применения вопросов необходимо понимать разницу между

вопросами открытого и закрытого типов. Открытые вопросы требуют ответов в виде полных предложений, в то время как на закрытые вопросы можно полноценно отреагировать одним-единственным словом или лаконичным упоминанием некоего факта.

Как правило, ответы на открытые вопросы более полные и занимают больше времени, чем довольно скупые в большинстве своем реакции на закрытые вопросы. Открытый вопрос позволяет более активно подключить собеседника к разговору.

Их преимущество в том, что они провоцируют его на размышления, приглашают его более интенсивно заняться обсуждаемым вопросом, побуждают делать собственные предложения. Кроме того, открытые вопросы всегда позволяют выяснить больше, чем вопросы закрытые. Приведем несколько примеров открытых вопросов.

  • Каким, по вашему мнению, должно быть решение?
  • Какие у вас есть пожелания по этому поводу?
  • В чем точно проявляется эта проблема?
  • Что в данном случае вас особенно интересует?

На закрытый вопрос ответить можно очень коротко — жестом или одним словом. Приведем примеры вопросов этого типа.

  • Вы хотите еще раз подумать об этом?
  • Вы согласны сделать небольшую паузу?
  • Как вас зовут?
  • Вы приняли решение?

Вопросы о согласии собеседника — важные вопросы закрытого типа. Закрытые вопросы прекрасно оправдывают себя и в случаях туманных и пространных высказываний, когда требуется вынудить собеседника выражаться более точно.

Открытые вопросы применяют для того, чтобы:

  • получить более полную информацию;
  • побудить собеседника к свободному обмену мнениями;
  • подтолкнуть его к размышлениям.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Понравиться всем: репутация в российском бизнесе

Закрытые вопросы используют, чтобы:

  • испросить согласия, одобрения;
  • получить подтверждение;
  • вести переговоры в строгой, четкой манере;
  • добиться однозначного ответа.

Важным методом ведения разговора является

техника переспрашивания. Переспрашивая, вы ссылаетесь непосредственно на предшествующее высказывание.

Эта техника нацелена в первую очередь на лучшее понимание высказываний собеседника, а также на приглашение его к более точному формулированию или же критическому пересмотру своих мыслей.

Переспрашивать полезно во всех тех случаях, когда что-либо становится неясным или сознательно затуманивается.

Противоположность постановки вопросов — это, конечно,

слушание. Если вы задаете вопросы, то должны быть готовы и выслушать ответы. Внимательное слушание играет решающую роль в ведении переговоров и при обращении с манипуляцией.

Слушать означает:

  • настроиться на своего собеседника, отнестись к нему со всем вниманием;
  • поставить себя в ситуацию собеседника для того, чтобы понять его образ мыслей или его точку зрения. При этом вы вовсе не обязаны ее разделять.

Слушание — дело в первую очередь внутреннего настроя, а не чистой техники. Оно требует огромной концентрации и является поэтому одной из самых утомительных коммуникативных техник. Однако навыки профессионального слушания можно тренировать и оттачивать.

Тот, кто умеет слушать, легче выстроит доверительные отношения со своим собеседником.

Слушание, как и активное задавание вопросов, — это своего рода «ключ ко всем дверям», который позволяет достичь более глубокого личного контакта с партнером по переговорам. Слушание помогает снимать агрессию и враждебные эмоции.

Как и вопросы, слушание — превосходный способ придать разговору более предметный и конструктивный характер. Внимательное слушание, помимо этого, помогает избегать недоразумений.

Основополагающее правило профессионального слушания гласит: надо показывать собеседнику, что его слушают.

Для этого существует три возможности, а именно: молчаливое слушание, слушание с использованием реакций внимания, активное слушание.

  1. Молчаливое слушание

    . Слушающий тих, внимателен и разворотом своего тела к собеседнику демонстрирует тому, что слушает.

  2. Слушание с использованием реакций внимания. Слушающий показывает, что слушает собеседника, при помощи типичных реакций внимания (кивки, реплики типа, «правда?!» и т.д.)

  3. Активное слушание.

    Слушающий переспрашивает, еще раз подытоживает своими словами сказанное собеседником или отражает эмоции собеседника, которые содержатся в его высказываниях. Активное слушание — высшая форма профессионального слушания. Существует несколько видов активного слушания:

2. Игнорировать и продолжать

Игнорирование и продолжение — одна из самых сдержанных реакций на распознанную манипуляцию. Вы просто не поддаетесь на попытку манипуляции и пропускаете мимо ушей соответствующее замечание. Тем самым ваш собеседник получает предупреждение, но «не теряет при этом лица».

Вы же вполне можете и даже должны дать ему понять, что прекрасно поняли, что именно он пытался сделать, например при помощи:

  • паузы в разговоре (размышление);
  • вопроса: «Может быть, мы все-таки продолжим, вы согласны?»;
  • подчеркнуто конструктивного предложения с вашей стороны.

Эта техника чаще всего применяется в ситуациях, когда манипулятор:

  • позволяет себе глупую шутку или циничное замечание;
  • ведет себя пренебрежительно;
  • пытается застигнуть вас врасплох и наращивает темп;
  • держит себя подчеркнуто не заинтересованно и скучающе.

3. Прикидываться простаком и «проматывать катушку назад»

Если вы прикинетесь простофилей, то хоть и отреагируете на попытку манипуляции, но официально проинтерпретируете ее в качестве недоразумения или небольшого замешательства с вашей стороны.

Прежде чем беседа сможет продолжаться, это недоразумение или эту заминку придется устранить.

Тем самым вы избежите того, чтобы откровенно разоблачить своего собеседника как манипулятора: он или она получит изящный предупреждающий сигнал, но сможет «сохранить при этом лицо». Проиллюстрируем эту технику примером.

Эта техника чаще всего применяется в ситуациях, когда манипулятор:

  • пытается застигнуть вас врасплох;
  • отвлекает вас от действительного предмета обсуждения;
  • хочет продолжить обсуждение, несмотря на некую достигнутую договоренность;
  • пытается вызвать у вас чувство вины.

4. «Заезженная пластинка»

Если вы заметили, что ваш собеседник хочет уйти от темы или ведет себя агрессивно, пытается запугать, спровоцировать вас или застать врасплох, то попробуйте поставить «заезженную пластинку». Воспользоваться ею очень просто, вам надо только вновь и вновь повторять, чего вы хотите, или что для вас важно, или что вам хочется узнать и т.д.

В определенный момент вам все-таки удастся заставить манипулятора говорить на нужную вам тему.

Но будьте осторожны: как и все прочие техники ведения беседы, «заезженная пластинка» требует упражнения, упражнения и еще раз упражнения, ведь с малых лет нас отучают от упрямства и прямолинейности.

Но с моральной точки зрения метод «заезженной пластинки» безукоризнен: воспользовавшись им, вы никого не введете в заблуждение, не подвергнете манипуляциям, не проигнорируете и не оскорбите пренебрежением. Вы просто воспользуетесь своим правом говорить то, что хотите.

Эта техника чаще всего применяется в ситуациях, когда манипулятор:

  • пытается вынудить вас к чему-либо или навязать вам что-либо, от чего вы отказываетесь («заезженная пластинка» помогает вам отказаться с твердостью);
  • отвлекает вас от действительного предмета обсуждения;
  • пытается разжечь дополнительные очаги войны;
  • не дает вам выговориться и постоянно вас прерывает.

5. Изменение перспективы

И эта техника, в сущности, очень проста. Вы не отвечаете непосредственно на попытку манипуляции, но предлагаете своему собеседнику посмотреть на ситуацию с вашей точки зрения или точки зрения другого человека.

Эта техника чаще всего применяется в ситуациях, когда манипулятор:

  • отказывается понимать вас;
  • прикидывается глупым;
  • настаивает на своем и глух ко всему остальному.

6. Выход из ситуации

Иногда лучший способ противостоять манипуляции — это «взять быка за рога», решительно прервать беседу и открыто затронуть вопрос о попытке манипулирования. Это можно сделать элегантно, придерживаясь следующей техники.

  1. Прервать беседу ясным и недвусмысленным образом.
  2. Коротко и четко обосновать это прерывание.
  3. Что дальше?
Читайте также:  Этапы жизни и управление эмоциями - психология

Пример. В качестве приглашенного специалиста Курт помогает коллективу проработать застарелый внутренний конфликт. Однако члены команды уклоняются от дискуссии. В конце концов Курт «выходит из ситуации». Он говорит:

  1. «Я прерываю дискуссию.»
  2. «У меня создалось впечатление, что речь идет уже не о собственно проблеме, а о расхождении во мнениях, которое никакого отношения к теме обсуждения не имеет.»
  3. «Я еще раз повторю исходный вопрос, потом подытожу самые важные итоги дискуссии, после чего мы продолжим обсуждение. Вы согласны?»

Курт однозначно прерывает дискуссию, отмечает бесплодность ситуации и предлагает возможный вариант ее развития.

Ключевым моментом этого метода является то, что открыто затрагивается вопрос о попытке манипуляции. Но прежде чем сделать это, следует явно и однозначно прервать разговор.

Это важно для того, чтобы деловой уровень разговора нельзя было смешать с уровнем взаимоотношений участвующих в нем лиц.

Если это разделение не произойдет достаточно четко, то предмет обсуждения и вопросы о том, кто, как и с кем обошелся в ходе этого обсуждения, переплетутся настолько, что будет уже невозможно понять, о чем, собственно, идет речь.

Эта техника чаще всего применяется в ситуациях, когда манипулятор:

  • уже сделал несколько попыток манипуляции;
  • предпринял особо грубую попытку манипуляции (например, оскорбление);
  • отказался от своего манипуляторского поведения, несмотря на другие примененные техники.

7. Прерывание переговоров

Печально, но факт: иногда ничего не выходит! Порой бывает необходимо ясно и недвусмысленно прервать переговоры. В этих случаях важно защитить себя самого и выйти из затруднительной ситуации как можно изящней. Вот очень распространенные, но не совсем элегантные способы завершения переговоров:

  • ретироваться с бранью;
  • бросить упреки;
  • обосновать, почему вы лично не виноваты в провале переговоров;
  • выкрикнуть неопределенные или конкретные угрозы;
  • подавить в себе досаду и тихо удалиться;
  • просто удалиться, оставив собеседника одного;
  • предоставить собеседнику возможность самому оборвать переговоры любым способом.

Вы можете действовать иначе и лучше. В подобной ситуации попробуйте по возможности:

  • сохранить инициативу, прервав переговоры первым;
  • ясно обосновать прекращение переговоров;
  • в зависимости от обстоятельств — описать последствия;
  • в зависимости от обстоятельств — наметить путь к примирению и компромиссу.

Обрывание переговоров — это самый худший из всех возможных вариантов. Но и к нему следует быть готовым, поскольку в этом случае речь не в последнюю очередь идет о том, чтобы защитить самого себя.

Copyright 2007 © Элитариум: Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru).

Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Источник: http://www.elitarium.ru/tekhniki_jelegantnojj_zashhity_ot_manipuljacijj/

Семейный

Переступив порог детской комнаты, вы видите, что двери шкафа раскрыты, игрушки разбросаны, а на столе лежит огрызок яблока. Что же делать, чтобы пробудить у ребенка любовь к порядку?

Погода в доме.

         Беспорядок редко у кого вызывает положительные эмоции, даже если его устраивает самый дорогой человек на свете — сын или дочь. Все, конечно, понимают, что когда ребенок подрастет, он уже не станет делать «коктейль» из игрушечных машинок и пуговиц, наполняя им кухонную посуду.

Тем не менее, часто избежать конфликтов на тему уборки не удается. Когда, вернувшись с работы домой и не найдя прибранного уголка в детской комнате, вы пытаетесь объяснить ребенку, как важен порядок, но чувствуете, что говорите в «пустоту»…

Такое выяснение отношений вызывает конфликт и между взрослыми членами семьи, у которых возникает вопрос, кто виноват и что делать.

Все в ваших руках.

         У детей нет врожденного представления, что такое порядок, а значит и отсутствует стремление его наводить. Поэтому без воспитания любви к порядку не обойтись. И чем раньше вы этим займетесь, тем лучше.

Вас не должны мучить размышления на тему «негуманного» использования детского труда, даже если в начале воспитательного процесса — во время уборки ребенок начнет хныкать и явно не будет рад происходящему.

Знайте, что ваши усилия не пройдут даром — то, что закладывается в детстве, сохраняется на всю жизнь.

         Ребенка нужно приучать к порядку с самого раннего детства не только потому, что вы желаете жить в чистоте. С одной стороны, вы разовьете у него еще и волевое качество.

Малыш очень рано усваивает, что приятно гулять или играть, но есть в жизни и то, что делать не хочется, а надо. Конечно, изначально ребенок сопротивляется всему, что ему не нравится. И от вас потребуется немало усилий и терпения, чтобы добиться нужного результата.

За все это вы будите вознаграждены тем, что ребенок научится быть ответственными и самостоятельным.

         С другой стороны, прививая любовь к порядку, вы научите ребенка простому способу справляться с негативными эмоциями. Регулярная и неторопливая уборка в комнате будет успокаивать тревожного малыша, помогая ему настраиваться на позитивную волну.

Запаситесь терпением.

         Будьте готовы к тому, что приучать к порядку ребенка придется долго. Не исключено, что напоминать ему о необходимости убираться вы будите десятки раз. Малыш не сможет сразу усвоить все ваши требования, но это не должно вас расстраивать. Запаситесь терпением: оно будет обязательно вознаграждено. Итак, о чем нужно знать и помнить всем родителям, чтобы привить ребенку любовь к уборке?

Уборка — это не наказание!

         Не стоит заставлять ребенка убираться, когда вы хотите его наказать. Иначе этот процесс закрепиться в сознании малыша как что-то неприятное, чего нужно избегать. Объясните, в чем преимущество прибранной комнаты.

Расскажите малышу, что если все разложено по своим местам, то любую вещь можно легко найти, никто не наступит случайно на любимую игрушку и не сломает ее. И еще: призывая ребенка навести порядок, постарайтесь не испортить малышу настроение.

Так, например, фразу «Уберись, а то не пойдем гулять в парк» лучше всего заменить на фразу «Сейчас мы пойдем в парк, поэтому давай быстро уберем все игрушки».

Формулируйте задание четко!

        «Наведи порядок в комнате к моему приходу», — такая установка маленькому ребенку непонятна. Вы не добьетесь желаемого результата, если скажете ребенку и так: «Убери немедленно весь этот бумажный мусор!».

Выброшенными могут оказаться ваши важные документы, а не порванные и разрисованные клочки бумаги. Дети в возрасте до четырех лет нуждаются в четких заданиях и указании временных рамок.

Малышу нужно конкретно говорить, что и куда убрать, и лучше всего ему с уборкой помочь.

О пользе совместного труда.

         Когда ребенку исполнится один год, вы уже можете привлекать малыша к уборке игрушек. Просите кроху дать тот или иной предмет, а также положить его на определенное место. И тогда к двум годам малыш будет сам знать названия всех игрушек и где они должны находиться. Так постепенно он станет активным участником в деле наведения порядка.

Будьте дипломатом.

     Малыш игнорирует призывы навести порядок в комнате? Как бы кроха ни сопротивлялась, добивайтесь поставленной цели, но не прибегайте к угрозам. Убеждайте ребенка в необходимости уборки, говоря, например, так: «Мы не сможем заняться рисованием, пока на столе лежит пластилин, потому что он испачкает нам рисунки». И наберитесь терпения: переговоры могут затянуться.

Прибегайте к уловкам.

         Как поступить, если ребенок устраивает разгроми в комнате после перенасыщенного эмоциями дня? Примите участие в «разгроме», чтобы свести к минимуму его последствия. Перекидывайте мягкие игрушки, как мячики, соревнуясь, кто больше поймает, или устройте бой с подушками. Все это избавляет ребенка от агрессивности, и навести порядок в доме будет потом легко.

Ярость — худший советчик.

         В порыве ярости вы пообещали выбросить все игрушки? Никогда не выполняйте это обещание, даже если чаша терпения переполнилась. Лишив ребенка любимой игрушки, вы можете нанести ему психологическую травму.

Работайте над ошибками.

         Если вы, увидев кавардак в детской комнате, накричали на ребенка, то обязательно объясните малышу, что вас вывело из себя.

Ребенок должен понимать, за что его ругают, иначе он будет чувствовать себя обиженным.

Как знать, может, страшное на вид сооружение, сделанное из всего, что под руку подвернулось, — это космический корабль, готовящийся к запуску специально по поводу вашего прихода с работы?

Беспорядок: Обратная сторона медали.

         Знаете ли вы, что если маленькие дети устраивают беспорядок, то у них есть веские основания для такого разрушительного, на взгляд взрослых, поведения?

  1. Малыш не понимает, зачем все вещи должны быть на своих местах и хорошо чувствует себя среди хаотично расположенных предметов. Только годам к семи ребенок способен в полной мере осознать, что такое порядок, и воспользоваться плюсами правильно организованного пространства.
  2. Маленький ребенок не способен к длительной концентрации внимания и не может долго играть с одним и тем же предметом. Так, подергав за уши плюшевого зайца, малыш начинает играть с самосвалом, а мягкую игрушку оставляет. Затем внимание переключается на маленький домик, а вы считаете , что он все разбросал.
  3. Часто дети выносят игрушки из своей комнаты. И этому тоже есть объяснение: так малыш чувствует себя спокойно и уверенно во взрослом мире, который они осваивают.
  4. Если ребенок кидает игрушки, то, возможно, это ему помогает избавляться от напряжения. Ведь обиду или злость испытывают даже маленькие дети! Но они, в отличие от взрослых, еще не умеют справляться с отрицательными эмоциями.

Источник: http://semya.tambov.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/item/58-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-9-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D0%B7%D0%B0%D0%B5%D0%B7%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0

Методы воспитания детей. Часть третья — заключительная

В предыдущих первой и второй части я рассказывала о методах воспитания детей, эта статья будет заключительной в теме методов воспитания.

Итак перейдем, к методам:

  • Метод выработки несовместимого поведения

Данный метод предполагает обучению ребенка иному поведению в проблемной ситуации.

Ребенка необходимо поощрять, если он ведет себя в проблемной ситуации так, как вас устраивает. Особенность этого метода состоит в том, что родителю нужно заранее предугадать проблемную ситуацию и скорректировать ее так, чтобы было альтернативное поведение ребенка.

Если же опять-таки рассмотреть в качестве примера проблему истерик в магазине, то решить ее можно иначе. Зная, что походы в магазины часто сопровождаются истериками, можно предложить ребенку взять список продуктов и помогать вам их находить. Хорошее поведение ребенка нужно поощрить, но не тем, чего он обычно пытается добиться с помощью истерик.

Этот метод хорош в качестве профилактики плохого поведения. Родителям можно заранее предугадать проблемную ситуацию и найти выход из нее, предложив ребенку интересное занятие взамен недопустимого поведения.

Недостатком этого метода является то, что если у ребенка уже случилась истерика, то родителю будет достаточно сложно спокойно обдумать решение и, возможно, нужна будет предварительная подготовка.

  • Метод короткого ясного требования

Простой и эффективный метод в воспитании детей. Взрослые далеко не всегда четко выражают свои мысли. В некоторых ситуациях это допустимо, но если есть серьезность и важность передаваемой мысли, то это должно быть однозначно и понятно ребенку.

Например, родитель может выражать свои мысли так: «Ну и беспорядок у тебя в комнате». За этими словами проскальзывает требование, что стоило бы прибраться, но действия могут и не последовать, т.к. родитель не выразил четкого требования.

Если же родитель скажет «Сложи игрушки в коробку», то ребенку станет понятно, что конкретно от него требуется.

Указания необходимо применять, когда родитель уверен в необходимости выполнения ребенком того или иного действия.

  • Метод заезженной пластинки

Заключается в монотонном повторении много раз одного и того же требования, не отвлекаясь на отговорки, доводы ребенка, пока ребенок не выполнит требование.

Читайте также:  Методология: требования к понятию «личностный рост» - психология

Например, ребенок разбросал игрушки, мама ему говорит: «Сложи игрушки в ящик». Ребенок может всячески  объясняться, «кормить» маму отговорками, но мама продолжает на все это повторять одно и то же требование. В какой-то момент ребенок поймет, что его отговорки бесполезны, и он придет к выводу, что ему все-таки придется сложить игрушки на место.

Необходимо выяснить мотив плохого поведения и создать условия, при которых это поведение исчезнет. Исчезновение причины проблемного поведения, как правило, является эффективным.

Например, если ребенок разбрасывает вещи, то можно ввести правило, если вещи не будут убраны после определенного времени, то они исчезнут (можно их спрятать на какой-то срок или даже выбросить). Когда ребенок почувствует нехватку вещей, то станет бережней к ним относиться.

Важное замечание: исчезают вещи не только ребенка, но и взрослого.

Данный метод качественный, но требует от взрослого мудрости. Смена мотивации в проблемной ситуации вряд ли поможет, но в качестве профилактики хорошо подходит.

  • Метод «Твой выбор – твоя ответственность»

Предполагает позволять ребенку решать самому как поступать в некоторых ситуациях и получать определенные результаты вследствие своего выбора.

Например, если родители что-то приготовили на обед, то ребенок это кушает, но он вправе решить сколько ему съесть. То же самое может относиться и к выполнению домашних заданий, родители могут установить время на выполнение заданий, но за качество их выполнения ребенок будет отвечать сам. Тогда ребенок будет понимать и чувствовать свою ответственность за последствия.

  • Методы «Собственный опыт ребенка» и «Обучение на собственных ошибках»

Не зря популярно выражение «на ошибках учатся». Оно применимо и к детям. Ребенок быстрее понимает и учится через собственный опыт.

Использовать методы воспитания  детей необходимо в совокупности, т.к. основываясь только на один метод невозможно взрастить в ребенке полноценную личность. Как правильно воспитывать детей решать вам, ведь только родитель несет ответственность за свое чадо.

Какие методы воспитания вы применяете? Какие из них вам ближе всего, в чем их преимущества? Если у вас есть свои методы, поделитесь, пожалуйста, своим опытом с нами.

Источник: http://v-shkatulke.ru/vospitanie/metody-vospitaniya-detej-chast-tretya

Воспитание детей: методы

Разнообразные методы воспитания могут применять родители в зависимости от особенностей, поведения и возраста ребенка. Применять и выбирать методы родителями зависит от уровня их психологических и педагогических знаний, и какими методами они сами воспитывались и т.д.

На выбор методов воспитания детей влияет стиль поведения родителей, который может быть попустительским, авторитарным и демократичным.

Эти методы формируют не только зрелую личность и полноценную гармонию, они иногда становятся причиной возникновения различных психологических комплексов.

Основные методы, применяемые в воспитании детей

Метод убеждения и беседы. Этот метод применяется в воспитании детей с любым характером и в разном возрасте.

В беседе с детьми родители аргументируют и объясняют, как себя надо правильно вести в различных ситуациях, выясняя мотивы поведения ребенка. Тон разговора родителя должен быть уверенно твердым и спокойным.

Даже малыши в возрасте одного года, не умеющие еще отвечать, слушают родителей внимательно, реагируя на их интонацию.

Метод позитивного подкрепления. Подкреплением являются некоторые родительские действия, которые следуют за его поступками и действиями. Подкрепление бывает положительным (позитивным) и негативным .

К позитивному подкреплению мы относим благодарность, похвалу, положительные со стороны родителей действия (дать новую игрушку, включить мультики, дать конфету), а к негативному (отрицательному) подкреплению– наказания, строгие замечания.

Метод позитивного подкрепления также заключается и в выражении позитивных эмоций ребенку, которые вызваны его поступками.

Когда малыш делает что-нибудь хорошее и нужное, его необходимо выразить ему свою признательность и всегда похвалить, это могут быть объятия, поцелуй, улыбка, приятные слова, такие как « ты молодец, умница, правильно поступаешь и т.д.» или же другие действия, вызывающие у малыша положительные эмоции и приятные ощущения.

Метод негативного подкрепления основывается на высказывании малышу отрицательного отношения к его поступкам. Это могут быть, замечания («Хорошие дети так не поступают, этот поступок нехороший), укор (« ты расстроил нас, ты поступил очень нехорошо»), а также наказания.

Наказания бывают разные. Одним из методов эффективного наказания считается тайм-аут, это когда ребенка на некоторое время оставляют одного, не общаясь с ним и запрещая ему что-либо делать.

В семьях, применяющих такое наказание, есть, как правило, отведенное специальное место, где ребенка на некоторое время оставляют, это может быть угол, скамеечка, стул.

Ребенок, попадая в это место, понимает, что сделал нехороший поступок и за это наказан.

За плохое поведение наказанием может служить штраф, в виде запрета просмотров фильмов или мультика, сокращение времени игр и т.д. В качестве штрафа нельзя использовать такие действия, которые малыш может выполнять с удовольствием.

К примеру, заставлять его писать или читать, мыть посуду или убирать комнату. Это может привести к тому, что малыш начнет воспринимать такие действия, как очень неприятные и в дальнейшем станет избегать выполнения таких поручений.

В виде штрафа могут быть лишения сладкого или каких-либо вкусностей (но никак не еды).

Метод, так называемой дрессировки. Это может звучать грубовато, но так именно называется метод позитивного и негативного подкрепления. Основа этого метода состоит в следующем:

  • за плохие поступки – негативное (отрицательное) подкрепление;
  • за хорошие поступки – позитивное (положительное) подкрепление.

Эти методы иногда еще называют «методом наказаний и наград» или методом кнута и пряника».

Главные принципы этих методов идентичны, но имеется и ряд различий, к примеру, под методом дрессировки, подразумевается позитивное подкрепление, а под методом наград подразумевают награждение.

К примеру, если ребенок вымыл посуду, то это является подкреплением, а ваше обещание о походе с ним в выходные в парк-это награда.

Метод «1-2-3». Этот метод воспитания эффективен лишь в том случае, когда необходимо прекратить немедленно негативное поведение ребенка. Такой метод заключается в следующем: если после замечания родителя о неправильном поведении ребенку и считая до трех, ребенок не реагирует и продолжает плохое свое поведение, то должно последовать наказание.

Такой метод применяется к детям старше двух лет. Начиная считать до трех, делая при этом промежутки в несколько секунд (4-5 сек.) между цифрами, родители дают шанс ребенку одуматься и выйти из этой ситуации безнаказанным, изменив свое поведение.

В том случае, если ребенок на замечания родителя не реагирует, продолжая хулиганить по окончанию счета «3», необходимо наказание привести в исполнение.

Используя этот метод, родителю необходимо не терять уверенности и сохранить спокойствие, голос должен быть уверенным, а счет – четким. Иначе, ребенок если поймет, что взрослый уже «на взводе», в надежде добиться своего, может продолжить свои нехорошие действия.

Метод «заезженной пластинки». Часто в ответ на требования родителей, они получают массу возражений и отговорок от малыша и начинают вступать с ним в полемику. В этом случае, они лишь теряют время и не могут достичь своей цели.

К примеру: «Даша надо идти в садик, одевайся», «Не хочу я в садик», Мне надо идти на работу, а тебе в садик», «А я хочу остаться с тобой дома», « Я не могу оставаться дома, мне надо на работу» и т.п. Объясняя ребенку не совсем понятные вещи для него, мамы начинают обычно выходить из равновесия и лишь теряют свое время.

Эти разговоры могут продолжаться бесконечно. Но стоит маме перестать повторять свои требования и вступать в объяснения, как малыш сразу начнет выполнять все, что необходимо. «Даша надо одеваться и идти в садик», « Не хочу я в садик», «Даша, нужно одеться и идти», «Я хочу остаться с тобой дома», «Даша одевайся, мы идем в сад».

Ребенок увидев, что продолжать дальше разговор бесполезно, и что мама на поводу не идет, он молча начинает одеваться.

В процессе воспитания большинство родителей применяют так называемый метод физического воздействия (подзатыльники, шлепки, битье и т.п.). До сих пор ответа однозначного об эффективности этого метода не найдено. Ни для кого, не секрет, что совсем еще недавно, битье применялось не только в качестве наказания детей, но и взрослых.

На сегодняшний день этот метод физического наказания психологами считается как одним из самых неэффективных методов, к тому же для подрастающей личности – травматичным. Но, если вы являетесь сторонником такого воздействия, то старайтесь такой метод применять самых неординарных крайних случаях.

Вначале необходимо попытаться воздействовать на ребенка гуманными методами и наладить с ним психологический контакт.

Источник

Источник: http://inq-brc.ru/index.php/help/667-rebenok-i-computer

Метод «заезженной пластинки»

Этому чудесному методу учат нас.. Дети. Любой тодлер + владеет им в совершенстве.

— Мама, я хочу конфету. — Солнце, ты уже съел 5 сегодня, достаточно. — Мама, я хочу конфету. — Понимаешь, нельзя есть так много конфет. От конфет бывает сыпь и портятся зубы. Понимаешь?

— Да, мама, я хочу конфету..

Еще так раз 5 и… Классика:

  •  мама дает конфету.
  • мама не дает конфету – истерика – мама дает конфету «в порядке исключения».
  • Еще вариант 3. все раздражаются, срывается мама (сила срыва зависит от темперамента, сна в сутки и других факторов). Срывается ребенок – падает на пол и требует («хорошо, что не в магазине», – думает мама).

Решение, как мне кажется, не может быть стандартным. Нужно знать детали ситуации – с каким-то малышом проще договориться, так как, например, введено понятие «последняя». И ребенок точно знает, что мама будет тверда, раз сказала. С кем-то ситуация решится через слезы тщетности. Кому-то можно дать эту конфету, доесть всю пачку и перестать покупать сладкое в дом пакетами.

Каким бы ни было решение, есть один метод общения с детьми, который творит чудеса часто ДО возникновения конфликтной ситуации.

Суть: повторяйте много раз одно и то же требование, не отвлекаясь на отговорки и объяснения.

Как у детей получается получить шестую конфетку? Они игнорируют наши аргументы, не дискутируют. Просто снова и снова коротко и настоятельно повторяют свою просьбу – эффект «заезженной пластинки». Что делаем мы – родители? Мы, как это принято во взрослом общении, аргументируем. Дискутируем, хотим осознания и согласия.

Я считаю такое общение крайне важным – объяснять, обсуждать, слушать, понимать. Даже когда вы устали или вам лень. Но речь не о таких ситуациях. Речь о бытовых рутинах или ситуациях, с которыми родители сталкиваются ежедневно.

Ситуациях, когда под конец вы вообще забываете, чего хотели, а ребенок жует свою шестую конфету.

Метод «заезженной пластинки» для родителей

— Сейчас мы почистим зубы, почитаем книжку, я поглажу спинку 10 раз. И Ваня будет спать. — Я не хочу спать, зачем вообще спать. — Где наша щетка с утенком? Книжка ждет, там дракон всем поможет и ляжет спать, потом спинка, а только потом Ваня спать. — Я не буду спать, я буду читать.

— Конечно, мы идем читать, открывай книгу, а только потом мама погладит спинку и спать.

Понятен принцип? О пользе сна говорить можно, конечно. Но я и со взрослыми говорю-то не всегда успешно на эту тему. Не нужно давать детям ответственности больше, чем они могут взять в каждом возрасте.

Я считаю, что этот метод не снимает всех конфликтов, но, безусловно, сохраняет маме нервы, повышает уверенность в своей родительской роли. Читала об этом методе в далеком 2011 году у немецких авторов Кац и Моргенот. Мы адаптировали его в BabySleep под процесс укладывания даже самых активных детей. Спасли нервы тысячам семей. Пользуйтесь! Не только со сном!

Источник: http://elenamuradova.ru/metod-zaezzhennoj-plastinki/

Ссылка на основную публикацию